Архитектура японии — студенческий портал

Японские архитектурные бюро Nakae Architects (официальный сайт: nakae-a.jp) и Ohno Japan объединились в одном проекте и совместными силами создали студенческое общежитие в Токио. Проект получил название MM Apartment. Здание общежития, конечно же, получилось необычным.

Его изюминка в том, что оно по горизонтали как бы “разрезано” на части, отделяющие этажи. Трехэтажный дом разделен на восемь квартир, каждая из которых рассчитана на одного человека.

Каждая квартира является двухэтажной, а маленькие квадратные окна по всему строению отличаются размерами друг от друга и помещены на различные высоты.

  • Архитектура Японии - Студенческий портал
  • Когда в доме включается внутреннее освещение, он выглядит более нарядно, чем днем, когда темные стекла тех же окон на сером фоне стен представляют вниманию настоящий японский минимализм в архитектуре.
  • Архитектура Японии - Студенческий портал

Из-за таких окон домик кажется меньше, чем он есть на самом деле. В обрамлении проводов электрических линий, здание гармонично вписывается в окружающий урбанистический токийский пейзаж.

Архитектура Японии - Студенческий портал

Внутри тоже самый настоящий японский минимализм. Кроме того, все интерьеры выполнены в светлых тонах. Характерная особенность интерьеров общежития в миниатюрности дверных проемов, лестничных пролетов и особенно заметной смелой геометрии стен.

  1. Архитектура Японии - Студенческий портал
  2. Крутые повороты коридоров экономят ограниченное пространство для более важных помещений.
  3. Архитектура Японии - Студенческий портал
  4. Днем имеется естественное освещение – там, где это целесообразно, размеры окон достаточные для сохранения светопропускной способности.
  5. Архитектура Японии - Студенческий портал

Лестницы довольно крутые, резко поднимающиеся кверху. Некоторые перила расположены весьма необычно – как бы свешиваются сверху.

  • Архитектура Японии - Студенческий портал
  • Перила так же играют роль ограничителей пространства, иногда вместо стен.
  • Архитектура Японии - Студенческий портал

Нестандартное решение с ограждением ванной комнаты, совмещенного санузла. Стеклянные перегородки хорошо пропускают внутрь помещения свет от ближайших окон. Да и квартира на одного человека. Кого стесняться?

  1. Архитектура Японии - Студенческий портал
  2. Архитектура Японии - Студенческий портал
  3. “Прорези” между этажами компенсируют кажущееся недостаточным количество окон.
  4. В результате видно, что дневного света даже для таких пространств, как коридоры и комнаты, которые могут обойтись электрическим освещением, вполне достаточно.

Вот так на переходах между этажами и менее значительных, чем жилые, комнатах и пространствах, японские архитекторы сэкономили место. На фото выше видно, что узкие коридоры выводят в светлое помещение с большим окном.

Так проектируют японцы. На фотографиях представлено общежитие студентов, то есть общественное здание жилого типа, практически мини-гостиница.

Сравнить с внутренним размахом тоже далеко не многоэтажной гостиницы, но, например, расположенной в Одессе, можно перейдя на vele-rosse.com.ua.

В сравнении можно также прочувствовать и понять менталитет территорий, на которых расположены строения.

Современная архитектура Японии бесспорно является образцом эргономичности, экономии, находчивости, изобретательности архитектурной мысли. “Вселенную в камушке” могут увидеть японцы, благодаря своей культуре. Эта уникальная способность играет главную роль во всем, что делают японцы, и в японской архитектуре в том числе.

Публикация на сайте miuki.info 31.01.2014

Похожие записи на сайте miuki.info:

Источник: http://miuki.info/2014/01/mm-apartment-obshhezhitie-dlya-yaponskix-studentov/

От метаболизма до постмодернизма: 10 главных проектов Араты Исодзаки

Арата Исодзаки — японский архитектор, работающий в контексте города, окружающей среды и социальных изменений, лаурет 41-й Притцкеровской премии. Ему 87 лет, он родился в Японии, а его учителем был Кендзо Танге, который руководил перестройкой Хиросимы после бомбардировок.

Арата начинал с метаболизма — архитектурного течения, в основе которого принцип динамической изменчивости, акцентирование внимания на «пустоте». Теперь же у Исодзаки нет своего стиля: он умеет подстраиваться под обстоятельства.

Каждый его проект вписывается в ландшафт, в атмосферу, в ритм города благодаря эстетическому таланту и богатому воображению архитектора.

Архитектура Японии - Студенческий портал Портрет Арата Исодзаки

Часто для того, чтобы появилось что-то стоящее в архитектуре, ей необходим внешний толчок, и этим толчком могут стать исторические события. Таким для Исодзаки стала атомная бомбардировка Хиросимы.

«Моим первым впечатлением от архитектуры было отсутствие архитектуры»

Это слова и про последствия катастрофы, и про скучные виды города в целом. Арата хотел изменить его очертания, поэтому сначала работал для своей страны, но потом показал на что он способен и Западу. Стал первым восточным архитектором, чьи проекты стали реализовывать за пределами страны. 

Исодзаки отсылается к японской архитектуре, но при этом учитывает и западные традиции, оставаясь решительно современным. Он говорит на многих языках, иронически сомневаясь в себе, постоянно изобретая что-то новое.

Архитектор иногда возвращается к своему пристрастию к метаболизму и аккуратно вписывает его в свои проекты.

В основе таких построек лежит аналогия с живыми существами, поэтому они состоят из сборных модулей, которые в будущем можно обновить и достроить, «регенерировать». 

Библиотека префектуры Оита

Место: Оита, Япония
Год постройки: 1966
Материал: бетон

Архитектура Японии - Студенческий портал Архитектура Японии - Студенческий портал Архитектура Японии - Студенческий портал Архитектура Японии - Студенческий портал

Библиотека в родном городе архитектора — то, с чего начинал свой путь Исодзаки. Аналогия с человеческой анатомией стала источником вдохновения для Араты, и он спроектировал здание так, будто это скелет, имеющий возможность роста и развития. 

Японский архитектор хотел подчеркнуть «растущую архитектуру» и доказать, что городское планирование не должно оставаться статичным. Он создал каркас из бетонных трубчатых балок и намеренно оставил их открытыми, чтобы в будущем можно было продолжить любую из них и проложить внутри коммуникации.

Уже здесь архитектор совмещал культуры и архитектурные направления, Японию и Запад, метаболизм и постмодернизм. Проект представляет собой постхиросимское научно-фантастическое здание и выделяется из всех остальных проектов Исодзаки.

Художественный комплекс Art Tower

Место: Мито, Япония
Год постройки: 1990
Материал: сталь, стекло, железобетон

Архитектура Японии - Студенческий портал Архитектура Японии - Студенческий портал

Башня является культурным комплексом, а ее строительство приурочено к празднованию столетия города Мито. При проектировании Исодзаки вдохновлялся Бесконечной колонной Константина Бранкузи и техническими инновациям Бакминстера Фуллера. Спонтанность Исодзаки перешла в причудливость:Art Tower выглядит как гигантская декорация к фильму — спиралевидный робот-кобра, готовый поглотить город. 

Комплекс состоит из 56 треугольных панелей серебристого цвета, устремленных в разные стороны. Они отражают солнечные лучи и создают естественное освещение, а ночью благодаря подсветке башня выделяется на фоне окрестных построек. 

«Самое важное, что может сделать художник — это столкнуть общество с тем, чего оно никогда раньше не видело»

Здесь располагается театр, концертный зал и галерея современного искусства. Это популярное среди туристов и местных жителей место, где постоянно устраиваются художественные выставки местных и международных художников, концерты, театральные постановки.

Дворец спорта Палау Сант Жорди

Место: Барселона, Испания
Год постройки: 1992
Материал: кирпич, керамика, стекло

Архитектура Японии - Студенческий портал Архитектура Японии - Студенческий портал Архитектура Японии - Студенческий портал

Дворец на 17 000 человек был спроектирован специально к Олимпийским играм в Барселоне. Строить начинали сверху вниз, начав с возведения куполообразной крыши из кирпича. Благодаря такому ходу строительства, перед каждым зрителем открывается хороший обзор из любой точки стадиона. 

Здание частично спрятано под землю, чтобы не мешать обзору на склон горы Монжуик. Здесь проходят не только спортивные соревнования по практически всем видам спорта, но и музыкальные концерты, художественные выставки.

Стадион выглядит легким и воздушным из-за множества поддерживающих его колонн по периметру, также здесь расположился  символ Олимпийских игр в Барселоне — башня Calatrava.

Дворец спорта оснащен современными аудиосистемами и спроектирован таким образом, чтобы не создавались большие столпотворения: лифты и грамотные переходы разгружают людские потоки. 

Несмотря на то, что свой стадион Исодзаки все же построил, он довольно критично относится к другим подобным проектам.

Так он прокомментировал стадион Захи Хадид, построенный для токийских игр: «Он похож на черепаху, которая ждёт, пока затонет Япония, чтобы наконец уплыть из неё».

Вместе с другими архитекторами, среди которых Тоёо Ито, Кэнго Кума и Соу Фудзимото он подписал открытое письмо против осуществления проекта Хадид, назвав его «монументальной ошибкой» и «унижением перед будущими поколениями».

Kyoto Concert Hall

Место: Киото, Япония
Год постройки: 1999
Материал: кирпич, стекло

Зал располагается рядом с библиотекой и Киотским ботаническим садом. Задумкой архитектора было собрать комбинацию различных геометрических форм.

Цилиндрическая башня, в которой располагается круговая рампа, ведет в концертный зал. Ее держит прямоугольная призма, а фасад выходит на улицу и украшен волнообразным узором, обтянутым прозрачным стеклом.

Фойе тоже наполнено фигурами: кубы, треугольники, цилиндры и круги. 

Исодзаки спрятал вход в задней части здания, расположив его подальше от узкой улицы. Цель — заставить посетителей добираться до кассы и главных дверей через северную часть здания и проходить мимо сверкающего пруда. 

«В США креативность основывается на оригинальности. Но в Японии креативным можно быть и без нее»

Влияние древних традиций на Исодзаки видно повсюду: опаленный цвет цилиндрической башни напоминает японскую технологию обработки дерева, которая использовалась в старых деревянных таунхаусах Киото; изогнутый пешеходный мост, проходящий через пруд отсылает к традиционным японским садам.

Гималаи-центр

Место: Шанхай, Китай
Год постройки: 2010
Материал: бетон, стекло

Работая над проектом, Исодзаки вдохновлялся природой и много времени проводил изучая фэншуй, что в итоге повлияло на организацию пространства. Много свободного места, бетонные конструкции и работа в контексте — любимые приемы архитектора. Располагается Гималаи-центр в современном районе Пудун в Шанхае возле центрального парка.

Многофункциональный центр называют «бетонным лесом». На фундаменте из стекла и бетона расположились две стеклянные башни разной высоты и формы. Необычные бетонные «заросли деревьев» создают необычный контраст с типично-офисными стеклянными кубами. 

Внутри находятся два отеля, торговый центр, музей современного искусства, художественный театр, офисы и концертный зал. Для того, чтобы пройти от одного пространства к другому, необходимо преодолеть скульптурный «лесной фасад», и у посетителей появляется возможность невольно почувствовать себя в пещере.

Библиотека MABIC

Место: Маранелло, Италия
Год постройки: 2011
Материал: бетон, стекло

Совместный проект бюро Исодзаки: работа самого лауреата и японского архитектора Андреа Маффеи. Это светлое и современное культурное пространство, интегрированное в историческую среду. Библиотека отделена высокими стенами, создавая уютную «закрытую» атмосферу и не вызывая ощущения посягательства на историю. 

Напольные покрытия, потолки, мебель — все белого цвета. Фасад состоит из прозрачной мембраны и открывает вид на окрестности.

У его основания искусственные водоемы, выполняющие кроме эстетической функции еще и практическую: они отражают солнечный свет и все окружающие предметы. Библиотека построена из бетона, любимого материала архитектора, и имеет два этажа.

В подвальном находятся два читальных зала вместе с кафе, а на первом — фонотека, видеотека, архив, учебная аудитория и еще два читальных зала.

Пространство отличается от привычных для нас библиотек с искусственным светом, навязчивым запахом старой бумаги и давящей учебной атмосферой. В этом месте хочется провести время с книгой или просто выпить чашку кофе. Оно объединяет в себе социальный и культурные центры, но в то же время своим расположением способно отделить от внешнего мира.

Офисное здание D38

Место: Барселона, Испания
Год постройки: 2011
Материал: стекло

Проект входит в состав плана застройки целого офисного района, который разработан британской студией дизайна FOA. D38 — это большое офисное пространство, около 70 тысяч квадратных метров. Архитектор предлагает людям несколько вариантов, использования офиса предоставляя возможность его модернизировать и экспериментировать со своей же задумкой.

Читайте также:  Возможности текстового процессора ms word - студенческий портал

Исодзаки снова создает очень много свободного места и делает акцент на естественном освещении. Фасады состоят из разных цветов и подобраны не случайно такими неброскими — чтобы не отвлекать, а своим расположением создают нейтральный геометрический рисунок. Стеклянные панели выполнены в синем, серебристом и зеленом цвете.

Постройка состоит из стеклянных блоков, которые своим расположением формируют открытую террасу с зеленью. Сами блоки «парят» в воздухе и пристроены к соседним зданиям. Из-за особенности строительства и отсутствия фундамента и каких-либо опор складывается ощущение воздушности.

Национальный конференц-центр в Дохе

Место: Доха, Катар
Год постройки: 2013
Материал: бетон

Снова японский архитектор создает лес из бетона, и в этот раз на фасаде постройки расположились древовидные колонны. Они повсюду: в интерьере и под крышей. Это отсылка к священному исламскому дереву Сидрат аль-Мунтаха. 

Конференц-зал вмещает до 10 000 человек и имеет сертификацию LEED Gold и является одним из самых знаковых энергоэффективных зданий в мире. Здесь используются новейшие техники экономии воды и такие элементы дизайна, как солнечные панели, датчики присутствия, светодиодное освещение. Исодзаки удалось доказать, что современная архитектура может существовать в согласии с природой.

Проект является крупнейшим на Ближнем Востоке многофункциональным конференц-центром. В нем также проводятся концерты, торжественные мероприятия и выставки. Высокотехнологичные устройства, такие как аудиовизуальные и акустические системы, располагаются в потолках с подсветкой.

Надувной концертный зал Ark Nova Concert Hall

Место: Япония
Год постройки: 2013
Материал: ПВХ

Исодзаки обращается к глобальным проблемам планеты — землетрясениям и цунами. Концертный зал спроектирован спустя два года после японских катаклизмов.

Арата и художник Капур создали надувной мобильный концертный зал и отправили его в разные регионы к пострадавшим. Напоминанием о трагедии служат скамьи, выполненные из деревьев, поврежденных во время цунами.

Объект является художественным жестом, который создает символ надежды на счастливую жизнь после катастрофы. 

Проект концертного зала Ark Nova — яркий представитель «флекси-архитектуры», подразумевающей перемещение объектов, изменение его отдельных частей, трансформацию в зависимости от внешней среды. Павильон из ПВХ — самый крупный надувной концертный зал в мире. Его вместимость — 500 зрителей. Он выполнен из материалов, которые быстро можно надуть и спустить, поэтому его легче перевозить.

Шанхайский симфонический концертный зал

Место: Шанхай, Китай
Год постройки: 2014
Материал: бамбук, дерево, кирпич

Открытие зала стало подарком к 135 годовщине старейшего в Азии Шанхайского Симфонического оркестра, который является хранителем западных оркестровых традиций, но в то же время проповедует современную китайскую музыку. Расположение возле Шанхайской музыкальной консерватории и многочисленных книжных и музыкальных магазинов создает своеобразный культурный квартал, подобно Линкольн-центру в Нью-Йорке.

За счет использования новейших технологий, в зале отличная акустика и выстроенный баланс звука. Освещение встроено в акустические панели, чтобы визуально расширить пространство.

Здание стоит на пружинах и компенсирует вибрации от железнодорожных путей, расположенных под ним. Внутренняя часть украшена отражающими досками, покрытыми плетеным бамбуком, а сценический пол изготовлен из кипариса.

Внешняя часть выполнена из терракотового кирпича, на улице множество деревьев, которые имитируют китайский классический сад. 

Концертный зал имеет два пространства: репетиционная площадка мирового уровня на 1200 мест и записывающий центр на 400. Зал открыт ежедневно, в нем располагается кафе, книжный магазин и интерактивный музыкальный салон, проходят художественные выставки, лекции по музыке и литературе.

Источник: https://losko.ru/10-arata-isodzaki-buildings/

Архитектура Японии – древняя и современная

Архитектура Японии привлекает своей самобытностью.
За многие века существования японской цивилизации она не оставалась неизменной.
Вначале архитектурные стили менялись под влиянием культуры других азиатских стран. А последние
десятилетия наблюдается процесс заимствования и переработки западного опыта.

Древность

Древние сооружения – постройки до IV века н. э. В основном это жилые
дома, о которых история
сохранила очень мало сведений. Первоначальные японские сооружения возводились
из земли и дерева.

Поэтому многие из них были утрачены из-за стихийных бедствий,
влажного климата, пожаров, войн.

Глиняные модели, изображения на бронзе,
результаты археологических раскопок кратко рассказывают об архитектуре древности.

Период Дзёмон

Историческая эпоха длилась до 300 г. до н.э. Собиратели, рыбаки, охотники
жили в землянках, которые назывались тата-ана-дзюке. Жилище состояло из ямы с
утрамбованным земляным полом и соломенной крыши, которую поддерживал деревянный
каркас. Стекающую по крыше воду можно было собирать в ёмкости. Целая деревня
таких домов расположена на горе Маруяма района Саннай города Аомори.

Архитектура Японии - Студенческий порталТата-ана-дзюке

Период Яёй

Историческая эпоха Яёй продолжалась с 300 г. до н. э. по 250 г. н. э. Это время широкого
распространения рисоводства.

Появляются постоянные поселения с жилыми
помещениями, складами, деревенскими заборами, сторожевыми башнями. Постройки с
приподнятым полом и двухскатной крышей назывались такаюка.

Они надежно защищали
зерно от влажности, грызунов. Также подобные сооружения служили жилищами для вождей и особо
почитаемых членов племени.

Исторический парк Ёсиногари в префектуре Сага – место для знакомства с
поселением периода Яёй.

Архитектура Японии - Студенческий порталТакаюка

Период Кофун

Историческая эпоха Кофун длилась c III в. н. э. до VI в. н. э. В это время начали
возводить курганы-кофун – громадные усыпальницы знатных людей и местных
правителей. Древнейшие из них – круглые или четырёхугольные насыпи. Позже появились
многоступенчатые могильные холмы, похожие на замочные скважины. Их окружали по
периметру рвом с водой. Насчитывается более 10000 подобных захоронений.

Архитектура Японии - Студенческий порталКурган-кофун

Храмовая архитектура
Японии

Первые японские культовые постройки появляются ещё в древности. В Средние
века активно строятся синтоистские и буддийские святилища и монастыри. Большое
влияние на храмовую архитектуру Японии оказал Китай.

Синтоизм

Синтоизм – традиционная древняя японская религия, основанная на
поклонении духам умерших.

Для постройки культовых сооружений – ворот, небольших
храмов – использовались природные материалы: необработанное неокрашенное
дерево (чаще всего кипарис) для стен, трава для крыши. Часовни-синто приподняты
над землёй, закреплены на врытых в землю сваях.

Двухскатная плоская крыша
выходит за периметр здания.
Вокруг главного помещения расположены веранды. Синтоистские монастыри –
комплекс симметрично расположенных построек.

В синтоистском святилище обязательно выделяют следующие детали:

  • Тории – бесстворчатые П-образные
    ворота оранжевого или красного цвета. Они символизируют переход между миром
    людей и духов.
  • Комаину – охранные статуи
    стилизованных львов или собак по бокам от входа.
  • Источник с очищающей водой для мытья
    рук и полоскания рта перед входом в часовню.
  • Главный зал со святыней, зал для
    молитв и подношений.
  • Сцена для спектаклей театра но.

Самый старый из синтоистских храмов находится в Исэ на острове Хонсю. Он посвящён
богине Солнца.

Архитектура Японии - Студенческий порталХрам Исэ-дзингу

Буддизм

Буддизм приходит в Японию из Китая примерно в VI–VII вв. н. э. и приносит новые
архитектурные формы:

  • каменный фундамент;
  • выгнутые крыши с поднятыми углами;
  • яркие цвета;
  • декоративные детали: резьба, росписи,
    лакировка, позолота.

Для буддийского храма главное – не симметрия, а слияние с природой.
На это нацелены легкие, плавные линии, водоемы, сады камней и т. д. Обычно в
храмовый комплекс входят:

  • ограда с воротами;
  • главный храм;
  • помещение для проповедей;
  • колокольная башня;
  • сокровищница;
  • книгохранилище;
  • многоярусная сужающаяся пагода в 3–5
    этажей.

Монастыри Тодай-дзи (VIII в. н. э.) и Хорю-дзи (VII в. н. э.) – самые известные
буддийские храмовые сооружения.

Архитектура Японии - Студенческий порталМонастырь Тодай-дзи

Средневековье

Для средневековой
архитектуры Японии
характерны следующие особенности:

  • Стиль дзэн в храмовых постройках (многозальные
    культовые сооружения и позолоченные крыши). Образец – храм Кинкаку-дзи, или
    Золотой павильон (XIV в.).
  • Развитие замковой архитектуры в стиле
    ямадзиро
    . Деревянные и каменные постройки находились на равнинной
    территории. Ансамбль включал центральное сооружение (башня-тэнсю) и
    многочисленные башенки, которые связывались переходами. Сооружение окружалось
    оградой, рвами. Пример – замок Имэдзи (XIV–XVII вв.). Он включал более 80
    сооружений.
  • Строительство каменных дворцов в стиле
    хирадзиро
    . 1–2 – этажные здания находились на возвышенности посреди
    садово-паркового ансамбля. Во внутренней отделке таких построек использовалось
    натуральное дерево. Пример – дворец Кацура в Киото (XVII в.).
  • Появление чайных домиков в стиле
    сукия
    . Сооружение напоминает легкую хижину. Чаще всего это одноэтажное
    здание с низким узким проходом и большим количеством высоко расположенных окон.
    Внутри – комната для проведения чайной церемонии.

Архитектура Японии - Студенческий порталЗамок Имэдзи

Новое время и современность

Вступив на путь модернизации к середине XIX в., японские архитекторы
освоили западные технологии, новые материалы, но, в то же время, сохранили
самобытность. К концу XIX века начинают развиваться неостили, эклектика. Основные
достижения архитектуры
Японии в это время:

  • использование кирпича, камня при
    строительстве государственных зданий и учреждений;
  • формирование западных кварталов в
    портовых городах;
  • применение железобетонных перекрытий;
  • разработка проектов сейсмоустойчивых
    типов зданий
    .

После II Мировой войны для строительства японских домов начинают применять бетон
и сталь. Страна постепенно становится лидером по архитектурным технологиям.

В 1950-70-е годы в Японии зарождается и развивается архитектурное направление метаболизм. Его главный принцип – незавершенность, недосказанность. Самый
яркий пример – башня-капсула «Накагин» (Токио).

Архитектура Японии - Студенческий порталБашня-капсула Накагин

Сейчас японские дома
в основном возводят на сваях. При этом используют маятники, амортизаторы,
стальные каркасы и рельсовые платформы для защиты от землетрясений. Высокотехнологичные
материалы грамотно сочетаются с природными элементами: садами камней, прудами,
мостиками, зелеными зонами и т.д.

Самые необычные современные японские здания:

  • 634-метровый токийский небоскреб
    Skytree;
  • стеклянная школа в Канагаве;
  • дом-занавес в Токио;
  • музей науки в Нагое.

Архитектура Японии - Студенческий порталМузей науки в Нагое

Характерные особенности архитектуры
Японии

Традиционной японской архитектуре присущи:

  • лаконичность, строгость форм,
    простота, изысканность;
  • использование прямоугольных
    элементов;
  • сооружения с массивными крышами и
    относительно слабыми стенами
  • использование необработанного дерева;
  • вписывание здания в ландшафт;
  • отсутствие пестроты, многоцветья.

Известные архитекторы
Японии

Японская национальная архитектурная школа существует чуть больше 100 лет.
В 1873 году в Токио открылся Императорский технический колледж, где стали
готовить архитекторов. Многие выпускники получили всемирное признание: Тацуно
Кинго (Банк Японии, Токийский вокзал), Катаяма Токума (дворец Акасака,
резиденция Дзинпукаку).

Архитектор Тадао Андо грамотно сочетал традиционные черты архитектуры Японии с
современными технологиями. Основные работы: дом Адзума (Осака), жилой комплекс
Рокко (Кобэ), Музей современного искусства на Наосиме и т. д.

Известные современные архитекторы:

  • Кэнго Кума (Музей искусств Сантори,
    Пластмассовый дом в Токио);
  • Сигэру Бан (Павильон Японии на EXPO
    2000, Картонный собор в Крайстчерче);
  • Тойо Ито (центр Mikimoto House в
    Токио, павильон галереи Серпентайн в Лондоне).

Современная японская архитектура не стоит на
месте, а продолжает развиваться. Она использует лучшие мировые достижения, не
теряя традиционные черты и уникальность.

Источник: https://ojapan.ru/arhitektura-yaponii/

Традиции и современность в архитектуре Японии

Формирование такого направления как регионализм началось в Стране восходящего солнца одновременно со странами Северной Европы.

Читайте также:  Создание баз данных и таблиц. литералы, имена баз данных и таблиц, переменные пользователя - студенческий портал

Заметнее всего в архитектуре Японии регионализм начал проявляться во второй половине двадцатого века после поражения во Второй мировой войне. Толчком к распространению явились факторы из области политики, социальной и экономической сферы такие как: принудительная демилитаризация страны, демократизация, восстановление после войны, технический прогресс в строительной отрасли.

Все это стало мощным движущим фактором для развития культуры и общества Японии. Началось строительство центров культуры, спорта, бизнес-центров, театров и музеев. Происходит формирование принципиально нового вида общественного строения – ратуши, которая представляет собой некий объект с большим количеством функций – являющийся зданием местного самоуправления и центром культуры.

В середине прошлого столетия развитие архитектуры подобного рода строений проходило по примеру второй волны модерна в Европе. Принципы именно этого стиля гармонично вплелись в традиционное зодчество Японии, которое в течение многих веков отличалось стабильностью и неизменностью стиля. Оно избежало радикальных перемен в области стиля, которые были характерны для Европейского искусства.

В истории архитектуры Японии можно отследить два архитектурно-конструктивных направления: каркас из дерева с несущим заполнением, выполненным из легких щитов и циновок; массивный сруб из дерева. Первое направление распространилось в возведении жилья самых разных категорий. В таком стиле строили хижины и дворцы. Второе направление нашло применение при проектировании храмов и хранилищ.

Отличительной чертой европейской архитектуры было преобладание пластической разработки колонн, стен, аркады. Японская архитектура характеризуется пластической разработкой тяжелой крыши, выполненной из черепицы, имеющей довольно крутой уклон.

При этом предусматриваются большие выносы свесов кровли, которые с помощью вариантного проектирования поддерживают свесы. При этом пластическое проектирование конструкций, расположенных вертикально (каркасных стен или стен из бревен) не проводилось.

Поэтому сохранялась их нейтральная структура конструкции.

Жара и влажность учитывались при проектировании базовых конструкций стен и кровли. По этой же причине постройки над основаниями немного подняты на отдельно стоящие опоры. Сейсмическая ситуация на островах обусловила малоэтажность построек, проектирование лаконичных  объемов строений.

Данная историческая справка приведена для понимания того, с какой легкостью страна восходящего солнца переняла черты модернизма, органично вплетая их в традиционную архитектуру.

Легкий каркас из дерева Японские архитекторы заменили на монументальные сооружения с железобетонным каркасом. Наиболее яркими представителями этого стиля стали Маякава, Танге, Курокава и многие другие.

Классика модернизма Японии – музей Мира в хиросимском комплексе, построенном архитектором Танге в период с 1949 по 1956 гг.

Архитектура Японии - Студенческий портал

Музей Мира, архитектор Танге.

Вскоре малая эмоциональность модернизма стала требовать поиска вспомогательных средств выражения. Сначала в ход шли приемы традиционного регионального подхода.

В архитектуре наших дней развитие регионализма происходило в трех направлениях: имитации, иллюстративного традиционализма и органичного преломления традиций.

При разработке проекта культовых зданий в основном проект имитирует традиционный сруб, но при этом используется железобетон. Этот же подход встречается в проектах светских строений.

Примером может служить павильон на выставке Экспо-67, спроектированный архитектором Иосинобо Асахара, проект токийского театра, созданный архитектором Хироюки Ивамото.

Навесные панели стен из железобетона, расположенных снаружи по горизонтали, украшены рельефом-имитацией рубленой стены из дерева.

Что касается иллюстративного традиционализма, то здесь наиболее популярно внесение элементов, принятых традиционно в строении, спроектированном по законам стиля модерн.

Очень часто эти элементы походят на не завуалированные цитаты. Прототипом венчания здания международных конференций в городе Киото (выполненного из железа и бетона) архитекторы С. Отани и Т.

Оти выбрали аналогичный элемент храма III века в городе Исе.

Архитектура Японии - Студенческий портал

Здание международных конференций в городе Киото, архитекторы С. Отани и Т. Оти

Архитектура Японии - Студенческий портал

Здание международных конференций в городе Киото, архитекторы С. Отани и Т. Оти

Кикутаке для своей разработки в городе Идзума выбрал солнцезащитные решетки из железобетона, аналогичные решеткам храмаVII в., выполненным из дерева.

Архитектура Японии - Студенческий портал

Административное здание в Идзумо (1963 г.), архитектор Кикутаке.

Архитектура Японии - Студенческий портал

Административное здание в Идзумо (1963 г.), архитектор Кикутаке.

Органичное направление применения подходов архитектуры, сложившейся традиционно, представляет токийский фестиваль-холл, проект архитектора Маякавы. Каркас здания – легкий, выполненный из железа и бетона, заполнен прозрачными, пропускающими свет ограждениями.

Характерная особенность строения – массивность кровли, большой ее вынос, размер которой визуально увеличивает парапет, выполненный из бетона под наклоном. Он защищает от ветра эксплуатируемую крышу.

Разработанная в традициях японской архитектуры композиция здания обладает обновленной формой, в которой отсутствует имитаторство. Подобный тяжелый парапет, имеющий принципиальные отличия в формах, использован в разработке музея в Нагасаки.

Если сравнить два вышеприведенных решения с возведенным тогда же зданием токийского музея западного искусства по проекту Корбюзье, можно увидеть, что использованные в проектах приемы повышают выразительность композиции.

Также наиболее органичное для страны восходящего солнца тяжелое венчание стало популярным, и было использовано формально многими зодчими. Сегодня оно встречается во всех больших городах.

Путь архитектуры страны восходящего солнца в освоении регионального направления в создании проектов современных построек легче увидеть, сравнив 2 объекта с одним и тем же назначением – две ратуши – в творчестве архитектора Танге, спроектированные с разницей  в два года. Это префектура Кагава в Такамацу и муниципалитет в Курасики.

Префектура спроектирована в интернациональной манере, принадлежность к определенной нации выдает только наличие консолей из железобетона, вынесенных на фасад торцами, что напоминает конструкции из дерева, выполненные в японских традициях.

Проект муниципалитета – пример реализации регионального направления без применения элементов национального колорита, которое опосредованно повлияло на расположение расставленных на больших расстояниях друг от друга открытых опор, формирующих первый ярус, которые книзу слегка расширены.

Также к элементам национальной архитектуры  можно отнести пропорциональность составных частей разрезки стен фасадов в два ряда и соединения их по углам, которые напоминают сопряжения сруба из дерева в утяжеленном венчании строения.

Глубинные признаки регионального направления связаны с избирательностью относительно подбора несущих конструкций и отображения в построении их тектонических возможностей.

Учитывая то, что традиции японской архитектуры использовали как базу конструкции стоечно-балочные и срубные, выполненные из дерева, в зодчестве страны восходящего солнца не прижилась тектоника сводов и куполов.

Поэтому в архитектуре наших дней специалисты используют железобетонные перекрытия с ребрами, отображая их элементы на фасадах, в  обстановке, в то же время безбалочные практически не находят применения.

Используются повсеместно конструкции складчатого типа из железобетона для покрытий и стен, при этом не находят применения их аналоги – многоволновые оболочки  имеющие форму конуса и цилиндра, своды и купола. Активно применяются системы подвесных покрытий и компоновка данных систем в объемные формы. Несмотря на современную конструкцию проектов, на создание их силуэтов авторов вдохновляли сложные формы покрытий, выполненных в лучших традициях японской архитектуры.

Архитектура Японии - Студенческий портал

Проект Олимпийского комплекса в Токио, архитектор Танге

Самое яркое проявление – проект Олимпийского комплекса в Токио, разработанный архитектором Танге в 1964 году. Комплекс представляет собой два здания. Одно из которых – крытый бассейн, второе – зал для игры в баскетбол. Покрытия построек  – подвесные. Главные несущие тросы бассейна,  прикреплены к двум пилонам.

Зала для игры в баскетбол – к одному. Второстепенные — прикреплены к контурам, служащим опорой выполненным из железобетона. Построение выполнено в 2 масштабах – выражающем пространственные формы и силуэт покрытий, выполненных из металла.

И меньшем масштабе – стоечно-балочных разделениях опоры, являющейся контуром, напоминающих традиционные архитектурные формы.

В конце прошлого столетия региональный стиль уступил позиции глобальным направлениям, проявлявшимся в архитектуре. В основном это был неомодернизм, неоэкспрессионизм, постмодернистическое направление.

Данные стили в Японии развивали архитекторы Шинохара, Кикутаке, Исозаки, Андо, Ито, Моцуна. Направления характеризуются сведением к минимуму выразительных приемов, ограничение применения сводов и куполов.

Переход обусловлен, прежде всего, заменой железобетона на металл в конструкциях.

Источник: http://archi-story.ru/architecture_of_japan/

Архитектура Японии

Данная статья посвящена особенностям традиционной архитектуры страны восходящего солнца. Материал может быть полезен при создании презентации или реферата на тему «Японская архитектура».

Архитектура древней Японии

Необычность японской архитектуры характеризуется деревянными строениями с тяжеловесными крышами и достаточно лёгкими стенами. Поскольку в Японии тепло и нередко льют обильные ливни, то такое не удивительно. К тому же местные строители всегда учитывали опасность подземных толчков.

Из древне-японских строений, дошедших до нашего времени, самыми знаменитыми являются синтоистские монастыри Исэ и Идзумо. Они созданы из дерева, имеют плоские, сильно выходящие за территорию строения двускатные крыши, надёжно укрывающие от осадков. Храм Идзумо весьма велик, возвышается он на 24 м.

Архитектура Японии - Студенческий портал

Идзумо фото

Вхождение в страну буддизма отразилось на динамике местного стиля архитектуры.

Одно из главных технических новшеств — постройка фундамента из камня. Древнейшие синтоистские строения были закреплены на сваях, врытых в землю, тяжесть распределялась на них, что весьма ограничивало площадь и высоту постройки.

Для периода Асука (7 в.) характерно увеличение числа выгнутых крыш со слегка поднятыми углами, таких, какие мы можем видеть на традиционных храмах и пагодах Японии.

Для строительства монастырей разрабатывается особое планирование храмовых комплексов.

Традиционная японская архитектура

Вне зависимости какого типа храм — буддийский ли, синтоистский — он является целым ансамблем культовых построек, а не отдельным строением, в точности, как и старинные русские монастыри. В традиционный японский храм изначально входили 7 строений:

  1. Ворота ограды территории (самон),
  2. Золотой, он же главный храм (кондо),
  3. Храм для чтения проповедей (кодо),
  4. Башня с колоколами или барабанами (серо или коро),
  5. Сокровищница — аналог ризницы (сёсоин),
  6. Хранилище книг (кёдзо),
  7. Пагода со множеством ярусов.

Японцы уверены, что пейзаж и архитектура хорошо сочетаются лишь в том случае, когда оба созданы из одинакового материала.

Именно потому японский монастырь, соединяясь с окружающим его ландшафтом, как бы является его рукотворным продолжением.

В храмовых двориках располагаются место для размышлений и медитации, каменный сад, которые отчасти повторяют пейзаж вокруг храма, местную природу, а также общую идею вселенной в целом.

Архитектура средневековой Японии

Вторая половина 1-го тысячелетия н. э. великолепный пример архитектурных изысков этого времени — шедевр японской архитектуры храм Тодайдзи, возведенный в 743-752 гг. Этот деревянный комплекс — самый большой на свете.

Архитектура Японии - Студенческий портал

Тодайдзи фото

В Японии редко можно встретить массивные, тяжёлые строения, несмотря на то, что она является страной деревянных сооружений. Почти всегда присутствуют какие-либо лёгкие изящные элементы, стремящиеся ввысь и уравновешивающие строение. Так, в качестве такой детали, на крыше Золотого павильона установлен Феникс.

На пагодах, как правило, присутствуют продолжения центрального шеста каркаса здания — шпиль.

В зависимости от местности, где строился буддийский храм, — гора или равнина — его комплексы отличались по планировке. Если храм был размещён на равнине, то строения располагали симметрично. Для тех сооружений, что находятся в горах, симметрия зданий почти невозможна, поэтому строители всякий раз были вынуждены искать как можно более удобное расположение для каждого элемента храма.

Читайте также:  Жизненный цикл продукта - студенческий портал

В средневековой Японии в 13 столетии повсеместно распространяется исповедуемая сектой дзэн разновидность буддизма, а также сочетающийся с ней «кара-э», то есть китайское видение архитектуры.

Храмовый комплекс дзэн традиционно состоял из 2-х пар ворот (основные и последующие), проходящих от ворот по обе стороны крытых галерей, а также два гармонично расположенных храма, считавшихся самыми главными: дом божества, где находилось изваяние Будды, а также сооружение для молитв.

Кинкакудзи (Золотой павильон) выступает одним из самых ярких проявлений культурного наследия светской архитектуры конца 14 века. Возвел его император Есимицу в 1397 г.

Архитектура Японии - Студенческий портал

Золотой павильон Кинкакудзи фото

В 14 столетии архитектура дзэн добралась до своего максимального развития. Войны и нестабильная политика Японии создали так называемую замковую архитектуру, верх расцвета которой пришёлся на 1596-1616 гг. С этого времени при возведении замков широко использовался камень, поэтому рассчитывалось, что постройка будет существовать столетия.

Центральную часть замка занимала тэнсю — стандартная башня, сначала единственная, затем их стали строить по нескольку. Колоссальные размеры имели замковые комплексы Окаяма и Нагоя, которые, к сожалению, были разрушены в 20 столетии.

Архитектура Японии - Студенческий портал

Воссозданный Окаяма

Чайные домики – отличительный пример традиционной архитектуры страны восходящего солнца. Считается, что чайной церемонии следует быть максимально простой, без излишеств, так как в ней отражены примирение и аскетизм. Чайные домики поражают своим многообразием — от обычной хижины до затейливо украшенной шкатулки — всего более ста типов.

Архитектура Японии - Студенческий портал

Лучшая японская архитектура видео

В видео из цикла «Красивейшие памятники мировой архитектуры» рассказано о наиболее известном храме в Киото — Кинкакудзи, или Золотом павильоне. Это здание называют так потому, что его внешние стороны обиты золотыми листами. Храм был возведен как обитель великого полководца Есимицу.

  • Продолжение темы — современная японская архитектура.
  • Жанр статьи — Культура Японии

Источник: https://jamato.ru/kultura-yaponii/95-arkhitektura-yaponii

Образование в Японии. Часть II: Японские университеты

Архитектура Японии - Студенческий портал После окончания старшей школы японцы поступают в высшие учебные заведения (университеты и академии), представляющие собой следующую ступень системы образования в Японии. Период обучения в большинстве университетов обычно составляет 4 года (с 18 до 22 лет).

Но для таких факультетов как стоматологический, медицинский, ветеринарный, иногда фармацевтический срок обучения больше и равен 6 годам. После окончания университета выпускник получает степень бакалавра (学士, gakushi), и далее он может продолжить обучение в аспирантуре (daigaku-in).

Аспирантура в Японии

С японского языка на русский слово daigaku-in (大学院) обычно переводится как «аспирантура». Применительно к японской системе образования daigaku-in (大学院), в целом, служит для обозначения общего последипломного курса обучения, то есть, образовательной ступени или отделения следующего после окончания университета.

Общий период обучения в японской аспирантуре составляет 5 лет, с 22 до 27 лет, после 4-х годичного обучения в университете (опять же исключение составляют специализации медицинской направленности с периодом обучения 6 лет).

При успешном окончании двухлетнего курса аспирантуры выпускник имеет право получить звание магистра (大学院修士, shu:shi).

А после прохождения полного пятилетнего обучения, успешной аттестации и защиты обучающийся может претендовать на звание доктора наук (大学院博士課程, hakushi katei).

Университеты ускоренного цикла

В японской системе образования существуют так называемые университеты (или колледжи) с ускоренной программой обучения (短期大学 tanki daigaku / сокр.短大). Большая часть этих заведений – частные.

А большая часть обучающихся – девушки. Отсюда подчеркнутый уклон образовательной программы в социальные и гуманитарные науки, преподавание, медсестринское дело.

Период обучения в таких заведениях составляет 2 года.

Профессиональные колледжи

В систему высшего образования Японии входят и так называемые профессиональные колледжи или semmon-gako: (専門学校).

Задача этих учебных заведений – узкопрофильное обучение и развитие узкоспециализированных навыков студентов.

Обучение в этих колледжах ведется по разным направлениям: технические специальности, медицина, коммерция, бизнес и другие. По окончании колледжа выпускник получает квалификацию специалист (младший специалист).

Популярные специальности в Японии

По данным японского министерства образования в 2010 году 2.8 миллиона японских студентов обучались в 778 ВУЗах страны восходящего солнца.

Эти ВУЗы включают 86 национальных государственных университетов (включая университет дистанционного образования Ho:so: Daigaku 放送大学 / The Open University of Japan), 95 локальных муниципальных университетов и 597 частных вузов.

Большой популярностью у японских студентов пользуются экономические специальности, бухгалтерский учет, право, бизнес. Чуть меньше машиностроение и гуманитарные науки.

Кстати, японского абитуриента, который не смог поступить в образовательное учреждение следующего уровня (колледж или ВУЗ) и готовиться к следующей попытке именуют ронином (浪人 /二年浪人).

Престижные университеты Японии

Архитектура Японии - Студенческий портал

Краткая видео презентация университета Кейо ниже на видео, а остальных университетов после статьи:

Среди известных выпускников, к примеру, Токийского университета можно увидеть японских писателей Юкио Мисима, Кэндзабуро Оэ и Кобо Абэ, нобелевских лауреатов по физике Масатоси Косиба и Лео Эсаки, астрономов Такэо Хатанака, Тюсиро Хаяси, премьер-министров Японии Ясухиро Накасонэ, Киити Миядзава и многих других известных личностей современной Японии.

Можно много рассуждать о японской системе образования, о строгой дисциплине и нормативном общественном и нравственном регламенте образовательных этапов, которые проходит каждый учащийся, начиная с младшей школы.

Тем не менее, как нам представляется, подход японцев к организации обучения дает свои превосходные плоды в области решения глобальной задачи воспитания нации, которая, в целом, чтит свои традиции, дисциплинирована, отличается высоким уровнем этикета, образованности, художественного воспитания и уважением к другому человеку.

При этом, зная японскую культуру, её уникальные формы и её представителей, нельзя утверждать, что японская коллективность и дисциплинированность мешают проявлению талантов в индивидууме; скорее, в масштабах страны эти качества в каждом отдельном человеке выступают основой общей общественной стабильности, безопасности, взаимной ответственности и высокого уровня воспитанности. (к статье: фото и видео)

© Diana Yumenohikari • 夢の光:`О Японии от всего Сердца` Yumenohikari.ru • Все права защищены

Архитектура Японии - Студенческий портал Источник: Архитектура Японии - Студенческий портал Источник: http://en.rocketnews24.com Идейный ролик Токийского Университета (from The University of Tokyo | UTokyo Channel Youtube):

Университет в Осака (from Osaka University official Channel Youtube): Токийский Университет (from The University of Tokyo | UTokyo Channel Youtube): 

Источник: http://yumenohikari.ru/japan/obrazovanie_v_yaponii_yaponskie_universiteti

Архитектура Японии (кратко)

Япония – страна величественных замков, неприступных крепостей, великолепных монастырей и сказочных дворцов.

Архитектура Японии – это что-то особенное, уникальное и необычное. Особенность архитектуры Японии заключается в интересной форме крыш, имеющих характерные загнутые края. Известно, что эта особенность свойственна только Японии.

Во времена средневековья, в Японии строились величественные замки, с примыкающими к ним могучими башнями. Такие замки окружали толстой неприступной стеной. Они были выполнены в архитектурном японском стиле – ямадзиро. В настоящее время, построек ямадзиро почти не сохранилось. В те далекие времена все замки возводились из дерева, поэтому многие из них просто сгорели.

Немногим позже появилась архитектурная техника – хирадзиро. По своей сути хирадзиро сильно походила на ямадзиро.

Отличие состояло лишь в том, что сооружения хирадзиро возводились на возвышенностях и холмах, а здания ямадзиро строились исключительно на равнинной местности.

Стены при технике хирадзиро строились из прочного камня, поэтому такие постройки разрушить было довольно сложно. Кроме того, они служили защитой от вражеских набегов.

Обычно, в центре холма возвышался огромный замок, больше напоминающий оборонительную крепость. Центр замка венчала высокая главная башня. Японцы называли ее тэнсю. Эта башня была самой высокой. Несколько башен замка соединялись между собой специальными узкими переходами, тем самым превращая комплекс из нескольких построек в единое целое.

С течением времени японцы научились производству шифера. Им стали покрывать крыши многочисленных зданий. Шифер имел разные расцветки – это были яркие сочные оттенки и спокойные пастельные тона. Чаще всего крыши покрывали шифером красного цвета с золотистыми краями.

В период Эдо – архитектурная техника хирадзиро использовалась для постройки оборонительных крепостей. Стоит отметить, что многие современные японские здания были построены в стиле хирадзиро. А те многие, что строились в средние века, сохранились до сих пор.

Первые японские поселения появились в 10 веке до нашей эры. Эти поселения состояли из небольших землянок. Их крыши были покрыты ветками деревьев. В 3 веке до нашей эры стали появляться первые дома с приподнятыми полами и двухскатными крышами. В таких домах обычно проживали знатные японские вожди.

В 6 тысячелетии в Японии стали строиться огромные усыпальницы могучих японских правителей (кофун).

Архитектура Японии - Студенческий портал

Древнейшими средневековыми памятниками архитектурного японского творения являются религиозные буддийские и синтоистские здания – величественные храмы, красивые монастыри и уникальные святилища.

Например, святилище Исэ дзингу, является примером древней архитектуры Японии. Это красивое сооружение с высоким фундаментом. По бокам можно увидеть две античные колонны, подпирающие крышу святилища. Крыша украшена декоративным рисунком.

Древние храмовые сооружения Японии отличаются невзрачностью красок и украшений. Часто для строительства храмов использовалось неокрашенное дерево. Даже в те времена, когда многие страны стали использовать в строительстве зданий камень, японцы продолжали возводить деревянные крепости и монастыри. Они считали, что в таком сооружении будет легче перенести жару.

Самым большим деревянным буддистским храмом в мире является знаменитый комплекс Тодайдзи. Внутренний зал поражает своими масштабами. В самом центре этого зала восседает на троне знаменитая бронзовая статуя Будды.

Самыми распространенными стилями японской архитектуры являются – сеин и синдэн. Синдэн отличается огромными усадьбами, в центре которых расположен главный зал. Сеин – в переводе с японского языка – студия, библиотека. В стиле сеин были построены такие сооружения, как зал Гинкакудзи – Тогудо  в городе Киото.

Ярким примером японской архитектуры являются уютные чайные домики. Все они выполнены в стиле сукия. В этом же стиле японцы возводили императорские дворцы и замки. Пример тому – великолепный дворец Кацура. Важным аспектом японской архитектуры является объединение построек с окружающей его природой, например, с садом.

Простые крестьянские жилища возводились в достаточно простом архитектурном стиле – минка. Дома строились преимущественно из дерева. Даже стены, крыша и потолок жилища были деревянными. Из камня возводили только фундамент.

После того как Япония открыла свои границы для иностранцев, в стране стали строиться целые европейские кварталы. К ним присоединились и русские здания. Это были каменные или кирпичные сооружения. А некоторые здания имели современные железобетонные перекрытия.

Современная архитектура Японии не выдерживает никакой критики. Новые технологии позволяют построить здание из современных высокопрочных материалов. А красоту внутреннего японского интерьера передать словами просто невозможно.

Источник: https://MirJapan.ru/arxitektura-yaponii/

Ссылка на основную публикацию