Нанотехнологии — студенческий портал

Нанотехнологии - Студенческий портал

Благодаря интенсивным исследованиям в областях нанотехнологий и микросистемной техники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» занимает пятое место в мировом рейтинге лидеров в сфере нанотехнологий.

Код специальности

Квалификация

Формы обученияи количество мест

Период обучения

Выпускающие факультеты

Вступительные испытания (ЕГЭ)

Проходной балл очная форма обучения (бюджет) средний за 3 последних года

28.03.01
Бакалавр
Очная (дневная), бюджет – 70 местОчная (дневная), контракт – 5 мест
4 года + 2 года в магистратуре
Факультет электроники
Математика, Физика, Русский язык
232

Нанотехнологии - Студенческий портал Нанотехнологии - Студенческий портал Нанотехнологии - Студенческий портал Нанотехнологии - Студенческий портал Нанотехнологии - Студенческий портал

Направление «Нанотехнологии и микросистемная техника» обеспечивает подготовку специалистов исследователей и разработчиков в таких областях как: микро- и наносистемная системная техника; гетероструктуры и наноструктуры для опто- и наноэлектроники; физика и технология нанокомпозитов; оптическая и емкостная спектроскопия квантово-размерных систем; физика и технология приборов широкозонных полупроводников.

Профили подготовки

  • 222901.62 Компоненты микро- и наносистемной техники
  • 222904.62 Проектирование и технология микро- и наносистем

Основные дисциплины

  • Микросхемотехника
  • Материалы и элементы электронной техники
  • Твердотельная электроника
  • Физико-химические основы процессов микро- и нанотехнологии
  • Квантовая и оптическая электроника
  • Диагностика микро- и наносистем
  • Микро- и наномеханика
  • Бионика
  • Физика твердого тела

Практики

Студенты проходят технологические, производственные и научно-исследовательские практики на предприятиях по производству электронных компонентов и устройств, в лабораториях факультета, а также на современном оборудовании в «Центре микротехнологии и диагностики».

Результаты освоения программы

Выпускники данного направления умеют проводить физико-математическое и физико-химическое моделирование исследуемых процессов и объектов с использованием современных компьютерных технологий; на основе моделей проводить экспериментальные исследования по синтезу и анализу материалов и компонентов нано- и микросистемной техники, затем описывать, анализировать результаты, делать обзоры, отчеты и научные публикации. Также они умеют производить расчет, моделирование и конструирование наноструктурных материалов различного назначения, изделий и устройств на их основе, исходя из требуемых характеристик и условий эксплуатации, а также студенты участвуют в работах по освоению технологических процессов в ходе подготовки производства материалов и компонентов нано- и микросистемной техники и в монтаже, наладке и регулировании технологического и контрольно-диагностического оборудования, используемого при производстве материалов и компонентов нано- и микросистемной техники.

Выпускающая кафедра

  • Кафедра «Микро- и наноэлектроники».

Инфраструктура

  • учебные аудитории, оборудованные современными мультимедийными средствами;
  • учебно-научные лаборатории оснащенные высокотехнологичным оборудованием;
  • специализированные лаборатории на предприятиях, в том числе и входящих в технопарк ЛЭТИ, например, «Центр микротехнологии и диагностики»;
  • на территории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» находятся кафе, столовые, банкоматы, платежные терминалы.

Будущая карьера

Для обеспечения высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников факультет уделяет большое внимание интеграции и сотрудничеству с работодателями и стратегическими партнерами, в числе которых:SIEMENS; SAMSUNG ELECTRONICS; LG ELECTRONICS; Hon Hai Precision Industry (Foxconn); NOKIA; Bosch; HEVEL Solar; ОАО «Газпром»; МЕГАФОН; Физико-технический институт РАН; ЗАО «Оптоган»; ЗАО «ЭлТех СПб»; Институт лазерной физики НПК ГОИ; ГУП НПП «Электрон-оптроник»; ЦНИОИ «Электрон»; НПО «Радар-ММС»; Ассоциация предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций и др.

Ключевые моменты

  • принципиально новое направление, образование на котором базируется на глубокой естественнонаучной подготовке студентов;
  • обучение проводится на высокотехнологичном оборудовании с использованием современных информационных технологий;
  • практики в ведущих российских и международных компаниях и предприятиях Санкт-Петербурга.

Международные стажировки и обучение

Студенты ФЭЛ ежегодно ездят на стажировки в Германию, Великобританию, Финляндию, Францию, Швейцарию и др., результатом которых становятся получение сертификатов и дипломов европейского образца. На последних курсах лучшие студенты имеют возможность обучаться по программе «Два диплома». Ниже представлены основные университеты, с которыми сотрудничает ФЭЛ:

Дрезденский технический университет (Германия); Ганноверский технический университет (Германия); Университет г. Кайзерслаутерн (Германия); Университет г. Вупперталь (Германия); Университет г. Мюнхен (Германия); Технический университет г.

 Берлин (Германия); Научно-исследовательский центр г. Юлих (Германия); Кембриджский университет (Великобритания); Университет г. Сент-Андрюс (Великобритания); Университет г. Бирмингем (Великобритания); Университет г.

 Глазго (Великобритания); Технический университет Лиссабона (Португалия); Университет штата Южная Каролина (США); Техасский технический университет (США); Университет штата Колорадо (США); Университет г.

 Труа (Франция); Университет Бен Гуриона (Израиль); Лаппеенрантский технологический университет (Финляндия); Университет г. Оулу (Финляндия); Чалмерский технический университет (Швеция).

Партнеры

Контактная информация

Заполнить заявление Другие направления бакалавров и специалистов Нанотехнологии - Студенческий портал Нанотехнологии - Студенческий портал Нанотехнологии - Студенческий портал Нанотехнологии - Студенческий портал

Источник: https://etu.ru/ru/abiturientam/napravleniya-podgotovki/bakalavriat/nanotehnologii-i-mikrosistemnaya-tehnika

Нанотехнолог

Производство, основанное на нанотехнологиях, есть как в госкорпорациях (таких, как «Роснано»), так и в частных компаниях (например, «Ренове»).

Спектр направлений работы очень широк — от создания солнечных батарей для космических аппаратов до смарт-карт, от суперкомпьютеров до новых упаковочных материалов, от медицинских приборов до бытовой химии и т. п. Нанотехнологии - Студенческий портал Нанотехнологии - Студенческий портал Нанотехнологии - Студенческий портал Нанотехнологии - Студенческий портал Будущие нанотехнологи сначала, как правило, получают фундаментальное образование по одной из естественно-научных дисциплин (физике, химии, биологии, медицине) или инженерную специальность.
Впрочем, специальность «Нанотехнологии» есть и в некоторых вузах. В других университетах, академиях и институтах связанные с этой индустрией дисциплины также вводятся как спецкурсы.

Первый отечественный инженерный журнал, посвященный прикладным аспектам нанотехнологий.

Англоязычный журнал о нанотехнологиях.

Информационно-аналитический портал российской национальной нанотехнологической сети.

Портал нанотехнологического сообщества.

Нанотехнологии - Студенческий портал Зачем россияне ходят на Geek Picnic и отчего все так увлечены технологиями? Нанотехнологии - Студенческий портал РАНХиГС, МИФИ, МЭИ, «Политех» и Университет ИТМО. Нанотехнологии - Студенческий портал В чем разница между электроникой и наноэлектроникой? Нанотехнологии - Студенческий портал Колледжи для любителей электроники, после окончания которых можно гарантированно найти работу. Нанотехнологии - Студенческий портал Как учат специалистов, которые могут могут определить напряжение в сети «на глаз». Молодой инженер Алексей Родченко рассказывает о плюсах и минусах профессии радиоэлектронщика.

Источник: https://www.ucheba.ru/prof/1348

Магистерская программа «Материалы. Приборы. Нанотехнологии»

В период с 25 февраля по 4 марта 2020 в МИЭМ НИУ ВШЭ прошла Ежегодная межвузовская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов имени Е.В.Арменского.

Наукастудентырепортаж о событиимагистратура

10 марта

Нанотехнологии - Студенческий портал

Александр Кузнецов, выпускник 2019 г. ОП «Материалы. Приборы. Нанотехнологии», поделился своим опытом обучения в BTU в период с апреля по октябрь 2018 г.

10 октября  2019

Нанотехнологии - Студенческий портал

Седов Кирилл, студент 3 курса ОП «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» провел 2 семестр 2 курса в Бранденбургском Технологическом Университете и делится опытом о своем участии в программе обмена, организационных моментах и полученных впечатлениях

18 июля  2019

Нанотехнологии - Студенческий портал

Алексей Тарасов, выпускник магистерской программы «Материалы. Приборы. Нанотехнологии» 2019 года,  поступил в магистратуру Рейнско-Вестфальского технического университета Ахена (Германия) на программу «Физика» на направление «Физика твердого тела». Желаем Алексею дальнейших успехов в учебе!

Образованиестудентырепортаж о событиимагистратура

9 июля  2019

Нанотехнологии - Студенческий портал

С 1 по 3 июля 2019 в МИЭМ НИУ ВШЭ проводилась летняя школа «Электроника и наноэлектроника». 

Образованиестудентырепортаж о событиимагистратура

9 июля  2019

Нанотехнологии - Студенческий портал

22-26 апреля 2019 в городе Алма-Ата (Казахстан) прошла Международная Междисциплинарная Школа-2019, организованная НИУ ВШЭ и Алмаатинским университетом менеджмента (AlmaU).Кулмурзаев Рустем, студент 1 курса магистратуры образовательной программы «Материалы. Приборы. Нанотехнологии» МИЭМ НИУ ВШЭ, поделился своими впечатлениями и фотографиями.

6 мая  2019

Нанотехнологии - Студенческий портал

Центр языковой подготовки открывает набор на новую программу

Образованиестудентыдополнительное образование

12 декабря  2017

Санг-Вук Чеонг, профессор и член комитета управления Раттгерского университета, директор Центра исследований перспективных материалов при факультете физики и астрономии Раттгерского университета (г. Пискатуэй, шт. Нью-Джерси, США) провел ряд научных семинаров в МИЭМ НИУ ВШЭ летом 2017 г.

27 октября  2017

Источник: https://www.hse.ru/ma/mdn/students/

Наноолимпиада

Нанотехнологии - Студенческий портал 

Об Олимпиаде

XIV Всероссийская Интернет-олимпиада по нанотехнологиям «Нанотехнологии – прорыв в будущее!» продолжает традиции олимпиады, проводимой с 2007 года.

Ежегодно в олимпиаде принимают участие около 10 000 школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых, учителей. Организаторами Олимпиады выступают Московский государственный университет имени М.В.

Ломоносова и Фонд инфраструктурных и образовательных программ.

На протяжении нескольких лет Олимпиада по нанотехнологиям является олимпиадой I (высшего) уровня из списка Российского совета олимпиад школьников, что предоставляет абитуриентам из Российской Федерации и ряда стран СНГ возможность поступления в университеты Российской Федерации на льготных условиях. XIV Олимпиада внесена в перечень РСОШ олимпиад школьников на 2019/20 учебный год под номером 7 и имеет первый уровень по четырем предметам: биология, математика, физика, химия.

Основной, теоретический тур олимпиады для школьников, проводится по комплексу предметов – химияфизикаматематика и биология.

Олимпиада также включает ряд конкурсов, которые позволят любому участнику в максимальной степени проявить свои силы, знания, опыт и творческие способности. Большинство конкурсов проводятся в два этапа: заочный (отборочный Интернет-тур) и очный.

На олимпиаде проводятся такие конкурсы как «Юный эрудит», конкурс проектных работ школьников – «Гениальные мысли».

 Для студентов, аспирантов, молодых ученых, учителей и преподавателей организован конкурс научно-популярных статей «Просто о сложном», в котором предлагается изложить простым языком материалы своих научных статей в высокорейтинговых журналах, и «Конкурс тьюторов», который позволит отобрать научно-исследовательские проекты для реализации школьниками.

  • Обращаем внимание, что школьники могут поучаствовать в Викторине, которая согласно правилам олимпиады может принести дополнительные баллы по комплексу предметов.
  • Дополнительно для студентов старших курсов проводится Всероссийский этап олимпиады по нанотехнологиям, победители которого смогут принять участие в международной студенческой олимпиаде по нанотехнологиям в составе команды Российской Федерации.
  • В Международный год периодической таблицы химических элементов дополнительно проводится Конкурс наставников «Наноэлементы» для аспирантов, молодых ученых, учителей и преподавателей.
  • На сайте опубликованы расписание олимпиады и результаты заочного этапа.
Читайте также:  Алгоритмизация: понятие алгоритма, свойства и способы описания

Все победители и призеры Олимпиады получат официальные дипломы, ценные призы и подарки. Участие в Олимпиаде на всех стадиях бесплатное.

  1. Сайт олимпиадыАрхив заданий олимпиадыНормативные документы
  2. Список победителей и призеров за 2018/2019 учебный годСписок победителей и призеров за 2017/2018 учебный годСписок победителей и призеров за 2016/2017 учебный год 
  3. События Наноолимпиады в соцсетях

Источник: http://www.fnm.msu.ru/nano

Инэп юфу: технологии будущего создаются здесь

Институт нанотехнологий, электроники и приборостроения (ИНЭП, ранее — факультет электроники и приборостроения) был образован в составе Таганрогского радиотехнического института в 1952 году.

С 2006 года это структурное подразделение Южного федерального университета (ЮФУ). В вопросах проведения научных исследований и формирования образовательных программ ИНЭП делает ставку на наиболее перспективные и передовые направления науки и техники.

Подробнее о деятельности и успехах института рассказывает директор ИНЭП ЮФУ Александр Федотов.

— Александр Александрович, на университетском сайте обозначена миссия: «Развитие научно-образовательного и инновационного пространства Южного федерального округа на основе генерации и трансфера научных знаний и технологий, сохранения и приумножения культурных традиций и ценностей». Эта обозначенная роль уже как-то реализовалась на практике, можно ли подкрепить эти слова реальными примерами? Крупные проекты, развитие региона…

— В 2008 году в Южном федеральном университете на базе Института нанотехнологий, электроники и приборостроения в городе Таганроге создан научно-образовательный центр «Нанотехнологии», который на сегодняшний день является одним из самых передовых и мощных в России и входит в Российскую национальную нанотехнологическую сеть. Структура центра включает в себя технологические гермозоны и лаборатории, оснащенные новейшим современным оборудованием на общую сумму более 500 миллионов рублей.

Именно этот проект дал старт развитию нанотехнологий в Южном федеральном округе, и на сегодняшний день, обладая столь мощным потенциалом, мы имеем возможность готовить специалистов, ориентированных на инновационную деятельность в области нанотехнологий, которые чрезвычайно востребованы не только в России, но и во всем мире.

Однако имеются и другие амбициозные проекты, которые еще предстоит реализовать на благо региона, в частности, одной из стратегических задач является создание на базе университета современного детского технопарка «Кванториум». Проект даст возможность выявлять и обучать талантливых ребят, создать условия для их развития и профессиональной ориентации, а в перспективе — обеспечить Россию высококвалифицированными научными кадрами, разработки которых через 10 лет смогут конкурировать с исследованиями ведущих стран мира в перспективных технологических сферах, в том числе и в нанотехнологиях.

— Известно, что в 2016 году профессор ИНЭП стал членом-корреспондентом РАН — это впервые, когда ваши достижения в области нанотехнологий были признаны на уровне не только региона, но и страны? Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом, а также о сотрудничестве университета и РАН.

— Да, действительно, 28 октября 2016 года на общем собрании РАН директор НОЦ «Нанотехнологии», доктор технических наук, профессор ИНЭП Олег Алексеевич Агеев был избран членом-корреспондентом РАН по отделению нанотехнологий и информационных технологий.

Этим решением РАН признала выдающийся уровень научных достижений и результатов исследований, проводимых в области нанотехнологий в ИНЭП, а также закрепила на всероссийском уровне ведущий статус научной школы ЮФУ «Нанотехнологии, наноэлектроника, наносистемы».

Научная школа богата своими традициями — так, ее основатели в 1961 году в Таганрогском радиотехническом институте создали первую в СССР полупроводниковую интегральную схему.

После этого коллектив научной школы участвовал в разработке ряда интегральных схем, производимых серийно на предприятиях Минэлектронпрома; создал ряд СБИС и ОЗУ высокой стойкости; разработал методы конструирования квантовых, микро- и наномеханических элементов, лазерные и плазменные технологии формирования наноструктур и др.

При проведении исследований и разработок специалисты научной школы активно сотрудничают с профильными отделениями РАН и Южным научным центром РАН, используя инновационную инфраструктуру — совместные лаборатории.

— В 2015 году ЮФУ отметил вековой юбилей. Какие проекты и программы были запущены университетом в честь столетия?

— 2015 год не просто ознаменовался празднованием 100-летнего юбилея университета, он прежде всего дал возможность консолидации всех тех, кто ассоциирует себя с ЮФУ, возможность рассказать о достижениях и проектах научно-педагогического коллектива выпускникам и коллегам-ученым и, безусловно, еще сильнее сплотить сотрудников, которые сегодня представляют экспертное сообщество вуза в нашей стране и в мире и формируют мнение о научных исследованиях, развитии технологий и социально-экономических проблемах. Главной задачей юбилейного года, которую ставила перед коллективом ректор Южного федерального университета Марина Александровна Боровская, было повышение академической репутации вуза. И Марине Александровне как грамотному руководителю это удалось: на сегодняшний день ЮФУ улучшил свою позицию в мировом рейтинге университетов QS World University Rankings 2016, переместившись в группу вузов, которые занимают места с 551 по 600 (МГУ — 108 место, СПбГУ — 258 место). При этом нужно отметить, что в рейтинг вошло всего 22 российских вуза.

Нанотехнологии - Студенческий портал

Директор ИНЭП и молодые специалисты студенческого научного общества «Нанотехнологии» на Фестивале науки Юга России.

— Какие проекты за последние 5 лет являются наиболее успешными, а какие — уникальными?

— ИНЭП традиционно занимает лидирующие позиции в ЮФУ в области привлечения и выполнения научно-исследовательских проектов в инженерной сфере — и, в частности, в области нанотехнологий. Это обусловлено практической ориентированностью научных направлений института и тесными связями с предприятиями высокотехнологичных отраслей РФ.

 В качестве примеров наиболее успешных проектов можно отметить разработку по заказу МЧС России чувствительных элементов сенсоров газа на основе наноматериалов — сейчас они активно внедряются в производство; реализованный проект по разработке и созданию интерактивного комплекса удаленного доступа к уникальному научному оборудованию — этот проект был отмечен Серебряной медалью на Международном салоне изобретений в Женеве (Швейцария). Также молодыми сотрудниками представлены рабочие образцы сверхперспективной энергонезависимой памяти на основе мемристоров на углеродных нанотрубках, что позволит в будущем создавать элементную базу компьютеров, основанную на принципиально новой архитектуре и обеспечивающую экстремально высокое быстродействие в сочетании с энергоэффективностью.

В настоящее время наш коллектив завершает работы над проектом по созданию наномеханических гироскопов и акселерометров, уникальность которых заключается не только в высокой чувствительности (в десятки раз выше, чем у коммерческих аналогов), но и в обеспечении нанометровых размеров, что позволяет использовать их при создании современных электронных устройств.

Кроме этого, у нас ведутся разработки в таких областях, как солнечная энергетика, вакуумная наноэлектроника, нанодиагностика, стрейнтроника и др.

— Какие проекты вы сегодня реализуете совместно с зарубежными университетами и что запланировано на ближайшее будущее во имя укрепления научного содружества?

— В настоящий момент с группой профессора Хёльшнера из Технологического института города Карлсруэ (Германия) ведется совместная работа в области создания микро- и нанообъектов, повторяющих свойства живой природы. Одним из примеров такой биомиметической структуры являются микроволоски на лапках геккона.

За счет особого строения микроволосков достигается высокое значение сил адгезии, которое позволяет гекконам удерживаться на любых поверхностях. Для имитации этого механизма реализуется совместный проект по созданию столбчатых микро- и наноразмерных структур на основе углеродных нанотрубок.

Интерес к таким покрытиям проявляют предприятия космической индустрии — для создания ремонтных материалов с «сухой» адгезией, работающих в условиях вакуума; робототехники — для создания устройств сцепления с поверхностью; медицинские учреждения — для создания антибактериальных и антимикробных покрытий с «эффектом лотоса».

Помимо этого, наши специалисты совместно с группой профессора Чу Йинг-Хао из Национального университета Цзяотун (Тайвань) ведут работу в области создания наноструктурированных пленок оксидов металлов, обладающих мемристорным эффектом.

Однако география взаимодействия с зарубежными исследовательскими группами не ограничивается перечисленными университетами: также мы — благодаря выпускникам, которые работают по всему миру — укрепляем контакты с Японией, Южной Кореей, Францией, Швейцарией и другими странами.

Если говорить о планах на будущее, то, несомненно, мы ставим перед собой цель одержать победу в конкурсе на получение «мегагрантов», что позволит нам перейти на качественно новый уровень исследований и стать научным центром международного класса, куда будут приезжать работать ведущие ученые с мировым именем.

Именно такая интеграция ЮФУ и иностранных образовательных и научных организаций позволит повысить эффективность и конкурентоспособность российской системы образования, уровень научных исследований и подготовку высококлассных специалистов.

— Какими образовательными программами вы больше всего гордитесь? Какие наиболее востребованы абитуриентами?

Источник: https://GlavPortal.com/materials/inep-yufu-tehnologii-budushego-sozdayutsya-zdes/

Наностуденты ищут работу | Forbes.ru

«Часто одной из кафедр, а то и целому факультету присваивается статус «нано», — говорил в одном из интервью завкафедрой нанотехнологий Ростовского госуниверситета Юрий Юзюк. — Но от этого суть учебного процесса принципиально не меняется, а лишь слегка подгоняется под модные названия и рамки».

Ростовская кафедра была создана в 2004 году. Сейчас здесь учится около 70 будущих нанотехнологов. В рамках нацпроекта кафедра получила господдержку, купила несколько микроскопов и спектрометр. «Исследовательское оборудование есть, но не хватает технологического, — рассказал Юрий Юзюк Forbes.

— Необходимо регулярное бюджетное финансирование».

Есть шанс получить его в рамках федеральной целевой программы. В бюджете на 2011 год на развитие инфраструктуры нанотехнологий заложено более 5 млрд рублей. Пятая часть пойдет на высшее и послевузовское образование. «Это междисциплинарное образование, — объясняет начальник отдела нанотехнологий научно-образовательного центра МГУ Александр Чертович.

Читайте также:  Деятельностный подход в педагогике - студенческий портал

— Нужно знать физику, химию. Может, не в деталях, но иметь четкие представления». Однако, по словам Чертовича, чтобы стать востребованным специалистом, нужно как минимум получить степень кандидата наук. «На мой взгляд, бакалавр в области нанотехнологий — это не очень серьезно, — говорит он.

— Он имеет хороший кругозор по прикладным наукам, но этого недостаточно».

Соответственно, есть один способ сделать успешную карьеру в сфере нано — нужно продолжать заниматься наукой. Так поступили пять из десяти первых выпускников ростовской кафедры нанотехнологий. А вот Александр Расстегаев из Екатеринбурга стал менеджером по продаже автомобилей и снова думает, куда пойти учиться.

Вряд ли поможет студентам-нанотехнологам и ОАО «Роснано», которое занимается переподготовкой специалистов только в тех компаниях, в которые инвестирует деньги.

«Роснано» размещает заказ на подготовку нужных компаниям специалистов в разных вузах, выигравших конкурс на разработку образовательных программ.

На сегодняшний день в разработке или на этапе реализации находится 8 магистерских программ (для тех компаний, которые могут «подождать», пока вузы подготовят для них специалистов), 24 программы профессиональной переподготовки и 7 программ повышения квалификации.

«Мы главным образом заказываем программы дополнительного образования. Этот тип программ представляется оптимальным как по содержанию, так и по срокам», — говорит руководитель отдела образовательных проектов департамента образовательных программ «Роснано» Наталья Яблонскене.

Специалистов для компаний, сотрудничающих с «Роснано», в частности, готовит и МГУ. Сейчас там магистерскую степень по специальности «композиционные наноматериалы» получают 12 человек, направленных на учебу работодателями.

За их подготовку работодатели платят по 260 000 рублей в год.

«Я не думаю, что у нас будет большой спрос на эти специальности, если «Роснано» не станет стимулировать работодателей», — говорит начальник отдела нанотехнологий НОЦ МГУ Александр Чертович.

[processed]

Источник: https://www.forbes.ru/karera/obrazovanie/67226-nanostudenty-ishchut-rabotu

Студенческий научный кружок Академии, изучающий медицинские нанотехнологии (НТ)

  • За 2006-2007 год:
  • В Академии создан первый в СНГ студенческий научный кружок, изучающий медицинские нанотехнологии (НТ). Разработан, утвержден и прочитан первый в СНГ элективный курс «Нанотехнологии в медицине»
  • Предложен и поддержан проект создания в Академии первого в СНГ студенческого информационно-аналитического центра «Наномедицина».

СИАЦ «Наномедицина» решением Экспертного Совета от 15 мая 2007 года (приказ ректора № Ст-0468 от 17 мая 2007 г.) стал лучшим инновационным научным проектом 2007 года.

Подготовлен уникальный, первый в СНГ сборник электронных материалов по медицинским НТ, включающий коллекцию компьютерных анимаций.

СИАЦ «Наномедицина» принял участие:

  • в конкурсе совместных научно-исследовательских работ преподавателей и обучаемых Академии в рамках реализации программы формирования инновационного образовательного пространства ММА;
  • в открытом конкурсе ММА на лучшую научную работу
  • в конкурсе на лучший студенческий научный кружок Академии.

На сегодняшний день медицинские и фармацевтические вузы России не освещают в образовательном процессе медицинские НТ, хотя исследования, проводимые вузами в этой области, с каждым годом интенсифицируются.

В медицинских вузах США, Великобритании, Германии и Японии успешно интегрированы в образовательный процесс первые в мире кафедры медицинских НТ: созданы соответствующие учебные планы, подготовлено около 50 монографий. В настоящий момент в России таких кафедр, учебных планов, монографий нет.

Как модель существующих за рубежом информационно-аналитических центров по изучению медицинских нанотехнологий, беспрецедентный для медицинских вузов СНГ проект позволит постепенно, в условиях отсутствия соответствующей кафедры и образовательной программы, интегрировать информацию о последних научных достижениях медицинских нанотехнологий в образовательный процесс, создавая предпосылки для развития наномедицины в Академии. Возглавляя учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов России, Академия, первой включив изучение медицинских НТ в образовательный процесс, обеспечит долгосрочное решение задач Программы формирования инновационного образовательного пространства Академии.

Научные руководители и автор проекта надеются, что их alma mater, крупнейший в РФ центр медицинского и фармацевтического образования и медико-биологической науки, предопределяющий концепцию инновационного развития медицинских и фармацевтических вузов, станет фарватером национальной наномедицины.

Источник: https://www.sechenov.ru/pressroom/news/studencheskiy-nauchnyy-kruzhok-akademii-izuchayushchiy-meditsinskie-nanotekhnologii-nt/

Нанотехнолог

От греч. греч. nanos — карлик.
Профессия подходит тем, кого интересует физика, математика и химия (см.

выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Нанотехнолог — специалист по нанотехнологиям, учёный, который исследует материалы на молекулярном и атомарном уровне и создаёт объекты из компонентов, обладающих наноразмерами.

Приставка нано- используется при обозначении физических величин и указывает на размер, равный одной миллиардной доле какой-либо единицы. Например, одна миллиардная метра называется нанометром.

В других случаях приставка нано– означает использование мельчайших компонентов размером  от 1 до 100 нанометров (нм).

Особенности профессии

Нанотехнологи создают новые материалы с чётко заданной атомарной структурой. Контролируемые манипуляции отдельными молекулами и атомами для «сборки» таких материалов – это и есть нанотехнология.

Работа с мельчайшими элементами возможна, благодаря мощным электронным микроскопам высокого разрешения. Таким, как сканирующий атомно-силовой микроскоп (АСМ), растровый электронный микроскоп (РЭМ).

К нанотехнологиям относят также разработку и создание электронных схем, основанных на элементах  размером с молекулу или атом. Разработку роботов (наномашин, нанороботов) размером с молекулу. А также методы исследования таких объектов.

Таким образом, нанотехнология — междисциплинарная область, находящаяся на стыке науки (фундаментальной и прикладной) и техники.

Почему это направление стало таким актуальным в последнее время? Дело в том, что нанотехнология — это наиболее глубинное и направленное вмешательство в материю на сегодняшний день. Это качественно новый уровень точности.

Принцип создания наноматериалов (манипуляции отдельными атомами) позволяет получать такие свойства, которых невозможно добиться традиционным способом. Потому что традиционный способ (проведение химических реакций) — это работа с порциями вещества, состоящими из миллиардов атомов.

Словарь

  • Наноматериал — материал, состоящий из структурных элементов,  размеры которых (хотя бы в одном измерении) не превышают 100 нм.
  • Наносистемная техника — системы и устройства, созданные на основе наноматериалов и нанотехнологий.
  • Наноиндустрия — производство на основе нанотехнологий.
  • Нанобактерии — органо-минеральные структуры (30—200 нм), способные к самостоятельному размножению.

История

Термин «нанотехнологии» первым начал использовать японский физик Норио Танигучи в 1974 году, обозначая им создание материалов с нанометровой точностью.

Однако отцом нанотехнологий считается американский учёный Ким Эрик Дрекслер, который начал свою работу в этой области в 1970-х годах (тогда он разрабатывал солнечные батареи на основе нанотехнологий). Он автор теории создания молекулярных нанороботов, нанотехнологического механосинтеза.

В 1992 году Дрекслер выступил перед комиссией Конгресса США с докладом, в котором описал, как именно нанотехнологии должны преобразить мир. По его мнению, они должны избавить мир от голода и болезней, а также уберечь от экологической катастрофы, т.к. всё, что нужно человечеству, можно сделать с помощью нанороботов из атомов и молекул почвы, воздуха и песка.

Но у нанотехнологий есть и тёмная сторона. Об этом говорит и сам Декслер. Ему принадлежит концепция конца света от «серой слизи», т.е. неуправляемых саморазмножающихся нанороботов, которые могут поглотить жизнь на Земле.

Перспективы профессии

Искусственный фагоцит сможет уничтожать чужеродные бактерии и вирусы.

В утверждении, что нанотехнологи избавят человечество от голода и болезней, почти нет преувеличения. Например, ученые уже разработали методики лечения злокачественных опухолей с помощью нанополимеров, которые доставляют  большие дозы лекарства напрямую в раковые клетки. У этого метода гораздо меньше побочных эффектов, чем у традиционной химиотерапии.

Разработали способы восстановления клеток организма (нанопластырь для восстановления миокарда, повреждённого инфарктом, и пр.). Таких примеров очень много.

Попытки использовать нанотехнологи для лечения предпринимают и в России.

Предприятие «Нанокор» в Томске в 2012 году начинает разрабатывать технологию использования биоактивных наночастиц для лечения атеросклеротических бляшек в кровеносных сосудах.

Миниатюрные технологии нужны не только в медицине. Например, американские военные планируют в 2015 году запустить в космос наноспутники, которые отправятся к отработавшим свой срок орбитальным аппаратам, встроятся в их системы управления и таким образом дадут списанным спутникам новую жизнь. Энергию они будут получать от солнечных батарей старых спутников.

Теперь уже очевидно, что нанотехнологии — это новые возможности для бизнеса и конкуренции. Сегодня отрасль развивается стремительно. По мнению европейских экспертов, в 2010—2015 гг. во всём мире (включая Европу, Японию, Китай, США и Россию) в ней будут работать  больше 2 000 000 специалистов.

В России за развитие нанотехнологий отвечает «Российская корпорация нанотехнологий» (РосНа-ноТех). Уже ближайшие годы профессия специалист по нанотехнологиям должна стать одной из самых востребованных профессий в России.

Рабочее место

Профессия нанотехнолог позволяет работать в производственных компаниях, в научно-исследовательских центрах всего мира. Например, в «Центре конвергентных нано-, био-, информационных и когнитивных наук и технологий» Курчатовского института.

Важные качества

Профессия нанотехнолога предполагает интерес к исследовательской работе, научный склад ума.

Читайте также:  Степные и пустынные районы Восточно-Европейской равнины - географическое расположение

Оплата труда

Знания и навыки

Нанотехнология находится на стыке химии, биологии, физики, математики, информатики. Для успешной работы нужны знания по математике, физике, химии, биологи, информатике. А также специальные знания, которые зависят от конкретной специализации. Для общения с иностранными коллегами и чтения литературы требуется знание английского языка.

Где учат

Для работы в сфере нанотехнологий необходимо получить в вузе одну из специальностей: «нанотехнологии», «нанотехнологии в электронике», «наноматериалы».

Вузы, в которых можно получить профессию нанотехнолога (неполный список)

  • Московский физико-технический институт (государственный университет)

Факультет нано-, био-, информационных и когнитивных технологий (ФНБИК).

Научно-техническая база – в Курчатовском институте.

  • Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана.

Научно-техническая база – договор с РОСНАНО.

  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».

Институт новых материалов и нанотехнологий.

  • Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА).

Факультет электроники. 

  • Московский государственный институт электроники и математики (МИЭМ).

Факультет электроники.

  • Московский государственный институт электронной техники (технический университет) МИЭТ.

Факультет электроники и компьютерных технологий.

  • Московский государственный университет инженерной экологии (МГУИЭ).

Факультет автоматизации и информационных технологий.

  • Московский энергетический институт (государственный университет) (МЭИ).
  • Институт тепловой и атомной энергетики.
  • Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского (МАТИ).
  • Российский химико-технологический университет им. М.Д. Менделеева (РХТУ).
  • Институт материалов современной энергетики и нанотехнологии.

Источник: https://www.profguide.io/professions/nanotechnologist.html

Нанотехнологии в образовании

Статистика
  • Онлайн всего: 1
  • Гостей: 1
  • Пользователей:

Приветствуем Вас Гость!

Наш сайт посвящён одному из важнейших понятий современной науки – Нанотехнологиям. Большую роль мы отвели взаимосвязи нанотехнологий с современным образованием.

  1. В современной науке сложились несколько определений термина  «Нанотехнология»:
  2. Нанотехнологии — технологии работы с веществом на уровне отдельных атомов.
  3. Нанотехнология — междисциплинарная область науки и техники (теоретическое обоснование, практические методы исследования,   производства и применения продуктов с заданной атомарной структурой путём контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами)
  4. Нанотехнология — совокупность методов и приемов, обеспечивающих контролируемые создание и модификацию объектов, включающих компоненты от 1 до 100 нм, хотя бы в одном измерении
  5. Сфера нанотехнологий считается во всем мире ключевой темой для технологий XXI века
  6. Очевидным необходимым условием развития данного процесса является усиленное внедрение основ науки о нанотехнологиях в образовательные программы в школах и вузах. Это поможет сократить сохраняющийся дефицит молодых специалистов в этой области

Нанотехнологии представляют особенно трудный для преподавания предмет. Это не традиционная дисциплина, а, скорее, сочетание физики, химии, биологии, математики, инженерии и технологий. Тем не менее, аспекты нанотехнологий представляются школьникам и студентам многообещающими и пробуждают интерес к обучению в сфере естественных и технических наук

  • Разработка и учебно-методическое сопровождение курсов по нанотехнологиям позволит выработать образовательную стратегию и концепцию современного представления знаний по инновационной нанотехнологической тематике в образовательных учреждениях различного уровня подготовки, ознакомить  учащихся и учителей с современными понятиями нанотехнологий, с материалами учебных программ и в дальнейшем позволит внедрить в образовательный процесс мотивационный фактор профессиональной ориентации
  •  Нанотехнологии  системно связаны с множеством научных дисциплин и уже существующих технологий, и эта специфика отражается как на процессе обучения, так и на изучении структур и явлений на неметрическом уровне .
  • Необходимым условием развития процесса популяризации знаний является ознакомление школьников и студентов с  нанотехнологиями  через образовательные программы  в   школах  и вузах.

Нанотехнологии  в последние годы стали очень популярны в академических кругах, а также в высших учебных заведениях, что можно объяснить неожиданно возникшей острой потребностью в квалифицированных кадрах.

Подготовка специалистов со знаниями основ современных нанотехнологий является актуальной задачей образования, поскольку нанотехнологии представляют собой ключевое направление развития технологий XXI века.

Их применение в различных областях науки, техники, экономики имеет огромный потенциал роста и, по мере своего расширения, будет требовать всё большее число специалистов  данной области.

Всемерно подчёркиваемая важность изучения нанотехнологий в различных образовательных программах диктует необходимость разработки методического обеспечения данного процесса, однако на сегодняшний день в методической литературе нет достаточно чётких рекомендаций относительно объёма включения, средств преподавания а также специфики внедрения нанотехнологических курсов для различных образовательных программ. 

Источник: https://nanoeducation.ucoz.ru/

Научно-образовательный портал ТУСУР | Образовательные программы | Нанотехнологии в электронике и микросистемной технике

№ п/п Название дисциплины Кафедра Семестры Экз Зач с оц Зач КрПр/КрР Компетенции З.Е.
Б1. Дисциплины (модули)
Б1.Б. Базовая часть
1 Инженерная и компьютерная графика МиГ 1 1 ОПК-4 3.0
2 Иностранный язык ИЯ 1, 2 2 1 ОК-5 5.0
3 Информационные технологии ФЭ 1, 2 1 2 ОПК-6, ОПК-7, ОПК-9 7.0
4 История ИСР 1 1 ОК-2 4.0
5 Культурология ФиС 1 1 ОК-6 2.0
6 Математика математики 1, 2, 3 1, 2, 3 ОПК-1, ОПК-2 19.0
7 Правоведение ГП 1 1 ОК-4, ОПК-8 2.0
8 Русский язык и культура речи ФиС 1 1 ОК-5 2.0
9 Физическая культура и спорт ФВиС 1, 2 2 ОК-8 2.0
10 Химия РЭТЭМ 1 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 3.0
11 Физика физики 2, 3 2, 3 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 14.0
12 Экология РЭТЭМ 2 2 ОК-9 2.0
13 Экономическая теория экономики 2 2 ОК-3 2.0
14 Материалы электронной техники ФЭ 3, 4 3 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 7.0
15 Теоретические основы электротехники ПрЭ 3 3 ОПК-3, ОПК-5 4.0
16 Физика конденсированного состояния ФЭ 3 3 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 5.0
17 Твердотельная электроника ФЭ 4, 5 4 5 ОПК-2, ПК-1 8.0
18 Вакуумная и плазменная электроника ФЭ 5 5 ОПК-5, ПК-2 4.0
19 Метрология и технические измерения КСУП 5 5 ОПК-5, ОПК-7 4.0
20 Философия ФиС 6 6 ОК-1, ОК-7 3.0
21 Безопасность жизнедеятельности РЭТЭМ 7 7 ОК-9 3.0
22 Методы анализа и контроля наноструктурированнных материалов и систем ФЭ 7 7 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-7, ПК-2 5.0
23 Экономика экономики 7 7 ОК-3 3.0
Б1.В.ОД. Вариативная часть. Обязательные дисциплины
1 Физико-химия наноструктурированных материалов ФЭ 3 3 ПК-2, ПК-3 3.0
2 Вакуумно-плазменные методы получения наноструктур ФЭ 4 4 ПК-8, ПК-9, ПК-10 4.0
3 Физика полупроводников ФЭ 4 4 ОПК-2, ПК-9 6.0
4 Наноэлектроника ФЭ 5 5 ОПК-5, ОПК-7, ПК-1, ПСК-1 4.0
5 Технология материалов микро- и наноэлектроники ФЭ 5 5 ПК-2, ПК-8, ПК-9 4.0
6 Физика пленочных наноструктур ФЭ 5, 6 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 6.0
7 Основы технологии электронной компонентной базы ФЭ 6 6 ПК-2, ПК-8, ПК-10, ПСК-2 4.0
8 Проектирование электронной компонентной базы микроэлектроники и микросистемной техники ФЭ 6 6 ПК-1, ПСК-1, ПСК-3 4.0
9 Схемотехника ПрЭ 6 6 ОПК-3, ПК-1 4.0
10 Квантовая и оптическая электроника ЭП 7 7 ОПК-5, ПК-2 4.0
11 Микросхемотехника ПрЭ 7 7 ОПК-3, ПК-1 4.0
12 Процессы микро- и нанотехнологии ФЭ 7, 8 7 8 ПК-2, ПК-8, ПСК-2 7.0
13 Моделирование и проектирование микро- и наносистем ФЭ 8 8 ПК-1, ПСК-1 5.0
14 Технология кремниевой наноэлектроники ФЭ 8 8 ПК-1, ПК-2, ПК-8 5.0
15 Физические основы микро- и наносистемной техники ФЭ 8 8 ОПК-7, ПК-1, ПК-2, ПСК-1 4.0
Б1.В.ДВ. Вариативная часть. Дисциплины по выбору
1.1 Математическое моделирование и программирование ФЭ 3 3 ПК-1 3.0
1.2 Прикладная информатика ФЭ 3 3 ОПК-6, ПК-1, ПК-3 3.0
2.1 Инструментальное обеспечение в нанотехнологии (ГПО 1) ФЭ 4 4 ОПК-7, ПК-2, ПК-3 6.0
2.2 Учебно-исследовательская работа в семестре-1 ФЭ 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 6.0
3.1 Ионно-плазменные технологии изготовления микро- и наноструктур (ГПО 2) ФЭ 5 5 ПК-3, ПК-8, ПК-10 6.0
3.2 Учебно-исследовательская работа в семестре — 2 ФЭ 5 5 ОПК-7, ПК-2, ПК-3 6.0
4.1 Обработка результатов эксперимента ФЭ 6 6 ОПК-5, ПК-2, ПК-3, ПК-9 3.0
4.2 Планирование эксперимента ФЭ 6 6 ОПК-5, ПК-2, ПК-3, ПК-9 3.0
5.1 Учебно-исследовательская работа в семестре-3 ФЭ 6 6 ПК-3, ПСК-1, ПСК-3 6.0
5.2 Электрофизические методы исследования наноструктур (ГПО 3) ФЭ 6 6 ПК-2, ПК-3, ПК-9 6.0
6.1 Технологическое оборудование микро- и нанотехнологий (ГПО 4) ФЭ 7 7 ПК-3, ПК-9, ПК-10 6.0
6.2 Учебно-исследовательская работа в семестре-4 ФЭ 7 7 ПК-2, ПК-3, ПСК-3 6.0
7.1 Основы оптоэлектроники ФЭ 8 8 ПК-2, ПК-3, ПСК-1 2.0
7.2 Сенсорные микросистемы ФЭ 8 8 ПК-1, ПК-2, ПК-9, ПСК-1 2.0
ЭД(м). Элективные дисциплины по физической культуре и спорту
1 Элективные дисциплины по физической культуре и спорту ФВиС 3, 4, 5, 6 4, 6 ОК-8 0.0
Б2. Практики
1 Учебная практика Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности ФЭ 2 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3 3.0
2 Производственная практика Научно-исследовательская работа ФЭ 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-3 6.0
3 Производственная практика Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности ФЭ 6 6 ПК-3, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПСК-1, ПСК-2 6.0
4 Производственная практика Преддипломная практика ФЭ 8 8 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПСК-1, ПСК-2, ПСК-3 6.0
Б3. Государственная итоговая аттестация
1 Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты ФЭ 8 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПСК-1, ПСК-2, ПСК-3 6.0
ФТД. Факультативы
1 Прикладная механика МиГ 4 4 ПК-1, ПСК-1, ПСК-3 1.0
2 Методы математической физики ЭП 5 5 ПК-1, ПСК-1 1.0

Источник: https://edu.tusur.ru/programs/888

Ссылка на основную публикацию