Западники — студенческий портал

Фестиваль студенческого творчества «Языки России»

Западники - Студенческий портал

21 февраля Демидовский зал Московского государственного областного университета погрузился в атмосферу праздника.

На фестивале студенческого творчества «Языки России» 15 факультетов искусно перевоплотились в представителей 15 народностей.

В этот день гости побывали на грузинской свадьбе, приобщились к искусству известных народных поэтов Тараса Шевченко, Янки Купалы, Алишéра Навоú, Ли Кын Бе, услышав их произведения как на русском, так и в оригинале

Подробнее…

Татьянин день

Западники - Студенческий портал

25 января российские студенты традиционно отметили свой главный праздник — Татьянин день, знаменуемый окончанием зимней сессии и наступлением таких долгожданных каникул.

Подробнее…

Предзащита проектов «Кадры будущего для регионов»

Западники - Студенческий портал

21 января на базе Московского государственного областного университета состоялась предзащита проектов школьников в рамках Всероссийского проекта Агенства стратегических инициатив «Кадры будущего для регионов».

Подробнее…

«Нотная тетрадь судьбы А.Вертинского»

Западники - Студенческий портал

Как мир поэтического слова может помочь нам жить, творить и быть людьми?! Жизнь и творчество Александра Вертинского – яркий пример преображения и освобождения человека от маски, одетой на него судьбой.

Подробнее…

  Музыкальный конкурс «MGOUVISION 2018»

Западники - Студенческий портал

20 декабря на сцене Перловского корпуса состоялся главный вокальный конкурс нашего университета- MGOUVISION 2018, тематикой которого стало празднование Нового года.

Подробнее…

 Премия «Волонтер года 2018»

Западники - Студенческий портал

6 декабря состоялась первая премия «Волонтёр года 2018», на которой вы смогли увидеть на сцене, скромных, стесняющихся, но таких искренних — волонтеров МГОУ. Премия была насыщена трогательными моментами, личными историями и теплотой, эта атмосфера никого не оставила равнодушным.

Подробнее…

 Студенческий театр МГОУ в Серпухове

Западники - Студенческий портал

30 ноября в рамках Рождественских чтений г.о. Серпухова на базе школы №5 была проведена культурно-просветительская программа, включившая в себя спектакль Студенческого театра МГОУ под руководством А.Д. Хохлова «Предложение» (по А.П. Чехову) и театрализованную игру по сказкам А.С. Пушкина.

Подробнее…

Источник: http://stud.mgou.ru/

Западники и славянофилы

Когда караван поворачивает назад, впереди оказывается хромой верблюд

восточная мудрость

Две доминирующие философские мысли в России 19 века это западники и славянофилы. Это был важный спор с точки зрения выбора не только будущего России, но и ее устоев и традиций.

Это не просто выбор к какой части цивилизации относится то или иное общество, это выбор пути, определение вектора будущего развития.

В российском обществе еще в XIX столетии состоялся принципиальный раскол во взглядах на будущее государства: часть примером для наследования считала государства западной Европы, другая часть утверждала, что Российская Империя должна иметь свою особую модель развития.

Эти две идеологии вошли в историю, соответственно, как «западничество» и «славянофильство». Однако корни противостояния этих взглядов и сам конфликт не удастся ограничить только XIX веком. Для понимания ситуации, а также влияния идей на сегодняшнее общество следует немного углубиться в историю и расширить временной контекст.

Западники - Студенческий портал

Корни появления славянофилов и западников

Принято считать, что раскол в общество по поводу выбора своего пути или наследования Европы внес царь, а позже император Петр 1, который пытался модернизировать страну на европейский лад и в результате привнес на Русь множество укладов и устоев, которые были характерны исключительно для западного общества. Но это был только 1, крайне яркий пример того, как вопрос выбора решался силой, и всему обществу это решение навязывалось. Однако история спора намного сложнее.

Истоки славянофильства

Для начала следует разобраться с корнями появления славянофилов в российском обществе:

  1. Религиозные ценности.
  2. Москва есть третий Рим.
  3. Реформы Петра

Религиозные ценности

Первый спор о выборе пути развития историки обнаружили в ХV столетии. Состоялся он вокруг религиозных ценностей. Дело в том, что в 1453 году Константинополь, центр православия, был захвачен турками.

Авторитет местного патриарха падал, все больше было разговоров о том, что священники Византии теряют «праведный моральный облик», а в Европе католической это происходит уже давно.

Следовательно, Московское царство должно оградить себя от церковного влияния этих стран и провести очищение («исихазм») от ненужных для праведной жизни вещей, в том числе от «суеты мирской». Открытие в 1587 году патриархата в Москве стало доказательством того, что Россия имеет право на «свою» церковь.

Москва есть третий Рим

Дальнейшее определение необходимости своего пути связано с XVI столетием, когда родилась идея о том, что «Москва – третий Рим», а значит должна диктовать свою модель развития. В основе этой модели лежало «собирание земель русских» для защиты их от пагубного влияния католицизма. Тогда и родилась концепция «Святая Русь». Церковная и политическая идеи соединились в одну.

Реформаторская деятельность Петра

Реформы Петра начала ХVIII столетия были поняты не всеми подданными. Многие были убеждены, что это ненужные России меры.

В определенных кругах даже родился слух, что во время визита в Европу царя подменили, ведь «настоящий русский монарх никогда не будет перенимать чуждые порядки».

Реформы Петра раскололи общество на сторонников и противников, чем создали предпосылки для формирования «славянофилов» и «западников».

Истоки западничества

Что касается корней возникновения идей западников, кроме вышеуказанных реформ Петра следует выделить еще несколько важных фактов:

  • Открытие западной Европы. Как только подданные российских монархов открывали для себя страны «другой» Европы на протяжении XVI-XVIII веков, они понимали разницу между регионами западной и восточной Европы. Они начинали задаваться вопросами причин отставания, а также путей решения этой сложной экономической, социальной и политической проблемы. Под влиянием Европы находился Петр, после «заграничного» похода во время войны с Наполеоном многие дворяне и интеллигенция начали создавать тайные организации, целью которых было обсуждение будущих реформ на примере Европы. Самой известной подобной организацией было общество декабристов.
  • Идеи Просвещения. Это XVIII столетие, когда мыслители Европы (Руссо, Монтескье, Дидро) высказывали идеи о всеобщем равенстве, распространение образования, а также об ограничении власти монарха. Эти идеи быстро попали в Россию, особенно после открытия там университетов.
Читайте также:  Последствия несоблюдения подсудности - студенческий портал

Суть идеологии и ее значимость

Источник: https://istoriarusi.ru/imper/zapadniki-i-slavjanofily.html

Общественное движение при Николае I

ЗНАНИЯ

Общественное движение при Николае I:

В 30-50-х годах Россия переходила от аграрного общества к индустриальному (машины, производство, фабрики, становились на первое место). В связи с этим и общественные движения не придерживались единого направления.

Консерваторы (стремящиеся к устоям и традициям) следовали идеологии С.С.Уварова (в будущем министра народного просвещения). В его видении основа Российского государства заключалась в православии, самодержавии и народности. Т.е. народ — это единое целое, с единым взглядом на общее благо и справедливость, а царь един с народом.

Либералы делились на западников (В.П.Боткин, И.С.Тургенев,…) и славянофилов (братья Аксаковы, братья Киреевские и др.).

Для западников было важно единение всех народов мира, так как отделение страны ведет к ее изоляции и загниванию. Собственно и прорыв России по их мнению произошел только после реформ Петра I, соответственно необходимо продолжать в этом ключе и присоединиться к Западной культуре, чтобы создать единое культурное поле.

Славянофилы наоборот говорили о самостоятельном пути России и ненужности западных заимствований. Предполагалось даже исключить заимствованные слова (катер, баржа, флаг, матрос, флот, акт, аренда, глобус и множество других).

При этом и западники и славянофилы отрицательно относились к крепостничеству и чиновничеству; стремились к постепенным, но серьезным реформам со стороны власти; и искренне верили в Россию и её процветание.

Революционные студенческие кружки также набирали обороты, и теперь сюда входили не только высшие военные слои населения (как было у декабристов), но и другие представители общества. Полиция активно раскрывала эти кружки и не давала им укрепиться в серьезные организации.

С революционными идеями выступали и национальные движения, например, на Украине, где деятели требовали те же самые вещи: отмену крепостного права, сословий и равноправия для всех народов.

Идейными вдохновителями революционных настроений выступали А.И.Герцен, который разработал теорию русского социализма, где община крестьян имеет равные права и коллективно строит социалистическое общество без всяких самодержавцев.

К 40-м годам сформировались первые организации социалистов, обсуждающих идеи революции в России, так как была потеряна надежда изменений «сверху». Основой обсуждения также стали революции в Европе, которые могли показать, как осуществить это в России. Но в 1849 г. организацию разгромили, часть людей казнили, а некоторых сослали на каторгу.

Западники - Студенческий портал

П.Я.Чаадаев имел особое место среди мыслителей того времени.

Он говорил об отлучении России от истории мира, о духовном застое, национальном самодовольстве и других проблемах, которые не дают России развиваться.

Вскоре он был объявлен сумасшедшим, а журнал, где публиковались его письма, закрыли. Но Чаадаев отвечал на эти обвинения и продолжил выражать надежду на обновлении России и включении ее в западный христианский мир.

Источник: http://uchilegko.info/history/obschestvennoe-dvizhenie-pri-nikolae-i

ЗАПАДНИКИ

ЗАПАДНИКИ — ли­бе­раль­ное идей­ное те­чение 1840-х — начала 1860-х годов в Рос­сии.

На­ча­ло фор­ми­ро­вать­ся в 1839 году, ко­гда сло­жил­ся московский кру­жок Т.Н. Гра­нов­ско­го. В не­го вхо­ди­ли П.В. Ан­нен­ков, В.П. Бот­кин, К.Д. Ка­ве­лин, М.Н. Кат­ков, П.Н. Куд­ряв­цев, Н.Х. Кет­чер, Е.Ф. Корш, Н.Ф. Пав­лов, Б.Н. Чи­че­рин. В это вре­мя взгля­ды западников раз­де­ля­ли В.Г. Бе­лин­ский, А.И. Гер­цен, Н.П. Ога­рёв, П.Я. Чаа­да­ев.

К западникам бы­ли близ­ки И.А. Гон­ча­ров, С.М. Со­ловь­ёв, И.С. Тур­ге­нев, М.Е. Сал­ты­ков-Щед­рин. По­сле смер­ти Гра­нов­ско­го (1855) московские западники (Бот­кин, Кет­чер, Е.Ф. Ко­ни, Корш, Со­ловь­ёв, Чи­че­рин) объ­е­ди­ни­лись во­круг пи­са­те­ля А.В. Стан­ке­ви­ча.

В Санкт-Пе­тер­бур­ге в конце 1840-х годов об­ра­зо­ва­лась вто­рая груп­па западников, со­сто­яв­шая из мо­ло­дых чи­нов­ни­ков во гла­ве с Н.А. Ми­лю­ти­ным и Д.А. Ми­лю­ти­ным. Поз­же они по­лу­чи­ли из­вест­ность как «пар­тия про­грес­са», или «ли­бе­раль­ные бю­ро­кра­ты».

Ещё один кру­жок западников сло­жил­ся в начале 1850-х годов во­круг пе­ре­ехав­ше­го в Санкт-Пе­тер­бург К. Д. Ка­ве­ли­на. Мно­гие западники бы­ли вид­ны­ми про­фес­со­ра­ми и пуб­ли­ци­ста­ми, час­то вы­сту­па­ли с лек­ция­ми и в пе­ча­ти, что спо­соб­ст­во­ва­ло рас­про­стра­не­нию их идей.

Вы­ра­зи­те­ля­ми мне­ний западников бы­ли жур­на­лы «Мо­с­ков­ский на­блю­да­тель» (1835-1839), «Оте­че­ст­вен­ные за­пис­ки» (с 1839), «Рус­ский вест­ник» (с 1856) и «Ате­ней» (1858-1859), а так­же газета «Мо­с­ков­ские ве­до­мо­сти» (1851-1856).

Тер­ми­ны «за­пад­ни­ки» и «за­пад­ни­че­ст­во» воз­ник­ли в хо­де по­ле­ми­ки западников со сла­вя­но­фи­ла­ми и пер­во­на­чаль­но са­ми­ми западниками вос­при­ни­ма­лись как обид­ные по­ли­тические клич­ки (в спо­рах 1840-х годов ис­поль­зо­ва­лись так­же про­зви­ща «за­пад­ные», «ев­ро­пеи­сты» и «но­во­ве­ры»).

В по­ли­тической сфе­ре западники бы­ли сто­рон­ни­ка­ми сво­бо­ды со­вес­ти, об­щественного мне­ния и пе­ча­ти, а так­же пуб­лич­но­сти пра­ви­тельственных дей­ст­вий и глас­но­сти су­до­про­из­вод­ст­ва.

По от­но­ше­нию к при­ме­не­нию ре­во­люционного на­си­лия для из­ме­не­ния су­ще­ст­во­вав­ше­го строя пер­во­на­чаль­но сре­ди западников на­ме­ти­лось два на­прав­ле­ния — ра­ди­каль­ное (в ис­то­рио­гра­фии ино­гда име­ну­ет­ся ре­во­лю­ци­он­но-де­мо­кра­ти­че­ским), до­пус­кав­шее ис­поль­зо­ва­ние на­си­лия, и уме­рен­ное, для ко­то­ро­го бы­ло ха­рак­тер­но от­ри­ца­ние на­сильственных спо­со­бов борь­бы с вла­стью и стрем­ле­ние к по­сте­пен­но­му пре­об­ра­зо­ва­нию об­ще­ст­ва. К пер­во­му на­прав­ле­нию тра­ди­ци­он­но от­но­сят В.Г. Бе­лин­ско­го, А.И. Гер­це­на и Н.П. Ога­рё­ва, од­на­ко их по­зи­ция не все­гда бы­ла по­сле­до­ва­тель­но ра­ди­каль­ной. Ко вто­ро­му на­прав­ле­нию при­над­ле­жа­ло боль­шин­ст­во западников. Раз­рыв Гер­це­на с западниками (1845) и смерть Бе­лин­ско­го (1848) окон­ча­тель­но оп­ре­де­ли­ли суть идей­ной по­зи­ции за­пад­ни­че­ст­ва как уме­рен­но ли­бе­раль­но­го те­че­ния. Боль­шин­ст­во западников бы­ли мо­нар­хи­ста­ми, счи­та­ли воз­мож­ным осу­ще­ст­в­ле­ние на­зрев­ших ре­форм са­мим го­су­дар­ст­вом.

Западники, так же как и сла­вя­но­фи­лы, не име­ли сво­ей ор­га­ни­за­ции. До 1845 года, ко­гда ме­ж­ду дву­мя те­че­ния­ми про­изо­шёл кон­фликт, при­вед­ший к раз­ры­ву от­но­ше­ний ме­ж­ду ни­ми, западники и сла­вя­но­фи­лы вос­при­ни­ма­ли се­бя как еди­ное «об­ра­зо­ван­ное мень­шин­ст­во», стре­мив­шее­ся про­бу­дить об­ще­ст­во от «ум­ст­вен­ной апа­тии».

Од­на­ко ми­ро­воз­зре­ние западников рез­ко от­ли­ча­лось от «са­мо­быт­ни­че­ст­ва» сла­вя­но­фи­лов, а так­же от гос­под­ство­вав­шей «офи­ци­аль­ной на­род­но­сти» тео­рии.

Ос­но­вой ми­ро­воз­зре­ния западников бы­ли идеи ев­ропейского Про­све­ще­ния и не­мец­кой клас­си­че­ской фи­ло­со­фии, при­зна­ние ве­ду­щей ро­ли ра­зу­ма в по­зна­нии, не­об­хо­ди­мо­сти фи­лософского ос­мыс­ле­ния при прак­тическом ос­вое­нии ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти.

Западники счи­та­ли, что ра­зум по­зво­лял по­знать мир (в том числе и об­щественные от­но­ше­ния) как сис­те­му при­чин­но-след­ст­вен­ных свя­зей, в ко­то­рой дей­ст­ву­ют по­зна­вае­мые (хо­тя по­рой ещё не по­знан­ные) за­ко­ны, еди­ные для всей жи­вой и не­жи­вой при­ро­ды. Боль­шин­ст­во западников при­дер­жи­ва­лись атеи­стических убе­ж­де­ний.

Западники бы­ли про­тив­ни­ка­ми кре­по­ст­но­го пра­ва. Они до­ка­зы­ва­ли пре­иму­ще­ст­ва западноевропейской мо­де­ли об­щественного уст­рой­ст­ва, од­на­ко они вос­при­ни­ма­лись ими лишь как ори­ен­тир раз­ви­тия, а не пред­мет сле­по­го под­ра­жа­ния. От­стаи­ва­ли ли­бе­раль­ные цен­но­сти, пре­ж­де все­го не­за­ви­си­мость лич­но­сти.

Читайте также:  Последствия пунических войн - студенческий портал

С точ­ки зре­ния западников, спра­вед­ли­вым мог­ло быть та­кое об­ще­ст­во, в ко­то­ром соз­да­ны все ус­ло­вия для су­ще­ст­во­ва­ния и са­мо­реа­ли­за­ции лич­но­сти.

По­это­му они от­вер­га­ли ха­рак­тер­ные для тра­диционного об­ще­ст­ва идеи пат­ри­ар­халь­но­го един­ст­ва по­ме­щи­ков и кре­сть­ян, а так­же па­тер­на­лиз­ма вла­сти по от­но­ше­нию к под­дан­ным.

В сфе­ре эко­но­ми­ки западники счи­та­ли, что го­су­дар­ст­во при ми­нимальном вме­ша­тель­ст­ве в раз­ви­тие про­мыш­лен­но­сти, тор­гов­ли и транс­пор­та долж­но обес­пе­чи­вать не­при­кос­но­вен­ность соб­ст­вен­но­сти.

В цен­тре ис­то­рио­соф­ских пред­став­лений западников на­хо­ди­лось по­ня­тие ис­то­рического про­грес­са, ко­то­рый они пред­став­ля­ли как це­поч­ку не­об­ра­ти­мых, ка­че­ст­вен­ных из­ме­не­ний отдельных лю­дей и об­ще­ст­ва в це­лом от худ­ше­го к луч­ше­му.

По­это­му западники счи­та­ли Пет­ра I од­ним из главных дея­те­лей российской ис­то­рии, ко­то­рый пре­вра­тил дви­же­ние стра­ны по пу­ти про­грес­са в «пра­ви­тель­ст­вен­ную сис­те­му». Идеи за­пад­ни­че­ст­ва на­шли вы­ра­же­ние в соз­дан­ном К.Д. Ка­ве­ли­ным, С.М. Со­ловь­ё­вым и Б.Н.

Чи­че­ри­ным в 1840-1850-х годах на­прав­ле­нии ис­то­рической нау­ки, позд­нее по­лу­чив­шем название «го­су­дар­ст­вен­ной шко­лы».

Его суть за­клю­ча­лась в ут­вер­жде­нии ор­га­нич­но­сти и за­ко­но­мер­но­сти российской ис­то­рии, един­ст­ва ис­то­рического раз­ви­тия Рос­сии и За­па­да при со­хра­не­нии российских национальных осо­бен­но­стей (боль­шая, чем на За­па­де, роль го­су­дар­ст­ва, ко­то­рая ве­ла к за­си­лью бю­ро­кра­тии и сла­бо­му раз­ви­тию об­щественной ини­циа­ти­вы), в кон­ста­та­ции то­го, что ос­но­вой от­но­ше­ния го­су­дар­ст­ва к об­ще­ст­ву был па­тер­на­лизм. По мне­нию западников, российское го­су­дар­ст­во в фор­ме са­мо­дер­жа­вия вы­ра­жа­ло все­об­щие ин­те­ре­сы, и по­это­му имен­но оно под воз­дей­ст­ви­ем об­щественного мне­ния, раз­ви­тия про­све­ще­ния и нау­ки долж­но бы­ло стать ини­циа­то­ром и га­ран­том ли­к­ви­да­ции со­слов­но­го ан­та­го­низ­ма в Рос­сии и под­го­тов­ки на­ро­да («не­раз­вив­шей­ся час­ти че­ло­ве­че­ст­ва») к по­ли­тическим сво­бо­дам. Это по­зво­ля­ет многим современным ис­сле­до­ва­те­лям оп­ре­де­лять западников как ли­бе­раль­но-кон­сер­ва­тив­ное идей­ное те­че­ние.

В 1840-х годах па­фос вы­сту­п­ле­ний западников был на­прав­лен на ут­вер­жде­ние пре­вос­ход­ст­ва За­па­да, в 1850-х годах они, как и сла­вя­но­фи­лы, со­сре­до­то­чи­лись на раз­мыш­ле­ни­ях о пу­тях и спо­со­бах раз­ре­ше­ния про­блем, сто­яв­ших пе­ред Рос­си­ей.

В кон­це не­удач­ной для Рос­сии Крым­ской вой­ны 1853-1856 годов не­ко­то­рые западники на­пи­са­ли по­лу­чив­шие ши­ро­кую из­вест­ность за­пис­ки, в ко­то­рых кон­ста­ти­ро­ва­ли на­зрев­ший в Рос­сии кри­зис, ох­ва­тив­ший все сто­ро­ны жиз­ни об­ще­ст­ва, и пред­ла­га­ли план не­об­хо­ди­мых пре­об­ра­зо­ва­ний для вы­хо­да из не­го.

В пер­вой из та­ких за­пи­сок (1855) Б.Н. Чи­че­рин под­верг кри­ти­ке внеш­нюю по­ли­ти­ку скон­чав­ше­го­ся императора Ни­ко­лая I (ко­то­рая, по мне­нию Чи­че­ри­на, но­си­ла экс­пан­сио­ни­ст­ский ха­рак­тер и при­ве­ла к вой­не), по­ка­зал тес­ную взаи­мо­связь во­енных не­удач с «внут­рен­ним не­уст­рой­ст­вом го­су­дар­ст­ва». К.Д.

Ка­ве­лин в сво­ей за­пис­ке, так­же на­пи­сан­ной в 1855 году, ви­дел главную при­чи­ну от­ста­ло­сти стра­ны в кре­по­ст­ном пра­ве, от­ме­чал его па­губ­ное воз­дей­ст­вие на нрав­ст­вен­ное со­стоя­ние об­ще­ст­ва и со­ци­аль­ную ста­биль­ность, на­стаи­вал на не­об­хо­ди­мо­сти ос­во­бо­ж­де­ния кре­сть­ян с зем­лёй и за «воз­на­гра­ж­де­ние вла­дель­цам» (этот прин­цип лёг в ос­но­ву кре­сть­ян­ской ре­фор­мы 1861 года).

В свя­зи с тем, что главная цель западников — от­ме­на кре­по­ст­но­го пра­ва — бы­ла реа­ли­зо­ва­на пра­ви­тель­ст­вом, круж­ки западников рас­па­лись в начале 1860-х годов, од­на­ко не­ко­то­рые западники (К.Д. Ка­ве­лин, Б.Н.

Чи­че­рин) про­дол­жа­ли иг­рать вид­ную роль в об­щественной жиз­ни. Тер­мин «Западники» по­сте­пен­но ут­ра­тил кон­крет­ность, его ста­ли упо­треб­лять при­ме­ни­тель­но к ли­бе­раль­но на­стро­ен­ной час­ти ин­тел­ли­ген­ции.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ) 

Литература

  • Ко­ва­ле­ва И.Н. Сла­вя­но­фи­лы и за­падни­ки в пе­ри­од Крым­ской вой­ны (1853–1856 гг.) // Ис­то­ри­че­ские за­пис­ки. М., 1967. Т. 80
  • Олей­ни­ков Д.И. Клас­си­че­ское рос­сий­ское за­пад­ни­че­ст­во. М., 1996
  • Щу­кин В.Г. Рус­ское за­пад­ни­че­ст­во. Łódź, 2001

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/zapadniki

Главный русский спор: от западников и славянофилов до глобализма и Нового Средневековья

Предисловие

Миры в Мире, или Дискуссия

о неунифицированном будущем …………………………………….. 3

Предуведомление………………………………………………………………. 11

Введение

Сбывшиеся и несбывшиеся

предсказания о судьбе России …………………………………….. 13

Часть 1

ПРОТИВОСТОЯНИЕ …………………….. 52

Глава 1

ИСТОРИЯ ЗАПАДНИЧЕСКОГО

И ПОЧВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ ……………………… 52

Общий взгляд на историю западничества

и славянофильства ……………………………………………………….. 55

О чем спор? «Основной вопрос»

западников и славянофилов …………………………………………. 67

Петр I ………………………………………………………………………….. 75

Есть ли теперь западники и славянофилы? …………………. 81

Какова польза от соперничающего

мировоззрения?…………………………………………………………….. 90

Критика почвенничества……………………………………………….. 96

Критика западничества ……………………………………………….. 105

  • Глава 2
  • ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ:
  • ОБЩИНА, ДУХОВНОСТЬ,
  • КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ПРАВО,
  • МОНАРХИЯ, ДЕМОКРАТИЯ, КУЛЬТУРА

И ЦИВИЛИЗАЦИЯ …………………………………………………… 119

Ценности и национальный характер…………………………… 121

Общинность и коллективизм ……………………………………… 134

Достижительность и труд ………………………………………….. 144

Суд, рассеянная санкция, обычное право ………………….. 153

Духовность …………………………………………………………………. 164

Державность, государственность ……………………………….. 171

Свобода. Народ$ребенок ……………………………………………. 173

Глава 3

РОССИЯ И ЗАПАД ………………………………………………….. 188

Запад: вид с Востока.

Учимся у Запада — учим Запад …………………………………. 188

Что такое Россия? (Восток: взгляд изнутри)……………… 207

Место России в мире …………………………………………………. 212

Глава 4

НАЦИЯ И ГОСУДАРСТВО………………………………………. 231

Нация и национальные интересы ……………………………….. 231

Общественная почва

и произрастающее на ней государство ………………………. 249

Автаркия …………………………………………………………………….. 261

Глава 5

О ТЕХ, КТО МОЛИТСЯ,

И ТЕХ, КТО ГОВОРИТ…………………………………………….. 267

Церковь и модернизация ……………………………………………. 267

Судьбы интеллектуальной элиты:

о тех, кто говорит ……………………………………………………… 277

Глава 6

МОДЕРНИЗАЦИЯ: УСЛОВИЯ,

ПЕРСПЕКТИВЫ, ЗАКОНЫ……………………………………… 292

Прыжок ……………………………………………………………………… 295

Прогресс …………………………………………………………………….. 300

Заимствование …………………………………………………………….. 301

Вестернизация и модернизация ………………………………….. 305

Глобализация ……………………………………………………………… 331

Война и модернизация ……………………………………………….. 346

  1. Содержание
  2. Содержание
  3. Глава 7

ДИАЛОГ: ДАННЫЙ И ВЕЧНЫЙ ……………………………. 351

Повтор ……………………………………………………………………….. 354

Баланс ………………………………………………………………………… 357

Прогноз ……………………………………………………………………… 359

ЧАСТЬ 2

ПРЕДСКАЗАНИЯ ………………………….. 371

Глава 8

ВЕЧНЫЙ СПОР:

ПОЛЯРНОСТЬ И БАЛАНС ……………………………………… 376

История спора и отличительные черты

современного диалога …………………………………………………. 378

Характеристика полюсов ……………………………………………. 384

Понятия западные, среднеевропейские

и русские ……………………………………………………………………. 385

Концепция развития: основные понятия ……………………. 392

Полярные модели общественного устройства.

Специализация и интеграция ……………………………………… 400

Восприятие новизны …………………………………………………… 404

Глава 9

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ…………………………………………. 413

Стратегия развития: крайнее западничество ………………. 413

Стратегия развития: крайнее почвенничество …………….. 419

Баланс со смещенным центром тяжести ……………………. 422

Стратегии развития: тео$ и антропоцентризм …………….. 428

Глава 10

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ:

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ……………………………………………………… 439

Читайте также:  Значение водорослей - студенческий портал

Глобальная модернизация ………………………………………….. 444

Глобализация: Север и Юг …………………………………………. 448

Противоборствующие течения:

управление движением мира ………………………………………. 457

Глобалистский мир — и глобалистские люди ……………. 461

Сценарии глобализма …………………………………………………. 470

Три сферы общественной жизни ……………………………….. 476

Глава 11

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ:

ГЛОБАЛЬНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ……………………………. 490

Новое Средневековье …………………………………………………. 491

Чередование средневековий и возрождений,

или Глобализация + Новое Средневековье ……………….. 507

Глава 12

АЛГЕБРА ГЛОБАЛИСТСКИХ МОДЕЛЕЙ ………………. 521

Кризис многополюсного мира:

будущее непосредственное …………………………………………. 521

Глобальная культура:

будущее подстерегающее …………………………………………… 532

Параллели к глобализму

и отсутствующий перпендикуляр к нему …………………… 541

Будущее изнутри: разнообразный Юг ……………………….. 553

Глава 13

РОССИЯ И ГЛОБАЛИСТСКИЕ МОДЕЛИ:

СТРУКТУРА ОЖИДАНИЙ ……………………………………… 562

Локальная Россия: будущее неопределенное …………….. 562

Локальная Россия: будущее федеративное ………………… 566

Локальная Россия: будущее южное …………………………… 570

Локальная Россия: будущее обнадеживающее…………… 577

Заключение

Структура предсказания …………………………………………….. 579

Послесловие

Двухсотлетний спор …………………………………………………… 585

Список использованной литературы ……………………………… 590

Источник: http://ecsocman.hse.ru/text/30681355/

Западники и славянофилы (сравнительная таблица)

К 1830-40 гг.

в российском обществе, начинающем уставать от последствий реакции, обрушившейся на государство после подавления восстания декабристов, формируются 2 течения, представители которых выступали за преобразования России, но видели их совершенно по-разному. Эти 2 течения – западничество и славянофильство. Что же общего было у представителей обоих направлений и чем они отличались?

Западники и славянофилы: кто они?

Позиции для сравненияЗападникиСлавянофилы
Время формирования течения 1830-1850 гг. 1840-1850 гг.
Из каких слоев общества формировались Дворяне-помещики – большинство, отдельные представители – богатое купечество и разночинцы Помещики со средним уровнем доходов, частично – выходцы из купцов и разночинцев
Основные представители П.Я. Чаадаев (именно его «Философическое письмо» послужило толчком к окончательному оформлению обоих течений и стало поводом к началу дебатов); И.С. Тургенев, В.С. Соловьев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин.Защитником зарождающейся идеологии западничества был А.С. Пушкин. А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, П.В. Киреевский, В.А. Черкасский.Очень близки к ним по мировоззрению С.Т. Аксаков, В.И. Даль, Ф.И. Тютчев.

Итак, «Философическое письмо» 1836 г. написано, разгораются споры. Попробуем разобраться в том, насколько сильно различались 2 основных направления общественной мысли России середины XIX в.

Сравнительная характеристика западников и славянофилов

Позиции для сравненияЗападникиСлавянофилы
Пути дальнейшего развития России Россия должна двигаться по пути, уже пройденному западноевропейскими странами. Овладев всеми достижениями западной цивилизации, Россия совершит рывок и достигнет большего, чем страны Европы, за счет того, что будет действовать на основе заимствованного у них опыта. У России – совершенно особый путь. Ей не нужно учитывать достижения западной культуры: за счет соблюдения формулы «Православие, самодержавие и народность» Россия сможет добиться успеха и достичь равного с остальными государствами, а то и более высокого положения.
Пути преобразований и реформ Наблюдается деление на 2 направления: либеральное (Т. Грановский, К. Кавелин и др.) и революционное (А. Герцен, И. Огарев и др.). Либералы выступали за мирные реформы «сверху», революционеры – за радикальные способы решения проблем. Все преобразования только мирным путем.
Отношение к конституции и необходимому для России общественно-политическому строю Выступали за конституционный порядок (по примеру конституционной монархии Англии) или за республику (наиболее радикально настроенные представители). Возражали против введения конституции, считая единственно возможным для России неограниченное самодержавие.
Отношение к крепостному праву Обязательная отмена крепостного права и поощрение использования наемного труда – таковы взгляды западников этом вопросе. Это ускорит ее развитие, приведет к росту промышленности, экономики. Выступали за отмену крепостного права, но при этом, как они считали, необходимо было сохранить привычный уклад крестьянской жизни – общину. Каждую общину необходимо наделить землей (за выкуп).
Отношение к возможностям развития экономики Считали нужным быстрыми темпами развивать промышленность, торговлю, строить железные дороги – все это с использованием достижений и опыта западных стран. Выступали за поддержку правительством механизации труда, за развитие банковского дела, строительство новых железных дорог. Во всем этом нужна последовательность, действовать надо постепенно.
Отношение к религии Некоторые западники относились к религии как к суеверию, некоторые исповедовали христианство, но ни те, ни другие не ставили религию во главу угла, когда дело касалось решения государственных вопросов. Религия имела для представителей этого течения огромное значение. Тот целостный дух, благодаря которому идет развитие России, невозможен без веры, без православия. Именно вера – «краеугольный камень» особой исторической миссии русского народа.
Отношение к Петру I Отношение к Петру Великому особенно резко «разводит» западников и славянофилов.Западники считали его великим преобразователем и реформатором. Отрицательно относились к деятельности Петра, полагая, что он насильно заставил страну двигаться по чуждому ей пути.

Итоги «исторических» дебатов

Как обычно, все противоречия между представителями двух течений разрешило время: можно сказать, что Россия пошла по тому пути развития, который ей предлагали западники.

Произошло отмирание общины (как и предполагали западники), церковь превратилась в институт, не зависящий от государства, самодержавие было устранено.

Но, рассуждая о «плюсах» и «минусах» славянофилов и западников, нельзя однозначно утверждать, что первые были исключительно реакционны, в то время как вторые «толкали» Россию на верный путь.

Во-первых, у тех и других было и общее: они полагали, что государству необходимы перемены, выступали за отмену крепостного права, развитие экономики. Во-вторых, славянофилы немало сделали для развития российского общества, пробуждения интереса к истории и культуре русского народа: вспомним хотя бы «Словарь живого великорусского языка» Даля.

Постепенно происходило сближение славянофилов и западников со значительным преобладанием взглядов и теорий последнего. Споры между представителями обоих направлений, разгоревшиеся в 40-е -50-е гг. XIX в., способствовали развитию общества и пробуждению интереса к острым социальным проблемам в среде российской интеллигенции.

Источник: https://histerl.ru/vse_mareriali/tablici/zapadniki-i-slavyanofily.htm

Ссылка на основную публикацию