Мишель Де Монтень — гуманизм эпохи Возрождения и возвращение к античности

Памятник писателю и философу эпохи возрождения Мишелю Монтеню, популярен не только среди туристов, но и среди студентов, так как с ним связано множество странных и забавных примет. Эта не очень большая статуя, выполненная из бронзы, стоит в Парижском Латинском квартале, возле главного корпуса Сорбонского университета.Мишель де Монтень - Студенческий портал

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

О памятнике Монтеню

Оригинальные для своего времени суждения Монтеня сделали эту нестандартную личность более чем популярной как в родной Франции, так и во всём мире. Поэтому появление бронзовой статуи, которою в 1933-ем году в торжественной обстановке открыли в самом известном Парижском университете, вполне логично.

Памятник был выполнен польским скульптором Полем Ландовски. Мастер изобразил прославленного философа восседающим на простом постаменте в непринужденной, и даже фривольной позе, сидя нога за ногу. Скульптор Поль Ландовски занимал в своё время пост директора художественной академии «Вилла Медичи» в Риме, позже он возглавлял парижскую Академию изящных искусств.

Кстати, именно Ландовски создал знаменитую гигантскую скульптуру Христа-Искупителя, которая возвышается над городом Рио-де-Жанейро. Художник работал над скульптурой пять лет.

О Мишеле Монтене

Первые свои знания юный Мишель получил дома, его обучали преимущественно на латыни. После юноша пошёл учиться в колледж, потом университет. Монтеню было немногим более 20-ти лет, когда он начал работать над своими «Опытами», которые принесли молодому философу мировую славу.

Живая и разнообразная деятельность, пытливый ум, постоянное наблюдение за окружавшим его обществом в итоге и стали основой знаменитого труда Монтеня. Надо сказать, что некоторые критики характеризовали его «Опыты» как произведение, созданное исключительно от скуки. Однако, студенчество, учёные и творческие личности восхищались этой книгой.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Ортегга-и-Гассет и его философия - творческий и жизненный путь, основные этапы

Оценим за полчаса!

Мишель де Монтень - Студенческий портал

Согласно учению Монтеня, в любых поступках человека всегда проявляется эгоизм, он же руководит его поведением и мыслями. Но ведущая основа морали Монтеня — это естественное стремление любой личности к гармонии и безусловному счастью.

Студенты Сорбонны считают, что если не потереть бронзовую туфлю Монтеня накануне экзаменов, то удачи можно не ждать. В итоге самый кончик правой туфли этого памятника постоянно отполирован. Так или иначе, но скульптура Мишеля Монтеня уже почти сто лет радует туристов, и активно помогает местным студентам хорошо сдавать свои зачеты.

Источник: https://frenchparis.ru/statue-de-michel-de-montaigne/

Мишель Монтень: гуманизм эпохи Возрождения

Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее. М. Монтень

Мишель Монтень — французский философ, мыслитель и политик. Он был одним из самых ярких представителей гуманистического направления в философии эпохи Возрождения.

Возвращение к античности

Мишель де Монтень - Студенческий портал

В самом названии эпохи Возрождения заложена ее сущность — это возвращение к Античности, возрождение идей и теорий того времени, в противовес уходящей философии Средних веков.

Чем же отличается новая философия? В Средние века главным объектом изучения всех философских направлений был Бог, теперь же его место занял человек, которого стали считать венцом творения.

Философов, а также представителей науки и искусства, поставивших человека в центр мироздания, стали называть гуманистами.

Именно гуманисты придумали исторический термин «Новое время». Всю историю человечества они поделили на три периода: Древняя история, Средние века и Новое время.

Античность, или Древний период, гуманисты считали утраченным золотым веком, Средние века — периодом застоя, ну а Новое время было названо так потому, что с этого момента начиналась новая эпоха в жизни человечества, когда должны быть возрождены прекрасные идеалы Древней Греции и Рима.

Одним из выдающихся мыслителей эпохи Возрождения был Мишель де Монтень. В первую очередь он прославился как автор замечательного и абсолютно нового по форме произведения — «Опытов».

Это смесь философских размышлений, дневниковых записей, описаний существующих обычаев и традиций и многого другого. «Содержание моей книги — я сам», — писал Монтень в предисловии.

По названиям глав этой книги можно судить о том, насколько разные предметы занимали автора: «О лжецах», «О стойкости», «Церемониал при встрече царствующих особ», «О каннибалах», «О ненадежности наших суждений» и т. п.

«Будемте остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наше лицо» (М. Монтень)

Познай самого себя

Каждый человек — частичка человечества и его отражение, считает Монтень. Поэтому, чтобы познать все человечество, мыслитель решил познать самого себя. Он долгое время изучал движения своей души, свои мысли и чувства и в итоге изложил наблюдения на бумаге, чтобы сделать их общим достоянием.

Из «Опытов» мы узнаём, что Монтень считал себя скептиком. В чем же заключался скептицизм философа? Прежде всего, он не уверен, что человек в принципе способен познать мир. Если абсолютная истина и существует, человеку она недоступна.

Все истины, провозглашаемые людьми, относительны и справедливы только для своего времени. Например, некоторые из античных философов были уверены, что душа человека после его смерти переселяется в другое тело. Средневековые богословы утверждали, что душа попадает либо в ад, либо в рай.

Возможно, позже появятся другие теории, но какая из них истинна, человек знать не может.

Скептицизм Монтеня распространялся и на человеческую нравственность. Всеми поступками людей в первую очередь движет эгоизм, утверждал он, и это абсолютно нормально.

Человек прежде всего должен заботиться о своем счастье и душевном покое — в этом залог благополучия всего общества. «Делай свое дело и познай самого себя», — повторял философ слова Платона, которые считал девизом своей жизни.

Задача каждого человека — изучить себя, свои склонности и характер и выработать в себе счастливое состояние духа и способность противостоять жизненным невзгодам.

Мишель Монтень ввел в литературу новый жанр — эссе, что по-французски означает «опыт». Это сочинение, написанное в свободной манере, без особых ограничений по композиции и стилю

Воспитание человека

Взгляды Монтеня на воспитание кардинально отличались от средневековых, где главными принципами были повиновение, страх наказания и бездумное послушание.

Как же философ предлагал воспитывать людей Нового времени? В первую очередь необходимо обеспечить детям всестороннее развитие, они должны изучать разные науки, искусства, ремесла, тренировать тело упражнениями.

Самое важное, чтобы человек стал личностью, научился понимать самого себя, получать удовольствие от жизни и преодолевать неприятности, не теряя присутствия духа.

Многие педагогические принципы Монтень взял из собственного детства. Его отец, высокообразованный человек, долгое время бывший мэром Бордо, воспитывал сына по новаторской системе.

Его учителя говорили с ним только на латыни, он изучал античных авторов, его не наказывали и ни к чему не принуждали, а старались пробудить интерес.

Такое воспитание дало свои плоды, Мишель Монтень стал выдающимся человеком.

Развивающее воспитание невозможно без гуманного отношения к ребенку, считал Монтень. Любое насилие должно быть исключено, дети сами должны выбирать, что им интересно, а что нет.

Многое, конечно, зависит от умения педагога заинтересовать своих подопечных, показать им увлекательность наук.

«Пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов», — призывал он.

Источник: https://SiteKid.ru/filosofiya/mishel_monten_gumanizm_epohi_vozrozhdeniya.html

Мишель де Монтень. Подробная биография

Мишель Эйкем де Монтень – французский богослов, философ и писатель, эссеист-моралист, общественный деятель – родился 28 февраля 1533 года в фамильном замке Монтень в городе Сен-Мишель-де-Монтень (Дордонь) вблизи Перигё и Бордо.

Его отец, участник Итальянских войн Пьер Эйкем (получивший аристократический титул «де Монтень») был в своё время мэром Бордо; умер в 1568 году. Мать — Антуанетта де Лопез — из семьи зажиточных арагонских евреев.

В раннем детстве Мишель воспитывался по либерально-гуманистической педагогической методике отца. Его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни.

Получил прекрасное образование дома, затем окончил колледж и стал юристом.

В 1565 Монтень женился, получив солидное приданое. После смерти отца в 1568 он унаследовал родовое имение Монтень, где и поселился в 1571, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку.

В 1572, в возрасте 38 лет Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580). Его близким другом был философ Этьен де ла Боэси, автор «Рассуждений о добровольном рабстве», некоторые части из которых Монтень включил в свои «Опыты».

В 1580-1581 писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этого путешествия отражены в дневнике, опубликованном только в 1774. В «Опытах» (Книга третья, Глава X — «О том, что нужно владеть своей волей») Монтень сообщает о себе, что дважды был мэром Бордо.

По-видимому, это было после путешествия 1580-1581 («Горожане Бордо избрали меня мэром их города, когда я был далеко от Франции и ещё дальше от мысли об этом»).

Во время религиозных (гугенотских) войн занимал умеренную позицию, стремился к примирению враждующих сторон; 10 июля 1588 был арестован сторонниками католической Лиги, провёл один день в Бастилии; отпущен благодаря вмешательству Екатерины Медичи. В 1590 отклонил предложение Генриха IV (с которым ранее вёл переписку) стать его советником.

  • Мишель де Монтень умер в замке Монтень 13 сентября 1592 года во время мессы.
  • 11 марта 1886 года останки Монтеня были перезахоронены в здании Бордоского университета.
  • Биография
  • Произведения
  • Критика
  • Ключевые слова: Мишель де Монтень,Michel de Montaigne,биография Мишеля де Монтеня,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,французская литература 16 века,жизнь и творчество Мишеля де Монтеня

Источник: https://md-eksperiment.org/post/20180907-biografiya-mishelya-de-montenya

Мишель де Монтень

Известнейший французский мыслитель Мишель де Монтень (1533–1592) родился на юго-западе Франции в замке Монтень, принадлежащем его отцу. С двух лет началось обучение маленького Мишеля — отец нанял ему учителей латыни.

Более того, в семье все — и отец, и мать, и слуги, — разговаривали с ним только на латыни, поэтому с детства Монтень освоил латынь как родной язык.

Отец Мишеля вообще стремился привить ему любовь к наукам и потому, едва Мишелю исполнилось шесть лет, отдал его в коллеж города Бордо.

В двадцать один год Мишель де Монтень стал советником Счетной палаты в Периге, а вскоре советником парламента города Бордо. На этой должности он находился до 1570 г., после чего вышел в отставку и занялся литературной деятельностью, проживая в своем родовом замке.

Как писал Монтень, он, «давно утомленный рабским пребыванием при дворе и общественными обязанностями… решил скрыться в объятия муз, покровительниц мудрости». В результате, в 1580 г.

вышли в свет две первые книги его «Опытов» — произведение, которое принесло Монтеню еще при жизни широкую известность, а впоследствии всемирную славу.

Однако желаниям Монтеня до конца дней своих провести жизнь в уединении не суждено было сбыться. В 1581 г. он был избран мэром города Бордо и по повелению короля Франции занял эту должность.

Франция, раздираемая в тот период религиозными войнами между католиками и гугенотами, переживала тяжелые времена. И Монтеню, занимавшему столь значительный пост, не раз приходилось участвовать в решении многих спорных вопросов.

Сам он всецело находился на стороне короля и не поддерживал гугенотские притязания. Но в своей политической деятельности Монтень все же старался большинство проблем решать мирным путем.

Читайте также:  Блаженный Августин: является ли бог ответственным за зло?

В 1586–1587 гг. Монтень, уже свободный от обязанностей мэра, продолжил литературные занятия и написал третью книгу «Опытов». Позднее ему вновь пришлось принять участие в политических баталиях и за свою приверженность королю он даже оказался на недолгое время заключенным в Бастилию (1588 г.).

Умер Мишель де Монтень 13 сентября 1592 г. от обострения давно мучавшей его каменной болезни.

Если говорить о философских воззрениях Монтеня, то следует заметить — в своем духовном развитии он пережил увлечение разными философскими учениями.

Так, из первой книги «Опытов» видно, что философские предпочтения отдаются Монтенем стоицизму. Затем значительное влияние на его мировоззрение оказывал эпикуреизм.

И все же основное направление рассуждений французского мыслителя лежит в русле другого учения, известного с древности — скептицизма.

Сомнение — в силах человеческого разума, в возможности соблюдения человеком нравственных принципов, в исполнении неких общих для всех людей идеалов — вот что пронизывает все содержание «Опытов». Недаром главный вопрос, который ставится в этом сочинении, звучит следующим образом — «Что я знаю?».

Ответ на этот вопрос, который дает Монтень, в принципе, неутешителен — человек знает слишком мало, и, что еще более неутешительно, даже не может знать многого. Причина подобного положения вещей заключена в природе самого человека: «Изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо — человек. Нелегко составить себе о нем устойчивое и единообразное представление».

О суетности, непостоянстве и несовершенстве человечской природы говорилось задолго до Монтеня. Но он оказался первым, кто вдруг обнаружил — в этом несовершенстве и спрятана вся прелесть человеческого существования.

Монтень как бы призывает своих читателей — признайте свое несовершенство, согласитесь со своей собственной посредственностью, не стремитесь подняться над своей неполноценностью.

И тогда вам станет легче жить, ибо смысл жизни откроется в самой обыденности и повседневности, а вовсе не в служении каким-то оторванным от реальности идеалам. «Жизнь — вот мое занятие и мое искусство», — утверждает Монтень.

И тогда получается, что истинная мудрость выражается не в многознании или безраздельной вере, а совсем в другом: «Отличительный признак мудрости — это неизменно радостное восприятие жизни…»

Монтень утверждает, что не стоит предаваться страданиям или, наоборот, всячески стремиться к наслаждениям — и то, и другое только прячут от человека радость повседневности.

Так, Монтень удивляется стремлению людей к свершению «великих дел» и тому, что люди мучаются собственной посредственностью, восклицая — «Я сегодня ничего не совершил!» «Как! А разве ты не жил? — спрашивает французский мыслитель и продолжает: — Просто жить — не только самое главное, но и самое значительное из твоих дел… А сумел ли ты обдумать свою повседневную жизнь и пользоваться ею как следует? Если да, то ты уже совершил величайшее дело».

Как можно заметить, признавая несовершенство человеческого разума, Монтень призывает именно таким разумом и руководствоваться в жизни, ибо другого нам все равно не дано: «Лучшее наше творение — жить согласно разуму. Все прочее — царствовать, накоплять богатства, строить — все это, самое большее, дополнения и довески».

И Монтень приходит к выводу — жить нужно так, как подсказывает тебе твой разум, не претендуя ни на что большее: «Надо не сочинять умные книги, а разумно вести себя в повседневности, надо не выигрывать битвы и завоевывать земли, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах».

По сути дела, в своих «Опытах» Мишель де Монтень как бы завершает этические поиски мыслителей Эпохи Возрождения. Отдельное человеческое сознание, личное Я, свободное от поиска ответов на «вечные», «проклятые» вопросы о смысле жизни — вот на чем держится все человеческое общество.

Гуманистический лозунг «Великое чудо — человек!» находит в рассуждениях Монтеня свое логическое заключение и практическое применение. Ибо вся мудрость веков состоит только в одном — признать несовершенство человека, успокоиться и радоваться жизни.

«Мы стремимся быть чем-то иным, не желая вникнуть в свое существо, и выходим за свои естественные границы, не зная, к чему мы по-настоящему способны, — пишет Монтень. — Незачем нам вставать на ходули, ибо и на ходулях надо передвигаться с помощью своих ног.

И даже на самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду».

Исходя из подобного мироощущения, Монтень по-новому решает и проблему, которая волновала многих мыслителей с момента возникновения христианства — проблема соотношения веры и разума, религии и науки. Французский философ просто-напросто разделяет сферы действия этих форм человеческого сознания: религия должна заниматься вопросами веры, а наука — познанием природных законов.

При этом, только вера способна дать человеку хоть какую-то незыблемость в этом суетном и непостоянном мире: «Узы, которые должны связывать наш разум и нашу волю и которые должны укреплять нашу душу и соединять ее с Творцом, такие узы должны покоиться не на человеческих суждениях, доводах и страстях, а на Божественном и сверхъестественном основании; они должны покоиться на авторитете Бога и Его Благодати: это их единственная форма, единственный облик, единственный свет».

И так как вера руководит и управляет человеком, то она заставляет служить себе и все другие человеческие способности.

Наука же, как продукт несовершенного разума, может лишь немного помочь человеку в освоении религиозной истины, но никогда не сможет заменить ее: «Нашу веру следует подкреплять всеми силами нашего разума, но всегда памятуя при этом, что она зависит не от нас и что наши усилия и рассуждения не могут привести нас к этому сверхъестественному и Божественному познанию». Более того, наука без веры приводит человеческое сознание к атеизму — «учению чудовищному и противоестественному», по определению Монтеня.

Учение Мишеля де Монтеня о мудрости повседневной жизни стало крайне популярным в XVI–XVII вв., а его «Опыты» — одной из самых читаемых книг.

Связано это было с тем, произведения Монтеня оказались полностью созвучны новой социально-политической и духовной реальности, в которой начала жить Западная Европа в XVI–XVII столетиях.

Все более набирающий силу буржуазный уклад жизни постепенно приводил западноевропейскую цивилизацию к торжеству принципов индивидуализма.

Монтень оказался одним из первых, кто откровенно заявил о нуждах и желаниях «личного Я» в условиях новой исторической эпохи.

И не зря многие мыслители последующих времен столь часто обращались к мудрости «Опытов» французского философа. Подводя своеобразный итог развитию гуманистических учений, идеи Монтеня были обращены в будущее.

Источник: https://www.portal-slovo.ru/history/35552.php

Мишель де Монтень: Гасконец, опередивший время

Наверное, не ошибусь, если скажу, что слово «гасконец» у большинства из нас ассоциируется с Д’Артаньяном – воспевая бравого мушкетера, Дюма сделал знаменитой и его родину Гасконь.

Но вовсе не Д’Артаньян, а другой гасконец – Мишель де Монтень – оказал влияние на величайшие умы человечества. Им восхищались Шекспир и Пушкин, Мольер и Толстой, им зачитывались Паскаль, Декарт, Ларошфуко, Монтескьё (тоже, кстати, гасконец)… список можно продолжать бесконечно…

Монтень настолько опередил свое время, что сложно поверить, что он родился почти 5 веков назад…

Поиск золотой середины и умеренности во всем, достижение счастья как естественная цель человеческой жизни – то, к чему так или иначе возвращался Монтень в своей единственной, но гениальной книге «Опыты».

Во французском варианте произведение носит название Les Essais (произносится «эссе»), и именно оно дало имя целому жанру в литературе – эссе.

Очень консервативный в своих политических убеждениях, Монтень опередил свое время почти на полтысячелетия в своих педагогических взглядах.

Например: «Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста», «Я наблюдал только такое действие розги – она или притупляет, или озлобляет».

Поистине новаторские идеи для того времени! Именно поэтому педагогическую теорию гасконца изучают будущие психологи и педагоги всего мира, включая Россию.

А французы изучают Монтеня в школе! Все, а не только будущие психологи и учителя. И не только главы о педагогике.

Конечно, 15‒17 лет – это слишком юный возраст, чтобы понять всю глубину мысли великого философа.

Но тем, кто в состоянии хотя бы немного проникнуться уравновешенной мудростью Монтеня, будет бесспорно легче в ситуациях выбора и при столкновении с жизненными трудностями.

Art de vivre?.

По мнению Мишеля Монтеня, человек существует для того, чтобы быть счастливым.

Возможно, поэтому впитавшие эту идею французы больше, чем многие другие, умеют ценить саму жизнь, получать удовольствие от простых вещей, сохранять душевное равновесие и не стремиться к эфемерному «успеху», лишающему жизнь ежедневных радостей и гармонии.

Может быть, именно идеи Монтеня и сформировали то самое Art de vivre (Искусство жить), которым славятся французы, атмосфера которого так привлекает туристов? Лично я не помню, чтобы нам в школе хотя бы раз говорили о личном счастье и его составляющих.

Нас ориентировали на служение идеям, гонку за достижениями и успехом, а не на искусство выстроить счастливую жизнь… Монтень же считал главным достижением «умение выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье – слабее».

А еще Монтень в «Опытах» совершенно не скрывает бытовой характер своих размышлений, не пытается показаться кем-то, кем не является, он судит скромно, спокойно, полностью отдавая себе отчет в собственном несовершенстве и не пытаясь придать хоть сколько бы то ни было значимости своей личности. (И это, кстати, на фоне того, что прежде чем приступить к написанию «Опытов», он был мэром Бордо и советником в самых разных важных инстанциях!)

Конечно, «Опыты» Монтеня растащили на цитаты, которых при желании можно насчитать около 500. Например, здесь или здесь. Делитесь в х своими любимыми.

А если вы окажетесь на Юго-Западе Франции, обязательно включите в свою программу посещение Tour de Montaigne (Башни Монтеня). Она расположена примерно в 60 км от Бордо.

Именно здесь, в этой башне, Мишель де Монтень написал свои «Опыты». Рядом с башней есть замок Монтеня, но он был неоднократно перестроен после смерти философа, а вот башня сохранила первозданный вид.

Экскурсовод так интересно рассказывает, что хочется слушать его снова и снова!

Если хотите узнать подробности о том, как добраться до Башни Монтеня и что еще можно посетить неподалеку, не стесняйтесь написать автору канала «Французский багет»Тане Мэр по электронному адресу, указанному в описании канала.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2020/3/19/international/12075-gaskonets_operedivshiy_vremya

Монтень Мишель

Мишель де Монтень — писатель и философ, родился 23 февраля 1533 года. Его полное имя — Мишель Экем де Монтень. Отец, Пьер Эйкем, участвовал в Итальянской войне, за что ему присудили аристократический титул.

Мать — Антуанетта де Лопез, была из довольно зажиточной семьи евреев. В воспитании сына Пьер Эйкем придерживался либеральной-гуманистической педагогической методики.

Уже позднее, Мишель де Монтень принял участие в гугенотской войне, являясь посредником между двумя королями: Генрихом III и Генрих Наваррским.

1565 год — Мишель де Монтень женится, и получает солидное приданое от родителей невесты. После смерти своего отца, в 1568 году, он наследует родовое имение. Там он проживет до 1571 года.

Творческая карьера Мишеля де Монтень начинается в 1572 году, когда он начинает писать свои первые книги под названием «Опыты». Они будут опубликованы в 1580 году. В эти две книги Мишель де Монтень включил так же отрывки из работ своего близкого друга и философа — Этьена де ла Боэси.

После публикации своих книг он решает попутешествовать по миру: Австрия, Швейцария, Италия, Германия. Как истинный писатель, он едет дневник, где и записывает все свои впечатления. Эти заметки будут опубликованы лишь в 1771 году.

Существует также предположение, что писатель был дважды избран мэром города Бордо, как когда-то и его отец. Монтень сам пишет об этом в своих заметках.

Умер писатель в сентябре 1592 года. Еще до своей смерти Монтень написал также третью книгу «Опыты». Вся серия книг будет еще не скоро переведена на русский язык. Этот перевод появится лишь в 1954 году. Книги не раз будут переиздавать.

Творчество

В жанровом отношении, его произведения можно было бы назвать — эссе. Именно он стал его родоначальником.

Серия книг «Опыты» была личной прихотью писателя, по этой причине как таковой структуры и стиля изложения материала в ней нет: среди размышлений можно встретить множество цитат, которые даже по смыслу не совсем здесь к месту.

Длина глав также различна, можно встретить как очень короткие главы, так и очень длинные. Самая длинная глава из этой серии книг называется ««Апология испанского богослова Раймунда Сабундского», которая может существовать сама по себе вне книг.

«Опыты» — это, прежде всего, размышления Монтеня на самые различные тематики, его наблюдения над самим собой. Он рассматривал себя как один из вида человеческого, его представитель. Проводил наблюдения и тщательно себя исследовал, в особенности душевные переживания.

Писатель считал, что каждый человек — это своего рода представитель всей расы. Его позиция в философии — это скептицизм, но не в его обычном понимании. В нем сочетаются житейский скептицизм и философский.

Если говорить точнее, то житейский скептицизм, прежде всего, выражается в недовольстве, разочаровании в людях — горький житейский опыт — как можно было бы выразиться.

Скептицизм философский в корне отличается от первого. В основе этого убеждения лежит уверенность философа в том, что человеческое познание недостоверно.

Как бы трагично не звучали эти два скептицизма, все же Мишелю был также характерен и некий баланс между двумя этими крайностями. Писатель принимал эгоизм и недоверие людей. Для него это было естественным проявлением личности отдельно взятого индивидуума. Он никогда не принимал это близко к сердцу, понимая насколько сильно они могут влиять на душевное спокойствие человека.

Мишель Монтень был довольно спокойным и уравновешенным человеком, что ясно выражается через его произведения. Писатель часто придерживает свою гордость, полагая, что человек, выставляющий ее напоказ, совсем не познал этот мир.

Мишель всегда считал, что человек не может понять всей истины, ему это просто не дано. Возможно, лишь по крохотным крупицам собирать знания о себя и об этой жизни. Он считал, что лишь познав истину, он сможет открыться всему миру.

Читайте также:  Высшие семенные растения - общие признаки и значение в природе

Признавал он так же и две такие величины, как абсолютная истина и относительная, тщательно их, исследуя и пытаясь провести между ними четкую грань.

Отличительной чертой автора, как бы глупо это не звучало, стало его стремление к счастью. Монтень всегда хотел быть счастливым, каждую прожитое мгновение. Именно поэтому он очень часто зачитывался работами, Плутарха, Сенека и Эпикура. Благодаря стоикам, он обрел тот баланс и душевную гармонию, что в свою очередь повлияло на него не только как на человека, но и как на писателя и философа.

Биография Мишеля де Монтеня очень интересна. Он никогда не стремился быть похожим на те нравственные идеалы, что имели место в то время. Он считал, что лишь понимание себя и своей сути может помочь в его становлении, как личности.

Хотя он в полной мере и не стремился к тем нравственным идеалам, что приписывало как общество, так и церковь, но он все же принимал некоторые ее постулаты. Для него были крайне важны две истины — нравственная добродетель и нравственный долг.

На первый взгляд, можно предположить, что эти истины и составляют всю идею нравственного человека, но Монтень считал иначе, определяя их лишь как часть чего-то целого.

Философ крайне отрицательно отзывался о тех, кто насильно изменяет свою природу. Они ломают свои природные инстинкты, те, что были заложены самой природой, и подчиняются правилам общества, которые иногда звучат довольно абсурдно. Монтень всегда говорил, что, прежде всего, живет ради себя, изо дня в день, наслаждаясь жизнью.

Но не забывал он и об ответственности, которая на него возлагалась. Человек для познания истины должен воспитать в себе очень сильный дух. В этом случае, счастье будет казаться вечным, а горести покажутся не такими трагическим, как это выглядело на первый взгляд.

Такая теория, способствовала не только изменениям в характере писателя, но изменились также его убеждения.

Как постоянно течет время, так и человек должен неуклонно меняться, не забывая, что прежде всего, ему необходимо выполнить долг перед самим собой, и лишь потом озаботиться о всем человечестве.

Де Монтень отличался от многих писателей, именно тем, что сочетал в себе и в своей философии множество самых разных истин, очень много в его философии было крайностей.

Но благодаря своему особому пониманию, он смог достичь гармонии духа и тела.

Если более детально рассмотреть и изучить его жизненную философию, то можно придти к выводу что долг для него — это борьба с теми невзгодами, что могут настичь человека на его жизненном пути.

Прежде всего, он разделил все несчастья по видам: субъективные, объективные и неизбежные. Как можно догадаться по названиям, неизбежные — это, например, слепота, глухота, физическое уродство и множество других. К объективным Монтень решил отнести смерть близких людей, которая порой приводит к очень плачевным результатам. Необъективные — это проявление гордости, жажда славы и самолюбие…

Со всеми этими несчастьями необходимо не только бороться. Например, если у человека несчастье неизбежное, то здесь остается лишь смирение, необходимо приспособиться к миру с тем недугом, что охватила человека.

Если рассматривать второй вид несчастья, то здесь все, скорее, зависит от самого человека, так как лишь он сам способен ослабить это несчастье.

Со временем эта боль притупляется, и дает возможность человеку обрести что-то новое на своем пути. То, как долго ему придется прожить с этой болью, может решать только сам человек.

Монтень считал, что человек должен сам отвечать не только за свои поступки, но и за свои душевные переживания.

Особое отношение философа прослеживается и к чувству справедливости, которое ему было совсем не чуждо. Рассмотрим его более детально. Писатель считал, что каждый человек должен получить то, что он заслужил. Только так можно проявить чувство справедливости не только по отношению к себе, но и по отношению к обществу.

Каждому должно воздастся по заслугам. Рассмотрим на конкретных примерах. Если рассматривать справедливость по отношению мужа к жене и детям, то можно утверждать, что муж если не любит, то хотя бы должен ее (жену) уважать, как женщину и мать его детей.

Если говорить о детях, то он должен заботиться о них, об их пропитании, так как именно они являются продолжателями его рода.

Своеобразное отношение Писателя и к его долгу по отношению не к самому к себе, как это было ранее, а к государству и правительству его страны. Он считал, что не стоит просто мириться с тем, что диктует правительство, но и свергать его так же стоит. Прежде всего, следует подумать, о том каким будет новое правительство, возможно, оно просто развалит страну, в отличие от существующего.

У Философа нет как таковых нравственных идеалов. Он не очень положительно относится ко всем новшествам. Если говорить о политике, то писатель считал, что если человек желает изменить-то в правительстве, то, скорее всего, его действия вызовут не только положительные действия, но и отрицательные. Во всем есть как плюсы, так и минусы, даже если человек действует от самых благих побуждений.

Писатель был очень консервативен, несмотря на свою философию. Он очень терпим, и не высказывается о людях отрицательно, лишь в некоторых вопросах он стоит на своем.

В отличие от политики, по отношению к педагогике, философа можно назвать ярым новатором.

Он всегда считал, что человек должен развиваться, получать всестороннее развитие, благодаря чему и он и находит свой путь, тот, что был предначертан именно ему.

Это стало его жизненной позицией, так же как и то, что он должен, прежде всего, уважать самого себя. Этот философ отличался оригинальностью, как в написании своих произведений, так и на пути собственной жизни.

Источник: https://biblioman.org/authors/monten/

Мишель де Монтень

Известнейший французский мыслитель Мишель де Монтень (1533–1592) родился на юго-западе Франции в замке Монтень, принадлежащем его отцу. С двух лет началось обучение маленького Мишеля — отец нанял ему учителей латыни.

Более того, в семье все — и отец, и мать, и слуги, — разговаривали с ним только на латыни, поэтому с детства Монтень освоил латынь как родной язык.

Отец Мишеля вообще стремился привить ему любовь к наукам и потому, едва Мишелю исполнилось шесть лет, отдал его в коллеж города Бордо.

В двадцать один год Мишель де Монтень стал советником Счетной палаты в Периге, а вскоре советником парламента города Бордо. На этой должности он находился до 1570 г., после чего вышел в отставку и занялся литературной деятельностью, проживая в своем родовом замке.

Как писал Монтень, он, «давно утомленный рабским пребыванием при дворе и общественными обязанностями… решил скрыться в объятия муз, покровительниц мудрости». В результате, в 1580 г.

вышли в свет две первые книги его «Опытов» — произведение, которое принесло Монтеню еще при жизни широкую известность, а впоследствии всемирную славу.

Однако желаниям Монтеня до конца дней своих провести жизнь в уединении не суждено было сбыться. В 1581 г. он был избран мэром города Бордо и по повелению короля Франции занял эту должность.

Франция, раздираемая в тот период религиозными войнами между католиками и гугенотами, переживала тяжелые времена. И Монтеню, занимавшему столь значительный пост, не раз приходилось участвовать в решении многих спорных вопросов.

Сам он всецело находился на стороне короля и не поддерживал гугенотские притязания. Но в своей политической деятельности Монтень все же старался большинство проблем решать мирным путем.

В 1586–1587 гг. Монтень, уже свободный от обязанностей мэра, продолжил литературные занятия и написал третью книгу «Опытов». Позднее ему вновь пришлось принять участие в политических баталиях и за свою приверженность королю он даже оказался на недолгое время заключенным в Бастилию (1588 г.).

Умер Мишель де Монтень 13 сентября 1592 г. от обострения давно мучавшей его каменной болезни.

Если говорить о философских воззрениях Монтеня, то следует заметить — в своем духовном развитии он пережил увлечение разными философскими учениями.

Так, из первой книги «Опытов» видно, что философские предпочтения отдаются Монтенем стоицизму. Затем значительное влияние на его мировоззрение оказывал эпикуреизм.

И все же основное направление рассуждений французского мыслителя лежит в русле другого учения, известного с древности — скептицизма.

Сомнение — в силах человеческого разума, в возможности соблюдения человеком нравственных принципов, в исполнении неких общих для всех людей идеалов — вот что пронизывает все содержание «Опытов». Недаром главный вопрос, который ставится в этом сочинении, звучит следующим образом — «Что я знаю?».

Ответ на этот вопрос, который дает Монтень, в принципе, неутешителен — человек знает слишком мало, и, что еще более неутешительно, даже не может знать многого. Причина подобного положения вещей заключена в природе самого человека: «Изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо — человек. Нелегко составить себе о нем устойчивое и единообразное представление».

О суетности, непостоянстве и несовершенстве человечской природы говорилось задолго до Монтеня. Но он оказался первым, кто вдруг обнаружил — в этом несовершенстве и спрятана вся прелесть человеческого существования.

Монтень как бы призывает своих читателей — признайте свое несовершенство, согласитесь со своей собственной посредственностью, не стремитесь подняться над своей неполноценностью.

И тогда вам станет легче жить, ибо смысл жизни откроется в самой обыденности и повседневности, а вовсе не в служении каким-то оторванным от реальности идеалам. «Жизнь — вот мое занятие и мое искусство», — утверждает Монтень.

И тогда получается, что истинная мудрость выражается не в многознании или безраздельной вере, а совсем в другом: «Отличительный признак мудрости — это неизменно радостное восприятие жизни…»

Монтень утверждает, что не стоит предаваться страданиям или, наоборот, всячески стремиться к наслаждениям — и то, и другое только прячут от человека радость повседневности.

Так, Монтень удивляется стремлению людей к свершению «великих дел» и тому, что люди мучаются собственной посредственностью, восклицая — «Я сегодня ничего не совершил!» «Как! А разве ты не жил? — спрашивает французский мыслитель и продолжает: — Просто жить — не только самое главное, но и самое значительное из твоих дел… А сумел ли ты обдумать свою повседневную жизнь и пользоваться ею как следует? Если да, то ты уже совершил величайшее дело».

Как можно заметить, признавая несовершенство человеческого разума, Монтень призывает именно таким разумом и руководствоваться в жизни, ибо другого нам все равно не дано: «Лучшее наше творение — жить согласно разуму. Все прочее — царствовать, накоплять богатства, строить — все это, самое большее, дополнения и довески».

И Монтень приходит к выводу — жить нужно так, как подсказывает тебе твой разум, не претендуя ни на что большее: «Надо не сочинять умные книги, а разумно вести себя в повседневности, надо не выигрывать битвы и завоевывать земли, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах».

По сути дела, в своих «Опытах» Мишель де Монтень как бы завершает этические поиски мыслителей Эпохи Возрождения. Отдельное человеческое сознание, личное Я, свободное от поиска ответов на «вечные», «проклятые» вопросы о смысле жизни — вот на чем держится все человеческое общество.

Гуманистический лозунг «Великое чудо — человек!» находит в рассуждениях Монтеня свое логическое заключение и практическое применение. Ибо вся мудрость веков состоит только в одном — признать несовершенство человека, успокоиться и радоваться жизни.

«Мы стремимся быть чем-то иным, не желая вникнуть в свое существо, и выходим за свои естественные границы, не зная, к чему мы по-настоящему способны, — пишет Монтень. — Незачем нам вставать на ходули, ибо и на ходулях надо передвигаться с помощью своих ног.

И даже на самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду».

Исходя из подобного мироощущения, Монтень по-новому решает и проблему, которая волновала многих мыслителей с момента возникновения христианства — проблема соотношения веры и разума, религии и науки. Французский философ просто-напросто разделяет сферы действия этих форм человеческого сознания: религия должна заниматься вопросами веры, а наука — познанием природных законов.

При этом, только вера способна дать человеку хоть какую-то незыблемость в этом суетном и непостоянном мире: «Узы, которые должны связывать наш разум и нашу волю и которые должны укреплять нашу душу и соединять ее с Творцом, такие узы должны покоиться не на человеческих суждениях, доводах и страстях, а на Божественном и сверхъестественном основании; они должны покоиться на авторитете Бога и Его Благодати: это их единственная форма, единственный облик, единственный свет».

И так как вера руководит и управляет человеком, то она заставляет служить себе и все другие человеческие способности.

Наука же, как продукт несовершенного разума, может лишь немного помочь человеку в освоении религиозной истины, но никогда не сможет заменить ее: «Нашу веру следует подкреплять всеми силами нашего разума, но всегда памятуя при этом, что она зависит не от нас и что наши усилия и рассуждения не могут привести нас к этому сверхъестественному и Божественному познанию». Более того, наука без веры приводит человеческое сознание к атеизму — «учению чудовищному и противоестественному», по определению Монтеня.

Учение Мишеля де Монтеня о мудрости повседневной жизни стало крайне популярным в XVI–XVII вв., а его «Опыты» — одной из самых читаемых книг.

Связано это было с тем, произведения Монтеня оказались полностью созвучны новой социально-политической и духовной реальности, в которой начала жить Западная Европа в XVI–XVII столетиях.

Все более набирающий силу буржуазный уклад жизни постепенно приводил западноевропейскую цивилизацию к торжеству принципов индивидуализма.

Монтень оказался одним из первых, кто откровенно заявил о нуждах и желаниях «личного Я» в условиях новой исторической эпохи.

И не зря многие мыслители последующих времен столь часто обращались к мудрости «Опытов» французского философа. Подводя своеобразный итог развитию гуманистических учений, идеи Монтеня были обращены в будущее.

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/175136-1-2824-1.html

Ссылка на основную публикацию