Мнение современных историков о господстве золотой орды — студенческий портал

Заявка на добавление в друзья

Мнение современных историков о господстве Золотой Орды - Студенческий портал

Отношения между ордой и русскими княжествами нельзя свести к однозначному понятию «иго». В подтверждение этого приведу лишь небольшой отрывок из статьи об Александре Невском:

«После смерти отца, в 1247 году Александр поехал в Орду к Батыю. Оттуда вслед за ранее уехавшим братом Андреем он отправился к великому хану в Монголию. Вернулись из Каракорума Александр и Андрей в 1249 году.

В их отсутствие брат их, Михаил Хоробрит Московский (четвёртый сын великого князя Ярослава), отнял у дяди Святослава Всеволодовича владимирское великое княжение в 1248 году, но в том же году погиб в бою с литовцами в битве на реке Протве. Святославу удалось разбить литовцев у Зубцова.

Батый планировал отдать владимирское великое княжение Александру, но согласно завещанию Ярослава владимирским князем должен был стать Андрей, а новгородским и киевским — Александр. И летописец отмечает, что у них была «пря велия о великом княжении».

В итоге правителями Монгольской империи, несмотря на смерть Гуюка во время похода на Батыя в 1248 году, был реализован второй вариант. Александр получил Киев и «Всю Русскую землю».

Мы видим, что это были сложные политические и социально-экономические отношения, зачастую укрепляемые родственными связями.

До Орды Россия представляла собой множество отдельных княжеств, которые иногда воевали между собой. И эти столкновения бывали очень жестокими. Но сторонники теории татаро-монгольского ига предпочитают не заострять на этих фактах внимания.

Слово иго означает угнетающую, порабощающую силу. Но была ли орда угнетающей и порабощающей силой на самом деле?

Историческое значение Золотой орды гораздо шире и глубже, чем это хотят представить некоторые историки. В первую очередь, орда была ОБЪЕДИНЯЮЩЕЙ силой. Ханы орды мыслили глобально и стратегически, в масштабах всего человечества, а не отдельных народов и государств.

Орда была той соединительной тканью человечества, которая обеспечивала взаимосвязь культур и цивилизаций. Она контролировала Великий шелковый путь.

Выданная пайцза служила гарантией свободного и безопасного предвижения, давая возможность торговому и культурному взаимодействию между странами Европы и Азии.

Орда никогда не навязывала «покоренным» странам какую-либо идеологию или религию. Она не диктовала свои условия в области культуры, быта и т.д. Дань, которую она собирала, была довольно скромной по сравнению с современными налогами.

Если мыслить объективно, в глобальных, исторических масштабах, роль Золотой Орды в развитии человечества была весьма существенной. И было бы ошибкой считать её отрицательной.

Источник: https://newsland.com/community/88/content/istoricheskoe-znachenie-zolotoi-ordy/6170401

Господство Золотой Орды над территорией Древней Руси

Многие школьники и простые люди, далекие от глубокого изучения истории, путают Монгольское государство и Золотую Орду, отождествляя их.

Несмотря на то, что Золотая Орда долго была частью Монгольского государства, хан Батый и его приемник хан Берке сделали все, чтобы обособить эту территорию, создав свое, уникальное государство.

Именно Золотая Орда стала могущественным государством, оказывающим огромное влияние на русских князей, и именно сюда они ездили за ярлыками. Как же произошло обособление Золотой Орды, и какое влияние государство оказало на Древнюю Русь?

Отделение Золотой Орды от монгольского государства

Как уже упоминалось выше, отделение началось еще в период правления хана Батыя. Он не был великим ханом Мнгольской империи, но занял один из лучших улусов, которые впоследствии и стал Золотой Ордой.

После избрания хана Мункэ в 1251 году, Батый поддержал его, и получил массу привилегий для свой земли.

Территории тогдашней Монгольской империи простирались на много километров, а воинам удалось захватить не только Китай, но и некоторые европейские территории, включая Польшу и Австрию. Именно поэтому укрепление небольшого улуса Батыя мало кого волновало.

Тенденцию к обособлению продолжил следующий хан Берке. Именно он сделал Золотую Орду независимой. Какие же шаги предпринял Берке, чтобы обособить свои территории?

  • Он продолжил улучшать градостроительный облик Сарай-Бату, сделав из города один из самых современных экономических и политических центров.
  • Сам Берке принял ислам еще до начала правления и постепенно насаждал эту веру всему своему улусу.
  • За счет приглашения из Ирана и Египта специалистов в области науки и искусства, Берке увеличивал долю образованных людей в своем улусе.
  • Он улучшал торговые и экономические связи, что заметно сказывалось на благосостоянии улуса.

В 1269 году, уже в период правления Менгу-Тимура, улус Джучи стал полностью независимым, а в народе, среди русского населения получил название Золотая Орда.

Расцвет Золотой Орды и ее влияние на Древнюю Русь

Многолетнее влияние Золотой Орды на Древнюю Русь нельзя игнорировать. Здесь дело не только в экономической зависимости двух государств друг от друга, но и в политических и социальных изменениях в жизни общества.

По сути, русские князья имели лишь подобие ограниченной монархии, а финальные решения в государстве всегда принимали ханы и их помощники. Чтобы получить ярлык на великое княжение, князьям необходимо было хорошо зарекомендовать себя перед ханом. Также нередки были случаи протежирования, когда ханы продвигали своих любимчиков, делая их наместниками в самых политически важных княжествах Руси.

Так, известен случай, когда в 1248 году, Золотая Орда самовольно посадила на киевский престол Александра Невского. По завещанию Ярослава Великого, киевский престол должен был отойти Андрею, но хан уже давно состоял в доверительных отношениях с Невским, в результате чего, именно ему отошел заветный престол.

В обиход русских князей вошли такие слова, как «ярлык» и «дань», а взаимодействие с Древней Русью составляло основу экономики Золотой Орды. За счет получения огромной дани, местные ханы считались самыми богатейшими представителями Монгольской империи, и поэтому им удалось добиться независимости.

За счет грамотно выстроенных политических и экономических отношений с Древней Русью, Золотая Орда переживала период расцвета до середины XIV века. В правление хана Узбека и его наследника Джанибека, Орда богатела на глазах, становясь все более и более могущественной.

И все же, в среде русских князей зрело недовольство. Несмотря на то, что монгольские ханы предоставляли русской земле защиту, государство тяготилось обязательствами перед Золотой Ордой.

Читайте также:  Значение кольчатых червей в природе и жизни человека: биологическое и практическое

Именно поэтому восстание было лишь вопросом времени. 1380 год стал переломным в истории Золотой Орды.

После Куликовской битвы и неожиданного разгрома монголов, русские князья поняли, что и с этим соперником можно успешно бороться.

Почему же русские князья осмелились на борьбу? Все дело в том, что «лакомый кусочек» под названием Золотая Орда становился все более привлекательным, и поэтому местные ханы и их наследники вели бесконечную борьбу за престол. Своеобразная аналогия со смутой помогла русским князьям застать местных воинов врасплох, разбив их основные силы. После такого поражения, монголам потребовалось много месяцев на восстановление своих сил.

Наблюдалось повсеместное объединение сил, князья сотрудничали друг с другом, лишь бы добиться освобождения от татаро-монгольского ига. Два года русские земли наслаждались свободой и не платили дань до тех пор, пока к власти не пришел Тохтамыш. Разгромив Москву, великий монгольский хан погрузил Русь в столетнее молчание и повиновение.

И все же, Куликовская битва стала прямым доказательством того, что Древняя Русь способна на борьбу. Теперь князьям оставалось лишь дождаться момента максимального ослабления Золотой Орды, чтобы добиться независимости.

Источник: https://histerl.ru/lectures/mongoli_zolotaia_orda/gospodstvo-zolotoj-ordy-na-rusi.htm

Татаро-монгольского ига не было, считают историки

Тон задали участники дискуссии с Украины. Историк и писатель Владимир Белинский сказал: «Еще в Большой Советской энциклопедии было записано, что вся территория Золотой Орды была поделена на улусы между братьями Батыя.

Туда входили и Ростово-Суздальские, и Рязанские, и Киевские земли. Они были сначала завоеваны, а потом просто стали частью государства Батыя со столицей в Сарае.

Это не иго, так как не может быть ига государя над своими подданными».

Затем украинский историк выдвинул еще один любопытный тезис: «Не было никаких Рюриковичей и славянских князей типа Александра Невского или Дмитрия Донского. Всюду сидели татарские наместники, они и правили территориями бывших славянских княжеств».

С этим не совсем согласился эксперт корпорации стратегического консалтинга «Гардарика», политолог Константин Матвиенко. Он считает, что Александр Невский все-таки был, но «он воевал со шведами на стороне Золотой Орды.

Не мог же князь оставить в тылу врагов».

Матвиенко продолжил свою мысль: «Уже в 1261 году состоялось назначение епископа Сарайского Митрофана. Русская православная церковь полностью интегрировалась в государственность Золотой Орды.

Это совсем не похоже на оккупацию». «Да и такого народа, как монголо-татары или татаро-монголы, никогда существовало», — добавил Матвиенко.

«Этот вымышленный термин был изобретен в Российской империи в XVIII веке», — согласился с коллегой Белинский.

Все началось в Киеве

Затем в разговор вступили эксперты из Татарстана.

Старший научный сотрудник национального центра археологических исследований института истории имени Шигабутдина Марджани Академии наук Республики Татарстан, кандидат исторических наук Искандер Измайлов несколько скорректировал позиции украинских коллег: «Иго, конечно, было, но не в том виде, как его преподносят в учебниках, оставшихся с советских времен».

«Самим термином «иго» мы обязаны украинской историографии, как ни странно, — продолжил Измайлов.

— Именно так в Киевском синопсисе, своего рода учебнике истории для церковно-приходских школ XVII века был переведен латинский термин jugum, который первым употребил относительно системы властвования ордынских ханов над Русью польский историк Ян Длугош.

С его легкой руки о событиях 1480 года — стоянии на реке Угре — заговорили как об «освобождении» от владычества Орды. Кроме всего прочего, таким образом старались косвенно оправдать завоевание Казанского ханства Иваном Грозным. А уже из Синопсиса взял этот слово великий историк Николай Карамзин».

«В школах до сих пор учат, что монголо-татарское иго было периодом жесточайшего гнета и рабства, но это не соответствует действительности», — присоединился к разговору доктор политических наук Рафаэль Хакимов. И добавил: «Ни в коем случае нельзя путать краткий период завоевания и двести лет сложных взаимоотношений».

Наследница Чингис-хана

В таком же духе выступил и полномочный представитель Татарстана в Москве (1999 — 2010), доктор политических наук Назиф Мириханов: «Термин «иго» появился вообще только в XVIII веке, — уверен он. — До того славяне даже не подозревали, что живут под гнетом, под ярмом неких завоевателей».

«На самом деле, Российская империя, а затем Советский Союз, и теперь Российская Федерация — это наследники Золотой Орды, то есть тюркской империи, созданной Чингис-ханом, которого нам надо реабилитировать, как это уже сделали в Китае», — продолжил Мириханов.

И заключил свои рассуждения таким тезисом: «Татары так напугали в свое время Европу, что правители Руси, которые выбрали европейский путь развития, всячески отмежевывались от ордынских предшественников.

Сегодня настала пора восстановить историческую справедливость».

Итог подвел Измайлов: «Исторический период, который принято называть временем монголо-татарского ига, не был периодом террора, разорения и рабства. Да, властителям из Сарая русские князья платили дань и получили от них ярлыки на княжение, но это обычная феодальная рента.

В то же время Церковь в те века процветала, и повсюду строились красивые белокаменные храмы.

Что было вполне естественно: такого строительства не могли себе позволить разрозненные княжества, а только фактическая конфедерация, объединенная под властью хана Золотой Орды или Улуса Джучи, как было бы правильнее называть наше общее с татарами государство».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: https://ria.ru/20101014/285598296.html

Утверждение господства Золотой Орды над Русью

§1. ПРОБЛЕМА ГОСПОДСТВА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ НАД РУСЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Проблема утверждениямонголо-татарского господства на Руси в течение долгого времени в русской исторической науке сводилась обычно к расхождениям по некоторым частным вопросам, но сам факт монголо-татарского ига никто не отрицал. Принципиальное несогласие с традиционным научным взглядом выразили, опять-таки, “евразийцы”, представленные в последнее время главным образом публикациями Л.Н. Гумилева.

Но, как уже говорилось, сторонники “евразийства” в своих, можно сказать, научно-фантастических построениях оказались очень далеки от исторических фактов. Приведем всего лишь два примера, показывающие, как “евразийцы” обращаются с фактами. Первый пример: у Л.Н.

Читайте также:  Афины и спарта v - iv вв. до н.э. афинская демократия и спартанская олигархия - студенческий портал

Гумилева образование “Золотой Орды” с центром на Нижней Волге, отнесено к 1241 году. Из этого делается вывод, что Русь добровольно включилась в нового государственное образование, а татаро-монголы участвовали в защите западных рубежей Руси. Так, Л.Н.

Гумилев утверждал, что конница Батыя участвовала в Ледовом побоище на Чудском озере на стороне войск Александра Невского. На самом деле, весной 1241 года состоялся поход Батыя в Венгрию и Далмацию, которые татаро-монголы покинули только летом 1242 года.

И собственно государственное образование, известное под названием Золотая Орда, сложилось уже после этого времени.

Второй пример. В своих вольных построениях на исторические темы Л.Н. Гумилев всегда настаивает на том, что отношения Золотой Орды и Руси были мирными, а русские князья опять же добровольно стали считать себя слугами золотоордынских ханов. В эту схему никак не укладываются известные факты о мученических смертях русских князей в ханской ставке.

В частности, в 1246 году мученической смерти за отказ подчиниться монгольским языческим обычаям были подвергнуты князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор. Судьба Михаила Черниговского явно опровергает построения Л.Н. Гумилева, и ему пришлось отвечать на вопрос, как он объясняет поведение Батыя в свете своей концепции.

Ответ был дан и он примечателен: “Михаил был уличен в государственной измене — он был на Лионском соборе, где планировалась антимонгольская война”. Однако на Лионском соборе Михаил Черниговский не был, он посетил в поисках помощи Венгрию и Польшу, но помощи не получил.

На Лионском соборе был Петр Акерович — черниговский игумен, рассказавший католическим прелатам об ужасах монголо-татарского разорения. Но Рим не оставлял надежды договориться с монголами за счет той же Руси и других завоеванных Батыем земель.

Да и на Руси современники восприняли поведение Михаила Черниговского как христианский подвиг во имя независимости Русской земли и недаром уже вскоре Михаил и Феодор были канонизированы как православные святые.

В результате же того, что русские источники никак не подтверждали схему Л.Н. Гумилева, он вообще предложил относиться критически к летописям именно из-за их общей антимоногольской направленности.

Примеров свободного обращения сторонников “евразийства” с историческими фактами можно привести множество, и в дальнейшем мы еще остановимся на них. Следовательно, и сама “евразийская” схема, согласно которой Русь мирно существовала в рамках Золотой Орды не имеет никакого исторического обоснования.

§2. ЗОЛОТАЯ ОРДА И РУСЬ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ

Возвращение войск Батыя из Европы по времени совпало с политическими изменениями внутри самой Многольской державы. После кончины в 1241 году хана Угедэя ситуация в Монголии осложнилась. Угедэй был третьим (из четырех) законных сыновей Чингисхана. Он устраивал монгольскую знать своими недостатками: ни волей, ни твердостью, ни умом не обладал.

Новый претендент на престол, хан Гуюк встретил противодействие многих старших чингизидов, в том числе и Батыя. Лишь в 1246 году курултай, наконец, изберет Гуюка великим ханом, а пока фактическое управление сосредотачивалось в руках его матери Таракины, — женщины хитрой, коварной и властной. К Батыю она относилась с явным недоброжелательством.

И тот, очевидно, платил ей тем же. Во всяком случае, на призывы из резиденции монгольских великих ханов Каракорума явиться в ставку для решения общих дел, он отвечал отказом, ссылаясь на нездоровье. Посетивший в 1246 году Сарай папский посланник Плано Карпини дает портрет Батыя, как явно нездорового человека, хотя хану в то время было лишь сорок лет.

И не случайно Батый рано перекладывает часть своих обязанностей на юного сына Сартака, хотя, конечно, основные нити политики он продолжал прочно держать в своих руках. Естественно, что сложные отношения с Карокорумом требовали от Батыя и повышенной осмотрительности, и укрепления тылов.

Практически это означало некоторое перераспределение способов поддержания господства от прямолинейных репрессий к дипломатии монгольского же типа, главными принципами которой были: сталкивание возможных противников, недопущение особого усиления кого-то из них, поощрение любых доносов.

В условиях, когда русские князья и так не доверяли друг другу, подогреть их разногласия и взаимную подозрительность было не так уж и сложно.

Смерть великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича в 1238 году освободила великокняжеский стол. После отступления Батыя в Степь его должен был занять младший брат Юрия — Ярослав Всеволодович, как старший в роде.

При этом Ярослав сохранял за собой разоренный Переяславль, а в Новгороде он оставил своего старшего сына Александра Ярославича, к тому времени уже достигшего совершеннолетия.

Ни Ярослав, ни Александр свидетелями не были свидетелями татаро-монгольского нашествия, разорившего Владимиро-Суздальскую Русь.

Они находились или в Новгороде, или у северо-западных границ, где ситуация оставалась весьма напряженной: немцы выжидали удобного момента, чтобы вновь наступать в сторону Изборска и Пскова, датчане включились в борьбу за земли чуди и русов-рутенов в областях Роталия и Вик и по побережью Финского залива, шведы угрожали со стороны другого берега этого залива.

По новым порядкам, установившихся после татаро-монгольского нашествия, великих князей и князей теперь утверждали в Золотой Орде и Каракоруме. В 1243 году в Сарай, столицу Золотой Орды, отправился Ярослав.

Батый предпочел именно его утвердить на великокняжеском столе, потому что другие претенденты, в частности, Михаил Черниговский и Даниил Галицкий, представлялись ордынскому правителю более опасными, поскольку у них сохранялись контакты с Западом, в том числе и католическим.

Первый приезд Ярослава в Сарай закончился в целом благополучно.

Князь был утвержден в звании “великого князя”, к Владимиру как бы присоединялся к и Киев, хотя город был совершенно разорен и был практически безлюдным, формально он оставался и “великим княжением”, и центром митрополии, что в данном случае было для Ярослава особенно важным.

Но Ярославу пришлось оставить в заложником в Сарае своего сына Святослава и позднее подобная практика “заложничества” будет очень распространенной в отношениях Орды и Руси. Сына Константина Ярославу пришлось отправить в Каракорум, путь к которому занимал полгода.

Читайте также:  Возвышение македонии и установление ее гегемонии в греции - студенческий портал

Под 1244 годом Лаврентьевская летопись дает краткую запись, видимо заимствованную из какой-то справки о распределении уделов Батыем: ордынский хан утвердил за русскими князьями их “отчины”.

Еще короче статья следующего, 1245 года: “Князь Костянтин Ярославичь приеха ис Татар, от кановичь, к отцу своему с честью.

Того же лета великый князь Ярослав, и с своей братьею и с сыновци, поеха в Татары к Батыеве”.

Лаврентьевская летопись не поясняет, почему и зачем Ярославу пришлось везти к Батыю своих братьев и племянников. В ряде других летописей сказано, что Ярослав был оклеветан неким Феодором Яруновичем (возможно, сыном воеводы Ярослава Яруна), но о чем шла речь — летописи не сообщают. Из Сарая Батый отправил Ярослава в Каракорум.

Объяснение вызова Ярослава в Сарай и Каракорум можно найти у Плано Карпини, который встретился с Ярославом в Каракоруме. По данным Карпини, князя обвиняли в переговорах с католиками о создании возможного антимонгольского союза.

Тайные встречи русского князя с католиками в Каракоруме, видимо, были продолжением контактов, которые ранее устанавливались Михаилом Черниговским и Даниилом Галицким. Весьма вероятно, что Батый предупредил ханшу, в чем именно провинился Ярослав, поскольку князь был встречен более чем настороженно.

И судьба князя была решена — в 1246 году Ярослав был отравлен каким-то ядом из богатого арсенала восточной дипломатии: он умер после собственноручного угощения Таракины, едва выбравшись из Каракорума.

В том же 1246 году, когда Ярослав был в пути к главной монгольской ставке, в Сарае были подвергнуты мукам и казнены Михаил Черниговский и его воевода Федор. Вина того и другого заключалась в том, что они отказались выполнять унизительный ритуал поклонения огню и истуканам монгольских божеств.

Но, видимо, были и иные причины, которые могли заключаться в опасении сближения русских князей с католическим Западом, где в это время активно обсуждался вопрос об организации антимонгольской коалиции.

Причем римский папа Иннокентий IV активно пытался использовать ослабление православной церкви для подготовки унии на выгодных для католицизма условиях.

В летописи внесен обширный рассказ об этой трагедии, и записан он был, видимо, в Ростове, поскольку дочь Михаила была женой ростовского князя Василька Константиновича, а Михаила в ставку Батыя сопровождал пятнадцатилетний внук Михаила Борис Василькович.

Мальчик упрашивал деда покориться требованиям Батыя и его прислужников, но князь остался непреклонен, а воевода после расправы с князем уже вполне осознанно шел на муку.

И князь, и его воевода, как уже говорилось, немного позднее будут канонизированы православной церковью как святые мученики.

После казни Михаила Черниговского и его воеводы Батый передал Бориса сыну Сартаку на его усмотрение. В чем состоял замысел Батыя — неясно. Сартак, по сведениям восточных авторов, был христианином.

Правда, Карпини, побывавший в ставке Батыя, ничего христианского у Сартака не заметил, но он либо был приверженцем распространенного в степи несторианства, не имевшего строгой догматики в силу широкой разбросанности общин верующих, либо был “ответственным” в Орде за общение с христианами.

Сартак через некоторое время отпустил мальчика в его удел, и, судя по дальнейшим контактам, у молодого князя установились приязненные отношения с сыном Батыя.

Из скупых и глухих летописных записей не ясно, каким образом преемником Ярослава на Владимирском княжении стал его брат Святослав, княживший до этого в Суздале: было ли это “избрание” или назначение Батыем.

При этом все сыновья Ярослава остались на тех уделах, которые ранее были определены им отцом и утверждены в Сарае. Но вскоре в Орду направился Андрей Ярославич, а некоторое время спустя — Александр Ярославич.

Источник: https://www.portal-slovo.ru/history/41013.php

Историк о «Золотой Орде»: «Похожая история была на Руси

Wday.ru узнал у ученого, могли ли на самом деле произойти на Руси события популярного сериала.

На Первом канале в эти дни идет один из самых ожидаемых сериалов года — «Золотая Орда» с красавицей Юлией Пересильд в главной роли. Этот телепрект будет интересен не только любителям шикарных натурных съемок и роскошных декораций, но и школьникам, которые этой весной изучают период татаро-монгольского ига.

«Конец XIII века. Древняя Русь под игом монголо-татар. Великий князь Ярослав мечтает объединить разрозненные русские княжества и скинуть ненавистные путы, но его врагами на этом пути становятся родной брат — опальный князь Борис и старший сын Владимир. В столицу Руси прибывает посланник Золотой Орды Тенгри-Темир, красавец и ценитель женской красоты.

Он должен угнать в Орду тысячи русских воинов, но готов довольствоваться лишь частью, если великий князь отдаст ему княгиню Устинью, жену Бориса. Ярослав не готов нарушить законы веры и чести, но Борис сам идет на этот шаг, надеясь, что эта жертва обеспечит ему княжеский престол…» — сказано в аннотации к сериалу. Wday.

ru поинтересовался у историка, могли ли такие события реально произойти в то время на Руси.

Мнение специалиста

Антон Горский, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России до XIX века исторического факультета МГУ им. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, ответственный редактор сборника «Средневековая Русь»:

— Похожая история имела место на Руси: в 1317 году князю Юрию Московскому отдали в жены сестру хана Узбека. Однако это произошло в начале XIV века, а сериал рассказывает о событиях конца XIII века, разница в полвека существенная.

Кроме того, нашему князю отдавали в жены сестру хана, а в «Золотой Орде» говорится об Устинье как о жене Бориса. Как можно отдать в жены женщину, которая уже чья-то жена? Разводы и многоженства на Руси, которая уже была несколько веков христианской, не практиковались.

К чужой вере и ханы относились с уважением, например, освобождали духовенство от податей, а тут речь идет о том, чтобы чужую жену замуж выдать… Не говоря уже о том, что Тенгри-Темира послали угнать воинов, а не искать себе жену. Поэтому вся история — не более чем художественный вымысел.

И жаль, что так: в нашей истории есть немало настоящих захватывающих сюжетов, достойных экранизации.

«Золотая Орда»: все о том, как снимался сериал

Екатерина Стриженова: «Оторвать ребенка от себя сложно. Но нужно»

Степан Меньщиков и Ольга Солнце вернулись на «Дом-2»

Фанаты не узнали звезду «Счастливы вместе» Дашу Сагалову

На смену «миллионеру» Вакки: Джиган и Самойлова снова танцуют

Ксению Бородину на съемках «Дома-2» напугал живой Кен

Читать ещё •••

Видео дня. Советская актриса с несоветской красотой

Источник: https://kino.rambler.ru/other/39342495-istorik-o-zolotoy-orde-pohozhaya-istoriya-byla-na-rusi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector