У слова «культура» множество значений. В обыденной речи мы можем этого не замечать, но это действительно так. Мы говорим хулиганам на улице «не надо ругаться, соблюдайте культуру речи», просим ребенка «не кричи, это некультурно!», ходим на концерт в Дом культуры и покупаем в магазине садоводства семена плодово-ягодных культур.
В разных словарях встречается более 15-и определений слова «культура».
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат.
cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — англ. culture; нем. Kultur.
-
Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень истор. развития данного общества и человека. Социологический словарь Культура — (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах… Словарь по культурологии культура — культура I ж.
Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений. || Совокупность таких достижений в определённую эпоху, у определённого народа. Толковый словарь Ефремовой - Культура — (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большая советская энциклопедия
- Культура — 1. совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2. высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. Большой бухгалтерский словарь
- культура — КУЛЬТУРА -ы; ж. [лат. cultura] 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная к. Духовная к. Достижения культуры. История культуры. К. античного мира. К. Древней Руси. Средневековая к. Толковый словарь Кузнецова
- культура — Культуры, ж. [латин. cultura] (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Большой словарь иностранных слов
- КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой деятельности, поведения и общения… Новейший философский словарь
- КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большой энциклопедический словарь
- культура — КУЛЬТ’УРА, культуры, ·жен. (·лат. cultura) (·книж. ). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Толковый словарь Ушакова
- культура — КУЛЬТУРА ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; || образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника. Толковый словарь Даля
- КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения)… Новая философская энциклопедия культура — -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура. Малый академический словарь
- К.- специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Этнографический словарь
- КУЛЬТУРА — (англ. culture) — ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие «К.» (так же, как и понятие «общество») чрезвычайно широко употребляется в человекознании: социологии, психологии человека и др. Большой психологический словарь
Обратимся к самым распространенным видам культуры:
-
Жизненные ценности
-
Нормы поведения
-
Артефакты (материальные произведения)
Культура, как ряд жизненных ценностей, выражается в соблюдении общепризнанных норм поведения. Это как раз тот случай, когда мы объясняем ребенку, что в театре некультурно бегать и кричать. Но речь идет не только о правилах приличия, а обо всех моральных ценностях общества.
Так, мы спасаем недоношенных детей, определяя жизнь как высшую ценность, жертвуем деньги на благотворительность, считаем недопустимым воровать и применять к людям физическое, моральное насилие. От отношения к слабым — детям, пожилым людям, людям с особенностями развития, зависит культура всего общества.
Как известно, общественные строи, где к людям применялись иные правила (напр. Спарта) не существовали долго.
Культура, как нормы поведения укладывается в правила, которые приняты в том или ином обществе или учреждении.
Они могут изменяться со временем, становиться более демократичными или наоборот консервативными.
Нормы поведения складываются исторически и, как правило, универсальны, при этом в каждой стране, у каждого народа есть свои особенности, которые стоит учитывать, если вы отправляетесь в путешествие.
Артефакты — это материальные произведения, осязаемое выражение культуры общества.
Основные признаки
Культуролог Софья Гердер выделила основные признаки культуры:
- культуру можно выявить и описать через ценности, нормы, стереотипы;
- культура проявляется и отражается в поведении людей, в искусстве, законах, поэзии, религии, праздниках, идеалах и во многом другом;
- культура всегда исторически обусловлена, но она может меняться на протяжении времени, как меняются представления о мире, о человеке, об обществе;
- культура объединяет людей в единое целое, помогает людям понимать друг друга, видеть самое ценное и благородное в человеке;
- культура может пониматься как система кодов (символы культуры, искусство, язык), с помощью которых люди хранят память о себе и взаимодействуют;
- культура характерна только для человека, потому что она наследуется негенетически, с помощью обучения и воспитания;
- культуру изучить в рамках одной науки невозможно, ее познают филологи, культурологи, политологи, философы, историки, искусствоведы и многие другие ученые;
- культуру измерить вряд ли возможно, потому что в каждой культуре свои «мерила», критерии оценки правильности поведения людей или духовных идеалов;
- культура воплощает свое богатство в творчестве и творческом преображении реальности;
- культура сложно уловима, но проявляется достаточно ярко на фоне других культур;
- культура находятся всюду, она внутри каждого, в его поведении и в ценностях;
- культура – феномен социальный, коллективный, хотя отдельный человек является носителем той или иной культуры;
- культура обладает границами, но нередко они размыты и не всегда можно отделить одну культуру от другой.
- О культуре
- Культура неприязни
- Церковь и культура: традиция и консерватизм
Поскольку вы здесь…
… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.
Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.
Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!
Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen
Источник: https://www.pravmir.ru/chto-takoe-kultura/
Культурология
Культурология относится к базовым учебным дисциплинам обязательного блока гуманитарных дисциплин Государственного стандарта по высшему профессиональному образованию.
Культурология в широком смысле — особая отрасль познания, целостное изучение культуры. Предмет культурологии обширен.
В рамках культурологии изучается сущность, структура и содержание культуры, исторические закономерности её развития, процессы функционирования и передачи культурного наследия.
Исследуется этническое своеобразие культур, роль культурных контактов и общечеловеческих ценностей в истории человечества, значение культуры для развития личности и групп общества, для гуманизации человеческих отношений и т.д.
В качестве основных разделов культурологии обычно выделяют: историю культуры, историю самой культурологии, философию культуры, социологию культуры, психологию культуры, аксиологию культуры, семиотику.
Более узкое понимание культурологии сводит её к теории культуры.
Поэтому и учебная дисциплина «Культурология» включает в себя два основных раздела: теорию культуры и историю культуры, которые могут дополняться специальными курсами по частным разделам культурологии.
Теория культуры. Структура и функции культуры
В «Словаре» Аделунга издания 1793 г. термин означает: «облагораживание, утончение всех умственных и моральных качеств человека или народа» И.Гердер придавал этому слову ряд разнообразных значений.
Среди них — способность одомашнивать животных, осваивать новые земли, сведя леса ; развитие наук, искусств, ремёсел и торговли ; наконец, политика.
Представления Гердера во всём совпадают с мыслями Канта, который связывал успехи культуры с успехами разума и считал их окончательной целью установление всеобщего мира.
Культура это многоуровневая система. Принято подразделять культуру по её носителю. В зависимости от этого правомерно выделять мировую и национальную культуры.
Мировая культура это синтез лучших достижений всех национальных культур, различных народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоёв и групп соответствующего общества.
Своеобразие национальной культуры, её неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной ( особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства )сферах жизни и деятельности.
Материальная культура — это культура труда и материального производства: культура быта: культура топоса , т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города ) ; культура отношения к собственному телу: физическая культура.
Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.
Культура делится на определённые виды и роды. Основанием для подобного деления является учёт многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.
По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или духовной. Они представляют собой » вертикальное» сечение культуры, «пронизывая» всю её систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.
Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники, ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нём нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры — всестороннее развитие человека.
Культура — это многофункциональная система. Коротко охарактеризуем основные функции культуры. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из неё.
Важнейшая — функция передачи социального опыта. Её нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной.
Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.
Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из неё. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.
Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.
Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право. Семиотическая, или знаковая функция — важнейшая в системе культуры. Представляя собой определённую знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без учения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно.
Так, язык (устный или письменный) — средство общения людей, литературный язык — важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.
Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определённые ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.
Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
Далее … УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
https://www.sape.ru/r.KUnVbTfjJy.php Регистрируйтесь перейдя по ссылке и зарабатывайте вместе с нами!
Источник: https://kultyres.ru/
Введение
Формирование культуры студента — одна из важнейших проблем современного мира.
Технические, социальные преобразования современного общества коснулись всех областей человеческой деятельности, в том числе и такой деятельности как общественная коммуникация, посредством которой, человек, в нашем случае студент, окультуривается.
В процессе образования человек взаимодействует с огромным количеством людей, которые делятся своим культурным опытом, в результате восприятия которого, человек как бы обретает «культурный слой».
Данная тема особенно актуальна, потому как именно культура формирует личности членов общества, тем самым регулируя их поведение в обществе.
Задача воспитания из студента не просто профессионально подготовленного специалиста, но и культурного человека, имеющего широкие духовные интересы, всегда относилась к числу приоритетных задач системы высшего образования. Главной целью профессионального образования является подготовка студента к будущей деятельности.
Как известно, в современном обществе важна не только профессиональная подготовленность человека, но и его культурная образованность. И поэтому профессиональное образование должно развивать в обучаемом объекте его личные культурные качества.
- Основной целью данной работы является изучение особенностей культуры студенчества, как отдельной социальной группы, а также изучение особенностей культуры студентов гуманитарных и технических специальностей. Для достижения цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
- · Изучить специальную литературу по рассматриваемой проблеме;
- · Рассмотреть понятие и сущность культуры с точки зрения социологического подхода;
- · Выявить особенности культуры студентов как отдельной социальной группы;
- · Изучить культуру студентов гуманитарных и технических специальностей и выявить уровень их культуры;
- · Рассмотреть и проанализировать социологические исследования, соответствующие теме курсовой.
- Объектом курсовой работы является студенческая молодежь.
- Предметом курсовой работы является культура студентов, её влияние на формирование личности.
Понятие культуры с точки зрения социологического подхода
социологический культура студенчество молодежь
Культура — понятие многообразное. Толкование понятия «культура» существует в нескольких вариантах, потому как рассматривается оно с точки зрения разных подходов (философский, антропологический, социологический и т.д.)
С точки зрения социологии, культура является духовно-материальным фундаментом, на котором возникло и развивается человеческого общество.
В социологическом словаре можно найти следующие определения понятия «культура»: «Культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».
Культура в широком смысле — это процесс формирования надындивидуального бытия, неподвластного отдельному человеку и проявляющегося в выработке общечеловеческих, общезначимых ценностей, норм, принципов социального общежития (Э. Дюркгейм).
Культура в узком смысле — это деятельность социокультурных институтов и конкретных учреждений культуры, в которых происходит процесс накопления, воспроизводства, трансляции и приращения культурных достижений как социума в целом, так и отдельных социальных групп и личностей (образование, наука, искусство; школы, НИИ, музеи и т.п.).
В социологии существуют три взаимосвязанных подхода в изучении культуры:
· предметный, изучающий содержание культуры как системы ценностей, норм и значений или смыслов, т.е. способов регуляции жизни в обществе;
· функциональный, выявляющий способы удовлетворения человеческих потребностей или способы развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности;
· институциональный, исследующий типические единицы или устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Источник: https://studbooks.net/706846/sotsiologiya/kultura_studenchestva
Культура досуга студентов — международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)
1 Егорова З.М. 1 Михалева А.Б. 1 1 Северо-Восточный федеральный университет
1. Культурно-досуговая деятельность студентов [Электронный ресурс] http://publ.uchis-online.ru/files/ou3.pdf (дата обращения 28.03.2015).
2. Михалева А.Б. Истоки экспериментального исследования эмоций в России // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2012. – № 1. – С. 57-61.
3. Михалева А.Б., Харитонова В.В. Культура досуга студентов//Сборник научных трудов SWorld. – Одесса:КУПРИЕНКО СВ, 2015. – № 1(38). 4. Седова Н.Н. Досуговая активность россиян // Социологические исследования. – 2009. – № 12. – С. 56–68.
Досуг – это творческая деятельность, осуществляемая в свободное время и находящаяся вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает и развивает в себе умения и способности [1]. На основе анализа досуговой активности россиян Н.Н. Седова выявила следующие тенденции: Свободное время и досуг остаются в российском массовом сознании «вторичными» по отношению к работе. При этом свободное время находится под угрозой ценностной девальвации, развивается тенденция на «одомашнивание» досуга. Пренебрежение досугом может привести к усугублению проблем в сфере здоровья, социализации, личностного развития и самореализации россиян. Сегодня особое значение приобретает формирование отношения к досугу как источнику разнообразных знаний, умений и навыков, освоения мира культуры, самореализации и общественного признания [4]. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения конфликтов, развития общения, удовлетворения потребностей личности в удовольствии. Свободное время относится к центральным ценностям человека, поэтому особое место занимает вопрос о ценностной ориентации досуга. Досуговые предпочтения являются одной из определяющих характеристик образа жизни человека.
Особое место в досуге современного человека должно занимать искусство. Развитие искусства непосредственно связано с эмоциональным развитием человека, восприятие искусства формирует эмоциональную сферу человека.
Традиционно в российской психологии эмоциональное развитие связывали с нравственным становлением личности: чувства интеллектуальные предшествуют развитию чувств нравственных, индивидуальные нравственные чувства – социальным [2].
Особенность досуга современного студента должна состоять в развитии его образования и культуры, для этого необходимо совмещать мероприятия развлекательного характера с информационно насыщенными, возможностью творческой реализации и познания нового.
Всё, что получает студент в процессе досуговой деятельности, отличается от знаний и навыков, полученных в процессе обучения.
Досуговое пространство отличается значительно большей свободой, и здесь молодой человек выбирает именно то, чему он готов с интересом посвящать своё свободное время. Высокая степень заинтересованности предполагает достижение высоких результатов и расширение кругозора.
Именно в досуговых занятиях, когда молодой человек по-настоящему увлечён, может развиваться его творческий потенциал, формирование личности, способной к саморазвитию и самореализации.
В целях изучения досугового пространства студентов, будущих специалистов системы образования, были опрошены 20 студентов педагогического колледжа в возрасте 16-21 год и 20 студентов педагогического института в возрасте 17-22 года.
Свободное время в форме приобщения к культуре (чтение, просмотр телепередач, посещение театра, музеев и кино) проводят практически 50 % студентов. Время за творческими занятиями больше проводят студенты вуза, нежели колледжа.
Общение с друзьями и прогулки предпочитают 90 % студентов, при этом юноши по сравнению с девушками более активны в этих формах досуга. Также юноши проявляют больший интерес занятиям спортом (50 %) по сравнению с девушками (30 %). Своим хобби занимаются 70 % юношей из вуза и только 20 % студентов-юношей колледжа.
Студенты-юноши вуза также активнее посещают кружки. Приработком в свободное время также активнее занимаются юноши-студенты вуза. Практически 100 % студентов, как юноши, так и девушки «часто» проводят время в социальных сетях Интернета.
Ничего не делать более всего предпочитают девушки-студентки вуза, вероятно по причине большей по сравнению с колледжем учебной занятостью и в связи с этим большей потребностью в пассивном отдыхе.
Результаты опроса показали, что, несмотря на ограниченность во времени и в материальных ресурсах, которые испытывают большинство студентов, ребята находят возможность для саморазвития вне учебно-профессиональной деятельности. Однако, определилась тенденция к проведению пассивного досуга в сети Интернет.
Следовательно, досугом студентов, особенно младших курсов, необходимо управлять.
Кураторам и преподавателям мы рекомендуем направлять внимание студентов на духовно-содержательные мероприятия, формирующие эмоциональные и нравственные эталоны поведения [3]; показывать пути и способы расширения общения молодежи в реальном пространстве.
Библиографическая ссылка
Егорова З.М., Михалева А.Б. КУЛЬТУРА ДОСУГА СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15324 (дата обращения: 21.03.2020).
Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15324
Студенчество как субкультура: постановка проблем
В данной статье рассматривается студенчество как наиболее активная и образованная группа молодежи, которая обращает на себя внимание ученых, исследователей. По мнению некоторых авторов, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу.
Причиной формирования специфической студенческой субкультуры являются следующие характеристики: особые неформальные взаимоотношения, формы коллективистской деятельности студентов, поведенческие нормы, сленг, стиль жизни, традиции и обычаи, социально-групповое самосознание, территориальное сосредоточение.
Формами функционирования студенческой субкультуры становятся творческие студенческие коллективы, форумы, студенческие спортивные секции и т.п.
В статье показано, что студенческая субкультура, объединенная общим видом деятельности (получение высшего образования) включает в себя ценностно-нормативную систему; определяет стили жизни студентов; влияет на формирование установок и на определенные жизненные стратегии.
В общем виде в научной литературе под «субкультурой» понимают противопоставление господствующей культуре, то, что находится за ее пределами.
Общий смысл некоторых теоретических подходов изучения молодежных субкультур можно свести к следующему: субкультура выступает как фактор, который провоцирует девиантное поведение, расовую нетерпимость, наркотизацию, преступность и т.д. А особенностью же студенческой субкультуры является то, что она ближе всех находится к культуре общества. Она не противопоставляет себя господствующей культуре, а стремится к интеграции с ней.
Молодежь включает в себя различные группы, среди которых выделяется студенчество. Студенчество – это социальная группа, которая в будущем определяет направления в экономической, политической и духовной жизни общества.
На собственный путь развития вступает новое поколение, в связи с чем становится актуальным анализ явлений и проблем, связанных с включением в многообразную жизнь студенческой молодежи, как особой современной субкультурной общности.
Определенное воздействие на учащихся оказывают институционально определенные параметры: количество вузов, численность студентов по формам обучения и профилю, получаемое образование.
Известно, что к основным принципам образовательной политики Республики Казахстан относятся: равенство всех граждан на образование; доступность образования; светский характер образования; стимулирование образованности и разнообразие организаций образования; демократический характер управления образованием; гуманистический и развивающий характер образования; интеграция образования, науки и производства; профессиональная ориентация образования; информатизация образования [1]. Так, государство обеспечивает получение гражданами Республики Казахстан бесплатного предшкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования, а также на конкурсной основе, в соответствии с государственным образовательным заказом, бесплатного технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, если образование каждого из этих уровней гражданин получает впервые [2].
Важным направлением образовательной политики является обеспечение доступности образования. В мировой образовательной статистике для оценки уровня доступности образования принято использовать показатель охвата населения типичного возраста образовательными услугами соответствующего уровня.
По данным агентства Республики Казахстан по статистике возрастной состав студентов вузов от 16 до 29 летсоставляет 531949 человек, из них в Алматы – 205456 человек [3]. По количеству студентов на 10 000 населения Казахстан (334) превосходит Германию (258) и Японию (222), но значительно отстает от США (589) [4].
На нынешнем этапе общество заинтересовано не просто в достаточном числе специалистов, а в их высокой квалификации, в их умении самостоятельно, творчески мыслить, ориентироваться в постоянно меняющихся социально-экономических условиях, в их социальной активности и образованности. Именно эти факторы обусловливают возрастание социальной роли и ответственности студенчества как социально-демографического, социально-профессионального и интеллектуального резерва общества [5, C.159].
В целом студенческая молодежь, как современное поколение молодежи, сформировалось в новых, неформальных условиях, ориентирована на свободные, демократические формы общения.
Период получения высшего образования является важным этапом социализации молодого человека, когда осознанно происходит выбор траекторий своего будущего развития, свойственна вертикальная социальная мобильность, имеющая в молодежной среде, согласно нормам, восходящую направленность.
Сегодня стала важной переориентация – от «единство=единообразие» до «единствов разнообразии», проблема соотношения единства и разнообразия, целостности дифференциации молодежи. Исследователи предлагают два противоположных «сценария» изучении ямолодежи как социального ресурса [6].
Первый, несмотря на всю силу дифференцирующих факторов, направленна актуализацию интегрирующих характеристик, позволяющих рассматривать молодежь как целостность. Второй основана преобладающей роли дифференцирующих факторов.
В этом случае целесообразнее говорить не о молодежи в целом как социальном ресурсе, а выделять ресурсные особенности различных социальных групп молодежи [6, С. 26].
Независимо от социально-экономической ситуации взросления и социализации возрастных когорт, универсальные ценности частной жизни – семья, здоровье, интересная, престижная работа, конкурируя между собой во времени, остаются неизменно устойчивыми.Ниже приводится лишь отдельная часть, посвященная исследованию ценностей студенческой молодежи.
Так, крепкое здоровье, как наиболее значимое в жизни студента, занимает 47% от ответов респондентов. Интересная, престижная работа – 44%, уверенность в себе – 44%. Дружная семья – 42% от ответов респондентов.
При этом в отношении студентов особенно проявляется разрыв между вербальной значимостью здоровья как ценности и реальным поведением большинства, весьма далеким от норм и требований валеологической культуры, здорового образа [6, С.173].
От того, сможет ли молодой человек выделить среди интересов и ориентиров приоритетный, выстроить своеобразную иерархию жизненных ценностей, будет зависеть успешность его дальнейшего жизненного пути [5, C.159-160].
Студенчество как наиболее активная и образованная группа молодежи обращает на себя внимание ученых, исследователей. Определение студенчества варьируется, и у авторов можно увидеть их интерпретацию данного понятия.
Изучение студенческой молодежи и ее роли в общественно-исторических изменениях рассматривались в XVIII веке в учениях Р. Оуэна и Ш. Фурье. В конце XIX века американские философы Л. Уорд и Дж. Дьюи продолжают развитие этой проблемы [7].
Мировой опыт показывает, что в процессах модернизации важную роль играет студенческая молодежь. Большой вклад в изучении студенчества и института высшего образования в обществах переходного периода внесли зарубежные ученые – Э. Дюркгейм, К. Мангейм, Э. Гидденс, Н. Смелзер.
Современная студенческая молодежь как важный объект и субъект социальных преобразований описывается в работахГ.С. Абдирайымовой, Г.К. Асан, Л.А. Бекмамбетовой, Ш.Е. Джаманбалаевой, М. Маульшариф, Г.Ж. Тельбаевой, М.Б. Таныбековой.
Студенчество, как особая социальная группа,отражено висследованиях А.С. Власенко.
Он отмечает, что «студенчество формируется из различных социальных образований общества и характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием» [8]. Студенчество, как социальную группу по своему общественному положению ближе всего стоящей к интеллигенции и являющейся социальным резервом общества, изучали С.Н. Иконникова и В.Т. Лисовский. Другой точки зрения придерживается казахстанский ученый М. Махмутова. Она рассматривает проблемы молодых людей, в том числе и студентов, как социально-уязвимых групп, а органам, ответственным за принятие решений в сфере молодежной политики, рекомендует уделять больше внимания проблемам молодежи [9].
Роль студенческого самоуправления была затронута в работах У.С. Кайырбековой, А.А. Аккузова и М.Н. Нареновой.
Студенчество как мобильная социальная группа, основной деятельностью которой является подготовка к выполнению социальных и профессиональных ролей. Б. Рубин и Ю.
Колесников определяют студенчество как: «мобильную социальную группу, «основным условием которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высокой профессиональной и социальной роли в материальном и духовном производстве» [10].
Социальный облик студенчества в условиях трансформирующегося общества описан в работах Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко, Ю.Г. Волкова, В.И. Добренькова, В. Волова, В.А. Сибирева, Н.А. Головина, М.Р. Радовеля и других.
Роль молодого поколения в процессе общественного воспроизводства в условиях социальной неопределенности и возникновения нового типа риска всесторонне освещены в трудах В.И. Чупрова, Ю.А. Зубок.
На Западе молодежь рассматривалась как самостоятельная группа общества со своей системой взглядов на жизнь, общественные процессы, иерархией ценностей, мировоззрением и картиной мира.
Выделение молодого поколения в автономную социальную группу связано, прежде всего, с увеличением уровня жизни населения, улучшением экономической ситуации, вследствие чего, крайне популярным стало получение высшего образования, что привело к «продлению» юности.
Итак, под студенчеством понимают собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, возрастной структурой; определенным общественным положением, ролью и статусом; стадией социализации, которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями [11].
Черты, проявляемые в общесоциальной сфере студенческой молодежью, привнесены в ее жизнедеятельность, главным образом, в предшествующем периоде жизни, воспитаны в детском и подростковом возрасте семьей, дошкольными учреждениями, школой, общественными организациями. В студенческий период они продолжают активно закрепляться, развиваться и проявляться. Отношение студента к учебе, общественной работе есть также во многом следствие его общесоциальной зрелости [11].
Несмотря на различия социального происхождения, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу.
Особые неформальные взаимоотношения, формы коллективистской деятельности студентов, поведенческие нормы, сленг, стиль жизни, традициии обычаи, наличие социально-группового самосознания – все эти характеристикисочетании с территориальным сосредоточением порождают у студенчества специфическую субкультуру.
Таким образом, изучению студенчества посвящены различные виды исследований, тогда как обращение непосредственно к студенческой субкультуре является фрагментарным и представлено в работах отдельных авторов – Л.Г. Вахитовой, Л.В. Мосиенко, И.В. Сотникова, М. Шульги и др.
В статье И.В. Сотникова и М. Шульги [12, С.49-51], откуда взяты приведенные ниже утверждения, описывается возникновение студенческой субкультуры.
Она начинает формироваться в рамках культуры вуза уже на этапе социализации первокурсников через ритуальный обряд «посвящения в студенты», целью которого является адаптация и интеграция первокурсников в образовательное пространство университета.
В дальнейшем формами функционирования студенческой субкультуры становятся творческие студенческие коллективы, форумы, студенческие спортивные секции и т.п.
Таким образом, появляется студенческая субкультура – специфическая социокультурная группа, объединенная общим видом деятельности получением высшего образования, также представляет собой разновидность корпоративной культуры, которая включает в себя ценностно-нормативную систему, определяющую стили жизни студентов, и влияющую на формирование установок, на определенные жизненные стратегии [12, C.49].
Уже с появлением первых университетов,в Средние века в Европезарождается студенческая культура со своими традициями, обрядами, нормами поведения, внешними атрибутами одежды и собственным фольклором.
Позднее, американские ученые утверждали, что в двадцатом веке подлинно независимая массовая молодежная культура появилась среди студентов колледжа, которые «создавали» новые ритуалы и обычаи [13].
В целом, эти события дают основания полагать, что происходит отход от родительской культуры, процесс отделения ребенка от семьи, подготовка к занятию своей статусной позиции в социальной системе. Здесь уместно обратиться к американскому социологу Т.
Парсонсу, согласно которому «молодежные субкультуры, с одной стороны, ниспровергают традиционные ценности, отрывая молодежь от семьи и взрослых.
С другой, являются средством трансформации старых ценностных систем, утверждения новых ценностей, оказывающих индивиду социальную поддержку в его взаимодействии со сверстниками в течении длительного времени от момента «выпадения» из семьи родителей и до создания собственной» [14]. Молодые предлагают свое, альтернативное мировоззрение, отвергая «родительское». Те, со своей стороны, объявляют новое мировоззрение деструктивным, идеалы – извращенными и упадническими, манеру поведения – неприличной. Тем самым обостряется конфликт поколений.
В общем виде в научной литературе под «субкультурой» понимают противопоставление господствующей культуре, то, что находится за ее пределами.
Ярким примером такой конфронтации служит субкультура«хиппи», стиль жизни и поведение которых показывали протест против существующего общества, бегство от главенствующей культуры.
Общий смысл некоторых теоретических подходов изучения молодежных субкультур можно свести к следующему: субкультура выступает как фактор, который провоцируетдевиантное поведение, расовую нетерпимость, наркотизацию, преступность и т.д.[15].
В этой связи закладывается предвзятое, неоднозначное, негативное отношение к ней, т.е.
установка на осмысление феномена культуры как имеющей некое здоровое ядро (культура как нормативно-ценностная система, господствующая в данном обществе) и дефектную периферию (субкультуры как девиантные формы, то есть как различные формы отклонения от единой для всего общества нормативно-ценностной системы).
Особенностью же студенческой субкультуры является то, что она ближе всех находится к культуре общества. Она не противопоставляет себя господствующей культуре, а стремится к интеграции с ней.
Вцеломпроцессы, происходящие в молодежной среде вызываютспоры, а тем более касающиеся сущностимолодежной культуры и механизм возникновениясубкультур. Бесконечная борьба о границах субкультуры: где она начинается, где ее конец, и остается ли она по-прежнему субкультурой.
Субкультура, как временное средство, с помощью которого молодежь находит свою идентичность, обретая свою индивидуальность, однако в целом лишь для того, чтобы «в дальнейшем вернуться в качестве взрослых к своим предопределенным ролям в доминантной культуре» [16].
Спецификойсубкультуры образовательной деятельности студентов, как и в целом молодежной субкультуры, является то, что она носит подвижный и временный характер. Это подтверждаетсятем, что студенчество занимает промежуточный статус в социально-профессиональной структуре.
Студенты объединяются на определенный отрезок времени, а после переходят на другой этап своей жизни.
- Нарбекова Г.А. Актуальные проблемы развития образования казахстанскоймолодежи // Адам Əлемі. – № 2 – 2013 – С.32
- Конституция Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998 года, 21 мая 2007 года, 2 февраля 2011 года), статья 30.
Источник: https://articlekz.com/article/18603
Социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции
Бердникова А. Ю. Социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции // Молодой ученый. — 2019. — №17. — С. 191-193. — URL https://moluch.ru/archive/255/58460/ (дата обращения: 21.03.2020).
В данной статье рассматривается понятие «социальный институт культуры», а также анализируются этапы становления, признаки, структурные компоненты, позитивные и негативные функции культурных институтов.
Культура является важной частью жизни каждого человека. Ее значимость достаточно высока как для отдельных социальных процессов, так и для общества в целом. Культура оказывает непосредственное влияние на формирование личности, ее социализацию, а также воздействует на социум путем создания ценностей и их внедрения в общественное сознание через образцы поведения.
В социологической науке категориальным понятием «культура» обозначают «специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения» [1, c. 45].
При рассмотрении такой категории, как «культура», невозможно обойти стороной и явление, которое выступает главным распространителем культуры в обществе. Речь идет о социальных институтах культуры или культурных институтах — комплексе социальных культурных структур и учреждений, регулирующих совместную жизнь людей в обществе.
В человеческом обществе постоянно возникают и развиваются социальные связи, взаимодействия, отношения, которые необходимо закреплять и делать обязательными для всех людей. Эта функция отведена социальным институтам культуры. Без их вмешательства эти процессы приобрели бы противоречивый и нестабильный характер.
«Социальный институт культуры — это совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура, предназначенные для упорядочения совместной жизни людей в обществе» [2, c. 78].
В узком смысле под культурными институтами понимают инструмент организации и регулирования духовной среды деятельности человека, а именно системы образования, научной работы, художественного творчества, религиозной жизни и информационных потоков.
В широком смысле социальные институты культуры выступают основными средствами обеспечения эффективности творческой деятельности человека во всех сферах жизни общества.
Социальные институты культуры осуществляют укрепление и распространение культуры в социуме, способствуют социализации личности и овладению ею культурных ценностей, позволяют человеку стать творческой и образованной личностью, создают возможности для культурной деятельности, обеспечивают взаимодействие членов социальной группы и их коммуникацию, хранят и передают накопленный опыт. К культурным институтам относят религию, образовательные учреждения, средства массовой информации, музеи, библиотеки, семью и др.
- Формирование социального института культуры представляет собой достаточно длительный и многоступенчатый процесс, в котором можно выделить следующие основные этапы:
- 1) зарождение потребности человека в культурной деятельности;
- 2) появление неорганизованных специальных норм и правил, регулирующих культурную деятельность человека и оказывающих скорее негативное влияние на общество, чем позитивное;
- 3) формирование закрепленного свода норм, правил, регламентов и санкций в форме социального института культуры, организующего способы культурной деятельности;
- 4) образование совокупности статусов и ролей, охватывающей все стороны культурной деятельности;
- 5) становление четкой системы статусов и ролей, соответствующей закрепленному своду правил и норм и одобряемой большинством.
Социальный институт культуры имеет ряд признаков, которые не характеризуются особой нормативностью и не всегда четко проявляются в тех или иных культурных структурах и учреждениях. Но, тем не менее, они выступают удобным средством для описания и анализа процессов образования культурных институтов различного порядка. Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки:
- 1) наличие в обществе культурных объектов, осознание их необходимости для человека;
- 2) наличие культурных субъектов — людей, которые вступают в отношения по поводу конкретного культурного объекта;
- 3) консолидация культурных объектов и субъектов в организацию, располагающую сводом закрепленных норм и правил;
- 4) существование специальных норм, правил, регламентов и санкций, которые регулируют деятельность культурных объектов в обществе и поведение культурных субъектов в пределах определенного культурного института.
Каждый социальный институт культуры представляет собой четко слаженную систему. Это означает, что все элементы в нем взаимосвязаны и активно взаимодействуют друг с другом. В структуру культурного института входят три основных компонента.
В первую очередь кадры, которые набираются согласно целям, задачам и принципам конкретного социального института культуры. Во-вторых, материальные средства, которые обеспечивают деятельность культурного института (финансы, необходимое оборудование, помещение и др.).
И, в-третьих, система функций, предусмотренная уставом культурной структуры или культурного учреждения.
Главная цель любого социального института — это удовлетворение той или иной общественной потребности. Социальный институт культуры в данном случае не является исключением. Но помимо этого культурные институты выполняют и другие, не менее важные функции. К ним относятся:
- 1) регулирование деятельности культурных субъектов путем использования системы норм и правил, закрепляющих и стандартизирующих культурное взаимодействие в обществе;
- 2) создание возможностей и необходимых условий для культурной деятельности различного характера;
- 3) социализация индивидов, интеллектуальный и творческий рост личности, приобщение человека к культурным ценностям;
- 4) обеспечение культурной интеграции и устойчивости культурного института, то есть взаимодействия, взаимозависимости и взаимной ответственности между членами социальной группы;
- 5) обеспечение коммуникации, передача информации в рамках общества;
- 6) сохранение культурно-значимых форм и феноменов культурной деятельности, преемственность в развитии культурных традиций, хранение и передача накопленного опыта.
Данные функции социального института культуры оказывают положительное воздействие и на отдельного индивида, и на общество в целом. Однако культурные институты могут и отрицательно влиять на человеческое общество. Данный процесс можно рассмотреть на примере средств массовой информации.
Во-первых, такой институт культуры содержит в себе уже готовые ответы на вопросы, которые интересуют людей и, соответственно, не способствует духовной эволюции человека.
А во-вторых, СМИ основываются не на образах, ориентированных на реальность, а на совокупность имиджей, которые воздействуют на бессознательную сферу психики человека.
Таким образом, социальные институты культуры представляют собой совокупность структур и учреждений, которые регулируют культурную деятельность людей в обществе.
Они имеют определенное строение и ряд характерных признаков, процесс их становления проходит в несколько этапов. Социальные институты культуры могут влиять на людей как положительно, так и отрицательно.
Но, тем не менее, они твердо укрепились в жизни каждого человека, и их исчезновение приведет к культурному упадку и деградации общества.
Литература:
- Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Центр, 1999. — 160 с.
- Тетерина Е. А., Питерова А. Ю. Культурология. Теория культуры. — Пенза.: ИИЦ ПГУ, 2012. — 130 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный институт культуры, культурная деятельность, культурный институт, общество, массовая информация, социальная группа, человеческое общество, совместная жизнь людей, накопленный опыт, институт.
Источник: https://moluch.ru/archive/255/58460/
51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам)
МЫ РАБОТАЕМ ТАМ, ГДЕ ДРУГИЕ ОТДЫХАЮТ!
Социально-культурная деятельность (по видам).
- Ты стремишься выбрать профессию, которая поможет тебе приносить радость людям?
- Ты видишь свое будущее ярким и интересным?
- Ты ищешь профессию, которая связана с досугом, общением, творчеством?
- Тогда тебе на специальность Социально-культурная деятельность.
- Что такое социально-культурная деятельность?
- Социально-культурная деятельность — это:
- внешкольная (внеучебная, внеклассная) деятельность учащейся молодежи;
- шоу-бизнес, концертно-зрелищная деятельность;
- научно-просветительская деятельность музеев, галерей, выставочных залов;
- культурно-досуговая деятельность клубов, домов и дворцов культуры, парков культуры и отдыха, культурно-досуговых центров.
В связи с требованиями рынка труда новая специальность готовит специалистов, которые не только разрабатывают сценарии, организуют и проводят мероприятия, но и могут творчески представить и презентовать свой продукт, свои услуги на современном рынке труда. Знания, умения, практические навыки, получаемые в процессе изучения дисциплин специальности, являются базой на которой специалист, осуществляет свою профессиональную деятельность.
В рамках изучения специальных дисциплин студенты знакомятся с:
- основами сценарного и режиссерского мастерства;
- методикой подготовки и проведения культурно-досуговых программ;
- работой учреждений социально-культурной сферы;
- основами менеджмента и маркетинга в сфере культуры и искусства;
- рекламой в социально-культурном сервисе;
- обычаями, обрядами и особенностями проведения календарных праздников народов Поволжья, что является основой для поддержания профессионального уровня культурно-досуговых программ.
В процессе обучения студенты развивают творческую фантазию, воображение, учатся работать в команде на таких дисциплинах специальности, как «Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений», «Режиссура эстрадных программ», «Режиссура игровых программ», «Основы актерского мастерства», «Основы драматургии и сценарного мастерства», «Словесное действие», «Сценическая пластика», «Техника сцены и сценография», «Музыкальное оформление культурно-массовых и театрализованных представлений», «Грим», «Изготовление реквизита и декораций», «Финансирование культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений».
Спектр деятельности специалиста:
- разработка, подготовка и проведение любых мероприятий:
- массовые праздники, концерты, фестивали, юбилеи, корпоративные праздники, презентации, открытия, PR-акции, конференции, национальные праздники и обряды, свадьбы, наречение имени, крестины, конкурсные и игровые программы, культурно-спортивные праздники, олимпиады, спартакиады, выпускные вечера, шоу — программы.
- предпринимательство в социально-культурной сфере.
Выпускник готовится к профессиональной деятельности в качестве постановщика – организатора, ведущего культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений, методиста, преподавателя дисциплин специальности в учреждениях социально-культурной сферы, культурно-развлекательных центрах, занимают руководящие должности, многие выпускники продолжают обучение в высших учебных заведениях.
Выпускник специальности «социально-культурная деятельность», менеджер социально-культурной деятельности — профессия для тех, кто хочет всегда быть востребованным!
Источник: https://souk-sm.ru/socialno-kulturnaya-deyatelnost.html