Готфрид вильгельм лейбниц — студенческий портал

Ни для кого не секрет, что многие философы и ученые прошлых веков были невероятно разносторонними и образованными людьми.

Они не ограничивались одной специализацией, а познавали этот мир во множестве его проявлений. Но есть среди них особенно результативные и загадочные личности.

С одним из таких загадочных ученых мы познакомились в рамках курса Олега Мальцева «Практическое применение европейской философии».

Готфрид Вильгельм Лейбниц (нем. Gottfried Wilhelm von Leibniz, 1646 — 1716) — немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед.

Готфрид Вильгельм Лейбниц - Студенческий портал

Этот человек оказался настолько зашифрован, как личность, что вызвал особый интерес в рамках нашего курса прикладной философии. Во-первых, сложно говорить о философии Лейбница, потому что вся она заключается лишь в небольшом труде «Монадология», которую он даже не издал при жизни.

Во-вторых, основные его научные достижения лежат не в философии, а в других областях. В-третьих, Лейбниц не столько продвигал свою философскую мысль, сколько пытался примирить все философии, античных, схоластических и картезианских идей на основе метода всеохватности и строгости рассуждений.

Отдельно стоит подчеркнуть его стремление создать новый европейский язык, который бы объединил всех интеллектуалов.

Этот человек был значимой фигурой не только в научных, но и в политических кругах Европы. Готфрид Лейбниц был советником Императора Всероссийского Петра I, немецкого герцога Эрнеста-Августа Брауншвейг-Люнебургского, и других важных политических деятелей. Он стал основателем и первым президентом Берлинской академии наук, а также членом Французской Академии наук.

Это является достаточно странным, невероятный уровень интеллекта, научных достижений, влиятельных статусов в научных и политических кругах, при этом, практически никакой критики и оппонентов.

Особенно из достижений Лейбница стоит отметить создание сложной науки комбинаторики. Вспомним, что есть академик Мельников, который разработал «Систему комбинаторного управления ситуациями» (СКУС).

Научные сотрудники и соискатели институтов Олега Мальцева уже много лет изучают СКУС и отмечают, что система эта очень непростая.

Альтернативным подходом СКУСу считается наука выполнения задач (НВЗ), которая более проста и востребована в современных реалиях.

Давайте перечислим основные достижения Готфрида Лейбница:

  • создал математическую логику;
  • описал двоичную систему кодировки «0-1», которую использовали в программировании во всем мире;
  • ввел понятие живой силы (кинетической энергии) и сформулировал закон сохранения энергии;
  • разработал концепцию бессознательной психической жизни;
  • сформулировал закон достаточных оснований;
  • ввел понятие «модель»;
  • сформулировал принцип наименьшего действия;
  • создал теорию исторического происхождения языков;
  • ввел огромное количество терминов науку.

Чем же этот человек занимался? Какова была главная цель его деятельности?  

После получения степени доктора права, Лейбниц отклонил предложение остаться работать в Альтдорфском университете ради того, чтобы отправиться в Нюрнберг в Орден розенкрейцеров. Лейбниц без труда был принят в орден, где занимался алхимией и вел документы ордена, в качестве секретаря.

Он был настоящим полиглотом — владел латынью, греческим, немецким, французским и британским. В детстве он перечитал огромную библиотеку своего отца, профессора философии морали, и уже в 12-летнем возрасте не только превосходил своих сверстников, но и восхищал ученых мужей. Язык был отдельным предметом его исследований.

Лейбниц исследовал историю разных языков и создал теорию исторического происхождения языков. Его целью было создать новый язык, который объединит всех интеллектуалов Европы. Лейбниц считается творцом основного немецкого философского и научного лексикона.

 Работе он посвящал все свое время, ложился спать за полночь, часто засыпал в кресле над столом, а просыпался не позднее семи утра.

Готфрид Вильгельм Лейбниц - Студенческий порталАльтдорфский университет, 1714 г

Лейбниц жил в разных городах и странах. Он много путешествовал по дипломатическим делам, не оставляя научной деятельности. Его знакомство с Петром I, впоследствии, привело к созданию первой Академии наук в Петербурге и активному развитию науки в России.

В Германии в 1700 году Лейбниц основал Берлинскую Академию наук и стал ее первым президентом. Также был принят иностранным членом Французской Академии наук.

«Вероятно, биография Лейбница сильно откорректирована, особенно последние годы его жизни. Мы столкнулись не просто с философом, а с человеком 4-го уровня истории. Внешне такой человек ничем не отличается от других, но его способности и знания несравнимо выше», — к такому выводу пришел академик Олег Мальцев.

Такие люди появляются не случайно и просто так ничего не делают. Сама философия Лейбница — монадология — занимает лишь малую часть всей проделанной работы. Более того, сам Лейбниц при жизни не публиковал этот труд. Впервые он был опубликован на немецком языке в переводе Г.

Келера: «Lehrsätze über die Monadologie…», Frankf.-Lpz., в 1720 году. Вся суть этой работы описана в 90 коротких абзацах и заключается в том, что существует самая простая субстанция, не имеющая частей — монада.

При этом, Лейбниц рационально обосновывает монады с позиции пяти наук: математики, физики, метафизики, психологии и биологии.

Готфрид Вильгельм Лейбниц - Студенческий портал

В большей степени, нежели в философии, Лейбниц проводит сложные научные разработки в нескольких областях науки, которые представляют собой огромную ценность для всех последующих поколений ученых.

Все исследования он проводит по определенной программе и ее результатом становится внушительный список достижений. Особе внимание стоит обратить на его желание создать единый язык для интеллектуалов и введение множества новых терминов в науку.

Дело в том, что введение новой терминологии меняет науку, и Лейбниц это прекрасно знал. Также он мечтал объединить Европу не только языком, но и территориально, в единое государство без границ. Сегодняшний Евросоюз, по сути своей, является воплощением замысла Лейбница.

Многие научные и философские теории подвергались жарким обсуждениям и критике. В случае с Лейбницем, ему практически никто не оппонировал.

Для чего он это все сделал?

Можно дать человеку готовую машину, а можно дать инструкцию, как собрать машину. В науке можно сделать открытие или изобретение, а можно создать основания, чтобы что-то новое появилось. Когда изобретали атомную бомбу, все начиналось с исключения непонятного.

Когда академик Олег Мальцев анализировал деятельность Лейбница, у него сложилось такое впечатление, что Лейбниц непонятное делает понятным, специально создавая условия для кого-то другого.

Он разрабатывает свод систем, которые позволят кому-то сделать новые открытия.

Давайте попробуем предположить, для чего нужны эти исследования. Для производства не нужны, для промышленной революции не нужны, они предназначались для чего-то другого. При жизни Лейбница их час еще не настал, все произойдет в начале XX века.

В 1920-х годах в СССР появляются два ученых из Гейдельберга — академики Г. С. Попов и А. С. Яковлев, которые обеспечили колоссальный взлет науки и техники. Вот тут то и понадобились условия, заложенные Лейбницем еще двести лет назад. В первую очередь, это позволило академику Попову обосновать существование ЯРГ (Ядра рецензорной группы) и механизмов взаимодействия ЯРГ и других блоков памяти.

В результате проведенного анализа Олегом Мальцевым, мы можем увидеть какие исследования Лейбница позволили Попову обосновать свои научные открытия: 

  1. Комбинаторика Лейбница стала условием, благодаря которому Попов смог доказать свою теорию, что каждый человек изначально рождается преступником. То есть, с бандитским ЯРГ.
  2. Математическая логика — на ней будет построена кибернетика, что впоследствии, станет основой в модели работы кибернетических систем, таких как автоматика памяти человека. Возникает понятие АСУ — автоматизированные системы управления, что позволяет обосновывать взаимодействие ЯРГ и памяти.
  3. Двоичная система исчисления «0-1» — позволила обосновать наличие и отсутствия импульса ЯРГ, а также движение от ядра и к ядру.
  4. «Живая сила» — на этой основе Попов смог обосновать, что ЯРГ генерирует силовой компонент. Обоснование этой силы требовало наличия термина, и он был введен Лейбницем.
  5. Концепция бессознательной психической деятельности — позволила описать автоматический режим взаимодействия ЯРГ и памяти, то есть, прямое беспрепятственное движение импульса от ядра в сознание.
  6. Закон достаточных оснований — позволил разработать теорию доказательств. По сути, позволил убрать всех с пути. Если нет достаточных оснований считать заявление достоверным, значит это просто теоретическая гипотеза.
  7. Введенный термин «модель», то есть, система, позволяющая исследовать другую систему – на основании этого Попов выводит модель устройства памяти человека и говорит о том, что кроме рабочей модели памяти мы не сможем ее никак иначе представить.
  8. Принцип наименьшего сопротивления — это принцип работы автоматики, который описывал Попов.
  9. Обоснование первичности языка всему остальному. Язык предтеча всего, и Бога тоже — иначе, откуда мы знаем, что есть Бог, если нет такого слова. Термины нужны для того, чтобы описывать научные выводы. Лейбниц создал терминологический фундамент, чтобы Попов смог академически обосновать свои выводы.
  10. Зачем Лейбницу понадобилось примирять все философии — это примирительная функция, без которой нельзя обосновывать теорию ключевого навыка эпохи. Почему ранние философы думали иначе — потому что тогда был другой ключевой навык. Человек мыслит на базе ключевого навыка, соответственно, философия должна быть адекватна ключевому навыку. Например, трактат XVI века Иеронимо Санчеса де Каранза «Философия оружия» прямо указывает на ключевой навык той эпохи. Когда меняются потребности, меняется философия. Примирить все философии можно именно на базе ключевого навыка. Философия Аристотеля не актуальна в эпоху буржуазных революций, потому уже другой ключевой навык. Но считать философию Аристотеля неверной и выбрасывать ее не стоит, потому что времена могут измениться и тот ключевой навык может снова вернуться.

Обратите внимание, Лейбниц считается уважаемым философом, но все же, не считается великим. Вероятно, он не ставил себе такой задачи, он создавал огромную математическо-психологическую базу и «двери» для будущих поколений. То есть, недостаточно одной философии, нужен научно-методологический аппарат, позволяющий доказывать и обосновывать.

Чем ближе к нашему времени, тем меньше прикладных знаний оставалось в академической науке. Но благодаря Знающим людям, строителям «дверей», в академическую науку, в нужный момент времени, можно было вводить необходимую часть знаний из науки европейского мистицизма (подробнее в статье «Мир на пороге 4-го переворота в науке и философии»).

Кроме того, Лейбниц показал метод, как создавать условия для последующих научных открытий. Сегодня становится очевидно, что у Яковлева и Попова были все условия, чтобы обосновывать теорию памяти, создать на этой базе методы подготовки и обучения людей, что позволило им творить чудеса.

Часть биографии и деятельности этих выдающихся академиков, мы скоро сможем узнать из книги «Рыцарский орден русских воров», выход которой запланирован в 2019 году.

  • Посмотреть видео-обзор лекций из курса «Практическое применение европейской философии» можно на странице проекта «Говорящий Город».
  • «Настоящее грандиозно вместе с будущим».
    Готфрид Вильгельм Лейбниц
  • Готфрид Вильгельм Лейбниц - Студенческий порталСвязаться с экспертом

Источник: https://oleg-maltsev.com/?p=5215

Лейбниц, Готфрид Вильгельм — биография

Готфрид Вильгельм Лейбниц - Студенческий портал

Лейбниц появился на свет 1 июля 1646 г. в благочестивой лютеранской семье г. Лейпцига. В роду у Вильгельма было много умных и образованных людей, так что гены не оставили ему шансов быть заурядностью. Его отец, Фридрих, был преподавателем философии морали в Университете Лейпцига. Мать Готфрида Вильгельма, Катарина Шмукк, также была из университетской семьи – ее отец был известным профессором юриспруденции.

Фридрих Лейбниц рано заметил проблески гениальности своего сына и стал пересказывать ему различные эпизоды из Священного Писания и всемирной истории. Он умер в 1652 г., когда ребенку было шесть лет. Вильгельм воспитывался матерью, а также назначенными опекунами.

В семь лет он был отправлен в школу Св. Николая, но основные знания получил не здесь.

В школе он, конечно, учил латынь, но не продвинулся бы в ней, если бы не стал самостоятельно изучать исторические труды Тита Ливия и хронологические таблицы Сета Кальвизия.

Так что Вильгельм с самого детства выбрал путь самоучки, избирая тот путь своего развития, который представлял для него наибольший интерес в данный момент.

Здесь вспоминается один курьезный случай. Один из его учителей заметил, что Готфрид Вильгельм слишком много времени уделяет овладению им знаний, которые не соответствовали его возрасту. Он явился с визитом к его опекунам, требуя запретить Лейбницу читать слишком сложные книги.

Только благодаря вмешательству друга семьи, ученого и путешественника, «радетели» не погасили талант юного гения, но даже разрешили Лейбницу пользоваться богатой библиотекой его отца.

Вильгельм стал обладателем сего «острова сокровищ» и к десяти годам проглотил труды Цицерона, Сенеки, Плиния, Платона, Геродота, написанные на языке оригиналов. К 12 годам он уже свободно изъяснялся на латыни, а с 13 лет даже начал писать латинские стихи. Он до самой старости мог читать по памяти чуть ли не полностью «Энеиду» Вергилия.

Читайте также:  Географическая карта - студенческий портал

Лейбниц изучил «Логику» Аристотеля, однако был не согласен с мыслителем, задумав разработать собственную систему категоризации знаний. То, что он написал в 14 лет, Готфрид Вильгельм считал правильным и в зрелом возрасте.

Весной 1661 г., в возрасте 14 лет, он поступил в Университет Лейпцига на юридический факультет и прочитал сочинения людей, произведших научную революцию: Галилея, Фрэнсиса Бэкона, Иоганна Кеплера, Томаса Гоббса, Рене Декарта. Преподавателем философии у него был известный философ и гуманист Якоб Томазий, который считал Вильгельма будущим светочем науки.

Лейбниц же считал, что только благодаря ему смог систематизировать свои разрозненные и разнообразнейшие мысли. Лейбниц посещал лекции по риторике и изучению латыни, греческого, иврита. В университете хорошо преподавали философию, но посредственно — математику. Поэтому в 1663 г.

он стал студентом Йенского университета, где изучал математику под руководством Эрхарда Вейгеля, всеобщую историю у Иоганна Бозиуса, а также юриспруденцию, которая теперь занимала все его мысли и свободное время.

Итогом учебы стал философский трактат-диссертация 1663 года под названием «О принципе индивидуации» и степень бакалавра, а в следующем году – степень магистра философии. Мать Вильгельма умерла вскоре после защиты диссертации в 1663 г.

Затем Лейбниц вернулся в родной город и поступил на юридический факультет Лейпцигского университета, но то ли из-за непонятных козней со стороны жены декана, то ли слишком юного возраста не смог получить степень доктора права.

Легенда гласит, что деканша унизила его словами «Сначала бороду отрасти, а затем уже будешь толковать о таких делах (получении докторской степени)». Лейбницу было всего 20, но он разбирался в праве лучше всего состава кафедры юриспруденции.

Слова женщины так разозлили юного гения, что он навсегда покинул Лейпциг.

Лейбниц направился в университет города Альтдорф-Нюрнберг, где в конце 1666 г. настолько поразил всех своей докторской диссертацией «О запутанных судебных случаях», что ему сразу предложили место на кафедре.

Но он уже передумывал связывать свою жизнь с юриспруденцией, а потому отказался. Также в 1666 г.

на свет появилось его сочинение «О комбинаторном искусстве», где, как предтеча программирования, утверждалось, что любая информация есть совокупность цифр, слов, звуков и цветов.

Неуемное любопытство Лейбница подчас толкало его на невероятные авантюры. Он ради интереса стал членом Ордена розенкрейцеров, получал жалование секретаря, занимался алхимическими опытами и записью протоколов, изучал тайны знаменитых алхимиков. Но относился к этому, как к развлечению, и даже в зрелом возрасте иногда «баловался» такими экспериментами.

Во время своего пребывания в Нюрнберге Готфрид Вильгельм встретил Иоганна Христиана, барона фон Бойнебурга, одного из самых выдающихся немецких государственных деятелей того времени.

Он пригласил Лейбница к себе на службу и ввел его в суд курфюрста и архиепископа Майнца, заняв его вопросами права и политики. Также он был ассистентом, секретарем, советником, библиотекарем и юристом Бойнебурга. Он стал дипломатом, представляющим интересы Майнца в европейских странах.

Хотя ему пришлось постоянно разъезжать по Европе, именно в этот период у него было время для занятий наукой. У него вообще была удивительная способность работать в любых условиях, даже в трясущейся карете.

Режима Вильгельм не соблюдал: дома он нередко засыпал прямо за рабочим столом, захваченный очередной проблемой. Он был не привередлив в еде, практически не пил вина, очень любил сладкое.

В разъездах Лейбниц знакомился со многими учеными, в т.ч. физиком и математиком Христианом Гюйгенсом, натуралистом и философом Бенедиктом Спинозой, философом Николя Мальбраншем, философом и математиком Эренфридом Чирнхаузеном, богословом Антуаном Арно.

С 1672 по 1676 г. Лейбниц живет в Париже, его дипломатической миссией было отвлечь «короля-солнце» Людовика XIV от мыслей о кампании против немецких земель, предложив взамен идею Египетского похода.

В 1672 г. умирает Бойнебург, а в 1673 г. – курфюст Майнца. Лейбниц остается без покровителей, но получает возможность больше времени уделять своим научным исследованиям. Кроме того, в 1672 г. он посещает лекции Гюйгенса и изучает труд Сент-Винсента о суммировании рядов. В 1673 г.

он представляет на суд Лондонского Королевского общества арифмометр и его избирают иностранным членом Общества. Эта конструкция была раскритикована Робертом Гуком, хотя могла складывать и вычитать, возводить число в степень или извлекать из него корни второй и третьей степени, умножать и делить.

Лейбниц понял, что необходимо продолжать занятия математикой. Он хотел увидеться с И.

Ньютоном, с которым работали примерно над одной и той же задачей, но тот в то время не посещал заседания, поэтому о его последних открытиях (теории бесконечных рядов и анализе бесконечно малых) Вильгельму рассказал секретарь Общества.

В 1675 г. Лейбниц завершил работу над основами интегрального и дифференциального исчисления, описав ее друзьям в переписке 1676 г.

Здесь он описал свойства точки перегиба, max и min, вогнутости и выпуклости, ввел термин, соответствующий нынешнему понятию «кратный дифференциал». Но опубликовал сей труд только в 1684 г. под названием «Новый метод максимумов и минимумов».

Практически вся скрупулезно разработанная им терминология и придуманные термины используются в современной математике.

В 1676 г. Лейбниц принимает предложение герцога Брауншвейгского-Люнебургского и уезжает в Ганновер. Здесь он, как и у Бойнебурга, «на все руки мастер». Одной из главнейших его обязанностей было написание истории семейства Гвельфов-Брауншвейгов.

До конца жизни он трудился над этой задачей, но из-за обширности и запутанности генеалогических ветвей смог найти данные только по трем предыдущим столетиям. По делам курфюстства ему пришлось побывать в Италии, Баварии и Австрии в 1687-1690 гг.

Во Флоренции он общался с Вивиани, последним учеником Галилея, а в Риме Папа Римский предложил ему должность библиотекаря Ватикана. Он был весьма общительным человеком и поддерживал переписку с многими учеными Европы.

После него осталось невероятное количество писем – 15 000 штук, которые до сих пор прочтены не полностью.

В 1679 г. Лейбниц завершил работу, где описывал счетную машину, работающую с помощью двоичной системы счисления, хотя и опубликовал ее только в 1701 г. Так что многие его считают первым программистом, а основоположник кибернетики Норберт Винер даже считал его подходящей кандидатурой на роль святого-покровителя науки кибернетики.

Готфрид Вильгельм хотел стать еще более полезным своему покровителю, потому начал разрабатывать гидравлические прессы, ветряные мельницы, лампы, подводные лодки, часы, различные механические устройства, проводил эксперименты с фарфором.

Он занимался вопросом улучшения эксплуатации шахт в горах Гарц, сделал предположение, что вначале Земля находилась в расплавленном состоянии, поэтому его считают одним из основателей геологии. В 1682 г. создал журнал «Acta Eruditorum».

В 1680-1690-х годах Лейбниц продолжал работать над математическими проблемами. Он предъявил миру «основную теорему анализа», которая говорит, что дифференцирование и интегрирование – взаимно-обратные операции (сейчас она называется «формула Ньютона-Лейбница»).

Также написал работы «Об отношении круга к квадрату» (1682 г.), «Новый метод max и min» (1684 г.). В 1686 г. он произвел анализ неделимых, создал классификацию кривых и вещественных чисел. В 1693 г. занимался разработкой теории определителя, а в 1695 г. представил ученому миру показательную функцию в общем виде.

Около 1700 г. работал с Гюйгенсом над созданием парового насоса.

Своей семьи у Лейбница не было, хотя он любил детей и не чурался женщин. В 1696 г. Лейбниц решил жениться, сделал предложение некоей девушке. Та попросила дать ей время подумать, но затем передумал уже сам ученый.

Он много сделал для развития научной европейской мысли и научных сообществ. В 1700 г. Лейбница избрали иностранным членом Французской Академии наук, а также президентом основанного им Бранденбургского научного общества (вскоре оно превратилось в Берлинскую Академию наук). Он был причастен к образованию Академий наук в Санкт-Петербурге, Вене, Дрездене.

Нужно сказать, до 1708 г. у Лейбница и Ньютона были хорошие отношения, они обменивались вежливыми письмами.

Страсти накалились, когда два великих ученых начали выяснять, кто первый открыл дифференциальное исчисление. В этот спор включилась вся Европа, дело даже дошло до анонимных памфлетов.

Лейбниц потерял расположение английской научной школы, а спор назвали «постыднейшей склокой в математической истории».

Его имя знали все европейские правители, Петр I даже дал ему звание «тайного советника» и пенсию в 2 тысячи гульденов. А вот его работодатель, Георг-Людвиг, курфюст Ганноверский, считал его ни на что не годным стариком, который ему слишком дорого обходится.

И когда внезапно унаследовал английский престол, то велел Лейбницу оставаться в Ганновере и дописывать книгу о роде Брауншвейгов. К нему приставили помощника-соглядатая, который докладывал о том, что из-за старости Лейбниц все меньше уделяет внимания своим прямым обязанностям. 14 ноября 1716 г.

он простудился и принял слишком много лекарства. Прибывший врач уже не успел его спасти. За гробом шел лишь его секретарь, а созданная им Берлинская Академия наук даже не отреагировала на сообщение о его смерти.

Так закончил свой земной путь один из величайших философов и ученых всех времен, человек невероятной эрудиции, феноменальной памяти и потрясающей работоспособности.

Источник: https://calculator888.ru/blog/biografiya/leibnic.html

Гениальный математик Лейбниц не придавал значения своим математическим трудам

В историю науки немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц вошел прежде всего как гениальный математик. Но вот он сам вовсе не считал свои достижения в данной науке чем-то значительным, воспринимая математику лишь как развлечение. Лейбниц полагал, что свои самые важные открытия он сделал в области истории, лингвистики, юриспруденции и философии.

Интересно, что иногда ученый не считает свои основные достижения чем-то особенным, а вот то, над чем он работает в свободное время, называет главным делом своей жизни.

Так, например, великий химик Дмитрий Иванович Менделеев считал более ценными свои работы по метеорологии, которые мало кому известны, а вот достижения на ниве химии были для него пустяком.

Точно так и Исаак Ньютон куда большее значение придавал своим трудам в области математики, нежели физики.

Кстати, вечный оппонент Ньютона Готфрид Вильгельм Лейбниц, с которым английский ученый долго спорил о приоритете в открытии дифференциального исчисления, тоже не считал математику главным делом своей жизни. Поэтому-то и в баталиях особенного участия не принимал.

Хотя если разобраться, то и Ньютон тоже не очень усердствовал, более того, после публикации своей версии данной методики математического анализа он написал Лейбницу: «Наш Валлис присоединил к своей «Алгебре», только что появившейся, некоторые из писем, которые я писал к тебе в свое время.

При этом он потребовал от меня, чтобы я изложил открыто тот метод, который я в то время скрыл от тебя переставлением букв; я сделал это коротко, насколько мог.

Надеюсь, что я при этом не написал ничего, что было бы тебе неприятно, если же это случилось, то прошу сообщить, потому что друзья мне дороже математических открытий».

 Курьезы науки: убийца и врач в одном флаконе

Лейбниц же в ответ на такое послание написал в британское Королевское общество письмо, в котором он соглашался с тем, что Ньютон пришел к анализу самостоятельно, «на общих принципах, подобных нашим».

Когда же в 1713 году на заседании данного общества было принято решение, что первым был все-таки Ньютон, то Готфрид Вильгельм ничуть не огорчился, заметив: «Я никогда не считал эту работу достойной издания. У меня было много таких пустяков, когда передо мной открылся океан».

Читайте также:  Гендерные отношения - что это такое, понятие и суть взаимодействия

Все это говорит о том, что о праве первенства спорили в основном ученики блистательных математиков, а сами они считали подобные распри ерундой, не стоящей внимания.

Но самое любопытное заключается в том, что Лейбниц вообще не придавал особого значения своим математическим трудам. А ведь именно этот человек создал систему дифференциального и интегрального исчисления (да и известный всем значок интеграла ввел в употребление тоже он).

Его же до сих пор вспоминают (иногда, увы, недобрым словом) школьники и студенты, когда слышат термины: «дифференциал», «дифференциальное уравнение», «функция», «переменная», «постоянная», «координаты», «абсцисса», «алгебраические и трансцендентные кривые», «алгоритм» — все они появились в математике благодаря Лейбницу.

Кстати, именно Готфрида Лейбница можно считать первым программистом и информационным теоретиком. Еще задолго до Чарльза Бэббиджа он обнаружил, что если записывать определенные группы двоичных чисел одно под другим, то нули и единицы в вертикальных столбцах будут регулярно повторяться.

Это открытие навело его на мысль, что существуют совершенно новые законы математики, но главное состоит в том, что пытаясь их сформулировать Лейбниц понял, что двоичный код оптимален для системы механики, которая может работать на основе перемежающихся активных и пассивных простых циклов.

Он даже попытался применить двоичный код в механике и сделал чертеж вычислительной машины, работавшей на его основе, но вскоре понял, что технологические возможности его времени не позволяют создать такой аппарат.

Готфрид Вильгельм Лейбниц - Студенческий портал

Впрочем, одну счетную машину ученому все-таки удалось построить. Это был знаменитый механический калькулятор (арифмометр).

В отличие от ее предшественника, созданного французским ученым Паскалем, данная машина кроме сложения и вычитания могла еще умножать, делить, а также извлекать из произведения корни и возводить числа в степень.

То есть можно сказать,что этот прибор ничем не уступал современным электронным калькуляторам.

Как видите, заслуг в области математики у Лейбница было столько, что хватило бы на целое поколение ученых в этой области. Тем не менее, сам Готфрид Вильгельм всю свою жизнь упорно их не признавал, считая математику чем-то вроде развлечения.

Кстати, точно также он относился и к физике с биологией — парадоксально, но и в этих науках он тоже весьма преуспел. Именно Лейбниц впервые сформулировал Закон сохранения энергии. Ему также принадлежит ряд открытий в специальных разделах физики — в теории упругости и теории колебаний.

Да и удобную формулу для расчета прочности балок, которую используют все архитекторы мира, впервые вывел именно Готфрид Вильгельм.

Что касается биологии, то именно Лейбниц впервые ввел в эту дисциплину идею целостности органических систем, а также принцип несводимости органического к механическому, то есть он доказал, что любой организм не является биологической запрограммированной машиной (как это предполагали последователи Декарта). Кстати, идею об органическом родстве всех живых существ и о их связи с неорганической природой впервые высказал и обосновал тоже Готфрид Вильгельм. Позже именно она вдохновила многих ученых, в астности академика Опарина, на поиск механизмов самозарождения жизни.

Как видите, все эти открытия можно с полным правом назвать выдающимися. Так считали практически все друзья и ученики Лейбница, но, увы, не он сам.

Дело в том, что Готфрид Вильгельм больше воспринимал себя как… гуманитария и философа. Он считал, что наиболее ценными его достижениями являются работы по философии, юриспруденции, истории и лингвистике.

Однако, как показало время, именно в этих областях Лейбниц потерпел неудачу.

Его теория о происхождении языков не пользовалась особенной популярностью и вскоре после смерти ученого была окончательно забыта.

Труды Готфрида Вильгельма по истории России (а он изучал эпоху Киевской Руси) крайне редко издавались в нашей стране, а почти все отечественные специалисты относились к ним скептически (немецкие, впрочем, тоже).

Что касается его работ по юриспруденции, то хоть в Германии Лейбница часто привлекали для решения сложных правовых вопросов и он имел репутациею опытного законника, ему все же не удалось создать теорию, которая объясняла бы правовые принципы существования государства.

И дело здесь было в том, что Готфрид Вильгельм пытался «сочетать» никак не сочетаемое — принцип народовластия и то, что впоследствии назвали бы «полицейским» государством.

Сам он был сторонником теории общественного договора и считал, что субъектом власти должно быть само государство, а не личность правителя, однако в то же время ученый видел идеал управления в жесткой централизации и бюрократизации власти.

Как вы понимаете, создать юридическое обоснование такого коктейля было весьма непросто, потому не стоит удивляться, что у Лейбница в итоге ничего не получилось.

Что касается философии, то здесь Готфрид Вильгельм создал достаточно полную и стройную картину мира, у которой, однако, имелся один серьезный недостаток — она была весьма сложна для понимания.

Злые языки утверждали, что даже сам Лейбниц не в состоянии был объяснить свою философскую систему посторонним. Возможно, именно поэтому его философские труды достаточно редко издавались при жизни автора, а после его смерти многие другие философские школы использовали лишь отдельные идеи Лейбница.

Можно сказать, сама философская концепция этого незаурядного особенного развития в дальнейшем не получила.

 Теория мироздания в виде детской сказки

Итак, Лейбниц, как и многие другие ученые, считал самыми главными своими достижениями те, которые весьма низко оценивались его современниками и не оставили заметного следа в истории науки.

А то, чем ему следовало гордиться, ученый не ценил, считая их «пустяковыми развлечениями».

Вот уж действительно, иногда самому исследователю не удается понять, что в его деятельности самое важное, а что — второстепенное.

Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»

Источник: https://www.pravda.ru/science/1134895-leibniz/

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.)

Готфрид Вильгельм Лейбниц - Студенческий портал Немецкий философ и ученый. Готфрид Лейбниц внес неоценимый вклад в развитие большого количества отраслей наук, и оставил огромное наследие из научных достижений практического и теоретического характера. Он обладал превосходным талантом оратора; был виртуозным мастером полемики и слова, восхищал своим красноречием и ясностью изложения, поражал также своими поэтическими способностями, обладал прозорливостью и дальновидностью ученого предвосхитившего возможности своего времени. Это был человек разносторонних дарований, неистощимой энергии и эрудиции.

Родился 1 июля 1646 г. в г. Лейпциге в семье профессора философского факультета.

Отец имел богатую библиотеку и хотел пробудить в сыне, с малых лет, любознательность и интерес к различным предметам и дисциплинам.

Обладая незаурядной памятью и способностями, этот будущий служитель науки, самостоятельно осваивает латынь и греческий, изучает историю, логику, знакомится с трудами ученых мыслителей и богословов.

После смерти отца, в 1652 году, Готфрида определяют в лучшую школу в Лейпцига.

В 15 лет, он становится студентом факультета юриспруденции и права в университете Лейпцига, где в течение двух лет, с 1661 по 1663г., осваивает философию. Он знакомится с воззрениями известных мыслителей, изучает фундаментальные учения и направления.

В 1663 г, 17-летний Лейбниц, получает степень бакалавра, а уже через год и степень магистра словесности и философии. В дальнейшем, в том же университете своего родного города в течение трех лет осваивает юриспруденцию и право. В 20-ти летнем возрасте, Готфрид защищает диссертацию в университете в Альтдорфе, становится «доктором юридических наук».

В 1667 году Лейбниц получает предложение от курфюрста из города Майнц поступить на службу — его зачисляют на службу в ведомство для составления нового свода законопроектов.

Вплоть до 1672 года он продолжает трудиться в Майнце, исполняя при дворе обязанности историографа, дипломата и юриста.

В этот отрезок жизни ученый был поглощен продуктивным научным трудом: он создал ряд статей, трактатов, сочинений философско-политического характера, провел массу исследований и опытов.

С 1672-1676 г. Лейбниц жил в Париже с составе дипломатической делегации. В это время он часто путешествовал по Европе с рабочими миссиями, что способствовало знакомству со многими учеными.

Это известные математики, физики: Ферма, Гюйгенс, Папен, Ньютон и Бойль, и признанные философы — мыслители: Мальбранш, Спиноза и Арно.

Благодаря своим обширным связям, после себя Готфрид написал около 15 000 писем своим коллегам ученым.

С 1676 и до конца своей жизни, Лейбниц жил и работал при дворе герцогского дома в г. Ганновер. Этой династии Готфрид прослужит 40 лет как историограф и юрист, сменив трёх наследных принцев.

В свободное от службы время Лейбниц посвящает изучению физикой, логики, пишет свои исследование в области математике; публикует выдающиеся трактаты, затрагивая вопросы общественно-политической направленности и религии.

О личной жизни ученого практически ничего неизвестно. Его биографами упоминается лишь близкая дружба с ганноверской принцессой Софией Шарлоттой. До конца жизни, она была ярым ценителем его трудов, понимающим собеседником и достойным оппонентом в научных спорах и дискуссиях. Готфрид Лейбниц оказал колоссальное влияние на многие научные дисциплины современности. Прогрессивные мысли, необычные идеи, неутомимая энергия и желание добиться истины — объясняют его стремление ко всем известным научным предметам.  В философии — неоценимый труд по объединению в единую систему основных концепций всех времен.  В психологии — обосновал теорию о бессознательных малых перцепциях на пару сотен лет раньше Фрейда.  В лингвистике — выдвинул концепцию происхождения языков, составил их классификацию. Он один из авторов философского словаря. В физике — развил учение об относительности пространства, времени и движения; открыл закон сохранения кинетической энергии; сделал ряд практических изобретений в динамике; ввел теорию о пассивной материи из неделимых атомов в пространстве.  В математике — ввел понятия дифференциального и интегрального исчисление. (был спор с Ньютоном о том кто из них первый ввел эти термины). Немец придумал более удобную символику — математики пользуются ей и по сей день. В палеонтологии и геологии — выдвинул идею о происхождении и изменении земных оболочек и животном и растительном многообразии нашей планеты в прошлом. В вычислительной математике Лейбницем предложена идея использования бинарной системы исчисления. Идеи о наделении машины некоторыми человеческими функциями стали фундаментальными для зарождения информатики и, в последствии, для изобретения компьютера. Осуществил свои план-проект по созданию Академии наук. Она была учреждена в Берлине. Лейбниц стал ее первым президентом.  Лейбниц участвовал в создании программ по улучшению систем обучения и модернизации государственных систем власти и правления в Российском государстве по просьбе Петра I.

 В 1673 году он изобрел вычислительный аппарат — арифмометр, являющийся простейшим аналогом и прототипом современного компьютера. Арифмометр выполнял помимо простых действий также и сложные — возведение в степень и извлечение корней.

Этот великий деятель своего времени прожил длинную и плодотворную жизнь, оставил нам ценнейшее наследие. Широта его интересов безгранична и разнообразна. Он проявил себя во всех возможных областях наук: гуманитарных, естественных, общественных, технических, — занимался научно-исследовательскими работами, практическими опытами, изобретательской деятельностью. Последние свои годы Готфрид Лейбниц провел в нужде, пренебрежении, недоверии, непризнанный и забытый всеми: правящий герцог его не любил, церковь не жаловала за его идеи, дворцовая свита отравляла его существование интригами и нападками.

В ноябре 1716 г., философ умер в возрасте 70 лет. Большинство его трудов долгое время пылились в дворцовой библиотеке в Ганновере. Множество его сочинений не увидели свет ни во время жизни ученого ни после его смерти, ряд его философских идей вообще были обнародованы только в 20 веке, множество сделанных им открытий были заново сформулированы другими учеными.

Нелюбовь власти и церкви продолжались и после смерти. Целый месяц тело философа ждало погребения в церкви, более того в около пятидесяти лет с момента похорон на его могиле не было установлено никаких отличительных надписей.. Лондонское королевское общество и Академия наук в Берлине, им основанная, проигнорировали его смерть. Лишь Фонтенелль на заседании Парижской академии, в своей памятной речи, назвал Готфрида Лейбница самым одаренным ученым и мыслителем своего времени. Лейбниц никогда не сдерживал себя границами одной задачи, всегда замечал взаимосвязь с другими более глубокими понятиями. Большое количество его идей так и остались невысказанными и неосуществленными. Но то, что он совершил в науке и философии, неоспоримо сделало его имя бессмертным для всех будущих поколений.

Читайте также:  Электроэнергетика россии - студенческий портал

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/15864-gotfrid-vilgelm-lejbnic-1646-1716-gg-.html

Что такое монады по Лейбницу: эту сложную для студентов тему излагаю кратко и понятно

Если вы интересуетесь философией — вам сюда.

Среди концепций, возникших в философии в XVII-XVIII веках, и рассматривавших проблему субстанции, то есть основы мира, учение Готфрида Вильгельма Лейбница (1646—1716) выделяется своей необычностью. Как с формальной (количество субстанций), так и содержательной (сущность субстанции) точек зрения учение этого немецкого философа выбивается из общего ряда тогдашних представлений.

Итак, что такое монады, согласно Лейбницу, и в чем оригинальность его концепции.

Андреас Шейтс. «Готфрид Вильгельм Лейбниц».

В количественном смысле философы субстанцию понимали либо как единственную (монизм), либо принимали существование двух независимых субстанций (дуализм). Лейбниц же выступил оригинально.

Он полагал, что в основе нашего мира лежит бесконечное количество субстанций — монад. Каждая монада имеет духовный характер, то есть не материальна, и она находится в постоянном изменении. Эта изменчивость — ее суть.

И она независима, то есть существует сама по себе, ее изменения происходят спонтанно.

Однако между монадами все же существует важная связь — это гармония. Все вместе эти бесчисленные субстанции образуют гармоничное целое, что позволяет нашему миру быть таким, каким он является.

Памятник Лейбницу в Лейпциге.

Понять сущность монады можно только разумом, так как они не имеют никаких материальных характеристик. На этом месте обычно студенты впадают в ступор, потому что они уже успели представить себе эти монады в виде неких радужных шаров, внутри которых происходят какие-то красивые процессы, а все вместе эти шары, при удалении, оказываются красивой гармоничной картиной нашего мира.

Но увы, монады идеальны, это никакие не шары. Это, если можно так выразиться, представления о мире. Притом у каждой монады свои. Таким образом, в основе мира лежит бесконечное количество представлений о мире, но не чьих-то конкретно, не человеческих, а представлений самих по себе. Они существуют объективно.

Художник Фрейдун Рассули

Таким образом, каждая монада отражает весь мир индивидуально, так, как никакая другая. В этом смысле монады уникальны. Но, следуя закону предустановленной гармонии, они все вместе образуют целостный мир. Лейбниц, объясняя этот момент, использовал сравнение с деревом. Каждый лист уникален и чем-то отличается от других, постоянно меняется. Но все они образуют крону дерева.

Я бы привела более понятные нынешним людям аналогии. Представьте, что есть сеть компьютеров, связанных одним сервером. То есть есть некий центральный компьютер, куда поступает информация о всех остальных. В каждом компьютере — свой софт, свое содержание.

Оно постоянно меняется и отражает мир так, как отражает именно данный конкретный комп. А теперь представьте, что в этих компьютерах исчезло все «железо», и остался только софт. Вот это будет что-то типа монад.

А центральный компьютер (без материальной оболочки) — главная монада, бог.

То есть для Лейбница бог — тоже монада, но отличающаяся от всех остальных тем, что в нее стекается вся информация об изменениях во всех прочих монадах, и которая, используя ее, обеспечивает сохранение предустановленной гармонии.

Из всего этого Лейбниц делал вывод, что все будет хорошо. Бывают сбои, но всегда все исправляется в лучшем виде. И вообще все к лучшему в этом наилучшем из миров.

  • Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:
  • Зачем нужны социальные нормы и надо ли им следовать
  • Плюрализм в философии и политике: что это такое и чем отличается
  • Загляните на досуге в этот пост в другом блоге:
  • Карикатуры Герхарда Хадерера: поразительно точное отражение современной жизни

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfd08ec7d716900aa72e8ee/5df333949ca51200ad1f5498

26 лекция: Готфрид Вильгельм Лейбниц

Неудовлетворенность спинозовским представлением о субстанции и локковским решением проблемы происхождения знаний побудила Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716) выдвинуть свою метафизическую гипотезу о сущности вселенной. Согласно Лейбницу, все тела, из которых состоит универсум, есть сочетания простых субстанций, или монад.

В отличие от тел, монады непосредственно едины, а потому не могут сложиться и разложиться естественным путем. Лейбниц отрицает возможность существования телесных атомов и считает, что природа монад заключается в деятельности, исходящей из них самих. Поэтому он называет монады формальными атомами, первичными силами или энтелехиями, т.е.

совершенными и самодостаточными сущностями.

 Совершенная внутренняя определенность каждой монады делает их всех не только разными, но и совершенно различными. Нет и не может быть двух одинаковых монад. Не мы отличаем одну монаду от другой по каким-то случайным признакам, а они сами, действуя, с необходимостью отличаются друг от друга.

Согласно Лейбницу, в этом состоит принцип индивидуализации: то, что не различено в себе самом, по сути не отличается от иного. Истинное определение или отрицание принадлежит самой субстанции как субъекту и является результатом ее спонтанной деятельности. Благодаря этому каждая монада обладает уникальной определенностью и есть не только атом или индивидуум, т.е.

нечто неделимое, но и индивидуальность, т.е. вполне определенная в себе самой единичная сущность.

Поскольку монада сама определяет себя,  ничто не может воздействовать на нее извне. Как простая субстанция она может измениться только сама и есть самодовлеющее, замкнутое целое.

Но что может измениться в монаде, если она по определению проста, едина? Лейбницу ясно, что это может быть только многое в едином, ибо монада во всех изменениях остается тождественной себе самой.

Это положение есть логическое следствие принципа индивидуализации, внутреннего различия монад: единое действительно едино только в том случае, если оно многообразно различено в себе самом. Поскольку же субстанция проста и не имеет частей, ее различия не реальны, а идеальны.

Они есть не другие монады и тела, а ее перцепции, т.е. восприятия, представления ею других монад и тел, возбуждаемые ее стремлением переходить от одного представления к другим.

Согласно Лейбницу, природа монад заключается в идеальной деятельности  представления внешнего внутренним, сложного — простым, всеобщего — единичным. Все монады суть представляющие силы и каждая из них определенным особенным образом отражает весь мир, универсум.

Деятельность монад состоит, стало быть, не просто в том, чтобы представлять собой или себе нечто иное, внешнее им. Перцепцией Лейбниц именует только такое представление, содержание которого является универсальным, т.е.

всеобщим и вместе с тем конкретным – единым в своем многообразии и многообразным  своем единстве. 

Живая форма этого конкретно-всеобщего содержания и есть сама монада – спонтанная, не вызванная ничем иным деятельность, при переходе от одного представления к другому изменяющаяся в себе самой. Благодаря этому простая субстанция различается во множестве своих модусов, не утрачивая изначального единства и простоты.

Она отрицает всякое внешнее и полагает его как свое, как различие в себе самой, в единой субстанции. Эта отрицательная деятельность монады, которой она непрерывно утверждает и поддерживает свое собственное бытие, есть ее жизнь.

Поскольку же монады необходимо должны быть всюду, где есть тела, замечает Лейбниц, вселенная полна жизни и вширь и вглубь.

Раскрытие природы монад позволяет Лейбницу выделить их виды и объяснить, чем один вид отличается от других. Монады первого вида отличаются наибольшей смутностью своих представлений вселенной. Деятельность этих монад страдательна, а стремление не доходит до желания и понимания. Лейбниц называет их материальными монадами или просто жизнями.

Неорганические тела есть скопления, агрегаты таких монад, связанных между собой лишь внешним, пространственным, механическим образом. Монады второго рода обладают большей отчетливостью представлений и называются душами.

Деятельность души не пассивна, она выступает как активное начало, преобразующее множество внешних друг другу материальных монад в их внутреннее единство.  

Поэтому господство души над телом не реально, а идеально. Душа присутствует в теле не как отдельная монада, а как внутреннее единство различных монад. Тело, сформированное душой, есть уже не механизм, а организм – тело органического существа (растения или животного).

В отличие от неорганических тел, эти существа живут не только скрытой, материальной жизнью, но и открыто проявляющей себя как жизнь   органической жизнью, или жизнью души. Благодаря ей  организмы питаются, размножаются и ощущают, причем некоторые из них даже имеют память.

Монады третьего вида Лейбниц называет духами. Он проводит различие между перцепцией, т.е. внутренним состоянием монады, воспроизводящем внешнее ей, и апперцепцией, осознанием этого состояния. Апперцепция, т.е.

познание душой своих представлений вселенной делает ее разумной душой, или духом. В отличие от всех органических существ, такой потенциально разумной душой обладает человек.

Но чтобы реализовать эту высшую для себя возможность стать разумным существом, человек должен добиться полной отчетливости своих представлений, познав их необходимые причины.

 В связи с этим Лейбниц различает случайные, данные в опыте “истины факта” и необходимые “истины разума”. К числу последних принадлежат, по его убеждению, истины логики, математики и метафизики. Только в познании вечных истин, т.е.

тех законов, по которым Бог сотворил вселенную,  состоит жизнь духа — духовная жизнь человека как разумного существа. Именно разумным познанием необходимых истин   отличается собственно человеческая, т.е. духовная жизнь от простой психической жизни животных.

Согласно Лейбницу, дух есть источник всего человеческого в человеке, ибо лишь дух способен к самопознанию, т.е. к пониманию нематериальных вещей и истин. Это и делает людей способными к наукам и доказательным знаниям. Благодаря разуму человек есть не только живое и одушевленное зеркало универсума, но и образ самого Бога.

Наделенный разумом человек хотя и является творением Бога, сам обладает творческой способность создавать великие произведения искусства и открывать истины, по которым устроены вещи.

Важным пунктом доктрины Лейбница является разъяснение природы взаимного отношения монад и связанное с ним доказательство бытия Бога. Так как все монады есть простые субстанции, ни одна из них не может быть причиной изменения другой. Этим исключается и возможность взаимодействия монад.

Признание любого вида причиной связи между простыми жизнями, душами и духами уничтожило бы их субстанциальность. Остается приемлем лишь один способ объяснения их отношения – гармония, т.е. полная согласованность происходящих в монадах изменений. Хотя все монады весьма различны, они  тем не менее отражают один и тот же предмет – вселенную.

Так Лейбниц  объясняет единство их содержания, обеспечивающее согласованность всех изменений в универсуме.

Гармония простых субстанций не может быть результатом их активности, которая у каждой монады замыкается в круге ее представлений и не способна выйти из него. Но без взаимной согласованности монады вовсе не могли бы существовать. Поэтому Лейбниц называет гармонию монад предустановленной.

Он полагает, что должен существовать изначальный источник этой гармонии – монада монад, Бог, которого Лейбниц именует такжеRatio (лат.), т.е. Основанием, или Разумом. Бог как начало гармонии монад не может быть причиной, действующей на монады извне. В этом случае они перестали бы быть субстанциями, спонтанными в своей деятельности.

Но он может быть основанием их существования. 

Ведь множество монад, как и любое множество, не существует само по себе, без единства как своего основания.

Всеобщее основание всего сущего должно  вместе с тем быть достаточным основанием для объяснения того,  почему, во-первых,  вообще есть сущее, а не ничто,  и, во-вторых, почему оно таково, каково оно есть.

  Существование и устройство вселенной нельзя объяснить материальными причинами, ибо их связь  уходит в бесконечность. Поэтому та последняя причина (causa finalis – лат.

), на которой можно и должно остановиться как на достаточном основании объяснения существования и порядка мироздания,  есть Бог. Поскольку же Бог, в отличие от материальных причин, действует не вслепую, а с сознанием своей цели и во всеоружии средств, необходимых для ее достижения, универсум устроен им разумно и есть лучший из  всех возможных миров.

Источник: https://philosophiya.ru/Leibniz

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector