Формы обучения в педагогике — студенческий портал

Главная / Обучение в России / Общая информация

Формы обучения в педагогике - Студенческий портал © НИТУ «МИСиС»

Российские вузы предлагают иностранным абитуриентам несколько форм обучения: очную, очно-заочную, заочную, вечернюю и дистанционную. У каждой из них есть свои преимущества. Узнайте больше о всех формах обучения в России.

Очное обучение

Формы обучения в педагогике - Студенческий портал © ЮУрГУ

Во время очного обучения все занятия проходят непосредственно в зданиях учебного заведения. Процесс обучения предполагает личный контакт преподавателей и студентов во время лекций, семинаров, практических занятий. Учащиеся имеют возможность задавать вопросы, вступать в дискуссии, а преподаватели – своевременно контролировать усвоение материала. Обучение по очной форме проходит в дневное время, что не позволяет совмещать его с другой деятельностью, например, с работой.

Очно-заочное обучение

Формы обучения в педагогике - Студенческий портал © ТГУ

Удобная форма для тех, кто работает. Занятия проходят в будни в вечерние часы и по выходным. Большая часть времени отдается самостоятельному изучению предметов. Соотношение самостоятельных занятий и лекций в университете составляет 50 на 50 или 60 на 40. По очно-заочной форме можно учиться за счет бюджетных средств и платно. Во втором случае стоимость обучения гораздо ниже, чем при обучении по очной форме.

Заочное обучение

Формы обучения в педагогике - Студенческий портал © ДВФУ

Студенты-заочники проводят в университете лишь 30 процентов учебного времени, остальные 70 процентов уходят на самостоятельное изучение материалов в соответствии с разработанным вузом образовательным планом. Учебный год заочников делится на установочную и зачетно-экзаменационную сессии. Во время установочной сессии студенты 2-3 недели посещают курс вводных лекций, а потом сдают зачеты и экзамены. Промежуток между сессиями длится 4-5 месяцев, за это время студенты самостоятельно осваивают учебные дисциплины. Заочное обучение удобно для тех, кто работает или живет в удаленных от университетов населенных пунктах. В случае договорной формы образования платить придется гораздо меньше, чем студентам-очникам. Некоторые специальности, например, врачебные, не предполагают заочных форм обучения.

Дистанционное обучение

Формы обучения в педагогике - Студенческий портал © ИТМО

Опирается на активное использование телекоммуникационных технологий и интернет-ресурсов. Основу учебного процесса составляет онлайн-обучение – лекции, семинары, общение студентов и преподавателей проходит по скайпу или другим системам видеосвязи.

Источник: https://studyinrussia.ru/study-in-russia/info/forms-of-study/

Формы обучения в вузе и их особенности :

Не только после окончания школы перед многими встает вопрос «Как быть?», продолжать ли обучение в вузе. Идти работать или совмещать и обучение, и работу.

Многим приходится задумываться о получении высшего образования уже далеко не в юношеском возрасте в силу жизненных обстоятельств. Современные образовательные учреждения всегда идут навстречу всем и предлагают удобные формы и методы обучения в вузе.

Рассмотрим, какими они могут быть, каковы преимущества и недостатки той или иной формы обучения в вузе.

Традиционная очная

Среди основных форм обучения в вузе можно назвать дневную (очную) и заочную. Их принято считать традиционными.

Что такое очная форма обучения в вузах? Такая форма обучения является классической формой получения знаний не только в нашей стране, но и во всем мире.

Студенты дневного отделения поэтапно получают комплекс знаний по специальности, на которую учатся путем непосредственного ежедневного посещения лекций и общения с педагогами.

Обучение на очной форме очень похоже на продолжение занятий в школе, здесь тоже задают домашние задания.

Формы обучения в педагогике - Студенческий портал

Рассчитано дневное обучение на сроки от четырех до шести лет. При обучении по профильной специальности срок может сократиться до трех лет. При такой форме обучения в вузе или техникуме (колледже) предусмотрены выходные и праздничные дни, а также каникулы после сдачи сессии.

Кроме посещений лекций и семинаров, лабораторных и контрольных работ в стенах вуза, у студентов на очной формы имеется время посетить библиотеки, а также конференции, что способствует более глубокому усвоению учебного материала и успешной учебе. Дополнительные знания, приобретенные за самостоятельным штудированием книг и при посещении конференций, обычно пригождаются студентам во время самостоятельных работ, которые может проводить преподаватель.

Также, обучение во многих вузах на последних курсах получения специальности предусматривает ознакомительную, преддипломную и производственную практику на предприятиях по выбору студента, по назначению учебного заведения или в специальных учебно-тренировочных предприятиях.

Положительные и отрицательные стороны

Среди главных плюсов дневной (очной) формы обучения в вузе можно назвать:

  1. Возможность получить глубокие знания по специальности.
  2. Многие вузы предоставляют общежитие иногородним студентам.
  3. Студенчество в классическом понимании этого слова с вытекающей из него яркой, молодой жизнью, участием в студенческих праздниках и мероприятиях.

Источник: https://BusinessMan.ru/formyi-obucheniya-v-vuze-i-ih-osobennosti.html

Формы обучения в ВУЗе, колледже или техникуме

При поступлении в ВУЗ или колледж перед абитуриентом стоит выбор формы обучения.

В данном разделе мы рассмотрим основной вопрос:

Какие бывают формы обучения?

Основными формами ведения учебного процесса выделяют:

Следует отметить, что каждая форма по своему уникальна и имеет свои преимущества и недостатки.

«Какую форму обучения выбрать при поступлении в вуз или колледж?«

1. Очная (дневная) форма обучения в вузе или колледже.

Очная форма обучения предполагает системную учебную программу, при которой студенты регулярно посещают занятия 5-6 дней в неделю. Время посещения занятий преимущественно утреннее.

Но бывают случаи, когда учебные заведения вынуждены ставить занятия для студентов во вторую смену.

Это может быть связано, например, с желанием учебного заведения предоставить студентам возможность подработки в утреннее время, или же  нехваткой аудиторного фонда, нерациональным распределением профессорско — преподавательского состава и другими причинами.

Программа очного обучения предполагает большой объем теоретического материала, лекций и семинаров, контрольных, лабораторных и практических работ. Студент имеет возможность прослушать весь необходимый материал, задать вопросы преподавателю, и закрепить полученные знания.

На последних курсах студенты вузов и колледжей проходят производственную практику на предприятиях и получают первичный необходимый опыт работы в той или иной сфере.

Общий срок обучения по очной (дневной) форме составляет 4 года по программе бакалавриата, 5 лет по программе специалитета, и 2 года по программе магистратуры. В случае, когда выпускник колледжа или техникума поступает в ВУЗ на очную форму обучения по профильной специальности, возможно сокращение срока обучения до 3 лет.

  • При освоении программ начального профессионального образования, срок обучения в колледже или техникуме составляет, обычно, от 1 до 3 лет.
  • Нормативный срок обучения по очной форме в колледже, при поступлении после 9 класса, в основном, составляет от 2 лет 10 месяцев до 4 лет 10 месяцев в зависимости от получаемого уровня среднего профессионального образования: базовый или повышенный. При поступлении в колледж или техникум, на программы среднего профессионального образования, после 11 класса, срок обучения по очной форме составляет от 1 года 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев в зависимости от получаемого уровня среднего профессионального образования: базовый или повышенный
  • Преимущества:
  • Серьезная теоретическая подготовка специалиста
  • При обучении по очной форме студентам предоставляется отсрочка от службы в армии (в том случае, если он пользуется отсрочкой только первый раз. Если же студент достиг возраста 18-ти лет и ранее уже получал одну отсрочку, например в колледже, то при обучении по очной форме, студент уже не получит второй отсрочки)
  • Яркая студенческая жизнь, участие в соревнованиях, мероприятиях и праздниках учебного заведения, возможность самореализации.
  • При обучении на бесплатном отделении хорошистам выплачивается стипендия.

Недостатки:

  • Далеко не всегда теория, получаемая в вузе, соответствует реальной ситуации на предприятиях.
  • При выпуске из вуза, специалист не имеет вовсе или имеет минимальный трудовой стаж, и в большинстве случаев может рассчитывать, при трудоустройстве, только на стартовые позиции.

2. Очно-заочная (вечерняя) форма обучения в вузе или колледже.

Очно-заочная форма обучения предполагает достаточно большое количество аудиторных занятий, но конечно меньше, чем очная. При таком обучении посещение занятий студентами обычно происходит 2-4 дня в неделю (в основном в будние, реже в выходные дни) в вечернее время.

Обычно предполагается, что таким образом студенты смогут благополучно совмещать трудовую деятельность и получение знаний и навыков в рамках программы высшего профессионального образования. Таким образом студент имеет возможность получать необходимый материал, обсуждать его с преподавателем и использовать его в работе.

Это сочетание способствует быстрому получению полезного опыта и развития специалиста.

Занятия по очно-заочной форме обычно проводятся в виде систематических аудиторных занятий, на протяжении всего учебного года, с последующей сдачей зачетной и экзаменационной сессии.

Нормативный срок обучения по очно-заочной (вечерней) форме в вузе по программе бакалавриата составляет 4,5 года, по программе специалитета от 5,5 лет, и по программе магистратуры 2 года. Срок обучения после колледжа или техникума, по сокращенной программе, составляет обычно от 3 лет.

Нормативный срок обучения по очно-заочной (вечерней) форме в колледже, при поступлении после 9 класса, в основном, составляет от 2 лет 10 месяцев до 4 лет 10 месяцев в зависимости от получаемого уровня среднего профессионального образования:базовый или повышенный.

При поступлении в колледж или техникум, на программы среднего профессионального образования, после 11 класса, срок обучения по очно — заочной (вечерней) форме составляет от 1 года 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев в зависимости от получаемого уровня среднего профессионального образования: базовый или повышенный.

При освоении программ начального профессионального образования, срок обучения в колледже или техникуме составляет, обычно, от 1 до 3 лет.

Преимущества:

  • Возможность самостоятельного заработка, эффективного совмещения работы и учебы
  • При окончании ВУЗа или Колледжа, специалист уже имеет опыт работы и может претендовать на продвижение по карьерной лестнице

Недостатки:

  • При обучении на очно-заочном (вечернем) отделении не предоставляется отсрочка от армии
  • В связи с отсутствием времени студентам вечернего отделения не удается участвовать в студенческой жизни учебного заведения.
  • Отсутствие возможности получать стипендию при обучении на местах, финансируемых из государственного бюджета РФ
Читайте также:  Гипноз - на чем основывается эффект гипнотерапии?

3. Заочная форма обучения в вузе или колледже.

Учебный процесс по заочной форме обучения предусматривает небольшое количество аудиторных часов. Основная доля материала изучается студентами самостоятельно, а затем, учебное заведение, проводит контроль знаний в виде контрольных работ и сессии.

В настоящее время в каждом учебном заведении процесс обучения по заочной форме строится по разному. Некоторые вузы и ссузы проводят занятия в течении всего года, например 1 раз в неделю в будний день или выходной (группы выходного дня), а по факту изучения дисциплины, сразу проводят зачет или экзамен по ней. Такая система носит название «модульной».

Иные вузы и ссузы придерживаются классической заочной формы обучения, где для студентов проводят «начитку» установочных лекций непосредственно перед сессией, и затем студенты, прослушав учебный курс и дополнительно изучив необходимую литературу, проходят аттестационный контроль в виде зачетов и экзаменов.

Заочная форма удобна для той категории граждан, кто не имеет возможности регулярно посещать занятия в колледже или вузе.  Эта форма также подходит для совмещения учебы и работы на предприятии. При этом, по желанию студента, в период сессии учебное заведение может выдать справку-вызов, являющуюся основанием для работодателей в предоставлении учебного отпуска студенту.

Отдельным пунктом следует выделить «Заочную форму обучения с использованием информационных технологий» или «Дистанционное обучение»

Такая форма организации учебного процесса предполагает использование компьютера с выходом в сеть интернет. Для студентов возможны различные способы получения учебных материалов. В большинстве случаев это он-лайн лекции с использованием специального программного обеспечения, вебинары.

Аттестационные мероприятия при данной форме обучения также могут проводиться в режиме он-лайн, посредством информационных технологий, но чаще преподаватели высылают студентам контрольные и практические работы на электронную почту или в личный кабинет образовательного интернет-ресурса. В помощь студентам дистанционной формы предоставляют доступ к электронной библиотеке учебного заведения, где каждый желающий найдет необходимый материал по изучаемым темам.

  1. Срок обучения по заочной форме в колледже на программах среднего профессионального образования составляет от 3,5 до 5 лет.
  2. Срок обучения в вузе по программам бакалавриата обычно составляет 4,5-5,5 лет, по программам специалитета в среднем 5,5 — 6 лет, по программам магистратуры 2 — 2,5 года.
  3. Также как очная и очно-заочная формы обучения, заочная форма может быть реализована с сокращением срока обучения для выпускников колледжей и техникумов, поступающих на профильное направление обучения, или слушателей, получающих 2-ое высшее образование по программе бакалавриата или специалитета в вузе.
  4. Преимущества:
  • Возможность совмещения работы и получения образования
  • Изучению дисциплин уделяется сравнительно немного времени — часто только такой вариант подходит для беременных женщин или студентам, уже ухаживающим за маленькими детьми. Большим спросом такая форма пользуется у людей, работающих в ненормированном графике.

Недостатки:

  • Низкий уровень получаемого образования
  • Отсутствие отсрочки от армии
  • Отсутствие возможности получать стипендию
  • Студенты заочного отделения практически не участвуют в мероприятиях и студенческой жизни учебного заведения

4. Экстернат в колледже или вузе.

Данная форма предполагает, что студент колледжа или вуза самостоятельно осваивает образовательную программу, а учебное заведение проводит контроль и аттестацию студента, с последующей выдачей документа, подтверждающего уровень квалификации выпускника.

Т.е. учебное заведение не проводит аудиторных лекционных занятий, на которых студент смог бы освоить материал.

Срок обучения вычисляется исходя из требований государственного стандарта, где, в качестве предела по количеству возможных сданных студентом дисциплин, фигурирует цифра — 20 дисциплин в год.

Преимущества:

  • Наиболее быстрый способ получения образования и квалификации.

Недостатки:

  • Сложность самостоятельной подготовки
  • Отсутствие возможности использования льгот для студентов

Источник: https://edugid.ru/forma-obucheniya

Формы и методы обучения студентов

К основным формам обучения в вузе относят лекции, практические занятия, самостоятельную работу.

Лекция– основной элемент рассматриваемой формы обучения. Так же, как и урок, она ограничена временными рамками и характеризуется определенным планом и составом участников, однако лекция предназначена для решения специфических дидактических задач.

В настоящее время к лекции как форме обучения в вузе сложилось неоднозначное отношение.

С одной стороны, лекция – весьма экономный способ распространения систематизированной информации, при достаточном мастерстве лектора, сочетающийся с эмоциональным воздействием на слушателей.

С другой – лекция представляет собой процесс передачи готовых знаний, зачастую ориентированный на репродуктивную познавательную деятельность слушателей, а также обладает множеством недостатков, свойственных монологическому общению одного человека с большой группой людей.

Тем не менее, лекция в вузе играет достаточно важную роль, реализуя ряд функций, которые во всей полноте не могут быть перенесены ни на одну другую форму вузовских занятий.

1. Информационная функция лекции заключается в предоставлении лектором-ученым методически переработанной научной информации.

2. Разъясняющая функция – объяснение научных теорий и гипотез, «формирование научных понятий в сознании студентов», осуществляемое не только через дефиницию, но и посредством разъяснения сущности явления или процесса, приведения разнообразных примеров, включения слушателей в осмысление понятия.

В отличие от учебника, текст которого также служит целям разъяснения, данная функция на лекции реализуется более полно, так как лектор имеет возможность воспользоваться как вербальными, так и невербальными (мимикой, жестами и пр.

) средствами общения, а также, поддерживая обратную связь с аудиторией, может гибко изменять ход разъяснения, адаптировать используемые средства к конкретной категории слушателей.

3. Ориентирующая функция лекции способствует не просто накоплению информации студентами, но и выстраиванию системы знаний, помогает разобраться в бесчисленном количестве литературных источников.

Ее необходимость вызвана большой ролью самостоятельной работы студентов и сравнительно небольшим количеством часов аудиторной работы в высшей школе.

Ориентирующая функция реализуется в форме показа лектором различных подходов, теорий со ссылками на определенных авторов и источники литературы, приведения методических рекомендаций, направляющих самостоятельную работу по теме.

4. Организующая функция – управление и организация работы студентов в процессе лекции, развитие умений вести конспект, организация познавательной деятельности студентов.

5. Развивающая функция лекции направлена на развитие интеллектуальной сферы студентов, формирование критического восприятия и «неидеологического мышления» (В.Д. Шадриков).

Она предполагает проблемность построения материала, демонстрацию различных подходов и объективно существующих в науке противоречий, включение студентов в работу по осмыслению и переработке информации, разрешение проблем и противоречий.

6. Воспитательная функция лекции указывает на воздействие лекции и личности лектора не только на сферу опыта и познавательные процессы слушателей, но и на их личность в целом.

Она предполагает проявление субъектной позиции педагога, его отношения к студентам и научному материалу, что способствует развитию у студентов представлений о культуре взаимодействия между людьми, эмоционально-ценностных отношений к изучаемым явлениям действительности.

Воспитательная функция лекции заключается также в возбуждении у студентов интереса к данной отрасли науки, теме, формирования мотивации познавательной деятельности. Для реализации этой функции, в частности, необходимо, чтобы лекция была убедительной и интересной.

Первое обеспечивается доказательностью утверждений лектора, использующего для этого факты и логические рассуждения, второе – новизной и нестандартностью материала, эмоциональностью его преподнесения, разнообразием познавательной деятельности слушателей и самое главное – помощью в усмотрении слушателями возможности «приложения к себе» теории, факта, идеи.

Практическое занятие – одна из основных аудиторных форм (наряду с лекциями) в лекционно-семинарской системе обучения, предполагающая организацию педагогом коллективной, групповой или индивидуальной деятельности студентов в группе постоянного состава в течение двух или более академических часов. Понятие практического занятия здесь рассматривается как родовое по отношению ко всем занятиям коммуникативного, исследовательского, практического планов (семинарским, лабораторным и др.).

В целом практическое занятие со студентами по своим задачам и структуре подобно школьным урокам закрепления знаний, формирования умений и навыков и обобщающего повторения. Обобщенная структура практического занятия не отличается от структуры урока. Выделяют три основных этапа практических занятий:

  • – вводно-мотивационный – объявление темы занятия, обсуждение со студентами его цели, задач и плана, при необходимости ответы на вопросы студентов, возникшие при подготовке к занятию, проверка их готовности;
  • – основной (его содержание зависит от задач занятия);
  • – заключительный – анализ хода и подведение итогов занятия, постановка задач по дальнейшей проработке темы и/или по подготовке к следующему практическому занятию, а также выдача методических рекомендаций для самостоятельной работы.

Можно условно выделить четыре типа практических занятий (см. табл.).

Таблица

Типы практических занятий

Тип практического занятия Основные задачи, решаемые на занятии Преимущественные виды деятельности студентов
Семинар Закрепление, расширение и углубление знаний, развитие коммуникативных умений и навыков Чтение и заслушивание докладов, обсуждение теоретических проблем и др.
Практикум-дискуссия Развитие познавательных и практических умений Решение продуктивных, творческих учебных задач, обсуждение практических вопросов и др.
Практикум-тренинг Накопление и осознание опыта, развитие психологической культуры, личностный рост, развитие умений самопознания и самоуправления Участие в упражнениях и играх, рефлексия полученного опыта, осмысление стереотипов, пересмотр отношений и др.
Лабораторное занятие Закрепление и углубление знаний, развитие интеллектуальных, исследовательских умений, интеграция теоретико-методологических знаний и опыта планирования и проведения исследования Выполнение исследовательских психологических работ, оформление отчетов, защита результатов и др.

Самостоятельная работа студентов – важнейшее звено, соединяющее их регламентированную учебно-познавательную деятельность в образовательном учреждении с процессом непрерывного самообразования.

Как правило, самостоятельным называют такое действие человека, которое он совершает без непосредственной или опосредованной помощи и указаний другого человека, руководствуясь лишь собственными представлениями о порядке и правильности выполняемых операций.

Читайте также:  Барьеры общения в психологии - студенческий портал

Однако в педагогической практике понятием «самостоятельная работа» обозначаются различные по степени самостоятельности действия студента. Их условно можно объединить в три группы, соответствующие трем уровням самостоятельности:

– индивидуальное выполнение учебных действий по строго предписанным правилам, алгоритмам, плану (например, изложенным учителем, предъявленным автоматизированной обучающей системой или описанным в учебнике). Здесь самостоятельность понимается как элементарная активность, индивидуальная реализация учеником извне заданных действий;

– самостоятельная работа с частичной заданностью. Как правило, задается содержание работы и способы выполнения определенных действий, но студент остается свободен в выборе подхода, последовательности действий и пр.;

– полностью самостоятельная работа от осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, нахождения путей ее решения до самоконтроля результатов.

Такая самостоятельная работа может быть определена как «целенаправленная внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность» .

Ее выполнение требует от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности.

Желание педагогов научить учащихся самостоятельно учиться приводит к ориентации учебного процесса на повышение степени их самостоятельности.

Однако в экспериментах показано, что самостоятельность в период начальной организации опыта нежелательна, поскольку ведет либо к повышению продолжительности обучения, либо к резкому падению его эффективности.

За пределами начального уровня опыта (около 0,7 от желаемого) учащемуся может быть предоставлена полная самостоятельность, так как совершенствование опыта на этом этапе обеспечено механизмами самоуправления, сформированными ранее.

Именно поэтому удельный вес самостоятельной работы студентов значительно выше, чем у школьников. По этой же причине обучение ряду опасных и деликатных профессий (летчик, врач, певец, психолог и др.) нежелательно, а зачастую и невозможно реализовать в заочной форме.

Организация самостоятельной работы студентов опирается на их аудиторную деятельность, взаимодействие с педагогом, в котором формируется мотивация самостоятельной работы, принимается программа работы по предмету, усваиваются способы и приемы учебной деятельности, познаются особенности разных видов самостоятельной работы, осваиваются способы самоконтроля.

Успешность самостоятельной работы будет зависеть как от степени сформированности качеств субъекта деятельности и умений, необходимых для самостоятельной работы, так и общего смыслового контекста освоения учебного предмета, характера взаимодействия с педагогом, возможности реализации в учении своих потребностей и интересов. С этих позиций организация самостоятельной работы и самообразования должна включать решение задачи расширения интересов студентов.

Источник: https://students-library.com/library/read/96316-formy-i-metody-obucenia-studentov

Организационные формы обучения в вузе

Высшие учебные заведения предназначены для получения людьми высшего образования. Высшее образование — это результат усвоения такой совокупности систематизированных знаний и навыков деятельности, которая позволяет специалисту самостоятельно и ответственно решать исследовательские и практические задачи, творчески использовать и развивать достижения культуры, науки и техники.

Специфика высшего образования состоит в том, что образовательный процесс в вузах непосредственно связан с научной деятельностью, преподавание учебных дисциплин осуществляется на уровне, максимально приближенном к последним достижениям науки и практики. Развитие науки выступает решающим фактором в изменении содержания, методики и организации обучения в высших учебных заведениях.

На протяжении всей истории высшей школы — с момента зарождения до наших дней — ведущей организационной формой обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, и именно лекция закладывает основу научных знаний. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое развитие в Древнем Риме, затем — в Средние века.

По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой — все зависит от содержания и характера учебного материала. Но существует общий структурный каркас — план, которому необходимо строго следовать.

Лекция, как правило, начинается с краткого напоминания содержания предыдущей лекции, для того чтобы связать его с новым материалом. В конце лекции подводится итог.

  • Основные требования к лекции: научность и информативность (современный научный уровень); доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов, научных доказательств; эмоциональность при изложении учебного материала; активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка учебного материала, выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных интерпретациях; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых или неизвестных терминов и др.
  • Виды лекций:
  • —        вводная — знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин; дается краткий исторический обзор развития данной науки, связывается теоретическое содержание учебной дисциплины с будущей практической работой специалиста, дается характеристика учебно-методических пособий по курсу, выдается список литературы и сообщаются экзаменационные требования;
  • —        информационная — традиционная лекция, на которой происходит изложение содержания учебной дисциплины;
  • —        обзорно -повторительная — читается в конце раздела; в ней отражаются все основные теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела, исключая детализацию и второстепенный материал;
  • —        завершающая — не просто краткий обзор изученного материала, а систематизация знаний на более высоком уровне, с обязательными пояснениями по наиболее трудным экзаменационным вопросам.

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны: семинарские занятия, лабораторные работы, практикумы.

  1. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.
  2. Цели практических занятий:
  3. углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекциях; содействовать выработке навыков профессиональной деятельности; развивать научное мышление и речь; контролировать процесс усвоения знаний студентами.

Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к Античности. Само слово «семинар» происходит от латинского seminarium — «рассадник».

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий и предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий — обеспечить студентам возможность овладения навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

На семинарских занятиях решаются следующие задачи: развитие творческого профессионального мышления; познавательная мотивация; овладение профессиональной терминологией; приобретение навыков оперирования формулировками, понятиями, определениями; овладение умениями и навыками постановки и решения научных проблем и задач; отстаивание своей точки зрения.

В ходе семинарского занятия преподаватель решает такие учебные задачи, как повторение и закрепление знаний; контроль знаний; педагогическое общение.

Семинар — это всегда непосредственный контакт педагога со студентами, установление между ними доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества.

Согласно исследованиям процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие особенно эффективно, когда реализуется поиск ответов всей учебной группой, студентам дается возможность раскрыть и обосновать разные точки зрения.

Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления у студентов.

Лабораторные работы интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера. Слово «лаборатория» происходит от латинского labor — «работа», «труд». Его смысл с давних времен связан с применением умственных и физических усилий для решения возникших научных и жизненных задач.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной дисциплины.

Как правило, во время лабораторных работ основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что определяет содержание деятельности студентов.

Правильно поставленное практическое задание активизирует мыслительную деятельность студентов, вооружает их методами практической работы, стимулирует углубленную самостоятельную работу.

Практикумы проводят, как правило, при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки.

Места их проведения различны: лаборатории, мастерские, учебно-опытные участки и т. д.

Практикум выполняет функцию углубления знаний, становления умений и навыков, способствует решению задач коррекции полученных теоретических знаний, а также стимулирует познавательную деятельность студентов.

  • Обычно выделяют пять этапов практикума:
  • 1)           объяснение преподавателя, во время которого происходит теоретическое осмысление предстоящей работы;
  • 2)           инструктаж по технике безопасности;
  • 3)           пробное выполнение работы, во время которого 1–2 студента выполняют работу под руководством преподавателя, а остальные студенты наблюдают за процессом;
  • 4)           выполнение работы каждым студентом самостоятельно;
  • 5)           контроль, во время которого преподаватель принимает работу и оценивает ее, учитывая качество, скорость и правильность выполнения.

Во время практикума у студентов вырабатываются такие качества, как тщательность организации трудового процесса, хозяйственность, экономность, умение контролировать время и т. д.

Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет собой одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Эффективность аудиторной работы всегда зависит от самоподготовки студентов. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей.

Самостоятельная работа — это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще — в учебной, научной, профессиональной деятельности; для приобретения способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д. Высшая школа отличается от средней многими параметрами, в том числе методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель вуза лишь организует познавательную деятельность студентов, студент же сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы.

В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы: подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам; выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе — выполнение выпускной квалификационной работы.

Отношение времени, отводимого на аудиторную работу, к времени, отводимому на самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов.

Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей.

Можно выделить условия, влияющие на успешное выполнение самостоятельной работы: мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует); четкая постановка познавательных задач; владение студентом алгоритмами, методами, способами выполнения работы; четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления; предоставление консультационной помощи студенту; четкие критерии оценки, отчетности и т. д.; использование различных видов и форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, выступление на семинарах и т. д.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной учебной деятельности студентов:

Читайте также:  П. Чаадаев и его философия - краткое описание жизненного пути и развитие в период духовного кризиса

1)    репродуктивный (тренировочный) — тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д… Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ — закрепление знаний, формирование умений, навыков;

2)    реконструктивный — в ходе реконструктивных самостоятельных работ осуществляются перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты;

3)    творческий, поисковый — творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации; студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и выпускные квалификационные работы).

Педагоги современных вузов обязаны учитывать, что выпускник вуза в будущем будет сталкиваться со значительным числом практических проблем, которых преподавание в вузе не могло учесть в силу их новизны.

Таким образом, главной задачей высшей школы становится развитие именно творческих качеств личности, способности воспринимать и перерабатывать новые научные идеи, анализировать и применять их в условиях самостоятельной профессиональной деятельности.

Литература:

1.            Зимняя И. А., Баденко Б. И., Морозова И. А. Воспитание — проблемы современного образования в России. / Зимняя И. А., Баденко Б. И., Морозова И. А. — М.: 1998. — 233с.

2.            Луковцева А. К. Психология и педагогика Курс лекций Учебное пособие для студентов вузов / А. К. Луковцева — М: КДУ; 2008 г.-192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, студент, учебная дисциплина, высшая школа, работа, высшее образование, задача, занятие, научное мышление, аудиторная работа.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8728/

Методы и формы обучения в СПО

Современное профессиональное образование в России выдвигает на первый план развитие общих и профессиональных компетенций, что обусловлено требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Для выполнения этих требований необходима модернизация не только содержания образования, но и методики его реализации. По этой причине всё большее распространение получают инновационные методы обучения.

Современная система методов обучения сложилась не сразу.

Американский педагог Кларк Керр выделяет четыре переломных момента, революции в области методов обучения. Первая революция произошла тогда, когда профессиональные педагоги заменили учителей-родителей. Вторая – когда устное слово дополнилось письменным.

Третья связана с введением печатного слова, а четвёртая, свидетелями которой нам повезло стать, – с компьютеризацией обучения.

В разные периоды истории тем или иным методам отдавался приоритет. Но при этом практика показала, что ни один метод, использованный сам по себе, не даёт нужных результатов. Успехов в профессиональном обучении можно достичь только при использовании нескольких методов, так как ни один из них не универсален. 

Классификация методов обучения

Традиционно в классификацию методов обучения входят:

  • словесный метод;
  • наглядный метод;
  • практический метод.

Словесные методы преобладают в системе методов обучения, так как позволяют в кратчайший срок передать большую по объёму информацию, поставить перед обучающимися проблемы и указать пути их решения.

Эти методы включают в себя:

  • рассказ;
  • объяснение;
  • беседу;
  • дискуссию;
  • лекцию.

При наглядных методах усвоение учебного материала зависит от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы подразделяются на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Практические методы основываются на практической деятельности обучающихся и формируют умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Сфера образования представляет собой одну постоянно развивающихся отраслей. Вомногом именно она определяет создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом. Поэтому внедрение новых форм и методов работы – постоянная потребность образования.

Благодаря внедрению инноваций формируется новое образовательное пространство – система глобального, индивидуализированного и непрерывного образования. На сегодняшний день главная задача педагогов – не дать знания, а научить их добывать.

Поэтому сейчас всё больше набирают популярность активные методы обучения, которые заключаются в самостоятельном добывании знаний, активизируют познавательную деятельность обучающихся, развивают мышление и формируют практические умения и навыки.

Активные и интерактивные методы обучения в СПО

Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда». Эта поговорка ёмко отражает смысл обучения, основанного на методах практико-ориентированного обучения.

Понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения часто взаимозаменяются, содержание их практически идентично, но главное их отличие друг от друга – это «уровень активности».

Активные методы предполагают энергичную мыслительную и практическую деятельность обучающихся, то есть не преподаватель излагает готовые знания, а студенты самостоятельно ими овладевают. Интерактивные же методы подразумевают взаимодействие с другими студентами в режиме диалога.

Основная цель обучения – научить применять полученные знания на практике. Ещё в шестидесятых годах прошлого века американский педагог Эдгар Дейл, давая учащимся одну и ту же информацию разными способами, доказал, что имитация реального опыта приводит к 90% усвоения материала. Эффективность пассивных и активных методов представлена в схематическом Конусе Эдгара Дейла.

К активным методам часто относят проблемные лекции, вебинары, skype-конференции, создание проектов, кейсов, игры, дискуссии, эксперименты, эвристические методы («Шесть шляп», «Стулья Диснея») и другие.

Применение интерактивных методов обучения в СПО решает проблему недостаточной мотивации обучающихся. В интерактивной форме могут проводиться как лекции, так и практические занятия. Вместо традиционных лекций проводятся лекции с запланированными ошибками, намеренно допускаемых преподавателем. Такой подход активизирует познавательную деятельность студентов.

К интерактивным методам относятся следующие формы организации обучения:

  • дискуссия и эвристическая беседа;
  • метод проектов;
  • мозговой штурм;
  • кейс-метод;
  • ролевые и деловые игры;
  • тренинги.

К сожалению, пока нет чёткой классификации интерактивных методов обучения. Это связано с тем, что нет чёткого разграничения активных и интерактивных методов. Одни и те же формы организации обучения относятся и к активным, и к интерактивным методам.

Отечественные исследователи Т.С. Панина и Л.Н Вавилова разделяют интерактивные методы обучения на группы: дискуссионные (диалог, дискуссия, разбор ситуаций из практики), игровые (дидактические, творческие и деловые игры) и тренинговые (коммуникатиные тренинги и тренинги сензитивности).

Рассмотрим по отдельности ряд интерактивных методов, которые набирают всё большую популярность в отечественном образовании: мозговой штурм, кейс-стади, метод проектов и игры.

Мозговой штурм

Мозговой штурм, также известный как метод коллективного поиска идей, был предложен американским копирайтером Алексом Осборном, который использовал этот метод оперативного решения проблемы в своём рекламном агентстве ещё в тридцатые годы XX века. Мозговой штурм стимулирует креативность группы путём свободного выражения своих мыслей по затрагиваемой проблеме. Такой метод помогает взглянуть на проблему с разных сторон и прийти к оптимальному решению.

Кейс-стади

Широкое распространение в образовании и бизнесе получил метод кейсов, который зародился в 1924 году в Гарвардском университете как техника обучения с использованием реальных экономических и социальных ситуаций. Сначала анализ и решение проблем проходит под руководством преподавателя, но затем постепенно увеличивается самостоятельность студентов. При составлении кейса соблюдаются определённые условия:

  • соответствие ситуации содержанию дисциплины;
  • проблемность;
  • простота и актуальность проблемы;
  • наличие чётких инструкций по работе с нею.

Метод проектов

При методе проектов обучающиеся овладевают компетенциями в процессе работы над постепенно усложняющимися практическими задачами – проектами.

Проект содержит в себе совокупность видов работ: поисковых, исследовательских и графических, которые студенты выполняют самостоятельно (но под руководством преподавателя) для практического или теоретического решения обозначенной задачи или проблемы.

Для развития рефлексии и самооценки образовательной деятельности в профессиональном образовании применяется технология портфолио. Портфолио демонстрирует различные аспекты развития студента, показывает этапы и качество овладения студентами учебным материалом, учит целеполаганию и планированию.

Деловые игры

Большим потенциалом в СПО обладают деловые игры, основанные на имитации профессиональной деятельности. Плюс деловой игры в том, что она позволяет наиболее полно воспроизвести профессиональную деятельность и развивает умение работать в коллективе.

Деловые игры часто применяются в совокупности с другой формой активного обучения – тренингами. Тренинги представляют собой совокупность игр и упражнений, которые объединяются в систему с помощью теоретических модулей. Участники тренинга развивают профессиональные компетенции, учатся преодолевать барьеры и результативно взаимодействовать с другими.

  • Участники тренинга «Технологии межфункционального взаимодействия в работе руководителя», прошедшего 18–20 июля 2018 года.
  • Ближайший тренинг для руководителей состоится 19-21 сентября в Нижнем Новгороде.
  • Ещё одно новое понятие появилось недавно – геймификация, которую определяют, как использование компьютерных игр, игрового мышления в образовании и других областях. Компьютерные игры обладают рядом положительных моментов:
  • в игре человек готов решать проблемы столько времени, сколько на это требуется,
  • в игре формируется способность обоснованно, быстро и самостоятельно принимать решения,
  • игра формирует навыки спокойного восприятия неудачи, целенаправленности в достижении цели.

Многопользовательские компьютерные игры также создают идеальную среду для совместного поиска решения проблем.

В нынешние времена выпускник учреждения СПО должен уметь гибко и нестандартно мыслить, оперативно переходить от одного уровня мышления к другому, дляускорения решения уметь разделять сложную задачу на более мелкие этапы, профессиональномыслить, принимать оптимально рациональное решение по возникающей проблеме.

Иначе говоря, современный выпускник профессиональной образовательной организации должен быть активным и уметь работать в коллективе.

Добиться этого помогут активные и интерактивные методы обучения, применяя которые в учреждениях СПО, вы учите своих студентов оперативно решать проблемы, возникающие в профессиональной деятельности, и эффективно взаимодействовать с коллегами.

Подготовиться к изменениям в сфере СПО вы сможете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца». Зарегистрируйтесь прямо сейчас. Будьте на шаг впереди.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/sovremennye-metody-obuchenija-v-spo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector