Анализ в психологии — студенческий портал

Анализ в психологии - Студенческий портал

Далеко-далеко в прекрасном королевстве жила-была Принцесса. Она отличалась ото всех других принцесс тем, что росла болезненной, и Король с Королевой очень сильно опекали ее. Они переживали за каждый

Анализ в психологии - Студенческий портал

В каждой из нас есть внутренняя женщина и внутренний мужчина. Внутри нас как бы живут две субличности, которые постоянно взаимодействуют. И то насколько они находятся в балансе, насколько гармоничны

Анализ в психологии - Студенческий портал

Интернет пестрит трудами про то, как отличить правду от лжи по движениям глаз, удлиняющемуся носу и по прочим мимическим радостям. Решил бросить свои пять копеек в решение этого вопроса и я. Есть

Анализ в психологии - Студенческий портал

Нас окружает множество предложений психологических услуг, однако не все услуги психологической помощи предлагают психологи. Кто же такой — психолог?

Анализ в психологии - Студенческий портал

Каждое утро, только открыв глаза и поняв, что наступил новый день, она испытывает страх. Снова новый день… Снова идти на работу, поэтому как только понимает, что наступил новый день, хочется продлить

Анализ в психологии - Студенческий портал

Что такое социальное тревожное расстройство или «лучше я постою в сторонке» Социофобия — это достаточно распространенное явление, при котором мы не просто волнуемся в обычных бытовых, социальных

Анализ в психологии - Студенческий портал

Статья о том, как зависимость от трудовой деятельности влияет на здоровье человека.

Анализ в психологии - Студенческий портал

Депрессия очень знакомый термин для каждого из нас. Как часто мы говорим “я в депрессии” или “у меня депрессия”. По статистике, сейчас каждый четвертый имеет депрессивный синдром. А последствия этого

Анализ в психологии - Студенческий портал

Каждый хоть раз задумывался о том, что такое любовь. Смесь чувств? Эмоций? Ответственность или привязанность? Безусловна ли, может ли длится вечно? Мы все по-разному ее определяем и описываем, и как

Анализ в психологии - Студенческий портал

Согласитесь, вокруг стало их очень много. Обе эмоции настолько болезненны и деструктивны, что сопровождающая их нервозность, агрессия, гнев, боль и ненависть просто заполняют все пространство рядом с

Статья о возможном избыточном внимании, которое уделяется прошлому и настоящему и злоупотреблении призывами жить сегодняшним днем. Противопоставление традиционному подходу в психоанализе теории о

Современное состояние культурного процесса всё явственнее показывает нам, что такой характеризующий признак произведения искусства как массовость и высокий уровень популярности отнюдь не умаляет

Анима (от лат. anima – душа) – бессознательное представление, выступающее в образе женского начала в мужчине.

Анимус (от лат. animus – дух) – бессознательное представление, выступающее в образе мужского начала в женщине.

Сервис поиска и продвижения услуг Profiles провел свой независимый рейтинг среди специалистов 10 категорий. За право называться лучшими в своем деле в течение 3 месяцев боролись визажисты,

Жан Вильям Фриц Пиаже — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии,

Profiles.ru проводит рейтинг среди специалистов из Санкт-Петербурга в сфере красоты и здоровья: фитнес-тренеров, диетологов, стилистов, парикмахеров, визажистов, мастеров по ногтям, дизайнеров

Наверное, каждому из нас с раннего детства знаком незабываемый (в самом отвратительном смысле этого слова) вкус лукового супа. Редко кому он по нраву: обычно пары ложек этого вареного месива за глаза

Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Основатель кафедры и отделения психологии

Блюма Вульфовна Зейгарник (урождённая Герштейн) — советский психолог, основательница советской патопсихологии. Широко известен результат дипломной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта

Мы часто раздражаемся и злимся на родителей, а потом виним себя за это. О том, откуда это раздражение и как с ним быть, читайте в статье.

‹ › Психологические тесты Психологические тесты онлайн

  • Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices) — тест, предназначенный для…
  • Методика восьми влечений или Метод портретных выборов (МПВ) — это проективный личностный…
  • Тест — опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда предназначен для диагностики типа акцентуации…
  • Еще один простой и доступный для любого психолога тест, который позволяет достаточно…
  • Жизнь ребенка в школе или в садике — это всегда загадка для родителей: хорошо ему там или…
  • Шкала созависимости Уайнхолд (The Codependency Self-Inventory Scale) разработана в 1989…
  • Проективный тест «Куб в пустыне» позволяет увидеть себя таким, каким Вы есть на самом…
  • Методика восьми влечений или Метод портретных выборов (МПВ) — это проективный личностный…
  • Цветовой тест Люшера — психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером….
  • Эрик Леннард Берн (наст. имя: Леонард Бернстайн) — американский психолог и психиатр….
  • Жан Вильям Фриц Пиаже — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению…
  • Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии…
  • Жан Вильям Фриц Пиаже — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению…
  • Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии…
  • Блюма Вульфовна Зейгарник (урождённая Герштейн) — советский психолог, основательница…
  • Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные детерминанты…
  • Многие исследователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать…
  • Карл Рэнсом Роджерс — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической…

Книги по психологии и саморазвитию

Источник: https://psychojournal.ru/

«Консультативная психология. Персонология»

Анализ в психологии - Студенческий портал

Подписано новое соглашение о студенческом обмене между факультетом социальных наук НИУ ВШЭ и Университетом Бергамо в интересах программ магистратуры в области психологии.

Образованиеновое в ВШЭмеждународное сотрудничество

28 ноября  2019

Общеуниверситетская комиссия НИУ ВШЭ приняла решение о переходе обучающихся с платного обучения на бесплатное, для студентов подавших своё заявлнение о переходе на бюджетное место

Университетская жизньдостиженияофициальнобакалавриат

3 августа  2018

«К этой удивительной выразительности и яркости контакта трудно подбирать слова. Как к любви или к каким-то сильным переживаниям». Так отозвался один из участников Большого Энкаунтера, который 23 и 24 июня в третий раз был организован российским обществом человекоцентрированного подхода в стенах факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

1 августа  2018

28 мая стартовала четвертая в этом году волна проекта «Студенческая оценка преподавания».

28 мая  2018

В середине этого ноября по всей Высшей школе экономики прошли выборы в студенческие органы самоуправления, и наш факультет не был исключением. Был избран студенческий совет факультета третьего созыва, который приступил к своим обязанностям буквально вчера.

Университетская жизньрепортаж о событии

5 декабря  2017

С 30 ноября стартовала вторая в этом году волна студенческой оценки преподавания. Студенты оценивают дисциплины, по которым во 2 модуле проводились аудиторные занятия и предусмотрено проведение экзамена. Опрос доступен студентам до 23:59 21 декабря 2017 года, форма для заполнения располагается в личных кабинетах LMS. 

1 декабря  2017

Началась подача заявок на конкурс научно-исследовательских работ студентов (НИРС). Для победителей будут организованы тренинги по развитию академических навыков, а те из них, кто учится на бюджетных местах, также увеличат свои шансы на получение повышенной государственной академической стипендии за научную работу. Принять участие в конкурсе могут студенты не только Вышки, но и других вузов.

Университетская жизньстудентыприглашение к участиюНИРС

15 сентября  2017

Анализ в психологии - Студенческий портал

У психологов Вышки произошло долгожданное событие — департамент психологии, который находился в одном из самых отдаленных корпусов университета на Волгоградском проспекте, переехал в Армянский переулок. По соседству (в Кривоколенном переулке) разместились его лаборатории. Рассказываем и показываем, где и как будут учиться студенты уже с сентября.

Университетская жизньрепортаж о событии

5 июля  2017

Вслед за факультетским конкурсом на участие в студенческих программах обмена подведены итоги общевышкинского конкурса. Для участия в международной академической мобильности в осеннем семестре 2017 г.

в рамках общеуниверситетских соглашений рекомендовано 142 студента, в том числе 13 студентов факультета социальных наук, cреди них — один студент 1 курса образовательной программы «Консультативная психология.

Персонология».

Образованиестудентыбакалавриатмагистратурамеждународное сотрудничество

1 июня  2017

Buon Compleanno, Yaroslav Ivanovich! Сегодня «круглый» День рождения Ярослава Ивановича Кузьминова. Ребята из Италии, Испании, Англии, Индонезии, Армении, Индии, Ирана и многих других стран приехали к нам в Москву благодаря энтузиазму сотрудников Вышки и инициативе, поддержке ректора. С Днем Рождения!

Свободное общениене учебастуденты

26 мая  2017

Источник: https://www.hse.ru/ma/consult/students/

Как в российских вузах устроена психологическая поддержка студентов и почему ее недостаточно?

По разным оценкам российских исследователей, от 10 до 30% студентов высших учебных заведений нуждаются в психологической помощи, но специалисты есть далеко не при каждом вузе. К тому же конкретной статистики по этой проблеме в России нет. Как работают кабинеты психологической помощи при нескольких вузах и насколько они эффективны — в материале ТД.

Анализ в психологии - Студенческий портал Преподаватель Московского государственного педагогического университета читает лекцию по психологии Олег Ласточкин / РИА Новости

Зачем нужны кабинеты психологической помощи?

Создать в вузе реально функционирующую социально-психологическую службу могут, как правило, только крупные учебные заведения, рассказывает Валерия Манина, кандидат психологических наук, доцент Оренбургского государственного аграрного университета.

«В небольших вузах такие службы направлены в основном на работу со студентами с ограниченными возможностями здоровья и держатся на энтузиазме отдельных сотрудников», — говорит Манина.

По ее словам, в вузах, в отличие от школ, психологическая служба развита на недостаточно высоком уровне, хотя и существует «ряд российских исследований, которые доказывают эффективность психологической работы со студентами».

«Количество студентов, нуждающихся в поддержке специалиста, достаточно велико, и дело зачастую в элементарных психологических проблемах.

И несмотря на высокий адаптационный потенциал молодых людей, зачастую им не хватает опыта для решения проблем, с которыми они не могут обратиться к родителям или преподавателям», — подчеркивает Манина.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии НИУ ВШЭ Ирина Макарова рассказывает, что в США существуют разные исследования и способы оценки нуждаемости в психологической помощи населения, в частности студентов университетов и колледжей.

«В целом показатели примерно одинаковые и составляют 8—10% от общего числа.

То есть если в Москве живет 15 миллионов, то около 1,5 миллиона нуждаются в психологической помощи, если в НИУ ВШЭ учится 25 тысяч студентов, то 2,5 тысячи нуждаются и готовы обращаться.

Здесь тоже есть различия: нуждаться человек может, но он никогда не обратится к психологу, а скорее поговорит с друзьями или родными, и это лучший и самый продуктивный вариант из непрофессиональных способов поддержки», — рассказывает Макарова.

В каких вузах уже созданы такие кабинеты?

Самая первая психологическая служба при вузе появилась в 1977 году в Казанском (Приволжском) федеральном университете: там она действовала при кафедре педагогики и психологии. В целом же тенденция к открытию психологических служб при университетах в современной России появилась в середине 90-х.

На сегодняшний день кабинеты психологов открыты при следующих вузах: МГУ, МГИМО, МГСУ, НИУ ВШЭ, Ленинградский ГУ им. Пушкина, Казанский ФУ, Ярославский ГУ, Южный ФУ, МГТУ им. Баумана, Астраханский ГТУ, Белгородский ГУ, Волгоградский ГАУ, Кемеровский ГУ, Саратовский ГТУ, Томский ПУ, Ростовский ГУ им. Есенина.

Читайте также:  Возможности текстового процессора ms word - студенческий портал

Для того чтобы посмотреть, как работают кабинеты психологической помощи, «Такие дела» изучили два примера: столичный (НИУ ВШЭ) и региональный (Ярославский государственный университет им. Демидова).

Опыт московской ВШЭ

В НИУ ВШЭ Центр психологического консультирования был создан в 2003 году.

Туда могут бесплатно обратиться студенты университета по любому вопросу, семейного или учебного характера, а также сотрудники университета, но только если их вопрос касается взаимодействия со студентами или их состояния и самочувствия. В остальных случаях консультации платны, их могут взять сотрудники по личным вопросам, родители студентов, абитуриенты и выпускники НИУ ВШЭ.

Помимо непосредственно личного консультирования в Центре есть групповые консультации, арт-терапевтические занятия, тренинги социально-психологической направленности, киноклуб, где фильм можно обсудить с психологами. Со следующего учебного года планируется открытие круглосуточной горячей линии психологической помощи.

По словам Макаровой, за последний год количество обращений студентов увеличилось в два раза и возросло до 2 тысяч. Директор центра связывает это с тем, что помощь в вузе стала доступнее: увеличилось число консультирующих специалистов, а также мест для проведения консультаций.

«Также укрепляется доверие к психологам: многие студенты, когда заполняют заявку, пишут, что пришли по рекомендации друзей.

В-третьих, к сожалению, жизнь становится все сложнее и сложнее, и это напряжение накапливается и аккумулируется в разных областях нашей жизни.

Поскольку студенты — очень уязвимая группа, то мы видим их подверженность сильным эмоциональным переживаниям», — отмечает Макарова.

По словам директора центра, за последний год из-за повышения спроса на получение психологических консультаций появились очереди при ожидании первичного приема. «К сожалению, у нас довольно много студентов, 10—15% (а в сессионный период даже 25%), которые записываются на первичные консультации и не приходят», — говорит Макарова.

«Такие дела» поговорили с десятью разными студентами НИУ ВШЭ о работе центра и помощи, которую они там получили.

Половина из них ответила, что консультации помогли преодолеть внутренние переживания, другая половина — что ничего не изменилось.

Было много претензий к слишком длинным ожиданиям между приемами, также несколько студенток отметили, что почувствовали осуждение со стороны своего психолога.

«Когда я поняла, что мне нужна помощь со стороны, я обратилась в Центр психологической помощи по совету знакомой. Состояние у меня было не из самых радужных, но своего приема пришлось ждать около двух месяцев.

Когда пришла на прием, психолог внимательно меня выслушала, “угостила” одноразовыми носовыми платочками и, томно вздохнув, объявила, что я абсолютно в порядке», — рассказывает Анна, студентка 1-го курса магистратуры.

Студентке 2-го курса магистратуры Анастасии встречи с психологом, по ее словам, помогли. «Мне повезло с психологом, я ее не меняла с первой встречи. Я пошла к ней, когда у меня был пик проблем с тревожностью с сильновыраженными симптомами.

Лично я чувствую вклад наших встреч во многие сферы моей жизни.

И если в вопросе тревожности это не только психологические консультации, а комплексная работа нескольких специалистов, то в ситуации с отношениями с другими людьми и мировосприятием я чувствую сильную разницу до начала встреч с психологом и после», — говорит Анастасия.

Опыт ярославского госуниверситета

В Ярославском государственном университете им. Демидова в 2007 году была открыта кафедра консультационной психологии, а в 2014 году направление подготовки — психологическое консультирование (магистратура). Для практики студентов в вузе создали Центр корпоративного обучения и консультирования, а позже — региональную Ассоциацию психологов-консультантов.

«На каждой из этих площадок ведется активная работа со студентами: они участвуют в разборе сложных случаев на заседаниях ассоциации, проходят практику в центре», — говорит Надежда Клюева, завкафедрой консультационной психологии ЯрГУ и директор региональной Ассоциации психологов-консультантов.

При этом сами студенты программы не занимаются психологическим консультированием других обучающихся. Сотрудники кафедры консультационной психологии привлекали к этому коллег из ярославской региональной Ассоциации психологов-консультантов. Они проводят платные консультации для студентов ЯрГУ со значительной скидкой, что выходит дешевле, чем обратиться к стороннему специалисту.

Помимо этого кафедра консультационной психологии уделяет большое внимание просветительской работе в ЯрГУ. Уже больше 10 лет они устраивают лектории в научно-популярном формате.

«В среднем это одна-две встречи в месяц», — уточняет Клюева. Это, по словам интервьюера, также повлияло на то, что за последнее время значительно увеличилось количество обращающихся за помощью.

При этом за консультациями могут обратиться не только студенты, но и их родители.

Студентка ЯрГУ Анастасия рассказывает, что попасть на прием к психологу просто, очередей нет. «[Я] позвонила, рассказала, что меня тревожит, мне посоветовали определенного психолога, и я записалась буквально через неделю», — говорит девушка.

Проблема у Анастасии была следующая: пропало желание что-либо делать, появилось плохое настроение и самочувствие.

«Под конец консультаций, спустя семь-восемь занятий, я поняла, что все: силы восстановлены, появилась цель, я нашла в себе силы и ресурсы — и на душе стало легко», — рассказывает Анастасия.

Зарубежный опыт

В Европе и США психологические центры чаще всего выступают как отдельные от университетов структуры. При этом, в отличие от России, финансирование таких центров лежит на страховых компаниях  и на студентах, которые оплачивают ежегодные взносы.

Как правило, помощь специальных служб для студентов в зарубежных вузах может быть двух видов: профессиональное менторство, благодаря которому можно определиться с будущей профессиональной карьерой, а также консультирование, во время которого решаются личные проблемы обучающихся. Кто-то привлекает к этой работе профессиональных психологов-консультантов, кто-то — студентов старших курсов направления психологии.

Про опыт работы с психологом в Калифорнийском университете в Сан-Диего рассказывает студентка Кристина Докучаева. По ее словам, перед тем как записаться на прием, с ней провели 15-минутное собеседование по телефону по поводу ее проблем.

«Психолог в обязательном порядке задал ряд базовых вопросов о наличии суицидальных мыслей, о физическом насилии, после чего мы договорились о личной встрече и за мной закрепили определенное время на каждую неделю до конца семестра.

Этот час в неделю действительно очень сильно помогал мне посмотреть на ситуацию с другой стороны, подумать о положительных моментах и найти решение существующих проблем», — резюмирует Докучаева.

Исследования:

  • Дударев И. В. Создание службы психологической поддержки в вузе, 2012. 
  • Кулыгина М. А., Логинов И. А., Царенко Д. М. Медико-психологическое сопровождение в вузе: предпосылки и практическая реализация / Психологическая служба университета: реальность и перспективы, 2017. 
  • Макарова И. В. Психологическая служба вуза: реальность и мечты / Психологическая служба университета: реальность и перспективы, 2017. 
  • Kulygina, M., Loginov, I.  Students mental health and multistage prevention programme: The Russian experience. Mental Health and Prevention, 2015.

Источник: https://takiedela.ru/news/2019/07/03/psikhologi-dlya-studentov/

Психологической диагностики для студентов

Слайд 1

Психологической диагностики для студентов. Выполнила Магистрант 2 курса Воробьева М.А.

Слайд 2

Основные направления деятельности психолога психологической службы, виды психологической работы и используемые методы представлены в таблице. Направление работы Вид психологической работы Используемые методы 1.

Отбор студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование 2.Адаптация новых студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование 3.

Изучение мотивации учебной деятельности студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование Психологическое консультирование Индивидуальные консультации Психологическая коррекция Тренинги

Слайд 3

4.Изучение взаимоотношений студентов в учебном коллективе Психологическая диагностика Беседа, тестирование Психологическое консультирование Индивидуальные консультации 5.

Повышение стрессоустойчивости студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование Психологическое консультирование Индивидуальные консультации Психологическая коррекция Тренинги 6.

Развитие навыков делового общения у студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование Психологическое консультирование Индивидуальные консультации Психологическая коррекция Тренинги

Слайд 4

Особенности психологической диагностики, проводимой психологом Направление работы Название методики Цель использования 1.Отбор абитуриентов 1.МЛО «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В.

Чермянина Изучение нервно-психической устойчивости, коммуникативных навыков и моральной нормальной нормативности, составляющих личностный потенциал, а также выявление акцентуаций характера. 2.

Изучение мотивации профессиональной деятельности Методика «Мотивация на успех или избегание неудач», методика «Мотивация обучения в ВУЗе» Выявление доминирующих мотивов, направленности личности на достижение успеха или избегание неудач

Слайд 5

Методики для социальной активности студентов «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева), «Методика для диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реан, В.А.

Якунин модификация М.Ц. Бадмаевой), «Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн» (Модификация А.М. Прихожан), «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана), Методика «Шкала эмоционального отклика» (А.

Меграбян и Н. Эпштейн)

Слайд 6

«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана) Автором методики является А. А. Реан. Направлена на изучение мотивации успеха. Тест состоит из 20 утверждений, на которые испытуемый должен отвечать «да», «нет».

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен.

При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Слайд 7

«Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева) Джеймс Крамбо и Леонард. Махолик, на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла, в 1968 г. разработали тест «Цель в жизни» (PIL — Purpose in Life). Д.А.

Леонтьев исследовал факторную структуру теста осмысленности жизни и на основании полученных при факторном анализе результатов тест осмысленности жизни был преобразован в многомерный «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО).

Цель данной методики — изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа Я. Методика СЖО включает 20 описаний действий, переживаний или состояний, которые оцениваются по семибалльной шкале в зависимости от того, насколько они характерны, типичны для испытуемого.

Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля: «Цели в жизни», «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией», «Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни)», «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни».

Слайд 8

Тест СЖО позволяет, таким образом, оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал. Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале.

Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия.

Читайте также:  Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками - студенческий портал

После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым. Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ) — все 20 пунктов.

Слайд 9

«Методика для диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин модификация М.Ц. Бадмаевой) Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.

Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа. Цель теста: диагностика учебной мотивации студентов.

Методика включает в себя 7 шкал — коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа, всего 34 мотива учебной деятельности, каждый из которых испытуемому предлагается оценить по 5-балльной системе по значимости для самого испытуемого: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов — максимальной. При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.

Слайд 10

«Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн» (Модификация А.М. Прихожан) Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн названа по именам двух ее авторов. Тамара Дембо данную методику разрабатывала с целью изучения представлений о счастье. С. Я. Рубинштейн создала модификацию методики Дембо для изучения самооценки. А.М.

Прихожан также модифицировала методику, добавив еще три шкалы: «авторитет у сверстников», «умение много делать своими руками, внешность». А вместо шкалы «счастье» введена шкала «уверенность в себе». Таким образом данная методика имеет 7 шкал.

Тест предназначен для психологической диагностики состояния самооценки по следующим параметрам: высота самооценки, устойчивость самооценки, степень реалистичности (адекватности) самооценки, степень критичности, требовательности к себе, степень удовлетворенности собой.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е.

уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы.

При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается).

Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам). Затем рассчитывается средняя величина каждого показателя по всем шести шкалам.

Слайд 11

Методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейн) Этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном и модифицирован Н. Эпштейном. С точки зрения А. Меграбяна, эмоциональная эмпатия — это способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним.

Методика «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия или несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии.

Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и люди, которым испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни. Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия или несогласия с каждым из них.

Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения. По сравнению с исходным вариантом опросника несколько изменена шкала ответов, составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки. Обработка проводится в соответствии с ключом.

За каждый ответ начисляется от 1 до 4 баллов. Для анализа полученных данных использовались методы математико-статистической обработки данных: Описательная статистика; Корреляционный анализ.

Слайд 12

МЕТОДИКА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ (А.А.РЕАН И В.А.ЯКУНИН, МОДИФИКАЦИЯ Н.Ц.БАДМАЕВОЙ) Инструкция к тесту Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

Слайд 13

ТЕСТ 1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия. 2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. 3. Хочу стать специалистом. 4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности. 5.

Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии. 6. Чтобы не отставать от друзей. 7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания. 8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов. 9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте. 10.

Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми. 11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого. 12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке. 13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу. 14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.

15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих. 16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем. 17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5». 18. Просто нравится учиться. 19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его. 20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям. 21.

Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы. 22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания. 23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности. 24. Любые знания пригодятся в будущей профессии. 25. Потому что хочу принести больше пользы обществу. 26.

Стать высококвалифицированным специалистом. 27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью. 28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей. 29. Быть на хорошем счету у преподавателей. 30. Добиться одобрения родителей и окружающих. 31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой. 32.

Потому что знания придают мне уверенность в себе. 33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение. 34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.

Слайд 14

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА • Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32. • Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19. • Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34. • Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26. • Шкала 5.

Мотивы творческой самореализации: 27, 28. • Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24. • Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.

Слайд 15

«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана Инструкция : отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет».

Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.

Слайд 16

Текст опросника Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех. В деятельности активен. Склонен к проявлению инициативности. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.

При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность моей деятельности ухудшается. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.

Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Слайд 17

Ключ к опроснику Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20. Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Обработка результатов и критерии оценки За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от 1 до 7 , то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если количество набранных баллов от 14 до 20 , то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13 , то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен.

При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех. Мотивация на успех относится к позитивной мотивации.

Читайте также:  Внутренние воды восточно-европейской равнины - студенческий портал

При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели.

целеустремленность. Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий.

Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах.

Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2016/03/10/psihologicheskoy-diagnostiki-dlya-studentov

Томский политехнический университет — Изучение личности и коллектива студентов

Изучение личности и коллектива студентов

Изучение личности и коллектива студентов — важный аспект деятельности куратора, ибо ее успех в большой степени зависит от знания конкретного человека и процессов, происходящих в коллективе. Чтобы куратор работал профессионально, нужно знать методы изучения и правильно их применять, учитывая современные научные достижения.

Изучение личности и коллектива студентов и воспитание — единый процесс.

Однако в работе куратора, и, прежде всего, преподавателя, наблюдаются две крайности: одни преподаватели придерживаются позиции «сам себе психолог», игнорируя целенаправленное изучение студентов; другие, наоборот, абсолютизируют психологию и считают, что анкеты и тексты дадут ответ на любой вопрос. Вместе с тем, анализ типичных трудностей, с которыми сталкиваются кураторы, показывает, что они связаны с недостаточным знанием индивидуальных и возрастных особенностей студентов.

Перед куратором, начинающим работу с группой, неизбежно встают вопросы: что изучать; как изучать; для чего изучать. Только ясное представление о том, на что будет направлено внимание, позволит управлять воспитательным процессом.

Целесообразно использовать следующие принципы изучения:

  • систематичность и последовательность — изучение проводится не от случая к случаю, а в определенной системе в соответствии с задачами воспитательной работы;
  • планомерность — методы и способы изучения избираются в соответствии с содержанием и применяются в определенные сроки;
  • научность — используются известные методики, что не исключает творческого подхода, когда психолог может, например, самостоятельно составить анкеты; главное — обеспечить достоверность изучения;
  • разносторонний подход — важно проводить комплексное изучение, уделяя внимание всем видам деятельности и личности, и коллектива;
  • оптимистический подход — необходимо выявить положительные качества личности, что позволит в дальнейшем с опорой на них осуществлять эффективное воспитательное воздействие;
  • педагогический такт — любые методы сбора информации должны проводиться с соблюдением уважения к личности;
  • конфиденциальность — любое обследование должно проводиться с согласия студента, результаты анализа не подлежат разглашению без его разрешения.
  • Следует еще раз подчеркнуть, что изучение личности и коллектива студентов должно быть ориентировано на решение актуальных педагогических задач и органически связано с учебно-воспитательным процессом.
  • Ниже приводятся материалы, которые помогут организовать изучение личности студентов на занятиях и при подготовке и проведении воспитательных мероприятий.
  • Схема изучения личности и коллектива студентов.
Что изучать (содержание) Как изучать (формы и методы) Где использовать полученные данные
1 Состав группы: количественный, половозрастной, социальный Изучение документации, анкетирование При планировании воспитательной работы, организации коллективных творческих дел
2 Межличностные отношения Социометрия, анкетирование При составлении характеристики
3 Интересы и увлечения Анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы При планировании, для организации мероприятий
4 Актив Наблюдение, индивидуальные беседы со студентами, преподавателями Для улучшения работы органов самоуправления
5 Общественное мнение Анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы Для совершенствования воспитательной работы в группе
6 Возрастные особенности студентов Изучение соответствующей литературы, наблюдение Для работы с родителями студентов
7 Студенты группы риска Наблюдение, индивидуальные беседы с преподавателями, родителями Для предупреждения возможных негативных поступков
8 Социально-психологический портрет Для работы со студентами и родителями студентов

Кураторам для определения интересов, увлечений и потребностей студентов рекомендуется использовать анкеты для опроса на часах куратора.

На основании проведенных анкет необходимо построить план работы куратора на отчетный период. План воспитательной работы, являясь программой действий участников педагогического процесса, — основа всей работы куратора.

План предшествует практической деятельности и должен отразить:

  • результаты и оценку достигнутого;
  • цели, стратегические ориентиры будущей деятельности;
  • программу действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей;
  • реальные сроки реализации намеченного;
  • ответственных за выполнение конкретных дел.

При составлении плана определяются требования, следование которым обеспечивает качество планирования. Обобщая все вышесказанное, можно выделить следующие критерии планов воспитательной работы.

Соответствие содержания плана положениям основных нормативных документов (закон Российской Федерации «Об образовании», государственные образовательные стандарты, Устав учебного заведения и т.д.).

Актуальность плана предусматривает отражение в нем важных событий в жизни общества, реакцию на существующие сегодня острые проблемы. План должен учитывать такие наиболее важные проблемы, вмещающиеся в деятельности учебного заведения.

Целесообразность плана предлагает педагогическую обоснованность всех проводимых мероприятий: для чего, ради чего и для кого проводится то или иное дело, как учтены особенности развития коллектива, его традиции.

Конкретность плана означает, что в него включены практические дела, за которые персональную ответственность несут те или иные лица и которые проводятся в строго определенные сроки.

Общие формулировки (например, оказание помощи активу, повышение качества трудовой деятельности, беседа об успеваемости и дисциплине и т.д.

), никого и ни к чему не обязывающие, являются серьезным недостатком плана и должны решительно корректироваться.

Реальность плана предусматривает правильный отбор и равномерное по времени распределение дел, необходимых и достаточных для решения воспитательных задач. Следует иметь в виду, что при обилии мероприятий снижается возможность качественной их подготовки, а значит, и результаты будут соответствующими.

Единство цели и средства воспитания означает, что поставленной цели должны отвечать правильно отобранные дела.

Календарная последовательность плана предусматривает, что все воспитательные мероприятия должны планироваться в хронологической последовательности.

Склярова Е.А., Факультет естественных наук и математики

Источник: http://portal.tpu.ru/departments/centre/csr/inst_kur/material

Анализ учебной успеваемости студентов в аспекте лени как особого стиля поведения

Учебная успеваемость как степень усвоения знаний, умений, навыков, установленных учебной программой, является важной проблемой изучения [1].

В данное время учебные программы все более усложняются и немаловажным является анализ психологических факторов, оказывающих влияние на учебную успеваемость.

Одним из факторов является лень, в последнее десятилетие перешедшая из области житейской психологии в сферу научной, о чем свидетельствуют две кандидатские диссертации и большое количество научных статей.

В психологии лень определяют либо как личностное свойство, характеризующееся немотивированным уклонением от выполнения порученного дела, склонностью к пустому времяпрепровождению и получению удовольствия от безделья [5], либо как психическое состояние, характеризующееся отсутствием желания работать, делать что-либо, требующее волевого усилия [4].

Лень может быть обусловлена не только внешними, то есть социальными факторами, но и внутренними, биологическими факторами.

Лень во многом зависит от «силы воли» и от мотивации, которые определяются наличием таких природных задатков, как сильная или слабая нервная система, преобладанием возбуждения или торможения по внутреннему балансу (выраженностью потребности в активности) [2].

Возможно также, что лень является результатом отсутствия экзистенциальной мотивации, благодаря которой человек обретает смысл к жизни, труду и т.д. [3]. 

Исследование учебной успеваемости в аспекте лени проводилось на базе Самарского государственного медицинского университета. Количество лиц, принявших участие в исследование, составило 46 человек в возрасте от 20 до 23 лет.

На основании анализа оценок в зачетных книжках, а также количества пересдач экзаменов и продлений сессий были сформированы две группы: группа успевающих студентов, у которых средняя оценка за сессии была 4-5 и не было пересдач (25 человек), а также группа неуспевающих, имевших удовлетворительные и неудовлетворительные оценки и пересдачи без уважительных причин (21 человек). 

В качестве диагностических методик были применены следующие: анкета «Исследования представлений о лени» И.С. Якиманской, В.В. Воробьевой; проективные методики «Незаконченные предложения» и «Моя лень» Д.А. Богдановой и С.Т. Посоховой; опросники для оценки настойчивости и упорства Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко; тест «Мотивация к успеху» Т. Элерса.

На первый вопрос анкеты «Исследование представления о лени» «Что Вы понимаете под словом лень?» 74% опрошенных ответили: «нежелание что-либо делать», 13% отметили, что это «усталость, низкая работоспособность», 7% отметили – «вредная привычка, свойственная многим людям».  Неуспевающие студенты чаще давали ответы, интерпретирующие лень как отсутствие какой-либо деятельности или возможность избежать работы (19 из 21 человека), тогда как у успевающих студентов встречались и другие ответы.

На второй вопрос «Когда Вы ленитесь?» испытуемые в основном отвечали, что они ленятся вечером после трудового дня (64%), а некоторые отвечали, что им трудно по утрам себя заставить чем-то заниматься, а именно вставать (36%). Именно во второй группе, в группе неуспевающих, можно отметить преобладание ответов, касающихся утренних проблем, в связи с чем эти студенты часто опаздывают или пропускают занятия.

На следующий вопрос «Как часто Вы ленитесь?» 58% из всего числа обследуемых отмечают, что очень часто, практически каждый день, 42% ответили, что редко, периодически ленятся. Из 26 человек, выбравших ответ «очень часто», 18 человек имеют низкую успеваемость и только 8 человек – хорошую или высокую. Это различие имеет подтвержденную статистическую значимость.

На вопрос «В чем помогает лень?» успевающие студенты в основном отвечают, что лень им помогает «делать дела быстрее и качественнее с первого раза или вообще ни в чем не помогает. Неуспевающие студенты чаще отмечают, что им лень помогает «расслабляться», «отдыхать», а также что лень мешает хорошо учиться и на хорошие оценки сдавать экзамены.

Далее обследуемые отмечали по десятибальной шкале степень выраженности лени в различных сферах жизни (таб.1).

Таблица 1

Оценка выраженности лени в различных сферах жизни (ср.зн.)

Группы Учеба Общение с друзьями Общение с родителями Интимное общение Домашние дела Обязанности, обещания Отдых, развлечения Самосовершенствование
Успевающие 4,5 2,0 1,7 2,5 4,0 2,5 1,7 3,4
Неуспевающие 7,0 2,5 2,0 2,5 6,3 4,0 3,2 5,3
U-критерий Манна-Уитни 133,5 192,0 189,0 187,0 146,0 179,5 152,5 182,0
р 0,05 >0,05 >0,05

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xiv/68806

Ссылка на основную публикацию