Бухгалтерский учет и отчетность при реорганизации и ликвидации юридических лиц

Процесс ликвидации, реорганизации и банкротства предприятия, учреждения, организации является тенденцией закономерного развития государственной, экономической, общественной, хозяйственной сфер жизнедеятельности, которая создает условия для исчезновения объективной реальности ненужных форм хозяйствования и появлению новых, более эффективных, вариаций.Бухгалтерский учет и отчетность при реорганизации и ликвидации юридических лиц - Студенческий портал

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Реорганизация юридических лиц подразумевает одно из следующих действий:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

Права и обязанности таких юридических лиц переходят к вновь созданному юридическому лицу (или лицам) в соответствии с актом передачи.
Ликвидация юридических лиц подразумевает прекращение хозяйственной деятельности такого лица, с последующей продажей, принадлежавшего ему имущества для погашения имеющихся обязательств.

Ликвидация юридического лица происходит вследствие признания такого лица банкротом – по решению суда, или решением собрания учредителей.
Банкротство представляет собой неспособность продолжения юридическим лицом своей предпринимательской деятельности вследствие его экономической нерентабельности, убыточности.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Также «банкротство» можно охарактеризовать как деструктивное качество субъекта хозяйствования, которое определено как неспособность удовлетворить требования кредиторов и удовлетворить обязательства перед бюджетом.

Статус «банкрот» юридическое лицо может получить исключительно по решению суда. На основании такого решения запускается процедура ликвидации предприятия.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Медицинская психология - как меняется стиль обучения и мышления? 

Оценим за полчаса!

В процессе ликвидации, назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор), к которой переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого предприятия.

После окончания расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) предприятия или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В процессе продажи имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются требования кредиторов в законодательно установленном порядке и очередности.

Таким образом, законодатель, урегулировав процедуру ликвидации предприятия, учреждения, организации, защитил права их участников.

Учет и отчетность ликвидируемого юридического лица

Ликвидируемая организация обязана предоставить информацию по прекращаемой деятельности в годовой бухгалтерской отчетности.

Под информацией о прекращении деятельности имеется в виду информация, которая раскрывает часть деятельности предприятия (производство продукции, реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг).

Такая информация может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с принятым юридическим лицом решением.

Данная информация отражается в:

  • отчете о прибылях и убытках;
  • отчете о движении денежных средств.

Ликвидируемая организация в годовой бухгалтерской отчетности раскрывает следующую информацию по прекращаемой деятельности (Рис.1):

Кроме того, признание прекращаемой деятельности требует уточнения отражения в бухгалтерском балансе стоимости активов предприятия, относящихся к прекращаемой деятельности, исходя из возможного снижения их стоимости.

  • После продажи в процессе ликвидации юридического лица, принадлежавшего ему имущества и распределении вырученных денежных средств кредиторам, оставшаяся часть денежных средств средства зачисляются в уставный капитал предприятия.
  • Данная операция отражается следующей проводкой:
  • Д-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
    К-т 80 «Уставный капитал».

Данная проводка формирует увеличение уставного капитала предприятия за счет проданных активов. Сумма таких средств распределяется пропорционально между учредителями юридического лица.

  1. Операции по распределению долей между учредителями отражаются следующей проводкой:
  2. Д-т 80 «Уставный капитал»
    К-т 75 «Расчеты с учредителями»
  3. Операции по фактической выплате таких долей отражаются следующей проводкой:
  4. Д-т 75 «Расчеты с учредителями»
    К-т 50 «Касса» или 51 «Расчетные счета»
  5. В случае если у ликвидируемого предприятия недостаточно имущества и других ликвидных активов, для покрытия убытков используется уставный капитал.
  6. Если размера уставного капитала также недостаточно для покрытия обязательств, то претензии кредиторов к должнику предъявляются в установленном законом порядке.

Отчетность при реорганизации юридического лица

В случае реорганизации юридического лица, а именно его слиянии или присоединении, правопреемником могут быть затребованы бухгалтерские балансы каждого из таких юридических лиц и приложенные к ним акты инвентаризации имущества. Такие акты подтверждают достоверностей отдельных статей бухгалтерских балансов.

  • Когда реорганизация осуществляется путем разделения юридического лица на несколько таких лиц – формируется разделительный баланс, который состоит из общего баланса по прежде действовавшему предприятию и балансов каждого вновь образованного предприятия.
  • Данные разделительного баланса являются также и данными начального баланса каждого нового предприятия на дату начала его хозяйственной деятельности, которой признается дата его государственной регистрации.
  • Реорганизацию юридических лиц рекомендуется приурочивать к концу определенного отчетного периода (года или квартала).

Источник: https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/suschnost_zadachi_i_organizaciya_upravlencheskogo_ucheta/buhgalterskiy_uchet_i_otchetnost_pri_reorganizacii_i_likvidacii_yuridicheskih_lic/

Бухгалтерская и налоговая отчетность при реорганизации

Законность реорганизации предприятий – юридических лиц предусмотрена ст. 57 ГК РФ. Существует возможность реорганизовать предприятие путем его разделения, выделения, слияния, преобразования и присоединения. Возможно и сочетание указанных способов.

Законом разрешена реорганизация двух или более фирм, имеющих различные правовые формы одновременно.

Реорганизация предполагает значительную работу: сдачу бухгалтерской и налоговой отчетности установленных форм в сжатые сроки за предшествующую организацию и за ее правопреемника.

Бухгалтерская отчетность

При реорганизации вновь образованное предприятие берет на себя обязанность сдать отчетность по итогам года за предшественника в трехмесячный срок после того, как окончен год (ст. 23-1(5) НК).

Копия отчетности подается, кроме ИФНС, и в службу статистики. Период, за который в нее включаются сведения: с начала года и до даты, предваряющей дату государственной регистрации итогов реорганизации.

Правопреемник составляет отчетность и за себя – так называемую вступительную. Она формируется из данных, переданных предшественником на основании передаточного акта и скорректированных на суммы хозяйственных операций, имевших место после его составления.

Обычно акт составляется как можно ближе к дате реорганизации, а затем данные вместе с суммами корректировки на дату регистрации вносятся в оборотно-сальдовые ведомости и передаются правопреемнику (ФЗ №402 от 06-12-11 г., ст. 16-6,7).

Дополнения к акту фиксируются.

Внимание! Организации бюджетной сферы от составления первичной отчетности освобождаются.

В контролирующие органы первая после реорганизации отчетность не сдается: обязанность ее предоставления возникает только по итогам года.

Передаточный акт

Несмотря на то что передаточный акт, как один из основных документов при реорганизации, упомянут в ст. 16-7 ФЗ №402, в которой и идет речь о бухгалтерской отчетности при реорганизации юр. лиц, его составление не является обязательным. По ст. 59-2 и ст.

58 ГК РФ он необходим, только если реорганизация проводится в форме разделения и выделения. Без подписанного сторонами передаточного акта в этом случае может последовать отказ в государственной регистрации предприятия-правопреемника (ст. 59-2, абз. 2).

Об этом говорится и в совместном письме Минфина с ФНС №ГД-4-14/4182@ от 14-03-16 г.

Передаточный акт формируется по принципу соответствия положениям ст. 59 (1) ГК РФ.

Читайте также:  Тип членистоногие - ароморфозы и общая характеристика

Он содержит сведения о дебиторской и кредиторской задолженностях реорганизуемого предприятия, с особым выделением спорных договоров и обязательств по ним.

Кроме того, при его составлении руководствуются приказом Минфина №44н. В Приказе содержатся указания по составлению отчетности бухгалтерской службой в рассматриваемый нами период.

Акт передачи включает:

  • бухгалтерскую отчетность;
  • инвентаризационные описи (обязательства, имущество);
  • пакет первичной документации по участкам учета;
  • расшифровки задолженностей;
  • документ, подтверждающий факт записи в ЕГРЮЛ об образовании правопреемников.

Внимание! О реорганизации необходимо уведомить всех дебиторов и кредиторов предприятия и отразить факт уведомления в передаточном акте.

Налоговая отчетность

Несмотря на разнообразие вариантов реорганизации, существуют общие моменты при сдаче налоговой отчетности. Они изложены в ст. 55 НК РФ: налоговый период завершается датой преобразования, кроме НДС и иных налогов с налоговым периодом «квартал» («месяц»). Рассмотрим наиболее значимые из них.

Налог на прибыль

Отчетность сдается по данным налогового периода от начала года до преобразования, а значит, эта обязанность ляжет уже на учетную службу правопреемника.

Правопреемник на практике обязан рассчитать две декларации: за предшественника и за себя, при этом не пропустив сроки их предоставления. Сдать декларацию закон требует не позднее 28 марта следующего года.

Зачастую налоговая требует предоставить отчетность раньше – в срок, применяемый для расчетов по авансовым платежам (до 28 числа последующего месяца).

Налог на имущество

Сдается по аналогии с налогом на прибыль. При подаче отчетности за предшественника важно помнить, что предоставляются не данные по авансовому платежу, а декларация за период, в котором имела место реорганизация.

Сроки сдачи стандартные – до 30 марта в следующем году. Как и в ситуации с налогом на прибыль, в случае преобразования ФНС зачастую требует предоставить декларацию раньше: в сроки, предусмотренные для авансовых расчетов, до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

НДС

В данном случае налоговый период – квартальный, в связи с чем существуют особенности сдачи декларации при преобразовании. Из инструкции по заполнению следует, что предшественник декларирует свои данные, полученные до преобразования, а правопреемник – свои, зафиксированные после даты реорганизации.

Однако ФНС в письме №24-15/04265@ от 13-05-15 г. предлагает разъяснение, согласно которому правопреемник может составить единую декларацию, включающую показатели и предшественника, и его собственные.

Здесь же содержится и вариант, при котором предшественник, получив согласие ФНС в письменном виде, самостоятельно и досрочно сдает декларацию за себя, до того как реорганизация завершилась регистрацией.

Сроки подачи декларации — до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (квартал).

Упрощенный налог

Правила идентичны применяемым к налогу на прибыль. В декларацию включается период от начала года до преобразования, сдается она правопреемником. Срок стандартный — до 31 марта следующего за реорганизацией года.

Налог на доходы с физических лиц

Справки 2-НДФЛ, согласно законодательству, сдаются до 1 апреля следующего года (ст. 230(2) НК РФ). Фискальные органы зачастую требуют досрочной сдачи сведений от предшественника, утверждая, что существует обязанность сделать это до преобразования.

При этом, по мнению контролирующих служб, правопреемник сдает сведения за себя, до 1. 02. Позиция содержится в ряде писем и разъяснений Минфина и ФНС (например, письмо Минфина №03-04-06/8-173 от 19-07-11), имеет очевидные правовые изъяны и может быть оспорена законным порядком.

Возможность сдать сведения за себя и за фирму, существующую до преобразования, имеет правопреемник.

Аналогично сдаются и прочие декларации, в сроки, установленные законом: по кварталу (месяцу) либо по годовым показателям. Стандартно правопреемник готовит два пакета документов: с данными за себя и предшественника. Подача корректирующих сведений возложена на правопреемника.

  1. При проведении реорганизации предприятий в любой форме преимущественная ответственность за сдачу любой отчетности ложится на правопреемника реорганизуемого предприятия.
  2. Сроки сдачи отчетности неизменны для всех хозяйствующих субъектов.
  3. В ходе реорганизации принято составлять акт передачи документации, принадлежащей реорганизуемому предприятию. Если реорганизация проводится в форме разделения и выделения, составление акта обязательно. Без этого документа может последовать отказ в государственной регистрации и реорганизация не будет завершена законным путем.

Источник: https://assistentus.ru/buhuchet/otchetnost-pri-reorganizacii/

Ликвидация юридических лиц при реорганизации

Оптимальный выход из этой ситуации — ликвидация организации с распределением оставшегося имущества между учредителями и участниками для вероятного последующего использования этих активов при организации новых производств или иных видов деятельности. Рассмотрим особенности проведения этой процедуры.

Ликвидация организации влечет за собой ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 Гражданского кодекса РФ).

Компания может быть ликвидирована по решению ее учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, или по решению суда. Кроме того, юридическое лицо может быть ликвидировано в результате банкротства (ст. 65 ГК РФ).

Согласно гражданскому законодательству ликвидироваться должны организации, прошедшие процедуру реорганизации (по определенным видам).

Процедура ликвидации

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны в трехдневный срок письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о ликвидации (ст. 62 ГК РФ). С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемой организации и юридических лиц, учредителем которых выступает организация или которые возникают в результате ее реорганизации.

Учредители организации должны назначить ликвидационную комиссию и установить порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица; от его имени она выступает в суде.

Учредители уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса, формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.

Комиссия ищет кредиторов и получает дебиторскую задолженность, кроме того, письменно уведомляет кредиторов о ликвидации организации.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Этот баланс утверждается учредителями организации или органом, принявшими решение о ее ликвидации. В установленных законом случаях баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющихся у организации (кроме учреждений) денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает ее имущество с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. После завершения расчетов с кредиторами комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями. В ряде случаев баланс утверждается по согласованию с государственными органами.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается учредителям (участникам) организации, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении данной организации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами организации.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а сама она — прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Виды реорганизации

Общие требования по реорганизации хозяйственных обществ и товариществ установлены ст. 57 ГК РФ. Реорганизация может проводиться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Наиболее полное определение форм реорганизации приведено в Законе об акционерных обществах1.

Слиянием признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей нескольких АО с прекращением последних. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор, в котором определяют условия слияния и порядок конвертации акций каждого АО в акции нового общества.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров каждого АО, участвующего в слиянии, вопрос о реорганизации в такой форме, об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта. Решение о слиянии принимается на общем собрании акционеров каждого общества, участвующего в реорганизации. Кроме того, общее собрание принимает решение об утверждении договора о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта.

Нетрудно убедиться, что необходимо проведение как минимум двух общих собраний. На первом принимается решение о реорганизации, утверждаются договор о слиянии и устав нового общества (если к моменту проведения собрания проекты указанных документов подготовлены и участники обществ имели возможность с ними ознакомиться).

На втором собрании утверждается передаточный акт.

Это обусловлено тем, что реально передаточный акт в момент принятия решения о реорганизации сделать нельзя — он составляется на основании балансов реорганизуемых обществ, а их можно получить только после проведения инвентаризации активов и обязательств и урегулирования расчетов с дебиторами и кредиторами.

Источник: https://gaap.ru/articles/likvidatsiya_yuridicheskikh_lits_pri_reorganizatsii/

Учет и отчетность при реорганизации федеральных государственных учреждений путем присоединения. журнал «советник бухгалтера»

Одним из наиболее проблемных вопросов в бюджетном учреждении в настоящее время является вопрос реорганизации юридических лиц, последовательности проводимых мероприятий и порядок отражения в учете передачи активов и обязательств учреждения.

Одним же из наиболее распространенных видов реорганизации является реорганизация путем присоединения к одному учреждению одного или нескольких учреждений. В статье рассматриваются основные мероприятия, проводимые в процессе реорганизации в форме присоединения, и нормативные документы, их регламентирующие.    Своим постановлением от 10.02.

2004 № 71 Правительство РФ определяет, что решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством РФ на основании проектов, подготовленных федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). После принятия решения о реорганизации Правительство РФ издает распоряжение о реорганизации федеральных учреждений путем присоединения к нему других федеральных учреждений. На основании данного распоряжения федеральный орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), издает приказ по своему ведомству о проводимой реорганизации с указанием присоединяемых федеральных учреждений, сроков проведения реорганизации, а также назначает председателей комиссий по реорганизации.    После доведения приказа о реорганизации федеральное государственное учреждение обязано создать комиссию по реорганизации, разработать план мероприятий по проведению реорганизации, а также определить сроки проведения данных мероприятий.

В плане мероприятий должны быть предусмотрены следующие этапы:

подготовительный;
непосредственно мероприятия по передаче имущества и обязательств;
заключительные мероприятия.

Во время подготовительного этапа необходимо произвести следующие мероприятия:

1. Направить налоговому органу по месту нахождения организации сообщение о реорганизации юридического лица. Данное сообщение делается в соответствии с приказом МНС России от 02.04.2004 № САЭ-3-09/255@ по форме № С-09-4. К сообщению прикладывается копия приказа о реорганизации федерального органа исполнительной власти. Данное сообщение должно быть направлено в налоговые органы каждым из реорганизуемых юридических лиц.
2. Осуществить публикацию в «Вестнике государственной регистрации» о реорганизации юридического лица и присоединяемых к нему учреждений. Данную публикацию должны сделать каждое из реорганизуемых юридических лиц. Без данной публикации документы на исключение из единого государственного реестра юридических лиц не принимаются. Представитель заявителя, предъявляющий бланк-заявку на публикацию, должен иметь доверенность на представление данной публикации и сопроводительное письмо.Сведения, необходимые для осуществления данной публикации, можно найти на сайте «Вестника государственной регистрации» по адресу: http://www.vestnik-gosreg.ru, где даются разъяснения о порядке приема сообщений для публикаций и приводится перечень необходимых документов и адреса региональных представителей.
3. Направить уведомление о предстоящей реорганизации во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Для данного уведомления специальная форма не утверждена, оно составляется в простой письменной форме на бланке учреждения в двух экземплярах (один экземпляр с отметкой фонда о получении остается в учреждении).
4. Направить уведомление кредиторам, а также постоянным контрагентам, с которыми заключены долгосрочные договоры о предстоящей реорганизации, в простой письменной форме.
5. Уведомить сотрудников присоединяемых учреждений о предстоящей реорганизации.
6. Провести инвентаризацию имущества в каждом из реорганизуемых юридических лиц, инвентаризацию расчетов по налогам и сборам и прочим платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами по доходам и с поставщиками и подрядчиками. Инвентаризация проводится в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». В случае наличия расхождения между результатами инвентаризации и данными бухгалтерского учета в бухгалтерский учет должны быть внесены соответствующие исправления.
Читайте также:  Криминальная психология - преступные типы и описание направления

Все мероприятия подготовительного этапа, за исключением инвентаризации, как правило, осуществляются юридическим отделом учреждения.    Второй этап – это передача имущества, прочих активов, включая нематериальные, прав и обязательств учреждению-правопреемнику.

Во время этого этапа не только передаются имущество, денежные средства и задолженности, но и осуществляется перевод сотрудников присоединяемых учреждений в учреждение-правопреемник, передаются архивы реорганизуемых учреждений.

На данном этапе необходимо произвести следующие операции:

1. Закрыть расчетные и валютные счета в банке и других кредитных организациях, если такие были открыты, остатки средств перечислить на счета учреждения-правопреемника. В связи с тем что расчеты в иностранной валюте между организациями, находящимися на территории РФ, запрещены, банки конвертируют средства в иностранной валюте и перечисляют на лицевой счет учреждения в Казначействе в рублях на основании представленного в банк платежного поручения. Для закрытия валютного счета необходимо составить заявление о закрытии счета и направить в банк письмо в произвольной форме с уведомлением о реорганизации и перечислении средств на счет учреждения-правопреемника. К письму должна прилагаться копия приказа федерального органа исполнительной власти о реорганизации путем присоединения.
2. Издать приказ о закрытии лицевых счетов, открытых для учета средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в органах, осуществляющих кассовое исполнение бюджета.
3. Составить передаточные акты кассового дохода и расхода по лицевому счету с начала года. Акты составляются по форме, предусмотренной для Отчета об исполнении бюджета получателя средств бюджета (форма 0503127 по ОКУД с пометкой «передаточная»). Данная форма подписывается руководителем и главным бухгалтером передающего учреждения, учреждения-правопреемника, а также согласовывается с руководителем и главным бухгалтером отделений Федерального казначейства, в которых открыты лицевые счета учреждений. Данные акты составляются как минимум в шести экземплярах – по одному для каждого из учреждений, по одному в отделения Федерального казначейства, по месту нахождения лицевых счетов, один как приложение к передаточному акту в вышестоящую организацию и один как приложение к передаточному акту, представляемому в ФНС для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Остатки денежных средств на лицевом счете перечисляются на лицевой счет учреждения-правопреемника.
4. Составить передаточную смету доходов и расходов федерального бюджета в разрезе предметных статей в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, утвержденных бюджетному учреждению на текущий отчетный период.

Источник: https://www.referent.ru/40/3086

Налоговая и бухгалтерская отчетность при реорганизации в форме присоединения

Вопрос:  ООО «Волна» в данный момент находится в процессе реорганизации путем ее присоединения к ООО «Атланта». Кто и в каком порядке должен платить налог на прибыль, НДС, транспортный и земельный налог. Кто должен исполнить обязанность по подаче 2-НДФЛ за сотрудников ООО «Волна». Каков порядок представления бухгалтерской отчетности.

Ответ:

1. Налоговая отчетность и уплата налогов.

В соответствии со ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Пунктом 2 ст.

58 ГК РФ установлено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Согласно п.1 ст.

55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации) (п.2 ст. 55 НК РФ).

При этом, данное правило не применяется в отношении налогов, по которым налоговый период определен как месяц или квартал (п.4 ст. 55 НК РФ). По таким налогам на определение налогового периода факт реорганизации не влияет.

Таким образом, по налогам, у которых налоговый период равен году, в случае реорганизации в течение года, налоговый период (последний налоговый период) определяется как период с начала текущего года и до даты реорганизации (Налог на прибыль, налог на имущество, транспортный, земельный налоги). По налогам, у которых налоговый период — месяц или квартал, в случае реорганизации налоговый период так же определяется как месяц или квартал (НДС, НДПИ).

Следует отметить, что НК РФ не установлены специальные сроки представления реорганизуемыми организациями или их правопреемниками налоговых деклараций за последний налоговый период деятельности реорганизуемой организации и сроки уплаты налогов по таким декларациям. Учитывая положения п.3 ст.

50 НК РФ о неизменности сроков исполнения правопреемником обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица, полагаем, что налоговые декларации должны быть представлены в налоговый орган, а налог уплачен не позднее установленных частью второй НК РФ сроков представления налоговых деклараций и уплаты налогов за отчетный (налоговый) период, в котором произошла реорганизация.

Источник: http://auditoptim.ru/novosti/stati_i_konsultacii/uchet_inyh_operacij/nalogovaya_i_buhgalterskaya_otchetnost_pri_reorganizacii_v_forme_prisoedineniya.html

Особенности бухгалтерского дела на стадии реорганизации организации (стр. 1 из 2)

1. Особенности бухгалтерского дела на стадии реорганизации организации

1.1. Реорганизация и ее формы

Реорганизация представляет собой прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому. Решение о реорганизации принимает высший орган управления юридического лица.

  • Причины, по которым происходит реорганизация юридических лиц, могут быть весьма разнообразными.
  • При добровольной реорганизации собственники юридических лиц принимают решение самостоятельно, руководствуясь собственными мотивами в рамках действующего законодательства.
  • При вынужденной реорганизации решение также принимают сами организации, но к этому их обязывают нормы действующего законодательства.

Например, в случае если число участников общества с ограниченной ответственностью станет более 50, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в полном товариществе остается единственный участник, он должен в течение 6 месяцев преобразовать такое товарищество в хозяйственное общество или ликвидировать его.

· При слиянии два юридических лица прекращают свое существование, и на их основе образуется новое юридическое лицо.

· При присоединении одно юридическое лицо присоединяется к другому юридическому лицу. При этом присоединяемое лицо прекращает существование, а другое продолжает существовать.

Следующие две формы характеризуются тем, что в процессе реорганизации на базе одного юридического лица образуется несколько юридических лиц.

· При разделении юридическое лицо прекращает свое существование, а на его базе возникают два новых юридических лица.

· При выделении из одного юридического лица выделяется часть, из которой формируется новое юридическое лицо. При этом первоначальное юридическое лицо продолжает существовать в уменьшенном виде.

· Последняя форма реорганизации — преобразование. В процессе преобразования количество юридических лиц не изменяется. Одно юридическое лицо прекращает свое существование, а на его базе возникает тоже одно новое юридическое лицо с другой организационно-правовой формой.

Однако не всякое преобразование является реорганизацией. Так, если закрытое акционерное общество становится открытым (или, наоборот, открытое акционерное общество — закрытым), то правоприменительная практика не относит это к реорганизации в форме преобразования.

Особенность процесса реорганизации состоит в том, что при всех изменениях в составе юридических лиц и их количестве производственная деятельность не прекращается. Поэтому особое значение приобретает момент завершения реорганизации.

При слиянии реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Прежние юридические лица с этого момента считаются прекратившими свою деятельность.

При присоединении реорганизация считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

При разделении и выделении реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц. Юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, с этого момента считается прекратившим свою деятельность. Юридическое лицо, из которого в процессе реорганизации было выделено новое юридическое лицо, продолжает свою деятельность.

При преобразовании реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Прежнее юридическое лицо с этого момента считается прекратившим свою деятельность.

1.2. Бухгалтерского дела на стадии реорганизации организации

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО (утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283) Министерство финансов РФ утвердило Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (Приказ от 20 мая 2003 г. № 44н).

Права и обязательства реорганизуемого юридического лица в зависимости от формы реорганизации передаются правопреемнику передаточным актом или разделительным балансом.

Передаточный акт предусмотрен для слияния, присоединения, преобразования. Если реорганизация происходит в форме слияния или присоединения, то предварительно заключается договор о слиянии или присоединении.

  • Разделительный баланс применяется при реорганизации в форме разделения и выделения.
  • Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации, и вместе с учредительными документами представляются для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или для внесения вменений в учредительные документы существующих организаций.
  • И передаточный акт, и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем правам и обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
  • В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного лица.

Поскольку при реорганизации юридического лица путем его преобразования происходит полное правопреемство, вновь созданное юридическое лицо становится автоматически обладателем всех вещных прав предшественника. Однако это совсем не означает, что при реорганизации не надо регистрировать переход права собственности на недвижимое имущество.

Требование законодательства о том, что переход или прекращение прав на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 1997 г.

№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), в полной мере относится и к перемене собственника имущества при реорганизации.

Все показатели передаточного акта или разделительного баланса должны быть расшифрованы в приложениях (по каждому показателю рекомендуется отдельное приложение). Форма приложения может быть любая.

Законодательство о бухгалтерском учете предписывает проведение обязательной инвентаризации при реорганизации юридического лица (п. 2 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). Формы инвентаризационных описей и актов инвентаризации как нельзя более подходят для использования в качестве приложений к передаточному акту или разделительному балансу.

  1. И передаточный акт, и разделительный баланс должны быть представлены в регистрирующий орган одновременно с заявлением о регистрации новых или о ликвидации присоединяемых юридических лиц.
  2. В течение 3-х дней после принятия решения о реорганизации каждый ее участник обязан в письменном виде сообщить об этом в налоговый орган.
  3. При реорганизации необходимо у всех работников каждого юридического лица, участвующего в реорганизации, получить письменное согласие на продолжение трудовых отношений после того, как реорганизация будет завершена.
  4. Юридические лица, которые в ходе реорганизации ликвидируются, должны завершить бухгалтерский учет своей деятельности.
  5. Последним отчетным периодом для организаций, прекращающих свою деятельность, является период с 1 января до завершения реорганизации.

На дату, предшествующую дню завершения реорганизации (внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ), составляется заключительная бухгалтерская отчетность по каждой организации, которая ликвидируется. Тем организациям, которые сохраняют статус юридического лица (при присоединении или выделении), заключительная бухгалтерская отчетность не требуется.

Заключительная бухгалтерская отчетность составляется по каждому ликвидируемому при реорганизации юридическому лицу.

При реорганизации в формах преобразования и разделения ликвидируется одно юридическое лицо. По нему и следует составлять заключительную бухгалтерскую отчетность.

При реорганизации в форме слияния заключительная бухгалтерская отчетность составляется по каждому ликвидируемому юридическому лицу.

При реорганизации в форме присоединения заключительная бухгалтерская отчетность составляется только присоединяемыми юридическими лицами. Организация, к которой они присоединяются, не составляет заключительную отчетность, поскольку статус юридического лица она сохраняет, и деятельность не прекращает.

Источник: https://mirznanii.com/a/21192/osobennosti-bukhgalterskogo-dela-na-stadii-reorganizatsii-organizatsii

Ссылка на основную публикацию