Древнее восточное средиземноморье и аравия — студенческий портал

Древнее Восточное Средиземноморье и Аравия - Студенческий портал

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА:
Восток, Греция, Рим/
И.А.Ладынин и др.
М.: Эксмо, 2004 

  • Раздел 
  • ВОСТОК
  • Глава VIII.
  • Восточное Средиземноморье и Аравия

8.1. Территория, население, древнейшая история

Согласно делению, принятому с античных времен, террито­рия Восточного Средиземноморья, простирающаяся от Тавра и большой излучины Евфрата до Синая, подразделяется на Сирию (с горами Аманус на севере и Ливан и Антиливан на юге), Финикию (полоса побережья) и Палестину.

Водных ресурсов здесь мало, самые большие реки — Иордан в Палестине, Оронт в Сирии. Рельеф и бесплодные районы делили Восточное Средиземноморье на множество отдельных микрорегионов.

Залежи медной и железной руды, обширные леса, в том числе знаменитые ливанские кедры, а потом и выходы к торговым пу­тям обуславливали экспансию со стороны Месопотамии и Египта. В степных областях на рубежах Аравии обитали скотоводческие племена, то и дело вторгавшиеся в оазисы.

Сама Аравия делилась на три региона, известных античным авторам как Аравия Каменистая (северо-западная), Аравия Пустынная (северо-цен- тральная, включая Сирийскую степь вплоть до течения Евфрата) и Аравия Счастливая (южная, где было возможно развитое земле­делие).

В VIII-IV тыс. до н.э. Восточное Средиземноморье и Сирийскую степь населяли потомки носителей местной мезоли­тической культуры. Они перешли к земледелию, известному по культуре Иерихона (VII тыс. до н. э.).

Некоторые из ее поселений, в т.ч. сам Иерихон, окружали каменные стены: накопление за­пасов земледельческими общинами вызывало необходимость в оборонительных средствах.

В Иерихоне они оказались недоста­точны: протогород пал под ударами извне.

Аравию в VI-IV тыс. до н. э. занимали племена семитской эт­нической общности, переселившиеся сюда из Восточной Сахары через Эфиопское нагорье и Баб-эль-Мандеб. В IV тыс. до н. э.

вну­три этой общности обособилось несколько ареалов: к Среднему Евфрату выходили восточносемитские племена (предки аккад­цев), впоследствии переселившиеся в Месопотамию; у рубежей Сирии обитали северные семиты, или эблаиты; в северо-центральной Аравии — западные семиты (предки ханаанеев, амореев, древних евреев и пр.

), южнее — носители южно-центральных се­митских диалектов (прямые этнические предки исторических арабов), на крайнем юге — носители т.н. южнопериферийных се­митских диалектов (создатели первой цивилизации в Аравии; с историческими арабами они слились только в I тыс. н. э.).

В конце IV — начале III тыс. до н. э. семитский мир приходит в движение. Восточные семиты (будущие аккадцы) проникают на Средний Евфрат, а оттуда — в Нижнюю Месопотамию, северные семиты расселяются в Сирии и Верхней Месопотамии (проникая даже за Тигр).

Раскалывается западносемитское единство: часть племен отселяется в Сирию, а оттуда распространяется в Палестину, переходя к земледелию, в то время как другая остает­ся в степях и занимается подвижным скотоводством.

На основе групп, отселившихся на запад, сформировался этнос ханаанеев, на основе тех, что остались в степях, — этнос сутиев-амореев (по самоназванию — просто сутиев; термин «амореи» перешел на них значительно позже).

Этот процесс нашел отражение в мифологии: во времена западносемитского единства все его носители имено­вали себя сутиями, по своему легендарному предку Суту (Шет- Сиф в Библии). Ханаанеи своим предком-эпонимом считали культурного героя Каина (доел.

«Кузнец»); при этом, помня о сво­ем происхождении из общезападносемитской среды, они законо­мерно объявляли Каина потомком Суту.

Оставшиеся же в степях группы, прямо продолжавшие былую общность сутиев и удер­жавшие их этноним, враждебно относились к оседлым отселен- цам, рассматривали их как своего рода предателей добрых нравов предков и объявляли их эпонима — Каина — не потомком, а злым оседлым братом доброго скотовода Суту, виновным в убийстве другого доброго брата-скотовода — Авеля. Скотоводы-сутии и от­селившиеся основатели городов ханаанеи тем самым противопо­ставлялись друг другу как потомки достойного и скверного бра­тьев. Оба варианта племенной генеалогии попали в Библию.

К середине III тыс. до н. э. на северо-востоке Аравии обособи­лась еще одна ветвь западных семитов, известная впоследствии под названиями «арамеев» и «ахламеев» и возводившая себя к первопредку Сахламу.

С появлением ханаанеев в Сирии и Палестине начинается т.н. Раннебронзовый период в истории региона (III тыс. до н. э.). В это время на побережье возникают основные города будущей Финикии (финикийцами называли именно прибрежных ханаа­неев) — собственно Библ (слой Библ VI), Тир и др. (ок.

XXIX- XXVIII вв. до н. э.). Север Сирии одновременно осваивают север­ные семиты, или эблаиты, названные так современными учены­ми по Эбле, их крупнейшему поселению в Сирии. В Шумере их называли «марту» — не исключено, что по среднеевфратскому Мари, частично заселенному ими,— а по-аккадски «амурру», т.

е. амореи.

В прибрежных городах шел интенсивный политогенез, как видно из наличия монументальных храмов на каменном фунда­менте. В Библе в середине III тыс. до н. э. уже сложилось номовое государство, вскоре попавшее под политическое и культурное влияние Египта. Тогда же Эбла превратилась в крупный полити­ческий центр с населением в 20-30 тыс. чел.

В XXV-XXIV вв. до н. э. она контролировала всю Сирию вместе с предгорьями ма­лоазиатского Тавра и соперничала с Мари на Среднем Евфрате — другим ранним государством, созданном аккадцами и, вероятно, иной группой северных семитов. В Эбле обнаружен ценнейший архив. В XXIII в. до н. э.

Эбла становится жертвой аккадских ца­рей — Саргона и Нарамсуэна.

Захват северосемитских областей Сирии и Верхней Месопотамии державой Аккада и последующее разрушение ее са­мой (первая треть XXII в. до н. э.) создали известный вакуум силы в этих регионах и вызвали движение сюда нового населения: с се­веро-востока — хурритов, с юга — сутиев.

В середине XXII в. до н. э. сутии заняли нагорье Джебель-Бишри близ Среднего Ев­фрата, а затем — центр Верхней Месопотамии и рубежи Сирии, ассимилировав местных северосемитов.

В результате на сутиев переходит былое месопотамское обозначение северных семи­тов — «марту» или «амурру» (амореи), и в науке сутии известны, как правило, под последним наименованием. Со своей стороны, хурриты, двигаясь на запад вдоль Верхнего Тигра и Евфрата, уже в XXI в. до н. э.

заселяют Северную Сирию. Тогда же вся Сирия и часть более южного побережья с Библом вошли в зону власти III династии Ура.

Источник: https://alpan365.ru/istoriya-drevnego-mira/vostochnoe-sredizemnomore/

Восточное Средиземноморье

   Восточное Средиземноморье (East Med)Древнее Восточное Средиземноморье и Аравия - Студенческий порталСамые популярные страны и направления для яхт чартера: Греция, Хорватия, Турция, Черногория.

    Средиземноморье (Mediterranean Bassin)— колыбель мореплавания и «котел» цивилизаций Древнего Мира – греческой,  римской и египетской, «море посреди земли», как называли его древние римляне.  По берегам и на островах Средиземного моря процветают в настоящее время  более 20 государств двух континентов, Африки и Евразии.

    Средиземноморье — колыбель мореплавания и «котел» цивилизаций Древнего Мира – греческой,  римской и египетской, «море посреди земли», как называли его древние римляне.  По берегам и на островах Средиземного моря процветают в настоящее время  более 20 государств двух континентов, Африки и Евразии.

    Именно на Средиземном море расположены как наиболее известные мировые туристические курорты,  так и, конечно,  центры мировой яхтенной индустрии- начиная с княжества Монако, которое смело можно назвать признанной европейской столицей яхт. Бесчисленное количество марин – клубов-причалов для яхт разбросано как по береговой линии, так и по островам и архипелагам Средиземноморья, от Балеаров, Корсики, Сардинии и Сицилии до Крита и Кипра.

    Географически и с точки зрения  акваторий для яхт чартеринга Средиземноморье принято разделять на Западное и Восточное – West Mediterranean and East Mediterranean (сокращенно West & East Med), ввиду огромной протяженности с востока на запад маршрутов и расстояний, которые в рамках наиболее популярного одно-двухнедельного чартера одолеть просто невозможно, а доставка (перепозиционирование) из одного региона (как места сезонной локации) в другой зачастую становится экономически неоправданной для владельца яхты и при том слишком дорогой для Арендатора яхты (Charterer). Впрочем, все зависит от желаний и возможностей последнего – и в этом также есть свобода!..

    Многочисленные острова и архипелаги Восточного Средиземноморья — Адриатического, Ионического, Эгейского и Критского моря предоставляют все условия для активного и интересного отдыха на яхте.

    Наиболее популярные для аренды яхт страны Восточного Средиземноморья, где можно взять яхту в аренду с помощью профессионального брокера (например, такого, как  «Дельсаль Яхты»), начать или закончить чартер —  это Греция, Турция и Хорватия, а также Черногория и Кипр.

Маршруты могут быть самые разные.  Программа чартера в East Med может включать и Африку (Египет, Тунис, Ливия), и “восток” — Израиль, а также Сирию и Ливан.

А из Восточного Средиземноморья, как известно, через Панамский Канал  можно уйти в Красное море и дальше, в Индийский Океан —  есть и такие экстраординарные маршруты.

    Конечно, главной акваторией для туризма и отдыха на яхте в Восточном Средиземноморье является Греция с ее более чем 2000 островов и развитой инфраструктурой.

Соответственно, в Греции и выбор  — как парусных (sail boats) , так и моторных яхт (motor or power boats) – весьма велик, и, помимо парусников и катамаранов (cat), в распоряжении взыскательного клиента всегда есть моторные яхты класса люкс — как средних (20-25 м), так и больших размеров (мегаяхты)  — от 30-40 до 60-85 метров длиной.

   Морское путешествие  на яхте по греческим островам, где каждый камень дышит историей, а попадающиеся повсеместно древние развалины  напоминают о знакомых с детства историях и людях, мифах и легендах, уже само по себе интересно.

 Утолить этот интерес и дает свобода перемещения с острова на остров и  каботажное плавание вдоль берегов, богатых достопримечательностями (с этой точки зрения, например,  очень интересны маршруты по островам Эгейского моря по обе стороны границы с Турцией с высадками на турецких берегах – а как иначе вдохнуть воздуха истории на месте легендарной Трои?..).   Но яхт чартер станет абсолютно незабываемым в сочетании с невероятной красотой природы, гостеприимством и дружелюбием греков, удовольствием от водных развлечений в дикой скалистой бухте или  глубоководной рыбалки, а также, конечно, вкусной и здоровой греческой кухней,  пожалуй, одной из лучших в Средиземнорье.     

     Конечно, для питания гостей почти все есть на борту яхты.  Однако что может сравниться с барбекю на необитаемом острове из только что выловленной рыбы или ужином в одной из уютных и романтических таверн на пути следования, где можно отведать местной кухни, пропустить по бокалу хорошего вина или добротного пива!..

    В нескольких часах перехода морем в Греции всегда найдется городок с дискотекой, если хочется устроить веселый вечер, или романтический бар на берегу с видом на море, где можно неспешно выпить кофе по-гречески или освежиться  знаменитым холодным кофе-фраппе. Ведь греки знают толк в кофе, правда.

   Хорошие яхты и супер интересные маршруты можно также в акваториях Хорватии и Турции, где основной акцент яхтенной индустрии ложится на относительно недорогие парусные суда, от монохаллов (однокорпусных классических) и катамаранов  50-70 футов длиной (15-22 м) – до традиционных, но современных турецких гулет до 100 и более футов (более 30 м).

     Ограниченный выбор яхт в конкретной локации не исключает, конечно, возможности выбора Арендатором практически любой доступной в Средиземноморье яхты. Брокеры «Дельсаль Яхты» имеют большой опыт в осуществлении оптимального поиска яхты с учетом комбинации пожеланий клиента и фактических возможностей для бронирования конкретного судна в районе предполагаемого чартера.

   Ждем ваших заявок на аренду яхт в Восточном Средиземноморье!

Источник: https://yachtbroker.ru/destinations/vostochnoe-sredizemnomor-e/

Восточное Средиземноморье и Аравия

Глава 19. Сирия, Финикия и Палестина в древности (A.A. Вигасин, В.М. Массон, A.A. Немировский) . 216

Глава 20. Карфаген в IX—III вв. до н. э.: от финикийской колонии до великой державы (В.И. Кузищин) …………. 235

Глава 21. Древние государства Аравийского полуострова (С. С. Соловьева) 241 Заключение к разделу II (В.И. Кузищин) 251

Раздел III. Иран и Средняя Азия в древности

Иран

Глава 22. Географическая среда и население. Источники и историография (М.А. Дандамаев) 260 Глава 23. Древние государства Элама

(МЛ. Дандамаев) …. 264

Глава 24. Мидийское царство в VIII—VI вв. до н. э. (МЛ. Дандамаев) . . 270 Глава 25. Персидская держава в VI—IV вв. до н. э. (М.А. Дандамаев) . . 275

Средняя Азия

Глава 26. Средняя Азия в III—I тысячелетиях до н. э. (В.М. Массон) …………. 296

Глава 27. Кушанскяа держава и Парфия

(В.М.Массон) ….. 304

Заключение к разделу III(М.А. Дандамаев) 315 Раздел IV. Южная Азия в древности

Глава 28. Территория и население. Периодизация. Источники и историография (А.А. Вигасин) 322

Глава 29. Индская цивилизация (XXIII—

XVIII вв. до н. э.) (АЛ. Вигасин) 327

Глава 30. «Ведийский период». Становление ранних государств в Северной Индии (XIII—VI вв. до н. э.). (А.А. Вигасин) ….

Глава 31. «Буддийский период». Социально-экономическое развитие в V—III вв. до н. э. и образование общеиндийской

державы (А.А. Вигасин) . . . 337

Глава 32. «Классическая эпоха». Политическая история Южной Азии во II в. до н. э.—V в. н. э. Общественный строй. (А.А

Читайте также:  Анализ в педагогике - студенческий портал

Вигасин) ………… 344

Глава 33. Религия и культура Древней Индии (АЛ. Вигасин) . . . 349 Глава 34. Древний Шри-Ланка (Цейлон)

(АЛ. Вигасин) ….. 361

Заключение к разделу IV (АЛ. Вигасин, В.И. Кузшцин) ….. 363

Раздел V. Страны восточной и юго-восточной Азии в древности Древний Китай

Глава 35. Природная среда. Население. Хронология и периодизация истории Древнего Китая. Источники, историография

(М.В.Крюков) ….. 368

Глава 36. Разложение первобытнообщинного строя и древнейшие государственные образования в Китае. Шан-Инь и Чжоу

(М.В. Крюков) ….. 374

Глава 37. Древний Китай в VIII—III вв. до н. э. (М.В. Крюков) …. 380

Глава 38. Первое централизованное государство в Китае — империя Цинь (221—207 гг. до н. э.) (М.В. Крюков) ……. 387

Глава 39. Империя Хань в III в. до н. э.— I в. н. э. (М.В. Крюков) … 392 Глава 40. Древний Китай в I—III вв. н. э.

(М.В.Крюков) ….. 399

Глава 41. Культура Древнего Китая (М.В. Крючков) …… 406

Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии

Глава 42. Другие страны Дальнего Востока

(Д.В. Деопик, М.В. Крюков) . 413

Глава 43. Государства Юго-Восточной

Азии в древности (Д.В. Деопик) 417

Заключение к разделу V (В.И. Кузищин) 422

Заключение. Общее и особенное в развитии Древнего Востока (В.И. Кузищин, В.М. Массон) …. 425

Приложение ………… 430

Синхронистическая таблица I. (А.А. Немировский) ………. 430

Синхронистическая таблица II (АЛ. Немировский) ………. 432

Божества ведущих цивилизаций Древнего Ближнего Востока, Ирана и Индии (И.А. Ладынин, А.А. Немировский) …………………..

Библиография (И.А. Ладынин) … 443

Учебное издание ВигасинАлексей Алексеевич, ДандамаевМагомед Абдул-Кадырович, КрюковМихаил Васильевич и др.

Под редакцией Василия Ивановича Кузищина

Редактор O.K. Смирнова

Художник В.Н. Хомяков

Художественный редактор Ю.Э. Иванова

Технический редактор Л.А. Овчинникова

Компьютерная верстка С.Н. Луговая

Оператор М.Н. Паскарь

Лицензия ИД № 06236 от 09.11.2001

Источник: https://cyberpedia.su/8xfc50.html

История Древнего Востока (Месопотамия и Восточное Средиземноморье) — Восточный факультет СПбГУ

Великие археологические открытия XIX века и дешифровка письменностей и языков древнего Ближнего Востока положили начало мировой науки о Древнем Востоке.

Уже более 100 лет в Санкт-Петербургском (Ленинградском) государственном университете осуществляется преподавание и изучение языков, литературы и истории народов Древнего Востока: с 1884 г. история Древнего Востока — обязательная университетская дисциплина. На факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета в 1891 г.

впервые в России началось преподавание ассиро-вавилонского языка (современное название: аккадский язык). На историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета был прочитан первый курс истории Древнего Востока.

Отсюда вышли почти все крупнейшие отечественные исследователи древнего Ближнего Востока: автор лучшей монографии по истории Древнего Востока академик Б. А. Тураев, доктора наук Н. Д. Флиттнер (специалист по искусству Месопотамии), М. Э. Матье (специалист по искусству Египта), Ю. Я. Перепёлкин (крупнейший отечественный египтолог), И. С.

Кацнельсон (египтолог), И. М. Дьяконов (крупнейший отечественный ассириолог), а также ученые, ставшие виднейшими специалистами в других областях истории и филологии: проф. Н. А. Мещерский (Восточное христианство, славянская Библия), акад. Д. А. Ольдерогге (африканистика), акад. Б. Б. Пиотровский (археология, урартология).

У истоков русской школы ассириологии (изучение древней Месопотамии) стоял специалист в области семитских языков академик Павел Константинович Коковцов (1861-1942). Учениками П. К. Коковцова были В. К. Шилейко, А. П. Рифтин и В. В. Струве.

Знаменитый поэт «Серебряного века» Вольдемар Казимирович Шилейко (1891–1930) -автор первых в России университетских курсов по шумерскому и хеттскому языкам, первый в России профессиональный исследователь и переводчик произведений шумеро-аккадской литературы. Александр Павлович Рифтин (1900–1945) — основатель отделения ассириологии Университета.

Академик Василий Васильевич Струве (1889–1965) — египтолог и шумеролог — основоположник отечественной школы изучения социально-экономической истории древних цивилизаций.

Самостоятельная кафедра Древнего Востока учреждена в нашем Университете в 1939 г. С 1952 г. кафедра Древнего Востока проводит регулярный набор ассириологов (изучение древней Месопотамии) и египтологов (изучение древнего Египта). С 1952 по 1965 г.

кафедру возглавлял академик В. В. Струве. Далее кафедрой руководил директор Государственного Эрмитажа академик Борис Борисович Пиотровский (1908–1990).

В настоящее время во главе кафедры — директор Государственного Эрмитажа, специалист по истории и культуре древней Аравии Михаил Борисович Пиот­ровский.

Древние культуры Ближнего Востока от долины Нила до Междуречья Тигра и Евфрата лежат в основе современной не только ближневосточной, но и европейской цивилизации. В 2013 г. кафедра Древнего Востока осуществляет прием на специализацию: История Древнего Востока (Месопотамия и Восточное Средиземноморье).

Студенты этого отделения будут изучать языки, историю, экономику, литературу, религию и культуру народов и государств, существовавших на обширном пространстве от Восточного Средиземноморья (территория современного Израиля, Ливана, Турции, Западной Сирии, Иордании) до Месопотамии (территория современного Ирака и северо-востока Сирии) с древнейших времен и до конца I тыс. до н. э. 

Восточное Средиземноморье (англ. The Eastern Mediterranean; также называют Сиро-Палестинским регионом, или Левантом) — это регион взаимодействия великих цивилизаций древности: месопотамской (Вавилония, Ассирия), египетской, хеттской (территория соврем. Турции).

История и культура этого региона являются результатом этого взаимодействия. Восточное Средиземноморье — это, с одной стороны, западный форпост месопотамской клинописной цивилизации, а с другой стороны, сфера постоянного влияния Египта.

Важнейшим письменным памятником Восточного Средиземноморья стала Библия (библейские тексты). При этом ядро Библии, Пятикнижие, было создано на берегах Евфрата, в Вавилонии, выходцами из Иудеи, принадлежавшими к вавилонской писцовой элите.

Библия и Древний Восток — одна из популярнейших тем мировой науки о древности — это важнейшее направление, предлагаемое обучающимся на этом отделении.

Программа обучения

В программе обучения — освоение целого ряда древних языков Ближнего Востока и письменных систем древности: аккадский (шумеро-аккадская клинопись, III–I тыс. до н. э.

), древнееврейский и арамейский (библейские тексты и эпиграфика, I тыс. до н. э.), угаритский (древнейшее в мире алфавитное письмо, II тыс. до н. э.), финикийский (финикийский алфавит, I тыс. до н. э.

 — предок большинства алфавитов мира).

Изучаемые языки

Основные языки специализации:

  • аккадский язык;
  • древнееврейский язык.

Дополнительные языки специализации (со II–III года обучения):

  • арабский язык;
  • арамейский язык;
  • угаритский язык.

Дополнительный западноевропейский язык:

Дисциплины специализации

  • Введение в специальность.
  • География древнего Ближнего Востока.
  • Культура и этнография Древнего Востока.
  • История древнего Ближнего Востока.
  • История литературы древнего Ближнего Востока.
  • Историография и источниковедение истории древней Месопотамии и Восточного Средиземноморья.
  • Социально-политическая система и экономика древнего Ближнего Востока.
  • Письменные системы древнего Ближнего Востока.
  • Основы музейного дела и принципы хранения памятников древности.
  • Международные отношения и торговля на Древнем Востоке.
  • Города-государства Восточного Средиземноморья во II тысячелетия до н. э.

Перспективы

Основательная гуманитарная подготовка выпускников кафедры Древнего Востока позволяет заниматься научно-исследовательской и музейной деятельностью, а также преподавать (прежде всего, историю Древнего Востока) в высших учебных заведениях.

Лучшие студенты и выпускники имеют возможность получать стипендии на учебу в востоковедных центрах Европы и Америки, а также принимать участие в Международных конгрессах по ассириологии и археологии древнего Ближнего Востока (Rencontre Assyriologique Internationale — International Congress of Assyriology and Near Eastern Archaeology), которые ежегодно проводятся в ведущих университетах мира.

С 2001 г., когда 47-й Международный конгресс состоялся в Университете Хельсинки, преподаватели и выпускники Кафедры регулярно принимают участие в крупнейших форумах древневосточников. В 2007 г.

53-й Международный конгресс состоялся в России (Петербург — Москва). В 2011 г. преподаватели и аспиранты кафедры Древнего Востока СПБГУ делали научные доклады на 57‑м конгрессе в Риме, в 2012 г.

— на 58‑м конгрессе в Университете Лейдена (Нидерланды). В 2013 г. — на 58-м конгрессе в Генте (Бельгия).

Источник: http://orient.spbu.ru/ru/abiturientu/bakalavriat/profili-2017/item/89-istoriya-drevnego-vostoka-mesopotamiya-i-vostochnoe-sredizemnomore.html

Восточное Средиземноморье и Северная Аравия

Источники и историография

Источники по истории Восточного Средиземноморья можно разделить на комплексы совершенно разного характера и происхождения, отражающие разные аспекты и периоды истории региона. Сопряжение настолько различных и независимых друг от друга блоков данных представляет собой постоянную и сложную проблему для специалистов.

Древнейшую историю региона освещают только археологические материалы , позволяющие судить о становлении городской цивилизации.

Памятники раскопанного около 30 лет назад сирийского города Эбла (в частности, архив Эблы с несколькими десятками тысяч клинописных табличек, составленных в 3‑й четв. III тыс. до н. э.

) и отрывочные упоминания в месопотамских и египетских источниках позволяют судить о жизни региона в III тыс. до н. э.

Письменные памятники , обнаруженные в соседних странах (египетские, месопотамские, хеттские; особо надо отметить клинописные тексты архивов в Мари, Телль‑Амарне и Богазкёе) – главные источники по всей последующей этнополитической истории Восточного Средиземноморья.

Их существенно дополняют материалы, происходящие из самого региона, прежде всего тексты архива в северосирийском Угарите (3‑я четв. II тыс. до н. э.) и несущие историческое содержание разделы Танаха (Ветхого Завета) – Священного Писания древних евреев, сформировавшегося в середине I тыс. до н. э.

, но включающего также племенные предания и государственные хроники, восходящие к предшествующим векам.

В целом письменные источники по истории региона распадаются на две группы: современные описываемым в них событиям (прежде всего чужеземные) и позднейшие традиции о прошлом (прежде всего библейские), записанные – с той или иной степенью переработки – на сотни лет позже того, когда могли происходить отраженные в них события. Различить в подобных традициях возможное историческое ядро, исконные пласты чисто легендарного и мифологического характера и, наконец, позднейшие добавления – чрезвычайно сложная и не всегда разрешимая задача.

Интенсивные археологические исследования, ведущиеся в регионе в последнее столетие, дали огромный материал по истории Леванта во II–I тыс. до н. э., однако до сих пор не решенной проблемой является сопряжение этого материала с данными, известными по письменным источникам – как современным описываемым в них событиям, так и позднейшим.

Так, например, по археологическим данным выяснено, что в XVI–XV вв. до н. э. города Ханаана претерпевают серию разрушений, однако до сих пор неизвестно, кому именно надо приписать их.

Хотя этнополитическая история того же времени достаточно хорошо представима по иноземным источникам и возможные кандидаты на роль искомых разрушителей выявляются легко, остается неясным, кто же из них совершил эти разрушения на деле.

Подобные проблемы особенно остро и часто встают при изучении самой библейской традиции и сопряжении ее с данными археологии.

Именно в этой сфере наблюдаются основные противоречия в подходах и выводах специалистов по истории региона, что привело к формированию нескольких несовместимых друг с другом направлений в его историографии . В XIX – начале XX в.

сформировалась научная традиция библейской критики (среди ее основателей следует выделить Ю. Велльгаузена ).

Крупнейшим из ее начальных достижений было выделение в Пятикнижии – главной части Ветхого Завета – нескольких разновременных источников, сведенных в единый текст существенно позже своего формирования и отличающихся даже по терминологии (так, один из этих источников устойчиво называет верховное древнееврейское божество именем «Яхве», а другой – «Элохим»). В XX в. выделились умеренно‑критический и более радикальный подходы к библейскому материалу (оппоненты последнего называют его «гиперкритическим», т. е. «чрезмерно критическим»), различающиеся по оценке историчности и характера библейских текстов. Так, с точки зрения «умеренной критики» ветхозаветные повествования о древнейших племенных предках, вождях и царях древних евреев (от Авраама и Моисея до Давида и Соломона) содержат некое историческое ядро и отражают предания, восходящие ко временам, когда происходили соответствующие события; с точки зрения «гиперкритики» все это – чистые литературно‑исторические фикции, впервые сочиненные древнееврейскими авторами середины и 3‑й четверти I тыс. до н. э. с сугубо идеологическими целями и без оглядки на реальную историю.

Полемика сторонников умеренно– и радикально‑критического подходов приобрела особый масштаб в связи с анализом растущего потока археологических данных, поскольку они часто не содержат явных точек соприкосновения с данными библейской традиции.

Так, согласно древнееврейской традиции, племенная общность древнейших евреев переселилась в Восточное Средиземноморье из Южной Месопотамии и после вторжений в Палестину обосновалась на ее нагорье, где с тех пор и обитала.

Между тем археология действительно фиксирует в соответствующее время (4‑я четв. II тыс. до н. э.) на Палестинском нагорье быстро растущую новую группу поселений, однако не находит там проявлений какой‑то специфической культуры, отличной от культур Леванта.

Следов же каких‑либо переселений, соответствующих «библейским» миграциям евреев из Месопотамии на нагорье, археологи также не выявили.

«Гиперкритики» отсюда заключают, что библейская традиция обо всех указанных миграциях фиктивна, а на деле древние евреи являлись постепенно обособившейся частью местного населения Палестины.

«Умеренные критики» указывают в ответ, что обсуждаемые миграции вообще не могли отразиться в обнаруженном археологическом материале, имей они место или нет (так как перемещения малой племенной группы по нагорьям и полупустыням, да еще в родственной им этнокультурной среде, археологических следов оставлять и не должны, а Библия отнюдь не приписывает древнейшим евреям каких‑то резких культурных отличий от родственных им западносемитов Леванта).

К умеренно‑критическому направлению принадлежали крупнейшие специалисты по истории древнего Восточного Средиземноморья – У. Олбрайт , М. Кэньон , М. Нот ; к гиперкритическому – большинство современных англо‑американо‑израильских ученых.

Читайте также:  Разнообразие костистых рыб - студенческий портал

Особняком стоят крупнейшие специалисты по древней истории Сирии (X. Кленгель ) и Палестины (Г. Альштрём ). В отечественной историографии (Ю. Ш. Шифман , И. М. Дьяконов , Ю. Б. Циркин , Н. Я. Мерперт и др.

) утвердился умеренно‑критический подход.



Источник: https://infopedia.su/14×15823.html

Читать

Александрова Н. В. Ладынин И. А. Немировский А. А. Яковлев В.М

Древний Восток

Учебное пособие для вузов

Введение

В. П. Буданова, доктор исторических наук, профессор

История Древнего мира как часть мировой истории началась на Востоке.

Именно здесь сложился человек современного типа, зародились первые цивилизации, были созданы культурные и политические ценности, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Именно на Древнем Востоке в результате достеленного накопления материальных и духовных ресурсов был впервые создан приспособленный к человеку мир, в котором закладывались основы бытия, совершенствующие и развивающие самого человека.

Определение места Древнего Востока в мировой истории, его вклада в цивилизационное развитие, знакомство с его социально-политическими, экономическими и культурными структурами, с основными фактами, событиями и явлениями древневосточного мира — главное содержание настоящего учебного пособия. Изложенный в нем материал соответствует современному уровню развития исторической науки, учитывает основные требования к повышению уровня преподавания и подготовки специалистов с высшим образованием.

История Древнего Востока является составной частью общего курса истории Древнего мира и изучается, как правило, на первом курсе. Эта дисциплина призвана не только дать студентам системные научные знания, но и сформировать новое, адекватное реальности мировоззрение, толерантность и гуманизм.

Авторы поставили своей задачей показать взаимодействие человека с природой, охарактеризовать экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя, становление идей и институтов, раскрыть на конкретном материале позитивный след в истории каждого из народов древности, мужество, благородство, мудрость человека древневосточного мира.

Именно с этой целью в учебном пособии реализован цивилизационный подход. Категория «цивилизация» используется авторами в значении этапа истории человечества, связанного со всем многообразием его жизни в условиях рукотворной среды обитания, а также как обозначение определенной стадии развития общества, сменяющей первобытность.

Цивилизационный подход предполагает отказ от жесткого детермизма, т. е. представления об определяющем значении какой-либо одной стороны жизни общества, и акцентирует внимание на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер.

Подобный подход к истории Древнего Востока дает возможность увидеть, каким образом происходило становление принципиально нового этапа всемирной истории, каковы признаки первых цивилизаций, как в древности начиналось «единство» истории, ее всемирность, как различные формы диалога цивилизаций и культур влияли на системность исторических подъемов и кризисов, и поразмышлять, почему в жизни цивилизаций так недолговечны эпохи расцвета и так долговременны периоды кризиса.

Древним Востоком принято называть огромную территорию от Северо-Западной Африки до Тихого океана, от Сахары до Индийского океана и до Великой степи.

В этой обширной географической зоне в основном субтропического климата с очень жарким, сухим летом и мягкой зимой, где бассейны рек с плодородными аллювиальными долинами перемежались с каменистыми пустынями, обширными плоскогорьями и горными хребтами, в эпоху «неолитической революции» были созданы предпосылки для становления первых цивилизаций.

Разразившийся в канун «неолитической революции» экологический кризис изменил климатические условия обитаемой части суши, растительный и животный мир, ускорил переход от присваивающего, потребляющего и, следовательно, бесприбыльного хозяйства к производящему, рационально организованному, приносящему значительный прибавочный продукт, что сыграло поистине революционную роль в истории Древнего Востока. С выделением земледелия, скотоводства, а впоследствии ремесла в отдельные виды трудовой деятельности перед человеком открылись новые возможности и перспективы оседлого быта с гарантированным удовлетворением витальных потребностей, что кардинально изменило его образ жизни. Стабильное существование сопровождалось демографическим «взрывом», усилением миграционных процессов, быстрым освоением пригодных для земледелия территорий. По мере увеличения плотности населения нарастала борьба за плодородные земли, за территории с богатыми природными ресурсами. Первые шаги древневосточных цивилизаций сопровождались многочисленными войнами, нарастающей хаотичностью и неупорядоченностью сложно пульсирующего мира, растворявшего человека в своей бесструктурности. С переходом от присваивающего хозяйства к производящему слабела зависимость человека от природы и возрастала роль отношений внутри человеческого коллектива и организации труда в нем, так как это прямо влияло на выживание человека.

Один из знаковых признаков становления новых цивилизаций — возникновение частной собственности и денежного обращения.

Древний Восток преодолел уравнительное распределение, что создавало экономический интерес человека к приумножению собственности, прежде всего для себя, для своей семьи, включало мотивационные механизмы, которые побуждали его лучше трудиться, находить более эффективные способы возделывания земель, выращивания скота, изготовления ремесленных изделий, строительства домов и сооружений, регулярно приносящих доход. Все это, как и обмен продуктами, в сочетании с поиском выгоды, накоплением богатств в конечном итоге многократно наращивало темпы прогресса. Появление института частной собственности и владения имуществом, включая землю, вело к концентрации богатств в руках одних и потере их у других. Шло социальное расслоение прежде единой первобытной общины, появление богатых и бедных. Верхушка общины, сосредоточив в своих руках право распоряжения лучшими землями, стадами, захваченным у противника богатством и пленными, закрепила это имущество за собой. Мелкие частные собственники — земледельцы, скотоводы, ремесленники — присваивали часть имущества, ранее находившегося в их личном пользовании. В той или иной мере они пользовались и общинной собственностью (выпасы для скота, страховые запасы семян и др.). Объектом собственности был и сам человек, ибо рабский труд также приносил доход. Однако рабовладение не стало экономической основой и ведущим признаком древневосточных цивилизаций.

В ходе «неолитической революции» окончательно оформилась потестарная (властная) структура (вожди, жрецы), впоследствии ставшая основой института государства. Появление публичной власти в лице царя, придворных, военачальников, судей и др.

включало механизм внутреннего регулирования социальных отношений и конфликтов, а также внешней защиты, опираясь на нормы права. Отметим также то, что законодательство в целом демонстрировало высокий уровень понимания места человека в государстве, степень и формы его отношений с государством, государственными институтами и членами общества.

Нормы права (Законы Хаммурапи и др.), являясь демонстрацией государственной власти, выражали и основы принятой в обществе морали.

Оседлый образ жизни привел к увеличению средних размеров общины, к образованию территориальной общины, которая, теряя родовой характер, стала организацией соседей, живущих на определенной территории. В тоге рост общины, которая включала отдельные домохозяйства, большие семьи и семейные общины, привел сначала к появлению больших поселений, а затем и городов.

Первые в истории человечества города стали возникать в Южной Месопотамии уже в V тысячелетии до н. э. Появление городов как административно хозяйственных, военных и культурно-религиозных центров, как мест концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов какого-либо региона Древнего Востока стало одним из важнейших признаков цивилизационного развития.

Быстрый рост численности населения, его высокая плотность в отдельных областях, развитие ремесел и строительства, появление административных центров зарождающихся государств, необходимость их укрепления привели к так называемой «городской революции» — созданию обширной сети городов. С ростом городов и концентрацией населения в них развернулись строительство и ремесла, активизировался обмен, шло формирование разносторонней городской культуры. Монументальным строительством дворцов, храмов, пирамид для усопших древневосточные цивилизации демонстрировали возможности и потенциал своего развития. Так закладывались основы одной из ярких традиций, сохранившихся до нашего времени, — демонстрировать свое величие в памятниках монументальной архитектуры, которые олицетворяли, становясь символом, ту или иную цивилизацию.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=210940&p=2

Восточное Средиземноморье

Территория региона: Италия, Греция, Турция, Хорватия, Украина, Черногория, Кипр, Болгария, Россия, Израиль, Египет.

Климат и сезонность: Сезонность: круизы проходят круглый год, лучшее время года для круизов является период с середины весны до середины осени, купальный сезон начинается с конца весны (в южных частях круиза: Израиль, Египет) и идет до конца осени.

Для северных регионов: Греция, Италия, Хорватия, Украины – преимущественно, летние месяца, начиная с середины июня и до середины октября.

Бархатным сезоном (прохладным для купания, но очень теплым и солнечным для экскурсионных программ) является период с середины апреля до середины июня и с середины сентября до конца октября.

Описание региона: Восточное Средиземноморье — регион плавания, позволяющий ощутить колорит Востока и притягательность Европы, а также увидеть множество памятников архитектуры.

Многие маршруты Восточного Средиземноморья ориентированы на посещение исторических городов: Венеции с катанием на гондолах по прославленным каналам; Рима с его бесчисленными достопримечательностями; Неаполя и расположенных неподалеку раскопок древнего города Помпеи; Ливорно с поездкой к Пизанской башне; Афин с экскурсиями к Акрополю; Стамбула с его Голубой Мечетью и Собором Святой Софии, султанским дворцом Топкапы и музеем турецкого и исламского искусства. Также имеются маршруты, которые ориентированы на развлечения, отдых на пляжах и водные виды спорта. Отличным примером являются Греческие острова, прекрасно передающие атмосферу восточной части Средиземного моря. Таким образом, круизы по Восточному Средиземноморью предлагают превосходное сочетание истории, культуры и пляжей, отвечая интересам абсолютно разных людей. Во время круиза по данному региону лайнеры делают остановки на итальянском побережье, греческих островах, включая Санторини, Корфу, Миконос, Родос и многие другие. Но все же более восточными портами считаются Стамбул, Кушадасы и Бодрум в Турции и Дубровник в Хорватии, который отделяет Восточное Средиземноморье от Западного. На данный момент большинство круизных компаний исключили из своих маршрутов порты Турции, и заменили их заходами на греческие острова. Также в маршруты могут быть включены такие страны, как Израиль и Египет.

  • Посадка на корабли, которые отправляются по данному маршруту, чаще всего происходит в Венеции, Савоне (Милан) и Чивитавеккье (Рим).
  • Основные порты выхода и захода:
  • Начало круиза /конец круиза:
  • Венеция (Италия);
  • Пирей / Афины (Греция);
  • Чивитавеккья / Рим (Италия)
  • Дубровник  (Хорватия)

Что смотрим и куда заходим:

  • о. Миконос (Греция);
  • о. Санторини (Греция);
  • о. Родос (Греция);
  • Ялта (Украина);
  • Сплит (Хорватия);
  • Котор (Черногория);
  • Бари (Венеция);
  • Хайфа (Израиль);
  • Нафплион (Греция);
  • Аргостолион, о. Кефалония (Греция);
  • Корчула (Хорватия);
  • о. Лесбос (Греция);
  • Волос (Греция);
  • Констанца (Румыния).
  • Катаколон / Олимпия, (Греция);
  • Порт Саид (Египет);
  • Ашдот (Израиль);
  • Александрия (Египет);
  • Дубровник (Хорватия);

Виза: Требуется мульти-въезд Шенген той страны, где количество дней максимально.

Кто ходит:

  • Norwegian Cruise Line (класс стандарт);
  • Royal Caribbean International (класс стандарт);
  • MSC Cruises (класс стандарт);
  • Costa Cruises (класс стандарт);
  • Holland America Line (класс премиум);
  • Oceania Cruises (класс премиум);
  • Celebrity Cruises (класс премиум);
  • Azamara Club Cruises (класс премиум);
  • Regent Seven Seas Cruises (класс люкс);
  • Silversea Cruises (класс люкс);
  • Crystal Cruises (класс люкс);
  • Star Clippers (парусники, класс стандарт);
  • Silversea Cruises (класс люкс).

Источник: http://www.cruiseluxe.ru/regions/vostochnoe-sredizemnomore/

Страны восточного средиземноморья

ФИНИКИЯОсобенности и своеобразие страны.Представьте, что вы оказались в глубокой древности и плывете на корабле к восточным берегам Средиземного моря. Еще далеко до земли, но вы уже видите высокие горы со снежными вершинами. Их склоны покрыты зелеными лесами.

Открывается вид одного из финикийских городов. Сюда уже успело приплыть много кораблей. На берегу настоящий людской муравейник. Каждый занят своим делом. Многие разгружают корабли. Какое здесь разнообразие товаров! С кораблей на берег выносят мешки с зерном, тяжелые слитки олова, свинца, меди, бивни слонов.

Всего не перечислишь! Нельзя не заметить обезьян, диковинных птиц, связанных темнокожих людей. Другие корабли загружают большими сосудами с оливковым маслом, вином, медом, упаковками тканей.Какое блаженство на берегу! Вы дышите свежим и теплым воздухом.

За городом виднеются зеленые поля пшеницы и ячменя, сады оливковых деревьев и финиковых пальм, виноградники. С гор, которые близко подступают к морскому берегу, стекают небольшие реки и ручьи.Финикия — маленькая страна. Хотя здесь собирали достаточно высокие урожаи, их не хватало для жизни всех финикийцев.

Но население хорошо использовало близость к морю и природные богатства.

Города финикийцев, занятия их жителей. В Финикии заканчивались самые важные караванные дороги и начинались морские пути. Поэтому уже в III тысячелетии до н. э. здесь находилось несколько портовых городов.

Они были построены в очень удобных местах. Сидон, значит «место для рыбной ловли», Тир — «скала». Он был расположен в удобном месте для защиты от неприятеля, часть его была построена на прибрежном острове.

Самый сильный царь Междуречья не смог завоевать Тир после 13 лет осады.

Финикийцы были способными ремесленниками. Некоторые изделия делали только они. В те времена большой диковинкой считалось стекло, как прозрачное, так и цветное. Сосуды и бусы из него высоко ценились и пользовались большим спросом в других странах.

Очень дешево купив у восточных кочевников козлиную и овечью шерсть, финикийцы окрашивали ее в изобретенную ими краску — пУРпур.Его делали из сока особых морских ракушек. За ними нужно было нырять на морское дно и собирать в водном сумраке.

Для окраски только одного комплекта одежды нужно было добыть капельки сока из нескольких тысяч ракушек. Пурпурные одежды необычайно красивого красного оттенка стоили очень дорого. Их носили только цари и знать многих стран.

Финикийцы делали красивые изделия и украшения из золота, серебра, драгоценных камней и слоновой кости.

Мореплавание и торговля.Важным занятием финикийцев было кораблестроение и мореплавание. В этом деле в древнем мире им не было равных.

Когда эту маленькую страну завоевывали сильные государства, финикийцы призывались в морской флот. По нашим представлениям, они могли строить лишь небольшие корабли, которые слабо противостояли сильным ветрам и морским волнам. В то время не было компаса.

Нужный путь определяли по небесным светилам. Плавали только вблизи берегов. В долгое плавание они могли взять немного пищи и воды. Часто приставали к берегам, пополняя пищевые запасы. На берегах и островах Средиземного моря финикийцы основали ряд своих поселений — колоний. Самой большой и богатой из них стал Карфаген.

Финикийцы доставляли в другие страны толстые и длинные стволы кедров. Они были длиннее самих кораблей. Бревна связывали в большие плоты и судами буксировали к дельте Нила.Жители Финикии были ловкими и умелыми купцами. Склады их товаров находились как на острове Кипр, так и в Вавилоне.

Для себя они покупали в Египте пшеницу, тонкие льняные ткани, папирус, благовонные масла. Из Африки, Испании, острова Кипр вывозили и перепродавали золото, серебро, медь, железо, слоновую кость. Финикийцы занимались и торговлей «живым товаром» — рабами, которых часто захватывали насильно в тех местах, где торговали.

В плавания они отправлялись вооруженными, занимаясь морским разбоем. Во многих странах ходила плохая слава о финикийцах.

Географические открытия финикийцев.Египет и другие страны посылали их в дальние плавания. Финикийцы огибали Африку, выходя из Красного моря, снова возвращаясь в Египет через Средиземное море.

Европейцы такое плавание повторили спустя 2100 лет. Финикийцы побывали и у берегов далекой Индии. За один раз они привезли оттуда более тонны золота, много красного дерева и драгоценных камней.

Финикийцы плавали и к берегам Северной Европы, привозя оттуда олово и свинец. Они торговали и дорогим янтарем. Возможно, древние мореплаватели доплывали до места впадения Немана в Балтийское море. Ведь там самые богатые залежи янтаря.

Алфавит.Уже во II тысячелетии до н. э.

жители Восточного Средиземноморья стремились сделать лучше и проще знакомые им иероглифы и клинопись. Это дело завершили финикийцы, у которых появился первый алфавит из 22 букв. Алфавит, или азбука,— это собрание письменных знаков — букв. Каждая буква обозначает на письме один звук, из которых состоит человеческая речь.

Слово «алфавит» соединяет названия двух самых первых букв: алеф значит «бык», а «бет»—«дом».

Этот алфавит имел большой недостаток. В нем были только согласные буквы. Представьте себе, что написано 6к. Какое же это слово? «Бык», «бек», «бук» или «юбка»? Греки, использовав финикийский алфавит, добавили гласные буквы. Большинство алфавитов мира, в том числе русский и белорусский, имеют финикийское происхождение.Финикийцы были не только знатными купцами и мореходами.

С их участием во многие страны распространилась культура древневосточных народов.

  • Как финикийцы торговали в Африке (по Геродоту)
  • О богатстве и жадности торговцев города Тира (по Библии)
  • Хитрость и коварство финикийских работорговцев (по Гомеру)
  • ПАЛЕСТИНА

Когда финикийцы высаживались на берег, они зажигали большой костер.

Он давал высокий столб дыма. По нему местные жители узнавали о прибытии торговцев. Финикийцы раскладывали свои товары и отходили на корабль. Приходили местные, оглядывали товары. Когда что-нибудь нравилось, они выкладывали свои товары и отходили. Возвращались финикийцы. Если оки считали, что принесено достаточно, то забирали это и отплывали.

Если же им приносили мало, они ничего не трогали и ждали на корабле. Так продолжалось до того времени, пока обе стороны не были удовлетворены.Библия так обличает город Тир: «Твоим разумом ты приобрел богатство. В свои сокровищницы собрал ты золото и серебро. Твоей торговлей умножил свои богатства. Ты стал гордиться своим богатством. От твоей обширной торговли переполнен ты неправдой.

Ты погубил свою мудрость».К греческому острову приплыл финикийский корабль. Жители знали, что на нем привезены разные диковинные товары. Но сами финикийцы думали не только о торговле. У местного царя была рабыня-финикиянка. Она воспитывала маленького царского сына. Финикийцы с ней встретились и договорились, как похитить царевича.

В самый последний день торговли в царский дворец пришел финикиец и показал царю и царице очень красивое и дорогое украшение. Они с интересом его рассматривали. В это время финикиец сделал незаметный знак рабыне. Та сразу же поняла и вечером привела мальчика к отплывающему кораблю. Рабыня получила свободу, а финикийские купцы дорогой «живой товар».Это небольшая гористая страна.

На западе доходит до Средиземного моря. Отличается теплым и мягким климатом и плодородными землями. На востоке и юге начинаются сухие степи, которые постепенно переходят в пустыню. Природа давала возможность разводить только коз и овец. Жизнь местных пастушеских племен проходила в постоянных переходах от одного пастбища к другому. Жили в легких переносных шатрах.

Для стоянки выбирали места у колодцев и водопоев для скота.Среди этих племен были и древние евреи (их еще называют израильтяне и иудеи). Палестина и Финикия известны и как «библейские страны», или «Святая земля». Ведь здесь родилось христианство (о его возникновении см. в главе «Древний Рим»).

Библия — книга книг. Слово «Библия» по-гречески значит «книги».

Оно происходит от более древнего слова «библус». Так называли растение (папирус), из которого делали материал для письма. Библия не только священная книга. Она хороший исторический источник. В ней написано много полезного и интересного.

https://www.youtube.com/watch?v=IxAXxg32oXo

Самая древняя часть Библии именуется «Ветхий Завет». В нем есть сведения об истории Египта, Междуречья и других древних стран. Но больше всего говорится о древних евреях. Длительное время все события помнили многие поколения людей. Потом самое древнее забывалось.

Настоящая история заменялась мифами, легендами, даже народными сказками. Но и в таких рассказах осталось много правды.

Библейские предания. Свою историю евреи начинают со II тысячелетия до н. э. Сначала они жили в Междуречье и вблизи от него. Потом перекочевали в места, близкие к Средиземному морю.

Вскоре случился большой голод, часть евреев вынуждена была переселиться в богатый Египет.

Здесь евреям стало жить плохо. Египтяне жестоко обходились с ними. Заставляли делать самые тяжелые работы на стройках. Их трудами возникли два города-крепости в болотистой дельте Нила. Угнетение евреев продолжалось много лет.

Но однажды они решились бежать из египетского рабства. Ими руководил вождь Моисей.

После сорока лет скитаний по пустыне евреи достигли Палестины. В это время они были соединены в союз 12 племен под названием Израиль.

Тогда Палестина была густо заселена. Было много городов, окруженных хорошо обработанными землями. Евреи начали отвоевывать страну у местного населения.

Филистимляне. Израильское царство.Самым сильным и опасным для евреев народом стали филистимляне. Они также пришли в страну и завоевали южное побережье. От их имени и произошло название «Палестина» (Филистина).

В отличие от евреев у филистимлян было много редкого в то время железного оружия. Оно помогало побеждать соседей. После нескольких поражений от филистимлян евреи решили избрать царя. При этом они знали, что власть царей не является добром для народа.Филистимляне были побеждены при царе Давиде.

Он завоевал и город Иерусалим, сделав его столицей государства. Расцвет царства наступил в правление Соломона. При нем почти не было войн. Много сил и дорогих материалов было употреблено на строительство храма в Иерусалиме.Успешной была торговля с далекой Индией и южной Аравией.

Много пользы принесли дружеские отношения с финикийским городом Тиром. Потом Израильское царство ослабло и распалось на две части. Сильные государства их постоянно завоевывали, переселяли население в другие страны. Получилось так, что евреи стали жить в разных местах Передней Азии.

Находясь среди иных народов, они не забывали своей родины и религии.

Верования евреев. Евреи верили в бога Яхве.По их мнению, он создал весь мир и все, что в нем живет. Он везде присутствует и все может. Евреи были убеждены, что бог заключил с ними договор.

Если они будут его выполнять, то бог станет помогать евреям больше, чем остальным народам. Тогда бог отдаст евреям навеки Палестину.

Условия договора содержатся в десяти заповедях. Полагали, что сам бог их высек на двух каменных плитах и вручил вождю Моисею. Вот главные из них: поклоняться только богу Яхве, не изготовлять его изображений и не молиться перед ними. Давались наказы: уважать родителей, не убивать, не красть, не предавать, не говорить ложных свидетельств.

Плиты с десятью заповедями были самыми святыми предметами. Во время скитаний их переносили в особом ящике — «ковчеге». При стоянках над ним воздвигали священный шатер. После возведения храма в Иерусалиме его поместили в место, которое называлось «святая святых».Частые военные поражения и большие несчастья народа рассматривались как кара бога за нарушение договора.

Христиане также признают десять заповедей.

Рождение Моисея (по Библии)

В древности верили, что могут предсказывать будущее. Один из египетских мудрецов сообщил фараону, что скоро среди евреев родится необычный мальчик. Когда он вырастет, то сокрушит могущество египтян. Фараон сильно испугался. Но мудрец посоветовал ему топить в реке всех новорожденных младенцев.Египтяне начали убивать младенцев. В это время в одной семье родился мальчик.

Его мать более всего не желала гибели сына. Она сплела из папируса корзинку, обмазала ее смолой. Потом положила в нее малютку и опустила корзинку в Нил.

Корзинку заметила дочь самого фараона. Мальчик ей очень понравился. Она решила его воспитать. Матери спасенного мальчика удалось стать его кормилицей. Вскоре дочь фараона его усыновила и дала ему имя Моисей.

Потом она предложила отцу-фараону назначить Моисея следующим царем. Тот согласился и надел царскую корону на голову трехлетнего мальчика. Но тот сорвал ее и стал топтать ножками. Согласно библейским сказаниям, уже в раннем детстве обнаружились большие способности Моисея. По воле Бога он довел за 40 лет из Египта до «земли обетованной» (т. е.

Палестины) древних евреев.

Давид и Голиаф (по Библии)

Прежде чем началась одна из битв с филистимлянами, перед рядами еврейских воинов появился богатырь по имени Голиаф. Он вызывал еврейских воинов на поединок. Но никто не хотел идти на верную смерть. Еще бы, рост Голиафа приближался к 3 метрам. Только его медный панцирь весил почти 500 килограммов.

Вес железного наконечника копья был почти 50 килограммов!Сорок дней Голиаф издевался над испуганными евреями. И вдруг, неожиданно для всех, вызов принял Давид. Он не был воином. Но будучи обычным пастухом, успел задавить одними руками медведя и льва, которые крали у него овец.У Давида не было ни копья, ни меча, ни щита и иных доспехов.

Он имел только пастушеский посох и пращу. Из ближайшего ручья он выбрал несколько гладких камней и двинулся против человека-горы. Затем Давид сильно и точно выпустил камень из пращи. Он попал в лоб Голиафа, и тот замертво рухнул. Давид приблизился к лежащему сопернику, выхватил у него меч и отрубил огромную голову. Враги в страхе разбежались.

Вскоре Давид стал царем.

Мудрость Соломона (по Библии)

Однажды к царю Соломону пришли две женщины с просьбой решить их спор. Они жили в одном доме. Почти одновременно родили младенцев. Ночью один ребенок умер. Обе женщины отказывались от мертвого младенца. Каждая говорила, что именно ее сын остался в живых. Они громко спорили перед царем.

Соломон внимательно выслушал женщин и приказал принести меч. Затем приказал слугам разрубить живое дитя и дать каждой женщине по половине.

Тогда громко воскликнула та женщина, чей действительно это был сын: «О, господин мой! Отдайте ей живого ребенка, не убивайте его!» А другая спокойно говорила: «Пусть будет ни мне, ни тебе, рубите!» Этого только и ждал справедливый и мудрый Соломон. Он велел отдать живого младенца первой женщине.

Ведь никогда родная мать не пожелает смерти своего ребенка. Присутствующих поразила мудрость Соломона.

Египетские захватчики в Финикии и Палестине (из летописи Гутмоса III)

Бог Амон-Ра отдал мне Палестину и Финикию во время моего первого похода. Пришли местных жителей миллионы, сотни тысяч воинов со всех стран, стоя на своих колесницах. Всего 330 вождей, каждый со своей армией. Собрались они в долине с оружием наготове. Мое Величество ударило по ним. Тогда они побежали, и много их пало. Поспешно укрылись они в Мегиддо. Мое Величество осаждал их семь месяцев. Потом они попросили о пощаде. Вожди прислали моему Величеству всех своих детей с дарами из золота и серебра, всех своих лошадей, большие колесницы из золота и серебра, все свои щиты, луки, стрелы и воинские доспехи. Я заставил их принести присягу верности. После этого я открыл им обратный путь в их города. Они возвращались на ослах, их лошади достались мне. Рейтинг: Навигация сайта

Источник: https://www.istmira.com/istoriya-drevnego-mira/432-strany-vostochnogo-sredizemnomorya.html

Ссылка на основную публикацию