В ГБП ОУ «Тверской политехнический колледж» функционирует социально — психологическая служба, основная цель которой содействовать оптимальному протеканию образовательного процесса.
Общие положения
- Социально – психологическая служба колледжа является одним из структурных подразделений колледжа и создана для оказания комплексной психологической, педагогической и социальной помощи студентам, консультативной помощи всем участникам учебного процесса: администрации, педагогам, родителям по вопросам воспитания, обучения и развития студентов. Она содействует охране прав личности и гармонизации социальной сферы колледжа.
- Социально – психологическая служба предназначена для координации усилий специалистов колледжа в обеспечении прогрессивного психического развития студентов, развития их способностей, склонностей, профилактике возможных отклонений в процессе получения образования.
- Работа социально – психологической службы строится на трех аспектах:
- научный — служба является теоретико – прикладным направлением возрастной психологии, изучающим закономерности формирования личности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки, а также применение определенных способов, средств и методов воздействия для целенаправленного формирования необходимых специалисту качеств, сообщения ему социально –психологических знаний.
- прикладной – психологическое обеспечение процесса обучения, подготовки специалиста, организации воспитательного процесса, включая и рекомендации по составлению учебных программ, планов, созданию методических разработок, использованию дидактического материала.
- практический – непосредственная работа психолога со студентами, преподавателями, родителями по решению конкретных проблем, применение профессионально грамотно известных и апробированных социальных и психологических методик исследования с учетом специфики учебного заведения, контингента студентов в колледже.
- Деятельность социально – психологической службы строится на строгом соблюдении Закона Российской Федерации «Об образовании», других международных и российских актов по обеспечению прав студентов, нормативными документами, регулирующими вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся и их социальной защиты, Уставом колледжа и настоящим Положением.
Цели Службы:
- Содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, обеспечивающей социально — психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса;
- Содействие в приобретении студентами психологических знаний, умений, навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
- Оказание помощи студентам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
- Содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании студентов, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Задачи Службы:
- Формирование единой образовательной политики колледжа, направленной на комплексное решение проблем социально – психологической помощи студентам, их семьям, содействие полноценному личностному и социальному развитию молодежи.
- Психологический анализ социальной ситуации развития в учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
- Максимальная реализация в работе педагогического коллектива возрастных возможностей и резервов развития молодежи.
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию студентов. Преодоление и профилактика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии студентов. Профилактика опасных зависимостей.
- Формирование у студентов способности к самоопределению и саморазвитию.
- Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в учреждении.
- Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям студентов.
- Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и развитии обучающихся.
- Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий.
Порядок организации деятельности службы.
Планирование работы Службы осуществляется исходя из целей обучения и профессиональной подготовки студентов, выявленных потребностей студентов и ресурсов колледжа, а также на основе анализа работы Службы за предыдущий период.
Организация деятельности Службы: профессиональная деятельность психологической службы осуществляется в парадигме сопровождения, т.е. ориентирована не на объект, а на работу с объектом (с мышлением, установками, отношениями, чувствами и т.п.).
Это особенно важно потому, что ничто не может быть изменено во внутреннем мире человека помимо его собственной воли, собственного желания. Психолог не воздействует своими специфическими способами и приемами, а взаимодействует, определяя различные пути решения тех или иных проблем.
Психологическое сопровождение осуществляется преимущественно педагогическими средствами, через педагога и традиционные формы учебного и воспитательного взаимодействия.
Содержание психологической работы и основные направления деятельности
Социально – психологическая служба колледжа функционирует как целостная система практического направления, основными видами деятельности которой являются:
- Оказание человеку помощи через сообщение ему объективной психологической информации – психодиагностическое направление деятельности психолога. Особенность этого вида помощи состоит в том, что психолог несет ответственность за достоверность информации и форму ее сообщения. Человек же сам выбирает отношение к этой информации и сам принимает решение о ее использовании.
- Психологическая коррекция предполагает организованное воздействие на человека с целью изменения показателей его активности и соответствие с возрастной нормой психического развития.
- Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.
- Психотерапия как вид психологической помощи предполагает активное воздействие на личность клиента, с целью восстановления или реконструкции его психической реальности.Если в консультировании ответственность за результаты, связанные с изменением продуктивности личности, распределяются между психологом и клиентом, то в психотерапии, особенно на первых ее этапах, большую ответственность за реконструкцию личности клиента несет психолог.
- Психопросвещение как форма практической профессиональной деятельности психолога ориентировано на создание условий для активного использования и присвоения студентами социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.
- Профориентационная работа. Задача – работа со студентами и абитуриентами колледжа с целью определения профессиональной пригодности и психологической готовности к получению специальности, продолжению обучения, оценки сформированности профессионально важных качеств у выпускников колледжа и содействие их трудоустройству.
- Методическая работа. Задача — помощь в организации работы методических объединений преподавателей, кураторов групп в формировании современной методической базы учебного процесса с точки зрения обеспечения психологической целесообразности ее применения.
- Социально – диспетчерская деятельность. Задача – обеспечение студентов, их родителей, педагогов, администрации колледжа социально – психологической информацией о различных службах, оказывающих профессиональные услуги в городе и области.
- Таким образом, социально-психологическая работа представляет собой сложно организованный процесс, в который включены все формы, все направления практической деятельности в четкой, логически и концептуально оправданной последовательности.
- Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса подразумевает тесное сотрудничество педагогов-психологов с лечебными учреждениями (наркодиспансер, психоневрологический диспансер, психиатрическая больница), Факультетом психологии и социальной работы ТвГУ, центром социальной защиты, структурными подразделениями образовательного учреждения.
- Общее руководство и координацию деятельности Службы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Родионова Ирина Юрьевна.
- В состав СПС входят:
Заместитель директора по УВР: Родионова Ирина Юрьевна
Педагог-психолог: Семенова Надежда Васильевна
Социальный педагог:Цветкова Марина Николаевна
Служба имеет право:
- Реализовывать полноту функций, возложенных на социально – психологическую службу в рамках настоящего Положения и Положений о специалистах.
- По согласованию с администрацией колледжа формировать и осуществлять программу развития социально – психологических услуг для студентов, родителей, педагогов, кураторов, администрации колледжа, избирать пути достижения целей и задач, оговоренных в Положении о службе, выбирать формы и методы работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ.
- Выполнять только те распоряжения органов управления образованием, администрации колледжа, которые не противоречат профессионально –этическим принципам и задачам работы службы и могут быть выполнены на основании имеющихся у ее специалистов профессиональных умений и средств.
- Знакомиться с необходимой документацией.
- Обращаться с запросами в медицинские учреждения, а также по вопросам защиты прав молодежи и студентов в соответствующие учреждения и ведомства.
- Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно – популярных изданиях.
Ответственность службы.
Специалисты социально – психологической службы несут ответственность за:
- Адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность выдаваемых рекомендаций.
- Сохранение документации службы, оформление их в установленном порядке.
- Сохранение профессиональной тайны, нераспространение сведений, полученных в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта развивающей работы и может нанести ущерб человеку или его окружению.
- Неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Уважаемые студенты, родители (законные представители) и педагогические работники колледжа!
Вы можете обратиться в социально- психологическую службу по следующим вопросам:
- Проблемы адаптации.
- Неуверенность в себе.
- Межличностные отношения (с друзьями, с преподавателями, с противоположным полом и т.д.).
- Семейные проблемы, взаимоотношения с родителями (детьми).
- Вопросы самопознания и личностного роста.
- Психологическая поддержка в период подготовки к экзаменам.
- Преодоление стресса, релаксация.
- Конфликтные ситуации и многое другое.
Социально-психологическая служба находится в корпусе № 1 (каб.15) и в корпусе № 2 (каб Соц. педагога), а также Вы можете обратиться с помощью формы, приведенной ниже.
Источник: https://www.tpk-tver.ru/studentam-i-obuchyushchimsya/sotsialno-psikhologicheskaya-sluzhba.html
Социальная психология
Социальная психология – раздел психологической науки, изучающий взаимосвязи поведения и психологического состояния человека и его социальной принадлежности, а также психологические характеристики больших и малых социальных групп. Развитие личности во многом обусловлено социальным окружением.
Некоторые психологи даже определяют социальный фактор в становлении личности как доминирующий. Каждый человек входит в различные социальные общности, которые влияют на него, в то время как он оказывает влияние на них.
Социальная психология, как и прочие виды наук, имеет теоретическую, эмпирическую и практическую составляющие.
Задачи социальной психологии
Вот некоторые задачи современной социальной психологии:
- исследование феномена человеческого взаимодействия;
- психические явления, свойственные большой или малой группе людей;
- описание социальных групп с психологической точки зрения;
- исследование механизмов соц.воздействия на индивидуума;
- формирование теоретической и практической базы для гармонизации отношений между людьми в группах (малых и больших);
- поиск инструментов воздействия на массовое сознание.
Разделы социальной психологии
Условно социальную психологию можно поделить на такие крупные разделы:
- Социальная психология групп;
- Социальная психология общения;
- Социальная психология личности.
Социальная психология возникла из философии, общей психологии и социологии.
Отправной точкой в развитии современной социальной психологии стали публикации в 1908 г двух работ: «Введение в социальную психологию» Мак Дугалла и «Социальная психология» Росса.
На сегодняшний день психология имеет множество прикладных направлений.
Социальная психология сегодня состоит из многих разделов, различных по объекту исследования:
- организационная психология – применяется для процессов менеджмента (отбора, обучения, мотивации персонала);
- политическая психология – находится на стыке психологии, социологии и политологии, занимается выявлением закономерностей политических взглядов, предпочтений, активности населения;
- психология восприятия – ищет закономерности субъективного восприятия объективных предметов окружающего мира;
- историческая психология имеет предметом изучения психологические особенности личности и общества в зависимости от исторической эпохи;
- семейная психология – изучает влияние семьи на личность, ищет способы гармонизировать семейные отношения;
- этнопсихология – одновременно относится к психологии и антропологии, изучая особенности людей в зависимости от их этноса;
- гендерная психология – отыскивает различия в психологии человека в зависимости от его половой принадлежности.
Имена в социальной психологии
Габриэль Тард (1843-1904 гг, Франция) – имитация, подражание есть основной механизм взаимодействия в обществе. Люди копируют нормы поведения друг друга, это и служит «цементом» сохранения общества. Лишь немногие независимые личности способны изменить манеру поведения, либо меняя таким образом общество, либо становясь его изгоями.
Гюстав Лебон (1841-1931 гг, Франция) – писал о наступлении «эры масс», о снижении интеллекта, ответственности и способности к анализу ситуации у человека в толпе. По сути, весь 20 век стал доказательством верности его догадок – революция в России, приход Гитлера к власти. Работа Лебона «Психология народов и масс» была настольной книгой Ульянова-Ленина.
Уильям МакДугалл (1871-1938 гг, Великобритания-США) – ввел термин «социальная психология», определил 12 инстинктов социального поведения индивидуума, стал создателем «гормической психологии».
Эдвард Олдсворт Росс (1866-1951, США) – видел источники социального поведения в группе, а не особенностях индивида. Указывал на наличие социальных течений.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг, Франция) – один из основоположников социологии. Изучал феномен суицида. Ввел термин «коллективное сознание», указал на то, что действия индивида определены коллективным сознанием. Базой общества определял его социальные ценности.
Вальтер Мёде (1888-1958 гг, Германия) – исследователь в области п. труда, производственной п. Описал феномен влияния группы на деятельность: монотонный труд эффективнее в присутствии других людей, творческий – в их отсутствие, и т.п.
Гордон Олпорт (1897-1967 гг, США) – считал, что социум в большей мере определяет формирование личности, нежели врожденные данные человека. Для доказательства своих теорий проводил экспериментальные исследования.
Якоб Леви Морено (1889-1974 гг, Румыния-США) внес в социальную психологию значительный вклад, разработав метод социометрии, прием психодрамы для разрешения конфликтов и принципы групповой психотерапии.
Современая социальная психология сегодня
На сегодняшний день социальная психология – один из наиболее интересных и востребованных разделов психологии. Ежегодно публикуется множество работ по этой теме, рассчитанных как на научное сообщество, так и на широкий круг читателей.
Книги по социальной психологии становятся бестселлерами. Примеры: книга Дж.Грея «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» или «Поступай как женщина, думай как мужчина» С.
Харли, описывающие особенности гендерной психологии, «Люди, которые играют в игры» Эрика Берна и прочие.
Выводы соц. психологии активно используются на практике. Например, психология толпы применяется при постройке стадионов, станций метро – учитываются выводы психологов о том, как люди могут вести себя в экстренной ситуации.
Без знания политической психологии невозможно построение ни одной избирательной компании. С нюансами этнопсихологии вынуждены сейчас разбираться политики европейских стран.
Ну а о практической пользе психологии рекламы знают абсолютно все.
Факторы разрушения любви и дружбы
На протяжении всей жизни мы зависим друг от друга, и потому отношения с окружающими оказываются в центре нашего существования. Для каждого из нас все начинается с взаимного влечения совершенно…. Читать далее….
Источник: https://urologia.msk.ru/main/psixologiya/socialnaya-psixologiya
Что такое Социальная психология? Социальная психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме), психические явления, происходящие во время взаимодействия различных групп людей.
То есть она исследует закономерности поведения людей, входящие в состав различных групп, их мысли друг о друге, как они влияют друг на друга при этом, как относятся друг к другу. Данное направление появилось в середине XIX века.
До этого она была представлена только, как социальная философия.
Уникальность данного направления состоит в том, что она находится между социологией и психологией. Её нельзя отнести ни к одному из этих направлений. Она скорей является объединяющей.
Дело в том, что психология рассматривает больше внутриличностные аспекты и социальные ситуации, социология — внеличностные и социальные процессы, которые определяют поведения человека.
Объектом изучения социальной психологии являются, как внутриличностные, так и внеличностные аспекты.
Большую часть своей жизни человек проводит в социуме среди других людей, объединяясь с ними в различные группы: семья, рабочий коллектив, друзья, спортивные секции и т.д.
При этом эти группы вступают во взаимодействие с другими группами людей, как малыми, так и большими.
Понимание того, как происходит данное взаимодействие важно для решения семейных и национальных конфликтов, в системе управления людьми и т.д.
При этом под группой понимают нескольких людей, объединённых одним действием. Например, если люди стали свидетелями аварии и собрались, чтобы посмотреть, то такое скопление людей не считается группой. Если же они при этом стали помогать участникам аварии, то они образовали временную группу, объединённую одним действием.
Группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности.
В связи с этим социальная психология делит группы на следующие категории:
- Первичные группы (семья), в которые человек приходит в первую очередь и вторичные группы (рабочий коллектив), куда человек приходит после первичных групп.
- Большие группы (нации, народы) и малые группы (семья, друзья).
- Формальные и неформальные. Формальная структура создаётся для выполнения официальных задач. Неформальные связи возникают спонтанно по мере взаимодействия индивидов.
Группы выполняют 4 функции:
- Социализация — процесс включения личности в определённую социальную среду и усвоение её норм и ценностей. Так семья служит для обретения определённых навыков жизни в социальной среде.
- Инструментальная — осуществление той или иной совместной деятельности людей. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
- Экспрессивная — удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют обычно первичные неформальные группы.
- Поддерживающая — Объединение людей в группы во время трудных ситуаций. Как показали эксперименты, перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу.
На свойства групп влияют размер и численность. Некоторые социологи считают, что группа начинается с объединения 2 человек, но ряд учёных утверждают, что минимальный состав группы — 3 человека.
Это связано с хрупкостью диады. В триаде происходит уже взаимодействие в двух направлениях, что делает структуру более прочной. Максимальный размер малой группы — 10 человек.
Как правило, в социальной психологии термин малая группа и первичная группа равнозначен.
Структура группы зависит от её целей, а также на неё влияют социально-демографические, социальные и психологические факторы. Они могут вызвать распад группы на несколько меньших групп.
Очень большое внимание социальная психология уделяет психологической совместимости в группах, так как её членам приходится вступать в контакт между собой. И здесь возможны столкновения и недоразумения. А возможно и создание целостной группы.
Учёные выявили 4 типа коммуникативного поведения:
- Люди, стремящиеся к лидерству, старающиеся подчинить себе других людей для выполнения поставленной задачи.
- Люди, стремящиеся выполнить задачу в одиночку.
- Люди, приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других.
- Коллективисты, которые стремятся выполнит поставленную задачу совместными усилиями.
Поэтому одной из важных задач является выстраивание взаимоотношений между этими группами людей в коллективе.
Социальные психологи исследуют эффективность принятия индивидуальных и групповых решений. При выработке групповых решений социологи также заметили разделение людей на 5 категорий:
- Индивиды склонны говорить больше, чем другие.
- Индивиды с высоким статусом оказывают большее влияние на решение, чем индивиды с низким статусом.
- Группы часто тратят значительную долю времени на устранение межличностных разногласий.
- Группы могут упустить из виду свою цель и отделаться несообразными выводами.
- Члены группы часто испытывают исключительно сильное давление, побуждающее их к конформности.
В последнее время социологи стали уделять большое внимание вопросам руководства и лидерства, отметив их различие. Они выделили 3 типа лидерства:
- Автократический. Лидер принимает решения единолично, определяя всю деятельность подчинённых и не давая им возможности проявить инициативу.
- Демократический. Лидер вовлекает подчинённых в процесс принятия решений на основе групповой дискуссии, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все полномочия по принятию решений.
- Свободный. Лидер избегает какого-либо собственного участия в принятии решений, предоставляя подчинённым полную свободу принимать решения самостоятельно.
Таким образом, можно увидеть всю важность научных исследований в области социальной психологии, важность практического использования этих знаний в повседневной жизни людей.
Посмотрите фото женщин советского времени: носить было особо нечего, краситься было нечем (оранжевая, красная, розовая помада, голубые тени — вот и все оттенки), один блонд на всех, «химия» на волосах. Кажется, что все должны быть как из инкубатора, а нет: лица разные, не перепутать! Минимум средств —… Читать дальше
Как много сейчас инста-кумиров учат, как надо жить. Учат, признаться, громко сказано, им, впрочем, на всех по…, и этим самым они так яро демонстрируют свой образ жизни и мысли, свои убеждения. Как хитро получается, никто никого ничему не учит, а просто показывает свою суть, своё внутреннее естество… Читать дальше
«В будущем будет создана такая форма контроля над обществом, аналога которому не знает история… бесчисленное множество людей, равных и одинаковых, будут жить в постоянной погоне за всё новыми и новыми удовольствиями. Они полностью подчиняются той силе, которая эти удовольствия поставляет. И сила этой… Читать дальше
Американцы стремятся к самостоятельности и в этом весьма преуспели. Для гражданина США является нормой ни от кого не зависеть и самостоятельно решать свои проблемы. Также американцы умеют видеть причину своих проблем в себе. Тот, кто пока не научился самостоятельности, хочет… Читать дальше
Спасибо, за интерес к теме «что такое Социальная психология»!
Источник: https://samopoznanie.ru/schools/socialnaya_psihologiya/
Социальная психология: задачи и функции
Современное общество глобально трансформируется, это прежде всего касается социальной реальности. Меняется подход к определению задач, которые решают социальные науки.
Изменились и профессиональные задачи социальной психологии, особенно в области практических исследований.
Социально-психологические знания всегда отличались тем, что были включены в социальные и политические проблемы общества.
Аспекты развития социальной психологии
Российские исследователи выделяют два основных аспекта:
- обозначение принципиально новых задач во взаимосвязи науки и общества;
- определение конкретных вопросов поиска новых областей и приемов исследований.
Исследователи ищут ответ на вопрос о том, как меняются взаимоотношения между социальной психологией и обществом в период радикального трансформирования.
Человек должен осмысливать более широкий круг проблем, проводить сравнительный анализ того, как решаются эти проблемы в обществах разных структур.
Профессиональная наука должна дополнить информирование жизненно важных сторон человека, вследствие этого вполне возможны поведенческие изменения. Прежние модели поведения могут быть модифицированы, поскольку появляется множество альтернативных действий.
Человек должен справиться с новой социальной ситуацией и научиться жить в ней. Идея совладания с ситуацией становится основной проблемой, касающейся практического существования человека в современном мире. Здесь четко прослеживается связь между фундаментальной наукой и практикой.
Замечание 1
Взаимоотношения теории и практики можно определить как задачу достраивания социально-психологического знания с уточнением предмета, разработкой теорий и методологии.
Анализ современных реалий показывает, что запросы практического характера опережают развитие теоретической базы в соц. психологии.
Это касается областей производства, управленческой сферы, воспитания, деятельности СМИ, спорта, сферы обслуживания и др.
Стало быть, для социальной психологии первостепенным становится решение задач, связанных с разработкой рекомендаций, которые основаны на результатах прикладных исследований.
Второй аспект касается поиска новых стратегических решений социально-психологических исследований, разработки инструментария.
Усиливается акцент на качественные методики, которые позволяют наиболее полно фиксировать эмоциональные реакции респондента по отношению к социальному объекту.
Идет разработка новых критериев и требований к составлению опросных листов, которые обеспечивали бы минимальный набор понятий, задаваемый респонденту, и контуры описания объекта, явления, события, чтобы интерпретация социального мира была субъективизирована.
Все большее значение приобретает поиск стратегий воздействия: средств и методов практической социальной психологии, которая демонстрирует свои возможности в меняющемся социальном контексте.
Исследователи пытаются расширить поле деятельности и приумножить типы профессиональной работы. Различные формы консультирования и тренинга предполагают обязательный учет социального контекста, специфики типа социального общества, отраженный в рекомендациях.
Задачи социальной психологии
Если обобщать подходы отечественных и зарубежных ученых, можно выделить задачи, которые решает социальная психология в мире:
- социально-экономические явления и процессы должны быть изучены и осмыслены, определены их сущность, содержание, формы проявления, закономерности;
- углубленные исследования социально-психологических явлений во взаимодействии с другими науками должны быть продолжены;
- необходимо установление связей с представителями других наук с целью разъяснения своих позиций при исследованиях в области социальной психологии;
- следует пересмотреть социально-психологические проблемы в связи с изменением социальных условий;
- необходимо исследование новых явлений этнического, экономического, классового, политического характера;
- следует отслеживать изменения, происходящие в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;
- в условиях реформирования общества необходим подробный анализ возрастания роли социальной психологии;
- взаимосвязь теории и практики в социальной психологии;
- взаимосвязь отечественной соц. психологии с направлениями социальной психологии зарубежных стран.
А также социальная психология должна оказать помощь в изучении механизмов преступного, асоциального поведения, явлений массовых протестов, захвата заложников и их освобождения и т.д. Общество определяет проблемы социальной психологии, главная задача психологов влиять на эти проблемы.
Функции социальной психологии
Исходя из задач, можно выделить функции социальной психологии:
- Теоретико-методологическая функция. Определение принципов, методов, путей познания социальной психологии. Выявление сущности исследуемых явлений и процессов, их возникновение, развитие и проявление. Формирование концепций, инструментария, направлений прикладного характера при изучении социально-психологических феноменов.
- Мировоззренческая функция. Синтез современных научных представлений о психологической природе человека. Исследование проблемы правильного формирования представлений о системе: человек – группа – общность – общество.
- Регулятивная функция. Воздействие социально-психологических явлений на развитие и функционирование отношений в обществе, пути, формы и способы управления ими.
- Прогностическая функция. Учет специфики функционирования социально-психологических явлений и оценка динамики и перспектив развития общественного сознания и духовной жизни.
- Аксиологическая функция. Определение реальных и мнимых социально-психологических ценностей в деятельности человека и общества.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/zadachi-i-funktsii-sotsialnoj-psihologii/
Задачи социальной психологии и проблемы общества
Столь обширная дискуссия по поводу предмета социальной психологии – участь большинства наук, возникающих на стыке различных дисциплин. Точно так же и итоги дискуссий во всех этих случаях не обязательно приводят к выработке точной дефиниции.
Однако они все равно крайне необходимы потому, что, во-первых, помогают очертить круг задач, решаемых этой наукой, и, во-вторых, ставят нерешенные проблемы более четко, заставляя попутно осознавать свои собственные возможности и средства. Так, дискуссия о предмете социальной психологии не может считаться вполне законченной, хотя база достигнутого согласия вполне достаточна, чтобы проводить исследования.
Вместе с тем остается несомненным, что не все точки над «i» поставлены.
Как известный компромисс сложилось такое положение, что практически в нашей стране сейчас существуют две социальные психологии: одна, связанная преимущественно с более «социологической», другая – преимущественно с «психологической» проблематикой. В этом смысле ситуация оказалась сходной с той, которая сложилась и в ряде других стран.
Так, например, в США социальная психология официально существует «дважды»: ее секция есть внутри Американской социологической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциации; в предисловиях к учебникам обычно указывается, является ли автор социологом или психологом по образованию. В 1954 г.
в США по предложению известного социального психолога Т. Ньюкома в одном из университетов был поставлен любопытный эксперимент: курс социальной психологии читался половине студентов одного курса в первом семестре лектором-социологом, второй половине во втором семестре – лектором-психологом.
После окончания курсов студентам было предложено провести дискуссию по проблемам социальной психологии, но она не получилась, так как студенты были в полной уверенности, что прослушали совершенно различные курсы по совершенно различным дисциплинам (см.: Беккер Г., Босков А., 1961). Изданный в США в 1985 г. учебник К.
Стефан и В. Стефан так и называется «Две социальные психологии».
Конечно, такая двойственность вызывает ряд неудобств. Она может быть допустима лишь на каком-то этапе развития науки, польза от дискуссий о ее предмете должна заключаться, между прочим, и в том, чтобы способствовать однозначному решению вопроса.
Острота проблем социальной психологии диктуется, однако, не только некоторой неопределенностью ее положения в системе наук и даже не преимущественно этой ее особенностью.
Весьма важной и существенной чертой социально-психологического знания является его включенность (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и политическую проблематику общества.
Конечно, это касается в особой степени таких проблем социальной психологии, как психологические характеристики больших социальных групп, массовых движений и т.д.
Но и традиционные для социальной психологии исследования малых групп, социализации или социальных установок личности связаны с теми конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа. В теоретической части социально-психологического знания непосредственно влияние конкретных социальных условий, традиций культуры. В определенном смысле слова можно сказать, что социальная психология сама является частью культуры. Отсюда возникают по крайней мере две задачи для исследователей.
Во-первых, задача корректного отношения к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических концепций, а также методов и результатов исследований.
Как об этом свидетельствуют многочисленные западные работы, большинство практически ориентированных исследований в социальной психологии было вызвано к жизни совершенно конкретными потребностями практики. Следовательно, сама ориентация этих исследований должна быть внимательно изучена под углом зрения задач, в свое время поставленных практикой.
Современные научные исследования не могут осуществляться без определенной системы их финансирования, а система эта сама по себе диктует и цель, и определенную «окраску» основного направления работы.
Поэтому вопрос об отношении к традиции социальной психологии любой другой страны не имеет однозначного решения: нигилистическое отрицание чужого опыта здесь столь же неуместно, сколь и простое копирование идей и исследований. Не случайно в современной социальной психологии введено понятие «социального контекста», т.е. привязанности исследования к определенной социальной практике.
Во-вторых, задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые непосредственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности исследователя.
Направленность практических рекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается» в общественную жизнь. Следовательно, для социального психолога весьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о формулировании своей социальной позиции. Французский социальный психолог С.
Московией справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы (Московией, 1984). Но это означает, что социальный психолог должен понимать эти проблемы общества, уметь чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении он может способствовать решению этих проблем.
«Академизм» и «профессионализм» в социальной психологии должны органически включать в себя и известную социальную чуткость, понимание сущности социальной «ангажированности» этой научной дисциплины.
В современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения социально-психологических знаний.
Специфика социальной психологии, сложившейся в нашей стране в конкретных исторических условиях, а именно в период существования социалистического строя, естественно, породила и новую проблематику.
Конечно, многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность – все это явления, присущие любому типу общественной организации.
Однако, констатируя этот факт, нужно иметь в виду два обстоятельства.
Во-первых, даже и эти, описанные в традиционной социальной психологии, явления приобретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание. Формально процессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них формируются определенные социальные установки и т.д.
, но каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к определенным общественным явлениям – все это определяется содержанием конкретных общественных отношений. Значит, анализ всех традиционных проблем приобретает новые грани.
Методологический принцип включения именно содержательного рассмотрения социально-психологических проблем продиктован в том числе и общественными потребностями.
Во-вторых, новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем.
Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др. Идея о том, что общество диктует проблемы социальной психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога – уметь выявить эти проблемы.
Кроме задач общетеоретического плана общество ставит перед социальной психологией и конкретные прикладные задачи. Прикладные исследования не могут ожидать решения теоретических вопросов, они выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни.
Ряд важнейших направлений прикладных исследований определяется сегодня задачами, связанными с теми изменениями в массовом сознании, которые обусловлены именно радикализмом социальных преобразований.
Здесь же коренятся и новые возможности для деятельности социального психолога-практика.
Логика предлагаемого курса должна охватить и эти проблемы прикладного знания. В целом же она преследует цель – дать систематическое изложение всех основных проблем социальной психологии, причем в строгой последовательности, так, чтобы порядок следования тем отражал некоторые фундаментальные методологические принципы анализа. Весь курс включает пять больших разделов:
- введение, где даются характеристика предмета социальной психологии, история развития основных идей, методологические принципы;
- закономерности общения и взаимодействия, где раскрывается связь между межличностными и общественными отношениями, а общение рассматривается как их реальное проявление, где исследуются структура и функции общения, а также его механизмы;
- социальная психология групп, где дается классификация групп (больших и малых) и выявляются особенности общения в реальных социальных группах, а также вопросы о внутренней динамике групп и их развитии;
- социальная психология личности, где рассматривается, каким образом общие механизмы общения и взаимодействия, специфически проявляющиеся в различных социальных группах, «задают» личность в определенном социальном контексте и, с другой стороны, каковы формы активности личности в дальнейшем развитии общественных отношений;
- практические приложения социальной психологии, где анализируются специфика прикладного исследования, реальные возможности социальной психологии в формулировании практических рекомендаций, кратко характеризуются те сферы, где прикладные исследования наиболее развиты, а также описываются основные формы и способы социально-психологического воздействия.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 1999 – 375 с.
Похожие материалы в разделе Социальная психология:
Источник: https://Psylist.net/socpsy/00055.htm
Открытое образование: Онлайн-курс "Социальная психология"
- 13 недель
- от 2 до 3 часов в неделю
- 4 зачётных единицы
В этом курсе мы поговорим о том, что происходит с человеком, когда он становится членом социальной группы.
Рассмотрим, как он обрабатывает информацию, какие эмоции испытывает и как ведет себя. Проанализируем основные эффекты, проблемы и способы их решения.
Обсудим классические и современные социально-психологические модели, а также их практическое приложение.
Мы всю свою жизнь, от рождения до смерти, проводим в окружении других людей. Эти люди оказывают большое влияние на наше мышление, эмоции и поведение. В этом курсе мы поговорим о том, что происходит с человеком, когда он становится членом социальной группы.
Рассмотрим, как люди анализируют информацию о себе и окружающих; когда испытывают позитивные и негативные эмоции друг к другу; при каких условиях ведут себя кооперативно и конкурентно, помогают и наносят ущерб.
Обсудим, что происходит с человеком при межличностном общении, в малых и больших группах, а также при межгрупповом взаимодействии. Поговорим об основных эффектах, трудностях и способах их решения.
Курс включает в себя лекции и дополнительные материалы: отрывки из художественных фильмов, интервью с экспертами, описание отдельных социально-психологических экспериментов. Эти материалы помогут понять, какую роль социально-психологические знания играют в разных областях жизни: от образования до организационного поведения.
Формат
Курс состоит из 19 видеолекций. Каждая видеолекция длится от 40 до 70 минут и делится на короткие видеофрагменты от 7 до 15 минут. Видеолекции идут на протяжении 14 недель. Для проверки знаний в курс включено 12 промежуточных тестов по 15 вопросов в каждом, а также итоговый тест из 50 вопросов.
Требования
- Интерес к социальной психологии
- Умение анализировать новую информацию
- Готовность учиться
Результаты обучения
В результате освоения дисциплины слушатель сможет
1) перечислить:
- закономерности и эффекты, возникающие при восприятии себя, других людей и социальных групп;
- механизмы и факторы коммуникации в различных социальных ситуациях (личных, деловых и общественных отношениях);
- механизмы и факторы социального взаимодействия в различных социальных ситуациях (личных, деловых и общественных отношениях).
2) выявить:
- социально-психологические эффекты и закономерности в реальных ситуациях;
3) предложить:
- отдельные социально-психологические процедуры воздействия на людей и социальные группы в личных, деловых и общественных отношениях.
Формируемые компетенции
Курс вносит вклад в формирование следующих компетенций:
- Владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3)
- Использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4)
- Способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технология (ПК-3)
- Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)
Источник: https://openedu.ru/course/hse/SOCPSY/
Читать онлайн Шпаргалка по социальной психологии страница 1. Большая и бесплатная библиотека
Пособие написано в соответствии с программой подготовки специалистов по курсу «Социальная психология» для высших учебных заведений.
В ней с учетом современных взглядов и в удобном для усвоения виде раскрываются основные вопросы социальной психологии: предмет и задачи социальной психологии, история её развития, методы и методология этой науки, психология социального общения, межличностных и межгрупповых отношений, социально-психологические аспекты личности, больших и малых групп, массовидных явлений, конфликтных ситуаций.
Шпаргалка предназначена для экспресс-подготовки к экзамену по предмету социальной психологии для студентов и аспирантов факультетов психологии и социальной работы высших учебных заведений.
Надежда Борисовна Челдышова Шпаргалка по социальной психологии
1. Понятие социальной психологии и ее предмет
Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп.
Объектом социальной психологии являются сообщества людей. Присущие сообществам и человеку в них, особые психологические факты, закономерности и механизмы, называются социально-психологическими явлениями.
Социально-психологические факторы – это наблюдаемые или фиксируемые проявления социально-психологической реальности. Они оказывают влияние на все психологические проявления индивида: его восприятие, мышление, память, воображение, эмоции и волю.
- Социально-психологические закономерности – объективно существующие устойчивые, периодически повторяющиеся, причинно-следственные зависимости социально-психических явлений.
- Социально-психологические механизмы – механизмы, с помощью которых совершается действие закономерностей, и происходят переходы от причины к следствию.
- Задачи социальной психологии :
- 1) продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;
- 2) содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;
- 3) исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);
- 4) социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;
- 5) анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;
- 6) взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;
- 7) обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.
- В социальной психологии различают теоретическую и практическую части.
- Подходы к пониманию предмета теоретической социальной психологии:
- 1) предметом социальной психологии служат явления психики, характерные для больших социальных групп (нации, страны, большие социально-демографические группы);
- 2) главным предметом социальной психологии является личность: её положение в коллективе, межличностное отношение, особенности общения, изучение личности, ее черт;
- 3) предметом психологии являются массовые психические процессы, и положение личности в группе.
- Предметом прикладной социальной психологии является изучение закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.
- Социальная психика является сложным, динамическим и противоречивым образованием, которое функционирует как единство массовых, групповых, межгрупповых, межличностных и личностных настроений, массовых, групповых и индивидуальных эмоций, стереотипов и установок.
- Функции социальной психики:
- 1) интеграция и трансляция социального опыта, на основе которого формируется единое направление мыслей, воли и чувств, в данной социальной группе;
- 2) социальная адаптация – приведение индивидуального сознания в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе;
- 3) социальная корреляция – приведение поведения личности в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме;
- 4) социальный контроль – регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества;
- 5) психологическая разгрузка – освобождение от социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм;
- 6) социальная активация – усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций.
2. Этапы развития социально-психологического знания
Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:
1) описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов античности.
Социоцентризм Платона – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения. Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой (умом) – развит у философов, сердце (мужество) – у воинов и живот (телесные вожделения) – у ремесленников. На подобной основе Платон различает и отдельные народы.
Эгоцентризм Аристотеля – человек рассматривался как «социальное животное», которое не может развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе.
Тории «плохого» и «хорошего» человека.
В эпоху Возрождения существовало два учения, одно из которых («реалистическое») придерживалось мнения о изначальной порочности человека и аморальности общества (Н. Макиавелли, Т. Гоббс) .
Согласно другому учению («романтическому»), человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные черты. (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро) .
В XVIII в. получила развитие теория, строящаяся на принципе личной выгоды (И. Бентам, А. Смит) . Главным принципом поведения объявлялась оценка всех явлений, исходя из их полезности, для отдельного индивида. Благосостояние общества, по этой теории, должно строиться на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере.
Методологии позитивизма О.Конта – при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Психика человека, по мнению Конта, развивается только в обществе и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.
2) Этап становления социально-психологического знания характеризовался следующими направлениями:
Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) – «дух» нации или народа противопоставлялся «духу» отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь). В. Вундта также считал, что психические продукты, общественного характера человеческой жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы, только исходя из индивидуального сознания, и имеют социальное происхождение.
Теории доминирующего фактора сводили основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Макдугалл и У. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание».
Социальный дарвинизм делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер). Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая войну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.
Психоаналитическая теория 3. Фрейда – инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных связей общества лежат идентификация и десексуализация «либидо» (сублимация).
3) Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке. На рубеже XIX–XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период – исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического эксперимента считается Н. Триплет.
3. История развития западной социальной психологии ХХ в. и ее основные теоретические подходы
В западной социально-психологической науке в ХХ в. получили развитие следующие теоретические подходы:
1) социокультурный подход Э. Росса – источники социального поведения людей присущи не отдельной личности, а социальной группе, социальное поведение объясняется влиянием больших социальных групп.
Группа рассматривалась как своеобразная целостность, обладающая сознанием.
В соответствии с современным социокультурным подходом считается, что убеждения, ценности и предрассудки человека обусловлены прежде всего факторами группового уровня (нация, социальный класс, нормы культуры);
Источник: https://dom-knig.com/read_230645-1
Социальная психология
Основная цель освоения дисциплины «Социальная психология» состоит в изучении теоретических, методических и практических основ социальной психологии в традициях зарубежных и отечественных школ и направлений. Предметом курса «Социальная психология» выступают закономерности мышления и поведения людей в социальных группах.
В рамках курса рассматриваются основные теоретические подходы и методы исследования в социальной психологии, анализируются разные формы мышления и поведения человека в социальной группе.
Курс предусматривает последовательный анализ разных уровней включенности человека в социальную группу: социальные установки личности, межличностное общение, малые социальные группы, большие социальные группы, межгрупповые отношения, социализация.
Основные задачи изучения дисциплины «Социальная психология» формулируются следующим образом:
- раскрыть социально-психологическую проблематику изучения личности, показать отличие социально-психологического подхода к личности от социологического и общепсихологического, преемственности различных психологических и социологических подходов в определении предмета социальной психологии личности;
- дать основные психологические и социально-психологические понятия и принципы;
- ознакомить студентов с методами, методиками и приемами работы социального психолога;
- ознакомить студентов с зарубежными и отечественными социально-психологическими теориями личности, теориями социализации личности, экспериментальными исследованиями аттитюдов, с классическими социально-психологическими экспериментами в области социального влияния, с социально-психологическими исследованиями отношений личности;
- сформировать у студентов социально-психологическую компетентность в анализе и понимании личности и ее социального поведения.
Предлагаемая программа дисциплины «Социальная психология» составлена на основе действующего федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 39.03.01 – «Социология». Учебная дисциплина «Социальная психология» входит в базовую часть Блока 1, является обязательной дисциплиной (Б1.Б.19)
Изучение курса предполагает предварительное знакомство студентов с основами философии и социологии в рамках дисциплин «Основы социологии», «Философия». Обязательный минимум требований, необходимый для освоения данной дисциплины и приобретенный в результате освоения указанных предшествующих дисциплин сводится к следующему. Бакалавр должен:
- иметь представление о структуре философского и социологического знания, теоретических концепциях отраслевых направлений, о социальных взаимосвязях на разных уровнях;
- знать основные составляющие структуры личности, понятия социального статуса и социальной роли;
- иметь представление об основных этапах социализации с точки зрения различных теорий;
- знать основные виды социальных общностей, основы их формирования и характер функционирования.
Предлагаемый курс является обобщающим современные представления о социальной психологии, современных социально-психологических методах работы и, несомненно, послужит дальнейшему углублению знаний студентов.
Курс подготавливает студентов к овладению такими дисциплинами ОПП бакалавриата 39.03.
01 — «Социология» как «Психология и педагогика», «Социальная педагогика», «Социология личности», «Социология управления и организаций», «Социология конфликта», «Социология коммуникаций», «Этносоциология», «Социальная антропология».
Настоящий курс предполагает овладение студентами такими общекультурными и общепрофессиональными компетенциями как:
- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способность к критическому восприятию, обобщению, анализу профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОПК-2).
В результате освоения дисциплины «Социальная психология» студенты должны:
|
|
|
Файл рабочей программы (очная форма): Социальная психология очнаяФайл рабочей программы (заочная форма): Социальная психология заочная
Источник: https://www.sgu.ru/structure/sociological/courses/bachelor-sociologiya-0/socialnaya-psihologiya