Александрия была центром культуры и науки, образцом для подражания и зависти для всего эллинистического мира, как когда-то Афины – для эллинского. Ее 120-метровый маяк на острове Фарос причисляли к семи чудесам света. В Александрии была крупнейшая библиотека того времени количеством свыше 700 тысяч папирусных свитков.
Александрийский маяк — знаменитое чудо света
Именно соперничество с ней привело к изобретению в Пергаме нового материала для письма – пергамена. Библиотека была частью Мусейона (Музея) – храма муз и места работы ученых, приглашенных Птолемеями.
В Мусейоне им предоставляли бесплатное жилье, питание, лаборатории для научных опытов; к их услугам был зоопарк, ботанический сад, обсерватории.
Своими достижениями Александрию прославили математик Евклид, географ Эратосфен, астроном Аристарх, в ней учился механик Архимед.
Манускрипт на перменте, VII век н. э.
Папирус эпохи Среднего царства
Культурный расцвет эллинистических государств был напрямую связан с желанием их владык украсить свои столицы невиданными зданиями, сделать центром науки, превратить в мощные культурные центры не только своей державы, но и всего тогдашнего мира. Недаром хранитель библиотеки Музея был одновременно воспитателем наследника египетского престола.
Птолемеи покровительствовали деятельности александрийского Музея, щедро одаривали ученых и даже сами принимали участие в их работе. При этом поэты должны были писать стихи, прославляющие царя, а ученые – посвящать владыке свои труды. Недаром Мусейон называли «золотой клеткой» для ученых.
Статуя Евклида в Оксфордском университетском музее естественной истории
В результате объединения и взаимовлияния двух миров появились своеобразное общество и культура, которые отличались как от греческих, так и от древневосточных и представляли собой нечто третье, особое. Примером тому может служить Мавзолей в городе Галикарнасе. Он был высотой с десятиэтажный дом – таких больших построек классическая Греция не знала.
Однако архитектурные элементы здания были античными: колоннада, фриз, изображавший битвы греков с амазонками. При этом вставлен этот греческий храм был как бы между рассеченной по поясу ступенчатой пирамидой. И по предназначению это было восточное захоронение всесильного владыки – царя Мавзола.
Расчеты сравнительных размеров Солнца, Земли и Луны (слева направо), сделанные Аристархом Самосским в 3 веке до н.э. Греческая копия X века
Карта Эратосфена
Эллинизм был двойственным явлением. С точки зрения истории стран и цивилизаций это время стало эпохой созидательного движения вперед, расцвета хозяйства и блестящих культурных достижений.
Но с точки зрения простого человека, прежде всего грека, жизнь стала сложнее и драматичнее.
В предшествующее время свободный эллин ощущал себя полноправной частью своей гражданской общины, был готов подчинять ей свои личные интересы и в ответ получать от нее защиту и уважение.
В эпоху эллинизма усилились перемещение и смешение населения, грек из Беотии успевал послужить в Египте, Сирии, Вавилонии.
В дальних путешествиях и военных кампаниях рвалась связь отдельного человека с его родным городом, он начинал ощущать себя гражданином всего мира.
Теперь его благополучие зависело от случая, удачи, благодеяния монарха или личной предприимчивости. Человек и выбирал судьбу сам, и рассчитывать мог только на себя.
Статуя Мавсола из его галикарнасской гробницы
Эллинистическое искусство и философия отразили напряженный поиск человеком объяснения этого нового мира и новых правил жизни в нем. В III–II веках до н.э. изменился сам характер искусства.
Оно усложнялось, становилось зрелищем, греки все больше превращались из участников и производителей искусства в его потребителей.
Александрийский маяк, Колосс Родосский, Мавзолей – эти гигантские постройки уже не были рассчитаны на масштаб человека как «меры всех вещей».
В архитектуре дорические и ионические колонны, слишком скромные для пышных царских дворцов, сменили нарядные коринфские.
Знаменитые скульптурные произведения эпохи – фигуры Пергамского алтаря, Аполлон Бельведерский, Лаокоон и другие – лишены гармонии и спокойного достоинства статуй классики.
Линии тел и черты лиц либо чрезмерно красивы и расслабленны, либо напряжены, изломаны, искажены страданием.
Ж.-Л. Жером. Диоген. Картина 19 века
Недаром именно в это время появились три философские системы – учения стоиков, Эпикура и киников (его самым известным представителем был Диоген). Каждое из них давало свой ответ на вопрос: какой путь в жизни, способ поведения человека является наилучшим.
Все три учения ощущали мир огромным, противостоящим человеку и предлагали разные способы взаимоотношения с этим миром.
Сама постановка вопросов о месте человека в мире являлась свидетельством того, что маленьким греческим государствам настал конец: они теряются и растворяются в больших мировых державах – сначала македонской, а потом и римской.
Поделиться ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/istoriya/drevniy_mir/ellinisticheskij_mir_i_ego_kultura.html
Эллинизм
Эллинизм, также известный как эллинистический период, — это период в истории, во время которого греческая культура (или эллинистическая культура) получила активное распространение.
В этот период Греция находилась под контролем Македонии во главе с императором Александром Македонским (356–323), которого также называли Александром Великим.
Эллинизм длился с 323 по 30 год до н. э.
Бюст Александра Македонского
Александр Македонский распространил своё влияние на все города древней Греции и в результате создал империю с греческой культурой в основе.
Александр распространял культуру и за пределы Балканского полуострова.
Территория эллинизма
Греческая культура получила распространение от Средиземного моря до Центральной Азии, охватывая северную Африку, Персию (на Ближнем Востоке), восточную Европу и Индию.
Территория эллинистического мира
Александр Македонский пришёл к власти в Македонской империи после убийства его отца, Филиппа II. Покорив Грецию, он сумел создать крупнейшую на сегодняшний день империю.
Несмотря на то, что греческий язык стал общепринятым в объединённой империи, между нациями происходил культурный обмен. В результате какие-то части империи приняли греческие культурные ценности, другие — сохранили местные обычаи и языковые нормы.
Распространение эллинистической культуры
Александрия — город в Египте, названный в честь македонского императора — была главным центром эллинистической культуры, в особенности искусства и литературы.
В Александрии находилась знаменитая библиотека. В ней хранились по меньшей мере 200 000 папирусных свитков с трудами древних философов.
Александрийская библиотека, Египет
- Другим важным культурным городом была Антиохия, столица древней Сирии.
- В эпоху эллинизма образовались новые философские учения: цинизм, стоицизм, эпикуреизм и неоплатонизм.
- Узнайте также про философские течения Гедонизма и Релятивизма.
Уничтожение Александрийской библиотеки
Наиболее известной причиной уничтожения библиотеки считается история, произошедшая в 642 году. Тогда халиф (или правитель) Умар ибн аль-Хаттаб (он же Омар I) приказал арабскому военноначальнику Амре ибн аль-Аса сжечь все книги, которые противоречат Корану.
Историки, однако, выдвигают другую версию. Согласно ей упадок библиотеки, а затем и её уничтожение произошли по бюрократическим причинам.
Упадок начался с указа римского императора Марка Аврелия отменить стипендии для членов и исключить иностранных учёных из списка членов библиотеки.
Существует мнение, что внешний фасад здания был и так уже достаточно повреждён из-за постоянных военных операций, в которых Александрия принимала участие.
Считается, что библиотека уже больше походила на руины, когда в ней случился пожар. По мнению историков, все свитки были сожжены, но не в пожаре: они использовались для растопки бань в Александрии.
Единственно сохранившимися свитками были работы Аристотеля.
Важность эллинизма для искусства и науки
Эллинистический период имеет большую ценность, потому как открытия, которые были совершены в то время, используются и сейчас.
Читайте ниже, насколько данный период имел значение для человечества.
Эллинизм и искусство
Искусство было доступно только высшему классу.
Архитектуре были присущи восточные мотивы. Наиболее ярко восточное влияние выразилось в сводах и арках сооружений.
Живопись практически исчезла в этот период.
А вот изображение расовых различий, боли, старости, злости и детства с помощью искусства стало очень популярным в эпоху эллинизма.
Эллинизм и литература
К сожалению, эллинистическая литература практически не сохранилась до наших дней.
Самыми известными поэтами того времени были Каллимах (который сочинял гимны, эпиграммы и был автором двух поэм) и Феокрит (создатель жанра пастораль).
Во время эллинизма также возник жанр «новой комедии» в театре. Этот жанр отображал жизнь простых людей. Древнегреческий драматург Менандр был его основоположником.
Эллинизм и философия
- Период эллинизма был процветающим и в плане философии.
- Идеи западного мышления, которое до этого преобладало лишь в Греции, стали распространяться за её пределы.
- Возникли новые школы: стоики, эпикурейцы, циники и скептики.
Эллинизм и наука
- Научные открытия того времени используются и сейчас.
- Великий математик Архимед из Сиракуз открыл интегральное исчисление, закон сохранения импульса, придумал планетарий и винт-насос для перекачки воды.
- В астрономии выделяются имена Гиппарха, который заявил, что год состоит из 365 дней, и Аристарха Самосского, который доказал, что Солнце находится в центре солнечной системы.
Древнегреческий врач Герофил, который жил в эллинистическую эпоху, внёс большой вклад в медицину. Он считается основателем анатомии.
Герофил открыл мозжечок в мозгу, описал строение двенадцатиперстной кишки, поджелудочной железы и простаты. Он также определил частоту пульса, измеряя его во время определённых сердечных циклов (систолы и диастолы).
Конец эллинизма
- У Александра Македонского не было детей, а соответственно, и наследников для управления империей.
- После его смерти империя была поделена между генералами Македонского.
- Так, было образовано три царства: Птолемея (включало в себя Египет, Финикию и Палестину), Кассандра (включало Македония и Грецию) и Селевка (включало Персию, Месопотамию, Сирию и Малую Азию).
Эти генералы сохранили территорию и культурное наследие Александра Македонского.
Однако влияние Рима становилось всё сильнее. И вскоре Римская империя взяла под свой контроль земли, ранее завоёванные императором, такие как Сирию, Египет и саму Македонию.
Характеристики эллинизма
Ниже мы приводим основные характеристики этого периода.
- развитие науки;
- рост знаний;
- новые открытия в физике и математике;
- развитие астрономии;
- новые достижения в медицине;
- повышение грамотности;
- развитие географии.
Эллинизм и христианство
С распространением культуры эллинизма огромная территория приняла греческие культурные ценности.
С завершением этой эпохи римляне захватили территории, которые раньше принадлежали Александру Македонскому, но какие-то культурные особенности были сохранены, например греческий язык.
Влияние эллинизма на христианство можно выявить, например, в том, что Новый Завет был написан на греческом языке, а не латинском. С учётом того, что последний был официальным языком новой империи.
Учитывая обширную территорию эллинистического мира, христианство быстро распространялось. Это происходило благодаря тому, что люди говорили на одном языке. Это безусловно, облегчало их общение между собой.
Можно сказать, что христианство развивалось в греко-римском мире.
про Религии.
Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/ellinizm/
Глава 23 культура эпохи эллинизма
ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и восточных элементов.
Одним из основополагающих культурных явлений III—I вв. до н. э., без сомнения, следует считать эллинизацию местного населения на восточных территориях, связанную с потоком греков-переселенцев, который хлынул на завоеванные земли.
Греки и уже практически не отличимые от них македоняне, естественно, занимали в эллинистических государствах наиболее высокое социальное положение.
Престиж этой привилегированной прослойки населения побуждал значительную часть египетской, сирийской, малоазийской знати подражать их образу жизни, воспринимать античную систему ценностей.
Регионом наиболее интенсивной эллинизации стало Восточное Средиземноморье. На Ближнем Востоке в богатых семьях правилом хорошего тона было воспитывать детей в эллинском духе. Результаты не заставили себя долго ждать: среди эллинистических мыслителей, писателей, ученых мы встречаем немало выходцев из стран Востока (среди них наиболее известны философ Зетон, историки Манефон и Берос).
Пожалуй, исключением, единственной областью, упорно сопротивлявшейся процессам эллинизации, была Иудея. Специфические особенности культуры и мировоззрения еврейского народа обусловливали его стремление к сохранению этнической, бытовой и особенно религиозной самобытности.
В частности, иудейский монотеизм, представлявший собой более высокую ступень религиозного развития по сравнению с политеистическими верованиями греков, решительно препятствовал заимствованию извне каких бы то ни было культов и теологических идей. Правда, некоторые иудейские цари II—I вв. до н. э.
(Александр Яшгай, Ирод Великий) были поклонниками эллинских культурных ценностей. Они возводили в столице страны Иерусалиме монументальные здания в греческом стиле, пытались даже организовывать спортивные Игры.
Но со стороны населения такие начинания никогда не встречали поддержки, а часто проведение прогреческой политики наталкивалось на упорное сопротивление.
В целом же процесс эллинизации в Восточном Средиземноморье был весьма интенсивным. В итоге весь этот регион на многие века стал ареалом греческой кулътуры и греческого языка. Именно в эпоху эллинизма в ходе унификационных процессов на основе отдельных диалектов (при наибольшей роли классического аттического) сложился единый греческий язык – койне.
Таким образом, после походов Александра Македонского в состав эллинского мира входила не только собственно Греция, как в предыдущие эпохи, но и весь обширный эллинизированный Восток.
Конечно, местная культура Ближнего Востока имела собственные традиции, причем в ряде стран (Египет, Вавилония) они были значительно более древними, чем греческие. Неизбежен был синтез греческих и восточных культурных начал.
В этом процессе греки были активной стороной, чему способствовал более высокий социальный статус греко-македонских завоевателей по сравнению с положением местного населения, которое оказывалось в роли воспринимающей, пассивной стороны.
Образ жизни, приемы градостроительства, «стандарты» литературы и искусства – все это на землях бывшей персидской державы выстраивалось теперь по греческим образцам. Обратное влияние– восточной культуры на греческую – в эпоху эллинизма менее заметно, хотя оно тоже было немалым.
Но проявлялось оно на уровне общественного сознания и даже подсознания, в основном в сфере религии.
Важным фактором развития эллинистической культуры было изменение политической ситуации. Жизнь новой эпохи определялась не множеством враждующих полисов, а несколькими крупными державами.
Эти государства различались, в сущности, лишь правящими династиями, а в цивилизационном, культурном, языковом плане представляли собой единство. Такие условия способствовали распространению элементов культуры по всему эллинистическому миру.
Эпоха эллинизма отличалась большой мобильностью населения, но особенно это было характерно для «интеллигенции».
Если греческая культура прежних эпох была полисной, то в эпоху эллинизма впервые можно говорить о складывании единой мировой культуры.
В образованных слоях общества на смену полисному коллективизму окончательно пришел космополитизм – ощущение себя гражданами не «малой родины» (своего полиса), а всего мира. В тесной связи с распространением космополитизма находится рост индивидуализма.
Во всех сферах культуры (религия, философия, литература, искусство) главенствует уже не коллектив граждан, а отдельный индивид, со всеми его чаяниями и эмоциями. Безусловно, и космополитизм, и индивидуализм проявились еще в IV в. до н. э., в период кризиса классического полиса.
Но тогда они были характерны лишь для некоторых представителей интеллектуальной элиты, а в новых условиях стали элементами преобладающего мироощущения.
Еще одним весьма значимым фактором культурной жизни эпохи эллинизма была активная государственная поддержка культуры. Богатые монархи не жалели средств на культурные цели.
Стремясь прослыть просвещенными людьми, снискать славу в греческом мире, они приглашали к своим дворам знаменитых ученых, мыслителей, поэтов, художников, ораторов и щедро финансировали их деятельность. Безусловно, это не могло не придавать эллинистической культуре в известной степени «придворный» характер.
Интеллектуальная элита ориентировалась теперь на своих «благодетелей» – царей и их окружение.
Культуру эпохи эллинизма характеризует ряд черт, которые показались бы неприемлемыми свободному и политически сознательному греку из полиса классической эпохи: резкое уменьшение внимания общественно-политической проблематике в литературе, искусстве и философии, порой неприкрытое подобострастие по отношению к власть имущим, «куртуазность», зачастую становившиеся самоцелью.
Карнак. Пилон Эвергета Птолемея III. Фотография
Особенно активную культурную политику проводили самые богатые из монархов эллинистического мира – египетские Птолемей. Уже основатель этой династии диадох Птолемей I открыл в начале III в. до н. э.
в своей столице Александрии центр всех видов культурной деятельности, особенно литературной и научной, – Мусей (или Музей).
Непосредственным инициатором создания Мусея был философ Деметрий Фалерский – бывший тиран Афин, после своего изгнания бежавший в Египет и поступивший на службу к Птолемею.
Мусей представлял собой комплекс помещений для жизни и работы ученых и писателей, которых приглашали в Александрию со всех концов греческого мира.
Помимо спален, столовой, садов и галерей для отдыха и прогулок, он включал в себя также «аудитории» для чтения лекций, «лаборатории» для научных занятий, зоосад, ботанический сад, обсерваторию и, конечно же, библиотеку. Гордость Птолемеев, Александрийская библиотека была крупнейшим книгохранилищем античного мира.
К концу эпохи эллинизма в ней насчитывалось около 700 тысяч папирусных свитков. Главой библиотеки назначался обычно известный ученый или писатель (в разное время эту должность занимали поэт Каллимах, географ Эратосфен и др.).
Цари Египта ревностно заботились о том, чтобы по возможности все книжные «новинки» попадали к ним в руки. Был издан указ, согласно которому с кораблей, прибывавших в александрийскую гавань, изымались все имевшиеся там книги. С них делали копии, которые и отдавали владельцам, а оригиналы оставляли в Александрийской библиотеке.
Особенное пристрастие эти «монархи-библиофилы» питали к редким экземплярам. Так, один из Птолемеев взял в Афинах – якобы на время – ценнейшую, уникальную в своем роде книгу, содержавшую официально утвержденный текст лучших произведений греческих классиков: Эсхила, Софокла и Еврипида.
Египетский царь возвращать книгу и не собирался, предпочтя заплатить афинским властям огромный штраф.
Когда составлением библиотеки активно занялись также цари Пергама, Птолемеи, опасаясь конкуренции, запретили экспорт папируса за пределы Египта.
Чтобы преодолеть возникший кризис с писчим материалом, в Пергаме был изобретен пергамент – особым образом обработанная телячья кожа. Книги из пергамента имели уже привычную нам форму кодекса.
Однако, несмотря на все старания царей Пергама, их библиотека уступала Александрийской (в ней было около 200 тысяч книг).
Создание крупных библиотек знаменовало собой еще одну новую реальность эллинистической культуры.
Если культурная жизнь полисной эпохи во многом определялась устным восприятием информации, что способствовало развитию в классической Греции ораторского искусства, то теперь много информации распространяется письменным путем.
Литературные произведения создаются уже не для декламации в общественном месте, не для чтения вслух, а для чтения в узком кругу или просто наедине с собой (скорее всего, именно в эпоху эллинизма впервые в истории возникла практика чтения «про себя»).
Ораторы же блистали красноречием преимущественно при дворах могущественных владык. Их речи теперь характеризовали не гражданский пафос и сила убеждения, а вычурность и холодность стиля, техническое совершенство, когда форма преобладает над содержанием.
В эпоху эллинизма самые крупные греческие культурные центры находились не в Балканской Греции, а на Востоке. Это прежде всего Александрия, где процветали наука, поэзия, архитектура. В богатом Пергаме, кроме библиотеки, существовала замечательная школа скульпторов.
С ней конкурировала такая же школа на Родосе; этот остров, кроме того, стал и центром риторского образования.
Впрочем, продолжали сохранять свою ведущую роль в духовной и культурной жизни греческого мира и древние Афины, в которых по-прежнему находились наиболее значительные философские школы, а на сцене театра Диониса регулярно давались театральные представления.
Пергамский алтарь. Реконструкция
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://history.wikireading.ru/133226
Эллинистическая культура
Содержание
Введение
1. Культура Греции конца 4 – 1 вв. до н.э.
- 2. Культура Малой и Средней Азии периода эллинизма
- 3. Культура эллинистического Египта
- Заключение
- Литература
- Введение
Этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334—323 до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30г. до н. э. подчинением Египта, называется эллинизмом.
Термин «эллинизм» введён в историографию в 30-х гг. 19 века немецким историком И.Г.
Дрейзеном и трактуется как конкретно-исторический этап, характеризующийся взаимодействием греческих и местных элементов в социально-экономических отношениях, политической организации и культурном развитии в конце 4—1 вв. до н. э.
История эллинизма мало привлекала историков, и до середины XIX в. она совершенно не была разработана. После великих достижений культуры Афинской рабовладельческой демократии V века вся последующая история Греции представлялась бледной, малосодержательной, не стоящей внимания.
От обаятельной классической Греции историки предпочитали перейти к республиканскому Риму. Только Александр Македонский, великий завоеватель, поразивший воображение не только современников, но и последующие поколения, занимал в истории античности подобающее место.
К тому же недостаточность источников и трудность их истолкования и согласования, чрезвычайная сложность политической истории эллинизма отпугивала исследователей.
https://www.youtube.com/watch?v=3bOL2WHSAa0
Между тем эллинизм — целая эпоха в истории древности. Можно сказать, что история эллинизма — это всемирная история того времени. В ней зародились новые научные, философские, этические, религиозные тенденции, которые веками владели миром.
Произошли значительные сдвиги в экономике, политических формах, в общественном сознании.
Культура этого периода представляла собой синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизаций, который дал качественно новую общественно-экономическую структуру, политическую надстройку и культуру.
Эллинистическая культура надолго пережила эллинистические государства и вызвала у историков иллюзии, будто в созданных эллинизмом культурных ценностях и заключается его подлинная сущность. Эллинизм означал серьезные изменения в различных сферах жизни общества. Изменения послужили основой для создания и распространения культуры этой эпохи.
Трудно переоценить значение эллинистической культуры для всей мировой цивилизации. Огромный вклад внесла эпоха эллинизма в развитие мировой культуры. Потому актуальность темы данной работы не вызывает сомнений.
1. Культура Греции конца 4 -1 вв. до н. э.
В результате походов Александра Македонского возникла держава, охватывавшая Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малую Азию, Египет, всю Переднюю, южные районы Средней и часть Центральной Азии до нижнего течения Инда. Впервые в истории такая огромная территория оказалась в рамках одной политической системы.
В процессе завоеваний были основаны новые города, проложены новые пути сообщений и торговли между отдаленными областями.
Однако переход к мирному освоению земель произошел не сразу; в течение полувека после смерти Александра Македонского шла ожесточенная борьба между его полководцами — диадохами (преемниками), как их обычно называют — за раздел его наследия.
В первые полтора десятилетия сохранялась фикция единства державы под номинальной властью Филиппа Арридея (323—316 гг. до н. э.) и малолетнего Александра IV (323—310? гг. до н. э.), но в действительности уже по соглашению 323 г. до н. э.
власть в важнейших ее регионах оказалась в руках наиболее влиятельных и талантливых полководцев: Антипатра в Македонии и Греции, Лисимаха во Фракии, Птолемея в Египте, Антигона на юго-западе Малой Азии. Пердикке, командовавшему главными военными силами и фактическому регенту, подчинялись правители восточных сатрапий1.
Но попытка упрочить свое единовластие и распространить его на западные сатрапии закончилась гибелью Пердикки и положила начало войнам диадохов. В 321 г. до н. э.
в Трипарадисе произошло перераспределение сатрапий и должностей: Антипатр стал регентом, и к нему в Македонию из Вавилона была перевезена царская семья, Антигон был назначен стратегом-автократом Азии, командующим всеми находившимися там войсками, и уполномочен продолжить войну с Евменом, сторонником Пердикки. В Вавилонию, утратившую значение царской резиденции, сатрапом был назначен командир гетайров Селевк.
Смерть в 319 г. до н. э. Антипатра, передавшего регентство Полиперхонту, старому, преданному царской династии полководцу, против которого выступил сын Антипатра Кассандр, поддержанный Антигоном, привела к новому усилению войн диадохов.
Важным плацдармом стали Греция и Македония, где в борьбу были втянуты и царский дом, и македонская знать, и греческие полисы (города); в ходе ее погибли Филипп Арридей и другие члены царской семьи, а Кассандру удалось упрочить свое положение в Македонии.
В Азии Антигон, одержав победу над Евменом и его союзниками, стал самым могущественным из диадохов, и сразу же против него сложилась коалиция Селевка, Птолемея, Кассандра и Лисимаха. Началась новая серия сражений на море и на суше в Сирии, Вавилонии, Малой Азии, Греции. В заключенном в 311 г. до н. э.
мире хотя и фигурировало имя царя, но фактически о единстве державы уже не было речи, диадохи выступали как самостоятельные правители принадлежащих им земель. Новая фаза войны диадохов началась после умерщвления по приказу Кассандра юного Александра IV. В 306 г. до н. э.
Антигон и его сын Деметрий Полиоркет, а затем и другие диадохи присваивают себе царские титулы, тем самым признавая распад державы Александра и заявляя претензию на македонский престол. Наиболее активно стремился к нему Антигон. Военные действия развертываются в Греции, Малой Азии и Эгеиде. В сражении с объединенными силами Селевка, Лисимаха и Кассандра в 301 г.
до н. э. при Ипсе Антигон потерпел поражение и погиб. Произошло новое распределение сил: наряду с царством Птолемея I (305—282 гг. до н. э.), включавшем Египет, Киренаику и Келесирию, появилось крупное царство Селевка I (311—281 гг. до н. э.), объединившее Вавилонию, восточные сатрапии и переднеазиатские владения Антигона.
Лисимах расширил границы своего царства в Малой Азии, Кассандр получил признание прав на македонский престол. Однако после смерти Кассандра в 298 г. до н. э. вновь разгорелась борьба за Македонию, длившаяся более 20 лет. Поочередно ее престол занимали сыновья Кассандра, Деметрий Полиоркет, Лисимах, Птолемей Керавн, Пирр Эпирский.
Помимо династических войн в начале 270-х гг. до н. э. Македония и Греция подверглись вторжению кельтов-галатов. Только в 276 г. Антигон Гонат (276—239 гг. до н. э.), сын Деметрия Полиоркета, одержавший в 277 г. победу над галатами, утвердился на македонском престоле, и при нем Македонское царство обрело политическую стабильность. Полувековой период борьбы диадохов был временем становления нового, эллинистического общества со сложной социальной структурой и новым типом государства.
В деятельности диадохов, руководствовавшихся субъективными интересами, проявлялись в конечном счете объективные тенденции исторического развития Восточного Средиземноморья и Передней Азии— потребность в установлении тесных экономических связей глубинных районов с морским побережьем и связей между отдельными областями Средиземноморья и вместе с тем тенденция сохранения этнической общности и традиционного политического и культурного единства отдельных районов, потребность в развитии городов как центров торговли и ремесла, в освоении новых земель, чтобы прокормить возросшее население, и, наконец, в культурном взаимодействии. Несомненно, что индивидуальные особенности государственных деятелей, соперничавших в борьбе за власть, их военные и организаторские таланты или их бездарность, политическая близорукость, неукротимая энергия и неразборчивость в средствах для достижения целей, жестокость и корыстолюбие — все это осложняло ход событий, придавало ему острую драматичность, нередко отпечаток случайности. Тем не менее, можно проследить общие черты политики диадохов. Каждый из них стремился объединить под своей властью внутренние и приморские области, обеспечить господство над важными путями, торговыми центрами и портами. Каждый стоял перед проблемой содержания сильной армии как реальной опоры власти. Во всех областях, кроме Македонии, стояла проблема взаимоотношений с местным населением. В решении ее заметны две тенденции: сближение греко-македонской и местной знати, использование традиционных форм социальной и политической организации и более жесткая политика по отношению к коренным слоям населения как к завоеванным и полностью бесправным, а также внедрение полисного устройства. В отношениях с дальними восточными сатрапиями диадохи придерживались сложившейся при Александре практики (возможно, восходящей к персидскому времени): власть была предоставлена местной знати на условиях признания зависимости и выплаты денежных и натуральных поставок.
Важнейшим наследием эллинистического мира была культура, получившая широкое распространение в ряде областей Азии и Африки и оказавшая огромное влияние на развитие римской культуры (особенно восточных римских провинций), а также на культуру других народов древности и средневековья.
В результате объединения древнегреческого и древневосточного мира в рамках одной системы создалось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого (если исходить из особенностей Греции V—IV вв. до н. э.
), так и собственно древневосточного общественного устройства и культуры, и представляли сплав, синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизации, который дал качественно новую общественно-экономическую структуру, политическую надстройку и культуру.
Однако эллинистическую культуру можно рассматривать как цельное явление: всем ее местным вариантам свойственны некоторые общие черты, обусловленные, с одной стороны, обязательным участием в синтезе элементов греческой культуры, с другой— сходными тенденциями социально-экономического и политического развития общества на всей территории эллинистического мира. Развитие городов, товарно-денежных отношений, торговых связей в Средиземноморье и Передней Азии во многом определяло формирование материальной и духовной культуры в период эллинизма. Образование эллинистических монархий в сочетании с полисной структурой способствовало возникновению новых правовых отношений, нового социально-психологического облика человека, нового содержания его идеологии. В эллинистической культуре более выпукло, чем в классической греческой, выступают различия в содержании и характере культуры эллинизированных верхних слоев общества и городской и сельской бедноты, в среде которой устойчивее сохранялись местные культурные традиции.
Ко времени становления античной (эллинской) художественной деятельности успели возникнуть и сформироваться основные известные и в наше время виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, рельеф, вазопись, и др.
В Древней Элладе они получили дальнейшее развитие, что обусловило своеобразие и несходство древнегреческих и древнеегипетских памятников. В искусстве греков в то же время нельзя не заметить много нового, в частности, в отношении к материалам.
Одним из основных новшеств стало широкое использование мрамора взамен созвучных ощущению вечности крепких пород камня (гранит, базальт, диорит), к тому же цветных, усиливавших этим отвлеченность египетских образов от реальности.
Получили у эллинов распространение и новые, помимо инталии, виды глиптики, такие, в частности, как камея; во множестве возникали и стеклянные сосуды, весьма популярным стало искусство терракоты.
Инструментами эллинским ваятелям служили шпунт, скарпель, траянка, рашпиль, бурав. Первоначальная обработка производилась шпунтом, от ударов острого конца которого на поверхности оставались грубые следы.
Затем каменный блок обрабатывался более тщательно скарпелью, по которой, как и по шпунту, били молотком, так что от острого и плоского рабочего конца скарпели оставался след, напоминающий дорожку. Последующая отделка велась траянкой, оставлявшей мелкие параллельные насечки. Затем шла полировка камня рашпилем или песком.
Для выделывания углублений — ушных раковин, ноздрей, складок одежды и т. д. — эллинские мастера применяли бурав.
В искусстве эллинов на первом по своему значению месте всегда стояла скульптура. Даже формы архитектуры (например, Парфенон) были пластичны. Очень слаборазвитая фресковая живопись на плоскости мало интересовала греков, ее оттеснили в годы расцвета (V в. до н. э.) рисунки на сферических поверхностях сосудов.
В конце VII-начале VI в. до н. э. в греческом искусстве происходит сдвиг. Человеку начинают уделять основное внимание, и его образ приобретает все более реальные черты. Появляется монументальная скульптура, главная тема которой — человек. Именно он стал основой восприятия в искусстве эллинов.
Создание обобщенного человеческого облика, возведенного к прекрасной норме-единству его телесной и духовной красоты, — почти единственная тема искусства и главное качество греческой культуры в целом. Это обеспечило ей редчайшую художественную силу и ключевое значение для мировой культуры в будущем.
Если в искусстве Востока преобладали умозрительность, а порой не вполне ясная отвлеченность, таинственность (кстати, обнаружившиеся позднее и в искусстве средневековья), то созданный эллинами образ (архитектурный, скульптурный, философский, поэтический, мифологический, живописный) всегда предельно конкретен, он настолько явствен, что, кажется, его можно потрогать рукой.
Источник: https://studizba.com/files/show/doc/56405-1-71316.html
ЭЛЛИНИЗМ
Период в истории Античности, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до установления римского господства на территории восточного Средиземноморья. Термин был введен в историографию немецким историком И.Г. Дройзеном благодаря работе «История эллинизма» (1836-1843).
Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры в государствах Ближнего и Среднего Востока, где после смерти Александра Македонского к власти пришли бывшие военачальники полководца – диадохи. Ни один из них так и не смог одержать решительной победы над всеми остальными и только в 301 году до н. э.
, империя была окончательно разделена после серии военных конфликтов. Появилось три крупных державы на ее территории: Египет, Македония, государство Селевкидов, включавшее Сирию, Месопотамию, Иран.
Тем не менее, власть в них была закреплена за представителями македонской правящей династии, а многочисленные греки и македоняне, переселившиеся с Балкан, стали играть основную роль в государственном управлении. Другой чертой эллинизма было принятие монархического государственного строя, полисы сохранили лишь внутреннюю автономию.
Несмотря на распад единой империи Александра Македонского, сохранились интенсивные торговые связи по всему Средиземноморью и Ближнему Востоку, чему способствовала единая финансовая система. Эллинистические государства, несмотря на вражду и даже войны, оставались частью единого греческого мира.
Происходило взаимное проникновение культур, так в Египте появились традиционные греческие сельскохозяйственные культуры (виноград, твердая пшеница, оливки). При новых правителях шло активное строительство и перестройка городов, греки создают целые городские комплексы, имевшие регулярную планировку и включающие дворцы, храмы, библиотеки.
Большая часть зданий возводилась по греческим образцам (архаика, классика), но в строительстве храмов и жилых зданий использовались элементы местной культуры. Именно в этот период был возведен Александрийский маяк и Колосс Родосский.
На протяжении III-I веков до н. э. на всем пространстве восточного Средиземноморья шел активный процесс эллинизации, связанный не только с экономикой и политикой, но и культурой. Местное население учило греческий язык, знакомилось с греческими обычаями и традициями.
В Александрии и Пергаме были открыты крупнейшие библиотеки своего времени, при которых функционировали академии, обучавшие писцом и грамматиков-текстологов. Александрия стала подлинным научным и культурным центром эллинистического мира. Выдающиеся достижения в математике и астрономии связаны с именами Евклида, Архимеда и др.
Евклид создал труд «Начало» с изложением всех знаний своего времени, которые впоследствии легли в основу элементарной математики. Наряду с точными науками развивался театр и литература. Большое внимание уделялось истории и текстологии.
Греко-македонская знать, вставшая во главе государств, стала основным проводником влияния греческой культуры. Этот процесс затронул, как правило, местную знать и городское население. При этом сельское население в основном сохраняло свои обычаи и культуру. Но постепенно с середины II в. до н.э.
крупные эллинистические государства начинают слабеть и распадаться. Этим умело стал пользоваться Рим, разгромивший Македонию и греческие полисы на Балканах. Ослаблением государств также воспользовалась Парфянское царство, в котором греческая знать была отодвинута от управления страной, присоединившая территории вплоть до Евфрата.
Любопытно, что именно в Парфии историки находят истоки зарождения феодальных отношений восточного типа. В 30 г. до н.э. Рим овладел Египтом, что принято считать окончанием периода эллинистического этапа развития Древней Греции.
Литература
- Дройзен И.Г. История эллинизма. Москва; СПб., 2003.
- Тойнби А.Д. Эллинизм: история одной цивилизации. Казань, 2010.
- Эллинизм: восток и запад. М., 1992.
- Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990.
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/ellinizm
Культура Греции периода Эллинизма
Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356—323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.). Термин введён в 1830-х Дройзеном.
- Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческих языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных — в первую очередь персидской — культур.
- Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет.
- Литература и искусство эпохи эллинизма.
- Литература была почти исключительно религиозной, искусство подавля-ло человека грандиозностью дворцов, храмов и статуй, чудовищными образ-ами богов и демонов.
Человек этого времени предпочитал не принимать участия в жизни обще-ства и погрузился в личную жизнь. Объектом изображения эллинистической литературы становится человек как индивидуальность и его внутренний мир.
Появляется новый вид драматургии-новоаттическая комедия. Были попу-лярны и такие жанры, как роман, идиллия, элегия, эпическая поэма.
Эллинистическое искусство глубоко осветило тему человека. Совершен-ство и гармоничность форм, спокойное величие произведений классического периода уступили место искусству эмоциональному, динамичному, страст-ному.
Взаимодействие художественных культур Греции и стран Ближнего Вос-тока выразилось в архитектурной и скульптурной гигантомании. Зодчество теперь во многом связано со стремлением правителей прославить мощь сво-их монархий. В результате в период эллинизма были построены 176 городов, многие из которых носили имена своих основателей.
Их планировка обычно отличалась строгой упорядоченностью. Города строились по гипподамовой системе, известной ещё в Греции 5 в. до н. э.: улицы прокладывались под прямыми углами друг к другу, город делился на квадраты-жилые кварталы, выделялась главная площадь-административный и торговый центр.
Архи-тектура стала воздействовать более эмоционально сильным средствами на большее количество людей. В архитектуре восточных районов стали приме-няться арки и своды. Появились новые типы сооружений-рыночные площа-ди, торговые ряды, портики, сложные архитектурные ансамбли, придавав-шие новый облик городам.
Самым грандиозным архитектурным сооружени-ем эпохи эллинизма стал знаменитый Пергамский алтарь Зевса, так же при-численный к «семи чудесам света». В тоже время был построен и гигантский Фаросский маяк, также одно из «семи чудес света», расположенный у входа в Александрийскую гавань на острове Фарос.
Маяк достигал в высоту при-близительно 135 м. на его вершине была установлена бронзовая статуя бога моря Посейдона высотой около 7 м. сам маяк представлял собой гигантское здание, состоявшее из прямоугольного основания и двухъярусной башни, увенчанной фонарём, где постоянно поддерживался огонь.
Особенности со-циальной и духовной жизни эпохи не могли не сказаться на искусстве скульптуры. В эпоху эллинизма для скульпторов не существовало жестких эстетических норм, они стремились передать чисто человеческие чувства в лице и фигуре.
Мастера обратили свой интерес к личности, её эмоциям, что и определило главные черты искусства скульптуры того времени- её дина-мичность, выразительность. Скульпторы могли волновать зрителей своими произведениями и находили для этого соответствующие художественные формы.
Большое развитие в эллинистическом искусстве получила декоративная скульптура. Ею украшали сады и парки, где обычно устанавливались статуи нагих Афродит в кокетливых, жеманных и стыдливых позах.
В скульптуре эллинизма человек впервые был запечатлен не только мо-лодым и красивым, го и дряхлым, непривлекательным. Однако новшество заключалось не только в этом, а и стремлении выразить характер, конкрет-ное состояние духа. В скульптурах такого типа важна не физическая мощь, а сила мудрости, твёрдости характера и убеждённости духа.
Эпоха эллинизма является временем рождения различных скульптурных школ: александрийской, родосской, аттической, пергамской, каждая из кото-рых отличалась своими художественными особенностями.
Среди этих школ наиболее широкую известность получила родосская школа скульптуры, произведения которой отличались не только гигантскими размерами, но и натурализмом.
При входе в гавань при острове Родос мастером Харесом была возведена знаменитая статуя бога солнца Гелиоса, высотой более 35 метров и известная как «Колос Родосский», ещё одно из «семи чудес света».
Мифология по-прежнему занимает значительное место в искусстве. Но и боги изменили свою природу, и отношение к ним стало другим.
Художники, создавая образы богов, стремились решить не религиозную, а художественную задачу.
Эллинистические боги не рассчитаны на религиозное поклонение зри-теля, в них складывается скорее стремление передать совершенство человече-ского тела и выразить человеческие чувства и страсти.
В эпоху эллинизма в связи с расцветом архитектуры широкое распро-странение получили фрески и особенно мозаики.
В мозаиках, украшавших по-лы жилых домов и общественных зданий в Делосе, Приене, Херсонесе (мозаика с моющимися женщинами), дворцов в Пелле, в произведениях мастеров Сосия (не подметенный пол, голуби у чаши) и Диоскуриада с Самоса (уличные музы-канты) мозаичисты обращались к бытовым сценкам из жизни и мифологиче-ским образам, а также сюжетам, почерпнутым из современных им комедий или романов. В мозаиках находили выражение разные тенденции: свободная, живо-писная манера трактовки сюжета или подчеркнуто гармонизированная, тяго-тевшая к классической продуманности композиции и сдержанности в передаче любимых эллинизмом драматических сцен.
В расписной керамике эллинистические мастера преследовали преимуще-ственно декоративные цели, используя не только живопись и рисунок, но чаще рельеф для украшения поверхности.
Нарастало в то же время ремесленное от-ношение к форме и росписям.
Достоинство видели в усложнении форм (лаги-носы, эпихизисы), в изысканности цветовых решений (черно-лаковые и красно лаковые сосуды), много фигурности мелких рельефных композиций («мегар-ские чаши»).
Эллинистическая наука и философия.
Если в эпоху греческой классики ведущей наукой была философия, то в пе-риод эллинизма на первое место вышли точные науки. Естествознание, матема-тика, астрономия, медицина достигли огромных успехов. Центром математики и естественных наук стал знаменитый Мусейон в Александрии. Здесь создал свой труд «Элементы» (ок. 300г. до н.э.) выдающийся математик Евклид.
Ему принадлежат также серьезные работы по астрономии и оптике. В Мусейоне существовала обсерватория для наблюдения за небесными светилами. Астро-ном Гиппарх составил обширный звёздный каталог, географ Эратосфен с уди-вительной точностью (ошибка всего в 80 км) определил окружность Земли.
ас-троном Аристарх Самосский на основе наблюдений и вычислений предполо-жил, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца.
Крупнейшим учёным той эпохи был Архимед (ок. 287-212 гг. до н. э.), сде-лавший ряд великих открытий в области математики и физики и заложивший основы теории механики и гидравлики.
Интенсивное развитие науки расшири-ло и углубило знания человека о мире, показало ему всю сложность окружаю-щей действительности. Исчезновение городов-полисов, появление монархий с неограниченной властью царя изменили представления человека о его месте в мире.
Типичной чертой эллинистического мировоззрения становится индиви-дуализм, что нашло своё отражение в философии, религии и искусстве эллини-стической эпохи.
Философия эллинизма стала идеологией индивидуализма. Наиболее значи-тельным направлением в философии этого периода была материалистическая школа, созданная Эпикуром (341-270гг. до н. э.) ещё в 306 г. до н. э. В основу этого направления легли естественнонаучные взгляды Демокрита (теория ато-мов).
Источником познания философы эпикурейской школы считали чувствен-ное восприятие. Они признавали справедливым стремление человека к физиче-ским и духовным радостям и считали, что человек преодолевая страх перед смертью и Богом, может достичь спокойствия в жизни. Эпикур был также за-чинателем этики и гедонизма.
Каждый пришедший в сад Эпикура моги рассчи-тывать на мудрую беседу о смысле жизни, добре и счастье, на лепёшку и круж-ку разбавленного вина.
Стоики-Зенон (ок. 336332-264262 гг. до н. э.) и его школа, видели основ-ную задачу философии в разработке учения о поведении человека. Стоическая этика, в отличие от эпикурейской, была этикой долга.
Эпикурейскому принци-пу удовольствия стоики противопоставляли принцип добродетели, презираю-щей удовольствие.
Они считали, что потребности заслуживают только презре-ния, а мудрец должен быть выше всяческих волнений и страданий- он должен жить сообразно природе, безоговорочно принимать свою судьбу и не пытаться противостоять ей.
В это же время развивает свою теорию и школа киников, созданная Анти-сфеном ( 450-ок. 360 гг. до н. э.), учеником Сократа. Представители этой школы тоже призывали к пассивности. Они считали, что человеку в результате распада полиса не осталось места в обществе, он должен покинуть несущую гибель ци-вилизацию и вернуться в лоно природы.
Созданная Пирроном (ок. 360-ок.270 гг. до н. э.) школа скептиков придер-живалась мнения, что окружающий мир непостижим и осмыслению не подда-ётся. Поэтому подлинный мудрец должен сохранять спокойствие духа и абст-рагироваться от воздействия внешнего мира.
Несмотря на некоторые различия в философских направлениях, общность взглядов стоиков и скептиков очевидна. Они сводятся к отстранению человека от треволнений жизни, к проповеди пассивности и конформизма.
Источник: https://students-library.com/library/read/38402-kultura-grecii-perioda-ellinizma