Философская антпропология — студенческий портал

Философская антпропология - Студенческий портал

Студент второго курса магистерской программы «Философская антропология» Кирилл Мартемьянов делится своими впечатлениями о научной и культурной программе летней школы.

Философская антпропология - Студенческий портал

30 сентября состоялось организационное собрание студентов магистерских программ «Философская антропология» и «Философия и история религии».

2 сентября  2019

Философская антпропология - Студенческий портал

Победитель конкурса делится своими впечатлениями о возможностях Программы двойных дипломов, реализуемых философской магистратурой ВШЭ и Университетом Париж — Сорбонна IV.

Философская антпропология - Студенческий портал

Магистр философии Софья Коваль рассказывает  о Программе «Философская антропология» и своём опыте обучения в Высшей школе экономики

25 июля  2018

Философская антпропология - Студенческий портал

Выпускница Анастасия Лепетюхина делится своими впечатлениями о Программе и итогах  обучения в философской магистратуре

24 июля  2018

Выпускник Программы, академический аспирант Артур Третьяк рассказывает о своем опыте обучения в НИУ ВШЭ и о стиле организационной культуры философской магистратуры

15 декабря  2017

Выпускник Программы, аспирант Григорий Часовских рассуждает о ценностях философского образования, нормах профессиональной этики и своем опыте приобщения к философскому цеху Вышки

15 декабря  2017

Выпускница Амелина Яна рассказывает о возможностях, предоставляемых нашей Программой

13 декабря  2017

Выпускник программы «Философия и религиоведение», академический аспирант Илья Павлов делится своими впечатлениями о Программе

12 декабря  2017

Источник: https://www.hse.ru/ma/philosophical/students/

Официальный сайт университета имени А.И. Герцена | Кафедра философской антропологии и общественных коммуникаций

  • PR — это ФилософияИФЧ, приём 2018
  • Философская антпропология - Студенческий портал
  • Кафедра философской антропологии и общественных коммуникаций открывает набор в бакалавриат.

По окончании обучения выдается диплом по специальности «реклама и связи с общественностью», который позволяет работать как в сфере образования, так и в медиа. Наши выпускники работают на телевидении, в интернет-СМИ, крупнейших маркетинговых и PR-агентствах, а также ведущих вузах и школах страны.

Сотрудники кафедры — практикующие продюсеры, редакторы, журналисты и медиаменеджеры. Мы не только знаем теорию современной коммуникации, но и научим тому, как ее применять в реальной практике.

Гуманитарное образование — ключ к профессиональному успеху в медиасреде. Обучение на кафедре философской антропологии и общественных коммуникаций сочетает в себе фундаментальность теории и динамику практики.

Мы не учим шаблонам. Мы учим их создавать.

        Философская антпропология - Студенческий портал      Когда-то Гераклит сказал: «Одни пришли в этот мир, чтобы торговать, другие – чтобы бороться, но лишь немногие – чтобы созерцать». 

Современная эпоха требует от человека синтетического умения делать всё. Лишь немногим удается найти гармонию на этом пути; и школа мысли – пожалуй, единственное надежное основание, которое позволяет быть уверенным в своем завтрашнем дне. Школа мысли – это то, что всегда востребовано и то, что объединяет нас — профессионалов и тех, кто только готовится ими стать.

Итак, дорогие друзья, приветствуем вас на территории Института философии человека!

Здесь, среди философов, культурологов и адептов художественного образования процветает и наше дружное студенческо-преподавательское сообщество. Кафедра философской антропологии и общественных коммуникаций – уникальное пространство, в котором рождаются мифические истории, стратегии успеха и надежные связи, которые останутся с вами на долгие годы.

Желаем всем студентам кафедрыФилософской антропологии и общественных коммуникацийрезультативного, интересного обучения, успехов на пути получения знаний и покорения новых вершин!

С уважением,Преображенская Кира Владиславовна

Источник: https://www.herzen.spb.ru/main/structure/inst/ifch/deps/philantropcom/

Философская антропология

Направление 47.03.01 Философия
Профиль «Философская антропология»

(очная и заочная формы обучения)

Философская антпропология - Студенческий портал Реализуемая в институте философии человека образовательная программа по профилю «Философская антропология» отвечает современным международным требованиям к подготовке обучающихся по гуманитарным направлениям. Предлагаемый ракурс изучения философского и социокультурного материала отражает исследовательские тенденции проблемы человека в ведущих отечественных и мировых вузах.

  • Изучая дисциплины образовательной программы, обучающиеся проходят путь погружения в круг философско-антропологических, теоретико-познавательных и социально-философских проблем, знакомятся с результатами наиболее значимых исследований в области теоретического и практического мышления, а также в познании закономерностей бытия человека и общества.
  • Область профессиональной деятельности выпускников кафедры включает образовательную, научно-исследовательскую, культурно-информационную и управленческую сферы. 
  • Иными словами, широкая и фундаментальная гуманитарная подготовка, которую получают выпускники программы «Философская антропология», с одной стороны, позволяет успешно продолжить обучение в рамках магистратуры и аспирантуры, вести исследования и получать профессиональную реализацию в академической или образовательной среде, а с другой, работать в масс медиа, консалтинге, быть эффективным и универсальным сотрудником коммерческих и государственных организаций.
  • В процессе обучения студенты получают знания и навыки, необходимые для работы:
  • преподавателя философии и философско-культурологических дисциплин в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях;
  • сотрудника редакционных и информационно-аналитических отделов издательств и СМИ;
  • научного сотрудника в исследовательских институтах;
  • пресс-секретаря и специалиста в области социального развития в производственных, государственных, управленческих и коммерческих структурах;
  • сотрудника комитета по образованию различного уровня и др.

После обучения и защиты выпускной квалификационной работы выдается диплом государственного образца.

Полученное образование позволяет выпускникам стать практикующими специалистами широкого профиля в области современного гуманитарного знания, быть востребованными не только как академические ученые и преподаватели, но также в качестве аналитиков, редакторов в широкой области гуманитарной критики, арт-проектах, бизнес-структурах, издательской, музейной, библиотечной деятельности, медиасфере, в различных государственных и общественных формах управления культурными процессами.

Изучаемые профильные дисциплины:

  • Риторика
  • Период учений о природе в античной философии
  • Антропологический период античной философии
  • Основные этапы и направления философии эпохи Средневековья
  • Философия эпохи Возрождения
  • Философия Нового времени как учение о научном методе
  • Немецкая классическая философия
  • Основные направления западной философии XIX века
  • Неопозитивизм и аналитическая философия
  • Феноменология и герменевтика
  • Становление и особенности славяно-русской философской традиции (Средневековье — XVIII век)
  • Основные направления русской философии XIX — начала XX века
  • Современная русская философия (XIX — начало XX века)
  • Русская духовная философия
  • Круг проблем и эволюция учений о бытии в европейской философии
  • Принципы детерминизма  и развития
  • Происхождение и сущность сознания
  • Проблема познаваемости мира
  • Классическая и неклассические концепции истины
  • Проблема рациональности в современной философии
  • Методы философского познания
  • Общество и природа
  • Философия истории
  • Культурно-цивилизационные стратегии социальной эволюции
  • Основные сферы жизни общества
  • Философия и идеология
  • Философские основания науки
  • История науки и техники
  • Методы и формы научного знания
  • Основы формальной логики
  • Элементарное введение в символическую логику
  • Концепции новой риторики
  • Основные направления современных философско-антропологических исследований
  • Философия и психология общения
  • Философия культуры
  • Мировые религии
  • Идеология сектантства и сектоведение
  • Философия религии
  • Философские проблемы современного естествознания и математики
  • Философия права
  • Философия экономики
  • Философия управленческих решений
  • История этических учений
  • Предмет и категории этики
  • История эстетических учений
  • Предмет и категории эстетики
  • Духовные константы и этика нигилизма
  • Деонтология
  • Общество знания
  • Идея постистории в современной мысли
  • Экология человека
  • Проблема пределов роста в социальной философии
  • История и теория диалектики
  • Философская герменевтика и гуманитарные науки
  • Основы научно-исследовательской деятельности
  • Основы методики обучения философии
  • Технологии разработки учебных программ по философии
  • Диалог философских традиций Востока и Запада
  • История философии как наука
  • Византийская философия
  • Философия Древней Стои
  • Мистицизм в Средние века и эпоху Возрождения
  • Философия и культура поздней Античности
  • Традиции романтизма и неклассические формы философствования
  • Философское введение в социальную антропологию
  • Философия власти
  • Переход от классической к неклассической философии
  • Структурализм и постструктурализм в культуре ХХ века
  • Философские основания геополитики
  • Нравственно-эстетическое воспитание
  • Идея университета и научные школы
  • Современная гуманитарная картина мира
  • Проблема смысла жизни
  • Человек в художественной картине мира
  • Человек в научной картине мира
  • Философия политики
  • Философия войны
  • Философские проблемы манипулирования общественным сознанием
  • Исследования будущего и прикладная футурология
  • Древний язык в генезисе философских понятий (древнегреческий, латынь)
  • Культурология
  • Этика
  • Эстетика
  • Профессиональная этика и деловой этикет

По окончании образовательной программы «Философская антропология» выпускники могут продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре, а также могут работать в качестве:

  • преподавателей философии и философско-культурологических дисциплин в средних, средне-специальных  и высших учебных заведениях;
  • сотрудников  в редакционных и информационно-аналитических  отделах издательств, средств массовой информации, телевидения и т. п.;
  • младших научных сотрудников  в научно-исследовательских институтах;
  • пресс-секретарей и специалистов в области социального развития в производственных, государственных, управленческих, бизнес структурах;
  • сотрудников комитетов образования (различного уровня) и т. д.

Вступительные испытания (ЕГЭ):

  1. История
  2. Русский язык
  3. Обществознание
  • Приемная комиссия РГПУ им. Герцена

Источник: https://philosophy.spb.ru/bfa

Профессиональное образование — скачать и читать онлайн электронные учебники бесплатно для вузов | Единое окно

  1. Отобранных ресурсов 55465
  • http://www.philosophy.ru/edu/ref/stol/01.html Учебное пособие рассматривает основные проблемы современной культурологической науки в её теоретическом и историческом аспектах. В пособии представлены такие разделы, как «Теоретическая культурология», «История зарубежной культуры», «Культура России», «Запад и Восток», «Культура и экономика. Управление институтами культуры». Предлагаемое учебное пособие может быть рекомендовано студентам заочной формы обучения негуманитарных специальностей. Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Профессиональное; Переподготовка и повышение квалификации;
  • http://students.gf.nsu.ru/medieval/calvin/oblozhka.html Кальвинизм — это название религиозно-философской системы, генератором фундаментальных идей которой и наиболее ярким выразителем был Жан Кальвин. В данной работе совершенно не ставилась задача дать полный и всесторонний анализ мировоззрения и деятельности Жана Кальвина. Были выбраны проблемы и темы, которые можно осветить на имеющемся круге источников и литературы, и которые позволяют в общих чертах представить то новое и специфическое, что внес с собой кальвинизм в культуру своего времени. Проанализированы представления Ж. Кальвина о современных ему культурных процессах, его отношение к Библии, церковной организации и смыслу существования человека. Сделана попытка на конкретных примерах продемонстрировать отличие кальвинизма от остальных форм протестантизма. Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее;
  • http://students.gf.nsu.ru/medieval/alien-f.html Цель настоящих методических указаний — дать предварительную информацию студентам о некоторых аспектах достаточно сложной и, в то же время, актуальной в научном, политическом и методологическом отношениях теме «Средневековая Европа и окружающий мир», помочь найти самостоятельный подход к исследуемым проблемам. Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее; Переподготовка и повышение квалификации;
  • http://basic.economicus.ru/guide/ Наглядная, легко запоминающаяся схема развития истории экономической мысли, на которую нанесены все наиболее известные зарубежные и российские экономисты и школы. Краткая аннотация по каждой персоналии и ссылка на ее страницу в «Галерее экономистов» портала Economicus.Ru делают знакомство с историей экономической мысли максимально удобным и легким. Тип материала: Наглядное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Среднее (полное) общее; Дополнительное детей;
  • http://slovari.ru/default.aspx?p=235 «Русский семантический словарь» является шеститомным изданием, в котором в многоступенчатых классах слов представлена система современной русской общеупотребительной лексики. Первичной единицей описания в словаре является значение слова; такие значения сгруппированы по частям речи и далее — по лексико-семантическим классам слов и их отдельным участкам. Словарь в целом охватывает около 300 000 лексических единиц — значений слов и фразеологизмов. Каждый том словаря представляет собой отдельное законченное произведение и может быть использован как самостоятельное лексикографическое исследование. Тип материала: Словарь; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Среднее (полное) общее; Высшее;
  • http://mat.1september.ru/1999/no40_1.htm Несколько методов решения одной геометрической задачи. Из архива журнала «1 сентября». Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Среднее (полное) общее;
  • http://www.philosophy.ru/edu/ref/soc/phi_benin.html Авторы учебного пособия, изданного БГПУ (Уфа, 1997 г.) видят основные цели и задачи курса социальной философии в процессе подготовки современного специалиста высшей квалификации в следующем: формирование теоретического образа мира, основанного на современных социально-философских подходах; знакомство с понятийным, категориальным аппаратом и основными дефинициями социальной философии; развитие навыков использования законов и категорий социальной философии для фундаментализации профессиональных знаний, дальнейшего развития творческого мышления. Учебное пособие состоит из следующих крупных блоков: предмет социальной философии, философия общества, философия истории, философия человека, философия культуры. Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;
  • http://www.kkr.ru Основные направления деятельности центра. Список и описания учебных курсов (компьютерные технологии, экономика, экология и др.). Информация о мероприятиях центра: конкурсах, выездных школах. Работы учащихся. Тип материала: Учреждения дополнительного образования детей; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Дополнительное детей;
  • http://www.philosophy.ru/edu/ref/gubin/00.html Представлены фрагменты учебника «Философия» / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. — М.: Русское слово, 1996. Электронная версия учебника состоит из двух частей: Часть 1. Исторические типы философствования; Часть 2. Теоретическая философия. Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;
  • http://www.infoliolib.info Электронная библиотека «In Folio» — собрание учебной, научной, художественной, справочной литературы, необходимой для преподавателей и студентов университетских специальностей. Ресурс содержит более 4 тысяч единиц хранения (текстов), из которых доступно для пользователей 1300. Ориентироваться в фондах позволяют алфавитный каталог по авторам, тематический каталог литературы по учебным дисциплинам, а также оригинальная поисковая система. Работа над библиотекой ведется в Интернет-центре филиала Кемеровского государственного университета в г. Анжеро-Судженске. Доступ к ресурсам библиотеки бесплатный. Тип материала: Полнотекстовая библиотека; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Общее; Профессиональное; Дополнительное;
  • Страницы ← предыдущая следующая →

Источник: http://window.edu.ru/catalog/resources?p_page=5&p_rubr=2.2.73.11.13

Факультет антропологии

Факультет, который до 2008 года назывался «факультет этнологии», организован А.К. Байбуриным в 1995 г. как не имеющая аналогов в России «обучающая аспирантура» в данной области.

Предлагаемое факультетом антропологии образование предназначено для тех, у кого уже есть высшее образование в сфере гуманитарных или общественных наук (о законченном высшем образовании свидетельствует диплом специалиста, бакалавра или магистра). 

Обучение на факультете включает магистерскую программу  «Культурная антропология» по направлению «Антропология и этнология» и дополнительные программы профессиональной переподготовки: «Культурная антропология» и  «Социальные исследования здоровья и медицины». 

Обучение на факультете сочетает в себе идеи и методы этнографии, социальной и культурной антропологии, фольклористики, лингвистики, семиотики.

Учебные курсы и исследования на факультете группируются вокруг трех предметных областей: культурной антропологии, фольклористики, социолингвистики, и студенты и слушатели получают возможность приобщиться ко всем из них, не замыкаясь в своей узкой специализации.

После ознакомления с основами всех трех дисциплин у магистрантов появляется возможность осознанного выбора своего научного пути и ближайшего исследовательского направления исходя не только из тематических, но и из методологических предпочтений.

Чаще всего исследования магистрантов и слушателей факультета посвящены изучению какого-либо современного сообщества, выделенного по тому или иному критерию (этническая, религиозная или профессиональная группа, пенсионеры, люди с нарушением слуха, носители определенного языка и т. п.), однако нередко проводятся и исторически-ориентированные исследования, основанные на архивных данных, а также исследования на материале современных записей и классических собраний фольклора.

Неформальная жизнь на факультете антропологии представлена не менее ярко, чем академическая, а праздничные мероприятия собирают не меньшую аудиторию, чем научные заседания. Подробнее о научной и неформальной жизни факультета можно узнать, присоединившись к нашим социальным сетям. 

  • Факультет антропологии в социальных сетях:
  • Контакты:
  • 191187 Санкт-Петербург,

Шпалерная ул., д. 1, ауд. 304-305

+7(812)3867636

anthropology@eu.spb.ru 

  1. Декан факультета — Илья Владимирович Утехин
  2. Заместитель декана факультета — Анна Александровна Клепикова
  3. Ассистент декана — Елена Леонидовна Кокорина 
  4. Администратор факультета — Неверович Эльвира Махмудовна

Источник: https://eusp.org/anthropology/about

Аннотация рабочей программы дисциплины «Проблема человека в современной философии» (кафедра философии, № 51)

Формирование у студента самостоятельного, гуманитарно-ориентированного мировоззрения, предполагающего ориентацию в социокультурной ситуации современного мира и понимание специфики человеческого бытия, а также знакомство с основными подходами и идеями современной философской антропологии.

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Проблема человека в современной философии» является дисциплиной по выбору вариативной части образовательной программы.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины «Проблема человека в современной философии» направлено на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций:

  • способности использовать основы философских и социокультурных знаний для формирования научного мировоззрения;
  • способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и  гражданской позиции;
  • способности работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;
  • способности к самоорганизации и самообразованию;
  • способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
  •    В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
  • знать
  • основные вопросы и проблемы человеческого бытия;
  • специфику и уникальность человеческого положения в мире;
  • главные этапы и направления современной антропологической философии.

уметь

  • анализировать философские, научные и художественные тексты, содержащие мировоззренчески значимые идеи о человеке;
  • определять собственную мировоззренческую позицию;
  • последовательно и аргументированно отстаивать свои взгляды по значимым вопросам.

владеть

  • навыками самообразования и ориентации в современной культурной ситуации;
  • навыками чтения и осмысления современных философских текстов;
  • навыками использования философских, исторических и культурных знаний для формирования собственной мировоззренческой позиции.
  1. Общая трудоёмкость дисциплины:

В зависимости от учебного плана дисциплина может быть представлена в трёх вариантах:

  • 2 зачётные единицы (72 часа)
  • 3 зачётные единицы  (108 часов)
  • 4 зачётные единицы (144 часа)
  1. Семестр: определяется учебным планом
  1. Основные разделы дисциплины:
  • Философия М. Монтеня и Б. Паскаля о человеке;
  • Философские идеи романтизма о проблеме человека;
  • Философия жизни о человеке (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, О. Шпенглер);
  • Экзистенциальная философия о проблемах человеческого существования;
  • Философская герменевтика, философия космизма, философская антропология (Макс Шелер и его последователи) и психоаналитическая философия о человеке;
  • Философия Франкфуртской школы о человеке.

Контакты: filos@mpgu.edu

тел.:  8-495-438-17-26

Источник: http://mpgu.su/prepodavatelyam/kursyi-po-vyiboru/institut-sotsialno-gumanitarnogo-obrazovaniya/annotatsiya-rabochey-programmyi-distsiplinyi-problema-cheloveka-v-sovremennoy-filosofii-kafedra-filosofii-51/

Философская антропология

Философская антропология – это философское течение, рассматривающее человека не просто как основное свое содержание, а ставящее проблему человека основным своим стержнем.  Начало антропологии в философии положил немецкий философ Макс Шелер.

Само слово «антропология» означает учение о человеке. Словосочетание «философская антропология» используется в современном языке в двух значениях: как учение о человеке того или иного мыслителя (философская антропология Платона, православная антропология и т. д.) и как название философской школы, направления современной философии.

Макс Шелер (1874—1928), основоположник философской антропологии, проделал серьезную философскую эволюцию в своих взглядах. Он был неокантианцем, феноменологом (встреча с Гуссерлем в 1900 г.

оказала на него очень сильное влияние), и в конце своей жизни он все же попытался соединить все свои предыдущие искания с главным — изучением проблемы человека. Работа, которая вышла после его смерти, называется «Положение человека в космосе».

Время 20-х годов было очень неспокойным, и возникновение философской антропологии (так же, как персонализма и экзистенциализма) весьма тесно связано с духовной и экономической ситуацией в Европе.

В частности, Шелера не могли не беспокоить те социально-экономические потрясения, происходившие в странах Европы в 10-х годах: Первая мировая война, революционные волнения в Германии и России и т.д. В этом кризисе Шелер видел кризис понимания человека. Коммунизм, по мнению Шелера, это отказ от человека.

Вопрос о том, «что есть человек», как известно, был поставлен еще Кантом. Чтобы ответить на этот вопрос, Кант после трех своих критик хотел написать четвертую работу, но так и не успел (или не смог).

И Шелер считает, что современная философия просто обязана ответить на этот вопрос, ибо незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, к отказу от самого человека.

Кризис общества — это кризис человека, кризис личности. Причина этого в неправильном подходе к познанию. Это абсолютизация, по выражению Шелера, знаний контроля и недооценка знаний культуры. Знания контроля — это естественнонаучные знания, знания культуры играют гораздо большую роль, но их недооценивают. Но главное значение имеют знания спасения, но ими люди полностью пренебрегают.

Таким образом, Шелер выстраивает уже следующую иерархию наук: естественные науки, науки о культуре (в том числе философия) и, наконец, учение о спасении, т. е. религия.

Знание о человеке должно предполагать некое синтетическое знание, включающее в себя знание всех трех наук: знание естественнонаучное, философское и религиозное.

Человек — единственное существо, которое подпадает под все эти учения, но оказывается, что познать человека во всем этом синтезе нереально. Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны.

Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку. Тем не менее, проблема человека — это главная проблема философии, и философы всегда это понимали.

Как совершенно правильно заметил Паскаль, к которому все чаще обращаются современные философы, особенно экзистенциалисты и персоналисты, «трудность познания человека заставляет людей обращаться к другим наукам».

Понимая всю неподъемность задачи, Шелер все же решил поставить вопрос ребром: либо философия занимается человеком, либо она вообще ничем не должна заниматься. Кризис современного общества показывает всю насущность этой задачи.

Шелер был католиком, хотя и не всегда ортодоксальным. Но при всех сложностях его религиозных исканий, христианская направленность оставалась, и поэтому особенностью человека Шелер считал его направленность к Богу. Бог — это высшая ценность, и человек есть существо, живущее в ценностном мире.

Вспоминая философию неокантианства, мы видим, что Шелер не порывает со своими философскими исканиями. Направленность человека к Богу и определяет его жизнь среди ценностей. Всего Шелер насчитывает четыре класса ценностей: ценности удовольствия, ценности жизни, ценности духа и ценности религии.

Большинство людей главными, а может быть и единственными, считает ценности удовольствия; меньшее количество людей в этой иерархии ценностей восходит к ценностям жизни и духа, и только одни святые живут в ценностях религии.

Святой, по мнению Шелера, это совершенный человек — человек, который постиг Бога и через Бога, через Его совершенство стал сам так же совершен. В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога.

По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет.

Божественный дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда он ассимилирует в себя дух божественный, делая его своим достоянием. Достояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура.

Таким образом, слово является неким символом, через который человек может познать Бога.

Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения с Богом, человек может познать сам себя, познавая в себе духовные божественные проявления сквозь символы.

Символы — это и наука, и религия, миф, философия и т. п. Сквозь эти символы просвечивает высшая духовная божественная реальность, поэтому тайна мира и тайна всего мироздания, а также тайна Самого Бога сокрыты в человеке.

Поэтому философская антропология, по Шелеру, должна быть не разделом какой-либо философской системы, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека.

Из знания о человеке через знание символов возможно и познание всего мироздания.

После Макса Шелера философская антропология не угасла, она и сейчас является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии.

Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное.

Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: мы должны познать человека или по его сущности, или по его проявлениям.

Сущность человека многогранна. И сам Шелер говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк. Поэтому последующие направления философской антропологии стали разрабатывать учение о человеке с точки зрения биологической, находя сущность человека в его жизненном начале. Человек — это, прежде всего, начало жизненное (но не следует сводить его только к животному началу).

наверх

Основным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий философ Арнольд Гелен (1904—1976).

Согласно этому направлению, человек это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность.

Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т.п. Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями.

Большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений.

Так возникает функциональная, или функционалистская школа философской антропологии, одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер (1874—1945). Он утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет.

Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд. Трудовая деятельность может быть самой разнообразной. Человек создает вещественные предметы, создает науки, религию, мифы, искусство, язык и т. п. — все это есть продукты человеческой деятельности. Поэтому познание человека возможно через его функциональные проявления, т. е. через его культурную и творческую деятельность.

Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что все они — и язык, и наука, и религия — есть символы некоей действительности.

Но в отличие от Шелера Кассирер утверждает, что человеку доступны только символы. Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны человеку только они, и познание человека возможно только через познание символов.

В отличие от Шелера, Кассирер не призывает восходить через символы к бытию Бога.

Источник: http://www.openreality.ru/school/philosophy/modern/anthropology/

Лингвистические парадигмы

Философская антропология (ФЭС, 1983, 734) нацелена на всестороннее рассмотрение человека и в то же время дает название современной философской школе (М. Шелер, А. Гелен и др.) Центральная проблема — познание сущности человека во всей полноте его бытия, т.е.

в единстве онтологического, естественнонаучного и гуманитарного изучения жизнедеятельности человека. Поэтому философская антропология получает у М.

Шелера такое определение: «базисная наука о сущности и сущностном строении человека; о его отношении к различным сферам природы и основы всех вещей; о его сущностном происхождении, его физическом, психическом и духовном начале в мире; о силах, которые движут им и которыми движет он; об основных направлениях его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а также о сущностных возможностях этого развития и о действительности этих возможностей» (цит. по: Ю.А. Кимелев, 1985, 350). Уточнение вносит Г.-Э. Харстенберг: «Философская антропология — это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делают это с региональных точек зрения: философической, биологической лингвистической и т.д.» (там же, 78).

По М. Шелеру, положение человека «в порядке бытия» обусловлено антропологическим дуализмом духа и жизни.

С одной стороны, в космологической перспективе жизнь человека проявляется в соотношении с другими формами органического мира в аспекте становления и эволюции психического начала: ему свойственны чувственный порыв, инстинкт, ассоциативная память и практический интеллект.

В этом смысле человек мало чем отличается от животного, но существенное различие между человеком и остальным животным миром обусловлено наличием у человека духа. Дух человека способен преодолеть ограничения среды и выйти в открытый мир, осознавая его именно как мир, поэтому онтологически дух делает человека свободным, открытым навстречу миру.

А через дух человек способен познать качественное бытие предметов и представить их объективное бытие. При этом у человека вырабатывается способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-чувственное отношение к миру. Таким образом, благодаря дуализму своей сущности, человек как микрокосм встраивается в макрокосм — открытый мир.

По А. Гелену, человек — это действующее существо, открытое миру. Весь процесс развития человека, его психофизическое и интеллектуальное совершенство, его социологизация предстает как становление культурного существа. Культура же выступает как «вторая природа человека».

Еще одно существенное отличие человека связано с его эгоцентричностью, зафиксированной в языке: человек способен отделять свое Я от физического существования, осознавать себя как личность, т.е.

человек создает сам себя и тем выделяется из окружающего мира. Сравните утверждение отечественного лингвиста А.А.

Потебни о том, что язык представляет собой постоянный переход от бессознательного к сознанию и далее к самосознанию.

Как средство передачи мысли и даже ее образования, язык выступает как форма, как «некоторая упаковка», но знания, которые люди получают в языковой форме, не ограничиваются знаниями о самом языке. Наряду с рассмотрением способов представления в языке различных типов знаний, в первую очередь рассматриваются способы концептуальной организации знаний.

Эти задачи принадлежат когнитивной науке, которая занимается изучением процессов и средств усвоения, накопления и овладения знаниями. Отдельные области связаны с развитием информационных технологий и разработкой модели искусственного интеллекта.

Когнитология, или когнитивная наука рассматривается как наука об общих ментальных принципах и процессах человеческой деятельности, которые сопряжены с языком. По этой причине в области языковедения возникает когнитивная лингвистика. Она возникает в рамках антропологической парадигмы лингвистики, уделяя особое внимание роли языка в познавательной деятельности.

Несмотря на большое количество исследований в области когнитивных аспектов языка, когнитивная парадигма лингвистики находится в стадии формирования.

Уникальность человеческого бытия состоит в том, что будучи биосоциальным существом, в социальном плане он является субъектом деятельности, познания и общения, объединяя в единое целое самые различные жизненные функции и проявления.

Свой онтологический статус человек сохраняет и как часть рода человеческого, и как часть отдельного народа. Это триединство «род человеческий — отдельный народ — индивидуум» было включено В.

фон Гумбольдтом в число объектов языкознания, а наука о языке получила статус части антропологической философии.

Диалектика общего, отдельного и особенного устанавливает понимание человека-индивидуума как единичного представителя отдельного народа и рода человеческого, как конкретного носителя психофизиологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Одновременно в целях уточнения конкретно-исторических особенностей развития человека наряду с понятием индивидуума используется понятие личности. Индивидуум служит отправным моментом для формирования личности.

Процесс формирования индивида осуществляется как переход человечества со стадии антропогенеза на стадию социогенеза, когда приоритеты природно-биологических факторов меняются на приоритеты социальной деятельности и отношений. В результате появляется личность как особый тип социальности человека.

Если индивидуум — это массовидное существо, то личность — это автономный человек, в определенной степени независимый от сообщества людей, способный противопоставить себя обществу.

Постепенно самосознание личности трансформируется в жизненную позицию и объективируется в жизненном опыте и мировоззренческих установках. Свобода — фундаментальное качество — характеризует личность как субъект культурно-исторической деятельности.

Таким образом, в своем развитии человек проходит путь от безликого существа — части рода человеческого или другой общности людей — до отдельной личности, активного культурно-исторического субъекта.

Дополнительно активность личности со стороны языка и благодаря языку обусловлена ролью личности как субъекта общения.

Рефлексивная психическая основа языка отражается в процессе человеческой деятельности как постоянная смена форм его психических и мыслительных состояний: от доязыкового к языковому и неязыковому; от мифических представлений к поэтическим образам и безобразному рациональному содержанию, а далее — к новым образам и мифам, фиксируемых для отдельных исторических этапов существования человека и его языка. (А.А. Потебня. Мысль и язык). Рассуждая о связи языка и мышления? исходя из возможности существования различных видов мышления как наиболее организованной части психики человека, языковеды и философы приходят к заключению, что сознательное и бессознательное свойственны не только психической человеческой природе, но и находят свое отражение в языке. Как пишет В. фон Гумбольдт, «язык целиком зависит от бессознательной энергии, приводящей в действие человеческую индивидуальность», потому что в языке как идеальном объекте «то одновременно, то поочередно действуют инстинкт, чувство и рассудок, причем рассудок в свою очередь исправляет действие чувства, а чувство — действие инстинкта» (В. фон Гумбольдт, 1985,227; 414). Иначе, язык предстает как единство чувственного и рационального, образного и безобразного, сознательного и бессознательного.

Источник: https://ozlib.com/878711/literatura/lingvisticheskie_paradigmy

Православная антропология

Содержание

Предисловие

Часть I. Введение в православную антропологию Глава 1. Место православной антропологии в системе богословских наук и ее состав 1.1. Понятие антропологии 1.2. Место антропологии в системе богословских дисциплин 1.2.1. Проблема дисциплины 1.2.2. Догматическое богословие 1.2.3. Нравственное богословие 1.2.4. Патрология 1.2.5. Аскетика 1.3. Православная антропология и другие науки 1.4. Православная антропология и философия 1.5. Состав православной антропологии 1.5.1. Догматическая часть 1.5.2. Психологическая часть 1.5.3. Прикладная часть Глава 2. Методология православной антропологии 2.1. Священное Писание 2.1.1. Ветхозаветная антропология 2.1.2. Новозаветная антропология 2.1.3. Экзегетика 2.2. Святоотеческое богословие 2.2.1. Методы святоотеческого богословия 2.2.2. Проблема понятий, терминов и символов 2.2.3. Проблема переводов 2.3. Методологические принципы 2.3.1. Христологический принцип 2.3.2. Пневматологический принцип 2.3.3. Личностный принцип Часть II. Природа человека Глава 3. Общие понятия о человеке 3.1. Человек или животное 3.2. Достоинство человека 3.2.1. Смысл творения 3.2.2. Образ Божий 3.2.3. Спасение человека 3.3. Состав природы человека 3.3.1. Иерархичность бытия человека 3.3.2. Сущностный состав природы человека 3.4. Психолого-антропологический взгляд на человека Глава 4. Тело и плоть человека 4.1. Понятия «тело» и «плоть» в Священном Писании 4.1.1. Понятие «тело» в Ветхом Завете 4.1.2. Понятие «тело» у апостола Павла 4.1.3. Понятие «плоть» в Ветхом Завете 4.1.4. Понятие «плоть» у апостола Павла 4.1.5. Евхаристическое значение понятий «тело» и «плоть» 4.2. Понятия «тело» и «плоть» в святоотеческом богословии 4.2.1. Творение «плоти» 4.2.2. Бессмертие и смертность плоти 4.2.3. Греховность плоти 4.2.4. Свойства телесности 4.3. Тело и плоть Христа 4.3.1. Общие свойства 4.3.2. Реальность плоти Христовой 4.3.3. Воскресение Христово 4.3.4. Евхаристическая Плоть 4.4. Посмертная участь тела и плоти человека 4.4.1. Воскресение тел 4.4.2. Воскресивший нас есть Христос 4.4.3. Обожение телесное 4.5. Понятия «тело» и «плоть» в аскетике 4.5.1. Противоположность плоти и духа 4.5.2. Тело – орудие духа 4.6. Психологический анализ телесности 4.6.1. Тело в сознании человека 4.6.2. Плоть в сознании человека Глава 5. Душа 5.1. Понятие «душа» в Священном Писании 5.1.1. Душа – жизнь человека, антоним смерти 5.1.2. Душа – человек, синоним «человека» 5.1.3. «Душа» в собственном смысле 5.1.4. Душа – животная жизнь 5.1.5. Душа – «дыхание» 5.1.6. Душа и кровь 5.1.7. «Душа народа» 5.1.8. Душа Господня 5.1.9. Душа Христова 5.2. Определения понятия «душа» 5.2.1. Сущность души 5.2.2. Дыхание 5.2.3. Свойства сущности души 5.3. Телесность души 5.3.1. Бестелесность 5.3.2. Образ души 5.3.3. Тонкое тело 5.4. Происхождение души 5.4.1. Происхождение души Адама 5.4.2. Происхождение душ людей 5.4.3. Гипотеза предсуществования душ 5.4.4. Гипотеза традуционизма 5.4.5. Гипотеза креацианизма 5.5. Бессмертие души 5.5.1. Бессмертие души 5.5.2. Душа после смерти 5.6. Греховность души 5.7. Сложность души Глава 6. Душа и тело 6.1. Связь души с телом 6.1.1. Происхождение души и тела 6.1.2. Соединение души и тела 6.1.3. Пространство соединения 6.2. Взаимодействие и соответствие 6.2.1. Соответствие 6.2.2. Душа – управитель и воспитатель тела 6.2.3. Душа – пленница тела 6.2.4. Душа ограничена телом 6.3. Христологический принцип соединения 6.4. Возрастание и научение 6.4.1. Влияние тела на душу 6.4.2. Влияние души на тело Глава 7. Дух человека 7.1. Понятие «дух» в Священном Писании 7.1.1. «Дух жизни» 7.1.2. «Дух человека» 7.1.3. «Дух» – действие и состояние 7.1.4. Духи-бесы 7.2. «Дух» и «душа» в святоотеческом богословии 7.2.1. Вечные споры 7.2.2. Диадологические схемы 7.2.3. Триадологические схемы 7.2.4. Сходство «души» и «духа» 7.2.5. Различия понятий «души» и «духа» 7.2.6. Свобода духа 7.3. Дух Божий и дух человека 7.3.1. Преображение 7.3.2. Богооставленность 7.3.3. Благодать 7.3.4. Сознание 7.4. Благодать и аскетизм 7.4.1. Деятельность 7.4.2. Духовность 7.4.3. Познание 7.5. Аскетика 7.5.1. Противоположность духа и плоти 7.5.2. Совесть как плод Духа Глава 8. Образ Божий 8.1. Традиция Священного Писания 8.1.1. Понятие образа Божия в Ветхом Завете 8.1.2. Понятие образа Божия у апостола Павла 8.2. Проблема «образа» 8.2.1. Невыразимость образа 8.2.2. Предмет образа 8.2.3. Телесность образа Божьего 8.2.4. Человек и ангелы 8.3. Черты образа Божия 8.3.1. Целостность образа в человеке 8.3.2. Духовность 8.3.3. Свобода 8.3.4. Ведение 8.3.5. Личность 8.3.6. Обожение 8.3.7. Самовластие 8.3.8. Муж и жена в образе Божием 8.4. Образ и подобие Глава 9. Первозданный человек 9.1. Место человека в сотворенном мире 9.1.1. Человек и мир 9.1.2. Совершенное бытие человека 9.1.3. Человек и Бог 9.2. Назначение человека 9.2.1. Познание Бога и мира 9.2.2. Деятельность и воля 9.2.3. Творчество 9.2.4. Речь и слово 9.3. Мужчина и женщина 9.3.1. Сотворение Евы 9.3.2. Единство Адама и Евы 9.3.3. Любовь Адама и Евы 9.4. Жизнь в Эдеме 9.4.1. Брак и Церковь 9.4.2. Деторождение: способы объяснения Список цитируемой литературы  
 

Предисловие

  • Падшим – надежду на восстание;
  • Унывающим – свет радости;
  • Гордым – горечь страданий;
  • Низким – величие достоинства;
  • Подлым – сладость благородства;
  • И всем – во Христе спасение!

Православная антропология как богословская дисциплина уже несколько лет преподается в Российском Православном Университете святого апостола Иоанна Богослова. Она является, на взгляд автора, необходимейшей дисциплиной в подготовке священников, преподавателей, богословов.

Сложная духовно-социальная обстановка в русском обществе и Русской Церкви, а также острая дискуссия между православием и другими конфессиями, между Церковью и сектами, шаманством и «целителями» заставляют нас безотлагательно вводить православно-антропологический опыт в духовные школы, в практику Церкви и социальное служение Ее чад.

Православная антропология опирается на догматику Церкви, святоотеческий опыт, богословские и научные труды православных авторов. Также немаловажное значение имеет опыт психологии, философии, психиатрии и других наук.

Настоящая рукопись является расширенным конспектом лекций, которые читается автором с 1996 года в Православном университете студентам III-V курсов философско-богословского и библейско-патрологического факультетов, а также факультета психологии.

Автор сознает, что несовершенство материала затрудняет понимание основной проблематики курса, и просит снисхождения у читателя. Однако острая церковная и социальная необходимость такого курса толкает автора к изданию первого выпуска этого курса.

Включенные в текст фрагменты творений святых отцов, учителей Церкви и церковных писателей святоотеческой эпохи даются в переводах с греческого (изредка с латыни), как уже существующих, так и выполненных специально для данного курса1.

В последнем случае основным источником материала послужил широко известный и весьма авторитетный труд Лямпе – A Patristic Greek Lexicon. Ed. by G.W.H. Lampe. Oxford, Clarendon Press [1991], 10-th ed.

, откуда заимствованы и библиографические указания (их подробная расшифровка будет дана в специальном приложении).

Усеченность и неясность отдельных цитат вне контекста сплошь и рядом требовали их расширения и, следовательно, обращения к соответствующим изданиям полного текста, что по состоянию фондов московских библиотек возможно далеко не всегда. Наиболее последовательно эта работа проведена по «Патрологии» аббата Миня; во многих других случаях она была затруднена.

Особо следует сказать о цитировании текстов, чья подлинность к настоящему времени оспорена или подвергается сомнению. Данные об их аутентичности почерпнуты из все того же словаря Лямпе (Appendix Authors and Works; p. IX-XLIII), суммирующего, как можно надеяться, последние достижения патрологической науки.

С одной стороны, многие из них еще сравнительно недавно признавались подлинными святоотеческими творениями и во всяком случае включались в фундаментальные их собрания (хотя бы и в качестве сомнительных, чему яркий пример – Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста с особым разделом «Spuria«).

С другой стороны, они прочно вошли в патрологический обиход. Подтверждение тому – крайне важная для нашей темы и широко нами цитируемая»Антропология святителя Григория Паламы» архимандрита Киприана (Керна).

Понимая, какой серьезной проблемой является аутентичность некоторых сочинений преподобного Анастасия Синаита, архимандрит Киприан тем не менее постоянно привлекал их для реконструкции святоотеческой антропологии.

Учитывая все это, мы сочли возможным использовать в качестве примеров цитаты из авторов, условно именуемых Псевдо-Афанасием, Псевдо-Василием и др. – в тех, однако, случаях, когда характер каждого текста не оставлял сомнений в согласии его с подлинными воззрениями Афанасия Александрийского, Василия Великого и других отцов.

Тексты авторов, либо однажды осужденных церковью (например, Апполинария Лаодикийского, Евномия Кизического, Феодора Мопсуесткого), либо находившихся под подозрением в неправомыслии по отдельным вопросам (Ориген), интересовали нас как образцы или еретических суждений или, напротив, совпадения в кардинальных пунктах с церковным учением.

Для усиления мысли, свойственной православию, и для сравнения мы пользовались трудами русских философов, которые, однако, не всегда близки к православной мысли, и трудами западных мыслителей, как католических, так и светских. Это не означает, что данный труд входит в критику неправославной антропологии – для этого потребуется отдельная работа.

Автор благодарит всех, кто помогал работе над курсом лекций. Особенно рецензентов: профессора Алексея Ивановича Сидорова, иерея Владимира Шмалия, а также доктора истории Александра Ивановича Яковлева, кандидата богословия Валентина Печатнова, профессора Алексея Серафимовича Щенкова, Николая Всеволодовича Котрелева за указанные недостатки в работе.

* * *

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/pravoslavnaja-antropologija/

Ссылка на основную публикацию