Кандидаты и ход заседания земского собора — студенческий портал

С XVI по XVII век в России созывались Земские соборы, они играли роль совещательного органа при монархе. Земский собор 1613 года был созван в условиях кризиса, и его главнейшей целью было избрание нового монарха и новой правящей династии. Собрание было открыто 16 января 1613 года, и его результатом стало избрание первого царя из Романовых. Как это происходило, читайте ниже.

Причины созыва собора

Главной причиной собрания стал династический кризис, который начался в 1598 году после кончины Федора Иоанновича.

Он был единственным сыном царя Ивана Грозного — Иоанн предположительно убит отцом, Дмитрий убит в Угличе при невыясненных обстоятельствах.

Федор детей не имел, поэтому трон перешел к его супруге Ирине, а затем к ее брату Борису Годунову. В 1605 году Годунов умирает, и у власти поочередно оказываются его сын Федор, Лжедмитрий I и Василий Шуйский.

В 1610 году произошло восстание, результатом которого стало свержение с трона Шуйского. Власть перешла к временному боярскому правительству.

Кандидаты и ход заседания Земского собора - Студенческий портал

Но в стране царит хаос: часть населения присягнула королевичу Владиславу, северо-запад занят войсками шведов, а в Подмосковье остается лагерь убитого Лжедмитрия II.

Подготовка Земского собора 1613 года

Когда в 1612 году столица была освобождена от войск Речи Посполитой, возникла острая необходимость в новом монархе. По городам были разосланы грамоты (от имени Пожарского и Трубецкого) с приглашениями для властей и выборных людей для великого дела.

Однако люди съезжались дольше, чем предполагалось, ведь страна еще бурлила. Тверская область, к примеру, была разорена и выжжена полностью. Некоторые земли присылали всего одного человека, некоторые — по целому отряду в 10 людей.

В итоге собор был перенесен на месяц — с 6 декабря 1612 на 6 января 1613.

Число собравшихся выборных, по мнению историков, варьируется от 700 до 1500. В Москве того времени, разрушенной военными столкновениями и восстаниями, было единственное здание, которое могло вместить такое количество людей — Успенский собор в Московском Кремле.

Кандидаты и ход заседания Земского собора - Студенческий портал

Здесь и заседал Земский собор 1613 года.

Состав собрания

Состав собрания сегодня известен лишь по избирательной грамоте Михаила Федоровича, на которой выборные люди из разных городов оставляли свои подписи.

Но на грамоте имеется всего 227 подписей, тогда как количество человек, присутствовавших при столь знаменательном событии, явно превышало это число. Некоторые из них грамоту попросту не подписали. Этому есть и доказательства.

За Нижний Новгород подписались 4 человека, а прибыло 19. Всего в Москву съехались представители 50 городов, так что собор был многолюден.

Кандидаты и ход заседания Земского собора - Студенческий портал

Теперь стоит разобрать классовую принадлежность участников Земского собора 1613 года. Представительство людей всех сословий было полным. Из 277 подписей на грамоте 57 принадлежат духовным лицам, 136 — служилым чинам, а 84 — городским выборным. Есть следы участия в выборах царя и уездных людей — мелких служилых людей и крестьян.

Кандидаты на престол: кто они?

Земский собор (1613) избрал царем Михаила Романова, но и помимо него претендентов на российский престол было немало. Среди них выделялись представители местных знатных родов и династий соседних мощных государств.

Польский королевич Владислав был сразу отсеян из-за своей непопулярности в народе.

Шведский королевич Карл-Филипп имел больше приверженцев, в том числе и князя Пожарского (на самом деле последний просто проводил грамотное отвлечение и был сторонником Михаила Романова).

По версии, предъявляемой общественности, князь остановил выбор на иностранном кандидате по причине недоверия к русским боярам, которые во времена смуты не раз переходили от одного фаворита к другому. Боярами же был выдвинут король Англии Яков I.

Из представителей местной знати выделяются такие кандидаты:

  1. Голицины — из-за отсутствия главы рода (он находился в плену у поляков) Голицины не имели сильных кандидатов.
  2. Мстиславские и Куракины — испортили свою репутацию, так как сотрудничали с Речью Посполитой. К тому же Мстиславский еще 3 года назад заявлял, что пострижется в монахи, если его попытаются усадить на трон.
  3. Воротынские — представитель рода сам отказался от притязаний на престол.
  4. Годуновы и Шуйские — были отвергнуты из-за родства с ранее правившими монархами.
  5. Пожарский и Трубецкой — не отличались знатностью.

Кандидаты и ход заседания Земского собора - Студенческий портал

Несмотря на это, Трубецкой все же разворачивает бурную деятельность, предлагая свою кандидатуру на престол.

Таким образом, Романовы на Земском соборе 1613 года стали правящей династией.

Почему Романовы?

Но откуда же все-таки взялась кандидатура Михаила Романова? Она, конечно, не случайна. Михаил являлся племянником умершего царя Федора Иоанновича, а его отец — патриарх Филарет — имел большую популярность у духовенства и казаков.

Источник: https://www.syl.ru/article/380554/zemskiy-sobor-goda-prichinyi-uchastniki-tsel-i-rezultatyi

Первый Земский Собор на Руси :: Издательство Русская Идея

27.02.1549 (12.03 в 2018 г.). – Первый Земский Собор на Руси

Кандидаты и ход заседания Земского собора - Студенческий порталЗемский Собор – высшее сословно-представительное учреждение в России с середины ХVI – по конец ХVII вв. В литературных памятниках XVII в. такой Собор часто называется «советом всея земли». Появление Земских Соборов было результатом объединения русских земель в единое государство, роста политического значения дворянства и верхов посада.

По своей структуре Земский Собор в России приближается к сословному представительству Западной Европы, но в отличие от последнего имел только совещательное значение, а не законодательное (за редкими чрезвычайными исключениями). Решения Земского Собора лишь тогда принимали силу закона, когда в его работе принимали участие Боярская дума во главе с Царем.

Созыв первого Земского Собора 27 февраля 1549 г. совпадает с началом реформаторского периода в правлении Ивана IV Васильевича Грозного. Земский Собор возник как общегосударственный аналог городовых советов, существовавших в крупных уездных городах и ранее.

Первый Земский Собор включал в себя членов Освященного собора (высшее духовенство), Боярской думы (удельные князья, бояре), государева двора, выборных от провинциального дворянства и богатых горожан.

Заседания собора проходили по чинам, решения фиксировались как единогласные. Собор состоял как бы из двух палат: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую – воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Совещание продолжалось два дня.

Было три выступления царя, выступление бояр, наконец, состоялось заседание боярской думы.

Этот первый Земский Собор был назван «Собором примирения» и ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию через создание центрального сословно-представительного учреждения, в составе которого значительно возросшую роль играли дворяне. При этом феодальная аристократия должна была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Собор принял решение о составлении нового Судебника (утвержден в июне 1550 г.).

В связи с тем, что в феврале 1549 г. было решено «давать суд» если человек обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создается особая Челобитная изба. В нее поступали челобитные на имя Государя, здесь же по ним принимались решения. Челобитная изба была бала своего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другим правительственным учреждением.

Одновременно с «Собором примирения» происходили заседания и церковного Собора, который установил церковное празднование 16 святых и рассмотрел их жития.

В дальнейшем в соборах участвовали представители черносошного крестьянства и торгово-ремесленного посадского населения.

Созыв Собора осуществлялся призывной грамотой, в которой указывались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население.

Выборы представителей на Земские Соборы (количество членов не было определено и колебалось от 200 до 500 человек) проходили в уездных городах и в губных станах в форме собраний определенных чинов. Выборные созывались посылкой грамот по городам, которые – со своими уездами – составляли избирательные округа.

В проходивших по сословиям выборах могли участвовать лишь те, кто платил налоги в казну, а также люди, несшие службу. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. Протокол отсылался в Посольский или Разрядный приказ.

Выборные брали с собой необходимый запас провианта или денег, которыми их снабжали выборщики. Жалование выборным не платилось. Заседания Соборов могли проходить годами, поэтому выборным было чрезвычайно важно запастись всем необходимым.

Каждый Земский Собор открывался торжественной службой в кремлевском Успенском соборе, иногда случались и крестные ходы, после чего происходило торжественное заседание Собора в полном составе. Царь произносил речь и ставил задания.

После устраивались совещательные заседания выборных между собой. Каждое сословие заседало отдельно. Голосование по основным вопросам происходило в специальных палатах. Нередко под конец Земского собрания устраивалось совместное заседание всего Собора. Решения принимались обычно единогласно.

При закрытии Собора Царь давал торжественный обед для выборных.

Компетенция Земских Соборов была весьма обширна. Известна роль Земских Соборов в вопросах кодификации права (Судебник 1550, Соборное Уложение 1649 г. – первый систематизированный Свод законов в российской истории).

Соборы ведали также вопросами войны и мира, внутреннего и налогового управления, церковного устроения в годы раскола. Имелось у Соборов и формальное право законодательной инициативы, однако до 1598 г.

все Соборы были совещательными, после смерти Царя Феодора Ивановича стали созываться «избирательные» Соборы. 14 февраля 1598 г. Земский Собор избрал Царем Бориса Годунова после пресечении царствовавшей линии Рюриковичей, в 1613 г.

– Михаила Романова по преодолении Смутного времени, в 1682 г. (на последнем соборе) был утвержден Царем Петр I совместно со старшим его братом Иоанном V.

В первые десятилетия XVII в. Земские Соборы заседали почти непрерывно. Затем Соборы стали созываться реже, в основном в связи с внешнеполитическими событиями. Так, 1 октября 1653 г. Земский Собор принял постановление о воссоединении Малороссии с Россией. Соборы прекратили собирать при Алексее Михайловиче. Вместо Земских Соборов начинают собираться односословные комиссии.

За время своего существования было созвано 57 Земских Соборов.

Использованы материалы:
http://www.krugosvet.ru/articles/120/1012020/1012020a1.htm

+ + +

В 1990-е годы народный художник России скульптор В.М. Клыков создал Всероссийское движение по подготовке нового Земского Собора и провел несколько местных Соборов: в Новочеркассе, Курске, Крыму, С.-Петербурге.

Он надеялся на поддержку церковного руководства, но не получил её, почему это движение постепенно и сошло на нет, уступив место воссозданию Союза Русского Народа, призванного сначала провести его самоорганизацию и мобилизацию.

Кандидаты и ход заседания Земского собора - Студенческий портал

Вече в Новгороде. Клавдий Лебедев. 1907

Источник: https://rusidea.org/25031202

Земский собор 1613 года

Земский собор 1613 года ознаменовал завершения Смутного времени и должен был внести внести в правление Россией порядок. Напомню, что после сметри Ивана 4 (Грозного) место на престоле было свободным, поскольку царь не оставил после себя наследников. Именно поэтому и произошла Смута, когда и внутренние силы и внешние представители осуществляли бесконечные попытки захвата власти.

Читайте также:  Разнообразие костистых рыб - студенческий портал

Причины созыва Земского собора

После того, как иноземные захватчики были изгнаны не только из Москвы, но и из России, Минин, Пожарский и Трубецкой отправили пригласительные письма во все уделы страны, призывая всех представителей знати явиться на Собор, где будет избран новый царь.

Земский собор 1613 года открылся в январе месяце, и в нем принимали участие:

  • Духовенство
  • Бояре
  • Дворяне
  • Городские старейшины
  • Представители крестьян
  • Казаки

Всего в земском соборе приняло участие 700 человек.

Ход Собора и его решения

Первое решение, которое утвердил Земский Собор – царь должен быть русским. Он не должен никоим образом относиться к ностранцам.

Марина Мнишек намеревалась венчать на царствование своего сына Ивана (которого историки часто называют «воренок»), по после решения Собора о том, что царь не должен быть иноземцем – бежала в Рязань.

Историческая справка

События тех дней нужно рассматирвать с точки хзрения того, что желающих занять место на престоле было огромное количество. Поэтому стали образовываться группировки, которые объядинялись, продвигая своего представителя. Таких группировок было несколько:

  • Знатные бояре. Сюда относились представителнй боярского рода. Одна часть из них считали, что идеальным царем для России станет Федор Мстиславский или Василий Голицын. Другие склонялись к юному Михаилу Романову. Количество бояр по интересам разделилось примерно поровну.
  • Дворяне. Это также были знатные люди с большим авторитетом. Они продвигали своего «царя» — Дмитрия Трубецкого. Сложность заключалась в том, что у Трубецкого был чин «боярин», который он совсем недавно получил в Тушенском дворе.
  • Казаки.  По традиции казаки примкнули к тому, у кого были деньги. В частности они активно служили Тушенскому двору, а после того, как последний, разогнали – стали поддерживать царя, который имел отношениек Тушину.

Отец Михаила Романова, Филарет, был патриархом в Тушенском дворе и пользовался там большим уважением. Во многом благодаря этому факту Михаила поддержали казаки и духовенство.

Карамзин

Прав на пристол у Романова было не так много. Тем более боьшая претензия к нему была в том, что его отец был в дружественных отношениях с обоими Лжедмитриями.

Первый Лжедмитрий сделал Филарета митрополитом и своим ставленником, а второй Лжедмитрий назначил его патриархом и своим ставленником.

То есть отце Михаила был в весьма дружественных отношениях с иноземцами, от которых только что избавились по решению Собора 1613 года решили больше на власть не призывать.

Результаты

Кандидаты и ход заседания Земского собора - Студенческий портал

Земский собор 1613 года завершился 21 февраля – царем был избран Михаил Романов. Сейчас сложно достоверно говорить обо всех тонкостях событий тех дней, поскольку документов сохранилось не так много. Тем не менее доподлино известно, что Собор окружали спложные интриги. Это неудивительно – слишком высоки были ставки. Решалась участь страны и целых правящих династий.

Результатом Собора стало то, что на царство был избран Михаил Романов, которому на тот момент было всего 16 лет. Однозначного ответа «Почем именно он?» не даст никто. Историки говорят о том, что это была фигура наиболее удобная всем династиям.

Якобы молодой Михаил был крайне внушаемым человеком и им можно было бы «управлять как нужно большинству». По факту же вся полнота власти (особено в первые годы правления Романова) была не у самого царя, а у его отца, патриарха Филарета.

Именно он фактически правил Россией от имени своего сына.

Особенность и противоречие

Главная особенность Земского Собора 1613 года заключалась в его массовости. В решении будущего страны принимали участие представители всех классов и сословий, за исключением холопов и безродных крестьян. Фактически речь идет о всесословном Соборе, аналогов которому еще в истории России не было.

Вторая особенность заключается в важности решения и в егосложности. Однозначного ответа почему выбрали именно Романова нет. Ведь это была не самая очевидная кандидатура. Весь же Собор был ознаменован большим количеством интриг, попыток подкупа и другими манипуляциями людьми.

Резюмируя, можно сказать,что Земский собор 1613 года имел важное значение для истории России. Он сосредоточил власть в руках русского царя, заложил основу новой династии (Романовы) и избавил страну от постоянных проблем и притязаний на престол со стороны Германцев, Поляков, Шведов и других.

Источник: https://istoriarusi.ru/car/zemskij-sobor-1613.html

Собран последний Земский собор Московского царства

1 (11) октября 1653 г. в Московском Кремле собрался Земский собор, который принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией.

Земские соборы — центральное сословно-представительное учреждение России в середине XVI-XVII вв.

В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, Освящённый собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), т.е. кандидаты трёх сословий.

Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важности и содержания обсуждавшихся вопросов

Земский собор 1653 г. был собран для принятия решения о включении Украины в состав Московского государства.

В XVII в. большая часть Украины входила в состав Речи Посполитой — объединённого польско-литовского государства. Официальным языком на территории Украины был польский, государственной религией — католичество.

Увеличение феодальных повинностей, религиозные притеснения православных украинцев вызвали недовольство польским господством, которое в середине XVII в. переросло в освободительную войну украинского народа.

Начало войне положило восстание в Запорожской Сечи в январе 1648 г. Во главе восстания стоял Богдан Хмельницкий. Одержав ряд побед над польскими войсками, повстанцы взяли Киев. Заключив перемирие с Польшей, Хмельницкий в начале 1649 г.

отправил своего представителя к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину под власть России.

Отклонив эту просьбу из-за сложного внутреннего положения в стране и неподготовленности к войне с Польшей, правительство в то же время начало оказывать дипломатическую помощь, разрешило ввоз на Украину продовольствия и вооружения.

Весной 1649 г. Польша возобновила военные действия против повстанцев, которые продолжались вплоть до 1653 г. В феврале 1651 г. русское правительство с целью оказать давление на Польшу впервые заявило на Земском соборе о готовности принять Украину в своё подданство.

После длительного обмена посольствами и письмами между русским правительством и Хмельницким царь Алексей Михайлович в июне 1653 г. объявил о своём согласии на переход Украины в русское подданство. 1 (11) октября 1653 г. Земский собор принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией.

8 (18) января 1654 г. в Переяславле Великом рада единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России и вступила в войну с Польшей за Украину. По итогам русско-польской войны 1654-1667 гг. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией (Андрусовское перемирие).

Земский собор 1653 г. стал последним Земским собором, собранным в полном составе.

Лит.: Зерцалов А. Н. К истории земских соборов. М., 1887; Черепнин Л. В. Земские соборы русского государства. М., 1978; Шмидт С. О. Земские соборы. М., 1972. Т. 9.

См. также в Президентской библиотеке:

Авалиани С. Л. Земские соборы. Одесса, 1910;

Беляев И. Д. Земские соборы на Руси. М., 1867;

Владимирский-Буданов М. Ф. Земские соборы в Московском государстве, В.И. Сергеевича. (Сборник государственных знаний. Т. II). Киев., 1875;

Дитятин И. И. Роль челобитий и земских соборов в управлении Московского государства. Ростов н/Д., 1905;

Князьков С. А. Картины по русской истории, изданные под общей редакцией [и объяснительным текстом] С.А. Князькова. № 14: С. В. Иванов. Земский собор (XVII в.). 1908;

Латкин В. Н. Земские соборы древней Руси, их история и организация сравнительно с западно-европейскими представительными учреждениями. СПб., 1885;

Липинский М. А. Критика и библиография: В. Н. Латкин. Земские соборы древней Руси. СПб., 1885;

Мазуренко Н. Н.Всероссийские земские соборы. СПб., 1905;

Новик И. Д. Московские земские соборы. М., 1905;

Носков Н. Д. Земские соборы. СПб., 1906;

Платонов С. Ф. Заметки по истории московских земских соборов. СПб., 1883;

Платонов С. Ф. К истории московских земских соборов. СПб., 1905;

Рождественский С. В. О земском соборе 1642 года. СПб., 1905;

Стратонов И. А. Заметки по истории земских соборов Московской Руси. Казань, 1905.

Источник: https://www.prlib.ru/history/619619

Земские соборы

Земские соборы — ин­сти­тут об­ще­го­су­дар­ст­вен­но­го со­слов­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва при мо­нар­хе с за­ко­но­со­ве­щательными функ­ция­ми в Русском государстве в середине XVI-XVII веках.

В пе­ри­од с 17(27).07.1610 года по 21.02(03.03).1613 года, в от­сут­ст­вие ле­ги­тим­но­го и об­ще­при­знан­но­го го­су­да­ря, — за­ко­но­дательный и выс­ший ис­пол­нительный ор­ган. Со­зы­ва­лись не­ре­гу­ляр­но, по ини­циа­ти­ве ца­ря, в отдельных слу­ча­ях — пат­ри­ар­ха и Бо­яр­ской ду­мы или со­сло­вий.

За­се­да­ния Земских соборов про­хо­ди­ли в основном в Мо­с­ков­ском Крем­ле.

Чис­ло Земских соборов (тра­ди­ци­он­но ис­сле­до­ва­те­ли на­счи­ты­ва­ют бо­лее 50), ха­рак­тер пред­ста­ви­тель­ст­ва, про­це­ду­ра вы­бо­ров де­пу­та­тов, со­став и круг раз­би­рав­ших­ся на них про­блем (за ис­клю­че­ни­ем ря­да важ­ней­ших во­про­сов внеш­ней и внутренней по­ли­ти­ки) ос­та­ют­ся в нау­ке дис­кус­си­он­ны­ми.

В ис­точ­ни­ках име­но­ва­лись «со­бо­ра­ми», «со­ве­та­ми», «со­ве­та­ми всей зем­ли» (т. е. со­во­куп­но­сти пра­во­спо­соб­ных со­сло­вий и со­слов­ных групп), «зем­ски­ми со­ве­та­ми». Тер­мин «Зем­ский со­бор» введён в ис­то­рио­гра­фию в середине XIX века; в ча­ст­но­сти, он ис­поль­зо­вал­ся в по­ле­ми­ке К. С. Ак­са­ко­ва и С. М. Со­ловь­ё­ва.

Пред­по­сыл­ки для по­яв­ле­ния Земских соборов со­зда­ва­лись по ме­ре: фор­ми­ро­ва­ния еди­ной тер­ри­то­рии Русского государства в XV — первой половине XVI веков; скла­ды­ва­ния с конца XV века тра­ди­ции со­вме­ст­ных за­се­да­ний со­бо­ров цер­ков­ных (ре­гу­ляр­но со­би­ра­лись с середины XV века) с Бо­яр­ской ду­мой (ста­но­вив­шей­ся в XVI веке пред­ста­вительным ор­га­ном русской ари­сто­кра­тии); воз­ник­но­ве­ния прак­ти­ки со­ве­ща­ний мо­нар­ха со сво­им дво­ром и ря­до­вы­ми деть­ми бо­яр­ски­ми (октябрь 1445 года, май 1471 года и др.).

Ядром Земских соборов в по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве слу­ча­ев яв­ля­лись чле­ны Ос­вя­щён­но­го со­бо­ра, Бо­яр­ской ду­мы и Го­су­да­ре­ва дво­ра (в представлениях XVI-XVII веков они пред­став­ля­ли «луч­шую» часть об­ще­ст­ва и в этом смыс­ле бы­ли как бы «вы­бор­ны­ми» от не­го).

В со­бо­рах уча­ст­во­ва­ли так­же пред­ста­ви­те­ли тор­го­во-ре­мес­лен­но­го на­се­ле­ния, пре­ж­де все­го круп­но­го ку­пе­че­ст­ва (гос­тей, гос­ти­ной сот­ни и су­кон­ной сот­ни), а так­же, как пра­ви­ло, по­сад­ско­го на­се­ле­ния Мо­ск­вы и уезд­но­го дво­рян­ст­ва, в ис­клю­чительных слу­ча­ях — чер­но­сош­ных кре­сть­ян. С начала XVII века по­лу­чил раз­ви­тие прин­цип ре­аль­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва го­ро­дов (уез­дов) и ре­аль­ной вы­бор­но­сти де­пу­та­тов Земских соборов от уезд­ных кор­по­ра­ций дво­рян­ст­ва, бе­ло­го го­род­ско­го ду­хо­вен­ст­ва, тяг­лых го­ро­жан и др.

В со­от­вет­ст­вии с внутренними за­ко­но­мер­но­стя­ми ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия Земских соборов вы­де­ля­ют­ся 4 пе­рио­да их ис­то­рии.

Пер­вый пе­ри­од (конце 1540-х — конец 1590-х годов) при­хо­дит­ся на цар­ст­во­ва­ния Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го и его сы­на Фё­до­ра Ива­но­ви­ча. Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей счи­та­ют пер­вым Земским собором т. н. Со­бор при­ми­ре­ния (27-28.02.1549 года), на ко­то­ром при уча­стии мо­нар­ха, ми­тро­по­ли­та и др.

ду­хов­ных лиц со­стоя­лось сим­во­лическое при­ми­ре­ние бо­яр и др. пред­ста­ви­те­лей вла­сти, осу­ще­ст­в­ляв­ших не­пра­вый суд и на­си­лие в го­ды бо­яр­ско­го прав­ле­ния 1530-1540-х годов, с ря­до­вы­ми деть­ми бо­яр­ски­ми.

Бы­ли при­ня­ты ре­ше­ния о не­под­суд­но­сти де­тей бо­яр­ских на­ме­ст­ни­кам по боль­шин­ст­ву дел, о пре­об­ра­зо­ва­нии ор­га­нов су­да и ме­ст­но­го управ­ле­ния и о под­го­тов­ке но­во­го Су­деб­ни­ка (смотрите Су­деб­ни­ки XV-XVI веков). В Земском соборе, со­зван­ном 28.06.

Читайте также:  Основные термы атомов - студенческий портал

1566 года в Крем­ле по ре­ше­нию ца­ря и при­го­во­ру Бо­яр­ской ду­мы, уча­ст­во­ва­ли, не счи­тая пред­ста­ви­те­лей ду­хо­вен­ст­ва (бо­лее 30 человек), толь­ко пред­ста­ви­те­ли зем­щи­ны, при­том ли­ца, на­хо­див­шие­ся в Мо­ск­ве (в ря­де слу­ча­ев де­пу­та­ты, ско­рее все­го, из­би­ра­лись из чис­ла вы­бор­ных дво­рян оп­ре­де­лён­но­го уез­да, быв­ших то­гда в сто­ли­це): около 270 чле­нов Го­су­да­ре­ва дво­ра (с учё­том дум­ных лиц и при­каз­ных), свыше 70 пред­ста­ви­те­лей круп­но­го ку­пе­че­ст­ва и тор­го­вых лю­дей, 9 ря­до­вых де­тей бо­яр­ских западных уез­дов; все­го свыше 370 человек.

Об­су­ж­дал­ся во­прос о про­дол­же­нии вой­ны с Великим княжеством Ли­тов­ским (ВКЛ) или о при­ня­тии ус­ло­вий при­ми­ре­ния с ним.

Ру­ко­вод­ству­ясь различными мо­ти­ва­ми, уча­ст­ни­ки со­бо­ра ре­ко­мен­до­ва­ли от­верг­нуть ус­ло­вия ми­ра, пред­ло­жен­ные ли­товской сто­ро­ной, и при оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях про­дол­жить во­енные дей­ст­вия.

Ак­ти­ви­за­ция об­щественно-по­ли­тической жиз­ни, свя­зан­ная с Земским собором 1566 года, при­ве­ла к по­да­че кол­лек­тив­ной че­ло­бит­ной груп­пы дво­рян об от­мене оп­рич­ни­ны (позд­нее ини­циа­то­ры ак­ции бы­ли каз­не­ны).

Уча­ст­ни­ки про­хо­див­ше­го в ус­ло­ви­ях на­рас­тав­ше­го хо­зяйственного и со­ци­аль­но­го кри­зи­са Земских соборов конца 1580 годов, на ко­то­ром пре­об­ла­да­ли пред­ста­ви­те­ли во­ен­но-слу­жи­лых со­слов­ных групп, вы­ска­за­лись за за­клю­че­ние ми­ра с Ре­чью По­спо­ли­той (за­клю­чён не был).

Не­ко­то­рые учё­ные к Земским соборам от­но­сят со­сто­яв­шие­ся в Мо­ск­ве два со­слов­ных со­б­ра­ния на­ча­ла января 1565 года (на од­ном при­сут­ст­во­ва­ли чле­ны Ос­вя­щён­но­го со­бо­ра, Бо­яр­ской ду­мы, Го­су­да­ре­ва дво­ра и при­каз­ные, на вто­ром — круп­ные куп­цы и пред­ста­ви­те­ли московского по­сад­ско­го на­се­ле­ния), к уча­ст­ни­кам ко­то­рых с различными по­сла­ния­ми об­ра­тил­ся из Алек­сан­д­ров­ской сло­бо­ды Иван IV по по­во­ду вве­де­ния оп­рич­ни­ны. К осо­бым фор­мам Земских соборов от­но­сят вой­ско­вые со­б­ра­ния (со­бо­ры) в хо­де ка­зан­ских по­хо­дов (1545-1552 годы) в январе 1550 года во Вла­ди­ми­ре (по во­про­су о ме­ст­ни­че­ст­ве) и в начале ию­ля 1552 года в Ко­лом­не (по по­во­ду обес­пе­че­ния уча­ст­ни­ков по­хо­да на Ка­зань); со­б­ра­ния пред­ста­ви­те­лей де­тей бо­яр­ских южных уез­дов (главным образом по­гра­нич­ной служ­бы), про­ис­хо­див­шие зи­мой 1571 года и в сентябре 1575 года под руководством ав­то­ри­тет­ных вое­вод и чле­нов Бо­яр­ской ду­мы, на ко­то­рых бы­ли раз­ра­бо­та­ны ме­ры по ор­га­ни­за­ции сто­ро­же­вой служ­бы, а так­же фак­ти­че­ски фаль­си­фи­ци­ро­ван­ные со­бор­ные раз­би­ра­тель­ст­ва дел А. Ф. Ада­ше­ва (1560 год) и митрополита Мо­с­ков­ско­го и всея Ру­си Фи­лип­па (Ко­лы­че­ва) (1568 год).

Вто­рой пе­ри­од су­ще­ст­во­ва­ния Земских соборов (конец 1590-х — начало 1620-х годов) сов­пал с сис­тем­ным кри­зи­сом об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва (со­бы­тия Смут­но­го вре­ме­ни) и пер­вы­ми ша­га­ми по его пре­одо­ле­нию.

Пре­кра­ще­ние ди­на­стии московских Рю­ри­ко­ви­чей (1598 год) объ­ек­тив­но рас­ши­ри­ло пра­ва и сфе­ру дея­тель­но­сти Земских соборов, од­но­вре­мен­но обо­ст­рив по­ли­тическую борь­бу при со­зы­ве Земских соборов и во вре­мя их ра­бо­ты.

В 1605-1622 годах Земские соборы со­зы­ва­лись поч­ти еже­год­но, ино­гда дли­лись 2-3 го­да (де­пу­та­ты со­би­ра­лись на отдельные сес­сии по кон­крет­ным во­про­сам в 1610, 1613, 1618 годах).

Рас­ши­ри­лось со­слов­ное пред­ста­ви­тель­ст­во Земских соборов за счёт де­пу­та­тов от про­ме­жу­точ­ных во­ен­но-слу­жи­лых со­слов­ных групп (в т. ч. ино­эт­ни­че­ских), а в трёх слу­ча­ях (при со­з­да­нии Зем­ско­го пра­ви­тель­ст­ва в 1612 году, на Земских соборах 1613 и 1616 годов) — за счёт вы­бор­ных от чер­но­сош­ных кре­сть­ян.

На­ря­ду со ста­тус­ным пред­ста­ви­тель­ст­вом на Земских соборах (в со­че­та­нии с час­тич­ной вы­бор­но­стью) в го­ро­дах (уез­дах) по­лу­чил раз­ви­тие (осо­бен­но с 1610 года) прин­цип пря­мых вы­бо­ров от ме­ст­ных со­слов­ных групп.

Земские соборы ста­ли пра­во­моч­ным ор­га­ном из­бра­ния но­во­го мо­нар­ха (в представлениях эпо­хи толь­ко че­рез пра­виль­но сфор­ми­ро­ван­ный Земский собор мог про­явить­ся Бо­жий вы­бор). От име­ни Земских соборах ве­лись пе­ре­го­во­ры с др.

го­су­дар­ст­ва­ми и пред­ва­ри­тель­но за­клю­ча­лись ак­ты о бу­ду­щем государственного уст­рой­ст­ве Русского государства (в 1610, 1611 Земских соборах), так что они при­об­ре­ли за­ко­но­дательные пре­ро­га­ти­вы и функ­ции вер­хов­ной ис­пол­нительной вла­сти.

На ря­де Земских соборах из­би­ра­лись пра­ви­те­ли го­су­дар­ст­ва или Зем­ское пра­ви­тель­ст­во.

На Земских соборах 1598 года, со­зван­ном по ини­циа­ти­ве пат­ри­ар­ха Ио­ва, при­сут­ст­во­ва­ли около 600 де­пу­та­тов, пре­об­ла­да­ли пред­ста­ви­те­ли Го­су­да­ре­ва дво­ра по ста­ту­су (вклю­чая вы­бор­ных дво­рян 21 го­ро­да), пер­вые по­зи­ции за­ни­ма­ли ли­ца дум­ных и московских чи­нов, а так­же чле­ны Ос­вя­щён­но­го со­бо­ра, гос­ти уча­ст­во­ва­ли пер­со­наль­но (со­об­раз­но сво­ему ста­ту­су), ос­таль­ных тор­го­вых и по­сад­ских лю­дей из Мо­ск­вы пред­став­ля­ли ста­рос­ты и сот­ские. На нём 17(27) февраля ца­рём из­бран Бо­рис Фёдо­ро­вич Го­ду­нов, а 9(19) мар­та при­ня­ты ре­ше­ния о при­не­се­нии ему при­ся­ги и о вре­ме­ни вен­ча­ния его на цар­ст­во; в ап­ре­ле Земский собор объ­я­вил по­ход-смотр всей ар­мии в Сер­пу­хо­ве. На со­бо­ре 19(29).05.1606 года ца­рём был из­бран Ва­си­лий Ива­но­вич Шуй­ский, сре­ди уча­ст­ни­ков Земского собора пре­об­ла­да­ли его сто­рон­ни­ки, на­хо­див­шие­ся то­гда в сто­ли­це. В августе1610 года от име­ни Земского собора за­клю­чён пред­ва­рительный до­го­вор с гет­ма­ном С. Жол­кев­ским об ус­ло­ви­ях из­бра­ния польского ко­ро­ле­ви­ча Вла­ди­сла­ва (бу­ду­ще­го польского ко­ро­ля Вла­ди­сла­ва IV) русским ца­рём и о бу­ду­щем государственном уст­рой­ст­ве Русского государства.

При Пер­вом опол­че­нии 1611 года со­брал­ся Земский собор («Со­вет всей зем­ли») не­пол­но­го со­ста­ва (от­сут­ст­во­ва­ли ду­хов­ные чи­ны, пред­ста­ви­те­ли по­сад­ских лю­дей, а пре­об­ла­да­ли пред­ста­ви­те­ли уезд­ных де­тей бо­яр­ских и ка­зачь­их от­ря­дов), сфор­ми­ровав­ший Зем­ское пра­ви­тель­ст­во.

Земский собор Вто­ро­го опол­че­ния 1611-1612 годов окон­ча­тель­но офор­мил­ся во вре­мя его пре­бы­ва­ния в Яро­слав­ле вес­ной 1612 года: при­сут­ст­во­ва­ли поч­ти все со­слов­ные груп­пы, вклю­чая пред­ста­ви­те­лей ду­хо­вен­ст­ва, не­ко­то­рых чле­нов Бо­яр­ской ду­мы, не­ма­лое чис­ло лиц из московских чи­нов Го­су­да­ре­ва дво­ра, ря­до­вых де­тей бо­яр­ских, ка­за­ков, пред­ста­ви­те­лей слу­жи­лых та­тар (кня­зей и мурз), а так­же де­пу­та­тов от це­ло­го ря­да го­ро­дов (в т. ч. кре­сть­ян). К ле­ту 1612 года власть сфор­ми­ро­ван­но­го этим Земским собором. Зем­ско­го пра­ви­тель­ст­ва рас­про­стра­ни­лась на б. ч. стра­ны, и имен­но оно оп­ре­де­ли­ло ус­ло­вия и сро­ки вы­бо­ров де­пу­та­тов на из­би­ра­тель­ный Земский собор. 

Тре­тий пе­ри­од дея­тель­но­сти Земских соборов (начало 1630-х — середины 1650-х годов) так­же ха­рак­те­ри­зо­вал­ся ост­ры­ми внут­ри­по­ли­тическим и внеш­не­по­ли­тическим кри­зи­са­ми, во вре­мя ко­то­рых пра­ви­тель­ст­во ре­гу­ляр­но об­ра­ща­лось к со­сло­ви­ям за под­держ­кой сво­их дей­ст­вий и за «со­ве­та­ми».

Од­но­вре­мен­но в 1630-1640-е годы на­рас­та­ла со­ци­аль­но-по­ли­тическая ак­тив­ность уезд­ных де­тей бо­яр­ских и тор­го­во-ре­мес­лен­ных сло­ёв го­ро­дов. Они по­да­ва­ли кол­лек­тив­ные че­ло­бит­ные гра­мо­ты во вре­мя Земских соборов или до их на­ча­ла.

Со­бо­ры в но­ябре 1632 года и январе 1634 года, про­хо­див­шие в го­ды русско-польской вой­ны 1632-1634 годов, одоб­ри­ли до­пол­нительные сбо­ры экс­т­ра­ор­ди­нар­ных на­ло­гов.

В 1637–42 З. с. со­би­ра­лись не­од­но­крат­но в свя­зи с рез­ким обо­ст­ре­ни­ем от­но­ше­ний Рус. гос-ва с Крым­ским хан­ст­вом и Ос­ман­ской им­пе­ри­ей. На З. с. 1639 де­пу­та­ты по­да­ва­ли под­пи­сан­ные ими по ку­ри­ям мне­ния по по­во­ду вы­плат Крым­ско­му хан­ст­ву и мер по ор­га­ни­за­ции обо­ро­ны юж. уез­дов.

Наи­бо­лее пред­ста­ви­тель­ным стал З. с. в янв. 1642, в ко­то­ром, по­ми­мо Ос­вя­щён­но­го со­бо­ра, дум­ных лиц, пред­ста­ви­те­лей моск. чи­нов Го­су­да­ре­ва дво­ра, круп­ных куп­цов и по­сад­ских лю­дей Мо­ск­вы, уча­ст­во­ва­ли 115 вы­бор­ных дво­рян и де­тей бо­яр­ских от 42 го­ро­дов. На этом З. с.

от­кло­не­на воз­мож­ность вклю­че­ния Азо­ва в со­став Рус. гос-ва в свя­зи с его за­хва­том дон­ски­ми ка­за­ка­ми и «Азов­ским си­де­ни­ем» 1637–42; кро­ме то­го, в хо­де З. с. бы­ли по­да­ны жа­ло­бы на тя­жесть на­ло­гов и служб, пред­ло­же­ния о пе­ре­ме­нах в су­деб­ной сфе­ре, об­ви­не­ния в ад­рес бо­яр и моск.

при­каз­ных, ме­ст­ной вое­вод­ской ад­ми­ни­ст­ра­ции, по­дан­ные ря­дом уезд­ных кор­по­ра­ций дво­рян и куп­ца­ми. Это от­ра­зи­ло креп­нув­шее в ус­ло­ви­ях кри­зи­са «еди­на­че­ст­во» уезд­но­го дво­рян­ст­ва и ку­пе­че­ст­ва, на­рас­та­ние про­ти­во­стоя­ния ме­ж­ду ни­ми, с од­ной сто­ро­ны, и вла­стью, ари­сто­кра­тич.

эли­той, при­каз­ной вер­хуш­кой, – с дру­гой.

Про­ве­де­ния ре­форм су­да, на­ло­го­об­ло­же­ния, управ­ле­ния в сто­ли­це и на мес­тах, со­зы­ва З. с. по­тре­бо­ва­ли и уча­ст­ни­ки Со­ля­но­го бун­та 1648 в Мо­ск­ве. З. с. с уча­сти­ем вы­бор­ных, за­се­дав­ший ок. 16(26).7.1648, под­твер­дил не­об­хо­ди­мость соз­да­ния Уло­же­ния, со­зы­ва для это­го но­во­го З. с.

(вы­бо­ры на­ча­лись ещё с кон­ца ию­ля и со­про­во­ж­да­лись в ря­де слу­ча­ев ост­рой по­ли­тич. борь­бой, а в др. слу­ча­ях – пас­сив­но­стью вы­бор­щи­ков). Од­но­вре­мен­но по ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча в со­от­вет­ст­вии с при­го­во­ром Ос­вя­щён­но­го со­бо­ра и Бо­яр­ской ду­мы был об­ра­зо­ван осо­бый при­каз во гла­ве с кн. Н. И.

Одо­ев­ским для со­став­ле­ния Уло­же­ния. В З. с., про­хо­див­шем в окт. 1648 – февр. 1649, уча­ст­во­ва­ли ок. 350 чел. от 116 го­ро­дов – 14 ие­рар­хов и ду­хов­ных лиц, 34 чел. от Бо­яр­ской ду­мы и моск. чи­нов Го­су­да­ре­ва дво­ра, 178 – от уезд­ных дво­рян и де­тей бо­яр­ских, 15 чел.

– от стрель­цов, 3 гос­тя и 12 вы­бор­ных – от тор­го­во-ре­мес­лен­но­го на­се­ле­ния Мо­ск­вы, 89 чел. – от др. го­ро­дов и по­са­дов. На З. с.

по­сле де­таль­но­го и по­сле­до­ва­тель­но­го об­су­ж­де­ния в двух па­ла­тах был при­нят текст Со­бор­но­го уло­же­ния 1649, удов­ле­тво­рив­ший ряд кар­ди­наль­ных ма­те­ри­аль­ных тре­бо­ва­ний уезд­но­го дво­рян­ст­ва и по­сад­ско­го на­се­ле­ния. За­се­да­ния З. с.

по­свя­ща­лись так­же рас­смот­ре­нию кол­лек­тив­ных и груп­по­вых че­ло­бит­ных, не свя­зан­ных пря­мо с тек­стом Со­бор­но­го уло­же­ния. Ра­бо­та на этом З. с. рас­смат­ри­ва­лась как «го­су­да­ре­ва служ­ба» («по­вин­ность») и од­но­вре­мен­но как факт пред­ста­ви­тель­ст­ва де­пу­та­та­ми ме­ст­ных ин­те­ре­сов пе­ред го­су­да­рем. Дли­тель­ность и ин­тен­сив­ность за­се­да­ний «ком­пен­си­ро­ва­лись» де­неж­ным жа­ло­вань­ем и разл. льго­та­ми.

К ав­то­ри­те­ту З. с. пра­ви­тель­ст­во вновь вы­ну­ди­ло об­ра­тить­ся Псков­ское вос­ста­ние 1650. На пер­вом за­се­да­нии 4(14).7.

1650 бы­ла за­чи­та­на речь ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча, в ко­то­рой по­ли­ти­ка по от­но­ше­нию к пско­ви­чам ха­рак­те­ри­зо­ва­лась как «ми­ло­сти­вая», а вос­ста­ние – как гос. из­ме­на, на вто­ром за­се­да­нии 26 ию­ля (5 авг.

) в при­сут­ст­вии ца­ря го­во­ри­лось о но­вых «ви­нах» пско­ви­чей, во­ен. ме­рах пра­ви­тель­ст­ва и не­зна­чит. смяг­че­нии тре­бо­ва­ний к пов­стан­цам. Со­бор сфор­ми­ро­вал и на­пра­вил в Псков де­ле­га­цию из 15 чел.

, ко­то­рой уда­лось в кон­це ав­гу­ста скло­нить пско­ви­чей к по­кор­но­сти и при­не­се­нию при­ся­ги. На но­вом З. с. (или 3-м за­се­да­нии пре­ды­ду­ще­го со­бо­ра) 8(18).10.1650 бы­ла за­чи­та­на пра­ви­тельств. дек­ла­ра­ция о при­не­се­нии пско­ви­ча­ми ца­рю «по­вин­ной че­ло­бит­ной», его про­ще­нии и «ми­ло­сти».

На со­бо­рах 1653 (не ме­нее двух) рас­смат­ри­ва­лась прось­ба гет­ма­на Б. М. Хмель­ниц­ко­го и ка­зац­кой стар­ши­ны о при­ня­тии в рус. под­дан­ст­во Ук­раи­ны. Уча­ст­во­ва­ли де­пу­та­ты не ме­нее чем от 55 го­ро­дов, а так­же Ос­вя­щён­ный со­бор, пред­ста­ви­те­ли дум­ных чи­нов, моск.

чи­нов Го­су­да­ре­ва дво­ра, гос­тей и по­сад­ских лю­дей. На осн. за­се­да­нии 25 мая (4 ию­ня) бы­ла за­чи­та­на дек­ла­ра­ция пра­ви­тель­ст­ва, в ко­то­рой ак­цен­ти­ро­ва­лись поль­ские «не­прав­ды» в от­но­ше­нии Ук­раи­ны, но­вые «не­ис­прав­ле­ния» ко­ро­ля Ре­чи По­спо­ли­той по от­но­ше­нию к Рус. гос-ву (в т. ч.

вра­ж­деб­ные ме­ж­ду­нар. ак­ции), го­во­ри­лось об общ­но­сти су­деб Ук­раи­ны и Рос­сии (от­сут­ст­вие ми­ра у Б. М. Хмель­ниц­ко­го с Яном II Ка­зи­ми­ром при­зна­ва­лось по­во­дом к раз­ры­ву мир­ных от­но­ше­ний Рус. гос-ва с Ре­чью По­спо­ли­той).

В об­су­ж­де­ние этих во­про­сов ока­за­лись во­вле­чён­ны­ми не толь­ко де­пу­та­ты З. с., но и «пло­щад­ные лю­ди». При­го­вор З. с. был еди­но­душ­ным – при­нять в под­дан­ст­во Ук­раи­ну и объ­я­вить вой­ну Ре­чи По­спо­ли­той.

Окон­ча­тель­но при­ня­тие и оформ­ле­ние ак­та – при­го­во­ра о при­ня­тии Ук­раи­ны в под­дан­ст­во про­изош­ло на вто­ром З. с. 1(11).10.1653.

В до­ку­мент, по­ми­мо соб­ст­вен­но «при­го­во­ра» дум­ных чи­нов, вош­ли ещё два тек­ста, со­дер­жав­шие мне­ния ос­таль­ных де­пу­та­тов: во­ен­но-слу­жи­лые ли­ца обя­за­лись безу­преч­ной во­ен. служ­бой, а куп­цы и ре­мес­лен­ни­ки при­ня­ли на се­бя фи­нан­со­вую под­держ­ку гря­ду­щей вой­ны. То­гда же З. с. вы­де­лил по­соль­скую де­ле­га­цию на Ук­раи­ну для при­ве­де­ния её жи­те­лей к при­ся­ге.

За­щи­та ин­те­ре­сов со­слов­ных групп уезд­но­го дво­рян­ст­ва и тор­го­во-ре­мес­лен­но­го на­се­ле­ния, по­ми­мо уча­стия в З. с., вы­ра­зи­лась так­же в по­да­че кол­лек­тив­ных че­ло­бит­ных с со­ци­аль­ны­ми и ма­те­ри­аль­ны­ми тре­бо­ва­ния­ми (1635, 1637, 1639, 1641, 1642 и др.).

Читайте также:  Специфика средневековой схоластики - студенческий портал

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/ziemskiie_sobory

Глава восьмая О заседаниях Земского собора

Глава восьмая

О заседаниях Земского собора

Самое высшее учреждение для публичных совещаний по делам государственным называется собором, то есть общественным собранием.

Чины и звания лиц, бывающих в таких собраниях, по порядку их, следующие: 1) сам царь, 2) некоторые из знати, числом до двадцати, которые все принадлежат к его Думе, 3) столько же известных духовных лиц.

Что касается до горожан или других представителей народных, то их не допускают в это собрание, так как простой народ считается там не лучше рабов, которые должны повиноваться, а не издавать законы, и не имеют права ничего знать о делах общественных до тех пор, пока все не будет решено и окончено.

Земское собрание (называемое собором) составляется следующим образом.

Царь приказывает созвать тех дворян, заседающих (как было сказано) в его Думе, коих он сам заблагорассудит, вместе с патриархом, который приглашает свое духовенство, то есть обоих архиепископов и тех из епископов, архимандритов и монахов, которые пользуются наибольшей известностью и уважением. Когда все соберутся на царском дворе, то назначается день заседания, для чего обыкновенно избирают пятницу, по причине святости этого дня.

Когда определенный день наступит, то духовные лица собираются прежде в назначенное время и место, называемое столы[9].

Как скоро приходит царь в сопровождении своих сановников, то все встают и встречают его в сенях, следуя за патриархом, который благословляет царя двумя первыми пальцами, возлагая их ему на чело и на обе стороны лица, потом целует его в правое плечо.

После того идут в палату, назначенную для таких собраний, где садятся в следующем порядке: царь занимает место на троне по одну сторону комнаты.

Неподалеку от него, за небольшим четвероугольным столом (за которым могут поместиться человек двенадцать или около того), садится патриарх с митрополитами, епископами и некоторыми из знатнейших лиц Царской Думы, с двумя дьяками или секретарями (называемыми думными дьяками), которые записывают все, что происходит.

Прочие садятся на скамьях около стены комнаты, так что каждый занимает место, соответствующее его званию. Потом один из секретарей (в качестве оратора) объявляет причину собрания и излагает главные предметы или дела, о которых следует рассуждать. Но предлагать билли, по мнению отдельных лиц, относительно какого-нибудь общеполезного дела (как это делается в Англии), русский собор вовсе не дозволяет подданным.

Когда дело предложено секретарем на рассмотрение, то прежде всего желают знать голос или мнение патриарха и духовенства, на что каждый из них отвечает по порядку своего звания; но эти мнения их бывают всегда однообразны и произносятся без всякого рассуждения, как бы затверженный урок.

На все дела у них один ответ, которого обычное, содержание то, что царь и Дума его премудры, опытны в делах политических и общественных и гораздо способнее их судить о том, что полезно для государства, ибо они занимаются только служением Богу и предметами, относящимися до веры, и потому просят их самих сделать нужное постановление, а они, вместо советов, будут вспомоществовать им молитвами по своей обязанности и должности, и проч.

  • Так или почти так отвечает каждый в свою очередь, потом встает кто-нибудь из архимандритов или братии, который посмелее других (впрочем, уже заранее назначенный для формы), и просит царя, чтобы он изволил приказать объявить им собственное мнение Его Величества и какое будет угодно ему сделать постановление по делу, предложенному дьяком.
  • На это означенный секретарь от имени царя отвечает, что Его Величество, вместе с членами Думы своей, по надлежащем и здравом обсуждении, нашел, что предложенное дело весьма хорошо и полезно для государства; но что, несмотря на то, Его Величество требует от них, как от людей благочестивых и знающих, что следует признавать справедливым, их богоугодного мнения и даже суждения, для того, чтобы утвердить или исправить дело, предложенное на рассмотрение, и потому вновь приглашает их откровенно объявить свое мнение, и буде они одобрят сделанное предложение, то изъявили бы свое согласие, дабы можно было приступить к окончательному определению.
  • Вслед за тем, объявив свое согласие (что делается весьма скоро), духовенство удаляется, благословляя царя, который провожает патриарха до другой комнаты и потом возвращается на свое место, где остается, пока все будет окончено.

Дела, решаемые собором, дьяки или секретари излагают в форме прокламаций, которые рассылают в каждую область и главный город государства, где обнародуют их князья и дьяки или секретари тех мест. По окончании заседания царь приглашает духовенство на парадный обед, и затем все расходятся по домам.

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/201745

Уроки Приамурского Земского Собора

За прошедшие почти двадцать лет, с конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века, когда в средствах массовой информации стали появляться первые публикации по истории русских Земских соборов в целом и о Приамурском Земском соборе 1922 года во Владивостоке в частности, комплекс связанных с ними идей прочно вошел в сознание современного российского общества. Тема, представляющая всего два десятилетия назад интерес для ученых специалистов — историков, юристов и т.п., приобрела, как и на рубеже XIX-XX веков, политико-идеологическое звучание.И хотя, вышедшая в 2004 г. в издательстве «Посев» в серии «Белые воины» под редакцией научного редактора серии В.Ж. Цветкова книга о Главе Приамурского Земского края генерале М.К. Дитерихсе характеризуется в рецензиях как «первооткрывательский» «грандиозный труд», она скорее венчает определенный этап научного осмысления темы, что, впрочем, не помешало ее составителям скромно умолчать об исследованиях предшественников, некоторые из которых получили еще за десять лет до выхода «посевской» книги широкое признание, как в Отечестве, так и за рубежом. Поэтому, думается, в такой подготовленной аудитории нет сегодня нужды детально рассказывать о всех перипетиях подготовки и проведения Приамурского Земского собора во Владивостоке в июле-августе 1922 года. Кратко остановлюсь на его особенностях и итогах, а также на тех непреходящих уроках, которые необходимо усвоить нынешним русским монархистам.

Во-первых, имеют неоспоримое сходство некоторые черты политической атмосферы, в которой готовился и проводился Приамурский Земский собор и современное состояние России. Со 2-го марта 1917 года, со дня так называемого «отречения» Государя Императора Николая Второго, единая прежде Самодержавная и Православная Россия разделилась сама в себе. С одной стороны, видимая земная власть в стране оказалась в руках безбожников. С другой, — гонимый этой властью православный народ продолжал исповедовать Христа и христа , как именуются в священных и святоотеческих текстах Помазанники Божии — православные Цари.

Вместе с тем, Российская Империя продолжала существовать в легитимном государственно-правовом поле.

Это видно из следующих фактов: во-первых, незаконность насильственного отречения Государя и его «недооформленность» в юридическом и церковном отношениях; во-вторых, разгон большевиками Учредительного Собрания, которое должно было выявить волю русского народа о форме будущего государственного устройства страны; в-третьих, большинство населения уже не испытывало никаких иллюзий насчет советской власти. Дальневосточные газеты и журналы того времени, как и современные, пестрят сообщениями и свидетельствами очевидцев об ужасах красного террора.В сжатые сроки власти проделывают обратную по сравнению с 17-м годом эволюцию: от властной чехарды и пробольшевистского правительства до Приамурского Земского Края; от инстинктивного отрицания, неприятия советской власти, через несоциалистическое правительство братьев Меркуловых до высокой, духоподъемной идеи Самодержавной Монархии. Сегодня мы сами являемся свидетелями и участниками череды кровавых смутных событий, через которые прошла страна от «перестройки» до «укрепления вертикали власти».

После свержения в мае 1921 года пробольшевистского режима 16-го июня во Владивостоке созывается Второй Съезд Представителей Несоциалистического населения Дальнего Востока, на котором священник В.М. Демидов призывает забыть честолюбие и страсти. Оратор восклицает: «Да здравствует единый вождь России Патриарх Тихон» [1].

Буквально в эти же дни (16-24 мая ст.ст.) на другом конце евразийского континента в Рейхенгалле (Бавария) проходит Съезд Хозяйственного Возстановления России, отзвуки которого в скором времени докатываются до тихоокеанской Окраины и, безусловно, оказывают влияние на развитие здешних событий.

Постановления Съезда становятся подспорьем для созидательных действий дальневосточных монархистов, главное из которых заключается в следующем: «Съезд признает, что единственный путь к возрождению великой, сильной и свободной России есть возстановление в ней монархии, возглавляемой законным Государем из Дома Романовых, согласно Основным законам Российской Империи».

Встав перед выбором жизни и смерти, наученные горьким опытом революции и Гражданской войны, русские люди во Владивостоке смогли преодолеть внутреннюю смуту. Указом Приамурского Временного Правительства № 149 от 6-го июня 1922 года объявлялось о созыве Земского Собора, ключевую роль в котором предстояло сыграть генералу царского производства М.К.

Дитерихсу, приехавшему по первому зову во Владивосток из Харбина и сумевшему, по словам очевидцев и участников событий, скоро прекратить распри: «…

столь быстрое умиротворение и укрощение страстей различных представителей и руководителей последнего национального русского оплота нужно отнести всецело в заслугу Михаила Константиновича Дитерихса, который среди пыла страстей нашел верный путь, по которому и вывел Белое Приморье к объединению» [2], как свидетельствовал один из очевидцев событий.

В июне-июле 1922 г. подготовка к Собору шла полным ходом на основании разработанного Положения о Приамурском Земском Соборе. Исходя из него, Собор должен был выслушать доклад о деятельности Временного Приамурского правительства и избрать новый орган Верховной власти в крае.

В состав Земского Собора по Положению входили: Временное Приамурское правительство и представители — от духовенства, от армии и флота, от гражданских ведомств, от несоциалистических организаций, от горожан домовладельцев, от сельского населения, от городских самоуправлений, от земства, от торгово-промышленного сословия, от местного казачьего населения и пришлых казачьих войсковых правительств, от православных приходов, от общества ревнителей Православия, от старообрядческого духовенства и общины, от высших учебных заведений, от областных несоциалистических организаций, от русского населения полосы отчуждения КВжд и от поселковых управлений. Таким образом, применительно к конкретной исторической ситуации сохранялся древний принцип призвания на Земский Собор — сословность вместо партийности, мнимой независимости и классовости. Ядро Приамурского собора, как и любого «собора всея Земли» в старину, составлял «церковный собор», внешнюю ограду которого образовывали мирские сословия.

Источник: https://ruskline.ru/analitika/2008/05/30/uroki_priamurskogo_zemskogo_sobora

Ссылка на основную публикацию