Видеоурок:
Лекция:
Экологическое право
Благоприятной называется окружающая среда, не наносящая негативного воздействия на здоровье человека. Она охраняется Конституцией РФ.
Согласно статье 42 основного закона РФ, человек и гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, на возмещение вреда, причинённого экологическим правонарушением.
Нельзя забывать и о том, что Конституция возлагает на каждого обязанность охранять окружающую среду и бережно относиться к природе.
Среди отраслей российского права особое место занимает экологическое право, регулирующее отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования в целях обеспечения экологической безопасности.
Нормы экологического права закреплены в различных кодексах (КоАП, УК РФ, Лесном Кодексе РФ, Земельном Кодексе РФ, Водном Кодексе РФ) и федеральных законах (ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «О недрах» и многие другие).
К объектам окружающей среды, подлежащим охране относятся земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, флора и фауна, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство. Эти объекты являются основой жизнедеятельности людей, поэтому государство проводит целенаправленную экологическую политику, направленную на:
- обеспечение экологической безопасности;
- предотвращение вредного воздействия людей и заводов на окружающую среду;
- внедрение в производство экологических технологий;
- восстановление нарушенных экосистем;
- формирование экологической культуры граждан и т.д.
Нарушение норм экологического права является экологическим правонарушением и влечёт различные виды ответственности, к примеру:
- незаконная вырубка леса – уголовная ответственность,
- незаконная порубка дерева – административная ответственность,
- незаконная сделка с природными ресурсами – гражданско – правовая ответственность,
- невыполнение работником норм по охране природы – дисциплинарная ответственность.
- Самое страшное экологическое преступление – экоцид: массовое уничтожение флоры и фауны.
- Способы защиты окружающей среды
- Существует несколько способов защиты гражданами своих экологических прав:
- создание общественных движений и организаций;
- обращение в госорганы и органы МСУ для получения информации о состоянии окружающей среды;
- принятие участия в собраниях, митингах по вопросам и проблемам экологии;
- требование проведения экологической экспертизы и личное присутствие при этом;
- предъявление иска в суд и пр.
Решение о строительстве небезопасных для окружающей среды сооружений или зданий, может приниматься только с согласия местного населения! Если такого соглашения нет, граждане могут обратиться в суд и требовать запрета строительства.
Дополнительные материалы к уроку:
???? Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Экологические права граждан и способы их защиты»Интеллект-карта по обществознанию №74
???????? Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно.
Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы.
Связаться со мной можно ???? здесь или ???? здесь
Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:Инстаграм Абулова БариятYouTube канал «Школа обществознания»ВК паблик «Школа обществознания»
© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!
Предыдущий урок | Следующий урок |
Источник: https://cknow.ru/knowbase/644-512-pravo-na-blagopriyatnuyu-okruzhayuschuyu-sredu-i-sposoby-ego-zaschity.html
Права и обязанности граждан и организаций в сфере охраны окружающей среды
Права и обязанности
граждан и организаций
в сфере охраны окружающей среды.
Экологические права граждан – это закрепленные в законе и гарантированные системой права возможности в сфере
охраны окружающей среды, обеспечения
экологической безопасности, использования естественной среды.
Обеспечение экологических прав является основой экологической политики государства и целью ее осуществления.
Экологические права обусловлены жизненными потребностями человека, необходимостью гарантировать экологически безопасные условия жизни человека как наивысшей социальной ценности.
Экологические права граждан установлены в
Законе «Об охране окружающей среды».
Они связаны с правом на благоприятную
экологически безопасную окружающую среду, поскольку в опасной, неблагоприятной
окружающей среде нарушается право на жизнь, взрываются его естественные условия.
Вопрос
об экологических правах человека и
гражданина является центральным в
национальном и международном экологическом
праве. Оно тесно связано с
правом на жизнь и здравоохранение населения.
- Основным
правом каждого человека является право
на жизнь. Отсюда вытекают положения
статьи 42 Конституции РФ в которой
прописаны положения напрямую взаимосвязанные
с правом на жизнь: - 1) право на благоприятную окружающую
среду; - 2) право на достоверную информацию о ее состоянии;
- 3) право на возмещение ущерба, причиненного
здоровью или имуществу экологическим
правонарушением. - Содержание
экологических прав граждан состоит
из трех частей: - 1) возможность действовать определенным
образом в своих интересах; - 2) право требовать от субъектов
исполнения их юридических обязанностей (совершать те или иные действия
или воздерживаться от их совершения; - 3) обращаться за защитой нарушенного
права к государственным органам.
Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано в ст.11 Федерального Закона РФ от 10 января 2002 года, «Об охране окружающей среды».
Окружающая
среда является благоприятной, если ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.
Конституцией
РФ также предусмотрено право
граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Достоверной
является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды.
Уровень достоверности информации зависит от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля.
Третье
экологическое право, закрепленное в ст.42 Конституции РФ,- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В ФЗ «Об охране окружающей среды», который занимает центральное место в системе экологического законодательства РФ, приняты основные положения следующего содержания:
Статья 11 Закона провозглашает права и
обязанности граждан в области
охраны окружающей среды:
1. Каждый гражданин имеет право
на благоприятную окружающую
среду, на ее защиту от негативного
воздействия, вызванного хозяйственной
и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
- 2. Граждане имеют право:
- — создавать общественные объединения,
фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; - — направлять обращения в органы
государственной власти РФ, органы
государственной власти субъектов
РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным
лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах проживания, мерах по ее охране; - — принимать участие в собраниях,
митингах, демонстрациях, шествиях
и пикетированиях, сборе подписей
под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иные непротиворечащие законодательству РФ акциях; - — выдвигать предложения о проведении
общественной экологической экспертизы
и участвовать в ее проведении
в установленном порядке; - — оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
- — обращаться в органы государственной
власти РФ, органы государственной
власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; - — предъявлять в суд иски о
возмещении вреда окружающей среде; - — осуществлять другие предусмотренные
законодательством права. - 3. Граждане обязаны:
- -сохранять
природу и окружающую среду; - -бережно
относиться к природе и природным
богатствам; - -соблюдать
иные требования законодательства. - В ст.12 ФЗ «Об охране окружающей среды» говориться о правах и обязанностях общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, которые имеют право:
- — разрабатывать, пропагандировать
и реализовать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; - — за счет общественных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
- — оказывать содействие органам
государственной власти РФ, органам
государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; - — организовывать собрания, митинги,
демонстрации, шествия и пикетирование,
сбор подписей под петициями
и принимать участие в указанных
мероприятиях, в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обслуживании проектов, касающихся охраны окружающей среды; - — обращаться в органы государственной
власти РФ и местного самоуправления по вопросам о получении своевременной полной информации о состоянии окружающей среды, а также с жалобами и заявлении по вопросам негативного воздействия на окружающую среду; - — организовывать и проводить в
установленном порядке слушания
и экологическую экспертизу по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная деятельность которых может нанести вред окружающей среде; - — подавать в органы государственной власти РФ, суд и иные органы обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
- — предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
Статья 13 п.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», указывает на то, что должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Статьи 11 и 12 ФЗ «Об охране окружающей среды», затрагивают важный элемент правового статуса гражданина России — его экологические права и обязанности.
Часть из них закреплена именно в этих статьях Закона.
Но некоторые экологические права и обязанности составляют содержание других законов РФ: Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, ФЗ «О недрах» и других, посвященных отдельным природным ресурсам.
Права граждан в области
охраны окружающей среды
Право на благоприятную окружающую среду
является разновидностью субъективных прав граждан, которому корреспондируют обязанности органов публичной власти по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также про ведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на жизнь и здоровье людей.
Субъективное
право — это гарантированная государством мера возможного (дозволенного) поведения
личности, важнейший элемент ее конституционного статуса. Носитель субъективного права
всегда имеет выбор: действовать
определенным образом или воздержаться от действий (например, требовать или не требовать от компетентных органов предоставления экологически значимой информации).
В юридической науке достаточно четко
сформулированы основные различия между
категориями «права человека» и
«права гражданина». Суть их сводится к следующему.
Права человека могут существовать независимо от их государственного признания и
законодательного закрепления, вне
связи их носителя с тем или
иным государством. Это, таким образом, естественные неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо.
Таким образом, права гражданина — форма
опосредования прав человека, которые
признаны государством и поставлены под его защиту. При этом нельзя забывать, что множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (апатриды) и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина.
Поэтому право человека и право гражданина на благоприятную окружающую среду различаются по своему объекту и субъекту.
Если объектом права человека является состояние биосферы Земли в целом, благоприятное качество которой определяет здоровье всего населения планеты, то объектом права гражданина является определенное качественное состояние биосферы только Российской Федерации, как одной из частей международного сообщества. Следовательно, различными будут и субъекты данного права.
Субъектами
права человека являются все люди планеты, независимо от национальности, расы, гражданства, места нахождения и т.д., а субъектами права гражданина будут являться только граждане Российской Федерации и лица, находящиеся на ее территории (иностранные граждане, апатриды).
Права человека и гражданина на благоприятную
окружающую среду принципиально различаются и по средствам защиты.
Если право граждан на благоприятную окружающую среду защищается в судебном или административном порядке при помощи системы правоохранительных органов РФ, то для защиты права человека существует не только эта система, но и довольно сложная система международных органов по защите прав человека, включающая как региональные, так и универсальные органы.
Наконец, в отличие от права человека, закрепленного
главным образом в Декларациях
и иных международных документах, право гражданина на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции и конкретизировано в отраслевом экологическом законодательстве РФ и субъектов РФ.
Все правомочия граждан могут быть классифицированы в две большие группы по критерию способа защиты: самозащита своих экологических прав и защита с помощью государственных институтов.
В первую группу входят правомочия граждан по проведению демонстраций, пикетирования и иных подобных мероприятий, а во вторую группу — обращения в органы государственной власти с заявлениями, жалобами, предложениями, исками и т.д.
В их числе следует особо выделить следующие:
1. Право на создание общественных объединений, фондов и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.
Источник: https://student.zoomru.ru/ecopravo/prava-i-obyazannosti-grazhdan-i/25311.192094.s1.html
Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
Как уже было отмечено, что Закон «Об охране окружающей среды» определяет права граждан в области охраны окружающей среды.
Граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п. 1 ст. 11).
В п. 2 ст. 11 Закона закреплены основные права граждан.
Они сводятся к следующим: граждане имеют право создавать общественные объединения (организации), и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; гражданам предоставлено право направлять обращения в государственные органы власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, принимаемых мерах по ее охране; имеют право принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и инспектировании, сборе подписей под петициями референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных непротиворечащих законодательству Российской Федерации акциях; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке, осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Защищая окружающую среду, граждане сохраняют свое здоровье. Наиболее полно охрана здоровья граждан закреплена в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В пункте 2 ст.
2 указанного закона охрана здоровья граждан опре- де-ляется как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе сани- тарно-противоэпидемиологического (профилактического), характера осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психологического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи.
Государство, защищая граждан от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, берет на себя ответственность за рациональное природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Большое значение придается основным направлениям деятельности в области охраны здоровья населения, а также механическому процессу реализации концепции охраны здоровья населения.
Говоря о регулярно получаемой достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, следует отметить, что включается в информация о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продуктах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам и о других факторах. Как правило, эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
К сожалению, в последние годы информацию о состоянии окружающей среды граждане получают неполную и зачастую искаженную. Это связано с несколькими причинами.
Во-первых, контроль и надзор за получением информации от специалистов разных профессий снизился в связи с уменьшением как объектов слежения за состоянием окружающей среды, так и профессиональных лиц в этой области отношений. Во-вторых, должностные лица по существу не несут ответственности за свои действия.
В-третьих, из-за отсутствия финансовых средств многие регионы не получают информацию о состоянии окружающей среды, о погодных условиях. Для граждан, населяющих такие районы не имеющих полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, последствия могут наступить самые не предсказуемые.
Тем не менее, граждане, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортное лечение, проведение гигиенических и противо- эпидемиологических мероприятий по преодолению последствий ситуации и снижению риска для жизни и здоровья.
Гражданам проживающим, в районах, признанных в установленном законом порядке экологически неблагополучными, также гарантируется бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами и другими препаратами на льготных условиях.
Однако следует отметить, что названные права граждан не всегда выполняются в связи с нежеланием подготовить документы о пострадавших и преодолением бюрократических препятствий.
В России имеется около двадцати экологически неблагополучных районов, которые по всем признакам отвечают чрезвычайным экологическим ситуациям.
В связи с этим гражданин имеет право требовать возмещения в случаях причинения ему вреда в объеме и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как правило, вред, причиненный здоровью граждан в результате загрязнения окружающей среды, возмещается государством, юридическим или физическим лицом, причинившим вред. Процедура возмещения вреда предусмотрена Гражданским кодексом РФ. Независимо от того, какая ответственность наступает — уголовная либо административная — гражданско-правовая ответственность является обязательной.
К правам граждан относится создание общественных объединений (организаций), фондов и иных некоммерческие организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. На основе Закона РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (с изм. и доп. от 19 мая 1998 г.)[1] все граждане имеют право вступить в общество и создать его.
Образование общественных объединений (организаций) как правило, соз-дают основу для реализации экологических прав и законных интересов граждан.
Статья 5 Закона «Об общественных объединениях» раскрывает понятие общественного объединения.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.
Таким образом, некоммерческой является организация, не имеющая извлечения, прибыли в качестве основной своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. В тоже время они в соответствии с уставами могут осуществлять приносящую в доход деятельность, если это служит достижению цели, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (п. 4. ст. 50 ГК РФ).
Несколько по-другому поставлен вопрос в Законе РФ «Об охране окружающей среды» о правах и обязанностях общественных объединений и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды (ст. 12).
В данном случае в статье речь идет о самой деятельности общественных объединений, которые могут вредно повлиять на окружающую среду.
В прежнем законе общественные организации закреплялись только в качестве лиц, имеющих определённые права на использование природных ресурсов.
Общественные некоммерческие организации имеют право принимать участие в охране окружающей среды, оказывая влияние на органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностных лиц, связанные с действиями, нарушающие экологическое законодательство.
Для реализации экологических прав граждан в законе закреплена возможность принятия участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды.
Однако не всегда такого рода мероприятия приносят гражданам положительные результаты.
Опрос, проведенный среди населения Челябинской области по поводу ввоза отработанных радиоактивных отходов из-за рубежа, показал, что большинство людей против ввоза этого смертоносного груза на химкомбинат «Маяк» г.
Озерске, тем не менее, Государственная дума приняла Закон «О ввозе отработанных радиоактивных отходов на территорию России». Предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участие в ее проведении являются правом граждан на здоровую благоприятную окружающую среду.
В этой связи, необходим контроль со стороны общественности, а именно проведения экологической общественной экспертизы. Общественная экологическая экспертиза играет важную роль в охране окружающей среды, поскольку это еще один общественный орган, который осуществляет контрольные функции за состоянием природы.
Право граждан обращаться в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления с заявлениями и предложениями по поводу проведения экологической экспертизы, связанная с нарушением охраны окружающей среды и получать от них своевременные ответы — это неотъемлемое право, вытекающее из Закона «Об охране окружающей среды». В случае несвоевременно полученной информации и непринятии мер по предотвращению вредной экологической обстановки должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Граждане имеют право оказывать содействие государственным органам в осуществлении целей, которые поставлены перед ними в области охраны окружающей среды. Это содействие может быть выражено путем предложенного плана, либо определенных мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды (осуществления рейдов, патрулирования и т.д.).
Важным экологическим правом граждан является предъявление в суд исков о возмещении вреда окружающей среде. Суд, принимая исковое заявление к своему судопроизводству, проверяет достоверность материалов и определяет дату и время рассмотрения дела.
Граждане также имеют право обращаться в суд с исками о возмещении морального вреда. Моральный вред граждан, как правило, выражается в том, что люди вынуждены переносить лишения и психологические страдания. Это может быть связано с переездом, переменой профессии и т.д. Суд обязан учитывать степень физических и нравственных страданий гражданина, человека, которому причинен вред.
Экологические обязанности граждан России вытекают из ст. 58 Конституции РФ, где сказано: «Каждый обязан сохранять природу и окру-жающую среду; бережно относиться к природным богатствам». А в ст. 36 Конституции прямо говориться о том, что кто пользуется природными ресурсами, не должен причинять вред окружающей среде.
Конституционные положение об охране окружающей среды нашли свое дальнейшее развитие в Законе «Об охране окружающей среды». По содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие и специальные.
К общим закон относит: обязанности принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования природоохранного законодательства и установленные нормативы качества окружающей среды, оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения. Более подробно экологические требования общего характера, обязательны для исполнения всеми гражданами, закреплены в статьях 39—55 Закона «Об охране окружающей среды». Специальные экологические обязанности закрепляются в законодательстве, регулирующие отношения непосредственно как природопользования, так и охраны окружающей среды — Земельным, Водным, Лесным законодательством, а также Законами: «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире», «О недрах», «О радиационной безопасности населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и другими отраслевыми природоохранными нормативными актами. Что касается экологических обязанностей, то они определяются природоресурсным законодательством области землепользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром, охраны атмосферного воздуха и другими законодательными актами. Целесообразно привести нормативный акт Правительства Челябинской области своим постановлением, где определяется государственная программа по воспроизводству использования природных ресурсов Челябинской области на 2014—2017 годы, утверждённая № 356-п от 12 .03.2015 г.Закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 17.05.1997 № 78 ФЗ)
Источник: https://bstudy.net/607646/pravo/prava_obyazannosti_grazhdan_oblasti_ohrany_okruzhayuschey_sredy
Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции России)
- Окружающая среда включает в себя совокупность компонентов природной среды — землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия существования жизни на Земле.
- Каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
- В сфере охраны окружающей среды граждане вправе:
- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
- направлять обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам для получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
- обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями к органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
При этом граждане должны нести и определенные обязанности в отношении природы и окружающей среды. В частности, граждане должны сохранять природу и окружающую среду, а также бережно относиться к природе и природным богатствам.
Граждане имеют право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или непосредственно гражданам.
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Основныезаконодательные акты:
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Источник: https://01.xn--b1aew.xn--p1ai/document/201372
Права граждан в области охраны окружающей среды: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Экологическому праву
Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Дипломные и курсовые по Экологическому праву
СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ?
В соответствии с действующим законодательством РФ граждане имеют права как в рамках природоохранительного, так и в рамках природоресурсного законодательства, что является составными частями экологического права. Права граждан в рамках природоресурсного законодательства сводятся к правам конкретных собственников пользователей, владельцев природных ресурсов. Отдельно можно выделить права граждан в рамках природоохранительного законодательства в целом.
Комплексным нормативным документом в области охраны окружающей среды является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», в котором определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п. 1 ст. 11).
Поскольку речь идет о правах человека и гражданина, нельзя не учитывать нормы Конституции РФ, согласно которой (ст. 2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
- Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина, среди которых к правам человека (гражданина) в области экологического законодательства относятся:
- право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
- право на достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42);
- право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
право иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36).
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41).
Основные права человека и гражданина, установленные в Конституции РФ, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17).
Немаловажную роль в развитии экологических прав граждан играют нормы международного права. В соответствии с той же ст. 17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Права граждан в Российской Федерации в рамках норм природоохранительного законодательства содержатся в п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Но перечень данного пункта исчерпывающим не является.
- Среди имеющихся прав согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» можно выделить следующие основные группы прав:
- 1) общественные права граждан в области охраны окружающей среды;
- 2) информативные права граждан в области охраны окружающей среды;
- 3) права по защите прав граждан в области охраны окружающей среды.
Помните, что «Права граждан в области охраны окружающей среды» довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ НА ЭТУ ТЕМУ
Весь список примерных тем по Экологическому праву
Источник: https://justicemaker.ru/view-theme.php?id=848
Права и обязанности граждан, организаций в сфере охраны окружающей среды
Экологические права граждан – это совокупность закрепленных в международных актах, Конституции РФ, специальном экологическом и смежном с ним законодательстве прав индивида, т.е. человека и гражданина, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере.
- Экологические права человека относятся к группе фундаментальных естественных (неотчуждаемых) прав человека, возникающих с рождением и прекращающихся со смертью индивида, наряду с такими основополагающими правами, как право на жизнь, свободу слова и вероисповедания, личную неприкосновенность, свободу передвижения, выбора места жительства и др.
- К основным (конституционным) правам относятся, прежде всего, содержащиеся в ст. 42 Конституции РФ:
- − право каждого на благоприятную окружающую среду;
- − право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
- − право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу гражданина экологическим правонарушением.
- Кроме того, к этой группе отнесены следующие конституционные права
- − право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36 Конституции РФ);
- − право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ);
− право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ) Для успешной реализации и надежной защиты вышеперечисленных экологических прав важны не имеющие прямого отношения к экологии такие конституционные права, как: право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.
29); право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30); (право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления (ст.
33); право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) и др.
К группе иных экологических прав относятся права, содержащиеся в других, помимо Конституции, нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ, и прежде всего – в Федеральном законе от 10.01.2002 г.
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который не только закрепил право каждого на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его защиты.
- В частности, согласно ст. 12 Закона, граждане имеют право:
- − создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
- − направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
- − принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
- − выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
- − оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
- − обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
- − предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- − осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Важные права граждан в области охраны окружающей среды установлены Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно ст. 8 которого граждане имеют право:
- − на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
- − получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; − осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;
- − на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Градостроительный кодекс РФ устанавливает право каждого гражданина на благоприятную среду жизнедеятельности. Это право, в частности, обеспечивается: участием граждан и общественных объединений в осуществлении градостроительной деятельности; государственным нормированием градостроительной деятельности; лицензированием отдельных видов градостроительной деятельности; сертификацией отдельных видов строительных материалов и услуг в области строительства; государственным и общественным контролем за осуществлением градостроительной деятельности и соблюдением законодательства РФ о градостроительстве;
- компенсацией в административном порядке вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства РФ о градостроительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедеятельности; возмещением вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства РФ о градостроительстве, и рядом других мер и мероприятий.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст.
18), граждане РФ, в частности, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о
мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций и др.
Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей среды предусмотрены рядом законодательных актов, но наиболее полно они выражены в ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
- Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:
- − разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
- − за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
- оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
- − организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
- − обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
- − участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
- − обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
- − организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
- − организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;
- − рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;
- − подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
- − предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- − осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Осуществление экологических прав граждан всегда связано с выполнением ими определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы прав.
Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане должны выполнять обязанности по охране и рациональному использованию природной среды, по восстановлению нарушенных экологических систем, по предупреждению экологических правонарушений и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.
В ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам.
По своему содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие, относящиеся ко всем или большинству гражданам (природопользователей), и специальные,касающиеся использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, либо связанные с охраной окружающей среды при осуществлении определенных видов деятельности. Основной перечень общих экологических обязанностей закреплен прежде всего в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10) и ряде других нормативных правовых актов.
- Так, согласно ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны:
- − сохранять природу и окружающую среду;
- − бережно относиться к природе и природным богатствам;
- − соблюдать иные требования законодательства.
- В соответствии со ст. 10 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
- населения», граждане обязаны:
- − выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений,
- предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц,
- осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- − не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Специальные экологические обязанности представляют собой широкий круг закрепленных в законодательстве экологических требований, предъявляемых к определенным категориям граждан-природопользователей. Они содержатся как в природоохранном, так и природоресурсном законодательстве.
Так, граждане, использующие химические вещества в сельском хозяйстве, обязаны выполнять правила, хранения, транспортировки и применения таких веществ, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации вредных последствий такой деятельности (ст. 49 Закона «Об охране окружающей среды»).
Кроме того, ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает экологическую обязанность работников – иметь профессиональную экологическую подготовку.
В соответствии с указанной статьей, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Различают два основных вида экологических обязанностей – позитивные и запретительные. Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия.
Примерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением; применять экологически совместимые технологии; своевременно производить плату за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды и т.д.
Запретительные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные действия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, запрет нарушать права и законные интересы третьих лиц и др.
Источник: http://biofile.ru/geo/13781.html