Малая группа в социальной психологии — определение понятия и виды

Психология малых групп является значимой частью научного интереса ученых, ведь люди живут и работают в таких общностях. Исследователей привлекают данные, которые смогут пролить свет на закономерности возникновения и функционирования такого образования, механизмы его развития и процессы, которые в нем происходят.Малая группа в социальной психологии - Студенческий портал

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

К определению понятия

Малая группа – это в психологии такая общность, которая имеет небольшой состав, а ее члены скооперировались на основе единой цели и характеризуются реальным личным контактом, что служит базой для образования группы как таковой.

Общественно-экономические условия являются детерминантами возникновения малой группы. Во-первых, социум и его экономические отношения стимулируют создание так называемых ячеек, в которых происходит формирование начальных ценностных ориентаций, которые в будущем становятся основой общества. Во-вторых, индивид – это стадное существо, и поэтому он желает стать одним из элементов социально значимой, престижной группы, где сможет самоутвердиться. Со временем малые группы в социальной психологии достигают своего наивысшего уровня развития и становятся коллективом, который характеризуется строгой структурой, регламентацией жизни, наличием авторитетного руководителя, отсутствием конфликтных ситуаций, высокими моральными ценностями и благоприятным климатом, дружескими отношениями и сплоченностью участников. Коллектив способствует творческому и всестороннему развитию индивида.

Виды малых групп

Психология малых групп уже накопила много знаний, в связи с этим существует несколько классификаций этого феномена.

Малая группа в социальной психологии - Студенческий порталФормальная группа отличается заданной структурой извне, например, школьный класс. Ее функционирование зависит от установленных заранее правил, инструкций, положений и фиксируемых целей. Неформальная образуется с учетом личностных предпочтений. «Клеем» для этой общности являются личные симпатии и антипатии ее участников.

Слаборазвитые группы находятся на первой стадии своего онтогенеза, а высокоразвитые, как утверждает социальная психология малой группы, характеризуются едиными, общими интересами и конечными целями, присутствием развитой сети отношений, высоким уровнем сплоченности. Самая развитая форма такого образования – это коллектив.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Великая греческая колонизация - причины начала и подробное описание процесса

Оценим за полчаса!

Малая группа в социальной психологии - Студенческий портал

К характерным признакам коллектива относят:

  1. Общую деятельность, которая имеет направление на определенный предмет. В связи с этим люди работают в одном месте, используют совместные средства.
  2. Четкую структурную организацию, с которой согласны все члены, а их желания выражает доверенное лицо (управляющий).
  3. Наличие общих идей, размышлений, единых моральных и этических норм и правил, близких отношений.

Также психология малой группы выделяет диффузные (объединение на основе совместных эмоций и переживаний) и сплоченные общности (основываются на тесных взаимоотношениях).

Еще есть референтные группы, которые считаются примером и отвечают интересам, потребностям, желаниям, симпатиям их членов. В нереферентных группах люди только трудятся.

Структура группы

Проблема малой группы в психологии включает исследования, касающиеся ее структурных компонентов, которые представляют устойчивые взаимосвязи. Жизнедеятельность объединения, его продуктивность и удовлетворенность зависят от особенностей таких связей.

На структуру влияют и внешние, и внутренние факторы. Бывает такое, что отношения складываются так, как решил кто-то извне.

Малые группы в социальной психологии изучались всесторонне, что привело к осмыслению их структуры, включающей элементы, которые будут описаны ниже.

Композиционная подструктура

Это система социально-психологических свойств участников объединения, которые имеют большую значимость для целостности. Количественный и качественный показатели важны в этом случае.

Также стоит учитывать национальные особенности, социальный статус и происхождение участников, ведь эти характеристики будут влиять на активность, межличностные отношения, образование неформальных микрообъединений, ролевую позицию и т. д.

Подструктура эмоциональных межличностных предпочтений

В этом аспекте психология малых групп изучает реальные связи между членами, симпатии и антипатии, которые легко выявить благодаря социометрическому методу.

С помощью социометрии можно определить, есть ли взаимные предпочтения у членов группы, какая система межличностных и эмоциональных связей здесь присутствует. Люди отвечают на вопросы, которые предусматривают ответы в виде выбора нескольких участников с положительной и негативной стороны.

Например, кого человек хочет видеть на своем дне рождения и кого не хочет. Выбирают трех членов группы в качестве ответа на каждый вопрос.

Коммуникативная подструктура

Психология больших и малых групп в этом аспекте занимается определением позиции каждого участника объединения в различных информационных системах, которые есть между ними самими и являются связанными с внешним миром.

Степень владения информацией и знаниями влияет на статус члена в группе, поскольку он обладает особым доступом к возможности получить и хранить сведения, что, соответственно, и обеспечивает ему специфическую роль. Анализом коммуникативных связей, которые влияют на продуктивность общей деятельности, занимался Кричевский.

Психология малой группы стала обобщенным трудом этого ученого. Важным моментом является в информационном потоке и наличие или отсутствие негативной эмоциональной атмосферы.

Подструктура функциональных отношений

В ней проявляются различные взаимозависимости участников, которые возникают из-за определенных ролей и способности выполнять некоторые обязанности.

Малая группа в социальной психологии - Студенческий порталВообще, психология малой группы говорит о сложности этого образования. Люди в нем могут занимать разное положение, иметь различный статус, выполнять определенные функции и ощущать некоторое отношение к себе других членов, в зависимости от индивидуальных и социально-психологических свойств.

Составляющие группы

Малая группа – это в психологии субъект деятельности, наделенный самостоятельностью, поэтому его можно охарактеризовать с психологической точки зрения.

Для нее, как и для любой другой общности, которая имеет единую духовную жизнь и психологию, свои особенности, которые не могут быть сведены к суммарному количеству индивидуальных характеристик людей, характерны собственные составляющие, а именно:

  • Взаимоотношения в группе.
  • Устремления группы.
  • Настроения в группе.
  • Традиции группы.

Источник: https://www.syl.ru/article/172771/new_psihologiya-malyih-grupp-malyie-gruppyi-v-sotsialnoy-psihologii

Классификация групп

Проблема группы является одной из важнейших не только для социальной психологии, но и для многих общественных наук. В настоящее время в мире насчитывается около 20 миллионов различных формальных и неформальных групп.

В группах реально представлены общественные отношения, которые проявляются в ходе взаимодействия их членов между собой и с представителями других групп.

Что же такое группа? Ответ на такой внешне простой вопрос требует различения двух аспектов в понимании группы: социологического и социально-психологического.

В первом случае под группой понимается любое множество людей, объединенных по различным (произвольным) основаниям. Такой подход, назовем его объективным, характерен, в первую очередь, для социологии.

Здесь для выделения той или иной группы важно наличие объективного критерия, позволяющего дифференцировать людей по тем или иным основаниям для определения их принадлежности к определенной группе (например, мужчины и женщины, учителя, врачи и т.п.).

Во втором случае под груп­пой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Именно в рамках этого второго толкования имеет по преиму­ществу дело с группами социальная психология.

Для социально-психологического подхода крайне важно установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; ка­кие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Груп­па здесь выступает как реальная социальная ячейка общества, как фактор формирования личности.

Причем влияние разных групп на одного и того же человека неодинаково. Поэтому при рассмотрении проблемы группы нужно учитывать не только формальную принадлежность человека к определенной категории людей, но и степень психологического принятия и причисления им себя к этой категории.

  • Назовем основные характеристики, отличающие группу от случайного скопления людей:
  • — относительно длительное существование группы;
  • — наличие общих целей, мотивов, норм, ценностей;
  • — наличие и развитие групповой структуры;
  • — осознание принадлежности к группе, наличие «мы-чувства» у ее членов;
  • — наличие определенного качества взаимодействия между людьми, составляющими группу.
  • Таким образом, социальная группа – устойчивая организованная общность, объединенная общими интересами, социально значимыми целями, совместной деятельностью и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей.

Классификация групп в социальной психологии может производиться по различным основаниям.

В качестве данных оснований могут выступать: уровень куль­турного развития; тип структуры; задачи и функции группы; преобладаю­щий тип контактов в группе; время существования группы; принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней; количество членов группы; уровень развития межличностных отношений и многие другие. Один из вариантов классификации групп, изучаемых в социальной психологии, приведен на рис. 2.

Малая группа в социальной психологии - Студенческий портал

Как мы видим, классификация групп здесь задана в дихотомической шкале, предполагающей выделение групп по нескольким, различающимся между собой основаниям.

1. По наличию взаимоотношений между членами группы: условные – реальные группы.

Условные группы – это искусственно выделяемые исследователем объединения людей по какому-то объективному признаку. Эти люди, как правило, не имеют общей цели и не взаимодействуют между собой.

Реальные группы – действительно существующие объединения людей. Они характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.

2. Лабораторные – естественные группы.

Лабораторные группы – специально создаваемые группы для выполнения заданий в экспериментальных условиях и экспериментальной проверки научных гипотез.

Естественные группы – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях, образование которых происходит независимо от желания экспериментатора.

3. По количеству членов группы: большие – малые группы.

Большие группы – количественно неограниченные общности людей, выделяемые на основе различных социальных признаков (демографических, классовых, национальных, партийных).

По отношению к неорганизованным, стихийно возникшимгруппам сам термин «группа» весьма условен.

К организованным, длительно сущест­вующим группам относятся нации, партии, общественные движения, клубы и т.п.

Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г.М. Андреева).

Промежуточное положение между большими и малыми группами занимают, т.н. средние группы. Обладая некоторыми признаками больших групп, средние группы отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив завода, предприятия, вуза и т.п.).

4. По уровню развития: становящиеся – высокоразвитые группы.

Становящиеся группы – группы, уже заданные внешними требованиями, но еще не сплоченные совмест­ной деятельностью в полном смысле этого слова.

Высокоразвитые группы – это группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.

Выделяются следующие группы по уровню их развития (Петровский А.В.):

— диффузные – группы на начальном этапе своего развития, общность, в которой люди только соприсутствуют, т.е. их не объединяет совместная деятельность;

  1. — ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятели);
  2. кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;
  3. корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может приобретать черты группового эгоизма;
  4. коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.

5. По характеру взаимодействия: первичные – вторичные группы.

Впервые выделение первичных групп было предложено Ч. Кули, который причислял к ним такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предло­жил определенный признак, который позволил бы определить су­щественную характеристику первичных групп — непосредствен­ность контактов.

Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда класси­фикация утратила свой смысл. Если признак малых групп — их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще ка­кие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность.

Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, на­пример), но по существу исследуются в дальнейшем именно пер­вичные группы, так как только они удовлетворяют критерию ма­лой группы.

6. По форме организации: формальные и неформальные группы.

Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена группа. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами.

В ней также строго распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти: представ­ление об отношениях по вертикали как отношениях, определен­ных системой ролей и статусов.

Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкрет­ной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их, как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписанности ролей, заданной системы взаимоотношений по вертикали.

Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школь­ном классе возникают группировки, состоящие из близких дру­зей, объединенных каким-то общим интересом.

Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отноше­ний.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, вне организованных групп: люди, случайно объединившиеся для игр в футбол, волейбол где-нибудь на пляже или во дворе дома.

Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отпра­вившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа при­обретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.

В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные груп­пы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возника­ли в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию.

С одной стороны, были введены по­нятия формальная и неформальная структуры группы (или струк­туры формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них.

С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «орга­низация» (хотя достаточно четкого различения этих понятий не существует, так как всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации).

7. По степени психологического принятия со стороны личности: группы член­ства и референтные группы.

Данная классификация была введена Г. Хайменом, кото­рому принадлежит открытие самого феномена «референтной груп­пы».

В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенчес­кие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются.

Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нор­мы которых они принимают, Хаймен назвал референтными груп­пами.

  • Дж. Келли выделил две функции референтной группы:
  • — сравнительная функция – состоит в том, что принятые в группе стандарты поведения, ценности выступают для личности в качестве своеобразных «систем отсчета», на которые она ориентируется в своих решениях и оценках;
  • — нормативная функция – позволяет человеку выяснить, в какой мере ее поведение соответствует нормам группы.
  • В настоящее время под референтной группой понимается группа людей, в чем-то значимых для индивида, к которой он себя добровольно причисляет или членом которой хотел бы стать, выступающая для него как групповой эталон индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.
  • Референтная группа может быть реальной или воображаемой, позитивной или негативной, может совпадать или не совпадать с группой членства.

Группа членства – это группа, реальным участником которой является данная личность. Группа членства может иметь в большей или меньшей степени свойства референтности для ее членов.

Источник: https://ulfek.ru/sotsialnaya-psikhologiya-lichnosti-i-gruppy/1937-klassifikatsiya-grupp.html

Социальная психология малой группы

Поведение личности в малых группах в начале 20 века становится объектом социологического, психологического, антропологического и психиатрического исследований. Для этой цели были сформированы специальные группы, подобранные в исправительных учреждениях, учебных заведениях и армии.

Исследователи разных сфер всегда интересовались поднятием состояния духа в группах, совершенствованием взаимоотношений между ее членами, групповым сознанием, положением руководителя и статусом (ролью) лидера, взаимодействием между индивидами в неофициальных группах и методами стимулирования.

Большое значение в создании теории современной психологии малых групп имеют труды известных социологов и социальных психологов: Г. Тард, Л. Визе, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Ф. Теннис, М. Вебер.

Кули Ч., американский социолог и социальный психолог, в начале прошлого века вводит понятие «первичные группы» с целью обозначить те из них, которые в качестве преобладающего элемента имеют личные связи между людьми. Он предполагал, что в отличие от безличных, формальных или «вторичных» групп, первичная группа имеет решающее значение при формировании характера и идеалов человека.

Большое влияние на ход социологических и социально-психологических исследований групп оказал труд Фрейда «Психология масс и анализ человеческого «Я», где впервые были отражены методы, заимствованные из психиатрии. Наиболее завершенный вид концепция малой неформальной группы приняла после разработки и формулировки исследований американского социолога и социального психолога Э.

Читайте также:  Амонашвили Шалва Александрович - факты биографии и изменения в мировоззрении

Мэйо и его сотрудников.

Понятие малой группы

Науки психология и социология давали разные трактовки малой группы. Д. Картрайт, А. Зандер и Т. Ньюком указывали несколько критериев. посредством которых можно определить данное понятие:

  • частота и продолжительность, с которой могут взаимодействовать индивиды в группе;
  • количество членов группы.

Типичные особенности малой группы, выделенные австрийским и американским психологом Ш. Бюлер, включают:

  • взаимоотношение и общение, влияние участников группы друг на друга, без чего она не способна существовать;
  • известная определенность ролей, которые играют отдельные индивиды в группе;
  • обособление лидеров, имеющих влияние на мнение большинства;
  • определенная совместная цель, деятельность и организация;
  • формирование у участников группы чувства «мы», единства группы;
  • сплоченность, степень которой прямо зависит от степени взаимного притяжения между ее членами, а также от интереса к деятельности в группе.

В свою очередь американским социологом Р. Мертоном было выдвинуто предположение, что для малой группы характерны несколько особенностей: взаимодействие, членство и групповая идентичность.

Исследователь Г. Дирке под группой понимал психологически единую социальную ячейку, участники которой целенаправленно связаны друг с другом и находятся друг от друга в зависимости. В первую очередь.

группа определяется тем, что изменение ее одной части способно влиять на состояние всех других элементов. Для группы также характерна динамичная замкнутость, представляющая собой динамический процесс взаимодействия индивидов.

Она всегда означает что-то большее, чем простую сумму отдельных членов.

В соответствии с мнением Г. Диркса, существенным должен являться тот момент, что члены группы связаны друг с другом взаимно в течение продолжительного времени.

Со временем каждая группа принимает определенные нравы, обычаи, привычки и стереотипы поведения, усваиваемые ее участниками и отличающими эту группу от других.

У каждого индивидуума при этом происходит развитие «сознания группы и ее задач».

По представлениям Г. Диркса группа включает в свой состав «жизненное пространство», где отдельный индивид находится в «свободном движении». С этой позицией не многие согласны, поскольку, рассматривая динамическую замкнутость группы, Г.

Дирке не учел воздействие внешних контактов.

Сомнение также вызывают и его тезисы об обязательном продолжительном существовании группы, ведь относительно много видов групп может существовать и небольшое время, являясь при этом группами (например, очередь, временно создаваемые рабочие бригады и др.).

Американские психологи М. Шериф и К. Шериф считали группу социальным союзом с имеющими значение для поведения группы свойствами, которые могут быть измерены. В их число можно включить:

  • структуру (организацию), представленную «силовым» измерением, определяющим эффективность деятельности участников группы;
  • систему норм, посредством которых регулируется поведение участников при достижении цели, их отношение друг к другу и к остальным группам, то есть оценочное измерение, которое зависит от того, что подлежит поддержке, защите, поощрению и утверждению в группе, а что можно трактовать в качестве отклонения.

Любая группа может являться частью большой организации.

Основная масса психологов и социологов представляют группу в качестве не просто собрания людей, а в виде определенной функциональной единицы. Когда 7 человек собираются решать независимо друг от друга одну и ту же задачу, то такую группу нельзя считать группой.

С позиции Π. Р. Хофштеттера, представление о группе предполагает, что когда 7 человек вместе будут искать решение поставленной проблемы, это характеризуется их совместной деятельностью.

При этом есть и другая трактовка категории группы, где ее понятие включает просто собрание людей, включенных в последовательно координирующуюся деятельность, которая сознательно или бессознательно подчиняется общей цели, достижение которой должно приносить членам группы определенное удовлетворение.

Индивиды в группе — это не только члены определенной организации, но и активные участники данного действия.

Замечание 1

Социальная психология малых групп характеризует группу с позиции «вовлеченности» участников в данную совместную деятельность, по этой причине при ее исследовании анализу подвергается скорее действие, чем структура.

Исследование малых групп

Значительный вклад в определение понятия «группа» и выделение ее основных характеристик был внесен отечественными исследователями. Так, несколько российских социологов, в частности К. К. Платонов, И. С.

Кон, определяли группу в качестве социального образования, которое существует в конкретной исторической системе социальных отношений.

Группа — один из элементов, которая выполняет строго определенные функции этой системы.

Психология и социология предполагают, что малые группы являются частью непосредственной социальной среды, где проходит ежедневная жизнь и деятельность человека и которая в существенной мере детерминирует его социальное поведение, определяя определенные мотивы деятельности и воздействуя на формирование личности.

С позиции Л. И. Новиковой, малую группу можно характеризовать специфической человеческой общностью. Понятие группы, обладающей общим предметом внимания и переживания, является очень близким понятию общности. К характеристикам группы в качестве своеобразной социальной системы она относила:

  • количество элементов;
  • отношение между элементами;
  • иерархию;
  • разделение труда:
    • совместность, координацию и дополнительность деятельности;
    • организацию и управление.

Некоторые исследователи дополнили эти признаки группы едиными ценностями и нормами поведения и общими интересами и целями. В. А. Гаврилов выделил устойчивые базовые характеристики малой группы:

  • сравнительно постоянное социальное образование, соответствующая система социального взаимодействия;
  • вид социального объединения, где все участники взаимодействуют лично;
  • социальное взаимодействие индивидов в группе, для которого характерны общие цели, интересы, мотивы поведения, социально-психологические установки, система ценностей, общность сознания.

Каждая группа обладает сходствами между установками и ценностными в ориентации ее членов. Их можно признать важным интегрирующим фактором, который определяет особенности динамики и развития группы.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/sotsialnaja-psihologija-maloj-gruppy/

Шпаргалка по социальной психологии

Малая группа – это немногочисленная по составу достаточно устойчивая общность людей, объединенных общей социальной деятельностью и находящихся в непосредственном личном взаимодействии и общении.

Все люди являются членами тех или иных групп: учеником класса, членом бригады, студенческой группы и т. д. Минимальная численность малой группы составляет 2–3 человека, максимальная – 20–40 человек. Оптимальной считается группа в 5–7 человек.

  • Признаки малой группы:
  • 1) пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает возможность для личных контактов;
  • 2) референтность – принятие членами группы общих эталонов поведения, моральных и ценностных норм;
  • 3) лидерство – взаимодействие лидеров и ведомых в группе, влияние лидеров на группу в целом ради осуществления общих целей;
  • 4) интегративность группы – мера единства, слитности, общности членов группы;
  • 5) интрагрупповая активность – мера внутригрупповой активности отдельных членов группы;
  • 6) интергрупповая активность – мера активности группы в целом и ее членов с внешними группами;
  • 7) микроклимат – характер взаимоотношений между людьми в группе, их психологическое самочувствие, удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней;
  • 8) организованность – способность группы к самоуправлению;
  • 9) интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения;
  • 10) направленность группы – наличие постоянной цели совместной деятельности и принятие её группой. Среди целей выделяют:
  • а) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;
  • б) вторичные цели более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);
  • в) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого;
  • 11) эмоциональность – степень выраженности межличностных эмоциональных взаимосвязей членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы;
  • 12) волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям;

13) разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной и они вносят свой вклад в совместную деятельность, играют разные роли);

  1. 14) выработка специфической групповой культуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обуславливающие групповую динамику.
  2. Параметры малой группы:
  3. 1) состав или композиция группы – определяет своеобразие данной группы среди других групп;
  4. 2) структура группы – принятое распределение руководства и подчинения, прав и обязанностей между членами группы, порядок отношений и совместных действий членов группы, характер коммуникаций и предпочтений;

3) групповые процессы – это процессы, которые организуют деятельность группы (общение, взаимодействие, межличностные отношения, авторитет, лидерство и т. д.);

  • 4) групповые нормы – это система общепризнанных в данном коллективе правил поведения работников в сфере труда, досуга, общения;
  • 5) положение индивида в группе – его статус (место в системе групповой жизни), роль (способ поведения, ожидаемый от личности), позиция (система взглядов и ценностей);
  • Психология bookap
  • 6) групповые ожидания – ожидаемые образцы поведения, соответствующие каждой роли, статусу и позиции индивида как субъекта группы;

7) групповые санкции – групповые средства и механизмы управления поведением членов группы. Санкции бывают поощрительные и запретительные.

Источник: https://bookap.info/sociopsy/cheldyshova_shpargalka_po_sotsialnoy_psihologii/gl41.shtm

Общие проблемы малой группы в социальной психологии

Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.

Исследования малых групп прошли ряд этапов, каждый из которых привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли для личности.

В самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. XX века, выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого.

Результаты исследования показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида (даже если условиями эксперимента снимался момент соперничества).

Эти результаты были интерпретированы как возникновение эффекта возрастающей сенсорной стимуляции, когда на продуктивность деятельности индивида оказывали влияние сам вид и «звучание» других людей, работающих рядом над той же самой задачей.

Этот эффект получил название эффекта социальной фацилитации, сущность которого сводится к тому, что присутствие других облегчает действия одного, способствует им.

В ряде экспериментов было показано наличие и противоположного эффекта — известного сдерживания, торможения действий индивида под влиянием присутствия других, что получило название эффекта социальной ингибиции.

Второй этап развития исследований знаменовал собой переход к изучению взаимодействия индивидов в малой группе.

Так, в ряде исследований было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении: особенно на ранних стадиях решения задач группа совершает меньше ошибок, демонстрирует более высокую скорость их решения и т.д.

На третьем этапе исследования малых групп стали значительно более разветвленными. Начали выявлять не только влияние группы на индивида, но и характеристики группы: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе; сложились подходы к описанию общей деятельности группы.

Совершенствовались и методы измерения различных групповых характеристик.

Вместе с тем обозначился такой методологический принцип, как отказ от выявления связи группы с более широкими социальными общностями, в которые она входит, отсутствие вычленения ее как ячейки социальной структуры, а значит, и уход от решения вопроса о содержательной стороне тех социальных отношений, которые даны в малой группе. Именно по этим параметрам подход к исследованию малых групп в европейской традиции социального психологического знания принципиально отличается от подхода, свойственного ранней американской социальной психологии.

Существует ряд причин, как объективных, так и субъективных, почему малая группа стала своеобразным фокусом интереса социальной психологии.

Во-первых, это общее усложнение общественной жизни, вызванное усиливающейся дифференциацией видов человеческой деятельности, усложнением общественного организма.

Во-вторых, более специальной причиной является тот факт, что проблема малой группы оказалась на перекрестке, который образован пересечением психологии и социологии.

Третья причина — методологического порядка. Малая группа оказалась той самой единицей анализа, где более всего возможен и уместен эксперимент, что как бы «помогло» социальной психологии утвердить свое право на существование в качестве экспериментальной дисциплины.

  • Определение малой группы и ее границы
  • Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
  • При таком понимании малая группа — это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры.

Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов.

Распространенный в психологии термин «контактная группа» приобретает здесь конкретное содержание: малая группа — это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.

Теперь необходимо расшифровать количественные характеристики малой группы.

В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев).

Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек — так называемая «диада» (также существует мнение, что наименьшая малая группа – «триада»).

Также не решен вопрос и о «верхнем» пределе малой группы. Были предложены различные решения этого вопроса. Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при исследованиях объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти).

Для социальной психологии оказалась заманчивой определенность, вносимая введением «магического числа», и долгое время исследователи принимали число 7±2 за верхний предел малой группы.

Однако впоследствии появились исследования, которые показали, что если число 7±2 справедливо при характеристике объема оперативной памяти (что тоже, впрочем спорно), то оно является абсолютно произвольным при определении верхнего предела малой группы.

Если обратиться к практике исследований, то там находим самые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социо-метрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30 — 40 человек, когда речь идет о школьных классах.

Таким образом, для отечественных социальных психологов, малой группой тогда оказывается такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпирически: при исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек; при анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности.

Классификация малых групп

В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные», 2) деление их на «формальные» «неформальные», 3) деление на «группы членства» и «референтные группы».

Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей.

Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп — непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл.

Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.

Второе из исторически предложенных делений малых групп — это деление их на формальные и неформальные.

Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами.

Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов.

Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э.

Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет.

Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп.

Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.

Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них.

С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «организация», что характерно для развития социальной психологии последних двадцати лет. В настоящее время имеется большое количество экспериментальных исследований, посвященных выявлению влияния определенного соотношения формальной и неформальной структур группы на ее сплоченность, продуктивность и т.

Читайте также:  Воспитание ребенка до года - советы родителям и график по месяцам

д. Особое значение проблема имеет при исследовании вопроса об управлении и руководстве группой.

Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы».

В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются.

Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М.

Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.

В настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. В этом втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е.

как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения», т.е.

Источник: https://studopedia.net/8_88542_obshchie-problemi-maloy-gruppi-v-sotsialnoy-psihologii.html

Классификация социальных объединений в психологии

Классификация социальных объединений в психологии

Предварительно отметим, что психология имеет дело с социальными объединениями, существующими реально, т.е.

исследует психологические особенности, закономерности реально существующих групп, в которых люди собраны вместе, объединены какимто общим признаком, совместной деятельностью, помещены в идентичные условия и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. При этом подавляющее число исследований в социальной психологии выполнено на материале так называемых малых групп.

В психологической литературе приводится много различных подходов к проблеме классификации малых групп: называются разные числа и основания этих классификаций.

В настоящее время известно около 50 различных оснований классификаций групп.

Наибольшее распространение в западной социальной психологии получило деление малых групп на: первичные и вторичные; формальные и неформальные; «группы членства » и «референтные группы «.

Деление малых групп на первичные и вторичные связано с наличием или отсутствием непосредственных контактов между членами группы. В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т.п.) между людьми существуют непосредственные контакты.

Вторичные группы -это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники «, например в виде средств связи. Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то студенты факультета составляют вторичное объединение.

Деление малых групп на формальные и неформальные соответствует рассмотренной выше типологии социальных объединений. Согласно американскому психологу Э.

Мэйо, впервые в психологии предложившему это деление, формальная группа отличается тем, что в ней четко определены статусы ее членов -они предписаны групповыми нормами.

Соответственно в формальной группе так же строго распределены и роли всех членов группы, система лидерства и подчинения ( «структура власти «).

Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности: рабочая бригада, спортивная команда и т.д. При таком понимании существа формальной группы в ее определении в слове «формальный » не содержится какихлибо негативных оттенков (в частности, не имеется в виду формализм отношений). Точнее сказать, это оформленная группа.

В отличие от формальных групп, Э.Мэйо обнаружил внутри них еще и «неформальные » группы, такие, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, т.е.

отсутствует строгая структура «власти «. Неформальная группа может образоваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают более мелкие группировки, состоящие из близких друзей, объединенных какимто общим интересом.

Тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные и неформальные.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри определенной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная.

Иногда в рамках таких групп (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход), несмотря на их неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них выделяют определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.

Психологические исследования показывают, что в реальной действительности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возникали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается структура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.

Различаются также между собой группы членства и референтные группы.

Различение было введено американским психологом Г.Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какойто иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г.Хаймен назвал референтными.

Как отмечает социальный психолог Г.М.Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина «референтная группа «: иногда -как группа, противостоящая группе членства, иногда -как группа, возникающая внутри группы членства.

Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при котором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг, кумир, литературный герой и т.п.

Единицы анализа форм организации человеческих общностей

Какими понятиями можно описать человеческую общность? Как на основе единиц анализа можно строить типологию общностей?

Конституирующими категориями любой человеческой общности являются понятия «связи » и «отношения «. В современных гуманитарных науках «отношение » считается одним из основных логикофилософских понятий, отражающих способ (род) бытия соотносимых субъектов.

Понятие об отношении возникает как результат сравнения двух членов отношения по выбранному (или заданному) основанию.

В свою очередь, «связь «-это вырожденное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь -это взаимозависимость (а не противопоставленность) явлений, далее неразличимых в пределах самой связи.

В человеческих сообществах выделяют многообразные связи и отношения: деятельностные, социальные, психологические, субъективные, личные, духовные; функциональноролевые, эмоциональнооценочные, личностносмысловые и др.

В развивающихся системах происходит постоянное преобразование связей и отношений, их взаимопревращение друг в друга. Кардинальное преобразование сложившихся связей и отношений данной системы приводит к возникновению системы нового типа (или нового уровня).

Любые связи и отношения, в которых оказываются люди, могут быть охарактеризованы через: а) места, распределенные между участниками некоторой общности; б) характер, образ, способ действий, адресованных другим участникам отношений и связывающих их; в) картину мира, образ себя, других людей, всей ситуации взаимодействия, которая открывается с этого места в результате таких действий. Единство места, действия и субъективной картины мира и есть та интегративная единица психологического анализа, в которой органически взаимосвязаны социальные, деятельностные, субъективные характеристики общности.

Чтобы не действовать с системой связей и отношений эмпирически, многообразие человеческих общностей необходимо типологизировать.

В основу предлагаемой типологии положены две фундаментальные характеристики связей и отношений: 1) ситуативностьвнеситуативность, 2) свободный или навязанный характер.

По этим основаниям может быть построена типология общностей и соответствующие каждому типу общности единицы анализа.

В рамках данной типологии можно получить следующие определения: позиция -единица анализа свободного человеческого сообщества, свободно ассоциированных людей; статус -единица анализа связей и отношений в жестко и тотально регламентируемом социуме; социальная роль -единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия; игровая роль -единица анализа свободных, но временных общностей.

Позиция (позиционные общности) есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Про такого человека и говорят: «Он нашел свое место в жизни «(т.е. свободно самоопределился во всей совокупности человеческих отношений, в культуре, в истории).

Такое «место » определяет во всей полноте и мировоззрение, и принципы, и поступки человека.

Но «построить позицию » невозможно раз и навсегда, обретение «места в жизни «-событие не одноразовое. Свободный и ответственный выбор места, образа действия и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора.

«На том стою и не могу иначе! «- в этом афоризме Лютера сформулированы предельно заостренные, полностью и без остатка сфокусированные в позицию отношения человека и мира.

Ясно, что речь идет об отношении, которое должно постоянно воссоздаваться, строиться, поддерживаться, выверяться, доопределяться.

Статус (в сословном, кастовом или регламентированном обществе) — это «врожденная социальность «: стереотипы образа действий и мыслей, соответствующих статусу, предписываются детально и безоговорочно, и человек в них врастает всем своим существом.

«Стать истинным дворянином «, «стать истинным офицером «-значит «отлиться по форме » заранее заготовленного, предуготованного образа жизни (понятий, действий, чувств) и совпасть с ним, сделать его своей второй натурой.

Сейчас в нашей культуре статусных общностей в чистом виде практически не существует, ибо разрушены сами основания традиционных укладов жизни -не только сословных, но даже национальных и семейных.

Самая общая психологическая характеристика внеситуативных и ситуативных общностей такова. Внеситуативные общности (позиционные и статусные) отличаются от ситуативных своей тотальностью; они пронизывают все сферы человеческого существования и часто пожизненны.

Второе отличие внеситуативных общностей -их интегрированность (самотождественность) : например, дворянин не может позволить себе одновременное состояние в дворянском статусе и вне его.

Такое различение, обнаружение в себе не только сословного, полностью вписанного в статус, но и общечеловеческого начала сделало изгоем не одного дворянина (вспомним хотя бы царский указ о сумасшествии Чаадаева).

Позиция и статус определяют действия, которые человек не может не совершать. Потеря или смена их всегда сопряжены с глубоким личностным кризисом, потерей или преобразованием себя. Смена ситуативных связей и отношений не предполагает столь необратимых изменений всего образа жизни.

И социальные, и тем более игровые роли -это то, что человек может (или вынужден) делать, но (в других жизненных ситуациях) может и не делать.

Себя в роли (игровой или социальной) и вне роли человек всегда способен различать в самосознании, практически без всякой угрозы болезненного раздвоения личности.

Отличие общностей навязанных (статусных и социальноролевых) от свободных (позиционных и игровых) ясно из самого названия: свободные отношения человек выбирает сам, в навязанные он попадает по воле случая, рождения, по выбору других людей, но не по собственной воле.

Социальноролевые общности достаточно подробно описаны в теории «социальных ролей «, но описаны как общая характеристика любых человеческих отношений, вне проводимого здесь противопоставления.

Несамотождественность отличает социальную роль от статуса. Несвободность выбора различает социальную и игровую роль.

Практически любой человеческий конгломерат стихийно структурируется именно в систему социальных ролей, подчеркивая и заостряя определенные индивидуальнохарактерные черты собранных вместе людей, и по этим чертам (зачастую малосущественным) типологизирует людей, системой социальных ожиданий выталкивая их в определенные социальные роли. Так, почти в каждом стихийно живущем классе существуют и исполняются роли «лидера «, «умника «, «шута «, «козла отпущения «, «дурочки «, «мальчика для битья «, «красотки «, «недотроги «, «аутсайдера «и пр.

Игровые общности иллюстрировать, пожалуй, нет нужды.

На игровые отношения взрослых можно без натяжки перенести основные характеристики детской ролевой игры: добровольность, условность атрибутики ролей, выразительность и адресованность действий, двусмысленность (различение сюжетного и смыслового плана), богатство воображаемого плана, бескорыстие, полноту удовольствия от самого играния и возможность, закончив эту игру, потом играть в другую или вовсе не играть. Симптоматично, что именно игровая психотерапия, предлагая человеку сознательно и намеренно играть навязанную ему роль (например, роль «жертвы » или «обидчика «), способствует хотя бы частично временному освобождению человека от власти социальных обстоятельств, ожиданий, предписаний (если такая несвобода его тяготит).

Рассмотрев четыре основные единицы анализа, необходимо теперь привести в соответствие с ними описанные выше типы общностей с характерными видами связей внутри них.

Так, общности с социал органическими связями в наибольшей степени допускают статусные отношения -от относительно аморфных в нерегламентированных общинах до строго (жестко) иерархизированных в номенклатурных системах.

Соответственно, в общностях с социалатомистическими, функциональными связями преобладают ролевые отношения; диапазон общностей с функциональными связями и ролевыми отношениями может иметь своими пределами от роли иностранца в чужой стране с незнанием языка до «театральной программки «, где «все роли уже расписаны «.

В общностях соборного типа с гармоническими связями возможны прежде всего позиционные отношения, в наибольшей степени выражающие родовую сущность человека. В двух крайне вырожденных формах общности можно фиксировать: в «коммунитас «-всеобщую связанность с выпадением из всяких отношений; в «формальной структуре «- множественную относительность всего ко всему с разорванностью всех возможных связей.

Для нашей культуры с ее сверхценностью человеческой самостоятельности, свободы самоопределения позиционные отношения являются более желанными, выше ценимыми, чем отношения статусные, социальноролевые и игровые.

Поэтому способность человека строить позиционные отношения стала (для нашей культуры) одной из тех вершин, целей психического развития, вектор к которой направляется (взрослыми, обществом) очень рано.

С первых месяцев жизни достижения ребенка оцениваются именно тем, что он сделал «сам «-по собственной воле, а не под властью обстоятельства и ситуации.

Социальная организованность -объединение с целевой детерминацией деятельности

Малая группа -форма социальной организованности. Характер связей и отношений в организации. Социальнопсихологические явления в малой группе

Что такое социальная организованность? В каких формах она проявляется? Какие социальнопсихологические феномены выявляются в социальных организованностях?

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, составляет основную область исследований социальной психологии. Реальность социальных связей и отношений всегда дана как реальность связей и отношений в группе и между социальными группами.

Выше мы различили два типа человеческих сообществ: «социальную структуру «(организованность) и «коммунитас » (бытийную общность). Данное различение было воспроизведено в дифференциации групп на формальные и неформальные, на статусные и позиционные. Каждый тип общностей имеет свои социальнопсихологические особенности.

Основной формой социальной организованности выступает группа, а точнее малая группа. В социальной психологии группой называют общность людей, объединенных на основании общих признаков, относящихся к осуществляемой ими совместной деятельности и общению.

  • Малую группу определяют как малочисленную по своему составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатии, антипатии, безразличия), так и особых групповых ценностей и норм поведения.
  • Множество групп как социальную организованность можно первом приближении типологизировать следующим образом:
  • Группа с лидером -это группа, связи и отношения в которой не структурированы и недифференцированы; задаются и обеспечиваются они только лидером, прежде всего -его личным авторитетом, который он вынужден постоянно подтверждать; в противном случае -неизбежна смена лидера.
  • Команда с командиром -здесь достаточно отчетливо структурированы и формализованы отношения между подчиненными и руководителем, права которого определены заранее; организация задана принципом единоначалия.
  • Отряд с предводителем (вожатым) -наиболее развитая статусная группа, с достаточно широким набором социальных ролей и у руководителя (появляются советники, помощники, заместители), и у подчиненных (в зависимости от сложности и расчлененности совместной деятельности).
  • Коллектив с советом -хорошо структурированная и дифференцированная по связям и отношениям группа с коллегиальным принципом управления.
  • Корпорация, партия с вождем -как правило, это объемная полиролевая система во главе либо с харизматическим лидером (Ленин, Сталин), либо с главным функционероморганизатором; способ управления -на основе программы, вырабатываемой на конференциях, съездах.
  • Ассоциация с президентом -наиболее свободное объединение людей, имеющих помимо общих целей еще и совокупность разделяемых ценностей и устремлений; ассоциация сорганизована на принципах самоуправления.

Можно сказать, что все типы социальной организованности людей детерминированы целевыми ориентирами. Организованность всегда ориентирована на дело; и дело есть цель.

Именно совместная, групповая деятельность является главным интегрирующим фактором; ее конкретный вид и характер определяют тип социальной организованности и ее структуру.

Как правило, реализация дела, достижение цели «рассыпают » конкретную организованность, которая и существует ровно столько, сколько продолжается сама совместная деятельность.

Источник: https://hr-portal.ru/article/klassifikaciya-socialnyh-obedineniy-v-psihologii

Ссылка на основную публикацию