Фестиваль студенческого творчества «Языки России»
21 февраля Демидовский зал Московского государственного областного университета погрузился в атмосферу праздника.
На фестивале студенческого творчества «Языки России» 15 факультетов искусно перевоплотились в представителей 15 народностей.
В этот день гости побывали на грузинской свадьбе, приобщились к искусству известных народных поэтов Тараса Шевченко, Янки Купалы, Алишéра Навоú, Ли Кын Бе, услышав их произведения как на русском, так и в оригинале
Подробнее…
Татьянин день
25 января российские студенты традиционно отметили свой главный праздник — Татьянин день, знаменуемый окончанием зимней сессии и наступлением таких долгожданных каникул.
Подробнее…
Предзащита проектов «Кадры будущего для регионов»
21 января на базе Московского государственного областного университета состоялась предзащита проектов школьников в рамках Всероссийского проекта Агенства стратегических инициатив «Кадры будущего для регионов».
Подробнее…
«Нотная тетрадь судьбы А.Вертинского»
Как мир поэтического слова может помочь нам жить, творить и быть людьми?! Жизнь и творчество Александра Вертинского – яркий пример преображения и освобождения человека от маски, одетой на него судьбой.
Подробнее…
Музыкальный конкурс «MGOUVISION 2018»
20 декабря на сцене Перловского корпуса состоялся главный вокальный конкурс нашего университета- MGOUVISION 2018, тематикой которого стало празднование Нового года.
Подробнее…
Премия «Волонтер года 2018»
6 декабря состоялась первая премия «Волонтёр года 2018», на которой вы смогли увидеть на сцене, скромных, стесняющихся, но таких искренних — волонтеров МГОУ. Премия была насыщена трогательными моментами, личными историями и теплотой, эта атмосфера никого не оставила равнодушным.
Подробнее…
Студенческий театр МГОУ в Серпухове
30 ноября в рамках Рождественских чтений г.о. Серпухова на базе школы №5 была проведена культурно-просветительская программа, включившая в себя спектакль Студенческого театра МГОУ под руководством А.Д. Хохлова «Предложение» (по А.П. Чехову) и театрализованную игру по сказкам А.С. Пушкина.
Подробнее…
Источник: http://stud.mgou.ru/
Западники и славянофилы
Когда караван поворачивает назад, впереди оказывается хромой верблюд
восточная мудрость
Две доминирующие философские мысли в России 19 века это западники и славянофилы. Это был важный спор с точки зрения выбора не только будущего России, но и ее устоев и традиций.
Это не просто выбор к какой части цивилизации относится то или иное общество, это выбор пути, определение вектора будущего развития.
В российском обществе еще в XIX столетии состоялся принципиальный раскол во взглядах на будущее государства: часть примером для наследования считала государства западной Европы, другая часть утверждала, что Российская Империя должна иметь свою особую модель развития.
Эти две идеологии вошли в историю, соответственно, как «западничество» и «славянофильство». Однако корни противостояния этих взглядов и сам конфликт не удастся ограничить только XIX веком. Для понимания ситуации, а также влияния идей на сегодняшнее общество следует немного углубиться в историю и расширить временной контекст.
Корни появления славянофилов и западников
Принято считать, что раскол в общество по поводу выбора своего пути или наследования Европы внес царь, а позже император Петр 1, который пытался модернизировать страну на европейский лад и в результате привнес на Русь множество укладов и устоев, которые были характерны исключительно для западного общества. Но это был только 1, крайне яркий пример того, как вопрос выбора решался силой, и всему обществу это решение навязывалось. Однако история спора намного сложнее.
Истоки славянофильства
Для начала следует разобраться с корнями появления славянофилов в российском обществе:
- Религиозные ценности.
- Москва есть третий Рим.
- Реформы Петра
Религиозные ценности
Первый спор о выборе пути развития историки обнаружили в ХV столетии. Состоялся он вокруг религиозных ценностей. Дело в том, что в 1453 году Константинополь, центр православия, был захвачен турками.
Авторитет местного патриарха падал, все больше было разговоров о том, что священники Византии теряют «праведный моральный облик», а в Европе католической это происходит уже давно.
Следовательно, Московское царство должно оградить себя от церковного влияния этих стран и провести очищение («исихазм») от ненужных для праведной жизни вещей, в том числе от «суеты мирской». Открытие в 1587 году патриархата в Москве стало доказательством того, что Россия имеет право на «свою» церковь.
Москва есть третий Рим
Дальнейшее определение необходимости своего пути связано с XVI столетием, когда родилась идея о том, что «Москва – третий Рим», а значит должна диктовать свою модель развития. В основе этой модели лежало «собирание земель русских» для защиты их от пагубного влияния католицизма. Тогда и родилась концепция «Святая Русь». Церковная и политическая идеи соединились в одну.
Реформаторская деятельность Петра
Реформы Петра начала ХVIII столетия были поняты не всеми подданными. Многие были убеждены, что это ненужные России меры.
В определенных кругах даже родился слух, что во время визита в Европу царя подменили, ведь «настоящий русский монарх никогда не будет перенимать чуждые порядки».
Реформы Петра раскололи общество на сторонников и противников, чем создали предпосылки для формирования «славянофилов» и «западников».
Истоки западничества
Что касается корней возникновения идей западников, кроме вышеуказанных реформ Петра следует выделить еще несколько важных фактов:
- Открытие западной Европы. Как только подданные российских монархов открывали для себя страны «другой» Европы на протяжении XVI-XVIII веков, они понимали разницу между регионами западной и восточной Европы. Они начинали задаваться вопросами причин отставания, а также путей решения этой сложной экономической, социальной и политической проблемы. Под влиянием Европы находился Петр, после «заграничного» похода во время войны с Наполеоном многие дворяне и интеллигенция начали создавать тайные организации, целью которых было обсуждение будущих реформ на примере Европы. Самой известной подобной организацией было общество декабристов.
- Идеи Просвещения. Это XVIII столетие, когда мыслители Европы (Руссо, Монтескье, Дидро) высказывали идеи о всеобщем равенстве, распространение образования, а также об ограничении власти монарха. Эти идеи быстро попали в Россию, особенно после открытия там университетов.
Суть идеологии и ее значимость
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/zapadniki-i-slavjanofily.html
Общественное движение при Николае I
ЗНАНИЯ
Общественное движение при Николае I:
В 30-50-х годах Россия переходила от аграрного общества к индустриальному (машины, производство, фабрики, становились на первое место). В связи с этим и общественные движения не придерживались единого направления.
Консерваторы (стремящиеся к устоям и традициям) следовали идеологии С.С.Уварова (в будущем министра народного просвещения). В его видении основа Российского государства заключалась в православии, самодержавии и народности. Т.е. народ — это единое целое, с единым взглядом на общее благо и справедливость, а царь един с народом.
Либералы делились на западников (В.П.Боткин, И.С.Тургенев,…) и славянофилов (братья Аксаковы, братья Киреевские и др.).
Для западников было важно единение всех народов мира, так как отделение страны ведет к ее изоляции и загниванию. Собственно и прорыв России по их мнению произошел только после реформ Петра I, соответственно необходимо продолжать в этом ключе и присоединиться к Западной культуре, чтобы создать единое культурное поле.
Славянофилы наоборот говорили о самостоятельном пути России и ненужности западных заимствований. Предполагалось даже исключить заимствованные слова (катер, баржа, флаг, матрос, флот, акт, аренда, глобус и множество других).
При этом и западники и славянофилы отрицательно относились к крепостничеству и чиновничеству; стремились к постепенным, но серьезным реформам со стороны власти; и искренне верили в Россию и её процветание.
Революционные студенческие кружки также набирали обороты, и теперь сюда входили не только высшие военные слои населения (как было у декабристов), но и другие представители общества. Полиция активно раскрывала эти кружки и не давала им укрепиться в серьезные организации.
С революционными идеями выступали и национальные движения, например, на Украине, где деятели требовали те же самые вещи: отмену крепостного права, сословий и равноправия для всех народов.
Идейными вдохновителями революционных настроений выступали А.И.Герцен, который разработал теорию русского социализма, где община крестьян имеет равные права и коллективно строит социалистическое общество без всяких самодержавцев.
К 40-м годам сформировались первые организации социалистов, обсуждающих идеи революции в России, так как была потеряна надежда изменений «сверху». Основой обсуждения также стали революции в Европе, которые могли показать, как осуществить это в России. Но в 1849 г. организацию разгромили, часть людей казнили, а некоторых сослали на каторгу.
П.Я.Чаадаев имел особое место среди мыслителей того времени.
Он говорил об отлучении России от истории мира, о духовном застое, национальном самодовольстве и других проблемах, которые не дают России развиваться.
Вскоре он был объявлен сумасшедшим, а журнал, где публиковались его письма, закрыли. Но Чаадаев отвечал на эти обвинения и продолжил выражать надежду на обновлении России и включении ее в западный христианский мир.
Источник: http://uchilegko.info/history/obschestvennoe-dvizhenie-pri-nikolae-i
ЗАПАДНИКИ
ЗАПАДНИКИ — либеральное идейное течение 1840-х — начала 1860-х годов в России.
Начало формироваться в 1839 году, когда сложился московский кружок Т.Н. Грановского. В него входили П.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, П.Н. Кудрявцев, Н.Х. Кетчер, Е.Ф. Корш, Н.Ф. Павлов, Б.Н. Чичерин. В это время взгляды западников разделяли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, П.Я. Чаадаев.
К западникам были близки И.А. Гончаров, С.М. Соловьёв, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин. После смерти Грановского (1855) московские западники (Боткин, Кетчер, Е.Ф. Кони, Корш, Соловьёв, Чичерин) объединились вокруг писателя А.В. Станкевича.
В Санкт-Петербурге в конце 1840-х годов образовалась вторая группа западников, состоявшая из молодых чиновников во главе с Н.А. Милютиным и Д.А. Милютиным. Позже они получили известность как «партия прогресса», или «либеральные бюрократы».
Ещё один кружок западников сложился в начале 1850-х годов вокруг переехавшего в Санкт-Петербург К. Д. Кавелина. Многие западники были видными профессорами и публицистами, часто выступали с лекциями и в печати, что способствовало распространению их идей.
Выразителями мнений западников были журналы «Московский наблюдатель» (1835-1839), «Отечественные записки» (с 1839), «Русский вестник» (с 1856) и «Атеней» (1858-1859), а также газета «Московские ведомости» (1851-1856).
Термины «западники» и «западничество» возникли в ходе полемики западников со славянофилами и первоначально самими западниками воспринимались как обидные политические клички (в спорах 1840-х годов использовались также прозвища «западные», «европеисты» и «нововеры»).
В политической сфере западники были сторонниками свободы совести, общественного мнения и печати, а также публичности правительственных действий и гласности судопроизводства.
По отношению к применению революционного насилия для изменения существовавшего строя первоначально среди западников наметилось два направления — радикальное (в историографии иногда именуется революционно-демократическим), допускавшее использование насилия, и умеренное, для которого было характерно отрицание насильственных способов борьбы с властью и стремление к постепенному преобразованию общества. К первому направлению традиционно относят В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарёва, однако их позиция не всегда была последовательно радикальной. Ко второму направлению принадлежало большинство западников. Разрыв Герцена с западниками (1845) и смерть Белинского (1848) окончательно определили суть идейной позиции западничества как умеренно либерального течения. Большинство западников были монархистами, считали возможным осуществление назревших реформ самим государством.
Западники, так же как и славянофилы, не имели своей организации. До 1845 года, когда между двумя течениями произошёл конфликт, приведший к разрыву отношений между ними, западники и славянофилы воспринимали себя как единое «образованное меньшинство», стремившееся пробудить общество от «умственной апатии».
Однако мировоззрение западников резко отличалось от «самобытничества» славянофилов, а также от господствовавшей «официальной народности» теории.
Основой мировоззрения западников были идеи европейского Просвещения и немецкой классической философии, признание ведущей роли разума в познании, необходимости философского осмысления при практическом освоении окружающей действительности.
Западники считали, что разум позволял познать мир (в том числе и общественные отношения) как систему причинно-следственных связей, в которой действуют познаваемые (хотя порой ещё не познанные) законы, единые для всей живой и неживой природы. Большинство западников придерживались атеистических убеждений.
Западники были противниками крепостного права. Они доказывали преимущества западноевропейской модели общественного устройства, однако они воспринимались ими лишь как ориентир развития, а не предмет слепого подражания. Отстаивали либеральные ценности, прежде всего независимость личности.
С точки зрения западников, справедливым могло быть такое общество, в котором созданы все условия для существования и самореализации личности.
Поэтому они отвергали характерные для традиционного общества идеи патриархального единства помещиков и крестьян, а также патернализма власти по отношению к подданным.
В сфере экономики западники считали, что государство при минимальном вмешательстве в развитие промышленности, торговли и транспорта должно обеспечивать неприкосновенность собственности.
В центре историософских представлений западников находилось понятие исторического прогресса, который они представляли как цепочку необратимых, качественных изменений отдельных людей и общества в целом от худшего к лучшему.
Поэтому западники считали Петра I одним из главных деятелей российской истории, который превратил движение страны по пути прогресса в «правительственную систему». Идеи западничества нашли выражение в созданном К.Д. Кавелиным, С.М. Соловьёвым и Б.Н.
Чичериным в 1840-1850-х годах направлении исторической науки, позднее получившем название «государственной школы».
Его суть заключалась в утверждении органичности и закономерности российской истории, единства исторического развития России и Запада при сохранении российских национальных особенностей (большая, чем на Западе, роль государства, которая вела к засилью бюрократии и слабому развитию общественной инициативы), в констатации того, что основой отношения государства к обществу был патернализм. По мнению западников, российское государство в форме самодержавия выражало всеобщие интересы, и поэтому именно оно под воздействием общественного мнения, развития просвещения и науки должно было стать инициатором и гарантом ликвидации сословного антагонизма в России и подготовки народа («неразвившейся части человечества») к политическим свободам. Это позволяет многим современным исследователям определять западников как либерально-консервативное идейное течение.
В 1840-х годах пафос выступлений западников был направлен на утверждение превосходства Запада, в 1850-х годах они, как и славянофилы, сосредоточились на размышлениях о путях и способах разрешения проблем, стоявших перед Россией.
В конце неудачной для России Крымской войны 1853-1856 годов некоторые западники написали получившие широкую известность записки, в которых констатировали назревший в России кризис, охвативший все стороны жизни общества, и предлагали план необходимых преобразований для выхода из него.
В первой из таких записок (1855) Б.Н. Чичерин подверг критике внешнюю политику скончавшегося императора Николая I (которая, по мнению Чичерина, носила экспансионистский характер и привела к войне), показал тесную взаимосвязь военных неудач с «внутренним неустройством государства». К.Д.
Кавелин в своей записке, также написанной в 1855 году, видел главную причину отсталости страны в крепостном праве, отмечал его пагубное воздействие на нравственное состояние общества и социальную стабильность, настаивал на необходимости освобождения крестьян с землёй и за «вознаграждение владельцам» (этот принцип лёг в основу крестьянской реформы 1861 года).
В связи с тем, что главная цель западников — отмена крепостного права — была реализована правительством, кружки западников распались в начале 1860-х годов, однако некоторые западники (К.Д. Кавелин, Б.Н.
Чичерин) продолжали играть видную роль в общественной жизни. Термин «Западники» постепенно утратил конкретность, его стали употреблять применительно к либерально настроенной части интеллигенции.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Ковалева И.Н. Славянофилы и западники в период Крымской войны (1853–1856 гг.) // Исторические записки. М., 1967. Т. 80
- Олейников Д.И. Классическое российское западничество. М., 1996
- Щукин В.Г. Русское западничество. Łódź, 2001
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/zapadniki
Главный русский спор: от западников и славянофилов до глобализма и Нового Средневековья
Предисловие
Миры в Мире, или Дискуссия
о неунифицированном будущем …………………………………….. 3
Предуведомление………………………………………………………………. 11
Введение
Сбывшиеся и несбывшиеся
предсказания о судьбе России …………………………………….. 13
Часть 1
ПРОТИВОСТОЯНИЕ …………………….. 52
Глава 1
ИСТОРИЯ ЗАПАДНИЧЕСКОГО
И ПОЧВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ ……………………… 52
Общий взгляд на историю западничества
и славянофильства ……………………………………………………….. 55
О чем спор? «Основной вопрос»
западников и славянофилов …………………………………………. 67
Петр I ………………………………………………………………………….. 75
Есть ли теперь западники и славянофилы? …………………. 81
Какова польза от соперничающего
мировоззрения?…………………………………………………………….. 90
Критика почвенничества……………………………………………….. 96
Критика западничества ……………………………………………….. 105
- Глава 2
- ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ:
- ОБЩИНА, ДУХОВНОСТЬ,
- КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ПРАВО,
- МОНАРХИЯ, ДЕМОКРАТИЯ, КУЛЬТУРА
И ЦИВИЛИЗАЦИЯ …………………………………………………… 119
Ценности и национальный характер…………………………… 121
Общинность и коллективизм ……………………………………… 134
Достижительность и труд ………………………………………….. 144
Суд, рассеянная санкция, обычное право ………………….. 153
Духовность …………………………………………………………………. 164
Державность, государственность ……………………………….. 171
Свобода. Народ$ребенок ……………………………………………. 173
Глава 3
РОССИЯ И ЗАПАД ………………………………………………….. 188
Запад: вид с Востока.
Учимся у Запада — учим Запад …………………………………. 188
Что такое Россия? (Восток: взгляд изнутри)……………… 207
Место России в мире …………………………………………………. 212
Глава 4
НАЦИЯ И ГОСУДАРСТВО………………………………………. 231
Нация и национальные интересы ……………………………….. 231
Общественная почва
и произрастающее на ней государство ………………………. 249
Автаркия …………………………………………………………………….. 261
Глава 5
О ТЕХ, КТО МОЛИТСЯ,
И ТЕХ, КТО ГОВОРИТ…………………………………………….. 267
Церковь и модернизация ……………………………………………. 267
Судьбы интеллектуальной элиты:
о тех, кто говорит ……………………………………………………… 277
Глава 6
МОДЕРНИЗАЦИЯ: УСЛОВИЯ,
ПЕРСПЕКТИВЫ, ЗАКОНЫ……………………………………… 292
Прыжок ……………………………………………………………………… 295
Прогресс …………………………………………………………………….. 300
Заимствование …………………………………………………………….. 301
Вестернизация и модернизация ………………………………….. 305
Глобализация ……………………………………………………………… 331
Война и модернизация ……………………………………………….. 346
- Содержание
- Содержание
- Глава 7
ДИАЛОГ: ДАННЫЙ И ВЕЧНЫЙ ……………………………. 351
Повтор ……………………………………………………………………….. 354
Баланс ………………………………………………………………………… 357
Прогноз ……………………………………………………………………… 359
ЧАСТЬ 2
ПРЕДСКАЗАНИЯ ………………………….. 371
Глава 8
ВЕЧНЫЙ СПОР:
ПОЛЯРНОСТЬ И БАЛАНС ……………………………………… 376
История спора и отличительные черты
современного диалога …………………………………………………. 378
Характеристика полюсов ……………………………………………. 384
Понятия западные, среднеевропейские
и русские ……………………………………………………………………. 385
Концепция развития: основные понятия ……………………. 392
Полярные модели общественного устройства.
Специализация и интеграция ……………………………………… 400
Восприятие новизны …………………………………………………… 404
Глава 9
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ…………………………………………. 413
Стратегия развития: крайнее западничество ………………. 413
Стратегия развития: крайнее почвенничество …………….. 419
Баланс со смещенным центром тяжести ……………………. 422
Стратегии развития: тео$ и антропоцентризм …………….. 428
Глава 10
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ:
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ……………………………………………………… 439
Глобальная модернизация ………………………………………….. 444
Глобализация: Север и Юг …………………………………………. 448
Противоборствующие течения:
управление движением мира ………………………………………. 457
Глобалистский мир — и глобалистские люди ……………. 461
Сценарии глобализма …………………………………………………. 470
Три сферы общественной жизни ……………………………….. 476
Глава 11
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ:
ГЛОБАЛЬНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ……………………………. 490
Новое Средневековье …………………………………………………. 491
Чередование средневековий и возрождений,
или Глобализация + Новое Средневековье ……………….. 507
Глава 12
АЛГЕБРА ГЛОБАЛИСТСКИХ МОДЕЛЕЙ ………………. 521
Кризис многополюсного мира:
будущее непосредственное …………………………………………. 521
Глобальная культура:
будущее подстерегающее …………………………………………… 532
Параллели к глобализму
и отсутствующий перпендикуляр к нему …………………… 541
Будущее изнутри: разнообразный Юг ……………………….. 553
Глава 13
РОССИЯ И ГЛОБАЛИСТСКИЕ МОДЕЛИ:
СТРУКТУРА ОЖИДАНИЙ ……………………………………… 562
Локальная Россия: будущее неопределенное …………….. 562
Локальная Россия: будущее федеративное ………………… 566
Локальная Россия: будущее южное …………………………… 570
Локальная Россия: будущее обнадеживающее…………… 577
Заключение
Структура предсказания …………………………………………….. 579
Послесловие
Двухсотлетний спор …………………………………………………… 585
Список использованной литературы ……………………………… 590
Источник: http://ecsocman.hse.ru/text/30681355/
Западники и славянофилы (сравнительная таблица)
К 1830-40 гг.
в российском обществе, начинающем уставать от последствий реакции, обрушившейся на государство после подавления восстания декабристов, формируются 2 течения, представители которых выступали за преобразования России, но видели их совершенно по-разному. Эти 2 течения – западничество и славянофильство. Что же общего было у представителей обоих направлений и чем они отличались?
Западники и славянофилы: кто они?
Время формирования течения | 1830-1850 гг. | 1840-1850 гг. |
Из каких слоев общества формировались | Дворяне-помещики – большинство, отдельные представители – богатое купечество и разночинцы | Помещики со средним уровнем доходов, частично – выходцы из купцов и разночинцев |
Основные представители | П.Я. Чаадаев (именно его «Философическое письмо» послужило толчком к окончательному оформлению обоих течений и стало поводом к началу дебатов); И.С. Тургенев, В.С. Соловьев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин.Защитником зарождающейся идеологии западничества был А.С. Пушкин. | А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, П.В. Киреевский, В.А. Черкасский.Очень близки к ним по мировоззрению С.Т. Аксаков, В.И. Даль, Ф.И. Тютчев. |
Итак, «Философическое письмо» 1836 г. написано, разгораются споры. Попробуем разобраться в том, насколько сильно различались 2 основных направления общественной мысли России середины XIX в.
Сравнительная характеристика западников и славянофилов
Пути дальнейшего развития России | Россия должна двигаться по пути, уже пройденному западноевропейскими странами. Овладев всеми достижениями западной цивилизации, Россия совершит рывок и достигнет большего, чем страны Европы, за счет того, что будет действовать на основе заимствованного у них опыта. | У России – совершенно особый путь. Ей не нужно учитывать достижения западной культуры: за счет соблюдения формулы «Православие, самодержавие и народность» Россия сможет добиться успеха и достичь равного с остальными государствами, а то и более высокого положения. |
Пути преобразований и реформ | Наблюдается деление на 2 направления: либеральное (Т. Грановский, К. Кавелин и др.) и революционное (А. Герцен, И. Огарев и др.). Либералы выступали за мирные реформы «сверху», революционеры – за радикальные способы решения проблем. | Все преобразования только мирным путем. |
Отношение к конституции и необходимому для России общественно-политическому строю | Выступали за конституционный порядок (по примеру конституционной монархии Англии) или за республику (наиболее радикально настроенные представители). | Возражали против введения конституции, считая единственно возможным для России неограниченное самодержавие. |
Отношение к крепостному праву | Обязательная отмена крепостного права и поощрение использования наемного труда – таковы взгляды западников этом вопросе. Это ускорит ее развитие, приведет к росту промышленности, экономики. | Выступали за отмену крепостного права, но при этом, как они считали, необходимо было сохранить привычный уклад крестьянской жизни – общину. Каждую общину необходимо наделить землей (за выкуп). |
Отношение к возможностям развития экономики | Считали нужным быстрыми темпами развивать промышленность, торговлю, строить железные дороги – все это с использованием достижений и опыта западных стран. | Выступали за поддержку правительством механизации труда, за развитие банковского дела, строительство новых железных дорог. Во всем этом нужна последовательность, действовать надо постепенно. |
Отношение к религии | Некоторые западники относились к религии как к суеверию, некоторые исповедовали христианство, но ни те, ни другие не ставили религию во главу угла, когда дело касалось решения государственных вопросов. | Религия имела для представителей этого течения огромное значение. Тот целостный дух, благодаря которому идет развитие России, невозможен без веры, без православия. Именно вера – «краеугольный камень» особой исторической миссии русского народа. |
Отношение к Петру I | Отношение к Петру Великому особенно резко «разводит» западников и славянофилов.Западники считали его великим преобразователем и реформатором. | Отрицательно относились к деятельности Петра, полагая, что он насильно заставил страну двигаться по чуждому ей пути. |
Итоги «исторических» дебатов
Как обычно, все противоречия между представителями двух течений разрешило время: можно сказать, что Россия пошла по тому пути развития, который ей предлагали западники.
Произошло отмирание общины (как и предполагали западники), церковь превратилась в институт, не зависящий от государства, самодержавие было устранено.
Но, рассуждая о «плюсах» и «минусах» славянофилов и западников, нельзя однозначно утверждать, что первые были исключительно реакционны, в то время как вторые «толкали» Россию на верный путь.
Во-первых, у тех и других было и общее: они полагали, что государству необходимы перемены, выступали за отмену крепостного права, развитие экономики. Во-вторых, славянофилы немало сделали для развития российского общества, пробуждения интереса к истории и культуре русского народа: вспомним хотя бы «Словарь живого великорусского языка» Даля.
Постепенно происходило сближение славянофилов и западников со значительным преобладанием взглядов и теорий последнего. Споры между представителями обоих направлений, разгоревшиеся в 40-е -50-е гг. XIX в., способствовали развитию общества и пробуждению интереса к острым социальным проблемам в среде российской интеллигенции.
Источник: https://histerl.ru/vse_mareriali/tablici/zapadniki-i-slavyanofily.htm