Человеческие этносы и расы — студенческий портал

Как свидетельствует наука, все ныне живущие на Земле люди — потомки очень небольшой, всего в несколько тысяч особей, популяции. Правда, за десятки тысяч лет люди стали различаться по внешнему виду настолько сильно, что, однажды встретившись, они с трудом узнавали друг в друге себе подобных. Если вообще узнавали.

Люди с разным цветом кожи, с иным строением лиц, непохожим телосложением контактировали друг с другом издревле, и уже тогда возникали ситуации, когда имевшие один облик устанавливали господство над обладателями другого. Разветвленная система каст в Индии развилась из четырех варн — древнеиндийских сословий брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр.

«Варна» — санскритское слово, обозначающее «цвет», и это не случайно. Вторгшиеся во II тысячелетии до н.э. в Индостан белокожие носители индоевропейских диалектов завоевали земли, населенные темнокожими людьми, и подчинили их себе, обратили в низшее сословие.

В эпоху Великих географических открытий и в последовавшую за ней эпоху колониальных захватов рванувшая вперед в технологическом отношении цивилизация белого человека принялась покорять «туземцев» — коренных жителей Америки, черных африканцев, индийцев, полинезийцев.

The White Man’s Burden («Бремя белого человека») — так называлось знаменитое стихотворение Редьярда Киплинга, которое стало концентрированным выражением отношения образованного европейца к «темным сынам Земли». В те времена казалось вполне естественным очевидное превосходство белых над черными, желтыми, краснокожими.

Человеческие этносы и расы - Студенческий портал

Что хранит в себе промилле?

XX век стал не только веком крушения колониальных империй, поражения нацизма и борьбы американских негров за гражданские права, но и временем революционных открытий в биологии, которые наконец-то прояснили механизм эволюции, а заодно и поставили на новом уровне вопросы о сходствах и различиях между представителями разных рас. Речь идет прежде всего об открытии генов и ДНК. С одной стороны, в результате этих открытий удалось выяснить, что геном всех людей на Земле — пигмеев, китайцев, норвежцев, папуасов — идентичен на 99,9%, а все различия между отдельными особями, этносами и расовыми группами приходятся на 0,1%. С другой стороны, появился соблазн выяснить, не прописаны ли в одном промилле генома некие существенные различия между отдельными этносами и, разумеется, расами. Причем речь шла не только о разнообразии фенотипа, но и о возможных различиях в интеллекте, способностях к обучению и развитию.

Интересно, что одно из самых нашумевших высказываний на эту тему принадлежало Джеймсу Дьюи Уотсону — американскому молекулярному биологу и одному из первооткрывателей ДНК. В частности, он сказал, что настроен весьма мрачно в отношении перспектив Африки, так как «вся наша (имелась в виду американская — О.М.

) социальная политика основывается на факте, что их (африканцев — O.M.) интеллект такой же, как и у нас, в то время как все тесты показывают, что это не так».

За эти высказывания Нобелевский лауреат подвергся остракизму и вынужден был неоднократно извиниться, однако дебаты вокруг интеллектуальных различий представителей разных рас время от времени все равно возникают.

Человеческие этносы и расы - Студенческий портал

Разбрелись и изменились

Но прежде чем рассуждать о тех или иных расовых различиях, стоит сначала задать вопрос: а есть ли вообще расы в биологическом смысле? С одной стороны, ответ кажется очевидным.

Ну кто же не отличит конголезца от норвежца? С другой стороны, за все то время, когда наука заинтересовалась вопросами расовых различий, было предложено огромное количество расовых классификаций с числом рас от двух до пятнадцати и более, так что окончательной ясности в этом вопросе нет до сих пор. Первыми появились так называемые типологические концепции. Антропологи пытались выделить характерные признаки расы — форму носа, толщину губ, разрез глаз, а принадлежность к расе индивида определялась наличием или выраженностью отдельных признаков. К числу этих показателей относился, в частности, «черепной указатель» — отношение максимальной ширины мозговой коробки к ее максимальной длине.

Человеческие этносы и расы - Студенческий портал Еще в XIX веке ученые пытались каталогизировать определяющие признаки той или иной расы. И хотя типологические концепции расы, приверженцами которых были антропологи прошлого, уступили место популяционным, работа этих исследователей не пропала даром.

С развитием биологической науки произошел переход от типологических концепций (наследием которых осталась каталогизация расовых признаков) к популяционным. В наше время расы рассматриваются как совокупность популяций, имеющих общее происхождение и, как следствие, набор общих фенотипических признаков.

Современные расы, во всяком случае европеоидная и монголоидная, а также входящие в их состав малые расы имеют достаточно недавнее происхождение. Как известно, неафриканское человечество происходит от небольшой группы людей, вышедших примерно 40−50 тысяч лет назад из Африки.

Вскоре эта группа расселилась по огромной территории, и бывшие ее части надолго изолировались друг от друга. В условиях изоляции эти новые, еще более мелкие популяции подвергались действию отбора. Например, в северных широтах, где мало солнца, отбор поддержал мутации, уменьшающие выработку меланина и осветляющие кожу у потомков темнокожих африканцев.

В горах дыхательная и кровеносная системы адаптировались к недостатку кислорода в воздухе. Причем, как считает известный российский антрополог Станислав Дробышевский, далеко не все эти мутации носили, подобно осветлению кожи, адаптивный характер.

Они меняли облик людей, но закреплялись не благодаря отбору (ибо не давали никаких эволюционных преимуществ), а из-за малочисленности популяции и близкородственного скрещивания. К таким неадаптивным Дробышевский относит мутации, порождающие светлый цвет волос или эпикантус — глазную кожную складку у монголоидных народов.

Распространенное мнение о том, что эпикантус якобы был поддержан отбором как защита роговицы от пыльных бурь, антрополог считает неверным, так как монголоиды возникли не в «пыльных» краях, и, напротив, обитатели пустынь вроде бедуинов вполне обошлись без эпикантуса.

Человеческие этносы и расы - Студенческий портал

В дальнейшем возникший в небольшой изолированной популяции набор фенотипических признаков по тем или иным причинам распространялся на обширных территориях, давая начало расе. Причем возникших таким образом расовых типов могло быть значительно больше, чем выделяется наукой в наше время. Просто его носителям, что называется, повезло в меньшей степени.

Не пчелы и не шимпанзе

Вроде бы все ясно: человечество расселялось по миру, родственные ветви расходились все дальше и дальше, появились расовые различия. Однако вопрос о том, существуют ли расы в биологическом смысле, остается предметом острых дискуссий.

Дело в том, что понятие «раса», с одной стороны, обросло разного рода социально-историческими ассоциациями, а с другой, оно используется в биологии не только в отношении людей. Выделяются расы у шимпанзе, медоносных пчел и даже растений.

В этом случае расами называют системы популяций в пределах одного вида, имеющие генетические и морфологические отличия от других подобных систем. При этом расообразование считается этапом возникновения новых видов.

Человеческие этносы и расы - Студенческий портал Споры об IQ В Соединенных Штатах, где по известным историческим причинам проблеме взаимоотношения рас уделяется особое внимание, неоднократно обсуждались тесты IQ, при прохождении которых белые в среднем показывали более высокие результаты, чем афроамериканцы. Возражения против подобной интерпретации IQ-тестов выглядят следующим образом. Во‑первых, в среднем более высокие результаты белых не отменяют того факта, что какое-то количество чернокожих участников теста показали лучшие результаты, чем какое-то количество белых, но никто этих белых не считает генетически ущербными. Во‑вторых, то или иное интеллектуальное различие между представителями разных рас, народов, местностей, да и просто соседей по подъезду нет нужды обязательно сводить к генам. То, что мы называем менталитетом, во многом формируется национальными традициями, социальным положением и другими социокультурными факторами. В любом случае генов, отвечающих, скажем, за склонность к абстрактному мышлению, наукой не обнаружено. И значит, генетическое различие между расами по признаку уровня интеллекта не может считаться научным фактом.

Получается, что если расы есть и у людей, то между ними (расами) должны существовать серьезные генетические и морфологические различия, которые и определяют принадлежность к расе.

Однако в современной антропологии, особенно западной, превалирует подход, утверждающий, что понятие расы у людей не может определяться биологически в том смысле, в каком это делается в отношении животных и растений. Во‑первых, потому что генетические различия среди людей (те самые 0,1% генома) значительно меньше, чем расовые различия у тех же шимпанзе.

Во‑вторых, потому что представление о расогенезе как о древе, ветви которого разошлись раз и навсегда, неверно. Ветви эти многократно переплетались, что показывают исследования Y-хромосомных и митохондриальных гаплогрупп, наследуемых, соответственно, по мужской и женской линии.

Например, Y-хромосомная гаплогруппа R1b наиболее распространена в Западной Европе, но также встречается практически по всему Старому Свету, включая Центральную Африку.

Таким образом, считают сторонники данной точки зрения, различия между расами — это различия в частоте аллелей, то есть в присутствии одного варианта гена у большего или меньшего числа членов популяции.

Причем никаких резких перепадов частот аллелей нет — между расовыми типами существуют переходные формы, в которых частота аллелей изменяется по градиенту, клинально. Кроме того, в современном динамичном мире происходят многочисленные миграции, заключаются межрасовые браки, и значительная часть населения Земли не может причислить себя к какой-то одной расе. В данной трактовке раса — это не что-то раз и навсегда отделившееся и генетически обособившееся, а некий «стоп-кадр», произвольно сделанный в непрерывном эволюционном процессе, то есть категория не столько биологическая, сколько социоисторическая.

Человеческие этносы и расы - Студенческий портал

С другой стороны, известно исследование, проведенное около десяти лет назад интернациональным коллективом при участии российского исследователя профессора Л.А.Животовского. Учеными было отобрано более тысячи представителей различных этносов и рас из разных уголков мира.

Исследовалось около 400 признаков (микросателлитных маркеров) ДНК из так называемых молчащих участков, то есть не ассоциированных ни с какими фенотипическими чертами.

Эксперимент проводился вслепую: полученный у участников опыта генетический материал сортировался по расам и регионам исключительно на основе знаний о принадлежности того или иного мутировавшего сателлитного маркера.

Далее на полученную карту наложили данные о реальных людях — «владельцах» ДНК, и выяснилось, что «молчащие» участки весьма красноречиво и достаточно точно указывают на расу и место происхождения каждого индивида. Таким образом, несмотря на «путешествия» по миру отдельных гаплогрупп, геном хранит память о древних ветвях разделившегося на расы человечества.

Результаты этого исследования если и противоречат пониманию расы как чистой социально-исторической условности, то никоим образом не отменяют того факта, что расогенез не привел к появлению среди людей рас-субвидов, которые могли бы в конце концов подвигнуть род людской к распаду на отдельные виды. Напротив, мы, скорее, удаляемся от такой перспективы.

Источник: https://www.PopMech.ru/science/51745-sushchestvuyut-li-rasy-v-biologicheskom-smysle/

Человеческие расы, их родство и происхождение . Видеоурок. Биология 9 Класс

Человеческие расы – это исторически сложившиеся группировки (группы популяций) людей, характеризующиеся сходством морфологических и физиологических черт. Расовые различия являются результатом приспособления людей к определенным условиям существования, а также исторического и общественно-экономического развития человеческого общества.

Начиная с XVII века предложено немало различных классификаций рас. Наиболее часто выделяют три основные, или большие, расы: европеоидная, монголоидная и негроидная, каждая из которых имеет множество малых рас (Рис. 1).

Читайте также:  Принципы дидактики в педагогике - студенческий портал

Человеческие этносы и расы - Студенческий портал

Рис. 1. Основные расы (Источник)

Основными признаками, по которым расы отличаются друг от друга, являются: форма волос на голове; характер и степень развития волосяного покрова на лице (борода, усы) и на теле (третичный волосяной покров у мужчин бывает выражен гораздо сильнее, чем у женщин); цвет волос, кожи и радужки глаз; форма верхнего века, носа и губ; длина тела, или рост. Важнейшим расовым признаком является также пигментация. В коже пигмент (меланин) залегает в поверхностном слое, эпидермисе. В более глубоком слое кожи, дерме, пигмент у взрослых людей, как правило, отсутствует. Если он все-таки имеется, то кожа приобретает синеватый оттенок, т. к. меланин просвечивает через тонкий слой эпидермиса. Явление это чаще отмечается у детей в области крестца. Впервые его наблюдали у монголов, поэтому оно получило название «монгольских пятен». Для цвета кожи существенное значение имеет просвечивание крови через стенки мельчайших сосудов (капилляров). Такое просвечивание придает коже розовый цвет и характерно для светлокожих.

  • Основные морфологические особенности рас
  • Представители негроидной расы имеют темный цвет кожи, темный цвет глаз, темные курчавые волосы.
  • У монголоидной расы желтый цвет кожи, жесткие прямые волосы темного цвета, темные глаза, узкий разрез глаз, так называемое монголоидное веко.
  • Представители европеоидной расы обладают светлой кожей различных оттенков, мягкими волосами, различных оттенков светло-русого или темно-русого цвета, цвет глаз от карего до голубого.

Несмотря на различие, у представителей этих рас очень много и общих черт: одинаковое количество хромосом – 46, одинаковый уровень развития головного мозга, объем головного мозга.

Самым главным признаком является то, что в браках между представителями  различных рас дети, рожденные от этих браков, здоровы и полноценны.

Это говорит о том, что человек представляет собой единый вид, независимо от расовой принадлежности (Рис. 2).

Человеческие этносы и расы - Студенческий портал

Рис. 2. Человек, как единый вид (Источник)

Генетики подсчитали, что генетическое различие между представителями различных рас составляет всего около 8 %, при этом генетические различия между ближайшими соседями в городах и селах составляют от 20 до 40 %. Поэтому чужестранец может генетически быть ближе, чем живущий рядом сосед.

Данные физиологов говорят о том, что по группам крови европеоиды ближе к негроидам, а по составу иммуноглобулина в крови ближе к монголоидам.

Это говорит нам о том, что биохимический состав крови человека, его генетические особенности сложились значительно ранее, чем произошло разделение единого вида на разные расы. Влияние природных условий на развитие человеческих рас несомненно.

Первоначально в древнем человечестве оно было, наверное, более сильным, в процессе же формирования современных рас сказывалось слабее, хотя и до сих пор в некоторых признаках, например в пигментации кожного покрова, обнаруживается с достаточной ясностью.

Влияние всей сложной совокупности условий жизни, очевидно, имело важнейшее значение для возникновения, формирования, ослабления и даже исчезновения расовых признаков.

Примером может служить цвет кожи; предок человека, скорее всего, имел темный цвет кожи, связано это с местом его возникновения – Африкой. В связи с тем, что в Африке очень сильная солнечная радиация, темная кожа служила защитой человеку.

При расселении его в северные регионы, где солнечная активность значительно меньше, возникла другая проблема – без солнечного света во внутренних слоях кожи не образуется витамин D.

Без него развивается болезнь рахит и повышается детская смертность, поэтому в эволюционном процессе получали преимущество люди со светлым цветом кожи.

Все различия между расами связаны с местами обитания древнего человека, так, невысокий рост эскимосов, их утолщенная подкожная жировая клетчатка говорит о том холодном климате, в котором они живут, а широко развитая грудная клетка представителей негроидной расы, живущих в горах, приспособлена к разреженному воздуху.

Во всех расах большинство генов представлено одними и теми же аллелями; различие состоит лишь в отношениях, в которых эти аллели участвуют в генофонде.

Количество генов отличающих одну расу от другой, невелико, и они определяют лишь внешние признаки: цвет кожи, цвет глаз, форму носа и так далее, то есть они имеют одинаковый наследственный потенциал, а значит и единое происхождение.

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – Дрофа, 2009.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Какие основные расы выделяются наукой?
  2. Назовите основные морфологические особенности рас.
  3. Как условия жизни влияли на формирование расовых признаков?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/uchenie-ob-evolyutsii/chelovecheskie-rasy-ih-rodstvo-i-proishozhdenie

Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы — ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ — МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ НАРОДЫ И СТРАНЫ

Численность населения Земли на середину 2010 года составляла 6 892 млн чел. Примерно 3/5 из них сосредоточено в 10 крупнейших по численности населения странах (табл. 34).

Таблица 34

Прогноз численности населения стран мира в 2025 г.

Максимальный показатель
Страна Численность населения, млн чел.
Китай 1476
Индия 1444,5
США 351,4
Индонезия 273,2
Пакистан 246,3
Бразилия 212,4
Бангладеш 195
Нигерия 217,4
Россия 140,8
Мексика 123,4

Наряду с этими странами-гигантами существуют и микрогосударства. Самые малочисленные страны — это Ватикан (921 чел.), тихоокеанское государство в Полинезии — Тувалу (10 тыс. чел.), государство на одноименном острове в западной части Тихого океана — Науру (10 тыс. чел.), островное государство в Филиппинском море — Палау (20 тыс. чел.).

  • Население Земли относится к четырем основным и нескольким промежуточным и смешанным расовым группам.
  • Раса — исторически сложившаяся группа людей, связанных единством происхождения, которое выражается в общих морфологических и физиологических признаках.
  • 70% населения мира составляют четыре основные расы: 43% — европеоидная раса; 19% — монголоидная раса; 7% — негроидная раса; 1% — австралоидная раса.

30% населения относится к промежуточным (эфиопы, малагасийцы, полинезийцы) и смешанным расовым группам — метисы (европеоидная и монголоидная); мулаты (европеоидная и негроидная); самбо (негроидная и монголоидная). Метисы, самбо и мулаты проживают в основном в странах Латинской Америки.

В мире насчитывается около 3 тыс. народов. Большинство из них небольшие по численности, а 57% населения Земли приходится на долю больших народов, численность которых составляет более 50 млн каждый. Крупнейшими народами мира с численностью свыше 100 млн чел. являются китайцы, хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские, бразильцы и японцы.

Таблица 35

География наиболее распространенных языковых семей и групп

Семья Группа Народы Основные районы расселения
Индоевропейская Индоаравийская Хиндустанцы, маратхи, цыгане Индия, Пакистан, Бангладеш
Романская Итальянцы, французы, франкоканадцы, испанцы, мексиканцы, венесуэльцы, колумбийцы, перуанцы, чилийцы, аргентинцы, бразильцы, румыны, молдаване Южная Европа, Латинская Америка
Германская Немцы, африканеры (буры), англичане, австралоафриканцы, англоновозеландцы, англоканадцы, американцы, шведы, норвежцы, исландцы Германия, Великобритания, США, Нидерланды и др.
Славянская Русские, украинцы, белорусы, поляки, хорваты, сербы, болгары Россия, Восточная Европа
Греческая Греки Греция
Иранская Курды, таджики, персы, афганцы, белуджи, осетины, таты Иран, Афганистан
Кельтская Ирландцы Ирландия
Балтийская Латыши, литовцы Латвия, Литва
Армянская Армяне, евреи Армения
Китайско-тибетская Китайская Китайцы и др. Китай, Сингапур
Тибетско-бирманская Тибетцы, бирманцы (мьянма) и др. Бирма, Китай
Австронезийская Малайцы, малагасийцы, филиппинцы, индонезийцы Индонезия, Филиппины
Дравидская Тамилы, каннара, телугу Индия
Алтайская Тюркская Турки, туркмены, казахи, узбеки, киргизы, уйгуры, якуты, азербайджанцы, чуваши, татары, татары сибирские, башкиры, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, гагаузы, алтайцы, телеуты, хакасы, тувинцы, тофалары, шорцы, долганы Турция, Туркмения, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Азербайджан, Россия
Монгольская Халха-монголы, монголы Китая, буряты, калмыки Монголия, Россия
Тунгусо-маньчжурская Эвенки, эвены, японцы, амурские народы (негидальцы, нанайцы, ульчи, ороки, орочи, удэгейцы) Россия
Уральско- юкагирская Финно-угорская Финны, эстонцы, карелы, коми, ханты, манси, саамы, коми-пермяки, удмурты, марийцы, мордва Россия, Венгрия, Финляндия, Эстония
Самодийская Ненцы, энцы, нганасаны, селькупы Россия
Юкагирская Юкагиры, чуванцы Россия
Кавказская Абхазо-адыгейская Абхазы, абазины, кабардинцы, черкесы, адыгейцы Россия, Республики Закавказья
Нахско-дагестанская Чеченцы, ингуши, дагестанские и андоцезские народы (аварцы, лакцы, даргинцы, табасараны, лезгины, агулы, рутульцы, цахауры) Россия, Республики Закавказья
Дагестанская
Афразийская Семитская Арабские народы, ахмара Аравийский п-ов, Северная Африка
Берберская Туареги Алжир, Мали
Кушитская Сомали Сомали
Чадская Хауса Нигерия
Эскимосско-алеутская Эскимосы, алеуты Россия, Аляска
Чукутско-камчатская Чукчи, коряки, ительмены Чукотский АО Магаданской обл., восток Республики Якутии (Саха), Камчатка

Народы с родственными языками объединяются в языковые группы, а группы — в языковые семьи (см. табл. 36).

Самая многочисленная языковая семья — индоевропейская, на языках которой говорят 150 народов Европы, Азии, Америки и Австралии общей численностью около 2,5 млрд чел.

Читайте также:  Криминальная психология - преступные типы и описание направления

К этой семье относятся такие крупные группы языков, как славянская, романская, германская и индоарийская. Свыше 1 млрд чел. говорит на языках китайско-тибетской семьи.

Таблица 36

Страны-лидеры по плотности населения в 2010 г.

Максимальные показатели
Страна чел./км2
Монако 35 835
Сингапур 7526
Бахрейн 1807
Мальта 1326
Бангладеш 1142
Мальдивская Республика 1070
Барбадос 637
Сан-Марино 522
Науру 507
Южная Корея 491
Пуэрто-Рико 448
Нидерланды 400

В зависимости от того, совпадают или нет этнические границы с государственными, страны мира делятся на однонациональные и многонациональные.

В мире преобладают многонациональные страны, в пределах государственных границ которых проживает несколько этносов, например Индия, Россия, Китай, США, Индонезия.

Двунациональные — Канада, Бельгия. Примерами однонациональных стран являются Польша, Германия, Аргентина, Австралия, Япония.

Население Земли размещено очень неравномерно: на 7 % территории суши сосредоточено 70% населения (рис. 23).

Человеческие этносы и расы - Студенческий портал

Рис. 23. Размещение населения мира по высотным поясам

Главным показателем, характеризующим размещение населения, является плотность населения. Средняя плотность населения Земли — 51 чел./км2, но в разных регионах и странах мира этот показатель сильно различается.

Плотность населения в густонаселенных районах составляет более сотен человек на 1 км2.

Человеческие этносы и расы - Студенческий портал

Рис. 24. Ареалы высокой плотности населения

В то же время имеются огромные территории (в Северной Америке, на севере Азии, в Австралии, на севере Африки), где средняя плотность населения менее 10 чел./ км2, а около 15% суши с экстремальными природными условиями вообще не заселены.

К таким территориям относятся о. Гренландия, пустыня Сахара и др. Среди отдельных стран мира наименьшую плотность населения имеют Монголия (2 чел./км2), Австралия (3 чел./км2), Исландия (3 чел./км2), Суринам (3 чел./км2), Канада (3 чел./км2), Намибия (3 чел.

/км2), Мавритания (3 чел./км2).

Источник: https://compendium.su/geographic/oge_2/14.html

Этнос и раса

Некоторые исследователи сближают понятия этноса и расы. Так, Гастон-Арман Амодрюз выделяет в этносе доминирующий расовый аспект: «Этнос — это расовый аспект конкретного сообщества, культурного, политического или языкового.

Расовый фактор играет решающую роль в этносе, так как он определяет доминантные тенденции, равно как и большее или меньшее единство этноса» [1].

При таком подходе фактически стирается различие между этносами и расами, игнорируется тот факт, что чувство принадлежности, например, к американскому этносу разделяют представители практически всех рас, существующих ныне на Земле.

В биологических науках под расой понимается общность популяций. Популяция — это группа особей, которая характеризуется определенным устойчивым набором признаков. Особи популяции скрещиваются между собой, дают продуктивное потомство и обитают на общей территории.

По отношению к человеку существует несколько определений расы и популяции, хотя смысл их весьма близок.

Наиболее распространенным в отечественной науке является следующее: «раса — это совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенной территорией.

Под популяцией понимается совокупность особей, принадлежащих к одному виду, могущих неограниченно смешиваться друг с другом и имеющих одну территорию» [2]. Таким образом, раса состоит из многих популяций, имеющих возможность неограниченно смешиваться между собой.

Ограничение смешения связано лишь с наличием изоляционных барьеров. Понятие расы в современной антропологии имеет биологический смысл и фиксирует общность физического типа представителей конкретной расы, сходство их биологических черт.

Этнос (народ, народность) относится к социальным подразделениям человечества. «Этнос есть исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, характеризующаяся общностью культуры, языка, психики и самосознания, отраженных в самоназвании (этнониме)» [3].

Нетрудно видеть, что приведенное определение, хотя традиционно и относится к примордиалистскому подходу, но может трактоваться также в конструктивистском или инструменталистском смысле.

Все подходы к пониманию этничности, рассмотренные в этой главе, фиксируют внимание именно на социальных аспектах этничности.

У всех грех явлений: популяции, расы и этноса — можно выявить общую характеристику, в качестве которой выступает определенный ареал обитания. Такая общность территории способствует единству генофонда, единству культуры и языка.

Иногда возможны, к примеру, совпадения физического типа с теми или иными характеристиками этноса. Можно наблюдать определенное соответствие между большими расами и крупными лингвистическими группами.

В частности, большинство представителей европеоидной расы говорит на языках индоевропейской и семито-хамитской семей, а большинство монголоидов — на языках китайско-тибетской семьи.

Вместе с тем отсутствует непосредственная закономерная связь между физическими чертами населения, с одной стороны, и языком и культурой — с другой. Подавляющее большинство этносов имеет сложный расовый состав, и наоборот — различные народы могут относиться к одному и тому же антропологическому типу.

Таким образом, развитие и функционирование рас и этносов подчиняются разным законам:

  • — расы подчиняются естественным, биологическим законам;
  • — развитие этносов определяется социальными законами.

Источник: https://studme.org/82017/filosofiya/etnos_rasa

Этносы и этничность

С. М. Широкогоров считал, что основами классификации этносов служат: «во-первых, признаки антропологические или соматические, т. е.

особенности строения тела – скелета и мягких частей – и окраска, признаки, бессознательно признаваемые самим этносом; во-вторых, признаки этнографические, т. е.

комплексы обычаев и вообще уклад жизни и, наконец, в-третьих, признаки лингвистические, т. е. язык этноса» (Широкогоров С. М. Этнос. C. 37).

Похожую характеристику дает представитель российской марксистской школы этнологии Юлиан Владимирович Бромлей (1921–1990).

Этнос – «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая группа людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированных в самоназвании» (Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. С. 12).

Данные определения позволяют обозначить основные идентификаторы этносов – это «территория, история, язык, культура, особенности психики, а также национальное самосознание» (Латышина Д. И., Хайруллин Р. З. Этнопедагогика. С. 32).

Вместе с этим необходимо отметить, что «ни соматические качества (т. е. антропологические характеристики), ни язык и ни религия не являются решающими факторами в определении этноса.

На основе единого этногенетического, языкового и культурного субстрата – в силу определенных исторических причин – могут возникать разные этносы, иногда даже пребывающие в вечном антагонизме друг к другу И наоборот, очень пестрый этноязыковый субстрат может породить абсолютно иной этнос, тяготеющий, к тому же, к совершенно чуждой местному культурно-историческому ландшафту этнической стихии» (Асатрян Г. Этническая композиция Ирана. С. 76). Следовательно, этнос как таковой – это довольно сложный феномен, несмотря на его кажущуюся простоту.

Ю. В. Бромлей также предложил разделение этносов на две категории.

В первом случае это этнос в узком смысле слова и «может быть определен как исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, т. е. самосознанием» (Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество – это народы. С. 32).

Для выделения этой разновидности этносов среди других Бромлей предложил термин «этникос».

При этом подчеркивалось, что весь комплекс этнических свойств сохранялся даже при переселении группы людей того или иного народа на новую территорию. В качестве примера он приводил украинцев, проживающих в Канаде, которые переехали туда в конце XIX в.

Вторая категория относится к отдельным территориально-политическим общностям, представляющим собой самостоятельные макроединицы.

Такие этносоциальные организмы помимо культурной составляющей обладают еще и территориальной, экономической, социальной и политической общностью.

В плане иерархии в советской школе (Ю. В. Бромлей, Н. Н.

 Чебоксаров) было принято выделять субэтносы (входящие в состав этносов общности, например, полищуки и лемки у украинцев) и метаэтносы, которые охватывают несколько этносов, но обладают этническими свойствами меньшей интенсивности, чем каждый из них (например, тюрки или арабы). Л. Н. Гумилев предложил подобное состояние называть суперэтносом.

Непосредственный носитель этнической культуры – это этнофор.

Он устанавливает законы сбора и разделения людей по этническому признаку, является наследником и сотворцом национальной культуры, хотя его особенность в том, что он не может самостоятельно обеспечить межпоколенческое воспроизводство этнических свойств.

Иными словами, этнофору нужно окружение ему подобных, что делает этнос этносом. Этнофор – это индивидуальный носитель определенной этнической культуры и национальной психики. Это своего рода атом, из которых строятся этносы.

  • Все существующие в мире этносы разделяют на группы. В настоящее время принято выделять пять типов этнических групп:
  • 1) этнорасовая группа – подчеркивает общую физическую внешность, основанную на генетическом происхождении;
  • 2) этнорелигиозная группа – подчеркивает общую принадлежность к определенной религии (или конфессии, или секте);
  • 3) этноязыковая группа – подчеркивает общий язык (или диалект, или использование алфавита);
  • 4) этнонациональная группа – подчеркивает общую форму правления (также известна как национальная идентичность);
  • 5) этнорегиональная группа – упор делается на местное чувство принадлежности, берущее начало в географической изоляции.
  •  Этничность

Крайне важно отметить, что из этноса происходит такая категория, как этничность. Этничность – это воображаемая коллективная идентичность, которая направлена на выживание соответствующего сообщества в данном ему природном ландшафте.

Она имеет следующие признаки: 1) охватывает людей всех возрастных групп, включая детей, и никак не связана с положением своих носителей в социуме; 2) воспроизводит себя через биологическое выживание и биологическое размножение своих носителей (включая регламентацию сексуальных отношений), а также через социализацию детей; 3) носит имя (этноним); 4) определяет комплекс поведенческих стереотипов, социальных табу, кодов, норм общения; 5) обладает мифом об общем происхождении; 6) имеет общий язык.

Читайте также:  Кризис 1 года у ребенка - особенности и характеристика поведения малыша

Этничность характеризуется тем, что «принадлежность к группе, идентифицируемой как теми, кто в нее входит, так и теми, кто в нее не входит, конституирует категорию, отличную от других категорий того же порядка» (Барт Ф. Введение. С. 11).

Данный термин ввел известный немецкий социолог Макс Вебер, и он стал активно использоваться в современных науках.

Если сводить этничность к конкретному народу, мы получим однокоренное понятие – этничность русских будет называться русскостью, этничность французов – французскостью и т. д.

Хотя часто для передачи данной идеи используются термины «дух нации» или «национальный менталитет» (при условии, что нация понимается как коллективная этническая идентичность, а не политический субъект).

К этничности обращаются культурологи, социологи и политологи в зависимости от контекста исследования.

Взгляды на происхождение этносов

В попытках понять природу этничности как фактора жизни человека и общества, ученые-социологи разработали различные подходы к изучению этой проблемы. Примеры таких подходов: примордиализм, эссенциализм (субстанционализм), перенниализм, конструктивизм, модернизм и инструментализм.

Исходя из того, к какому подходу апеллирует исследователь, на выходе он будет иметь различные выводы.

Данная постановка вопроса важна для получения объективной картины и решения практических вопросов, которые могут возникать при политических решениях, от программ образования до миграции и конфликтов.

Примордиалисты (от лат.

primordial – «изначальный») считают, что этническая принадлежность существовала во все времена человеческой истории, и что современные этнические группы имеют историческую преемственность в далеком прошлом.

Для них идея этничности тесно связана с идеей нации и уходит своими корнями в довеберовское понимание человечества о том, что оно разделено на исконно существующие группы, имеющие общее биологическое родство.

Примордиалистические течения, в свою очередь, делятся на эссенциализм (субстанционализм), родственный примордиализм и примордиализм Гирца (интерпретативный).

Отдельно можно выделить школу Льва Гумилева, которую условно назовем евразийским примордиализмом.

Лев Николаевич Гумилев (1912–1992) ввел такие важные положения для этнических исследований, как этногенез1, биосфера2 и комплиментарность3.

Субстанционализм утверждает, что этническая принадлежность – априорный факт человеческого существования, предшествует любому социальному взаимодействию и, в основном, является неизменной.

Эта теория рассматривает этнические группы, естественно, не только в историческом контексте. Такой подход не объясняет, как и почему появляются и исчезают народы и этнические группы. Но он ставит проблемы смешанных браков, миграции и колонизации в современных полиэтнических обществах (Smith A. D. The Ethnic Origins of Nations. Р. 62).

Представители родственного примордиализма (примордиализма родства) считают, что этнические общины являются расширениями родства единиц, т. е. производными от родовых связей, где выбор культурных знаков (языка, религии, традиций) сделан именно для того, чтобы показать это биологическое родство.

Таким образом, мифы об общих предках, которые являются отличительной чертой этнических общин, следует понимать как представляющие факты биологической истории.

Проблема этой точки зрения в том, что мифические истоки конкретных этнических групп часто противоречат известной биологической истории этнической общности.

Перенниализм (от англ. perennial – «вечный, непрекращающийся») – подход, который в первую очередь касается государственности. Как правило, представители этого течения видят этническую общину в основе такого явления, как нация.

Таким образом, нация как вид социальной и политической организации носит незапамятный, или «вечный», характер.

Британский социолог Энтони Смит (1939–2016) выделяет два течения: непрерывный перенниализм, который утверждает, что отдельные страны существовали в течение очень длительного промежутка времени, и ситуационный перенниализм, в котором основное внимание переносится на появление и растворение наций как повторяющиеся аспекты человеческой истории.

Э. Смит в своей работе «Теории национализма» предложил классификацию этносов по критериям интенсивности и успешности, с одной стороны, и независимости и самобытности – с другой; в первую группу попало шесть типов, а во вторую – двенадцать.

В теории непрерывного перенниализма считается, что конкретные этнические группы существовали непрерывно на протяжении всей истории.

Ситуационный перенниализм настаивает на том, что народы и этнические группы возникают, меняются и исчезают в ходе истории.

Эта позиция утверждает, что концепция этничности – инструмент, используемый политическими группами, чтобы манипулировать ресурсами, такими как богатство, власть, территории или статус, в интересах своих конкретных групп.

Соответственно, этнос возникает, когда это уместно, как средство достижения возникающих коллективных интересов и изменений в соответствии с политическими изменениями в обществе.

Примеры такого подхода к этнической принадлежности находятся у норвежского антрополога Фредерика Барта (1928–2016), а профессор Бостонского университета Скотт Зайдер видит этничность как результат изменения границ между группами людей, созданных в рамках текущей социальной ситуации.

Интерпретативный примордиализм, основателем которого является американский антрополог Клиффорд Гирц (1926–2006), утверждает, что этнос сам по себе не изначален, но люди воспринимают его, поскольку он встроен в их восприятие мира. По мнению Гирца, кровные связи, язык, территория и культурные различия сформированы властью, подавляющей первичного человека.

Инструменталистский перенниализм видит этнос, прежде всего, как универсальный инструмент, который определяет временные пределы различных групп и этносов и объясняет этничность как механизм социальной стратификации. Это означает, что этническая принадлежность – основа для иерархической структуры личности.

По словам социолога Дональда Ноэля, который разработал теорию о происхождении этнической стратификации, некоторые из показателей (такие как раса, религия или национальность) используются для членства в довольно фиксированной группе, а также в качестве основного критерия для достижения социального статуса (Noel D.

A Theory of the Origin of Ethnic Stratification. Р. 157).

В общем, этническая идентичность по версии инструменталистов – это ситуативная роль, сознательный выбор которой делает человек или группа лиц для достижения политической власти или целей экономического характера.

В истории были прецеденты, когда представители какого-либо этноса или религии вынуждены были менять официальную идентичность, чтобы продолжать пользоваться социальными благами или не быть подверженными репрессиям.

Конструктивизм представляет этнос как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит). Таким образом, с помощью ряда манипуляций ведется искусственное создание и внедрение этнических традиций.

Западными теоретиками данного направления являются Бенедикт Андерсон, Пьер Бурдьё, Эрнст Геллнер, Эрик Хобсбаум и американский социолог Роджер Брубейкер (род. 1956). В России главный представитель конструктивизма – академик Валерий Александрович Тишков (род. 1941).

Он в свое время предложил сконструировать российскую нацию, но его идея не нашла одобрения ни среди политической элиты, ни среди научного сообщества.

Норвежский этнолог и антрополог Фредерик Барт мыслит в рамках конструктивизма и определяет этничность как наиболее широкую категорию социальной идентичности, ситуативный феномен, создаваемый средствами символического различения, подчеркивающими договорной характер границ между этническими категориями.

С такой позиции, этнос рождается после самоопределения некой группы людей по отношению к другим общностям. Эта группа на основе самоидентификации проводит соответствующую маркировку культурных границ, т. е. определяет, по каким критериям опознавать своих и чужих.

Конструктивистские теории этноса и нации тем не менее предлагают слабые (или мягкие) концепции идентичности (т. е. имеют искусственный, договорной характер), например, упор делается не на неизменные качества, а на более абстрактные феномены – такие как построенность, множественность, случайность, текучесть и пр.

Так, социолог австрийского происхождения из США Питер Бергер (род. 1929) предложил определять идентичность как «понимание человеком самого себя» (Berger P. The Homelessness of the Mind. P. 162), а американский социолог Крейг Калхун (род. 1952) – как «самопостижение» (Calhoun C. The Problem of Identity in Collective Action. P. 68).

Модернизм является еще одной разновидностью конструктивизма, но больше сосредоточен на анализе промышленной эпохи и общественной мобилизации. Модернисты утверждают, что нации и национализм появились с развитием капитализма.

Поскольку старые коллективные идентичности (религия, племя) оказались либо разрушенными, либо их роль стремительно снижалась, в качестве их замены была выбрана новая идентичность, связанная с унифицированной культурой и, в какой-то мере, с плановой политической экономикой.

  1. Английский философ и социальный антрополог Эрнст Геллнер (1925–1996) указывал на следующие императивы, которые вынуждали формировать модернистскую национальность из этнической:
  2. – индустриальное общество политически централизовано;
  3. – оно мобильно в плане занятости в масштабе времени от нескольких поколений до нескольких дней;
  4. – существует растущая потребность в эффективных средствах коммуникации для передачи разнообразной и сложной информации;
  5. – значительная доля профессий требует длительного обучения;

– в основе любого обучения лежит определенный общий набор базовых знаний и навыков, получение которых возможно только в рамках культурной инфраструктуры крупной политической единицы и невозможно в рамках изолированной семьи или деревни (Геллнер Э. Нации и национализм. С. 35).

Источник: https://www.geopolitica.ru/article/etnosy-i-etnichnost

Ссылка на основную публикацию