Для проектирования строительных объектов разного уровня сложности, понадобится разработка и последующее утверждение необходимой проектной документации. Схема разработки проекта и составляет последовательность проектных работ, что позволит достичь наиболее оптимальных и эффективных решений.
Точное число основных этапов проектирования будет зависеть от сложности предстоящих работ и этажности самого здания. Окончательное количество этапов предварительно оговаривается между клиентом и проектировщиком.
С учетом основных мер, проект может состоять всего из нескольких этапов, при этом учитывается полное отсутствие каких-либо сложных элементов.
Эти же правила применимы к проектам массового и повторного использования, как и к проектам второго и первого уровня сложности. Для проектов третьего уровня сложности понадобится не менее двух этапов.
При проектировании строений пятого и четвертого уровня сложности, подразумевающих использование различных архитектурных изысканий, такие как экологичность, эстетичность, которые подразумевают подготовку и утверждение различных нормативов, присущих сфере инженерного обеспечения.
При использовании новейших технологий или строительных материалов, минимальное количество этапов увеличивается до трех.
Содержание
Основные этапы и порядок проведения проектных работ Разрешительная и исходная документация Основные этапы строительства Требование к площадке под строительство Расчеты
Основные этапы и порядок проведения проектных работ
В зависимости от назначения объекта строительства используются разные технологии проектирования, равно как последовательность выполнения работ, которые во многих случаях одни и те же. В основном проектирование будет состоять из таких этапов:
- подготовка рабочей документации;
- проведение необходимых экспертиз;
- разработка проектной документации, которая подлежит утверждению;
- различные инженерные изыскания;
- сбор первоначальной документации.
Разрешительная и исходная документация
Первоначальный сбор всей необходимой документации производится еще на первых этапах проектирования. Этот тип работ можно назвать полностью независимым, поэтому для них нанимается отдельная бригада. По сути, представляет собой целый комплекс материалов, которые будут являться основными характеристиками будущего здания или сооружения и площадку, используемую под строительство. Вся необходимая документация утверждается у органов местного самоуправления, отвечающие за различные инженерные устройства. Все это делается только после того, как производится утверждение (выдается право собственности на какой-либо участок) выбранной земли.
Разрешительная и исходная документация состоит из:
- разрешения, которое предоставляется местной администрацией;
- документа на право собственности на земельный участок, который будет использоваться под строительство;
- технических условий на устанавливаемые инженерные сооружения строящегося объекта. Это очистные сооружения, дождевые стоки, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и развязка к ближайшей дороге. Телекоммуникации, интернет и телефония устанавливаются в последнюю очередь;
- градостроительной документации, которая дает разрешение на строительство;
- всех необходимых заключений от соответствующих местных органов и служб. Это разрешение от МЧС, заключение охраны окружающей среды и природных ресурсов, пожарной службы и эпидемиологической службы.
Это лишь приблизительный перечень и в случае, если специфика здания весьма обширна, этот список увеличится в несколько раз.
Если речь идет о строительстве в особо охраняемых зонах, понадобится предусмотренное законодательством разрешение у соответствующих органов и государственных служб.
Подобных нюансов может быть множество, поэтому для каждого конкретного случая составляется свой перечень и документация.
Основные этапы строительства
Предпроектные предложения
На этой стадии рассматривается и прорабатывается эскизный проект, который включает в себя многие основные параметры возводимого сооружения. Первоначальная разработка также нуждается в одобрении, так как будет состоять из всех необходимых разделов проектирования. Также прорабатывается дизайн-проект, который включает в себя разработку будущего интерьера и экстерьера, основываясь исключительно на функциональности и единого стилевого направления. Это необходимо для определения основных требований, которые будут применимы к функциональным, экологическим, художественным, архитектурным и градостроительным решениям.
Также возможно включение на этой стадии таких аспектов, как разработка различных технических и инженерных объектов, расчеты относительно предварительной сметы и эффективность использования имеющихся инвестиций.
Подобные ЭП разрабатываются на основе исходных данных. В первую очередь следует руководствоваться действующими нормативными документами.
После прохождения всех этапов согласования и одобрения проектной работы, происходит его окончательное утверждение, после чего можно смело приступать к одной из следующих стадий.
ТЭР и ТЭО
Технико-экономическое обоснование используется при строительстве производственных сооружений, к которым применимо более детальное обоснование решений. Здесь же принимается решение касательно обоснованности принятых решений. Технико-экономический расчет используется при строительстве обычных зданий и сооружений производственного характера.
Утверждаемый проект
К главным стадиям любого проектирования следует отнести основной проект, который составляется как при проведении реконструкционных, так и строительных работ. Он обязателен к утверждению. При его разработке следует руководствоваться исключительно общепринятыми стандартами, правилами и государственными нормами. В качестве утверждения используется соответствующая запись ответственного лица, который отвечает за этот проект (руководитель, архитектор, инженер). Проект необходимо детально рассматривать для точного определения сметы, используемые инженерные, технологические, технические, экологические, художественные, архитектурные и градостроительные решения.
Экономические и технические показатели будут играть основную роль на первых этапах проектирования, так как они будут основываться исключительно на исходных данных и одобрении соответствующих инстанций.
К следующей стадии проектирования можно приступать только после утверждения предыдущего пункта и его полного согласования.
В зависимости от целевого назначения и сложности предстоящих работ, некоторые разделы могут дополняться со стороны заказчика.
Что в него входит:
- расчетное обоснование;
- пояснительные записки;
- концептуальные решения.
Рабочий проект
Этот тип документации разрабатывается только для утверждения отдельной категории лиц, отвечающих за проведение монтажных и строительных работ, несущих ответственность за экономические и технические показатели, смету, разработку и использование инженерных концепций. Так же речь идет и об используемых технологических, технических, экологических, художественных, архитектурных и градостроительных работ и решений. Используется для разработки несложных проектов, а также тех, которые проектируются для массового использования (типовые). Этот проект является обобщающим и включает в себя как рабочие чертежи, так и подписанное согласование. Согласительная часть нуждается в согласовании, утверждении и проведении ряда экспертиз. В то время, как рабочие чертежи разрабатываются исключительно для строительства самого сооружения. В утвердительную часть должна входить пояснительная записка, смета и чертежи. Оценка воздействия на окружающую среду включается в пояснительную записку.
Рабочая документация
Эта стадия необходима для проведения дальнейших строительных работ, которые будут выполняться на основании ранее утвержденной стадии. Исключения довольно редкие, но они бывают. Состоит из рабочих чертежей. Используемые чертежи должны быть максимально детализированы и доведены до необходимых объемов. Для разработки заказчик может нанять отдельную команду подрядчиков, которые будут отвечать исключительно за чертежи. Таким образом, они получат право на определенного рода деятельность и работу согласно письменному разрешению на выполнения определенных видов работ согласно утвержденных ранее чертежей. Авторские права здесь четко соблюдаются, своевременно утверждаются и прописываются в соответствующей документации.
Дополнительные разработки понадобятся в случае возведения сложных объектов и все эти шаги должны предусматриваться соответствующими нормативными документами и уточняющими материалами, которые прикладываются к уже имеющемуся проекту. Их необходимость определяет заказчик. Если речь идет о производственных объектах, то также следует прикладывать сведения, касательно потребляемых энергоресурсах и используемых для них площадках.
Что в них входит:
- сметная документация;
- спецификация материалов, изделий и оборудования;
- рабочие чертежи.
Какие требования применимы к площадке, отведенной под строительство
- Вблизи строительной площадки должны быть расположены источники водоснабжения. При условии строительства предприятия с водной поставкой, его акватория должны быть оптимальной протяжности и емкости не только для выгрузки, но и для сортировки используемого сырья.
- Выбранная площадка не должна граничить с местом, где производится или будет производиться добыча полезных ископаемых. Также этот принцип применяется к зонам обрушения в связи с подземной выработкой и участкам, где возможны оползни.
- Свойство и состояние почвы на площадке должны позволять определенную строительную нагрузку. Этот показатель учитывается при обустройстве фундамента, где подразумевается использование такого показателя, как инерционная нагрузка (использование вибростанков, молотов, лесопилок).
- Рельеф должен быть максимально удобным, как и прилегающая к нему территория. Это позволит сократить объем земляных работ и планировка будет минимальной. Выбранный под строительство участок не должен быть затоплен паводками. При этом уровень грунтовых вод должен быть низким.
- Конфигурации и габариты строительной площадки должны обеспечивать оптимальное расположение здания, исходя из утвержденного производственного процесса. При этом учитываются все требования и нормы касательно возможного расширения и последующей эксплуатации сооружения.
Расчеты
Все необходимые расчеты и материалы, которые планируется использовать на строительной площадке, заказчик будет представлять тем организациям, которые этим заинтересовались. Подобные решения прорабатываются на основании полученных заключений, таких как:
- мероприятия, направленные на охрану окружающей среды (подключается генеральный проектировщик, который проводит согласование с соответствующими инстанциями);
- об участке, где будет производиться подключение к общим системам и коммуникациям таких устройств, как сточные каналы, связь, интернет, водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и других коммуникаций;
- первоначальные габариты строительной площадки;
- возможность использования, в первую очередь, местных материальных и трудовых ресурсов (возможно кооперирование).
При выборе площадки под строительство следует создать специальную комиссию, в состав которой войдет генеральный проектировщик, заказчик, органы местного надзора, представители местной администрации и изыскательные организации.
После согласования комиссия составляет акт касательно выбранной площадки для строительства. Этот документ является письменным согласованием намечаемых условий и решений.
Для того, чтобы органы местного самоуправления выдали под строительство объекта земельный участок, необходимо соответствующее постановление руководящего органа страны.
Источник: https://oborudovanie1.ru/proektirovanie/proektirovaniye-obektov-stroitelstva
Стадии проектирования
Процесс проектирования включает масштабный комплекс работ от сбора исходных данных до формирования комплекта рабочей документации. В обязанности проектной организации входит:
обеспечение высокого технического уровня принятых проектных решений;
- соблюдение действующих законодательных актов, нормативных документов, технических условий, стандартов, строительных норм и правил;
- обеспечение экономической эффективности проектируемого объекта капитального строительства.
В зависимости от технической сложности и масштабов объекта проектирование осуществляется в одну или две стадии.
Одностадийное проектирование
Одностадийное проектирование подразумевает принятие проектных решений параллельно с созданием рабочей документации. Результаты работы отображаются в «Рабочем проекте».
Одновременно и параллельно решаются вопросы общего и частного характера. Утверждению подлежит только наиболее значимая часть проекта. Утверждаемая документация направляется в экспертные организации для согласования.
Рабочие чертежи разрабатываются еще до получения экспертного заключения.
Преимущество одностадийной схемы – сокращение срока проектирования в полтора-два раза и снижение стоимости разработки проекта на 40-50%.
Однако такой подход не дает никакой гарантии, что готовые чертежи не потребуют доработки.
Поэтому одностадийное проектирование практикуется в исключительных случаях — для простых, типовых или повторно строящихся объектов. Также из одной стадии состоит разработка проекта капитального ремонта.
Двухстадийное проектирование
Процесс двухстадийного проектирования делится на два этапа: разработка проектных решений и формирование рабочей документации. На стадии «Проект» рассматриваются общие и принципиальные вопросы.
Готовый комплект проектной документации направляется на экспертизу в государственную или негосударственную службу.
При необходимости, по рекомендациям экспертов в раздел «П» вносятся изменения, устраняются недочеты.
Только после согласования проектных решений в экспертных организациях разрабатываются рабочие чертежи, которые используются на стройплощадке для выполнения строительно-монтажных работ (стадия «Р» или «Рабочая документация»).
Для технически сложных объектов перед разработкой проектных решений составляется предпроектное (концептуальное, эскизное) предложение.
Двухстадийный принцип избавляет от необходимости многократной переработки рабочих чертежей, гарантирует высокое качество проекта и его полное соответствие требованиям технического задания и нормативным документам.
Состав проектной документации
Одно- и двухстадийное проектирование отличается лишь последовательностью разработки проектных решений и рабочей документации. В первом случае эти два этапа выполняются параллельно, во втором – последовательно. Состав проекта не зависит от количества стадий проектирования.
Состав разделов проектной документации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 87. В документе выделено 12 разделов:
Пояснительная записка – текстовый документ, в котором приводится описание и обоснование принятых проектных решений.
- Генеральный план – планировочная схема организации выделенного под застройку земельного участка.
- Архитектурные решения – пространственная и планировочная организация здания, его визуальные и функциональные характеристики.
- Конструктивные и объемно-планировочные решения – проработка несущих конструкций здания.
- Сведения об инженерно-технических сетях и оборудовании для систем водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, связи, вентиляции и кондиционирования, электроснабжения, тепловых сетей. Также в этот раздел входят «Технологические решения», разрабатываемые с целью согласования архитектурных и конструктивных решений с особенностями технологических процессов, реализуемых в здании.
- Проект организации строительства – требования к составу и последовательности выполнения работ на строительной площадке.
- Проект организации работ по демонтажу или сносу зданий, последовательность выполнения демонтажных работ.
- Мероприятия по охране окружающей среды, комплекс мероприятий по обеспечению пожаробезопасности.
- Обеспечение доступа для людей с ограниченными возможностями.
- Мероприятия по повышению энергоэффективности здания.
- Прочая документация, состав которой определяется в индивидуальном порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Предпроектное предложение
Это комплект первичных документов, в которых отражен комплекс концептуальных решений в виде эскизов или компьютерных 3D-моделей. В ходе разработки предпроектного предложения:
- определяется схема размещения здания на земельном участке;
- проводятся технико-экономические расчеты для обоснования инвестиционной привлекательности объекта;
- разрабатывается общая концепция архитектуры здания;
- прорабатываются общие вопросы стилистики, конструкции, функциональности здания.
Стадия «Проект»
Это самый ответственный, длительный и объемный этап проектирования. На стадии «П» обеспечивается надежность всех строительных конструкций и соответствие проектных решений требованиям нормативных документов. В ходе проектирования подробная детализация узлов не производится. Проектная документация состоит из двух основных частей – текстовой и графической. В текстовой части содержится информация о принятых технических решениях с пояснениями и ссылкам на нормативные документы, результаты расчетов для обоснования принятых решений.
В состав графической части входят чертежи, схемы, планы, 3D-модели. Проектные решения подвергаются экспертной оценке.
После получения положительных заключений от организаций, которые проводят государственную или негосударственную экспертизу, проект переходит на стадию «Р».
Утвержденная документация стадии «П» используется для разработки комплекта рабочих чертежей и уточненной сметной документации.
Стадия «Рабочая документация»
На стадии «Р» проектные решения прорабатываются более детально, на основании чего разрабатывается:
- комплекты чертежей по маркам;
- сметая документация;
- спецификации оборудования;
- ведомости потребности в материалах;
- ведомости объемов строительно-монтажных работ;
- прочие прилагаемые документы.
Рабочая документация используется строительно-монтажными бригадами для выполнения работ на объекте. Чертежи и спецификации необходимы специалистам по авторскому и техническому надзору.
Общий состав рабочей документации определяется в зависимости от специфики объекта и уточняется в договоре на проектирование.
Состав рабочих чертежей соответствует требованиям специальной системы стандартов СПДС (Система проектной документации для строительства), в частности:
- ГОСТ 21.101-93 «СПДС. Основные требования к рабочей документации»;
- ГОСТ 21.110 «СПДС. Правила выполнения спецификации оборудования, изделий и материалов».
Марки комплектов рабочих чертежей
Приведем краткий перечень наиболее часто используемых марок рабочих чертежей.
ГП – генеральный план. Разбивочный чертеж, планы земляных масс, организации рельефа, размещения инженерных сетей, благоустройства территории.
АР – архитектурные решения. Поэтажные планировки, разрезы, чертежи фасадов.
КР – конструкции решения. Чертежи фундаментов, стен, перекрытий, лестниц, металлических конструкций.
ОВ – отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха. Планы, схемы размещения, спецификации отопительного, кондиционирующего и вентиляционного оборудования.
ВК – водопровод и канализация. Планы, схемы, спецификации оборудования систем водоснабжения и водоотведения.
ЭОМ – электрооборудование и освещение. Планы, спецификации, схемы размещения осветительных приборов и электрооборудования.
ТХ– технологические решения. Технологические схемы планировки помещений, планы размещения и спецификации технологического оборудования.
Выполнение всех этапов проектирования в соответствии с государственными стандартными и нормами – это главное условие качественного проектирования. Именно этим принципом руководствуется компания «PNProject» в ходе разработки проектов зданий и сооружений различного назначения.
Источник: https://pnproject.ru/stati/stadii-proekta
Стадии проектирования
Как известно, степень разработки и подробной детализации проекта может быть бесконечной. Поэтому для выполнения конкретных необходимых видов работ и экономии времени и средств Заказчиков в проектной сфере принято выделять три основные стадии проектирования:
- Эскизный проект (сокращ. ЭП)
Эскизный проект – это первоначальный замысел, идея, в которой отражены основные характеристики объекта строительства: его месторасположение, его основные технико-экономические показатели, габариты, цветовые и планировочные решения, а также указаны основные материалы, необходимые для его возведения. Эскизный проект представляет собой сшив чертежей или набор электронных файлов в удобном для Заказчика формате.
Как правило, эскизный проект выполняется одним проектировщиком – архитектором. Если объект сложный, то архитектор привлекает к разработке проекта других проектировщиков, чтобы выработать и предложить Заказчику оптимальные решения.
Степень проработки эскизных проектов достаточно серьезная. Так, например, если у Вас есть на примете опытный прораб и отсутствуют на земельном участке и в пожеланиях к проекту требований, предполагающих решения сложных инженерных задач, то разработки эскизного проекта частного дома вполне достаточно.
Используя эскизный проект, опытный прораб спокойно сможет возвести Ваш дом.
Если есть какие-либо сложности, например, с грунтом основания дома или с конструкцией кровли, то архитектор предложит Вам разработать более детальный проект (рабочий) с привлечением, например, инженера-конструктора или архитектора-генпланиста к работе над проектом.
Для более крупных и сложных объектов, например, торговых центров, жилых комплексов и т.д., эскизных проект – крайне важная и необходимая часть проектирования.
Именно при выполнении эскизного проекта определяются и согласовываются с Заказчиком основные решения по оптимальному месторасположению, внешнему виду, внутреннему устройству будущих строений, согласовываются и обсуждаются различные виды применяемых конструкций и материалов, также выявляются основные препятствия к возведению объекта и намечаются пути их решения. Получив эскизный проект на руки, можно будет произвести укрупненный расчет предполагаемых вложений и прибыли, искать инвесторов. Также эскизный проект является заданием на проектирование для смежных специалистов при разработке проекта следующей стадии и основанием для расчета нагрузок при получении технических условий на подключение объекта к коммуникациям.
Пример эскизного проекта частного дома.
- Проектная документация (сокращ. П)
Проектная документация разрабатывается для получения разрешения на строительство объекта на основе положительного заключения государственной или негосударственной экспертизы проектно-сметной документации.
Выбор экспертизы проектно-сметной документации производит Заказчик. Перечень объектов, не подлежащих экспертизе проектной документации, изложен в статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-Ф3 (с изм.).
Кратко можно описать так, экспертиза проектной документации производится для следующих объектов:
- • индивидуальные дома выше трех этажей;
- • сблокированные индивидуальные дома (таунхаусы) выше трех этажей и более десяти блоков-секций;
- • многоквартирные дома выше трех этажей и более четырех секций (подъездов);
- • объекты более двух этажей и общей площадью более 1500 кв.м общественного или производственного назначения;
- • особо опасные, технически сложные или уникальные объекты;
- • объекты, строительство или реконструкция которых производится за счет средств бюджетной системы РФ.
В разработке проекта на стадии «Проектная документация» будут принимать участие практически все проектировщики, перечисленные в соответствующей статье.
Это большой штат сотрудников, выполняющих работу, состоящую из множества томов (сшивов) документации, защищающих свои проектные решения в экспертизе и устраняющий недочеты, выявленные в проекте экспертами соответствующих разделов.
Подробно о составе разделов проекта на стадии «Проектная документация» Вы можете прочитать в Постановлении правительства РФ от 16 февраля 2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (с изменениями)».
- Рабочий проект (сокращ. Р)
Рабочий проект – это проект для строительства, проект, по которому закупаются материалы и выполняются строительные работы.
Рабочий проект – это сшивы чертежей с пояснениями по нескольким разделам документации, разрабатываемыми всеми основными проектировщиками, перечисленными в соответствующей статье.
Рабочий проект – самый подробный из всех стадий проектирования. В основном в комплект рабочих чертежей для всех зданий входят следующие разделы:
- • архитектурные решения (АР);
- • конструкции железобетонные (КЖ), и/или металлические (КМ), и/или деревянные (КД);
- • генеральный план (ГП);
- • внутреннее и наружное водоснабжение и канализация (ВК и НВК);
- • отопление, вентиляция и кондиционирование (ОВ);
- • электрическое освещение внутреннее и наружное (Э).
При необходимости разрабатываются и другие разделы и подразделы. Для частного дома обычно достаточно разработать разделы «Архитектурные решения» и «Конструкции железобетонные/металлические/деревянные», поскольку остальные разделы проекта обычно не составляют сложности в возведении на месте опытной бригаде строителей.
Пример рабочего проекта частного дома
Автор статьи О. Семешко
Источник: https://arhitector-rostov.ru/proekt/stadii-proektirovaniya
Cтадии проектирования
Рубрика: Статьи ‡
Когда возникает необходимость разработки проекта, заказчику и проектной организации необходимо понимать какая стадия проектирования необходима для того или иного объекта. Для некоторых объектов возможно выполнение проектных работ в одну стадию, для других — в две стадии, для особо сложных объектов необходимо выполнить три стадии проектирования. Так например, проект электроснабжения дома выполняется в одну стадию, проект электроснабжения административного здания — в две стадии, проект электроснабжения завода или большого супермаркета выполняется в три стадии. Цена за разработку каждой стадии различна и определяется на основании государственных сборников цен на проектные работы для строительства (СЦПРС).
В этой статье рассмотрим основные стадии проекирования, а также термины и определения, применяемые при разработке проектной документации.
Согласно ДБН А.2.2-3:2012 существуют следующие стадии проектирования: — технико-экономическое обоснование (ТЭО); — технико-экономический расчет (ТЭР); — эскизный проект (ЭП); — проект (П); — рабочий проект (РП); — рабочая документация (Р)
Остановимся более детально на каждой из них.
Стадия ТЭО (ТЭР).
Разрабатывается на основании задания заказчика для объектов производственного назначения и линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, которые нуждаются в детальном обосновании соответствующих решений и определения вариантов и целесообразности строительства объекта.
ТЭР применяется для технически несложных объектов производственного назначения и линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. ТЭР выполняется в сокращенном объеме сравнительно с ТЭО соответственно характеру объекта и требований задания.
Стадия ЭП.
Разрабатывается на основании задания заказчика для принципиального определения требований к градостроительным, архитектурным, художественным, экологическим и функциональным решениям объекта, подтверждения возможности создания объекта непроизводственного назначения.
В составе ЭП для обоснования принятых решений по заданию заказчика выполняются расчеты основных проектных решений, сметной стоимости и обоснование эффективности инвестиций, а также могут дополнительно выполняться инженерно-технические разработки, схемы инженерного обеспечения объекта.
Стадия П. Разрабатывается для определения градостроительных, архитектурных, художественных, экологических, технических, технологических, инженерных решений объекта, сметной стоимости строительства. П разрабатывается на основании задания на проектирование, исходных данных и одобренной при трехстадийном проектировании предыдущей стадии.
Разделы стадии П даются в четкой и лаконичной форме, без чрезмерной детализации, в составе и объеме, достаточном для обоснования проектных решений, определения объемов основных строительных работ, потребностей в оборудовании, строительных материалах и конструкциях, положений по организации строительства, а также опре-деления сметной стоимости строительства.
Стадия РП. Разрабатывается для технически несложных объектов, а также объектов с применением проектов (проектных решений) повторного использования.
РП разрабатывается для определения градостроительных, архитектурных, художественных, экологических, технических, технологических, инженерных решений объекта, сметной стоимости строительства и выполнения строительных работ.
РП является интегрирующей стадией проектирования и состоит из двух частей — утверждаемой и рабочей документации.
Стадия Р. Разрабатывается на основании утвержденной предыдущей стадии. После утверждения стадии П по решению заказчика рабочая документация может разрабатываться автором проекта или другим проектировщиком. Разработка рабочей документации другими проектировщиками осуществляется с соблюдением авторских решений утвержденного П и соблюдением авторских прав.
Стадии проектирования в зависимости от категорий сложности объекта: 1.
Для объектов І и II категорий сложности проектирование осуществляется: а) В одну стадию — рабочий проект (РП); б) В две стадии — для объектов непроизводственного назначения — эскизный проект (ЭП), а для объектов производственного назначения и линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры — технико-экономический расчет (ТЭР) и для обоих — рабочий проект (РП).
- 2. Для объектов III категории сложности проектирование осуществляется в две стадии:
- 3. Для объектов IV и V категорий сложности проектирование выполняется в три стадии:
- — рабочая документация (Р).
— проект (П); — рабочая документация (Р). — для объектов непроизводственного — ЭП или при соответствующем обосновании ТЭО, а для объектов производственного назначения и линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры — технико-экономическое обоснование (ТЭО); — проект (П); Оставить комментарий или два
Источник: https://projectsdevelop.com/ctadii-proektirovaniya
Студенческие проекты (архив)
Актуальность, основные цели и задачи проекта.
Педагогическая целесообразность данного проекта состоит в том, что он направлен на организацию содержательного досуга студентов, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности, а также на расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения и самореализации в спортивной деятельности. В этом состоит актуальность проекта.
- Целями проекта являются: развитие и совершенствование спортивной и досуговой жизни студентов университета.
- Задачами проекта являются:
- — популяризация здорового образа жизни и массового спорта среди студентов ИГЭУ;
- — создание и улучшение условий, направленных на включение студентов университета в активную физкультурно-спортивную деятельность, формирование сборных команд факультетов по олимпийским видам спорта, а также команда университета по массовым видам спорта;
- — отбор студентов для представления своих факультетов, общежитий на Спартакиаде первокурсников, Спартакиаде факультетов, Спартакиаде общежитий, Внутривузовского этапа Чемпионата АССК России в ИГЭУ, а также проведение этих и других мероприятий внутри ИГЭУ.
- Описание проекта.
- Проект предполагает планирование и осуществление деятельности ССК ИГЭУ на 2017 год.
- Описание структуры и деятельности ССК подробно изложено в положении об объединении «Студенческий спортивный клуб ИГЭУ».
- Руководством клуба было принято решение о необходимости каждый год проводить минимум 3 крупных мероприятия:
1. День здоровья в ИГЭУ 2017.
Проведение спортивного праздника с участием студентов ИГЭУ. Создание площадок для занятий по кроссфиту, шахматам, аэробике, танцам, баскетболу, волейболу, настольному теннису, бадминтону, фитнесу, черлидингу.
- 2. Спартакиада первокурсников ИГЭУ;
- Соревнования среди первокурсников факультетов ТЭФ, ЭМФ/ИВТФ, ИФФ/ФЭУ и ЭЭФ по футболу, волейболу, баскетболу, пулевой стрельбе, по кроссфиту, по кроссу, по шахматам.
- Победителям вручаются кубки, медали и призы.
- Для награждения необходимо 102 медали и 7 кубков, а также ценные призы.
- 3. Внутривузовский этап Чемпионата АССК России в ИГЭУ
- Соревнования среди студентов всех факультетов со смешанными командами ТЭФ, ЭМФ/ИВТФ, ИФФ/ФЭУ и ЭЭФ по мини-футболу, волейболу, баскетболу3х3, по настольному теннису, по шахматам.
- Победителям вручаются кубки, медали и призы.
- Для награждения необходимо 111 медалей и 9 кубков, а также ценные призы.
- Преимущества и инновационность.
Проект будет способствовать популяризации здорового образа жизни среди студентов в Ивановском регионе и привлечению абитуриентов, занимающихся массовыми видами спорта и имеющих спортивные разряды в различных видах спорта.
Студенты почувствуют себя в деле организации крупных турниров, школ и семинаров на территории ИГЭУ.
Инновационность проекта заключается, главным образом, в степени доступности студенческого объединения, самостоятельном планировании его деятельности и определении перспектив дальнейшего развития.
- Опыт реализации.
- · сотрудничество с органами местного самоуправления и Федерациями
- · опыт работы в команде;
- · опыт организации Внутривузовского этапа Чемпионата АССК России в ИГЭУ (сезон 2016-2017)
Ожидаемые результаты проекта. Предполагаемое количество участников проекта.
Командой проекта будет организовано минимум 3 крупных мероприятий, которые будут проведены в течение 2017 календарного года и станут ежегодными мероприятиями, проводимыми ССК ИГЭУ. В организованных мероприятиях планируется задействовать в общей сложности не менее 200 человек, а с каждым годом количество участников должно увеличиваться.
Источник: http://student.ispu.ru/book/export/html/7218
Технология организации и реализации интернет-проектирования в педагогических вузах
Обыденкова В.К.
Аннотация. В статье описываются и раскрываются этапы организации интернет-проектирования в педагогических вузах, которое способствует освоению студентами компетенций согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования. Обозначены возможности внедрения учебного модуля «Интернет-проектирование» в образовательный процесс.
Ключевые слова: технология, интернет-проектирование, интернет-проект, педагогический вуз, преподаватель, студент, компетенции.
The technology of organization and implementation of Internet projecting in pedagogical universities
Obydenkova V.K.
Abstract.
The article describes and reveals the stages of the organization of Internet projecting in pedagogical universities, which facilitates the mastering of competences by students according to the federal state educational standards of higher education. The possibilities of introduction of the educational module «Internet projecting» in the educational process are indicated.
Key words: technology, Internet projecting, Internet project, pedagogical university, lecturer, student, competence.
Понятие технологии определяется В.А.
Сластениным как «задачно детерминированный, логически структурированный дидактический процесс, инвариантно протекающий под влиянием определенных педагогических условий и обеспечивающий диагностируемый результат, либо как целостную систему концептуально и практически значимых идей, принципов, методов, средств обучения, гарантирующую достаточно высокий уровень эффективности и качества обучения при ее последующем воспроизведении и тиражировании» [19]. Е.А. Леванова и Т.В. Пушкарева под технологией понимают «упорядоченную и задачно структурированную совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих корректно измеримый результат в постоянно изменяющихся условиях» [7].
Особой технологией, применяемой в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, является интернет-проектирование.
Термины «интернет-проект» и «интернет-проектирование» встречаются в различных областях современной науки и практики, однако имеет различные тенденции в их определении и понимании.
В статье «Определение понятия «интернет-проект» в контексте профессиональной подготовки студентов вуза» [13] мы рассмотрели и проанализировали несколько точек зрения на данные феномены и выдвинули собственные определения.
Интернет-проект мы рассматриваем как «тематический интернет-ресурс, создаваемый с целью решения определенной социальной или профессиональной проблемы и имеющий потенциал к качественному развитию» [13].
Деятельность по разработке интернет-проекта – интернет-проектирование – «процесс планирования, поэтапного создания и качественного развития тематического интернет-ресурса, направленного на решение определенной социальной или профессиональной проблемы» [13].
Реализация интернет-проектирования осуществлялась нами в 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах посредством внедрения модуля «Интернет-проектирование» в программы учебных дисциплин факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ).
Она подразумевает пять основных этапов. Три из них, описанные в статье «Актуализация рефлексии будущих педагогов и психологов в процессе выполнения интернет-проектов» [10], охватывают непосредственное взаимодействие преподавателя со студентами, еще два – его подготовку к проектной деятельности.
Охарактеризуем все пять этапов.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП включает в себя аналитическую работу по определению преподавателем компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО), которые будут актуализироваться у студентов посредством модуля.
Интернет-проектирование как одно из средств освоения дисциплины формирует преимущественно общекультурные и общепрофессиональные компетенции. Его направленность на развитие профессиональных компетенций во многом зависит от специфики предмета и степени свободы обучающихся при выборе темы проекта.
К примеру, при освоении дисциплины «Социальная работа с подростками» целесообразно поставить перед студентами задачу сформулировать такую идею интернет-проекта, которая бы максимально задействовала содержание предмета.
В результате при реализации интернет-проекта делается акцент на профессиональных компетенциях, уделяется внимание преимущественно глубокому изучению материалов дисциплины и навыкам поиска дополнительных знаний.
Иных ограничений не делается, и студенты имеют возможность разработать интернет-проект, отвечающий их собственным интересам в предлагаемой профессиональной области.
Напротив, изучение «Проектирования индивидуальных жизненных траекторий молодежи» имеет больше личностной ориентированности, и преподаватель может задавать гораздо менее жесткие рамки при определении тематики интернет-проекта.
На первый план выходят темы, значимые для самих студентов, а в процессе выполнения интернет-проекта основной упор делается на освоение различных форм работы, техник продуцирования и презентации идей.
Содержание дисциплин «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» и «Информационно-коммуникационные технологии как сфера социализации и средства воспитания», «Социально-психологические основы киберсоциализации и массовой коммуникации» позволяет получить знания и инструменты деятельности, непосредственно связанные с разработкой интернет-проектов, а помимо этого предоставляет возможность выбирать из большего многообразия потенциально важных для студентов тем. Как следствие, при таком подходе происходит формирование в основном общекультурных и общепрофессиональных компетенций [15].
Таким образом, на подготовительном этапе необходимо сначала определить направленность планируемых интернет-проектов и очертить круг формируемых компетенций. Итоги подобного анализа должны найти отражение в соответствующем разделе рабочей программы дисциплины.
Также на подготовительном этапе определяется место модуля в структуре дисциплины, промежуточной аттестации и рейтинг-плане, общее количество часов, отводимых на интернет-проектирование, виды самостоятельной работы.
В зависимости от предполагаемой специфики интернет-проектирования для конкретного направления и профиля подготовки подбираются и частные образовательные технологии – например, установочные занятия в форме тренинга или интерактивной лекции, обучающие семинары или вебинары, дистанционное консультирование в режиме онлайн.
Прежде чем приступить к непосредственному выполнению интернет-проекта в соответствии с обновленной рабочей программой дисциплины, необходимо сформировать у студентов ориентировочную основу будущих действий [2, с. 148-220]. Этой задаче посвящены ознакомительный и ориентировочный этапы интернет-проектирования.
2. ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП включает в себя построение образа наличной ситуации и нахождение студентами личностного смысла будущей деятельности.
Одна из основных задач преподавателя на данном этапе, который организуется, как правило, в течение первого-третьего занятия – познакомить студентов со структурой и понятийным полем дисциплины и рассказать о предстоящей работе в рамках модуля «Интернет-проектирование». Это позволит составить общее представление о планируемой в течение семестра деятельности.
При разработке содержания ознакомительного этапа интернет-проектирования мы переняли успешный опыт преподавателей кафедры инженерной педагогики ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия «СибАДИ» для повышения осведомленности студентов о предстоящей деятельности. А.В.
Горина и П.И. Фролова убеждены, что перед тем, как поставить перед студентами задачу реализации проекта, стоит обучить их проектированию как таковому [5]. Они создали вместе с командой студентов своего вуза виртуальную мастерскую «Разработка и реализация студенческих проектов» (http://www.sibadi.org/about/department/70/14728). Данный ресурс призван решить проблему недостаточного методического обеспечения проектной деятельности студентов в интернет-пространстве [3; 4]. В свою очередь мы открыли тематический раздел на информационно-просветительском интернет-портале международного интернет-сообщества исследователей феномена киберсоциализации «Homo Cyberus» (http://www.homocyberus.ru/internet-proekt), чтобы студентам были доступны все материалы модуля «Интернет-проектирование» для самостоятельной работы, а также контакты преподавателей и информация о тех, кто уже реализовал собственные интернет-проекты.
Наши ранние исследования показывают: при перспективах долгосрочного сотрудничества целесообразно организовать первоначальное деловое общение в реальной среде [11].
Поэтому, несмотря на то, что основной блок деятельности планируется выполнять в интернет-пространстве, на решение поставленной задачи направлена очная интерактивная лекция об особенностях интернет-проектирования и требованиях к его процессу и результату.
Помимо ориентировки студентов в предметном поле деятельности необходимо не забывать и о ее мотивационной части. По нашему мнению, подкрепленному опытом организации проектной работы, достаточный уровень мотивации обеспечивает личностный смысл идеи интернет-проекта.
Согласно взглядам С.Г. Воровщикова, М.М. Новожиловой и И.В. Таврель, также важно, чтобы тема была интересна для человека не только на данный, текущий момент, но и оказалась востребована в будущем, когда он на практике сумеет реализовать полученные знания [9, с. 16].
И даже в том случае, если круг потенциальных тем строго связан с содержанием изучаемого предмета, у студентов есть возможность выбрать наиболее интересную часть предлагаемого материала и разработать собственную форму представления проекта.
Преподавателю важно акцентировать внимание на данном аспекте предстоящей работы.
3. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП, также отвечающий задачам формирования личностного смысла интернет-проектирования и включающий план предстоящих действий.
Начиная с ориентировочного этапа мы можем отслеживать эффективность выполнения студентами интернет-проектов и актуализацию ряда обозначенных нами компетенций.
В частности, работа со студентами начинает строиться таким образом, что после каждого этапа и подэтапа выполнения проекта проводится рефлексия достигнутых результатов, освоенных умений и полученных знаний, характера совместной деятельности и взаимоотношений в микрогруппе. При этом задействуются все основные виды рефлексии: ситуативная, ретроспективная и перспективная [20].
Итак, на ориентировочном этапе осуществляется объединение студентов в пары или микрогруппы по 3-5 человек. Формулирование идеи интернет-проекта каждой микрогруппой происходит посредством обсуждения и на основе общности стремлений и интересов участников.
Если в группе присутствуют студенты, которые изъявили желание работать единолично, преподаватель может предложить таким студентам присоединиться к той микрогруппе, идеи которой им покажутся наиболее привлекательными или допустить индивидуальное выполнение интернет-проекта.
Для организации и упорядочения мыслей студентов используются заявки на выполнение интернет-проектов в бумажной или электронной форме [6], предлагающие:
- визуализировать интернет-проект (зафиксировать возникающие идеи посредством текста или изображений) в свободной форме;
- сформулировать проблему, на решение которой направлен интернет-проект, цель и ожидаемые результаты работы;
- описать целевую аудиторию интернет-проекта;
- обосновать значимость интернет-проекта для самих авторов и для целевой аудитории;
- классифицировать интернет-проект (определить и обосновать, к какому типу можно отнести будущий продукт деятельности);
- оценить имеющиеся и недостающие ресурсы (знания, умения, навыки, компетенции, качества и др.) для реализации интернет-проекта;
- распределить роли между участниками интернет-проекта;
- сформулировать последовательно решаемые задачи и составить план выполнения интернет-проекта.
После формулировки концепций интернет-проектов преподаватель организует их презентацию для того, чтобы и он, и остальные студенты могли внести необходимые дополнения и коррективы.
Групповое обсуждение должно осуществляться доброжелательно, с соблюдением следующих принципов: поддержка идей студентов, вместо критики – задавание конкретизирующих вопросов и предложение возможностей развития идеи [17].
Следование данным принципам позволяет активизировать процесс формулирования идеи и создать атмосферу взаимопонимания и доверия.
Подобный подход к работе на ориентировочном этапе позволяет студентам осознать имеющийся опыт и багаж ресурсов, активизировать ситуативную и перспективную рефлексию, выстроить грамотную последовательность действий и образ будущего интернет-проекта.
Отдельно стоит отметить, что на ориентировочном этапе студенты выбирают в интернет-пространстве площадку для создания своего интернет-проекта.
Источник: http://journal.homocyberus.ru/Obydenkova_V_Tehnologija_organizacii_i_realizacii_internet-proektirovanija_v_pedagogicheskih_vuzah