Гендерные роли — студенческий портал

Улукпанова Р. О социальной гендерной роли // Молодой ученый. — 2018. — №13. — С. 279-282. — URL https://moluch.ru/archive/199/48861/ (дата обращения: 20.03.2020).



В статье рассматриваются изменения в обществе, охватывающие почти все сферы социальной жизни. Автор акцентирует внимание на социальной гендерной роли и ее проявлении в новых обстоятельствах.

За последние десятилетия прошлого века и в начале нового случились серьезные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека.

Произошел большой скачок в науке и технике, что привело к развитию станкостроения и роботизации.

На многих производствах, где преобладал в основном мужской труд, стали применять новые технологии, который, в свою очередь, открыли новые профессии и возможности для женщин.

Эти существенные изменения в труде, в науке, в обществе породили новое понимание слова «пол». Это слово «гендер» как отражение изменившихся социальных ролей мужчин и женщин. В наше время женщины все больше заменяют мужчин в их труде, их прогресс налицо: наука, производство, политика, спорт, культура — все то, что считалось чисто мужскими привилегиями.

При этом женщины не ушли от своих прямых обязанностей и до сих пор совмещают ответственную работу с поддержанием семейного очага, ведь продолжение рода, воспитание детей, забота о них остались на хрупких женских плечах.

Материнская любовь является природной сущностью женщины, которую никто не отменял, о которой нужно помнить и ценить как мужчинам, так и женщинам [1].

В своем исследовании мы хотим остановиться на таком сложном феномене, как культура и искусство, который охватывает все сферы социальной жизни в ее основных проявлениях, отражает изменения, происходящие в обществе, определяет в том числе и половые различия людей, то есть гендерные характеристики. Мужчины и женщины являются культурными продуктами общества и неизбежно проявляют свою социальную гендерную роль в различных видах деятельности.

Высшая идеальная форма проявления культуры — это искусство.

Но что можно отнести к искусству? Ответ на этот вопрос был дан еще в античные времена: вся сфера деятельности человека, которая требует определенных навыков, обучения, умений и т. д., является искусством.

И мы с этим полностью согласны, так как в разряд искусства попадали чисто практические ремесла (плотничество, ткачество, гончарное дело и т. д.).

Искусство как особая сфера деятельности человека, аккумулирующая эмоционально-духовное наследие предыдущих поколений, помогает человеку не только устанавливать контакты с миром и жизнью, осознавать свое место в мире, но также способствует совершенствованию.

Испокон веков существовало разделение труда по половому признаку: на заре цивилизации мужчины охотились и рыбачили, работали с металлом, изготовляя оружие и орудия труда.

Женщины оставались у домашнего очага, и именно домашний труд стал основой многих культурных ценностей будущего.

Так, от первобытных ремесел произошло искусство керамики (изготовление посуды), ткачество, садоводство, ювелирное дело и т. д.

Многие эти виды искусства впоследствии также были освоены мужчинами. Уверенная, сильная мужская рука мастера видна в казахской посуде из дерева, в грузинской чеканке, в резьбе карпатских мастеров, в огромных глиняных амфорах Античной Греции. А женская легкая, кропотливая рука — в шитье, вышивке, кружевах, ткачестве.

У кочевых народов, в частности у нас, казахов, изготовление кошмы было чисто женской прерогативой. После стрижки овец шерсть надо помыть, обвалять, изготовить кошму и нити. Шерсть — это основополагающий материал в быту кочевника. Летний дом, который по-русски называют юртой, сами казахи зовут «киіз үй», дословно — дом из кошмы, или войлочный дом.

И в самом деле: его каркас состоит из связанных особенным способом жердей. Все они обшиваются кошмой с национальными орнаментами, снаружи юрта обтягивается толстым войлоком, внутри тоже много войлочных изделий (рис. 1) Также присутствуют ковры и текемет[1] — шерстяная дорожка (каз. алаша).

И все это домашнее убранство было сделано руками женщины, со временем достигшей вершин в этом искусстве.

Гендерные роли - Студенческий портал

Рис. 1. Казахская юрта

Гендерные роли - Студенческий портал

Рис. 2. Валяние кошмы

Физиологическое различие мужчин и женщин подспудно делит их на слабый и сильный пол, что и привело к разделению труда и обязанностей. Начиная с древних времен все это хозяйство постепенно усовершенствовалось, и многие женские ремесла переходили в руки мужчин, и наоборот.

Гендерные роли - Студенческий портал

Рис. 3. Текемет

В наше время, когда феминизм делает большие сдвиги в обществе, многими сугубо мужскими профессиями овладевает «слабый пол».

В ближайшем будущем развитие IT-технологий даст несравненно новый толчок женщинам для овладения все новыми и новыми профессиями, что, в свою очередь, приблизит гендерное равноправие.

Известный современный французский философ, психолог, психоаналитик Люс Иригарей попыталась выявить альтернативное женское видение картины мира. Речь не о том, что женское восприятие более непосредственно, более чувственно или эмоциональнее, чем мужское.

Иригарей не делает женщин равными мужчинам, сфера ее интересов содержит риск стирания того, что свойственно женщинам, но дает возможность проявить себя и развиться женским отличиям. Поскольку пока мы воспринимаем женщину как противоположность мужчине, мы не думаем о ней как о женщине.

Это возможно, только когда мы позволяем женщине быть другим человеком, с собственной манерой поведения и собственным мнением.

Для этого необходимо искать области, в которых женская субъективность может быть выявлена и все еще впереди, и, следовательно, словам «женщина» и «женское» предстоит обрести новое значение.

Некогда институт матриархата в первобытной общине устанавливал безусловное право женщины-матери на господство.

Сегодня же в социополитическом гендерном измерении утверждает себя феминизм как идеология «свободной» гендерно-модифицированной, самодостаточной женщины — эмансипе, selfmade woman инновационной эпохи.

Это немаловажное обстоятельство позволяет диагностировать сегодняшнюю гендерную ситуацию не столько в качестве попытки реанимировать матриархат как изначальный архетип коллективного бессознательного, сколько в качестве социогенетической метаморфозы традиционного патриархального мира в направлении превращения его в форму тотального гинекея, устанавливающего свои правила игры и властные полномочия гинекократии — абсолютной власти женщин — эмансипе, не обязательно обремененных традиционной функцией матери, хранительницы очага [2].

  • В XX веке женщины-казашки выступали в основном в качестве политического инструмента, что превратило центральноазиатскую девушку и женщину в символ цивилизаторской миссии, изображая идеал женщины как сильного и дисциплинированного работника.
  • Сегодня эта сила и дисциплина проявляется в новых обстоятельствах, когда переход к рыночной экономике привнес крутые изменения в повседневную и общественную жизнь в Центральной Азии.
  • Литература:
  1. Сарсембаева Р. Б. Рыночная трансформация Казахстанского общества. Опыт гендерного анализа. — Алматы: LEM, 2004. — С. 235–239.
  2. Иригарей Л. Этика полового различия М., 2005. — 283 с.

[1] Текемет — казахский настенный ковер (безворсовый)

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, изменение, искусство, мужчина, разделение труда, социальная гендерная роль, социальная жизнь.

Источник: https://moluch.ru/archive/199/48861/

Гендерные стереотипы супружеских ролей у студентов

Работы по исследованию гендера ведутся в мире уже более тридцати лет. Можно сказать, что определен предмет исследования, выявлен категориальный аппарат, сформулированы методологические принципы анализа проблем и разработаны методики их изучения.

Но все это не означает, что теперь достаточно только описывать и систематизировать проявления взаимодействия мужского и женского с помощью известных схем, XXI век порождает новые проблемы.

Главную из них чаще всего обозначают как проблему половой идентичности.

Первичная гендерная социализация связана с процессом формирования первичной гендерной идентичности, т. е. она связана с представлением о себе как личности определенного биологического пола.

Эта социализация в большей степени связана с усвоением нормативных образцов гендерного проявления личности. С этими нормативными образцами часто связаны так называемые гендерные стереотипы.

Отсюда складывается стремление к детальному изучению гендерных стереотипов, навязываемых индивиду обществом.

В настоящее же время гендерные исследования проводятся по всему миру такими учёными как Ф.Л. Джеймс, К. Хорни, К. Уэст, С. Фаррел, Т. С. Баранова, Ю. Е. Алёшина и др. Они призваны обосновать возможности изменения идентичности юношей и девушек  в ситуации социальных преобразований.

Причиной такого внимания к вопросам гендерного неравенства является интенсивное распространение феминистских идей. Девушки всё чаще играют роль наёмных работников, берут на себя ответственность за содержание семейного бюджета. Юноши же — наоборот, всё больше уходят в семью, в домашнее хозяйство и заботу о детях.

Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе поло — ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения супругов к разным сторонам ролевого поведения в семье.

В современной семье супружеские, родительские и другие социально важные роли с поразительной быстротой меняются, наполняясь новым содержанием, что актуализирует наш исследовательский интерес к их изучению.

На распределение ролей в семье особенно влияют гендерные стереотипы.

Первичная гендерная социализация изначально связана с процессом формирования первичной гендерной идентичности, что в нашей культуре связано с представлением о себе как личности определенного биологического пола.

В большей степени данный процесс связан с усвоением нормативных образцов гендерного проявления личности. С этими нормативными образцами часто связаны так называемые гендерные стереотипы.

Гендерные стереотипы — это комплекс стандартизированных достаточно устойчивых во времени, носящих эмоционально-оценочный характер, представлений об образах маскулинности-феминности (гендерные идеалы), статусно-ролевых позициях мужчин и женщин (гендерные диспозиции), их моделях поведения и межличностных отношений (гендерные нормы), присущих им и приемлемых для них в рамках определенного социокультурного пространства.

Гендерные стереотипы в сфере семейных отношений характеризуют межличностные отношения, направленные на создание семьи, определение репродуктивных установок, поддержание внутрисемейных ролей, а также определяют баланс между внутрисемейной и внесемейной направленностью исполняемых супругами гендерных ролей.

Для изучения особенностей гендерных стереотипов супружеских ролей у студентов было организовано эмпирическое исследование, которое проводилось в феврале 2016 г. на базе университета ВятГГУ. В исследовании приняли участие студенты общей численностью 100 человек  в возрасте 17 – 21 года, среди них 50 юношей и 50 девушек.

Целью эмпирического исследования является изучение особенностей гендерных стереотипов супружеских ролей у студентов и выявить различие между ними.

С помощью методики определения особенностей распределения ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л.Я. Гозман), были исследованы предположения распределения ролей между супругами.

Для определения значимых различий в ряде факторов, описывающих супружеские роли между девушками и юношами, был применен математический критерий U – Манна-Уитни, который показал: значимые различия по шкалам эмоциональный климат в семье (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 295) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 932), находится в зоне значимости), материальное обеспечение семьи (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 170) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 932), находится в зоне значимости), организация развлечений (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 872) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 932), находится в зоне значимости), роль хозяина и хозяйки (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 856,5) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 932), находится в зоне значимости), сексуальный партнер (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 690) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 932), находится в зоне значимости), организация семейной субкультуры (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 832) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 932), находится в зоне значимости).

С помощью метода личностного семантического дифференциала  (Кустова Ольга Л.), были описаны гендерные особенности у студентов.

Итак, в ходе обработки данных, полученных в результате выполнения девушками данной методики, можно сделать следующие выводы: мы выделили такие качества, которые считаются важными для девушек.

Выражены факторы у количества девушек: привлекательности (63%); силы личности (67%); социального статуса (71%); маскулинности (60%). Средне выражены: эмпатийность (61%); фемининность (57%); андрогинность (64%).

Слабо выражены: современность (69%), эмоциональность (58%) и зависимость (65%).

Читайте также:  К. Маркс и его философия - основные идеи и принципы, место человека в обществе

В ходе обработки данных, полученных в результате выполнения юношами данной методики, можно сделать следующие выводы: мы выделили такие качества, которые считаются важными для юношей.

Выражены факторы у количества юношей: силы личности (64%); социального статуса (68%); эмпатийность (61%); феминность (57%). Средне выражены: привлекательности (63%); эмоциональность (59%); андрогинность (62%).

Слабо выражены: маскулинность (60%); современность (67%), и зависимость (71%).

Для определения значимых различий в ряде факторов, описывающих гендерные стереотипы между девушками и юношами, был применен математический критерий U – Манна-Уитни, который показал: значимые различия по шкалам эмоциональности (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 837) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 912), находится в зоне значимости), оценки (общей привлекательности) (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 872) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 912), находится в зоне значимости), эмпатийности (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 856) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 912), находится в зоне значимости), фемининности (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 785) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 912), находится в зоне значимости), маскулинности (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 674) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 912), находится в зоне значимости).

Таким образом, существуют значимые различия в гендерных стереотипах и супружеских ролей между девушками и юношами,  в таких факторах как: эмоциональный климат в семье, материальное обеспечение семьи, организация развлечений, роль «хозяинхозяйка», сексуальный партнер, организация семейной субкультуры, оценки (общей привлекательности), эмоциональности, эмпатийности,  фемининности, маскулинности.

Источник: https://e-koncept.ru/2016/56675.htm

Трансформация гендерных ролей в молодёжной среде

  • ТРАНСФОРМАЦИЯ  ГЕНДЕРНЫХ  РОЛЕЙ  В  МОЛОДЁЖНОЙ  СРЕДЕ
  • Кивайко  Маргарита
  • студент  5  курса,  кафедра  культурологи,  философии  и  социальных  наук  НВГУ,  РФ,  г.  Нижневартовск
  • E-mail: 
  • Гутова  Светлана  Георгиевна

научный  руководитель,  канд.  филос.  наук,  доцент  НВГУ,  РФ,  г.  Нижневартовск

Интерес  к  исследованию  гендерных  трансформаций,  а  также  их  последствий  в  современном  обществе  не  ослабевает  уже  несколько  десятилетий.  Действительно,  актуальность  данного  вопроса  очевидна,  поскольку  ученые  фиксируют  ускоряющийся  процесс  изменений,  совмещений  и  замены  характеристик  поведения  мужчины  и  женщины.

  Гендерная  роль  занимает  важное  место  в  жизни  каждого  индивида,  так  как  она  является  определяющим  элементом  в  межличностных  отношениях  и  влияет  на  представление  человека  о  самом  себе.  Гендерная  принадлежность  во  многом  обуславливает  поведение,  мысли  и  чувства  человека  в  течение  всей  жизни.

  Так  же  гендерная  принадлежность  учит  человека  поступать  определённым  образом.

Цель  работы  состоит  в  описании  возможных  проблем,  возникающих  в  процессе  гендерных  трансформаций  в  современной  молодёжной  среде.

  Для  достижения  данной  цели  необходимо  выявить  те  новые  тенденции  в  обществе,  которые  непосредственно  связаны  с  изменением  гендерного  сознания  молодежи,  охарактеризовать  специфику  гендерной  идентификации  и  влияние  стереотипов  на  поведение  молодых  людей,  связанное  с  выполнением  гендерных  ролей.  Изучение  гендерных  трансформаций  в  молодёжной  среде  играет  важную  роль,  так  как  гендерная  принадлежность  каждого  индивида  является  основным  показателем  специфики  его  поведения  и  так  же  направленности  основной  деятельности,  поскольку  общение,  познание,  усвоение  базовых  ценностей,  норм  складываются,  прежде  всего,  из  гендерной  идентификации. 

В  современном  мире  происходят  разнообразные  трансформации  гендерного  сознания,  в  зависимости  от  биологической  особенности,  этнической  принадлежности  или  полового  воспитания  человека.

  Важным  фактором  трансформации  становится  постиндустриализация,  которая  увеличила  диапазон  человеческой  деятельности  и  переменила  природу  работы:  если  прежде  та  нуждалась  в  физических  способностях,  основанных  на  мужской  силе,  то  сейчас  она  стала  больше  интеллектуальной  и  творческой.

  Социальные  изменения  ведут  к  тому,  что  женщины  занимают  руководящие  должности.  Общество  стремиться  к  равным  правам  и  возможностям  женщин  и  мужчин  во  всех  сферах  жизни  людей:  социальной,  политической,  экономической  и  т.д.

Гендерная  трансформация  является  результатом  ряда  социальных  преобразований  в  обществе.  Прежде  всего,  хотелось  бы  обратить  внимание  на  процессы  связанные  с  переоценкой  культурных  ценностей  и  в  том  числе  на  специфику  современной  молодежной  культуры.

  Показательно,  что  изменения  в  гендерном  поведении  молодых  людей  напрямую  связаны  с  тем,  что  молодежь  сегодня  является  самой  активной  группой  задействованной  в  медиа–пространстве.  Это  осуществляется  через  интернет  коммуникации,  такие  как  сети,  блоги  и  т.  д.

  Именно  здесь  молодежь  может  чувствовать  себя  наиболее  свободной  от  сложившихся  гендерных  стереотипов  в  обществе.

  Эта  позиция  позволяет  молодому  поколению  проявлять  личную  активность  по  разным  направлениям,  у  них  постепенно  «формируется  убеждение,  что  успеха  в  жизни  можно  достичь,  только  успешно  преодолевая  трудности  реальной  жизни,  а  также  благодаря  активной  социальной  позиции  и  стремлению  к  личностному  развитию»  [3,  с.  84].

Культурное  пространство,  в  котором  реализуется  современная  молодежь  многослойно,  оно  имеет  несколько  измерений  и  поэтому  не  всегда  роль,  которую  выполняют  молодые  люди,  понятна  и  однозначна  с  точки  зрения  старшего  поколения.

  Так,  например,  роль  невесты,  подруги  или  друга  может  восприниматься  условно  и  не  затрагивать  существенных  основ  в  их  отношениях,  что  часто  вызывает  неодобрение  со  стороны  родителей.

  В  отличие  от  советского  времени  частая  смена  не  только  места  работы,  но  и  даже  профессии  не  может  охарактеризовать  юношу  или  девушку  как  легкомысленных  и  ненадежных  работников,  напротив  такая  мобильность  для  многих  работодателей  имеет  массу  положительных  моментов,  поскольку,  по  их  мнению,  она  способствует  быстрой  адаптации  к  темпам  рыночного  развития.

В  качестве  одной  из  проблем,  возникающей  в  результате  гендерных  трансформаций  можно  рассмотреть  воздействие  массовой  культуры  и  процессов  глобализации,  размывающих  традиционные  взгляды  на  гендерные  роли.

  Многие  идеи,  продукты  массовой  культуры,  разрабатываемые  в  шоу-индустрии,  воспринимаются  молодежью  как  неотъемлемая  часть  их  жизни,  часто  задающая  нормы  в  отношении  друг  к  другу  и  к  окружающему  миру.

Важная  составляющая  социализации  молодежи  происходит  именно  в  пространстве  гендерных  отношений.

  В  процессе  взросления  молодые  люди  осуществляют  поиск  подходящей  гендерной  роли,  они  более  склонны  к  инновациям  и  экспериментам,  имеют  больше  возможностей  для  участия  в  каких-либо  рискованных  событиях,  менять  увлечения,  пробовать  себя  в  разных  ролях,  примерять  разные  имиджи.

  В  тоже  время  в  обществе  все  еще  сохраняются  представления  о  строгих  гендерных  правилах  так  как,  большинство  детей  воспитываются  в  семьях,  и  эти  семьи  задают  представления  о  мужской  и  женской  нормальности,  о  принятых  в  данном  обществе  правильных  отношениях  между  ними  [См.:  8].

Не  смотря  на  то,  что  российское  общество  проходит  сейчас  ряд  существенных  культурных,  социальных,  политических  преобразований,  оно  все  еще  в  гендерном  вопросе  довольно  устойчиво  и  пытается  сохранить  в  качестве  базовых  некоторые  элементы  традиционных  отношений.

  Поэтому  по-прежнему  любая  социальная  роль  соотносится  с  базовой  идентификацией  по  гендерному  принципу.  Трансформация  идентичности,  ее  развитие  отражают  формирование  и  изменение  взглядов  человека  на  его  положения  в  социуме  в  течение  всей  его  жизни.

  Вместе  с  тем,  рассматривая  вопрос  о  трансформации  гендерной  идентичности,  нельзя  не  затронуть  более  общую  проблему,  указывающую  на  развитие  личности.

  В  современном  социуме  происходит  ускорение  всех  процессов,  поэтому,  что  бы  сохранить  психологическое  здоровье,  человек  тоже  вынужден  постоянно  меняться,  приспосабливаться  для  того  чтобы  поддерживать  равновесие  между  идентичностью  и  личными  задачами  развития.  Однако  именно  в  гендерном  аспекте  социализация  не  готовит  человека  к  возможным  изменениям  и  трансформациям  [См.:  4].

Если  о  формировании,  развитии,  саморазвитии  в  процессе  обучения  и  воспитания  говорится  постоянно,  создаются  условия  для  определенных  изменений,  то,  в  обыденном  сознании  все,  так  или  иначе  связанное  с  полом,  часто  выглядит  как  неизменное  и  предопределенное  нашей  биологической  природой.  Трансформация  гендерной  системы  зависит  сразу  от  нескольких  факторов:  уровня  культуры  и  демократизации  в  обществе;  сохранения  традиций  и  ценностей  старшего  поколения;  распространения  религиозных  взглядов  и  их  степень  влияния  на  общество;  экономического  благосостояние  общества;  развития  прав  и  свобод  личности;  изменения  информационной  и  коммуникационной  сферы  общества;  развития  социальной  сферы;  политики  планирования  семьи  и  т.  д.  [См.:  2].

Усвоение  гендерной  роли  можно  рассматривать  как  один  из  самых  важных  этапов  социализации  молодежи.  Понимание  и  принятие  «правильной»  идентичности  в  современной  культуре  уже  не  представляется  как  ранее  простым  и  очевидным  делом.

  Если  в  традиционном  обществе  для  этого  не  требовалось,  прилагать  каких  либо  особых  усилий,  то  сегодня  необходимо  серьезно  работать  над  собой,  своим  образом,  ролью,  имиджем,  постоянно  преодолевать  препятствия  на  пути  обретения  свободы.

  Современное  пространство,  где  формируется  гендер  очень  сложное  и  порою  даже  противоречивое  явление,  ассоциируемое  у  молодых  людей  с  нарастанием  конфликтных  ситуаций  и  проблем.

  Но  есть  и  ряд  преимуществ  этого  отрезка  жизни,  так  как  молодежь  сегодня  в  меньшей  степени  зависит  от  взрослого  контроля,  она  более  динамична,  открыта  и  свободна  [См.:  8].

Существует  прямое  соответствие  между  социальными  ролями,  которые  закрепляются  за  человеком  на  раннем  этапе  жизни  и  его  гендерным  самосознанием.  По  словам  А.А.  Чекалиной,  оно  включает  в  себя  осознание  своего  тела,  своей  принадлежности  к  определенному  полу.

  Это  в  свою  очередь  связано  с  осознанием  себя,  своей  личности,  знанием  гендерных  стереотипов  и  ролей,  а  так  же  с  представлением  о  сексуальном  поведении  своего  пола  и  осознанием  своего  соответствия  гендерным  представлениям,  стереотипам,  ролям  [9,  с.  29—30].

Основными  факторами,  определяющими  гендерную  социализацию  личности  являются:  семья,  СМИ,  литература,  язык.

  Существенное  влияние  на  процесс  формирования  полоролевой  идентичности  оказывают  гендерные  стереотипы  —  это  культурно  и  социально  обусловленные  представления  о  свойствах  и  нормах  поведения  мужчин  и  женщин.

  Стереотипы  гендерных  ролей  —  общепринятые  в  данном  обществе  взгляды  на  приличествующее  мужчине  и  женщине  поведение.  В  стереотипах  мужского  и  женского  ролевого  поведения  отражены  определенные  общественные  ожидания  [7,  с.  129].

  Гендерные  роли  часто  ориентированы  на  стереотипы,  которые  характеризуются  устойчивостью.  Тем  не  менее,  сегодня  гендерные  стереотипы  особенно  у  молодежи  заметно  меняются,  но  это  происходит  не  одинаково  у  разных  культурных  слоев  общества.  Например,  стереотип  женственности  и  мужественности,  который  сложился  еще  в  прошлом  столетии  остается  актуальным  до  сих  пор  [1,  с.  95].

Таким  образом,  гендерные  стереотипы  представляют  собой  обобщенные  представления  о  том,  как  действительно  ведут  себя  мужчины  и  женщины.

  Это  понятие  не  совпадает  с  понятием  гендерная  роль,  которая  включает  в  себя  набор  ожидаемых  образцов  поведения.

  Появление  гендерных  стереотипов  обусловлено  тем,  что  модель  гендерных  отношений  исторически  выстраивалась  таким  образом,  что  половые  различия  располагались  над  индивидуальными,  качественными  различиями  личности  мужчины  и  женщины  [5,  с.  32].

Молодые  люди  часто  выражают  свою  приверженность  к  гендерным  стереотипам  в  зависимости  от  социальной  среды  или  психологического  климата  складывающегося  в  малой  социальной  группе.

  Это  указывает  на  использование  механизма  уступчивости  и  идентификации.  В  то  же  время  люди,  соответствующие  нормам  для  своего  пола,  особенно  привержены  к  поведению  в  рамках  полоролевых  стандартов,  т.  е.

  чаще  ориентированы  на  механизм  одобрения  [6,  с.  68].

  Гендерная  идентичность  направлена  на  воспроизведение  соответствующих  социально  обусловленных  ролей,  поэтому  изначально  ее  обретение  зависит  не  столько  от  нашего  выбора,  сколько  от  определенных  биологических  и  социальных  факторов,  но  впоследствии  именно  человек  меняет  роль  и  модели  поведения.

Дальнейшая  трансформация  гендерных  ролей  современной  молодежи  происходит  благодаря  институтам  социализации,  среди  которых  особенно  значимым  является  СМИ.

Читайте также:  Источники подбора персонала - студенческий портал

  Что  касается  семьи,  то  ее  роль  постепенно  отодвигается  на  второй  план,  поскольку  старшее  поколение  так  же  как  и  молодежь  включены  в  процесс  трансформации,  хотя  часто  даже  не  осознают  этого.

  Заметно  как  происходит  стирание  границ  между  поколениями,  например,  когда  информация  перестает  четко  делиться  в  зависимости  от  возрастных  границ.  Даже  потребности  и  интересы  постепенно  сближаются.

Различие  в  поведении  и  воспитании  молодых  людей  определяется  не  столько  их  биологическими  особенностями,  сколько  социально-культурными  факторами,  что  способствует  корректировке  негативных  гендерных  стереотипов.  Поскольку  стереотипы  конструируются  самим  обществом,  они  постоянно  меняются,  при  этом  трансформируя  общественное  сознание.

  Современная  молодежь  особенно  поддается  такого  рода  изменениям,  но  необходимо  учитывать,  что  она  сегодня  крайне  неоднородна  и  поэтому  выполнение  социальных  ролей  может  сильно  отличаться  в  пределах  разных  социальных  групп.

  «Структурная  дифференциация  молодежной  среды  делает  культурную  социализацию  молодежи  процессом  крайне  трудным,  методически  и  идеологически  тонким,  требующим  новых  эффективных  подходов,  технологий  взаимодействия  властных  структур,  институтов  гражданского  общества  и  молодежи»  [3,  с.  85].

  Так  как  гендер  является  социальным  конструктом,  он  направлен  на  рост  самосознания  и  формирование  определенных  качеств  личности  и  поэтому  государство  через  систему  образования  должно  уделять  особое  внимание  этому  вопросу.

Подводя  итог  необходимо  указать  на  то,  что  гендерная  трансформация  в  молодежной  среде  происходит  ускоренными  темпами,  но  не  равномерно,  что  в  первую  связано  со  стратификационными  преобразованиями  в  обществе.

  Возможно  процесс  гендерного  обновления  может  продлится  еще  столетие,  пока  не  вырастит  новое  поколение,  для  которого  традиции,  составляющие  основу  гендерных  ролей  окончательно  не  превратятся  в  мифы.

  Но  может  появиться  мощный  катализатор,  который  ускорит  процесс  усваивания  новых  ценностей  и  ролей  в  обществе,  например,  наука.

Изменение  гендерной  системы  —  это  изменение  гендерных  ролей  в  обществе.  Переход  от  одних  стереотипов  поведения  к  другим,  от  жестких  к  более  гибким.

  Это  отразится,  прежде  всего,  на  социальной  структуре  общества,  семье,  морально-этической  сфере  культуры,  демографической  структуре  общества,  экономической  и  политической  сфере.  В  этой  области  остается  еще  много  вопросов,  которые  предстоит  решать  ученым.

  Например,  можно  ли  назвать  такие  гендерные  изменения  кризисными?  Что  дает  человечеству  свобода  в  плане  принятия  гендерной  роли?  Возможно,  общество  должно  пройти  еще  долгий  путь,  что  бы  быть  готовым  к  использованию  новых  способов  воспитания  и  социализации.

  На  данном  этапе  в  первую  очередь,  необходимо  осознать  какие  факторы  способны  привести  к  стабилизации  гендерной  системы  и  что  можно  сделать,  чтобы  сгладить  переход  к  новой  системе  гендерных  отношений.

Список  литературы:

  1. Воронина  О.А.  Феминизм  и  гендерное  равенство.  М.:  Эдиториал  УРСС,  2003.    320  с.
  2. Головнева  И.В.  Гендерная  идентичность:  тенденции  изменений:  Монография.  Харьков.:  Изд-во  НУА,  2006.  —  321  с.
  3. Гутова  С.Г.  Особенности  формирования  культурной  среды  сельской  молодежи.  Сборник  научных  трудов  Sworld.  Одесса,  —  2014.  —  Т.  17.  —  №  1.  —  С.80—86.
  4. Гутова  С.Г.  Проблема  социальной  идентификации  молодежи:  гендерный  аспект.  Сборник  научных  статей  преподавателей  и  сотрудников  филиала  Уральской  академии  государственной  службы,  Вып.  3.  Лангепас-Екатеринбург.  2009.    С.  35—43.
  5. Денисова  А.А.  Словарь  гендерных  терминов.  М.:  Информация  XXI  век,  2002.  —  256  с.
  6. Ильин  Е.П.  Пол  и  гендер.  .СПб.:  Питер,  2010.  —  688  с.
  7. Клецина  И.С.  Психология  гендерных  отношений.  СПб,  2004.  —  315  с.
  8. Омельченко  Е.  Гендерные  отношения  в  молодежной  среде.  [Электронный  ресурс]    Режим  доступа.    URL:  http://www.polit.ru/article/2010/07/05/gender/
  9. Чекалина  А.А.  Гендерная  психология:  учеб.  пособие.  М.:  Ось-89,  2006.    256  с.

Источник: https://sibac.info/studconf/social/xxv/39431

§ 17. Гендер социальный пол

Подробное решение Параграф § 17 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Зачем понадобилось понятие «гендер»? Готовы ли мужчины осваивать новые социальные роли?

Гендер — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

В общественных науках и особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально определяемые роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

В связи с общественным прогрессом, мужчины вынуждены осваивать новые социальные роли.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Почему вопросы, связанные с особенностями пола человека, входят сегодня в число наиболее обсуждаемых?

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

Вопрос 2. Чем автор объясняет тот факт, что мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей?

Большинство самых престижных профессий в нашем обществе буквально оккупированы мужчинами.

Женщины гораздо реже занимают должности, предлагающие контроль над ресурсами и определение того, какие цели фирма будет преследовать и каким способом.

Это происходит отчасти потому, что мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Поэтому мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей.

Вопрос 3. Какое явление скрывается за понятием «стеклянный потолок»?

Стеклянный потолок — феминистский термин, введенный в начале 1980-х годов для описания невидимого и формально никак не обозначенного барьера («потолка» в карьере), ограничивающего продвижение женщин по служебной лестнице по причинам, не связанным с их профессиональными качествами. Впоследствии термин был расширен и на другие социальные группы и меньшинства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что такое гендерный стереотип? Приведите примеры таких стереотипов.

В разные исторические эпохи в обществе существовали определённые представления о месте, отведённом мужчине и женщине в социальной иерархии; о том, какими занятиями и видами деятельности должны преимущественно заниматься представители разных полов; как подобает им вести себя в типичных ситуациях; в чём проявляется женственность, а в чём — мужественность; каковы должны быть различия в воспитании мальчиков и девочек.

Такие представления получили название гендерных стереотипов. Сам термин «стереотип» означает устоявшееся и закрепившееся отношение к явлениям, событиям. Стереотип упрощает реальность, он не формируется самой личностью, а воспринимается ею под влиянием общения с другими, воздействия средств массовой информации и т. д.

Гендерные стереотипы — это разделяемые большинством представления о различиях личностных качеств мужчин и женщин, об особенностях их поведения и выполняемых социальных ролях.

Такие представления на протяжении долгого времени были довольно близки у разных народов и устойчивы во времени. Многие из них существуют и сегодня.

Так, зависимое от мужчины положение женщины рассматривалось в течение многих веков как вполне справедливое и отвечающее природе полов. Женщины являлись хранительницами очага, воспитательницами малолетних детей.

Участие во власти, управлении виделось исключительно мужским делом.

Вопрос 2. Как менялись тендерные стереотипы с развитием общества?

Изменения в гендерных представлениях происходили медленно. Например, в средневековой Европе от женщин ожидали прежде всего верности и послушания мужу. И только в XIX в. возникло представление о материнстве как главном предназначении женщины.

В этот же период всё большее число женщин начинают активно участвовать в общественном производстве. Разворачивается процесс эмансипации женщин и демократизации в отношении полов. Одной из центральных задач становится поиск баланса между материнством и работой.

Современное демократическое общество преодолело многие гендерные стереотипы прошлого. Женщина в бизнесе, политике уже не диковина, а весьма распространённое явление.

В то же время гендерные стереотипы сохраняют свою устойчивость. И сегодня многие разделяют такие установки, как «принятие решений — мужское дело», «удел женщины — дом и семья». Прочно закрепились в массовом сознании представления о женственности и мужественности.

Как и столетия назад, женственность ассоциируется с добротой, заботой, мягкостью, нежностью, отзывчивостью к чужим переживаниям, стремлением к общению, повышенным вниманием к внешности.

Выражениями мужественности служат стремление доминировать, предприимчивость, рациональность, скупость в проявлении эмоций, соревновательность, стремление к успеху в своём деле.

Вопрос 3. Каковы основные тендерные роли мужчин и женщин в современном обществе?

Понятие «гендерный стереотип» связано с другим понятием — гендерная роль. Вы знаете, что роль предусматривает реализацию определённого поведения в различных ситуациях.

Общество ожидает, что мужчина и женщина будут носить определённую одежду, выполнять свои функции в семье, предпочитать соответствующий полу тип досуга.

Выход за пределы тендерной роли, если напрямую и не осуждается обществом, всё-таки выглядит в глазах многих странным, выбивающимся из сложившегося порядка людей.

Нередко возникает состояние, которое социологи называют гендерным конфликтом. Основная причина такого конфликта лежит в области столкновения целей и интересов людей из-за разного понимания тендерных ценностей. Проявляться такие конфликты могут в семье, на работе, в общественных местах.

Так, между мужем и женой возможны напряжённые отношения, вызванные стремлением каждой стороны к лидерству в семье или несправедливым, на взгляд одной из сторон, распределением домашних обязанностей.

Всё большие масштабы приобретает конкуренция между мужчинами и женщинами из-за престижных рабочих мест.

В целом современное общество создаёт большие возможности для расширения социальных ролей женщин. Выше отмечалось, что сегодня женщина, занимающая пост главы государства или руководителя крупной финансовой структуры, уже не вызывает удивления. Женщины служат в армии, осваивают такие виды спорта, которыми раньше занимались только мужчины, например тяжёлую атлетику.

В то же время большинство женщин понимают, что любые профессиональные достижения не должны становиться препятствием на пути к полноценному выполнению ролей матери и жены.

Сейчас на планете мужчин немного больше, чем женщин. Однако почти в половине стран (в том числе в европейских государствах) численно преобладают женщины.

Во многих регионах мира женщины более образованны, чем мужчины.

В демократических странах законодательно закреплено равноправие мужчин и женщин. В нашей Конституции говорится, что государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина независимо от пола.

Существует и международная защита женщин. Полвека назад была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Документ, в частности, предусматривает включение принципа равноправия в конституции и другие законодательные акты; обеспечение равных для мужчин и женщин возможностей пользования экономическими, социальными, культурными, гражданскими, политическими правами.

Однако движение в направлении более активного участия женщин в том, что принято называть публичной жизнью (политика, общественные организации, бизнес, наука), началось во всём мире.

В нашей стране в женских руках руководство одной из палат парламента. У нас немало женщин судей и прокуроров, профессоров, журналистов, финансистов.

Всё активнее проявляют себя женщины в бизнесе, в организации производства.

Читайте также:  Правила формирования отношений - студенческий портал

Но гендерные изменения затрагивают не только публичную сферу. Происходят они и в частной, прежде всего семейной, жизни, в ценностных ориентациях людей. Тендерное распределение ролей утрачивает свою жёсткую закреплённость за полом. Трудовая деятельность и семейные отношения постепенно становятся одинаково значимыми для мужчин и женщин.

Всё больше мужчин готовы вносить значительный вклад в семейные дела, воспитание детей. Появился даже термин «ответственное отцовство». Правда, таким мужчинам приходится преодолевать господствующий в обществе стереотип «настоящего мужчины», который отводит этим ценностям второстепенное место.

Вопрос 4. Что оказывает влияние на гендерную социализацию?

Гендерные роли осваиваются постепенно и под влиянием многих факторов.

Воспитание в раннем детстве. Практически во всех культурах с детьми разного пола обращаются неодинаково. Уже из роддома мальчика забирают в голубом одеяле, а девочку — в розовом. Игрушечный мир детей тоже довольно быстро дифференцируется.

Куклы, игрушечная посуда, мебель приобретаются для девочек; игрушечные машинки, поезда, автоматы и пистолеты покупаются для мальчиков. Психологи обратили внимание и на то, что мальчиков за проступки наказывают строже, чем девочек. Матери больше озабочены внешностью девочек, чем мальчиков.

В результате девочки уже в раннем возрасте получают представление о том, что внешние данные, одежда играют в жизни очень существенную роль.

Дети в семье наблюдают за поведением взрослых, за тем, как распределяются обязанности между отцом и матерью, старшими братьями и сёстрами.

Влияние школы. Школа закрепляет уже сложившиеся у ребёнка тендерные представления. В ряде стран существует раздельное обучение мальчиков и девочек. Но и там, где такого разделения нет, существуют некоторые различия в программах для учеников разного пола, хотя бы на уроках труда и физкультуры.

Учителя, подчас сами того не замечая, по-разному относятся к поведению и учебным достижениям мальчиков и девочек. От девочек ждут прилежания, аккуратности, успехов в гуманитарных предметах. Что же касается мальчиков, то предполагается, что они будут более изобретательны, способны решать сложные задачи, и вместе с тем в них видят потенциальных нарушителей дисциплины.

Воздействие массовой культуры. Мужчина чаще всего предстаёт активным, предприимчивым; вот он работает на компьютере, мчится на новом автомобиле по дорогам и бездорожью.

Рекламные образы женщин подразделяются на два вида. Первый — это молодые красивые девушки, тщательно ухаживающие за волосами, подбирающие нужный тон помады или оттенок теней, наслаждающиеся неземным вкусом конфет, отдающие досуг приобретению новых вещей. Второй — добропорядочные матери, хозяйки, самозабвенно чистящие кафель, борющиеся с неприятными запахами, готовящие вкусные блюда.

В каждом из этих случаев не только передаётся информация о рекламируемом товаре, но и вторым планом закрепляются представления о том, какими должны быть современные мужчины и женщины, чем они должны заниматься, каковы должны быть отношения между мужем и женой. Так называемые женские журналы учат женщину быть привлекательной, уметь доставлять удовольствие мужчинам, хорошо вести домашнее хозяйство.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Психологи провели, такой эксперимент. Жителей одной местности попросили нарисовать её карту. Как правило, более важные для рисующего объекты получаются на карте крупнее, а менее значимые иногда просто отсутствуют.

На картах мужчин чаще всего изображались дороги, спортивные объекты, кафе. На картах женщин — магазины, детские сады, больницы.

Что эти данные могут сказать о приоритетах, особенностях занятий и образе жизни мужчин и женщин?

Если рассматривать данную местность в целом, то люди, проживающих в ней, правильно расставляют приоритеты в своей жизни, т.к. издавна повелось, что женщины – хранительницы семейного очага, забота о детях, а мужчины – сила, добытчики.

Если брать в отдельности мужчин, то по их карте можно сказать, что главными вещами для них являются саморазвитие в физическом плане, передвижение по данной местности, а, следовательно, и машины, и отдых в небольших местных заведениях, что является для них расслаблением после тяжелого и насыщенного дня.

Касательно женщин, главным для них являются, соответственно, дети, какие-то вещи, которые они приобретают в магазинах и забота об окружающих людях, чаще всего о своей семье.

Вопрос 2. В странах Азии необразованные женщины составляют почти половину от общего числа женщин, а на долю необразованных мужчин приходится примерно треть мужского населения. При этом зарплаты женщин составляют около 60% от зарплат мужчин. Прокомментируйте эти факты.

В Азии, женщина занимает более высокое положение, чем мужчина.

Вопрос 3. Обратитесь к своему социальному опыту. Что сильнее всего повлияло на вашу тендерную социализацию: родительский пример, специальные воспитательные приёмы, прочитанные книги и просмотренные фильмы, общение с друзьями, наставления педагогов? Расположите указанные факторы в порядке значимости.

  • • родительский пример,
  • • прочитанные книги и просмотренные фильмы,
  • • общение с друзьями,
  • • наставления педагогов,
  • • специальные воспитательные приёмы.

Вопрос 4. В избирательной кампании по выборам губернатора был выдвинут лозунг «Губернатор — мужская работа». Какое социальное явление иллюстрирует эта позиция? Разделяете ли вы эту позицию? Поясните свою точку зрения.

Тут хорошо виден патриархат, то есть форма социальной организации, при которой правят мужчины.

Я не разделяю эту точку зрения, в демократическом государстве не должны ущемляться права какого-либо из полов, т. к. в таком случае не гарантируется равноправие и вся демократия рушится.

Источник: https://edufilms.ru/17-gender-socialnyj-pol/

Гендерные роли

Гендерные роли – это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола. Гендерная роль – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности.

Гендерные роли – вид ролей социальных, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания (эк–спектации), проявляются в поведении.

На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении [5, 11].

Таким образом, гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. Другими словами, гендерная роль – это социальное проявление гендерной идентичности индивида [4].

Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную гендерную роль.

Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность.

Под тендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [6].

Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одному из самых распространенных стереотипов, предписывающих стандартные модели ролевого поведения мужчин и женщин.

В соответствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин – профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, кормилец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин – по наличию семьи и детей.

Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Считается, что для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна развивать свои способности быть чуткой, сострадательной и заботливой.

В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуются ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.

Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по признаку пола. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способность женщин к деторождению. В современных обществах давно отпала та социальная необходимость разделения труда на основе детородной способности женщин, которая существовала в архаических обществах.

Большинство женщин работают в производственной сфере вне дома, а мужчины давно перестали быть только «воинами и охотниками», защищающими и кормящими свою семью. И тем не менее стереотипы о традиционных гендерных ролях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на частной (домашней) сфере деятельности, а от мужчин – в сфере профессиональной, общественной [6].

Важную роль в утверждении гендерного стереотипа о закреплении социальных ролей в соответствии с полом сыграла концепция «естественной» взаимодополнительности полов Талкота Парсонса и Роберта Бейлса, рассматривавших дифференциацию мужских и женских ролей в структурно–функциональном плане.

Согласно их точке зрения, в современной семье супруги должны выполнять две различные роли.

Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром – это профессиональная деятельность, приносящая материальный доход и социальный статус; экспрессивная роль предполагает, в первую очередь, заботу о детях и регулирование взаимоотношений внутри семьи.

Каким образом на основе этих двух ролей происходит распределение обязанностей между супругами? Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяют однозначно ее экспрессивную роль, а муж, который не может выполнять эти биологические функции, становится исполнителем инструментальной роли [17].

Эта теория способствовала интеграции в единую схему социально–антропологических и психологических данных.

Однако феминистская критика показала, что в основе дихотомии инструментальности и экспрессивности – при всей ее эмпирической и житейской убедительности – лежат не столько природные половые различия, сколько социальные нормы, следование которым стесняет индивидуальное саморазвитие и самовыражение женщин и мужчин [12].

Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к разработке С.

Бем концепции андрогинии, согласно которой человек, независимо от своего биологического пола может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соединяя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества.

Это позволяет выделить маскулинную, фемининную, андрогинную модели гендерных ролей [18]. Эта идея была развита дальше, и Дж. Плек в своих работах начал говорить о расщепленности, или фрагментарности гендерных ролей [19]. Не существует единой мужской или женской роли.

Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей (жены, матери, деловой женщины и т. д.), зачастую эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому внутриличностному конфликту.

Гендерные роли можно изучать на трех различных уровнях. На макросоциальном уровне речь идет о дифференциации социальных функций по половому признаку и о соответствующих культурных нормах.

Описать «женскую роль» на этом уровне – значит раскрыть специфику социального положения женщины (типичные виды деятельности, социальный статус, массовые представления о женщине) через соотнесение его с положением мужчины в рамках данного общества, строя.

На уровне межличностных отношений гендерная роль производна не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы совместной деятельности. Роль матери или жены всегда зависит от того, как конкретно распределяются обязанности в данной семье, как определяются в ней роли отца, мужа, детей и т. д.

На интраиндивидуальном уровне интернализованная гендерная роль производна от особенностей конкретной личности: индивид строит свое поведение в качестве мужа или отца с учетом своих представлений о том, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных установок и жизненного опыта [11].

Следующая глава

Источник: https://psy.wikireading.ru/57647

Ссылка на основную публикацию