Изобразительное искусство древней греции — студенческий портал

Искусство Древней Греции было и остается одним из самых ярких в европейской культуре, им до сих пор вдохновляются люди всех творческих профессий. Рассматриваемый период идет примерно с 1050 года до н. э. и до эпохи Римской империи.

Периоды Древнегреческого искусства:

    • Геометрический (Геометрика, Гомеровский). Назван так по виду вазописи, которая развита лучше все из искусств, в отличие от архитектуры, которая начинает развиваться почти с нуля. Характерные особенности — геометрический орнамент, для создания которого используются линейка и циркуль. Также начинают появляться узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.
      Изобразительное искусство Древней Греции - Студенческий портал Юкатан — собственная работа, CC BY-SA 3.0, Ссылка
  • Архаический. В этот период сформировалась скульптура (статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора)) и вазопись (чернофигурная керамика, подражание египетскому стилю — поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», «волосы-шлем»). Для скульптуры используются такие материалы как мрамор, известняк, бронза, терракота, дерево и металлы.
    Изобразительное искусство Древней Греции - Студенческий портал неизвестен — Marsyas, 07.04.2007, CC BY-SA 2.5, Ссылка
  • Классический. Главным является дорический стиль, который становится все легче и изящнее. Но также постепенно входят в силу ионический и коринфский стили. Храмы становятся все более гармоничными и изящными благодаря использованию мрамора, который поддается очень тонкой обработке.
    Изобразительное искусство Древней Греции - Студенческий порталКариатиды
  • Эллинизм. Характерен многими художественными направлениями от утверждения внутреннего покоя до «суровой любви к року».
    Изобразительное искусство Древней Греции - Студенческий порталЛаокоон с сыновьями

Виды Древнегреческого искусства:

  • Архитектура. Древнегреческая архитектура — это основа всей европейской и множества других стилей во всем мире. Основные стили: дорический, ионический, коринфский.Изобразительное искусство Древней Греции - Студенческий портал
  • Скульптура. Древнегреческая скульптура — еще больше, чем архитектура повлияла на поздние периоды всего мирового искусства. Уже из классического периода до нас дошли великие имена.
    Изобразительное искусство Древней Греции - Студенческий портал
  • Живопись. Древнегреческая живопись почти не сохранилась, косвенно мы можем судить о ней по вазописи.
    Изобразительное искусство Древней Греции - Студенческий порталSee page for author [Public domain], via Wikimedia Commons
  • Декоративно-прикладное искусство (вазопись, костюм). Древнегреческая вазопись — это декоративная роспись сосудов специальными красками с последующим обжигом. Греческая керамика — наиболее частая находка археологов как на территории Греции, так и в Этрурии, на Ближнем Востоке, в Египте и Северной Африке.
    Изобразительное искусство Древней Греции - Студенческий порталДревнегреческий костюм характеризует симметрия и следование линиям тела. Она никогда не кроилась и не шилась, главное — драпировка, в чем греки достигли небывалого мастерства.
    Изобразительное искусство Древней Греции - Студенческий порталИз книги «Иллюстрированная история стиля и моды с древнейших времен» Готтенрот Ф.
  • Литература. Древнегреческая литература, по дошедшим до нас сведениям, была огромна, но до нас дошло совсем немного, очень часто — лишь имена. Она сложилась благодаря тому, что грекам были присущи живость восприятия окружающего мира, глубокое проникновение в суть явлений, легкость и точность мыслей. Все это, несомненно, результат благоприятного политического строя, поощрявшего умственные усилия и широту взглядов.
  • Театр. Древнегреческий театр изначально служил видом поклонения Дионису, позднее он стал одним из факторов общественного развития, помогая распространению в народе религиозных и социально-этических понятий. Основным видом театральных произведений были драмы, которые показали влияние на драму римскую и новоевропейскую, а некоторые из них появляются на сценах до сих пор (в переводах).Изобразительное искусство Древней Греции - Студенческий портал
  • Музыка. Древнегреческая музыка, также как и прочие виды искусств, оказала влияние на развитие европейской профессиональной музыкальной культуры и музыкальной науки. Само слово «музыка» произошло из греческого (от слова «муза») — μουσική. Она была одной из основных предметов античного образования, наряду с грамматикой, гимнастикой и рисованием.

Орнаменты Древней Греции

Орнаментальное искусство Древней Греции развивалось по большей части в вазописи и архитектурном декоре. Началось все с элементарных геометрических мотивов — волн, кругов. Затем появляется разделение на ярусы, символизирующие небо вверху, воду внизу и задуманный сюжет посередине.

  • Один из главных орнаментальных мотивов — меандр, усложненная форма зигзага, позаимствованный из египетской культуры, но использовавшийся чисто по-гречески — линейно, поясами охватывавший вазу.
  • Позже на первый план выйдет пальметта (элемент в виде пальмового листа), которая греками дополнится волютой (завитком, спиралью).
  • Также в орнаментике используются стилизованные изображения растений — аканта, листьев алоэ, водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева.

Общественное достояние, Ссылка

Цвета в декоративно–прикладном искусстве Древней Греции

Цвета имели огромное значение, особенно в одежде. Абстрактные значения цветов внедрялись очень медленно, и сильно отличались от наших представлений. Например, красный был чистым цветом и стоял отдельно. Белые и яркие цвета — героические, темные же цвета обозначали повседневное.

Вначале преобладали четыре цвета: белый, желтый, красный, черный. Иногда использовались зеленый, синий и серый. Источником белой краски служил известняк и мел, черной — сажа, желтой — глина, окрашенная лимонитом, красной — глинозем, зеленой — малахит. Позже появился пурпурный цвет (полученный из пурпуровых улиток).

Как рисовать в стиле искусства Древней Греции?

Чтобы создать рисунок, орнамент, паттерн в заданном стиле, нужен хотя бы вот такой краткий обзор, из которого мы узнаем о видах и периодах искусства Древней Греции, об основах орнаментики и цветовых предпочтениях.

Теперь нам нужно совместить хотя бы 2 категории (можно больше), чтобы создать свое видение. Такими парами могут быть: музыкальный инструмент + цвета, ваза + орнамент, одежда (драпировка) + орнамент, орнамент + цвет. Продолжите сами.

Удачи!

Источники: Википедия, Орнамент клуб.
Больше идей в альбоме на Питерест.
А на Блоге художника вы найдете интересный цикл статей об обучении рисунку в Древней Греции.

Книга по теме:

Статья снова создана в помощь коллегам из группы для подготовки к очередной теме январского челленджа от Spoonflower — Greek Art.

Источник: http://juliafaranchuk.ru/2018/01/iskusstvo-drevnej-gretsii-periody-vidy-ornamenty-tsveta/

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции изучается во всех своих проявлениях. Оно формировалось и развивалось на протяжении большого промежутка времени и являлось фундаментом римской и современной культуры.
Изобразительное искусство Древней Греции - Студенческий портал

Историю Древней Греции на 5 отдельных периодов, тянувшихся с 3 тысячелетия до н.э. и до 5 века н.э.: Крито-микенский, Гомеровский период, Архаический, Классический и Эллинистический.

Говоря кратко про изобразительное искусство Древней Греции, следует отметить, что оно дошло до нас благодаря сохранившимся керамическим вазам. Именно на них большинство ремесленников оставляли свои рисунки.

В более древние века декоративно-прикладное искусство было представлено геометрическими фигурами, из которых составлялись орнаменты.

Главным отличием живописи Древней Греции стала характерная только эллинам меандровая роспись как ваз, так и рисунков на одеждах и зданиях.

В классический период к этим двум методикам добавился еще один вид живописи – монументальный. Он использовался при изготовлении фресок и мозаик.

Во времена крито-микенского периода преобладающим стилем был морской. Керамика украшалась изображениями дельфинов и осьминогов, кораллов и прочих морских обитателей. Но также использовался и стиль «Камарес», согласно которому посуда украшалась линейными или спиральными узорами.

В росписи ваз использовалось только два цвета. Рисунок выполнялся либо красным цветом на черном фоне, либо наоборот. Чернофигурный метод использовался немного раньше краснофигурного.

Именно греки открыли игру светотени, автором которой стал Апполодор Афинский, а также первыми стали оставлять автографы под своим творением.

Рис. 1. Древнегреческая амфора.

Классическими жанрами древнегреческого театра были комедия и трагедия, а его неотъемлемой частью является хор.

Жанр трагедии возник в процессе хвалебной песни богу Дионису. Само слово переводится как «песнь козла». Музыканты надевали козлиные шкуры для подражания мифическим спутникам бога виноделия.

Фундаментальной основой древнегреческой музыки был одноголосый вокал. Направление развития музыки определяла поэзия. Певец просто пел свои стихи, играя музыку на каком-либо музыкальном инструменте. В древней Греции музыканты использовали лиру, флейту, авлодию, кифародию и «флейту Пана».

Наиболее популярными произведениями оставались гимны богам и богиням, а также народные песни, среди которых выделялись крестьянские, свадебные и поминальные.

Среди театрально-хоровых песен преобладали элегии, исполняемые под флейту, и оды.

Высочайшим достижением античности являются древнегреческие скульптуры. Зарождение скульптуры происходило во времена Гомера, а в архаическую эпоху были созданы лучшие статуи и ансамбли.

Уникальным достижением греков во времена античности стало подчеркивание красоты человеческого тела как высшего идеала.

Многие статуи героев и богов представляли их без одежды, указывая на это превосходство над обычным человеком.

Рис. 2. Скульптура Геракла.

Из литературных трудов до наших дней дошли знаменитые басни Эзопа, труды по истории Геродота, а также всеми известные «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, рассказывающие о легендарной войне с Троей.

Таинственностью и многими загадками покрыты труды философа Платона «Тимей» и «Критий», повествующие о гибели Атлантиды.

Уже во времена Рима эти труды переводились на другие языки и пользовались огромной популярностью.

Рис. 3. Бюст Аристотеля.

Именно в Древней Греции появились зачатки театрального, изобразительного и музыкального искусства. Заложенные в Древней Греции основы используются даже современными творцами.

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 281.

Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/iskusstvo-drevney-grecii-kratko.html

Древняя Греция

Про Древнюю Грецию и дневнегреческое искусство написаны тома и тома книг. Человеку, далекому от искусства, довольно сложно ориентироваться во всех периодах и достижениях древнегреческой цивилизации. Вернувшись недавно из Греции, я решила освежить свои знания, а так же попробовать немного упростить информацию.

Я постаралась выделить самые значимые визуальные работы в каждом периоде древнегреческой цивилизации, а также указать, что и где можно увидеть своими глазами в современной Греции, почему это важно увидеть и как встроить осмотр достопримечательностей в исторический контекст одной из древнейших цивилизаций человечества. Я разбила пост на традиционные периоды, и в каждом выбрала один «объект» 🙂

ЭГЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Эгейская цивилизация считается предком греческой. Без нее не были бы созданы все грандиозные классические памятники древнегреческого периода: например, микенские дворцы и мегарон, послужили прототипом древнегреческих храмов. Этот период имеет смысл знать, чтобы понимать, откуда выросла древнегреческая цивилизация.

Читайте также:  Проективные методики - студенческий портал

Основные произведения искусства: грандиозные дворцы с потрясающей настенной живописью, рельефами и священными садами, вазы, изящные предметы культа. Здесь уже была и письменность (не всю еще удалось расшифровать).

Своеобразие этой культуры заключается в особом отношении и понимании природы и места человека в ней. Для критян природа носила божественный характер, а значит, была совершенной, полной особой красоты.

Вместо богов, они часто изображали луга или поросшие цветами скалы, населенные «богами» в другом обличье — обезьянами или птицами.

Крит и Кносский дворец

В начале II тысячелетия до н.э. на Крите в пяти городах были построены дворцы: Кносс, Феста, Гурния, Маллия и Като-Закро. Самый известный из них, конечно, Кносский, его и выберу в качестве иллюстрации всего периода.

Критские дворцы представляли собой группу построек вокруг внутреннего двора (он всегда прямоугольный и определенного размера, 52х28 метров), предназначались для религиозных и светских целей.

Дворцы ориентированы по сторонам света и имели связь с горными святилищами («места обитания» небожителей, где производились религиозные церемонии): каждый дворец ориентирован на священную гору, хорошо видимую из дворца (Кносский дворец ориентирован на гору Юкта).

Такая связь иллюстрирует сущность дворцов и довольно запутанные религиозные отношения на Крите: скорее всего, дворцы предназначались для правителя, но считались собственностью богинь, почитавшихся в горных святилищах. Критский правитель, наделенный «божественной» властью, выступал в роли сына или супруга (или сына-супруга) богини. Супруга правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах.

Саму богиню могли олицетворять гора или дерево. Критского бога представляло собой существо в образе быка — его изображениями заполнен весь Кносский дворец. Не буду вдаваться в мифологию, расскажу о художественных особенностях одной из фресок дворца.

На фреске хорошо видна динамика минойского искусства ( в отличие, например, от древнеегипетских «застывших» образов с остановившимся взглядом), здесь схвачено действо, бык летит в пространстве, но борцы ловчее и успевают одолеть быка.

Здесь нет линии горизонта, как будто нет границы между землей и небом.

Несмотря на, казалось бы, простую конструкцию дворцов (квадратный блок с центром — двором), они сложны, запутаны, огромны: с этажа на этаж ведут переходы и лестницы, и неожиданно посетитель мог оказаться или в парадном зале, или на лоджии, или в ванной комнате 🙂 Контрасты света и тьмы, открытости и замкнутости, сумрака и красок, подъемов и спусков, должно быть, производили неизгладимое впечатление на посетителей. Нам остается только представлять, каким волшебным было это посещение и постараться не заблудиться в развалинах того, что некогда было Кносским Дворцом.

Фера и фреска из Западного дома

Открыв город Акриотири на современном Санторини, археологи поразились его цивилизованностью. Здесь не было дворцов, как на Крите, но найденные особняки в священном квартале были полны росписями.

На примере фриза изображена эпическая сцена: роспись начинается и заканчивается городами: бедным малым (город смерти) и пышным большим (город жизни). Из малого города в сторону большого направляются корабли.

Это не сцены из реальной жизни, а, скорее, миф о совершении брака между двумя городами. Изображенная сцена очень живая, многолюдная, динамичная.

  • Отсюда
  • Эгейское искусство и Клад Приама

В III тысячилетии до нашей эры довольно развитым было эгейское искусство, в него входили острова Эгейского моря и побережье малой Азии.

Сюда же входит и Троя, раскопки которой подарили миру богатейший клад Приама, включающий в себя тонкие шедевры ювелирного искусства.

Особенно ценны две диадемы, изготовленные из нескольких тысяч деталей: колечек, ромбиков, фигурок богини, листиков. Чтобы его посмотреть, не надо и в Грецию ехать — клад выставлен в Пушкинском музее.

  1. Отсюда
  2. Микены и Львиные ворота

Микенские города не похожи на критские, они обнесены мощными стенами из огромных глыб природного камня, некоторые стены могли достигать в толщину до 17 метров! Здесь селилась знать — правители и жрецы, обычные люди располагались за пределами, У подножия холмов, внутри цитадели, располагались дворцы, отличавшиеся от критских простотой планировки, но не уступавшие в роскошном убранстве: орнаменты на полу, изящные фрески. Манера микенской живописи отличается от критской: если критские изображения были тонкими, легкими и динамичными, то микенские герои тяжеловесны. Для иллюстрации этого периода я выбрала вход в город — Львиные ворота, украшенные сценой поклонения львов — божеству (критская колонна). Посмотрите, как массивны фигуры львов, как твердо они стоят на земле.

Отсюда

Дворцовая крито-микенская жизнь начала затухать к XIII-XII веку, вероятно истощив богатства, постройки приходят в запустение, по повторяющимся сюжетам чувствуется усталость искусства. Есть мнение, что около 1250-1190 гг.

 до нашей эры произошла некая катастрофа, и ослабевшая цивилизация уже не могла восстановиться, а вторгшиеся северные племена ускорили ее падение.

 Героический мир умолк, однако сохранился в памяти и песнях, чтобы вдохновить и подарить миру одну из самых развитых мировых цивилизаций — Древнюю Элладу.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ

Непревзойденная и совершенная Древняя Греция, искусство которой понятно всем народам во все времена. Греки создали новую художественную традицию, выросшую из крито-микенских корней.

Темные века и Геометрика

Эта эпоха долгое время считалась небогатой на искусство: расписные сосуды и и статуэтки, украшенные геометрическим узором из ромбов, линий, зигзагов. После окончания микенского мира сменилось несколько вазописных стилей: субмикенский, протогеометрический и, наконец, геометрический, формы становятся все строже, все монументальнее.

Иллюстрировать этот период хочется, конечно же, вазой, а именно это амфорой VIII века до нашей эры, которая служила надгробием. Такая амфора служила ритуальным алтарем: стоя над могилой, она сообщалась со своим маленьким двойником в могиле, имевшим такую же форму и роспись.

Во время памятных дней в надгробный сосуд наливали жертвенную жидкость (мед с водой).

Древности была свойственна идея «вечного возвращения» после смерти, поэтому на сосудах появлялись две темы или оплакивание, или траурный выезд к некрополю.

В центре этой вазы — тема оплакивания, изображающая ритуал, исполнявшийся после смерти, чтобы снова вернуть умершего человека к жизни. Язык символов здесь условен, фигуры символизировали состояния: стоящая фигура — жизнь, лежащая — смерть.

Еще одна особенность сосудов — необычайная устойчивость, именно это качество позже найдет отражение во всей греческой архитектуре.

  • Фотографии для коллажа отсюда
  • Архаика: ионический, дорический, коринфский

Небольшое отступление в сторону литературы и философии: в этот период уже начинают появляться всем известные имена, не связанные напрямую с визуальным искусством, такие как Гомер, Гераклит и Пифагор. Чтобы добавить немного людей в мое повествование из храмов и ваз, добавлю фрагмент из фрески «Афинская Школа», на которой изображены два из них.

Геометрика приучила древних художников мыслить логически, архаика продвинулась дальше, создав единый архитектурный язык — ордерную систему. Именно в период архаики появляются два ордера, ставшие для многих самым известным знанием о Древней Греции: дорический и ионический.

Дорические колонны просты, элегантны, строги, их связываются с мужским стилем в противовес ионическим, легким, изящным, женским. Позже появился еще один тип — коринфский, девический. Ордерная система предполагала использование единой мерки при строительстве (например, локтя или ступни).

Ордеры помогают визуально уравновесить верх и низ, и придать постройкам особую законченность. Я бы хотела проиллюстрировать этот период храмом Геры в Пестуме. Колонны здесь уже близки к классической форме, но все еще выглядят немного тяжеловатыми.

 Древние архитекторы искусно вписывали храмы в природный ландшафт: их строили и на равнинах, и на берегах, на опушках лесов, возвышенностях или у входа в священные ущелья.

Кроме храмов, большие обороты набирала вазопись. Тысячи мастерских расписывали амфоры для вина, женских украшений или масла. Появляется чернофигурная роспись ваз, которая со временем сменится краснофигурной.

  1. Отсюда
  2. Строгая классика и храм Зевса в Олимпии

Помимо краснофигурной вазописи, достигшей здесь своего особого расцвета, активно развивается скульптура, а в архитектуре появляется скульптурный декор.

От храма Зевса в Олимпе сохранилось немного: его назначение (именно здесь раз в четыре года справлялись Олимпийские игры); знание, что внутри храма находились статуя Зевса (второе чудо света) и скульптуры с фронтонов.

Западный фронтон иллюстрирует сцену нападения кентавров на женщин и мальчиков (фигура Апполона в центре предвещает победу людям), на восточном изображена подготовка к состязаниям.

В отличие от западного, восточный фронтон исполнен спокойствия, однако это иллюзорное спокойствие, лица напряжены в ожидании игр. Ранняя классика выражается в строгих образах (поэтому второе название этого периода — строгая классика), а философская тема, проходящая через весь период, обозначена как тема искоренения произвола и воцарения здравомыслия.

Высокая классика и афинский Акрополь

Искусство Греции вступило в полосу расцвета. После персидских разрушений всюду кипит стройка, возводятся храмы, святилища и общественные здания. Правитель Афин, Перикл, заново отстраивает афинский Акрополь.

Вход в Акрополь осуществлялся через парадные ворота (Пропилеи), слева от ворот — картинная галерея, украшенная статуями, а справа — храм Бескрылой Ники, украшенный рельефами. Пройдя через ворота, посетитель оказывался на площади, разделенной на несколько священных участков.

На юге возведен огромный дорический Парфенон, посвященный Деве-Афине, а напротив него, на севере, — храм, посвященный Афине-Матери (и ее супругу Посейдону Эрехтею). В северное храме, Эрехтейоне, находился даже бассейн, символизирующий Эрехтеево море.

Парфенон, конечно, один из самых прекрасных храмов, поражал своей необычайной гармоничностью (достигнутой особым объединением ионического и дорического ордеров), масштабными фризами, изящными скульптурами, иллюстрирующими мифы об Афине. Внутри Парфенона стояла колоссальная статуя из слоновой кости и золота — Афины Парфенос (Девы).

Еще одна статуя Афины в Акрополе находилась на площади  — это статуя принадлежала Афине-Путеводительнице в битвах. Полный план местности есть в вики.

Читайте также:  Ткани животного организма - студенческий портал

Поздняя классика и Гермес с младенцем Дионисом

Греческие полисы (города-государства) воюют между собой почти беспрестанно, что ослабляет древнегреческую цивилизацию. В период Поздней классики происходят фундаментальные изменения в изображениях людей — впервые стали изображать страдание. Ранее считалось, что бесстрастие — черта хорошего тона, и вот — появление выразительных страданий.

Работ, иллюстрирующих эту тенденцию, несколько, но я для Поздней классики выбрала работу Праксителя, принадлежавшего к более лирическому направлению: Гермес с младенцем Дионисом. В основе сюжета — мифы о Дионисе, а скульптура запечатлила момент, когда Гермес, несущий Диониса на воспитание нимфам, отдыхает в пути.

Лицо Гермеса не резкое, взгляд рассеянный, скульптура исполнена неги от жаркого солнца.

К концу классического  периода узость греческих городов-государств изживает себя. Стираются границы, объединяются народы.

Отец Александра Македонского подчиняет Грецию (нельзя даже сказать, что завоевывает, так как греки сначала сами приглашают его). Он объединяет Древнюю Грецию под эгидой Коринфского Союза и готовится к нападению на Персию.

Александр Македонский довершает дело отца, покоряет полмира и объединяет в одну Империю совершенно противоречивые народы.

  • Отсюда
  • Искусство эпохи Эллинизма и Ника

Империя Александра Македонского просуществовала недолго, и после его смерти монархия быстро распадается на части, с несколькими центрами (Сирия, Египет, Пергамское государство). Греция постепенно пустеет, мастера находят заказы у новых правителей.

Этот период называется эллинистическим потому, что на разбросанной территории традиции и школы в каждой стране подражают общепризнанному элинистическому стилю. Общей чертой периода является идея величия мира, объединенного на огромном пространстве эллинистической культурой.

Строятся города, свободные от прежнего принципа акрополя, с широкими улицами, площадями, храмами, библиотеками; осуществляются и грандиозные проекты, такие как Колосс Родосский.

Огромные масштабы построек подчеркивают характерное для эллинистической эпохи стремление вырваться из человеческого мира в мир богов.

Моим самым любимым произведением древнегреческой цивилизации является произведение именно эллинистической эпохи — Ника Самофракийская.

Мраморная статуя богини победы представлена на постаменте в форме кормы корабля, тело облагает мокрая одежда, винтообразный поворот тела как бы прорезает воздух, от всей статуи веет мощью и силой.

Огромные крылья Ники трепещут за ее спиной, а образ оказывает такое огромное впечатление от летящей динамики, что приходит почти физическое ощущение величия греческой культуры.

Отсюда

Однако, в этот период греческая культура все больше и больше начинает отходить от своей приверженности прежним героическим идеалам. Стареет мир и культура, эллинизм, как встречается в некоторых источниках, — это осень древнегреческого мира.

Религиозные и гражданские проблемы перестают волновать общество, люди хотят жить все более незаметно.

Постепенно древнегреческая культура вжилась и в новую среду — побежденная Римом, входит она в свой последний этап развития, в роль вдохновителей древниримской культуры.

При подготовке материла использовалась «Энциклопедия по Искусству», Аванта+

А что бы вы выбрали, чтобы проиллюстрировать искусство Древней Греции?

Источник: https://history-of-art.livejournal.com/864142.html

Искусство Древней Греции — это… Что такое Искусство Древней Греции?

Искусство Древней Греции — период в истории европейского искусства, охватывающий время примерно с 1050 года до н. э. до эпохи Римской империи.

Периодизация древнегреческого искусства

  1. Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н.э.—VIII в. до н.э.
    1. Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1050 г. до н.э.— ок. 900 г. до н.э.
    2. Геометрика (расцвет) — ок.900 г. до н.э.— ок. 750 г. до н.э.
    3. Поздний геометрический период (Депилон) — ок.750 г.

      до н.э.— нач. VII в. до н.э.

  2. Архаический период — VII в. до н.э.— нач. V в. до н.э.
    1. Ранняя архаика — нач. VII в. до н.э. — 570-е гг. до н.э.
    2. Зрелая архаика — 570-е гг. до н.э. — 525-е гг. до н.э.
    3. Поздняя архаика — 525-е гг. до н.э. — 490-е гг. до н.э.

  3. Классический период — V в. до н.э.— сер. IV в. до н.э.
    1. Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н.э.
    2. Высокая классика — 2-я пол. V в. до н.э.
    3. Поздняя классика — IV в. до н.э.
  4. Эллинистический период — сер. IV в. до н.э. — I в.

    до н.э.

Характеристика периодов

Эпоха геометрики

Амфора в позднем геометрическом стиле, ок. 725-700 гг. до н.э., Лувр

Эпоха получила название по виду вазописи.

Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них — с крито-микенским искусством. Несмотря на то, что поселения и ремесленные центры остаются на тех же географических местах (например Микены, Аргос), прямым продолжением эгейской культуры геометрику считать нельзя.

В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставленно на занятых территориях предшественниками.

В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию.

Постройки, сырцово-деревянная архитектура, с перекрытиями вальмового типа, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.

  • Храм Аполлона Карнейского на о.Фера — создан на основе существовавшего ранее мегарона.
  • Храм Артемиды Орфии в Спарте.
  • Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).

Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос, и пронаос.

Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка.

В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом.

Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.

Поздняя геометрика

Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г. до н.э. Лувр

Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т.н. ковровое решение.

Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лащение поверхности ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование.

Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято разделять на несколько стилей:

  • стиль «тулово» — массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле
  • стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность к реальным пропорциям.

Архаический период (VII — VI вв. до н.э.)

7 в. до н.э.— нач. 5. в. до н.э. Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э.

В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем».

В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Голова куроса, Музей Афинского Акрополя

Классический период (5 в. до н.э.— сер.4. в. до н.э.)

Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах.

Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский.

В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений;  Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.

Эллинизм

Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы: 1) 334—281 гг. до н. э.— образование империи Александра Македонского и ее распад в результате войн диадохов; 2) 280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования. 3) Середина II в. до н. э. — 30 г. до н.э. — период упадка эллинизма и его гибели.

Виды искусств

Архитектура

см.: Архитектура Древней Греции

Скульптура

см.: Скульптура Древней Греции

В целом, носила идеализированный характер. Никакого портретного сходства. Основной принцип — калокагатия — сочетание красоты и силы.

История древнегреческого искусства начинается после падения Микен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э. В этом историко-художественном процессе обычно выделяют 4 этапа, которые соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции: 11-8 вв. до н. э. – гомеровский период; 7-6 вв. до н. э. — архаика; 5 в – первые 3 четверти 4 в до н. э.

– классика; 4 четверть 4 в – 1 в до н. э. – эллинизм. Принцип греческого классического искусства — это воспроизведение природы, творчески исправленное и дополненное художником, выявляющим в ней несколько более того, что видит глаз.

Бронза становится излюбленным материалом ваятеля, ибо металл покорнее камня и в нем легче придавать фигуре любое положение, даже самое смелое, мгновенное, подчас даже «выдуманное». Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в. в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства.

«Дискобол» «Дорифор» — юноша-копьеносец (Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Неаполь, Национальный музей).

В этом образе — гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности: юный атлет, тоже, конечно, олицетворяющий прекрасного и доблестного гражданина, кажется нам углубленным в свои мысли — и вся фигура его исполнена чисто эллинского классического благородства. Это не только статуя, а канон в точном смысле слова.

Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его представлением об идеальной красоте. Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.) был знаменитейшим скульптором. Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновение) Калокагати́я ( «прекрасный и хороший», в древнегреческой культуре — гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека.

Декоративно-прикладное искусство

Терракота

Костюм

Основная статья: Костюм Древней Греции

Глиптика

Глиптика(резьба по камню) получает распространение в эпоху эллинизма.

Литература

см.: Древнегреческая литература

Театр

см.: Древнегреческий театр

Памятники

Материальные свидетельства

  • Археологические памятники
  • Римские копии

Литература

  • Древнегреческое искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.: Искусство, 1987.
  • Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М.: Изобразительное искусство, 1988.
  • Полевой В. М. Искусство Греции. В 2-х тт. — 2-е, доп. изд. М.: Советский художник. 1984. (Т. 1: Древний мир. Средние века. Новое время; Т. 2: Иллюстрации).

Ссылки

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/353628

Живопись Древней Греции

Искусство Древней Греции привнесло в мировую культуру много интересного и необычного, став своеобразной базой для будущих художников, скульпторов, поэтов, музыкантов. Его развитие протекало долго, совершенствуясь и процветая. Судить о нем можно по документальным источникам древних авторов и по тем шедеврам, которые дошли до наших дней, а это в основном скульптуры, вазы, картины. Принято считать, что живопись Древней Греции выражена в двух периодах: ранней классике и высокой классике, между которыми очень тонкая «граница», едва заметная людям несведущим.

Искусство Ранней классики содержало в себе идеи освободительной борьбы против персов, а также повышенного внимания к человеку, как к личности и гражданину. Как и в скульптуре, большое внимание художники отдавали реалистичности написанных полотен.

Оценить живопись IV века можно только по дошедшим до нас сведениям древних авторов, и судя по всему, она достигла высокого уровня. Известно, что выдающимся живописцем того времени был Евмолп из Сикиона.

В дальнейшем он создал школу живописи, базирующейся на научных принципах, что давало возможность сделать точный, завершенный рисунок. Его учеником был Памфил из Амфиполиса, взрадившем таких мастеров того времени, как Павзий и Апеллес.

И если первый практиковался в основном на настенных и потолочных росписях (он же усовершенствовал живопись на воске), то второй в основном писал портреты и картины.

Апеллес

Остановимся немного на древнегреческом живописце Апеллесе. Предположительно он жил с 370 по 306 гг. до нашей эры. Главная его профессиональная заслуга в том, что он досконально изучил основы и художественные приемы сразу двух школ: Ионической и Сикионской. Таким образом, его творения заключали в себе лучшие традиции изобразительного искусства того времени.

Своими заслугами он снискал уважение самого Александра Великого — выдающегося полководца, царя Македонии, Персии, Азии, фараона Египта. Человечеству он более известен под именем Александр Македонский.

Доподлинно известно, что Александр Великий издал указ, запрещающий рисовать кому-либо портреты, кроме Апеллеса, а это свидетельствует о невероятном авторитете художника у царя.

Однажды живописец нарисовал для него картину, где Александр-царь изображен подобно Зевсу, мечущим молнии. За нее мастер получил 20 монет золотом (для сравнения: 40 таланов в год стоила конница из 800 всадников).

Видимо, картина очень понравилась царю, если он говорил так: «Существуют только два Александра: один — сын Филиппа (имеется в виду царь Филипп II — отец Александра Македонского), другой — Апеллес; первый — непобедим, второй — неподражаем».

Одна удивительная история свидетельствует об исключительных талантах Апеллеса. Когда он, прибыв на Родос, решил нанести визит художнику Протогенону.

Однако того не оказалось дома, и тогда Апеллес велел его служанке показать (в качестве «визитки») всего лишь одну изящную линию, которую он быстро набросал на приготовленном для рисования полотне. Когда Протоген пришел домой, он сразу догадался, кто побывал в его отсутствие.

Тогда родосец в сердцах нарисовал поверх совершенной линии Мастера тонкий штрих. Апеллес вернулся. Но, увидев, как соперник умело сделал прорисовку, «ответил» ему, добавив к тандемному «рисунку» линии, исполненные другим цветом. Но не «зачеркнул» то, что нарисовал Протоген, а практически «растворил» это на полотне.

Дальнейшее соперничество было бесполезным. А картина эта была впоследствии вывезена в Рим и явилась поводом для удивления и восторга публики. Ее назвали лучшим творением искусства, когда-либо существовавшим в Греции. К сожалению, этот шедевр сгорел во время пожара в царском дворце.

Менее трагическая участь постигла другое совершенное творение художника — «Афродита Анадиомена». По свидетельствам древнегреческого писателя Плиния Старшего, Апеллес писал образ богини с несравненной Кампаспы — любимой содержанки Александра Великого.

(По другой версии для художника позировала гетера Фрина, известная красавица, ночь любви с которой стоила целое состояние). Легенда гласит, что мастера сразила удивительная красота девушки, и он влюбился в нее, как малолеток.

Александр Великий подарил фаворитку мастеру после завершения полотна — вот как он ценил придворного художника.

Увы, до наших дней не сохранилось ни одной работы Апеллеса. О том, как прекрасна была его «Афродита Анадиомена» мы можем судить (нет, только попытаться судить) по картинам более поздних авторов, пытавшихся «скопировать» сюжет его полотна.

Так, в музее Орсе в Париже выставлен холст Адольфа Вильяма Бугро «Рождение Венеры» (1879 год), в Лувре висит картина Теодора Шессерио «Венера Анадиомена» (1838 год).

Но наиболее ранним произведением, приближенным к оригиналу и с таким же названием, считают картину Сандро Боттичелли, написанную художником в 1486 году, а также помпейскую фреску «Афродита Анадиомена» — копию великого Апеллеса.

Живопись V века до.н.э.

Говоря о живописи Древней Греции, нельзя не отметить искусство светотени, которое впервые включил в свои работы Аполлодор Афинский. Он родился примерно в 420 году до Рождества Христова. За особую палитру полутонов его прозвали Тенеписцем. Аполлодора из Афин считают предшественником гениального Зевксиса. Живописец из Гераклеи, благодаря своему таланту, трудолюбию и манерой исполнения, очень быстро прославился и разбогател. Он писал столь реалистично, что его творчество породило много анекдотов, один из которых был связан с его вечным соперником — Парразием из Эфеса. Тот тоже был художником, но писал главным образом богов, героев и персонажей древнегреческой мифологии.

История следующая! Однажды Зевксис и Парразий решили устроить состязание, кто лучше владеет своим мастерством. Зевксис написал кисть винограда, да так натурально, что даже птицы, якобы, слетались, чтобы клевать чудесно нарисованные плоды. Соперник из Эфеса всего лишь изобразил портьеру, и гениальность изображения заключалась в том, что Зевксис спутал ее с настоящей.

К сожалению об этих художниках известно только из источников, оставленных человечеству от древних литераторов. Известно, например, что картины Зевкиса были перевезены из Рима в Константинополь, где все до единой сгорели в пожарах.

Вазопись

Отдельная тема для разговоров — древнегреческая вазопись, по сравнению с живописью достигшая более масштабного развития. Античные мастера покрывали росписями керамические изделия:

  • Амфоры — удлиненные сосуды с двумя ручками по бокам, в которых хранили вино и масло;
  • Кратеры — сосуды, по форме напоминающие перевернутый колокол, используемые для вина;
  • Килики или плоские чаши на высокой ножке — прообразы фужеров;
  • Гидрии — в этих высоких сосудах с тремя ручками хранили воду.

Керамические росписи изначально представляли собой черные изображения на красном фоне, но постепенно меняли стиль и совершенствовались в манере исполнения. Кроме чернофигурного стиля появились краснофигурные росписи, когда фон между изображением на красной поверхности обожженной глины покрывали черным лаком.

Со временем античные вазы стали расписывать не только для эстетики, а как историко-документальные объекты. И что же мы видим на вазах и чашах из прошлого? Сюжеты из жизни и мифологии; фрагменты интерьеров, быта; характерные для того времени одежды, прически. Примечательно, что вазописцы по сравнению со скульпторами или архитекторами не были связаны по рукам и ногам религиозными рамками. Они могли отражать в своем искусстве то, что считали нужным, интересным, достойным внимания. Вот почему древнегреческую вазопись считают более динамичным и многообразным искусством, открытым для всевозможных художественных экспериментов. И те керамические изделия, которые «пришли» к нам глубоко из веков и украшенные характерной для Древней Греции росписью, представляют огромную художественную ценность для мировой культуры.

Специально для Лилия-Тревел.РУ — Анна Лазарева

Источник: https://liliya-travel.ru/greece/istoricheskij-ekskurs/zhivopis-drevnej-greczii.html

Ссылка на основную публикацию