Единство гидросферы — студенческий портал

Рано или поздно у каждого из нас появляется желание изменить жизнь. Но получается это далеко не у всех. И все потому, что мы чаще действуем исходя из своих эгоистичных желаний, вопреки происходящим вокруг нас переменам. Но если вы поменяете свое мышление на даосское и начнете действовать, опираясь на Единство мироздания, то Вселенная будет вам помогать!

Если вы ощущаете себя в тупике, энергии все меньше, а надежда тает… избавьтесь от эгоистичных заблуждений и переключитесь на базовый принцип жизни и саморазвития — Единство всего Бытия!

Принцип Единства самый базовый и самый сложный в даософии (в даосской мудрости или даосском мышлении).

Многие религии говорят о том, что все объекты Вселенной на самом деле представляют собой единое целое, что разделенность мира на объекты — это иллюзия, которую необходимо отбросить, чтобы постичь истину.

Даже ученые верят в то, что можно построить теорию всего и найти общий знаменатель для всех направлений естествознания. Но мало кто из людей по-настоящему понимает и принимает единство бытия как факт. Иначе бы они вели себя совершенно иначе в своей повседневной жизни.

Даосские мастера не только осознали единства мироздания, но и выстроили четкую систему саморазвития для достижения тотального единства с Дао (или Богом, если вам так удобнее).

Все даосские методы совершенствования оттачивались в течение тысяч лет и представляют собой законченную систему саморазвития на всех трех слоях реальности: на уровне физического тела, жизненной силы (Ци) и духа (сердца и сознания).

Зачем же вообще стремиться к единству с миром и почему это так важно? Если кратко, то полное единство с Дао дает возможность выйти из колеса перерождений и сохранить свою личность, по сути став бессмертным. Этот довод конечно большинству покажется фантастическим и неубедительным.

Но по мере продвижения к единству человек также укрепляет свое здоровье, продлевает жизнь, становится более счастливым, получает особые способности и возможности для постижения себя и Вселенной.

Это уже более практичные бонусы от усилий на саморазвитие с помощью даосских методов ???? На другой странице конспекта вы можете почерпнуть более детальную информацию о даосизме.

Но что на счет единства? Ведь достичь этого состояния, реализовать его на практике в своей повседневной жизни весьма не просто… Тогда какой от этого всего прок? Послушайте этот подкаст, чтобы посмотреть на мир через единство.

Единство гидросферы - Студенческий портал

Чтобы прослушать это аудио, зарегистрируйтесь и войдите на сайт.

ВОЙТИ

Зачем нам даосский принцип ЕдинстваТри следствия принципа ЕдинстваНарушение принципа Единства и следование емуНедеяние — как способ жизни согласно ЕдинствуЖизнь в гармонии со своей врожденной природойНужно участвовать в переменах на самом тонком уровне реальностиЧтобы улучшить свою жизнь, нужно менять себяНапоминаем себе, что мы гость в этом МиреОтказываемся от борьбы с реальностьюОтдавать чего много и убирать чего малоУчимся у самой Жизни всеобщему благу

Заметки по подкасту

Сохраняйте себе и расскажите другим

Единство гидросферы - Студенческий порталЕдинство гидросферы - Студенческий порталЕдинство гидросферы - Студенческий порталЕдинство гидросферы - Студенческий порталЕдинство гидросферы - Студенческий порталЕдинство гидросферы - Студенческий порталЕдинство гидросферы - Студенческий порталЕдинство гидросферы - Студенческий порталЕдинство гидросферы - Студенческий портал

Медитация спокоен-расслаблен

для тренировки погружения в глубокий покой

  • Чтобы посмотреть это видео, зарегистрируйтесь и войдите на сайт.
  • ВОЙТИ

Источник: https://studentdao.com/edinstvo/

Единство гидросферы — ГИДРОСФЕРА

  • Планируемые образовательные результаты
  • В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:
  • На предметном уровне
  • Давать определения терминов, понятий по тематике урока; называть составные части гидросферы; описывать мировой круговорот воды в природе; оценивать значение мирового круговорота воды в природе, значение воды в жизни человека; объяснять связь компонентов гидросферы между собой; наносить на контурную карту гидрографические объекты; работать с картами атласа; классифицировать объекты гидросферы.
  • На метапредметном уровне

Познавательные. Находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать (в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематическую информацию, формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные. Определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т. ч.

вести диалог с автором текста); различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Личностные. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т. ч.

учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России.

  1. На личностном уровне
  2. Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание единства гидросферы, значения мирового круговорота воды в природе; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы.
  3. Решаемая учебная проблема
  4. Могут ли отдельные части гидросферы существовать независимо друг от друга?
  5. Основные понятия
  6. Гидросфера, круговорот воды в природе.
  7. Практическая работа

Описание “Путешествия капельки” из своего населённого пункта по большому круговороту воды. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

  • Физическая карта полушарий, глобус, атласы.
  • На доске — эпиграф:
  • Концерт высоких волн
  • Здесь ясен наперёд,
  • Здесь звук, задев скалу,
  • Скользит по вертикали
  • И эхо средь камней
  • Танцует и поёт.
  • Николай Заболоцкий
  • ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
  • I. Актуализация знаний

— Перед вами лежат карточки с заданиями. Подпишите их (работа в парах). В течение 5 мин я прошу эти задания выполнить.

(На контурной карте контуром изображён один из климатических поясов.)

1. Определите, какой климатический пояс изображён на контурной карте.

2. В каком климатическом поясе находится данный объект (можно города).

3. Выделите цветом или контуром климатический пояс.

4. К какому термину “погода” или “климат” подходит данное описание. Обведите основные слова, которые наиболее удачно подчёркивают характеристику данного термина.

С утра светило солнце. Я вышел на прогулку. Вдруг резко подул ветер, налетели серые тучи и заморосил мелкий холодный дождь. На улице стало сыро и неуютно. Осень полна сюрпризов Как обычно, погода резко меняется к обеду. Солнце медленно скрывается за пеленой серо-жёлтых облаков, и небо проливается на 5—6 ч ливнем. Дышать становится тяжело. Настроение падает, и только остаётся ждать утреннего солнца
  1. Вспомните
  2. — Что такое гидросфера?
  3. — Что такое Мировой океан?

— Древнегреческий учёный Фалес из Милета (640— 654 гг. до н.э.) говорил: “Вода как жидкое, подвижное, всепроникающее, явилась началом всего”. Как вы понимаете эти слова?

II. Изучение нового материала

1. Что такое гидросфера

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут такие слова: “Вода! Ты самое большое богатство на свете!”

— Ребята, подумайте, исходя из названия темы и эпиграфа, какова цель нашего урока?

— Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

Работа в парах. Повторим: какими особенностями обладает вода? Учащиеся перечисляют свойства и состояния воды.)

  • Стихотворение читает учитель.
  • Я и туча, и туман,
  • И ручей, и океан,
  • И летаю, и бегу,
  • И стеклянной быть могу!
  • Проблемный вопрос: Почему вода на Земле не исчезает бесследно?
  • Где в природе вы встречали воду?
  • 2. Агрегатные состояния воды
  • — Вам уже известно, что вода — это удивительный минерал, который может находиться в разных состояниях.
  • — В каких трёх состояниях существует вода на Земле?
  • — Приведите примеры перехода воды в разные агрегатные состояния.
  • — Как называются процессы перехода из одного состояния в другое?
  • 3. Состав гидросферы
  • Стихотворение читает учитель.
  • Если на карту Земли посмотреть,
  • Земли на Земле всего одна треть.
  • Но странный вопрос возникает тогда,
  • Планета должна называться “Вода”.

— Какой вывод можно сделать из текста? (Вода занимает большую часть планеты.)

  1. — Как называется водная оболочка Земли?
  2. — С помощью текста учебника определяем соотношение поверхности суши и Мирового океана на Земле.
  3. Работа по физической карте полушарий в парах.

— Какие части гидросферы можно увидеть на физической карте мира? (Океаны, моря, реки, озёра, болота, подземные воды.)

— Какие части гидросферы нельзя увидеть на физической карте? (Подземные и грунтовые воды, водяной пар.)

Составление схемы “Гидросфера”

Составьте схему “Гидросфера”, разделив все виды природных вод по месту их нахождения:

Читайте также:  Изобразительное искусство древней греции - студенческий портал

Единство гидросферы - Студенческий портал

— В каких оболочках Земли встречается вода?

— Представьте себе океан…

— Каким его можно назвать? (Дети подбирают эпитеты.) Послушайте, как говорит об океане поэт Константин Бальмонт.

  • Океан, мой древний прародитель,
  • Ты хранишь тысячелетний сон.
  • Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,
  • Водный, вглубь ушедший небосклон.
  • Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,
  • Ты, как жизнь: и правда, и обман.
  • Дай мне быть твоей пылинкой влажной,

Каплей в вечном… Вечность! Океан!

4. Мировой океан — главная часть гидросферы, объединяющая в единое целое воды всех океанов, 70% всей поверхности планеты.

Схема проецируется на доске:

Единство гидросферы - Студенческий портал

  1. — Покажите на физической карте границы океанов и скажите, где они проходят.
  2. Значительные по площади части акватории океана, отличающиеся от него особенностями географического положения, называются морями.
  3. Составим схему и будем заполнять её, выделяя существенные признаки:

Единство гидросферы - Студенческий портал

Моря, которые расположены по окраинам материков, называются окраинными, например, Аравийское море Индийского океана. Такие моря широко открыты океану, и их воды свободно сообщаются.

Моря, которые отделены от океана островами или группами островов (архипелагами), либо далеко вдаются в сушу, называются средиземными (или внутриматериковыми, внутренними), например, Средиземное и Чёрное моря Атлантического океана.

Они соединяются с океаном другими морями и узкими проливами.

Относительно небольшие, вдающиеся в сушу части морей или океанов называются заливами. В то же время название залив закрепилось за некоторыми большими по площади акваториями океана, которые правильнее было бы называть морями. Например, Бенгальский и Бискайский заливы у берегов Евразии.

  • 5. Практическая работа
  • Приведите примеры
  • 1) окраинных морей Северного Ледовитого океана;
  • 2) внутренних морей Атлантического океана;
  • 3) внутренних морей у берегов Африки;
  • 4) окраинных морей у берегов Австралии.
  • Покажите по карте и назовите моря, омывающие территорию России:
  • 1) Северный Ледовитый океан;
  • 2) Атлантический океан;
  • 3) Тихий океан.
  • Какими по своему географическому положению являются эти моря?
  • Приведите примеры средиземных морей:
  • 1) внутриконтинентальных;
  • 2) межконтинентальных.
  • Назовите заливы у берегов Африки, Австралии, Северной Америки.
  • Определите море по его описанию

1. Это море Индийского океана. Оно омывает западную часть полуострова Индостан и называется (Аравийское).

2. Море, омывающее северо-восточное побережье Африки (Красное).

3. Море Атлантического океана, не имеющее берегов (Саргассово).

— Обозначьте границы океанов на контурной карте, подпишите части Мирового океана (список географической номенклатуры представлен в рабочей программе учителя).

6. Свойства вод Мирового океана

Морская вода — это водный раствор многих солей. Обычно в 1 кг (1 л) морской воды растворено 35 г разных солей (примерно 1 чайная ложка на стакан воды). Эту величину называют солёностью и измеряют в промилле (тысячных долях числа — ‰).

Средняя солёность Мирового океана — 35‰, или 35 промилле.

В разных частях океана солёность не одинакова. Например, в Средиземном море она составляет 39‰, в Красном — 42‰, а в северных морях, наоборот, понижается до 31—32‰.

Морскую воду иногда называют “жидкой рудой”, потому что в ней содержатся почти все имеющиеся на Земле химические элементы. Благодаря солёности жизнь в океане значительно богаче и разнообразнее, чем в пресноводных водоёмах суши.

Но морской водой нельзя утолить жажду, её вообще не рекомендуют пить.

Солнце неравномерно освещает и нагревает Землю, поэтому температура поверхностных вод изменяется от экватора к полюсам.

6. Круговорот воды в природе

— Внимательно рассмотрите рисунок 106 на с. 148. С помощью рисунка и текста учебника (пункт “Единство гидросферы”) составьте рассказ о круговороте воды и ответьте на вопросы:

— С какого процесса начинается круговорот воды? (С испарения.)

— Как называется процесс превращения воды из газообразного и жидкое состояние? (Конденсация.)

— Какими путями выпавшие на земную поверхность осадки снова поступают в океан? (При таянии ледников, поверхностного стока рек, подземных вод.)

— Расставьте части круговорота воды в их правильной последовательности: суша, океан, атмосфера, океан.

Единство гидросферы - Студенческий портал

— Какую закономерность природы можно проследить при изучении круговорота воды? (Цикличность, единство.)

  1. Вода появляется из ручейка,
  2. Ручьи по пути собирает река,
  3. Река полноводно бежит на просторе,
  4. Пока наконец не вливается в море.
  5. Моря пополняют запас океана:
  6. Сгущается влага над ним, как сметана,

Она поднимается выше… пока

  • Не превращается в облака.
  • А облака, пролетая над нами,
  • Дождём проливаются, сыплют снегами.
  • Снега превратятся весной в ручейки,

Ручьи побегут до ближайшей реки…

  1. Всё это и зовут в народе:
  2. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
  3. 7. Значение гидросферы

— Рассмотрите рисунок 107 учебника, с. 148 и сделайте вывод о значении воды в природе и жизни человека. Докажите, что вода — это основа жизни на Земле.

III. Закрепление

— Почему вода на Земле не исчезает бесследно? (Единство всех вод гидросферы объединено круговоротом воды в природе.)

IV. Домашнее задание

§ 22, напишите небольшое сочинение на тему “Путешествие капельки”. Продолжите схему классификации объектов гидросферы в расширенном виде (дополните примерами).

Источник: https://compendium.su/geographic/6klass_4/28.html

Гидросфера

Гидросфера – водная оболочка нашей планеты, включает в себя всю воду, химически не связанную, независимо от ее состояния (жидкую, газообразную, твердую).

Гидросфера является одной из геосфер, располагающейся между атмосферой и литосферой.

Эта прерывистая оболочка включает все океаны, моря, континентальные пресные и соленые водоемы, ледяные массивы, атмосферную воду и воду в живых существах.

Единство гидросферы - Студенческий портал

Несмотря на то, что основная масса воды сосредоточена в океанах и морях, а на долю поверхностных вод приходится лишь малая часть гидросферы (0,3%), именно они играют главную роль в существовании биосферы Земли.

Поверхностные воды – это основной источник водоснабжения, обводнения и орошения.

В зоне водообмена пресные подземные воды быстро обновляются в ходе общего круговорота воды, поэтому при рациональной эксплуатации можно использовать их неограниченно долгий срок.

Единство гидросферы - Студенческий портал

В процессе развития молодой Земли гидросфера формировалась при становлении литосферы, которая за геологическую историю нашей планеты выделила огромное количество водяного пара и подземных магматических вод.

Гидросфера образовалась в ходе длительной эволюции Земли и дифференциации ее структурных компонентов. В гидросфере впервые на Земле зародилась жизнь. Позднее в начале палеозойской эры состоялся выход живых организмов на сушу, и началось постепенное расселение их на континентах.

Жизнь без воды невозможна. В тканях всех живых организмов содержится до 70-80% воды.

Единство гидросферы - Студенческий портал

Воды гидросферы постоянно взаимодействуют с атмосферой, земной корой литосферы и биосферой. На границе между гидросферой и литосферой формируются практически все осадочные горные породы, которые составляют осадочный слой земной коры.

Гидросферу можно рассматривать как часть биосферы, так как она полностью заселена живыми организмами, которые, в свою очередь, оказывают влияние на состав гидросферы.

Взаимодействие вод гидросферы, переход воды из одного состояния в другое проявляется как сложный круговорот воды в природе. Все виды круговорота воды различных объемов представляют собой единый гидрологический цикл, в ходе которого осуществляется возобновление всех типов вод.

Гидросфера является незамкнутой системой, воды которой тесно взаимосвязаны, что обусловливает единство гидросферы как природной системы и взаимовлияние гидросферы и других геосфер.

Источник: http://geografya.ru/gidrosfera

Единство гидросферы

  • Структура гидросферы
  • Круговорот воды в природе
  • Планетарная роль гидрогеологического цикла

Гидросфера (с др.греч.ὕδωρ — вода и σφαῖρα — шар) – водная оболочка земли. Гидросфера складывается из вод суши, Мирового океана и воды, входящие в состав атмосферы.

Из курса физики всем известно, что вода может иметь три агрегатных состояния: жидкое, твердое и газообразное. Рассмотрим единство гидросферы и дадим ей определенную характеристику. Единство — это взаимосвязанность трех компонентов гидросферы, их объединение в единое целое и взаимодействие между собой.

Структура гидросферы

Многие ученые высказывают свои мнения относительно структуры гидросферы. Наиболее часто встречаемой считается гипотеза трех компонентов:

  • Воды, входящие в состав атмосферы (в газообразном состоянии)
  • Воды суши (внутренние). Составляют около 3,5% от объема гидросферы в целом
  • Воды Мирового океана. Содержат в себе 96,5% всех вод планеты

Во всех структурных компонентах состав воды постоянно меняется, поскольку вода с легкостью переходит в другое агрегатное состояние.

Круговорот воды в природе

Как же тогда происходит единение всех компонентов гидросферы? Ответ на этот вопрос кроется в явлении планетарного масштаба: круговороте воды в природе. В чем суть этого явления?

Как известно, все вещества включают в себя более детальные частицы: молекулы и атомы. Их скорость возрастает при увеличении температуры. Таким образом, поглощая тепловую энергию солнца, молекулы испаряются. Поднимаясь в воздух в виде пара, они постепенно охлаждаются.

Поскольку в атмосфере присутствуют твердые частицы, водяной пар конденсируется. Итогом этого процесса является образование облаков, а после выпадение атмосферных осадков. Таким путем вода вновь изменяет свое агрегатное состояние, переходя из газообразного в жидкое или твердое.

Читайте также:  Виды речи - студенческий портал

Стоит заметить, что выпадение осадков может происходить на большом расстоянии от места испарения воды. Это связано с активной циркуляцией атмосферы. Таким образом, все компоненты гидросферы объединяются воедино круговоротом воды в природе (гидрогеологическим циклом).

Это способствует постоянному обновлению воды в различных местах Земли и происходит в зависимости от температуры окружающей среды и физико-географических условий местности.

Планетарная роль гидрогеологического цикла

Вода, испаряющаяся с поверхности Мирового океана, служит связующим звеном между океаном и атмосферой. Воздух, насыщенный парами воды, обладает большей устойчивостью к колебаниям температур, нежели сухой воздух. Это объясняется тем, что теплоемкость воды существенно превышает теплоемкость воздуха.

Воды в виде атмосферных осадков изменяют свое агрегатное состояние, частично испаряясь. Остальная часть стекает в открытые водоемы (озера, реки и т.д.), которые либо достигают Мирового океана, либо испаряются.

Однако часть воды проникает в литосферу и проходит сквозь толщи горных пород. Некоторые соединения растворяются водой. Изменяется ее жесткость минеральный состав и соленость. Подземные воды, с растворенными в них солями, питают реки, имеющие связь с морем. Так, вода в морях и некоторых озерах становится соленой: при испарении воды соль осаждается в водоеме.

Также часть воды необходима живым организмам для жизнедеятельности. Ее избыток выводится из организмов, попадая в воду, почву или атмосферу. Следовательно, биосфера и гидросферы связаны между собой.

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что гидросфера очень важна в развитии нашей планеты. Благодаря гидрогеологическому циклу происходит не только формирование климатических условий в различных частях планеты, но и образуется связь гидросферы с иными оболочками Земли, обеспечивается единение компонентов гидросферы.

смотрите также:

Вода в природе

Гидросфера и человек

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/edinstvo-gidrosferi/

Параграф 22. Единство гидросферы



Вопрос 1. Что такое гидросфера?

Гидросфера — водная оболочка Земли. Совокупность вод морей, океанов, континентальных водоёмов, рек, подземных источников, болот и ледяных покровов Земли.

Вопрос 2. Что такое Мировой океан?

Мировой океан — основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Мировой океан покрывает почти 70 % земной поверхности.

Вопрос 3. Могут ли отдельные части гидросферы существовать независимо друг от друга?

Гидросфера образована всеми видами природных вод независимо от их состояния: жидкого, твёрдого и газообразного. Все они взаимосвязаны кругооборотом воды.

Вопрос 4. Что такое гидросфера?

Гидросфера — водная оболочка Земли. Совокупность вод морей, океанов, континентальных водоёмов, рек, подземных источников, болот и ледяных покровов Земли.

Вопрос 5. Перечислите составные части гидросферы.

Гидросфера образована всеми видами природных вод независимо от их состояния: жидкого, твёрдого и газообразного.

Вопрос 6. Какую часть гидросферы составляют воды Мирового океана?

Большая часть воды сосредоточена в Мировом океане. 97% всех вод планеты составляют солёные воды морей и океанов.

Вопрос 7. Каковы свойства гидросферы?

Гидросфера объединяет все виды природных вод. Отдельные части гидросферы связаны в единую оболочку процессом круговорота воды.

Вопрос 8. Как влияет гидросфера на жизнь нашей планеты?

Вода — основа жизни на нашей планете. Роль воды в жизни нашей планеты, отдельных компонентов природы, каждого живого существа огромна. Она входит в состав всех организмов. Богатство и разнообразие природы напрямую зависит от наличия воды.

Вопрос 9. Приведите доводы в пользу утверждения: «Гидросфера образует сплошную оболочку Земли».

Отдельные части гидросферы связаны в единую оболочку процессом круговорота воды. Основными его элементами являются испарение воды, перенос водяного пара ветром, выпадение осадков, сток воды по руслам рек, подземный сток.

Вопрос 10. Почему воду называют основой жизни на Земле?

Она входит в состав всех организмов. Клеточный сок – цитоплазма – это водный раствор различных солей. Из клеток состоят абсолютно все организмы планеты. А значит, вода — это основа жизни.

Вопрос 11. Используя иллюстрации учебника, докажите, что все части гидросферы связаны круговоротом воды.

С поверхности водоёмов испаряется вода. Солёные воды Мирового океана, как и пресные воды рек и озёр, превращаются в водяной пар, который, концентрируясь, образует облака. Кстати, испаряется только вода. Содержащиеся в морской воде соли так и остаются в океане. Поэтому водяной пар и облака состоят из пресной воды. Облака переносятся ветрами на сотни и тысячи километров.

Рано или поздно из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Часть выпавших осадков просачивается в почву и становится частью подземных вод, а другая часть стекает в реки. Талые воды, образующиеся при таянии снега или горных ледников, также частично просачиваются и поступают в состав подземных вод, а частично попадают в реки. Реки возвращают воду в озёра, моря и океаны.

Вопрос 12. Составьте схему классификации объектов гидросферы.

Источник: https://resheba.me/gdz/geografija/6-klass/domogackih/22

NewEcologist.ru >> Гидросфера как природная система :: Загрязнение вод и нарушение режима стока :: Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные)

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Загрязнение вод и нарушение режима стока » Гидросфера как природная система

Гидросфера

– это прерывистая водная оболочка Земли, совокупность морей, океанов, континентальных вод (включая подземные) и ледяных покровов. Моря и океаны занимают около 71% земной поверхности, в них сосредоточено около 96.

5% всего объема гидросферы. Суммарная площадь всех внутренних водоемов суши составляет менее 3% ее площади. На долю ледников приходится 1.

6% запасов воды в гидросфере, а их площадь составляет около 10% площади континентов.

Важнейшее свойство гидросферы – единство всех видов природных вод (Мирового океана, вод суши, водяного пара в атмосфере, подземных вод), которое осуществляется в процессе круговорота воды в природе. Движущими силами этого глобального процесса служат поступающая на поверхность Земли тепловая энергия Солнца и сила тяжести, обеспечивающие перемещение и возобновление природных вод всех видов.

Испарение с поверхности Мирового океана и с поверхности суши является начальным звеном круговорота вода в природе, обеспечивающим не только возобновление наиболее ценного его компонента – пресных вод суши, но и их высокое качество.

Показателем активности водообмена природных вод служит высокая скорость их возобновления, хотя различные природные воды возобновляются (замещаются) с неодинаковой скоростью.

Наиболее мобильный агент гидросферы – речные воды, период возобновления которых составляет10-14 суток.

Воды выступает в качестве одного из важнейших экзогенных факторов, видоизменявших лик земной поверхности. Теплоемкость воды в 3.3 тыс. раз больше теплоемкости воздуха. Поглощая огромное количество тепловой энергии и медленно ее отдавая, вода служит регулятором климатических процессов глобального масштаба.

Преобладающая часть гидросферных вод сосредоточена в Мировом океане. Мировой океан – основное замыкающее звено круговорота воды в природе. Он отдает большую часть испаряющейся влаги в атмосферу. Водные организмы, населяющие поверхностный слой Мирового океана, обеспечивают возврат в атмосферу значительной части свободного кислорода планеты.

Огромный объем Мирового океана свидетельствует о неисчерпаемости природных ресурсов планеты. Кроме того, Мировой океан является коллектором речных вод суши, ежегодно принимая около 39 тыс.

кубических километров воды.

Наметившееся в отдельных районах загрязнение Мирового океана грозит нарушить естественный процесс влагооборота в его наиболее ответственном звене – испарении с поверхности океана.

Источник: http://www.newecologist.ru/ecologs-4771-1.html

Единство природных вод Земли. Гидросфера

Лекция по курсу «Гидрогеология»

В.И.Вернадский писал о распространении воды в земной коре: «Вода охватывает всю земную кору, проникает насквозь – как пленчатая губка и как пар всегда и везде, где бы мы ни стали проникать в Земную кору, ни стали бурить, мы встретим, в конце концов, воду в капельно-жидких ее массах».

В самом деле, в земной коре нельзя найти горные породы, которые не заключали бы в себе воду. Вода находится во всех геосферах земной коры, каждая из которых характеризуется определенным равновесием молекул и атомов, стремящихся принять то или иное устойчивое динамическое состояние.

В различных оболочках встречаются агрегатные состояния воды, обусловленные соответствующими температурами и давлениями. В условиях земной коры температура изменяется от – 93 0С (минимальная зафиксированная в Антарктиде) до приблизительно 12000С (температура магматического расплава).

А давление от сотых долей в верхних слоях тропосферы до 3000 МПа на нижней границе земной коры. Поэтому вода встречается в различных агрегатных состояниях: жидком, газообразном, твердом, физически или (и) химически связанном с горными породами, в виде диссоциированных молекул.

В.И.Вернадским на фактах наличия воды (в различных видах) практически во всех оболочках Земли (мантия, земная кора, атмосфера, биосфера) и принципиальной возможностью постоянного водообмена между смежными оболочками Земли было сформулировано принципиальное научное положение о единстве природных вод Земли.

Читайте также:  Глобальная проблема освоения космоса - студенческий портал

В соответствии с этим положением гидросфера планеты должна рассматриваться как единая динамическая система, открытая в сторону космоса и внутренних областей Земли (мантия, ядро).

Гидросфера играла и играет основополагающую роль в геологической истории Земли, в формировании физической, химической, а, следовательно, и геологической среды, климата, в возникновении и развитии жизни на Земле.

Природные воды Земли едины, но единство их противоречиво.

Подземная гидросфера, охватывающая континентальную и океаническую земную кору, содержит воду в различных фазах (жидком, твердом, газообразном) и состояниях (свободное, связанное), в виде растворов различной минерализации и температуры.

Подземная гидросфера формируется и функционирует при взаимодействии противоположных начал: поверхностных (экзогенных) и глубинных (эндогенных) факторов, определяющих устойчивость состояния и изменчивость гидросферы.

Поверхностные (экзогенные) факторы: количество и состав атмосферных осадков, величина их испарения, температурный режим на поверхности земли (например, при отрицательных температурах почвенного покрова инфильтрация жидких атмосферных осадков в недра прекращается). Эндогенные факторы: пары воды из мантийных глубин поднимаются по направлению к земной поверхности, вода, выделяющаяся при дегидратации минералов, вода из магматических расплавов.

Взаимодействием эндогенных и экзогенных факторов определяется устойчивость, изменчивость и динамичность гидросферы. В историко-геологическом смысле единство и борьба этих противоположностей составляет основу внутреннего развития подземной атмосферы, является источником ее самодвижения и саморазвития.

Изменения подземной гидросферы могут быть незначительными количественными (например, скорость движения подземных вод уменьшается с увеличением глубины, а минерализация увеличивается) и коренными качественными (например, переход вещества из жидкого в твердое). Но в целом для ПГ характерны скачкообразные изменения-переходы количественных изменений в качественные. Они могут быть резкими (вода-лед, вода-пар) и постепенными (изменение солевого и газового состава)

Многообразие форм перехода количественных изменений в качественные отражает характер и пути развития подземной гидросферы.

Развитие ПГ циклично и поступательно. Цикличность процессов выражается в водообмене подземной гидросферы с наземной (половодье, межень), в замещении магматогенных и седиментационных вод инфильтрогенными, в переходе ПВ из одной фазы или состояния в другое и обратно.

Каждый следующий цикл или круговорот отрицает предыдущий при сохранении определенной приемственности. Формируется качественно новая и более высокая ступень развития гидросферы, происходящая по спирали.

Это отражает диалектический закон отрицания отрицания, а также историческую преемственность в развитии подземной гидросферы.

Под гидросферой понимают водную оболочку Земли, объединяющую воды Мирового океана, подземные воды (содержащиеся в земной коре), а также поверхностные воды суши (реки, озера, болота, включая снежный покров и ледники).При этом верхняя граница гидросферы является одновременно нижней границей атмосферы, а нижняя граница гидросферы совпадает с границей земной коры и мантии.

Основными внутренними процессами гидросферы являются круговороты воды и водообмен, происходящие на различных ее уровнях и в различных масштабах.

Круговорот воды — сложный процесс, состоящий из испарения, переноса водяных паров воздушными потоками, выпадения атмосферных осадков, поверхностного и подземного стока вод суши в Мировой океан.

Природные воды при изменении внешних условий (температура, давление) изменяют свои физические свойства, состояние и могут переходить из одной геосферы в другую. Ежегодно 22% солнечной энергии расходуется на испарение влаги с поверхности гидросферы, суши, растительного покрова.

Образующиеся при испарении пары попадают в атмосферу и в иной термодинамической обстановке при наличии ядер конденсации, конденсируются и выпадают на земную поверхность в виде атмосферных осадков.

Выпавшие осадки частично испаряются, частью стекают в реки и моря, частью проникают в литосферу. Такова общая схема круговорота воды в природе.

Круговорот воды с течением времени меняется и количественно, и качественно, т.к. распределение суши и Мирового океана не остается постоянным, изменяется климат и количество осадков.

  • В настоящее время выделяют малый и большой круговорот воды, включающий внутриматериковый круговорот.
  • Количественным выражением круговорота воды в природе является водный баланс, который математически описывается уравнением водного баланса. Основными элементами (параметрами) водного баланса являются:
  • испарение – Z, осадки – Х, сток – Y=Yпов-ти+Yподзем.
  • Уравнение водного баланса для внутреннего (малого) круговорота: ZБ=ХБ (б – бессточные области).
  • Уравнение водного баланса для большого круговорота (на суше): ZС=ХС — Y (с – суша).

Т.е., согласно этой формуле, кол-во воды, испаряющейся с суши, и имеющей сток в Мировой океан, соответствует осадкам за вычетом стока.

  1. Уравнение водного баланса для большого круговорота (для Мирового океана): ZМ=ХМ + Y (м – мир. океан)
  2. Уравнение водного баланса для всего земного шара: ZМ+ ZС+ ZБ =ХМ + ХС+ ХБ
  3. Уравнение водного баланса для участка поверхности земли (суша), ограниченного произвольным контуром: X + K ± ∆Y – Z1 – Z2 ± ∆W = ± ∆U, где
  4. X – атмосферные осадки, К – конденсация, ± ∆Y – разность притока и оттока поверхностных вод, Z1 – испарение с водной поверхности, Z2 – суммарное испарение с поверхности суши (в том числе транспирация растительностью), ∆W – разность между просачиванием поверхностных вод через поверхность земли и притоком подземных вод на поверхность земли, ∆U – изменение запасов воды по площади балансового участка.

Во внутриматериковом круговороте (который является частью большого) учитывается поступление «местных» атмосферных осадков за счет испарения с поверхности рассматриваемого участка суши. По расчетам М.И.Будыко количество «местных» атмосферных осадков суши составляет 14% от общей суммы осадков. Основную роль в формировании осадков на суше играет испарившаяся океаническая влага.

  • Помимо рассмотренных круговоротов существуют и другие типы. Например,
  • Океан – испарение – осадки – инфильтрация — подземный сток – реки — океан.
  • Океан — иловая вода — вода в осадочной породе — трещиноватая подземная вода — источник с ранее погребенной водой.
  • Океан — иловая вода — вода стратосферы – метаморфизм — кристаллические метаморфические породы.
  • Характеристика основных элементов водного баланса:

Х – атмосферными осадками называют жидкие или твердые продукты конденсации паров воды в атмосфере, выпадающие на земную поверхность в виде дождя, снега и града или осаждающиеся в виде росы, инея и измороси.

Количество атмосферных осадков, поступивших на поверхность за определенный промежуток времени, выражается объемом воды (см3, л, м3) или слоем (мм, см, м).

Количество осадков, которое выпало на какую-нибудь поверхность в течение года, называется годовой суммой осадков (мм/год).

  1. Для того чтобы сравнить количество осадков по разным территориям, вводят величину – норму годовых осадков – это среднее значение годовых сумм за многолетний период такой продолжительности, когда дальнейшее увеличение периода наблюдений существенно не меняет ее значений:
  2. n
  3. Σ Хi
  4. Х0=———
  5. N
  6. Где Х0 — норма годовой суммы осадков (мм/год); Хi – годовые суммы осадков конкретных лет (мм/год); N – число лет наблюдений.
  7. Результатом является построение карт изогиет (изогиеты— линии, соединяющие точки с одинаковым количеством осадков).

К — Конденсацияобразуется, если число молекул, поглощенных поверхностью,превышает число молекул, оторвавшихся от нее. Величина, обратная испарению.

Z – под испарением воды понимают процесс перехода молекул Н2О при достижении скорости, достаточной для преодоления сил молекулярного притяжения с поверхности жидкости или твердого тела в атмосферу (переход вещества из жидкого или твердого состояния в газообразное).

При расчетах водного баланса поверхности суши рассматривается 3 основных вида испарения: испарение с водной поверхности, транспирацию (отбор влаги корнями растений) суммарное испарение с поверхности суши (оно включает в себя испарение с почвы, транспирацию растительности, испарение с листьев и стеблей).

Величина испарения обычно выражается слоем воды (мм), испарившимся с рассматриваемой поверхности за единицу времени (мм/сут, мм/мес, мм/год) или объемом воды.

Распределение величин испарения по поверхности земного шара зависит от климатических зон.

Суммарное испарение с поверхности суши тесно связано со степенью увлажнения земной поверхности, которое характеризуется коэффициентом увлажнения:

  • Х0
  • Ку=———-
  • Z0
  • Где Х0 — норма суммы осадков; Z0– максимально возможное испарение (испаряемость).

Y – поверхностный сток – это процесс движения воды, происходящий в форме ее стекания по земной поверхности. Существуют следующие виды: склоновый, тальвеговый (балки, лога), речной сток. При воднобалансовых исследованиях суши обычно рассматривается суммарный сток.

Количественно речной сток может быть охарактеризован в любом поперечном русле реки объемом воды, прошедшим за определенный период времени (м3, км3) или расходом воды (л/с, м3/с). Величина речного стока может быть охарактеризована модулем стока – это расход стока (л/с) с 1 км2 площади водосбора.

Где Q – расход воды (м3/с); F – площадь водосбора (л/с * км2)

Также может быть охарактеризован слоем стока:

Где Y – слой стока (мм/год), Q – объем стока (м3/год); F – площадь водосбора (м2).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a2050.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector