Реформы солона — студенческий портал

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, их результаты можно сравнить с политической революцией. Реформы Клисфена завершили процесс становления государства в Древних Афинах.

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения.

В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу.

Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников.

В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э.

Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных.

Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.

Прежде всего Солон провел сисахфию — долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована.

Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.

С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.

Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т.д.

Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда.

Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа — гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос.

Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана.

Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте.

Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.

Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей.

Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя.

Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) — городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы.

Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев.

Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения.

Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений.

Был создан еще один орган — коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы.

Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.

Источник: https://studentu.info/gosudarstvo-i-pravo/vseobschaya-istoriya-gosudarstva-i-prava/reformy-solona-i-klisfena

Реформы Солона

Реформы Солона. Солон получил чрезвычайные полномочия по изменению существующего порядка.

Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени»). Она освободила массу должников, которых в Аттике было в большом количестве. Кроме того, впредь запрещались личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство.

Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину.

Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общества, что подрывало основы его социальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов-иноземцев.

В дополнение к сисахфии Солон издал закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время провозглашалась свобода завещаний. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности на землю и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.

Солон осуществил ряд мероприятий, направленных на улучшение материального положения демоса: был разрешен вывоз оливкового масла за границу и запрещен вывоз хлеба, поощрялось развитие ремесла, проведена денежная реформа.

Центральное место среди преобразований Солона занимают политические реформы, которые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является тимократическая, или цензовая, реформа.

Все афинские граждане независимо от происхож-, дения были разделены по имущественному положению на четыре разряда.

В качестве единицы доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна,— медимн (52,5 кг).

Всякий, кто со своей земли получал 500 медимнов в совокупности сухих и жидких продуктов, был отнесен к первому разряду — пентакосиомедимнов (пятисотников); получающие 300 медимнов годового дохода или способные содержать боевого коня, относились к всадникам.

К разряду зевгитов принадлежали те, кто получал 200 медимнов годового дохода. Зевгиты (крестьяне) были самой многочисленной группой. Они составляли основу афинского ополчения. Все остальные были отнесены к фетам.

Эта реформа законодательно закрепила уже сложившееся к тому времени разделение общества.

Деление населения на разряды по имущественному признаку имело политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда: они могли занимать любую должность.

Всадники и зевгиты не могли избираться в архонты. Феты обладали только правом избирать должностных лиц в Народном собрании, но сами не могли быть избраны. Пропорционально правам распределялись и обязанности. Был установлен налог с годового дохода.

Чем выше был класс, тем более высокий налог уплачивался в государственную казну. Феты от налога были освобождены.

Солон сохранил деление афинского общества на четыре племени — филы и создал на базе этого деления новый государственный орган — Совет четырехсот. Он избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени.

Совет четырехсот руководил подготовкой дел для обсуждения Народным собранием, рассматривал некоторые текущие дела управления. Деятельность Народного собрания активизируется; оно обсуждало все важные государственные дела, принимало законы. В его работе могли принимать участие все взрослые афинские граждане.

Солон сохранил ареопаг — оплот родовой аристократии, который имел право надзора за соблюдением законов и контроля за деятельностью Народного собрания.

Большое значение имело создание Солоном поистине демократического органа — гелиэи. Первоначально это был суд присяжных, членами которого могли быть граждане всех четырех разрядов. Со временем полномочия гелиэи будут расширены, и она станет самым массовым и важным политическим органом.

По мнению современников, реформы Солона носили половинчатый, компромиссный характер. Ни демос, ни эвпатриды не были ими удовлетворены. Сам Солон, оценивая собственные реформы, утверждал, что «в этих великих делах трудно всем угодить».

Источник: https://students-library.com/library/read/71017-reformy-solona

Реформы Солона

В 594 г. до н. э. всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в «великую смуту»; «Смута была сильная, и долгое время одни боролись против других …» (Аристотель. Афинская полития , IV , 5 , 2).

«Огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, — пишет Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях», — собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй.»

Оказавшись 
в столь сложной ситуации, борющиеся 
стороны сошлись на кандидатуре 
поэта и политического деятеля 
Солона. Было известно, что он не является  «сообщником богатых в их преступлениях»  и в то же время «не угнетен 
нуждою».

«По отцу своему, Экзекестиду, Солон происходил из старинной царской 
фамилии Кодридов, а по матери находился 
в родстве с Писистратидами»22.

В юности он приобрел всестороннее образование, а частые путешествия, которые он предпринимал в качестве купца в зрелом возрасте, дали ему знание людей и разнообразный жизненный опыт.

В продолжение всей жизни страсть к знанию была главной чертой его характера: «Не переставая учиться, я приближаюсь к старости» – говорит он в одном из своих стихотворении. За высокое образование и практическую мудрость, высказанные во всех житейских делах, в его стихотворениях, равно как и в политической деятельности, он считался одним из семи греческих мудрецов.

Первые 
известия о политической деятельности Солона относятся к 604 г.

до н. э.,  когда он побудил афинян к завоеванию потерянного Саламина. «На Саламин 
поспешимте, сразимся за остров желанный, чтобы скорее с себя тяжкий позор 
этот снять». (Приложение 5. Стихотворения 
Солона, 2 Саламин). «Тут снова афиняне 
начали войну с мегарцами и 
победили их благодаря Солону».  (Диоген Лаэртский ,1 , 46 ) .

Читайте также:  Виды речи - студенческий портал

В 595 г. до н. э.  афиняне, в знак почетного признания его заслуг, избрали его в Совет амфиктионов, проходивший в Дельфах. Там он предложил наказание крисейцев, которые не соблюдали правил  относительно священного оракула, и «возбудил священную войну, которую афиняне… выдержали победоносно».

23 Таким образом, Солон своей деятельностью уже оказал отечеству великие услуги. Но он видел, что без коренного изменения государственного устройства  «не может быть надолго утверждено благо государства».

24 Знать все еще оставалась «в исключительном обладании государственной властью и имела мало желания отказаться от своих преимуществ… Государство не могло приобрести значительной силы, пока не были сняты оковы с народа».25 Таким образом, в 594 г.

знать избрала Солона первым архонтом и дала ему полномочия  «быть водворителем мира между знатью и народом и издателем необходимых для этого законов».26

Важно, однако, подчеркнуть, что он подходил к этой роли не только объективно, в силу реальной близости своей к главным группам 
складывавшегося афинского полиса, но и субъективно».Обладая от природы 
живым умом и любознательностью, много повидав и узнав во время 
своих путешествий-пишет А.

Боннар,-он беспредельно расширил и углубил 
круг представлений, унаследованных от своих аристократических предков».27 Он не только оказался восприимчив к новым идеям, но и обнаружил замечательную способность к их претворению в жизнь.

«Будучи реальным политиком, он осуществил преобразования, продиктованные исторической необходимостью, но он осуществил их не в качестве слепого орудия объективного закона, а в полном сознании своей миссии, как сознательный творец нового порядка».28

ГЛАВА  II.   РЕФОРМЫ СОЛОНА

2. 1 Социально-экономические реформы

Прежде 
всего Солон провел сисахфию –  «стряхивание бремени»  – долговую реформу, которая означала прямое вмешательство 
в отношения собственности.

  «Многие 
из народа занимали деньги у богатой 
знати под залог своего тела, многие были уже осуждены на рабство своим 
кредиторам».

Этим людям помощь могла 
быть оказана не иначе, как  «совершенным уничтожением их долгов, безвозмездным 
восстановлением их свободы».29  «Солон освободил народ и в текущии момент и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой.

 Затем 
он издал законы и произвел 
отмену долгов как частных, 
так и государственных». (Аристотель. Афинская полития. 4, 6). Афиняне, попавшие 
в рабство за долги освобождались, 
а проданные в рабство за 
пределы страны – выкупались 
за счет государства.

 Солон 
с гордостью говорит, что с 
заложенной ранее земли он  «поставленных камней закладных 
много снял …»  и что из 
числа закабаленных за долги 
граждан одних он вернул с 
чужбины «… уж аттическую речь 
забывших …»,  «а тех, кто 
дома рабства тяжкого позор 
переносил», он сделал свободными.

Напротив, тот кто обладал недвижимой 
собственностью, домами или пашней, и занял под нее деньги, не 
мог быть освобожден от своего 
долга. Солон позаботился о 
том, чтобы и им была облегчена 
уплата. Этого он достиг посредством 
изменения в монете.

Солон велел 
чеканить менее веские драхмы 
вместо прежних, так что теперь 100 новых драхм по цене серебра 
равнялись 73 старым, и затем определил, 
чтобы все долги были уплачиваемы 
новой монетой. Кроме того, были 
умерены указные проценты на 
деньги, занятые до 594 г.

под залог недвижимого имущества, и было постановлено, чтобы долги могли выплачиваться незначительными суммами в определенные сроки.  «… Так что когда возвращали по счету то же самое количество, по значению же меньшее, плательщики значительно выигрывали, но получающие нисколько не теряли.» (Плутарх. Солон , 15).

Сисахфия 
посягала на интересы родовой знати  и была уступкой демосу. В то же время 
Солон не выполнил важного требования бедноты – не произвел передела земли. По словам самого Солона, в его 
намерение вовсе не входило  «в пажитях родных дать худым и благородным 
долю равную иметь», т. е. полностью 
уравнять знать и простонародье 
в имущественном и социальном отношении.

         Снятие долговых камней и отмена 
долгового рабства были тяжелым 
ударом по родовой аристократии, т. к. именно с помощью этих 
мер она увеличивала свои земельные 
владения и закабаляла земледельцев, превращая их в зависимых арендаторов.

 
Для того чтобы впоследствии 
подобное положение не так 
легко возвратилось, Солон постановил, чтобы впредь никто не смел  «занимать под залог тела», 
закладывать при получении денег 
свою личность. Подобный залог не имел никакой политической законности. Продажа аттического гражданина в рабство была запрещена  под страхом смертной казни.

Сисахфией Солон дал обедневшему народу новое существование и мирным путем доставил ему выгоды, которые в других областях добывались кровавыми волнениями.30 Вместе с тем отмена долгового рабства имела принципиальное значение для всего дальнейшего развития афинской экономики, т. к.

ориентировала развивающиеся крупные хозяйства (как поместья, так и ремесленные мастерские) не на труд зависимых кабальных соплеменников, а на труд рабов, приобретенных на рынках или захваченных во время военных кампаний, т. е. открыла дорогу классическому рабовладению.

Известен 
также закон Солона, запрещавший 
приобретать землю свыше определенной нормы, т. е. закон, установивший максимальный размер земельного владения.

Все эти 
меры – отмена долгового рабства, ограничение ссудного процента, переход 
на эвбейскую систему мер, реформа 
о введении земельного максимума 
– имели успех, т. к.

в дальнейшем, на протяжении VI-V вв. до н. э.

Аттика оставалась по преимуществу страной среднего и мелкого землевладения, в которой даже самые большие рабовладельческие хозяйства не превышали по площади нескольких десятков гектаров.

Тем не менее, этими мерами «Солон не угодил ни той, ни другой стороне: богатых он озлобил 
тем, что упразднил долговые обязательства, а бедных – еще больше тем, что 
не произвел передела земли, как они 
надеялись…» ( Плутарх , Солон , 4 , 16 ) .

В Афинах мало чувствовались узы гражданских 
и политических учреждений, а это 
зависело от того, что личность не поглощалась 
гражданином, а имения принадлежали не только правительству; напротив, каждый гражданин, имевший право собственности, владел ею вполне свободно и независимо. Эту свободу тоже основал Солон, издав закон о духовных завещаниях.

Солон,  «предпочитавший дружбу родству 
и свободу принуждению», хотел, чтобы 
каждый был господином своего состояния 
и поэтому разрешил тем, у кого не было детей, располагать своим имуществом по желанию. Но он утверждал только те завещания, которые писались в полном рассудке, т.е.

когда завещатель «буде не действовал в состоянии болезни, не был околдован зельем, не был заключен в оковы, или не был вынужден необходимостью …»  ( Плутарх , Солон , 4 , 21 ). Он считал незаконными и те завещания, которые составлялись по принуждению или  «под влиянием женщины». (Там же). Родственники наследовали только в том случае, если завещания не было.

Если у умершего были дети, то наследство делилось поровну между сыновьями, обязывавшимися, однако, дать приданое сестрам; ежели не было сына – наследницей считалась дочь.

Эта реформа 
была направлена против экономических 
устоев родового строя и больше всего 
ударила по эвпатридам – владельцам родовой собственности.

Солон придавал большое значение брачным союзам, препятствуя тем из них, которые 
имели вид покупки. Он хотел, чтобы 
брак представлял  «тесный союз мужа и жены, цель которого — основывать  новые семейства и наслаждаться сладостью взаимной нежности».

Чтобы 
достигнуть этого, Солон запретил старикам из корыстных целей жениться на богатых 
наследницах – «будучи не способны к сожитию, берут в жены наследниц 
ради денег и, пользуясь законом, насилуют природу».

  (Плутарх, Солон, 4 , 20 ), а невестам – приносить 
мужу приданое больше трех платьев 
и небольшого количества недорогой 
домашней утвари.

Семья уважалась 
всеми, и никто, даже правительство, не имел право  проникать в тайны 
священного семейного очага. Солон 
обязует взрослого сына кормить 
больного отца. И прежде чем избрать 
гражданина на высокую должность  по требованию закона, нужно было справиться, был ли он хорошим сыном: уважал ли своих родителей при жизни, чтил ли память после смерти.

До 16 лет 
родители воспитывали ребенка как 
хотели. В 16 лет афинянин становился учеником государства и поступал в общественный гимназиум, где до 18 лет учился под надзором должностных 
лиц и подвергался строгой 
дисциплине

                    В 18 лет, т. е. в год своего 
гражданского совершеннолетия, юноша 
имел право вступить во владение 
родовым имением.В это же время 
он поступал на военнуюслужбу. .

                                                                                                                                                                                                                                            В 20 лет – в год политического 
совершеннолетия – молодой человек 
становился полноправным гражданином. 
Он принимал участие в народном 
собрании, где уже пользовался 
правом голоса.

В 30 лет 
гражданин имел право поступить 
в сенат.

В 60 лет 
он оставлял военную службу и мог 
отдыхать.

Желая поднять 
промышленность страны, Солон всячески поощрял занятия торговлей и 
ремеслами. «Солон видел, что город 
наполняется вечно людьми, стекающимися свободно отовсюду в Аттику, но что 
земля в большей части страны бесплодная и плохая, люди же, приезжающие 
по морю, обычно ничего не привозят, поскольку 
местные жители ничего не могут им дать в обмен» (Плутарх, Солон , 4 , 22).

По одному из солоновых законов, отец, не научивший 
сына ремеслу, не имел права требовать, чтобы сын содержал и кормил его 
в старости, и ареопаг, следивший 
за занятиями граждан, должен был 
наказывать праздных. Т. о., про  Афины 
можно сказать, что они возвели 
труд в закон. 

В экономической 
области Солон преследовал цель активизировать хозяйственную жизнь 
Афин в целом. Были приняты меры для 
регулирования водоснабжения на территории Аттики, обычно страдавшей от засухи.

Особое внимание было обращено на развитие оливководства: был разрешен вывоз оливкового масла за пределы 
Аттики с целью наживы, в то время 
как вывоз зерна был законодательно запрещен.

  «… И вменил в обязанность 
архонту подвергать проклятию тех, кто стал бы вывозить, под угрозой 
в противном случае самому платить 
в казну штраф в сто драхм» ( Плутарх, Солон, 4 , 24 ).

Этот 
закон был направлен против родовой 
знати, которая, владея  пахотной землей и вывозя хлеб за пределы Аттики, устанавливала произвольно цены на хлеб на внутреннем рынке.

«Все 
реформы и вся деятельность Солона характеризуется тем, что, покончив с той частью дела, которая требует 
смелости и решительности, он вновь был проникнут духом справедливости и умеренности»-пишет А. Боннар.

31 Солон сам дерзнул развязать революционный кризис и не боялся в этот период вести войну на два фронта.

Нет ничего труднее, чем придерживаться этой политики «справедливости» в разгар борьбы (в своих поэтических произведениях Солон постоянно возвращается к этому слову). 

2. 2  Политические  реформы      

          Не меньшее 
значение имели и политические 
реформы Солона. Они проникнуты 
тем же духом дерзания и 
умеренности, как и остальные, 
и спустя несколько поколений 
принесли ожидаемый плод-демократию.

         Сначала 
многие были недовольны этими 
законами.

  «Однако вскоре, увидав 
пользу и оставив личные нарекания… 
Солона назначили исправителем 
государственного устройства и 
законодателем и поручили ему 
… все решительно: определить 
высшие государственные должности, 
народные собрания, суды, советы, ценз 
на каждого из этих учреждении, число их и срок действия, упраздняя 
и сохраняя из наличного и 
существующего то, что найдет 
нужным». (Плутарх , Солон , 4 , 16 ).

Прежде 
всего он провозгласил общую амнистию или прощение, из которой исключались 
изменники и убийцы.

Из древней 
конституции он сохранил только некоторые 
положения, остальные отменил.  «Прежде 
всего он отменил законы Драконта, все, кроме законов об убийствах 
…»  (Плутарх, Солон , 17).

Источник: https://student.zoomru.ru/history/reformy-solona/111512.889570.s3.html

История.ру

Несравненно более крупная победа была одержана афинским демосом ,в его борьбе с аристократией в 594 г. до н. э., когда были проведены так называемые реформы Солона.

Выступление на политической арене Солона так описывается Аристотелем: «Большинство народа было в порабощении у немногих. Народ восстал против знатных. Смута была сильная и долгое время одни боролись против других; наконец, они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства».

По происхождению Солон принадлежал к эвпатридам, но разорился и, чтобы поправить свои дела, занялся торговлей, в связи с чем побывал во многих городах. Солон и его единомышленники не были заинтересованы в полном сохранении привилегий родовой знати и были склонны к некоторым компромиссам.

Главная цель Солона состояла в том, чтобы ценой известных уступок удовлетворить наиболее настойчивые требования демоса и таким путём поднять благосостояние и обороноспособность Афин.

Для осуществления этой цели и был проведён ряд реформ: отменены тяготевшие над аттическими земледельцами поземельные долги.

Такая мера получила название сейсахтейя, т. е. «стряхивание бремени». Особые камни, поставленные на земле должника, теперь были сброшены в знак освобождения от долгового бремени.

  • style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
  • data-ad-slot=»5810772814″>
  • style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
  • data-ad-slot=»5810772814″>

Навсегда была отменена долговая кабала,а проданные в рабство за долги афиняне были выкуплены и возвращены на родину; была установлена свобода завещания, в силу которой выморочное имущество уже не обязательно попадало, как раньте, в род умершего, но каждому было предоставлено право завещать имущество по своему усмотрению. Был также осуществлён ряд мер, поощрявших ремесло и способствовавших развитию торговли.

Наконец, Солоном была проведена так называемая тимократическая, или цензовая, реформа. По этой реформе все афинские граждане независимо от их происхождения были разделены по имущественному положению на 4 разряда. В качестве единицы измерения доходов при этом была принята мера ёмкости, применявшаяся для зерна,— медимн.

Афиняне, обладавшие годовым доходом от сельского хозяйства в 500 медимнов зерна, были отнесены к 1-му разряду (пентакосиомедимны), обладавшие доходом в 300 медимнов или способные содержать боевого коня — ко 2-му разряду (всадники), имевшие доход в 200 медимнов — к 3-му разряду (зевгиты) и, наконец, с доходом меньше 200 медимнов —к 4-му разряду (феты).

Граждане первых двух разрядов пользовались всей полнотой политических прав, но несли обязанности, связанные с наибольшими расходами: первые выполняли литургии, т. е. повинности в пользу государства в виде постройки за свой счёт судов для афинского флота, устройства общественных праздников и т. д.; вторые служили в коннице.

Зевгиты были несколько ограничены в своих правах; они, например, не могли избираться в архонты и, следовательно, попадать в ареопаг. В ополчении они составляли тяжеловооружённую пехоту. Как и прочие воины, они должны были вооружаться за свой счёт.

Наконец, феты обладали только правом избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избранными; в ополчении они служили как легковооружённые воины.

Реформы Солона затронули и политическое устройство Афин: на основе древних 4фил был создан новый орган—«совет четырёхсот», в который избирались по 100 человек от каждой филы.

Этот совет существовал параллельно с ареопагом, но отличался от него по своему составу. Если в ареопаге были представлены только высшие имущественные разряды, то в совет четырёхсот могли избираться все, кроме фетов; состав его, следовательно, был более демократичным.

Читайте также:  Архитектура древней Греции - периоды развития и основные положения

Что касается функций этих двух советов, то ареопаг сохранил своё значение, осуществляя общий контроль надгосударственными делами и являясь верховным судом; совет же четырёхсот в перерывы между народными собраниями, повидимому, решал за него текущие дела управления.

Народное собрание, в период неограниченного господства эвпатридов почти утратившее всякое значение в политической жизни Афин, теперь вновь стало играть в ней видную роль. Аристотель связывает с именем Солона также учреждение в Афинах народного суда — гелиэи. По его мнению, это была одна из самых демократических реформ Солона, так как в гелиэе участвовали даже феты.

Таким образом, реформы Солона существенно видоизменили весь строй социально-политической жизни древних Афин, создали предпосылки для развития рабовладельческой собственности, выдвинули новый принцип имущественного ценза.

Всё это, вместе взятое, наносило удар по пережиткам родового строя и господству родовой аристократии, тормозившим формирование афинского рабовладельческого общества.

Реформы Солона, однако, не довели начатого дела до конца и в этом смысле носили компромиссный характер. Высшие слои демоса получили доступ к власти, но ценз определялся доходами с земли, в связи с чем богатые представители демоса должны были делить власть с той же родовой, землевладельческой аристократией.

Аттические мелкие земледельцы добились многого: они были освобождены от долгов, избавлены от опасности долгового рабства, многие из бежавших вернулись на родину и, поскольку закладные камни были сброшены, очевидно, вернули себе землю. Общего передела земли демос, однако, не добился.

Между тем земледельческая родовая аристократия, вынужденная пойти на уступки, в дальнейшем обнаружила стремление вернуть потерянное и восстановить своё прежнее господство.

Поэтому вскоре после проведения реформы социально-политическая борьба в Афинах возобновилась с новой силой.

Источник: https://www.istoriia.ru/iv-seredina-i-tysyacheletiya-do-nashej-ery/reformy-solona.html

Ответы Mail.ru: Реформы Солона?

Реформы Солона были проведены в VI веке до нашей эры в Афинах.
Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.
Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.

Прежде всего Солон провел сисахфию — долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения.

Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства.

Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.
Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т. д.

Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены.

Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа — гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения.

В интересах вторых был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.
Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии.

Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560—527 гг.

до н. э. ) , которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим.
Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами.
..а ещё..смотрите [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Доставить афинянам это благо было целью реформ Солона.

Он справедливо находил, что коренная причина всех бедствий Афин и Аттики – дурные отношения между сословиями, слишком большое неравенство состояний, резкая противоположность между классом полноправных граждан, землевладельцев, и массою обедневших бесправных земледельцев и других рабочих людей.

В тех стихах Солона, где он сам прославляет хорошие законы, реформатор порицает алчность богатых, которые для увеличения своего богатства совершают притеснения, захватывают себе чужое добро, не думая о божественном правосудии, которое накажет их и вместе с ними государство, допускающее их беззакония.

«Скоро, – говорит там Солон, – постигнет Афины неизбежное бедствие: или подпадут она под иго постыдного рабства, или раздор граждан возбудит междоусобную войну; падет во прах цветущая сила мужей, и милая родина погибнет от ярости вооруженной борьбы. Толпами поведут несчастных в чужбину, окованных цепями, и будут на рынках продавать их в рабство».

годы реформы Солона- 594 год до н. э.

1)Отмена долгого рабства.
2)Разделение граждан на четыре имущественных класса.
3)Совет четырехсот и народное собрание при Солоне

Доставить афинянам это благо было целью реформ Солона.

Он справедливо находил, что коренная причина всех бедствий Афин и Аттики – дурные отношения между сословиями, слишком большое неравенство состояний, резкая противоположность между классом полноправных граждан, землевладельцев, и массою обедневших бесправных земледельцев и других рабочих людей.

В тех стихах Солона, где он сам прославляет хорошие законы, реформатор порицает алчность богатых, которые для увеличения своего богатства совершают притеснения, захватывают себе чужое добро, не думая о божественном правосудии, которое накажет их и вместе с ними государство, допускающее их беззакония.

«Скоро, – говорит там Солон, – постигнет Афины неизбежное бедствие: или подпадут она под иго постыдного рабства, или раздор граждан возбудит междоусобную войну; падет во прах цветущая сила мужей, и милая родина погибнет от ярости вооруженной борьбы. Толпами поведут несчастных в чужбину, окованных цепями, и будут на рынках продавать их в рабство». 594 г. до нашей эры

солон проводил долговую реформу

скажите пожалуйста ( причины реформы)?

Реформы Солона были проведены в VI веке до нашей эры в Афинах.
Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.
Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.

Прежде всего Солон провел сисахфию — долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения.

Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства.

Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.
Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т. д.

Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены.

Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа — гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения.

В интересах вторых был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.
Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии.

Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560—527 гг.

до н. э. ) , которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим.
Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами.
..а ещё..смотрите [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Реформы Солона были проведены в VI веке до нашей эры в Афинах.
Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.
Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.

Прежде всего Солон провел сисахфию — долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения.

Читайте также:  А. Введенский и его философия - религиозно-философское мировоззрение и библиография

Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства.

Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.
Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т. д.

Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены.

Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа — гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения.

В интересах вторых был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.
Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии.

Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560—527 гг.

до н. э. ) , которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим.
Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами.
..а ещё..смотрите [ссылка заблокирована по решению администрации проекта

Период: IV — Середина I Тысячелетия До Нашей Эры, Аттика В VIII — VI Вв. До Н. Э. Образование Афинского Государства, Греция В VIII — VI Вв. До Н. Э. Формирование Рабовладельческих Государств (Полисов), Рабовладельческие Государства Древнего Востока И Европы В Первой Половине Первого Тысячелетия До Н. Э..

Всемирная История
Несравненно более крупная победа была одержана афинским демосом, в его борьбе с аристократией в 594 г. до н. э., когда были проведены так называемые реформы Солона.
Выступление на политической арене Солона так описывается Аристотелем: «Большинство народа было в порабощении у немногих. Народ восстал против знатных.

Смута была сильная и долгое время одни боролись против других; наконец, они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства».
По происхождению Солон принадлежал к эвпатридам, но разорился и, чтобы поправить свои дела, занялся торговлей, в связи с чем побывал во многих городах.

Солон и его единомышленники не были заинтересованы в полном сохранении привилегий родовой знати и были склонны к некоторым компромиссам.
Главная цель Солона состояла в том, чтобы ценой известных уступок удовлетворить наиболее настойчивые требования демоса и таким путём поднять благосостояние и обороноспособность Афин.

Для осуществления этой цели и был проведён ряд реформ: отменены тяготевшие над аттическими земледельцами поземельные долги.
Такая мера получила название сейсахтейя, т. е. «стряхивание бремени». Особые камни, поставленные на земле должника, теперь были сброшены в знак освобождения от долгового бремени.

если кому поможет реформы это какие-то изменения

1- деление граждан на 4 разряда (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты) 2- отмена долгового рабства, снятие всех долгов
3 — создание сената из 300 человек

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/16305835

Генезис института демократии в Афинах и реформы Солона

Зубкова В. В. Генезис института демократии в Афинах и реформы Солона // Молодой ученый. — 2019. — №15. — С. 140-142. — URL https://moluch.ru/archive/253/57978/ (дата обращения: 21.03.2020).



Согласно определению А. Линкольна, демократия — это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа.

Демократия бывает двух видов представительская и непосредственная. Непосредственная демократия — влияние граждан на политические решения осуществляется на прямую. Примеры: референдум, выборы, собрания. Представительская демократия — влияние народа происходит через выбранных представителей, которые выражают интересы народа на государственном уровне.

Институт демократия впервые зарождается в одном из полисов Древней Греции, в Афинах в VI в. до н. э. К периоду расцвета Афинская демократия представляла собой сложноразветленную политическую систему, среди основных характеризующих признаков которой можно выделить:

  • − выборность государственных органов;
  • − сменяемость государственных органов;
  • − отчетность всех должностных лиц;
  • − всеобщее избирательное право для граждан;
  • − гарантии активного участия всех слоев гражданского населения в деятельности органов государственной власти.

В рассматриваемый период Афины были одним из самых крупных и высокоразвитых полисов Древней Греции наряду со Спартой. Прежде всего стоит уделить внимание общественному строю Афин.

Общество состояло из граждан, метеков и рабов. Полноправием обладали лишь граждане, которые могли занимать государственные должности, принимать участие в органах управления.

Стоит отметить, что граждане составляли меньшинство от общего количества населения.

Благодаря развитию товарно-денежных отношений в таком полисе как Афины, который представлял экономический центр Аттики увеличилось имущественное неравенство между различными слоями населения. Постепенно часть граждан, овладевшая крупными землевладениями, формирует класс аристократии.

Прочее население представляло собой демос, все граждане за исключением аристократов. Со временем условия жизни для демоса ухудшились настолько, что большинство из них попало в имущественную зависимость перед аристократией, приобретя долговые обязательства, что зачастую приводило к кабале и рабству.

В таком состояние ситуация оставалась недолго.

В VI в. до н. э. политическая система афинского полиса представляла собой аристократическую республику. Этому способствовало то, что ранее наследственная должность царя была реформирована в выборную. Это позволило обеспечить властью не только царскую династию, но и других знатных родов (аристократов).

Срок наделения полномочиями главы государства был ограничен одним годом. Высшим должностным лицом теперь являлся архонт-эпоним, который входил в коллегию архонтов, состоящую из девяти архонтов.

Помимо архонта-эпонима членами коллегии были: архонт-басилевс (верховный жрец полиса), архонт-полемарх (верховный главнокомандующий вооруженными силами), архонты-фесмофеты (остальные шестеро представляли собой судебную власть).

Огромную роль в управлении афинским государством занимал Совет ареопага — опора аристократической власти, в который входили архонты с истекшим сроком полномочий, что позволяло сохранить преемственность власти.

Кроме того, что именно Совет ареопага обладал компетенцией в назначении на должность архонтов, он являлся и высшей судебной инстанцией, рассматривая важнейшие дела. Народное собрание в Афинах в данный период времени не обладало существенной властью, в связи с долговыми обязательствами и имущественной зависимостью демоса перед аристократией.

В начале VI в. до н. э. на должность архонта-эпонима назначается Солон, которому в будущем будет суждено провести ряд реформ существенно изменивших политическую жизнь Афин. К моменту прихода к власти имущественное неравенство и классовое противоборство достигли «апогея».

Возникла острая необходимость реформирования существующего общественного и государственного строя.

Первой реформой Солона стала экономическая (сисахфия — стряхивание бремени), которая заключалась в освобождении граждан, находящихся в зависимости от аристократов от долговых обязательств, которая сопровождалась торжественным убиранием долговых камней с земельных участков кабальных должников. Впредь запрещалось обращение граждан в долговую кабалу и рабство. Благодаря этой реформе удалось значительно сократить экономическое господство раннее власть имущих аристократов.

Существенному изменению подвергся общественный строй, отныне все граждане делились на четыре разряда по имущественному цензу (состояние измерялось количеством натуральных продуктов, денежного эквивалента которым еще не существовало):

− пентакосиомедимны (т. е. пятисотмерники). Только они могли занимать высшие государственные должности (архонтов, казначеев).

− всадники. Занимали остальные должности в органах управления полисом.

− зевгиты. Объем прав зевгитов был аналогичен всадников.

− Феты (т. е. батраки). Политические права фетов ограничивались участием в Народном собрании и суде присяжных.

Отныне Народное собрание становилось важнейшим политическим институтом по воле которого принимались все важнейшие решения (заключение мира, объявление войны, избрание должностных лиц, формирование бюджета, утверждение законов и т. д.).

В собрании участвовали все граждане, начиная с двадцатилетнего возраста, за исключением женщин. Каждый гражданин имел право выступить с инициативой, вынести вопрос на повестку дня, ораторствовать на трибуне.

Аналогом Совета ареопага выступал Совет четырехсот, который состоял из представителей каждой афинской филы (территориальные образования), которые избирались путем жребия. Основная функция Совета четырехсот заключалась в подготовке проектов решений для дальнейшего обсуждения Народным собранием.

Важнейший шагом к демократизации стала судебная реформа, которая заключалась в образовании Гелиэи (суда присяжных), в состав которого могли быть избраны в том числе и феты.

Отдельно стоит упомянуть попытку кодификации норм права, которая выразилась в издании свода письменных законов, которые не утрачивали силу на протяжении дальнейшего существования афинского полиса, подвергавшись лишь незначительным изменениям.

Многовековое противостояние интересов аристократов и менее социально защищенными представителями демоса стало предпосылкой к образованию демократических институтов в начале VI в. до н. э. в Афинском государстве.

Во время правления архонта-эпонима Солона был проведен ряд экономических и политических реформ, в результате которых все граждане принимали непосредственное участие в управление государством.

Данные реформы положили начало процессу формирования демократического общества в Афинах. К сожалению, ему за один год правления не удалось обеспечить интересы всех слоев населения. Полное социальное равенство было не достигнуто, т.к.

земельные и прочие ресурсы не были кардинальным образом перераспределены, однако у всех афинских граждан появились механизмы представления своих законных прав и свобод.

Литература:

  1. Античный полис. Курс лекций / Отв. ред. В.В. Дементьева, И.Е. Сури- ков. М., 2010.
  2. Беррент М. Безгосударственный полис: ранее государство и древнегреческое общество // Альтернативные пути к реализации — М., 2000.
  3. Воронцова Ю.А. Право и государство Древней Греции // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3. С. 219-225.
  4. Карпюк С. Г. Законы Драконта и Солона — пролог демократии // Лекции по истории Древней Греции. — М.: Научно- издательский центр «Ладомир», 1997, С. 44-45
  5. Медведев А.П. Был ли греческий полис государством? // Античный мир и археология. 2006. № 12. С. 25-29.
  6. Монева С.Г. Средоточия политической жизни в демократических Афинах // Древности. 2009. Т. 8. № 8. С. 79.
  7. Пальцева Л.А. Формирование судебной системы Афин (до конца VII в. до н.э.) //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2009. № 3. С. 29-31.
  8. Суриков И. Е. Глава II. Солон: певец и творец «благозакония» // Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика. — М.: Наука, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): Афины, Народное собрание, гражданин, афинский полис, политическая система, орган управления, имущественное неравенство, Древняя Греция, Афинское государство, Совет ареопага.

Источник: https://moluch.ru/archive/253/57978/

Ссылка на основную публикацию