численное интегрирование. Задача численного интегрирования состоит в замене исходной подинтегральной функции f(x), для которой трудно или невозможно записать первообразную в аналитике, некоторой аппроксимирующей функцией φ(x). Такой функцией обычно является полином (кусочный полином).
Таким образом
где — априорная погрешность метода на интервале интегрирования, а — априорная погрешность метода на отдельном шаге интегрирования.
Метод Рунге для оценки погрешности численного интегрирования. Экстраполяция Ричардсона.
Пусть w – точное значение, к которому должен прийти численный метод (мы его не знаем). Результат численного расчета дает нам величину wh такую, что (2).
Теперь вычислим ту же величину w с шагом kh, где константа k может быть как больше, так и меньше единицы. Коэффициент A будет одинаковый, так как вычисление осуществляется одним и тем же методом. Получаем (3).
Приравняем правые части выражений (2) и (3) и пренебрежем бесконечно малыми величинами одинакового порядка малости:
Отсюда, учитывая (1), получим
Эта формула, выражающая апостериорную оценку главного члена погрешности величины w путем двойного просчета с разным шагом, носит название первой формулы Рунге. При уменьшении шага главный член погрешности будет стремиться к полной погрешности R
Вторая формула Рунге.
Так как модуль и знак апостериорной погрешности из формулы (4) известны, можно уточнить искомое значение . Это вторая формула Рунге. Однако теперь погрешность w corr не определена, известно лишь, что она по модулю меньше R0.
лаба 6 25. Численные методы решения систем обыкновенных дифференциальных уравнений (ОДУ). Задача Коши. Классификация методов.
Численное решение ДУ (частное) заключается в вычислении функции y(x) и ее производных в некоторых заданных точках , лежащих на определенном отрезке.
Зада́ча Коши́ — одна из основных задач теории дифференциальных уравнений (обыкновенных и с частными производными); состоит в нахождении решения (интеграла) дифференциального уравнения, удовлетворяющего так называемым начальным условиям (начальным данным).
Задача Коши обычно возникает при анализе процессов, определяемых дифференциальным законом эволюции и начальным состоянием (математическим выражением которых и являются уравнение и начальное условие). Этим мотивируется терминология и выбор обозначений: начальные данные задаются при , а решение отыскивается при .
От краевых задач задача Коши отличается тем, что область, в которой должно быть определено искомое решение, здесь заранее не указывается. Тем не менее, задачу Коши можно рассматривать как одну из краевых задач.
Классификация численных методов для задачи Коши
Рассмотрим разбиение отрезка на интервалов точками , так, что . Такое разбиение называют сеткой, точки — узлами сетки. Если — постоянное число (шаг сетки), не зависящее от i, то сетка называется равномерной.
Численные методы позволяют находить приближенные значения для точного решения задачи Коши в узлах сетки: .
В качестве приближенного решения в таком случае выступает совокупность векторов (таблица), которую называют сеточной функцией.
- Большинство численных методов можно записать в следующем общем виде:
- Одношаговые методы имеют вид:
- — явные, — неявные.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 437;
Источник: https://studopedia.net/10_45530_apriornaya-i-aposteriornaya-pogreshnost-metodov-chislennogo-integrirovaniya.html
Априори — значение этого слова в разговоре, а также в философии | Создание сайтов и заработок в сети
Здравствуйте, уважаемые читатели блога Goldbusinessnet.com. В последнее время появляется все больше выражений (как специальных, так и применяемых в обычном разговоре), перешедших в русский из иностранных языков. Причем, некоторые из них большей частью используются в интернете, другие перекочевали и в реальную жизнь. К последним относится и слово априори.
До этого мы уже изучили, в частности, какой смысл несет в себе фиаско, почему так важно не вырывать слова из контекста, в чем преимущества аутсорсинга и что в нашей жизни является моветоном и комильфо. Настал черед и термина, который происходит от латинского «a priori».
В коротенькой заметке мы рассмотрим значение этого слова при его употреблении в обычном общении и в качестве одного из философских понятий, противоположным которому является апостериори, а также его происхождение. Все постараюсь объяснить простыми словами.
Что такое априори своими словами в обычном разговоре
Итак, я уже вскользь упомянул, что это выражение произошло от латинского «a priori», что в переводе на русский в буквальном смысле означает «от предшествующего», причем пишется и произносится как «априори». Поскольку именно латынь является первоисточником, уже можно предположить, что это понятие берет свое начало из глубины веков. Так оно и есть.
Однако, прежде чем проследить историю возникновения этой фразы, для начала давайте все-таки поймем, что значит слово априори в современном, в частности, в русском, языке. Как вы успели заметить, простой перевод данного термина не дает четкого определения. Если же описать его чуть поподробнее и привести конкретные примеры, то все становится очевидным.
Априори обозначает общепризнанную и подтвержденную с помощью логических умозаключений истину, которая не требует никаких доказательств и дополнительных исследований в отношении определенных вещей. Ниже следующие примеры наглядно продемонстрируют это определение:
- через две точки априори можно провести только одну прямую (аксиома в геометрии);
- априори вы не можете считать его виновным (о действии презумпции невиновности в отношении каждого человека в правовом поле);
- на Земле априори присутствует атмосфера, пригодная для биологических форм жизни.
Хотя сторонники «чистоты» любого языка и не приемлют внедрения любых словечек иностранного происхождения, часто оказывается так, что они обогащают его. Тем более, что латынь изначально является основой многих языковых групп. И хотя русский не входит в их число, красиво звучащее слово не только украсит речь, но и позволит считать его употребившего эрудитом. Но это ИМХО.
Естественно, что в менее требовательной среде, особенно между людьми, не знающими смысла этой фразы, чаще применяются синонимы, более распространенные в повседневной жизни:
- стопроцентно не все птицы умеют летать;
- человек без каких-либо отклонений гарантированно умеет ходить;
- очевидно, что наша Земля имеет сферическую форму.
Вместо «априори» вполне подходят и другие синонимы наподобие «по-любому», «всем известно», «само собой разумеется», «всем и так понятно, что», «без сомнения» и т.д.
Вроде бы все понятно. Но выше приведены примеры, так сказать, в «чистом виде». На практике же в разговоре люди, претендуя на объективность, обычно намного чаще применяют как сам термин априори, так и его синонимы, в таком аспекте, когда в глобальном масштабе истинность их утверждения можно подвергнуть сомнению. Например:
- априори человек никогда не выйдет в космос (такая фраза могла звучать в те времена, когда общественность просто не допускала такой мысли ввиду сложившихся тогда обстоятельств). Мы то сегодня знаем, что это высказывание ложно (никогда не говори «никогда»);
- он стопроцентно неправ (нельзя этого утверждать без наличия доказательств, которые могут появиться по прошествии времени).
Получается, что данный термин в идеале допустим лишь тогда, когда утверждение в отношении объекта на сто процентов справедливо. На практике же его применение в том или ином контексте зачастую оказывается неверным.
Это может привести даже к замедлению научного прогресса, ежели некая сентенция с использованием «априори» прозвучит из уст прославленного ученого или же другого известного во всем мире человека, особенно, ежели она будет еще и выражением мнения целой группы людей.
Впрочем, надо сделать скидку на присущий людям субъективизм.
Что значит слово априори в философском учении
В начале предыдущей главы я упомянул, как переводится с латыни на русский язык выражение «a priori» (дословно — «от предыдущего»). Изначально оно было и оставалось на протяжении веков философским понятием. Впервые его применил в своем учении прославленный представитель античной (а точнее, древнегреческой) философии Аристотель.
С течением времени начальный смысл данного термина претерпевал не то чтобы глобальные, но вполне серьезные изменения, и в основе своей принял окончательные формы в трудах известного представителя немецкой классической философии Иммануила Канта. Если выражаться простыми словами, то Кант и его последователи определили, что априорное знание считается истиной и не требует эмпирических (опытных) подтверждений.
В противоположность «априори» в философских трактатах очень часто применялось выражение «a posteriori». Апостериорным признавалось лишь то знание, которое возможно получить только при помощи опытных исследований. По сути априори и апостериори схожи с терминами аксиома и теорема (первый не требует доказательств в отличие от второго), смысл которых всем известен.
Моей целью было дать лишь общее определение термину «a priori», а также предоставить вкратце нюансы его употребления в современной разговорной речи и источник его происхождения. Но кто жаждет получить больше сведений о данном понятии и не боится заумных выражений, посетите Википедию, где в подробностях разобраны основные вехи его истории.
Источник: https://goldbusinessnet.com/vazhnye-terminy-i-ponyatiya/apriori-znachenie-slova-v-razgovore-filosofii/
Априори — значение этого слова по Википедии и что это значит в повседневной жизни
- Значение слова «априори» в повседневном общении
- Что значило это слово раньше
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Продолжаю небольшой ликбез (что это такое?) по разъяснению часто употребляемых «непонятных» слов (ранее мы, к примеру, узнали в чем траблы, прояснили что такое лайфхак, узнали разницу между девайсом и гаджетом) и интернет-мемов (например, обсудили кек, предъявили пруф и развели флуд с флеймом).
Пришло время обратить внимание на одно из моих любимых и часто употребляемых в устной и письменной речи слов — априори.
Какое значение имеет это слово сегодня? Насколько сильно это самое значение изменялось на протяжении веков (ведь «apriori» употреблялось еще даже в древней Греции)? Что по этому поводу думает Википедия? И что значит слово «априори» сегодня, когда мы употребляем его на бытовом уровне в повседневной жизни? Об этом мы и поговорим в этом коротком посте.
Значение слова априори в повседневном общении
Давайте начнем со значения слова apriori в современной разговорной и письменной речи (что называется, на бытовом уровне). По сути, это слово в какой-то мере обозначает утверждение (истину в последней инстанции, что-то очевидное и заранее известное), которое не требует доказательств (типа аксиомы, которую доказывать в отличие от теоремы не требуется).
В поддержку утверждения, где используется слово «априори», не требуется приводить никаких доказательств (фактов), ибо это очевидное и само собой разумеющееся, то есть что-то, что мы должны принять как данность (без проверки, не подвергая сомнению, не пытаться исследовать) . Давайте приведу несколько примеров для пояснения:
- Две параллельных линии apriori не пересекаются (кстати, это еще и аксиома)
- До эпохи Коперника люди могли с уверенностью говорить, что: «Земля априори плоская» и тогда это было именно «по умолчанию», то есть не требовало доказательств и было общепринятой истиной, хотя они и слегка ошибались насчет формы земли.
Получается, что слово «априори» (а точнее заложенный в нем смысл) иногда могут нести в себе косность мышления, ведь зачастую общепризнанное мнение может быть ошибочным и стоять на пути прогресса.
Те, кто задумывается и пытается опровергнуть «утверждение, сделанное до опыта» опытным путем, становятся пионерами (не в смысле галстук повязывают, а в смысле первооткрывателей). В этом плане, данное слово зачастую используется в голословных утверждениях, которые не обоснованы какими-то опытами или фактами.
- Давным-давно говорили, что «априори человек никогда не сможете летать», однако он полетел.
- «Почему вы априори считаете его виновным в преступлении?» — осуждение огульного приклеивания ярлыков (без доказательно и без предъявления фактов)
Как я уже упоминал выше, это слово мне очень нравится, и чтобы посмотреть примеры его употребления на этом блоге, просто введите «априори» в поисковую строку, расположенную в самом верху любой страницы и просмотрите варианты его использования:
Слово замечательное, позволяющее ярко и весьма эмоционально подчеркнуть то, что высказываемое мнение не требуется подвергать сомнению (проверке), ибо это общепризнанная и полученная логическим путем истина (без попыток ее опровергнуть опытным путем).
Фактически это замена фразам «вполне очевидно», «всем и так понятно», «никто не будет спорить, что», «я не открою Америку, если скажу, что», «все понимают, что» и т.п. Но ведь гораздо удобнее использовать всего лишь одно слово «априори» — яркое, красивое и явное «умное» ???? .
Что значило слово «априори» раньше (по мнению Википедии)
Однако, у этого слова имеется довольно-таки продолжительная история его использования, и начинается она от корней зарождения философской мысли в Древней Греции. Его использовал, например, в своих речах Аристотель.
Слово это меняло со временем свой смысл (не кардинально, но вполне ощутимо).
Одной из вех обретения им нового значения, по мнению Википедии (что такое народная энциклопедия Википедия и насколько стоит ей доверять, вы наверное уже знаете), стало учение Канта.
Произошло это слово от латинского «a priori», означающего дословно «от предыдущего». Смысл же в нем заложенный заключается в том, что таким образом обозначали в философии знание, полученное до проведения опыта (априорное знание — чисто умозрительное, не подтвержденное опытом и, самое главное, не требующее этого подтверждения).
Противоположность «априори» в философских течениях обозначали словом «a posteriori» (апостериори — созвучно с теоремой, т.е. утверждением, которое требует доказательств опытным путем). В нем закладывался противоположный смысл, т.е. это знание, полученное именно опытным путем. Правда в разговорной речи это слово совсем не прижилось, во всяком случае в русском языке.
Ну вот где-то примерно так и получается. Если имеете что-то возразить и добавить, то не шибко стесняйтесь — я довольно терпим к критике и стараюсь извлекать из нее уроки. Но это apriori, а как оно будет выглядеть на самом деле — как говорится, будем посмотреть ????
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
- * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
- Подборки по теме
- Использую для заработка
Рубрика: Отвечаю на частые вопросы
Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/apriori-znachenie-etogo-slova-vikipedii-chto-eto-znachit.html
Априори – что значит это слово
У термина Априори латинское происхождение A priori — переводится «от предшествующего». Понятие описывает линию рассуждения или аргументы, которые исходят от общего к конкретному, или от причин к последствиям. Несмотря на туманность определения, термин априори легко понимается, если привести примеры использования в разговорной речи.
Априори: значение
Априори простыми словами означает знание или результат, известный до того, как были сделаны вычисления или анализ, представляя собой факт, не требующий доказательств.
Например: «Априори все взрослые были младенцами».
Утверждение описывает безальтернативный биологический процесс развития человека, принимается без доказательств. Значит в этом контексте априори звучит абсолютно корректно. Стоит отметить, что, дополнительно, термин причисляется к синониму понятия «дедуктивное рассуждение».
Априори в разговорной речи
Можно привести такие примеры употребления понятия:
- Верующие априори уверены, что Всевышний есть и не нуждаются в доказательствах.
- Пламя костра априори дымит.
- Мошенник априори нарушает закон.
Априори: синонимы
В обиходной речи априори, как слово, употребляется нечасто, несмотря на то, что смысловое значение востребовано. Обычно, люди используют разнообразные синонимы:
- на сто процентов;
- гарантированно;
- самоочевидно;
- по-любому.
Убедиться, что синонимы действительно заменяют термин Априори можно, если подставить в предложение любое понятие. Смысл выражения не изменится:
- Верующие по-любому уверены в существовании Бога, не нуждаясь в доказательствах.
- Пламя костра на сто процентов дымит.
- Мошенник самоочевидно нарушает закон.
Априори — философское и разговорное значение, примеры употребления
Термин Априори ввёл Эммануил Кант в качестве философской категории. Затем, понятие перешло в обыденную речь, но не стало широко используемым.
Априори: научное значение
Априори произошло от латинского a priori «предшествующий».
Априори причисляется к понятию идеалистической философской школы и получило распространение после издания «Критики чистого разума» авторства Эммануила Канта, где последний трактовал априори как истину, предшествующую опыту, следовательно, не требующую доказательств.
Таким образом, словом априори описывается знание, возникшее до опыта, не нуждающееся в доказательстве опытом. Которое нельзя опровергнуть или доказать опытным путём. Можно ли экспериментально доказать сущность Бога? Или, также опытным путём, опровергнуть? Априори — для верующих людей наличие во вселенной божественного, это аксиома, для которой не нужны аргументы.
Антиподом априори выступает термин апостериори – от латинского понятия A posteriori. Соответственно, Апостериори описывает знание, как результат опыта. Учение, согласное с априори, как самостоятельным знанием, именуется априоризмом.
Любопытно, что известные учёные — Платон и Эйнштейн, Ньютон, Менделеев и Кант, постигли априорное знание с помощью умозрительных рассуждений, а не через опыты. Именно способность выйти за рамки привычных категорий, сделать предположение о неизвестных закономерностях, помогла открыть и описать теорию относительности, таблицу химических элементов, квантовые законы и другие научные истины.
Людям же далёким от погружения в науку, трудно даже принять новое открытие. Сложно понять знание, которое нельзя увидеть, потрогать, а тем более доказать.
Ведь, например, законы квантовых наук диаметрально противоположны закономерностям привычного обывателям мира.
Нужно очень глубоко абстрагироваться, чтобы представить, как квант одновременно присутствует в нескольких пространственных точках.
Априори: современное значение
Сегодня слово Априори приобрело эмоциональный оттенок. Означает, что высказанное утверждение неоспоримо, очевидно и всем известно.
Синонимами Априори стали выражения и слова:
- всем понятно;
- по умолчанию;
- бездоказательно;
- изначально;
- общеизвестно;
- очевидно.
А также другие слова со схожим смыслом.
Априори: примеры использования в обыденной речи
Априори употребляется в качестве колоритного акцента. Встречается в бумажных и онлайн публикациях, где можно увидеть фразы:
- Априори эта марка лидер рыночного сегмента…
- Новый вебсайт априори не займёт первую строчку поиска на второй день после создания…
- Бивалютная корзина априори надёжнее, чем инвестиции в один актив…
Словом априори можно заменить ряд стандартных словосочетаний как
- вполне очевидно;
- истина, не требующая доказательства;
- ясно каждому.
В предложениях короткое Априори выглядит ёмко и стильно, придаёт эмоциональный нюанс и обращает на себя внимание.
Априори: разговорное значение и использование в дискуссии
Априори гармонично звучит в дискуссионном обмене мнением, иногда заменяет логические выкладки и объяснения.
Хотя, мнения сторон дискуссии могут отличаться. Поэтому то, что априори кажется истиной одной стороне, не обязательно будет принято второй. При этом обе стороны имеют право на собственное мнение.
Чтобы дискуссия развивалась конструктивно, принято сперва согласовывать базовые понятия — что именно принимается за априори и устраивает всех участников. Затем, в ходе обсуждений, принятые аксиомы не требуют комментариев, экономят время, не препятствуя дискуссии.
Так, конструктивной дискуссией считается диалог между Эйнштейном в студенческие годы и профессором университета. Эйнштейн утверждал, что существование бога априори допустимо. Профессор имел противоположный взгляд.
Теперь, познакомившись со значением априори как философского понятия и зная, как употреблять априори в разговорной речи, можно использовать слово в монологах, диалогах и письме. Термин показывает эрудицию, заменяет расхожие словосочетания и придаёт фразе элегантность. Но, не рекомендуется злоупотреблять словом априори, иначе оно утратит свою неповторимость и изящество.
Источник: https://fin-gazeta.ru/apriori-chto-znachit-eto-slovo/
Априорное и апостериорное
термин «a priori» (лат.) буквально означает «из предшествующего», а термин «a posteriori» означает «из последующего». Новое значение данные термины приобрели после трудов И. Канта. «Априорным» стали называть независимый от опыта и определяющий его элемент знания, а «апостериорным» — эмпирические (по)знания, определяемые опытом.
Эволюция данных категорий может быть прослежена с философии Аристотеля, который различал первое по природе и первое для нас, используя термины «proteron» (первый, более ранний) и «histeron» (последующий, более поздний). Аристотель также выделял особого рода аргументацию, основанную на схватывании формы или сущности предмета.
Такое схватывание предшествует совокупности чувственных восприятий и определяет необходимые предикации к субъекту суждения о данном предмете. В схоластике данный тип аргументации рассматривается в контексте теологии.
Особое значение здесь имеет «онтологическое доказательство» Ансельма дАоста (Ансельма Кентерберийского), в котором существование Бога доказывается исходя из анализа идеи Бога (термин «a priori» Ансельм не употребляет). Он отличает новое доказательство от традиционных, заключающих от следствий к первопричине.
Терминологическое разграничение двух типов доказательства проводится у Альберта Великого, учителя Фомы Аквинского, который употребляет термины «ex prioribus» или «ex causis» и «ех posteviovibus» или «ex effectibus». Впервые термины «a priori» и «a posteriori» в том же значении стал употреблять в XIV в. Альберт Саксонский, ученик Жана Буридана.
В философии нового времени априорный аргумент используют философы рационалисты (Декарт, Лейбниц). В логическом отношении наиболее значителен вклад Лейбница, который признает априорное доказательство при условии доказанности возможности (логической непротиворечивости) идеи Бога.
Аналогично и прочие «истины разума» имеют достаточное основание в человеческом интеллекте. «Истины факта» непосильны человеческому интеллекту в отношении обоснования их логической необходимости и всеобщности, тем не менее это — истины, и апостериорное доказательство на их основе не менее достоверно, чем априорное.
Центральной проблемой новоевропейского рационализма была проблема обоснования всеобщности и необходимости научного познания. Начиная с Декарта, их источник усматривается в разуме, и концепция «врожденных идей» выступает прообразом априоризма у Канта (хотя Кант и отрицал их наличие).
Высшей формой постижения априорного содержания считается интеллектуальная интуиция. Сенсуалисты же (Локк, Юм) отрицают концепцию «врожденных идей». Д. Юм отрицает также правомерность как априорного, так и апостериорного доказательства.
Согласно Юму, все содержание нашего знания — опытного происхождения, за исключением математики, которая ограничивается анализом понятий и не привносит нового содержания.
Радикальное изменение категорий априорного и апостериорного происходит в философии И. Канта. «Априорным» он называет такое содержание созерцаний и понятий, которое обладает строгой всеобщностью и необходимостью именно в отношении опыта. Априорное определяет область возможного опыта, т. е. того, что может быть.
«Апостериорным» же он называл эмпирическое, извлекаемое из опыта знание.
Априорное у Канта имеет два уровня: 1) априорные формы человеческой чувственности, чувственного созерцания (возможность интеллектуального созерцания, интеллектуальной интуиции для человека отрицается) — время и пространство; 2) синтезирующие чувственность категории рассудка (такие как единство, множество, причинность и т. д.).
Взаимодействие данных форм чувственности и рассудка создает предмет всякого возможного опыта и определяет необходимый и всеобщий характер его познания. Познание предмета выражается в суждении. Кант делит суждения на аналитические и синтетические.
В первых содержание предиката включается в содержание субъекта суждения, например, суждение «Все тела протяженны». Во вторых содержание предиката не включено в субъект, например, суждение «Все тела имеют тяжесть». Тело, не имеющее тяжести, помыслить можно, в то время как протяженность входит в само понятие тела.
Наиболее значимы априорные синтетические суждения, выражающие лежащий в основании всякой предметной области априорный элемент. Это — область трансцендентального познания. «Трансцендентальное» для Канта есть такое априорное, которое выступает основанием прочего, как априорного, так и апостериорного, познания.
У всякой теоретической науки («чистая математика», «чистое естествознание», «метафизика») свои трансцендентальные основания, свои синтетические основоположения. «Трансцендентным» же Кант именует то, что лежит за пределами возможного опыта и не может быть предметом познания (душа, свобода, Бог). Это уже область не рассудка, а разума.
Разум познавать не может, но может осуществлять систематизацию познания; главная же область его приложения — практическая философия. Идеи разума поэтому не выражают априорный элемент познания, а являются лишь «проблематическими» понятиями «как если бы» (als ob), за исключением идеи свободы, которая лежит в основании практического разума: «Но свобода — единственная из всех идей спекулятивного разума возможность, которой хотя мы и не постигаем, но знаем a priori, так как она есть условие морального закона, который мы знаем».
В философии неокантианства, особенно Баденской школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), понятие априорного расширяется за рамки чувственного опыта и переносится на область философии культуры. Это прежде всего культурные нормы и ценности как «общезначимые предпосылки разумной деятельности».
Ценности выступают как сверхиндивидуальные функции разума. Общее как ценность и общее как понятие начинают противопоставляться в идиографических (описательных) и номотетических (греч. nornos — закон) науках.
Представители Марбургской школы исходили из отрицания «вещей самих по себе» («вещь в себе») и априорности созерцаний, переводя время и пространство в разряд категорий.
Э. Кассирер подвергает кантовское понимание априорного дальнейшей трансформации. «Репрезентацией» он называет представление одного элемента сознания в другом и представленность целостности сознания в каждом из его элементов. Существует априорный синтез репрезентаций по «формам отношений», таким как отношения времени, пространства, причинности и т.
п. Эти априорные структуры еще не имеют дифференциации по функциональным и смысловым взаимосвязям. Например, в качестве времени может выступать и процесс физической последовательности звуков, и процесс их синтеза в музыкальном произведении; пространство может быть пространством картины, мифологическим пространством, физическим и т. д.
Придание идеальных функций структурам репрезентации происходит благодаря наличию в сознании функции обозначения (сигнификации). Функция обозначения придает репрезентации знаковый, символический характер. Знак как символ есть единство чувственного и идеального, субъективного и объективного, содержания и формы, чувственная репрезентация рационального.
Функция обозначения ведет к ряду «символических форм», таких как язык, миф, искусство, религия, наука, история. Человек определяется как «животное, создающее символы», его существование является не субстанциональным (в естественнонаучном смысле), а ценностно-функциональным, символическим.
«Символические формы» суть не «отражения реальности», но «светятся собственным светом» и в этом смысле априорны (хотя их априорность уже культурно-историческая; «символические формы» подвержены исторической эволюции).
Соотношение «символических форм» с априорными структурами репрезентации («формами отношений») следующее: «Если схематично обозначить различные виды отношений — такие как отношения пространства, времени, причинности и т. п., — как RI, R2, R3…, то тогда каждому из них принадлежит особый «индекс модальности» — Ml, M2, МЗ…
, который показывает, внутри какой функциональной и смысловой взаимосвязи его следует брать. Ибо каждая из этих смысловых взаимосвязей, таких как язык, научное познание, искусство и миф, обладает своим собственным конститутивным принципом…»
Познание априорных оснований человеческого разума становится, т. о., равнозначным познанию синтетического единства «символических форм».
Решение этой задачи в рамках «критического идеализма» (как называет свою философию Кассирер) возможно лишь на пути создания «универсальной характеристики» (идея Г.
Лейбница), описывающей данные «символические формы» как различные языки со своей грамматикой и синтаксисом. Всякое же мистическое (интуитивное) постижение исключается.
Э. Гуссерль отрицает кантовские дистинкции рассудка и разума, распространяя область априорного на все сознание. Он также говорит о наличии особого рода интеллектуальной интуиции, категориального созерцания («идеация»), что не допускалось в кантовской традиции.
Третье расхождение с Кантом заключается в сверхантропологическом характере феноменологического a priori. В то же время Э. Гуссерль, М.
Шелер и их последователи признают существование синтетического a priori; они считают, что такие высказывания, как «Каждый тон имеет определенную высоту» и «Зеленое пятно не есть красное», являются априорными и фактическими.
Разграничение априорного и апостериорного начинается с epochs, воздержания от экзистенциальных суждений «естественной установки» сознания. Тем самым проводится первоначальное разграничение априорного и апостериорного элементов сознания, сущности и существования.
Дальнейший этап — эйдетическая редукция и вариация в фантазии с последующей идеацией — позволяет выделить чистые сущности, эйдосы. Это априорные структуры сознания, область «чистых возможностей», определяющие соответствующую предметную область (модальность эйдосов «как если бы»).
Эйдетические науки, по замыслу Гуссерля, должны прояснить фундаментальные категории соответствующих опытных наук, «наивных» в отношении собственного a priori. Так чистые сущности, эйдосы, образуют «региональные онтологии».
И, наконец, на последнем этапе трансцендентальной редукции достигается a priori самой субъективности — «Я семь», являющееся сущностной, смысловой первоосновой мира. В качестве коррелята интенциональной субъективности поздний Гуссерль разрабатывает концепцию «жизненного мира».
При «естественной установке» сознания последний выступает как совокупность фундаментальных доксических (от doxa — мнение) очевидностей, культурно-исторических a priori, определяющих вторичные эпистемические очевидности наук. При феноменологической же установке — это допредикативные смыслы, конституирующие мир трансцендентальной субъективности, мир как «мой мир». (См. также статью «Феноменология».)
Для неопозитивизма, особенно раннего (Венская школа), характерно стремление к «радикальному эмпиризму», отрицающему всякое синтетическое а priori. Приведенные выше примеры высказываний, рассматриваемых феноменологами как синтетическое a priori, M. Шлик интерпретирует в качестве тавтологий.
Неопозитивисты, вслед за Д. Юмом, признают лишь аналитическое а priori. Одна из основных проблем неопозитивистской философии науки — проблема соотношения эмпирического и теоретического в науке (прежде всего в естествознании) — рассматривается через анализ языка науки.
Представим обобщенную модель его анализа. В языке науки выделяется два уровня: 1. Эмпирический уровень констатации фактов в «протокольных предложениях», чисто синтетическое a posteriori. 2.
Теоретический уровень, выступающий метаязыком по отношению к языку эмпирических констатации, — чисто аналитическое а priori.
Критерием истины для языка первого уровня выступает принцип «верификации» утверждений (их проверки в чувственном опыте), «верифицируемости» (возможности подобной проверки или дедуктивного сведения к подобной возможности), «фальсифицируемости» (возможности опровержения — К. Поппер).
Критерием истины для языка второго уровня выступает логическая взаимосогласованность предложений, его основой выступают математика и формальная логика, понимаемые как совокупность тавтологически истинных предложений, как чисто аналитическое a priori. Под влиянием теоремы Г. Геделя о неполноте всякого достаточно богатого логико-математического исчисления и теоремы А.
Черча об отсутствии для такового алгоритма сведения произошел отказ от представлений о чисто аналитическом, тавтологическом характере логики и математики. У. Куайн снимает жесткое разграничение аналитического и синтетического, утверждая, что теоретический уровень также и синтетичен, поскольку включает процесс выведения проверяемых следствий.
Тавтологическое понимание a priori сменяется его конвенциональным пониманием в качестве условных соглашений о значении исходных терминов, аксиомах и правилах образования и преобразования выражений.
В аналитической философии обнаруживается не только позитивистская интерпретация априорного и апостериорного, но и прагматическая. Последняя осуществляется в духе номинализма в прагматическом анализе У. Куайна, а неноминалистический вариант разработан в концептуальном прагматизме К. И. Льюиса.
В статье «Прагматическая концепция a priori» он ставит вопрос о характере той необходимости, которая традиционно связывается с понятием априорного. Льюис доказывает, что данная необходимость не есть принудительность ни в отношении разума, ни в отношении опыта.
В отношении разума априорное выступает как «несвязанная инициатива ума», состоящая в категоризации и классификации опыта согласно нашим целям и вопросам познания. В отношении же опыта априорное является «истинным несмотря ни на что», поскольку оно ничего не предписывает ни его содержанию, ни его форме.
Если понимать истину в духе соответствия знаний опыту, то такие элементы знания, как категории, классификации и определения, не могут быть истинными либо ложными. Их априорная истина заключается лишь в эффективности для решения определенных познавательных целей.
Априорными являются такие обязательства нашего разума, которых мы придерживаемся независимо от актуального опыта, а апостериорное — это такие эмпирические обобщения, которые могут оказаться ложными и подвергнуться замене. Однако и сам человеческий разум изменяется, он социален и зависит от языка, исторической смены идей и прочих обстоятельств (здесь Льюис следует Ч. С. Пирсу).
Априорными, согласно Льюису, являются различные логики, будучи «парламентарными правилами интеллигентного мышления и речи». Априорна и математика. Например, истины арифметики «истинны в любом возможном мире»; та же часть явления, которая не учитывается арифметикой, — обозначается в категориях физики, химии и т. д.
В естественных науках априорны исходные понятия, дефиниция которых уже есть классификация (например, понятие одновременности в физике). Также априорны наиболее фундаментальные законы (типа закона сохранения энергии).
Априорны и критерии реального/нереального, которые не может изменить никакой опыт; всякий опыт, им противоречащий, тут же вносится в категорию нереального.
Д. В. Анкин
Источник: Современный философский словарь
Источник: https://terme.ru/termin/apriornoe-i-aposteriornoe.html
Априори — значение слова. Что значит априорный?
Априори — знание, известное заранее. Это слово происходит от латинского выражения a priori — от предшествующего. Понятие используется в философии, логике, теории познания как противоположность апостериори — знанию, полученному из опыта.
Прилагательное априорный обозначает некое знание, правильность которого нельзя доказать или опровергнуть опытом. Судить о чем нибудь априори — значит судить, исходя из заранее существующих установок.
Учение, признающее знание априори, называется априоризмом.
Как употреблять слово «априори»?
В латыни a priori пишется раздельно, в русском — слитно.В русском языке слово «априори» может использоваться как наречие (Он априори считал современное кино бесталанным), и как несклоняемое существительное среднего рода (Все красивые априори были ложью).
В обычной речи, вне философского контекста, это выражение употребляется как синоним слов «бездоказательно», «по умолчанию», «аксиоматически», «умозрительно», «заранее». В разговорной речи могут употребляться синонимы «по-любому», «гарантированно», «стопроцентно».
Априорное знание в философии
В философии априорное знание связано с учением о врожденных идеях, которые не опираются на опыт. Термин «априори» появился в Средние века, а получил широкое распространение благодаря «Критике чистого разума» Иммануила Канта.
«Хотя все наше познание и начинается с опыта и вместе с опытом, отсюда не следует, что оно целиком происходит из опыта», — утверждал Кант.
У Канта априорное знание отличается от врожденных идей тем, что касается только формы, а не содержания познания. Кант различал априорные формы чувственности — пространство и время — и априорные формы рассудка.
К последним он относил 12 форм суждения и соответствующие им 12 категорий – причина, следствие, необходимость, случайность и другие.
Априорные формы, по Канту, организуют и упорядочивают знание, получаемое с помощью чувств.
Априори. Примеры употребления слова
Еще я знаю, что существует каузальная связь, априори и апостериори, но кто они такие, — забыла! (М. Горький)
Жизнь априори обязана быть счастливой. (Н. Берберова)
- Истины априори не существует.
- Мелкий бизнес априори не пойдет в крупный банк.
- Нельзя так не уважать людей и априори считать их за лохов.
- Почему вы априори воспринимаете его как преступника?
- Разве я априори должен верить расчетам коммунальщиков?
- Религиозные люди априори верят в существование Бога.
- Это решение априори не будет эффективным.
Источник: https://www.anews.com/p/100988980-apriori-znachenie-slova-chto-znachit-apriornyj/