Иоанн Дамаскин — служба у халифа и ключевые моменты биографии

Иоанн Дамаскин, Мансур (кон. VII — ок. 777-780 [1]), преподобный. Византийский богослов, философ, поэт, систематизатор греческой патристики, один из отцов Восточной Церкви. Ведущий идейный противник иконоборчества. Автор песнопений, способствовавших оформлению византийской системы осмогласия.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Иоанн Дамаскин - Студенческий портал

Память 4 декабря

Родом Иоанн был из Дамаска, носил наследственное прозвище Мансура (что значит: «победительный»). Год его рождения точно неопределим, это был конец VII века.

Отец Иоанна, по имени Сергий (Ибн-Серджун) был христианином, служил при дворе халифа, в звании «великого логофета», т.е. сборщика податей (вернее, откупщика или мытаря).

Пользуясь своим высоким положением, он выкупал пленных христиан, избавлял от грозившей им смерти и оказывал необходимую помощь. Впоследствии его сменил сам Иоанн.

Служба у халифа

Иоанн получил хорошее образование. По преданию, он учился вместе с приемным братом Косьмой (впоследствии Маюмским) у некоего пленного инока из Калабрии (тоже по имени Косьма). Очень рано пробудились у него богословские интересы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Значение растений - основные отряды и их представители, учет длительности жизни

Оценим за полчаса!

Когда в Византии возникла и быстро распространилась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717–741), преподобный Иоанн встал на защиту православного иконопочитания и написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Доказывая догмат иконопочитания, он приводил слова святого Василия Великого, который учил, что почитание иконы восходит к ее Первообразу.

Мудрые, Богодухновенные писания святого Иоанна и влияние их на сознание людей привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Император прибег к клевете.

По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором последний будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо император Лев Исавр отослал халифу. Халиф, не подозревая подлога, приказал отстранить Иоанна от должности, отсечь ему кисть правой руки и повесить ее в центре города на всеобщее обозрение.

Вечером по просьбе святого Иоанна халиф повелел вернуть ему отсеченную руку. Приложив ее к суставу, преподобный стал молиться пред иконой Пресвятой Богородицы испрашивая Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за­щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы. Обессиленный, он задремал на молитве и увидел Божию Матерь.

Пречистая сказала, что рука его здорова, и повелела усердно трудиться ею во славу Божию. Проснувшись, святой Иоанн ощупал свою руку и увидел ее исцеленной. В память об этом дивном чуде преподобный Иоанн носил на голове плат, которым была обвита его отсеченная рука, и всю дальнейшую жизнь с благодарностью и любовью воспевал в своих произведениях Пречистую Богородицу.

В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от­литое из серебра. С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица» (см. подробнее).

Монашество

Узнав о чуде, халиф понял, что святой Иоанн не виновен, просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность. Но преподобный раздал свое богатство и вместе с приемным братом Космой отправился в Иерусалим. Они были приняты простыми послушниками в Лавру преподобного Саввы Освященного [2].

Никто из монастырской братии, зная, что послушник Иоанн человек мудрый и знатный, не соглашался быть его духовным наставником. На это согласился лишь один простой старец, который стал строжайшим образом воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Он запретил святому Иоанну писать и наставлял забыть все мирские науки.

Однажды старец собрал много корзин, изготовленных иноками обители, и послал преподобного в Дамаск продать их по чрезмерно высокой цене. Проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа, одетый в бедные одежды, ходил по рынку Дамаска. Желающие купить корзины, услышав их цену, бранили и оскорбляли Иоанна.

Преподобного узнал его бывший слуга, удивился его нищенскому виду и смирению и купил все корзины по назначенной цене.

По прошествии некоторого времени в монастыре скончался один из иноков. Брат его просил преподобного Иоанна написать для утешения надгробную песнь. Преподобный Иоанн долго отказывался, боясь нарушить запрет старца, но из милосердия уступил просьбам и написал свои знаменитые надгробные тропари: «Кая житейская сладость бывает печали непричастна…»; «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть…

» и другие. За ослушание старец изгнал преподобного Иоанна из своей келии, но монахи стали просить за него. Тогда старец наложил на преподобного Иоанна тяжелую епитимию: вычистить в монастыре все отхожие места. Преподобный со старанием выполнял это послушание; даже суровый наставник удивился такому смирению.

Через несколько дней в ночном видении старцу явилась Пресвятая Богородица и сказала:

«Зачем ты заградил источник, могущий источать сладкую и изобильную воду… Не препятствуй источнику течь… он всю вселенную протечет и напоит…»

С того времени преподобный Иоанн начал беспрепятственно писать церковные песнопения и духовные книги, из которых особенно известны: «Источник знания» («О ересях», «О правой вере и о воплощении Предвечного Слова», «Точное изложение Православной веры»), Пасхальная служба, каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознесение Господне и другие.

В этих трудах преподобного поощрял и помогал ему приемный брат Косма, впоследствии поставленный во епископа Маюмского Иерусалимским патриархом Иоанном. Тот же патриарх рукоположил преподобного Иоанна во священника и назначил его проповедником при своей кафедре не позднее 734 года.

Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру святого Саввы, где трудился до конца своих дней.

Кончина

Согласно Минее святой Иоанн на Константинопольском Соборе 753-754 года обличал иконоборчество.

Его подвергли заключению и пыткам, которые преподобный Иоанн стойко перенес и, по милости Божией, остался жив, преставившись около 780 года в возрасте 104 лет и будучи погребенным в Лавре святого Саввы [3].

Святитель Димитрий Ростовский в своих Житиях указывает тот же возраст и время кончины около 777 года. Однако протоиерей Георгий Флоровский говорит что:

Место погребения

В часовне – гробница прп. Иоанна Дамаскина с надписью, гласящей «Ὁ τάφος τοῦ ἁγίου Ἰωάννου τοῦ Δαμασκηνοῦ» – «Гроб святого Иоанна Дамаскина». Над входом в часовню икона, изображающая преподобного с красным шрамом поперек запястья (в память о чудесном приживлении кисти, отсеченной у Иоанна Дамаскина по приказу дамасского халифа).В Лавре Саввы Освященного сохранилась пещера-келья преподобного Иоанна Дамаскина и часовня Иоанна Крестителя. Находится к северу от Архангельской церкви, выше последней. Профессор Йосеф Патрих из института археологии Иерусалимского университета указывает, что часовня была устроена в келье Иоанна Дамаскина после его смерти и освящена в его честь [4]. Епископ Мефодий (Кульман) утверждает [5], что часовня была построена самим Иоанном Дамаскином над своей кельей и освящена во имя небесного покровителя Иоанна Дамаскина — Иоанна Предтечи [6].

Почитание

Несмотря на великое значение его трудов, о жизни преподобного Иоанна мы знаем немного, так как известные нам его жития были составлены в XI веке, и в них нелегко выделить бесспорное и достоверное.

При византийском императоре Андронике II (1282–1328) святые мощи преподобного Иоанна были перенесены в Константинополь.

В настоящее время известно о нахождении мощей святого Иоанна в Лавре Саввы Освященного, монастыре Георгия Аламана (Кипр), монастыре Иоанна Богослова на Патмосе (Греция) и в церкви Сан-Джорджо деи Гречи (Венеция). Часть мощей также находится в Казанском храме Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/228.html

Преподобный Иоанн Дамаскин

Иоанн Дамаскин - Студенческий портал
Икона из скита св. Анны 14 в.

Святой Иоанн родился в Сирийском городе Дамаске — столице мусульманского мира -около 680 года. Его отец Сергий Мансур был христианином и служил при дамасском калифе главным казначеем.

Когда Иоанну было десять лет, его отец нашел среди пленных, приведенных на дамасский рынок, образованного монаха, который, как оказалось, был силен не только в светских науках, но в музыке и богословии.

Этот монах обучал Иоанна и его приемного брата Косму (будущего епископа Маюмского) наукам, но особенного успеха добился от братьев в богословии. Вскоре монах покинул семью, объяснив отцу мальчиков, что они стали мудрыми мужами.

Сам Сергий вскоре умер, и Иоанн был вынужден занять место отца на службе у калифа. Через некоторое время калиф, заметивший высокую образованность и мудрость Иоанна, сделал его своим первым министром и градоначальником Дамаска.

Иоанн очень тяготился своим положением, но богатство и роскошь не смогли повредить чистоте его души. Несмотря на все трудности, связанные с его положением, он горел пламенной любовью к Православной Церкви и всегда, как и его отец, защищал христиан от гнета мусульман. Как он сам позже выразился: «Я сделался защитником Церкви и принес на ее защиту вверенный мне талант слова».

В 726 г. в Византийской империи наступает пора иконоборчества. Император Лев Исаврянин (716 – 741) задался целью: обратить арабов к христианству для того, чтобы обезопасить себя в будущем от их опустошающих набегов. Но одним из важных препятствий на пути претворения в жизнь его замысла стало иконопочитание, которое мусульмане не могли принять в принципе.

Решение было простым: император издает указ, запрещающий почитание святых икон и даже их употребление. Этот указ вызвал серьезные волнения в Византийской империи, расколол ее на два лагеря – иконоборцев и иконопочитателей.

Отход от истины ради политических интересов вызвал сильное сопротивление со стороны Константинопольского Патриарха Германа, Папы Григория III и уже ставшего к тому времени великим богословом Иоанна Дамаскина.

Читайте также:  Гендерные отношения - что это такое, понятие и суть взаимодействия

Превосходный дар слова, которым действительно обладал Иоанн, помог ему в составлении «Слов» и «Посланий», которые с жадностью читались в Константинополе и других городах, переходили из рук в руки и попросту пересказывались.

В своих творениях Иоанн Дамаскин очень эффективно использовал все возможные исторические аргументы, ссылался на притчи, рассказанные святыми. Он говорил, что если тени и носовые платки апостолов исцеляли болезни, то почему мы не можем почитать их иконы?

Все эти призывы и увещевания действовали, в основном, на простых людей – одних укрепляя на пути исповедания истинной веры, другим – оступившимся – помогая найти эту самую истину. Но императора же они только раздражали, и он попросту постарался избавиться от основных своих оппонентов.

Он низложил Патриарха Германа, а папу Григория III приказал либо отравить, либо умертвить мечем. Но задуманное ему, к счастью, не удалось — римляне заступились за своего папу с оружием в руках. Иоанна Дамаскина иконоборец решил оклеветать перед калифом.

Он приказал своему писцу, чтобы тот подделал почерк Иоанна и написал письмо, адресованное ему же – Императору Византии, в котором якобы Иоанн Дамаскин предлагает императору помощь в свержении калифа.

Иоанн Дамаскин - Студенческий портал
Икона Божией Матери

Когда письмо было готово, Лев Исаврянин послал его калифу в знак дружбы между ними. Прочитав это письмо, калиф вознегодовал, и не взирая на предыдущие заслуги своего верного слуги, даже не выслушав его, приказал посадить Иоанна в тюрьму и отрубить ему правую руку, которой, по его мнению, было написано это злополучное письмо. Приказание было исполнено. С собой в тюрьме у Иоанна Дамаскина была икона Пресвятой Богородицы именуемая «Троеручница». Взяв свою отрубленную руку и положив ее перед собой, он упал на колени перед иконой и стал горячо молиться об исцелении. Измученный пережитым Иоанн уснул, и во сне он увидел Пресвятую Богородицу, которая, глядя на него сказала: «Теперь ты здоров, и горя больше нет». Очнувшись, Иоанн с великим удивлением обнаружил, что исцелился, его рука была на месте, о совершенном наказании говорил только шрам, опоясывающий ее вокруг.

Радость и благодарность переполнили душу Иоанна, и он написал свою первую величественную песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Слух об этом чуде достиг калифа, и он вызвал к себе Иоанна.

Выслушав на этот раз объяснения Иоанна Дамаскина, калиф понял, что несправедливо обидел своего верного слугу и приказал исправить свою ошибку, щедро наградив его и предложив продолжить службу дальше.

Но Иоанн Дамаскин понял, насколько хрупким является земное золото и мирская слава и, отказался от всего этого.

Раздав все свое имущество бедным, Иоанн вместе со своим сводным братом Космой отправляются в обитель преподобного Саввы Освященного, расположенную вблизи Иерусалима.

Иерусалимский Патриарх Иоанн, в чьем ведении находился этот монастырь, в Иерусалиме посвящает Иоанна Дамаскина в пресвитеры и оставляет его проводником при храме Воскресения Христова.

Но после того, как патриарх покидает это мир, Иоанн возвращается в обитель, где продолжает свои богословские труды в защиту и прославление Православия. Иоанн Дамаскин дожил до глубокой старости и скончался около 780 г.

Святой Иоанн Дамаскин является первым систематиком среди отцов Церкви, непревзойденным до сих пор писателем церковных песнопений и рьяным защитником основ Православия.

Из систематических трудов Иоанна Дамаскина главнейшими являются: «Диалектика» (содержит в себе переосмысленное изложение всего лучшего из Аристотеля, Порфирия, Немезия и др.

); «Книга об ересях» (в частности, сюда включено изложение и критика учения Магомета); «Точное изложение Православной веры». Среди полемико-догматических сочинений св.

Иоанна Дамаскина первое место занимают книги: «Послания против порицающих святые иконы»; Сочинение против несториан «Рассуждение».

Именно Иоанну Дамаскину мы обязаны появлением Октоиха (Осмогласника) – воскресных служб, разделенных на 8 гласов.

Эту книгу и некоторые каноны Иоанна еще при его жизни стали вводить не только в греческие Церкви, но даже в сирские, у яковитов и несториан. Своим Окотоихом св. Иоанн Дамаскин произвел большую перемену в чине богослужения, поэтому он вновь пересматривал и Устав Иерусалимский (Саввы Освященного), и Месяцеслов.

Источник: https://pravoslavie.ru/39842.html

Святой Иоанн Дамаскин и его литературная деятельность

Иоанн Дамаскин - Студенческий портал

I. Данные о жизни св. Иоанна Дамаскина

  • Источниками жизнеописания Иоанна Дамаскина до недавнего времени служили:
  • 1) греческое житие св. Иоанна, составленное патриархом иерусалимским Иоанном на основании более древнего арабского жития;
  • 2) житие св. Иоанна, написанное первоначально на греческом языке, но до нашего времени дошедшее только в латинском переводе;
  • 3) творения самого Дамаскина, в которых по местам встречаются указания на некоторые обстоятельства его жизни;
  • 4) сообщения церковных писателей и особенно летописцев Феофана, Кедрина, Зонары.

Пападопуло-Керамевс издал два греческих текста жития Иоанна Дамаскина, из которых первое озаглавлено: «Житие преподобных и богоносных отец наших Косьмы и Иоанна Дамаскина песнопевцев», а второе имеет такое надписание: «Житие преподобных и богоносных отец наших и самобратьев, и пчел Церкви Божией Иоанна Дамаскина и Косьмы, изложенное святейшим архиепископом иерусалимским Иоанном Меркурополом». Вследствие близкого по содержанию и языку родства второго, опубликованного Пападопуло-Керамевсом, жития с ранее известным греческим житием Иоанна Дамаскина, является в высшей степени вероятным, что автором этого последнего жизнеописания является не Иоанн VI, современник Никифора Фоки, т. е. из второй половины Х-го века, как утверждали ранее, а Иоанн Меркуропол, занимавший патриарший престол в Иерусалиме от 1156 по 1166 г.

В конце 1912 года в печати появился арабский текст жития св. Иоанна Дамаскина, опубликованный К. Башой на основании трех рукописей: из Хомса, хаматской и ватиканской.

Автором арабского жития является монах Михаил, попавший в плен к румскому сельджукиду Сулейману-ибн-Кутулмишу при взятии последним Антиохии в 1084 г.

Следовательно, житие относится к концу ХII-го века и, несомненно, является тем арабским житием, на основании которого составлено греческое житие Иоанна Дамаскина, принадлежащее, по нашему мнению, Иоанну Меркурополу.

Данные о жизни Иоанна Дамаскина, которые можно извлечь из этих как ранее известных, так и опубликованных только в последнее время источников, довольно скудные.

Св. Иоанн Дамаскин родился в конце седьмого века, в Дамаске, главном городе Сирии, от родителей знаменитых древностью рода и христианским благочестием. Отец Иоанна, Ибн-Серджун (Сергий) Мансур, исправлял при дамасском калифе должность главного логофета. был очень близок к калифу и употреблял свое влияние при дворе ко благу Церкви Христовой.

Когда у него родился сын Иоанн, он поспешил сделать его, по выражению автора греческого жизнеописания, сыном света чрез возрождение от духовной матери, т. е. чрез крещение, и в дальнейшем заботился о том, чтобы сделать его добрым христианином.

Более всего отец Иоанна желал найти для своего сына опытного и благочестивого учителя и нашел такого в лице пленного инока, калабрийца Косьмы, который имел обширные и разнообразные сведения. Этому иноку Сергий поручил воспитание и родного сына Иоанна, и сводного его брата, Косьмы, родом из Иерусалима.

Успехи воспитанников скоро оправдали доверие благочестивого мужа к иноку.

«При превосходстве своей природы и при ревности своей воли, Иоанн был словно орел, летающий в небе, как будто у него были крылья. Его же духовный брат и соученик Косьма был подобен кораблю, окрыленному парусами, или торговому судну, плывущему по воде, когда дует попутный ветер и тихо веет в его корму.

Так, благодаря превосходству их дарований и ревности, они в короткое время овладели всем труднейшим знанием, как грамматикой, так и диалектикой и искусством доказательств. В нравственной же философии они успели настолько, что не только украсили свой ум ее изучением, но и смирили душевные страсти.

И подобно тому, как орел смотрит на солнце, так и они пристальным взором взирали на основы природы.

Арифметические пропорции они усвоили также хорошо, как какие-нибудь Пифагоры или Диофанты, а геометрические доказательства ими были настолько изучены, что они могли показаться какими то Эвклидами или подобными ему.

В музыкальном искусстве они достигли такого совершенства, какое сведующие люди находят в созданных ими божественных песнопениях.

Что касается астрономии, то, хотя Иоанн, сообразуясь с ограниченным познанием простых людей, и мало писал о расстоянии, фигурах и пропорциях расстояний, однако, каков был он в знаниях этого рода, его писания ясно показывают. Таков же был, несомненно, и Косьма. Но речь о нем я предоставляю другим, — ибо Иоанн — предмет наших похвал».

Окончив воспитание вверенных ему юношей, инок удалился в лавру св. Саввы, где и жил, согласно своему желанию и избранию, до самой смерти. Между тем умер и Сергий Мансур, и его сын Иоанн сделался наследником имения своего отца, и скоро стал ближайшим советником калифа, и был поставлен в большей должности, нежели его родитель.

Среди государственных занятий Иоанн находил время для написания ряда догматических и догматико-полемических творений.

Уже во время пребывания в Дамаске св. Иоанн вступил в борьбу за православие с монофизитами и написал против них довольно пространное рассуждение от лица Петра, архиепископа дамасского.

В Дамаске же, можно полагать, св. Иоанн написал и свое краткое сочинение «О правом образе мышления», заключающее в себе изложение православной веры.

Между тем в 726 г. явился новый враг Церкви, — иконоборство. Мир Церкви был нарушен на долгое время, и нарушителем его явился император Лев Исаврянин.

Слух о новой ереси распространился до отдаленных пределов римской империи, и скоро ревнители чистоты православного учения возвысили голос в защиту истины: и между ними прежде всего св. Иоанн Дамаскин, который в иконоборстве видел лжеучение, противное самому существу христианства.

«Нам, всегда чувствующим свое недостоинство, прилично было бы молчать и исповедывать Богу грехи свои, — так начинает св. Иоанн свое первое защитительное слово против отвергающих святые иконы.

Но так как все хорошо в свое время; я же вижу, что Церковь, которую Бог построил на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу (Ефес.

II, 20), бросается как бы морскою бурею с вздымающимися друг над другом волнами, волнуется несноснейшим напором лукавых духов; и хитон Христа, свыше сотканный, который осмелились разделить сыны нечестивых, разделяется, и тело Его, которое есть слово Божие и издавна принятое церковное предание, рассекается на различные части, то я счел, что неблагоразумно молчать и налагать оковы на язык, взирая на угрозу, говорящую: не усумнится, не благоволит душа моя в нем (Авв. II, 4), и: если увидишь меч грядущ и не будеши глаголати брату твоему, крове его от руки твоея взыщу (Иез. XXXIII, 6). Итак, побуждаемый нестерпимым страхом, я решил говорить. высоту царей не полагая выше истины, ибо слышал богоотца Давида, говорящего: глаголах пред цари и нестыдяхся (Пс. СХVIII, 46). Даже более побуждался к тому, чтобы говорить, тем, что слово царя способно к обольщению подданных, потому что издавна немного таких, которые пренебрегли бы повелениями царей, зная, что над земным царем есть небесное царство и что законы обладают царями».

Между тем волнение умов в народе все более и более распространялось.

В 730 г. император Лев обнародовал указ, которым совершенно воспрещалось писать иконы и покланяться им и повелевалось все священные изображения в храмах и в частных домах истреблять.

Такие жестокие меры против иконопочитания вызвали защитников истины на новые подвиги. Св. Иоанн Дамаскин написал новое слово — второе — против иконоборцев к клиру и народу константинопольскому. Вероятно, немного лет спустя св. Иоанн написал и третье слово о том же предмете. По своему содержанию и даже по внешнему построению, оно совершенно сходно с первыми двумя, и особенно со вторым.

Жизнеописания Иоанна Дамаскина повествуют, что император Лев не оставил без отмщения своего обличителя. Не имея возможности действовать против св. Иоанна открыто, он прибег к хитрости и клевете.

Император Лев известил дамасского калифа, будто Иоанн хочет изменою передать Дамаск в руки греков. Письмо, которым Иоанн якобы извещал императора о своем намерении, Лев послал в Дамаск, вместе с своим письмом, в котором утверждал, что не хочет воспользоваться изменою.

Калиф поверил и дал повеление отсечь мнимому преступнику правую руку, которая писала изменнические письма. Повеление было исполнено. Отсеченная рука повешена на площади.

Когда гнев калифа несколько успокоился, Иоанн упросил его дать ему отсеченную руку для погребения и, получив ее, повергся с пламенной молитвой пред иконою Богоматери.

«Владычице, Пресвятая Матерь, родившая Бога моего!Ради божественных икон отсечена моя правая рука.Ты знаешь причину, по которой возъярился Лев;Поспеши скоро и исцели руку мою.

Десница Вышнего, которая от Тебя восприняла плоть,Совершает многие силы чрез Твое предстательство.

Пусть Он, по Твоим молитвам, исцелит теперь десницу мою эту,Дабы она даруемые Тобою песнопения в честь Твою и Воплотившегося от ТебяНаписала в стройных созвучиях, Богородице,И соделалась пособницей православного богослужения

Ибо, как Матерь Божия, Ты можешь сделать, что Тебе угодно».

Произнося со слезами эти слова, Иоанн заснул и видит во сне святую икону Богоматери, которая смотрит на него милостивыми и светлыми очами и говорит: «Вот рука твоя стала здоровой, не медли более, но сделай ее тростью книжника скорописца (Пс. ХLIV, 2), как ты сейчас обещал мне.

Читайте также:  Значение птиц в природе и жизни человека - происхождение и характеристика класса

Когда Иоанн проснулся и ощупал свою отрубленную руку, то увидел, что она исцелена.После этого Иоанн раздал свое имение бедным и родственникам и, — несмотря на то, что калиф, убедившись, благодаря чуду, в невиновности праведника, просил его остаться, удалился в лавру св.

Саввы близ Иерусалима, — чтобы здесь всецело посвятить себя Богу.

Факты из жизни Иоанна Дамаскина за время его пребывания в лавре св. Саввы рисуют пред нами трогательный образ отшельника, проникнутого духом евангельской простоты и смирения.

Старец, руководитель Иоанна, потребовал от него — ничего не делать по своей воле, непрестанно пребывать в молитве, оплакивая прежде сделанные грехи, изгонять из души всякий образ мирской жизни и запретил даже писать.

Между тем у одного из монахов лавры умер родной брат. Скорбящий о разлуке просил Иоанна сложить какую-либо песнь и пением успокоить его душу. После долгих колебаний он согласился и написал те умилительные песнопения, которые и теперь поются при погребении.

Старец-наставник, услышав пение, изгнал Иоанна вон из кельи и согласился принять его обратно только под тем условием. если он вычистит все нечистые места лавры своими руками.

Иоанн поспешил исполнить наложенную на него епитимию, но старец, тронутый необычайным смирением и самоотвержением, остановил его и облобызал, говоря: «О, какого великого подвижника блаженного послушания родил я во Христе».

Из лавры св. Саввы Дамаскин внимательно следил за нуждами православной Церкви, стараясь отражать нападения на нее врагов, и мужественно возвышал свой голос против несториан, монофизитов, монофелитов и особенно иконоборцев.

Благочестивая жизнь, ревность по истине, обширная ученость Иоанна Д. обратили на него внимание патриарха иерусалимского Иоанна V, епархии которого принадлежала лавра св. Саввы, и он рукоположил Иоанна во пресвитера иерусалимской церкви.

Но Иоанн оставил Иерусалим и снова переселился в обитель св. Саввы, где и почил.

Год кончины Иоанна Дамаскина с точностью неизвестен. Но на основании слов отцов VII Вселенского Собора: вечная память Иоанну, должно принять, что он скончался ранее 787 г. Погребен он в лавре св. Саввы подле раки св. основателя лавры.

Церковь ублажает Иоанна, как наставника православия и учителя благочестия и чистоты. Седьмой Вселенский Собор, в опровержение хулы на св. Иоанна провозглашенной иконоборческим собором 754 г.

, так говорит о нем: «Иоанн, которого еретики в укоризну назвали Мансуром, ревнуя примеру Евангелиста Матфея, все оставил и последовал Христу; большее богатство вменив аравийских сокровищ поношение Христово, изволи паче страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха сладость (Евр. XI, 25, 26).

Взяв крест свой и Христов и последовав Христу, силою Христовою за Христа и за Христовых он вострубил трубою с востока, не терпя новоизобретенного учения в чужой стране и беззаконного злоумышления и неистового восстания против Церкви Божией.

Но возгласив о нем, всех увещевал не входить в общение с делающими беззаконие, помышляя об одном, как бы сохранить древнее учреждение в церквах и мирное устроение, которое Господь даровал ученикам Своим, как отличительный знак называющихся именем Его, говоря: мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Дн. XIV, 27).

По окончании всех деяний отцы седьмого вселенского собора св. Иоанну, вместе с патриархом Германом и Георгием, епископом кипрским, провозгласили вечную память: «Герману православному вечная память. Иоанну и Георгию вечная память… Троица прославила трех, коих рассуждениям да сподобимся последовать».

Источник: https://www.portal-slovo.ru/theology/37585.php

преподобный Иоанн Дамаскин

Жизнь преподобного Иоанна Дамаскина до принятия монашества

О биографических подробностях детства и юности преподобного Иоанна Дамаскина достоверно известно немного. Есть основания утверждать, что святой Иоанн родился в Дамаске, во второй половине VII века.

Происходил он из известной и очень обеспеченной семьи. Его предки имели непосредственное отношение к высшим властным структурам, управлявшим на территории Сирии. Дед преподобного, Мансур ибн Серджун, занимал должность руководителя аппарата налоговой службы Дамаска, причём, благодаря своим личностным качествам он сохранял этот пост даже при смене властителей.

О его сыне, Серджуне ибн Мансуре, в одной из хроник конца VII века сообщается и как о христианине, и как о хранителе сокровищ. Судя по оценкам исследователей, предки Иоанна, вероятно, имели сирийское, а не арабское происхождение.

Считается, что существенную роль в обучении преподобного сыграл хорошо образованный инок из Калабрии, выкупленный отцом Иоанна Дамаскина, Сергием (ибн Серджуном), из плена.

В своё время увидев этого невольника, обливавшегося горькими слезами, и спросив у него, в чём заключается причина столь безутешного плача, Сергий услышал в ответ, что тот сожалеет, что ему, возможно, придётся умереть, так и не успев никому передать своё духовное богатство (накопленный опыт).

Как выяснилось, инок обладал обширными познаниями в области богословия, философии, музыки, диалектики, риторики, физики, астрономии.

Чему именно он учил своего подопечного, неизвестно, но исходя из составленных впоследствии богословских и песнотворческих произведений Иоанна Дамаскина не трудно догадаться, что он сумел вложить в его душу много полезного.

Вместе с Иоанном у инока обучался и приемный сын Сергия, Косма (будущий святой Косма Маюмский).

Получив надлежащее образование, Иоанн, как сын высокопоставленного подданного, занял место во властной иерархии, соответствовавшее положению его отца. В отношении рода его профессиональной деятельности нет единогласного мнения. По одним источникам, Иоанн служил в руководстве службы по сбору налогов, а по другим — занимал должность дамасского градоначальника, первого министра халифа.

Будучи окружен привилегиями и почетом, Иоанн Дамаскин, тем не менее, не считал путь светской карьеры и материального благополучия лучшим путём. Его сердце уже тогда было устремлено ко Христу. Утверждают, что уже в те времена он вставал на защиту Православной веры от различных еретиков.

Но вот, Промыслом Божьим ему было суждено встать перед окончательным выбором между мирским счастьем и полным отречением от дел мира сего.

Когда при императоре Льве Исаврянине разразились иконоборческие споры, а затем, после 728 года, развернулись и жестокие гонения на почитателей православных икон, Иоанн Дамаскин направил мощь своего таланта, свои знания, свою ревность на борьбу с иконоборческой ересью.

Его устные увещевания и письменные сочинения имели колоссальный успех, что, конечно же, не могло проскользнуть мимо внимания власть имущих поклонников ереси, сильных мира сего (первоначально он написал одно слово в защиту святых икон и отправил его в Константинополь, а затем написал ещё два; см. подробнее: Три защитительных слова против порицающих святые иконы).

Монашеский подвиг

В конце концов деятельность преподобного стала известна и начала раздражать даже самого императора-иконоборца. И тогда еретики воспользовались для борьбы с борцом за чистоту веры излюбленным еретическим оружием — ложью. Только на этот раз ложь была направлена не на догматы веры, а на подрыв репутации их защитника.

Иоанна Дамаскина оболгали перед халифом, обвинив в заговоре и измене. Причем, для этого был выбран сколь изощренный, столь и постыдный способ клеветы. Писарь, подделав почерк святого, написал от его имени письмо императору с обещанием сдать город Дамаск. Затем это письмо было передано халифу.

В результате Иоанн был подвергнут позору и жестокому наказанию: отсечению руки.

Но особым Божественным вмешательством после слёзной, сердечной молитвы страдальца перед иконой Божьей Матери отрубленная рука, прислоненная к ране и перевязанная платком, чудесным образом была исцелена (в это время он пребывал словно во сне), поруганная честь восстановлена, а хулители посрамлены. Впоследствии, в память и благодарность об этом событии преподобный приложил к иконе образ руки, изготовленный из серебра. В честь этого события в иконографии утвердился образ Богородицы «Троеручица»

Иоанну вновь было предложено место при дворе, но он отказался от должности и, раздав всё своё имущество, освободив рабов, удалился от мира сего, вступив в ряды монашеского братства.

Известно, что монашеский постриг осуществлялся в одном из палестинских монастырей. Существует предание, что этим монастырем стала лавра Саввы Освященного.

Вместе с монашеством Иоанн принял и новое имя, под которым прославился перед Богом и Церковью — Иоанн (до этого его звали, как деда: Мансур).

Рассказывают, что поначалу монахи относились к нему с настороженностью, ведь всё-таки бывший вельможа. Многие отказывались брать его под своё наставничество. Наконец, нашёлся один суровый подвижник, согласившийся взять его в послушание. Правда, при этом Иоанну было поставлено твёрдое условие, чтобы он решительно отказался от занятий каким-либо литературным трудом. И он отказался.

Но вот случилось, что у одного инока умер родственник, после чего тот, объятый скорбью, стал упрашивать Иоанна написать по этому поводу что-нибудь утешительное. Иоанн долго отказывался, но потом всё же решился и составил надгробные стихи.

Стихи оказались прекрасными, однако наставник святого, старец, запретивший ему заниматься писательской деятельностью, вознегодовал и даже выгнал его из кельи. Тогда Иоанн стал просить его о прощении. К этой просьбе подключились и прочие монастырские братия.

Наконец, старец согласился простить преподобного, однако тот, по его слову, должен был собственноручно очистить обитель от нечистот.

Иоанн, проявив искреннее смирение, исполнил поручение, чем тронул сердце сурового духовника. Между тем за Иоанна вступилась Сама Божья Матерь, явившись старцу в видении. После этого случая старец благословил Иоанна на литературное творчество во славу Православия.

По некоторым источникам, в своё время Патриарх Иерусалимский Иоанн вызвал Иоанна Дамаскина к себе и посвятил его в сан пресвитера. Вскоре Патриарх почил и Иоанн возвратился в свой монастырь. Шел 735 год.

После того как престол самодержца перешёл к Копрониму, борьба с иконами вспыхнула с ещё большей ожесточенностью.

Иоанн Дамаскин, прибыв в Константинополь, смело обличал императора и заглядывавших ему в рот епископов-еретиков.

Утверждается, что на Соборе 754 (755) года в адрес святого Иоанна Дамаскина было произнесено анафематствование. Согласно некоторым сведениям, он подвергался даже и заточению в темницу.

Год смерти преподобного точно не установлен. Полагают, что Иоанн Дамаскин почил о Господе около 775-780 годов.

Творческое наследие

Святой Иоанн был на редкость талантливым и плодовитым церковным писателем. При всей обширности поднимавшихся в его сочинениях тем в них сложно найти место, достойное отрицательной критики. В этом отношении Иоанн Дамаскин справедливо признан одним из наиболее трезвых и ортодоксальных выразителей Священного Предания Церкви.

Среди наиболее знаменитых фундаментальных произведений этого отца выделяется Точное изложение православной веры. Характерной особенностью названного богословского трактата, отличающей его от многих других вероучительных пособий того времени, является чёткое систематизированное изложение, краткое, но ёмкое изъяснение представленных догматических истин.

Другим, не менее примечательным сочинением, можно назвать Философские главы. В рамках этой работы дано четкое разъяснение важнейших богословских выражений и терминов, в том числе, формально заимствованных из философии. Перечислению и разоблачению ересей посвящен труд: О ста ересях вкратце.

Кроме того, преподобный составил множество произведений разной направленности, в том числе, посвященных важнейшим христианским Праздникам (см., например: Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа; Два слова на Рождество Пресвятой Богородицы; Три похвальных слова на Успение Богоматери) а также гимнографического, песнотворческго характера (см.: Пасхальный Канон).

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/

Христианская гимнография Иоанна Дамаскина

Христианский гимн ведет свое начало от первых времен христианства, когда хвалебные песни пелись в катакомбах и пещерах. В христианское богослужение вошли гимны как Ветхого Завета (гимны Захарии и Симеона), так и Нового Завета.

Целью нашей работы является определение места в христианской гимнографии автора гимнов преподобного Иоанна Дамаскина. Разнообразием напевов стихир, антифонов и канонов, по церковному выражению — гласов, так же как и словесным изображением таинства Христова Воскресения, православный христианин обязан творчеству преподобного Иоанна Дамаскина, церковного гимнографа VIII века.

Преподобный Иоанн Дамаскин является автором Октоиха, или Осмогласника, который, «духовною свирелью и до сего времени увеселяет Церковь Божию». Его особой заслугой является упорядочение напевов, разделение их на восемь гласов. Эти восемь гласов, их чередование из недели в неделю, их последовательность приняты для всей Православной Церкви, где бы ни были расположены ее храмы.

Живший в 8 в. н.э., Иоанн выступал против ереси иконоборчества. Житие преподобного хранит описание чуда исцеления, с которым связан и его труд гимнографа.

По преданию, халиф приказал отрубить Иоанну кисть правой руки, той руки, что «укрепляла правоверных о Боге». Преподобный молился Богоматери, и чудесным образом наутро рука была исцелена.

А утром «восстав и воздев руки к небу, он вознес благодарение Богу и Богоматери, воспевая новую песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…»

Много страданий и смирения пришлось перенести преподобному, но с того времени начал он «писать божественные книги и слагать сладкозвучные песнопения».

Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, высоко оценивает деятельность преподобного Иоанна Дамаскина как церковного гимнографа и говорит, что еще с юных лет Иоанн обнаружил «счастливые дарования». Преосвященный Филарет свидетельствует, что это был «такой песнописец Церкви, которого выше ни прежде, ни после не было в Церкви».

Значение личности и творчества Дамаскина не потеряло своей силы до последнего времени. Говоря о песнопениях Иоанна Дамаскина, нельзя не отметить «глубокое религиозное одушевление и теплоту чувств» его песнопений, их «редкую поэтическую образность и художественный драматизм.» Его влияние в христианской гимнографии трудно переоценить.

Источник: https://medconfer.com/node/4757

Ссылка на основную публикацию