Аудит учетной политики организации — студенческий портал

Учетная политика – важный документ для налаживания правильной работы бухгалтерской службы предприятия. От ее правильного понимания, формирования, оформления, раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельности организации по всем направлениям.

Вопрос «может ли организация обойтись без учетной политики?» равносилен вопросу «может ли организация обойтись без бухгалтерского учета?».

И даже если организация ничего не знает о том, что ей в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» следует формировать такой документ, она все равно будет вынуждена это делать, разрабатывая план счетов, выбирая для работы нужные первичные документы, организовывая работу бухгалтерии, выбирая схемы бухгалтерских записей для отражения хозяйственных операций, выбирая способ начисления амортизации и т.п. Вопрос состоит только в том, как и насколько хорошо будут систематизированы и оформлены принятые решения.

Аудит учетной политики организации поможет выбрать наиболее оптимальные методы ведения учета. Грамотно составленный регламент может стать эффективным инструментом достижения цель бизнеса, т.к. он формирует систему учета в конкретной организации.

А это, в свою очередь, закладывает основу как для сокращения затрат по ведению учета, так и позволяет аргументировать свою позицию перед контролирующими органами.

Именно поэтому мы настоятельно советуем уделять особое внимание составлению такой политики, привлекая к данному процессу профессионалов, как в вопросах бухгалтерского учета, так и в налогообложении.

Аудит учетной политики предприятия проводится в целях выявления ошибок или неточностей, а также проработки построения эффективных учетных систем на основе выбора и обоснования способов учета.

Проверка учетной политики может являться как составной частью полномасштабной аудиторской проверки, так и отдельной услугой. Стоимость такой услуги – от 12 000 руб. и зависит от специфики конкретной организации и пожеланий заказчика.

Аудит учетной политики организации - Студенческий портал

Здесь Вы можете прочитать и посмотреть рекомендательные и благодарственные письма по аудиторским услугам, проведенными нашими специалистами.

    Рекомендательное письмо от заместителя генерального директора ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

  • Аудит учетной политики организации - Студенческий портал Закрытым акционерным обществом «Финансовый контроль и Аудит» (ЗАО «ФинКонт Аудит») была проведена аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» за 2015 год. По итогам работы с ЗАО «Финансовый контроль и Аудит» отмечаем высокую квалификацию, компетентность, опыт и профессионализм специалистов компании при оказании аудиторских услуг. В ходе проведения аудиторской проверки специалисты компании показали, что они в полной мере владеют спецификой бухгалтерского и налогового учета.

    • Рекомендации аудиторов, касающиеся совершенствования бухгалтерского учета, повышения результативности финансово-экономической деятельности носят целенаправленный и практический характер.
    • ЗАО «Финансовый контроль и Аудит» является надежным партнером, строго соблюдает условия договорных отношений и конфиденциальность полученной информации.
    • Рекомендуем ЗАО «Финансовый контроль и Аудит» как надежного и добросовестного партнера.

    Узнать больше

    Аудит учетной политики организации - Студенческий портал
  • Рекомендательное письмо от директора ИБМХ РАМН

  • Аудит учетной политики организации - Студенческий портал ЗАО «Финансовый контроль и Аудит» является нашим надежным аудитором в последние пять лет, оказывающим нам высококвалифицированную помощь в решении сложных финансовых вопросов.

    1. Работники ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит» зарекомендовали себя как объективные, независимые, обладающие высоким уровнем знаний профессионалы, умеющие анализировать различные ситуации и находить правильные решения.
    2. Мы выражаем признательность ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит» за стабильное оказание услуги в области аудита.
    3. Мы удовлетворены нашим сотрудничеством и можем рекомендовать ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит» как независимого аудитора и надежного партнера.

    Узнать больше

    Аудит учетной политики организации - Студенческий портал
  • Рекомендательное письмо от генерального директора рыболовного агентства

  • Аудит учетной политики организации - Студенческий портал ООО «Найт-Флайт Тревел» на протяжении многих лет сотрудничает с ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит». За долгие годы сотрудничества мы убедились в добросовестности и профессионализме аудиторской компании. Специалисты ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит», работавшие с нашей фирмой в разные периоды, отличаются высокой квалификацией, ответственностью, принципиальностью и доброжелательностью. Выражаем Вам свою благодарность и готовы рекомендовать ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит» как надежного партнера. Узнать больше Аудит учетной политики организации - Студенческий портал

ВСЕ ОТЗЫВЫ ПО АУДИТОРСКИМ УСЛУГАМ

Не нашли подходящую услугу?
Просто позвоните нам, и мы найдем решение!

Источник: https://www.fcaudit.ru/services/audit/audgpo/

Аудит учетной политики: добровольный, независимый, налоговый — Контур.Бухгалтерия

Аудит учетной политики (далее — УП) проводится по-разному и с разными целями, в зависимости от того, какая назначена проверка.

Независимая аудиторская проверка

Эту проверку проводят аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, у которых есть соответствующая лицензия. Они проверяют учетную политику на соответствие законодательству РФ, и смотрят, соблюдает ли организация утвержденные в ней положения.

Для некоторых организаций ежегодный аудит обязателен — их перечень определен в ст. 5 ФЗ №307-ФЗ. Например, это все акционерные общества и организации с выручкой свыше 400 млн рублей в год. Обязательный аудит УП не предусмотрен, но ее тоже могут проверить.

Также независимую аудиторскую проверку могут инициировать материнская компания и третьи лица, например, ваш банк-кредитор или потенциальный инвестор.

Добровольная аудиторская проверка

Добровольная аудиторская проверка начинается по инициативе руководства. Ее можно проводить силами самой фирмы или тоже пригласить независимых аудиторов. Как часто проверять решает менеджмент организации или собственники. Вот самые частые поводы для начала проверки:

  • проверка работы бухгалтерии, главбуха или финдиректора;
  • проверка работы управленческого состава;
  • требование партнеров по бизнесу;
  • замена главбуха;
  • подготовка к продаже или реорганизации компании;
  • скорая проверка налоговыми органами;
  • подготовка к сертификации.

Такой аудит поможет скорее выявить проблемы в учете организации и поправить положение дел. Его цель — найти угрозы деятельности, выявить ошибки и выработать рекомендации по их устранению и минимизации финансовых рисков.

Налоговая аудиторская проверка

Этот вид выделять не совсем корректно, так как налоговая не проводит аудит УП в стандартном понимании. При камеральной и выездной проверке налоговики могут запросить документ, но интересуют их, как правило, именно наличие учетной политики, нормы и правила, которых вы придерживаетесь в учете. Если УП у вас нет или она составлена с нарушениями, бухгалтера могут оштрафовать.

Зачем проводить аудит учетной политики

Крупные компании и акционерные общества уделяют аудиту учетной политики большое внимание. Ее важно корректировать и улучшать, не только чтобы хорошо показать себя перед налоговой или инвесторами, но и для собственной эффективности. 

Профессиональные аудиторы подскажут, способствует ли принятая УП эффективной работе организации, и проверят, насколько утвержденные методы оценки, начисления амортизации и пр. соответствуют типу компании. Расскажут, что можно улучшить.

Как запланировать аудиторскую проверку компании

Руководство организаций, которые не подлежат обязательному аудиту, часто поручает проведение аудита своим сотрудникам. Как правило, этим занимаются простые бухгалтеры под командованием главбуха. От работы их при этом не освобождают, все наваливается комом, и такая проверка априори не может быть эффективной. 

  • Во-первых, вся бухгалтерия — это заинтересованное лицо: ей приходится проверять собственную работу и находить собственные ошибки. Иногда их сложно заметить, а иногда хочется намеренно скрыть.
  • Во-вторых, проведение аудита без отрыва от рутинной работы затягивает проверку.
  • В-третьих, бухгалтер, у которого нет знаний о стандартных проблемах УП, едва ли проверит ее правильность и составит мнение о достоверности.

От этого варианта не стоит отказываться, если вы стеснены в средствах или просто не имеете другой возможности. Но проверка от независимых аудиторов будет куда эффективнее.

Аудиторы проверят рациональность методик учета и их соответствие законодательству. Составят аудиторское заключение со всеми недостатками УП, проблемами в ее выполнении и дадут рекомендации по устранению недочетов.

Что проверяют при аудите учетной политики

Аудит учетной политики организации - Студенческий портал

Профессиональные аудиторы проверяют УП для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Мы расскажем, на что они обращают внимание, а вы можете попробовать повторить действия специалистов в своей организации. Проверьте, есть ли в компании следующие документы и соответствуют ли они законодательству:

  • приказ об утверждении УП;
  • рабочий план счетов;
  • формы первичных документов и внутренней отчетности;
  • правила документооборота;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • способы начисления амортизации;
  • содержание и законность изменений и дополнений в УП;
  • пояснительные записки к балансу (их нужно составлять при смене способов учета, отраженных в УП).

Кроме проверки соответствия УП отраслевым стандартам, №402-ФЗ и ПБУ 1/2008, аудитор сопоставляет документы разных учетных направлений. Это помогает найти незаконные хозяйственные операции, ведущие к налоговом и финансовым нарушениям.

Для аудита УП для целей налогообложения проверьте:

  • наличие и состав распорядительных документов;
  • соответствие сроков и форм документов требованиям закона;
  • полноту разделов УП;
  • стабильность применения УП в каждом налоговом периоде;
  • обоснованность изменений и дополнений в УП;
  • влияние применяемых методов на достоверность отчетности;
  • СВК по налоговому учету.

По заказу специалист дополнительно подготовит план мероприятий по оптимизации УП и найдет возможности для экономии, которые разрешены НК РФ.

Типичные нарушения в учетной политике

При проверках УП чаще всего встречаются следующие нарушения:

  1. В УП не утвержден порядок внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни.
  2. В УП не утверждены приложения: рабочий план счетов, порядок инвентаризации, формы первичных документов, способы оценки, порядок документооборота и т.д.
  3. Не утвержден порядок определения стоимости арендованных основных средств, при том что в договоре аренды он тоже не указан.
  4. Не раскрыто положение о порядке проверки на обесценивание финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость.
  5. Не утвержден порядок и методика создания резерва по сомнительным долгам.
  6. Не утвержден порядок формирования резерва под снижение стоимости материальных запасов.
  7. Не утвержден метод расчета текущего налога на прибыль.
  8. Не утвержден показатель существенности для детализации статей бухотчетности.

Встречаются и другие нарушения. Поэтому проверкой лишь этих направлений ограничиваться не стоит.

В сервисе Контур.Бухгалтерия есть образцы учетной политики для разных систем налогообложения, которые полностью соответствуют актуальному законодательству. Ведите учет, платите зарплату, начисляйте налоги и взносы в нашем сервисе. Дарим всем новым пользователям две бесплатных недели работы в бухгалтерии.

Учетная политика влияет на порядок в делах компании и ее финансовое благополучие. Руководитель должен издать приказ и утвердить политику, чтобы она вступила в силу. В статье расскажем, кто и в какие сроки утверждает учетную политику и когда ее стоит пересмотреть.

В статьем показан пример учетной политики при УСН и ЕНВД. Читайте!

, Екатерина Могучая

Опытные бизнесмены часто совмещают ОСНО и ЕНВД, чтобы оптимизировать налоговую нагрузку и сэкономить. В этом случае грамотно составленная учетная политика имеет большое значение. В статье расскажем, как применять одновременно два режима и избежать проблем с налоговой, а также какие моменты важно обозначить, составляя учетную политику.

, Елизавета Кобрина

Источник: https://www.B-Kontur.ru/enquiry/690-audit-uchetnoy-politiki

Тема: «Учетная политика организации, принципы формирования и раскрытия учетной информации»

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что хорошо продуманная и правильно составленная учетная политика организации может позволить сэкономить на налоговых платежах (т.е. не переплачивать), оптимизировать документооборот, а в некоторых ситуациях даже снять претензии со стороны проверяющих органов.

Вместе с учетной политикой работа бухгалтера может стать намного легче, последовательней. Но это только в том случае, если учетная политика составлена с учетом направления деятельности организации.

В противном же случае она не только не помогает, а даже наоборот может привести к негативным  последствиям, например, к спорам с налоговыми органами, штрафам, доначислениям суммы налогов и др.

        К ведению бухгалтерского учета во всех организациях, вне зависимости от их формы собственности предъявляются одинаковые требования, регламентированные различными нормативными документами.

        Одно из таких требований это соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики. Эта политика, как правило, предусматривает следующие требования: полноту, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность.

        Учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

Основное Положение по бухгалтерскому учету, определяющее принципы формирования и раскрытия учетной политики – это ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (номер указан в соответствии с последней редакцией), принятое Приказом от 6 октября 2008 г. №106н. Минфин РФ.

Данное Положение устанавливает принципы формирования и раскрытия учетной политики организаций, которые  являются  юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений). 

Учетная политика организации является одним из главных средств формирования величины основных показателей деятельности орга­низации, налогового планирования, ценовой политики, она оказывает большое влияние и на общие показатели финансового состояния организации.

Причем обязанность формирования учетной политики возлагается  на все организации, а раскрытия  на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документом или по собственной инициативе.

Список литературы:

Источник: https://StudyNote.ru/kursovye_raboty/buhgalterskiy_uchet_i_audit/10707/

Аудит учетной политики организации

  • Аудит кредиторской и дебиторской задолженностей
  • Информационная база:
  • -баланс (ф.1),

-приложение к балансу (ф.5).

  1. Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации.
  2. Под кредиторской понимают задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам.
  3. Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами включает проверку:

-наличия необходимых первичных документов (товарных накладных, актов выполненных работ и т.д.), договоров, платежных документов, актов сверки расчетов, актов о проведении взаимозачетов и т.д.,

  • -соответствия данных первичных документов данным аналитического учета и бухгалтерской отчетности,
  • -наличия инвентаризации расчетов согласно учетной политике организации или законодательству,
  • -своевременности списания просроченной задолженности на финансовые результаты, мер по ее взысканию, наличия необходимых оправдательных документов,

-правомерности и своевременности отражения в учете прекращения обязательств с использованием сложных форм расчетов (взаимозачет, бартер, вексель и т.д.).

  1. -правомерности признание задолженности безнадежной с последующим списанием,
  2. -списания задолженности с истекшим срок исковой давности,
  3. -формирования резерва по сомнительным и безнадежным долгам,
  4. -принятия мер по взысканию дебиторской задолженности и ее минимизация.

Возможные нарушения, вскрываемые в ходе аудиторской проверки, могут носить как случайный, так и целенаправленный характер. Во втором случае имеет место сговор должностных лиц организаций.

Дебиторская задолженность отражается на сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а кредиторская- на сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76.

В балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам:

1.1.дебиторская задолженность до 12 мес.- стр.240,

1.2.дебиторская задолженность >12 мес.- стр.230.

2.1.кредиторская задолженность- V раздел баланса.

По истечению срока исковой давности дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию. Общий срок исковой давности установлен в 3 года. Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов.

  • Списание задолженности оформляется приказом руководителя
  • Д91 К62(76)
  • Д63 К62(76).

Списанная задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться на забалансовом сч.007 «Списание в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет с момента списания.

  1. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров (работ, услуг), если эта задолженность не погашена в срок, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
  2. Безнадежными долгами признаются долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (ликвидация организации).
  3. Создание резерва по сомнительным долгам отражается
  4. Д91 К63.
  5. При поступление средств по ранее списанной дебиторской задолженности
  6. Д50(51,52) К91.

Одновременно на указанные суммы кредитуют сч.007.

  • Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты и оформляется следующими записями:
  • Д60(76) К91.
  • Аудит учетной политики организации

Для целей б.у. учетная политика организации— это принятая ей совокупность способов ведения б.у.- первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

Информационная база:

-Приказ №34н «Положение по ведению б.у. и отчетности в РФ»,

-ПБУ 1/98.

В учетной политике д.б. утверждено:

-рабочий план счетов б.у.,

  1. -формы первичных учетных документов,
  2. -порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации,
  3. -методы оценки активов и обязательств,
  4. -правила документооборота и технология обработки учетной информации,
  5. -порядок контроля за хозяйственными операциями,

-другие решения, необходимые для организации б.у.

Учетная политика, принятая организацией, должна раскрываться для внешних потребителей финансовой информацией о деятельности данной организации.

Учетная политика оказывает существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности.

Принятая учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией организации. Способы ведения б.у., избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января следующего года, поэтому учетная политика д.б. утверждена до начала года.

Принятая организацией учетная политика является обязательной и для всех ее обособленных подразделений.

При формировании учетной политике организация по конкретному направлению ведения и организации б.у. осуществляет выбор одного из способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по б.у.

  • Аналогичный порядок применяется и при разработке учетной политике для целей налогообложения (с учетом НК РФ).
  • Подтверждением данных налогового учета являются:
  • 1)первичные учетные документы,
  • 2)аналитические регистры налогового учета ,
  • 3)расчет налоговой базы.
  • Изменение учетной политике может производиться в случаях:
  • -изменения законодательства РФ,

-разработки организацией новых способов ведения б.у.

  1. -существенного изменения условий деятельности.
  2. При проведении проверки необходимо установить:
  3. · наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
  4. · соблюдается ли установленный ПБУ 1/98 порядок принятия учетной политики,
  5. · соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
  6. · последовательность применения учетной политики;
  7. · наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;
  8. · полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
  9. · соблюдение учетной политики.,
  10. · все ли аспекты отражены в учетной политике.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/25113.html

Учетная политика предприятия в соответствии с российскими и международными стандартами: формирование, анализ и аудит — Выпускные квалификационные работы студентов НИУ ВШЭ — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Учетная политика, отражающая все применяемые на предприятии способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, подверглась серьезным изменениям при введении международных стандартов в российскую практику.

Однако, вопрос влияния учетной политики, а в особенности различий, влияющих с точки зрения российской и международной практики, на ключевые показатели финансовой деятельности предприятия недостаточно освещен в современных экономических исследованиях.

Ключевой идеей работы является анализ основных элементов учетной политики и определение их влияния на финансовые показатели деятельности организации с точки зрения МСФО и РПБУ, а также разработка методики аудита учетной политики, позволяющей судить о её достоверности.

Основной метод, применяемый в рамках исследования – структурный сравнительный анализ, позволяющий выявить отличия по всем рассматриваемым элементам учетной политики.

Сравнительный анализ элементов проводится в разрезе активов и обязательств, в качестве базы для непосредственного расчета значений и показателей используется компания ОАО «МТС».

Не менее важным аспектом исследования является разработка методики аудита, которая позволяет убедиться в том, что информация, предоставляемая компанией в области учетной политики, является достоверной и выводы, которые были сделаны на её основании, можно считать правильными. В рамках данной части работы выполнены основные эмпирические расчеты этапа планирования аудита, а также проведена апробация ряда аудиторских процедур. По итогу работы автором сформированы выводы и даны рекомендации по совершенствованию учетной политики компании ОАО «МТС».

Текст работы (работа добавлена 24 мая 2016г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

  • ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
  • В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.
  • Расширенный поиск ВКР

Источник: https://www.hse.ru/edu/vkr/182795918

Аудит организации учетной политики, бухгалтерского учета и внутреннего контроля

Замечание 1

Аудит организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия имеет целью знакомство с системой, которая включает исследование, анализ и оценку информации об учетной политике и базовых принципах ведения и организации бухучета и документооборота.

Эта цель призвана решить несколько важных задач, сущность которых состоит в изучении, оценке и анализе определенных аспектов хозяйственной деятельности проверяемых лиц или субъектов. Так, объектами проверки могут являться:

  • учетная политика и обязательные принципы ведения бухучета;
  • структура управления и организации подразделений, отвечающих за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;
  • обязанности и полномочия сотрудников, которые участвуют в ведении учета, в том числе их распределение;
  • подготовка, оборот и хранение документов, с помощью которых происходит отражение хозяйственных операций;
  • отражение хозяйственных операций посредством регистров учета, включая формы и методы обобщения данных;
  • подготовка периодической бухгалтерской отчетности с помощью данных бухгалтерского учета;
  • исследование роли и места средств вычислительной техники в ведении учета и в подготовке отчетности;
  • анализ критических сфер учета, в которых особенно высок риск возникновения ошибок или искажений;
  • изучение средств контроля, которые предусмотрены отдельными сферами системы учета.

Особенности аудита учетной политики

В процессе планирования и при непосредственном проведении проверки аудиторы должны понять систему бухгалтерского учета проверяемых субъектов экономики.

Аудиторская компания в процессе аудиторских проверок определяет степень соответствия организации системы бухгалтерского учета аудируемых экономических субъектов действующим нормативным документам. При этом в случае обнаружения нарушений, аудитор отмечает их в рабочей документации.

Систему бухгалтерского учета проверяемых лиц можно считать эффективной, когда при фиксации хозяйственных операций выполнено несколько требований:

  • учетные операции находятся в соответствии с временным периодом их осуществления;
  • фиксация операций в правильных суммах;
  • правильное отражение операций в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой;
  • обязательная фиксация деталей операций, которые имеют существенное значение для учета и отчетности;
  • ограничение возможности использовать злоупотребления.

Аудит организации начинается со знакомства с внутренними документами проверяемых экономических субъектов. Проверке подвергается вся документация, которая касается организации, постановки и ведения бухучета.

Далее аудитор определяет, соответствует ли реальное положение положениям перечисленных документов.

В некоторых ситуациях для такой сверки рекомендуют отследить движение отдельных сумм в учете, начиная от первичных документов и заканчивая их вкладом в отчетные документы.

Система бухгалтерского учета экономического субъекта в нашей стране рассматривается на 4 уровнях регулирования. Из них самым важным можно считать самый низший (четвертый) уровень для экономических субъектов. Он определяет учетную политику в методическом, технических и организационных аспектах.

Определение 1

Учетная политика представлена совокупностью способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов работы предприятия).

Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики начинается с проверки соблюдения учетной политики, что предшествует всем остальным этапам аудиторской проверки. В первую очередь аудитор определяет наличие приказа по учетной политике.

Учетная политика в своих основных положениях затрагивает соответствующие аудиторские документы, включая правила (стандарты) аудиторской деятельности, имеющие прямые ссылки на учетную политику.

Данные ссылки есть в более десяти действующих правилах (стандартах), в числе которых «Планирование аудита», «Аналитические процедуры», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «Понимание деятельности экономического субъекта».

ОСновной задачей аудитора является анализ и оценка элементов учетной политики и отражение их в аналитической части заключения.

Элементы учетной политики

Основные элементы учетной политики включают методическую, техническую и организационную часть.

Методические элементы включают в свой состав:

  • способы амортизации основных фондов, НМА, спецодежды и инвентаря;
  • отнесение объектов, которые ранее числились в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов, в состав основных средств и материалов;
  • оценка запасов производства в соответствии с фактической себестоимостью;
  • оценка готовых изделий по нескольким видам себестоимости (фактическая, нормативная, плановая и производственная, а также по прямым статьям затрат);
  • оценка по фактической и нормативной себестоимости незавершенного производства, а также по прямым статьям затрат, по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, по фактически произведенным затратам;
  • процесс списания расходов будущих периодов в том периоде, к которому их можно отнести (осуществляется равномерно, пропорционально производственному объему);
  • формирование резервов предстоящих платежей и расходов;
  • группировка и списание производственных затрат в соответствии со статьями калькуляции, видами изделий, распределению накладных (косвенных) затрат;
  • признание реализационной прибыли;
  • формирование резерва по сомнительным долгам, представляющих собой фонды специального назначения.

Технические элементы включают в свой состав следующие:

  • рабочие планы счетов;
  • формы бухучета;
  • средства учет ремонта основных фондов;
  • аналитический учет перемещения ТМЦ, включая использование оперативно-бухгалтерского и карточно-документационного метода;
  • списание материалов в соответствии с себестоимостью единицы запасов, средней себестоимость, методом ФИФО;
  • учет производства готовых изделий на счету 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» или без него;
  • должный учет производственных затрат и калькулирование себестоимости по нормативному, позаказному, попередельному методу;
  • основа распределения косвенных расходов;
  • сводный учет финансовых издержек на выпуск продукции (изделия, группы изделий, заказы, попроцессный метод калькулирования);
  • проведение инвентаризаций.

Организационные элементы включают:

  • организационную форму бухгалтерского отдела;
  • постановку подразделений на отдельный баланс;
  • внутрипроизводственный контроль.

Замечание 2

После того, как была проведена аудиторская проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики субъекта, аудитором формулируется аудиторское свидетельство в качестве раздела аудиторского заключения. Оно включает результаты знакомства аудитора с системой бухучета, оценку учетной политики, принципов ведения и организации бухучета и документооборота.

Аудитор подготавливает организационную структуру подразделения, которое отвечает за ведение учета и подготовку отчетности в бухгалтерии, распределение полномочий и обязанностей между сотрудниками, которые участвуют в ведении учета и формировании отчетности.

Аудитором излагается порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета. Он формирует методы обобщения данных, правила подготовки периодической отчетности с помощью показателей бухгалтерского учета, определяет критические участки, где риск проявления ошибок в бухгалтерской отчетности является особенно высоким.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/buhgalterskij-uchet-i-audit/audit/audit-organizatsii-uchetnoj-politiki/

Аудит учетной политики организации

Учетная политика является одним из важных инструментов управленческой системы. В политике содержатся правила и принципы в соответствии с которыми в компании осуществляется контроль и учет.

Данные правила отражают бухучет в организации в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с этим, соответствие учетной политики проверяют компетентные органы при проведении аудита.

В статье рассмотрим, что собой представляет аудит учетной политики и каким образом он проводится.

При проведении аудита учетной политики компании проверяющие органы действуют в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008;
  • Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 67н от 22.07.2003 г.

Для чего проводится аудит учетной политики

При ознакомлении с учетной политикой, перед аудиторами ставятся некоторые цели.

Выяснение полноты и соответствия законодательству правил бухгалтерского учета, которые приняты в компании, а также корректность применения данных правил– является основной целью аудита. Для того, чтобы достигнуть данной цели перед аудиторами ставятся следующие задачи:

  • анализ системы финансового контроля и учета, принятой в организации;
  • изучение финансового документооборота компании;
  • оценка корректности учетной политики.

Что подлежит аудиту

При проверке финансовой отчетности компании, а также внутренних нормативных актов, аудиторы осуществляют следующее:

  • выявляют методы ведения учета, которые являются предпочтительными для данной организации;
  • оценивают соответствие бухучета декларируемым методам учета;
  • проверяют правильность отражения данных бухучета на соответствующих счетах;
  • уточняют соответствие отражаемых операций принятым регистрам бухучета;
  • сверяют конечные показатели по статьям учета с данными Главной книги и иными регистрами учета.

При проведении аудита контролирующие органы дают оценку следующих показателей учетной политики компании:

Полнота Исчерпывающее отражение порядка учета хозопераций
Своевременность Соответствие действующему законодательству
Осмотрительность Отсутствие скрываемых резервов, признание расходов, долгов и обязательств в полном размере
Важность содержания Экономическое обоснование является более приоритетным чем порядок оформления
Непротиворечивость Данные в аналитическом и синтетическом учете должны совпадать
Рациональность Выбранные методики должны соответствовать параметрам аудируемой компании

Результат аудита учетной политики

В результате проведенного аудита формируется мнение специалистов о достоверности финансовой отчетности компании. При этом аудиторы дают ответ на вопрос, были ли допущены нарушения правил бухучета и выявлены ли противоречия с законодательными актами ( статью ⇒ Аудит расчетов с персоналом по оплате труда 2020).

Документальное оформление

При аудиторской проверке аудиторы вправе знакомиться со следующей документацией:

  • приказ директора о закреплении учетной политики;
  • приложение к приказу (учетные методики);
  • рабочий план счетов;
  • перечень первичных документов;
  • формы и образцы внутренних бухгалтерских документов;
  • порядок документооборота в компании;
  • пояснение к балансу.

Со всеми перечисленными документами аудиторы вправе знакомиться и препятствовать им в этом нельзя. В качестве дополнительных источников информации служат сведения, заявления руководителей компании.

Важно! Кроме внутренних документов аудиторы также вправе пользоваться законодательными актами в соответствии с которыми проводится проверка учетной политики. Если в компании имеются предыдущие заключения аудиторов, то они также могут использоваться при проверке.

Какие ошибки выявляют аудиторы

В учетной политике руководители компаний довольно часто допускают некоторые ошибки, которые аудиторы могут легко выявить. К основным ошибкам относят следующие:

Ошибки Подробная информация
Ошибка в датах Руководители компании подписывают приказы об утверждении политики или вносимых изменениях в нее в текущем году на текущий год. Это неверно, так как учетная политика должна быть утверждена до 1 января года начала ее действия.
Краткая подача информации В приказе директора не допускается чрезмерная лаконичность в случае обозначения элементов учета. Их необходимо подробно описать, а не просто перечислить наименование, та как выбор их способа отражения может быть неоднозначным.
Отсутствуют сроки проведения инвентаризации В документах указываются сроки инвентаризации, а также график ее проведения. Если такие сведения отсутствуют, то нарушаются нормы закона «О бухгалтерском учете».
Отсутствуют данные о подотчетных средствах Если в компании выдаются средства в подотчет, то в нормативных документах необходимо указывать сроки отчетов (как правило, он составляет 10 дней с момента получения денежных средств). Если это не прописано, то нарушаются нормы «Порядка ведения кассовых операций в РФ».
Отсутствует оценка выбытия активов и ценных бумаг Если выбывают финансовые активы, рыночную стоимость которых определить невозможно, то в учетной политике следует определить способ оценки.
Отсутствует динамика в документах Нет сведений об изменениях в учетной политики компании в результате реорганизации, добавления новых видов деятельности, смене собственников и т.д.
Ошибки в содержании политики Отсутствует график документооборота, неправильно отражены затраты компании, капвложения перемешаны с текущими затратами, нарушена имущественная обособленность, отсутствует порядок возврата товара и т.д.
Формальное отношение Аудитор сразу может выяснить, работают ли положения учетной политики, либо политика носит формальный характер.

В учетной политике должны отражаться:

  • формы первичных документов и внутренней отчетности, типовые образцы которых отсутствуют;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • методы учета активов, обязательств;
  • аналитические регистры бухучета;
  • должностные инструкции бухгалтеров;
  • порядок внутреннего документооборота и обмена документов между филиалами;
  • способы обработки данных учета;
  • порядок учета отдельных финансовых операций;
  • взаимосвязь налогового, управленческого и финансового учета.

Заключение

Таким образом, составление учетной политики должно быть грамотным с учетом всех особенностей хозяйственной деятельности компании. Аудит учетной политики это один из главных видов аудита, итоги которого оказывают влияние на мнение о достоверности финансовой отчетности компании ( статью ⇒ Учетная политика для целей налогового учета).

Источник: https://online-buhuchet.ru/audit-uchetnoj-politiki-organizacii/

Аудит учетной политики предприятия

Аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Целью проверки является не только подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики и отражения в ней способов ведения учета организации, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения.

Аудит учетной политики позволяет выявить какие методы ведения бухгалтерского учета применяются на данном предприятии, узнать соответствуют ли бухгалтерские записи принятым методикам, проверить соблюдается ли корреспонденция счетов, правильно ли отображаются данные, проверить верно ли отображаются хозяйственные операции в регистрах бухучета, проверить итоговые показатели по Главной книге и синтетическим регистрам бухгалтерского отчета.

При аудите учетной политики предприятия необходимо выяснить наличие приказа руководителя предприятия по введению в действие учетной политики. Необходимость ее оценки объясняется тем, что она приравнена к учредительным документам предприятия.

Целью ее оценки является проверка правильности применения существующих методик, исходя из специфики деятельности аудируемого предприятия

Все субъекты малого, среднего и крупного бизнеса, действующие на территории Республики Казахстан, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность согласно Закону РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 г № 234.

Требования Закона распространяются и на индивидуальных предпринимателей.

Согласно статье 8 указанного Закона руководитель или индивидуальный предприниматель обязан утвердить учетную политику предприятия протокольным решением собственника или приказом лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

Базой для формирования учетной политики служат международные стандарты финансового отчетности (МСФО). Начинается учетная политика с описания статуса компании, органов управления, данных регистрационных документов, видов деятельности. Затем расписываются:

  1. форма и метод ведения бухгалтерского учета, способ ведения учета (вручную на бумажных бланках и в учетных книгах или с помощью компьютера и программного обеспечения);
  2. лицо, которое будет вести учет: предприниматель самостоятельно, наемный бухгалтер, бухгалтерская фирма;
  3. режим налогообложения (общеустановленный, упрощенная декларация, или другой);
  4. состав отчетности (финансовая, налоговая, статистическая), периодичность отчетности;
  5. основная часть учетной политики раскрывает принципы признания доходов и расходов, методы, допускающие альтернативу в учете основных средств, товарно-материальных запасов, отраслевые особенности и специальные документы, положения по заработной плате наемных работников и так далее.

К ней, в качестве приложений разрабатываются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с особенностями деятельности компании;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, которые не предусмотрены типовыми формами первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности группы или компаний с филиальной сетью;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • методика определения уровня существенности;
  • методика расчета резервов на переоценку внеоборотных активов;
  • методика определения обесценения активов:
  • методика переоценки запасов;
  • методика расчета резервов на отпуска;
  • методика расчета резервов по гарантийным обязательствам;
  • методика расчета резерва под обесценение дебиторской задолженности:
  • методика определения временной стоимости денег (дисконтирование и будущая стоимость) и т.п.
  • порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
  • метод учета товарно-материальных запасов (средневзвешенная, дисконтированная стоимость, «ФИФО»);
  • метод учета затрат на производство (нормативный, попередельный, позаказный);
  • способ распределения косвенных доходов;
  • метод оценки незавершенного производства и готовой продукции;
  • порядок учета затрат по ремонтам основных средств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

Вышеперечисленный список элементов учетной политики не исчерпывающий. Предприятие включают в приказ или распоряжение по учетной политике те элементы учетной политики, которые соответствуют специфике его деятельности.

Учетная политика действует на протяжении всего существования предприятия, поэтому, разрабатывая ее, необходимо учесть мельчайшие детали, предусмотреть будущие планы (например, расширение бизнеса, появление новых видов деятельности). Принятая учетная политика применяется последовательно от одного учетного периода к другому, а изменения вносятся в установленном МСФО или НСФО порядке, чем достигается сопоставимость показателей;

Учетная политика переутверждается компанией ежегодно. После ее утверждения на протяжении всего года компания обязана соблюдать прописанные в учетной политике нормы. Неправильно составленная учетная политика может привести к возникновению налоговых споров. Чем шире деятельность Компании – тем сложнее учетная политика.

Изменения в учетную политику предприятия может вносить в случаях:

  • реорганизации предприятия;
  • разработки новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • изменений в законодательстве;
  • смены собственников предприятия.

При ознакомлении с учетной политикой предприятия аудитору нужно определить полностью ли раскрыты избранные способы ведения бухгалтерского учета при формировании учетной политики.

Раздел учетной политики, касающийся взаимоотношений с наемными работниками в части оплаты труда не должен идти вразрез с Трудовым кодексом РК.

Учетная политика может учитывать потребности предпринимателя в той или иной аналитической информации.

Обеспечить себя информацией он может, путем разработки собственных специальных таблиц и отчетов для внутреннего пользования, позволяющих анализировать различные экономические показатели.

В этом случае бухучет будет предоставлять информацию для принятия управленческих решений, способствовать организации эффективного бизнеса, увеличению объема продаж и размера прибыли.

Чем подробнее составлена учетная политика, тем легче в будущем вести диалог с налоговыми и другими контролирующими органами, потому что, при составлении учетной политики, предприятие обязано обдумывать все по шагам, учитывать различные ситуации, возникающие в его бизнесе, до мелочей, обоснованно подтверждать свою позицию.

Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа. На первом этапе следует оценить реальные возможности ее использования для целей бухгалтерского и налогового учета, а также эффективность системы внутреннего контроля и порядок документооборота в организации.

На втором этапе проверки учетной политики рекомендуется заполнить специальную таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

Аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Целью такой проверки является не только подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики и отражения в ней способов ведения учета, выбранных организацией, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения с учетом особенности аудируемого субъекта .

При проверке учетной политики следует ознакомиться со следующими документами:

  • приказом (распоряжением) об учетной политике проверяемой организации;
  • рабочим планом счетов бухгалтерского учета;
  • перечнем утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • правилами документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • методикой учета отдельных показателей и другими приложениями к приказу об учетной политике проверяемой организации;
  • пояснительной запиской к финансовой отчетности, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года;
  • изменениями в учетной политике, существенно влияющими на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

В процессе проведения аудита учетной политики аудитору следует получить ответы на следующие вопросы:

  • утверждено ли положение о бухгалтерской службе;
  • утверждены ли должностные инструкции работников бухгалтерии;
  • ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики;
  • корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве РК, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета;
  • оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно-распорядительной документацией;
  • сдается ли выписка из учетной политики в налоговые органы;
  • утвержден ли график документооборота;
  • имеются ли положения, регламентирующие отдельные положения учетной политики;
  • имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная комиссия);
  • имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике;
  • утвержден ли график проведения инвентаризации и проводится ли инвентаризации в соответствии с этим утвержденным графиком;
  • проводятся ли обязательные инвентаризации;
  • проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, а также запасов;
  • ограничен ли доступ к информации бухгалтерского учета и отчетности;
  • определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета;
  • определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов.

Аудит учетной политики позволяет выявить какие методы ведения бухгалтерского учета применяются на данном предприятии, узнать соответствуют ли бухгалтерские записи принятым методикам, проверить соблюдается ли корреспонденция счетов, правильно ли отображаются данные, проверить верно ли отображаются хозяйственные операции в регистрах бухучета, проверить итоговые показатели по Главной книге и синтетическим регистрам бухгалтерского отчета.

Источник: https://novainfo.ru/article/2874

Ссылка на основную публикацию