Архитектура руси xiii – xv вв. — студенческий портал

Инфоурок › История России ›Презентации›Презентация на тему «Архитектура Руси в 13-15 в.в.» (10 класс)

Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал

Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал

Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал

Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал

Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал

Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал

Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал

Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал

Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал

Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Архитектура Руси в 13-15 в. Подготовил ученик 10А класса МБОУ гимназии № 12 Владимиров Павел Научный руководитель: Павлова Нина Васильевна 

2 слайд Описание слайда:

С X в. почти половина Европейской части России вошла в состав феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная художественная культура.Ее развитие было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному упадку и к обособлению юго-западных земель, вошедших в состав польско-литовского государства. Введение 

3 слайд Описание слайда:

Первым городом Северо-Восточной Руси, возобновившим каменное строительство была Тверь, где уже в 1285-1290гг. был возведен храм Спаса-Преображения. Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиро-суздальском зодчестве. Новый подъем русской архитектуры 

4 слайд Описание слайда:

Культовое строительство. Опираясь на архитектурные традиции домонгольского периода, новгородские и псковские мастера возводили на средства крупных бояр и купцов десятки небольших храмов. Старые традиции сочетались с новыми творческими исканиями.

Переход к новому стилю, отличающемуся обилием декоративных украшений, отразился в наиболее известных храмовых постройках этого периода: церкви Федора Стратилата и церкви Спаса на Ильине (конец XIV в. ) в Новгороде. Пскове новый стиль не получил большого распространения. Вся архитектура города носила облик крепости.

Большинство псковских храмов, ранним из которых была церковь Василия на Горке Новый подъем русской культуры 

5 слайд Описание слайда:

Церковь Федора Стратилата (1360-1361) 

6 слайд Описание слайда:

Церковь Спаса на Ильене (конец 14 в.) 

7 слайд Описание слайда:

Одновременно с культовым в Новгороде и Пскове велось и крупное гражданское строительство. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный Кремль, который впоследствии неоднократно перестраивался.

Для торжественных приемов и заседаний Совета господ новгородские мастера совместно с немецкими построили Грановитую палату (1433). В XV в. каменный Кремль был построен в Пскове.

Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. Новый подъем русской культуры 

8 слайд Описание слайда:

Новгородский кремль

9 слайд Описание слайда:

Успенский собор в Москве Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 годы. Был возведен Успенский собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор Московского кремля.

Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире.

В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. 

10 слайд Описание слайда:

Успенский собор в Москве

11 слайд Описание слайда:

Строительство Московского Кремля Крупнейшей работой этого времени стало строительство Московского Кремля, история которого начинается еще в XII в. , когда на Боровицком холме были построены деревянные кремлевские стены.

При Иване Калите территория Кремля была расширена, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной площади с каменными соборами, не сохранившимися до наших дней. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены в 1367 г. Во второй половине XV в.

, когда Москва стала центром единого Русского государства началась перестройка Кремля с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе. 

12 слайд Описание слайда:

Московский Кремль

13 слайд Описание слайда:

Успенский собор в Звенигороде Успенский собор на Городке— белокаменный четырёхстолпный одноглавый храм в Звенигороде Московской области, памятник раннемосковского зодчества. Построен на рубеже XIV и XV веков.

Собор Успения Пресвятой Богородицы был выстроен в древней части Звенигорода, на так называемом Городке — крепости, обнесённой валами, частично сохранившимися и до наших дней.

Заказчиком строительства был звенигородский князь Юрий Дмитриевич, младший брат московского князя Василия I. 

14 слайд Описание слайда:

Успенский собор в Звенигороде

15 слайд Описание слайда:

Саввино-Сторожевский монастырь Саввино-Сторожевский монастырь — православный монастырь Московской епархии.

Основан в конце XIV века, расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в 2 км западнее города Звенигорода Московской области.

Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича. 

16 слайд Описание слайда:

Саввино-Сторожевский монастырь

17 слайд Описание слайда:

Свято-Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры Троицкий собор— соборный храм и древнейшее из сохранившихся зданий Троице-Сергиевой лавры. Главной святыней собора являются мощи преподобного Сергия Радонежского.

Воздвигнут в 1422—1423 годах Никоном Радонежским «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому, нетленные мощи которого были обретены во время строительства храма.

Теперь главная святыня обители — святые мощи преподобного Сергия — покоятся в Троицком соборе в серебряной раке. 

18 слайд Описание слайда:

Свято-Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры

19 слайд Описание слайда:

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря — православный храм, памятник раннемосковской архитектуры XIV века.

Является древнейшим частично сохранившимся православным храмом Москвы за пределами Московского Кремля. По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году.

Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный 

20 слайд Описание слайда:

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-arhitektura-rusi-v-vv-klass-2608697.html

Архитектура и живопись Руси XIV XV вв В

Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий портал

Лицевой летописный свод: «В том же году в Великом Новгороде построили каменную церковь святого Спаса на Ильине улице» Храм был построен жителями Ильинской улицы — главной в Славенском конце Новгорода (торговая сторона на противоположном от Детинца берегу Волхова). Ему предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой, и известная с XII века благодаря выносному образу Божией Матери «Знамение» , через который по преданию Новгород был чудесно спасён в 1169 году от осаждавших город суздальцев. Для чтимой новгородской святыни был устроен специальный придел, сгоревший в 1340 году. После этого для иконы был построен специальный храм Знамения, где она хранилась с 1356 года (современный Знаменский собор, построенный в 1682— 1688 гг. В настоящее время чудотворная икона Знамение находится в Софийском соборе.

Икона Богоматери Знамение Новгородская. XII век с поновлениями позднего времени.

Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием.

Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение.

В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Спас Преображения на Ильине (1374)

Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками, усложняющими рисунок трёхлопастного завершения. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления — бровки. Бровки «Ползучие» арки Прясла Лопатки

Западный фасад Юго-Восточный фасад Спас Преображения на Ильине Восточный фасад

Живописная фактура стратилатовской росписи обнаруживает ближайшее родство с фактурой фресок церкви Спаса на Ильине. Тот же красно-коричневый цвет лежит в основе, по нему проложены высветленные и острые пастозные белильные мазки «движек» . Темно-коричневый рисунок оконтуривает форму.

Однако в стенописи Федора Стратилата приемы не отмечены той виртуозностью, которой отличаются фрески Спаса. Многие персонажи стратилатовской росписи обнаруживают ближайшее родство в своих харахтеристиках с персонажами росписи церкви Спаса.

Особенно симптоматично, когда отдельные второстепенные детали пейзажа, костюма, орнамента или реквизита тех или иных композиций буквально повторяются в росписях этих церквей. Церковь Спаса Ильине (1374) Преображения на

Фрески церкви Преображения на Ильине — единственная из сохранившихся на русской почве монументальных работ Феофана Грека. Лик Христа. Феофан Грек. 1378 г. Деталь фрески «Пантократор» .

Феофан Грек. 1378 г. Фрагмент фрески «Пантократор» в куполе. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород.

Троица. Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Центральный ангел. Деталь фрески «Троица» Серафим

Новая архитектура отличается изысканным декором, который ложится нарядными лентами орнамента вокруг барабана и апсид, стены украшаются вставными каменными крестами, нишами и фресковыми изображениями.

Многие из храмов этого периода строятся на средства богатых купцов или объединившихся жителей одной улицы, что свидетельствует о демократизме и возросшей роли горожан в жизни Новгородской республики.

В XV в. размеры новгородских храмов уменьшаются и напоминают архитектуру XII в. Так построены церкви Ильи на Славне, Петра и Павла в Кожевниках. Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 г. ) Церковь Петра и Павла на Славне (1367 г. )

В этот период возводятся каменные стены и башни кремля, значительно перестроенные в XVII в. , епископский дворец, а также здание, получившее в дальнейшем название Грановитой палаты, на втором этаже которой находится огромный зал, предназначенный для заседаний боярского совета.

Изобразительное искусство новгородской школы В традициях новгородской живописи XIV – XV вв. прослеживаются некоторые особенности.

1) В иконах этого периода художники стали использовать насыщенные, яркие и локальные краски, не боясь их контрастных сопоставлений.

2) Постепенно из русской иконописи исчезает философский аристократизм византийского искусства; ему на смену приходит склонность к повествовательности и подробностям сюжета. 3) Иконописные образы наполняются теплотой и незримым светом.

Спас Нерукотворный Вторая половина 12 века. Новгород. Прославление Креста. (Оборотная сторона иконы «Спас Неруковтворный» . Вторая половина 12 века. Новгород)

«Святой Георгий» (конец XIV в. ) «Святой Георгий» (первая половина XV в. )

В XIV – XV вв. новгородская иконопись достигает высот своего развития. В ней гораздо меньше чувствуются византийские традиции и появляется своеобразное национальное начало. Расцвет монументальной живописи Новгорода XIV в. во многом связан с именем художника, который приехал на Русь из Византии Феофана Грека. «Отечество» (конец XIV в. )

Обострение отношений Новгорода с Москвой во второй половине 15 века вызвало появление иконы «Битва новгородцев с суздальцами» (Чудо от иконы «Знамение» ). Она воспринимается как историческая картина.

Тема ее поражение суздальского войска под стенами Новгорода в 1169 г.

Икона должна была вызывать чувство местного патриотизма и вдохновлять на борьбу за сохранение независимости Новгорода, которому в трудный час приходили на помощь силы небесные. Таков публицистический подтекст иконы.

Читайте также:  Президент рф - студенческий портал

Зодчество Пскова Своеобразием отличалось зодчество Пскова, обособившегося в середине 14 века от Новгорода и ставшего центром самостоятельной феодальной республики. Больших успехов достигли местные зодчие в крепостном строительстве. В 1330 году возведены каменные стены Изборска – одного из крупнейших военных сооружений Древней Руси. Изборск (крепостная стена)

В самом Пскове был построен каменный Кремль, общая длина стен которого составляла около 9 км. Вся архитектура города имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны, почти лишены декоративного убора.

Псковские строители были прославленными мастерами и возводили храмы не только у себя дома, но и в других местах Руси. В середине XIII в. возводятся первые каменные стены псковского кремля – Крома, в котором заседает общегородское вече, кипит напряженная жизнь центра псковского государства. Стены Крома с их многочисленными и разнообразными башнями в последующие века не раз перестраивались.

В 1310 году возводится собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, известный своими росписями.

С XIV в. строятся знаменитые псковские звонницы, которые очень разнообразны и являются неотъемлемой частью Псковского архитектурного ансамбля. Звонница — архитектурное сооружение для подвески колов, не имеющее башнеобразного облика.

Звонница Никольской церкви в Псково-Печорском монастыре.

Из Псковских храмов XV в. особенно знаменит собор Василия на Горке. Большой и стройный храм, имеющий притворы, окружен гульбищами. Собор этот отличает особая пластичность и скульптурная выразительность.

Иконопись. Псковская школа. Немногие сохранившиеся до наших дней псковские иконы, среди которых «Богоматерь Одигитрия» и «Илья Пророк» (XIII в. , обе в ГТГ), «Архангел Гавриил» (XIV в. , ГРМ), «Сошествие во ад» (XV в.

, ГТГ), отличают — любовь к орнаменту, -несколько тяжелые колористические сочетания с преобладанием оливково-зеленого и киноварно-красного Фигура Богоматери поясная, чуть повернутая вправо к младенцу, сидящему на ее левой руке.

Правой рукой младенец благословляет, в левой держит свернутый красный свиток. Богоматерь Одигитрия

Илья, седовласый старец, представлен прислушивающимся к божественному голосу, который был не в большом сильном ветре, раздирающем горы и сокрушающем скалы, не в землетрясении, а в веянии тихого ветра.

Илья, одетый в лиловый хитон и блеклозеленый гиматий, сидит среди кирпично -розовых, жемчужно-серых и фиолетовых холмов, поросших цветами. Лицо Ильи написано сплошной заливкой плотной охрой песочного оттенка. По перметру иконы — Клейма.

«Илья Пророк» Кле йма – небольшие композиции с самостоятельным сюжетом, расположенные на иконе вокруг центрального изображения. Обычно они содержат избранные моменты жития изображаемого святого (житийная икона) или основные события праздника.

Обычно клейма в иконе читаются по часовой стрелке с верхнего левого угла; первое клеймо находится в левом верхнем углу.

«Архангел Гавриил» XIV век «Сошествие в ад» XV век

Для псковских святых характерен определенный тип: продолговатые угрюмые лица, длинные с утолщением на конце носы. Прекрасна икона XIV в. «Собор Богоматери» , отличающаяся глубокой и возвышенной драматичностью. Монументальные решения характерны для икон «Дмитрий Солунский» , «Святая Параскева Пятница» (XIV в. ). «Собор Богоматери» «Дмитрий Солунский»

Святой великомученик Димитрий Солунский. Фрагмент Михайловского Златоверхого монастыря. Киев, 1108 мозаики из собора

Источник: https://present5.com/arxitektura-i-zhivopis-rusi-xiv-xv-vv-v/

Русская архитектура в XIII — XVI вв

Архитектура Руси XIII – XV вв. - Студенческий порталВ зодчестве происходят те же процессы, что и в живописи. После его захирения в конце 1330-х—1340-х годах, оно возрождается полстолетия спустя или даже позднее. В конце XIII—XIV в. построили, например, белокаменную Городищенскую церковь под Коломной; в Москве, при Иване Калите, — соборы Успенский, Архангельский, Спаса на Бору, церковь-колокольню Иоанна Лествичника. Как правило, небольшие по размерам, московские храмы развивали традиции владимиро-суздальской архитектуры. Расписывали их русские мастера: Архангельский собор — «русскыя писцы…, в них же бе старейшины и началници иконописцем Захарья, Иосиф, Николае и прочая дружина их» (1344); церковь Спаса на Бору — «мастеры старейшины и начялницы быша русстии родом, а гречестии ученицы: Гойтан и Семен, и Иван, и прочий их ученицы и дружина» (1345—1346).

На смену деревянным стенам и башням Московского Кремля при великом князе Дмитрии Ивановиче пришли белокаменные (1367).

Митрополит Алексий возвел каменные собор и трапезную Чудова монастыря в том же Кремле.

В конце этого и начале следующего столетия появляется довольно много храмовых сооружений — в Андроникове, Вознесенском, Симонове и других монастырях, кремлевская церковь Рождества Богородицы.

Соборы, церкви строятся и в других городах — Твери, Звенигороде, Нижнем Новгороде, Рязани, Коломне и т.д.; особенно много — в Новгороде Великом. Новгородские бояре и купцы, люди богатые, именитые, заказывают постройку церквей, дают деньги.

Восхищение современников и потомков вызывали и вызывают церкви Николы на Липне (1292— 1294), Благовещения на Городище (1342—1343), Спаса в Ковалеве (1345), Успения на Волотовом поле (1352), Федора Стратилата на ручью (1360—1361), Спасо-Преображения на Ильине улице (1374). Некоторые из них разрушены во время Отечественной войны и позднее восстановлены, но, к сожалению, не все. Новгородские сооружения отличаются, с одной стороны, строгостью, сдержанностью пропорций; с другой, — наличием декоративных деталей, наружной фресковой росписи на фасадах, абсидах.

Немалое церковное строительство велось и во Пскове. Здесь же, а также Порхове, Яме, Копорье, Орешке возводили и крепостные сооружения, своего рода каменные замки.

Много строили в Новгороде XV в. Именно тогда при архиепископе Евфимии (вторая четверть — середина столетия) появились в кремле Грановитая палата, часозвоня, двухэтажный дворец самого владыки.

Еще раньше (1302) начали строить детинец — каменную крепость, стены которой несколько раз перестраивались позднее вплоть до конца столетия, когда Новгород вошел уже в число московских владений.

Появились и каменные дома-палаты для бояр (в том числе — дом Марфы-Посадницы, жены И. Борецкого).

Новгородские, московские и иные зодчие нередко строили по старым образцам, например XII столетия. При этом новгородские заказчики стремились подчеркнуть и сохранить «старину и пошлину» своего города и земли, московские исходили из идеи общерусского единства, несомненно при этом, — под главенством своего государя.

Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа XV—XVI в. стало возведение зданий Московского Кремля.

Старые, обветшавшие постройки заменили новыми; это — Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы; храм-столп Ивана Великого. Для торжественных приемов построили Грановитую палату.

Целый комплекс зданий составил дворец великого князя. Наконец, появились новые крепостные стены и стрельницы (башни).

Кремлевское строительство, обширное и выдающееся по своему значению (в плане и архитектурного мастерства, и оборонительных потребностей, и повышения престижа народившейся России, «государя всея Руси» Ивана III), — дело рук русских мастеров (из Москвы, Пскова, Твери, Ростова и других городов) и итальянских архитекторов: Аристотеля Фиораванти, Алевиза, Марко Руффо, Пьетро Солари, Марка Фрязина и др. Их труд и достижения — сплав национальных русских и итальянских традиций в архитектуре.

Естественно, с еще большим размахом строили в XVI в. По всей стране возводили много церквей, соборов. Некоторые из них заняли выдающееся место в отечественной и мировой архитектуре. Такова, например, знаменитая церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (теперь — в черте города).

Она построена (1532) по случаю рождения у великого князя Василия III сына Ивана, будущего царя Грозного. Образцом послужили старинные деревянные церкви шатрового стиля («на деревянное дело»).

Как чудо воспринимали ее современники: «Бельма чудна, — записал пораженный летописец, — высотою и красотою, и светлостию, такова же не бываша преже сего в Руси». Такое же отношение к этому сказочному сооружению сохранили и потомки; известно, например, что в восхищении созерцал ее Гектор Берлиоз три столетия спустя.

Столь же сказочным видением выглядит Покровский собор, или храм Василия Блаженного, на Красной площади в Москве, величайший памятник шатровой архитектуры, по существу — комплекс из девяти церквей. Строили его русские зодчие.

В разных концах обширного уже тогда государства растут крепости, опоясывающие, словно ожерелье, его центральную часть, столицу Москву. То же — по русскому пограничью.

Защитниками России с юга стали крепости в Туле, Коломне, Зарайске; с востока — в Нижнем Новгороде; с севера — в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях. Крепостные, помимо прочих, функции имели московский, новгородский, псковский и иные кремли.

В столице, помимо кремлевских, соорудили стены Белого города (зодчий Федор Конь, строивший и в Смоленске) — по нынешнему Бульварному кольцу; Деревянного города, или Скородома (современное Садовое кольцо; 1580-е—1590-е годы).

Источник: https://alpan365.ru/biblioteka/istoriya-rossii-do-konca-xvii-veka_novoselcev_saxarov_i_dr/russkaya-arxitektura-v-xiii-xvi-vv/

Архитектура древней руси

Архитектура Древнерусского государства (X — XII века).

До принятия христианства здания на Руси строили в основном из дерева. Оно служило материалом как для строительства жилищ, так и для сооружения крепостных стен. По этой причине древнерусские дома и укрепления, а тем более их декоративные элементы не сохранились.

Следовательно, полноценно изучать историю  русской архитектуры домонгольского времени приходится почти исключительно по каменно-кирпичным зданиям, которые начали возводить на Руси с конца X века с принятием христианства (988). Христианство открывало Руси доступ к источнику наиболее высокой культуры тогдашнего мира, а вместе с тем и к источнику наиболее совершенного зодчества.

Основные памятники

Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятин­ной. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году.

Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. Были предложены различные варианты реконструкции, однако вопрос этот по-прежнему остается дискуссионным. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены.

Так, несомненно, что Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм с тремя апси­дами и тремя парами столбов, т. е. шестистолпный ва­риант крестово-купольного храма.

Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом.

Следующий этап монументального строительства на­чался на Руси в 30-х годах XI века. Страна была в это время раз­делена на две части между сыновьями князя Владимира — Мстиславом и Ярославом. В стольном городе Мстислава — Чернигове — был зало­жен Спасо-Преображенский собор (ок. 1036).

Читайте также:  Психология возрастного развития человека - студенческий портал

Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.

Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Строи­тельная техника и архитектурные формы Софийского собора не оставляют сомнений в том, что строители при­были из Константинополя и отразили здесь традиции столичной византийской архитектуры.

Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — галереи. Всего у собора 13 глав, не считая завер­шений башен. Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность.

Многоглавие киевского Софийского собора, нехарактерное для византийской традиции, имеет прямой функциональный смысл. Конечно, зодчие использовали многоглавие и как художественный прием, создав благо­даря ему торжественную и пышную композицию, но в основе замысла лежала все-таки функциональная задача — расширение западной части храма, поскольку здесь необходимо было разместить крещальни.

В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка.

Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства.

Центральная часть здания — подкупольное пространство и главная апсида — покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками.

Несомненно, что Софийский собор был создан как центральный памятник зодчества Киевской Руси, как памятник, который должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.

Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Нов­городе и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 году, закончен в 1050 году; полоцкий возведен, по-видимому, в 50-х годах XI века.

О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, си­стема пропорциональных построений и даже многие детали. Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому, исходя из других условий заказа и обстановки.

Например, в Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал — известняковую плиту.

Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде.

Это пятинефные храмы, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде — только один ряд, а в Полоцке их вообще нет. У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского и полоцкого — по три апсиды и по одной башне.

Киевская София имеет тринадцать глав, Новгородская — только пять, а в полоцкой, судя по упоминанию в летописи, их было семь.

Кроме трех Софийских соборов в 40-50-е годы было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Георгия.

Таким образом, в середине XI века на Руси развернулась интен­сивная строительная деятельность.

Но уже к 60-м годам строительство во всех русских городах, кроме Киева, прекратилось — вся строительная деятельность сосредоточилась там.

За период с 60-х годов XI века по начало XII века в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам.

Особенности архитектуры Древней Руси

Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси? Для историков архитектуры дореволюционного вре­мени такой вопрос даже не возникал.

По их мнению, поскольку древнейшие памятники Киева строили грече­ские мастера, то и архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Но так можно было думать лишь до тех пор, пока были плохо изучены памятники русской архитектуры и еще хуже — византийской.

Исследование же их привело к выводу, что памятники Киевской Руси вовсе не идентичны византийским, что в Киеве строили храмы, не имеющие аналогов в Византии.

Византийские зодчие имели за своими плечами огром­ный традиционный опыт и в строительном ремесле, и в создании культовых зданий — церквей. Но, приехав на Русь, они столкнулись с необходимостью решать здесь совершенно новые задачи. Прежде всего это было связано с полученным ими заданием.

Так, в ряде случаев тре­бовалось возводить храмы с очень обширными хорами, что не было характерно для византийских церквей того времени. В стране, относительно недавно принявшей хри­стианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален.

Все это застав­ляло византийских зодчих принимать новую, несвойственную Византии плановую схему здания. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.

Таким образом, своеобразие задания, наличие или от­сутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине.

К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эсте­тических представлениях деревянного строительства.

В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения.

Так сложилась и развивалась архитектура Древней Руси. И хотя это зодчество возникло на базе византийской архитектуры, оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития.

Литература

  • Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. III. М.-Л., 1955.
  • Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981.
  • Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.
  • Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987.
  • Черная Л.А. История культуры Древней Руси. М., 2007.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/arkhitiektura_drievniei_rusi

Архитектура Руси 13-15 веков

Слайд 1

Архитектура 13-15 века

Слайд 2

Архитектура Руси после монгольского нашествия переживала период упадка – деревянные строения сожжены, каменные – разрушены, опытные мастера убиты или уведены в плен. Традиции каменного строительства были утрачены. Однако постепенное восстановление хозяйства привело к их возрождению.

Слайд 3

Первое после монгольского нашествия сооружение из камня – храм Спасо – Преображения в Твери (конец 12 в.). Однако разгром Твери при подавлении восстания 1327 г. экономически ослабил ее, и пальма первенства в каменном строительстве перешла к менее пострадавшим землям.

Слайд 4

Сложились три архитектурные школы: Для новгородской характерно одноглавие церквей и пышный декор. В начале 14 в. в Новгороде заложили каменный Кремль, который впоследствии неоднократно перестраивали.

Слайд 5

В 1433 г. новгородские и немецкие мастера построили Грановитую палату для торжественных приемов и заседаний Совета господ.

Слайд 6

Во второй половине 14 в. на средства новгородских бояр и купцов возводились небольшие одноглавые церкви – Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Обилие декоративных украшений придавали им праздничность и нарядность.

Слайд 7

Псковская архитектура композиционно (одноглавие церквей) была близка к новгородской, но отличалась более скромным декором.Каменный Кремль в Пскове возник в 15 в.

Культовые сооружения (одно из ранних – церковь Василия на Горке 1410 г.) выполнены в суровом, лаконичном стиле и почти лишены внешних украшений.

Архитектурный облик Пскова, стоявшего на западных рубежах русской земли, долго сохранял вид крепости.

Слайд 8

Для московской, сложившейся в 14 – 15 вв., были характерны многоглавие церквей, нарядный декор и использование белого камня в качестве строительного материала. При Дмитрии Донском в 1367 г. дубовые стены Московского Кремля, построенные Иваном Калитой, заменили белокаменными.

Однако они были сильно повреждены в 1382 г. во время нападения Тохтамыша. В конце 15 – 16 в. завершилось создание грандиозного ансамбля Московского Кремля. Его стены из красного кирпича включали 18 башен.

Возведенный по всем правилам тогдашней фортификационной науки, Кремль стал одной из крупнейших в мире крепостей.

  • Слайд 9
  • В Кремле сохранились: Пятиглавый Успенский собор(1475 – 1479 – архитектор Аристотель Фиорованти);
  • Слайд 10
  • Благовещенский собор – домовая церковь московских государей (1489 г. – псковские мастера);
  • Слайд 11
  • Пятиглавый Архангельский собор – усыпальница московских великих князей (1505 1508 гг. – архитектор Алевиз Новый);
  • Слайд 12
  • В центре Соборной площади 81 – метровая колокольня Ивана Великого, достроенная при Борисе Годунове.
  • Слайд 13

Величественный ансамбль Московского Кремля стал символом могущества и достоинства столицы России.

В окрестностях Москвы возводились одноглавые храмы в традициях Владимиро – суздальского зодчества: Успенский(1400 г.) и Рождественский соборы(1405 – 1429 гг.

) Саввино Сторожевского монастыря в Звенигороде; Троицкий собор(1422 г.) Троице – Сергиева монастыря;Спасский собор(1427 г.) Андронникова монастыря в Москве.

Слайд 14

. Размах каменного строительства в 15 в. свидетельствовал об экономическом подъеме и культурном возрождении, обусловленном объединением русских земель и их освобождением от золотоордынского ига.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/01/18/arkhitektura-rusi-13-15-vekov

Этапы развития русской архитектуры в X – XIV вв

История
русской архитектуры.

Древнерусское
государство (IX—XII вв.)

Большие
церкви Киевской Руси, построенные
после 988
года, были первыми примерами
монументальной архитектуры в
восточно-славянских землях. Архитектурный
стиль Киевской Руси утвердился под
влиянием Архитектуры Византии. Ранние
православные церкви
были главным образом сделаны из дерева.
До конца 10 века были развитые традиции
деревянного зодчества, были уже и
каменные постройки.

Первой
каменной церковью Древнерусского
государства была Десятинная
церковь в Киеве,
строительство которой относят к 989 году.
Церковь строилась в качестве кафедрального
собора неподалеку от княжеского
терема.

Владимиро-суздальская
архитектура (XII—XIII века)
Золотые
ворота во Владимире. Центральная часть
с проездной аркой сохранилась с середины
XII века 
В
период политической раздробленности
роль Киева как политического центра
начала ослабевать, в удельных центрах
появились значительные архитектурные
школы.

В XII—XIII веках важнейшим культурным
центром стало Владимиро-Суздальское
княжество. Уникальность владимиро-суздальского
зодчества состоит в том, что оно не
просто продолжило традиции византийской
и южнорусской архитектуры, но и значительно
обогатило их западноевропейскими идеями
и элементами.

 Одним из самых заметных
памятников зодчества владимиро-суздальской
школы является церковь Покрова на Нерли,
построенная в 1165 году.

Читайте также:  Виды эксперимента - студенческий портал

Новгородско-Псковская
архитектура (конец XII—XVI вв.)
Церковь
Спаса Преображения на Ильине улице —
один из значительных памятников Новгорода
времен феодальной раздробленности.

 
Формирование
новгородской архитектурной школы
относят к середине XI века, времени
строительства Софийского собора в
Новгороде. Уже в данном памятнике заметны
отличительные черты новгородской
архитектуры — монументальность,
простота, отсутствие излишней
декоративности.

  Храмы
Новгорода эпохи политической
раздробленности уже не поражают огромными
размерами, однако в них сохраняются
основные черты данной архитектурной
школы. Они отличаются простотой и
некоторой тяжеловесностью форм.

В конце
XII века были построены такие храмы как
церковь Петра и Павла на Синичьей горе
(1185), церковь Уверения Фомы на Мячине
(1195) (на её фундаменте в 1463 году построена
новая церковь с тем же именем).

Древнейший
кирпичный собор Успения Божией Матери,
построенный при Великом князе Владимире
в 989–996 гг. византийскими мастерами, не
сохранился. Он был разрушен при штурме
Киева в 1240 г. войсками хана Батыя.

Этот
первый храм носил название Десятинной
церкви. Десятинная церковь была
построена из кирпича плинфы квадратной
формы и толщиной 2–4 см.

Кладка велась
на известковом растворе с добавлением
толченого кирпича – цемянки.

В
1011 – 1037 гг. в Киеве строится наиболее
величественный памятник русского
каменного зодчества – Софийский собор
(рис. 5.3). Он представляет собой новый
вариант пятинефного и пятиабсидного
крестово-купольного храма.

Несмотря на
то что композиция собора и система его
росписей во многом повторяют византийские
образцы того времени, киевский собор
является очень ярким и своеобразным
образцом раннего национального
древнерусского зодчества.

В
1073–1078 гг. в Киеве возводится Успенский
собор Киево-Печерского монастыря.
Монастырь становится центром русского
летописания и борьбы за автономию
русской митрополии от византийского
патриарха.

Успенский собор – это
трехнефный собор без галерей, своды
которого опираются на шесть крестообразных
столбов. С западной стороны к столбам
примыкает нартекс. Хоры собора
располагались только над нартексом, и
поэтому основной объем храма воспринимался
более целостно.

Собор был однокупольным,
купол располагался на крестообразной
структуре сводов. С южной стороны
нартекса была пристроена небольшая
квадратная башня, внутри которой шла
лестница на хоры собора.

Интерьер собора
отличался особым великолепием: на стенах
мозаика, фрески, барельефы, мозаичные
полы, мраморная алтарная преграда –
темплон.

Источник: https://studfile.net/preview/5991984/

Искусство Древней Руси XIII – середины XV вв

На протяжении XII – начала XV веков постепенно восстанавливается разрушенная татарами хозяйственная деятельность и культура. В 1380 году Куликовская битва сплотила в единую рать различные слои общества.

В XV веке неуклонно набирает силу объединительный процесс, приведший в конце столетия при Иване III к формированию могучего государства – Московской Руси, России. В 1480 году окончательно рушится ордынское ярмо.

Новгородское зодчество XIV – XV веков.

С конца XII века в новгородском зодчестве наметились серьезные перемены. Меняется материал и техника кладки. На смену плинфе приходит местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формирует пластичные силуэты новгородских построек. Шире используются полукоробовые своды. Из трех апсид остается одна. (ц. Спаса на Ковалеве, 1342 г.; ц.Успения на Волотове, 1352 г.)

Расцвет зодчества приходится на вторую половину XIV века. В этот период построена церковь Федора Стратилата на Ручью, 1360 – 1361, — четырехстолпный одноглавый храм. В церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.) декоративные элементы не вторят конструкции, им отводится более значимое место.

В конце XIV – начале XV веков поиски выразительного облика храма происходят в границах сложившегося архитектурного типа (ц. Иоанна Богослова в Раковицах, 13384 г; ц. Петра и Павла в Кожевниках, 1406 г.).

Но в целом архитектура не выдвинула ничего нового, опираясь на классику XII – XIV веков.

Отстаивая независимость перед Москвой, новгородское боярство поднимало на щит все, что так или иначе ассоциировалось с «золотым веком» Новгорода.

XIV век — «золотым век» новгородской монументальной живописи. ЕЕ развитие осуществлялось на основе местной самобытной школы и в тесном контакте с живописцами византийско-славянского мира (Феофан Грек; сербские мастера, расписавшие церковь Спаса на Ковалеве).

Феофан Грек (1330-е — 1405?) наделен необыкновенным темпераментом, индивидуальной творческой манерой, открытым и проницательным умом. На Руси его называли «философом». Он работал без иконографических «образцов», в постоянном движении, не прерывая разговоров с любопытными, окружавшими его.

В 1378 году Феофан по желанию боярина Василия Даниловича Маликова и уличан Ильиной улицы расписал церковь Спаса Преображения. Вседержитель в куполе преисполнен энергии демиурга. Особая черта мастера – яркие белые блики на фигурах, полных экспрессии и душевного напряжения (Макарий Египетский, Троицкий предел церкви).

Росписи церкви Федора Стратилата и церкви Успения на Волотовом поле близки по технике к феофановским, но колорит говорит о принадлежности их работе новгородских мастеров.

Своей зрелости новгородская иконопись достигла во второй половине XIV – начале XV веков. В XV веке живопись выходит из тени монументальной живописи. С этого времени очень популярными становятся изображения избранных святых – по 2-3, по 4 и более во весь рост и по пояс.

Изображались полезные «скоропомощники» в важных делах: Илья-громовержец – податель дождя; Никола – покровитель путешествующих и страждущих, защитник от пожаров: Георгий, Василий, Флор и Лавр – патроны земледельцев и домашнего скота; Параскева Пятница и Анастасия – покровительницы торговли.

Одним из любимых был образ воина-змееборца Георгия.

Тематика икон иногда непосредственно связана с миром — «Молящиеся новгородцы», 1467 г. Ее композиционное поле разделено на два яруса. В верхнем – деисусный чин, в нижнем – молящиеся бояре (Георгий, Макария, Яков, Стефан, Тимофей и Олфим). Икона «Знамение» трактует события новгородско-суздальской войны 1169 года.

Искусство Пскова.

В Пскове во второй половине XIII – первой половине XIV века возводились в основном оборонительные сооружения, что обусловлено политической обстановкой. Церковь Троицы (1365-67 гг.) возведена мастером Кириллом на основании рухнувшего храма XII века и до XX века она также не сохранилась.

В XV веке культовое строительство Пскова ведется с большой интенсивностью. Летописи сообщают о возведении 22 каменных церквей.

К этому времени складывается характерный для Пскова тип храма – небольшое, невысокое здание сооружалось на средства уличан, отличалось асимметричностью композиции.

К церкви примыкали паперти, пределы, крыльца с характерными столбами-тумбами, хозяйственные пристройки, звонница (ц. Власия на Горке, 1413г., с.90 Ис.Р.Арх.; Ц. Георгия со Взвода, 1494г. и др.)

Звонницы не представляли из себя отдельных сооружений, а надстраивались над церковью, над папертью, даже над погребами (ц. Успения в Пароменье, 1521г.).

Живопись Пскова отличается экспрессией, берущей начало в народных корнях. В немногоцветной палитре фресок преобладают темные коричневые и лиловые краски, дополненные оранжево-красными, желтыми и голубыми тонами. В XV веке в псковской иконописи как и в новгородской живописность уступает место суховатой «правильности» форм. В XV – XVI веках псковичи многое заимствуют из достижений Москвы.

Искусство Москвы.

В конце XIV- начале XVвека каменное строительство приобретает еще больший размах.

Каменные церкви вырастают в Москве, Коломне, Звенигороде, Дмитрове, Можайске и относятся в основном к одному типу: одноглавого четырехстолпного храма башенной конструкции, поднятого на высоком цоколе, системой лестниц, ведущих к перспективным порталам, сложным верхом, увенчанным ярусами килевидных закомар, и вознесенном на высоком постаменте куполом (Спаский собор Андронникова монастыря, нач.XVвека; Троицкий собор Троице-Сергиевской лавры, 14222-1423, с.96-97 Ис.Р.Арх.).

Первые сведения о московских художниках относятся к 40-м годам XIV века. В 1344 году расписали Успенский собор. В 90-х годах XIV века в Москве появился Феофан Грек, но здесь уже сложились художественные традиции, позволяющие избежать художественного подражания.

Феофан воспитал группу художников, стал главой художественной жизни Москвы рубежа XIV-XV веков.

Все основные художественные работы проходили под его непосредственном руководством – росписи церкви Рождества Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов, терема Василия Дмитриевича, палат Владимира Андреевича Храброго, возможно, храмов в Коломне и Переславле-Залесском.

Наиболее достоверным творением самого Феофана Грека в Москве считается иконостас (точнее деисусный чин) Благовещенского собора начала XV века. Деисус Благовещенского собора – первый дошедший до нас деисус, где фигуры святых изображены не по пояс, а в рост (здесь начинается история «высокого иконостаса»).

Андрей Рублев(1360?-1430)родился около 1360 года. Первое упоминание о нем относится к 1405 году. Летописная запись, рассказывающая об участии Андрея Рублева в росписи Благовещенского собора, называет его «черницом» – монахом. Великокняжеский князь постригся и стал иноком, а затем старцем Спасо-Андронникова монастыря.

В 1408 году Андрей Рублев и егго многолетний соратрик Даниил Черный украсили фресками и иконами Благовещенский собор во Владимире.

«Страшный суд» – это не кары возмездия, а торжество добра, апофеоз справедливости, это симфония плавных текущих ритмов и радостных красок.

Роспись Успенского собора во Владимире свидетельствовала об окончательном становлении творческой индивидуальности и художественного мастерства Андрея Рублева.

В 1918 году в дворянском сарае близ Успенского собора В Звенигороде были обнаружены три иконы: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», известные с тех пор под названием Звенигородского чина.

«Троица» была написана, вероятно, в самом начале 10-х годов XV века. Принято считать, что она создавалась для иконостаса Троицко-Сергиевского монастыря, но существует вероятность связи ее со Звенигородским чином.

Три Ангела Рублева соединены единым ритмом, круговым движением.

Развитие троичного культа на Руси было связано с деятельностью Сергия Радонежского, который создал Троице-Сергиевский монастырь «дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Это тема национального единства.

Жизнь Андрея Рублева заполнена интенсивным творческим трудом. Он выполнял многочисленные заказы, украшал фресками храмы. Последние его работы – росписи Троицко-Сергиева и Спасо-Андронникова монастырей не сохранились. Деятельность Андрея Рублева отложила отпечаток на все виды художественного творчества.

Среди произведений шитья очень близок ему по настроению великолепный надгробный покров Сергия Радонежского. В мелкой пластике традиции Рублева развил мастер резьбы по дереву монах Троице-Сергиевской лавры Амвросий.

Стиль Андрея Рублева, линейный и колористический строй его икон и фресок определили лицо московской школы живописи.



Источник: https://infopedia.su/8x595e.html

Ссылка на основную публикацию