14 февраля 2020 | Время чтения 7 мин
Аннотация
Появится ли новый национальный проект под названием «Развитие единой системы публичной власти в России», или тут, как сказал Путин, без полбанки не разберешься?
Андрей Маленький, 14 февраля 2020, 23:26 — REGNUM Из всего того, что внесено президентом в качестве поправок в Конституцию, самое труднопредсказуемое, с точки зрения правовых, политических, лингвистических, организационных и всех других последствий — это имплантация в текст Основного закона термина «единая система публичной власти».
Амброджо Лоренцетти. Аллегория доброго правления. Фреска, деталь. 1337-1339
На недавнем совещании В. Путина с членами рабочей группы по поправкам в Конституцию об этом термине не говорилось вовсе. Всем всё понятно. Первый класс, вторая четверть.
Поэтому, видимо, сохранится предложенная запись: «Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».
Фраза эта не только громоздкая, но и сложно понимаемая, и противоречивая. Лучше было бы написать: «Органы местного самоуправления и органы государственной власти образуют общественно-государственную структуру власти в Российской Федерации».
Это предложение может показаться занудством, так как и без неё мысль президента ясна и понятна на уровне здравого смысла. И еще ниже. Замысел президента очевиден: сверху донизу все элементы власти должны работать слажено и в интересах народа.
Это так, но конституционные тексты не пишутся на уровне здравого смысла. К сожалению или к счастью.
В Великобритании или Израиле вообще конституций нет. У нас есть. Рано или поздно придется объясниться, чем «народовластие» отличается от «публичной власти».
В 90-х годах, когда вводили понятие «экономика страны» вместо «народного хозяйства», хотели побыстрее стряхнуть советские оковы с продвинутого рыночного сознания.
Теперь-то что? Какое такое новое явление, какое такое состояние межвластных отношений будет лучше объяснимо и понимаемо с помощью нового конституционного понятия «публичная власть», и кто является субъектом этой власти?
Леонид Соломаткин. Губернаторша, входящая в церковь (фрагмент). 1864
Фразы о том, что публичная власть как явление в отечественной науке известно давно, — абсолютно лукавые, хотя и распространены во многих юридических, социологических и политологических исследованиях.
Это общепринятая исследовательская отмазка, предшествующая выводу о том, что тот, кто первым стал использовать это понятие для объяснения явления, тот и становится первооткрывателем. Так что придется ждать разъяснений.
Пока их нет.
Далее.
Если органы государственной власти и местного самоуправления входят в некую систему, а не
образуют эту систему, значит, в эту систему входит еще что-то, такое же равнозначное? Что именно? Ведь считать законы Российской Федерации тоже входящими в систему власти, а не инструментом власти (производным власти, результатом власти) нельзя. Так мы запутаем всё окончательно. Это бездоказательно даже в теоретизировании.
Чем единая
система публичной власти отличается от просто системы публичной власти? Единство элементов какой-либо системы — это уже и есть внутренняя характеристика самой системы в её собранном виде. Элементы, принадлежащие системе, естественно, называются системными. Системность элементов как их характеристика означает, что они непременно взаимодействуют друг с другом, иначе это не система, а мешок с картошкой, завязанный бечевкой.
Итак, единая система — это и масло масляное, и тупиковость мысли.
А каким образом войдут в единую систему публичной власти три элемента государственной власти, действующие самостоятельно и раздельно: законодательная, исполнительная, судебная ветви? Это тоже сложные системы, образующие всю систему государственной власти.
Или почти всю систему, так как Генеральная прокуратура или Центральная избирательная комиссия как бы тоже элементы системы, но и как бы нет. Конституция на этот счет еще не высказалась.
Андрей Устинов. Мирная марсомания (Городничий, изображающий себя на параде)
Не для конституционного текста лингвистическая запись о том, что органы власти и самоуправления взаимодействуют «для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».
Про интересы населения и так уже сказано и в преамбуле, и во всем тексте Основного закона. Преамбула тем еще важна, что избавляет от целеполагающих повторов дальнейший текст. Читай любую новеллу и мысленно сверяй с преамбулой.
Желание написать нечто типа единой системы публичной власти понятно. Повторюсь, что лучше бы написать «Органы местного самоуправления и органы государственной власти образуют общественно-государственную структуру власти в Российской Федерации».
Возможно, президента убедили, что без конституционной материализации теоретической модели «единой системы публичной власти» никакие теоретические узлы распутать не удастся, чтобы решить практические задачи. Ведь нужно обеспечить высокие стандарты жизни, равные возможности для каждого человека, причём на всей территории страны.
Этому мешает правовой разрыв между государственным и муниципальным уровнями власти, разделённость полномочий. Общие для всех граждан права, возможности и гарантии в разных регионах и муниципалитетах обеспечиваются по-разному. Это несправедливо по отношению к человеку и несёт прямую угрозу нашему обществу и целостности страны.
Всё это правильно сказано президентом. Но сама по себе новая конституционная фраза про единую систему, в которой все элементы взаимодействуют, не превратит мешок с картошкой в систему, какой веревкой его ни завязывай.
Поэтому остаётся дождаться не столько исправления Конституции, сколько того, как президентские мысли реализуются в федеральном законодательстве знатоками «единой системы публичной власти».
Владимир Маковский. Секрет (фрагмент). 1884
Очевидно, что, так или иначе, какой-то политико-административный зонтик обязательно появится над муниципальными органами власти и управления.
Если вернуться на пару месяцев назад, обобщить наиболее часто встречавшуюся до президентских поправок оценку юристов, политологов и социологов, то она такова: специалисты считали, что уж чего-чего, но «публичной власти» как конституционного термина не появится. Всё обойдется полным встраиванием местного самоуправления в государственную вертикаль.
Эксперты ошиблись и в первом, и во втором подходе. Предложенные президентом поправки в Конституцию включают сам термин в сослагательном наклонении, но не подчиняют местную власть органам государства, не предполагают появления местного уровня государственной власти.
Однако создать из органов госвласти и самоуправления систему единой власти без ущемления интересов и прав муниципалитетов не получится. Придётся делиться. Должна произойти политическая децентрализация, передача вниз властно-правовых полномочий. Должна произойти административная, управленческая децентрализация. Иначе получится двоевластие или безвластие.
Об асимметричности того, что называется единой системой публичной власти, моделируемой конституционными поправками, говорит поправка, что местное самоуправление гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение.
В чем асимметричность и внесистемность этой поправки? Муниципалитеты вначале вынуждаются понести расходы и лишь затем получить компенсацию в результате их выполнения. По-другому прочитать запись невозможно.
С другой стороны, возникает надежда на то, что местная власть получит источники доходов или финансовые ресурсы в объеме, соразмерном новым публичным функциям и полномочиям.
В законодательстве появится толкование, что это за новые публичные функции и полномочия.
Ювеналий Коровин. Лука Лукич, Артемий Филиппович и Аммос Федорович
Выступая перед членами рабочей группы, В. Путин подтвердил, что оптимальной модели взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти в Российской Федерации еще нет. Она будет создаваться вначале на теоретическом уровне в форме проектов федеральных законов.
Ясно, что в местном самоуправлении усиливаются государственные черты и ослабляются общественные. Тем не менее процесс огосударствления местного самоуправления может парадоксальным образом повысить эффективность муниципальной власти, а не только ввести ее в вертикаль государственной власти на основе подчинения.
Это сложно, но теоретически возможно, если:
- будет четко сформулирована компетенция;
- будут сформированы источники финансирования функций и полномочий;
- разовьются институты гражданского общества в форме местных отделений политических партий;
- интересы населения конкретной территории будут адекватно отражаться в деятельности местных органов власти.
А это и есть главная задача построения оптимальной модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления.
Предшествующий тридцатилетний этап развития «публичной власти» характеризовался тенденцией к децентрализованной модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления. Оказалось, что по объективным и субъективным причинам за 27 конституционных лет местное самоуправление так и не усвоило (освоило, присвоило и пр.
) такие общественные характеристики, как самоорганизация, саморегуляция и самоконтроль. Права самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения его никто не лишал, но ресурсных возможностей тоже никто не добавил. Теперь предстоит переход на административную модель взаимоотношений.
Возможно, лишь после его завершения и сложится будущая модель российского местного самоуправления в его проверенной новой практикой форме.
Источник: https://regnum.ru/news/2859068.html
Основные отличия государственных вузов от негосударственных
Абитуриенты и без того озадачены выбором будущего места обучения. А тут задача усложняется еще и выбором типа вуза – государственный или частный. И на нашем телеграм-канале вы можете почитать обзоры некоторых заведений.
Одни считают, что государственные вузы давно устарели, и будущее – за частными, которым проще подхватить мировые тенденции. Другие выступают против частных, считая их нестабильными и непрестижными в отличие от государственных. Третьи убеждены в превосходстве федеральных вузов над всеми остальными.
За кем правда? Сегодня наша задача – узнать, чем отличается государственный вуз (университет) от негосударственного (частного), что же такое, в конце концов, федеральный вуз и чем он отличается от государственного и частного. А еще развеем с вами несколько мифов и стереотипов о частных вузах.
Государственный, частный и федеральный вузы: определения
Негосударственный вуз – вуз, который финансируется частными организациями без участия государства или с частичным участием (с аккредитацией или без). Частный (негосударственный) вуз создает физическое/юридическое лицо или их объединение в соответствии с законами РФ.
Государственный вуз – это университет с госфинансированием. Его учредителем всегда будет РФ или субъект Федерации.
Основное отличие коммерческого вуза от государственного в том, что у них разная форма собственности и состав учредителей
Федеральный вуз – это вуз-гигант федерального округа, нередко состоящий из нескольких менее крупных государственных университетов.
Самое главное, чем федеральный университет отличается от государственного – все федеральные являются государственными, но не все государственные – федеральные.
Теперь давайте рассмотрим, так ли на самом деле существенна разница между государственным и негосударственным вузом.
Государственный и негосударственный вуз: разница и особенности
Специальность
У государственного и частного вуза чаще всего подготовка ведется по разным специальностям.
«Частники» уделяют больше внимания следующим специальностям:
- экономическим,
- правоведческим,
- управленческой деятельности.
Государственные университеты готовят специалистов более широкого профиля: инженеров, педагогов, творческих и т.д.
Поступление
Поступить в государственный вуз сложнее не только благодаря наличию бюджетных мест, стипендии и мест в общежитии, но и благодаря богатому выбору специальностей. В частных вузах нет стипендии, бюджетных мест (редко) и мест в общежитии, поэтому студенты не так рьяно рвутся поступить в частный. Следовательно и конкурс ниже.
Поступить в государственный вуз сложно еще и потому, что только тут существуют определенные льготы для некоторых категорий абитуриентов. Частные вузы не смогут предложить места в общежитиях, места для «целевиков» и т.д.
Стипендии
Бюджетники из государственных вузов могут претендовать на стипендию – денежные выплаты за хорошую успеваемость (с оценками 4 и 5 в зачетной книжке). Такая помощь незаменима для студентов из малообеспеченных семей и тех, кто вынужден жить на свои деньги без дополнительной поддержки и помощи.
Частные вузы не получают государственного финансирования. Учеба в частном вузе платная – и это одна из основных особенностей, которая отличает частный университет от государственного.
По «Правилам формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета» (утверждены постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2016 года N 1390), стипендиальный фонд частных организаций формируется Министерством образования и науки РФ при установлении таким организациям контрольных цифр приёма. То есть если в вузе есть бюджетные места, то и стипендии будут.
Качество образования
Раньше у преподавателей считалось более престижным работать в государственных университетах. Сегодня эта тенденция быстро меняется, так как в частных вузах значительно улучшились условия.
Работники обоих типов институтов проходят обязательную проверку и переквалификацию, получают сертификаты. Получается, что уровень предподавателей в частных и государственных вузах приблизительно одинаковый. Следовательно и студенты получают приблизительно одинаковый уровень образования.
Стоимость обучения
Всё зависит от престижа учебного заведения. В среднем же стоимость обучения в коммерческом вузе будет примерно такой же, как и при обучении на коммерческой основе на той же специальности в государственном вузе.
Особо одаренным студентам и в платном, и в государственном вузах могут сделать значительную скидку. Для этого студент должен иметь хорошую успеваемость и принимать активное участие в жизни вуза, представлять его на конференциях, участвовать в инновационных разработках и т.д.
Впрочем, в частных вузах встречаются и бесплатные места. В каких и сколько – будет зависеть от результатов открытого конкурса Министерства образования и науки РФ. Принимать участие в таком мероприятии могут только те вузы, которые получили лицензию на ведение образовательной деятельности.
Распределение
Еще одно ключевое отличие частного вуза от государственного состоит в том, что тут студентам не придется проходить обязательную стажировку на государственном предприятии.
В государственных институтах предусмотрена система обязательной отработки (для студентов бесплатных дневных отделений). И распределение очень редко бывает удачным. Впрочем, в некоторых случаях студентам разрешают находить места для отработки самостоятельно.
Техническое оснащение
Во многих государственных вузах с современными технологиями не всё радужно.
Более того, из-за государственного финансирования вузам вовсе не так просто выбить разрешение на приобретение той или иной технической новинки.
Частным вузам с этим намного проще: у них и средства на это есть, и мотивы. Чем лучше вуз оснащен технически, тем больше студентов он будет привлекать. Так что это в интересах учреждения образования.
Формы обучения
В государственном вузе преобладают классические формы обучения:
- лекции,
- семинары,
- работа в библиотеке,
- стандартный поиск и сбор информации из научной литературы,
- разные виды самостоятельной работы (рефераты, самостоятельные, доклады и пр.),
- письменные (контрольные, лабораторные, курсовые) и устные проверки знаний (зачеты, экзамены).
В коммерческих вузах можно отступить от стандартных форм и поэкспериментировать, применить инновационные методы и тем самым повысить мотивацию учащихся, их вовлеченность в общий образовательный процесс.
Электронные тесты, мультимедийные презентации, голограммы, 3D-технологии, круглосуточная связь с преподавателями в мессенджерах – можно использовать совершенно любые современные средства, которые вуз в состоянии себе позволить.
Сюда же можно отнести вопрос материально-технической базы. Если у бюджетного вуза есть в распоряжении только собственные ресурсы, частный вуз может позволить себе аренду высокотехнологичной лаборатории.
Сотрудничество
Хорошо, когда у университета есть связи с иностранными вузами. В этом случае студенты могут участвовать в разных программах обмена и конкурсах, стажировках, ездить на конференции.
Чаще всего такое сотрудничество ведут государственные вузы. Но и среди «частников» встречаются те, кто активно пробивает для своих студентов дорожку в других странах.
Признание диплома в других странах
Не все дипломы будут признаны за границей как действующие на территории страны, где находится студент. Каждый вуз нужно «пробивать» отдельно.
Однако с уверенностью можно сказать, что за рубежом котируются документы об образовании только государственного образца. Выбирайте вуз в аккредитацией – будет меньше проблем за границей.
Впрочем, не лишним будет изучить и требования страны к документам об образовании. Например, в некоторых странах принимают только легализованные документы (например, бумаги с апостилем или нострификацией).
Общежитие
Многие государственные вузы предоставляют своим учащимся общежития. Это удобно и выгодно для иногородних студентов, даже если обеспечить местами для проживания удается далеко не всех желающих.
Что касается частных вузов, то тут крайне редко встречаются те, у которых есть специальные жилые комплексы для учащихся.
Если такие и есть, то стоимость проживания будет выше. Правда, тут можно рассчитывать на условия получше, чем в бюджетной общаге.
Разрушаем стереотипы про частные вузы
Коммерческие высшие учебные заведения уже давно и прочно вошли в нашу жизнь. Но у некоторых все еще остались предрассудки, которые давно пора разрушить.
Миф 1: в частном вузе учатся те, кто не смог поступить в государственный
Есть те, кто свято верит, что поступить в частный вуз проще. Следовательно, туда идут более глупые студенты.
Абсурд! Единственная правда в том, что конкурс здесь меньше за счет меньшего числа «плюшек» для студентов (стипендии, общежития и т.д.). Сложность экзамена, профессионализм преподавателей и уровень программ обучения ничуть не хуже (а в некоторых случаях – намного лучше), чем в государственных вузах.
Да, есть среди частных УО такие, куда могут поступить абитуриенты со слабой успеваемостью. Но такие же есть и среди государственных заведений, поэтому не стоит обобщать.
Миф 2: в коммерческом вузе дают знания низкого качества
Этот стереотип вытекает из предыдущего и довольно опасен. Дело в том, что такого мнения могут придерживаться будущие работодатели. Так, изучив диплом потенциального кандидата, они могут не принять его только из-за неверно сложившегося стереотипа.
На самом деле все индивидуально. Есть УО (не только коммерческие, но и государственные), дающие слабый уровень знаний. А есть те, кто быстро реагирует на изменение рынка, адаптируется под мировые и технологические нужды, использует новейшее оборудование и учит на нем своих студентов.
Более того, некоторые частные вузы выдают своим выпускникам двойные дипломы – отечественного и зарубежного образца, с которыми можно сразу выходить на работу без дополнительных легализаций и подтверждений.
Миф 3: в коммерческом вузе не бывает бесплатных мест
Хоть основную поддержку частные вузы получают от частных организаций-спонсоров, государство тоже может принимать в этом участие, выделяя бесплатные места для обучения особо одаренным или нуждающимся. В этом случае место для студента все равно является платным, только оплачивает его не сам учащийся, а его спонсор (организация, государство или частное лицо).
Например, в СПбГУП и РосНОУ есть бесплатные места, что говорит о высокой степени доверия к этим вузам со стороны Министерства высшего образования и науки.
Миф 4: работодатели не воспринимают дипломы частных вузов
На самом деле все зависит от того, какого вида диплом выдает определенный университет. Вот 2 момента, на которые стоит обращать внимание:
- аккредитация – дает разрешение на выдачу дипломов общеустановленного образца (по стандартам Минобрнауки России);
- лицензия – дает вузу право на ведение образовательной деятельности.
Если у коммерческого вуза нет аккредитации, то выпускник получает свидетельство не государственного образца, а собственного образца вуза.
Что это значит: это не обязательно свидетельствует о плохом уровне образования. Просто государство считает, что образование в этом УО не соответствует государственным стандартам.
Если же у частного вуза есть аккредитация, его диплом автоматически приравнивается по значимости к дипломам государственных по этой же специальности.
Аккредитация выдается не на вуз, а на программы конкретных специальностей. Аккредитации может не быть и в коммерческом, и в государственном вузе по некоторым программам специальностей. Так что перед поступлением внимательно изучите определенную специальность в выбранном вузе на наличие аккредитации.
В последнее время работодатели все меньше внимания уделяют наличию диплома или его аккредитации. Для них важна способность мыслить определенным образом, наличие «софт скиллз», потому что в подавляющем большинстве случаев организация переучивает любого специалиста под себя
Миф 5: коммерческий вуз сам определяет стоимость обучения
В федеральных государственных образовательных стандартах четко сказано, что ни один вуз не имеет право устанавливать стоимость обучения ниже нормативных затрат, которые рассчитаны Министерством образования и науки РФ.
Но в пункте 5 статьи 54 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» четко сказано, что вуз может и снизить стоимость обучения. Правда, эту разницу университет должен взять на себя.
Миф 6: на обучение в коммерческих вузах не распространяется действие льгот
Согласно статьям 34, 40 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» любые студенты имеют право на социальную поддержку при проезде на общественном транспорте, материальную помощь и прочие предусмотренные государством денежные выплаты независимо от типа вуза, в котором они обучаются.
Миф 7: студенты частного вуза не получают отсрочку от армии
По закону отсрочку от армии получают все студенты очной формы обучения по аккредитованной программе бакалавриата/специалитета/магистратуры, если это первое высшее образование.
Выходит, что главное не форма финансирования вуза, а есть ли у вашей программы аккредитация.
Как выбрать частный вуз: советы абитуриентам
Чтобы в будущем не страдать от негативных последствий, лучше сейчас серьезно подойти к выбору частного вуза. Вот несколько советов будущим студентам:
- Обратите внимание на продолжительность работы вуза. Чем дольше он находится на рынке образовательных услуг, тем выше уровень доверия.
- Изучите договор. Если есть знакомый юрист, попросите помочь разобраться в каждом пункте. Самое главное, на что стоит обратить внимание – здесь не должно быть пункта об увеличении цен в ходе обучения. Хорошо, если нет и других двусмысленных и «плавающих» пунктов.
- Изучите преподавательский состав. Большой процент именитых личностей и людей с научными званиями и степенями говорит о том, что люди заботятся о своей репутации и не будут сотрудничать с ненадежной организацией.
- Узнайте, есть ли у вуза программа по трудоустройству выпускников. Сотрудничество с определенными работодателями поможет дипломникам быстро найти место для применения новых знаний.
Давайте еще раз взглянем на основные отличия государственных вузов от коммерческих в табличке:
Государственный вуз (имеющий аккредитацию) | Негосударственный вуз (имеющий аккредитацию) | |
Государственная аккредитация | ✔ | ✔ |
Государственный диплом (диплом установленного образца) | ✔ | ✔ |
Бюджетные места (по итогам конкурса Минобрнауки РФ) | ✔ | ✔ |
Отсрочка от армии | ✔ | ✔ |
Стипендии (при наличии бюджетных мест) | ✔ | ✔ |
Оплата обучения материнским капиталом | ✔ | ✔ |
Студенческие льготы | ✔ | ✔ |
Учреждён физическими и/или юридическими лицами | ✘ | ✔ |
Учреждён РФ или субъектом РФ | ✔ | ✘ |
Как видите, огромную роль форма собственности вуза имела в далеком прошлом. Сегодня эти границы сильно размыты благодаря открытому рынку и здоровой конкуренции. Самое главное – обращайте внимание на те моменты, которые важны для вас: договор, возможности проживания, стипендии и т.д.
Ну а поступив, не переживайте, что не хватает времени на все. Ведь рядом всегда есть сервис студенческой помощи, который поддержит в нужную минуту.
Источник: https://Zaochnik-com.ru/blog/osnovnye-otlichija-gosudarstvennyh-vuzov-ot-negosudarstvennyh/
Чем отличается государственное управление от муниципального
Для того, чтобы правильно понять различие межу понятиями «Государственное управление» и «муниципальное управление», необходимо проанализировать сущность обеих категорий.
Государственное управление (менеджмент)
Понятие «государственный менеджмент» в науке рассматривают во многих аспектах. В теории юридической науки существует множество определений данного явления.
Ученые определяют государственное управление как работу государственных структур, а также их чиновников, которая направляется на выполнение заданий, возложенных на государство. Такая работа, в свою очередь, не связана с процессами законотворчества и осуществления правосудия.
Такой подход к рассматриваемому вопросу позволяет сделать вывод, что государственный менеджмент реализуется исполнительной ветвь властью.
Если рассматривать государственное управление комплексным методом, то следует отметить, что оно является системой взаимодействующих между собой государственных структур и их должностных лиц, которые осуществляют регулирование общественных отношений, возникающих на общегосударственном уровне.
В организационном аспекте — государственный менеджмент — это целенаправленное властное влияние субъекта менеджмента (органов, имеющих властные полномочия) на объект (население, конкретные группы граждан).
Административное законодательство дает такое определение государственное управление: деятельность компетентных органов исполнительной власти,которая основана на законах и цель которой его исполнение и осуществление руководства процессами общественной жизни внутри страны. В этом аспекте выделяют такие составляющие государственного управление как издание нормативных актов, кадровый менеджмент, планирование и прогнозирование и контроль.
Характеристиками государственного управления как подвида социального менеджмента являются:
- Организационный аспект — государственное управление осуществляется посредством деятельности должностных лиц государственных органов, которые в процессе выполнения задач, возложенных на них, взаимодействуют между собой.
- Волевой аспект — упорядочивает общественные отношения внутри государства путем выдачи нормативных актов, обязательных к исполнению.
- Регуляция общественной жизни — проявляется при взаимодействии субъекта и объекта управления в момент осуществления руководящих функций.
- Властный аспект — основывается на подчинении воли участников управления.
- Имеет собственный руководящий аппарат (комплекс государственных учреждений и чиновников).
Смысл категории «муниципальное управление» проявляется через процесс осуществления местного самоуправления как права граждан принимать решение относительно вопросов местного уровня. Исходя из этого определения следует, что муниципальное управление является практической реализацией непосредственной демократии народа.
Осуществляется муниципальное управление системой органов местного самоуправления. Эти органы осуществляют руководство в отношении территории отдельной территориальной единицы и решают все вопросы местного значения.
Муниципальное управление следует определить как деятельность органов местного самоуправления, направленная на руководство магистратским имуществом,распределение и формирование местного бюджета, принятие решений по иным вопросам местного уровня.
Отличительными признаками муниципального управления является, то что:
- Оно осуществляется в отношении конкретного региона, то есть на местном уровне.
- Осуществляется представительскими органами магистратского самоуправления и обладает ограниченной юрисдикцией (решение вопросов локального уровня).
- Носит подзаконный характер, поскольку направлено на реализацию законов на локальном уровне.
Муниципальное управление также можно представить как организованную систему субъектов муниципального самоуправления, осуществляющих деятельность по регулированию и руководству объектами территориальной общины. Большинство ученых считают, что главное отличие государственного управления от муниципального состоит в объекте и субъекте управления.
- Субъектный состав государственного менеджмента. К субъектам государственного управления принадлежат государственные органы власти и их чиновники, юрисдикция которых распространяется на всю территорию страны.
- Субъекты муниципального менеджмента. Субъектами же муниципального управления являются выборные органы самоуправления, юрисдикция которых распространяется на территорию конкретной территориальной единицы (город,область, село)
- Объект государственного управление. Объектом государственного менеджмента являются вся территория страны и ее население.
- Объект муниципального управления. К объектам менеджмента на местах относиться муниципальная собственность, территория отдельной территориальной единицы и территориальная община.
Отличием этих двух понятий является так же то, что правовые акты государственных органов управления носят обязательный характер для исполнения во всем государстве, а акты органов муниципального менеджмента носят подзаконный и локальный характер (имеют юрисдикцию на местном уровне).
Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-gosudarstvennoe-upravlenie-ot-municipalnogo/
Разница между муниципальной и государственной службой
В системе власти РФ функционируют институты муниципальной и государственной службы. В чем их особенности?
- Содержание статьи
Под госслужбой принято понимать трудовую деятельность граждан в различных органах государственной власти — главным образом представляющих исполнительную ветвь. То есть (если говорить о российской модели госслужбы) это будут министерства и подчиненные им ведомства.
Государственная власть в РФ функционирует на 2 уровнях — федеральном и региональном. При этом учреждения субъектов РФ находятся в прямом подчинении у структур в Москве и подотчетны им. В свою очередь, государственная служба также фактически представлена двумя уровнями — федеральным и региональным.
Стоит отметить, что госслужащими не являются лица, получающие свою должность в системе власти по итогам выборов или в силу значительного влияния их результатов.
В частности, это Президент РФ, Председатель Правительства, министры, депутаты Госдумы.
Не рассматриваются в качестве госслужащих судьи (в то время как рядовые работники аппаратов судебных органов вполне могут находиться на государственной службе).
В российской системе госслужбы предусмотрено 4 основных типа должностей: руководители, помощники, специалисты, а также обеспечивающие специалисты. При этом они тоже дополнительно классифицируются на группы: высшую, главную, ведущую, иногда — старшую и младшую.
Отличительный признак госслужбы — возможность лица, занимающего должность в том или ином органе власти, получить классный чин. Он присваивается человеку при удачной сдаче квалификационного экзамена или же в соответствии с нормами присвоения классных чинов для некоторых высших должностей (в частности, руководителей, в некоторых случаях — помощников).
Факты о муниципальной службе
Под муниципальной службой в РФ принято понимать трудовую деятельность граждан в местных органах власти — администрациях и советах городов, районов, поселений. По Конституции РФ муниципальная власть отделена от государственной. Именно это во многом определяет разграничение рассматриваемых видов службы. Как и в случае с госслужбой, муниципальными служащими не могут стать лица, получившие свою должность в порядке избрания.
Должности в рамках муниципальной службы классифицируются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Конкретные их перечни закрепляются в правовых актах, принимаемых органами власти в субъектах РФ.
Классные чины муниципальные служащие также могут получать. Как правило, их присвоение зависит от уровня занимаемой человеком должности, а также от стажа работы сотрудника местного органа власти. Кроме того, на перспективы получения классного чина в рамках муниципальной службы влияет уровень профессиональной подготовки и опыта работника.
Квалификационный экзамен на муниципальной службе является скорее опциональным условием получения классного чина — в отличие от госслужбы, на которой его успешная сдача рассматривается как основное условие приобретения соответствующего статуса. Необходимость проведения данного экзамена должна быть зафиксирована в локальных нормативных актах конкретного органа власти.
Сравнение
Главное отличие муниципальной службы от государственной в том, что первая является трудовой деятельностью лиц, осуществляемой в органах местной власти, вторая — на уровне региональных и федеральных структур. По Конституции РФ муниципальная и государственная власть в России независимы друг от друга. Поэтому муниципальные служащие не подотчетны госструктурам.
Однако у рассматриваемых видов службы есть много общего:
- квалификационные требования к потенциальным госслужащим и лицам, нанимающимся на муниципальную службу, в целом одинаковые;
- стаж работы на госслужбе учитывается на муниципальной службе — и наоборот;
- принципы оплаты труда, а также социальные гарантии на госслужбе и муниципальной службе в целом очень схожи.
У обоих видов службы есть классификация должностей по схожим категориям. Но что касается присвоения классных чинов — данная процедура на госслужбе в большинстве случаев предполагает проведение квалификационного экзамена. На муниципальной службе он опционален.
Таким образом, различия между госслужбой и муниципальной службой сводятся в основном к юридическому разграничению уровней функционирования органов власти, в которых работают люди, осуществляющие рассматриваемые виды трудовой деятельности.
Изучив, в чем разница между муниципальной и государственной службой, отразим выводы в таблице.
Таблица
Муниципальная служба | Государственная служба |
Что общего между ними? | |
В целом одинаковые квалификационные требования к служащим | |
Схожие принципы классификации должностей | |
Схожие принципы начисления оплаты труда, предоставления социальных гарантий служащим | |
В чем разница между ними? | |
Является видом деятельности граждан в муниципальных органах власти, юридически независимых от государственных структур | Является видом деятельности граждан в государственных органах власти — на федеральном, региональном уровне, которым не подотчетны муниципальные структуры |
Присвоение классных чинов без квалификационного экзамена — норма для муниципальной службы | Успешная сдача квалификационного экзамена, как правило, является обязательным условием присвоения классного чина для госслужащего |
Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-municipalnaya-sluzhba-ot-gosudarstvennoj/
Путин предложил подумать над созданием единой системы публичной власти
Владимир Путин в ходе разговора с парламентариями допустил небольшие изменения Конституции. Это могут быть поправки, направленные на создание единой системы публичной власти, уточнил президент РФ.
- Тему поднял спикер Госдумы Вячеслав Володин, который уже ранее выступал с предложениями по изменениями Конституции, не затрагивающим основополагающих статей.
- На встрече с президентом глава нижней палаты напомнил слова президента о том, что «Конституция — это «живой инструмент» и «аккуратные изменения возможны».
- — Как бы мы ни откладывали этот разговор, но время берет свое, — отметил российский спикер.
Он пояснил, что это касается не только баланса ветвей власти (ранее Володин озвучивал предложения, касающиеся усиления роли парламента). Также необходимо урегулировать и вопросы, касающиеся местного самоуправления, отметил спикер.
— Сегодня нет связи между уровнями публичной власти, — заявил глава нижней палаты, — это сказывается на самых важных и чувствительных для людей сферах: образовании, здравоохранении.
Он напомнил, что проблема взаимодействия государственной и муниципальной власти уже обсуждалась с парламентариями и экспертным сообществом.
— Было бы правильно этот разговор продолжить и выйти на какие-то предложения, — призвал политик. — Потому что ощущение у всех есть, что нам необходимо совершенствовать те направления, которые, пускай точечно, но однозначно принесут пользу нашим гражданам и сделают сильнее государство.
Владимир Путин в ответ напомнил, что допускает «небольшие поправки» в основной закон. По словам президента, это «какие-то вещи, связанные с тем, что жизнь меняется и встают какие-то задачи, которые, мы полагаем, можно было бы отрегулировать по-другому».
Отметим, что на большой пресс-конференции он говорил о поправках, касающихся слова «подряд» в положении о президентских сроках.
Владимир Путин обсудил развитие села и поддержку аграриев
На этот раз российский лидер сделал заявление по другой теме — о необходимости изменений в Основной закон, направленных на совершенствование взаимодействия между государственной и муниципальной властью.
А именно, допустимы изменения, направленные на создания единой системы публичной власти, подчеркнул Владимир Путин.
По мнению президента, об этом «нужно подумать, конечно, не ущемляя интересов и прав муниципальных образований».
Российский лидер в своих прежних выступлениях и сам уже обращал внимание на разрыв между муниципальным и государственным уровнями управления.
Причем такое разделение заложено еще в Конституции РФ, и муниципальная власть, в отличие от региональной и федеральной, не считается государственным уровнем.
Однако изменения не должны приводить к утрате муниципальным уровнем определенной степени самостоятельности, предупреждал президент.
Источник: https://rg.ru/2019/12/24/putin-predlozhil-podumat-nad-sozdaniem-edinoj-sistemy-publichnoj-vlasti.html
Ухтинский государственный технический университет
Электронные услуги — это, во-первых, повышение доступности государственных и муниципальных услуг.
Если раньше можно было получить услугу, только лишь придя в кабинет чиновника, ожидая очереди, теряя время, то в настоящее время значительный перечень услуг доступен без личного посещения госоргана.
То есть заявление на получение той или иной услуги не нужно относить в кабинет служащего, он его получит через специальную компьютерную программу. А результат предоставления некоторых услуг можно также получить в электронном виде.
Для доступа к электронным услугам созданы специальные федеральные, региональные и муниципальные сайты (порталы) государственных и муниципальных услуг. Зайти на них могут все желающие, подключенные к сети Интернет.
Интерфейс порталов разработан с целью максимального удобства и простоты выполнения запроса на получение услуги для обычного человека. Федеральный портал госуслуг доступен по адресу: www.gosuslugi.
ru, портал государственных и муниципальных услуг Республики Коми — http://11.gosuslugi.ru/
Во-вторых, электронные услуги — это отмена необходимости предоставления заявителями для получения услуги документов, которые находятся в распоряжении органов власти.
То есть если раньше чиновники могли отказать в предоставлении услуги, если не хватало какого-либо документа из органа власти или учреждения, то теперь такой отказ незаконен.
Государственные и муниципальные служащие теперь обязаны сами заботиться о получении необходимых документов, которые ранее должны были представить граждане. Еще раз повторим, речь идет о тех документах, которые необходимо получить из других государственных и муниципальных органов.
То есть выписки из реестра прав на недвижимое имущество, реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения из миграционной службы и другую информацию граждане в настоящее время предоставлять не обязаны. За них эти документы получить должны сами государственные и муниципальные служащие.
Неужели не приятна мысль о том, что не надо стоять в очереди, не надо собирать документы, платить пошлины, бегать по инстанциям, тратя время и деньги? Всеми необходимыми действиями (за некоторым исключением) будут заниматься сами сотрудники органов власти посредством межведомственного электронного взаимодействия.
Давайте представим не далекое будущее.
Вы встали утром с постели и подумали, к примеру: «А имею ли я право на получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг?» Вы включаете компьютер, заходите на портал государственных и муниципальных услуг, заполняете соответствующую заявку, затем сканируете необходимые документы, прикрепляете к вашей заявке и простым нажатием клавиши делаете запрос на получение муниципальной (государственной) услуги. В установленный срок, который можно узнать, прочитав административный регламент предоставления услуги на портале, вам приходит ответ в электронном виде или по почте, с уведомлением о том, что субсидия перечислена на указанный вами счет. И обивать пороги чиновничьих кабинетов совершенно не надо, все происходит в электронном виде на портале госуслуг. Разве не удобно? Конечно, очень удобно.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно выделить ряд преимуществ электронных услуг перед услугами, оказываемыми традиционным способом.
Единый портал государственных услуг доступен любому пользователю в любое время и организован таким образом, чтобы обеспечить гражданам простой и эффективный поиск информации по государственным и муниципальным услугам. Электронные услуги — это:
- возможность получения государственных и муниципальных услуг из любой точки местонахождения, в удобное время посредством сети Интернет;
- сокращение временных затрат, связанных с получением государственных услуг (экономится время граждан, необходимое для поездки, а также проведения в очереди для получения услуг);
- уменьшение финансовых издержек граждан (направить заявку для получения государственных услуг можно из любой точки местонахождения посредством сети Интернет в удобное время, не тратя денег на поездку в транспорте до места, где ведется прием граждан);
- сокращение количества предоставляемых документов (нет необходимости предоставлять документы, находящиеся в распоряжении органов власти);
- ликвидация бюрократических проволочек вследствие внедрения электронного документооборота;
- снижение коррупционных рисков, возникающих при личном общении с чиновниками (нет необходимости личного обращения в орган власти, граждане имеют возможность самостоятельно подготовить пакет необходимых документов и взаимодействуют с органом власти через «Личный кабинет» на портале госуслуг);
- информирование гражданина на каждом этапе работы по его заявлению (электронные сообщения, подтверждающие поступление заявлений и готовность документов направляются гражданам в виде СМС или электронного письма);
- встроенная система оплаты и возможность получения документов в удобное время.
Госуслуги — это проще чем кажется!
Источник: https://www.ugtu.net/life/gosuslugi/preimushchestva
Местной власти добавят вертикальности
Предложение Владимира Путина закрепить в Конституции принципы единой системы публичной власти де-факто призвано узаконить идущий с 2017 года процесс наращивания ее вертикали снизу за счет объединения отдельных муниципалитетов в городские округа в пределах районов. Этот процесс в последние годы сопровождался противодействием муниципальных депутатов и населения и вызывал массовые протесты на местах, зачастую оканчивавшиеся судебными разбирательствами.
Идеи объединения в местном самоуправлении особую актуальность обрели в Московской области — там их активно поддерживает глава региона Андрей Воробьев. Одним из примеров противостояния сторон в этом процессе стал конфликт губернатора с главой Серпухова Александром Шестуном.
Последнему эти события стоили свободы: в конце декабря Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение по его уголовному делу. Экс-глава района обвиняется по целому ряду статей УК, в том числе в мошенничестве в особо крупном размере, отмывании денег и взяточничестве.
Сам он вину не признает и считает, что уголовное преследование связано с его намерением переизбраться главой района.
Отметим, что политика укрупнения муниципалитетов часто объясняется необходимостью сокращения расходов на содержание местных властей, а также отсутствием управляемости третьего уровня власти — органов местного управления — в вопросах, затрагивающих «приземление» нацпроектов на конкретные территории.
«И федеральный, и региональный уровень часто или делает вид, что его это не касается, или касается во вторую-третью очередь, а муниципальный уровень все время ссылается на отсутствие необходимых ресурсов и компетенций»,— констатировал ранее президент на встрече с руководством Федерального собрания (см.
“Ъ” от 25 декабря 2019 года), упомянув «сложности, заложенные в Основном законе», которые нужно отрегулировать: «Какие-то вещи…
можно было бы отрегулировать по-другому, в том числе взаимоотношения между муниципальными органами власти, государственными органами власти, имея в виду, что должна быть создана единая система публичной власти».
Это необходимо, чтобы «выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами»,— пояснил вчера президент, фактически пообещав новым укрупненным муниципалитетам, что «полномочия и реальные возможности местного самоуправления — самого близкого к людям уровня власти — могут и должны быть расширены и укреплены».
Необходимость правки Конституции вызвана тем, что подписанная и ратифицированная РФ Европейская хартия местного самоуправления требует закрепления в основном законе юридических норм, гарантирующих политическую, административную и финансовую независимость муниципалитетов. По документу, публичные обязательства должны реализовываться на наиболее близком населению уровне и могут передаваться вверх по вертикали, только если их выполнение силами местных администраций неэффективно или невозможно.
Де-факто включение местного самоуправления в «единую систему публичной власти» — паллиативное решение проблемы несовпадения объемов властных полномочий муниципалитетов и имеющихся у них ресурсов.
Альтернативный вариант, при котором госвласть делится с местной ресурсами, признан неработоспособным из-за привязки бюджетных ассигнований к жестко централизованным федеральным проектным инициативам — а также высоких коррупционных рисков и рисков невыполнения местным самоуправлением спущенных их от центра проектов, притом что ответственность за их реализацию несут региональные и федеральные власти.
Впрочем, уравновесить рост влияния губернаторов Кремль намерен за счет избавления надзора за соблюдением законодательства от потенциального конфликта интересов. Согласование кандидатур прокуроров регионов с региональными законодательными собраниями может быть заменено на назначение их «по итогам консультаций с Советом федерации».
Как пояснил Владимир Путин, суть идеи в том, чтобы избавить прокуроров от «определенных, в том числе неформальных, обязательств перед местными властями» и «рисков потерять объективность и беспристрастность». При этом Совфед, как «палата регионов», сможет учесть «позиции территорий по кандидатуре прокурора в субъектах федерации».
Олег Сапожков
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4220897