His article discusses Asperger’s syndrome and its characteristic symptoms. Recommendations are also given for working with preschoolers who have psychological abnormalities of this nature. Ключевые слова: syndrome, Asperger’s , classification, correcti …
Тема статьи: «Развитие творческих способностей воспитанников дошкольного возраста в музыкально – игровой деятельности». Ключевые слова: творческие способности, дошкольный возраст, музыкальное воспитание, музыкально – игровая деятельность. Область приме …
Определение предметно-развивающей среды дает С.Л. Новоселова: «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика». Предметно-игров …
Цель: создание условий для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: учить детей составлять описательный рассказ об игрушке; продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, чистоговорки; зак …
Цель: учить создавать модель по схеме с мотором и материнской платой, находить различия и сходства в предыдущих схемах других построек. Задачи: 1. Формировать обобщающее понятие Аттракционы – это карусели, качели, качалки, колесо обозрения и другие вид …
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Посредством народной игры ребенок входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколени …
Данный сценарий составлен по сюжету сказки А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. Может использоваться педагогами ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста и педагогами начальной школы. Цели и задачи: Способств …
Тип: занятие по закреплению знаний, умений, навыков по теме «Транспорт». Вид: Тематическое. Тема: «Транспортные средства. Грузовик». Возрастная группа детей: 3-4 года. Задачи: Обучающие задачи: Учить различать, называть игрушки, соотносить их с изобр …
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие (развитие математических и сенсорных способностей). Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: помещение группы. Раздаточный материал : 1)снежки, сделанные из ваты,-на 2 больше …
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Развитие сенсорных способностей детей с ТНР ЗАДАЧИ: формировать систему представлений о качествах окружающих предметов, их разнообразии; обеспечивать усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины, вкуса, обоняния, слуха (фонематич …
Next
Источник: https://eee-science.ru/ped-ot/pedagogika-po-urovnjam-obrazovanija/doshkolnaja-pedagogika/
Шпоры по дошкольной педагогике
Возникновение дошкольной педагогики как науки относится к веку, когда чешский педагог ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670 г. г.) создал первую систему дошкольного воспитания. В своих трудах Я. А.Коменский изложил прогрессивные идеи о развитии и воспитании ребенка:
-указал на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-разработал возрастную периодизацию, включающую четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость. Каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школе.
- Для детей от рождения до б лет предназначается «материнская школа»
- -выдвинул идею природособразности воспитания;
- -созданное им пособие «Видимый мир в картинках» положило начало наглядному ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни; ,
- -обосновал необходимость широкого использования наглядных методов в воспитательно-образовательной работе с детьми;
- -важной задачей воспитания детей до б лет считал развитие органов чувств, речи и представлений об окружающем;
- -предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому обучению в школе, которая содержала начатки знаний из всех областей наук. Знания и навыки располагались по принципу последовательного перехода от простого к сложному, от легкого к трудному;
Швейцарский педагог ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827 г. г.) придавал важное значение дошкольному воспитанию,
- -основной задачей воспитания считал формирование нравственного облика ребенка, отвергая нравоучения как средство нравственного воспитания, стремился развить у детей любовь прежде всего к матери, затем к сверстникам и взрослым, воспитать чувство долга, справедливости путем упражнения и нравственных поступков;
- -выдвинул идею соединения производительного труда с обучением;
- -разработал идею элементарного обучения, согласно которой в основе всякого знания лежат основные элементы: форма, число и счет. Первоначальное обучение должно основываться на этих элементах;
- -уделял большое внимание разработке задач, содержания и методов дошкольного воспитания ребенка в семье;
- -в умственном воспитании на первое место выдвигал развитие мышления, умственных способностей, упорядочивание представлений;
- -создал «Книгу матерей», где он писал о том, что мать, как основная воспитательница, должна развивать физические силы ребенка с раннего возраста, прививать ему трудовые навыки, вести его к познанию окружающего мира, воспитывать любовь к людям.
Во второй половине XIX века немецким педагогом ФРИДРИХОМ ФРЕБЕЛЕМ (1782-1852 г. г.) была создана система воспитания маленьких детей, имевшая большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире.
По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек — маленькое существо, носящее в себе частицу божества. Назначение человека — выявить заложенное в нем божественное начало.
Воспитание должно способствовать творческому самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их.
Основой воспитания ребенка в детском саду Фребель считал игру, через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало, рассматривал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения. Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил шесть»даров». Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость,
Абстрактность. Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т. д.
МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952 г. г.) — итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания, в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики» изложила свою систему дошкольного воспитания.
- Ее прогрессивные идеи:
- -впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;
- -для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование;
- -определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дид. материал, Монтессори вместе с тем требовала вооружения воспитателей методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей;
- -наряду с основной формой воспитания и обучения детей — самостоятельными занятиями- предлагала применять разработанную форму — индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность
- -создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.
- Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори:
- -строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения;
- -детской творческой игре не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей;
- -исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям;
- -считала, что от 3 до 6 лет возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной сферой.
- Роберт Оуэн организовал первые дошкольные учреждения для детей рабочих, где воспитывал их в духе коллективизма, прививал им трудовые навыки, учитывая их интересы и используя в работе с ними игры и развлечения как важнейший воспитательный фактор.
- Мы рассмотрели наиболее прогрессивные и известные во всем мире педагогические теории, которые составляют основу дошкольной педагогики
Источник: http://shporiforall.ru/shpory/shpory-po-doshkolnoj-pedagogike
1 Дошкольная педагогика как наука
Тема I. Теоретические основы дошкольной педагогики.
1. Дошкольная педагогика как наука.
2. Философские основы воспитания детей.
3. Современные проблемы дошкольной педагогики как науки.
- 4. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении:
- понятие, принципы организации, современные подходы.
- 5.Образовательные программы для дошкольных учреждений:
- характеристика, современные подходы.
6.Теоретические основы образовательных программ для ДОУ.
- 7.Инновационные процессы в дошкольном образовании: опыт,
- перспективы.
- 8. Особенности организации педагогической работы на разных этапах
- дошкольного детства.
9.Теоретические основы воспитания и обучения детей раннего возраста.
Дошкольная педагогика как наука.
Дошкольная педагогика является составной частью системы педагогических наук.
Объектом дошкольной педагогики как науки выступает педагогическая действительность, а именно различные педагогические явления: воспитание, обучение, педагогическое общение, педагогический процесс, т. д.
Предметом дошкольной педагогики как науки является процесс образования личности от рождения до 7 лет.
Образование – сложная категория.
Философско-методологическое изучение этой категории показывает, что образование может рассматриваться как ценность (общественная, государственная, личностная), как процесс (движение от цели к результату), система (выстроенность образовательных учреждений для дошкольников, различающихся по типу, направлению образования и т. д.), как результат (уровень образованности).
Образование как предмет дошкольной педагогики включает в себя две взаимосвязанных стороны — обучение и воспитание.
Ориентация на образованность и предполагает создание новых теоретико-методических подходов, раскрывающих возможности активной самореализации, духовного развития детей, приобщение их к миру культуры, постижения окружающей действительности с учётом индивидуальных ценностей личности, т. д. Эти и многие другие вопросы связанные с образованием детей входят в предмет дошкольной педагогики как науки.
Основные задачи дошкольной педагогики как науки:
1) раскрытие законов, закономерностей образования дошкольников с учетом ценностей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей детей и т. д.;
- 2) разработка новых методов, форм, средств, систем образования детей, управления дошкольным образованием;
- 3) изучение и обобщение практики работы ДОУ, опыта педагогической деятельности;
- 4) внедрение результатов исследований в ДОУ;
- 5) создание новых, альтернативных программ образования для дошкольников в условиях ДОУ и семьи.
- Функции дошкольной педагогики как науки:
- 1) описательная –раскрываются педагогические теории, методики обучения, воспитания дошкольников;
- 2) объяснительная – раскрывается суть педагогических понятий с учетом возрастной специфики дошкольников, закономерности воспитания, обучения детей. Посредством экспериментальной работы дается объяснение педагогическим фактам, явлениям;
3) проективно-конструктивная – создаются системы дошкольного образования, модели педагогической работы, намечаются корректирующие меры и т. д.
4) преобразовательная – направлена на формирование качеств личности, повышение уровня знаний, умений, способностей (интеллектуально-познавательных, художественных), развитие системы отношений к миру;
5) исследовательская – поиск и постановка новых проблем, определение стратегии исследований и т. д.;
6) прогностическая – дошкольная педагогика должна «забегать» вперед практики, предвидеть результаты педагогических воздействий и т. д.;
7) диагностическая – разрабатываются диагностические методики, критерии, показатели образования выявляется наличный уровень образованности детей и т. п.;
8) рефлексивная – самопознание, изучение самой дошкольной педагогики как науки.
Дошкольная педагогика выступает с трех позиций:
рациональной | « | эмоционально-ценностной | « | деятельностно-практической |
научные знания, принципы, законы, закономерности, концепции и т. д. | Отношение ученых, практиков к научным знаниям, концепциям, их позиции и т. д. | практическая деятельность педагогов ДОУ, гувернеров, воспитателей детских домов и т. д. |
Источники дошкольной педагогики как науки:
1) педагогические теории, идеи педагогов прошлого, настоящего;
2) экспериментальные исследования научно-исследовательских институтов, центров, кафедр дошкольной педагогики, т. д.;
3) данные практики работы ДОУ, педагогический опыт;
4) данные смежных наук (психологии, физиологии, философии и т. д.)
Результатом развития дошкольной педагогики стало отделение самостоятельных педагогических дисциплин: педагогики раннего детства и методик дошкольного воспитания, обучения.
Дошкольная педагогика тесно связана с другими науками о человеке: психологией, философией, социологией, этикой, эстетикой, анатомией, гигиеной и др. Идеи данных других наук помогают глубже исследовать закономерности образования дошкольников, обеспечивают более широким арсеналом методов исследования.
Основные понятия: объект, предмет, задачи дошкольной педагогики, функции дошкольной педагогики, её источники.
Источник: https://studizba.com/lectures/111-raznoe/1501-doshkolnaja-pedagogika/28250-1-doshkolnaja-pedagogika-kak-nauka.html
Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука об образовании ребенка
- Тема 1.Предмет, основные понятия и функции
- дошкольной педагогики как науки
- Основные понятия: дошкольная педагогика, образование, воспитание, функции, задачи, методы, средства, предмет, объект дошкольной педагогики.
Дошкольная педагогика как область гуманитарного знания, как фундаментальная и прикладная наука. Дошкольная педагогика – наука о воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
Функции дошкольной педагогики как науки: теоретическая, технологическая, прогностическая.
- Объект дошкольной педагогики – процесс развития ребенка дошкольного возраста в условиях педагогической системы, процессов воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.
- Предмет дошкольной педагогики – педагогический процесс как фактор целенаправленного содействия развитию личности ребенка дошкольного возраста, его сущность, закономерности, принципы, цели, задачи, содержание, технология.
- Цель дошкольной педагогики: разработка теоретических основ, целей, содержания и технологий образования и воспитания маленького ребенка, обеспечивающих его разностороннее, индивидуальное своеобразное развитие ребенка на основе его природных возможностей.
Феномен детства. Современное отношение общества к дошкольному детству как самоценному этапу развития личности, определяющему все дальнейшее ее развитие. Формирование фундаментальных, собственно человеческих способностей в дошкольный период детства. Воспитание – ведущая категория дошкольной педагогики и функция дошкольного образования.
Система дошкольной педагогики как науки. Связь дошкольной педагогики с другими науками. Формы связи дошкольной педагогики с другими науками о человеке.
- Тема 2.Становление и развитие дошкольной педагогики
- Основные понятия: педагогическое исследование, этапы педагогического исследования, методы педагогического исследования.
- Источники дошкольной педагогики как науки: народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого (труды выдающихся педагогов, этнопедагогика), экспериментальные исследования, данные смежных наук, передовой опыт общественного и семейного воспитания дошкольников.
Основные этапы становления и развития дошкольной педагогики. Развитие дошкольной педагогики как народной; педагогические идеи о воспитании маленьких детей в период античности (Сократ, Демокрит, Пдатон, Квинтилиан); развитие идеи дошкольной педагогики в эпоху Возрождения (Ф. Рабле, Витторино де Фельтре), становление педагогических идей в 17 веке (Ч.А.
Коменский, Дж Локк); развитие идей воспитания ребенка Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна. Основоположник русской дошкольной педагогики – К.Д. Ушинский. К.Н. Ветнцель и Л.Н.Толстой о свободном воспитании ребенка. Развитие дошкольной педагогики и практики в постреволюционный период: И.И. Бецкой, П.Ф. Лесгафт, Е.И. Водовозова, П.Ф. Каптерев, Е.И. Тихеева, Н.К.
Крупская, А.С. Макаренко.
Развитие дошкольной педагогики в 50-70 годы 20 века: А.М. Леушина, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Р.И. Жуковская, Д.Б. Менджерицкая, Е.А. Флерина. Современные исследователи в области дошкольной педагогики: Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, Давидчук, Р.С. Буре, А.Н. Шатова, А.Д. Кошелева, С.Л. Новоселова.
Связь теории и практики дошкольного воспитания. Актуальные проблемы педагогических исследований в современной дошкольной педагогике. Понятие педагогического исследования. Этапы педагогического исследования. Методы педагогического исследования. Ребенок дошкольного возраста как объект научного исследования и субъект воспитания.
Тема 3.Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики
Основные понятия: методология, гуманизм, гуманизация, педагогическая антропология, факторы развития личности, подходы в дошкольной педагогике, концепции воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
Теоретико-методологические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста (общая характеристика основных подходов). Культурологический, полисубъектный, аксиологический, средовой, синергетический, этнопедагогический, компетентностный подходы в дошкольной педагогике.
Философские основания дошкольной педагогики. Гуманизм как социально-ценностное мировоззрение и как идейная основа дошкольной педагогики. Ориентация на личность ребенка – ключевая социально-педагогическая установка. Подходы к пониманию детства как полноценной жизни маленького человека. Гуманизация воспитания и образования как социально-педагогический принцип.
Педагогическая антропология как методологическое основание дошкольной педагогики на общенаучном и частно-научном уровнях.
Ведущие идеи педагогической антропологии: целостность, единство духовной и биологической природы человека, его субъектность, взаимосвязь индивидуального и социального. Ребенок как субъект деятельности, общения, развития и саморазвития.
Источники, факторы и условия развития личности дошкольника как субъекта деятельности, общения и саморазвития. Наследственность и воспитание. Среда и воспитание ребенка дошкольного возраста. Социальная ситуация развития личности.
Амплификация в развитии личности в процессе воспитания и обучения. Роль деятельности в развитии личности дошкольника. Особенности, взаимосвязь детских видов деятельности. Организация и педагогическое руководство ими. Активность личности как фактор ее развития.
Возрастное развитие и сензитивность. Воспитание и возраст: учет в процессе воспитания возрастных особенностей ребенка и амплификация его развития, ориентация на зону его ближайшего развития, повышение уровня сложности в общении и с взрослым.
Индивидуальность ребенка и воспитание: учет свойств индивидуальности и развитие ее творческих способностей.
Системный и комплексный подходы в дошкольной педагогике. Системная природа процессов воспитания, обучения ребенка дошкольного возраста. Закономерность целостного развития личности ребенка как основа комплексного подхода в педагогическом процессе.
Современные отечественные и зарубежные концепции, теории воспитания и развития ребенка дошкольного возраста: «Концепция дошкольного воспитания», Концепция дошкольного образования (авт. В. И. Слободчиков); М. Монтессори и Р. Штайнер о свободном воспитании; теории К.Д. Ушинского о народности воспитания; А.В.
Запорожца об амплифкации развития ребенка в процессе обучения и воспитания; А.П. Усовой о обучении как ведущем факторе развития ребенка дошкольного возраста и подготовки его к обучению в школе; Л.А. Венгер о развитии познавательных способностей и педагогических условиях их воспитания; Н.Н.
Поддьякова о развитии когнитивной сферы ребенка дошкольного возраста и роли познавательной деятельности в этом процессе; Д.И. Фельдштейна, В. Т. Кудрявцева о феномене детства и роли культуры в образовании и развитии ребенка дошкольного возраста; В.И. Логиновой и Л.М.
Клариной о формировании субъектной позиции ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ; концепции С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко о социальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Источник: https://megaobuchalka.ru/1/6103.html
Дошкольная педагогика как наука
Дошкольная педагогика является составной частью системы педагогических наук.
Объектом дошкольной педагогики как науки выступает педагогическая действительность, а именно различные педагогические явления: воспитание, обучение, педагогическое общение, педагогический процесс, т. д.
Предметом дошкольной педагогики как науки является процесс образования личности от рождения до 7 лет.
Образование – сложная категория.
Философско-методологическое изучение этой категории показывает, что образование может рассматриваться как ценность (общественная, государственная, личностная), как процесс (движение от цели к результату), система (выстроенность образовательных учреждений для дошкольников, различающихся по типу, направлению образования и т. д.), как результат (уровень образованности).
Образование как предмет дошкольной педагогики включает в себя две взаимосвязанных стороны — обучение и воспитание.
Ориентация на образованность и предполагает создание новых теоретико-методических подходов, раскрывающих возможности активной самореализации, духовного развития детей, приобщение их к миру культуры, постижения окружающей действительности с учётом индивидуальных ценностей личности, т. д. Эти и многие другие вопросы связанные с образованием детей входят в предмет дошкольной педагогики как науки.
Основные задачи дошкольной педагогики как науки:
1) раскрытие законов, закономерностей образования дошкольников с учетом ценностей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей детей и т. д.;
- 2) разработка новых методов, форм, средств, систем образования детей, управления дошкольным образованием;
- 3) изучение и обобщение практики работы ДОУ, опыта педагогической деятельности;
- 4) внедрение результатов исследований в ДОУ;
- 5) создание новых, альтернативных программ образования для дошкольников в условиях ДОУ и семьи.
- Функции дошкольной педагогики как науки:
- 1) описательная –раскрываются педагогические теории, методики обучения, воспитания дошкольников;
- 2) объяснительная – раскрывается суть педагогических понятий с учетом возрастной специфики дошкольников, закономерности воспитания, обучения детей. Посредством экспериментальной работы дается объяснение педагогическим фактам, явлениям;
3) проективно-конструктивная – создаются системы дошкольного образования, модели педагогической работы, намечаются корректирующие меры и т. д.
4) преобразовательная – направлена на формирование качеств личности, повышение уровня знаний, умений, способностей (интеллектуально-познавательных, художественных), развитие системы отношений к миру;
5) исследовательская – поиск и постановка новых проблем, определение стратегии исследований и т. д.;
6) прогностическая – дошкольная педагогика должна «забегать» вперед практики, предвидеть результаты педагогических воздействий и т. д.;
7) диагностическая – разрабатываются диагностические методики, критерии, показатели образования выявляется наличный уровень образованности детей и т. п.;
8) рефлексивная – самопознание, изучение самой дошкольной педагогики как науки.
Дошкольная педагогика выступает с трех позиций:
рациональной | « | эмоционально-ценностной | « | деятельностно-практической |
научные знания, принципы, законы, закономерности, концепции и т. д. | Отношение ученых, практиков к научным знаниям, концепциям, их позиции и т. д. | практическая деятельность педагогов ДОУ, гувернеров, воспитателей детских домов и т. д. |
Источники дошкольной педагогики как науки:
1) педагогические теории, идеи педагогов прошлого, настоящего;
2) экспериментальные исследования научно-исследовательских институтов, центров, кафедр дошкольной педагогики, т. д.;
3) данные практики работы ДОУ, педагогический опыт;
4) данные смежных наук (психологии, физиологии, философии и т. д.)
Дошкольная педагогика в России начала активно развиваться в ХХ веке, что связано с созданием общественной системы дошкольного воспитания.
Приоритетным направлением исследований в начале века стало всестороннее, гармоничное развитие личности; 40-е – 60-е годы – основным направлением явилось изучение научных подходов к обучению дошкольников; 70-е – 90-е годы исследовались гуманистический, личностный, деятельностный, системный, этнокультурный, аксиологический подходы к дошкольному образованию.
Результатом развития дошкольной педагогики стало отделение самостоятельных педагогических дисциплин: педагогики раннего детства и методик дошкольного воспитания, обучения.
Дошкольная педагогика тесно связана с другими науками о человеке: психологией, философией, социологией, этикой, эстетикой, анатомией, гигиеной и др. Идеи данных других наук помогают глубже исследовать закономерности образования дошкольников, обеспечивают более широким арсеналом методов исследования.
Основные понятия: объект, предмет, задачи дошкольной педагогики, функции дошкольной педагогики, её источники.
Источник: https://cyberpedia.su/4xa33c.html
Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие
- Наталья Микляева, Юлия Микляева
- Дошкольная педагогика
- Теоретико-методические основы коррекционной педагогики
- Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений
Руководитель издательской программы «Коррекционная педагогика и специальная психология» для вузов и ссузов – профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат Государственной премии в области образования В.И. Селиверстов
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, профессор О.Е. Грибова; кандидат педагогических наук, профессор Л.Р.
Болотина; кафедра дошкольной дефектологии Московского педагогического государственного университета; кафедра педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института; кафедра дошкольной педагогики и методики образования Череповецкого государственного педагогического университета
От авторов
Данное пособие адресовано студентам-дефектологам средних и высших специальных учебных заведений, а также уже работающим педагогам – в качестве второго учебного пособия, дополняющего известные учебники по дошкольной педагогике В.И. Логиновой и М.А. Саморуковой, а также С.А. Козловой и Т.А. Куликовой.
Свою задачу авторы видели в том, чтобы помочь будущему или уже работающему педагогу углубить понимание тех теоретических положений, на которых образуются дошкольная педагогика и современная методика обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии; систематизировать знания студентов, помочь им упорядочить и критически оценить наблюдаемый педагогический опыт, расширить кругозор и получить представление как о новых идеях, так и о перспективах развития методики воспитания и обучения дошкольников.
В представленном учебном пособии некоторые вопросы рассматриваются с учетом разных точек зрения, поскольку педагог в современной ситуации развития общества должен ориентироваться в мире методических идей и уметь определять собственную позицию. Только в этом случае можно рассчитывать на его творческую активность.
Своеобразие предлагаемого пособия заключается в том, что в него включены некоторые сведения о детях с разными отклонениями в развитии, встречающихся в повседневной практической деятельности дошкольного педагога.
Приводятся причины, описываются особенности проявления, приемы предупреждения и преодоления недостатков в сенсомоторном, интеллектуальном, речевом и личностном развитии.
На наш взгляд, подобный материал, предназначенный для студентов-дефектолов и практикующих коррекционных педагогов позволит связать задачи общеразвивающего и специального образования.
Таким образом общие сведения о дошкольной педагогике будут служить основой для дальнейшего изучения специальной педагогики (олигофренопедагогики, тифлопедагогики, логопедии, сурдопедагогики и т. д.). Фактиче ски, это первый опыт, позволяющий взглянуть на дошкольную педагогику глазами дефектолога.
С другой стороны, для дошкольных педагогов информация о детях с отклонениями в развитии позволит правильно сориентироваться в практических случаях предупреждения нарушений и оказания первой педагогической помощи.
Авторы будут признательны всем, кто выскажет свои предложения и пожелания по поводу усовершенствования учебного пособия.
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Глава I
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
Предмет и задачи общей педагогики
Педагогика объединяет данные всех естественных и общественных наук о ребенке, законах развития воспитательных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.
Научные знания позволяют рассмотреть воспитание с точки зрения целенаправленного воздействия на каждого растущего человека как на неповторимую человеческую индивидуальность. В результате такого воздействия обеспечивается рост и совершенствование нравственных и творческих сил ребенка.
Как наука педагогика имеет свой предмет, объект исследования, задачи, а также общую, специальную и частную методологию. Это позволяет ей прогнозировать будущее развитие изучаемых процессов.
Объектом педагогики является человек, а предметом – процесс его воспитания.
Однако в процессе развития общест ва, выдвигавшего в каждую историческую эпоху свои требования к воспитанию детей и связанным с ним наукам, выделилась единая, объединяющая все воспитательные и образовательные действия, система, получившая название педагогический процесс, включающий в себя формирование, развитие, воспитание и обучение вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Все это и составляет в настоящее время предмет педагогики.
- Задачи педагогики:
- • раскрытие закономерностей педагогического процесса, управление образовательными и воспитательными системами;
- • изучение и обобщение педагогической деятельности, ее научной оценке и проверке;
- • разработка новых методов, средств, форм, систем воспитания, обучения и управления образовательными системами;
- • внедрение результатов научно-педагогических исследований в практику.
- Общая методология педагогики – методологические и теоретические основы педагогической науки, представляющие в целом диалектико-материалистический подход к объективной действительности и процессу обучения и воспитания ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
- Специальная методология педагогики характеризует устойчивые представления о сознании и психике человека, возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него.
- Частная методология педагогики представляет при этом закономерности, принципы и методы изучения педагогических явлений и процессов.
- Наиболее активно педагогика пользуется следующими методами исследования:
Источник: https://iknigi.net/avtor-yuliya-miklyaeva/31098-doshkolnaya-pedagogika-teoretiko-metodicheskie-osnovy-korrekcionnoy-pedagogiki-uchebnoe-posobie-yuliya-miklyaeva/read/page-1.html