Архаическая греция. формирование полисной системы в аттике viii-vi вв. до н.э. — студенческий портал

1. Афины в VIII–VII вв. до н. э

Институты государственности в Аттике стали складываться несколько позже, чем в разных областях Пелопоннеса, но постепенно Афины превратились не только в одно из крупнейших и могущественных государственных образований, но и стали своего рода олицетворением полисной Греции, центром Эллады классического времени.

Рождение полисного строя в Аттике проходило через постепенную трансформацию родовых учреждений путем внутреннего развития, и в отличие от многих областей Пелопоннеса роль военных завоеваний (порабощения местных племен и связанных с этим конфискаций, других насильственных действий) в становлении полисного строя в Аттике была минимальна. С другой стороны, процесс постепенных внутренних преобразований завершился возникновением самой развитой социально-политической формы греческого полиса, знаменитой афинской демократии с относительно сплоченным гражданским коллективом, И еще один важный момент. Если ранняя история многих полисов Греции известна очень плохо из-за недостатка документов, то древнейший период истории Афин, первые этапы формирования его полисной структуры гораздо подробнее освещены в источниках, что позволяет воссоздать разные стадии длительного процесса формирования полисов вообще.

Как показывают археологические раскопки, Аттика была населена уже во времена неолита, в микенское время на ее территории образовалось одно из древнейших царств, которое прекратило свое существование, как и другие ахейские центры, в конце II тысячелетия до н. э.

Дорийское вторжение, приведшее к серьезным племенным перемещениям в Пелопоннесе, затронуло Аттику лишь косвенно. Дорийцы не смогли проникнуть в Аттику, и в целом здесь проживало прежнее население (ионийцы и пеласги), но в Аттике нашли убежище некоторые ахейские роды, вытесненные дорийцами из Пелопоннеса.

Из всех этих элементов в начале I тысячелетия до н. э. сложилась племенная группа афинян, говорившая на ионийском диалекте греческого языка. В гомеровский период на территории Аттики существовало несколько самостоятельных родовых общин, управляемых басилеями и советами старейшин.

Население делилось по кровнородственному признаку на четыре филы (племени), каждая из которых, в свою очередь, состояла из трех фратрий, каждая фратрия насчитывала несколько десятков родов.

Как и в других греческих областях, в IX–VIII вв. до н. э. в Аттике наблюдаются признаки разложения родового строя, социальная дифференциация населения и появление первых признаков государственности. Рождение полисной организации началось в Аттике с преобладания Афин среди других родовых поселков.

Расположенные в центре плодородной долины, удобной для земледелия, Афины располагали запасами качественной глины и наладили керамическое производство.

Их так называемые дипилонские вазы (украшенные геометрическим орнаментом сосуды), найденные в районе Дипилон в Афинах, нашли довольно широкое распространение в Греции.

Афины, находящиеся в 5 км от моря, укрытые от нападений пиратов, располагали довольно мощными укреплениями на скалистом Акрополе и могли обеспечить безопасность жителей Аттики в большей степени, чем какой-либо другой поселок.

Вокруг Афин начинается объединение (синойкизм), частью добровольное, частью насильственное, всех родовых общин Аттики. Такое объединение, по преданию, завершил афинский герой Тезей. Тезей уничтожил органы управления (т. е.

советы старейшин и должностных лиц) во всех родовых поселках, всеми делами в Аттике стал распоряжаться совет старейшин из басилеев, находившийся в Афинах. Местный культ богини Афины — покровительницы города — стал общеаттическим культом.

В ее честь был учрежден религиозный праздник Панафинеи, торжественно справлявшийся всем населением. В Афины были переселены многие знатные роды из других поселков, что привело к увеличению городского населения.

Сюда же были переведены святилища местных аттических божеств, в частности бога морей Посейдона, почитавшегося в приморских районах Аттики, богини земледелия Деметры, почитаемой в Элевсине, и др.

Процессы имущественной и профессиональной дифференциации афинского общества привели к выделению трех социальных групп: родовой знати, получившей название эвпатридов, основной массы населения — земледельцев — геоморов и ремесленников — демиургов.

В политической сфере басилей — племенной вождь — уступает место коллегии должностных лиц — архонтов, а совет старейшин преобразуется в совет Ареопага, или Ареопаг, который пополнялся из отслуживших свой срок архонтов.

И хотя архонты и Ареопаг комплектовались из среды родовой знати, само по себе появление новых должностных лиц и нового совета наносило удар по традиционным органам родового строя.

В VIII–VII вв. до н. э. господствующие позиции в рождающемся афинском полисе захватила родовая знать — эвпатриды. Многие земли, ранее принадлежавшие всем соплеменникам, были присвоены знатью.

Основная масса сородичей, лишенная земли, беднела и попадала в зависимость от эвпатридов. Высшие должности архонтов и ареопаг пополнялись из их же среды. По давней традиции, восходящей к родовым порядкам, знать занималась толкованием обычного (т. е.

незаписанного) права и, естественно, использовала этот обычай в своих интересах.

Укрепление экономического положения знати, ее консолидация в господствующий слой общества, распоряжение органами управления означало, с одной стороны, разложение родовой организации как таковой, с другой — показывало, что эвпатриды умело использовали родовые традиции и остатки родовых отношений для поддержания своего господства в новых условиях.

Сильный удар по родовым учреждениям был нанесен записью действующих в Афинах правовых норм, проведенной архонтом Драконтом в 621 г. до н. э.

Драконт не только записал действующее право, восходящее к древним временам, но и включил в законодательство ряд новых законов, которые отражали социально-экономическую ситуацию того времени.

Так, по законам Драконта отменялось древнее право кровной мести, вводились новые правила судопроизводства, причем устанавливалось различие между предумышленным и непредумышленным убийством.

Законы оформляли право частной собственности, причем вводилась высшая мера наказания — смерть за посягательство на права собственника, будь то кража овощей с огорода или присвоение земельного участка. Суровая, даже жестокая охрана рождающейся частной собственности должна была защитить этот новый институт от коллективистских обычаев родового строя.

Законодательство Драконта было крупной победой тех социальных сил, которые представляли новые общественные отношения, были заинтересованы в создании государственного порядка и, прежде всего, рядовых граждан — объекта жестокой эксплуатации эвпатридов.

Однако положение основной массы афинян продолжало оставаться тяжелым — ведь основа общественного богатства — земля, решающие рычаги экономической жизни находились в руках эвпатридов. Это вызывало острое недовольство афинского гражданства. «После этого в течение долгого времени, — писал Аристотель, — происходили раздоры между знатью и народом.

Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим, но главное было то, что бедные находились в порабощении — не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками потому, что на таких арендных условиях (т. е. 1/6, или 17 %, урожая получал землевладелец — В.К.) обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была.

в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей… Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времен Солона… Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение.

Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли».

Социальные противоречия в Афинах в конце VII в. до н. э. достигли такой остроты, что грозили вылиться в кровавые столкновения. В этих крайних условиях эвпатриды пошли на уступки и были вынуждены избрать архонтом Солона, возложив на него трудную задачу по нормализации обстановки (594 г. до н. э.).

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/92661

Читать

История Древней Греции

Введение

История Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья.

История Древней Греции изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III–II тысячелетий до н. э.

 — с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II–I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.

За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского государства.

Географические рамки древнегреческой истории не были постоянными, а менялись и расширялись по мере исторического развития. Основной территорией древнегреческой цивилизации был Эгейский регион, т. е. балканское, малоазийское, фракийское побережья и многочисленные острова Эгейского моря. С VIII–VI вв. до н. э.

, после мощного колонизационного движения из района Эгеиды, известного как Великая греческая колонизация, греки освоили территории Сицилии и Южной Италии, которые получили название Великой Греции, а также побережье Черного моря. После победоносных походов Александра Македонского в конце IV в. до н. э.

Читайте также:  Поль Анри Тири Гольбах и его философия - основные сочинения и биография

и завоевания Персидской державы на ее развалинах на Ближнем и Среднем Востоке вплоть до Индии образовались эллинистические государства и эти территории стали частью древнегреческого мира. В эпоху эллинизма греческий мир охватывал громадную территорию от Сицилии на западе до Индии на востоке, от Северного Причерноморья на севере до первых порогов Нила на юге.

Однако во все периоды древнегреческой истории ее центральной частью считался Эгейский регион, где греческая государственность и культура зародились и достигли своего расцвета.

В отличие от многих стран Древнего Востока, для которых характерна этническая пестрота, сосуществование в рамках одних и тех же государств многих народов, племен, этнических групп, принадлежащих к разным языковым семьям и даже расам, для центрального региона Греции, т. е.

Эгейского бассейна и южной части Балканского полуострова, характерным является определенная этническая однородность. Эти области были заселены в основном греческой народностью, представленной четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы и эолийцы.

Каждая из эти племенных групп говорила на своем диалекте и имела некоторые особенности в обычаях и религиозных воззрениях, по эти различия были незначительны. Все греки говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и четко осознавали свою принадлежность к одной народности и одной цивилизации.

Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли в южную часть Балканской Греции в конце III тысячелетия до н. э. В конце II тысячелетия до н. э. под напором дорийских племен, шедших из района современного Эпира и Македонии, ахейцы были частично ассимилированы, частично оттеснены в горные местности.

В I тысячелетии до н. э. потомки древних ахейцев проживали в горах Аркадии, в малоазийской области Памфилии и на Кипре. Дорийцы же заселили основную часть Пелопоннеса (Лаконику, Мессению, Арголиду, Элиду), многие южные острова Эгейского моря, в частности Крит и Родос, некоторые территории Карии в Малой Азии.

Близки дорийцам были жители Эпира, Этолии и других областей Западной Греции. В Македонии проживали македонцы, принадлежавшие к особой ветви греческой народности.

Третья племенная группа, говорившая на аттическо-ионийском диалекте, поселилась в Аттике, Эвбее, островах центральной части Эгейского моря, таких, как Самое, Хиос, Лемнос, и в области Ионии на малоазийском побережье. Племенная группа Эолийцев проживала в Беотии, Фессалии и в области Эолида на малоазийском побережье к северу от Ионии, в том числе на острове Лесбос.

Кроме греков в Эгейском регионе проживали остатки местных догреческих племен: лелеги, пеласги, карийцы, которые не играли заметной роли в этногенезе населения Греции I тысячелетия до н. э. Более важное значение в судьбах греческих государств имели жители горной страны Фракии — фракийцы.

Своеобразны природные условия Балканской Греции. В целом это горная страна, на долины и равнины приходится лишь около 20 % всей территории. Многочисленные горные кряжи делят Балканскую Грецию на множество мелких и мельчайших, изолированных друг от друга долин, располагающих к замкнутой обособленной жизни.

Многие такие долины имели выход к морю и по морским путям могли поддерживать связь не только с соседними полисами, но и с далекими странами. Море играло огромную роль в жизни и историческом развитии древнегреческих государств.

Береговая линия эгейского побережья необычайно изрезана и изобилует многочисленными бухтами и гаванями, удобными для мореплавания.

Греция богата полезными ископаемыми: мрамором, железной рудой, медью, серебром, деревом, гончарной глиной хорошего качества, что обеспечивало греческое ремесло достаточным количеством сырья.

Почвы Греции каменисты, среднеплодородны и трудны для возделывания. Однако обилие солнца и мягкий субтропический климат делали их благоприятными для выращивания виноградной лозы и оливковых деревьев. Были и просторные долины (в Беотии, Лаконике, Фессалии), пригодные для земледелия.

Историю Древней Греции можно разделить на три больших этапа: 1) раннеклассовые общества и первые государственные образования II тысячелетия до н. э.

(история Крита и Ахейской Греции); 2) формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (в XI–IV вв. до н. э.

); 3) завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств.

Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе).

Эти ранние государственные образования имели в своей структуре много пережитков родоплеменного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцовыми и храмовыми хозяйствами, сильной общиной). В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого, населения. На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки — ахейцы, пришедшие в конце III тысячелетия до н. э. с севера, возможно, из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и материковой Греции. Для истории Крита они называются минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноса), а для материковой Греции — элладскими (от названия Греции Эллада).

Хронология минойских периодов следующая:

1. Раннеминойский (XXX–XXIII вв. до н. э.) — господство доклассовых родовых отношений.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=255224&p=41

Образование государств-полисов (VIII – VI вв. до н.э.)

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ-ПОЛИСОВ И ВЕЛИКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ (VIII — VI ВВ. ДО Н. Э.)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ VIII — VI ВВ. ДО Н. Э.

В VIII — VI вв. до н. э. Древняя Греция переживает экономический подъем. Этот процесс связан с колониза­цией, способствовавшей восприятию греками у других народов лучших достижений технической мысли, заим­ствованию эффективных ремесленных приемов.

После нескольких веков изоляции греческая культура была открыта новым веяниям цивилизации, в первую оче­редь с Востока. От финикийцев было заимствовано ал­фавитное письмо и переработано в среде древних гре­ков.

Напомним, что это положило начало современным алфавитам (в том числе в русскому).

Наиболее важным был заимствованный из Финикии или Сирии секрет изготовления стеклянной массы из песка. Кроме того, греки научились у соседей добыче пурпурной краски из раковин моллюсков. Астрономия и геометрия развивались под влиянием Египта и Вавилона.

Лидийская чеканка денег также была воспринята греками в архаический период. Указанные элементы чужих культур, творчески переработанные греками, ста­ли органической частью автохтонной культуры.

Взаи­мовлияния с другими культурами позволили развивать­ся личной инициативе, творческим способностям личности.

В VII в. до н. э. Главк из Хиоса, изобрел способы спайки железа. Появляется бронзовое литье.

Ремес­ленники, совершенствуя инвентарь своих мастерских и обработку металлов, способствовали началу добычи железной и медной руды в самой Греции: медь — в руд­никах на Эвбее, железо — в Лаконике и др.

Черно-фигурные вазы и сосуды донесли до нас изображения ремесленного инструментария: для кузнечного дела слу. жили меха, молот, клещи; столярное ремесло требова­ло топора, пилы, молотков, резака, стамески, линей­ки, отвеса, циркуля.

Колонизация выдвинула мореплавание и связанную с ним торговлю на первый план. Потребности перифе­рийных территорий, народов, проживавших в колони­ях, стимулировали дальнейшее развитие кораблестрое­ния. Это происходило на базе достижений финикийских судостроителей. Широко известны военные типы гре­ческих кораблей — пентеконтеры (с 50 гребцами) и три-эры (с 200 гребцами).

Корабли были оснащены тара­ном, обитым медью. Для торговых дед появились специальные «круглые» суда с высокой носовой час­тью и трюмами большой площади. В Греции выделя­ются очаги экономической активности — это города и острова: Эвбея, Эгина, Самое и Родос в Эгейском ар­хипелаге.

Преуспели также Коринф и Лигара в Север­ном Пелопоннесе, Милет и Эфес на западном побере­жье Малой Азии.

Проникновение греческой продукции на колониаль­ный рынок заставляло совершенствовать ремесло и по­вышать продуктивность сельскохозяйственного произ­водства.

Особо следует выделить керамическую индустрию, обеспечивавшую массовый вывоз в колонии таких продуктов первой необходимости, как вино и олив­ковое масло.

По тому факту, что гончары ихудожники-вазописцы образовали влиятельную ремесленную соци­альную прослойку, можно судить об удельном весе это­го ремесла. По археологическим данным ремесленники этой отрасли шире применяли разделение труда, вслед­ствие чего вырос профессионализм.

В экономически развитых полисах появились квар­талы ремесленников по профессиям. В Коринфе, напри­мер, существовал квартал гончаров — Керамик. В Афи­нах гончары образовали свой квартал в VI в. до н. э.

Что до техники изготовления сосудов, то разнооб­разными стали формы и размеры, живописное оформле­ние. Среди греческих ваз VII — VI вв. до н. э.

выделя­лись богатые и разнообразные изделия коринфских мастеров в восточном стиле, с элементами коврового де­кора.

Обращают на себя внимание также более поздние изделия в чернофигурном стиле, выработанные в Афи­нах и пелопоннесском экономическом регионе.

РАЗВИТИЕ КЛАССОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИИ В ГРЕЦИИ В VIII — VI ВВ. ДО Н. Э.

Читайте также:  Движение вод мирового океана - студенческий портал

Повсеместно в Греции этого периода прослеживается процесс возникновения и формирования частной соб­ственности. Возможно, вначале это был захват свобод­ных земель, освоение новых территорий.

Вместе с этим, несмотря на существование сильных родовых пережит­ков, зарождались новые отношения рабовладельческой зависимости. Лаконика, Мессения, Фессалия — облас­ти, по преимуществу земледельческие, где ранее других мест распространились формы личной зависимости, ана­логичные рабству.

Аттика в VIII — VI вв. до н. э. вооб­ще стала регионом наиболее интенсивного перехода от первобытного коммунизма к рабовладению.

Уже в начале рассматриваемого нами времени в ряде земель Аттики и Беотии процветали формы долговой зависимости, начиная от самых простых и необремени­тельных, и до потери как земли, так и личной свобо­ды, причем не только для себя, но и для членов своей семьи.

Одновременно с этим происходило разложение ста­рой системы кровнородственных связей, постепенно от­мирали родовые институты и сами формы взаимоотношеыий между людьми все более попадали в зависимость от новых товарно-денежных отношений.

Демос теперь выступает против аристократических партий и появив­шихся форм зависимости вроде долгового рабства. По­степенно отношения собственников между собой, а так­же с собственным имуществом приходят в равновесие и получают законодательное отражение.

На политическую арену выходят торговцы, ремесленники и мелкие и сред­ние землевладельцы. Однако законодательство еще не в состоянии в полной мере противостоять желанию мно­гих свободных граждан прибрать к своим рукам по воз­можности большее количество материальных ценностей, и потому VIII — VI вв. дон. э.

насыщены фактами мно­гочисленных военных стычек, переделов, подкреплен­ных силой оружия споров и прочей корректировки иму­щественных отношений.

Ранее других мест назревшие экономические проблемы начали решать подобным обра­зом в достаточно передовых по тому времени общинах городов Малой Азии, а также Эпире, Акарнании, Это-лии, в Ахайе и Аркадии Пелопоннесской, где классооб-разование затянулось потом на значительный период.

РАННЕГРЕЧЕСКАЯ ТИРАНИЯ

Заметное явление в истории архаической Греции — тирания. Термины «тиран», «тирания» образованы на лингвистической основе лидийского языка. По суще­ству в городе-полисе власть захватывалась узурпатором, который в своей политической деятельности игнориро­вал законы и волю традиционных учреждений, таких как совет, народное собрание и др.

Социально-политический кризис, через который про­шли многие малоазийские города — Милет, Эфес, города эгейского региона — Лесбос, Хиос, Самое, влиятельные полисы — Мегары, Коринф, Афины, Сиракузы и др., завершился установлением режима личной власти.

Методы правления тиранов отличались популизмом, политикой заигрывания с демосом путем популярных установлении против роскоши богатых слоев общества, демагогическим заступничеством за права малоимущих, показательными разделами конфискованных земель…

Источник: https://mirznanii.com/a/332508/obrazovanie-gosudarstv-polisov-viii-vi-vv-do-ne

История Древней Греции / События на TimePad.ru

Вклад античности в историческое развитие человечества колоссален. И по сей день практически во всех сферах жизни мы пользуемся богатейшим наследием маленького, по нашим современным меркам, народа — древних греков.

Ведь именно в Древней Греции, или Элладе, впервые в мире возникли наука, философия, театр, впервые появилось понятие демократии, сложилась непревзойденная по яркости и глубине система мифологии, жили и творили десятки и сотни гениальных представителей литературы, искусства, культуры: Гомер и Сократ, Фидий и Демосфен, Геродот и Аристотель, Гиппократ и Архимед… Невозможно приобщиться к сокровищнице европейской и мировой культуры, не имея цельного понятия об античности.

История Древней Греции чрезвычайно богата событиями. О многих из этих событий нам предстоит поговорить на протяжении курса.

В первом семестре этого годового курса мы пройдем по залам и коридорам полулегендарного критского Лабиринта и погрузимся в странный, загадочный мир поэм Гомера, отправимся в далекое морское путешествие вместе с эллинскими колонистами, открывавшими и осваивавшими новые земли, и посетим суровую Спарту…

Тематический план курса

Тема 1. Введение в курс. Основные проблемы древнегреческой истории

Понятие «античность». Хронологические и географические рамки античной цивилизации. Древний Восток и античность: общее и особенное. Полис и его место в античном обществе и культуре. «Мировые империи» поздней античности. Античное классическое рабство.

Древняя Греция — первое античное общество. Периодизация древнегреческой истории. Вклад древних греков в историко-культурное развитие человечества. Источники по истории Древней Греции. Географическое положение Эгейской Греции.

Море в жизни греков. Природные условия: рельеф, полезные ископаемые, внутренние воды, климат, растительный и животный мир. Экологические проблемы древнегреческой истории. Население Древней Греции.

Греческий (эллинский) этнос, субэтносы в его составе.

Тема 2. Крито-микенская эпоха (II тыс. до н.э.)

Первые очаги цивилизации в Эгейском регионе (III тыс. до н.э.): Киклады, Троя II. Критская (минойская) цивилизация. Начало бронзового века на Крите. Экономическое развитие острова. Складывание «дворцовых» государств. Феномен критского дворца, его устройство и назначение. Теократия. Талассократия Миноса. Религия и культура Крита. Упадок критской цивилизации. Гипотеза С.Маринатоса.

Материковая Греция во II тыс. до н.э. Ахейская (микенская) цивилизация, ее главные центры. Структура ахейского общества, государственное управление. Экспансия ахейцев в Эгеиде и Средиземноморье.

Ахейцы и Хеттская держава. Троянская война. Религия и культура микенской Греции. Расшифровка линейного письма В. Переселения народов конца II тыс. до н.э. и конец микенской цивилизации.

Причины ее падения.

Тема 3. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.)

Последствия падения микенской цивилизации. Наступление «темных веков». Разрыв континуитета. Начало железного века. Поэмы Гомера как источник по истории Греции XI-IX вв. Структура и содержание «Илиады» и «Одиссеи». Занятия людей гомеровского периода. Структура общества. Организация власти. Жизнь и быт.

Религия и культура гомеровской Греции. Боги Гомера. Антропоморфизм. Духовный мир и система ценностей гомеровского человека. Появление алфавитного письма. Фольклор и начало эпоса. «Гомеровский вопрос». Геометрический стиль в вазописи. Итоги гомеровского периода.

Тема 4. Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н.э.): социально-экономическое развитие

«Архаическая революция» и ее причины. Демографический взрыв. Развитие экономики. Появление монеты. Сдвиги в военном деле (гоплитская фаланга). Возникновение городов в Греции. Складывание государства в форме полиса. Основные черты полисного типа государственности.

Понятие полисного гражданства. Полис и город. Автаркия. Размеры полисов. Аристократия и демос. Складывание классического рабства, его основные черты. Проблема численности рабов. Великая греческая колонизация: причины, направления, значение.

Формирование полисной системы ценностей.

Тема 5. Архаическая Греция: политическая история

Внутренние конфликты в архаических полисах. Раннее греческое законодательство и значение создания письменных законов. Ранняя история Афин. Характерные черты афинского полиса. Положение в Аттике на рубеже VII-VI вв. до н.э.

Деятельность Солона и ее историческое значение. Старшая тирания: причины и сущность. Характер деятельности тиранов. Культурная политика тиранов. Тирания Писистрата и Писистратидов в Афинах. Реформы Клисфена и складывание афинской демократии. Ранняя Спарта.

Спартиаты и илоты. Проблема «Ликургова законодательства».

Тема 6. Религия и культура архаической эпохи

Основные черты традиционной олимпийской религии. Мифология и культ. Жрецы. Оракулы. Религия и полис. Празднества и игры. Религия и этика. «Дельфийская» реформа. Семь мудрецов. Мистические культы. Орфики и пифагорейцы. Рождение философии. Проблематика досократовской натурфилософии.

Ионийская и италийская школы. Художественная литература. Дидактический эпос и переход к лирике. Характерные черты архаической лирики. Архитектура: складывание ордерной системы. Структура периптера. Роль храма в греческой культуре. Появление монументальной скульптуры, тенденции ее развития.

Стили вазописи.

Большое место на протяжении всего курса будет отведено проблемам культуры, в сфере которой, как уже говорилось, древними греками созданы шедевры мирового значения.

Автор курса: Игорь Евгеньевич Суриков, доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИВИ РАН

Занятия бесплатны, проходят в вечернее время. Курсы существуют и развиваются на пожертвования. Основной целью  Вечерних курсов является Просвещение, «борьба со смутой».

Организатор курсов, Русский фонд Содействия образованию и Науке, не является коммерческой организацией, не получает прибыли и Ваши пожертвования пойдут на издание книг, заработную плату преподавателей и организацию научно-исследовательской работы. Рекомендуемый размер пожертвования — 100 рублей за занятие.

Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется и помогает продолжать занятия и тем, кому затруднительно оставить эту сумму.

Источник: https://courses-dpu.timepad.ru/event/142872/

Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.)

Архаическая эпоха – время наиболее интересного резвитая античного общества, когда окончательно определились специфические особенности цивилизации античного типа. Греция уже далеко обогнала в своем развитии все соседние страны, в т.ч. и государства Передней Азии, которые раньше шли в авангарде культурного прогресса человечества.

В Архаическую эпоху были заложены основы: классического рабства; системы денежного обращения и рынка; основной формы политической организации – полиса; концепции суверенитета народа и демократической формы правления.

Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы античности.

Наконец, в этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, олимпийские и прочие игры.

Мировоззренческие основы культуры.

В эпоху архаики складываются основные черты этике древнегреческого общества.

Её отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонического (состязательного) начала, что было связано с формированием особого типа государственного устройства в Греции – полиса, гражданской общины с республиканской, в отличие от стран Древнего Востока, формой правления.

Читайте также:  Трансцендентальная философия и. канта - студенческий портал

Полис – это город-государство, в котором все граждане обладали определенными правилами и обязанностями. Соответствующей была и полисная идеология, его система ценностей: высшей ценностью была сама община и ее блага, обеспечивающие благо каждого гражданина.

Полисная мораль были коллективистской в своей основе, поскольку существование индивида вне полиса была невозможно. полисный строй воспитал у греков особое мировосприятие. Он научил их ценить реальные способности и возможности человека – гражданина. Именно они были возведены в высший художественный принцип, в эстетический идеал Древней Греции. Демократия и гуманизм – вот главные идеи, лежащие в основе древне-греческой культуры и цивилизации.

Игры

Отличительной особенностью древних греков был агон, т.е.состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, и победа в этих соревнованиях может принести лишь славу, а не материальные блага.

Постепенно в греческом обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе. Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер. Древнейшими и самыми важными были игры, устроенные впервые в 776 г. до н.э.

в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года. Они продолжались пять дней, и на это время по всей Греции провозглашался священный мир. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх(«олимпионик»), получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского.

Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, беге на колесницах. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) – наградой победителю служил лавровый венок, Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, и Немейские игры (в честь Зевса).

Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх, зато прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.

Письменность и литература

Одним их наиболее важных факторов греческой культуры VIII – VI вв. до н.э. по праву считается новая система письменности.

Через посредство финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Алфавитное письмо было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков.

Греческий алфавит имел ряд вариантов, наиболее распространенным из низ был ионийский, принятый, в частности, в Аттике (Афинах).

В архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе. Эпоха греков ушла вместе с Гомером; теперь внимание поэтов привлекают не героические деяния прошлых веков, а сегодняшняя жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получает название лирики.

Появление и развитие лирической поэзии связано с именем Архилоха с о. Парос (VI в. до н.э.). С невиданной прежде силой он передал в своих стихах и порывы страсти, и оскорбленное самолюбие, и желание мести, и готовность стойко переносить превратности судьбы. Вместо гекзаметра Архилох ввел в литературу новые размеры – ямб и трохей.

Еще один иониец, Анакреонт с о. Теос (VI в. до н.э.), остался в памяти человечества как певец дружеских пиров и любви, имевший в более поздние века немало последователей и подражателей. Именно лирика Анакреонта создала известный всем образ веселых, радостно и безмятежно пирующих греков.

Лучших своих представителей архаическая лирика обрела на о. Лесбос на рубеже VII-VI вв. до н.э. Этот поэт Алкей и поэтесса тончайшего лирического дарования Сафо, известная как автор любовных стихов и эпиталам (свадебных песен).

Древняя Спарта стала центром развития хоровой лирики, одной из наиболее часто встречающихся форм которой был дифирамб – песнь в честь бога Диониса.

Во всем греческом мире распространилась слава о поэте Пиндаре (VI-V вв. до н.э.), воспевавшем высшую добродетель – арете – врожденное свойство аристократа, означавшее доблесть, физическое совершенство, благородство и достоинство.

  • Гекзаметр – стихотворный размер, характерный для гомеровских поэм и других эпических произведений.
  • Ионией в Древней Греции называлось западное побережье Малой Азии, а так же некоторые острова Эгейского моря.
  • Архитектура

В эпоху архаики уже возникли основные типы и формы греческого искусства, которые затем получат развитие в классический период.

Все достижения греческой архитектуры того времени, и конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. В VII в. до н.э. возникла система ордеров, т.е.

особого соотношения несущих и несомых частей здания в балочно-стоечной конструкции. Определились художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического и ионического.

Дорический ордер, распространенный главным образом в южной Греции, отличался тяжеловесностью и массивностью колонн, простой и строгой капителью, стремлением к монументальности, мужественности, совершенству пропорций.

В ионическом ордере ценились, напротив, легкость, изящество, прихотливость линий, капитель имела характерную форму, похожую на рога барана. Немного позднее, в V в. до н.э.

, в Греции появляется коринфский ордер – пышные, зрелищный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину.

Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Об ионических храмов этой эпохи мы знаем больше из античной литературы: значительная их часть была уничтожена. Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в г. Эфесе в Малой Азии (одно из чудес света) храм Геры на о.

Самос, Аполлона в Дидимах (Малая Азия). Особенностью архаических храмом была богатая полихромная роспись. Древняя Греция была родиной мраморных сооружений, но отнюдь не только сверкающих белизной, как иногда думают.

Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок: красной, синей, золотой, зеленой на фоне сияющего солнца и лучезарного неба.

Скульптура

Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые куросы («юноши»), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная – мраморная фигура Аполлона из Теней.

На устах его играет характерная для скульптуры той поры условная «архаическая улыбка», глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаические женские статуи представлены так называемыми корами («девушками») в длинных ниспадающих одеждах.

Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу VI в. до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать

Название «дорический » связано с дорийцами, завоевателями архейских городов. Дорический ордер греки считали воплощением силы и мужества.

Капитель – верхняя часть колонны. Капитель поддерживала горизонтальную часть здания – антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза. Архитрав представлял собой гладкую балку; на фризе, как правило, размещались скульптурные композиции; карниз образовывал двускатную крышу.

  1. Пестум – греческая колония в Южной Италии.
  2. первоначально свойственную их статуям статичность.
  3. Керамика

Богатую картину повседневного быта обитателей Эллады рисует искусство вазовой росписи VII-VI вв. до н.э., ярко свидетельствующее о любви греков к цвету и краскам. Формы сосудов столь же различны, как и их функции.

Наряду с кратерами для смешения вина, пифосами и амфорами для хранения оливкового масла, вина и зерна, изготовлялись и маленькие флакончики для благовоний, тарелки, большие блюда. Великолепные панафинейские амфоры вручали победителю на играх, стройные лекифы ставили на могилы.

Керамика сопровождала человека на всем его жизненном пути.

Стиль искусства вазовой росписи VII в. до н.э. часто называют ориентализирующим, т.е. близким к восточному. В следующем, VI в. до н.э.

, греческая вазовая живопись начинает освобождаться от восточных влияний, и красочный, причудливый живописный декор, напоминающий рисунки на восточных коврах или тканях, уступает место сценам, взятым из жизни. Наибольшего развития новой, чернофигурный стиль достиг в Халкиде и в Афинах.

Так, широко известны вазы, расписанные талантливым афинским мастером Эксекием на мифологические сюжеты: «Ахилл и Аякс, играющие в кости» украшают собой великолепную амфору Эксекия, справедливо названную жемчужиной архаического искусства.

Приблизительно к середине VI в. до н.э. была открыта техника краснофигурной росписи. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне – это дало простор для более тщательной разработке деталей. Из известных мастеров краснофигурной живописи стоит упомянуть Эвтимида и Эвфрония.

Помимо сцен из мифологии и гомеровского эпоса на вазах краснофигурного стиля запечатлены повседневные занятия и развлечения древних эллинов. Мы видим юношей, упражняющихся в палестре, флейтисток и танцовщиц, мастерскую ремесленника, школу.

Стремление к реализму в изображении, к гармонии между изображенными фигурами и формой сосуда делает керамику именно этого периода особенно ценной в глазах знатоков искусства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a43270.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector