Воспитательная функция — студенческий портал

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Задачей любого общества является передача подрастающему поколению накопленного опыта, теоретических и практических знаний, умений и навыков в различных отраслях.

Среднее профессиональное образование (СПО) — один из важнейших каналов формирования не только научно-технического, интеллектуального, но и духовного потенциала общества, т.к.

всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости.

Традиционно функции среднего профессионального образовательного учреждения сводились к обучению, то есть приобретению студентами определенных знаний, умений, навыков, отвечающих их специализации.

Воспитательная функция была сведена в основном только к внеаудиторным занятиям. В последние годы значительно усилилось внимание к выполнению воспитательных функций учреждениями СПО.

Помимо внеаудиторных групповых общих мероприятий, встал вопрос и о воспитывающем аспекте учебных занятий, то есть о воспитывающем обучении.

Воспитывающее обучение – это такое обучение, при котором достигается органическая связь между приобретенными учащимися знаниями, навыками, умениями, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу, в целях формирования социальной и профессиональной  мобильности выпускника.

Обучение как процесс, если оно претендует на реализацию воспитательной функции, должно включать в себя такие виды активности школьника как освоение, усвоение, присвоение а) ценностного отношения, б) компетенций, т.е.

целостный опыт жизнедеятельности, не разложимый на составляющие (напр., владение способностью к самообучению).

Таким образом, обучение – это ориентировка в логически (дидактически) оформленной системе культурного опыта, накопленного человечеством.

Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.

Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности.

Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении.

Поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного предмета, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества.

Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих её успешность.

Процесс воспитания при правильной организации оказывает благотворное влияние на ход обучения, так как воспитание дисциплинированности и многих других качеств создает условия для более активного и успешного обучения. Собственно говоря, без должной воспитанности учеников эффективный процесс обучения просто невозможен. Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функции.

Следовательно, для реализации воспитательной функции обучения преподавателю недостаточно знать об объективном характере связи обучения и воспитания.

Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, преподаватель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала, во-вторых, так строить процесс обучения и общения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации студентами, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому материалу, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность.

При этом необходимо помнить, что воспитание учащихся осуществляется не только в ССУЗе и не заканчивается в нем. Поэтому не рекомендуется полностью подчинять процесс обучения целям воспитания. Необходимо создавать условия для благоприятного формирования личности студентов, оставив им право, свободу и самостоятельность в анализе действительности и выборе системы взглядов.

Таким образом, реализация воспитательной функции обучения состоит:

  • в том, что каждый учебный предмет выполняет свою специфическую функцию в формировании мировоззрения учащегося;
  • в соединении учебной и других видов деятельности учащихся;
  • в активизации познавательной и практической деятельности учащихся, усилении роли практических работ, способствующих сознательному усвоению знаний и создающих условия для их творческого применения.

Мы провели опрос среди преподавателей и студентов, включив следующие вопросы:

  1. Как вы думаете, выполняют ли аудиторные занятия воспитательную функцию?

  2. По всем ли дисциплинам?

  3. Каким образом они влияют на воспитание человека?

  4. Что можно сделать, что бы усилить воспитательную составляющую уроков?

Всего было опрошено 100 человек, из них 15 преподавателей и 85 студентов.

Были получены следующие данные:

По первому вопросу:

Воспитательная функция - Студенческий портал

По второму вопросу:

Воспитательная функция - Студенческий портал

По третьему вопросу получены следующие ответы:

  1. говорят что хорошо, а что плохо

  2. приводят примеры (связь материала с жизнью)

  3. прослеживают межпредметные связи, формируют целостное восприятие картины окружающего мира

  4. учат вырабатывать методы принятия правильных решений, разрешать конфликтные ситуации

  5. прививают навыки культуры речи

  6. культивируют политкорректность, расовую и религиозную терпимость, интернационализм.

По четвертому вопросу получены следующие ответы:

  1. более основательно готовиться к каждому занятию,

  2. в плане урока обязательно наметить два-три воспитательных фактора,

  3. не допускать отклонение от намеченного плана занятия,

  4. надо уметь в любом, даже отвлеченном от жизни материале, найти моменты воспитательного воздействия

  5. «в преподавателе должно быть все прекрасно», то есть преподаватель должен на собственном примере учить этике и культуре поведения (отсутствие слов-паразитов, жаргонизмов, местных идиом).

Студенты же в основном затруднялись ответить или предлагали связывать изучаемый материал с примерами из жизни их сверстников.

Литература:

  1. Краевский В.В. Воспитывающее обучение // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / — М., 1993. — Т. 1. — С. 171-172.

  2. Крысько В.Г. Психология и педагогика. – Мн., 1999

  3. Письмо Министерства Образования РФ от 21 марта 2001 г. N 18-52-326ин/18-15. «Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001 — 2005 годы»

  4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.- Ростов н/Д, 2004

Источник: https://infourok.ru/realizaciya-vospitatelnoy-funkcii-v-processe-obucheniya-studentov-2266548.html

Воспитательная функция в процессе обучения

Замечание 1

Между воспитанием и обучением всегда присутствовала неразрывная связь, поскольку обучение, по сути, носит воспитательный характер.

При этом воспитание в обучении реализуется под постоянным влиянием внешних факторов, таких как семья, микросреда и прочих. Все это делает воспитание сложным многокомпонентным процессом.

Определение 1

Воспитательная функция обучения заключается в закладке нравственных, эстетических норм, происходит формирование взглядов на мир, способность придерживаться законов и норм поведения, принятых в обществе. Благодаря процессу обучения развиваются потребности личности, мотивы социального поведения и действий, мировоззрение и ценности.

Факторы воспитания в обучающем процессе

Определение 2

Содержание образования является базовым воспитывающим фактором в процессе обучения.

Читайте также:  Крупные природные районы россии - студенческий портал

Воспитательный потенциал при этом вариативен, зависимо от учебной дисциплины. Как правило, у наук гуманитарного и эстетического направления он значительно выше. Эти области имеют оптимальное предметное содержание для формирования личности. Но, как и любые другие, автоматического воспитания данные предметы не несут.

Формат и содержание учебного материала разными учениками воспринимается по-своему.

Подобный факт обусловлен уровнем воспитанности, социальной, психологической и педагогической ситуацией обучения, спецификой коллектива, временем и местом обучения.

Суть предметов естественнонаучного цикла влияет на формирование мировоззрения, позволяет составить в сознании цельную картину мира и основываясь на этом выработать личные взгляды на жизнь.

Определение 3

Еще один элемент, из которого формируется воспитательная функция – это форма общения педагога и учащегося. Немалое влияние оказывает психологический климат в коллективе, общение и взаимодействие участников процесса между собой, стиль руководства деятельностью.

В современном обществе наиболее приемлемым, для взаимодействия с учащимися считается демократический стиль. Он эффективно выполняет свои функции, позволяя находить подход к любым категориям обучающихся. Это обусловлено гуманной и уважительной формой общения, предоставлением определенной доли самостоятельности, приобщению к организации процесса обучения.

Несмотря на эти нюансы, демократический стиль все же отводит руководящую роль в процессе учителю и позволяет реализовать функции воспитания.

Для корректного комбинирования образовательного и воспитательного компонента педагог должен уметь грамотно подбирать и анализировать материал, предлагаемый ученикам для изучения, учитывая его воспитательный потенциал, а не только образовательную пользу.

Строить процесс обучения следует таким образом, чтобы он стимулировал личное восприятие информации учениками, а также вызывал их оценочное отношение к материалу, формировал интересы и потребности. Таким образом, педагогу необходимо детально проанализировать, предварительно проработать процесс обучения и убедиться, что он несет воспитательный потенциал.

Особенности воспитания в ходе обучения

Не стоит забывать, что воспитывающая функция образования предполагает участие и других факторов воспитания, поэтому не следует всецело подчинять образовательный процесс воспитательным целям.

Формирование взглядов ребенка продолжается и вне стен учебного заведения, однако, так или иначе, образование оказывает на это процесс определенное влияние.

Безусловно, следует создавать благоприятные условия для формирования личности ребенка, но не стоит также забывать и о праве на самостоятельный анализ.

Взаимодействие воспитания и образования имеет взаимозависимый характер. Это выражается в невозможности существования понятий отдельно друг от друга. Без определенного уровня воспитанности, наличия навыков социального поведения, тяги к знаниям обучение невозможно.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/vospitatelnaja-funktsija-v-protsesse-obuchenija/

Студенческий актив

Основной целью Управления молодежной и информационной политики является создание в МГСУ студенческого актива, в который смогут входить наиболее активные представители студенчества, способные представлять интересы в самом университете и на уровне вузов г. Москвы.

Активный студент — успешная карьера!

Студенческий актив МГСУ – группа студентов, самостоятельно решающая вопросы, касающиеся жизни студентов при организации обучения, быта, досуга. Актив это средство самореализации и развития инициативы.

Коллективизм, сплоченность, общность интересов, дружба, общение – таков далеко неполный перечень положительных черт студенческой самодеятельности, под которой в данном контексте понимается работа над собой и развитие своего сообщества.

Деятельность актива предполагает постоянное расширение зоны социальной ответственности. Состав студенческого актива постоянно увеличивается, развивается кураторство студенческих групп.

Чем мы занимаемся?

  • организацией участия студентов МГСУ в городских мероприятиях;
  • проведением университетских студенческих мероприятий;
  • молодежной школой кураторов студенческих групп МГСУ;

Основные ежегодные мероприятия Студенческого Актива являются:

Проведение Школы СА для первокурсников, где ребята узнают о лидерстве, работе в команде, правильном планировании своего времени и усваивают это на практике посредством игр на лидерство, сплочение, командообразование.

После Школы СА проводится Фестиваль творчества «Студенческая Осень» и итогом семестра является выезд Школы СА. На выезде студенты придумывают различные мероприятия и воплощают их в жизнь в стенах МГСУ.

Так же два раза в год проводится чемпионат по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», который знают и любят не только студенты МГСУ.

Цели деятельности Студенческого Актива являются:

  1. Студенческий Актив ставит своей целью повышение роли студентов и их активности в учебной, научной и общественной жизни факультета. Так же целью является создание благоприятной обстановки, способствующей эффективному образовательному процессу, воспитательной работе, профессиональному становлению студентов.
  2. Создание условий для всестороннего развития студентов.

Задачи Студенческого Актива:

  1. Объединение усилий и координация деятельности органов студенческого самоуправления института по всем направлениям жизнедеятельности студенческого коллектива вуза.
  2. Содействие повышению успеваемости и укреплению учебной дисциплины студентов, повышении интереса студентов к получению знаний и образования.
  3. Содействие участию студентов в научно-исследовательской деятельности, развитию научных связей со студенческими и иными молодёжными организациями и общественными объединениями других вузов.
  4. Воспитание чувства патриотизма и национальной гордости.
  5. Воспитание гражданского сознания и правовой культуры, уважения к правам человека и личности, к истории и традициям Московского государственного строительного университета.
  6. Содействие творческой самореализации студентов.
  7. Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
  8. Профилактика асоциальных явлений в студенческой среде.
  9. Поддержка студенческих инициатив.
  10. Формирование и поддержка активной жизненной позиции и ответственности студентов.
  11. Формирование внутривузовского и межвузовского информационного пространства.
  12. Повышение роли студенческих коллективов в организации производственной практики, учебного процесса.
  13. Расширение воспитательного пространства, создание единой воспитательной среды для всех студентов.
  14. Содействие администрации факультетов (деканатов) в проведение как плановых, так и внеплановых мероприятий всех направлений (учебных, научно-организационных, воспитательных, культурно-оздоровительных и т.д.).
  15. Развитие лидерских качеств.

Занимаясь общественной работой, ты приобретаешь неоценимый опыт руководителя!

Источник: http://mgsu.ru/student/Studencheskiyaktiv/

Белгородский университет кооперации, экономики и права | Цели, задачи и основные направления и формы воспитательной работы в университете

  • В соответствии с Концепцией воспитательной деятельности  Белгородского университета кооперации, экономики и права воспитание студенческой молодежи в вузе осуществляется с опорой на традиционные ценности, такие как духовность, государственность, патриотизм, коллективизм, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценности нового времени: инициативность, креативность, толерантность, предприимчивость и многие другие.
  • Содержание процесса воспитания в университете нацелено на создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития студенческой молодежи, формирование профессиональных и общекультурных компетенций, таких базовых социально-личностных качеств выпускников вуза, как духовность, нравственность, патриотизм, гражданственность, трудолюбие, ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, способность к творческому самовыражению, приверженность к здоровому образу жизни и культурным ценностям.
  • Исходя из поставленной цели, основными задачами воспитательной работы в университете являются:  
  • создание комфортных социально-психологических условий и социокультурной воспитывающей среды, способствующей формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся;
  • оказание студентам помощи в самовоспитании, самореализации, освоении широкого социального и профессионального опыта;
  • воспитание у студентов высоких духовно-нравственных качеств и норм поведения;
  • формирование корпоративной культуры вуза, определяющей систему ценностных ориентаций студентов, сотрудников и преподавателей университета; укрепление и развитие лучших вузовских традиций;
  • формирование патриотического сознания  и активной гражданской позиции студенческой молодежи университета;
  • повышение общего культурного уровня и эстетического вкуса студенчества, культуры поведения, речи и общения;
  • совершенствование всей системы работы по адаптации студентов-первокурсников к вузовской жизни;
  • создание условий для непрерывного развития творческих способностей студентов и организации их позитивного досуга, приобщения к основам отечественной культуры, художественной самодеятельности, вовлечение обучающихся в творческие коллективы университета;
  • развитие студенческих клубов и объединений, направленных на профессиональное и личностное развитие обучающихся;
  • формирование у выпускников вуза мотивации и навыков здорового образа жизни, вовлечение студентов в спортивные кружки и секции;
  • проведение комплекса профилактических мероприятий по предупреждению наркомании, табакокурения, потребления алкоголя, любых проявлений национализма и экстремизма в студенческой среде;
  • развитие и совершенствование деятельности органов студенческого самоуправления университета, волонтерского, правоохранительного, экологического и стройотрядовского движения;
  • привлечение к организации внеучебной, социально-значимой деятельности широкого круга студентов вуза, обучение студенческого актива основам управленческой деятельности, формирование лидерских качеств выпускников вуза;
  • создание в вузе условий для развития студенческих инициатив и реализации различных студенческих проектов;
  • постоянный поиск эффективных форм воспитательной и культурно-досуговой деятельности, совершенствования работы кураторов студенческих академических групп;
  • обеспечение социальной защиты и психологической поддержки студентов вуза;
  • совершенствование воспитательной и социальной деятельности в студенческих общежитиях университета;
  • организация межвузовского и межведомственного взаимодействия в сфере воспитательной и социокультурной деятельности.
Читайте также:  Реклама - студенческий портал

Основные направления и формы воспитательной работы в университете

Реализация воспитательных целей и задач осуществляется в Белгородском университете кооперации, экономики и права посредством следующих направлений деятельности:

  • духовно-нравственное воспитание;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • правовое воспитание;
  • профессиональное воспитание;
  • культурно-эстетическое воспитание, развитие творческого потенциала студентов;
  • физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов;
  • профилактика саморазрушающих видов поведения и асоциальных проявлений в студенческой среде;
  • развитие органов студенческого самоуправления;
  • психолого-консультационная работа;
  • социальная поддержка студентов;
  • организация работы кураторов студенческих академических групп;
  • организация воспитательной деятельности в студенческих общежитиях университета.

В реальной деятельности по обучению и воспитанию студентов университета все эти направления тесно взаимосвязаны, дополняют и обуславливают друг друга.

В соответствии с системным подходом к организации воспитания студенческой молодежи и формированию социокультурной среды вуза реализация воспитательной функции университета осуществляется в единстве учебной деятельности и внеучебной воспитательной работы в вузе.

В учебном процессе определение воспитательных и развивающих задач осуществляется в контексте целей, задач и содержания профессионального образования. Производится отбор содержания воспитывающего материала при опоре на основные образовательные программы и получаемые студентами дополнительные квалификации и специализации.

С переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в которых четко выражен воспитательный аспект профессионального образования, упор сделан на формирование профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся посредством реализации основных образовательных программ, использования различных аудиторных и внеаудиторных форм работы. Широкое использование в учебном процессе вуза получили такие активные формы воспитательной и развивающей деятельности, как деловые, ролевые, интеллектуальные игры, брейн-ринги, дискуссионные площадки, открытые трибуны, конкурсы, викторины, тренинги, олимпиады, презентации, круглые столы. Расширилась практика разработки и защиты актуальных социальных, творческих проектов студентов.

Воспитание через внеучебную воспитательную деятельность по изучаемым дисциплинам осуществляется преподавателями конкретных учебных дисциплин путем использования различных форм: тематических вечеров, конкурсов, просмотров и обсуждений соответствующих кино и видео фильмов, участия студентов в научно-исследовательских и предметных кружках, конференциях, научных чтениях, профессиональных клубах и студенческих объединениях, встречах с практическими работниками, мастер-классах и т.п. Наиболее активно внеучебные формы воспитательной работы по изучаемым дисциплинам используются преподавателями во время проведения Недель кафедр и факультетов.

Собственно внеучебная воспитательная работа в вузе осуществляется посредством деятельности всех структурных подразделений университета, ведется через творческий союз преподавателей и студентов, включая в себя как традиционные университетские мероприятия и встречи, так и мероприятия, посвященные знаменательным датам и событиям международного, российского, регионального и вузовского значения. Проводимые в университете мероприятия воспитательной направленности подразделяются на:

  • массовые мероприятия (общеуниверситетские и факультетские мероприятия, вечера, концерты, тематические месячники, декады, Дни здоровья, Дни правовых знаний, фестивали, конкурсы, спортивные соревнования, игры, встречи, дискуссии, круглые столы, участие во всероссийских и региональных мероприятиях и акциях и т.д.);
  • групповые мероприятия (коллективные творческие дела в студенческих академических группах, кураторские часы, заседания клубов, экскурсии, посещения предприятий, кооперативных организаций, учреждений культуры, спорта и т.д.);
  • индивидуальные, личностно-ориентированные мероприятия (индивидуальные беседы, консультации, психологические  тренинги, собеседования, встречи, персональная работа с одаренными студентами, со студентами «группы риска» и т.д.).

Источник: http://www.bukep.ru/1562/37/49

Учебный процесс в ВУЗе

Организация образовательного процесса в вузе базируется на федеральном и местном законодательстве, в частности, «Государственном образовательном стандарте». Принимая за основу положения данного закона, разрабатываются учебные программы, а затем и планы всех образовательных учреждений, в том числе и университетов.

Учебный процесс в университете значительно отличается от обучения в школе. Место традиционного «урока» занимают самые разные формы  и методы обучения. Так, наиболее приближенным к привычному уроку можно назвать лекцию и практические занятия.

На лекциях студенты получают теоретические знания, а на практиках учатся применять их в жизни.

Правда, в современной ситуации, когда  интернет-технологии позволяют получить практически любую информацию, лекции приобретают не познавательную, а скорее мотивационную и даже воспитательную функции, являясь, тем самым, одним из методов учебно-воспитательного процесса в вузе.

Практические занятия предполагают решение конкретных задач, анализ материала, выполнение графических работ.

Особенности учебного процесса в ВУЗе

Следующие методы учебного процесса применяются по большей части только в высших учебных заведениях:

  • семинарские занятия. На этих занятиях студенты самостоятельно готовят доклады или сообщения, озвучивают их перед аудиторией и затем обсуждают вместе с учащимися или преподавателем;
  • дискуссия, диспут. Это обсуждение или даже научный спор по заранее заданной теме;
  • мозговой штурм. В рамках этого вида занятия студенты генерируют как можно больше идей по заданной проблеме. Задачей данного метода является раскрепощение творческой мысли.
Читайте также:  Калужский лагерь - студенческий портал

Все эти методы образовательного процесса в вузе призваны развить логическое мышление, способность работать с большим количеством материала, выбирать главное, отстаивать свою точку зрения.

Современная организация учебного процесса в вузе предполагает большую долю (до пятидесяти процентов) самостоятельной работы студентов.  К методам самостоятельной работы относятся такие типы занятий, как лабораторные работы, выполнение курсовых и других самостоятельных творческих работ. Особенное значение самостоятельные и практические работы имеют для творческих профессий.

Управление образовательным процессом в ВУЗе

Ещё одним методом обучения, как это ни странно, является контроль. Существуют самые различные виды контроля: текущий, тематический, рубежный или итоговый. В учебном процессе университета больше развиты рубежная и итоговая аттестации знаний.

Текущий контроль осуществляется лишь некоторыми преподавателями, но в большей степени не используется совсем.

Именно поэтому вчерашние школьники, привыкшие к постоянному контролю, опросам и самостоятельным работам, чувствуют большую свободу в университете, а потому запускают учёбу и часто проваливают первую сессию.

Мне нравится

Источник: https://StudyNote.ru/studgid/studylife/uchebnyy_protsess_v_vuze/

5.5.Студенческое самоуправление в воспитательной работе

Студенческое
самоуправление — это добровольное
объединение
студентов, которое самостоятельно и
под свою ответственность решает вопросы
университетской жизни, касающиеся
интересов студенчества.

Его
основной целью
является
вовлечение студенческой молодежи в
процессы принятия решений, которые
оказывают влияние
на выражение их интересов и потребностей.
Это будет способствовать реализации
прав студенческой молодежи через
демократические институты, созданные
ею.

Одна
из форм реализации данной деятельности
органы
студенческого
самоуправления:
студенческий
совет универ­ситета,
а также соответствующие студенческие
советы всех подразделений
университета (факультетов, институтов).

Основными
направлениями их деятельности являются
развитие студенческих
инициатив в различных сферах университетской
жизни и стимулирование научного
творчества студентов, формирование
традиций университета и воспитание
чувства гордости
за звание студента, решение социальных
вопросов
и многое другое. Кроме того, органами
студенческого самоуправленияв вузе является ряд общественных организаций:
профсоюзная организация студентов;
Совет студенческого общежития;
студенческий клуб университета;
Ассоциация выпускников, пресс-центр:
редакция газет и журналов и т.д.

По
степени значимости развитие студенческого
самоуправления ректоратом вуза поднимает
его на уровень приоритетных направлений
в воспитании
и подготовке будущих специалистов.

Новые концептуальные идеи оптимизации
молодежной политики опираются на
огромный
потенциал творческой, интеллектуальной
энергии, способность студенчества
повысить социально активную позитивную
деятельность, готовность к решению
жизненно важных проблем управления
учебными, социально-бытовыми делами
университета.

Студенческое
самоуправление можно рассматривать
как условие реализации творческой
активности и самодеятельности студентов,
основанных на демократическом принципе
соответствия прав и обязанностей
потребностям и возможностям, и как
средство социально-правовой защиты.
Это особая форма самостоятельной
общественной деятельности студентов
по реализации функций управления жизнью
студенческого коллектива в соответствии
со стоящими перед ними целями и задачами.

В связи с этим вузы разрабатывают комплексную программу
по развитию студенческого самоуправления,
способствующую профессиональной,
творческой и духовно-нравственной
самореализации студентов в управлении
воспитательной работы университета.

Высшим органом
студенческого самоуправления, как
правило, является студенческое собрание
(конференция), которое имеет право
принимать к рассмотрению вопросы
компетенции студенческого коллектива
по ряду вопросов:

  • роль гуманистического воспитания личности в формировании мировоззрения и социальной активности,
  • активизация всех видов воспитательной работы и творческой деятельности студентов в учебном процессе и во внеучебное время;
  • воспитание ответственности студенческих коллективов за патриотическое, гражданское и духовно-нравственное становление личности;
  • -дальнейшее
    утверждение демократического образа
    жизни, высокой требовательности,
    социальной справедливости, нетерпимости
    к антиобщественным и правовым нарушениям
    общественного порядка, действиям,
    разрушающим личность молодого человека
    (алкоголизм, наркомания);
  • -привлечение
    студентов к активной социальной
    деятельности в регионе, работе с детьми
    и подростками, инвалидами, пенсионерами,
    сотрудничество с государственными
    социальными институтами по оказанию
    помощи престарелым людям;
  • -усиление роли
    студенческого самоуправления в
    организации быта и досуга студентов;
  • -оказание помощи
    администрации, Совету по воспитательной
    работе в проведении торжественных
    мероприятий, встреч с ветеранами,
    представителями культуры и искусства,
    походов по местам воинской славы,
    спартакиад и др.;
  • -разъяснение
    необходимости формирования здорового
    образа жизни, национальных традиций,
    организация превентивных мер по борьбе
    с пьянством, наркоманией и курением;
  • -организация работы
    по проблемам воспитания у молодежи
    общей культуры, принципов общения в
    национальных и межнациональных
    коллективах, понимания сущности
    молодежной субкультуры;
  • -оказание
    своевременной и необходимой помощи
    студенту (материальной, психологической,
    педагогической);
  • -предотвращение
    формирования иждивенчества при оказании
    помощи студенту;
  • -инициация помощи,
    базирующейся на самостоятельности,
    активности студента, формирование
    готовности к взаимопомощи.
  • Реализация
    основных задач студенческого самоуправления
    способствует разнонаправленному
    развитию студентов и дает предпосылки,
    кадровые возможности для реальной
    помощи в организации основных направлений воспитательной работы университета.
  • В
    процессе успешной организации всей
    учебно-воспитательной
    работы университета необходимо широко
    использовать
    студенческое самоуправление.

С
момента распада комсомола идея создания
молодежной организации,
способной объединить молодые и страждущие
умы,
самостоятельно осуществлять функции
управления и координации
деятельности как внутри себя, так и
вовне, длительное
время вызывала скорее сочувствие, нежели
воодушевление.

Долгое время самоуправляющаяся
неформаль­ная организация ассоциировалась
либо с подотчетностью и зависимостью
от официальных структур, либо с анархией
и хаотичностью, присущей молодости.
Однако существование неформальной
самоуправляющейся организации возможно
без зависимости
и анархии.

Студенческое
самоуправление
даже в рамках струк­турного
подразделения, такого, как факультет
вуза, не говоря
уже об учебном заведении в целом,
необходимо для создания
основ демократического подхода в
воспитании студентов.

Вопросы для
самопроверки:

  1. Что является объектом и субъектом воспитания в управлении воспитательным процессом в вузе.

  2. Какой подход в воспитании вы считаете наиболее правильным: объектно-субъектный или субъектно-субъектный.

3.Назовите
основные составляющие системы организации
и управления воспитательной работой в
вузе.

4.
В чем особенности организации и управления
воспитательной работой на факультете.

5.
Какие проблемы воспитательной работы
решаются кураторами студенческих
групп.

6.Какую
роль в управлении воспитательной работой в вузе играет студенческое
самоуправление.

Источник: https://studfile.net/preview/3047809/page:22/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector