Особенности природы антарктиды — студенческий портал

Особенности природы Антарктиды - Студенческий порталОсобенности природы Антарктиды - Студенческий портал

Вопросы о том, что такое Арктика, Антарктика и Антарктида, и какая между ними разница, могут подчас застать врасплох. Путаница в мыслях может образоваться из-за некой схожести климата и созвучных названий. Можно быть только в одном уверенным, что на этих территориях достаточно холода, ледяного покрова и айсбергов.

В чем отличия Арктики, Антарктики и Антарктиды

Чтобы провести сравнение между Арктикой, Антарктикой или созвучной Антарктидой, достаточно взглянуть на глобус и увидеть, что они находятся друг от друга на диаметрально противоположных сторонах Земли.

Особенности природы Антарктиды - Студенческий портал

  • Арктика

Особенности природы Антарктиды - Студенческий портал

  1. Антарктика

Особенности природы Антарктиды - Студенческий портал

Антарктида

Свое название Арктика (что в переводе означает «медведь») приобрела благодаря мореплавателям из Греции, направлявшихся на север. По созвездию Большой Медведицы, сиявшей в зените над головами, они дали ей такое наименование.

Название Антарктики на греческом языке означает «напротив медведя».

Расположение на карте мира

Арктика представляет собой единый географический и физический район, который примыкает к Северному полюсу и включает в себя водные участки и сушу евразийского континента и Северной Америки, практически полностью Северный Ледовитый океан и некоторые области Тихого и Атлантического океанов.

Особенности природы Антарктиды - Студенческий портал

Что же касается Антарктиды и Антарктики, то они находятся на Южном полушарии Земли. Материком является Антарктида, а Антарктика – общее название территории, включающей в себя материк, ближайшие к нему острова и некоторые зоны омывающих океанов: Индийского, Тихого и Атлантического, называемых в совокупности, Южным океаном.

Основные характеристики Арктики и Антарктики

Чтобы понять, в чем разница между этими, казалось бы, на слух похожими заснеженными и ледяными частями света, достаточно прочитать краткое описание основных характеристик Антарктики и Арктики.

Материк или континент

Как уже понятно из вышеизложенного, Антарктика включает в себя Антарктиду – шестой континент, один из самых высоких и безлюдных на Земле. Его также называют материком и частью света. По площади он занимает около 14 107 000 кв. км, часть из которой 930 000 кв. км занята шельфовыми ледниками, а суммарная площадь прилегающих островов равна почти 75 500 кв. км.

Особенности природы Антарктиды - Студенческий портал

Огромный регион Арктики, расположенный за воображаемой линией полярного круга, не является материком.

Он состоит из нескольких островов Гренландии, захватывает некоторые территории стран с северной стороны России (Сибирь), Аляски, Европы и Канады.

К арктическому региону также относятся Ледовитый океан и находящиеся в нем многочисленные острова. Его территория достигает 27 млн. кв. км, а водная его часть занимает примерно 15 млн. кв. км.

Рельеф

Вся Антарктика состоит сплошь из толстого слоя льда, лишь 40 000 кв. км. лишены ледового покрова. На ее западной части, возле тихоокеанского побережья, находятся Антарктические Анды, скованные друг с другом льдами гористые острова. 

Особенности природы Антарктиды - Студенческий портал

Центральная часть континента достигает высоты около 4897 метров (горный массив Винсон), а остальная часть возвышается над уровнем моря от 2000 метров.

Внутренняя арктическая площадь, состоящая в основном из морей: Чукотского, Баренцева, Лаптева, Карского и Ледовитого океана, отличается сильным холодом, и практически вся покрыта льдом. Сухопутная территория Арктики, принадлежащая России, в основном состоит из равнинных мест, но кое-где, на островах, встречаются и горные возвышенности.

Природа

Ледяной покров Антарктики вмещает в себя до 30 миллионов кубических километров льда, состоящего из 80% пресной воды всей Земли. Сам лед по своей толщине доходит от 2500 м до 4800 м, и каждый год, из-за обильных накоплений, происходит его разрушение, что приводит к образованию айсбергов. 

Особенности природы Антарктиды - Студенческий портал

  • Самые большие айсберги обязаны своим происхождением шельфовым ледникам.
  • Арктической природе свойственно множество разнообразных видов мхов, лишайников и травянистых кустарников, а территория арктической тундры может похвастаться грибами. 

Особенности природы Антарктиды - Студенческий портал

Дикий животный мир изобилует лисами, волчьими стаями, песцами, стадами оленей и семействами белых медведей. Птицы также обожают этот край, можно сбиться в подсчете при множестве пернатых стай гусей, чаек, казарок, чистилов, гагар и гаг.

Территория

Согласно конвенции от 1959 г., территория Антарктики и Антарктиды не принадлежат какому-либо государству. 

На ее территории позволено заниматься только научной деятельностью. А так как там нет своих часовых поясов, то каждый член научной экспедиции живет и работает по часам своей страны.

На данный момент арктическая территория, имеющая международный статус, без наличия видимых и точных границ, поделена между странами: Канадой, Норвегией, Россией, Данией и США.

Климат и температура

Антарктический климат из-за своей суровости и холода является на Земле самым непригодным для жизни. По причине куполообразного рельефа там образуются сильнейшие устойчивые ветра. А самая низкая температура, наблюдавшаяся в этом ледниковом царстве, достигала -93,20С. 

Зима при температуре -750С на территории Антарктиды начинается в июне, а заканчивается в августе. Лето там длится с декабря по февраль при температуре до -500С.

Климат Арктики за последнюю сотню лет сильно изменился, его колебания все больше склоняются в сторону потепления. Это угрожает вымиранию многих животных и ценных растительных видов.

Антарктический полуостров может похвастаться более благоприятными условиями, так как там температура в летний период колеблется от 0 до -50С, а в зимний период от -8 до -350С. Поэтому это место можно вполне назвать оазисом, на котором произрастают антарктический луговик, лишайник, мох и колобантус кито. 

Прибрежные воды, насыщенные крилем, являются благосклонным прибежищем для птиц (полярной крачки, буревестника, поморника, пингвинов) и животных (морских слонов и леопардов, тюленей-крабоедов, и др.).

В арктическое лето солнце никогда не заходит за горизонт и растапливает сковывающие моря лед и прогревает землю, что способствует образованию айсбергов, дрейфующих в океанских водах и создающих угрозу проходящим судам. Соответственно в зимний период солнце не выходит из-за горизонта, и температура воздуха опускается до -460С.

Население и деятельность

На территории Антарктики полностью отсутствует постоянная человеческая жизнь, кроме, конечно, присутствующих членов научных и исследовательских экспедиций. Их работа заключается в исследовании климатических изменений на планете Земля.

На арктической земле, на российской ее части, есть города. В них и за их пределами живут русские, саамы и коренные народы, инуиты, промышляющие рыболовством и охотой.

Так как Арктика изобилует газовыми и нефтяными запасами, то были построены заводы по их разработке. И большинство местных жителей предпочло отказаться от традиционного образа жизни, перейдя на службу нефтяных корпораций.

Кто открыл Арктику и Антарктику

Много столетий Арктика считалась неподходящим местом для проживания, тем более, что она была в недоступности для мореплавателей. Еще с XI в.

русские и зарубежные моряки пытались пробиться к этому ледяному миру, постепенно открывая острова в Ледовитом океане. Но освоение важного Северного морского пути относится к русским первопроходцам.

К сожалению, до сих пор так и нет точных данных о первооткрывателе Арктики.

А вот открытие Антарктики известно доподлинно, это случилось стараниями Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, собравших экспедицию и добравшихся до цели в 1820 г.

Интересные факты об Арктике и Антарктике

Антарктику делает знаменитой расположение на ее территории впадины Бентли, достигаемой 2540 км в глубину, что ниже уровня моря. Это настолько глубокая земная впадина, что вместо воды, которая казалось бы должна ее заполнять, там находится только лед.

Необычайным загадочным явлением Арктики остаются сферолиты. 

Они выглядят как идеально отшлифованные огромные шары, диаметры которых достигают от сантиметра до нескольких метров. Причина их образования неизвестна.

Российские арктические области известны самыми значительными скоплениями отлично сохранившихся костей мамонтов. Из найденных бивней этого доисторического животного делаются популярные и уникальные изделия.

Из вышесказанного теперь ясно, что отличия между Арктикой, Антарктидой и Антарктикой огромны, и они заключаются не только в разности полюсов.

При схожих климатических условиях, на территории материка Антарктиды жизнь практически невозможна, а в Арктике она есть и приемлема.

Но как бы там ни было, эти южные и северные полюса, со своими ледяными рельефами и искрящимися снегами, будут всегда манить к себе романтиков со смелыми сердцами.

Источник: https://nauka.club/geografiya/antarktika.html

Особенности природы Антарктиды

Особенности природы Антарктиды - Студенческий портал

Особенности природы Антарктиды определяются географическим положением материка.

Это самый холодный и безжизненный материк, на котором круглый год отрицательные температуры от -60° С до -32° С. Территория Антарктиды находится в антарктическом и субантарктическом климатических поясах. На этом материке была зарегистрирована самая низкая температура на земле -90° С.

Жизнь человека здесь невозможна. На данном материке расположены научные станции, на которых временно проживают ученые. Материк полностью покрыт льдом.

В отличие от других материков географическое положение оказало огромное влияние на рельеф Антарктиды. Во-первых, благодаря колоссальному оледенению Антарктида – самый высокий материк на Земле.

Его средняя высота превышает 2000 м. Свыше четверти её поверхности находится на высоте 3000 м. В этом отношении она также резко отличается от всех других материков, т.к.

даже самый большой и самый высокий материк Евразия имеет среднюю высоту 1000 м!

Во-вторых, благодаря мощному ледниковому панцирю у Антарктиды различают два рельефа: рельеф поверхности ледника и скрытый под ним рельеф земной коры.

Материк богат многими полезными ископаемыми (150 наименований). Здесь обнаружены огромные запасы различных полезных ископаемых: каменного угля, месторождения руд железа, меди, молибдена, свинца, олова и других металлов, графит, слюда, хрусталь, алмазы и др.

Особенности природы Антарктиды - Студенческий порталЖизнь на материке существует только в прибрежной зоне, на субантарктических островах и в океанических водах. Растительность материка представлена мхами, лишайниками, водорослями и микроскопическими грибами.

Животные, обитающие на этом материке, живут у побережья, кормятся рыбой. Однако и здесь живут удивительные не летающие птицы пингвины. Всего в Антарктиде обитает четыре вида пингвинов из 18 встречающихся на Земле. В прибрежных водах и на островах известно около 10 видов пингвинов. В водной прибрежной зоне живут тюлени, моржи.

Читайте также:  Ортегга-и-Гассет и его философия - творческий и жизненный путь, основные этапы

Суровый климат Антарктиды формируется благодаря особенностям географического положения, наличию ледникового покрова и является причиной чрезвычайно бедного органического мира. Материк представляет собой почти повсеместно холодную антарктическую (биологическую) пустыню. Антарктида играет ключевую роль в общей циркуляции атмосферы и климата планеты.

Источник: https://kratkoe.com/osobennosti-prirodyi-antarktidyi/

Природа Антарктиды

Статья содержит информацию, которая позволяет лучше понять особенности и отличительные черты материка. Дополняет данные из курса географии за 7 класс. Объясняет сложности, которые не позволяют начать добычу полезных ископаемых на территории Антарктиды.
Особенности природы Антарктиды - Студенческий портал

Природа Антарктиды завораживающая, и в то же время загадочная. Это самый малоизученный материк планеты. Объясняется это уникальными климатическими условиями. Территория почти полностью покрыта льдом.

Сложные климатические условия также влияют и на возможность использование природных богатств материка.

Льды Антарктиды имеют в своем составе 80% пресной воды планеты. Основная материковая территория находится за полярным кругом, поэтому здесь можно наблюдать такое явление как полярный день и полярная ночь.

Интересно: На полюсе длительность такого явления достигает 6 месяцев. Лишь раз в год в этой местности происходит восход и заход солнца.

Крайне жесткие природные условия и особенности климата стали причиной того, что большая часть материка не имеет флоры и фауны. Такое явление в научном сообществе именуется как ледяная антарктическая пустыня.

Основу видового разнообразия Антарктики составляют:

  • бактерии,
  • мхи,
  • лишайники,
  • грибы,
  • водоросли,
  • несколько видов покрытосеменных растений.

Рис. 1. Антарктические грибы.

Более богат видовой ряд побережья. Южный океан содержит в своих водах достаточно рыбы, и поэтому на берегах гнездится масса птиц: пингвинов, поморников, буревестников, бакланов.

Рис. 2. Птица буревестник.

  • В морских водах обитают синие киты, кашалоты, водятся ластоногие.
  • Многие из представителей животного мира находятся под охраной защитников живой природы.
  • Большая часть материка находится во власти ледяной антарктической пустыни.
  • Представители местной фауны по большей части являются обитателями океанских глубин.

Рис. 3. Ледниковый рельеф.

Материк условно разделяется на две природные области. Западная оконечность материка представлена подледным горноподобным и ледниковым рельефом. Восточная Антарктида отвоевала большую по площади территорию материка.

Именно здесь была отмечена самая низкая на планете температура – -89,2 °С.

Более полутора десятков государств (16), и Россия не исключение, основали здесь научные базы, на которых осуществляется исследовательская деятельность относительно природы материка. В 1959 г. по предложению СССР был ратифицирован Международный договор об Антарктиде, который категорически запрещает здесь испытания любых видов вооружения.

Заманчивыми для большинства стран являются перспективы, которые позволят в будущем добывать, пока скрытые во льдах, природные ресурсы Антарктиды.

Некоторые государства проявляли инициативу в вопросах разработки месторождений полезных ископаемых. С 1991 г. внесено предложение о запрете подобных видов деятельности. Причина в том, что вторжение человека в хрупкую экосистему материка может стать фактором, который приведет к необратимым последствиям.

Геологическая разведка все же проводится для того, чтобы выяснить точное количество запасов, которые могут находиться в недрах материка.

Узнали, какие виды флоры и фауны наиболее распространены на материке. Выяснили, какие причины и обстоятельства затрудняют исследование территории с целью добычи полезных ископаемых. Получили информацию о природных зонах Антарктиды. Узнали, почему на территории континента невозможно проведение испытаний любых видов вооружения.

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 106.

Источник: https://obrazovaka.ru/geografiya/priroda-antarktidy-prirodnye-resursy-zony.html

Особенности природы Антарктиды — география, уроки

Просмотрсодержимого документа

Конспект урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема урока Природа Антарктиды Е.В.Анисина МБОУ Лицей 1 г. Волжский
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Дадут представление о природе материка.
  • Познавательные: смогут находить в учебнике достоверную информацию, анализировать и обобщать используя карты атласа;
  • Регулятивные: определять цель, проблему в учебной деятельности;
  • Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
Решаемые учебные проблемы Почему Антарктида – холодное сердце?
Основные понятия, изучаемые на уроке Рельеф материка, геологическое строение, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, климат Антарктиды, органический мир материка, освоение материка человеком.
Вид используемых на уроке средств ИКТ Физическая карта Антарктиды, УМК, презентация «Ледяной материк», путевые листы
Образовательные интернет-ресурсы www.antarktis.ru
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
  1. 1. ЭТАП 1 Актуализация знаний
  2. Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;
  3. •  развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
  4. •  формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Деятельность учителя Мы продолжаем наше путешествие по самому необычному материку нашей планеты – Антарктиде. Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительной природой материка. Демонстрация фотографии Антарктиды (слайд презентации № 2)
  • Деятельность обучающихся
  • Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения
  • Смотрят на слайд презентации №2
  • — Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)
2. ЭТАПСоздание проблемной ситуации
Деятельность учителя Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление: показывает слайд 3 (Слова полярного летчика И.И.Черевичного «В Антарктиде все наоборот. На небе вместо Большой Медведицы все время виден Южный Крест. Человек по отношению к Арктике вниз головой. Если стать лицом к Южному полюсу, запад будет справа, а не слева, как в Северном полушарии, когда смотришь на полюс. Солнце и звезды движутся против часовой стрелки. Почти всегда дуют ветры страшной силы. Того и гляди, унесет в океан, и поминай как звали…») — Что удивило?//  Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?
  1. Деятельность обучающихся
  2. —  Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.
  3. Выдвигают различные мнения.
3. ЭТАП целеполагания — постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

  • Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
  • •   овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
  • •   формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;
Деятельность учителя Предоставляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности. Антарктиду можно смело назвать материком рекордов. Ее необычность проявляется во всем, включая географическое положение.
  1. Деятельность обучающихся
  2. Проявляют познавательную инициативу.
  3.  Отвечают по пунктам плана «Географическое положение материка»
  4. В своих маршрутных листах отвечают на пункт 1 
4. ЭТАП планирования.

  • Основные задачи учителя.
  • Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
  • •   определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
  • •   воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
Деятельность учителя Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения природы материка, предложение учащимся самим составить план.
  1. Деятельность обучающихся
  2. Составляют план изучения нового материала
  3. 1. Рельеф
  4. 2. Климат
  5. 3. Органический мир
  6. 4. Человек на материке Антарктида
  • 5 ЭТАП «Открытие» нового знании (Изучение новой темы)
  • Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
  • •     воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
  • •     формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
  • •     формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
  • •     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:
  • •     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
  • •     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;
Деятельность учителя Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

  1. Организует работу в группах
  2. 1 группа рассматривают подледный рельеф материка (используя инструктивные карты)
  3. 2 группа – климат материка
  4. 3 группа – органический мир материка.
  5. Во время работы групп консультирует обучающихся
  • Деятельность обучающихся
  • Работают в группах
  • 1 группа (по плану описывают особенности рельефа материка)
  • 2 группа – климат материка
  • 3 группа – органический мир материка.
  • Через отведенное время (10 минут) представители от каждой группы презентуют свой материал. Остальные обучающиеся записывают данные в путевые листы (пункты 2-5)
  • После обсуждения весь класс смотрит слайд о роли человека на материке
6ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания (Закрепление)
Деятельность учителя Предлагает задания на «новое» знание (решить тест по новой теме).  Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок. —  Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске) — Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме
  1. Деятельность обучающихся
  2. Отвечают на вопросы теста. (5 минут)
  3. Меняются работами и выполняют взаимопроверку, комментируя правильные ответы
  • Принципиально важно при этом :
  • 1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
  • 2) Предлагать ученикам рассказывать  о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.
  • Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:

1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом — Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Выставление оценок за урок. Деятельность обучающихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы..
8 ЭТАП Домашнее задание.На контурной карте нанести подледный рельеф материка, вулкан, станцию Восток (записать минимальную температуру), прочитать параграф учебника. Творческое задание: Ответить на вопрос «Как изменилась бы природа материка, если бы изменилось географическое положение материка
  1. Приложение 1
  2. Путевой лист
  3. Фамилия, имя
  4. 1. Антарктида самый _____________________
  5. 2. Рельеф материка:
  6. А) мощность ледяного слоя от____________ до ____________ м.
  7. Б) Формы рельефа: горы ____________________, равнины
  8. В) Действующий вулкан _________________________ (высота,м)
  9. 3. Климат
  10. А) Самая низкая температура на нашей планете (_____________ ◦С), зафиксирована на станции ______________
  11. Б) Максимальная скорость ветра достигает _______________ мс
  12. 4. Огранический мир:
  13. Растения _______________
  14. Животные_______________
  15. 5. Полярные исследования
  16. Инструктивные карты
  17. Группа 1
  18. 1. Охарактеризуйте ледовый покров Антарктиды
  19. 2. Геологическое строение, подледный рельеф
  20. 3. Минимальная и максимальная высота
  21. Группа 2
  22. 1. В каких климатических поясах расположена  Антарктида
  23. 2. Температура воздуха (минимум, максимум)
  24. 3. Количество осадков
  25. 4.Скорость ветра
  26. Группа 3
  27. 1. Охарактеризуйте органический мир материка
  28. 2. Приспособление животных к условиям материка

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/osobennosti-prirody-antarktidy-91595.html

Технологическая карта урока "Особенности природы Антарктиды"

Ледниковый покров

Сколько льда в Антарктиде? Что находится под мощным ледниковым покровом? Еще 35— 40 лет назад на эти вопросы нельзя было уверенно ответить. Теперь ученые установили, что в основе большей части материка — в ее восточной половине — лежит Антарктическая платформа.

Почти весь материк покрыт ледниковым щитом, средняя толщина которого около 2000 м, а в восточной части максимальная толщина достигает 4500 м. Средняя высота материка, учитывая ледниковый покров, составляет 2040 м. Это почти в три раза выше средней высоты других материков.

В ледяном покрове Антарктиды содержится около 80% всех пресных вод Земли и 90% объема всех природных льдов планеты.

По подсчетам ученых полное таяние Антарктического ледникового покрова привело бы к повышению уровня океана на 60—65 метров!

Под воздействием своей силы тяжести антарктический лед растекается из нескольких центров к периферии покрова. В разных частях это движение идет с разной скоростью.

В центре Антарктиды, как и в Гренландии, лед движется медленно, у ледникового края его скорость возрастает до многих десятков и сотен метров в год. И здесь быстрее всего движутся ледяные потоки, разгружающиеся в открытый океан.

Их скорости нередко достигают километра в год, а ледник Пайн-Айленд “делает” несколько километров в год. Такие вот ледяные потоки, достигающие океан образуют айсберги.

Подледный рельеф

Антарктида, как и другие южные материки, была частью Гондваны. Современные методы исследования позволили получить четкое представление о подледном рельефе материка. Около 1/З его поверхности лежит ниже уровня океана. В то же время под ледниковым панцирем обнаружены горные цепи и массивы.

В западном полушарии, в Тихоокеанском секторе материка, в период альпийской складчатости образовались горные системы — продолжение Анд Южной Америки — Антарктические Анды. Здесь расположена высшая точка — массив Винсон (5140 м). Глубочайшая впадина — 2555 м.

На островах в море Росса есть действующий вулкан — Эребус — свидетель активных горообразовательных процессов в этом районе.

В Восточной Антарктиде под сплошным покровом льда ровные участки поверхности чередуются с горными массивами высотой 3000—4000 м. Они сложены древнейшими отложениями, похожими на породы других материков, входивших в состав древнего материка Гондвана.

Климат

Почти вся Антарктида находится в антарктическом климатическом поясе. Особенно суров климат во внутренних областях материка. Средняя суточная температура там даже летом не поднимается выше —30 °С, а зимой бывает ниже —70 °С.

Полярниками на станции “Восток” зарегистрирована самая низкая температура на Земле (—89,2 °С). Вот почему станцию “Восток” называют полюсом холода Земли. Для работы в таких условиях используют специальную одежду.

Но в Антарктиде не один, а 6 полюсов.

Антарктиду называют “холодильником” Земли.

Южное полушарие значительно холоднее Северного. Здесь находится область высокого атмосферного давления с нисходящими токами воздуха, которые не образуют облаков.

Воздушные массы оттекают от центра материка к прибрежной зоне. Сформированный здесь антарктический воздух отличается не только низкими температурами, но и удивительной прозрачностью и сухостью.

Он хорошо пропускает тепло, идущее от поверхности Земли.

— Чем же обусловлена суровость климата? 

Подстилающая поверхность в Антарктиде сильно отличается от подстилающей поверхности всех других материков Земли. В летнее время Антарктида получает много солнечного тепла. Но около 90% этого тепла отражается снегом и льдом и уходит в космос. Таким образом, суровость климата обусловлена тремя факторами.

Во-первых, географическим положением. Во-вторых, наличием мощного ледяного покрова. В третьих, отсутствием облачности, которое способствует дальнейшему выхолаживанию территории.

10% тепла, которые поглощаются поверхностью Антарктиды, так же как и 90% отраженного ледяной поверхностью солнечного тепла, уходят в космос.

В Антарктиде хорошо выражена географическая зональность в распределении температур и осадков, выпадающих в твердом состоянии.

Вследствие большой разницы температур и атмосферного давления над внутренними областями Антарктиды и над омывающими океанами в прибрежной полосе дуют постоянные ветры с материка. К берегу они усиливаются и порой достигают ураганной силы.

Эти ветры сдувают с материка в океан огромное количество снега. Поэтому здесь требуются особые жилые постройки: на высоких сваях и прикрепленные к грунтам металлическими тросами. Зимой моря покрываются сплошным льдом.

Органический мир

Большая часть Антарктиды лишена растительного и животного мира. Здесь находится Антарктическая пустыня.  Современные организмы Антарктиды представлены мхами, лишайниками, микроскопическими грибами и водорослями и др. Жизнь присутствует почти повсюду, даже в районе полюса холода в снегу обнаружены бактерии.

Вблизи побережья материка обнаружены необычные участки с озерами, совершенно свободные ото льда, а летом и от снега, окруженные ледником. Такие участки получили название антарктических оазисов. Площадь оазисов от нескольких десятков до нескольких сотен квадратных километров.

Летом скалы, свободные от снега и льда, поглощают до 85% солнечного тепла, нагреваются сами до +20—30°С, нагревают окружающий воздух. Здесь температура воздуха выше на 3—4°С, чем над окружающими ледниками. В мелких озерах некоторых оазисов температура воды достигает + 10 +15°С.

Оазисы Антарктиды можно рассматривать как очаги тепла и жизни в ледяной пустыне. Озера оазисов богаты разнообразными водорослями. Антарктические оазисы — явление уникальное. Нигде на Земле нет подобных природных условий. Они вызывают большой интерес у исследователей.

К тому же в оазисах, лишенных ледяного покрова, имеется возможность непосредственно изучать верхние слои литосферы, выявлять полезные ископаемые, различного рода древнейшие остатки.

Животный мир связан с омывающими материк океанами. Воды Антарктики богаты планктоном, который является источником питания для китов, тюленей, рыб и птиц. Здесь водится несколько видов китообразных, среди них самые крупные животные нашей планеты — синие киты.

Широко распространены ластоногие, а также кашалоты, касатки.

Летом на побережье гнездится около десятка видов птиц. Типичные обитатели Антарктиды — пингвины. Они не летают, но прекрасно плавают, питаются рыбой, моллюсками и рачками. Пингвинов здесь обитает около 20 видов. Самый распространенный — небольшой пингвин Адели.

Особенно красивы императорские пингвины, массой до 50 кг и высотой более метра. Свое потомство они выводят в суровую зиму. Гнезд не делают, а яйца держат на лапах, прижимая к пуху теплого живота. Высоко в горах гнездятся антарктические и снежные буревестники.

На побережье летом можно встретить бакланов, чаек-поморников.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-osobiennosti-pri.html

10 удивительных фактов об Антарктиде

Антарктида – таинственная и удивительная территория. Из семи континентов она является наименее гостеприимным и поэтому хуже всего изученным материком. К вашему вниманию – 10 наиболее интересных фактов о нём.

10. Её размеры постоянно меняются

Площадь материка составляет около 11,7 миллионов квадратных километров

В Антарктике слой морского льда непрерывно расширяется в одних регионах и уменьшается в других. Одна из причин этого – ветер. Когда он долго дует, например, с севера, материк постепенно расширяется в южном направлении.

Эти ежегодные колебания происходят посезонно. Сама площадь материка (земли) составляет около 11,7 миллионов квадратных километров, каждое лето он окружён ещё примерно 2,85 миллионами квадратных километров льда. Зимой континент становится намного больше.

Его площадь достигает почти 18 миллионов квадратных километров. Чтобы вам было проще представить себе эти цифры – отметим, что Европа занимает всего лишь около 9,8 миллионов квадратных километров.

Можно сделать вывод, что каждую зиму площадь «чисто ледяной» территории Антарктиды превышает размеры Старого Света.

9. Ледяной континент прекрасно подходит для сбора космического мусора

С 1976-го года учёные из США собрали в Антарктиде более 16 тысяч метеоритов

Антарктика – практически идеальная среда для сбора метеоритов. В любом другом месте тёмные глыбы, прилетевшие к нам из космоса, смешиваются с землёй и становятся незаметными.

Обломки метеоритов ошибочно принимаются за обычные камни, а чаще всего их вообще никто так и не обнаруживает. В то же время Антарктида – белоснежный материк, покрытый только льдом и снегом.

Поэтому космический мусор, упавший на её поверхность, резко контрастирует с окружающим фоном, здесь его обнаружить очень легко.

Ледяная среда также хорошо сохраняет метеориты – возраст многих находок достигает миллионов лет. Поэтому учёные нередко отправляются сюда с целью их поиска.

Путешествие в Антарктиду для сбора метеоритов с точки зрения затрат является наиболее эффективным. Искать их в Европе или Америке – дело неблагодарное.

Этот факт подтверждается на практике: начиная с 1976-го года учёные из США в рамках программы по поиску метеоритов собрали в Антарктиде более 16 тысяч экземпляров.

8. Здесь проводятся ежегодные марафоны

На базе Элсуэрт с 2004-го года проводятся марафоны

Отсутствие постоянного населения – не помеха для проведения спортивных состязаний в Антарктиде. На базе Элсуэрт с 2004-го года проводятся необычные марафоны.

Участники прилетают на частном самолете из Южной Америки в место, где средняя температура составляет от -17°С до -12°С. Ветер дует со скоростью 5-12 м/с. И это – лишь малая часть препятствий на пути спортсменов.

Кстати, марафон проходит на средней высоте в 1000 метров над уровнем моря.

Если же вы не хотите, чтобы чай в термосе замёрз через несколько минут – можете принять участие в более «мягком» забеге Мак-Мердо. Проводится он на ледяном шельфе в море Росса.

В этом марафоне часто участвуют работники научно-исследовательского центра «Мак-Мердо» (Соединённые Штаты Америки).

Но добраться до финиша удаётся не всегда – всё зависит от погоды, а она в Антарктиде крайне непредсказуема, даже в летнее время.

7. Сюда едут туристы

Около 35 тысяч туристов каждое лето посещают Антарктиду

Возможностей для экстремального туризма в Антарктике не счесть.

Вы можете пересечь Полярный круг, пройти через колонии пингвинов, проследить пути ранних исследователей континента, выполнить подводное погружение, посетить научно-исследовательские станции и т.д.

Но всё это можно делать лишь на Антарктическом полуострове. На нём относительно мягкий климат, а в год выпадает примерно столько же осадков, как в Денвере. Его в шутку называют тропическим в сравнении с остальной частью континента.

Этот полуостров, простирающийся на 1300 километров – самая северная и самая влажная территория на материке. Тут, среди великолепных зимних пейзажей, обитают пингвины, тюлени и другие представители животного мира.

Каждое лето круизные лайнеры доставляют на Антарктический полуостров около 35 тысяч туристов.

Конечно, это не так уж и много в сравнении с популярными курортами, но не стоит забывать, что данное направление всё же очень экзотичное.

6. Антарктида всё ещё нова и неизведанна для нас

Исследователи обнаружили материк и начали разведку новых территорий в начале 1800-х годов

Британский капитан Джеймс Кук, заплыв в полярный круг в 1772-м году, не видел землю, но огромные плавучие айсберги и низкая температура свидетельствовали о суровости окружающей среды.

Исследователи же обнаружили материк и начали разведку новых территорий в начале 1800-х годов. Так, американский капитан Джо Дэвис отправился на Антарктический полуостров, чтобы поохотиться на тюленей, в 1821-м году.

Вероятно, он и был первым человеком, ступившим на новый континент.

Тем не менее, никому не удавалось достичь Южного полюса до 1911-го года. Первым это сделал норвежец Руаль Амундсен. Другой исследователь, британец Эрнест Шеклтон, попытался добраться до полюса раньше, но ему пришлось развернуться, когда до пункта назначения оставалось менее 200 километров.

Англичанин Роберт Скотт достиг этой точки через месяц после Амундсена, но суровая погода помешала ему вернуться домой. Высокая степень риска не останавливала исследователей, желавших посетить Антарктиду, и во многих точках континента устанавливались флаги разных стран.

Со временем их количество росло – и возникла необходимость решать вопросы собственности.

5. Несколько стран всерьёз претендуют на Антарктиду

Аргентина, Чили и Великобритания объявили Антарктиду своей

Естественно, открывая новые территории, люди хотят присвоить их себе. Но Антарктида – пожалуй, единственное исключение.

Учёные со всех уголков света вместе работают на самом южном континенте и проводят научные исследования. Семь стран в своё время претендовали на разные части континента, но дальше разговоров дело не пошло.

Лишь несколько государств продолжили настойчиво добиваться признания Антарктиды принадлежащей им территорией.

Три страны – Аргентина, Чили и Великобритания – успели объявить Антарктиду своей. Ясное дело, признавать претензии друг друга они отказывались. Австралия, Франция, Норвегия и Новая Зеландия были более скромны и претендовали только на отдельные участки территории.

Но в 1959-м году 12 стран подписали соглашение, согласно которому Антарктида считалась международной территорией. Позже к нему присоединились и другие государства. На данный момент с договором согласна 51 страна.

Тем не менее, документ лишь немного охладил пыл государств, выдвигавших территориальные претензии по поводу Антарктиды. И сегодня они мечтают присвоить себе этот континент.

4. Этот материк имеет много общего с Сахарой

Антарктида самая ветреная и сухая территория на планете

Антарктида – настоящая полярная пустыня. Это – самая высокая (в среднем), самая ветреная и самая сухая территория на планете.

В 1983-м году на советской научной станции «Восток» была зафиксирована самая низкая на Земле температура: -89,2°С. 98% территории материка покрыто слоем льда, составляющим примерно 70% мировых запасов пресной воды.

Средняя его толщина – 2200 метров, а в Восточной Антарктике она достигает 4800 метров!

Что же делает этот континент похожим на Сахару? Прежде всего, минимум жизни и крайне низкий средний уровень осадков. Здесь настолько холодно, что дождей практически не бывает. В некоторых областях выпадает менее 30 миллиметров осадков в год. Существуют и зоны, в которых, по мнению учёных, дождя не было более двух миллионов лет.

3. Здесь есть кровавый водопад

Такой необычный вид водопада обусловлен содержанием в воде большого количества оксида железа

Кровавым водопадом исследователи называют поток воды, имеющий насыщенный красный цвет, вытекающий из антарктического ледника Тейлора в области Сухих долин. Такой необычный вид водопада обусловлен содержанием в воде большого количества оксида железа. Вода вытекает из небольшой трещины в слое льда. Выяснилось, что источником является озеро, покрытое 400-метровым слоем льда.

От самого водопада оно удалено на несколько километров. Озеро сформировалось, когда область Сухих долин была затоплена морской водой. Около 2-4 миллионов лет назад вода отступила, а водоём оказался покрытым толщей льда.Удивительно, что солёность воды в этом источнике превышает таковую в океанах в 4 раза. По этой же причине она не замерзает даже при температуре в –10°C.

Исследовав состав потоков воды, учёные смогли доказать, что глубинное озеро заселено множеством микроорганизмов, живущих в условиях полного отсутствия кислорода, питательных веществ из внешней среды и солнечного света, требуемого для фотосинтеза.

Обнаруженная экосистема позволила астробиологам строить предположения относительно возможности существования жизни в похожих условиях на других планетах нашей Солнечной системы.

К примеру, под полярными шапками Марса или в глубоких океанах Европы – спутника газового гиганта Юпитера.

2. Жизнь находит способы приспособиться к суровым условиям

В Антарктиде обитают многие птицы – буревестник, альбатрос, поморник

Беспозвоночные, такие как нематоды и клещи, выживают на антарктической земле, а в местных озёрах полно микробов. Интересно, что некоторые живые организмы развили способность переживать самые суровые похолодания.

Когда температура опускается до критического предела – клетки будто «замерзают» и перестают функционировать. После потепления же они снова оживают.

Представители фауны – менее выносливы, поэтому жизнь кипит лишь в районах, скрытых от постоянных пронизывающих ветров и имеющих доступ к воде. И, конечно же, в морских глубинах.

Пингвины, тюлени, морские львы, громадные киты, кальмары и криль – лишь некоторые из крупных животных, процветающих в суровых антарктических условиях. Также там обитают многие птицы – буревестник, альбатрос, поморник. Последние доставляют немало неудобств экспедициям. Хищные поморники часто нападают на других животных или людей, часто воруют оставленные без надзора продукты питания.

1. Антарктида раньше была тропической

50 миллионов лет назад Антарктида располагалась на тропических широтах

Исследователи самого холодного материка, сверля глубокие дыры в толще многовекового льда, получают возможность увидеть, как менялась наша планета с течением времени. Удивительно, но они выяснили, что на антарктическом побережье раньше вовсю росли пальмы и цветы, а вода в океане была тёплой. То есть, чуть более 50 миллионов лет назад Антарктида располагалась на тропических широтах.

Были найдены окаменевшие останки деревьев и растений, в наше время произрастающих в Новой Зеландии.

Также учёные обнаружили доказательства того, что в Антарктиде росли африканские баобабы! Сегодня же миллионы квадратных километров этого континента выглядят как полярная пустыня.

Это заставляет задуматься, какие изменения произойдут в будущем с климатом – может быть, Сахара станет новой Антарктидой, а сам полярный материк вновь превратится в тёплое и обитаемое место?

Чем больше мы узнаём об Антарктиде – тем больше появляется новых загадок. Этот удивительный белоснежный континент по сей день считается малоизученным. Суровые условия сильно осложняют проведение научных исследований и экспедиций, но разве трудности когда-то останавливали человечество?

Подпишись на канал чтобы не пропустить новые интересные статьи.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59663b5d1410c35da0a45986/5a139740dcaf8e0d751603f7

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector