Видеоурок 1: Теория эволюции Ламарка и Дарвина
Видеоурок 2: Вирусы и другие неклеточные формы жизни
Лекция: Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические категории. Вирусы
Биологическая систематика
Биологическая систематика занимается классификацией биологических объектов, включая существующие и вымершие виды. Одним из ее разделов является таксономия – принципы и практическое применение классификационных и систематических категорий.
Основными целями и задачами систематики, как науки, являются:
- Описание и наименование отдельных классификационных групп, названных таксонами;
- Определение местоположения каждого таксона в общей системе;
- Предсказание свойств, особенностей и признаков биологического объекта на основании его положения в системе. Например, если животное было отнесено к отряду хищников на основании строения челюсти, то можно сделать прогноз, что у него окажется короткий кишечник.
Основными принципами систематики являются:
- Биосфера имеет точную внутреннюю структуру;
- Структура имеет иерархический тип организации, различные таксоны являются подчиненными друг другу последовательно;
- Структура является познаваемой, что приведет к созданию полной системы живого мира.
Основные систематические категории
Каждый систематический таксон обладает собственным названием, они немного различаются для ботанических и зоологических классификационных категорий.
В ботанике применяется термин Отдел, аналогичный зоологическому понятию Тип, также в ботанике нет Отряда, вместо которого используется Порядок. Остальные названия являются общими.
Наименьшей единицей официальной систематики является вид, состоящий из отдельных особей.
Существует 7 основных классификационных категорий:
- вид,
- род,
- семейство,
- отряд (или порядок),
- класс,
- тип (или отдел),
- царство.
Кроме того, выделяют еще дополнительные над- и подкатегории: надсемейство, подтип, подвид. В 1990 г Карл Вьозе внес предложение о введении нового таксона: надцарства или домена.
В настоящее время все классификационные категории принадлежат к четырем доменам: эукариотам, бактериям, археям и вирусам.
При этом домены археи, вирусы и бактерии состоят из одного царства каждое, а к домену эукариоты – отнесены все остальные царства.
Значение работ К. Линнея
Впервые иерархический принцип в систематике был предложен шведским ученым Карлом Линнеем. Основными его заслугами стали:
- введение принципа бинарной (двойной) номенклатуры для описания вида;
- определение иерархической структуры в биологической классификации;
- введение особой терминологии для составления описаний живых организмов.
Бинарная номенклатура – это способ обозначения видового названия путем двойного наименования – из названия рода и вида, аналогично имени и фамилии у людей.
К. Линней, создав стройную систему классификации, считал, что виды неизменны и созданы божественной волей.
Однако, представления об изменении видов появились еще в античные времена. Так, философ Анаксимандр предполагал, что все животные произошли из водной среды, а затем вышли на землю. Демокрит был сторонником гипотезы о том, что земные животные происходят от земноводных, сомозарождающихся в иле.
Значение работ Ж-Б. Ламарка
Создателем первой полной, хотя и ошибочной теории происхождения живого стал Жан Батист Ламарк. В 1809 г вышел его труд «Философия зоологии», описывающий его представления о происхождении живого.
Ученый считал, что происходит постоянное самозарождение червей и инфузорий, а затем они изменяются, их строение усложняется за счет попыток приспособления к окружающей среде. В основе его учения лежала теория «упражнения» или «неупражнения» различных свойств и органов.
Он объяснял появление рогов тем, что во время гона самцы испытывают желание драться, при этом «флюид» этого желания притекает к их голове, где он материализуется в рога. Длинные ноги у журавлей и цапель он рассматривал как результат упражнения в нежелании мочить тело.
Кроме того, знаменитый ученый ввел в использование термин «биология» и принимал участие в работах по созданию классификации живых существ. Он первым выделил классы кольчатых червей и разделил животных на позвоночных и беспозвоночных.
- Вирусы — неклеточные формы жизни
- Вирусы справедливо выделены в отдельное царство, так как они являются абсолютно непохожими на других существ.
- Отличительными их особенностями являются:
- отсутствие клеточного строения;
- невозможность проявления признаков живого вне инфицированной клетки;
- очень мелкие размеры.
Из-за мелких размеров и невозможности их рассмотрения в оптический микроскоп долгое время микробиологи испытывали трудности с изучением вирусов, так как они:
- не размножались на питательных средах, как бактерии;
- проходили сквозь специальные фильтры, используемые при изучении бактериальных инфекций.
Только в 1955 году была изучена полная структура вируса табачной мозаики.
Меры профилактики вирусных заболеваний
Иммунитет борется с вирусами разными путями:
- Врожденный иммунитет – это специфические белки и механизмы клеточной защиты, одинаково реагирующие на любые патологические угрозы. Он не может обеспечить полную защиту.
- Приобретенный иммунитет. Если организм уже ранее сталкивался с данным типом вируса, он научился вырабатывать специальные белки-антигены. Они «узнают» химически чужеродную нуклеиновую кислоту и соединяясь с ней, разрывают ее на фрагменты или мешают принимать участие в биохимических процессах клетки.
- Т-лимфоциты и интерфероны. Клетки крови и специфические белки – это тяжелое вооружение организма. Они убивают инфицированные вирусом клетки.
Однако, вирусы тоже учатся обходить иммунные ловушки – например, некоторые из них часто меняют аминокислотный состав белков оболочки, оставаясь неузнанными в организме.
Вирусы поражают любые живые существа, включая грибы и бактерии. Они присутствуют везде и могут передаваться воздушно-капельным путем или через носителя, а также попадать в организм случайно с водой, воздухом, пищей, через повреждения кожного покрова.
Скорость распространения вирусных инфекций среди людей зависит от плотности населения, уровня иммунитета, наличия профилактических мероприятий.
В настоящее время практически нет действенных медицинских препаратов против вирусных инфекций.
Антибиотики действенны против бактериальных инфекций, они не действуют на вирусы. Большинство из предлагаемых лекарств не могут уничтожить вирус, они просто способствуют повышению иммунного ответа организма, стимулируя выработку интерферона.
Только некоторые из них ингибируют синтез вирусных белков и нуклеиновых кислот.
Поэтому основным методом борьбы с вирусами становится профилактика, которой не стоит пренебрегать:
- дезинфекция, очистка и мытье – то есть механическое удаление или разрушение химическими препаратами белковых вирусных частиц;
- вакцинация – это наиболее действенный и эффективный способ;
- карантин.
Повышение устойчивости к вирусу после вакцинирования может быть временным или постоянным. Не стоит пренебрегать возможностью прививания, особенно в условиях отсутствия эффективных методов лечения вирусной инфекции. Например, бешенство приводит к смерти в 100% случаев, если не успеть вакцинироваться.
С помощью вакцин были побеждены многие болезни, но вирусы-возбудители никуда не делись, они по-прежнему где-то присутствуют в атмосфере или земле.
И – если не делать прививки, то снова могут случаться вспышки черной оспы, выкашивавшей города в средневековье, краснухи, опасной для беременных, точнее для их нерожденных еще детей, полиомиелита и многих других.
Предыдущий урок | Следующий урок |
Источник: https://cknow.ru/knowbase/665-41-mnogoobrazie-organizmov-znachenie-rabot-k-linneya-i-zh-b-lamarka-osnovnye-sistematicheskie-kategorii-virusy.html
Биология в лицее
Основы систематики растений
На Земле существует более 350 тыс. различных видов растений. Многим из них даны народные названия, например подорожник, одуванчик, чертополох, хмель, купальница, медуница. Но такие названия часто непонятны людям других стран.
Так, подснежником в разных местностях называются различные растения: медуница, ветреница, сцилла, крокус.
Одно и то же растение нередко именуют по-разному: украинцы василек называют волошкой, лютик – жовтецом, картофель поляки называют земняками, а белорусы – бульбой.
Чтобы избежать путаницы, биологи дают латинские названия растениям (как и всем другим видам организмов). Они понятны биологам всего мира.
Разобраться во всем многообразии царства растений позволяет особая область биологии – систематика. Ученые-систематики распределяют растения по группам, т.е.
классифицируют (систематизируют) их, дают названия, производят описание их свойств, устанавливают сходство и родственные связи между разными растениями.
На этом основании их объединяют в разные группы: царства, отделы, классы, порядки, семейства, роды и виды.
Систематика растений
Основной единицей системы растений является вид. К одному виду относят родственные между собой растения, близкие по строению и жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать жизнеспособное потомство, похожее на родителей.
Любой вид произрастает в определенных условиях и занимает свою территорию на Земле – ареал (от лат. ареа – «площадь», «пространство»).
Сходные между собой виды объединяются в роды, роды – в семейства, семейства – в порядки, а затем следуют классы и отделы.
Название вида состоит из двух слов: смородина черная, смородина красная, клен остролистный, клен татарский, клен приречный и т. д.
Первое слово, обозначаемое существительным, показывает принадлежность растения к роду (смородина, клен), а второе слово, обозначаемое прилагательным, – собственно видовое название, показывающее его отличие от других видов того же рода.
Так, смородина черная (Ribes nigrum) и смородина красная (Ribes rubrum) – два разных вида одного рода – смородина (Ribes). Слово видового названия отдельно от родового не употребляется, как не употребляется прилагательное отдельно от существительного.
В роде смородина есть еще виды: смородина золотистая, смородина светлая, смородина альпийская, смородина пушистая и др. Они различаются между собой в роде смородина, и видовое слово (прилагательное) подчеркивает их неодинаковость.
Двойные, или бинарные (от лат. бинариус – «двойной»), названия видов в XVIII в. ввел шведский ученый-натуралист Карл Линней. В 1753 г. он опубликовал большой труд. «Виды растений», где впервые применил двойные (бинарные) обозначения видов.
В распоряжении Линнея была только тридцатая часть известных ныне растений. Поэтому его система была искусственной – это понимал и сам её автор. Весь растительный мир Линней разделил на 24 класса, в зависимости от количества и расположения тычинок. Классы он делил на порядки по числу пестиков. Порядки делились на роды, а роды на виды.
В настоящее время при классификации обращают внимание на вегетативные и на генеративные органы растения, причём строение органов размножения играет ведущую роль. Учёные систематики описывают ныне существующие и вымершие растения, дают им названия, определяют их сходство и происхождение.
Вид – основная структурная единица в системе растений, так же как и в системе всех организмов. Родственные виды объединяются в род. Родовое название, обозначаемое существительным, может употребляться самостоятельно – смородина, клен, береза, тополь. В этом случае речь идет о целой группе видов и сортов, составляющих род, об их общих родовых свойствах. Но видовое название всегда употребляют вместе с родовым. Близкие роды объединяются в семейства. Так, роды кукуруза, пшеница, рожь, пырей и многие другие входят в одно семейство – Злаки, или Мятликовые. Роды смородина, крыжовник относятся к семейству Крыжовниковые. Семейства объединяются в порядки, а порядки – в классы. Среди цветковых растений выделяют два класса – Двудольные и Однодольные. К классу Двудольные относятся семейства Крыжовниковые, Ивовые, Крестоцветные, Маковые и др. Класс Однодольные представлен семействами Злаки, Лилейные, Орхидные и др. Классы Двудольные и Однодольные образуют отдел Цветковые, или Покрытосеменные растения. Моховидные, Папоротниковидные, Цветковые (Покрытосеменные) — разные отделы (типы) царства растений.
Отдел – самая крупная единица в царстве растений.
Распределение растений по видам, родам, семействам, порядкам, классам и отделам позволяет понять общее и различия у представителей царства растений, а также увидеть особенности не только отдельных организмов, но и свойства целых групп растений и их родство.
Источник: http://biolicey2vrn.ru/index/osnovy_sistematiki_rastenij/0-62
«Царствоведение», или мегасистематика
|
- Протисты
- Простейшие Хризофиты Эвгленовые Гипохитриды
- Плазмодиофоры
- Растения
- Зеленые водоросли Бурые водоросли Красные водоросли Мхи Сосудистые
- растения
- Грибы
- Слизевики Оомицеты Хитриды
- Настоящие грибы
- Животные
- Многоклеточные
Впервые эту систему предложил американский эколог Роберт Уиттэйкер (R.H. Whittaker, 1920–1981), акцентировавший внимание на том, что в сети экологических взаимодействий организмы бывают или продуцентами (растения), или консументами (животные), или редуцентами (грибы).
Таким образом подчеркивалось существенное различие грибов и растений, этих самых неподвижных представителей живой материи (что и заставляло многих биологов прошлого объединять их вместе). Стала также ясна и размытость границ между этими тремя царствами на уровне их «микроскопических», одноклеточных, представителей.
Это заставило систематиков выделить отдельное царство Протоктисты (или Протисты в более узком смысле).
Система Уиттэйкера, с последующими дополнениями, оказалась очень удачной, так как учитывала не только строение, но и способы питания, и особенности размножения и развития организмов, и способы их движения.
Правда, система из пяти царств не включает возбудителей гриппа, оспы, герпеса, СПИДа и т.д., т.е. вирусы. Они не имеют клеточного строения, у них минимальное число ферментов, нуклеиновых кислот и прочих макромолекулярных компонентов.
Найти таким «неклеточным формам» (термин «организмы» к ним обычно не применяют) место в системе жизни весьма затруднительно.
У системы Уиттэйкера есть еще одно преимущество – дидактическое. Она проста и понятна, ее удобно использовать в образовательных целях. С точки зрения эволюции, генетики, да и прочих наук, преимущество это, конечно, незначительно, но именно эта система позволяет широкому кругу людей, включая школьников, составить представление об основных формах жизни на нашей планете.2
И все бы хорошо, но существуют разные подходы к классификации в ботанике, зоологии и микробиологии.
В каждом из этих научных сообществ существуют свои Международные Кодексы номенклатуры (например, Международный Кодекс зоологической номенклатуры, Международный Кодекс ботанической номенклатуры, и т.д.).
Даже, в единых, казалось бы, терминах нет согласия, и правит стародавняя традиция. Ботаническим таксономическим категориям, «отдел» и «порядок» соответствуют «тип» и «отряд» в зоологии.
И каждый узкий специалист рассматривает положение того или иного вида с точки зрения своей науки, не говоря уже о своей личной точке зрения, основанной на придании тому или иному признаку большей или меньшей значимости. Распределение и охват этими науками разных природных царств хорошо демонстрирует табл. 2.
Таблица 2. Царства организмов и их «кураторы»
В результате один и тот же организм может находиться сразу в двух разных местах в зоологической и ботанической системах. Два варианта систематического положения одного и того же одноклеточного организма приведены в табл. 3.
Таблица 3. Расхождения в классификации одного протиста-фотосинтетика
К тому же классу Phytomastigophora – «растительных жгутиконосцев» – зоологи относят и известную из школьной программы эвглену зеленую (Euglena viridis). Ботаники же считают этот организм представителем отдела эвгленовых водорослей (Euglenophyta). Другой пример – группа прокариотических фотосинтезирующих организмов, которых микробиологи называют цианобактериями (Cyanobacteria, или Oxyphotobacteria), а ботаники – синезелеными водорослями (Cyanophyta, или Schizophyta).
Впрочем, отсутствие у этих организмов клеточного ядра – признак очень существенный.
Животные, Растения, Грибы и Протисты – четыре царства, объединяемые в еще более высокую («надцарство» или «подимперия») группу Эукариоты, или эукариотические организмы (Eukariota от eu – хорошо, полностью и karyon – ядро, семя).
Другая группа этого ранга – Прокариоты (Prokariota; pro – перед), включает в себя только одно царство Монеры3, объединяющее «классические» бактерии, актиномицеты и «те самые» синезеленые водоросли.
Различия между двумя этими группами отнюдь не сводятся к наличию или отсутствию оформленного ядра (табл. 4).
Таблица 4. Отличия прокариот и эукариот (по Маргелис, 1983, с сокращениями)
Познакомившись с общим планом классификации организмов планеты Земля, можно перейти и к другим системам и классификациям, а заодно ознакомиться со всеми основными группами бактерий, растений, грибов и животных. Лучшим пособием здесь послужит табл. 5, составленная мною на основе фундаментального труда Олега Григорьевича Кусакина и Анатолия Леонидовича Дроздова «Филема органического мира». Авторы предложили разделить группу Прокариот на 11, а Евкариот (они предлагают именно такую транскрипцию греческого корня Eu) – по меньшей мере на 10 царств! И попробуйте поспорить с авторами4 не прочитав их более чем изысканного и дотошного труда! Да и нужно ли спорить? Лучше просто постараться, чтобы все это разнообразие не уменьшалось! Но это уже проблемы экологии и политики, а не мегасистематики…
Таблица 5. Мегасистематика биоты Земли
Царства и другие категории | Основные представители |
|
|
Царство Термоацидофильные бактерии (Thermoacidobacteriobiontes) – 2 типа | Тип Термопротеобактерии – серувосстанавливающие микроорганизмы, живущие в горячих глубоководных серных грязеисточниках при +85…+105 °С. Тип Сульфобактерии – микроорганизмы, окисляющие серу |
Царство Архетенерикутобионты, или Архемикоплазмы, (Archaetenericutobiontes) – 1 тип | Тип Термоплазмофилы – микроорганизмы, живущие в саморазогревающихся угольных кучах при +55… +62 °С и в горячих источниках |
Царство Галобактериобионты (Halobacteriobiontes) – 2 типа | Микроорганизмы, живущие в 15–30% горячем растворе NaCl |
Царство Метанобактериобионты (Methanobacteriobiontes) | 1 тип |
Доминион Евбактерии (Eubacteria) – 2 надцарства и 7 царств Надцарство Бактерии грамотрицательные – 4 царства | |
Царство Цианобионты (Cyanobiontes) – 2 типа | Синезеленые водоросли, или Цианобактерии, – более 2000 видов |
Царство Пурпурные бактерии (Anoxyphotobacteriobiontes) – 2 типа | Пурпурные серные бактерии |
Царство Скотобактериобионты (Scotobacteriobiontes) – 11 типов | Тип Хемоавтотрофные бактерии с 4 классами: железобактерии, нитрифицирующие, сероокисляющие и метанокисляющие бактерии. К классу серокисляющих (Thiobacteriodes) этого типа относятся знаменитые симбионты глубоководных гидротермальных погонофор вестиментифер. Тип Азотфиксирующие бактерии – в том числе живущие на корнях бобовых растений симбиотические бактерии из класса Rhizobiiodes. Тип Серувосстанавливающие бактерии. Тип Энтеробактерии – более 50 родов в 2 классах, среди них – возбудители холеры, сальмонеллеза, чумы, тифа, дизентерии). Тип Риккетсии – сюда относятся возбудители сыпного тифа и пятнистой лихорадки |
Царство Спирохеты (Spirochaetobacteriobiontes) – 1 тип | Трепонемы – возбудители сифилиса, лептоспиры, боррелии (возвратный тиф) и др. |
Надцарство Бактерии грамположительные – 3 царства | |
Царство Лучистые бактерии (Actinobacteriobiontes) – 3 типа, около 700 видов | Тип Актиномицеты (стрептомицеты и др.). Тип Микобактерии – туберкулезная палочка Коха, возбудитель проказы. Тип Коринобактерии – возбудитель дифтерии |
Царство Настоящие грамположительные бактерии (Eufirmicutobiontes) – 4 типа | Тип Клостридии – возбудители столбняка, ботулизма, сарцины. Тип Бациллы – сенная палочка, а также возбудитель сибирской язвы. Тип Молочнокислые бактерии – лактобациллы, а также стрептококки, вызывающие скарлатину, сепсис, ангину. Тип Микрококки – в том числе стафилококки, вызывающие заражение крови, фурункулезы, маститы |
Царство – Микоплазмы (Tenericutobiontes) – 1 тип | Самые мелкие прокариоты. Симбионты и паразиты, в том числе, возбудители пневмонии |
Подимперия и Доминион Евкариоты (Eukaryota) – все ядерные организмы, 10–11 царств | |
Царство Микроспоридии (Mycrosporobiontes) – 1 тип | Около 1000 видов |
Царство Архемонадобионты (Archemonadobiontes) – 5 типов | Архамебы, трихомонады, гипермастигины, живущие в кишечниках насекомых, амфибий и др. |
Царство Евгленобионты (Euglenobiontes) – 5 типов | Около 2000 видов: евгленофилы (Euglenozoa), лейшмании, трипаносомы (включая возбудителя сонной болезни), акразиевые амебы и др. |
Царство Миксобионты (или Миксомицеты, или Слизевики) и Миксоспоридии (Myxobiontes) – 7 типов | Около 700 видов, включая возбудителя амебной дизентерии |
Царство Красные водоросли, или Багрянки, (Rhodobiontes) – 1 тип | Более 4100 видов |
Царство Альвеолобионты (Alveolates) – 5 типов | Тип Споровики, или грегаринофилеи (Sporozoa) – более 3900 видов, включая малярийного плазмодия, токсоплазмы, кокцидии. Тип Динофлагеллаты – более 2000 видов. Тип Инфузории (Parameciophyles = Ciliophora, Ciliata, Infusoria) – 3 класса, 7 подклассов, более 8000 видов |
Царство Гетероконты (Heterokontes) – 13 типов | Тип Оомицеты, или Сапролегниевые, – 600 видов, в том числе фитофтора. Тип Диатомовые водоросли – более 10 000 современных и 12 000 ископаемых видов. Тип Желто-зеленые водоросли – более 650 видов. Тип Бурые водоросли – более 1500 видов, в том числе ламинария, саргассы, фукус. Тип Золотистые водоросли, или Хризофиты, – характерны для кислых вод сфагновых болот. Тип Кремниевые жгутиконосцы. Тип Солнечники, или Радиолярии, – свыше 7000 видов |
Царство Грибы (Fungi, Mycophyta) – 5 отделов (типов) | Около 100 тыс. видов |
Царство Растения (Plantae) – 7 отделов (типов) | Около 300 тыс. видов, включая цветковые растения |
Царство Животные (Animalia) – 33–34 типа | 3–5 подцарств, или ветвей, около 1 млн видов, включая насекомых и нас с вами – к сожалению, великих и могучих разрушителей всего вышеперечисленного |
Источник: https://bio.1sept.ru/article.php?ID=200400301
Глава 5. Понятие о систематике. Основные систематические единицы
Систематика растений – это один из разделов ботаники, который изучает разнообразие всех существующих и вымерших растений, занимается классификацией растительных организмов, а также изучает родственные взаимоотношения между отдельными группами растений.
В задачи современной систематики входят: выявление, описание, идентификация, классификация и группирование организмов в систему.
Современная систематика – синтетическая наука, опирающаяся на данные всех разделов биологии и на эволюционное учение. Особенно тесно систематика связана с морфологией растений.
В настоящее время насчитывается около 500 тысяч видов растений, из них около 250 тысяч — это высшие растения.
Классифицировать растения человек начал давно. Вначале растения объединяли в группы по их практическому применению: пищевые, лекарственные, ядовитые растения и т.д.
Греческий философ Аристотель и его ученик Теофраст (III век до н.э.) первыми попытались создать классификацию растений. Теофраст описал около 500 видов растений и разделил их на деревья, кустарники, травы, на вечнозеленые и листопадные, на дикорастущие и культурные, цветущие и нецветущие. В отдельную группу он выделил водные растения.
В основу этой классификации были взяты: не родственные связи, не происхождение растений, а иные признаки, не отражающие родства растений. В последующее время было создано много классификаций растений на основе их полезных свойств. Эти классификации были искусственные, в результате чего в одну группу попадали растения, далекие по своему родству, но имеющие общий, взятый произвольно признак.
В XVI веке начинают быстро накапливаться знания о растениях и делаются попытки обобщения этих знаний. Итальянский ученый Цезальп-иний (1519-1603 г.г.) создал классификацию растений на основании строения плодов. Он в своей системе выделил такие группы растений, как бобовые, зонтичные и сложноцветные.
Основоположником новой классификации растений был шведский ученый натуралист Карл Линней (1707 – 1778 г.г.). В основу своей классификации Линней положил строение цветков и строение тычинок в цветке. По количеству и строению тычинок в цветке Линней объединял растения в группы.
Но это привело к разъединению близких, принадлежащих, например, к одному и тому же семейству яснотковых, видов шалфея и мяты, потому, что у них разное число тычинок (у шалфея — 2, у мяты – 4). Кроме того, в системе Линнея не учитывались родственные отношения растений внутри класса и между отдельными классами.
Поэтому классификация, созданная Линнеем, в настоящее время считается искусственной. Она не отражала идей исторического развития природы.
Очень ценным в системе Линнея было применение бинарной номенклатуры, т.е. правила называть каждый вид двумя латинскими словами, из которых первое было название рода, а второе, вместе с первым – вида. Первое слово отвечает на вопрос – Что?. И является именем существительным. Второе название – это прилагательное, отвечает на вопрос – Какой?.
Бинарная номенклатура утратила путаницу и сложности в названиях растений, принята и используется в биологии во всех странах мира. Например, шиповнику Линней дал название Rosa canina L.
– Шиповник собачий, тогда как раньше его называли шестью словами и в разных странах по-своему. Буква L.
, стоящая после названия растения, является первой буквой фамилии Линнея, составившего впервые описание данного вида.
Первая естественная классификация была создана французским ботаником А.Жюсье в 1789 году. Он объединял в одном семействе растения, сходные по совокупности морфологических признаков. Происхождение видов не учитывалось, поэтому естественная классификация А.Жюсье не была эволюционной.
В середине XIX века трудами Ч.Дарвина и других ученых в биологии утвердилось эволюционное учение.
Во всех последующих классификациях растений учитывались родственные, эволюционные взаимоотношения между отдельными организмами и целыми группами растений. Такие системы называются филогенетическими.
Одной из самых распространенных является филогенетическая система А.Энглера, предложенная им в 1887 году.
В России филогенетические системы разработаны Н.И. Кузнецовым (1914 г.), А.А. Гроссгеймом (1945 г), А.Л. Тахтаджяном и др.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2608;
Источник: https://poznayka.org/s61840t1.html
13. Формирование и развитие биологических понятий. Основные биологические понятия в школьном курсе биологии
Понятие — мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. К основным положениям теории о развитии биологических понятий школьного предмета можно отнести следующее:
- учебный предмет «Биология» является системой основных понятий науки и практики;
- в понятиях выражается содержание предмета «Биология»;
- понятия выполняют ведущую роль в процессе развития мышления и воспитания учащихся;
- понятия не дают ученикам в готовом виде, их развивают в процессе обучения;
- формирование и развитие биологических понятий происходят в поэтапном процессе;
- существуют типы понятий: специальные, локальные и общебиологические;
- сложные понятия формируют в процессе их развития путем обобщения простых понятий, слияния, интеграции и во взаимосвязи с понятиями других учебных дисциплин (на межпредметной основе);
В теории развития биологических понятий также было отмечено, что процесс развития понятий — обязательное условие приобретения прочных и осознанных знаний.
Большое значение в этом процессе придается преемственности содержания всех учебных курсов биологии, а также перспективным и ретроспективным линиям движения понятия в учебном предмете, для чего рекомендуется строить «графики движения понятий». Таким образом, основными понятиями школьной биологии являются:
- морфологические,
- анатомические,
- физиологические,
- экологические,
- систематические,
- филогенетические,
- цитологические,
- эмбриологические,
- генетические,
- агрономические.
В курсе анатомии, физиологии и гигиены человека, кроме того, гигиенические и медицинские. Обще принятое деление понятий на единичные и общие в методике биологии может быть конкретизировано как понятия простые и сложные.
В школьной биологии имеют место специальные понятия, развиваемые в пределах одного курса (ботаника, зоология и др.), и общебиологические, развиваемые во всех курсах предмета. Каждое понятие постепенно развивается, усложняется.
Простое, начальное понятие, включающее один элемент знания, объединяясь с другими простыми понятиями, образует сложное. Так, понятие о листе на первом уроке по теме является простым, первичным. Учащиеся узнают, что лист имеет зеленую пластинку с жилками и черешок, т. е.
приобретают понятие о внешней форме. К концу изучения темы, на двенадцатом уроке, понятие «лист» становится сложным, включающим ряд элементов знаний.
Учащиеся знают разные формы листа, анатомическое строение, образование органического вещества в листе путем усвоения углекислого газа на солнечном свету, дыхание листа, испарение воды листьями, приспособительные признаки листьев у разных растений. Аналогичное развитие, усложнение претерпевают понятия о семени, корне, цветке и т.д.
Еще более сложно понятие о целом растении, его строении, функциях всех его органов, обмене веществ, развитии, связи с условиями жизни, месте в эволюции и систематике. Такие понятия составляют уже систему.
В курсе зоологии понятие о каждом животном объединяет понятия о его морфологии, анатомии, физиологии и экологии. Одновременно развивается понятие об эволюционном усложнении организмов.
Из приведенных примеров видно, что данные понятия в ряде случаев могут быть относительно простыми и относительно сложными.
Специальными понятиями называются такие, которые развиваются в пределах одного курса. Среди них можно выделить локальные понятия, развивающиеся только в пределах темы или отдельных уроков. Общебиологическими считают понятия о биологических закономерностях, относящихся ко всем живым организмам и обобщающих специальные понятия отдельных биологических курсов:
- клетка как единица жизни,
- единство строения и функции организмов,
- взаимосвязи организма и среды,
- организм как саморегулирующаяся система,
- обмен веществ и превращение энергии,
- самовоспроизведение организмов,
- эволюционное развитие мира,
- биологическая система,
- уровень организации живой материи.
Эти понятия образуются из специальных понятий и развиваются во всех курсах школьной биологии на материале каждого из них.
Предмет «Биология» в школе — это основа знаний таких областей биологической науки, как генетика, цитология, ботаника, зоология, микробиология, эволюционное учение, экология, систематика, физиология, морфология и др.
Все они в школьном предмете представлены в виде систем понятий, которые формируются, развиваются в учебных курсах биологии 6- 11 классов.
Источник: https://vseobiology.ru/metodika-prepodavaniya-biologii/439-13-formirovanie-i-razvitie-biologicheskikh-ponyatij-osnovnye-biologicheskie-ponyatiya-v-shkolnom-kurse-biologii