Гендерные отношения — что это такое, понятие и суть взаимодействия

Актуальность изучения гендерных установок современной российской молодежи обусловлена необходимостью прогнозирования будущего развития страны.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

От того, какие ценности, социальные ориентиры и гендерные установки сформируются у молодых людей, зависит их будущее семейно-брачное и репродуктивное поведение.

А это, в свою очередь, влияет на важнейшие показатели уровня развития общества, такие как демографическая ситуация, качественный состав населения, структура трудовых ресурсов.Гендерные отношения - Студенческий портал

Несмотря на то, что более трети всех социологических исследований касается молодежи [2, с. 102], общепринятого определения понятия «молодежь» в науке до сих пор нет. По мнению И.М. Ильинского это объясняется тем, что молодежь – «понятие конкретно историческое, зависящее от характера и уровня развития общества» [2, с. 103].

В целях изучения гендерных установок молодёжи нами был проведён социологический опрос. Исследование проводилось во Владивостоке в марте-мае 2016 г. Анкета включала как открытые, так и закрытые вопросы [3].

Всего было опрошено 154 человека в возрасте от 18 до 35 лет включительно, из них 63 мужчины и 91 – женщина. После проведения анализа соответствия одинакового количества респондентов для каждой возрастной группы, было отобрано равное количество мужских (60 штук) и женских (60 штук) анкет.

Возрастной состав респондентов при этом составил от 21 года до 35 лет. Все респонденты были разделены: на три возрастные группы: 21 – 25 лет (33,3 %), 26 – 30 лет (33,3 %), 31 – 35 лет (33,3 %).

40,8 % респондентов состоят в официальном браке, 9,2 %– в гражданском браке, холостые – 43,3 %, разведенные – 5 %, другое – 1,7%.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Анализ экономических показателей - исходная информация и решение задач

Оценим за полчаса!
  • В начале исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
  • 1) В настоящее время наблюдается тенденция к маскулинизации образа идеальной женщины и феминизации образа идеального мужчины, что обусловлено изменением гендерных ролей в социуме и семье.
  • 2) Семья занимает важное место в системе ценностных ориентаций молодёжи, но при этом гендерные установки молодых мужчин остаются преимущественно традиционными, в то время как у молодых женщин проявляется стремление к эгалитарности.
  • Перейдем к описанию результатов исследования.
  • Респондентам было предложено в свободной форме описать идеального мужчину и идеальную женщину.

Идеальная женщина, в представлении респондентов, красивая (жен. – 42,59%; муж. – 13,33%), «ухоженная» (жен. – 26,67%; муж. – 7,41%), стройная (жен. – 21,67%; муж. – 16,67%). У неё «стильный» (жен. – 8,33%) или «естественный внешний вид» (муж. – 5,56%), длинные волосы (жен. – 8,33%) и красивая кожа лица (жен. – 5%).

Кроме того, она добрая (муж. – 12,56%; жен. – 11,3%), заботливая (9,55%; жен. –9,4%), умная (муж. – 7,54%; жен. – 4,4%), ласковая и верная (муж. – по 6%), сексуальная (муж. – 4,02%; жен. – 5,66%), трудолюбивая (муж. – 4,52%), хозяйственная и женственная (муж. – по 3,52%), обладающая чувством юмора (муж. – 4; жен. – 4,4%), любящая и скромная (муж. – по 1,5%).

Она должна поддерживать своего мужчину (муж. – 4,52%), быть мудрой и терпеливой (жен. – по 4%), многосторонне развитой (муж. – 4,02%; жен. – 3,1%), хорошей матерью (муж. – 3%; жен. – 4,4%), целеустремленной (муж. – 2,5; жен. – по 2,5%), любящей и честной (муж. – по 2%), семейной и скромной (муж. – по 1,5%), «уметь быть разной» (жен. – 3,7%), «самореализованной» (жен.

– 1,8%), «все успевать» и быть «лёгкой» (жен. – по 1,3%).

Таким образом, представления респондентов об идеальной женщине в целом соответствуют «традиционному» женскому образу. В то же время ей приписываются целеустремленность и «самореализованность», что свидетельствует, на наш взгляд, об изменении социальных ролей, выполняемых женщинами в семье и обществе.

Говоря об идеальном мужчине, 12,5% опрошенных мужчин и 4,26% женщин отметили, что для мужчины «внешность не важна». Согласно представлениям большинства респондентов, идеальный мужчина имеет спортивное телосложение (по 25%), высокий рост (муж. – 22,5%) и приятную внешность (муж. – 17,5%; жен. – 8,5%). Он должен быть опрятным (муж. – 15%) и физически крепким (муж. – 7,5%).

Идеальный мужчина, по мнению мужчин, обладает такими качествами, как: «сила духа» (9,6%), ответственность (9%), целеустремленность (ок. 8%), чувство юмора и надежность (по 7,3%), доброта (6,7%) и ум (6,2%).

Менее значимыми оказались такие качества, как благородство (5%), отзывчивость (4,5%), уверенность в себе (4%); образованность, смелость, выдержанность, мужественность, честность, заботливость (по 4%), трудолюбие (2,8%), щедрость, умение быть хорошим семьянином, успешность в карьере (по 2,2%) и финансовая независимость (1,7%).

Идеальный мужчина, по мнению женщин, не только умный (10,15%), мужественный (9,7%), умеющий зарабатывать деньги (8,2%), добрый (8%), с чувством юмора (8%), щедрый (6,7%), целеустремленный (4,5%), ответственный (3%), но и обладающий некоторыми качествами, традиционно приписываемыми женщинам, такими как терпение и понимание, отзывчивость и любовь к детям (по 2%), внимательность (1,5%). В условиях современного российского общества эти качества на самом деле становятся ценными для мужчины, так как способствуют гармонизации отношений в семье. Таким образом, женский идеал мужчины оказался более мягким и нежным.

Таким образом, на основании полученных данных мы установили, что первая гипотеза подтверждается лишь частично.

Несмотря на то, что настоящее время прослеживается некоторая тенденция к маскулинизации образа идеальной женщины и феминизации образа идеального мужчины, причем это характерно только для молодых женщин.

В сознании мужчин идеальный мужчина и идеальная женщина соответствуют традиционным гендерным образам.

 Ответы респондентов на вопрос: «Зачем человеку нужна семья?».

Из числа опрошенных не состоят в браке 43,3% мужчин и 46,6% женщин, однако из них 30% мужчин и 43,33% женщин хотели бы в ближайшее время создать семью. О своей неготовности к созданию семьи в настоящее время заявили 26,67% мужчин и 10 % женщин в возрасте 21 – 25 лет.

Среди причин, препятствующих их вступлению в брак, мужчины чаще всего называли недостаточную финансовую обеспеченность (56%), моральную неготовность (31%) и отсутствие подходящей кандидатуры (13%).

По мнению большинства респондентов (рис. 1), семью нужно создавать, прежде всего, для того, чтобы «обрести человека, который будет опорой и поддержкой» (жен. – 33,8%; муж. – 22,15%) и «быть вместе с любимым человеком» (жен. – 23,74%; муж. – 29,12%); «для продолжения рода» (жен. – 14,39%; муж. – 20,25%) и «для упорядоченной сексуальной жизни» (жен. – 10,07%; муж. – 8,86%).

Часть респондентов считают, что «вместе дешевле и легче вести быт» (жен. – 5,76%; муж. – 5,7%). 5,06% опрошенных мужчин 5,76% женщин рассматривают создание семьи как возможность избежать одиночества.

Стереотипное высказывание «пора выходить замуж/жениться по возрасту» выбрали 2,53% мужчин, а вариант ответа «у семейного человека более высокий социальный статус» отметили 3,8% мужчин и 2,16% женщин.

2,53% мужчин предложили свои варианты ответов на этот вопрос: «семья – это то, ради чего стоит жить!!! Только в семье человек может проявить свои сильные стороны»; «так устроено общество» и др.

Гендерные отношения - Студенческий портал

Согласно ответам респондентов (рис. 2), самые прочные браки – это браки, заключенные по любви (жен. – 39,78%; муж. – 45,56%), и созданные на основе крепкой дружбы (жен. – 32,26%; муж. – 24,44%).

Относительно прочными респонденты считают браки, заключенные в более взрослом возрасте (жен. – 18,28%; муж. – 20%). Браки, заключенные по финансовому расчету (жен. – 4,3%; муж. – 3,33%) или по выбору родителей (муж.

– 1,11%) не рассматриваются респондентами как прочные.

По мнению 11 % опрошенных, факторами, укрепляющими брак, являются: наличие детей, взаимоуважение, совместные увлечения и др.

48,57% опрошенных мужчин не видят никаких отрицательных сторон в семейной жизни (рис. 3). Подобное мнение разделяет лишь 33,33% женщин. Кроме того, представительницы женского пола чаще, чем мужчины, называли такие отрицательные стороны семейной жизни, как ограничение свободы (жен. – 28,98%; муж. – 25,71%) и возрастание уровня ответственности (жен. – 21,74%; муж. – 14,3%).

Гендерные отношения - Студенческий портал

Следует также отметить, что женщины в большей степени, чем мужчины, склонны рассматривать семейную жизнь как помеху для карьерного роста (жен. – 7,25%; муж. – 5,71%).

Опасение потерять свободу после вступления в брак прослеживается и в таких вариантах ответов респондентов: «иногда это может мешать личному росту» и «мало времени для себя, своего саморазвитии» (жен.); «Времени на себя становится меньше обычного» (муж.).

Несмотря на это, отвечая на вопрос об условиях счастливого брака, лишь 1,52% мужчин и 1,72% женщин выбрали вариант: «отношения строятся на свободе, никто никому ничего не должен» (рис. 4).

Самыми важными составляющими счастливого брака, по мнению респондентов, являются: взаимопонимание; взаимное доверие; честность; умение уступать и быть интересными друг для друга; умение уступать и прощать и искренность (рис. 4).

Гендерные отношения - Студенческий портал

Респонденты-мужчины видят себя в будущем не только успешными в карьере или бизнесе, но и счастливыми в семейной жизни.

«Возможно, если повезёт, я буду в браке. С хорошей девушкой. И у нас будет, как минимум, один ребёнок. Я буду на хорошей, высокооплачиваемой и интересной работе. Но она не помешает мне развивать семью» (мужчина, 25 лет).

[Я буду] «настоящим отцом, умудрённым опытом, имеющим долгосрочные проекты и который ведёт за собой людей» (мужчина, 31 год).

Любовь оказалась более важной для женщин, а верность – для мужчин. Возможно поэтому, отвечая на вопрос об отношении к измене партнера (рис. 5), вариант ответа – «для меня это неприемлемо» – чаще выбирали мужчины (муж. – 66,18%; жен. – 39,13%), а вариант – «лучше мне не знать об измене партнера» – женщины (муж. – 13,24%; жен. – 28,97%).

Гендерные отношения - Студенческий портал

Женщины более терпимо относятся к измене партнера, они чаще готовы его простить, чем мужчины в аналогичной ситуации, тем не менее, 5,8% женщин заявляют о своей готовности изменить в ответ на измену супруга.

Из числа опрошенных дети уже есть у 38,34% женщин и 21,67% мужчин, 25% женщин и 45% мужчин планируют рождение ребёнка в ближайшем будущем (рис. 6). Готовы к рождению ребёнка при «незапланированной беременности» 3,33% женщин и 1,67% мужчин.

Не готовы стать родителями в ближайшее время 18,3% женщин и 23,3% мужчин, так как они хотят «встать на ноги» (5%) или «пожить для себя» (3,33%).

Как отмечает Э.М. Думнова, в настоящее время «… Планирование деторождения в семье сместило “биографическую петлю” в жизни женщины за 26 лет.

При этом биографическая петля стала возможна и в жизни мужчины, на что повлияло повышение стандартов родительства и проявление феномена отцовства.

Сегодня отец так же, как и мать, может заботиться о ребенке с первых дней его жизни, а женщина при этом получает возможность работать и берет на себя большую часть экономической функции семье [1, с. 50]».

Гендерные отношения - Студенческий портал

Значимость детей в жизни человека, независимо от его пола, подтверждается ответами респондентов на вопрос о приоритетах семейных мужчин и женщин. Респондентам было предложено распределить в порядке важности семь приоритетов: я сам(а), мой партнер, дети, родители, друзья, хобби и карьера (работа).

Первое место среди приоритетов женщины занимают дети (54,3%), второе – она сама (45,7%). Отношения с партнером женщины поставили на второе (43,5%) и на третье (21,7%) места, своих родителей – на третье (21,7%) и четвертое (34,8%), а карьеру – на пятое место (37%). Друзья в жизни женщины занимают шестое место (47,8%), а хобби – седьмое место (37%).

Мужчины на первое место также поставили детей (50%), своего партнера (25%) и себя (21,2%), а на второе – отношения с партнером (42,3%). Третье место заняли собственные родители (21,2%), четвертое (28,8%) и пятое (34,6%) – карьера. И только на шестом месте оказались друзья (48,1%) и хобби (36,5%).

На вопросы о том, каким (какой) вы себя видите через 5 и 10 лет, практически все женщины видели себя мамой, любящей и любимой женой.

« я вижу, что я уже замужем, как я и хочу, что уже и ребёнок первый на подходе, или уже есть. Мы с мужем живём в своей квартире, мы очень счастливы, приглашаем к себе в гости родителей и друзей» (женщина, 23 года).

Гендерные отношения - Студенческий портал

Респонденты-мужчины видят себя в будущем не только успешными в карьере или бизнесе, но и счастливыми в семейной жизни.

«Возможно, если повезёт, я буду в браке. С хорошей девушкой. И у нас будет, как минимум, один ребёнок. Я буду на хорошей, высокооплачиваемой и интересной работе. Но она не помешает мне развивать семью» (мужчина, 25 лет).

[Я буду] «настоящим отцом, умудрённым опытом, имеющим долгосрочные проекты и который ведёт за собой людей» (мужчина, 31 год).

Представления респондентов мужского пола о гендерных ролях в семье остаются традиционными. Мужчина, по их мнению, является главой семьи (21,66%) (рис. 7). С этим утверждением согласны лишь 8,33% женщин. 41,67% представительниц женского пола выступают за равенство супругов в принятии решений. Среди мужской части опрошенных эта точка зрения оказалась менее популярной (15%).

Читайте также:  Значение одноклеточных в природе и жизни человека - среда обитания и внешнее строение

Гендерные отношения - Студенческий портал

Несмотря на то, что большинство опрошенных считает, что женщина может или должна работать, основная функция материального обеспечения семьи возлагается на плечи мужчин (рис. 8). Это подтверждают такие варианты мужских ответов: «Выходя замуж, девушка должна понимать значение этого слова. За мужем, то есть за ним, муж – глава семьи».

Мнения о том, что оба супруга должны вносить равный вклад в обеспечение семьи придерживаются лишь 13,33% мужчин и 10% женщин. 6,67% женщин и 5% мужчин считают, что каждый должен быть финансово независимым от партнера.

60% опрошенных мужчин считает, что домашние дела – это в первую очередь обязанность женщины, но мужчина тоже должен помогать. С этим мнением согласилось лишь 46,66% женщин (рис. 9). Женщины чаще, чем мужчины, выступают за совместное участие супругов в налаживании быта семьи (муж. – 35%; жен. – 50%).

Гендерные отношения - Студенческий портал

Итак, выдвинутые нами в начале исследования гипотезы частично подтвердились. Наше исследование показало, что семья занимает значимое место в системе ценностных ориентаций молодёжи.

Молодые люди верят в прочные браки, основанные на любви или крепкой дружбе, заключенные в более взрослом возрасте.

Часть респондентов уже состоит в браке и имеет детей, другие планируют создать семью и родить детей в будущем.

Несмотря на важность семьи для большинства респондентов независимо от пола, нельзя не отметить некоторые различия мужских и женских гендерных установок. Гендерные установки молодых мужчин оказались более традиционными по сравнению с женскими.

Судя по ответам, значительная часть опрошенных молодых женщин видит себя в будущем не только любящими жёнами и матерями, но и успешными, финансово независимыми, разносторонне развитыми людьми. Они чаще, чем мужчины, выступают за равноправие в семье, справедливое распределение домашних и финансовых обязанностей.

На наш взгляд, гендерные различия представлений респондентов о функциях супругов в семье, несовпадение их ожиданий от брака в будущем могут стать источником противоречий и конфликтов в семейной жизни.

Источник: https://sibac.info/studconf/science/vi/60739

Школа «Гендер-ликбез»

В последние годы всё острее ощущается недостаток знаний в области гендерных отношений. С одной стороны, жизнь современного общества ежедневно продуцирует проблемы и ситуации, обнажающие проблемы гендерного неравенства, насилия, несправедливости. С другой стороны, из публичного дискурса вымываются комментарии и оценки, основанные на квалифицированном знании в области гендера. Затруднения в интерпретации соответствующих явлений и процессов приводят к их упрощению, нивелированию их политических и глобальных смыслов.

Наши зимние школы нацелены на то, чтобы научить слушателей интерпретировать гендерную тематику, разбираться в основах теоретических и эмпирических исследований и помочь им получить базовые гендерные знания.

Мы расскажем, почему гендер может быть полезной категорией для изучения повседневных практик, социальных институтов и истории, как реализовать гендерное исследование, какие методологические инструменты в этом помогут.

В Европейском университете этим занимаются больше 20 лет, и мы готовы поделиться своими знаниями.

В течение трёх дней будут проходить исследовательские семинары, индивидуальные консультации с приглашенными экспертами, лекции и интерактивные занятия (обсуждения видео-материалов, ридинг-группы, дискуссии). Программа мероприятия предполагает активное вовлечение участников в обсуждение наиболее актуальных проблем в области гендерных исследований.

Источник: https://eusp.org/projects/gender-likbez

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,570

Целью нашего исследования стало изучение гендерных установок юношей – студентов педагогического вуза в отношении своего и противоположного пола. В качестве испытуемых выступили студенты первого и второго курсов в возрасте 18-20 лет.

Диагностический аппарат включал в себя следующие методики: опросник С.

Бэм, позволяющий определить степень выраженности маскулинных, фемининных и андрогинных характеристик личности; тест незаконченных предложений «Я – мужчина»; опросник для изучения гендерных стереотипов в семейных отношениях; методика изучения гендерных установок «Рисунок мужчины и женщины».

В обобщенном виде полученные данные могут быть представлены следующим образом: маскулинный тип личности диагностирован у 5,3 % студентов, фемининный – у 15,8 % и андрогинный – у 78,9 % испытуемых.

Очевидно, что в качестве доминирующего выступает андрогинный тип личности, сочетающий одновременно традиционно мужские и традиционно женские психологические качества, что позволяет студентам гибко реагировать на разнообразные жизненные, учебные и профессиональные ситуации.

Установлено также, что 42,1 % испытуемых воспринимают себя как соответствующих маскулинному гендерному стереотипу, а 57,9 % недостаточно четко осознают или «вытесняют» собственные гендерные характеристики.

Возникшее противоречие между этими данными и фактическим количеством студентов с маскулинным типом личности (5,3 %) можно объяснить субъективным характером оценки испытуемыми обозначенного параметра и современными социальными реалиями, изменившими содержание понятий «мужчина» и «женщина».

Столь же неоднозначными являются и результаты исследования гендерных стереотипов в семейных отношениях.

Традиционно-патриархального типа (муж – глава семьи, обязанности супругов определены их полом) придерживаются 10,5 % студентов, эгалитарного типа семьи (в распределении обязанностей нет дифференциации по признаку пола) – 15,8 %, нетрадиционного типа (семейные обязанности мужчины и женщины противоположны традиционным) – 5,3 % испытуемых. Установлено также, что наибольшее количество выборов (57,8 %) сделано в пользу сочетания первых двух типов семейных отношений, при этом эгалитарные тенденции затронули в основном сферу воспитания детей. Желание объединить традиционные и нетрадиционные обязанности мужчины и женщины или все три типа отношений высказали, соответственно, по 5,3 % юношей. На наш взгляд, достаточно высокая вариативность выборов типа семейных отношений объясняется доминированием у молодежи андрогинных личностных тенденций и, как следствие, формированием новых гендерных стереотипов в данной области жизнедеятельности.

Далее нами был проведен анализ рисунков мужчины и женщины, при котором изучалось пространственное расположение и графическое качество фигур, символическое содержание деталей, действий, предметов и т.д.

Обнаружено, что у юношей – студентов педагогического вуза доминирующими гендерными установками в отношении противоположного пола (по 31,6 %) являются «сотрудничество» (девушки рассматриваются как субъекты совместной деятельности) и «притяжение» (гетеросексуальные отношения имеют особое значение, лица противоположного пола эмоционально притягательны).

Вероятно, в данном случае гендерные стереотипы опосредованы не только социальным опытом, но и юным возрастом испытуемых. На втором месте по количеству выборов – установка «агрессия» (15,8 %), что можно считать тревожной тенденцией, поскольку она свидетельствует о восприятии мужчинами женщин, как несущих угрозу.

Вероятно, данный факт связан с негативным опытом гендерной социализации юношей, в том числе авторитарным воздействием со стороны значимых представителей противоположного пола (матери, воспитателя, учителя и т.п.). Третью позицию в равных пропорциях (по 10,5 %) разделили две установки: «независимость» и «индифферентность».

Первая указывает на наличие психологической дистанции между полами, что может быть следствием социальной неловкости, робости, интровертированности или эгоцентризма, самодостаточности юношей. Вторая («индифферентность») связана с проблемами в сфере полоролевой дифференциации, т.е. наличием у данных испытуемых слабо сформированного представления о типично мужском и типично женском.

Полученные данные подтверждают наличие проблем в области гендерной социализации, в том числе определенную дезориентацию юношей в плане отношения к своему и противоположному полу. Доминирование андрогинных тенденций следует признать стабильным современным психолого-социальным явлением, имеющим свои достоинства и недо- статки.

Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5296

Гендер: краткое пособие для НОРМАЛЬНЫХ людей

Как гендерная идеология проникла в СССР и закрепилась в нашей стране? Что подразумевают под этим термином его адепты? Какова подлинная история возникновения такого понятия и кто его настоящие создатели? Чего на самом деле добиваются сторонники внедрения гендерного подхода? На эти и другие вопросы проливает свет данное исследование.  

В нашей стране гендером как таковым начали заниматься во времена перестройки и, особенно, после развала Советского Союза, когда один за другим в крупным вузах страны на иностранные гранты стали создаваться так называемые центры гендерных исследований. Необходимо отметить, что с самого начала как новое научное направление в социологии и экономике он пользовался полной поддержкой со стороны тогдашней власти СССР и, позже, России.

Проект «Гендер» — именно в этом контексте — возник в 1988 году. В 1989 году в четвертом номере журнала «Коммунист», редактором которого тогда был Е. Гайдар, вышла статья сотрудников Института социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) АН СССР Н. Римашевской, Н.

Захаровой и А. Посадской «Как мы решаем женский вопрос». Сейчас ее называют «программным документом», сыгравшим огромную роль в  становлении исследований «гендерной проблематики».

Но тогда, несмотря на то, что статью перепечатали в 13 странах, в советских научных кругах ей не придали большого значения.

В это время Верховный Совет СССР поручил Институту социально-экономических проблем народонаселения АН СССР разработать научную концепцию программы по улучшению положения женщин и семьи.

В процессе работы ее авторы пришли к выводу, что в систему гуманитарных академических знаний необходимо включить гендерные исследования как самостоятельное направление. В апреле 1990 года Президиум АН СССР одобрил идею создания лабораториипо изучению гендерных проблем.

В ноябре того же, 1990 года на базе Комитета советских женщин была создана Всероссийская общественная неправительственная организация «Союз женщин России».

Из информации, размещенной на официальном сайте Союза, можно узнать, что «Союз женщин России объединяет на добровольной основе женские советы, союзы, ассоциации, комитеты и клубы, действующие в 82 регионах России.

Кроме того, в состав СЖР входят 34 членские организации, 6 из которых имеют федеральный статус.

Союз женщин России является членом:

  • Международного альянса женских организаций стран СНГ,
  • Всемирной организации семей (ВОС),
  • Всемирной ассоциации сельских женщин (ВАСЖ),
  • Международной демократической федерации женщин (МДФЖ),
  • Международного совета женщин (МСЖ).

Союз женщин России поддерживает связи с женскими НПО более чем ста стран мира, а также сотрудничает со специализированными учреждениями ООН:

  • Международной организацией труда (МОТ),
  • Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ),
  • ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ЮНИДО,
  • Организацией ООН по окружающей среде,
  • Программой ООН по развитию,
  • Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев,
  • Экономической комиссией ООН для стран Европы,
  • Комиссией ООН по положению женщин.

Союз женщин России ассоциирован в Департамент общественной информации ООН, имеет специальный консультативный статус при Экономическом и социальном совете ООН (ЭКОСОС) и является обладателем почетного диплома ООН «Посланец мира». Основные задачи Союза Женщин России:

  • Содействие повышению статуса женщин в обществе, их роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны.
  • Защита прав женщин, забота об укреплении семьи.
  • Участие в формировании государственной политики в отношении женщин, семьи и детей.
  • Продвижение женщин на уровень принятия решений.

Для достижения этих задач Союз сотрудничает с партиями, движениями, другими общественными организациями, выступающими  за демократические преобразования в стране, а также законодательными и исполнительными органами власти, проводя активную работу по расширению возможностей профессиональной подготовки женщин для работы в условиях рынка с учетом структурной перестройки, оказание поддержки женщинам в организации малых предприятий, расширение доступа к земле, капиталу, новым технологиям».

То есть с самых первых шагов своего существования в СССР — позже Российской Федерации,  — гендерный подход стал не только темой научных статей, но и руководством к действию во внутренней политике и в бизнесе.  Политизация «женского вопроса» в самых разных сферах общественной жизни страны —  основная заслуга «исследователей гендера».

Спустя два года после открытия МЦГИ, в 1992 году, был зарегистрирован второй, Петербургский центр гендерных проблем (ПЦГП).

Спектр его интересов  довольно обширен: он занимается изучением  демографических проблем, женских проблем в миграции, вопросами повышения социальной роли женщин, информационным обеспечением женского движения в России и пр.

Первой крупной акцией Центра стал сбор подписей против антиабортного закона в Польше и сбор подписей в поддержку хорватских женщин, подвергавшихся массовым изнасилованиям во время войны.

Образовательные проекты Центра предполагают работу по шести направлениям: история женского движения; теория и идеология феминизма; реальное положение современной женщины; здоровье и репродуктивные права женщин; культурологический аспект гендера; феминистская психотерапия и психология женщин. Через год после своего открытия, с лета 1993 года Центр начал выпускать бюллетень «Все люди — сестры», а также другие информационные материалы.

Заметим в скобках, что все это происходило в то время, когда на предприятиях и в научных институтах начали задерживать зарплату, а студентам вузов перестали выплачивать стипендию.

Впрочем, откуда у новоиспеченного центра могли взяться деньги на такое дорогостоящее дело как производство печатной продукции, мы уже говорили.

Вовлечение России в орбиту деятельности международного феминистского движения, — которое перешло к тому времени от борьбы за женское равноправие к борьбе за женское превосходство над мужчинами как «биологическим видом», — требовало средств, и они охотно предоставлялись.

В 1980 в Сономе (Калифорния, США) было создано некоммерческое объединениеНациональный проект «История женщин» (National Women’s History Project).Организация являласьинициатором марша «Месяц истории женщин» (March «Women’s History Month»). http://www.nwhp.org/

В тот же год в г. Санта-Роза (Калифорния, США) несколько женщин- историков основали Совет по национальной женской истории (National Women’s History Project, NWHP), чтобы способствовать распространению знаний по истории женщин.

Ученый секретарь факультета социальных наук,  доцент НИУ ВШЭ  С.А. Короткова пишет:

«Этот Совет возглавил коалицию, которая успешно пролоббировала решение о том, что ежегодно март будет месяцем истории женщин. Было создано 35 исследовательских институтов на базе университетов, координируемых этим Советом, которые начали издавать собственные книги и журналы. Некоторые из институтов приобрели статус отдельных факультетов.

Источник: https://ruskline.ru/analitika/2018/03/22/gender_kratkoe_posobie_dlya_normalnyh_lyudej/

Читать

Впервые эта книга вышла в 2003 г. Это было первое отечественное учебное пособие, с помощью которого вузовские преподаватели проводили практические и семинарские занятия в процессе чтения курсов по гендерной психологии и другим дисциплинам гендерной направленности.

Появлению 2–го издания «Практикума по гендерной психологии» способствовали следующие обстоятельства. Во–первых, 1–е издание в целом было положительно оценено преподавателями и пользовалось спросом у специалистов, интересующихся гендерной проблематикой.

Однако авторами были получены и некоторые критические замечания, связанные с содержанием некоторых разработок. Поэтому появилась необходимость скорректировать и доработать ряд тем.

Еще одним обстоятельством, побудившим авторов к подготовке 2–го издания практикума, явилось приращение знания в сфере гендерных исследований.

За прошедшие пять лет опубликованы новые научные и учебно–методические работы; многие гендерные специалисты защитили докторские и кандидатские диссертации; существенно расширился круг интересующихся гендерными проблемами не только на уровне научных исследований, но и в сфере практических приложений теоретического знания. Следовательно, содержательную часть практикума необходимо было дополнить и обновить с учетом современного уровня развития отечественной и зарубежной гендерной психологии.

Данное издание практикума по гендерной психологии существенно отличается от своего первого варианта. Хотя общее количество текстов практически не изменилось, 15 методических разработок являются совершенно новыми, а остальные обновлены и дополнены в теоретической и в практической частях.

Новые методические разработки посвящены весьма актуальным темам, которые ранее не были включены в практикум в силу неразработанности в методическом плане.

Эти темы раскрывают такие проблемы, как роль феминизма в развитии гендерных исследований в психологии, гендерный аспект родительства, роль художественной литературы в воспитании детей и взрослых и др.

Достаточно широко представлена проблема сексуальности с позиций гендерного подхода, обсуждается также такая актуальная для гендерного направления тема, как насилие в семье.

В методических разработках использованы ссылки практически на все отечественные работы по гендерной проблематике, которые появились в последние годы; немало использовано также и зарубежных источников.

Изменился и состав авторов практикума, почти третья их часть – новые авторы. Некоторые преподаватели не смогли принять участие в работе над новым изданием в силу различных обстоятельств, однако основной состав авторов остался прежним. В работе над 2–м изданием практикума приняли участие восемь новых авторов.

Неизменной осталась общая концепция практикума, которая определяется, как и в прежнем издании, идеями гендерного подхода.

Не изменилась и общая структура практикума, включающая четыре раздела: «Введение в гендерную психологию», «Гендерная социализация», «Гендерные характеристики личности», «Прикладные аспекты гендерной психологии». Эти разделы в общих чертах отражают сложившуюся на сегодняшний день структуру гендерной психологии как научной области знания и учебной дисциплины.

В первом разделе рассматриваются самые общие вопросы гендерной психологии: содержание понятия «гендер», обыденные гендерные представления, психофизиологические и психологические различия между полами, психологические характеристики гендерных групп, роль феминизма в развитии гендерных исследований.

Читайте также:  Значение насекомых в природе и жизни человека:

Во втором разделе представлены методические разработки практических занятий, которые помогут студентам осознать способы и механизмы влияния основных институтов социализации (семья, школа, художественная литература) на формирование у участников социализационного процесса гендерных установок, стереотипов, представлений.

Третий раздел практикума помогает раскрыть содержание таких ключевых тем гендерной психологии, как гендерные стереотипы, гендерные роли, гендерные установки и предубеждения личности, гендерная идентичность. Особое внимание уделено такой характеристике личности, как гендерная компетентность.

В четвертом разделе представлены работы, рассматривающие гендерную проблематику в ее практическом приложении.

Сохранилась структура каждой методической разработки, которая включает следующие части: вводные замечания, цели занятия, оснащение, порядок работы, контрольные вопросы для проверки знаний студентов, список использованной литературы и приложения. Все формы проведения занятий относятся в группе интерактивных методов обучения.

  • Хочется поблагодарить всех тех, кто высказал свои оценки и критические суждения по поводу содержания методических разработок в практикуме.
  • Авторы надеются, что переработанный и дополненный практикум окажется полезен как преподавателям, и студентам, так и всем, кто интересуется психологией, а также будет способствовать развитию гендерного направления в психологической науке.
  • И. Клецина

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих [2].

На обыденном уровне рассуждений многие убеждены в том, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма.

Однако факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними, включая психологические.

Ведь биологические различия имеют и социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие – от женщины, какие характеристики считаются людьми важными для мужчины, а какие – для женщины. Да и то, как мы воспринимаем биологические различия между полами, тоже определяется культурными факторами.

Как указывает французский историк Т. Лакер, в Европе до XVII в. базовыми отличительными признаками понятий «мужчина» и «женщина» считались социальный статус индивида и исполняемые им социокультурные роли, а не анатомо–физиологические особенности [6].

Телесное несходство мужчин и женщин не ставилось под сомнение, однако суть различий между ними люди усматривали отнюдь не в биологии. Длительное время в европейской культуре существовала однополая модель человека, описанная античным философом–врачом Галеном во II в. н. э. Согласно этой модели организм женщины рассматривался как биологически несовершенный мужской организм.

В галеновской схеме структурно–морфологических соответствий репродуктивных органов женский организм имеет точно такие же половые органы, что и мужской. Единственное отличие между ними усматривалось в том, что у женщины в силу «недостаточной жизненной энергии» эти органы находятся внутри, тогда как у мужчины они располагаются снаружи. Женские гениталии вплоть до 1700–х гг.

не имели собственного названия. Для их обозначения использовались термины, обозначающие мужские половые органы, и только контекст определял то, о каком теле – мужском или женском – идет речь. Собственно половые различия фиксировались не онтологическими, а социологическими категориями.

Природное тело рассматривалось как подчиненное социальному бытию человека, потому что телесное считалось временным, нестабильным образованием, выполняющим только вспомогательные функции в человеческой жизни.

Мировоззренческие сдвиги в европейском сознании, произошедшие в эпоху Возрождения, изменили взгляд на роль тела в жизни человека. Оно стало считаться единственной реальной, объективно существующей характеристикой индивида – в противоположность условности и произвольности социальных определений различных человеческих качеств, в том числе и сексуальных.

Если в античной и средневековой Европе психологические и социальные различия мужчин и женщин соотносились с различиями в их социальном статусе, то после XVII в. корни социальных и психологических различий стали усматривать в анатомии мужчин и женщин.

А точнее, в способности женщины к деторождению и связанными с ней физиологическими процессами: менструацией, лактацией, гормональными сдвигами и т. п. Таким образом, к XIX в.

вопрос о сексуальных различиях между мужчинами и женщинами был подменен вопросом о репродуктивных функциях организма, что в конечном счете привело к возникновению в европейской культуре двуполой модели человека, в которой мужское и женское представляли собой два антагонистических полюса.

Новая модель позволяла рассматривать социально обусловленные сексуальные различия в поведении личности как биологически детерминированные, возникающие на основе неодинакового анатомического, клеточного строения, эндокринных, психофизиологических и иных телесных функций. Так в европейском сознании утвердилось представление о том, что пол человека является биологическим феноменом и что полов у человека только два.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=112144&p=76

Гендерные отношения в приватной сфере социального бытия — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

Пошнагиди Ф.Ф. 2
1 Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет приборостроения и информатики»2 Гуманитарный институт Северо-Кавказского федерального университета
В статье отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны происходящей в современной России либерализации сексуальной культуры.

Анализируются различные формы проявления этого процесса, раскрывается суть гендерного похода к изучению межполовых отношений. Актуальным является исследование гендерных изменений в приватной сфере современного российского общества.

Аргументировано показано, что отношения между мужчиной и женщиной были всегда главными в жизнедеятельности людей, от них зависела эффективность организации общественной жизни, продолжение рода, само существование человечества.

Показано, что внимание к решению гендерных проблем усиливается со стороны ученых в связи с глобализационными процессами, происходящими в современном мире.

Однако в современном мире эти интимные связи становятся подвижными, изменчивыми. Наблюдается тенденция либерализации сексуальной культуры. Это проявляется в размывании двойных гендерных стандартов, сожительстве без регистрации брака, во временных, параллельных отношениях, в легитимизации добрачного секса, широком распространении знаний о сексе и средств контрацепции.

Современная семья формируется на базе развития рыночных отношений, новой приватности, а также личной независимости каждого из супругов.

Существенно меняется положение женщины, которая стремится иметь устойчивый экономический суверенитет.

Современная женщина осознает высокий риск разводов, поэтому ответственно относится к выбору супруга, стремится получить квалификацию и профессию, востребованную на рынке труда.

В жизнедеятельности женщин произошли большие перемены в связи с развитием современного информационного общества, которые привели к сдвигам в их социальном положении. О. Н. Павлова, известный российский исследователь гендерных отношений, анализируя современную ситуацию, дает не совсем радостное заключение.

«Современная женщина пытается подавить мужчину, отвоевывая территории его активности. Она сама стремится стать Нарциссом, превращая его в «голос без плоти». Эта проблема женского «лидерства» в отношениях «мужчина — женщина» оборачивается печальными последствиями для них обоих.

Рушатся семейные традиции, женщина не стремится иметь семью и детей, реализуя себя в карьере» [5, с. 112].

Происходит, как говорят некоторые ученые, «усреднение мужчин и женщин», исчезает четкая граница между ними, существовавшая многие тысячелетия. О том, что мужчина «охотник», добытчик, а женщина — хранительница очага, все реже вспоминают люди.

Рассматривая внешнюю сторону гендерных отношений, мы вправе утверждать о нарастании тенденций, которые получили название «оженствление» мужчин и «омужествление» женщин: «Вовлеченные в общественное производство и политику, женщины вынуждены развивать в себе необходимые для конкурентной борьбы «мужские» качества (настойчивость, энергию, силу воли), а мужчины, утратив свое некогда бесспорное господство, вырабатывают традиционные «женские» качества:  способность к компромиссу, эмпатию, умение ставить себя на место другого» [3, с. 28].

Новым тенденциям в развитии гендерных отношений в городе противостоит гендерный стереотип маскулинности и феминности, содержащий патриархальные представления о ролевых функциях мужчин и женщин, понятия.

Негативной стороной обоих гендерных стереотипов является закрепление дискриминации в оплате мужского и женского труда. А ведь размер заработной платы определяет величину пенсии по старости, величину общего дохода семьи, материальное положение женщины.

В тех отраслях, где меньше заработки, как правило, больше доля женского труда, и повышение же зарплаты приводит к увеличению количества мужчин в данной сфере труда, поэтому «у бедности «женское лицо», материальное положение женщин хуже, чем представителей сильного пола» [3, с. 14].

Плохое материальное положение женщин в российском обществе негативно сказывается на семейных отношениях, усиливает нестабильность семьи, падение ее качества, вызывает деструктивные процессы, конечным результатом которых является развод.

Парадоксальным является феномен, отмечаемый многими исследованиями: браки распадаются в тех случаях, когда семейные отношения не соответствуют традиционным гендерным отношениям. Ухудшается физическое здоровье женщин, хотя природа и снабдила их генотип двумя Х-хромосомами.

Низкие характеристики здоровья женщин объясняются, с одной стороны, недостаточным материальным положением, с другой стороны, двойной нагрузкой на работе и в семье. Трудностями современного быта, вызванными низким жизненным уровнем россиян, объясняется значительное число абортов.

В последние десятилетия в России, как и на Западе, произошли заметные изменения в пространстве приватного, например, в сфере организации личных отношений, сексуальности и деторождения.

Широко распространенными стали практики сожительства, гостевых браков, значительно увеличилось число разводов и число людей, сознательно выбравших бездетность или одиночество. Наблюдается совместное проживание без регистрации отношений, которое ведет к увеличению количества детей, рожденных вне брака.

Все названные тенденции в развитии гендерных и демографических процессов — яркое свидетельство серьезных изменений семейно-брачных отношений в современной России.

«Гендерный подход в изучении особенностей развития семейно-брачных отношений в современном обществе постепенно становится неотъемлемой частью научных исследований» [2, с. 4].

Существенные гендерные изменения некоторые исследователи оценивают негативно, отмечая такие тенденции, как неудовлетворенность брачным союзом, высокий процент разводов, низкая рождаемость. Для этой категории ученых постоянно растущее число гражданских браков является еще одним убедительным подтверждением гибели семьи.

Отношение к гражданскому браку неоднозначно: некоторые считают, что он обеспечивает возможность большей свободы выбора подходящего человека для продолжительной совместной жизни и, таким образом, является гарантом качества отношений.

Кроме того, возможность быстрого расторжения брачного союза «в случае неудовлетворенности рассматривается в качестве стимула для постоянной обоюдной работы, направленной на выработку компромиссов, самоограничения, за счет чего достигается необходимое качество отношений» [6, с. 43].

Приватная сфера, то есть домашний мир, занимает значительное место в жизни современной обеспеченной городской семьи как пространство восстановления физических и психических сил и одновременно пространство серьезных и ответственных забот.

Эта особенность приватной жизни определяет многие особенности гендерных отношений, функциональные роли мужчин и женщин. Например, поведение женщины в домашних условиях двойственно, противоречиво: дом ее можно рассматривать местом, где она одновременно хозяйка и подневольная.

Дома она окружена любящими ее детьми, мужем; радует домашний интерьер, созданный под ее руководством; в доме машина, на которой она ездит в магазины и на рынок за покупками; дача расположена в красивом месте природы; муж регулярно дарит цветы и подарки.

Но все же, как отмечают исследователи гендерных проблем, приватная сфера ограничивает пространство деятельности женщины, мешает их мобильности, включению в общественную жизнь, в многообразные социальные связи.

Дом в жизни женщины играет большую роль, в нем она выступает в роли домашней хозяйки. Дом — это  пространство для принятия самостоятельных решений и самореализации. В приватном — проявляется индивидуальность женщины, раскрываются ее способности ведения домашнего хозяйства, реализуются идеи  духовного воспитания детей.

Домашний мир — это фундамент женской идентичности, пространство ответственности и заботы: «Благодаря тому, что забота рассматривается как центральный компонент женской идентичности, женщина приобретает авторитет и относительную свободу в своих повседневных практиках, поскольку несет ответственность за дом и домочадцев» [6, с.

123].

Изучение городских семейно-брачных отношений в России предполагает конкретно-социологическое исследование с учетом семейного бюджета, источника дохода.

Авторы коллективной монографии «Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности» рассматривают особенности гендерных отношений в приватной сфере «нового среднего класса».

Для нового среднего класса домашнее пространство выполняет функцию убежища, демонстрации социального статуса и престижного потребления.

В новых средних семьях происходит становление новой женщины, независимой и самодостаточной. Наблюдается растущая автономизация женщины. Эта сильная женщина стремится планировать семейную жизнь, деторождение, сексуальные отношения, быть финансово независимой. И хотя поляризация гендерных ролей и обязанностей сохраняется,  они существенно отличаются от таковых в традиционных семьях.

Часть домашнего труда в новых средних семьях передается людям, стоящим на более низкой ступени экономической иерархии. Можно говорить также о некотором «культурном похолодании» как следствии развития индивидуализма и женской эмансипации.

«Культурное похолодание» в гендерных отношениях есть последствие коммерциализации заботы, рационализации интимных отношений, изменения сексуальных сценариев.

Коренные преобразования в экономике и политике в связи с переходом государственной власти от коммунистов к демократам и либералам вызвали позитивные и негативные изменения в приватной сфере российского общества.

Если развитию гендерных отношений в семьях, имеющих высокий доход, можно радоваться, то формирование новой приватности в бедных слоях населения печалит.

Наряду с образованием нового среднего класса, возник класс новых бедных, у представителей которого нет нянь, домработниц, коттеджей, дети не учатся за рубежом и т.д. Строительство нового быта происходит в обоих классах, но с сильными  отличиями.

У новых бедных кризис семьи; кормилец и добытчик не может дать материального благополучия. Ученые, исследующие изменения гендерного устройства частной жизни в России, отмечают следующее: «классовые» ограничения в исполнении роли основного кормильца в слое «новых бедных» повлекли за собой кризис семьи, т.к. женские чувства и заботу нельзя компенсировать высокой заработной платой мужа.

Ученые Европейского университета в Санкт-Петербурге провели сравнительный анализ интимных отношений в разных социальных слоях городского населения. В социальной структуре они выделили две большие социальные группы: «новые средние семьи» и «новые бедные».

Они пришли к выводу, опираясь на большой собранный ими эмпирический материал, что в бедных семьях существует дистанция между браком, сексуальностью и любовью.

Основания близости между мужем и женой  в бедных слоях населения подорваны, ослаблены из-за того, что мужчина проявляет несостоятельность в роли кормильца и сексуального партнера.

«Женщины проявляют недовольство инерциональностью мужей и их неспособностью соответствовать гендерной роли» [4, с. 25]. Женщины утверждают, что в кризисе виноваты, главным образом, мужчины, мужчины винят женщин, которые не выполняют традиционные семейные функции.

Сохраняется в целом двойной гендерный стандарт и гендерная поляризация в сексуальной сфере. Но вместе с тем в России в сфере сексуальных отношений, очень важных для организации гендерного порядка, наблюдается тенденция роста активности, ответственности, компетентности женщин. Происходит автономизация женской сексуальности, отрыв ее от репродукции, «женской судьбы».

Отмечается выравнивание гендерных стандартов, повышается значимость партнерства. Наиболее заметно эта тенденция проявляется в образованных городских слоях. Женщины проявляют инициативу в сексуальных отношениях, выбирают партнеров, контролируют время и ситуацию сексуального дебюта. Таким образом, двойному стандарту противостоит партнерское (эгалитарное) отношение.

Механизмом преодоления гендерного неравенства, способом обретения независимости женщины является автономизация.

Она предполагает, что женщина сама контролирует свою жизнь и сознательно делает выбор в общественной и приватной сфере.

Исследования показали, «что автономия женщин коррелирует со снижением рождаемости, усовершенствованием детского питания и образования, улучшением жизненных стандартов для женщин» [6, с. 69].

Несмотря на психологические, социальные, половые изменения современных мужчин и женщин в результате материального и духовного развития общества, все же есть нечто, что сохраняется, остается неизменным.

Задача ученых — конкретизировать изменения, сделать их зримыми, выразить с помощью научных понятий общее, закономерное, непреходящее в гендерных отношениях и в связях гендера с внешним миром и духовным миром индивида.

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18578

Ссылка на основную публикацию