Балканская греция в эпоху эллинизма
Колыбель греческой цивилизации – юг Балканского полуострова и регион Эгейского моря– в новых исторических условиях утратила почти все былые позиции.
В полисах материковой Эллады наблюдался постепенный упадок экономической, социальной, политической жизни, главные центры которой сместились на эллинистический Восток.
Походы Александра Македонского фактически явились претворением в жизнь политической программы Исократа, но конечные результаты происшедших процессов оказались во многом иными, причем не столь радужными, как представлялось этому идеологу эпохи классики.
Действительно, отток на завоеванные восточные земли значительной части греков первоначально несколько разрядил социальную напряженность, снял внутренние противоречия и снизил «земельный голод», бывший следствием перенаселения.
Однако затем уменьшение количества жителей стало приводить к настоящему опустению страны. Следует учитывать, что на Восток уходили самые энергичные и предприимчивые граждане, т. е. налицо были не только количественные, но и качественные потери.
В то же время приток в Элладу огромных денежных средств с Востока, из завоеванной Персии (это предусматривалось программой Исократа) вызвал весьма неоднозначные последствия.
Поскольку количество денег в обороте резко возросло, а производимых в греческих полисах товаров не стало больше, дали о себе знать инфляционные процессы: снизилась платежеспособность монеты и значительно выросли цены на всю продукцию сельского хозяйства и ремесла.
Греция всегда была бедной страной, но теперь ее бедность стала особенно заметной на фоне богатства эллинистических держав Востока. Каких-то принципиальных изменений в организации сельскохозяйственного и ремесленного производства не наблюдалось.
Как в социально-экономической, так и в политической сферах кризис полисной системы, начавшийся еще в конце классической эпохи, продолжался. Из региона передового во всех отношениях Балканская Греция постепенно превращалась в глухую провинцию эллинистического мира.
Еще овеянная ореолом своей прежней славы, она уже не играла, как прежде, значительной исторической роли. Ополчения греческих полисов тоже не могли на равных противостоять мощным вооруженным силам эллинистических монархий.
Все это определяло ту или иную степень политической зависимости маленьких государств от более сильных правителей.
Только в исключительных случаях отдельным полисам удавалось сохранить суверенитет и приспособиться к новой ситуации. А островной полис Родос даже добился процветания. Ставший в конце ?в. до н. э. единым полисом, он на протяжении классической эпохи не находился в числе передовых центров Эллады. Но в эллинистическую эпоху его значение чрезвычайно возросло.
В период войн диадохов Родос сумел отстоять независимость и в дальнейшем оставался самостоятельным государством, умеренно-олигархической республикой. Полис стал сильнейшей морской державой в бассейне Эгеиды, одним из главных экономических, политических, культурных центров новой эпохи, равноправным партнером эллинистических владык.
В это время родосцы владели также и материковыми землями на побережье Малой Азии.
Главной причиной расцвета Родоса было его исключительно выгодное географическое положение на пересечении важнейших морских путей. Остров стал крупнейшим транзитным центром торговли в Восточном Средиземноморье. Не случайно географы того времени делали точкой отсчета координат на своих картах именно Родос. Родосцы располагали великолепным торговым и военным флотом.
Город Родос, столица государства, имел славу одного из красивейших в тогдашнем мире. Мореходов, входящих в его порт, встречал знаменитый Колосс Родосский – гигантская статуя бога Гелиоса, покровителя острова. Впрочем, с середины II в. до н.э.
, после того как римляне задались целью подорвать экономическую роль Родоса, постепенно ушли в прошлое и богатство полиса, и его политическая самостоятельность.
Процветание Родоса следует считать скорее исключением. Что же касается большинства греческих полисов на материке, то их положение в эпоху эллинизма было совсем незавидным. Многие города находились под властью Македонии, разместившей в них свои гарнизоны.
Так, важнейшей опорой македонского владычества в Элладе был Коринф, занимавший стратегическое положение на Истме (контроль над этим перешейком позволял «отрезать» Южную Грецию от Средней) и располагавший прекрасно укрепленным акрополем.
Другими опорными пунктами македонян в Греции были Халкида на острове Эвбея и Деметриада в Фессалии. «Оковами Эллады» называли эти три крепости противники македонской гегемонии.
Афродита. Фрагмент статуи (IIIв. до н.э.)
Некогда ведущие политические центры – Афины, Фивы[33] – утратили свою былую роль. Теперь они по большей части были вынуждены отказаться от самостоятельности во внешней политике и в основном поддерживали эллинистические монархии, лавируя между ними и таким способом пытаясь получить те или иные выгоды для себя. Так, в 267—262 гг. до н. э.
несколько греческих полисов во главе с Афинами вели при поддержке птолемеевского Египта войну против Македонии. В этой так называемой ремонидовой войне греки, естественно, потерпели поражение, и в Афинах был размещен македонский гарнизон.
Но даже если бы война оказалась успешной для начавших ее полисов, они не стали бы фактически независимыми, а лишь попали бы не под македонское влияние, а под египетское.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://history.wikireading.ru/133220
Балканская и Великая Греция в эпоху эллинизма
После распада державы Александра Македонского Греция и Македония оказались на второстепенных ролях в эллинистическом мире. Македония по уровню экономики и военной мощи не могла конкурировать с гигантами: монархиями Селевкидов и Птолемеев.
Греция находилась в упадке, вызванном массовым переселением эллинов на завоёванные территории. На Восток переместились новые центры экономического развития и важнейшие торговые пути.
Кроме этого Эллада превратилась в предмет постоянных притязаний со стороны эллинистических государств, в первую очередь Македонии.
К концу третьего века до нашей эры во внутренние дела Эллады начинает вмешиваться Римское государство.
Замечание 1
Некая стабильность установилась на полуострове в 280-277 годах до н. э. Это время нашествия галатов. Кельты двигались с севера Греции и дошли до Дельф. Решающее сражение закончилось победой эллинов. Галаты отправились в Малую Азию. Антигон Гонат разгромил оставшихся в Европе кельтов и основал в Македонии династию Антигонидов.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Правители Великой Греции
Антигон Гонат правил в 276-239 годах до н.э. Всё время он старался укрепиться в Греции. Город Коринф стал главным опорным пунктом Македонии. На Пелопоннесе Антигон поддерживал промакедонские монархические режимы, такие как Мегалополь, Аргос, Элида.
Греки не оставляли надежду освободиться от македонского влияния. С этой целью была развязана Хремонидоа война (267-262гг. до н. э.). Греков поддержал царь Птолемей, желающий ослабить Македонию. Война закончилась победой Антигона.
Египетский флот был уничтожен, в Афины и Пирей победитель ввёл свои гарнизоны. Но борьба эллинов продолжилась.
Противостояние Македонии и Этолийского союза греческих полисов против блока, состоящего из Спарты, Птолеемевского Египта и Ахейского союза, не принесло победы ни одной стороне.
Антигон Досон (229-221 годы до н. э.) стабилизировал положение у границ Македонии. Он подчинил Фессалию и Фокиду. Борьбу за восстановление своего могущества на Пелопоннесе начала Спарта. Для борьбы с царём Спарты Клеоменом глава Ахейского союза Арат решился на союз с Македонией. В 222 году до н. э. в сражении у Селассии Антигон разбил спартанцев.
На престоле оказывается Филипп V (221-179 гг. до н. э.). на следующий год начинается «союзническая война». Ахейский союз (его поддерживала Македония) воевал с Этолийским союзом.
Результатом столкновения стало усиления влияния римлян на Балканском полуострове. Филиппу приходится идти на прямое столкновение с Римом. В 197 году до н. э. македоняне понесли сокрушительное поражение в битве при Киноскефалах.
Римский полководец Фламинин объявляет об освобождении греков от македонян.
Борьба из-за Эллады Рима и государства Селевкидов
Восстановив могущество монархии Селевкидов, царь Антиох III решил подчинить себе Грецию. В 192 году до н. э. он переходит границу Эллады, надеясь поднять эллинов на борьбу с Римом.
Но на его сторону перешёл лишь Этолийский союз. Филипп и Ахейский союз остались верны римлянам. Римское войско возле Фермопил разгромило армию Антиоха. В 190 году до н. э.
окончательная победа над Селевкидами в Малой Азии передала Элладу под власть Рима.
- В 179 году до н. э. на македонский престол входит сын Филиппа Персей. 168 году до н. э. римский полководец Павел Эмилия уничтожает армию македонян в сражении при Пидне. Македония исчезает с карты мира, её расчленяют на четыре республики и запрещают развитие экономики. Македоня становится провинцией римского государства.
- В 146 году до н. э. римляне разрушили Коринф. Греция оказалась в полной власти Рима. Полисное управление заменили олигархическим, союзы городов были распущены. Греция надолго утратила независимость.
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/epoha_ellinizma/balkanskaya_i_velikaya_greciya_v_epohu_ellinizma/
Читать
История Древней Греции
Введение
История Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья.
История Древней Греции изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III–II тысячелетий до н. э.
— с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II–I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.
За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского государства.
Географические рамки древнегреческой истории не были постоянными, а менялись и расширялись по мере исторического развития. Основной территорией древнегреческой цивилизации был Эгейский регион, т. е. балканское, малоазийское, фракийское побережья и многочисленные острова Эгейского моря. С VIII–VI вв. до н. э.
, после мощного колонизационного движения из района Эгеиды, известного как Великая греческая колонизация, греки освоили территории Сицилии и Южной Италии, которые получили название Великой Греции, а также побережье Черного моря. После победоносных походов Александра Македонского в конце IV в. до н. э.
и завоевания Персидской державы на ее развалинах на Ближнем и Среднем Востоке вплоть до Индии образовались эллинистические государства и эти территории стали частью древнегреческого мира. В эпоху эллинизма греческий мир охватывал громадную территорию от Сицилии на западе до Индии на востоке, от Северного Причерноморья на севере до первых порогов Нила на юге.
Однако во все периоды древнегреческой истории ее центральной частью считался Эгейский регион, где греческая государственность и культура зародились и достигли своего расцвета.
В отличие от многих стран Древнего Востока, для которых характерна этническая пестрота, сосуществование в рамках одних и тех же государств многих народов, племен, этнических групп, принадлежащих к разным языковым семьям и даже расам, для центрального региона Греции, т. е.
Эгейского бассейна и южной части Балканского полуострова, характерным является определенная этническая однородность. Эти области были заселены в основном греческой народностью, представленной четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы и эолийцы.
Каждая из эти племенных групп говорила на своем диалекте и имела некоторые особенности в обычаях и религиозных воззрениях, по эти различия были незначительны. Все греки говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и четко осознавали свою принадлежность к одной народности и одной цивилизации.
Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли в южную часть Балканской Греции в конце III тысячелетия до н. э. В конце II тысячелетия до н. э. под напором дорийских племен, шедших из района современного Эпира и Македонии, ахейцы были частично ассимилированы, частично оттеснены в горные местности.
В I тысячелетии до н. э. потомки древних ахейцев проживали в горах Аркадии, в малоазийской области Памфилии и на Кипре. Дорийцы же заселили основную часть Пелопоннеса (Лаконику, Мессению, Арголиду, Элиду), многие южные острова Эгейского моря, в частности Крит и Родос, некоторые территории Карии в Малой Азии.
Близки дорийцам были жители Эпира, Этолии и других областей Западной Греции. В Македонии проживали македонцы, принадлежавшие к особой ветви греческой народности.
Третья племенная группа, говорившая на аттическо-ионийском диалекте, поселилась в Аттике, Эвбее, островах центральной части Эгейского моря, таких, как Самое, Хиос, Лемнос, и в области Ионии на малоазийском побережье. Племенная группа Эолийцев проживала в Беотии, Фессалии и в области Эолида на малоазийском побережье к северу от Ионии, в том числе на острове Лесбос.
Кроме греков в Эгейском регионе проживали остатки местных догреческих племен: лелеги, пеласги, карийцы, которые не играли заметной роли в этногенезе населения Греции I тысячелетия до н. э. Более важное значение в судьбах греческих государств имели жители горной страны Фракии — фракийцы.
Своеобразны природные условия Балканской Греции. В целом это горная страна, на долины и равнины приходится лишь около 20 % всей территории. Многочисленные горные кряжи делят Балканскую Грецию на множество мелких и мельчайших, изолированных друг от друга долин, располагающих к замкнутой обособленной жизни.
Многие такие долины имели выход к морю и по морским путям могли поддерживать связь не только с соседними полисами, но и с далекими странами. Море играло огромную роль в жизни и историческом развитии древнегреческих государств.
Береговая линия эгейского побережья необычайно изрезана и изобилует многочисленными бухтами и гаванями, удобными для мореплавания.
Греция богата полезными ископаемыми: мрамором, железной рудой, медью, серебром, деревом, гончарной глиной хорошего качества, что обеспечивало греческое ремесло достаточным количеством сырья.
Почвы Греции каменисты, среднеплодородны и трудны для возделывания. Однако обилие солнца и мягкий субтропический климат делали их благоприятными для выращивания виноградной лозы и оливковых деревьев. Были и просторные долины (в Беотии, Лаконике, Фессалии), пригодные для земледелия.
Историю Древней Греции можно разделить на три больших этапа: 1) раннеклассовые общества и первые государственные образования II тысячелетия до н. э.
(история Крита и Ахейской Греции); 2) формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (в XI–IV вв. до н. э.
); 3) завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств.
Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе).
Эти ранние государственные образования имели в своей структуре много пережитков родоплеменного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцовыми и храмовыми хозяйствами, сильной общиной). В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого, населения. На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки — ахейцы, пришедшие в конце III тысячелетия до н. э. с севера, возможно, из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и материковой Греции. Для истории Крита они называются минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноса), а для материковой Греции — элладскими (от названия Греции Эллада).
Хронология минойских периодов следующая:
1. Раннеминойский (XXX–XXIII вв. до н. э.) — господство доклассовых родовых отношений.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=255224&p=117
Балканская Греция в эпоху эллинизма
Колыбель греческой цивилизации в новых исторических условиях утратила почти все былые позиции. В полисах материковой Эллады происходил постепенный упадок экономической, социальной, политической жизни, главные центры которой сместились на эллинистический Восток.
Отток туда значительной части населения первоначально несколько разрядил внутренние противоречия, но затем и он стал одним из факторов упадка, приводя к запустению страны. Приток огромных денежных средств из завоеванной Персии вызвал инфляцию и резкий рост цен.
Бедность Греции стала особенно заметной на фоне богатства эллинистических держав. Кризис полисной системы продолжался и переходил в полный застой. Многие греческие города находились под властью Македонии, поставившей в них свои гарнизоны. Некогда блестящие политические центры (Афины, Фивы) потеряли всякое значение.
Спарта еще долгое время не желала отказываться от своих традиционных амбиций. В правление царя Клеомена III (235-222 гг. до н. э.
), осуществившего под лозунгом «возвращения к Ликургову строю» ряд важных реформ (усиление царской власти, ликвидация имущественного неравенства, расширение гражданского коллектива), Спарта добилась немалых военно-политических успехов и вновь стала претендовать на гегемонию по меньшей мере в Пелопоннесе.
Однако после поражения Клеомена в войне с Македонией постепенно закатилась и звезда Спарты. Многие области Эллады, обессиленной постоянными столкновениями полисов, военными вторжениями и опустошениями, переживали в III в. хозяйственный и политический кризис. Греция беднела и разорялась.
Со стремлением полисов во что бы то ни стало сохранить свою самостоятельность растут и тенденции к политическому объединению, вызванные не только развитием экономических связей между полисами, но и тем, что небольшие города-государства всё более чувствовали свою беспомощность по отношению к крупным эллинистическим монархиям. Эти тенденции проявляются в Греции в своеобразных формах и приводят к образованию Этолийского и Ахейского союзов.
С конца IV в. в политической жизни Эллады начинает принимать активное участие Этолия — гористая область с полупастушеским населением, сохранившая значительные пережитки племенного строя. Население Этолии жило небольшими общинами, городская жизнь здесь только начинала развиваться.
Этолийцы вели упорные войны с македонянами, участвовали в Ламийской войне, но особенно выдвинулись во время вторжения галатов, защищая общегреческое святилище Дельфы. Ещё в 299 г. до н. э. этолийцы заняли руководящее положение в Дельфийской амфиктионии. В течение III в. в общественной жизни Этолии происходят значительные изменения.
Развивается имущественная дифференциация внутри этолийских племён. Этолийцы устанавливают связи с крупными торговыми центрами и с островом Крит — центром морского разбоя в Греции. Существовавший в IV в. союз этолийских племён быстро развивался и к концу III в.
представлял собой федерацию, в состав которой входили многие области Средней Греции, Элида, Мессения, некоторые острова Эгейского моря и др. Верховным органом этого союза являлось союзное собрание, в котором могли принимать участие все граждане союза. Оно собиралось в городе Ферме обычно раз в год.
Несколько раз в год заседал совет союза, в который входили представители всех государств — членов союза.
Военная власть, руководство дипломатией, а в значительной мере и внутренней политикой принадлежали стратегу, помощниками которого являлись в гражданских делах государственный секретарь, а в военных — гиппарх (буквально — начальник конницы). Власть стратега ограничивалась особой коллегией апоклетов.
Политический строй общин, вошедших в союз, не подвергался изменению, и самоуправление не ограничивалось. Внутри союза все его члены пользовались одинаковыми правами и несли одинаковые обязанности; все они должны были поставлять контингентЫ войск и делать взносы, причём финансовая организация не являлась средством угнетения союзников.
Впрочем, от полноправных союзников отличались так называемые «примкнувшие» общины, которые находились до известной степени в зависимом от Этолии положении. В III в. до н. э. Этолийский союз ведёт очень активную внешнюю политику. Хотя во многих случаях он поддерживает демократические партии в греческих городах, борьба Этолийского и Ахейского союзов в своей основе представляла столкновение двух политических объединений, стремившихся расширить сферы своего влияния в Греции.
Другая небольшая область, расположенная в северо-западной части Пелопоннеса,— Ахайя — также не играла заметной роли в истории Эллады V—IV вв. до н. э. Очень рано здесь образовался племенной союз двенадцати общин, который в III в. возродился, получив совершенно новое значение. В начале III в.
в ахейских городах, так же как и в других частях Пелопоннеса, происходили острые столкновения между сторонниками и противниками Македонии. Расцвет Ахейского союза начался со времени освобождения от господства Македонии и присоединения к союзу крупных городских центров с развитой торговлей и промышленностью—Сикиона (253 г. до н. э.) и Коринфа (243г.
до н. э.). Самым крупным успехом было освобождение Коринфа. Македонский гарнизон, занимавший крепость Акрокоринф и контролировавший благодаря этому сообщение Средней Греции с Пелопоннесом, был изгнан. Коринф вошёл в Ахейский союз, его примеру последовали и другие полисы: Мегары, Эпидавр, Трезен.
Союз с Птолемеем III в период наибольшего внешнего могущества Египта ещё более укрепил положение Ахейского союза. В 30-х годах наметилось сближение обоих союзов — Этолийского и Ахейского — для совместных действий против Македонии. Однако это сближение оказалось кратковременным.
Греческие города не смогли сплотиться в единую прочную организацию для защиты своей независимости. Устройство Ахейского союза несколько напоминало организацию этолийцев. Ахейский союз также представлял собой федерацию полисов, в которых сохранялись прежние порядки и учреждения, несходные в разных городах. Центром союза был город Эгион.
Верховными союзными органами были синклит и синод (собрания членов союза), в которых могли участвовать все граждане союзных городов, достигшие тридцатилетнего возраста.
Различие между синодом и синклитом заключалось в том, что синод созывался регулярно, два раза в год, на нём происходили выборы должностных лиц и рассматривались текущие дела, тогда как синклит собирался лишь в экстренных случаях, когда требовалось решать особо важные вопросы.
Исполнительная власть делилась между несколькими выборными должностными лицами, среди которых особенно велика была роль стратега. Ведая дипломатией и вообще внешней политикой, он председательствовал на союзных собраниях.
Синод, синклит и должностные лица руководили общими делами союза: они решали вопросы войны и мира, организации армии и флота, ведали финансами союза, приёмом в союз новых членов, разрешали конфликты между городами и пр. Города, входившие в союз, имели единую систему мер и веса, союз чеканил монету. Основная тенденция внутренней и внешней политики Ахейского союза была направлена на защиту интересов имущих слоев. Во всех органах союза преобладание сохранялось за представителями имущего меньшинства, что сыграло существенную роль в событиях, развернувшихся в Пелопоннесе в конце III в. до н. э.
Общей чертой Ахейского и Этолийского союзов было то, что в них отсутствовала гегемония какого-либо одного полиса над всеми остальными, как то было в греческих симмахиях V—IV вв. до н. э. Основное различие между союзами состояло в том, что ядро Этолийского союза составляли мало развитые сельские общины, в Ахейский же союз входили и некоторые высокоразвитые рабовладельческие полисы.
Источник: https://studwood.ru/863970/istoriya/balkanskaya_gretsiya_epohu_ellinizma
Краткая история Греции эпохи эллинизма продолжение — Русские Афины | Новости Греции
В 222 г. после разгрома Спарты в Клеоменовой войне в битве при Селласии на Пелопоннесе воцарился относительный мир. Ещё в ходе войны Македония, Ахейский союз, некоторые государства Пелопоннеса и Средней Греции (Фессалия, Эпир, Акарнания, Беотия) вступили в образованный в 224 г. Эллинский союз.
По окончании войны Мессения стала ареной, на которой столкнулись интересы Ахейского и Этолийского союзов за влияние на Пелопоннесе. Благодаря дипломатическому искусству и интригам стратега ахейцев Арата Мессения, союзница Этолии с конца 240-х гг. вошла в состав Эллинского союза.
После измены Мессении союзниками Этолии на Пелопоннесе остались только Элида и Фигалея. Этолийский союз был окружён со всех сторон землями враждебного ему альянса: на севере — Фессалия, Македония и Эпир, на востоке — Беотия, Фокида, Эпикнемидская Локрида, на западе — Акарнания, на юге — Ахейский союз.
Соглашения об образовании Эллинского союза и всеобщего мира подразумевали запрещение пиратства и разбоя, что категорически не устраивало этолийцев, промышлявших грабежом соседних земель.
Довольно скоро мир был нарушен, и эллины вновь принялись истреблять друг друга в бесконечных войнах и стычках. История греков ничему не научила! Независимость они воспринимали, как право войны. А саму войну, нечто похожее на своеобразный спорт.
Эти войны не были кровопролитными, о чём свидетельствуют данные потерь в сражениях.
Измена Мессении, заставила этолян предпринять ответные шаги. В Мессению и Фигалею был отправлен, с сильным отрядом стратиг Доримах с целью возвращения мессенцев в союз с Этолией, но, встретившись с сильным противодействием проахейской партии, он перешёл к грабежам и насилию.
Вскоре, последовали два грабительских рейда этолийцев на Пелопоннес. Во время первого этолийцы разбили у Кафий трёхтысячный ахейский отряд под командованием Арата. Сражение затеяли именно ахейцы, а их поражение на своей территории могло послужить поводом к объявлению войны.
Вторым поводом, послужил инцидент в аркадском городке Кинефе. Правящая партия Кинефы позволила изгнанникам из числа сторонников Клеомена вернуться в город. Изгнанники, открыли ворота, этолийцам под командованием Доримаха, которые разграбили и сожгли город при полном бездействии ахейцев. Атаке, подвергся и город Клейтор в Аркадии.
Сама война отвечала интересам всех сторон. Ахейский союз, хотел расширить зону своего влияния на Пелопоннесе, Этолийский союз хотел ослабить враждебный ему альянс. Македония в лице молодого царя Филиппа V не была непосредственным инициатором войны, но хотела расширить зону своего влияния в Средней Греции, сильно сузившуюся после неудачной Деметриевой войны (239—229 гг.).
Решение о начале войны рассматривалось на заседании синедриона Эллинской лиги в Коринфе осенью 220 г. После жалоб беотийцев, фокидян, эпиротов, ахейцев на бесчинства этолийцев решение о войне было принято в одностороннем порядке без каких-либо затруднений.
Война развернулась на обширных территориях. На севере и северо-западе в войну были вовлечены Эпир, Акарнания, Этолия, Фессалия и македонская область Пиэрия.
В Пелопоннесе сражения проходили в Элиде, Лаконике, Аркадии. Некоторые боевые операции протекали на Крите, где столкнулись проахейски и проэтолийски настроенные города.
Крупных сражений не было, война свелась к стычкам небольших военных отрядов.
Военные действия начала Спарта, выступившая как союзник этолийцев. Спартанцы во главе с Ликургом предприняли ряд походов против соседних городков, до Клеоменовой войны находившиеся под их контролем.
Одновременно этолийцы совершили ряд грабительских рейдов на Пелопоннес.
В это время Филипп V наносил удар по этолийским владениям в Акарнании и укреплял македонское влияние на западе Балканской Греции, когда этолийское войско под командованием Скопаса вторглось в Македонию.
Действия ахейцев в этот период были неудачными, они не смогли противостоять этолийской тактике молниеносных ударов и отступлений, а успешное применение этолийцами флота давало им существенное преимущество перед ахейцами.
Кроме того, ахейцы испытывали сложности с набором наёмников для войны, поскольку не до конца расплатились с наёмными подразделениями ещё в Клеоменову войну.
Филипп V, в свою очередь, проявлял осторожность, не спешил ввязываться в опасные авантюры и показал союзникам, что без поддержки македонян они уступают этолийцам.
Обучение фаланги
Боевые действия зимней кампании 219 г. сосредоточились на Пелопоннесе, где македоняне разбили этолийцев у Стимфала и сами нанесли удары по союзникам этолийцев в Элиде и Трифилии, причём Трифилия была передана под прямой контроль македонян и не подверглась грабежам. Филипп V провёл весьма успешные боевые операции, показав себя талантливым тактиком и удачливым полководцем.
Весной 218 г. Филипп V высадился на о. Кефаллении. Штурм города Палы был неудачным, и македоняне отступили, неожиданно высадившись в самой Этолии. Одновременно македоняне отбили атаку этолийцев на Фессалию.
Филипп, стремительным маршем в опустошительном походе прошёл по Этолии, дважды разбив этолийские отряды и захватив этолийскую столицу Ферм. Ферм был полностью разграблен, македоняне уничтожили всё, что не могли увезти с собой.
Были сожжены даже храмы, хотя статуй богов македоняне не тронули.
В отместку за уничтоженную свою столицу, этолийцы по предложению стратига Скопаса, предприняли поход в Македонию. Скопас, обхитрил царя Филиппа, при встречном движении армий.
Он, увернувшись от столкновения с македонской армией, скорым маршем прорвался через ущелье Темпи к религионому центру Македонии городу Диону и с ходу захватил его.
Этолийцы, не только разграбили город, но и в отместку за уничтоженный Ферм, разрушили его.
Эти два случая уничтожения храмов противника, показывает на ужесточение борьбы между греками.
Филипп, разминувшийся с армией Скопаса, не зная о его прорыве в Македонию, с боями из Этолии, перешёл на Пелопоннес и вторгся в Лаконию, подвергнув её сильному разорению.
Спартанцы, считая, что Филипп находится в Этолии, готовились послать войско на помощь этолийцам, были застигнуты врасплох и не оказали какого-либо серьёзного сопротивления. Единственное сражение произошло перед Спартой, где македоняне малыми силами одержали быструю победу над спартанцами.
После поражения от македонян, спартанцы не решились на повторную битву основными войсками. Македоняне не стали атаковать город, так как Филипп V придерживался стратегии ограниченных целей.
Стремительные и успешные действия Филиппа привели к тому, что Этолия и Спарта были готовы запросить мира, но переговоры не состоялись из-за придворных волнений в Македонии. Филипп подавил волнения достаточно быстро и жёстко, но позиции македонского царя были подорваны этим мятежом, и переговоры не состоялись.
https://www.youtube.com/watch?v=3bOL2WHSAa0
В третий год войны боевые действия сосредоточились на Пелопоннесе, Фокиде и Фессалии. Филипп не смог захватить Мелитею в Средней Греции, но взял Фивы Фтиотидские, продал всех их жителей в рабство, а сам город переименовал в Филиппополь.
Кроме того, Филипп захватил союзный Этолии остров Закинф к западу от Пелопоннеса. Атака спартанцев и этолийцев на Мессению была отбита, ответные удары ахейского флота на Этолию увенчались успехом.
Война зашла в тупик. Этолийцы и их союзники понесли серьёзные потери, их удары по Эллинскому союзу не достигали цели, но и македоняне были измотаны войной. Македонская казна опустела, принудить этолийцев к крупному сражению не удалось, а война на их гористой территории грозила стать затяжной, разорительной и чреватой большими потерями.
Воюющие стороны согласились на переговоры, которые по инициативе этолийцев состоялись в 217 г. в этолийском Навпакте.
Мир, заключённый в Навпакте, гласил, что все воюющие стороны остаются при своих владениях. Ахейский союз, приобрёл некоторые территории на Пелопоннесе, в сферу его влияния ненадолго вошла Мессения.
Македония усилила своё влияние в Средней Греции и создала ряд опорных пунктов на западе Балканского полуострова. Этолия была ослаблена войной и нейтрализована, её пиратские набеги прекратились.
Мощь этолийцев не была уничтожена, они сохранили влияние в Дельфах и имели силы выступить через два года против Македонии, в Первой Македонской войне.
В то время как греки в междоусобных войнах продолжали истреблять друг друга, на западе окрепла Римская республика.
Римляне сумели отбиться от царя Эпира в начале ΙΙΙ века, а затем, победив карфагенян в Первой Пунической войне, принялись один за другим присоединять к себе греческие города Западного Средиземноморья.
К концу ΙΙΙ века римляне захватили ряд территорий в Иллирии. Тень могущественного Рима нависла над Балканами.
Пока Рим был связан очередной войной с Карфагеном, этим решил воспользоваться Филипп V Македонский и расширить свои владения на западе.
По словам, древнегреческого историка Полибия, важнейшим фактором, заставившим Филиппа принять такое решение, было влияние, которым на него пользовался Деметрий Фаросский. Деметрий, после Первой Иллирийской войны, с 229 г.
правил большей частью побережья Иллирии, что находилась под протекторатом Рима. Однако в 219 г. во время Второй Иллирийской войны он был побежден римлянами и бежал к македонскому царю Филиппу V.
Участвуя в войне против Этолийского союза, Филипп получил известие о сокрушительной победе Ганнибала над римлянами при Тразименском озере. Поначалу Филипп показал сообщение об этой победе только Деметрию.
Возможно, увидев в этом событии удобный случай, чтобы восстановить свою власть над утраченными землями, Деметрий посоветовал молодому царю заключить мир с этолийцами и обратить особое внимание на Иллирию и Италию.
Полибий, цитируя Деметрия, говорит:
«И теперь уже вся Эллада покорна ему, уверял Деметрий, будет покорна и впредь: ахеяне по доброй воле, из расположения к нему, а этоляне из страха, вследствие неудач, какие претерпели в настоящей войне.
Между тем, Италия, продолжал он, и переправа к ней будут первым шагом к завоеванию всего мира, каковое приличествует ему больше, чем кому бы то ни было иному.
Теперь, когда римляне были сокрушены, настал для этого благоприятный момент».
Зиму 217—216 гг. Филипп провел, занимаясь строительством флота, состоявшего из 100 боевых кораблей, а также подготовкой гребцов. Однако у Филиппа не хватало ресурсов для создания и содержания, флота, который мог бы на равных бороться с римским.
А потому Филипп собирался использовать его не для сражения, а для переправы войск и скорейшего размещения в выбранных местах. Впрочем, возможно желание избежать морского сражения, было связано с недостатком опыта и подготовки экипажей кораблей. В любом случае Филипп принял решения строить лембы.
Это были небольшие быстроходные галеры, используемые иллирийцами. Они имели 1 ярус весел и помимо гребцов были способны принять на борт до 50 воинов.
С такими кораблями Филипп мог надеяться избежать или уклониться от сражения с римским флотом, который, как он надеялся, будет больше озабочен борьбой с Ганнибалом, и с учетом этого размещенный в Лилибее, в западной части Сицилии.
Филипп тем временем расширил свои владения на западе вдоль долин рек Апс и Генус, вплоть до границ Иллирии. Филипп хотел установить контроль над побережьем Иллирии, и завоевать земли, лежащие между побережьем и Македонией, для создания более быстрого пути снабжения и переброски войск через узкие проливы, в Италию.
В начале лета Филипп во главе своего флота покинул Македонию, обогнул мыс Малея и бросил якорь в водах островов Кефалления и Левкады, в ожидании новостей о местонахождении римского флота. Получив известия о том, что он все ещё находится в Лилибее, Филипп отплыл на север и отправился к Аполлонию в Иллирии.
Однако когда македонский флот находился в близе острова Сасон, Филипп получил донесение, что некоторые римские корабли были замечены направляющимися к Аполлонии. Убежденный что это чуть ли не весь римский флот идет на него, Филипп приказал немедленно сниматься с якоря и немедленно возвращаться в Кефаллению.
Узнав о поражении римлян, в битве при Каннах в 216 г. Филипп направил своих послов в лагерь Ганнибала в Италии, с целью заключить союз. Летом 215 г. союз был заключен. В договоре, не говорится о вторжении войск Филиппа в Италию, это могло быть вызвано, нежеланием Филиппа после фиаско у острова Сосон вновь рисковать, или этого мог не хотеть Ганнибал.
На обратном пути в Македонию, послы Филиппа и сопровождавшие их послы Ганнибала были захвачены Публием Валерием Флакком, командовавшим римским флотом, патрулирующим южное побережье Апулии. В письме Ганнибала Филиппу, договор и был обнаружен.
Союз Филиппа и Ганнибала вызвал страшную тревогу в Риме, и, так находившегося в тяжелейшем положении.
Было принято решение, к флоту в двадцать пять кораблей, которым командовал префект Публий Валерий Флакк, снарядить и отправить в Тарент ещё двадцать пять.
Публию Валерию, было велено не только охранять берег Италии, но и выяснить намерения Филиппа, и если будет установлено, что Филипп, стремится к войне, то удержать Филиппа в границах его царства.
В конце лета 214 г. до н.э. Филипп во главе флота из 120 лемб вновь попытался вторгнуться в Иллирию с моря. Ему удалось захватить город Орик, который был слабо защищен, после чего, оставив в нём малый гарнизон, он отплыл по реке Аоос осаждать Аполлоний.
Тем временем римский флот перешёл из Тарента в Брундизий и продолжал внимательно следить за действиями Филиппа, командование флотом и переброшенным к нему на усиление легионом было возложено на пропретора Марка Валерия Левина. Получив известия из Орика о событиях в Иллирии, Левин во главе своего флота и армии перешёл границу.
Высадившись у Орика Левин, узнав, что Аполлоний осаждён, отправил на помощь городу 2000 солдат под командованием Квинта Невия Криста. Высадившись в устье реки, Кристу удалось обойти войско Филиппа и ночью незамеченным войти в город.
Следующей ночью, внезапно атаковав лагерь македонцев, ему удалось застать силы Филиппа врасплох и заставить их покинуть свой лагерь. Узнав, о поражении македонцев, римляне ввели свой флот в устье реки Аоос и перекрыли Филиппу возможный путь отступления морем.
Спасаясь, Филипп, решил возвращаться в Македонию через горы, оставив позади флот, который он велел сжечь перед отступлением, тысячи убитых или взятых в плен, вместе со всем имуществом армии, солдат. Левин с флотом, остался зимовать в Орике.
Дважды потерпев поражение, в попытках вторгнутся в Иллирию с моря, а также сдерживаемый находящимся в Адриатическом море римским флотом Левина, Филипп посвятил ближайшие два года 213-212 гг до н.э. подготовке вторжения в Иллирию по суше.
Все даты до н.э.
Продолжение. Смотри начало в разделе Исторические заметки о Греции.
Источник: https://rua.gr/greece/history/12516-kratkaya-istoriya-gretsii-epokhi-ellinizma-prodolzhenie.html
Эллинистический период
Эллинистический период (336 — 30 г.до н.э.). После поражения объединенной армии греческих городов-государств при Херонее (2 августа, 338 до н. э.) власть над греческими городами перешла к македонскому царю-победителю Филлипу, а затем (336 г. до н. э.) к его сыну Александру, которого впоследствии назвали Македонским.
Александру удалось привести мятежные греческие группировки к повиновению. Александр штурмом взял и разрушил Фивы, обратив их жителей в рабство, дав прочим греческим государствам ясно понять, что Македония остается их повелителем.
Он возглавил объединенное греко-македонское войско и реализовал планы своего отца, начав поход в Персию.
В 334 до н.э. с войском в 35 тыс. человек (из них 7700 греков) он переправился через Геллеспонт и в сражении на реке Граник опрокинул передовую персидскую армию. Затем Александр приступил к освобождению греческих городов Малой Азии, хотя многие здешние греки отнюдь не симпатизировали ему, а отдавали предпочтение персам.
В 333 до н.э. Александр сошелся с войском царя Дария близ Исса в Киликии и одержал блестящую победу. Сам Дарий спасся бегством, однако его семья попала в плен.
На следующий год Александр овладел побережьем Сирии и Финикии, для чего ему пришлось вести длительную осаду и штурмовать Тир и Газу, поскольку он не хотел оставлять за спиной ни одного порта, куда мог бы заходить враждебный персидский флот.
Затем он вторгся в Египет, сдавшийся ему без сопротивления. Здесь Александр основал Александрию, которой было суждено на протяжении веков оставаться важнейшим городом всего греческого мира. Египетское жречество приветствовало завоевателя; Александр посетил знаменитый храм бога Амона, где оракул обратился к нему как к сыну Амона (титул фараона).
Двинувшись далее на восток, через Евфрат и Тигр, Александр снова сошелся с огромной персидской армией Дария и в сражении при Гавгамелах в 331 до н.э. одержал еще одну победу. Он овладел Вавилоном, Сузами, Персеполем и Экбатаной. После гибели Дария в 330 до н.э. Александр объявил себя его преемником.
Желая устранить отчуждение между Востоком и Западом, он стал одеваться в восточное платье и вести себя подобно восточным монархам. Александр поощрял браки своих воинов и туземных женщин, сам он женился на бактрийской принцессе Роксане, а впоследствии взял в жены дочь Дария Статиру. Его попытка привлечь персидских юношей на службу в македонскую армию натолкнулась на сопротивление македонян.
В результате индийского похода (327-325 до н.э.) к империи Александра была присоединена обширная территория, включая Пенджаб.
Александр умер в Вавилоне в 323 до н.э. не дожив до 33 лет. Главная его заслуга в глазах греков — создание гигантской империи, которая снесла все преграды на пути распространения греческой торговли и культуры. Он основал по всему Востоку более 70 городов, ставших очагами греческой культуры, и вся Азия к западу от Евфрата была эллинизирована.
После смерти Александра его империю разделили между собой его военачальники.
После продолжавшихся несколько десятилетий войн окончательно определились три могущественных эллинистических царства: Македония (здесь правил Антигон Одноглазый и его преемники), Египет (здесь правила династия Птолемеев) и государство Селевкидов, охватывавшее Малую Азию и Сирию. Несколько позже видную роль в Малой Азии стал играть Пергам, где правила династия Атталидов.
В самой Греции возродились два прежних союза: Этолийский (ок. 290 до н.э.) и Ахейский (280 до н.э.), которые пытались отстоять независимость городов-государств от Македонии. В конце концов в 189 до н.э. Этолийский союз покорился Риму, а Ахейский римляне разгромили и распустили в 146 до н.э.
Культура
Хронологическими границами эллинистического искусства принято считать, с одной стороны, смерть Александра Македонского — 323 год до н. э. с другой — год присоединения к Риму Египта — 30 год до н. э.
Эллинистический период ознаменовался расцветом науки, литературы и искусства. Особенно велика роль Пергама и Александрии.
Центром развития философской мысли оставались Афины, оформившиеся здесь учения стоиков и эпикурейцев приобрели многих последователей среди греков, а затем и римлян.
При Птолемее II Филадельфе в Александрии была создана громадная библиотека, насчитывавшая свыше 500 тыс. свитков. В Египет стекались ученые и литераторы со всех концов греческого мира. Среди выдающихся ученых Александрии были математик Эвклид, астроном Эратосфен, точно вычисливший длину окружности Земли, и Аристарх Самосский, предположивший, что Земля вращается вокруг Солнца.
Из критиков, занимавшихся разбором произведений греческих авторов прошлого, наиболее известны Зенодот, Аристофан Византийский и Аристарх Самофракийский.
В поэзии возникли новые формы: эпиграмма, элегия, короткий эпос и пастораль. Выдающимися поэтами этого времени были Каллимах, создавший ряд гимнов и элегий, и Феокрит, запечатлевший в своих пасторалях жизнь пастухов Сицилии.
В Афинах продолжали сочинять и ставить комедии, здесь жил самый известный автор новой комедии Менандр. Его комедии были утрачены, но находки, сделанные в Египте в конце 19 в. а также в начале 20 в. позволили почти полностью восстановить несколько пьес.
Македонские войны и конец истории Древней Греции
Ко II веку до н.э. в эллинистическом мире все громче стал заявлять о себе Рим. Еще в начале III в. до н.э. эпирский царь Пирр вторгся в Италию, чтобы поддержать жителей Тарента в их борьбе с римлянами, а в 215 до н.э.
македонский царь Филипп V заключил соглашение с Ганнибалом, который вел с Римом 2-ю Пуническую войну.
Римляне помешали Филиппу переправиться в Италию, отправив через Адриатическое море небольшой флот и заручившись поддержкой Этолийского союза и Пергама в Малой Азии, На сдерживание Филиппа были брошены римские войска.
Этот конфликт, известный как 1-я Македонская война, завершился в 205 до н.э. 2-я Македонская война (200-197 до н.э.) закончилась решительным поражением Филиппа при Киноскефалах.
На этот раз Рим разрешил Филиппу продолжать править Македонией, но настоял на освобождении из-под его власти всех греческих полисов. В период 192-189 до н.э. ситуация изменилась: этолийцы объявили войну Риму, а Филипп его поддержал.
Продолжавшиеся конфликты в Греции и Македонии привели к 3-й (171-168 до н.э.) и 4-й (149-148 до н.э.) Македонским войнам. Рим окончательно сокрушил Македонию, и в 146 до н.э. там была создана одноименная провинция.
Кроме того, после поднятого Ахейским союзом антиримского восстания римляне в 146 до н.э. разрушили Коринф и передали всю Грецию в ведение проконсула, правившего Македонией. Все союзы городов были распущены.
Включив Грецию и Македонию в состав своей империи, Рим постепенно овладел значительной частью территории, завоеванной Александром Македонским на Ближнем Востоке. Пергамский царь Аттал III, который умер в 133 до н.э.
завещал свое царство Риму, и вскоре эта область превратилась в римскую провинцию Азия. Династия Селевкидов пресеклась в 83 до н.э. и когда в 64-63 до н.э.
римский полководец Помпей Великий превратил Сирию в римскую провинцию, границы Римской державы на востоке продвинулись до Евфрата. После поражения флота Антония и Клеопатры в битве у мыса Акций в Эпире (31 до н.э.
) Египет, последнее из крупных эллинистических царств, превратился в римскую провинцию. Произошло это в 30 г. до н.э. и этот год знаменует собой не только конец Эллинистического периода, но и завершает историю Древней Греции.
Вернуться к содержанию рубрики Древняя Греция
Источник: http://www.mysterylife.ru/drevnyaya-greciya/ellinisticheskij-period.html
Греция. Эпоха эллинизма. Аристотель
?
likbez_a_m
November 23 2018, 09:41
Categories:
- История
- Искусство
- Общество
- Cancel
Портрет Аристотеля. Конец 4 в. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Вена. Музей.
Относящиеся к началу эллинистической эпохи* изображения великого мыслителя античного мира Аристотеля, решенные в установившихся в греческом искусстве приемах портретов философов, по сравнению с портретами 4 в. до н.э.
отличаются не только более детальной передачей характерных особенностей внешнего облика модели, но и стремлением к воплощению ее духовного облика. В портрете Аристотеля из римского Национального музея внутренняя характеристика образа дана еще обобщенно, без детализации; пластическое воплощение отличается строгостью, композиция фронтальная, построение лица подчеркнуто конструктивно.
Новым в этом портрете является повышенное внутреннее напряжение образа, содействующее передаче духовной мощи великого мыслителя.
— 'Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19 века' \под общей редакцией Ю.Д.Колпинского и Н.В.Яворской — Москва: Искусство, 1964 — с.1200
* В конце 4 в. до н.э. рабовладельческие государства восточного Средиземноморья и Ближнего Востока вступили в новый период своего исторического и культурного развития, получивший в науке название эллинизма.
Экономический и политический кризис греческих полисов в 4 в. свидетельствовал о невозможности дальнейшего развития античного рабовладельческого общества в рамках старых государственных установлений — для этого требовались новые формы политического устройства. Кризис переживала не только Греция.
Ее давний враг — персидская держава Ахеменидов, распространившая свою власть на большую часть стран Переднего Востока, к концу 4 в. находилась в состоянии глубокого упадка.
Именно эти факторы сделали возможным быстрый разгром персидского царства, возникновение на его развалинах громадной империи Александра Македонского, расширение рынков, распространение греческой колонизации по обширным территориям Востока.
Империя Александра не была долговечной, — она распалась тотчас после его смерти, но выделившиеся из ее состава отдельные державы явились уже государственными образованиями нового типа: это были деспотические монархии эпохи эллинизма.
В качестве главнейших из этих государств должны быть названы эллинистический Египет, царство Селевкидов, Македонское царство (включавшее значительную часть Греции), Пергам и Родос.
При общности социально-экономического строя, при известной близости форм государственного устройства, основанного на безграничной власти монарха и, по существу, полном бесправии граждан, каждое из названных государств имело свои отличительные особенности, определившие его исторические судьбы и черты его культуры.
- Так, громадное царство Селевкидов, границы которого простирались от берегов Средиземного моря до Сыр-Дарьи и Инда, было населено многочисленными народами и племенами, различавшимися по степени социально-экономического развития, по культуре и языку.
- Египет, где укрепилась династия Птолемеев, был по своему населению и культуре более целостным государственным образованием.
- В самой Греции и в городах Малой Азии еще сохранилось полисное устройство, но суверенность этих полисов была чисто внешней — полномочия их властей ограничивались вопросами городского самоуправления.
- Полисное устройство восстановилось после смерти Александра и на Родосе, но, по существу, республиканскими формами правления здесь маскировалась диктатура узкой олигархической верхушки.
Наряду с этими государствами в орбиту политических и торговых связей Эллинистического мира оказался втянутым ряд стран в бассейне Средиземного моря, в Передней и Средней Азии.
- Сюда должны быть отнесены выделившиеся из царства Селевкидов Бактрия и Парфия в Средней Азии, Армения и Иберия в Закавказье, Понтийское и Боспорское царства на берегах Черного моря и другие. Эти государства восприняли высокие достижения греческой культуры, но преобладающими в них оказались все же местные культурные традиции.
Эпоха эллинизма в основном делится на два периода.
- Ранний период — с конца 4 в. до начала 2 в. до н.э. — был ознаменован экономическим и культурным подъемом большинства эллинистических государств, главным образом Египта, Сирии, Пергама и Родоса. Собственно же Греция утратила ведущую роль в экономическом и политическом развитии античного мира, хотя и сохранила громадное культурное значение.
- В поздний период, во 2-1 вв. до н.э. обнаружились усилившиеся признаки кризиса в основных эллинистических государствах. Зато именно на это время приходится политический и культурный подъем государств на периферии эллинистического мира — в том числе Понтийского царства, Армении, Парфии.
Экономический прогресс в эллинистическую эпоху носил временный и неустойчивый характер.
Основные внутренние противоречия рабовладельческого общества — падение роли труда свободных граждан, низкая производительность рабского труда и невозможность технического прогресса в этих условиях — должны были неизбежно проявиться с новой силой.
В период эллинизма резко обострился контраст между фантастическим богатством рабовладельческой верхушки и нищетой народных масс. На это время приходятся восстания рабов, а также народов, насильственно включенных в состав больших эллинистических государств (движение в Иудее, восстание Аристоника в Пергаме).
Для культуры эллинизма характерны два важнейших момента:
- во-первых, широчайшее распространение греческой культуры по всем областям эллинистического мира, в результате чего к лучшим достижениям классической Греции в области науки, литературы и изобразительного искусства оказались приобщенными народы и племена, населявшие грандиозную по размерам территорию эллинистического мира — от Сицилии на западе до Средней Азии и Индии на востоке, от Боспорского царства в Северном Причерноморье до Нубии в экваториальной Африке.
- Второй важнейший момент — объединение элементов греческой культуры с местными, главным образом восточными культурными традициями. На основе переработанных эллинских и древних местных элементов ряд народов, входивших в состав эллинистических государств, создал свою собственную культуру, слившую эти элементы в своеобразном новом качестве.
Походы Александра Македонского.
Походы Александра Македонского.
— 'Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19 века' \под общей редакцией Ю.Д.Колпинского и Н.В.Яворской — Москва: Искусство, 1964 — с.1200
Источник: https://likbez-a-m.livejournal.com/68699.html