Хосе Ортега-и-Гасет (Ortegа y Gasset) (1883-1955), испанский философ и публицист, представитель философии жизни и философии антропологии.
Подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, усматривал в истории, истолковывая ее в духе экзистенциализма как духовный опыт непосредственного переживания.
Один из главных представителей концепций «массового общества», массовой культуры («Восстание масс», 1929-30) и теории элиты. В эстетике выступил как теоретик модернизма («Дегуманизация искусства», 1925).
С молодых лет он занял место слева от центра политического спектра, постоянно и последовательно защищал либерально-демократические ценности. Философский интерес Ортеги — строительство моста между историческим укладом жизни и современным ее обустройством.
Материалом для этого является культура, а инструментом — знание. Важно лишь чтобы человек созидающий понимал дух своего времени и видел, что из накопленного культурой может быть сдано в музей или архив и что из рождающегося нового достойно включения в возводящееся здание.
Опасно лишь голое отрицание, ничего с собой не несущее, опасно невежество, отвергающее прежнюю культуру и мораль, провозглашающее вседозволенность, утверждающее нравственный нигилизм и насилие.
Ортега активно выступает с республиканской политической программой, становится депутатом парламента, отстаивая эти идеи.
- Цель данной работы – рассмотреть философию Хосе Ортеги-и-Гассета.
- Задачи:
- — рассмотреть жизненный и творческий путь Х.Ортеги-и-Гассета;
- — рассмотреть «Восстание масс»;
- — выявить основные философские взгяды.
1. Творческий и жизненный путь Хосе Ортега-и-Гассета
Хосе Ортега-и-Гассет родился 9 мая 1883 года в Мадриде в семье известного журналиста и писателя. Его детство проходило в Эль-Эскориале, Кордобе, Эль-Пало (Малага) и Мадриде. В 1893 году семья выбрала постоянным местом жительства испанскую столицу.
В 1897 году Хосе начал учебу в Университете Деусто в Бильбао по специальности философия, литература и право. В 1898 году переходит в Мадридский Центральный Университет. Через год оставляет изучение права, чтобы полностью сконцентрироваться на философии.
В 1902 году с отличием заканчивает университет и в 1904 году защищает докторскую диссертацию.
С 1905 года в течение трех лет продолжил учебу в Германии, «Мекке» философии. В те годы Хосе оставляет католицизм и становится атеистом. В 1910 году философ женится на Розе Спотторно-и-Топете, ставшей для него опорой во всем. Родство душ проявлялось даже в почерке.
Роза часто переписывала черновики Хосе на чистовик для последующей публикации, и даже близкие не всегда могли различить их почерки.
В 1910 году Ортега-и-Гассет был избран заведующим кафедрой метафизики Мадридского Центрального Университета, продолжая преподавать бесплатно в мадридском Высшем училище преподавателей психологию, логику и этику.
В 1913 году Х. Ортега-и-Гассет создает Лигу Политического Образования Испании, призванную воспитать новое поколение политиков, способных вытащить страну из культурной отсталости. В 1915 году основывает журнал «Испания», в 1917 году в сотрудничестве с Н.М.
де Ургоити – газету «Эль Соль», в 1923 году – издание «Журнал Запада». В 1916 году выходит первый из восьми томов философских трудов под названием «Обозреватель» («El Espectador»). В 1931 году Х.
Ортега-и-Гассет вместе с врачом и писателем Грегорио Мараньоном создает Союз на службе Республики, видя в установлении республики выход из отсталости страны.
Через год, разочаровавшись в политике, распускает Союз, отвергает президентство Парламентской комиссии по государственному устройству и оставляет политическую деятельность. Одной из причин явилось несогласие с каталонскими сепаратистами в вопросах региональной политики.
Имя Хосе Ортеги-и-Гассета вместе с именем Мигеля де Унамуно составляет славу и гордость современной испанской философской мысли. Им принадлежит заслуга выведения ее из того застоя, в котором она пребывала с конца XVIII века.
Несущие в себе сильный заряд стремления к национальному возрождению учения обоих мыслителей стали крупным вкладом и в сокровищницу мировой философии. Оба ученых были современниками, но, если старший.
Унамуно, с его сомнениями и почти мистическим романтизмом оставался сыном европейского XIX века, то Ортега, целиком отдавшись потоку уносящей его в новое столетие жизни, символизирует новую Испанию и новую Европу.
Впрочем, Ортега все-таки сохранил переданный ему старшим его современником романтический импульс, вошедший в его творчество прежде всего через язык, яркий и красочный, словно обволакивающий его размышления изящной словесной вуалью. Но иррациональным элементам философии прошлого Ортега противопоставил классическую ясность форм и хладнокровие рассудка.
Получив образование в Мадридском университете, Ортега в начале века продолжил обучение в Германии — в Берлине, Лейпциге, Марбурге.
Триумф республиканизма, однако, был недолгим, и начало гражданской войны обрекает Ортегу на изгнание. В 1948 году он возвращается на родину, где проводит последние свои годы.
«Аристократизм» Ортеги порой ставили в упрек левые его критики. «Духовная аристократия», по Ортеге, — это как раз носители культуры, строители моста между эпохами и людьми: «народ — это нация, организованная аристократией».
Вспомним проблематику интеллигенции, поднятую в свое время в России авторами «Вех». Правда, есть как будто разница: богоискатели-веховцы и вполне светский вольнодумец Ортега.
Но и испанец, и русские мыслители выступают против нигилизма, невежества и обскурантизма, откуда бы они ни исходили.
Обучаясь в колледже отцов-иезуитов Miroflores del Palo (Малага), Ортега овладевает в совершенстве латынью и древнегреческим. В 1904 г. оканчивает Центральный университет зашитой своих докторских тезисов «El Milenario» (Тысячелетний).
Затем семь лет проводит в университетах Германии, с предпочтением Марбургского, где в то время блистал Г.Коген. По возвращении в Испанию получает назначение в Мадридский университет, где и преподает до 1936 г.
, когда разражается гражданская война.
В 1923 г. Ортега основывает «Reviste de Occidente» (Западный журнал), который служит Делу «сравнивания Пиренеев» — европеизированная Испании, тогда изолированной от современного культурного процесса.
Будучи политически ангажированным мыслителем, он ведет интеллектуальную оппозицию в годы диктатуры Примо де Риверы (1923-1930), играет немаловажную роль в свержении короля Альфонсо XIII, избирается гражданским губернатором Мадрида, почему и оказывается вынужденным покинуть страну с началом гражданской войны.
По возвращении в 1948 г. в Мадрид совместно с Хуаном Мариасом создает гуманитарный институт, где преподает и сам.
Международная известность приходит к Ортеге в 1930-х годах, когда появляется «Rebellion de las Masas» (Восстание масс).
Метафизика Ортеги, называемая им самим рациовитализмом, обретает очерченность уже в труде «Meditaciones del Ouijole» (Кихотовские размышленкя) Мадрид, 1914, где он объявляет единственной реальностью человеческое бытие-с-вещами: «Я есть я и мое окружение».
Сам Ортега убежден, что своей метафизикой он на пятнадцатилетие предвосхитил «Бытие и время» Хайдеггера. В целом Ортега относится к последнему холодно, называя его даже «гельдерлиновским чревовещателем».
Преломление рацио-витализма в теории познания порождает гносеологию «преспективизма», которая утверждает, что «жизнь каждого есть точка зрения на универсум» и что «единственно ложная перспектива — это та, которая полагает себя единственной».
Любопытными представляются попытки Ортеги по развитию так называемой «аристократической логики», а также фундаментальную для Ортеги, но оставшуюся незаконченной «La idea del principio in Leibniz у la evolucion de la teoria deduktiva», которая представляется Ортеге «логикой изобретения»: «Современная философия не начинает более с бытия, но с мысли».
Однако, что касается становления в Испании философской школы, большое значение для такового имела преподавательская деятельность Ортеги. Так, в основу книги «Что такое философия» лег курс лекций, читанных Ортегой в 1929 г. в университете Мадрида.
2. «Восстание масс» Хосе Ортеги-и-Гассета
Его идеи в области философии, истории, социологии, эстетики, при жизни недооцененные, оказали влияние на определенные круги европейской и американской интеллигенции. Большая часть творческого наследия Хосе Ортеги-и-Гассета – художественные очерки, насыщенные его философскими идеями.
Они обращены к думающим людям и побуждают читателя не соглашаться, а спорить и думать. Социальные проблемы, затрагиваемые в трудах Ортеги-и-Гассета, не только не устарели с ростом стандартизации жизни, но стали более злободневными. В социологии наибольшую известность получила его книга «Восстание масс».
В ней Ортега-и-Гассет одним из первых зафиксировал феномен возникновения «массового сознания» в европейском менталитете: «масса» у него трансформируется в толпу, представители которой захватывают господствующие позиции в иерархии общественных структур, навязывая собственные псевдо-ценности остальным социальным группам.
Основное свойство существа из «массы» — не столько его стандартность, сколько физическая инертность. «Масса» конституируется, согласно его выводам, не на основе какого-либо определенного общественного слоя.
Речь идет о таком «способе быть человеком», в рамках которого предпринимаются насильственные попытки преобразовывать устройство общества, при этом намеренно игнорируя закономерности его функционирования.
Источник: https://mirznanii.com/a/231353/filosofiya-khose-ortega-i-gasseta
Биография X. Ортега-и-Гассет. Основные этапы
Хосе Ортега-и-Гассет (1883–1955) – известный испанский философ, рациовиталист, который с лёгкостью смог воеденить в своих идеях воззрения неокантианства, ницшеанства, феноменологии и экзистенциализма. Получив образование в университетах Бильбао и Мадрида, после защиты докторской в 1904 г.
отправляется в Берлин, где работает как стипендиат, при этом активно посещает лекции А. Риля и Г. Зиммеля (1906–1907 гг.). После отправляется в Марбург и берёт уроки философии у Г. Когена и П. Наторпа, которые развили у него любовь к философии. С 1908 г.
работает преподавателем в Мадридском университете, а с 1910 до 1936 возглавляет кафедру метафизики.
Впервые свою философию «жизненного разума» он открывает миру в произведении «Размышления о Дон Кихоте». В 1916 году отправляется в Буйнос-Айрес для читки лекций. 1923 и 1924 гг. ознаменованы тем, что Ортега продвигает идеи рациовитализма в западноевропейскую философию. Но популярность к нему приходит, когда свет увидел его «Дегуманизацию искусства», «Восстание масс» и «Миссию университета».
Свою философию «жизненного разума» он включает в курс лекций в качестве акта синтеза предшествовавшего развитию западноевропейской философской мысли и читает его в Мадриде в 1929 г. Эти работы посвящены проблеме кризиса европейского духа, о котором в своё время говорил Ницше. В 1928 г. Ортега отправляется в Уругвай и Чили со своими лекциями, в основе которых философские и социальные идеи.
Отстаивая свою позицию либерального публициста, Ортега активно участвует в политической жизни. Он избирался в Кортесы 1930-е гг. М. Хайдеггер весьма почтительно отзывался об Ортеге после их встреч во Фрайбурге.
Гражданскую войну он проводит в эмиграции, немного пожив в Голландии, Португалии и Аргентине. Вернувшись на родину в 1945 г.
примыкает к оппозиционному движению режима Франко, в дальнейшем его светское учение противостояло университетской схоластике и либеральной политической доктрине франкизма.
Жизнь Х. Ортеги в Латинской Америке
В XX в. испанские учёные и мыслители искали приюта в Америке. Только там могли быть признаны их идеи и мировоззрения. Ортега не был исключением и отправился туда за вдохновением. Однако, немногие были способны в действительности достигнуть пика своей карьеры и повлиять на социальную или духовную жизнь Нового Света.
Но современники неоспоримо признают, что Хосе Ортега-и-Гассет своими убеждениями и непреодолимой тягой к социологическим концепциям и философии, смог повлиять на становление идей и ориентиров латиноамериканской либерально-буржуазной интеллигенции, более того, даже оставил свой след в образовании региональной культуры.
Дело в том, что Ортега оказался в Латинской Америке именно в то самый момент, когда народное общество серьёзно нуждалось в самоопределении культуры, идеологии, в формировании концепций развития, которые смогли передать и не переломить естественные особенности народа и смогли бы выстроить точные ориентиры. В результате идеи, которые сеял испанский философ Ортега, пришлись по вкусу местным.
Латиноамериканские жители знали о Хосе по его «Размышлениям о Дон Кихоте». Его работа серьёзно отличалась от жёстких приёмов рационалистов и дискуссий в стиле позитивизма. Его эссе отвечало их требованиям и способу восприятия, темпераменту, характеру и традициям языка. Ортега значительно отличался не только своими идеями, но и своим отношением.
Он Обращал внимание на актуальные проблемы, глубоко исследовал различные идеи, готов был всегда к диалогу.
А прагматическая компонента философии Ортеги здесь была встречена с пониманием, поскольку она была нацелена на прорыв специализированного философского знания, с целью увидеть широчайший круг антропологических, культурологических и политологических проблем.
Философская культура и теоретический кругозор Хосе Ортеги поражали умы латиноамериканских жителей. Только благодаря ему в Новом Свете происходит знакомство с ключевыми научными работами европейских учёных и философов. Однако не все концепции Ортеги были встречены Мексиканцами позитивно.
Некоторые идеи процесса формирования послереволюционной идеологии либеральной и леворадикальной буржуазии пришлись не по вкусу и отметались в один миг, хотя Ортега и настаивал на их принятии, поскольку понимал, что действительность национально-освободительной борьбы реально в них нуждается.
Этот процесс объяснят пристальный интерес к историологии Ортеги, на которой основывается «мексиканская сущность» и теория «латиноамериканского».
Рациовитализм Ортеги защищал универсальный принцип философствования, который разворачивается на уровне мирочувствования, миропонимания, мировоззрения, познания, давая оценку миру и методу жизнетворчества в мире, самопознании, самоограничении отчуждённого бытия.
Пример 1
«Я есть я и моё обстоятельство; и если я не спасаю его, то не спасаю и самого себя» – формула философствования Ортеги.
Философские познания и идеи Ортеги были активно приняты в латинской Америке и нашли своё отражение в работах известных философов — О. Паса, Э. Уранги, Л. Сеа и его учеников (X. Гаос, М. Самбрано). Учениками Ортеги считали себя и известные философы Испании 1950–1970-х гг. (X. Субири, X. Марнас, П. Лайн Энтральго, X. Л. Арангурен).
Описание развития философии Ортеги никак не касается понятийной структуры его философских воззрений, которые были представлены миру и общей публике в «Размышлениях о Дон Кихоте», более того, они практически не меняются и на протяжении дальнейшего времени. Теория «жизненного разума» на аналитическом уровне схожа с Dasein в авторстве М. Хайдеггера и объяснении «жизненного мира» Гуссерля.
Х. Ортега о бытие
Главный вопрос философии Х. Ортеги состоит в установлении образа бытия: наша жизнь и есть первичная реальность. В первую очередь, чтобы составить адекватное представление о сущности нашей жизни, необходимо сформулировать понятия и категории.
Он занимается анализом основного термина рациовиталистической философии – жизнь каждого. Обличённая действительность имеет совершенно новый вид, она в корне отличается от всех до этого момента представленных философий. Она таит в себе новейшие идеи бытия, начало новой жизни.
Но, стоит отметить, что эта жизнь не просто существует в этом мире, а способна реализовывать потенциал.
Пример 2
Х. Ортега пишет: «Жизнь извечно трагична, поскольку мы заброшены в непредвиденный мир без нашего согласия и вынуждены решать, кем быть в этой жизни, или не быть вообще. «Моя жизнь» не только «оказывается», но она само-прозрачна, стремится давать себе отчет».
Теория философии и сама по себе философия – это определённое исследование, направленное на установление причин, почему жизнь может выйти из себя, а человек может не интересоваться никакими вещами как жизненно необходимыми.
Жизнь сама находит решение себе как обитающая в богатом потенциалами, хотя и узком обусловленными пределами мире. Это проявляется категорией «обстоятельство». Конкретная материализация собственного предпочтения (судьбы) нуждается во исчерпывающем учете жизнью ее предшествующего и настоящего.
Хайдеггер выступил с предложение ввести новое понятие для обозначения жизни как решения – «забота».
Замечание
Латинский корень слова «забота» означает «курирование», т.е. беспокойное попечение. Жизнь – это всегда беспокойство и одно только беспокойство.
В результате центром жизненного разума является «Я есть «Я» и мои обстоятельства». Субъективность и объективность коррелированы друг с другом. Изначально «Я» – это отражение реальности человеческой жизни, которая наполнена многообразием действительности, а после «Я» – это сознание, субъект Декарта.
Здесь же обстоятельства – это составляющие акта сознания, которое включает в себя познавательное, волевое и эмоциональное. Обстоятельства соединяют в себе и внешний и внутренний мир: всякое действие рассудка обладает объектом, а его обстоятельства всегда уже интерпретированы – вещи и процессы изображены нашими интерпретациями.
В данном контексте бытие анализируется как особая перспектива, а не как материальное или идеальное. Такой взгляд на исторические процессы посредством метода перспективизма, согласно воззрениям Ортеги, сможет, наконец, объединить историю и философию воедино.
Теория «жизни» как разнообразной действительности и неизбежной энергичности сообща с перспективизмом, творческим воображением и смыслопорождением развивают трансформацию герменевтики Ортеги, которая лежит в основе его концепции истории.
Природа, по мнению Ортеги, не даёт характеристику человеку, его характеризует история.
Членением рефлексивного (идеи) и дорефлексивного (верования) степеней жизни Ортега изображает, что в своём утилитарном бытии человек координируется с миром до всяких «идей», и развернут на мир в «верованиях».
Всякая теория идей подразумевает гармоничное существование верований, бесспорных заблуждений. Даже метод Декарта не может целиком отменить верования, которые констатирует человек.
Сомнения в верованиях могут наступить в момент потери человеком жизненных ориентиров. Идеи способствуют восстановлению уверенности бытия. Возникновение причин к появлению науки и философии есть результат перелома верований и привычных традиций. Их формирование – это попытка избежать сомнений и найти новые ориентиры. Кризис культуры – в ее ритуализации, отчуждении от ее значений.
После побед в XIX в. рассудочная цивилизация в первой трети XX в. попадает в кризис, который может победить теорией «жизненного разума» путём создания «темы нашего времени» – развития европейской культуры и философии.
Работы Ортега-и-Гассета «Дегуманизация искусства» (1925) и «Восстание масс» (1929–1930) примечательны тем, что впервые выявили особенности «массового общества»: упадок демократии, бюрократия в институтах общества, овеществление отношений людей.
Социальные связи обращают человека в долю безличной толпы. Духовные условия в обществе всё больше подвержены «жизненным порывам» (как у Бергсона).
Философская антропология, философия техники и эстетика, философия истории и социология – таковы области философии, в которых Ортега-и-Гассет оставил заметный след.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/filosofija/problemy-filosofii/x-ortega-i-gasset/
Хосе Ортега-и-Гассет
У автора есть очень много интересных мыслей, но автор высказывая их, как мне показалось, уж больно передергивает (не во всех случаях), но уж как-то слишком однобоко смотрит на возникшую проблему.
Словом, надо помнить, что современный интерес к технике еще не гарантирует — или уже не гарантирует — ни ее развития, ни даже сохранения.
А то, что техника развивалась семимильными шагами и туда вбухивалось изначально (В XIX веке, в который нас тычет постоянно автор, уж точно) огромное количество денег и был живой интерес (таже самая наука, которая пришла в упадок по мнению автора) сделать лучше, чем у кого-то там, автор напрочь забыл.
В самом начале автор указывал на то, что планета перенаселилась, поезда, гостиницы, залы, магазины все больше и больше забиты людьми и люди, как стадо , огромная неуправляемая масса. И в музеях толпа, и в театре. Да везде и всюду. А затем, ближе к середине, автор вдруг говорит, что человек ничем не увлекается, и в последнее время ничего не знает и не умеет и вообще ограниченный.
Не абсурдно ли, что сегодня рядовой человек не чувствует сам, без посторонних наставлений, жгучего интереса к упомянутым наукам и родственной им биологии?
Дальше — больше. Есть масса, заурядная, ничем не примечательная.
А есть меньшинство, это что-то из разряда арийцев и чистой расы, которые все знают, понимают и умеют, а их таких супер умных мужиков масса задавила и рвется со всех щелей к власти. Ну да, конечно… Во всем Запад виноват.
Философия не нуждается ни в покровительстве, ни в симпатиях массы. Она заботится, чтобы в ее облике не возникло ничего утилитарного, и тем полностью освобождается от власти массового мышления.
БРАВО! И именно по этой причине мы поставим философию, как главный предмет в любом ВУЗе любой страны. Все кругом — масса, поэтому пусть они учат философию и страдают! Мы — элита, мы можем!
Вероятно, кого-то пугают иные признаки воскресшего варварства, которые выражены действием, а не бездеятельностью, сильней бросаются в глаза и потому у всех на виду. Но для меня самый тревожный признак — именно это несоответствие между теми благами, которые рядовой человек получает от науки, и его отношением к ней, то есть бесчувственностью!.
Это неадекватное поведение понятней, если вспомнить, что негры в африканской глуши тоже водят автомобиль и глотают аспирин. Те люди, что готовы завладеть Европой, — такова моя гипотеза — это варвары, которые хлынули из люка на подмостки сложной цивилизации, их породившей. Это — «вертикальное одичание» во плоти.
Барак Обама был президентом Америки.
Очевидно, в это время Хосе вращался в гробу и вырабатывал бесплатное электричество.
Кто сегодня правит? Кто навязывает эпохе свой духовный облик? Несомненно, буржуазия. Кто представляет ее высший слой, современную аристократию? Несомненно, специалисты: инженеры, врачи, финансисты, педагоги и т.д. Кто представляет этот высший слой в его наивысшей чистоте? Несомненно, человек науки.
Если бы инопланетянин посетил Европу и, дабы составить о ней представление, поинтересовался, кем именно она желает быть представленной, Европа с удовольствием и уверенностью указала бы на своих ученых.
В итоге “человек науки” оказывается прототипом массового человека.
И не эпизодически, не в силу какой-то сугубо личной ущербности, но потому, что сама наука – родник цивилизации – закономерно превращает его в массового человека; иными словами, в варвара, в современного дикаря.
То аристократ, то массовый заурядный человек. То одно, то другое.
Автора из стороны в сторону мотыляет и он просто определиться не может, кто такой человек науки. То науку двигают аристократы и нужен бешенный мозг, то наука в застое, потому что «человек науки» после того, как начинает изучать науку резко становится интеллектуальным варваром.
Специалист, человек, который точно знает свою область куда не плюнь и изучает исключительно то, в чем является специалистом и из-за этого он становится тупым в другой области, поэтому он варвар.
То есть автор всерьез считает, что умный человек должен быть умным во всем, куда не плюнь и безоговорочно отвечать на любой поставленный перед ним вопрос, будь то химия, физика, биология, языки, социология и дальше по списку.
Автор также замечает, что с каждым годом информация всенепременно растет и ее становится все больше и больше и то, что знал великий ученый, например в XVII веке, то сейчас знает уже любой школьник в 5 классе. Но при удобном случае автор об этом факте напрочь забывает, говоря о варварах культуры.
Америка еще не испытана жизнью. Наивно думать, что она способна править.
В общем-то разбирать в книге можно практически каждый абзац, благо, что в каждом абзаце есть какая-либо мысль по поводу Европы, Америки, техники, ученых и всего, что только в руку попало «околотехнического».
Источник: https://www.livelib.ru/author/172563-hose-ortegaigasset
Ортега-и-Гассет, Хосе — это… Что такое Ортега-и-Гассет, Хосе?
Хосе́ Орте́га-и-Гассе́т (исп. José Ortega y Gasset, 9 мая 1883(18830509), Мадрид — 18 октября 1955) — испанский философ и социолог, сын известного литератора Ортеги-и-Мунийа.
Биография
Обучался в колледже отцов-иезуитов «Miraflores del Palo» (Малага). В 1904 году окончил Мадридский университет Комплутенсе, защитив при этом докторские тезисы «El Milenario» («Тысячелетний»).
Затем семь лет провёл в университетах Германии, с предпочтением Марбургского, где в то время блистал Герман Коген.
По возвращении в Испанию получил назначение в Мадридский университет Комплутенсе, где и преподавал до 1936 года, когда началась гражданская война (Ортега-и-Гассет был противником Франко).
В 1923 году Ортега основал «Revista de Occidente» («Западный журнал»), который служил делу «сравнивания Пиренеев» — европеизирования Испании, тогда изолированной от современного (по тому времени) культурного процесса.
Являясь убежденным республиканцем, Ортега был вождём интеллектуальной оппозиции в годы диктатуры Примо де Риверы (1923—1930), играл немаловажную роль в свержении короля Альфонса XIII, был одним из основателей «Республиканского объединения интеллигенции» (1931), избирался гражданским губернатором Мадрида, и по этим причинам оказался вынужден покинуть страну с началом гражданской войны.
По возвращении в 1948 году в Мадрид совместно с Хулианом Мариасом создал Гуманитарный институт, где преподавал и сам. До конца жизни оставался открытым противником франкизма.
Творчество и известность
В 1914 году Ортега опубликовал свою первую книгу — «Размышления о Дон-Кихоте» (Meditationes del Quijote) и прочитал знаменитую лекцию «Старая и новая политика» (Vieja y nueva política), в которой изложил позицию молодых интеллектуалов того времени в отношении политических и моральных проблем Испании. Некоторые историки[кто?] считают это обращение существенно важной вехой в цепи событий, которые привели к падению монархии.
Сочинения Ортеги, такие как «Размышления о Дон-Кихоте» и «Бесхребетная Испания» (España invertebrada, 1921), отражают умонастроение автора как испанца и европейца.
Его интеллектуальные способности и художественный талант очевидны в таких работах, как «Тема нашего времени» (El tema de nuestro tiempo, 1923) и «Дегуманизация искусства» (La deshumanización del arte, 1925). В прологе к «Размышлениям о Дон-Кихоте» можно найти главные идеи философии Ортеги.
Здесь он даёт определение человека: «Я есть Я и мое окружение» («Yo soy yo y mi circunstancia»), то есть человек не может рассматриваться в отрыве от окружающих его обстоятельств истории.
Международная известность пришла к Ортеге в 1930-х годах, когда появился его труд «Rebelión de las Masas» («Восстание масс (англ.)русск.»; опубликована на русском языке в журнале «Вопросы философии», 1989, № 3—4).
Метафизика Ортеги, называемая им самим рацио-витализмом, обретает очерченность уже в труде «Meditaciones del Quijote» («Кихотовские размышления», Мадрид, 1914), где он объявляет единственной реальностью человеческое бытие-с-вещами: «Я есть я и моё окружение».
Сам Ортега убежден, что своей метафизикой он предвосхитил идеи Мартина Хайдеггера, изложенные в работе «Бытие и время» (1927). В целом Ортега относится к последнему холодно, называя его даже «гёльдерлиновским чревовещателем».
Преломление рацио-витализма в теории познания порождает гносеологию «перспективизма», которая утверждает, что «жизнь каждого есть точка зрения на универсум» и что «единственно ложная перспектива — это та, которая полагает себя единственной».
Любопытными представляются попытки Ортеги по развитию так называемой «аристократической логики» (Ideas у creencias (Obras completas). 3 ed.
— Madrid, 1953), а также фундаментальную для Ортеги, но оставшуюся незаконченной (La idea del principio en Leibniz у la evolución de la teoría deductiva.
— Buenos Aires, 1958), которая представляется Ортеге «логикой изобретения»: «Современная философия не начинает более с бытия, но с мысли» (La idea…, p. 163).
Для становления философской школы в Испании большое значение имела преподавательская деятельность Ортеги. Так, в основу книги «Что такое философия» лёг курс лекций, прочитанных Ортегой в 1929 году в университете Мадрида (перевод выполнен Б. Пардо-Айусо и О. В. Никифоровым по изданию: José Ortega у Gasset. ‘¿Qué es filosofía?’/Revista de Occidente. — Madrid, 1972. — pp. 97-121).
Философия
В центре внимания Ортега-и-Гассета стояли социальные проблемы.
В своих работах «Дегуманизация искусства» (1925) и «Восстание масс» (1929) учёный впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов.
Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала — толпы.
Ортега-и-Гассет критикует данную духовную ситуацию «справа», считая её неизбежным результатом развязывания демократической активности масс и видит выход в создании новой, аристократической элиты — людей, способных на произвольный «выбор», руководствующихся только непосредственным «жизненным порывом» (категория, близкая ницшеанской «воле к власти»).
Рационализм Ортега-и-Гассет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». Он призывает вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, ещё не расчленённой «любви к мудрости».
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/68210