Закон направлен на защиту здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Постепенно запретят курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест.
С 1 июня 2013 года такой запрет вводится на территориях и в помещениях спортивных, образовательных, культурных, медицинских и оздоровительных организаций; на детских площадках, пляжах; в пассажирских самолетах; в городском и пригородном транспорте; на вокзалах, в портах, на станциях метро и рядом со входом в них.
Также нельзя будет курить в помещениях органов власти и местного самоуправления, на автозаправках, в лифтах, на лестничных клетках и в иных местах общего пользования в многоквартирных домах.
С 1 июня 2014 года запретят курить в поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания, в общежитиях, гостиницах, магазинах, кафе, ресторанах, на крытых рынках, пассажирских платформах у электричек.
Исключение составят специально выделенные открытые места или изолированные помещения, оборудованные системами вентиляции. Причем организовать их разрешено далеко не везде.
Предусмотрены ценовые и налоговые меры по снижению спроса на табачные изделия (увеличение акцизов на данную продукцию; установление минимальных розничных цен на нее).
Запрещаются реклама и стимулирование продажи табачных изделий (например, проведение лотерей, конкурсов и иных мероприятий, где призом являются сигареты).
Также табачным компаниям нельзя будет выступать спонсорами любых акций и мероприятий в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры.
Вводится запрет на потребление табака несовершеннолетними. При этом граждане обязаны заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к курению, а также о недопустимости их вовлечения в этот процесс. Ограничивается демонстрация курения с телеэкрана.
Запрещается показывать табачные изделия и процесс их потребления во всех новых аудиовизуальных произведениях: как детских, так и взрослых (в отношении последних предусмотрено лишь 1 исключение, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла).
Закон содержит меры по ограничению торговли табачными изделиями. В частности, с 1 июня 2014 года продавать их в розницу можно будет только в магазинах и павильонах, имеющих торговый зал.
При отсутствии таковых в населенном пункте будет разрешена продажа в других объектах или развозная торговля. При этом выкладывать табачные изделия на витрину запретят. В торговом зале можно будет разместить лишь перечень продаваемой табачной продукции.
Если у продавца возникнут сомнения в совершеннолетии покупателя, он сможет потребовать у него удостоверение личности.
Расширяется перечень мест, где торговать табаком запрещено. В него, в частности, включаются вокзалы (кроме магазинов «дьюти фри»), станции метро.
Для пресечения незаконной торговли табачной продукцией будут учитывать ее производство, импорт, экспорт, оптовую и розничную продажу, а также отслеживать производственное оборудование, движение и распределение табачных изделий.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.
Источник: http://kkep.ru/portal-students.html
Включенное наблюдение
Включенное наблюдение вызывает исключительный интерес как в среде студенчества, так и у самих исследователей. Его можно считать самым экстравагантным и рискованным видом занятия социолога из всех, какие ему приходится выполнять.
Включенным называется наблюдение, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимая участие в их деятельности.
Напомним, что включенное наблюдение именуют участвующим наблюдением, а также исследованием «в маске» за скрытое проникновение ученого в среду наблюдения. Социолог действует под вымышленным именем, скрывает истинную профессию и, конечно же, цели исследования.
Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой. Ученый инкогнито может устроиться на завод и в течение нескольких месяцев проходить производственную практику в качестве стажера. А если у него есть соответствующая квалификация, то и рабочим.
В зависимости от целей исследования объектами включенного наблюдения могут служить:
- элементы деятельности;
- категории действий;
- объект или лицо, выступающее центром внимания группы;
- индивид как представитель определенной статусной группы условия, в которых происходит событие.
За рубежом одним из первых включенное наблюдение появилось в Германии в 1890 г. П. Горэ работал в качестве фабричного подмастерья в течение трех месяцев и каждую ночь делал заметки с тем, чтобы исследовать фабричную жизнь. Его работа оказала влияние на университетских ученых, включая М. Вебера.
Классический пример включенного наблюдения представил в 1936—1939 гг. сотрудник Гарвардского университета Вильям Уайт, который и ввел этот метод наблюдения в научную практику.
В участвующем наблюдении единственный способ снять помехи от вмешательства исследователя — полное вхождение в изучаемую среду, завоевание ее доверия и симпатии. Для того чтобы изучить поведение и образ жизни итальянских эмигрантов, он поселился в трущобах одного из американских городов.
Назвавшись студентом-историком, Уайт вошел в местную общину (он дал ей название Корневиль), изучил особый жаргон итальянского языка, подружился с главарями двух банд, научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров и, прожив 18 месяцев в эмигрантской семье, в конце концов был принят как «свой» человек.
Вначале он делал записи тайком, но, завоевав доверие, продолжал регистрировать события открыто. К нему то ли привыкли, то ли перестали обращать внимание.
В 1960-е гг. аналогичное обследование провел американский социолог Левис Яблонски.
«В одном из своих исследований бандитских формирований, — пишет он, — я понял, что лучший способ установить контакт и взаимопонимание со своими «клиентами» — говорить на их языке».
Включенное, или участвующее, наблюдение предполагало занятость ученого в преступных деяниях молодежной группировки, что приравнивалось к серьезному нарушению закона и было связано с риском для жизни.
Перед ученым в подобной ситуации стоит нелегкая нравственная проблема. Чтобы быть понятым другими, он должен действовать, как они, т.е. воровать, насиловать, нарушать закон.
Как гражданин, социолог обязан донести полиции о любом преступлении, тем более опасном для жизни окружающих людей.
Но профессиональные бандиты не любят играть в преступление, они работают по-настоящему: жестоко, методично, без жалости и милосердия.
Взрослые преступники, делился своими наблюдениями Л. Яблонски, способны понять, что научное исследование отличается от полицейского доноса, а подростки — нет. Они склонны видеть в ученом еще одну «полицейскую ищейку». Завоевать их расположение крайне трудно.
Пока ученый, действующий инкогнито или открыто, не докажет своей способности идти на преступление, никто из подростков верить ему по-настоящему не станет. И только завоевав доверие, социолог сможет выявить скрытые механизмы поведения и внутреннюю структуру криминогенной среды. Никакая имитация, никакая маскировка или «игра в преступление» здесь не помогут.
Поведение самого ученого в экстраординарных ситуациях — залог его научного успеха и спасения жизни.
Л. Яблонски напутствует коллег, прикладных социологов, чтобы они были крайне осторожными.
Провал обеспечен, если преступники будут считать тебя «глупым быком», если нейтральной позицией ты усиливаешь преступную мотивацию своих «клиентов» или если становишься инструментом в чьей-то нелегальной деятельности.
Проводя включенное наблюдение (и рискуя жизнью), ученый должен знать такие вещи, как языковые символы и мотивы поведения, ценностные ориентации, уровень ожиданий и нормы криминальной субкультуры.
Австрийский социолог Роланд Гиртлер исследовал венских бомжей (бродяг) как сообщество с собственной субкультурой, правилами поведения, неписаными законами, стратегиями выживания.
Метод Гиртлера — глубокое погружение в поле, классическое участвующее наблюдение с длительным процессом завоевания доверия, совместным повседневным времяпрепровождением. Его интересовали также биографии информантов.
Он пытался понять, какие структурные факторы способствовали возникновению идентичности бродяги с соответствующим образом жизни.
Одну из первых в России попыток использовать метод включенного наблюдения при изучении народного читателя предпринял в начале XX в. С. А. Рапопорт (публиковался под псевдонимом С. Анский), который, следуя традиции народнического движения, работал шахтером, устраивал громкие читки для рабочих и обсуждения прочитанного, наблюдая их восприятие, понимание и отношение к содержанию книг.
Подобное исследование провел А. Горяновский. В течение 40 дней 1989 г. он работал, естественно, «в маске», в строительном кооперативе, «славящемся» своими махинациями. Но не рядовым исполнителем, а главным «снабженцем».
Благодаря этому социологу удалось установить структуру теневой экономики, каналы расхищения материалов, способы присвоения незаработанных денег, механизм тайных сделок в подпольном бизнесе. Как и У. Уайту на первых порах, нашему социологу на протяжении исследования приходилось прятать свои записи, тщательно маскироваться и контролировать каждый шаг.
Хорошо составленная программа и ее искусная реализация на практике позволили по лучить уникальный материал о поведении людей.
Скрытое включенное наблюдение, когда участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя, позволяет минимизировать корректирующее воздействие наблюдателя.
Этим скрытое включенное наблюдение отличается от открытого, когда исследователь сообщает участникам о своих намерениях. В зависимости от условий организации включенное наблюдение может быть лабораторным и полевым.
В первом случае сбор информации осуществляют в искусственно созданных для наблюдений условиях; во втором наблюдение проводится в реальной жизненной обстановке.
К методам включенного наблюдения путем «смены профессии» отечественные журналисты обратились еще в 1960-е гг.
Анатолий Гудимов в «Экономической газете» опубликовал серию репортажей о непростых отношениях ГАИ и шоферской братии, о трудных дорогах водителей-«дальнобойщиков», о необычных заботах продавца киоска.
Журналист, перевоплотившийся в автоинспектора, прибегнул для сбора материала к одному из методов активного репортерского поиска. После публикации А. Гудимова вышла книга Аллы Трубниковой о ее приключениях в женском монастыре, куда она проникла под видом смиренной послушницы.
Можно также назвать блестящие репортажи М. Кольцова «В норе у зверя», цикл очерков Б. Горбатова «Обыкновенная Арктика», построенный на включенном наблюдении журналиста, принявшего облик полярника, благодаря которому ему удалось изнутри познать бытовые трудности полярной зимовки.
А в западной журналистике прославился Гюнтер Вальраф, который под вымышленным именем работал в издательском концерне Шпрингера, на себе испытав все превратности судьбы гастарбайтера. Особая убедительность репортажей со сменой имиджа автора кроется в необычности приемов самого сбора информации, а также в результатах дерзкого поиска.
В итоге — уникальные детали и подробности, «потаенная» до поры до времени информация, «теневые» отношения официальных авторитетов, хитроумные способы уклонения от законов и грозных инструкций — весь этот «улов» новой информации вмиг возвысил общественную значимость прессы, подчеркнул ее естественную склонность к независимости в отношениях с властями.
Смена профессии в карьере журналиста, равно как и в деятельности социолога, пользующегося методом включенного наблюдения, требует известного артистизма и театрального перевоплощения. Необходимо так изменить свой имидж, т.е.
комплекс видимых другими примет, идентифицируемых именно с этим человеком, чтобы быть неузнанным. При этом менять приходится не только индивидуальные, но и общепрофессиональные черты. Исследователь принимает новый облик — от костюма до нового стиля поведения.
Иной имидж включает его в систему неведомых ранее отношений, обогащает уникальной, порой сенсационной, информацией.
Сменить здесь имидж равносильно добровольному уходу со сцены, — если, конечно, не следовать примеру мыслителей древнего Востока, советовавших популярному писателю сменить литературное имя и под псевдонимом, в амплуа новичка, возвратиться на литературный Олимп.
Феномен попрошайничества методом участвующего наблюдения в 2000-е гг. изучала М.
Кудрявцева, которая в течение нескольких месяцев вживалась в роль нищенки и просила подаяние; Прибегнуть к качественным методам ее вынудили проблемы доступа к полю, т.е.
необходимость налаживания доверительных отношений между исследователем и информантами в течение длительного времени. В подобных условиях традиционное анкетирование и статистический анализ данных не подходят.
Включенное наблюдение может происходить в ординарных условиях, например, на стройке или заводе, и в неординарных условиях.
Специалисту в области социальных наук нередко доводится иметь дело с наркоманами, владельцами оружия, членами уличных шаек, бандитских формирований, «преступных синдикатов», с уголовниками и профессиональными ворами. Проводя включенное наблюдение в криминальной субкультуре, ученый часто рискует жизнью.
К рискованным мероприятиям можно отнести также участие социолога в забастовочном процессе. Профессиональный социолог в рядах забастовщиков — явление необычное для зарубежной, а тем более отечественной социологии.
Армянский социолог А. Погосян провел включенное наблюдение в ходе забастовки, происходившей в июле 1988 г. в Ереване. Его интересовали социальная динамика явления, характер и типы поведения людей, мотивы и ценности их поступков. Па вполне понятным причинам анкетный опрос в такой ситуации провести невозможно.
Коллега оказался в двойственном положении: исполнитель профессиональной роли и участник забастовочного движения. Тактика научного метода требовала от него нейтральной оценки явлений, а цели забастовки — активного участия в них.
На собственном опыте социолог «забастовщик» убедился, что противоречивость ролей исследованию никак не мешала. Отношение забастовщиков к представителям интеллигенции в их рядах было терпимым и даже дружеским. Г.
Погосяну удалось выявить не только уровни забастовочного движения, детали его организации, логику поведения людей, принимающих участие в открытых формах демократического протеста, но также сложную, нелинейную мотивационную структуру поступков.
Включенное наблюдение требует от социолога непосредственного взаимодействия с интересующими людьми, принятия исследователем определенной социальной роли. Все информанты знали об официальном статусе исследовательницы (студентка, а затем аспирантка).
Элементом участвующего наблюдения являлось так называемое «стимулирующее» поведение, когда ученый занимает активную позицию и провоцирует ответные реакции у своих информантов. Помимо участвующего наблюдения М. Кудрявцева применяла также скрытое наблюдение, когда информанты не знали о присутствии наблюдающего за ними социолога.
Документально работа фиксировалась в дневнике наблюдений на основании полевых заметок. Вначале исследования она пробовала брать интервью и записывать их на пленку, но очень скоро отказалась от этого, поскольку диктофон отпугивал информантов. В дальнейшем М. Кудрявцева старалась запомнить ключевые слова, основные моменты беседы и восстанавливала диалог уже дома на страницах дневника.
Информантами выступали профессиональные нищие, т.е. люди, здоровые по природе, но притворяющиеся инвалидами с целью заработать на жизнь, а иногда и обогатиться таким способом.
В результате проведенного исследования удалось выявить и описать несколько социальных типов нищих и моделей попрошайничества: «пенсионер(ка)», «церковные нищие», «мать-одиночка», «очень больная старая женщина или юродивая». М.
Кудрявцева пришла к выводу о том, что современные нищие, разыгрывающие уличные спектакли, умеют прекрасно манипулировать производимым впечатлением, что выступает несомненным признаком актерского профессионализма. Манипуляцией является сам выход нищего на улицу, «на сцену». Его презентация направлена на то, чтобы соответствовать представлениям о нужде, обездоленности, несчастье. Если собственных ресурсов недостаточно, то нищий прибегает к дополнительным манипулятивным техникам (наклеивание бороды, использование грязной одежды, заворачивание в одеяло полена вместо ребенка и т.п.).
Научно спланированное включенное наблюдение имеет жесткую программу, опирается на продуманную теорию и детальный анализ проблемы. Но предпосылкой для такого анализа вполне могут служить данные неконтролируемого наблюдения. Примером такого двухэтапного социологического исследования может служить наблюдение В.Б.
Ольшанского, тогда сотрудника Института философии АН СССР, проведенное в 1970-е гг. Первым шагом служило включенное наблюдение. Он поступил на завод им. Владимира Ильича и проработал там несколько месяцев в бригаде слесарей-сборщиков.
За это время он достаточно сблизился с рабочими, стал в их среде что называется «своим парнем».
Создав нужный плацдарм, В. Ольшанский приступил ко второму этапу, построив программу формализованного обследования, которая включала интервью, опросы и групповые дискуссии.
Он изучал жизненные устремления молодых рабочих, нормы коллективного поведения, систему неофициальных санкций к нарушителям, неписанные «можно» и «нельзя».
При совместном анализе наблюдений и данных анкетирования, проведенного социолога ми в период осуществления включенного наблюдения, была получена ценная информация о процессах, происходящих в производственном коллективе, о механизме становления «группового сознания».
Преимущество включенного наблюдения состоит в том, что оно дает социологу самые яркие и непосредственные впечатления о среде, помогает лучше понять поступки людей в реальной жизненной ситуации.
Отсюда же вытекает и его недостаток: исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает.
Как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат.
Включенное наблюдение требует определенного периода адаптации наблюдателя и коллектива. Опыт использования этого метода показывает, что срок адаптации длится от 4—5 дней до 2—3 недель и зависит от личных качеств наблюдателя, его пола и возраста.
Источник: https://psyera.ru/5263/vklyuchennoe-nablyudenie
Наблюдение как метод психодиагностики
Наблюдение — целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Особенности метода наблюдения:
- непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
- данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
- целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
- зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
- влияние наблюдателя на объект наблюдения;
- влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.
- Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.
- Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.
- Отличия научного наблюдения от обыденного:
- четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;
- осуществляется по заранее продуманному плану;
- данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;
- полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.
Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.
Преимущества метода наблюдения:
- непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
- оперативность получения информации;
- объективность, конкретность данных;
- единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
- расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
- возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
- возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;
- возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.
Недостатки метода наблюдения:
- локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
- невозможность повторения событий ситуации;
- трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
- искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
- пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
- ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
- субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.
Типичные ошибки наблюдения:
- Гало-эффект — обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
- Эффект снисхождения— тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
- Ошибка центральной тенденции — наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
- Ошибка корреляции— оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
- Ошибка контраста— склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
- Ошибка первого впечатления — первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Наблюдение незаменимо в случаях, когда:
- необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,
- нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Классификация видов наблюдения
Рисунок (откроется в новом окне)
Все разновидности наблюдения могут сочетаться различным образом. Рассмотрим их отдельные виды.
Контролируемое наблюдение
- заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов,
- применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением.
Неконтролируемое наблюдение
- применяется в исследованиях разведывательного плана с целью предварительного знакомства с проблемой,
- при проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.
Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.
Открытое наблюдение :
- предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении,
- осуществляется с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.
Скрытое наблюдение — осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования,
Включенное наблюдение — наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует:
- предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях,
- исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри.
Включенное наблюдение не всегда используется как скрытое. Возможны и варианты включенного открытого наблюдения.
Варианты включенного наблюдения:
- наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки – фильм «72 метра»).
- наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой — зеркало Гезелла; фокус-группы). Это позволяет фиксировать скрытые социальные явления в коллективах.
Невключенное наблюдение:
- осуществляется со стороны,
- наблюдатель не является участником происходящих событий.
Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.
Полевое наблюдение:
- самый распространенный вид исследования,
- протекает в естественных для наблюдаемых условиях;
- реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта.
При полевых обследованиях следует различать наблюдение:
- безучастное,
- пассивное,
- активно соучаствующее.
Пример безучастного наблюдения может служить наблюдение на стадионе во время футбольного матча за поведением фанатов. Естественно, никто из них не подозревает о том, что их «исследуют», следовательно, процедура никак не влияет на обычное самовыражение наблюдаемых людей.
- О том, что ведется включенное пассивное наблюдение, догадаться не так уж просто, особенно в том случае, если исследователь ведет себя непринужденно и производит впечатление просто любознательного «чужака».
- В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.
- Лабораторное наблюдение:
- характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные,
- исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения.
- Преимущество лабораторного наблюдения – углубленное изучение отдельных сторон деятельности индивида.
- При лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства – фото – кино – видео – аппаратура, измерительные приборы.
- Систематическое наблюдение:
- проводится регулярно с заданной периодичностью,
- осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,
- выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),
- классифицирует условия внешней среды.
Несистема тическое (с лучайное ) наблюдение:
- обычно не планируется, является богатым источником информации,
- трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий,
- продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени.
- Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.
- Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.
- Эпизодическое наблюдение – это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.
- Одномоментное наблюдение – фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое психологом невключенное наблюдение за поведением студентов на занятии.
- Панельное наблюдение – процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, с целью выявить его изменения.
- Нестандартизированное наблюдение – изучение психологических явлений и процессов, когда определен только объект наблюдения, но не определены элементы изучаемого процесса и события, которые будут наблюдаться.
- Чаще всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации.
- Стандартизированное наблюдение – способ сбора эмипирической психологической информации, когда заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса.
- Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.
- «Сплошное» наблюдение — исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения,
- Выборочное наблюдение — исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.
- Наблюдение может быть:
- непосредственное;
- с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).
Самым лучшим способом исследования поведенческих проявлений —сплошное наблюдение.
Лучший способ фиксации — скрытая аудиовизуальная запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Для психологической диагностики интересны все поведенческие проявления больного (и вербальные, и невербальные), имеющие диагностическую значимость.
В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно:
- стиль поведения,
- жесты,
- мимику,
- движения индивидов и целых групп.
- Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.
- Метод наблюдения — один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.
- В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:
- 1) выявляется проблемная ситуация,
- 2) определяются цели и задачи,
- 3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;
- 4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;
- 5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);
- 6) выбирается метод обработки результатов;
- 7) осуществляется наблюдение согласно плана;
- 8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.
- Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы :
- а) карточка наблюдения – предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;
- б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;
в) дневник наблюдателя – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.
- Психодиагностика
- методы психодиагностики
- наблюдение
Оцените публикацию
Источник: https://hr-portal.ru/article/nablyudenie-kak-metod-psihodiagnostiki
Анализ данных включенного наблюдения
Включенное наблюдение является наиболее распространенным вариантом метода монографического «исследования случая» («case- study»).
В политических исследованиях включенное наблюдение весьма успешно используется для изучения стиля лидерства, особенностей общения политиков с публикой или оппонентами, для анализа неконвенционального поведения.
Анализ и описание при этом отчасти напоминают создание мета-текста, в котором интерпретируются тексты интервью и наблюдений, полевых заметок. В последнее время все большую популярность приобретает использование видео- и аудиотехники
(фотодокументальное исследование). Фактически исследователь проводит интерпретацию не полной картины действительно происходящих событий, а воссозданной по памяти с помощью кратких записей.
При этом неизбежно возникает проблема сохранения «естественного словаря» участников наблюдения.
При интерпретации важны в равной степени произнесенные фразы, междометия, интонация, паузы, особенности невербального поведения (мимика, жесты, поза) объектов наблюдения.
Современные компьютерные программы позволяют вести организацию и первичный анализ качественных данных, например «El/то», «Ethnograph», но основная нагрузка по расшифровке и анализу данных лежит на самом исследователе. Обязательной процедурой в анализе материалов наблюдения является создание аналитического указателя (системы смысловых категорий и субкатегорий, которыми помечается каждый описанный эпизод в полевых записях).
При анализе данных включенного наблюдения последовательность действий, согласно методу аналитической индукции У. Робинсона, такова:
- 1. Формулировка приблизительного определения явления, подлежащего объяснению.
- 2. Формулировка гипотетического объяснения этого явления.
- 3. Изучение одного конкретного случая для проверки соответствия гипотезы фактам.
- 4. В случае несоответствия предварительной гипотезы факту либо меняют гипотезу, либо так переопределяют изучаемое явление, чтобы данный случай был исключен из теоретической выборки.
- 5. Проверяется небольшое число случаев. Если вновь обнаруживаются негативные, опровергающие гипотезу случаи, необходима переформулировка объяснения.
- 6. Проверка случаев и переформулировка гипотез продолжается до тех пор. пока не установлено универсальное отношение. При этом каждый негативный случай также нуждается в переопределении с точки зрения последнего варианта гипотезы.
Метод аналитической индукции опирается на обнаружение негативных случаев. Необходимо отметить его слабые стороны.
У исследователя нет никаких оснований (помимо здравой логики) после очередного негативного случая, опровергающего исходную рабочую гипотезу, прекратить дополнять ее вспомогательными гипотезами, счесть ее опровергнутой и перейти к формулировке новой.
Проверке каждого нового случая предшествует предсказание относительно того, при каких условиях найденное отношение будет выполняться.
Следует также упомянуть анализ материалов путем интерпретации. Эта методика предполагает, что исследователь будет стремиться найти смысл социального поведения объектов наблюдения с точки зрения самих «акторов». Наблюдатель должен создать теорию, которая могла бы отразить «теории» наблюдаемых.
Следовательно, речь идет о «понимании смысла». Исследователь получает представление о символах и смыслах, которыми люди сами пытаются объяснить свое поведение. Из множества альтернатив объяснения он выбирает одну.
Для интерпретации высказываний «близкие-к-опыту» понятия заменяются на «отдаленные-от-опыта».
Источник: https://ozlib.com/815950/sotsium/analiz_dannyh_vklyuchennogo_nablyudeniya
Невключенное наблюдение
К этой разновидности
наблюдений относятся все виды
стандартизованных наблюдений и часть
произвольных.
Невключенное наблюдение
предполагает исследование «со стороны»,
наблюдатель не вступает во взаимодействие
с изучаемым объектом исследования.
Разновидностью такого вида исследования
являются популярные сегодня в маркетинговой
сфере наблюдения за посетителями
магазинов, кафе, ночных клубов (иногда
используют данные видеонаблюдения).
Другим набирающим
популярность видом невключенного
наблюдения являются контекстуальные
исследования (это исследования на
рабочем месте и в других типичных местах,
где происходит активное взаимодействие
человека с тем видом товара или услуги,
который интересует заказчика) – как
правило, проводимые с маркетинговыми
целями. Идея исследования заключается
в том, что мы не всегда осознаем, что нас
устраивает, а что не устраивает в
определенном товаре, тогда как на
видеопленке видно, какие неудобства
испытывает человек при эксплуатации
того или иного продукта – и эта информация
помогает разработчикам оптимизировать
свою продукцию.
Включенное наблюдение
Включенное
наблюдение – это один из важнейших
методов сбора информации в качественных
исследованиях. Включенное наблюдение
наряду с глубинным интервью является
одним из важнейших методов исследования
молодежных субкультур.
Также этот метод
иногда называют «этнографическое
исследование», хотя изначально под
«этнографическим исследованием»
понималось изучение различных (прежде
всего экзотических для европейца)
культур, а сегодня в социологии
«этнографическое исследование» выходит
за рамки наблюдения, объединяя различные
методы, хотя наблюдение остается наиболее
важным из них.
Включенное
наблюдение предполагает длительное
взаимодействие с объектом исследования
в естественных для него обстоятельствах.
Социолог может «внедряться» в субкультуру
и, взаимодействуя с ее представителями,
получать ценную информацию.
Метод позволяет
социологу разобраться в глубинных
взаимосвязях и противоречиях объекта.
Есть два варианта – объект может знать,
а может не знать, что проводится
исследование.
Социолог «всегда на
работе» и взаимодействуя с той или иной
социальной средой, он автоматически
отмечает ее особенности.
Другое дело,
когда он решает использовать полученные
без ведома объекта данные – встает ряд
этических вопросов, которые необходимо
решить.
Исследования,
проведенные с помощью метода включенного
наблюдения, охватывают самые разные
проблемы, сферы социальной жизни.
Популярен этот метод при изучении
субкультур (еще со времен Чикагской
социологической школы).
Социолог может
получить информацию об особенностях
поведения, коммуникации, мировоззрения,
религии, правилах этикета и речевых
формах и т.д.
Понятно, что этот
вид исследования сопряжен с большими
трудностями самого разного вида: группа
может противиться исследованию и
агрессивно относиться к социологу;
профессиональная этика, предписывающая
сохранять конфиденциальность и выполнять
обязательства перед согласившимися
сотрудничать людьми, может вступать в
противоречие с требованиями закона при
получении информации о противоправных
действиях изучаемого объекта и т.д.
Другая сложность
включенного наблюдения заключается в
том, что, став одним из членов группы,
исследователь может утратить объективность
и непредвзятость подхода.
Одна из важных
проблем этого метода связана с фиксацией
получаемой информации. Исследователь
с диктофоном, видеокамерой или блокнотом
в руках далеко не всегда органично
вписывается в изучаемую социальную
среду.
Соответственно, ему часто
приходится полагаться на память,
воспроизводя изучаемый материал уже
после контакта с объектом исследования.
В Приложении 2 приведен пример «контрольного
листа», предложенного Дж.
Спрэдли – тех
аспектов, которые необходимо отразить
в своих полевых заметках.
До сих пор ведется
дискуссия – является ли чистым наблюдением
ситуация, когда группа знает, что ведется
наблюдение, как группа изменяет свое
поведение, если участвует в исследовании.
«Говорить или не говорить», что ведется
наблюдение – такое решение принимается
на основе взвешенного анализа. Ниже мы
приводим возможные последствия «знания»
или «незнания» о проводимом исследовании.
Таблица 2.2.
Представители субкультуры знают, что ведется наблюдение | Представители субкультуры не знают, что ведется наблюдение |
Эффект наблюдения | |
Зная, что за ними наблюдают, люди могут начать вести себя неестественно, особенно в том случае, если им есть что скрывать (криминальные субкультуры, скинхеды и т.п.). | В этом случае взаимодействие в группе более непринужденное, представители субкультуры ведут себя более естественно, так, как они привыкли. |
Выполнение норм и правил поведения | |
Группа понимает, что социолог – человек «со стороны» и не предъявляет к нему требований, являющихся нормативными для остальных. | Группа принимает социолога «за своего», поэтому он вынужден или подчиняться разнообразным нормам и правилам поведения в субкультуре, или становиться девиантом, тем самым, обращая на себя внимание или даже вызывая агрессию. |
Участие в различных видах деятельности | |
Социолог на правах постороннего человека может не участвовать в различных акциях, и вообще не выполнять никакой роли в группе. |
|
Права человека: исследовательская этика | |
Поскольку представители субкультуры знают о проведении исследования, у них есть возможность отказаться от участия. | Представители субкультуры не знают о проведении исследования, у них нет возможности отказаться от участия. Кроме того, возникает вопрос – можно ли публиковать данные о людях, полученные без их согласия. |
Другая проблема
– может ли социолог занимать активную
позицию в группе, влиять на происходящее,
или он должен максимально оставаться
в тени, чтобы не нарушить естественное
течение событий, и тем самым не исказить
реальную картину.
Важным моментом
в исследовании молодежным субкультур
является нахождение «проводника» –
человека, который введет социолога в
изучаемую совокупность.
Источник: https://studfile.net/preview/3658845/page:10/