Социальная структура Киевской Руси (X – начало XI века) Древнерусское общество разделялось на несколько социальных групп: Ø Высшая группа была представлена князьями, боярами и богатыми купцами Ø Средняя группа была представлена небогатыми купцами и городскими ремесленниками Ø Низшая группа представлена сельскими ремесленниками и свободными земледельцами (смердами) Между этими группами не было непреодолимых барьеров, существовала возможность выйти из одной группы и перейти в другую. В Киевской Руси существовало рабство, как временное, так и постоянное. Но оно не имело широкого распространения.
Принятие христианства на Руси. ü До конца 10 века восточные славяне были язычниками. Каждый племенной союз поклонялся своему богу. Объединение древнерусских земель потребовало введение единой государственной религии. В 980 году князь Владимир I попытался ввести единобожие на основе культа языческого бога Перуна. Но реформа завершилась провалом.
ü В 988 году государственной религией Киевской Руси становится христианство. Впоследствии после разделения христианства на католичество и православие, Русь принимает православный вариант, заимствованный из Византийской империи. Принятие христианства имело следующие последствия для Руси: Ø способствовало политическому и духовному единению Киевской Руси с Византией.
Ø привело к укреплению государственной власти и политического единства Киевской Руси. Ø повысило престиж Руси в системе международных отношений. ü Незначительное влияние на формирование древнерусской государственности в этот период оказывал ислам.
Его влияние усилилось с 13 -14 века, когда Русь оказалась под игом Золотой Орды, государственной религией которой ислам стал с 1312 года.
Тесты по теме 2. 1 I. Согласно «Повести временных лет» начало правления Рюрика относится к _______ году. 1. 859 2. 862 3. 882 4. 879 II. В правление княгини Ольги произошло. . . 1. введение нового свода законов 2. ослабление центральной власти 3. упорядочение сбора дани 4. появление новых междоусобиц III.
Путь из «варяг в греки» соединял _________ моря. 1. Балтийское и Черное 2. Черное и Каспийское 3. Белое и Балтийское 4. Балтийское и Каспийское IV. Согласно норманнской теории основателями Древнерусского государства считаются … 1. славяне 2. варяги 3. древляне 4. поляне V. Христианство на Руси было принято в 988 году при князе … 1. Рюрике 2.
Олеге 3. Святославе 4. Владимире
Тема 2. 2. Русские земли и княжества в начале ХII — первой половине ХIII веков. Политическая раздробленность. Ø В середине XI века князь Ярослав Мудрый изменил схему наследования власти. В итоге государство было разделено на пять частей, которыми управляли сыновья Ярослава Мудрого.
Принимая это решение, Ярослав Мудрый стремился избежать междоусобных войн, рассчитывая что его потомки совместно будут руководить государством. Ø Со временем уровень экономического и политического развития русских земель менялся. Киевское княжество потеряло свой престиж. Это привело к междоусобным войнам.
К концу XI века Киевская Русь была разделена на 15 самостоятельных княжеств, которые постоянно воевали между собой. Ø По инициативе Владимира Мономаха в 1097 году в городе Любече состоялся съезд князей, на котором власть в отдельных княжествах была закреплена за правящими в них княжескими родами.
Но после смерти Владимира Мономаха и затем и его сына Мстислава (11251132 гг. ) процесс политической раздробленности Киевской Руси усилился.
Социально-политические изменения в русских землях в XII-XV веках. Период начала XII — конца XV века называют периодом территориальнополитической раздробленности.
Объективными причинами раздробленности государства являлось: Ø потеря Киевским княжеством своей роли экономического и политического центра; Ø ускорение роста других городов и экономическое развитие отдельных княжеств; Ø усиление боярства, опираясь на силу которого местные князья укрепляли свою власть на местах; Ø увеличение населения страны и усиление военного потенциала различных областей; Ø отсутствие серьезной внешней угрозы. В результате на территории Руси появился ряд самостоятельных княжеств. К середине XII века на территории Киевской Руси было около 15 княжеств и земель, к началу XIII века – более 50, а к XIV веку – около 250.
Владимиро-Суздальское княжество • Владимиро-Суздальское княжество, располагалось в междуречье Оки и Волги.
Его усилению способствовали следующие причины: Ø удаленное положение от южных кочевников; Ø защищенность природным ландшафтом от врагов с севера-запада; Ø наличие важных речных торговых путей (Волжский торговый путь) Ø значительный приток населения из южных княжеств, подвергавшихся нападению кочевников.
Владимиро-Суздальское княжество Ø Князь Юрий Владимирович (сын Владимира Мономаха (11251157 гг. ) получил прозвище «Долгорукий» за стремление расширить свою территорию. Он вел широкое строительство укрепленных городов на границах княжества. В 1147 г.
в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки. В последствии Юрий Долгорукий захватил Киев и стал Великим князем Киевским. Ø Его сын Андрей Юрьевич (1157 -1174 гг. ) получил прозвище «Боголюбский» за заботу о православной церкви.
Он стремился к объединению всех русских земель под властью одного князя. Ø После убийства Андрея Боголюбского к власти приходит его брат Всеволод Большое Гнездо (1176 -1212 гг. ). За годы своего правления он основал Нижний Новгород и установил контроль над Великим Новгородом.
Ø Процесс дальнейшего подъема Владимиро-Суздальского княжества был прерван монгольским нашествием.
Галицко-Волынское княжество • На юго-западе русской земли большое влияние имело Галицко. Волынское княжество.
Усилению этого княжества способствовали следующие причины: Ø наличие плодородных земель и обширных лесных массивов; Ø соседство с восточноевропейскими государствами (Венгрией, Польшей, Чехией), позволявшее вести активную внешнюю торговлю; Ø относительная безопасность для нападений со стороны кочевников. • • • В годы правления князя Романа Мстиславовича (1170 -1205 гг. ) начинается расцвет княжества. Он захватил Киев и успешно воевал с поляками и половцами, а также вел борьбу за главенство над русскими землями. Князь Даниил Романович (1221 -1264 гг. ) объединил Юго-Западную Русь и Киевскую землю. Впоследствии княжество подверглось разорению монгольским нашествием, а в XIV в. оказалось в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич).
Новгородская земля • Крупнейшим центром на северо -западе Руси была Новгородская земля, усилению которой способствовали следующие факторы: Ø географически оно находилось далеко от кочевников и не подвергалось нападениям; Ø Новгородская земля находилась на пересечении торговых путей, связывающих Западную Европу с Русью, а через нее с Востоком и Византией; Ø Здесь были развиты различные промыслы – охота, рыболовство, солеварение, производство железа.
Источник: https://present5.com/razdel-ii-drevnyaya-rus-ix-nachalo-xii/
Древняя Русь IX-XIII вв. Учебно-методическое пособие
- Воронеж: ВГПУ, 2008 — 237 с.
- Учебное пособие содержит материалы для семинарских занятий по курсу история Древней Руси.
- В пособии представлены документы, вопросы и задания к ним, литература по темам отражающим социально-экономическое, политическое и культурное развитие Руси IX -XIII вв.
Предназначена для студентов 1 курса исторического факультета ВГПУ обучающихся по направлению 540400. Социально-экономическое образование. Профиль 540401. «История».
- Формат: pdf / zip
- Размер: 1,55 Мб
- Скачать / Download файл
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 3 Тема I. Введение 4 Тема II. Восточные славяне накануне образования Древнерусского государства 4-19 Источники 6-19 1. Античные источники о венедах 6-7 2. Византийские источники об антах и славянах 8-12 3. Восточные авторы о славянах X — XI в 12 — 18 4. Повесть временных лет о восточных славянах 18- 19
Тема III. Образование Древнерусского государства 20 — 49 Источники 22-49
1. Европейские и Византийские источники 22 — 31 2. Арабские источники 31 — 43 3 .Из Пвести временных лет 43-49
Тема IV. Внутренняя и внешняя политика первых русских князей 50-88 Источники 52-88
1. Повесть временных лет 52-69 2. Византийские источники 69-74 3. Договоры Руси с Византией 74-87
Тема V. Первая усобица на Руси. Правление Владимира Святославовича 88 — 109 Источники 89 -109
1. Повесть временных лет 89 -106 2. Церковный устав Владимира Святославовича 106 — 109
- Тема VI. Эпоха Ярослава Мудрого 110-132 Источники 111- 132
- Тема VII. Русская церковь в XI — ХII веках 133 -143 Источники 134 — 143
- Тема VIII. Русь на перепутье 144 — 203 Источники 146 — 203
- Тема IX. Политический распад Руси 204 — 226 Источники 205- 226
1. Повесть временных лет 111-128 2. Русская Правда 128-132 1. Повесть временных лет 134-138 2. Устав князя Ярослава 138 -143 1. Повесть временных лет 146 -188 2. Русская Правда 188-203 1 .Ипатьевская летопись 205- 211 2. Княжеские уставы и уставные грамоты 211- 226 Приложение 227 Пояснительный словарь 228 — 232 Список литературы 233-235 Содержание 236 — 237
О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»
-
- Астрономия
- Биология
- География
- Естествознание
.
Иностр. языки.
- Информатика
- Искусствоведение
- История:
- Всемирная
- Книги
- России
- Книги
- Экзамены
- Рефераты
- Культурология
- Литература
- Математика
- Менеджмент
- ОБЖ
- Обществознание
- Психология
- Религиоведение
- Русский язык
- Физика
- Философия
- Химия
- Экология
- Экономика
- Юриспруденция
- Школа — и др.
- Студентам — и др.
- Экзамены школа
- Абитуриентам
- Библиотеки
- Справочники
- Рефераты
- Прочее
Copyright © 2006-2007 Alexander Vasiliev , St. Petersburg, Russia, info@alleng.ru |
Источник: https://alleng1.org/d/hist/hist180.htm
Русь в IX – нач. XII в
Занятие 3. Русь в IX – нач. XII в.
Предпосылки формирования древнерусского государства
- Экономические:
- успехи в развитии хозяйства (пашенное земледелие);
- отделение ремесла от сельского хозяйства и сосредоточение его в городах;
- развитие торговли.
-
Социальные:
- возникновение имущественного неравенства и общественной иерархии.
-
Политические:
- формирование племенных союзов – уже в VI веке;
- потребность в особой системе управления – государственном аппарате;
- угроза со стороны внешних врагов (кочевники – хазары, печенеги, норманны);
- наличие протогосударств (предгосударств) в VII–IX вв.: Куяба (вокруг Киева), Славия (вокруг Новгорода), Артания (Рязань, Чернигов).
-
Духовные:
- схожие обычаи, общая религия.
- К середине IX века сложилось два центра объединения восточнославянских племён – Новгород и Киев.
- Этапы развития древнерусского государства
- 1) IX – cередина Х в. – время первых киевских князей;
- 2) вторая половина Х – первая половина XI в. – время княжества Владимира I Святого и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы;
3) вторая половина XI – вторая половина XII в. – переход к территориально-политической раздробленности, или к удельным порядкам.
Основные события (по периодам правления киевских князей)
862 г. – призвание ильменскими словенами Рюрика: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Прийдите к нам и правьте нами». Рюрик княжил в Ладоге, затем во всех новгородских землях
882 г. – поход Олега на Киев, подчинение Киеву древлян, северян, радимичей.
- Контроль над торговым путём «из варяг в греки»: из Византии по Чёрному морю и Днепру – волоком в Ловать – оз. Ильмень – р. Волхов – Ладожское озеро – Финский залив – Балтика.
- Два похода на Византию – договоры 907 и 911 годов: право торговли, право жить в Константинополе (за счёт греков, но ходить без оружия).
- Согласно летописной легенде погиб от укуса змеи: «И принял он смерть от коня своего» (А. Пушкин).
912 – 945 гг. – княжение Игоря
- Был убит во время похода в земли древлян за данью.
- Продолжал политику подчинения восточнославянских племён (уличи) и походы в Византию
945 – 957 (969) гг. – княгиня Ольга
- Установила чёткий порядок взимания дани.
- В 955 (957) г. Приняла христианство (христианское имя – Елена).
957 – 972 гг. – княжение Святослава Игоревича (Святослав I)
- Разгромил Хазарский каганат, подчинил вятичей.
- Активная внешняя политика: походы на Дунайскую Болгарию, Византию
- В 972 г. был убит печенегами, когда возвращался в Киев из похода (из его черепа печенеги сделали чашу для вина).
- Своих сыновей назначил наместниками вместо племенных князей восточнославянских племенных союзов.
- После его смерти – борьба за власть (Ярополк – Олег, Владимир – Ярополк).
980 – 1015 гг. – княжение Владимира I (Владимир «Красное солнышко», Владимир Святой)
- 987 г. – союз с Византией.
- 988 – принятие христианства (в 980 г. пытался провести «языческую реформу»: роль главного бога отводилась Перуну).
- Укрепление власти над восточнославянскими племенами; введение новой административной системы: во главе союзов племён Владимир ставит своих сыновей – происходит полная ликвидация племенных княжений.
- Создание оборонительной системы на юго-восточных границах: засеки и сторожевые башни.
- К отдалённым городам прокладываются «дороги прямоезжие».
- После смерти – межусобная борьба сыновей: Ярослав, Святополк (Окаянный), Мстислав Тмутараканский
1019 – 1054 гг. – княжение Ярослава Мудрого
- Разгром печенегов
- 1016 г. – начало составления «Русской правды» (окончательный вариант – 1072 г).
- Укрепление связей с европейскими государствами.
- Софийский собор в Киеве, Киево-Печерский монастырь.
- Образование Киевской митрополии, первый русский по происхождению митрополит – Илларион.
- После смерти Ярослава Мудрого начались усобицы (закон о престолонаследии – власть передавалась не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему).
1097 г. – съезд князей в Любече: «каждый да держит вотчину свою»: юридическая основа феодальной раздробленности.
1113 – 1125 гг. – княжение Владимира II Мономаха (сын Всеволода Ярославича)
- Походы на Полоцкие земли.
- Разгром половцев.
- «Устав Владимира Мономаха» – ограничивались проценты по займам и запрещалось долговое рабство.
- Устранение мести за убийство, замена её денежным штрафом – вирой.
- «Поучение к детям» – за сохранение единства русских земель.
1125 – 1132 гг. – княжение Мстислава I Великого.
- Постоянные походы: Полоцкие земли, Чернигов, половцы, Литва.
- Задания
- 1.
- Деятельность митрополита Иллариона, князя Ярослава Мудрого связана с
1) VIII в. 2) IX в. 3) XI в. 4) XIII в.
- 2.
- Что из перечисленного связано с деятельностью Владимира Мономаха?
- 1) запрещение долгового рабства
- 2) принятие христианства
- 3) введение чётких норм сбора дани
- 4) разгром печенегов
- 5) разгром половцев
- 6) строительство Софийского собора в Киеве
- 3.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) VIII–ХII вв.
- 1) рядовичи; 2) волхвы; 3) помещики; 4) закупы; 5) полюдье; 6) пожилое.
- Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
- 4.
- Способ сбора дани в Древней Руси – _________________.
- 5.
- Установите соответствие между административными должностями и функциями: ка каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДОЛЖНОСТИ | ФУНКЦИИ |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
- 6.
- Поставьте события в хронологической последовательности:
- 1) съезд князей в Любече
- 2) правление Юстиниана в Византийской империи
- 3) разгром Хазарского каганата
- 7.
- Прочтите отрывок из летописи.
«И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь.
И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот.
Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на ом холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.
Владимир же посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира
- 2) автор летописи негативно относится к описываемым событиям
- 3) бог Солнца Даждьбог был покровителем княжеской власти до введения на Руси христианства
- 4) Новгород находился на древнем торговом пути «из варяг в греки»
- 5) описываемые события произошли в середине Х века
- 6) упоминаемый в летописи князь Владимир взошёл на киевский трон по завещанию своего отца
- 8.
- Рассмотрите схему и выполните задания.
1. Напишите век (словом), в котором происходили события, обозначенные на схеме.
2. Назовите имя князя, совершавшего походы, обозначенные на схеме стрелками.
3. Укажите название столицы государства, обозначенной на схеме цифрой 1.
4. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Все походы военачальника, обозначенные на схеме, были удачными для него.
- 2) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, вёл первую в истории Древнерусского государства войну с Византией.
- 3) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, погиб во время возвращения с очередной войны.
- 4) В ходе походов, обозначенных на схеме, был разгромлен Хазарский каганат.
- 5) На схеме указано название народа, в бою с представителями которого погиб военачальник, чьи походы обозначены на схеме.
- 6) Согласно летописи военачальник, руководивший походами, обозначенными на схеме, принял христианство.
- Историческое сочинение
- Задание 25: историческое сочинение по определённому периоду истории России
- Что подразумевают составители под «определённым периодом»?
- время правления какого-то руководителя государства (или часть длительного правления)
- совокупность нескольких правлений (например, эпоха дворцовых переворотов)
- переломные, опасные события (Смута, Гражданская война, революции)
Требования к историческому сочинению:
- указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории (до 2 баллов);
- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России (до 2 баллов);
- указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории (до 2 баллов);
- дать историческую оценку значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков (1 балл);
- корректное использование исторических терминов, понятий (1 балл);
- отсутствие фактических ошибок (до 2 баллов);
- ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) — (1 балл).
- Важно: баллы по критерию 6 и 7 ставятся только в том случае, если ученик получил не менее 4 баллов по критериям 1-4.
- Выделяют три блока периодов:
- 1) 9в. – 1689; 2) 1689 – 1914 (имперский период); 3) с 1914 – по 1991
- Примерные периоды:
|
|
|
Источник: https://urokidoma.org/courses/istoriia-2017/lesson/rus-v-ix-nach-xii-v-1/
Подготовка к ЕГЭ. История. Повторение. Тема: « Древняя Русь . Период первых князей»
- Тема: « Древняя Русь .
- Период первых князей»
- Карточка-шпаргалка № 1.
Сентябрь. 1-ая неделя.
Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 г.
Картина художника К.В.Лебедева. 1903 г.
Предлагаю серию карточек для подготовке к ЕГЭ по истории- обобщение и повторение по темам. Материал каждой карточки необходимо запоминать в течение недели. Учите, ребята, повторяйте. Если систематически будете заниматься, то такая еженедельная подготовка обязательно даст результаты.
Итак, первая неделя сентября — это изучение периода правления первых князей. Начинайте вместе с нами. Не отставайте.
Тема: « Древняя Русь . Период первых князей.» | |
Даты | События |
862 | Призвание варягов, образование государства по норманнской теории |
882 | Объединение Киева и Новгорода Олегом.Образование государства по антинорманнской теории. |
907, 911 | Походы Олега на Константинополь, 911- первый торговый договор. |
915 | Первое появление печенегов |
941, 944 | походы Игоря на Константинополь, менее удачный торговый договор в 944. |
945-947 | Налоговая реформа Ольги. |
957 | Принятие Ольгой христианства. |
968 | Защита Киева от печенегов. |
964-966 | Походы Святослава на хазар, разгром Хазарского каганата. |
969 | Разгром Волжской Булгарии |
970- 971 | Войны с Византией, договор с ней. |
971 | Битва под Доростолом (победа над Дунайской Болгарией) |
ЛИЧНОСТИ. Князья | |
Рюрик 862-879 | |
Олег 879-912 | |
Игорь 912-945 | |
Ольга 945- 957 (962) | |
Святослав 957 (962)-972 | |
Личности | Кратко о них |
Аскольд и Дир | Киевские князья. Правили совместно примерно с 864-882 г.Дружинники Рюрика. В 866 ( или 860) совершили поход на Царьград. |
Нестор | Летописец, автор «Повести временных лет», монах Киево-Печерского монастыря, жил в конце 11- начале 12 вв. |
Гостомысл | Староста в Новгороде, именно в его время были приглашены Рюрик и братья . |
Кирилл( 827-969) и Мефодий (815-885) | Просветители, создатели славянской азбуки, христианские проповедники.С 1991 г.в память о них, об их деятельности в России отмечают праздник- День славянской письменности- 24 мая. |
Синеус, Трувор | Братья Роюрика. Синеус правил в Белоозере , Трувор в Изборске. |
Мал | Князь древлян, убивших Игоря. |
Представители норманнской теории | Немецкие учёные 18 века: Г.Ф.Миллер, Г.З.Байер, А.Л.Шлёцер. На рубеже 18-19 вв. их поддержали Н.М.Карамзин и С.М.Соловьёв.20 век- Л.Н.Гумилёв, Б.Л.Васильев. |
Представители антинорманнской теории | М.В.Ломоносов, , В.Н.Татищев, Д.И.Иловайский |
Представители центристской теории | А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва и многие современные историки |
Василий 1 | Византийский император в 867-886 гг. |
Борис 1 | Болгарский хан в 852-889 гг. |
Мировая история | |
476 | Падение Западной римской империи.Во главе был юноша Ромул Август. Варвар Одоакр поднял мятеж войска. состоявшего из германских племён, в 476 г. убил его отца, низложил самого императора |
486 | Возникновение государства франков ( по 843 г. )Правитель франков Хлодвиг повёл войска на Галлию, в которой продолжал властвовать римский наместник. Захватил её. |
610 | Возникновение ислама на территории Аравийского полуострова. Именно в этом году пророку Мухаммеду явился ангел Джабраил. |
Начало 7 века | Возникновение государства у арабов. К концу 630 г. значительная часть Аравии признала власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата) |
962 | Образование Священной Римской империи. Основана королём Оттоном. |
ЛИЧНОСТИ | |
Личности | Кратко о них |
800-814 | Карл Великий, король франков, с 800- римский император, создал огромное государство в Западной и Центральной Европе. |
527-565 | Правление Юстиниана в Византийской империи.полководец и реформатор, один из выдающихся монархов поздней античности. Его правление- переход к средневековью, от римских традиций к византийским. Завладел большей частью земель распавшейся Западной Римской империи. При нём переработано римское право, создан свод законов Юстиниана. Перестроил собор Святой Софии в Константинополе. |
962-973 | Оттон 1— саксонский король, захватил Северную и Среднюю Италию, образовал Священную Римскую империю, став её императором. |
- Примечание.
- Смотрите материал на данном сайте по следующим темам:
- Внимание: на сайте
http://istoricheskij-portret.ru/ есть исторические портреты всех первых князей.
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/123-teoriya-obobshchenie-po-temam/1148-podgotovka-k-ege-istoriya-povtorenie-tema-drevnyaya-rus-period-pervykh-knyazej
II. Архитектура Киевской Руси XI — начала XII веков — архитектура 11 века
По поводу лекций хочу отметить следующее: не просто так я выкладываю их здесь, они имеют непосредственное отношение к тематике этого сообщества и могут принести определенную пользу для каждого.
Часто считают, что после школы и институтов обучение должно быть закончено, но это огромное заблуждение, ведь чем старше становится человек, тем больше он способен вместить и понять, если работает в этом направлении.
Сейчас может казаться, что все эти сведения никогда не пригодятся, но все прочитанное откладывается в нашем сознании и всегда готово помочь, когда это становится необходимым.
Также хочу отметить, что послушать подобные лекции к нам в институт приезжали люди отовсюду, что говорить уже о том, что новые знания, особенно в сфере искусства, настраивают человека на добрую мысль, и эти мгновения в свою очередь способствуют питанию и тела, и духа.
Здесь у меня нет возможности привести всю информацию в полном виде по причине того, что воспринимать ее будет достаточно сложно и все это займет слишком много времени, но в каждую лекцию я постаралась вложить по возможности как можно больше того, что успела записать сама и того, что дали мне книги. Пусть это принесет пользу каждому, кто хочет ее получить…
Во второй половине 11 века на землях Восточных Славян — от среднего течения Днепра и Дона /на юге/ до Ладожского озера /на севере/ и от среднего течения Западной Двины /на западе/ до нижнего течения Оки /на востоке/ возникло русское государство.
На главных водных путях выросли большие города и монастыри. В городах возводились жилые деревянные дома, княжеские палаты, храмы. Главным строительным материалом в начале 11 века по-прежнему оставалось дерево, которое применяли даже для мощения дорог.
Чтобы защитить страну от постоянных набегов кочевников, князь Владимир укрепил Южную границу путем создания сложной оборонительной системы сооружений, состоящих из валов, укрепленных городков и деревянных ограждений.
Владимир приступил к крещению населения; на местах, где стояли идолы, он приказал строить церкви. На холме в Киеве, занимаемом прежде Перуном, появляется деревянная церковь Св.Василия. Для строительства храмов приглашались греческие мастера.
В середине 11 века городские постройки по-прежнему создавались из дерева, а церкви уже возводили не только деревянные, но и каменные. Строительство шло ускоренными темпами. Так, с 1045 по 1229 годы в Новгороде стояло уже 69 церквей, причем большая часть из них — из камня.
Так как городские строения были, в основном, деревянные, то пожары в городах Киевской Руси становились настоящим бедствием. В 1221 году выгорел Ярославль с его 17 храмами. В 1227 году пожар полностью уничтожил Владимир и его 27 церквей.
Уничтоженные огнем города вновь отстраивались. Летописи донесли до нас имена строителей церквей. Митрополит Ефрем /11в./ построил в Переяславле 3 прекраснейших храма: Церковь Св.Михаила, затем Св.Феодора и, наконец, Св.Андрея.
Благодаря Ефрему Переяславль был обнесен каменной стеной.
В период средневековья каждое культовое сооружение отражало целый комплекс общественных идей, которые иносказательно выражались с помощью христианских догм и символов.
Здание церкви в глазах ее создателей являлось не только помещением для молящихся, но и условной, как бы материализованной, моделью мироздания.
Перенесение на культовые постройки абстрагированных представлений о структуре мира, его общественном устройстве весьма характерно для ранних периодов истории человечества.
Христианская церковь выработала определенную систему объемно-пространственной структуры храма и его росписей, которые аллегорически изображали библейскую историю человечества, и этические нормы, освященные религией.
Особенности исторического развития Руси и задач, стоящих перед русской церковью, обусловливали специфику социального заказа, его индивидуальность. Поэтому, несмотря на крестово-купольную композицию культового здания, возведенную в канон, и систему его росписей. несмотря на участие иноземных мастеров, соборы обладали ярким национальным разнообразием.
Вторая половина 11 века знаменует начало усиления политического и экономического значения отдельных княжеств. Этому способствовало и завещание Ярослава:…»поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу, …
а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск» /»Повесть временных лет» — 1054 г./. Крепнут удельные стольные города, увеличиваются княжеские вотчины, расширяются боярские земли, разрушается крестьянская община. Общинники — смерды становятся все более зависимыми от феодалов.
Набирает силу и церковь, превращаясь в мощное идеологическое оружие, используемое князьями.
Церковные круги сосредоточивают в своих руках большие материальные ценности. Религиозные общины — монастыри — постепенно превращаются в крупные феодальные хозяйства и идеологические центры. В этих условиях перед архитектурой возникали новые задачи, связанные с формированием феодальной усадьбы и монастырского комплекса.
В каменных постройках отражается процесс обособления княжеств: уменьшаются размеры и монументальность сооружений, что выражает их более скромное социальное значение и материальные возможности заказчиков по отношению к великому князю. Сохранились в малом количестве каменные здания в основном монастырских строений.
В монастырях формируется тип небольшого храма, предназначенного для ограниченного круга молящихся.
Расширялось количество храмовых типов, включавшее общегородские соборы, монастырские храмы, княжеские церкви и усыпальницы.
Древнерусские зодчие осваивали технику каменного строительства и, применительно к конкретным условиям, вносили изменения в общераспространенные типы культовых зданий. Шел процесс приспособления византийских храмов к условиям Руси.
Столетний опыт каменного зодчества дал результаты в области строительной техники. Русские мастера научились изготовлять обычный и лекальный кирпич, освоили приемы возведения сводов, овладели секретами «размерения» на площадке будущего здания.
К концу 11 века начинает видоизменяться техника смешанной кладки, уменьшаются слои камня, кирпич становится преобладающим материалом, особенно в верхних частях стен. Древне-русские каменных дел мастера начинают творчески видоизменять каноническую крестово-купольную схему, приспосабливая ее к местным условиям и эстетическим идеалам.
Строительные материалы и конструкции в архитектуре XI — XIV веков.
Десятинная церковь — первое каменное сооружение (989-996гг.). название получила от того, что на ее содержание выделялась 1/10 часть княжеских доходов.
Археологические раскопки показали, что Десятинная церковь представляла собой крестово-купольное сооружение из 3 нефов с 3 апсидами алтаря и 6 внутренними столбами.
Размещению последних соответствовало расположение лопаток на наружных стенах храма. В 11 веке стали пристраивать дополнительные нефы.
Крестово-купольная система, пришедшая в Киевскую Русь из Византии, отличалась не только прекрасными конструкциями, но и высокими художественными качествами /пример — Спасо-Преображенский Собор в Чернигове/.
Стены выложены из чередующихся рядов камня и плинфы (2,5 -3 — 4 см -толщина, 20×20, 25×25; плинфа — плоский кирпич, также придуман в Византии), что было характерно для многих киевских и черниговских сооружений, возведенных в 10-11 вв.
Византийские строители использовали при кладке цемяночный раствор, толщина которого равнялась толщине плинфы (цемяночный раствор — связующее — известковый раствор толченой плинфы). Цемяночный раствор дошел до 19 в. и назывался цементом (Спасо-Преображенский Собор в Чернигове: розовато-коричневый цвет стен — цвет плинфы).
Фундаменты: часто забивали дубовые колья для уплотнения грунта, но со временем колья гниют и образуются дыры. Древесина отлично хранится в воде, но при сменном режиме гниет очень быстро.
Котлован засыпали песком, закладывали бутовым камнем и поливали известковым раствором. В толщу стен укладывали деревянные связи /бревна, брусья/. С 15 века — металлические связи, стяжки.
Также из Византии была заимствована следующая техника: утопленные ряды плинфы затирались раствором.
Своды: строили деревянную опалубку /стойки+форма свода/, начинали класть с пят. В основном своды строились из плинфы. Двигались от пят к центру и вбивали замковый камень. Цилиндрический свод: коробковый, стрельчатый. При ведении кладки из плинфы шов не должен попадать на шов. Чтобы этого не происходило сбивали ряды.
Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/Maya_games/1309580
Глава 1 ДРЕВНЯЯ РУСЬ (IX–XII ВВ.)
§ 1. ЭТНОГЕНЕЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Прародина славян. Предки славян — племена, говорившие на балтославянских диалектах, — приблизительно в середине II тыс. до и. э. отделились от носителей германских языков и осели в Восточной Европе. Около 500 г. до и. э.
из единого позднеиндоевропейского (балтославянского) языка выделились собственно славянские и балтские племенные диалекты.
Причем балты разделились на три крупные группы: западную (предки пруссов, ятвягов, галиндов, куршей и скалвов), срединную, или летто-литовскую (предки литвы, жемайтов, аукштайтов, латгалов, земгалов и селов) и днепровскую (предки летописной голяди и других племен, названия которых неизвестны). В свою очередь, славяне в IV–X вв.
также разделились на три главных диалектных ареала: южный (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов), западный (предки чехов, словаков и поляков) и восточный (предки русских, украинцев и белорусов). Южные славяне расселились преимущественно на Балканах, западные — в Центральной Европе, а восточные — в Восточной Европе.
В археологии нет единой точки зрения относительно места прародины славян. Одни ученые находят ее в междуречье Вислы и Одры, другие — Вислы и Немана, третьи считают, что зарождение славянского этноса проходило между Одрой и Днепром.
Данные языкознания (прежде всего топонимики — дисциплины, изучающей географические названия) позволяют связать славян с областью Центральной и Восточной Европы, ограниченной реками Эльбой и Одрой на западе, бассейном Вислы и Верхним Поднестровьем до Среднего Поднепровья на востоке.
Праславяне, по мнению многих исследователей, так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племен, переселившихся на рубеже III–II тыс. до и. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья в Центральную, Северную и Восточную Европу.
О предках славян можно составить представление по памятникам тшинецкой (третья четверть II тыс. до и. э., обнаружены между Вислой и Средним Днепром), лужицкой (XIII–IV вв. до и. э.) и поморской (VI–II вв. до и. э., территория современной Польши) археологических культур.
Кроме того, некоторые историки связывают с предками славян такие археологические культуры, как среднеднепровская (середина III — первая четверть II тыс. до и. э.; Среднее и Верхнее Поднепровье), чернолесская (VIII — начало VI вв. до и. э.), памятники которой найдены в Поднепровье, и позднезарубинецкая, существовавшая с конца I тыс.
до и. э. в бассейне реки Припять и Среднем Поднепровье.
Первые достоверные письменные сообщения о славянах как самостоятельной этнической группе содержит труд готского историка Иордана (первая половина VI в.). Ко второй половине VII в. принадлежат первые упоминания о славянах у арабских авторов.
Приблизительно к этому же времени относятся самые ранние легендарные сведения об истории славян, попавшие на страницы древнерусских летописей. До этого периода в зарубежных источниках встречаются данные о народах, которых называют венедами (венетами), склавенами и антами.
Однако эти сведения столь неопределенны, что говорить об этнической принадлежности упомянутых народов не представляется возможным.
Северо-западными соседями предков славян были германцы и балты, составлявшие вместе со славянами северную группу индоевропейских племен. На юго-западе, севере и северо-востоке от них жили финно-угры. Юго-восточными соседями предков славян были западноиранские племена скифов и сарматов, южными — готы, фракийцы и иллирийцы, западными — кельты.
Восточные славяне: занятия и общественный строй. Восточные славяне заселяли Восточноевропейскую равнину в двух направлениях.
Часть восточнославянских племен расселилась в бассейне Днепра и оттуда начала осваивать верховья Волги, долины Верхнего Днестра и Южного Буга.
Другая группа продвинулась на северо-запад, в район озера Ильмень, и впоследствии заняла территории до Белоозера и Волго-Окского междуречья.
Восточные славяне обычно селились в лесах и по берегам рек. Основным их занятием было земледелие. В условиях лесной и лесостепной зон это был так называемый лесной перелог. Освобожденная от леса земля распахивалась и засевалась три-четыре года подряд, а потом забрасывалась на четыре-пять лет.
За это время она успевала «отдохнуть», но еще не зарастала лесом «в столб». Затем ее вновь начинали распахивать. Перелог сопровождался подсекой: вырубкой леса, корчеванием пней и сжиганием поваленных деревьев. Зола сгоревших стволов являлась естественным удобрением.
Это позволяло получать в первые два-три года довольно высокие урожаи зерновых культур (преимущественно ржи, овса, ячменя и в меньшей степени пшеницы). На втором месте по значению стояло скотоводство (в основном разводили крупный и мелкий рогатый скот).
Кроме того, славяне занимались охотой, рыболовством и бортничеством.
В середине I тыс. и. э. с развитием производства железа восточные славяне вступили в период разложения родового строя.
Более совершенные орудия труда позволяли отдельным семьям получать достаточное для жизни количество продуктов.
В результате связи между членами рода слабели и на его месте сформировались племена, объединение которых происходило уже по территориальному признаку. Племя занимало площадь 40–60 км2.
На территории Восточной Европы проживало несколько десятков восточно-славянских племен. К IX в. они объединились в союзы. Поляне освоили Среднее Поднепровье, северяне — левый берег Днепра (северо-восточнее полян). Уличи занимали территорию южнее полян.
Тиверцы обитали в низовье Днестра, белые хорваты — в верховье Днестра, древляне — к северо-западу от полян. Волыняне жили западнее древлян, в районе Прикарпатья (этот племенной союз назывался также бужане или дулебы). Дреговичи обосновались между реками Припятью и Двиной.
Кривичи — в верховьях Двины, Днепра и Волги. Часть кривичей называла себя полочанами — по названию реки Полота, в бассейне которой они жили. Радимичи занимали бассейн левого притока Днепра — реки Сож.
Вятичи обитали в верховьях Оки, ильменские словене — в районе озера Ильмень и реки Волхов.
https://www.youtube.com/watch?v=g58MtngdVBE
Политический строй восточных славян в VII–VIII вв. находился еще на стадии военной демократии: все взрослое население племени участвовало в решении общих проблем, а каждый мужчина был воином и имел оружие. В мирное время руководящие функции находись в руках старейшин и жрецов. Во время войны власть принадлежала вождям (князьям).
Приблизительно в IX–X вв. у восточных славян начало формироваться государство.
Следующая глава
Источник: https://history.wikireading.ru/149187
Культура Древней Руси (IX — начало XIII веков)
Произведения культуры всегда обусловлены уровнем хозяйственного развития общества, традициями, опытом предшествующих поколений, влиянием других, сопредельных культур.
Древнерусская культура выросла на базе культуры восточнославянских племен, испытывая одновременно влияние византийской, болгарской, скандинавской, закавказской, степной и других культур.
При этом речь шла не о механическом соединении элементов различных культур, а о их синтезе.
Основа культуры – письменность, именно она способствует развитию духовной культуры. Письменность на Руси была известна ещё до крещения, однако именно принятие христианства привело к её широкому распространению и развитию грамотности. Авторами славянского алфавита считаются греки-монахи Кирилл и Мефодий.
Они создали две азбуки – глаголицу и кириллицу. С X в. на Руси появляются первые школы при монастырях, церквях и епископских дворах. При Ярославе Мудром открывается первая библиотека (в Софийском соборе Киева).
Писали в то время на пергаменте – тщательно обработанной коже молодых телят и ягнят, в Новгородской земле получили распространение берестяные грамоты – специально подготовленная березовая кора. Использовали так называемое «уставное письмо», при котором буквы между собой не соединялись и имели строгое изображение форм.
Основные жанры древнерусской литературы – летописание, житие (биографии святых и причисленных к лику святых), слово (поучение), хождения (путешествия) и исторические повести.
Летописи (погодное изложение событий, хроника) – важнейшие памятники и письменности, и литературы, и истории. Право и обязанность вести летописи были даны церкви. В каждом отдельном крупном городе при монастыре был свой монах-летописец.
Древнейшая русская письменная летопись – «Повесть временных лет», составленная около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Она проникнута идеей единства Руси перед лицом внешней опасности, патриотическими настроениями.
История Руси рассматривается в «Повести» на фоне всемирной истории.
С XI в. начинается запись церковных проповедей. В 1051 г. первый русский митрополит Илларион составил «Слово о законе и благодати», проникнутое патриотическим пафосом. В нём автор отразил идею равноправия всех христианских народов, что означало тогда выступление против притязаний Византии на гегемонию.
Наиболее известным является былинный цикл, в котором воспеваются русские герои-богатыри, защитники Руси – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Фольклор оказал огромное влияние на развитие русской письменной литературы, её тематику, направленность, положил в основу её содержания важнейшие проблемы жизни Руси.
Развитие архитектуры и живописи было тесно связано с принятием христианства. С X в. на Руси начинается широкое строительство каменных культовых зданий, церквей и монастырей.
Ведущим типом строительства храма стал крестово-купольный, заимствованный из Византии (в его основе – два свода, которые пересекались под прямым углом, образуя своего рода крест, на месте их пересечения сооружался, купол).
Как правило, это были большие, монументальные здания, с торжественными арками, светлыми помещениями, позолоченными куполами, богато украшенные изнутри, что должно было символизировать могущество молодого государства (Черниговский храм Спаса, Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде).
Древнерусское зодчество развивалось под сильным влиянием византийских мастеров (именно из Византии пришло умение кладки кирпича), но в то же время имело и свою специфику (использовалось многоглавие храма, ступенчатая пирамидальность, местные строительные материалы). Своеобразный стиль строительства сложился в Новгородской земле, где сказывалось влияние Севере, скандинавской культуры. Храмы здесь воздвигались, как правило, с одним куполом, их отличали суровость и простота.
Внутренние стены храмов обязательно расписывались изнутри, украшались иконами, фресками и мозаиками. Мозаика – это изображения или узор, составленный из кусочков окрашенного непрозрачного стекла. Фреска — это рисунок водяными красками по сырой штукатурке. Икона – изображения святых на деревянной доске красками натурального происхождения.
Большинство икон этого периода не сохранилось, но дошло имя одного из мастеров- иконописцев – монаха Алимпия. Ещё одной формой живописи была книжная миниатюра, изображавшая библейские сюжеты.
Живопись была подчинена строгим религиозным канонам (правилам): условность письма, плоскость и неподвижность изображения, определённая символика цветовой гаммы и др.
Широкое развитие на Руси получило прикладное искусство – резьба по дереву, по камню, по кости, что использовалось при украшении дворцов, храмов (утварь, посуда, культовые предметы). Имелись стеклоделательные мастерские. Очень искусным было ювелирное ремесло. Среди основных видов ювелирной техники выделяются украшения зернью, сканью, чернью, перегородчатой эмалью.
В целом для древнерусского государства был характерен достаточно высокий по средневековым меркам уровень развития культуры.
Синтез языческой культуры восточнославянских племен и христианской традиции Византии предопределил самобытность русской национальной культуры. Ее основные черты – гуманность, патриотизм, народность. Древнерусская культура характеризуется стремлением к масштабности и монументальности и одновременно её отличали цельность и простота, мягкость и изящество.
Гаврилова Наталья Владимировна
- Короткометражные выпускники «Кинотавра» в «Октябре»
Источник: https://gallerix.ru/lib/kultura-drevney-rusi/