Якоб Бёме — биография и творчество, свидетели бессмертия

Якоб Бёме (1575-1624, Гёрлиц, Саксония) — немецкий христианский мистик, провидец, философствующий теософ. Источник — Эзотерика. Живое ЗнаниеЯкоб Бёме - Студенческий портал

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Биография

Якоб Бёме был воспитан в лютеранской вере и получил лишь начальное образование.

Работал подпаском, затем был определен в подмастерья к сапожнику в Зайденберге и в 1599 открыл собственную сапожную мастерскую в Гёрлице.

В 1600, очевидно под влиянием местного пастора Мартина Мёллера, Бёме пережил яркое мистическое озарение, в котором ему открылось, что все сущее заключается в «Да» и «Нет».

По мере того, как Бёме приобретал духовную зрелость, его мистический опыт углублялся, и в конце концов он изложил свои прозрения в серии замечательных богословских и философских сочинений.

Его первая книга, «Аврора, или Утренняя заря в восхождении» – «младенческое начало», как он сам ее называл, – тем не менее привлекла всеобщее внимание, в результате чего городской совет Гёрлица запретил Бёме заниматься сочинительством.

Бёме молчал на протяжении семи лет, но затем, уступив убеждениям небольшого круга друзей и почитателей, втайне знакомившихся с его произведениями, возобновил свою литературную деятельность.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Алгоритмизация: понятие алгоритма, свойства и способы описания

Оценим за полчаса!

Творчество

С 1619 и до конца жизни Бёме написал 30 книг и трактатов (часть из них не завершены). В этих сочинениях он предстает как один из величайших умозрительных философов Запада, оказавшим значительное влияние на Ф.

Шеллинга, Г. В.Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. фон Гартмана, А. Бергсона, М. Хайдеггера и П. Тиллиха.

Сочинения Бёме можно разделить на несколько групп: философские,  мистико-религиозные, апологетические сочинения.

В мировоззрении Бёме доминируют два мотива – характерная для немецкой мистики самоуглубленность и ренессансное натурфилософское мироощущение. Он старался уяснить, каким образом возник этот противоречивый мир, укорененный в Боге, которого Бёме определяет как «бездну (Ungrund) и основу (Grund) всего сущего», как «Да» и «Нет» «мрачной воли гнева» и «огневой воли любви».

Упорядочено по: дате, популярности

Якоб Бёме - Студенческий портал

Корень или мать философии, астрологии и теологии, или Описание природы, как все было и как стало в начале: как природа и стихии стали тварными, также об обоих качествах, злом и добром; откуда все имеет свое начало, и как пребывает и действует ныне, и…

Скачать книгу: да | Рейтинг: 1.59 (1863)

Якоб Бёме - Студенческий портал

Написано, что Человек Природы не получает ни каких-либо Даров От Духа, ни Тайны Царствия Божьего, это все Бессмыслица для него, и познать он этого не может: поэтому я предупреждаю Любителя Христианских Мистерий и увещеваю его, если он изучит эти…

Источник: https://NaturalWorld.guru/avtor_yakob-beme.htm

Свидетели бессмертия. Якоб Беме

Якоб Бёме(1575-1624) — немецкий теософ, гностик, мистик Якоб Бёме (Bohme) родился в Альтзейденберге близ Герлица в 1575 году. Крестьянин по происхождению, Бёме в детстве был пастухом. Еще ребенком он обнаруживал наклонность к мечтательности, к смешению грез и действительности, самоуглублению. Подростком он был отдан в подмастерье к сапожнику в Герлице и впоследствии значительную часть своей жизни занимался этим ремеслом. Его повышенный интерес к религиозным вопросам и мистическая настроенность вовлекали его в споры с окружающими, нередко легкомысленно относившихся к его исканиям. Это скоро побудило его хозяина изгнать такого «пророка», и Бёме стал странствующим подмастерьем, живущим случайной работой. В 1594-м Бёме снова поселяется в Герлице в качестве сапожного мастера, здесь и женится. С женою своею он прожил счастливо 30 лет и имел четверых детей»Я уподобляю всю философию, астрологию и теологию, вместе с матерью их, драгоценному дереву, растущему в прекрасном саду. Земля же, на которой стоит дерево, непрерывно дает ему сок, откуда дерево имеет свое качество жизни; а дерево растет в себе

самом от сока земли, и становится большим, и

широко раскидывает ветви свои. И как земля силою своею трудится над деревом, чтобы оно росло и возрастало, так и дерево со всеми ветвями своими непрестанно трудится изо всей своей мощи, чтобы всегда приносить много добрых

плодов».

«С помощью астрологии говорится о силах природы, звезд истихий, как из них возникли все твари, и как они побуждают, всемправят и во всем действуют, и как злое и доброе ими производится влюдях и в зверях: откуда происходит, что злое и доброе господствуют

и суть в сем мире и как состоят в нем царства ада и неба».

Якоб Бёме - Студенческий портал«Но дух человека произошел не из одних только звезд и стихий; внем сокрыта также и искра от света и силы Божиих. Не праздное словочитаем в книге Бытия (1, 27): «Бог сотворил человека по образусвоему, по образу Божию сотворил его»; ибо смысл его именно тот, что

из всего существа Божия сотворен человек».

«Подобно тому как глаз человека видит вплоть до того светила,откуда он имеет свое первоначальное происхождение, так и душа видит

до того Божественного существа, в котором она живет»

«Как человек сотворен в образе и подобииБога, так равно и ангелы; ибо они братья людей: и люди в воскресениибудут иметь не иной вид и образ, нежели ангелы, как о томсвидетельствует сам царь наш, Христос (Матф. 22, 30). Также и ангелыникогда не являлись людям на земле в ином образе, нежели в образе

людей».

В жизни его можно отметить несколько «узловых точек» — моментов глубокого духовного перелома. Первый такой значительный перелом имел место в 1600 году. Однажды, сидя у себя в комнате, он увидел внезапно яркое отражение солнца на оловянном сосуде (по другой версии это была медная сковородка). Это красивое зрелище не только поразило его, но сыграло известную символическую роль в его последующей философии. Ему «в этот миг смысл бытия таинственный открылся». Он вышел прогуляться, думая, что это приходящая субъективная иллюзия, но зелень, трава, весь Божий мир выглядел как-то по новому.Десять лет спустя (в этот период его духовное развитие было предоставлено случайностям жизненного опыта) он вдруг снова почувствовал какое-то внутреннее озарение. На этот раз он ощущал неудержимое влечение привести свои религиозные переживания в систематическую форму, изложить их — не для других, а в виде «мемориала» для самого себя. Результатом этих стремлений явилась книга «Morgenrothe im Aufgang» («Рождение утренней зари») или «Aurora».1614-го по 1624 год продолжается последний период его литературной деятельности. Из его сочинений особенно замечательны: «Von der drei Principien» («О трех принципах»), «Von dem dreifaltigen Leben d.Menschen» («О триединстве человеческой жизни»), «Von der Geburt und Bezeichnung aller Wesen (signatura rerum)» («О рождении и наименовании всех существ»), «Von der Gnadenwahl» («О милости»), «Mysterium magnum» («Великая тайна или Изъяснение первой книги Моисея»), «40 вопросов о душе», к этой книге имеется приложение «Das umgekehrte Auge» («Перевернутый глаз»). Все это вместе называется «Psychologia vera». Другие сочинения Бёме — «Von der Menschwerdung Christi» («О гуманности Христа»), «Der Weg zu Christo» («Путь к Христу»), полемические труды против учения о предопределении Бальтазара Тильнена и против пантеизма Стифеля и Меха, и, наконец, «Theosophische Sendschreiben» («Теософские послания»).О смерти Бёме сохранилось следующее придание. Проболев недолгое время горячкой, он вскоре после полуночи позвал своего сына Товия и спросил его, слышит ли он прекрасную музыку, которая раздается вблизи? Сын ответил, что ничего не слышит. Тогда Бёме, чтобы лучше слышать ее, велел отворить двери. Потом он спросил, который час. Ему сказали — пробило два. «Мой час еще не настал. Мой черед прийдет через три часа». Потом он молился, сделал некоторые распоряжения относительно рукописей и около 6 часов умер с улыбкой на лице, сказав: «Nun fahre ich ins Paradies» («Итак, я еду в Рай»). На могиле его друзья поставили крест с тремя символами Овца (veni), орел (vidi) и лев (vici). Церковные фанатики уничтожили этот крест. В 1875 году (300-летие рождения) состоялось торжественное открытие памятника БёмеИдеи Бёме проникли в Россию в последней четверти XVII в. В 1681 году приехал в Москву религиозный фанатик Квирин Кульман, который стал пропагандировать свое учение, основанное на идеях Бёме, в Немецкой Слободе, где теософия Бёме была уже известна. Кульман был сожжен по царскому указу. Начиная с этого времени, в течение всего XVIII и первой половины XIX вв. Бёме продолжал быть весьма популярным среди мистически настроенных русских людей. Его сочинения, особенно молитвы, обращались в рукописных переводах. Популярность их была так велика, что на некоторых встречался заголовок «иже во святыхъ отца нашего Iакова Бемена». Позднее распространению идей Бёме содействовали Новиков, Шварц и ГамалейВ ваших руках легендарный раритет, дожидавшийся массовых тиражей почти два столетия в рукописных архивах русских масонов. Сравнительно скромный по объему трактат Якоба Беме — своеобразное завещание знаменитого «тевтонского философа», итог его духовных поисков, составивших подлинную веху в истории христианской философии и культуры. «Сорок вопросов о душе» — жемчужина в сокровищнице западноевропейского мистицизма, книга, которая отметила собою начало эпохи Просвещения, положила основание психологии как «строгой науки», снискала высочайшую похвалу многих известных мыслителей, начиная от Сен-Мартена, в оценке которого «желающий постичь все глубины Промысла и бытия может ничего более не читать».

Источник: https://lifesouldeath.livejournal.com/8659.html

Читальный зал — Якоб Бёме (Jacob Boehme)

Якоб Бёме (Jacob Boehme).

Немецкий христианский мистик, провидец, теософ, родоначальник западной софиологии — учения о «премудрости Божией». Бёме не имел систематического фундаментального образования и не знал латыни, языка учёных, — он был сапожником.

Труды Бёме. Манускрипты.

Список рукописных работ Якоба Бёме из сочинения «О жизни и смерти Якоба Бёме» барона Абрахама фон Франкенберга (1593—1652), лично знавшего Якоба Бёме в 1623—1624 годах.

1) лат. «Aurora» / нем. «Die Morgenröte im Aufgang» / рус. «Аврора»), 1612; русское изд. 1914.

  • 2) «De tribus principiis» / «Beschreibung der Drey Göttliches Wesens» / «О трёх принципах Божественной сущности», 1619
  • 3) «De triplici vita hominis» / «Von dem Dreyfachen Leben des Menschen» / «О троякой (тройственной) жизни человека», 1620
  • 4) «Psychologica vera» / «Vierzig Fragen von der Seelen» / «Истинная психология, или Сорок вопросов о душе», 1620
  • 5) «De incarnatione verbi» / «Von der Menschwerdung Jesu Christi» / «О вочеловечении Иисуса Христа»; «О воплощении Слова», 1620
  • 6а) «Sex puncta theosophica» / «Von sechs Theosophischen Puncten» / «О шести теософских пунктах», 1620
  • 6б) «Sex puncta mystica» / «Kurtze Erklärung Sechs Mystischer Puncte» / «О шести мистических пунктах», 1620
  • 7) «Mysterium pansophicum» / «Gründlicher Bericht von dem Irdischen und Himmlischen Mysterio»; нем. текст / «О земном и небесном таинстве»; «Пансофское таинство», 1620
  • 8) «Informatorium novissimorum» / «Von den letzten Zeiten an P. Kaym» / «О последних временах», 1620
  • 9) «De signatura rerum» / «Von der Geburt und der Bezeichnung aller Wesen» / «О рождении и значении всего сущего», или «Значение всех вещей»1621
  • 10) «О четырёх комплексиях [темпераментах]», 1621 (в изданиях — 9-я книга в сборнике сочинений Бёме — «Christosophia» / «der Weg zu Christo» / «Христософия, или Путь ко Христу»)

11) «Libri apologetici» / «Schutz-Schriften wider Balthasar Tilken»; изд. 1682, ч. 1; ч. 2 / «Полемика с Бальтазаром Тилькеном», 1621
12) «Antistifelius» / «Bedenken über Esaiä Stiefels Büchlein» / «О пророчествах Исаии», 1621

  1. 13) «О истинном покаянии», 1622 (1-я книга в сборнике «Христософия, или Путь ко Христу»)
  2. 14) «О истинном самопредании», 1622 (4-я книга в сборнике «Христософия, или Путь ко Христу»)
  3. 15) «О возрождении», 1622 (6-я книга в сборнике «Христософия, или Путь ко Христу»)
  4. 16) «О истинном покаянии», 9 февр. 1623 (2-я книга в сборнике «Христософия, или Путь ко Христу»)
  5. 17) «De electione gratiae» / «Von der Gnaden-Wahl» / «О выборе милости», 1623
  6. 18) «Mysterium Magnum» / «Erklärung über das erste Buch Mosis» / «Великое Таинство»; «Mysterium magnum или Комментарий на первую книгу Бытия», 1623

19) «Tabulae principorium» / «Tafeln von den Dreyen Pricipien Göttlicher Offenbarung»; изд. 1730; нем. текст, ч. 1, ч. 2 / «Таблица основ (первопричин)», 1623 (часть книги «Clavis» / «Schlüssel» / «Ключ, или Объяснения»)

  • 20) «О сверхчувственной жизни», 1623 (5-я книга в сборнике «Христософия, или Путь ко Христу»)
  • 21) «Theoscopia» / «Die hochtheure Pforte Von Göttlicher Beschaulichkeit»; нем. текст / «Теоскопия, или Драгоценные врата к божественному созерцанию», 1623 (7-я книга в сборнике «Христософия, или Путь ко Христу»)
  • 22) «De testamentis Christi» / «Von Christi Testamenten» / «Два завещания Христа», 1623
  • 23) «Разговор просвещённой души с непросвещённой», 1624 (8-я книга в сборнике «Христософия, или Путь ко Христу»)
  • 24) «Apologia contra Gregorium Richter» / «Schutz-Rede wider Richter» изд. 1682 / Против Грегора Рихтера, 1624
  • 25) «Quaestiones theosophicae» / «Betrachtung Göttlicher Offenbarung»; изд. 1730 / «177 теософических вопросов», 1624
  • 26) выдержки из «Великого Таинства», 1624 (будут изданы под названием «Clavis» / «Schlüssel, das ist Eine Erklärung der vornehmsten Puncten und Wörter, welche in diesen Schriften gebraucht werden»; изд. 1730 / «Ключ, или Объяснения»)
  • 27) «О святой молитве», 1624 (3-я книга в сборнике «Христософия, или Путь ко Христу»)
  • 28) «Божественные проявления трёх миров (таблица)», 1624
  • 29) «Ingleich Vom Irrtum der Secten Esaiä und Zechiel Meths», 1624
  • 30) «О Страшном суде» (1624, утеряно)
  • 31) «Epistolae theosophicae» / «Theosophische Send-Briefe» / «Теософские послания» (корреспонденция), 1618—1624
Читайте также:  Съедобные и ядовитые шапочные грибы - среда обитания и внешнее строение

? Libellus apologeticus (Schriftliche Verantwortgung an E.E. RAth zu Görlitz)

  1. Издания.
  2. Латинский перевод труда Psychologica vera («Сорок вопросов о душе») был издан доктором Бальтазаром Вальтером (Амстердам, 1632); немецкий текст вышел там же в 1650 году.
  3. Полное собрание сочинений Якоба Бёме издано Гихтелем (10 томов, 1682), Глюзингом (Johann Otto Glüsing; 1715), Юберфельдом (Johann Wilhelm Überfeld; 1730) и Шиблером (Karl Wilhelm Schiebler; Лейпциг, 1831—1847).

Якоб Бёме - Студенческий портал

Источник: http://bookzal.do.am/index/jakob_bjome_jacob_boehme/0-622

Якоб Бёме

Бёме (Bohme) Якоб (1575—1624) — немецкий протестантский мистик-визионер, теософ и богослов. Род. в крестьянской семье. По профессии сапожник. Пережив в 1600 и 1610 состояния религиозно-мистического экстаза, посвятил свою жизнь попыткам рациональной трансляции приобретенного опыта.

После выхода в свет первого соч. «Аврора, или Утренняя заря в восхождении» (1612) Б. вступил в конфликт с религиозной общиной Герлица и был осужден как еретик.

Вопреки наложенному на него запрету на литературную деятельность, в период с 1618 по 1623 создал серию теософских и религиозно-мистических сочинений («О троякой жизни человека», «40 вопросов о душе», «De signature rerum», «Mysterium Magnum» и многие др.

), которые распространялись в списках благодаря усилиям сложившегося круга его учеников и последователей. Религиозное преследование Б. не прекращалось вплоть до его кончины.

Несистематичность произведений Б., их необычный язык, изобилующий неологизмами и многозначными символами, затрудняют интерпретацию его обширного наследия. В творчестве Б. переплетаются неоплатонические и гностические мотивы, влияние средневековой мистики, алхимической традиции, сочинений Коперника, Парацельса, В. Вейгеля, С. Франка и др. Центральная интуиция всего творчества Б.

— монодуализм, представление о бытии как единстве единства и раздвоения. Применительно к Богу она развернута в учение о внутрибожественной жизни, представляющей собой вечное рождение Бога в Самом Себе и для Самого Себя из отличной от Него темной хаотической первоосновы. Бог есть единство двойственности, Да и Нет, Любовь и Гнев.

Это единство в Боге двух принципов облекается в третий принцип, вечную Природу

т.о., Бог рождается для Себя как троичный. Для Б.

саморождение Бога и становление природы, теогония и космогония — две стороны одного процесса, поэтому триединство Бога воплощается в динамическом, подвижном единстве противоборствующих сил видимой природы (т.н. качеств).

Однако в отличие от пантеистических мистиков Возрождения Б. подчеркивает не только единство, но и раздвоение между Богом и природой, которое является следствием космической катастрофы падения Люцифера.

В основе антропологических воззрений Б. — представление о человеке как микрокосме человек — образ соединения внутрибожественных принципов. В связи с общей монодуалистической установкой в антропологии Б.

приобретает особое значение мистическое истолкование андрогинной природы человека. Синтез трех аспектов мировоззрения Б. (теософского, космологического и антропологического) осуществляется в т.н.

христософии — учении о мистерии нового рождения человека во Христе.

Влияние Б. обширно и многообразно. Огромный интерес к наследию Б., возрожденному из забвения в сер. 18 в. в теософских сочинениях К. Сен-Мартена и Ф.К. Этингера, проявили деятели европейского романтизма — философы и теологи (Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, Ф. фон Баадер), писатели и поэты (И.В. Гёте, Новалис, А. фон Арним), художники (Ф.О.

Рунге), композиторы (А. Брукнер) его высоко оценивали Л. Фейербах, Э. фон Гартман, А. Шопенгауэр. Не менее многообразно, но почти не исследовано воздействие Б. на европейскую культуру 20 в. (примеры тому — кинематограф А. Ганса, аналитическая психология К.Г. Юнга, творчество нем. экспрессионистов и др.). Идеи Б.

получили распространение и в США, где возникло несколько вдохновленных его учением религиозных общин. В России творчество Б. стало известно в кон. 18 в. благодаря переводческой деятельности масонов. Сильное влияние Б. испытал B.C. Соловьев, через посредство которого многие понятия и образы Б. вошли в культурный лексикон Серебряного века. В рус. философии 20 в.

влияние Б. наиболее явственно видно у Н.А. Бердяева и С.Н. Булгакова.

***

Немецкий теософ, гностик, мистик. Родился в бедной крестьянской семье. До 10 лет пас скот, обучался сапожному ремеслу. Странствовал. Читал Библию, сочинения Парацельса, В. Вейгеля, немецких мистиков.

К этому времени относится его посвящение в таинства мистики кем-то, кто предсказал ему будущую духовную миссию. Неоднократно испытывал божественные видения. В состоянии особого духовного восхищения Б.

пишет свое первое сочинение «Aurora, или Утренняя заря в восхождении, то есть корень или мать философии, астрологии и теологии на истинном основании, или Описание природы, как все было и как стало вначале» (1612).

Шесть лет Б. находился под «домашним арестом» с запретом писать. Нападки и преследования духовенства подняли его авторитет среди протестантских модернистов, близких к розенкрейцерству. В последующие годы выходят его книги, послания, молитвы.

Главные его сочинения: «О трех принципах божественной сущности» (1619), «О троякой жизни человека», «Пансофское таинство» (1620), «Теоскопия, или Драгоценные врата к божественному созерцанию» (1622), «О воплощении Слова», «Christosophia, или Путь ко Христу», «Mysterium magnum или Комментарий на первую книгу Бытия» и др. Б. создал единую диалектическую мировоззренческую систему, основанную на сочетании натурфилософии и мистики.

Источником своего учения Б. называет Божественное откровение. Его теософия содержит толкование библейских мифов, насыщена поэтическими образами, символична. Основа его учения – мистика Абсолюта, метафизика духа. Ментально-духовная система Б.

имеет аналогии с идущими с Востока древнейшими знаниями о космической эволюции Божественных сил и человека. Первоначально, по Б., Бог есть вечный покой, все и ничто, единое, содержащее все существа, но Себя не сознающее.

Через самосозерцание Бог делается Своим зеркалом и, оставаясь единым, пробуждает желание, которое есть огонь и через него Бог открывает и познает Себя в диалектике развития образов и идей. (По мысли Б., Бог сотворил все вещи из ничего, и это нечто – Он сам.

) Человек, первоначально одаренный девственной мудростью, с появлением желаний, нисходит в земную жизнь. Бог посылает свое собственное сердце, Сына, чтобы попрать смерть. Завершение истории Б. видит в восхождении человеческого духа и в единении его с Богом.

Согласно Б., «книга, в которой заключены все тайны, есть сам человек; он сам есть книга всех сущностей, так как он есть подобие божества, великая тайна заключена в нем». Б. является фокусом немецкой мистической и философско-религиозной традиций, идущей от М. Экхарта. Под влиянием идей Б. находились французский мистик Л.К.С. Мартен, Шлегель, Шеллинг, Гегель.

Фейербах изложил теософию Б. в «Истории новой философии» (1833). Энгельс называл Б. «предвестником грядущих философов». В Россию идеи Б. начали проникать с 17 в. через масонов. Н.М. Новиков печатает молитвы Б. Переводы книг Б. широко распространяются среди дворянства, тайных обществ, переписываются, издаются.

Особую популярность имел «Серафимский цветник или духовный экстракт из всех писаний Иакова Бема, собранный в весьма полезную ручную книжку, могущую в рассуждении великого таинства в завете соединения души с Богом возжигать сердце и ум к молитве…». В 19 в. благодарные земляки воздвигли в г. Гёрлиц памятник Б.

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/83533-1-72423-1.html

Якоб Беме

Якоб Бёме — великий мистический философ, один из самых выдающихся теософов средневековья, немецкий христианский мистик, провидец, родоначальник западной софиологии — учения о «Премудрости Божией».

В детстве он был обыкновенным пастухом, а после того, как в деревенской школе научился читать и писать, стал подмастерьем бедного сапожника в Герлице. Он был прирожденным ясновидящим самых чудесных способностей.

Без образования или знакомства с наукой он писал труды, которые, как теперь доказано, полны научных истин; но, как он сам говорил, то, о чем он писал, он «видел как будто в большой Глубине в Вечном».

Он обладал «полным представлением о вселенной как бы в хаосе», которое все же «время от…

Якоб Бёме — великий мистический философ, один из самых выдающихся теософов средневековья, немецкий христианский мистик, провидец, родоначальник западной софиологии — учения о «Премудрости Божией».

В детстве он был обыкновенным пастухом, а после того, как в деревенской школе научился читать и писать, стал подмастерьем бедного сапожника в Герлице. Он был прирожденным ясновидящим самых чудесных способностей.

Без образования или знакомства с наукой он писал труды, которые, как теперь доказано, полны научных истин; но, как он сам говорил, то, о чем он писал, он «видел как будто в большой Глубине в Вечном».

Он обладал «полным представлением о вселенной как бы в хаосе», которое все же «время от времени открывалось в нем, как в молодом растении».

Он был совершенным прирожденным Мистиком, и, несомненно, очень редкого склада, одной из тех тонких натур, материальная оболочка которых никоим образом не препятствует прямому — хотя бы только случайному — взаимодействию между умственным и духовным Эго. «Человек должен сознавать», он пишет, «что его знания не есть его собственные, но от Бога, который проявляет Идеи Мудрости в Душе Человека, в той мере, как он пожелает».

Как только один из списков «Авроры», первого сочинения этого нового немецкого пророка и реформатора, попался на глаза гёрлицкого обер-пастора, г-на Грегора Рихтера, Бёме был по решению городского совета почти сразу же заключен под стражу, а потом даже изгнан на какое-то время из своего города. И хотя впоследствии ему было разрешено вернуться, он, однако, должен был дать обещание не браться более за перо. Спустя шесть лет, несмотря на непрекращающуюся опасность со стороны ортодоксального протестантского духовенства он печатает (1618—1624) одно за другим свои главные произведения: «Описание трех принципов Божественной сущности» (1619), «О тройственной жизни человека» (1620), «О вочеловечивании Иисуса Христа» (1620), «De Signature Rerum, или О рождении и обозначении всех существ» (1622), «Mysterium Magnum, или Великое Таинство» (1623), «О выборе милости» (1623).

О смерти Бёме сохранилось следующее придание. Проболев недолгое время горячкой, он вскоре после полуночи позвал своего сына Товия и спросил его, слышит ли он прекрасную музыку, которая раздается вблизи? Сын ответил, что ничего не слышит.

Тогда Бёме, чтобы лучше слышать ее, велел отворить двери. Потом он спросил, который час. Ему сказали — пробило два. “Мой час еще не настал. Мой черед прийдет через три часа”.

Потом он молился, сделал некоторые распоряжения относительно рукописей и около 6 часов умер с улыбкой на лице, сказав: ”Nun fahre ich ins Paradies” (”Итак, я еду в Рай”). На могиле его друзья поставили крест с тремя символами Овца (veni), орел (vidi) и лев (vici).

Церковные фанатики уничтожили этот крест. В 1875 г. (300-летие рождения) состоялось торжественное открытие памятника Бёме.

Источник: https://www.livelib.ru/author/29334-yakob-beme

Якоб Бёме — Ключ

В начале 90-х годов русскоязычные читатели вновь увидели Аврору, репринт с издания 1914 года. Книга эта была первой, написанной немецким сапожником Бёменом в городе Гёрлице в 1612 году, в возрасте тридцати семи лет.

Язык произведения Карл Густав Юнг назвал «поэтическим косноязычием», что в принципе точно, и все же не совсем справедливо, поскольку нельзя критиковать того, кто описывает неописуемое. Для видений, открывшихся духу Якоба, не существовало выразительного языка, и ему пришлось изобретать язык самому.

Неоценимую помощь в этом оказал ему некто Бальтазар Вальтер, один из лучших учеников Парацельса, розенкрейцер и практикующий алхимик. Вальтер познакомился с Бёме в трудный для Якоба период. К моменту выхода из печати Авроры, место лютеранского Пастора в Гёрлице уже занял Грегори Рихтер, убежденный ортодокс и охотник за ведьмами.

Прочитав произведение Бёме, он объявил последнего еретиком и пообещал предать анафеме, если тот посмеет еще опубликовать нечто подобное. Такая угроза совсем не выглядела шуткой в то время, и Якоб принял решение более не вести никаких записей.

История Якоба Бёме напоминает историю Святого Павла (недаром Бёме часто цитирует его послания). В один прекрасный день к ученику сапожника пришел незнакомец, когда хозяин мастерской отсутствовал. Он купил пару ботинок за несуразную цену, названную Якобом из боязни навлечь гнев хозяина, и вышел из мастерской.

Посреди дороги он вдруг обернулся и громко позвал: «Якоб, Якоб, выходи!» Испуганный мальчик выскочил на улицу и подбежал к незнакомцу. Тот сказал ему: «Якоб, ты мал, но станешь велик, и превратишься в другого человека, которому будет дивиться Мир. Будь благочестив, бойся Бога и слушайся Его Слова.

Прилежно изучай Святое Писание, в котором найдешь утешение и добрый совет, ибо тебе предстоит перенести нужду, бедность и гонения, но ты устоишь, потому что любит тебя Бог и благоволит к тебе.

» После этой встречи у Якоба в течение семи дней были видения, он лицезрел Господа, Ангелов, и Сотворение мира, и жизнь его взаправду изменилась.

Бальтазар Вальтер, обучавшийся в эзотерических школах Сирии, Египта и Греции, дал Бёме основы алхимии и Каббалы, а также помог ему создать собственный выразительный язык, умело используя алхимические термины и символы, и, в итоге, убедил его начать писать снова.

Так, в течение короткого времени были созданы рукописи Mysterium Magnum, Значение Всех Вещей, Путь Христа, и некотороые другие, среди которых Ключ в прямом смысле являлся ключевой работой, проясняющей смысл остальных.

Тем не менее, к работам этим имели доступ только близкие друзья Якоба, и первая публикация их состоялась лишь после его смерти в 1624 году. Благодаря переводу Джона Спэрроу труды Бёме в 1650 году стали известны в Англии.

Эти произведения оказали столь сильное влияние на британских мистиков, что ими было организовано так называемое Филадельфийское Общество последователей Бёме, которое возглавила Джейн Лид (1620-1704), – женщина, часто называемая «Английским Бёме».

Основой для перевода послужило издание Адама МакЛейна из серии Magnum Opus Hermetic Sourceworks. Все библейские цитаты соответствуют каноническому тексту русской Библии; ссылки отсутствуют там, где их нет в оригинале.

  • Глеб Бутузов
  • Написно, что Человек Природы не получает ни каких-либо Даров От Духа, ни Тайны Царствия Божьего, это все Бессмыслица для него, и познать он этого не может: поэтому я предупреждаю Любителя Христианских Мистерий и увешщеваю его, если он изучит эти Высшие Писания, прочтет, исследует и поймет их, он не должен относиться к этому, как внешенему, а должен сделать это предметом сосредоточенных Размышлений и Медитаци; иначе он останется только на Почве внешнего Воображения, и получит не более чем фальшивую копию этих вещей.
  • При помощи одного только Человеческого Разума, без участия Божественного Света, не получится дойти до их Сути, это невозможно; каким бы острым и высокоразвитым не был Ум, он воспримет их не яснее, чем отсвет на Стекле.
  • Ибо Христос говорит, без меня вы ничего не сможете сделать, а он есть Свет Мира, и Жизнь для Человека.
  • Если некто стремится найти Божественное Основание, или же Откровение Божье, он прежде всего должен решить для себя, с какой Целью он хочет познать подобные Вещи; хочет ли он принести их в дар Славе Божьей и Благополучию Ближнего своего; или же он хочет погибнуть в Земном, следовать только своей собственной Воле, и жить в том, чего он так искал и желал, и стать одним Духом с этим.
  • Если же у кого нет Цели, ради которой он хочет, чтобы Бог открыл себя и свои Тайны ему, тому следует стать одним духом и одной Волей с ним, и полностью отдаться ему, и тогда Дух Божий сможет сделать то, что приятно ему, и исходит от него, и человек этот сможет стать его Знанием, Волей и Делами, а иначе он не готов к такому Знанию и Пониманию.
  • Есть многие, ищущие Тайн и скрытого Знания только ради того, чтобы быть уважаемыми и высоко ценимыми в Миру, и иметь свою выгоду и прибыль; но они не доберутся до этой Основы, в которой Дух видит все Вещи, как написано, даже самые глубокие Божественные Вещи.
  • Это должна быть Воля полного отречения, в которой сам Бог ищет и трудится, и которая постоянно проникает в Бога в Унижении отречения и податливости, не ища ничего, кроме его Вечной Родины, и этим Служа Ближнему, и тогда чеолвек сможет достигнуть; начинать же следует с подлинного Раскаяния и Исправления, с Молитвы, и тогда Понимание сможет открыться изнутри; а внутреннее сможет проявиться снаружи.
  • Но когда он читает такие Писания и не понимает написанного, он не должен сразу же отбросить их прочь, и решить, что этого понять невозможно; нет, он должен обратить свой Ум к Богу, умоляя его о Милости и Понимании, и читать вновь, и тогда он увидит больше в этих [писаниях], пока Воля Божья сама не приведет его к самым Глубинам, то есть к надприродному и сверхчувственному Основанию, или к Вечному Единству Бога; там человек услышит непроизносимое и подлинное Слово Божье, которое вернет его вновь вовне с помощью Божественной Эманации, к самой неподатливой и зловредной Земной Материи, а затем назад вовнутрь, к Богу; и тогда Дух Божий проверит все Вещи собой и через себя, и тогда человек правильно познает, и ведет его Господь.
  • Поскольку все Любящие их [эти Вещи] желают получить Clavis, или Ключ к моим Писаниям, я готов с радостью дать им его, для чего я сделал краткое Описание Основания тех необычных Слов, часть из которых взята из Природы и Разума, а часть принадлежит выдающимся Мастерам, и каковые я использовал согласно Разумения, и нашел их хорошими и подходящими.
Читайте также:  Мишель Де Монтень - гуманизм эпохи Возрождения и возвращение к античности

Источник: https://libking.ru/books/religion-/religion-esoterics/176163-yakob-beme-klyuch.html

Бёме, Якоб — это… Что такое Бёме, Якоб?

Я́коб Бёме (нем. Jakob Böhme; 8 марта 1575, Альт-Зайденберг, Саксония — 18 ноября 1624, Гёрлиц, Саксония) — немецкий христианский мистик, провидец, теософ.[1][2]

Биография

Ранние годы

Якоб Бёме родился в Альтзайденберге, близ Гёрлица в 1575 г., умер 24 ноября 1624 г. в Лаузитце.

В процессе своего самообразования, изучая помимо Лютеровской Библии и немецких мистиков также труды одного из величайших ученых Средневековья, швейцарского алхимика Теофраста Парацельса (1493—1541), Бёме — исключительно самостоятельно — приобрел большой объём натурфилософских и религиозно-мистических знаний. Будучи по своему социальному положению владельцем сапожной мастерской, Я.Бёме обладал настолько глубоким оригинальным умом, что, не имея «специального» образования, явился, тем не менее, тем провозвестником и основателем философии Нового времени, которого, по замечанию Гегеля, «нам не следует стыдиться». Ибо пример Бёме ясно показывает, что стыдиться следует не сапожника, который был Философом, но, скорее философов, которые оказались сапожниками[3].

Активный период жизни

Дом Бёме

Известное «видение», случившееся с ним на 25-м году жизни (1600), благодаря которому он смог «проникнуть в сокровенные глубины природы» (подробнее см. Вер Г. «Якоб Бёме, сам свидетельствующий о своей жизни» — Челябинск, 1998), явилось для него как указание свыше, определив, по его собственному признанию, все последующие направления его мысли. Но только через двенадцать лет, в 1612 году, он впервые отважился открыть свое божественное знание людям, написав «Утреннюю зарю в восхождении», свое первое произведение, изданное, как было выше замечено, лишь в рукописном виде и которое впоследствии, уже после смерти Бёме, по совету издателя и верного последователя его учения, доктора Балтазара Вальтера, было названо также «Aurora» — «корень, или мать, Философии, астрологии и теологии на верном основании»[3].

Прозванный современниками «тевтонским философом» (в те времена мистицизм не без основания называли «тевтонской философией»), Якоб Бёме, подобно Лютеру, считал, что спасение человека возможно не внешними добрыми делами, и даже не внешним содействием Бога, но только внутреннейшей верою сердца.

Ибо без внутреннего, духовного перерождения (метанойа) верой благие дела не имеют никакого значения.

Не абстрактная схоластическая ученость и тем более не внешняя власть людского авторитета, но лишь возрождение внутреннего человека способно на восстановление того вечного Начала, которое, согласно Бёме, было когда-то утрачено человеческим родом[3].

Он был убежден, верно замечает в своем замечательном этюде о Бёме Николай Бердяев, что христианство искажено учеными и богословами, папами и кардиналами. «Кто подменил, — пишет Бёме, — истинное, чистое, учение Христово и всегда и везде нападал на него? Ученые, папы, кардиналы, епископы и именитые люди.

Почему мир следовал за ними? Потому что у них был важный, напыщенный вид и они величались перед миром: такой безумной блудницей стала поврежденная человеческая Природа/ Кто вымел в немецкой земле из Церкви сребролюбие папы, его нечестие, мошенничество и обман? Бедный, презираемый монах.

Какой властью или силою? Властью Бога Отца и силою Бога Духа Святого»[4].

Однако к 1612 году, к моменту написания «Авроры», для Бёме стало уже вполне очевидно, что «поврежденная человеческая Природа» не в состоянии внутренне возродиться, особенно в условиях нарождающейся протестантской ортодоксии, к тому времени духовно иссякшего, «послеконкордийного» (1577) христианства… «Что остается еще скрытым? Истинное учение Христа? — полемически восклицает Беме. — Нет, но Философия и глубокая основа Божия, небесное блаженство, откровение о сотворении ангелов, откровение о мерзостном падении дьявола, откуда происходит зло, сотворение мира сего, глубокая основа и тайна человека и всех тварей в сем мире, последний суд и изменение мира сего, тайна воскресения мертвых и вечной жизни»[5].

Зрелый период

Могила

Как только один из списков «Авроры», первого сочинения этого нового немецкого пророка и реформатора, попался на глаза гёрлицкого обер-пастора, г-на Грегора Рихтера, Бёме был по решению городского совета почти сразу же заключен под стражу, а потом даже изгнан на какое-то время из своего города. И хотя впоследствии ему было разрешено вернуться, он, однако, должен был дать обещание не браться более за перо. Спустя шесть лет, несмотря на непрекращающуюся опасность со стороны ортодоксального протестантского духовенства он печатает (1618—1624) одно за другим свои главные произведения: «Описание трех принципов Божественной сущности» (1619), «О тройственной жизни человека» (1620), «О вочеловечивании Иисуса Христа» (1620), «De Signature Rerum, или О рождении и обозначении всех существ» (1622), «Mysterium Magnum, или Великое Таинство» (1623), «О выборе милости» (1623)[3].

Таким образом, Бёме не оставил своего внутреннего призвания быть новым немецким пророком Великой Реформации, начатой когда-то Лютером, и оставался ему верен до самой смерти.

В мае 1624 года, после очередных нападок со стороны влиятельного обер-пастора, Бёме откликнулся на дружеское приглашение саксонского курфюста посетить Дрезденский двор, при котором, наконец, обретает высоких покровителей своего дела.

«Достаточно лишь зайти в книжные лавки Дрездена, — радостно сообщает он своим друзьям, — чтобы увидеть свидетельства новой Реформации, которая в богословском аспекте соответствует сделанным мной описаниям». Но радость продолжалась недолго. Уже в августе того же года он заболел и 17 ноября, в возрасте 49 лет, скончался[3].

Наследие

Идеи Якоба Бёме оказали влияние на развитие философии (Христиан фон Розенрот, Иоганн Гаман, Гегель, Фридрих Шеллинг, Николай Бердяев, Владимир Соловьев, Семён Франк и др.).[6]

Продолжателями Бёме в мистическом смысле можно считать многочисленные сообщества, такие как Религиозное Общество Товарищей (Religious Society of Friends), Филадельфийское общество (Philadelphians), сообщество Гихтеля, который был его учеником, розенкрейцеров XVII—XVIII веков (в России называвшихся мартинистами), мартинезистов, включая Сен-Мартена, и многих представителей христианской теософии (Георга фон Веллинга, Пордеча, Гихтеля, Масона, Арндта).

Наследие Бёме в России

Распространение идей Беме началось в России с приездом в Москву Квирина Кульмана, который считал себя учеником Беме. Его проповеди были популярны в народе, но 4 октября 1689 года Кульман был сожжен на костре по распоряжению Софьи, сестры Петра I. Несмотря на это, часть его проповедей была записана и имела хождение в народе вплоть до конца XIX века, и были известны как «речи св. Бема».

Впоследствии все труды Якоба Бёме (22 тома) были переведены на русский язык С. И. Гамалеей, но из-за борьбы с масонством, начатой Екатериной II после французской революции, типографская компания Н. И. Новикова была закрыта.

Некоторые книги все же увидели свет, а остальные распространялись в среде масонов в рукописных списках.

Впоследствии именно с такого списка, хранившегося в архивах русских масонов, была напечатана и издана книга Бёме «Истинная психология, или Сорок вопросов о душе».

В словаре Брокгауза и Ефрона так написано об влиянии произведений Бёме на христианско-философскую мысль России: «В России идеи Беме проникли в конце XVII века, когда в Москву приехал последователь Беме — Квирин Кульман, сожженный там по проискам лютеранского духовенства. Несомненно, что под влиянием этого именно Кульмана появились в конце XVII в.

славяно-русские переводы сочинений Б., которые нашли такое сочувствие у наших предков, что в заглавии их было надписано: „иже во святых отца нашего Иакова Бемена“. Причина столь сильного влияния Б. на русских и сближения сочинений его с творениями св.

Отцов заключалась без сомнения в том, что помимо догматических положений, сбивчивых и чуждых православному мировоззрению), у Б. встречается очень много молитв, которые сильнее всего могут действовать на дух неофитов. Сохранилось известие, что рукописные переводы конца XVII в. содержали в себе именно молитвы, извлеченные из сочинений Б.

, и что некоторые из этих молитв впоследствии были тайно напечатаны Н. И. Новиковым для практического употребления в мистических обществах. В 80-х годах XVIII в., сочинения Б. пользовались у нас огромной популярностью, многими были переводимы на русский язык, ещё более списываемы и переписываемы. Профессор И. Г.

 Шварц, имевший столь сильное влияние на даровитейших людей того времени, положил идеи Б. в основу своих лекций, читанных им на дому, и эти же идеи проводил он и в своей общественной деятельности. Другим влиятельным распространителем идей Б. был С. И. Гамалей, правитель канцелярии московского главнокомандующего. Из „Писем С. И. Гамалеи“ (2 изд. 3 ч., М.

, 1836-39), которые он по разным случаям писал к многочисленным друзьям и почитателям своим, и которые пользовались таким уважением, что их называли „пастырскими посланиями“, можно заключить, что он перевел почти все сочинения Б., но переводы эти оставались в рукописях.

Не меньшим уважением пользовался Б. у русских мистиков начала XIX столетия, которые считали его одним из ангелов, описанных в Апокалипсисе. Но несмотря на влияние и распространенность сочинений Б., в печати их появилось весьма немного. В конце XVIII в. была издана „Форма исповедания, взятая из творений Якова Бема, перев. с немец.“ (М.

, без обозначения года), а в начале XIX столетия — „Christosophia или Путь ко Христу, в девяти книгах, творение Иакова Бема, прозванного тевтоническим философом“ (Спб., 1815). Последняя книга есть ни что иное, как сборник 9 отдельных сочинений Бёме, составленный заграницей и переведенный на русский язык.

К русскому переводу приложены 4 символические картины, заимствованный из издания Гихтеля (Амстерд., 1682), и присоединено любопытное предисловие издателя, в котором содержится отчетливо составленная биография Б., хронологической перечень всех его сочинений и сведения о всех переводах его сочинений, сделанных до того времени на разные иностранные языки.

Предисловие это подписано буквами У. М.; это — обыкновенный шифр А. Ф. Лабзина, который и был переводчиком этой книги.

Кроме того, в различных сборниках философско-мистических сочинений, во множестве издававшихся в конце прошлого и вначале настоящего столетия, можно встретить иногда отдельные сочинения Б., по-видимому из запаса вышеуказанных старинных переводов. Так, в сборнике: „Избранное чтение для любителей истинной философии“ (6 ч., Спб.

, 1819-20) во второй книжки помещено соч. Б. „О покаянии“. Можно думать, что и в другие подобные сборники вошли некоторые из старых переводов Б., тем более, что и здесь названная статья напечатана без имени автора. Ср. „Русские переводы Якова Бема“ (Библиографические записки», 1858 г., стр. 129 и сл.), здесь же описан рукописный сборник афоризмов Б.

, относящиеся к 1794 г.

и озаглавленный: «Серафимский цветник или духовный экстракт из всех писаний Иакова Бема, собранный в весьма полезную ручную книжку, могущую в рассуждении великого таинства в завете соединения души с Богом возжигать сердце и ум к молитве, воздыханию, благоговению и возбуждать к горячности посредством непрестанного воспоминания, поощрения и упражнения в новом рождении».[7]

О Якобе Бёме

Из Божественного Ничто, из Ungrund’a в вечности реализуется Бог, Бог Троичный; Бог Троичный творит мир. Это значит, что в вечности существует теогонический процесс, богорождение. Самое время и история есть внутреннее содержание божественной драмы в вечности.

Это гениальнее всего раскрывает Бёме. И менее всего это означает пантеизм. Наибольшую трудность для рационального метафизического и теологического истолковывают представляет мистический гнозис Якоба Бёме, величайшего из мистиков гностического типа всех времен. Гнозис Я.

Бёме выражается не в понятиях, а в мифах и символах. Бёме визионер. Он живёт в духовном мире, и то, что он там видит, непереводимо на язык мира объективированного. Ему открывается то, что лежит глубже того мира объектов, с которым имеет дело интеллект со своими понятиями.

Бёме преодолевает границы греческой мысли, греческий интеллектуализм и интеллектуалистическую онтологию. Ungrund глубже Бога. В видении Бёме раскрывается огненность и динамичность глубины бытия, вернее, глубины большей, чем само бытие. Бёме близок к Гераклиту в греческой мысли, но он есть разрыв с античной философией.

Им вносится динамический принцип. Бёме пытается раскрыть тайну генезиса, процесса теогонического, космогонического и антропогонического. Но в германской метафизике видение Беме было настолько рационализировано и изменено, что приобрело уже совсем не христианский характер, чего у самого Бёме не было.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/78812

Ссылка на основную публикацию