Роль международных стандартов аудита, их классификация и назначение — студенческий портал

  •      Прочие 
    стандарты – стандарты, которые 
    не нашли отражения в вышеперечисленных 
    трех блоках.
  •      Таким образом, МСА содержат:
  •      – основные принципы;
  •      – необходимые процедуры;
  •      – рекомендации по применению принципов 
    и процедур, и включают:
  •      – введение, в котором отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед 
    аудитором;
  •      – разделы, излагающие суть стандарта;
  •      – приложения.

     Рабочие стандарты – правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений, а также соответствующие изучение и оценка системы внутреннего контроля), стандарты отчетности и аудиторского заключения (правила, касающиеся формы, содержания, размещения и передачи материалов по результатам аудиторской проверки). В заключении должно быть указано, соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета).

     Члены AICPA в 1948 г. официально утвердили десять общепринятых аудиторских стандартов.

     Решения AICPA расширили и разъяснили эти 
десять стандартов. С 1939 по 1972 гг. было подготовлено 54 Положения о процедуре 
аудита (SAP), впоследствии было выпущено 63 Положения о стандартах аудита (SAS).

     Некоторые из них уже утратили силу, другие претерпели ряд изменений. Профессионалы, которым необходимо понять работу и 
отчеты аудиторов, должны быть детально ознакомлены со стандартами, поскольку 
они лежат в основе всей фундаментальной 
специальной литературы.

  1.      На 
    сегодняшний день стандарты делятся 
    на 9 групп и имеют трехзначную нумерацию; десятая группа представляет собой Положения по международной аудиторской практике, имеющие четырехзначную нумерацию.
  2.      Список 
    стандартов
    10
  3.      Вводные аспекты
  • МСА 110 «Глоссарий»
  • МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита»

     Обязанности

  • МСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности»
  • МСА 210 «Условия договоренностей об аудите»
  • МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы»
  • МСА 230 «Документация»
  • МСА 240 «Мошенничество и ошибки»
  • МСА 250 «Учёт законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности»
  • МСА 260 «Сообщение аспектов аудита лицам, наделённым руководящими полномочиями»
  • МСА 265 «Сообщения о недостатках в системе внутреннего контроля»

     Планирование

  • МСА 300 «Планирование»
  • МСА 310 «Знание бизнеса»
  • МСА 315 «Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации»
  • МСА 320 «Существенность в аудите»
  • МСА 330 «Аудиторские процедуры по оценённым рискам»

     Внутренний 
контроль

  • МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля»
  • МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем»
  • МСА 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»

     Аудиторские доказательства

  • МСА 500 «Аудиторские доказательства»
  • МСА 501 «Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей»
  • МСА 505 «Внешние подтверждения»
  • МСА 510 «Первая аудиторская проверка — начальные сальдо»
  • МСА 520 «Аналитические процедуры»
  • МСА 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного контроля»
  • МСА 540 «Аудит оценочных значений»
  • МСА 545 «Аудит измерения и раскрытия справедливой стоимости»
  • МСА 550 «Связанные стороны»
  • МСА 560 «Последующие события»
  • МСА 570 «Непрерывность деятельности»
  • МСА 580 «Заявления руководства»

     Использование работы третьих лиц

  • МСА 600 «Использование работы другого аудитора»
  • МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»
  • МСА 620 «Использование работы эксперта»

     Аудиторские выводы и заключения

  • МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности»
  • МСА 710 «Сопоставления»
  • МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность»

     Специализированные 
области аудита

  • МСА 800 «Отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию»
  • МСА 810 «Проверка прогнозной финансовой информации»

     Сопутствующие услуги

  • МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности»
  • МСА 920 «Задания по выполнению согласованных процедур»
  • МСА 930 «Задания по подготовке финансовой информации»

     Группировка международных стандартов аудита

Код Название группы стандартов
1 0 0 — 199 Предисловие, глоссарий, концептуальная основа МСА
200 — 299 Обязанности
300 — 399 Планирование
400 — 499 Система внутреннего  контроля
500 — 599 Аудиторские доказательства
600 — 699 Использование результатов работы третьих лиц
700 — 799 Аудиторские выводы и заключения
800 — 899 Специальные области  аудита
900 — 999 Сопутствующие услуги

 

     Первая 
подгруппа предназначена для 
определения общих условий МСА 
или основ аудиторской деятельности и объединения этих стандартов по вводным положениям.

Данная подгруппа, включающая предисловие, Кодекс этики 
профессиональных бухгалтеров и 
глоссарий, призвана раскрыть основные концептуальные основы аудита, а также 
способствовать лучшему пониманию 
задач и методов работы КМАП и 
всех основных органов, которые участвуют 
в разработке и развитии системы 
МСА. Глоссарий содержит более ста 
терминов и фактически скомпонован 
из терминов и определений, которые 
входят в отдельные конкретные МСА. Основное назначение глоссария — единообразное толкование пользователями всех терминов и определений, применимых в МСА. В стандарте МСА 120 «Основные принципы МСА» описываются основные концепции, в рамках которых разрабатываются МСА по отношению к услугам, предоставляемым аудиторами.

     Стандарты второй подгруппы определяют цели и 
принципы аудита финансовой отчетности, а также обстоятельства, при которых 
на аудитора и руководство аудируемого лица возлагаются определенные обязанности.

В частности стандарты данной подгруппы определяют условия заказа на аудит, примерное содержание договора на выполнение аудиторских услуг, а также условия, при которых аудиторский риск должен быть снижен до приемлемо низкого уровня.

     Третья 
и четвертая подгруппы включают стандарты, посвященные планированию аудита финансовой отчетности; пониманию 
бизнеса предприятия, его среды 
и оценке риска существенного 
искажения; определению уровня существенности; процедурам, применяемым аудитором 
исходя из оцененного уровня риска. Отдельное внимание уделено особенностям проведения аудита экономических субъектов, использующих услуги обслуживающих организаций.

     Стандарты пятой подгруппы устанавливают, что аудитор должен получить достаточное 
количество соответствующих доказательств, которые позволяют сделать обоснованное аудиторской заключение. При этом для получения аудиторских доказательств 
могут использоваться также внешние 
данные, подтверждающие те или иные положения проверки. Приведены примеры 
процедур проверки.

     Стандарты шестой подгруппы регламентируют порядок 
работы аудитора с информацией третьих 
лиц; регулируют вопросы использования 
информации, полученной от других аудиторов; вопросы взаимодействия со службой 
внутреннего аудита и экспертами.

     Стандарты седьмой подгруппы посвящены 
итоговым аудиторским документам и 
устанавливают правила формирования аудиторских выводов и подготовки аудиторского заключения по результатам 
аудита финансовой отчетности.

Стандарты 
данной подгруппы предусматривают, что заключение может быть безусловно положительным (ошибок нет или все они скорректированы), условно положительным (незначительные недоработки в отчетности), отрицательным.

Также предусмотрена возможность отказа от выражения мнения.

     Стандарты восьмой подгруппы регулируют специальные 
вопросы аудита. В девятом разделе 
представлены стандарты, раскрывающие сущность, цели и задачи сопутствующих 
услуг в ходе аудита.

  •      Международные стандарты для заданий по обзорным проверкам (ISREs 2000-2669) предназначены для применения при проведении обзора отчетной и промежуточной финансовой информации.
  •      Международные стандарты по заданиям, обеспечивающим уверенность (ISAEs 3000-3699) раскрывают порядок выполнения заданий по обеспечению уверенности, а также заданий по проверке прогнозной финансовой информации.
  •      Международные стандарты по сопутствующим услугам (ISRSs 4000-4699) раскрывают цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые следует соблюдать при выполнении аудитором заданий по проведению согласованных процедур и заданий по подготовке финансовой информации.

     Положения по международной практике аудита (IAPSs 1000-1100) включают различные документы, посвященные аудиторской практике в различных организациях и специфическим вопросам аудита. Они дают аудиторам дополнительную информацию и практические рекомендации путем детализации отдельных разделов соответствующих стандартов.

     Положения по международной практике оказания сопутствующих услуг (ISRPSs 4700-4999) состоят из 15 документов и предоставляют аудиторам дополнительные практические рекомендации путем детализации и разъяснения по применению положений МСА. Они не имеют силы стандартов, их назначение – рекомендательное и пояснительное.

     Для выполнения аудиторских процедур исполнителю 
необходимо ознакомиться с Международной 
концептуальной основой заданий, обеспечивающих уверенность (МСА 120) и с МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит 
финансовой отчетности».

     Аудитор должен руководствоваться Кодексом этики профессиональных бухгалтеров, принятых IFAC, и международным стандартом контроля качества ISQC 1.

     Также в некоторых источниках можно 
увидеть и другую группировку 
международных стандартов аудита. Так 
МСА можно объединить в шесть 
групп.

  1.      В первой группе «Основные принципы и 
    обязанности» содержатся семь стандартов, объединенных тем, что в них раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и руководство аудируемого лица возлагается определенные обязанности.
  2.      Вторая 
    группа стандартов «Оценка рисков» 
    посвящена порядку выбора стратегии аудита, изучения деятельности клиента, определения уровня существенности и оценке аудиторских рисков.
  3.      Документы третьей и четвертой групп («Аудиторские доказательства» и «Использование работы третьих лиц») содержат стандарты 
    и рекомендации по получению аудиторских 
    доказательств, в том числе с 
    привлечением результатов работы других аудиторов, внутренних контролеров 
    и экспертов.
  4.      Правила составления аудиторских заключений по результатам аудита финансовой отчетности и проверки другой информации приведены 
    в стандартах пятой и шестой группах 
    – «Аудиторские выводы и заключения» 
    и «Специализированные области».  
         
  5.      4. Необходимость и проблемы внедрения МСА в России

Источник: https://www.turboreferat.ru/accounting/naznachenie-i-klassifikaciya-mezhdunarodnyh-standartov/89956-466168-page4.html

Роль международных стандартов аудита в современной экономике

Экономический контроль рыночной деятельности играет ключевую роль в современной экономике. Благодаря ему, стало возможно осуществление функции регулирования деятельности хозяйствующих субъектов предпринимательства. Составным элементом и новейшим видом финансового контроля является независимый контроль – аудит.

  • В Законе об аудиторской деятельности цель аудита представляется как отражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта и соответствии порядка ведения им бухучета законодательству РФ.
  • За долгое время формирования аудита державы с развитыми экономиками разработали систему требований, правил и положений, соблюдение которых содействует повышению качества и надежности аудита. В различных экономических источниках условно выделяются 5 основных периодов в истории становления мировой аудиторской практики:
  • • 1-ый период связан поначалу с принятием в Великобритании в 1844 году, а затем и во Франции в 1867 году ряда положений, которые учитывали необходимость проверки независящими бухгалтерами финансовых отчетов;

• 2-ой период задействует 1805-1905 годы, время когда аудит стал приближен к ревизионной деятельности и ориентирован на оценивание эффективности работы предприятий, выявление ошибок. На данном этапе США становится отправной точкой в формировании аудиторских фирм.

• 3-ий период – с 1905 по 1933 гг. – характеризуется процессов увеличения концентрации денежных средств, разделением интересов владельцев, наемных работников. В подобных условиях изменяется идеология аудита, главный упор делается на использование статистических данных и оценки отдачи внутреннего контролирования.

  1. • 4-ый этап продолжается до 1940 года, и характерными чертами периода служат: повышение требований к качеству аудиторского мониторинга, задействование на практике метода тестирования, с помощью которого можно выявить преднамеренные ошибки.
  2. • 5-ый период – с 1940 года и по наши дни – динамично развиваются фондовые биржи и транснациональные компании, также происходит углубление МЭО, что служит необходимым условием для унификации стандартов к качеству и порядку реализации аудита.
  3. С целью осуществления данных требований мировым сообществом разработан ряд положений и правил – международные стандарты, которые позволяют подходить к аудиту в разных странах мира и различных отраслях с одинаковых позиций.
Читайте также:  Специфика средневековой схоластики - студенческий портал

На основе общих направлений развития аудита и учета на макроуровне международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и международные стандарты аудита были взяты за основу преобразования учета и аудита в России. Это объясняется тем, что данные стандарты приняты на международном уровне. Они отличаются меньшей сложностью, открыты для внесения тех или иных поправок.

  • Преобразование системы бухгалтерского учета, появление и развитие налогового учета, введение в российскую практику международных стандартов финансовой отчетности определили существенные изменения требований к аудиту.
  • Аудит в России в нынешнее время также находится в процессе преобразования – продолжается активное приспособление международных стандартов аудита к особенностям экономики России, изменяются требования к квалификации аудиторов, разрабатываются федеральные аудиторские стандарты.
  • Международные стандарты аудита (МСА) являются едиными базовыми нормами, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности. Они служат достижению следующих целей:
  • унификации аудиторских норм на макроуровне
  • внедрению и развитию аудита в странах с низким уровнем профессиональной аудиторской деятельности.

Внешние и внутренние факторы влияют на международные стандарты аудита.

К внешним факторам относят:

  • развитие связей между государствами, создание ТНК, а именно это приводит к унификации учета
  • эволюция фондовых рынков. Вследствие этого Международная организация комитетов фондовых бирж создает единые нормы к отчетности компаниям, чьи акции допускаются к котировке.
  • аудит относится к сфере услуг, стоит заметить, что здесь аналогично наблюдаются процессы глобализации, создаются мультинациональные компании и профессиональные международные организации.

Внутренние факторы развития международных стандартов аудиторской деятельности предопределены особенностями самих аудиторских организаций и способствуют следующим тенденциям:

  • процесс слияния фирм в более крупные аудиторские и консалтинговые компании. Для этого необходимы единые стратегии и методы аудита и консалтинга, а также разработка унифицированных стандартов качества;
  • появление различных международных организаций в области аудита и учета, среди которых стоит отметить такие, как: Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), Международная федерация бухгалтеров (МФБ).

Функции национальных и международных аудиторских стандартов заключаются в следующем:

  • обеспечение гарантий качества квалификации аудиторов, качества проведения аудита и высокий уровень надежности аудиторских проверок;
  • внедрение в работу аудиторов новых научных достижений и создание престижного имиджа аудитора;
  • обеспечение точного контроля качества работы аудитора;
  • международные стандарты выступают аргументом в судебных разбирательствах по спорным вопросам;
  • облегчение аудиторам ведения переговоров с клиентами;
  1. Являясь критерием для выявления качества аудиторских услуг, стандарты аудита дают уверенность в достоверности аудиторских проверок, гарантируют качество и унифицируют информацию.
  2.  Рассмотрев данную тему, можно сделать выводы о том, что главными целями аудиторских стандартов являются: обеспечение единообразного понимания основных принципов и целей аудита всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг, унификация прав и обязанностей, а также методов и приемов формирования независимого аудиторского мнения.
  3. Также можно сказать о том, что МСА играют важную роль для бухгалтеров и аудиторов в РФ, потому что, во-первых, большинство местных предприятий, ориентированных на иностранных инвесторов, уже на данный момент нуждается в квалифицированных аудиторах, осуществляющих проверки по мировым стандартам аудита.
  4. Во-вторых, международные регламентирующие документы положены в основу российских федеральных стандартов аудиторской деятельности.

Таким образом, роль международных стандартов аудита заключается в способствовании процессам интеграции национального аудита в МЭО. Также данные стандарты гарантируют развитие аудиторского профессионализма в соответствии с мировыми требованиями и формируют единый подход к пониманию, проведению аудиторской деятельности и ее качеству.

Список литературы:

  1. Аудит: учебник/ Н.Н. Хахонова, И.Н. Богатая. – М. : КНОРУС, 2011

Источник: https://sibac.info/studconf/econom/liv/77312

Международные стандарты аудита, их классификация и порядок разработки

Введение

Тема международных стандартов в настоящее время актуальна для всех стран мира и, особенно для России, где стандарты аудиторской деятельности до сих пор находятся в процессе разработки и вызывают немало споров, как в профессиональной среде, так и на ypовне государственных органов.

Необходимость унификации методики аудиторских проверок признается большинством специалистов в области аудита и бухгалтерского учета, что объясняется целым рядом объективных причин. Во-первых, на эволюцию стандартов аудита в немалой степени влияет развитие стандартов бухгалтерского и финансового учета.

Выработка общепризнанных требований и принципов учета приводит к большему единообразию отчетности, откуда вытекает возможность применения общих подходов к аудиту.

Кроме того, в условиях динамичного развития фондового рынка крупнейшие компании, чьи акции котируются на бирже, сталкиваются с необходимостью создания универсальных принципов учета и отчетности, с тем, чтобы отчетность была понятна заинтересованным пользователям в любой стране мира.

Во-вторых, развитию общепризнанных стандартов способствует рост монополизма в сфере аудита и консультационных услуг. B настоящее время наибольшая доля рынка в этой сфере принадлежит не более чем десяти крупнейшим компаниям и ассоциациям.

И это число продолжает сокращаться и связи со слияниями некоторых ведущих аудиторско-консалтинговых фирм.

Лидеры в области оказания аудиторских услуг — в основном ТНК — применяют единые стандарты во всех своих филиалах, конечно, с учетом требований законодательства и специфики страны, где эти филиалы функционируют.

  • B-третьих, стандарты аудита ограничивают саму возможность проведения некачественного аудита, поскольку, следуя им, аудитор должен выполнить хотя бы минимальный необходимый набор аудиторских процедур, и его работу впоследствии можно будет проверить, изучив его рабочие документы.
  • Кроме того, немалый вклад в разработку стандартов аудита вносят международные организации и национальные ассоциации аудиторов: Международная ассоциация бухгалтеров, МБРР, Американский институт присяжных бухгалтеров, национальные союзы профессиональных аудиторских организаций.
  • Проблема применения международных стандартов в России особенно актуальна в связи с тем, что рынок аудиторских услуг в нашей стране находится в процессе становления, a разработка стандартов в этой области началась недавно и далека от завершения.
  • Понятие стандарта аудита

 

Одним из основных путей совершенствования отечественного аудита является стандартизация аудиторской деятельности. Основополагающее место при решении этой задачи отведено международным стандартам аудита.

Еще в 1948 году члены Американского института присяжных бухгалтеров одобрили и приняли десять положений под названием «Общепринятые стандарты аудиторской деятельности». С тех пор данные положения существенно не менялись и лежат в основе стандартов, разработанных Комитетом по международной аудиторской практике.

В России был выбран путь создания национальных стандартов на основе международного опыта.

При этом, «разработка стандартов аудиторской деятельности в России основывается на предположении, что каждый их них должен определять какую-то часть или сторону аудиторской деятельности, быть кратким и лаконичным, но содержать достаточно полное описание требований к регулированию объекта стандартизации.

Аудиторские стандарты – это документы, формулирующие единые базовые требования, общие подходы к проведению аудита. Стандарты определяют нормативные требования к качеству и надежности аудита, масштабу аудиторской проверки, недочеты, вопросы методологии, базовые принципы, которыми должны руководствоваться аудиторы.

Соблюдение аудиторских стандартов позволяет обеспечить определенный уровень гарантии качественных результатов аудиторской проверки. Аудитор имеет право отступить от данных норм в случаях, когда это необходимо для более эффективного достижения целей аудита.

Значение стандартов:

  1. обеспечивают высокое качество аудиторской проверки.
  2. содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений.
  3. помогают пользователям понять процесс аудита.
  4. повышают общественный имидж профессии аудита.
  5. устраняют излишний контроль со стороны государства.
  6. помогают аудиторам вести переговоры с клиентом.
  7. обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

Стандарты являются основанием для доказательства в суде, качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Аудиторские стандарты должны удовлетворять изменениям экономических условий, поэтому они подлежат периодическому пересмотру.

Разработкой и внедрением международных стандартов аудита занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ). В настоящее время IFAC объединяет 159 членов из 118 стран, в том числе и России.

Россия в МФБ представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.

Применять международные стандарты аудита в качестве национальных могут только страны, являющиеся членами Международной федерации бухгалтеров.

В октябре 2000 года вышел в свет первый официальный перевод Международных стандартов аудита на русский язык. Однако использовать его в качестве российских регламентирующих документов не имело успеха, в основном из-за сложности дословного перевода текста нормативных документов с английского языка на русский.

В 2001 году было выпущено второе издание перевода международных стандартов аудита, на основе которого происходит постепенная замена первоначальных вариантов отечественных стандартов, новыми.

Российские стандарты аудита представляют собой изложение международных стандартов доступным для российских специалистов языком и в форме, привычной для лиц, которым такие нормативные документы предназначены.

Основная задача Международной федерации бухгалтеров заключается во всемирном развитии и усилении позиций бухгалтерской профессии. Для работы над осуществлением этой задачи МФБ создан Совет МФБ, который, в свою очередь, основал Комитет по международной аудиторской практике (КМАП).

  1. Международные стандарты аудита, их классификация и порядок разработки
  2. В настоящее время для регулирования аудиторской деятельности широко применяются как международные, так и национальные стандарты аудиторской деятельности.
  3. Аудиторские стандарты включают в себя четыре основных вида:
  4. 1.     Общие стандарты аудита (свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения)
  5. 2.     Рабочие стандарты аудита (положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля, получения доказательств)
  6. 3.     Стандарты отчетности (предусматривается указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверялась при аудите, разграничение функций между аудитором и администрацией, порядок составления и представления заключения)

4.     Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности.

Читайте также:  Виды условных знаков - студенческий портал

Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международная федерация бухгалтеров, созданная в 1977 г.

В рамках Международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета, издает международные стандарты по аудиту, которые преследуют двоякую цель: способствовать развитию профессии аудитора в тех странах, в которых уровень профессионализма аудиторов ниже общемирового, и унифицировать по мере возможности отношение к аудиту в международном масштабе.

  • В МФБ действует определенная методика разработки Международных
  • стандартов и положений. Заключается она в следующем:
  • 1. Совет МФБ отбирает определенные темы для подробного изучения;

2. Создаются специальные подкомитеты, которые изучают исходную информацию и готовят проекты для рассмотрения Советом.

3. В случае утверждения Совет передает проект на рассмотрение всех членов МФБ, а также международным организациям, не являющимся членами МФБ, но заинтересованным в принятии стандартов;

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/buhgalterskiy-uchet-i-audit/mezhdunarodnye-standarty-audita-ih-klassifikaciya-i-poryadok-razrabotki/

Международные стандарты аудита 2020

Современные тенденции ведения бизнеса предусматривают все более тесное международного сотрудничество. Финансовая и бухгалтерская отчетность должна быть понятна контрагентам, прежде всего, по своему содержанию.

В 2017 году в Российской Федерации произошли масштабные изменения в отечественном аудите в сторону увеличения прозрачности, объективности и сближения с международными нормами и стандартами.

Рассмотрим особенности применения международных стандартов аудита (МСА) на отечественных предприятиях.

Что собой представляют МСА

Международные стандарты аудита (МСА), или в международной транскрипции (англ.

) International Standards on Auditing (ISA) – свод документации, содержащей профессиональные требования и условия проведения аудиторской деятельности.

Их издает Международная бухгалтерская ассоциация, проводя через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.

В Российской Федерации используется только часть этих стандартов, но постепенно свод их для применения в отечественном аудите расширяется, особенно масштабная динамика произошла в 2017 году.

ВАЖНО! Главное отличие МСА в приоритете содержания над формой: они основаны не на жестком регламенте, а на гибких принципах уместности, достоверности, полноты и нейтральности.

Классификация МСА

Свод международных аудиторских стандартов состоит из документов, освещающих такие аспекты аудита:

  • вводная часть – основы подхода к аудиту и другим мероприятиям по подтверждению качества услуг и достоверности информации, обзор терминологии;
  • общие принципы проведения контроля качества, обязанности аудитора, основная документация, информационный обмен с владельцем бизнеса;
  • стандарты, направленные на оценку рисков и противодействие обнаруженным рискам;
  • стандарты, направленные на доказательства и подтверждение аудиторских сведений;
  • стандарты, регламентирующие услуги привлеченных аудиторов;
  • стандарты, согласно которым формулируются итоги аудита;
  • особые аспекты аудита: анализ финансовой отчетности по принципам спецназначения.

Если сравнивать МСА с российскими аудиторскими стандартами, то можно их классифицировать следующим образом:

  1. Международные стандарты, применяемые в РФ или близкие к таковым.
  2. Международные стандарты, чьи аналоги в РФ значительно отличаются.
  3. МСА, совершенно не употребляемые в РФ.
  4. Отечественные стандарты, аналогов которым в МСА нет.

Основные цели Международных стандартов аудита

Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.

Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.

Главная цель разработки международных стандартов:

объединение бизнес-деятельности государств со схожими экономическими принципами в рамках мировой экономики.

Она реализуется в двух основных направлениях:

  • гармонизация принятых в отдельных странах правил и требований для возможности лучшей интеграции в мировую экономику;
  • повышение уровня аудиторской деятельности до общеэкономического (если в том или ином государстве он снижен).

Изменения

В 2017 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2016 года № 192н и от 9 ноября 2016 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.

Их необходимо применять, если договор на проведение аудиторской проверки заключался не раньше 1 января 2017 года (в таком случае можно проводить аудит еще по старым стандартам).

Применение аудита по МСА на предприятиях

Предприятия ведут финансовую отчетность, и если это происходит по требованиям МСФО (международной системы финансовой отчетности), то и проверка ее должна осуществляться по международным требованиям. Как правило, такую отчетность ведут, а значит, и будут являться объектами международного аудита, следующие организации:

  • компании, у которых есть активные зарубежные партнеры;
  • юрлица, планирующие свой выход на международную экономическую арену;
  • предприниматели, ищущие зарубежных инвесторов;
  • организации, кредитующиеся у иностранных банков;
  • предприятия, исповедующие корпоративные ценности международных финансовых объединений.

К СВЕДЕНИЮ! В рамках отечественного законодательства в этот перечень обязательно входят кредитные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, федеральные унитарные предприятия (по перечню, утвержденному Правительством), акционерные общества, чьи акции принадлежат государству, и любые предприятия, торгующие на международных фондовых биржах.

Зачем проводить аудит по МСА

Для обеспечения принципа достоверности финансовой отчетности законодательство требует проведение проверки не менее чем 1 раз в год. Если компания ведет и публикует отчетность по международным финансовым стандартам, то аудит также должен проводиться в соответствии с международным регламентом.

Этапы проведения аудита по МСА

Поскольку аудит является стандартизированной процедурой, он должен проводиться по определенному регламенту:

  1. Подготовительный этап аудита включает в себя:
    • оценку поля деятельности аудитора – количества и состава исследуемой отчетности;
    • согласование условий аудита (сроков, стоимости и др.);
    • заключение договора на проведение аудита;
    • оформление предварительного плана проверки;
    • подготовку ответов и документации в соответствии с аудиторскими запросами.
  2. Аудиторское исследование (сбор и оценка доказательств). Собственно проверка, включающая исследование отчетности за предыдущий год (для объективного сравнения показателей) и за отчетный. Изучению подлежат:
    • бухгалтерские отчеты;
    • финансовая документация;
    • управленческая информация.
  3. Процедура аудита предусматривает не только анализ документов, но и интервью с сотрудниками и руководством, наблюдение, обследование производственных помещений и складов и т.п.

    ВНИМАНИЕ! Обязательно фиксировать всю информацию, могущую повлиять на доказательность аудиторского мнения при формулировке выводов.

  4. Формулировка заключения. Корректируются данные, составляется отчет и формируется окончательное аудиторское заключение. Оно предоставляется заинтересованным в результате получателям: контрагентам, потенциальным инвесторам, высшему руководству, кредитным организациям и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Отчет о результатах аудита, проведенного по отечественным стандартам, может значительно отличаться от итогов аудита по МСА. Это объясняется несовпадением принципов и подходов к оценке.

Кто вправе провести аудит по МСА

На российских предприятиях аудит в соответствии с международными стандартами могут проводить только аудиторские компании. Требования к ним определены законодательно (Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

  • организация не должна иметь иной сферы деятельности, кроме аудиторской и сопутствующих услуг;
  • компания должна значиться в реестрах СРО (саморегулируемых организаций);
  • проводить аудит должны исключительно сертифицированные специалисты.

Важно выбирать для проведения аудита по МСА специалистов с учетом отраслевой специфики предприятия.

Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/mezhdunarodnye-standarty-audita/

Классификация международных стандартов аудита по группам

Система национальных правил (стандартов) аудиторской деятельности в настоящее время включает 2 вида:

­ правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с п. 4 ст. 9 Закона N 119-ФЗ;

­ правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации до вступления Закона N 119-ФЗ в силу.

Стандарты аудита – это документы, формирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг. Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации и оказания сопутствующих услуг.

МСА содержит: основные принципы; необходимые процедуры; рекомендации по применению принципов и процедур. Обеспечено единство структуры стандартов.

МСА включают в себя:- введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;- разделы, излагающие суть стандарта;- приложения (для некоторых стандартов). МСА применяются лишь в отношении существенных аспектов финансовой отчетности.

Это означает, что возможны отступления от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами. Положения о международной аудиторской практике (ПМАП) разрабатываются для предоставления практической помощи аудиторам в применении МСА и не имеют силы стандартов.

МСА делятся на 9 групп и имеют трехзначную нумерацию; десятая группа представляет собой ПМАП, имеющие четырехзначную нумерацию.

В первую группу (100 – 199), которая именуется «Введение», входят такие разделы, как предисловие, глоссарий и концептуальная основа МСА.

Глоссарий содержит около 110 терминов, используемых при изложении содержания МСА предназначенный для ведения единообразного толкования терминов.

В стандарте 120 «Концептуальная основа МСА» описываются основные концепции, в рамках которых разрабатываются МСА, предназначенные для определения уровня уверенности аудитора и вида отчетности по отдельным видам услуг.

Стандарты второй группы (200 – 299) «Обязанности» объединены тем, что в них раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и руководство аудируемого лица возлагаются определенные обязательства.

Третья и четвертая группы стандартов («Планирование» (300 – 399) и «Система внутреннего контроля» (400 – 499)) посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучения деятельности клиента, определения уровня существенности и аудиторских рисков.

Читайте также:  Политические технологии - студенческий портал

Документы пятой и шестой групп («Аудиторские доказательства» (500 – 599) и «Использование работы третьих лиц») содержит стандарты и рекомендации по получению аудиторских доказательств, в том числе с привлечением результатов работы аудиторских подразделений, внутренних контролеров и экспертов.

Стандарты пятой группы являются регулирующими процесс сбора и обобщения информации в ходе аудиторской проверки и будут подробнее рассмотрены во второй части работы.

Правила составления аудиторских заключений по результатам аудита финансовой отчетности и проверки другой информации приведены в стандартах седьмой и восьмой групп – «Аудиторские выводы и заключения» и «Специальные области аудита».

В девятойгруппе МСА «Сопутствующие услуги» раскрыты цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые следует соблюдать при выполнении аудитором заданий по обзору и подготовке финансовой информации, а также проведении согласованных процедур. ПМАП дают аудиторам дополнительные рекомендации путем детализации и разъяснения применения международных стандартов аудита.

В настоящее время документы, регулирующие аудиторскую деятельность на международном уровне, в зависимости от регламентируемых ими сфер профессиональной деятельности делятся на несколько групп с обозначением сокращенных названий и присвоенных шифров.

Подобное деление на группы связано в первую очередь с внедрением группы стандартов контроля качества, призванных гарантировать надлежащий характер оказания аудиторских услуг. Другой отличительной чертой пересмотренных стандартов стала их практическая ориентация, включение конкретных пояснений.

  • Национальные стандарты могут содержать ограниченные поправки и другие изменения (исключения) по сравнению с международными стандартами, если:
  • ­ исключение одного из альтернативных положений установлено международными стандартами;
  • ­ применение определенного правила или требования международных стандартов противоречит национальной законодательной или нормативной базе;
  • ­ международный стандарт признает возможность существования другой практики при соответствующем уровне юрисдикции и национальный стандарт подпадает под такую юрисдикцию.
  • В последних двух случаях поправки, имеющиеся в национальных стандартах, должны быть раскрыты в пояснениях к стандартам, причем исключенные требования описываются вместе с принятой в стране альтернативной практикой с указанием возможности применения профессионального суждения в случаях, когда необходимо отступление от базовых принципов и специальных процедур в целях достижения наибольшей эффективности при выполнении задания.
  • В системе российского нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время сложилась ситуация, когда пересмотренные правила (стандарты), утвержденные в качестве федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, разрабатывались с учетом устаревших версий МСА и положений по международной аудиторской практике (ПМАП).



Источник: https://infopedia.su/17xc8f9.html

Международные стандарты аудита, их роль и значение

  • Федеральное агентство по образованию 
    РФ
  • Московский 
    государственный 
    университет прикладной биотехнологии (МГУПБ)
      
         
  • РЕФЕРАТ
  • По 
    дисциплине
    «Международные стандарты аудита»
  • На 
    тему:
    «Международные стандарты аудита, их роль и значение»  
        
  • Выполнил 
    студент 
  • 5 курса ФБО 
  • Шифр 460514
  • Мутаф Надежда  
  • Москва 2010 
  • СОДЕРЖАНИЕ
  1. Место аудита и роль международных стандартов аудита в системе экономических отношений…………………………………………………3
  2. Назначение и классификация МСА, их применение в России………….8
  3. Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита………………………………………………………………………13
  4. Аудит и сопутствующие услуги……………………..…………………..19
    Список используемой литературы………………………………………23 
  1. Место аудита и роль международных  стандартов аудита в  системе экономических  отношений.

 

       Аудит как элемент рыночных отношений 
получил признание практически 
во всем мире. Пользователями аудиторских 
услуг являются юридические и 
физические лица, заинтересованные в 
достоверности финансовой отчетности, поскольку ее содержание для них 
имеет экономический смысл в плане снижения предпринимательского риска.

       Целью аудита, в самом общем понимании, является формирование определенного 
мнения аудитора относительно проверяемой 
бухгалтерской финансовой отчетности. Аудитор выполняет своего рода посредническую функцию: устанавливая объективность 
финансовой информации, он предотвращает 
столкновение интересов поставщика и пользователя информации.

       За 
более чем столетнюю историю 
аудита экономически развитые страны выработали систему правил, положений 
и требований, следование которым 
способствует повышению качества и 
надежности аудита. В экономической 
литературе выделяют условно пять периодов становления мировой аудиторской 
практики:

       • первый период связан с принятием 
сначала в Англии в 1844 г., а затем 
во Франции в 1867 г. ряда законов, предусматривающих 
необходимость проверки независимыми бухгалтерами бухгалтерских счетов и отчетов;

  1.        • второй период охватывает 1805—1905 годы, когда аудит по началу был приближен к ревизионной деятельности и направлен на оценку эффективности работы организаций, обнаружение ошибок, а с развитием фондового рынка выделяется в самостоятельную отрасль; на этом этапе США выступили центром формирования трансатлантических аудиторских фирм;
  2.        • третий период — с 1905 по 1933 г. — характеризуется 
    усилением процесса концентрации капитала, разделением интересов собственников, наемных управляющих и наемного персонала; в этих условиях меняется идеология аудита, основной акцент переносится на применении статистических выборок, оценку эффективности внутреннего 
    контроля и систем управления;
  3.        • четвертый этап длится до 1940 г., для 
    него характерно усиление требований к качеству аудиторской проверки, включение в практику аудита метода тестирования, целью которого было обнаружение преднамеренных учетных 
    ошибок, развитие методологии аудита; в этот же период усиливается влияние Нью-Йоркской биржи, одним из требований которой к ее участникам было соблюдение обязательности аудита;

       • пятый период — с 1940 г. и по настоящее 
время — характеризуется динамичным развитием фондовых рынков и транснациональных 
корпораций, а также углублением 
мирохозяйственных связей, что приводит к необходимости выработки унифицированных 
требований к качеству аудита, порядку 
его осуществления и профессиональной этике.

  •        С целью реализации этих требований мировым 
    сообществом выработаны определенные правила и положения — международные 
    стандарты, позволяющие с одинаковых позиций подходить к аудиту в 
    разных странах и в различных 
    отраслях.
  •        Международные стандарты аудита (МСА) представляют собой единые базовые принципы, которым 
    должны следовать все аудиторы в 
    процессе своей профессиональной деятельности. Они способствуют достижению двоякой 
    цели:
  •        • развитию аудита в тех странах, где 
    уровень профессионализма ниже общемирового;
  •        • по мере возможности унифицикации подходов к аудиту в международном масштабе.
  •        Необходимость унификации методики аудиторских проверок признается большинством специалистов в области аудита и бухгалтерского учета, что объясняется целым 
    рядом объективных причин:
  •        • во-первых, на эволюцию стандартов аудита в немалой степени влияет развитие стандартов бухгалтерского финансового 
    учета (выработка общепризнанных требований и принципов учета приводит к 
    единообразию отчетности, что открывает 
    возможность применения общих подходов к аудиту);
  •        • во-вторых, развитию общепризнанных стандартов способствует рост монополизма в 
    сфере аудита и консалтинговых услуг (в настоящее время наибольшая доля рынка в этой сфере принадлежит 
    не более чем десяти крупнейшим компаниям 
    и ассоциациям);
  •        • в-третьих, стандарты аудита отрицают возможность проведения «некачественного аудита», поскольку, руководствуясь ими, аудитор должен выполнить хотя бы минимальный необходимый 

       набор аудиторских процедур. В последствии работу аудитора можно будет проверить, изучив его рабочие документы.

       Стандарты аудита, являясь критерием для 
определения качества аудиторских 
услуг, позволяют пользователям 
финансовой информации получить определенную уверенность в том, что аудитор 
не подтвердит недостоверную информацию, и аудиторская проверка будет 
проведена добросовестно. Именно в 
этом заключается роль и значение аудиторских стандартов.

  1.        Потребности в услугах аудиторов возникают 
    и в связи со следующими обстоятельствами:
  2.        • операции компании (фирмы, организации) могут быть многочисленными и 
    сложными. Информацию о них пользователи не имеют возможности получить самостоятельно, а потому нуждаются в услугах 
    аудиторов, бухгалтеров — профессионалов;
  3.        • пользователи финансовой информации обычно не имеют доступа к учетным 
    записям, кроме того, им недостает 
    соответствующего опыта, поэтому им необходимо приглашать профессиональных аудиторов для работы, которую 
    они не в состоянии выполнить 
    самостоятельно;
  4.        • последствия решений, принимаемых 
    пользователями, могут быть так значительны 
    для них, что достоверность и 
    полнота информации, получаемая через 
    аудиторов, им жизненно необходима.

       Пользователи 
финансовой информации (как юридические, так и физические лица) связанны с фирмами (организациями) имущественными и финансовыми интересами, что 
наглядно иллюстрирует табл. 1.1.

       Как элемент рыночных отношений аудит 
отвечает потребностям участников рынка (действие закона спроса и предложения).

И по мере налаживания и развития рыночных отношений, интернационализации 
бизнеса, появления крупных компаний и холдингов, расширения сфер их деятельности и экономических связей на внутреннем и внешнем рынках начали закладываться основы адекватной этим процессам международной системы аудита.

В современном мире, где происходят интеграционные процессы, охватывающие все сферы экономической и социальной жизни общества, роль стандартизации аудиторской деятельности только усиливается.

  •        Следовательно, на развитие международных стандартов аудита влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам развития следует отнести:
  •        • развитие и углубление мирохозяйственных 
    связей, создание транснациональных 
    компаний, что приводит к унификации принципов учета и отчетности;
  •        • динамичное развитие фондового рынка, мри этом фондовые биржи выдвигают достаточно жесткие требования для включения акций компаний в листинг. Поэтому Международная организация комитетов фондовых бирж разрабатывает унифицированные требования к отчетности компаний, чьи акции допускаются к котировке;
  •        • аудит, который относится к сфере услуг, традиционно развивался как международные услуги, поэтому на рынке аудиторских услуг, также отмечаются процессы глобализации, что приводит к созданию мультинациональных компаний в этой области и появлению профессиональных международных организаций.
  •        Внутренние 
    факторы развития международных стандартов аудиторской деятельности обусловлены потребностями самих аудиторских организаций:
  •        • процесс концентрации капитала в 
    сфере аудита и консалтинга, где 
    более 90% этого рынка принадлежит 10—12 фирмам-лидерам, причем процесс слияния продолжается. Объединение должно помочь фирмам улучшить качество предоставляемых аудиторских услуг, а для этого необходимо разрабатывать единую стратегию и методологию аудита и консалтинга, а также единых стандартов качества;
  •        • создание, развитие и работа различных международных организаций в области учета и аудита, среди которых следует выделить такие, как Международная федерация бухгалтеров (МФБ); Комитет по международной аудиторской практике (КМАП); Комитет по международным бухгалтерским стандартам (ГАТС, IASS); Экономический и социальный совет при ООН; Комиссия по транснациональным компаниям; Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности при ООН; Организация по экономическому сотрудничеству и развитию ЕС; Комиссия по ценным бумагам и биржам, профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.

       Основная 
роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров. Международная федерация бухгалтеров как международная организация имеет свой устав и конституцию.

Согласно уставу МФБ ставит своей основной задачей «развитие и усиление координации во всемирном масштабе бухгалтерской профессии и унифицированных стандартов учета» (параграф 2).

При Совете МФБ существует Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), на который возложена обязанность выпуска нормативов аудита и сопутствующих услуг, работ.

       МФБ ставит перед собой задачу обеспечения 
единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг путем выпуска международных стандартов, регламентирующих деятельность аудиторских фирм и аудиторов.

Следует отметить, что нормативы, разработанные МФБ, не являются обязательными к применению странами не зависимо от членства в федерации.

В каждой стране аудит финансовой и другой информации регулируется в большей или меньшей степени национальными нормативными актами.

       Комитет по международной аудиторской практике при поддержке Совета МФБ уделяет 
особое внимание изучению национальных стандартов аудита и сопутствующих 
услуг — их форме, содержанию и различиям. После изучения и обобщения полученной информации КМАП готовит и публикует 
международные стандарты аудита, предназначенные для принятия на международном уровне.

  1.        Механизм 
    выработки международных нормативов аудита состоит в следующем:
  2.        1. КМАП выбирает тему для подробного 
    изучения подкомитетом, выделенным 
    для этой цели из состава 
    комитета;
  3.        2. Подкомитет изучает предварительно 
    собранную информацию в виде 
    положений, рекомендаций исследований, стандартов или нормативов, изданных 
    в странах, участвующих в МФБ, 
    или региональными профессиональными 
    организациями; 
  4.        3. Подкомитет разрабатывает проект 
    норматива и передает его на 
    рассмотрение в КМАП;

Источник: https://www.stud24.ru/accounting/mezhdunarodnye-standarty-audita-ih-rol/50599-176004-page1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector