Этапы развития информационного общества — студенческий портал

Развитие информационного общества чаще всего связывают с несколькими этапами, перечислим их:

  1. Первый этап – связан с изобретением письменности. Это обусловило качественный гигантский и количественный скачек в развитии общества. Знания стало возможно накапливать и передавать последующим поколениям, т.е. появились средства и методы накопления информации. В некоторых источниках считается, что содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка.
  2. Второй этап – изобретение книгопечатания. Это дало в руки человечеству новый способ хранения информации, а так же сделало более доступным культурные ценности.
  3. Третий этап– изобретение электричества. Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать и накапливать информацию в любом объеме. Появились средства информационных коммуникаций.
  4. Четвертый этап – изобретение микропроцессорной технологии и персональных компьютеров. Толчком к этой революции послужило создание в середине 40-х годов  ЭВМ.  Эта последняя революция дала толчок человеческой цивилизации для переходы от индустриального к информационному обществу- обществу, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знанием. Началом этого послужило внедрение в различные сферы деятельности человека современных средств обработки и передачи информации – этот процесс называется информатизацией.

Этапы развития информационного общества - Студенческий порталРазвитие информационного общества

Информационные ресурсы общества

Информация окружает нас со всех сторон, она содержится в человече­ской речи, книгах и журналах, сообщениях радио и телевидения, показаниях аппаратов и приборов. Она не может существовать без своего носителя. Носителем информа­ции может быть материальный предмет (камень, дерево, папирус, бумага).

Могут быть волны различной природы (световые, звуковые, электромагнитные) или разные состояния вещества. Внешние носители информации служат для многократного использо­вания. Это записные книжки, справочники, магнитные записи, картины, фото- и кинодокументы.

Любое государство, общество, форма и частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности.

Ресурс – это запас или источник некоторых материальных ценностей.

Информационные ресурсы – это знания людей, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации. К информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости.

Основные характерные черты информационного общества

Информационное общество — теоретическая концепция варианта постиндустриального общества. Другими словами, это историческая фаза развития цивилизации, для которой характерно быстрое увеличение информации и знания в едином информационном пространстве. В качестве главных продуктов производства в нем выступают информация и знания.

Отличительные черты инф. общества:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • эффективное информационное взаимодействие людейих доступ к мировым информационным ресурсамудовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
  • развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

Свойства информации

Информация является частью окружающего мира, т.е. его объектом. И, как любой объект, информация должна обладать некоторыми свойствами,  позволяющими отличать ее от других объектов. Можно привести немало разнообразных свойств информации. Однако для информатики наиболее существенными являются следующие свойства:

1) Объективность и субъективность – зависит от человеческого фактора.2) Полнота, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает   принятие   решений   или   может   повлечь   ошибки.

3) Актуальность – актуальную информацию важно  иметь   при   работе   в   изменившихся   условиях.4) Достоверность, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.5) Понятность.

Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Инфор­мация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

6) Доступность – возможность получения информации7) Адектватность – степень соответствия реальному объективному состоянию дела.

Насколько хорошо вы усвоили тему? Пройти тест

Помогая проекту BEST-EXAM, вы делаете образование более доступным для каждого человека, внесите и вы свой вклад — поделитесь этой статьей в социальных сетях!

Источник: https://best-exam.ru/osnovnie_etapi_info_obshestva/

Информационное общество и компьютерная революция: основные этапы развития

  • INFORMATION SOCIETY AND THE COMPUTER REVOLUTION: THE MAIN STAGES OF DEVELOPMENT
  • Natalia Gavrilova
  • student, Samara state technical University,
  • Russia, Samara
  • АННОТАЦИЯ

Данная работа посвящена изучению истории развития информационного общества, многократным информационным революциям, которые отражают неслыханный масштаб и оказывают воздействие электронных предметов на становление экономики, развитие науки, разрастание техники, расширение образования и культуры. Компьютерная отрасль преподнесла людям огромные возможности. Благодаря компьютерной революции значительно увеличился объем знаний, мировосприятие, методика мышления, мироощущение людей.

ABSTRACT

This work is devoted to the study of the history of the information society, multiple information revolutions that reflect the unprecedented scale and impact of electronic objects on the formation of the economy, the development of science, the growth of technology, the expansion of education and culture. The computer industry has presented people with great opportunities. Thanks to the computer revolution, the volume of knowledge, perception of the world, methods of thinking, attitude of people has increased significantly.

Ключевые слова: информация, знания, технологии, компьютерная революция, прогресс.

Keywords: information, knowledge, technology, computer revolution, progress.

В истории развития общества многократно происходили существенные изменения в информационном мире, вызванные появлением нового оборудования и способов обработки информации, которые официально называют информационными революциями.

С их установлением общество перерастало на более высокий уровень развития и приобретало нововведения.

Информационные революции обозначали поворотные моменты в мире, которые предвещают рождение новых стадий развития цивилизации, возникновение и становление совершенно обновленных технологий.

Информационное общество – среда, в которой большая часть работников создает, защищает, обрабатывает и воспроизводит информацию, в частности знания.[1]

Информация в информационной среде – знания всемирного потребления, допуск к которому предоставляется любому человеку.  Оценивают уровень становления общества критериями, которые показывают количество компьютеров, количество присоединений к интернет сети, количество мобильных телефонов и т.д.

Признаками информационного общества являются:

-знание человечеством важности информации перед другим предметом человеческой деятельности.

-первичной основой всяческих направлений деятельности человека (культурно-творческой, научно-производственной, экономической, образовательной, политической и т.п.) выступает  информация.

  1. — результатом деятельности инновационного общества – есть информация;
  2. — в современном мире  информация является предметом торговых отношений;
  3. -похожие источники в доступе к информации всех общественных слоев.
  4. -безопасность информационной среды, информационных данных.
  5. -гарантия интеллектуальной ценности.
  6. -сотрудничество государственных структур осуществляется посредством информационных технологий;
  7. -контроль государством информационно-коммуникационного оборудования общественных организаций;
  8. Помимо позитивных случаев предсказывают и опасные направленности информационной среды:
  9. — в последнее время огромное влияние  СМИ  на человечество;
  10. -информационный прогресс имеет возможность погубить личную жизнь человека и предприятий;
  11. -существует трудность отбраковки обоснованной и высококачественной информации;
  12. -значительной части людей будет довольно трудно приноровиться и подстроиться  к информационной среде;
  13. -существует угроза недопонимания между людьми, которые работают информационными технологиями  и заказчиками, потребителями.

Первоначальная революция в информационной среде началась с возникновением письменности, благодаря которой сформировался великий сдвиг в развитии социума. Письменность предоставила возможность приобретать и комплектовать знания в изложенной на бумаге форме и сохранять информацию до следующих поколений.

Общества, которые освоили письменность, выделялись среди других более быстрым развитием, приобретением более высокого результата в культурной и экономической сфере. К таким цивилизациям относятся такие страны, как Древний Египет, Китай, Междуречье. Алфавитный метод письма переместил центры развития  в Рим и Грецию.

Со стороны информационного общества возникновение письменности возможно проанализировать как создание совершенно нового метода и средства хранения информации. [2]

Этапы развития информационного общества - Студенческий портал

Рисунок 1. Этапы информационных революций

Вторая революция в информационной среде выпадает на середину XVI века (в эпоху Возрождения). Она взаимосвязана с возникновением книгопечатания, изобретением которого кардинально поменяло человеческую деятельность, культуру и организацию общества.

Информация приобрела доступность для большого количества людей. С появлением книгопечатания, человечество получило совершенно новые методы хранения, усовершенствования, развития, приумножения информации.

Увеличились темпы развития науки и технической среды, возникли инновационные направления в промышленности, напечатанная продукция стала наиболее общедоступной.

С точки зрения информационного общества посредством второго этапа информационной революции метод систематизирования информации стал более доступным, универсальным, приближенным к эталону.

Третья информационная революция состоялась ближе в концу XIX века.

Изобретение электричества сформировало главный революционный прогресс, который повлек за собой появление радио, телефона, телеграфа, которые позволяют человеку осуществлять быстрое приобретение, передачу и формирование информации даже в больших объемах.

Получили развитие также информационные коммуникации, которые давали возможность наиболее оперативно обмениваться информацией людям на огромных расстояниях, что играло важную роль для информатики. [2]

Четвертым этапом революции информационного общества является момент возникновения микропроцессорной техники и персональных компьютеров. Этот информационный прогресс относится к 1970-м годам.

Мотивацией преобразования механических и электрических средств переработки информации к электронным послужило создание микрокомпьютера. Начали развиваться компьютерные телекоммуникации, совершенно изменившие методы обработки информации.

Четвертая революция в информационном обществе содействовала становлению информационного среды.

Главным компонентом научно-технической революции, которая произошла во второй половине XX века и оказала огромное влияние на жизнь общества, является компьютерная революция. Именно это понятие отражает неслыханный масштаб и оказывающее воздействие электронных предметов на становление экономики, развитие науки, разрастание техники, расширение образования и культуры.

Компьютерная техника возглавляет информационную среду, которая предоставляет возможность продуктивно пользоваться новыми технологиями. Информатика, вычислительная техника и автоматизированные комплексы оказывают революционное воздействие на проектно-конструкторские разработки и научные исследования, управление хозяйственной и духовной жизнью.

С наступлением второй половины XX века радикально изменяется суть и понятие общего и квалификационного обучения, видоизменяется постановка проблемы эволюционирования личности и  человеческого интеллекта. Образ жизни человека, в котором начала преобладать компьютерная техника, оказывает серьезное влияние на мироощущение людей.

Происходят изменения в установлении формирования материальных и духовных ценностей, увлечений всевозможных возрастных групп населения. С наступлением компьютерной революции взаимосвязаны очевидные изменения в духовно-культурной области и социально-политической сфере. Компьютеризация проникла во все области общественного сознания.

В современном мире политическая сфера контролирует социальное общество, ограничивает свободу граждан с помощью компьютерной глобализации.  С помощью компьютерных технологий люди могут совершать и творить уникальные вещи. До тех пор пока человечество не раскрыло все возможности компьютерной техники, развитие информационного общества будет продолжаться.

 На тот момент, когда все возможности будут изучены, ЭВМ потеряет роль “интересной игрушки”, но не потеряется из виду, а займет особенно важное положение в инструментарии цивилизации.

Компьютер на данный момент есть у каждого: для кого-то это рабочий инструмент,  кто-то с помощью него отдыхает, развлекается, кто-то ищет и обрабатывает информацию. Он дает возможность воплотить идеи в жизнь.

В Соединённых Штатах Америки информационная среда и сфера услуг занимает около 80% всех трудящихся людей, менее 20% приходится на промышленную сферу деятельности и менее 3% — на сельское хозяйство. В среднем такая же ситуация отмечается в более развитых странax Западной Европы, где в информационная среда и сфера услуг работают в среднем от 70 до 75% трудозанятых.

Читайте также:  Виды эксперимента - студенческий портал

Это радикально меняет социальную структуру общества и существенно трансформирует жизненные установки, ценности, престижные паритеты и массовое общественное сознание. Сама фигура рабочего заметно меняет очертания, а его социальное положение, уровень защищенности и благосостояния принципиально меняют жизненные ориентиры и политические амбиции.

Такой работник значительно больше заинтересован в общенациональном и государственном процветании, чем в захвате политической власти, углублении классовой борьбы и в реализации других аксессуаров преписывающегося ему классового сознания.

Таким образом, мощный переброс трудящихся в информационную среду и сфера услуг вызывает целую череду дополнительных социальных изменений в общественном организме и в сознании общества. Компьютеризация, информатизация и медиатизация общества в целом, особенно если они проводятся решительно и последовательно, всегда ведут к радикальным и революционным изменениям социальных структур.

В силу развития микроэлектроники сверхбыстрый рост вычислительных характеристик в последнее десятилетие достигался в рамках архитектур, воплощающих так называемую классическую модель последовательного счета.

Такую модель выдвинул 50 лет назад известный математик Дж. фон Нейманом.

Она стала основой развития вычислительной техники, тем образцом машинного счета, которая открыла и составила целый исторический период становления массовой компьютерной индустрии, а следовательно и компьютерной революции.

Анализ архитектуры новейших супермикропроцессоров показывает, что наличие трех и более миллионов транзисторов на кристалле дает возможность в полном объеме воплощать решения, апробированные в больших машинах IBM, CDC, CRAY и других периода 60 — 80 годов. На фоне впечатляющих успехов все же необходимо учитывать, что предельная архитектура — исчерпанный идейный ресурс.

Для колоссальной компьютерной индустрии энергии оставшегося идейного топлива хватит еще на 3-5 лет движения по скоростной автостраде накатанных архитектурных решений. Далее мы выходим на границы более обширных, но практически неустроенных территорий, которые не подпадают под юрисдикцию классической модели последовательного счета — простейшей из схем машинных вычислений.

[3]

Трудно не заметить, что ввиду всемирной компьютеризации почти весь интеллектуальный ресурс уже задействован. Практически все способные программировать уже программируют. Это крайне затрудняет увеличение объемов производства программ с помощью технологий программирования, ориентированных на человеческий фактор.

Справедливо заметить, что исчерпание структурного и функционального ресурсов господствующей полвека модели совпало во времени с исчерпанием интеллектуального резерва человечества, который те же полвека с нарастающей интенсивностью использовался для пополнения армии программистов, обеспечивавшей прогресс компьютерной индустрии.

В современном мире обстановка кардинально изменилась. Компьютерная отрасль преподнесла людям огромные возможности.

 Всемогущий компьютер на сегодняшний день уже имеет возможности заменять человека в системе государственного информационного агрегата, приняв однообразные и скучные   обязанности обработки информации, которыми многое время достаточно малоэффективно занимался человек.

Подводя итоги можно сказать, что перед современным обществом открыта реальная перспектива освобождения человечества из тысячелетий плена информационного молоха и построения гармонического информационного общества, в котором единое и равнодоступное информационное пространство обеспечит личности истинную свободу, людям — социальное равенство, машинам — активных и заинтересованных работодателей. Информационный прогресс непременно приведет к социальной гармонии.[3]

  • Последствиями компьютерной революции являются:
  • -компьютерный прорыв является очень противоречивым моментом, хотя без этого в современном мире невозможно представить нашу жизнь;
  • -компьютерная революция очень сильно повлияла на развитие общества, только следует понять, что следует за эти развитием, лучшая или худшая сторона этого вопроса;
  • -значительно увеличился объем знаний, мировосприятие, методика мышления, мироощущение людей.
  • Список литературы:
  1. Этапы развития информационного общества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spravochnick.ru/informacionnye_tehnologii/etapy_razvitiya_ informacionnogo_obschestva/( дата обращения: 20.11.2019).

Источник: https://sibac.info/journal/student/84/162104

Тема 1. Информационное общество и информационные технологии

Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество».

Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер.

Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации — телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

  Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью.

Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности).

Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

  Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства.

Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет.

Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

  Электронное государство — это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

  Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации (http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

  Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина).

Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций).

Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

  Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»).

Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны.

Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы.

В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название «Европейская сфера исследований» (ERA — «European Research Area»). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

  Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект «Электронная Европа» (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

  В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом.

В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран.

Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

  Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы.

Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания.

Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

  Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

  К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров.

Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

  Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

  В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

  Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня — модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).

Этапы развития информационного общества - Студенческий портал Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

  •  Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:
  • — формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;- совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;- развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;- развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;- сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
  • противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.
Читайте также:  Медицинская психология - как меняется стиль обучения и мышления? 

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества.

Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

* * *

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни.

В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

ПрактикаУпражнение 1.1

Источник: https://u3a.itmo.ru/tema1.html

Информационное общество: история и этапы развития. Этапы развития вычислительной техники

  • Первая информационная революция связана с появлением письменности. Письменность дала людям возможность для накопления и распространения знаний.
  • Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с книгопечатанием. Возникла возможность сделать информацию массово-доступной, а не только ее сохранять. Грамотность стала явлением, охватившим широкие массы народа. Произошло ускорение роста науки и техники, приведшее к промышленной революции. Книги перешагнули национальные границы, что привело к началу создания общечеловеческой цивилизации.
  • Третья информационная революция (конец XIX в.) была вызвана большим прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили быстро передавать информацию на большие расстояния.
  • Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессоров и персональных компьютеров. Вскоре возникли компьютерные телекоммуникации, сильно изменившие системы хранения и поиска информации. Четвертая информационная революция произвела существенные перемены в развитии общества, появился новый термин «информационное общество».

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Информация становится предметом всеобщего потребления.

Информационное общество обеспечивает любому субъекту доступ к любому источнику информации. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества — количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и стационарных телефонов и т.д.

Этапы развития информационного общества - Студенческий портал

Отличительные черты информационного общества:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
    • эффективное информационное взаимодействие людей;
    • их доступ к мировым информационным ресурсам;
    • удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
  • развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

Своим названием термин «информационное общество» обязан профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши, чей термин был использован в появившихся практически одновременно — в Японии и США — в работах Ф. Махлупа (1962) и Т. Умесао (1963).

В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский, Дж. Нэсбитт, М. Порат, Т. Стоунер, Р. Карц и др.

Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.

  • Первый этап занимает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ в которых на смену механическим деталям пришли электронные лампы.
  • Второй этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров, использующих интегральные схемы, и их серийного производства.

Телекоммуникационная революция связана с появлением волоконно-оптических технологий и спутниковых технологий.

Слияние телекоммуникационных и компьютерной технологий породило на рынке много новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран. Они считают необходимым ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать национальное богатство.

Информационные технологии стоят гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам высокий уровень жизни. А лидерство в информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.

Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций стали создаваться информационные сети огромных масштабов, в том числе глобальные. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.

Под информационными ресурсами понимается информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.).

Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру.

Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.

Между информационными и другими ресурсами существует одно различие: всякий ресурс после использования исчезает, а информационный — нет, им можно пользоваться много раз, он может копироваться без ограничений. Более того, информационный ресурс имеет склонность увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, чаще при этом появляется дополнительная информация.

Информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. По категориям доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом делится, в свою очередь на информацию, составляющую государственную тайну и просто конфиденциальную.

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Из истории человечества нам известно, что некоторые научные изобретения сильно повлияли на ее ход, на развитие цивилизации.

К их числу относятся изобретение колеса, парового двигателя, открытие электричества, овладение атомной энергией и пр.

Процессы резкого изменения в характере производства, к которым приводят важные научные открытия, принято называть научно-технической революцией (НТР).

Появление компьютерной техники во второй половине XX века стало важнейшим фактором научно-технической революции.

  • Первый этап начинается с создания первой электронно-вычислительной машины ENIAC (ЭВМ) в 1945 году. Приблизительно в течение 30 лет компьютерами пользовалось небольшое число людей, в основном в научной и производственной областях.
  • Второй этап начинается в середине 70-х годов и связан с появлением и всеобщим распространением персональных компьютеров (ПК). ПК стали широко применяться не только в науке и производстве, но и в системе общего образования, сфере обслуживания, быту. ПК вошли в дом как один из видов бытовой техники наряду с телевизорами, магнитофонами.
  • Третий этап связан с появлением глобальной компьютерной сети Интернет. С появлением Интернета ПК, который помещается на письменном столе, стал окном в огромный мир информации. Появились такие понятия, как «мировое информационное пространство», «киберпространство». Именно появление Интернета дает возможность говорить о том, что в истории цивилизации наступает этап «информационно-ориентированного общества».

С распространением ПК возникает понятие компьютерной грамотности. Компьютерная грамотность — необходимый уровень знаний и умений человека, позволяющий ему использовать ЭВМ для общественных и личных целей.

На первом этапе истории ЭВМ компьютерная грамотность сводилась к умению создавать программы. Программирование изучалось главным образом в высших учебных заведениях, владели им ученые, инженеры, профессиональные программисты.

На втором этапе под общим уровнем компьютерной грамотности стали понимать умение работать на ПК с прикладными программами, выполнять минимум действий в среде операционной системы. Компьютерная грамотность на таком уровне становится массовым явлением благодаря обучению в школе, на многочисленных курсах, в самостоятельном режиме.

На третьем, современном этапе, важным элементом компьютерной грамотности становится умение пользоваться сетью Интернет и его ресурсами.

Один из этапов перехода к информационному обществу — компьютеризация общества, где все внимание отдано развитию и всеобщему внедрению компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

Основной инструмент компьютеризации — ЭВМ (или компьютер). Человечество проделало долгий путь, прежде чем достигло современного состояния средств вычислительной техники.

Этапы развития вычислительной техники

  • Ручной период автоматизации вычислений начался на заре человеческой цивилизации. Он базировался на использовании пальцев рук и ног. Счет с помощью группировки и перекладывания предметов явился предшественником счета на абаке- наиболее развитом счетном приборе древности. Аналогом абака на Руси являются дошедшие до наших дней счеты. Использование абака предполагает выполнение вычислений по разрядам, т.е. наличие некоторой позиционной системы счисления. В начале XVII века шотландский математик Дж. Непер ввел логарифмы, что оказало революционное влияние на счет. Изобретенная им логарифмическая линейка более 360 лет прослужив инженерам. Она, несомненно, является венцом вычислительных инструментов ручного периода автоматизации.
  • Развитие механики в XVII веке стало предпосылкой создания вычислительных устройств и приборов, использующих механический способ вычислений. Вот наиболее значимые результаты, достигнутые на этом пути. 1623 г. — немецкий ученый В.Шиккард описывает и реализует в единственном экземпляре механическую счетную машину, предназначенную для выполнения четырех арифметических операций над шестиразрядными числами. 1642 г. — Б. Паскаль построил восьмиразрядную действующую модель счетной суммирующей машины. 1673 г. — немецкий математик Лейбниц создает первый арифмометр, позволяющий выполнять все четыре арифметических операции.   Арифмометры использовались для практических вычислений вплоть до шестидесятых годов XX века. Английский математик Чарльз Бэббидж (Charles Babbage, 1792—1871) выдвинул идею создания программно-управляемой счетной машины, имеющей арифметическое устройство, устройство управления, ввода и печати. Второй проект Бэббиджа — аналитическая машина, использующая принцип программного управления и предназначавшаяся для вычисления любого алгоритма. Аналитическая машина состояла из следующих четырех основных частей: склад — память; мельница  — арифметическое устройство; устройство управления; устройства ввода/вывода. Одновременно с английским ученым работала леди Ада Лавлейс. Она разработала первые программы для машины, заложила многие идеи и ввела ряд понятий и терминов, сохранившихся до настоящего времени.
  • Электромеханический этап развития вычислительной техники явился наименее продолжительным и охватывает около 60 лет — от первого табулятора Г. Холлерита до первой ЭВМ «ENIAC”. 1887 г. — создание Г. Холлеритом в США первого счетно-аналитического комплекса, состоящего из ручного перфоратора, сортировочной машины и табулятора. Одно из наиболее известных его применений — обработка результатов переписи населения в нескольких странах, в том числе и в России. В дальнейшем фирма Холлерита стала одной из четырех фирм, положивших начало известной корпорации IBM. Начало — 30-е годы XX века — разработка счетноаналитических комплексов, на базе которых создаются вычислительные центры. В это же время развиваются аналоговые машины. 1930 г. — В.Буш разрабатывает дифференциальный анализатор, использованный в дальнейшем в военных целях. 1937 г. — Дж. Атанасов, К.Берри создают электронную машину ABC. 1944 г. — Г.Айкен разрабатывает и создает управляемую вычислительную машину MARK-1. В дальнейшем было реализовано еще несколько моделей.1957 г. — последний крупнейший проект релейной вычислительной техники — в СССР создана РВМ-I, которая эксплуатировалась до 1965 г.
  • Электронный этап, начало которого связывают с созданием в США в конце 1945 г. электронной вычислительной машины ENIAC. В истории развития ЭВМ принято выделять несколько поколений, каждое из которых имеет свои отличительные признаки и уникальные характеристики. Главное отличие машин разных поколений состоит в элементной базе, логической архитектуре и программном обеспечении, кроме того, они различаются по быстродействию, оперативной памяти, способам ввода и вывода информации и т.д.
Читайте также:  Запросы с групповыми операциями - студенческий портал

Екатерина Пашкова.

Источник: https://pedsovet.su/publ/175-1-0-3145

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. — 12group1

В развитии человечества существуют четыре этапа, названные информационными революциями, которые внесли изменения в его развитие.

  1. Первый этап – связан с изобретением письменности. Это обусловило качественный гигантский и количественный скачек в развитии общества. Знания стало возможно накапливать и передавать последующим поколениям, т.е. появились средства и методы накопления информации. В некоторых источниках считается, что содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка.
  2. Второй этап – изобретение книгопечатания. Это дало в руки человечеству новый способ хранения информации, а так же сделало более доступным культурные ценности.
  3. Третий этап– изобретение электричества. Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать и накапливать информацию в любом объеме. Появились средства информационных коммуникаций.
  4.  Четвертый этап – изобретение микропроцессорной технологии и персональных компьютеров. Толчком к этой революции послужило создание в середине 40-х годов ЭВМ. Эта последняя революция дала толчок человеческой цивилизации для переходы от индустриального к информационному обществу- обществу, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знанием. Началом этого послужило внедрение в различные сферы деятельности человека современных средств обработки и передачи информации – этот процесс называется информатизацией

Основные черты информационного общества

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. 

Некоторые характерные черты информационного общества:

  1. Объёмы информации возрастут и человек будет привлекать для её обработки и хранения специальные технические средства.
  2.  Неизбежно использование компьютеров.
  3. Движущей силой общества станет производство информационного продукта.
  4. Увеличится доля умственного труда, т.к. продуктом производства в информационном обществе станут знания и интеллект.
  5. Произойдёт переоценка ценностей, уклада жизни и изменится культурный досуг.
  6. Развиваются компьютерная техника, компьютерные сети, информационные технологии.
  7. У людей дома появляются всевозможные электронные приборы и компьютеризированные устройства.
  8. Производством энергии и материальных продуктов будут заниматься машины, а человек главным образом обработкой информации.
  9. В сфере образования буде создана система непрерывного образования.
  10. Дети и взрослые смогут обучаться на дому с помощью компьютерных программ и телекоммуникаций.
  11. Появляется и развивается рынок информационных услуг. 

Виды профессиональной информационной деятельности человека сиспользованием технических средств и информационных ресурсов .

Деятельность человека, связанную с процессами получе­ния, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью.

 В настоящее время компьютеры используются для обра­ботки не только чисел, но и других видов информации. Бла­годаря этому компьютеры прочно вошли в жизнь современ­ного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

 Но к современным техническим средствам работы с ин­формацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хра­нение:

  • Сетевое оборудование: модемы, кабели, сетевые адаптеры.
  • Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи.
  • цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны.
  • Записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.).
  • Полиграфическое оборудование.
  • Цифровые музыкальные студии.
  • Медицинское оборудование для УЗИ и томографии;
  • Сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаме­нах и избирательных участках;
  • ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала в компьютер.
  • Плоттеры и различные принтеры.
  • Мультимедийные проекторы.
  • Флэш-память, используемая также в плеерах и фотоап­паратах.
  • Мобильные телефоны.

 Кроме персональных компьютеров существуют мощные вычислительные системы для решения сложных науч­но-технических и оборонных задач, обработки огромных баз данных, работы телекоммуникационных сетей:

  • Многопроцессорные системы параллельной обработки данных (управление сложными технологическими про­цессами).
  • Серверы в глобальной компьютерной сети, управляю­щие работой и хранящие огромный объем информации.
  • Специальные компьютеры для проектно-конструкторских работ.

Источник: https://www.sites.google.com/site/12group2/osnovnye-etapy-razvitia-informacionnogo-obsestva-etapy-razvitia-tehniceskih-sredstv-i-informacionnyh-resursov

Сайт преподавателей информатики КМТТМП — Тема 1.1

Тема 1.1. 
Основные
этапы развития информационного общества. 

 Информационные революции.

     Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем энергией и, наконец, информацией. С самого начала человеческой истории возникла потребность передачи и хранения информации. 

     Для передачи информации сначала использовался язык жестов, а затем человеческая речь. Для хранения информации стали использоваться наскальные рисунки, а в IV тысячелетии до нашей эры появилась письменность и первые носители информации (шумерские глиняные таблички и египетские папирусы). 

     История создания устройств для обработки числовой информации начинается также с древности – с абака (счетной доски, являющейся прообразом счетов). В истории человечества несколько раз происходили настолько радикальные изменения в информационной области, что их можно назвать информационными революциями.

     По мере развития общества, научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах обработка и целенаправленное преобразование информации — осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.  

    Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Изобретение письменности позволило накапливать и распространять знания.

Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай.

Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

     Вторая информационная революция (середина XV века) связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности.

Массовое распространение печатной продукции сделало доступными культурные ценности, открыло возможность самостоятельного обучения.

С точки зрения информатики, значение этой революции в том, что она выдвинула качественно новый способ хранения информации.

    Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появился телеграф, телефон, радио, которые позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Этот этап важен для информатики тем, что появились средства информационной коммуникации.  

  Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).

Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

1. переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

2. миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

3. создание программно-управляемых устройств и процессов. 

  • Этапы развития ЭВМ
  •     Нулевой этап — До 1940г.
  •     Элементная база: механизмы.

   Основная характеристика: Созданы арифмометр, первая электрическая счетная машина. Пример: Абак, логарифмическая линейка. 

   Первый этап (1941-1954)

   Элементная база: Электронные лампы.

   Быстродействие: 2-3 тыс. операций в секунду. 

  Основная характеристика: ЭВМ имеют огромные размеры, низкая степень надежности программирование ведется на машинных кодах, для ввода данных используются перфокарты.

   Пример:ENIAC 

  Второй этап (1955-1960) 

   Элементная база: Полупроводниковые диоды — транзисторы.

   Быстродействие: 30 тыс. операций в секунду. 

  Основная характеристика: операционная система, расширилась сфера применения компьютеров, уменьшились размеры и потребление электроэнергии, программирование происходит на алгоритмных языках.

   Пример: IBM-7090

 Третий этап (1960-1975)

  Элементная база: Интегральная схема.

  Быстродействие: 500 тыс.-2 млн. операций в секунду.

  Основная характеристика: производство компьютеров приобретает промышленный размах, появление первых микрокомпьютеров, фирма Intel выпустила первый микропроцессор, зарождение сити Интернет.

  Пример: Компьютеры семейства ЕС.

  1.   Четвертый этап (с 1975)
  2.   Элементная база: Микропроцессор.
  3.   Быстродействие: Десятки миллионов операций в секунду.
  4.   Основная характеристика: Создан персональный компьютер. 

  Перспективы развития. работа над созданием искусственного интеллекта началась с 1985г.

  С середины XX века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации (ЭВМ, а затем персонального компьютера), начался постепенный переход от индустриального общества к информационному. 

    Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний.

Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации.

Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. 

   Четвертая информационная революция привела к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин – «информационное общество».

    Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

    Информационное общество – современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.

Отличительные черты информационного общества:

• увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

• возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг;

• нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

• создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

      В качестве критериев информационного общества можно перечислить следующие:

• наличие компьютеров,

• уровень развития компьютерных сетей

• доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.

    В информационном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов будет все в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию.

Прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и отысканию наиболее рационального решения.

В информационном обществе в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций. 

Источник: http://emit.do.am/index/tema_1_1/0-45

Ссылка на основную публикацию