Замечание 1
Философия в $ХІХ$ веке являет собою пик развития философской западноевропейской мысли. Важно заметить, что именно в этом веке были созданы все фундаментальные теоретические умозаключения, попытки разрешения которых были еще в период античности.
Следует заметить, что именно в этот период классическая западная философская традиция начинает свое активное взаимодействие с восточной мистической традицией. Восток проникает во все сферы философской деятельности.
Целостность восточной системы и постоянная оппозиционность и диалектика западной дали людям представление о потенциальном разделении мировой культуры на западную и восточную, которые стали двумя основными социокультурными регионами в современном мире.
Философия $XIX$ века включает разнообразные философские школы и направления, в том числе: романтизм и немецкую классическую философию идеализма, противоположное движение — позитивизм в Англии и Франции, материалистические традиции Фейербаха и Маркса, философию отдельных великих мыслителей (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор), неокантианство, прагматизм и философию жизни.
- Курсовая работа 460 руб.
- Реферат 280 руб.
- Контрольная работа 240 руб.
Определение 1
Начало следующего столетия дало западному миру совершенно новую философскую традицию, которой пропитана восточная философия – мистический экзистенциализм.
Влияние предшествующих эпох
Большое влияние на философию $ХІХ$ века сложили предшествующие эпохи. Конечно же, наибольшее влияние было от эпохи Просвещения, которая только лишь подошла к концу. Рациональный тип мышления западного человека дал понять, что мы можем создать идеальный мир лишь посредством разума.
Замечание 2
Кроме того, множество философов увлекались восточным мистицизмом, философией буддизма, Конфуция, Лао Цзы, учения дзэн. Античная философия, средневековая схоластика, гуманистическое Возрождение и сенсуалистское Новое время привнесли понемногу в новые философские догмы.
Основные направления
Первой стезей нового века стала немецкая классическая философия – немецкий идеализм. Творцами данной школы стали И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг. Они развивали принципы объективно-идеалистической диалектики природы. Они являются мыслителями-романтиками, приближаются к метафизике и пытаются найти истину в идеализме.
Важным направлением философии этого периода является также философия Утилитаризма. В $XIX$ веке англичане Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль разрабатывали новую этическую концепцию, вследствие чего ценность поступка будет определяться посредством его значимости.
Важнейшей философией для общественной и экономической жизни человечества стала философия Маркса и Энгельса. Материализм данных философов дал толчок для будущих коммунистических и социалистических философий по всему миру.
В следующем веке важнейшей философией стала философия экзистенциализма. К. Ясперс, М. Хайдеггер предложили совершенно иное определение человеческого бытия, прослеживали его через призму метафизического и мистического. Ввели понятие «экзистенциал».
Замечание 3
Не менее значимыми являются философские традиции позитивизма, прагматизма и трансцендентализма. Позитивисты искали истину в эмпирическом исследовании, отрицали познавательную ценность философии.
Прагматики базировали свою философию на практике в качестве смысловой значимости и критерия истины. Трансцендентализм берет свое начало в трансцендентности Канта и немецкой идеалистической философии. Ведущие представители: Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо.
Трансцендентализм провозглашает приоритет личностной интуиции над религиозными доктринами.
Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/istoriya_zapadnoy_filosofii_19_i_nachala_20_veka/
Особенности западной философии 19-20 веков
Термины
Иррационали́зм -направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт
Философия жизни, Иррационалистическое направление, сложившееся на рубеже XIX и XX вв.
Его возникновение было связано с быстрым развитием биологии, психологии и других наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира.
В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного уникального начала мира, которое в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется.
Волюнтари́зм — направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего. Термин «волюнтаризм» был введён в конце XIX века социологом Ф. Тённисом. Однако волюнтаристские идеи в этике и в философии выдвигались и раньше А. Шопенгауэром, Ф. Ницше, А. Бергсоном.
Сверхчеловек-понятие европейской философии и культуры, означающее человека, стоящего в духовном и физическом отношении неизмеримо выше всех остальных людей.
по мнению Ницше, — это путь, или мост к сверхчеловеку. Последний собственно и есть человек в подлинном смысле этого слова, подавивший в себе животное начало и живущий в атмосфере свободы.
Философ, художник и святой являются в этом плане вечными представителями сверхчеловечности.
Экзистенциали ́ зм (существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека.
Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.
Экзистенция —основная категория экзистенциализма, обозначающая внутреннее бытие человека, то непознаваемое, иррациональное, в результате чего человек является конкретной, неповторимой личностью.
Психоанализ — направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд (1856 — 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:
• бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;
• реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты.
Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, «странностей».
Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.
- Фрейдом выделяются две схемы психики:
- • топографическая;
- • динамическая.
При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически «вызываются» посетители: мысли и желания человека.
Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть «ненужных посетителей» прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.
- При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев — Оно, Я, Сверх-Я.
- • «Оно» — мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.
- • «Я» — сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.
- • «Сверх-Я» — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, культурные традиции.
- Согласно первой психологической системев основе бессознательного лежит «либидо» — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:
- • в сексуальных действиях;
• в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную.
Сублимация — защитный механизм психики;
Архетип (от греч. arche начало + typos образ) — понятие, введенное К.Г. Юнгом для обозначения изначальных первобытных образов, универсальных символов или мотивов , которые существуют в коллективном бессознательном и проявляются в сновидениях каждого из нас.Архетипы – знаки внутренней эволюции и ключи к решению проблем.
Позитивизм – направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е – 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию. Широко распространен и популярен в современную эпоху.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 – 1857) – французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).
Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так:
§ познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации;
§ вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-догматическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука — сама себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки;
§ следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.
Эмпириокритицизм, (с греч. опыт и критика, «критика опыта»; также известен как «Второй позитивизм») — философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является ни мышление или субъект, ни материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познается людьми.
Эмпириокритицизм(махизм)-субъективно-идеалистическое философское направление, отрицающее объективное существование материального мира и рассматривающее его как явление сознания и сочетания ощущений.
Логи́ческий позитиви́зм (англ.
Logical positivism) — (логический эмпиризм или неопозитивизм) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого
Постпозитивизм— ряд философских концепций, возникших в 50-70-х гг. 20 в. в процессе критики неопозитивизма. К основным течениям постпозитивизма относят критический рационализм К.
Поппера, «научный материализм» (Д. Армстронг), прагматический анализ (У. Куайн, М. Уайт),концепции П. Фейерабенда и Р. Рорти, различные варианты философского реализма.
Постпозитивизм нередко отождествляют с аналитической философией.
Верификация —метод принятия решения, подтверждение достоверности гипотезы.
Фальсификация — или эмпирическое опровержение- ложь , подделка, искажение данных; фальсификация в ее различных проявлениях широко применяется для формирования общественного мнения.
Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества.
- Антисциентизм — полная противоположность сциентизма, отрицающая главенствующую роль науки в идейной жизни общества.
- Гермене́втика — искусство толкования,
- § теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»);
§ направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
Герменевтический круг — метафора, является одним из основных понятий философии герменевтики. описывающая взаимообусловленность объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания — с другой.
Особенности западной философии 19-20 веков.
Для философии XIX—XX в. характерно резкое противопоставление христианству. Это объемлет множество философских течений, но отнюдь не все. Такие течения, как марксизм, фрейдизм, ницшеанство, открыто враждебны христианству.
Позитивизм индифферентен к любой религии. Но возникают философские течения и явно христианской направленности.
Это персонализм, неотомизм (католическая философия, одним из основателей которой является французский философ-богослов Этьен Жильсон),
Западная философия XX в. существенно отличается от предшествующей. Главное и наиболее общее ее отличие связано с тем, что на рубеже XIX и XX вв. совершился переход от традиционной классической философии к неклассической. Этот переход во многом был обусловлен тем, что в указанный период вся западная культура переживала глубокие изменения, которые по-особому ярко проявились в науке.
В целом в течение XX в. философия приобретает многие специфические черты и особенности, наиболее важные и существенные из которых можно свести к трем: новые отношения с наукой; тенденция к преодолению метафизики; лингвистический поворот.
Наука четко обособляется от религии и искусства и начинает существовать в чистом виде. Ситуация с философией выглядела более сложной. Она также обособлялась от религии и искусства, хотя в меньшей степени, чем наука. По числу философских школ и течений XX век значительно превосходит предшествующее столетие
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 670;
Источник: https://studopedia.net/8_32265_osobennosti-zapadnoy-filosofii—vekov.html
История Западной философии 19 и начала 20 века
Дополнительный материал 1
Философия в ХІХ веке являет собою пик развития философской западноевропейской мысли. Важно заметить, что именно в ϶том веке были созданы всœе фундаментальные теоретические умозаключения, попытки разрешения которых были ещё в период античности.
Следует заметить, что именно в ϶тот период классическая западная философская традиция начинает свое активное взаимодействие с восточнои̌ мистической традицией. Восток проникает во всœе сферы философской деятельности.
Целостность восточнои̌ системы и постоянная оппозиционность и диалектика западнои̌ дали людям представление о потенциальном разделении мировой культуры на западную и восточную, которые стали двумя основными социокультурными регионами в современӊοм мире.
Философия XIX века включает разнообразные философские школы и направления, в том числе: романтизм и немецкую классическую философию идеализма, противоположное движение — позитивизм в Англии и Франции, материалистические традиции Фейербаха и Маркса, философию отдельных великих мыслителей (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор), неокантианство, прагматизм и философию жизни.
Понятие 1
Начало следующᴇᴦο столетия дало западному миру совершенно новую философскую традицию, которой пропитана восточная философия – мистический экзистенциализм.
Влияние предшествующих эпох
Большое влияние на философию ХІХ века сложили предшествующие эпохи. Конечно же, наибольшее влияние было от эпохи Просвещения, которая только лишь подошла к концу. Рациональный тип мышления западного человека дал понять, что мы можем создать идеальный мир лишь посредством разума.
Дополнительный материал 2
Кроме того, множество философов увлекались восточным мистицизмом, философией буддизма, Конфуция, Лао Цзы, учения дзэн. Античная философия, средневековая схоластика, гуманистическое Возрождение и сенсуалистское Новое время привнесли понемногу в новые философские догмыСтоит отметить, основные направления
Первой стезей нового века стала немецкая классическая философия – немецкий идеализм. Творцами даннои̌ школы стали И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг. Они развивали принципы объективно-идеалистической диалектики природы. Они являются мыслителями-романтиками, приближаются к метафизике и пытаются найти истину в идеализме.
Важным направлением философии периода так философия Утилитаризма. В XIX веке англичане Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль разрабатывали новую этическую концепцию, вследствие чᴇᴦο ценность поступка будет определяться посредством ᴇᴦο значимости.
Важнейшей философией общественнои̌ и экономической жизни человечества стала философия Маркса и Энгельса. Материализм данных философов дал толчок будущих коммунистических и социалистических философий по всœему миру.
В следующем веке важнейшей философией стала философия экзистенциализма. К. Ясперс, М. Хайдеггер предложили совершенно иное определение человеческого бытия, прослеживали ᴇᴦο через призму метафизического и мистического. Ввели понятие ʼʼэкзистенциалʼʼ.
Дополнительный материал 3
Не менее значимыми являются философские традиции позитивизма, прагматизма и трансцендентализма. Позитивисты искали истину в эмпирическом исследовании, отрицали познавательную ценность философии.
Прагматики базировали свою философию на практике в качестве смысловой значимости и критерия истины. Трансцендентализм берет свое начало в трансцендентности Канта и немецкой идеалистической философии. Ведущие представители: Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо.
Трансцендентализм провозглашает приоритет личностнои̌ интуиции над религиозными доктринами.
Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/26645_istoriya_zapadnoy_filosofii_19_i_nachala_20_veka
Западная философия 2-ой половины XIX — начала XX века
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ - Южно-Уральский Государственный
Университет - Международный факультет
- Контрольная работа
- по философии
на тему
«Западная философия 2-ой половины XIX — начала XX века»
Выполнила: студентка Кадочникова М.В.
г. Мн — 247
Проверил: Куличков И.Л.
- Челябинск
- 2013
- Содержание
- Введение
- Исторические условия формирования и развития
- Философские направления и школы:
- Иррационализм (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор)
- «Философия жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон)
- Психоанализ З. Фрейда
- Позитивизм и его две формы
- Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс)
Введение
Конец XIX и XX в. — эпоха неклассической философии — дали плеяду замечательных
мыслителей, обогативших философскую
культуру глубокими и тонкими
идеями, отразившими достижения науки
и иные стороны материального
и духовного развития человечества. Западная философия данного периода — это огромное многообразие философов
всевозможных школ, направлений и
концепций.
Философия XIX-ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением
общества, государства, личности, изменениями
в статусе науки.
К этим потрясениям
следует отнести и социально-экономические
явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных
перегородок, революция в естествознании, научно-техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход
на арену «нового среднего класса». Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и
культуру, и не могли не отразиться на философии современности. Этим и
обусловлена актуальность данной темы.
Тема «Западная философия 2-й половины XIX — начала ХХ века», является, несомненно, актуальной и значимой для изучения истории философии.
Целью данной работы показать, как формировалась Западная философия этого периода и раскрытие школ и направлений философии конца 19 — начала 20 веков. В связи с поставленной целью выделим следующие задачи:
1. Обозначить исторические
предпосылки возникновения школ
западной философии конца XIX – начала ХХ веков.
2. Раскрыть суть и содержание
следующих школ:
a. Иррационализм и взгляды его представителей — Шопенгауэра и Кьеркегора
b. «Философия жизни» и ее представителей Ницше и Бергсона
c. Психоанализ и взгляды его основателя З. Фрейда
d. Две исторические формы позитивизма
- e. Философию прагматизма и ее представителей: Пирс, Деймс
- Исторические
условия формирования и развития
Новое время сменяет эпоху
Возрождения как переходный период от феодализма к капитализму. Становление
капиталистического способа производства еще подпитывает иллюзии Свободы, Равенства и Братства. Место альянса «религия-философия» занимает тандем «философия-наука».
Философия переживает свой звездный час, поднимая онтологические и гносеологические, мировоззренческие и методологические проблемы. Но ставка на разум и научно-технический прогресс привела к тому, что гуманистический антропоцентризм Ренессанса уступает место философскому антропоцентризму сциентистского характера.
В новом качестве антропоцентризм обосновал необходимость индустриальных методов освоения природы. Эксплуатация природы обернулась эксплуатацией человека, его отчуждением от всего, от всех и от самого себя.
В условиях, когда ставка делается на науку и развитие техники, человек превращается в средство сомнительных целей. «В результате, — как тонко подметил Ф. Ницше, — умер Бог». «Но и человек не стал Богом», — добавил Ф. М. Достоевский. Более того, человек потерял себя, превратился в общественную функцию.
В XX в. рабство капитала сменяется рабством абсурда. «Вторая природа» как система посредников вышла из-под контроля и обострила глобальные проблемы. Наука стала заложником политики. Она все больше становится прикладной, выполняя заказ текущего момента. Бал правит цивилизованное варварство, разрушая культуру и превращая народ в население, в объект манипулирования.
В этих условиях традиционное противостояние материализма и идеализма
в философии сменяется философским
плюрализмом. Оформляются такие
направления, как сциентистское, деятельностное, антропологическое, философско-теологическое и социально-критическое.
- Философские школы сциентистского направления разрабатывают философские
проблемы науки, формируя мировоззрение
научно-технической интеллигенции
и тех слоев общества, которые
рассматривают научно-технический
прогресс как единственное средство решения глобальных проблем современности. - Философские школы деятелъностного направления разрабатывают социально-политические проблемы развития общества, формируя мировоззрение широких масс населения, связывающих свою судьбу с успешным решением означенных проблем.
- Философские школы антропологического направления охватывают философские
проблемы отдельного человека и его
отношения к миру, формируя мировоззрение
в основном гуманитарной интеллигенции, а также тех слоев, которые
наиболее остро испытывают или переживают результаты отчуждения человека.
Философские школы религиозного (теологического) направления связаны
с кругом вопросов, нацеленных на обоснование
целесообразности религии. Они формируют
мировоззрение верующих, а также
всех, кто уповает найти в религии
спасения от социальных и духовных невзгод.
Философские школы социально-критического направления ориентированы на анализ сущего и проектирование должного. Они формируют мировоззрение тех широких кругов общественности, которые наиболее остро переживают глобальные проблемы современности и готовы внести свой посильный вклад в их решение.
Философский плюрализм XX в. свидетельствует о том, что человечество переживает затянувшийся кризис, что в системе «природа-общество-человек» актуализировались нестандартные проблемы, требующие нестандартных решений, и что решение этих проблем далеко выходит за рамки возможностей классической философии.
Иррационализм
Иррационализм — это философское учение, отрицающее рационализм (т.е. противостояние классической философии).
Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией (1789 — 1794 гг.), которая породила террор, гражданскую войну с десятками тысяч человеческих жертв.
Это заставило многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по отношению к рационализму, философские системы.
Критический переход новой философии сыграл положительную роль в развитии философского знания:
- давалась критическая оценка рационального познания;
- определялись его границы, пределы его возможностей;
- изучалось соотношение мыслительных качеств человека, а также психологических качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.);
- духовный мир рассматривался не в его высших формах, а в понятиях опыта, практики, в психологических формах.
Новая философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей конкурирующих со старой классической философской системой:
1. Идея изучения жизни отдельного человека и важности её анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов).
2. Движение от идеи свободного и разумного человека, способного переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Выяснилось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание.
3. Сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются как независимая структура, а объявляется, что они подвержены манипуляции со стороны различных сил — государства, партии, авторитетов.
4. Активно проводится идея двух не пересекающихся линий человеческого знания — научного и философского, имеющих своим продуктом научную истину, философскую правду.
Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как:
- философия науки;
- экзистенциализм;
- психоанализ З. Фрейда;
- некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии;
- философский мистицизм.
Первые шаги в сторону от рационализма к иррационализму были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше.
Первым представителям философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Какое-то время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на кафедре философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель — профессором.
) Интересно, что Шопенгауэр предпринял попытку читать свою философию как курс, альтернативной философии Гегеля, и даже назначал свои лекции в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без слушателей.
Впоследствии со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила славу Гегеля. Неуспех лекций в Берлине был вдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко отрицательно оценивал гегелевскую философию, называя её порой то бредом параноика, то наглой галиматьёй шарлатана.
Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитроумным приёмом, маскирующим абсурд и недостатки гегелевской системы.
Основное произведение Шопенгауэра — «Мир как воля и представление» (1819). Названия этого произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир, с его точки зрения, представляет собой волю к жизни.
Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни — не одинаковой у всех людей.
Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, как совокупность воль отдельных лиц.
Специальная организация — государство — каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали.
Во взглядах Шопенгауэра можно заметить некоторое сходство с идеями буддизма. И это не случайно, поскольку он знал индийскую культуру, высоко ценил и использовал её идеи в своём учении.
Правда Шопенгауэр не присоединялся к восьмеричному пути Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма.
Поэтому учения Шопенгауэра называют иногда пессимизмом. Шопенгауэр был одним из первых философов, который указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека.
Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдом при создании его теории. Произведения Шопенгауэра отличали яркий стиль, метафоричность, образность выражения.
Одним из его оригинальных трудов был «Трактат о любви», Шопенгауэр считал, что любовь — это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам. В «Трактате» Шопенгауэра много интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь — это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола.
Влечение, таинственная сила, притягивающая влюблённых — это проявления воли ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка — то есть природа «вычисляет» на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия взаимного притяжения этих организмов.
Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых философских школ, иррационализм — отрицательное явление.
Точнее было бы сказать, что Шопенгауэр просто лучше объяснил основы поведения человека, но не самым лестным для людей образом.
С.Кьергегор на первый план выдвигает проблему человека.
Рассмотрим, каковы, по Кьеркегору, методы и способы познания человека.
По Кьеркегору, никакие научные рациональные методы не годятся для познания человека. Оно возможно только посредством саморефлексии и чувства.
Таким образом, человек и
его экзистенция становятся для Кьеркегора, а затем и для очень широкого философского течения, предметом совершенно особого вненаучного, иррационального типа познания, насколько оно вообще считается возможным. Человек выходит за пределы науки как нечто абсолютно недоступное ей.
У Кьеркегора нет систематического изложения взглядов, гносеологические проблемы перемежаются у него с этическими, эстетическими и религиозными. Основные же интересы его были религиозно-этические.
Источник: https://www.freepapers.ru/10/zapadnaya-filosofiya-2oj-poloviny-xix/244666.1644939.list1.html
Основные направления философии конца 19-го – начала 20-го вв
Философия XIX века
Иррационализм — философское учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведении людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса и общественного развития играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (неразумный, бессознательный). На передний план выдвигаются внемыслительные аспекты духовной жизни — воля, непосредственное созерцание, чувство, интуиция, бессознательное, мистическое озарение, воображение, инстинкт и т.п. Основным его представителем был А. Шопенгауэр.
Позитивизм. Источник подлинного (положительного), «позитивного» знания — отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения. Философия, по мнению позитивистов, не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.
- О. Конт вывел исторический закон познания: каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния:
- теологическое, или состояние вымысла;
- метафизическое, или абстрактное;
- научное, или положительное.
- Явления внешнего мира допустимо изучать только одной науке — естествознанию.
- Отрицание всего предшествующего развития философии и сведение ее к конкретным наукам, что существенно ограничивает познавательные возможности позитивистов.
Философия жизни. Основное понятие и предмет — «жизнь» как, во-первых, органическая целостность и во-вторых — творческая динамика бытия.
Жизнь целостна и находится в непрерывном становлении. Поскольку она целостна, ее нельзя познать рациональными, а потому односторонними методами науки.
Поскольку она развивается, в нее не входит все застывшее, остановившееся в развитии.
Поскольку жизнь — это спонтанный поток становления живого, она не имеет целесообразности, а соответственно в истории как части целостной жизни нет объективных законов. История, как и человек, имеет только свою судьбу.
Человек переживает, инстинктивно чувствует. Но он не пассивен. Его постоянное стремление — вырваться за рамки своего бытия, особенно социального, возвыситься над собственной судьбой. Отсюда трагичность его существования, ибо судьбу победить нельзя.
Однако человек должен быть горд, аристократичен, силен волей, благороден.
Такой человек стремится к целостной жизни, не боится смерти, желает быть сильнее других, постоянно ищет целостность своего существования, максимально приближает его к целостности жизни.
Философия XX века
Герменевтика. Само название этого философского направления означает понимание текста, искусство его интерпретации. Текст для них — это любая культурная, жизненная информация, а его понимание — это способ существования познающего эту информацию.
Понимание — вообще основная категория герменевтики, метод философии. Оно может осуществляться только через диалог, опять же трактуемый расширительно, как общение с текстом.
В диалоге всегда участвуют сам текст, его интерпретатор и Время. Интерпретатор трактует текст через исторический контекст, в котором он находится; этот контекст герменевтики называют «предпониманием».
Иными словами, он понимает текст по-своему, исходя как из личного, так и из «средового» опыта.
Понимание — средство достижения согласия и преемственности.
Экзистенциализм. Переводится как «существование». Экзистенциализм исходит из единичности человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченностью, страхом, сознанием конечности бытия. Различают два направления экзистенциализма — атеистическое и религиозное.
Единственная подлинная действительность для экзистенциалистов — это бытие человеческой личности. Исходя из своего существования, человек может так или иначе определять себя. Он вынужден это, делать, ибо ничто другое не определяет его жизнь. Вся его жизнь зависит от его индивидуальной цели, от его выбора.
Одна из основных категорий экзистенциализма — свобода человека. Но свобода эта вынужденная, это бремя, на которое осужден человек, ибо его окружает чуждый, бессмысленный мир.
Осознание своей свободы и принятие на себя этого «креста» определяют достоинство, ответственность и истинность существования человека.
Он живет рядом с другими людьми, в социуме, он общается с окружающими, либо подчиняясь, либо подчиняя — но он одинок в своих чувствах. Человек может принять позицию другого или ори¬ентироваться на общественные ценности и всеобщие цели. Но в этом случае он теряет свободу, свою экзистенцию, самого себя как личность, снимает с себя ответственность — основной атрибут свободы-экзистенции.
Проблемы гносеологии в экзистенциализме сопряжены с его онтологией. Человек рождается в социуме и ограничен его законами и повседневностью существования. Но он чувствует неполноту самовыражения, реализации своих возможностей и стремится восполнить недостающее.
Это и является стимулом к познанию. Но познание у экзистенциалистов возможно только через чувство и только через самопознание. В такой ситуации нет и не может быть объективной истины, истин столько, сколько людей.
Это заставляет отвергнуть современное научное рациональное познание и заменить его экзистенциальным.
Рекомендуем прочитать:
- Конспект по философии
Источник: http://rgrtu-640.ru/philosophy/filosofiya17.html
{ Западноевропейская философия XIX-XX века. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли. Культура XIX и XX веков и её отражение. — презентация
1 { Западноевропейская философия XIX-XX века
2 Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли. Основные направления современной западной философии: позитивизм, Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенциализм, религиозная философия. экзистенциализм, религиозная философия. План
3 «Всякая философия — духовная квинтэссенция своей эпохи» — К. Маркс. Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей. Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций.
В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
4 Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века.
Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
5 С середины 19 века в обществе происходят социально- политические изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу «империализм».
Особенно остро эти изменения происходят в первой половине XX века Наука XX век ознаменовался огромным ростом влияния науки и её роли во всех сферах человеческой жизни. Специальная и общая теория относительности А.
Эйнштейна перевернула ньютоновские представления о пространстве, времени и движении. В биологии выяснен механизм наследственности Создана квантовая механика и ядерная физика
6 Усиливается связь науки и техники: -создаются летательные аппараты, автомобили, создается кино.
-радиосвязь и телевидение связало весь земной шар -в начале 40-х создано ядерное оружие -развивается ракетостроение, начинается освоение космоса Огромные шаги сделаны в области медицины (пенициллин и антибиотики победили многие болезни). Возросли уровень и жизнь человека.
Этими научно- техническими изменениями характеризуется научно- технический прогресс нашего столетия, подготовивший условия для научно- технической революции, начавшейся в последние десятилетия 20 века.
7 Марксистская философия. Рубежом между немецкой классической философией, как бы подводившей итог 2,5 тысячелетнего развития философской мысли, явился марксизм. Философии 19 века с философией 20 века носила двойственный характер: -с одной стороны — стремление придать новую жизнь классике -с другой — создание новых течений, критикующих классическую философию
8 Создателями диалектического и исторического материализма были: -Карл Маркс ( ) -Фридрих Энгельс ( ) Учение Марксизма означало конец прежней натурфилософии и определило новую, более высокую форму материализма. Теоретическими источниками марксизма явились: -Немецкая классическая философия -Английская политическая экономия Французский утопический социализм
9 Центральной идеей стала идея материалистического понимания истории. В целом развитие общества – есть естественно исторический процесс, где общественное бытие определяет общественное сознание.
Вся история человечества разделена ими на две крупные эпохи: 1-ая — «предыстория» или не подлинная история человечества (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная формации), где человек был несвободен.
2-ая — «подлинная» история человечества (где человек будет истинно свободен) и она будет твориться людьми сознательно.
10 Материалистическое учение о практике Все домарксовые философы — и материалисты, и идеалисты — считали главным, первичным в человеческой деятельности духовное начало. Практическая же жизнь людей, их трудовая деятельность как что- то грязное, торгашеское, враждебное разуму и высшим философским ценностям.
11 Точка зрения Маркса состояла в том, что именно трудовая деятельность, практика является основой жизни человека. Практика исходно, первична по отношению ко всему духовному миру. Сознание идет следом за практикой.
Люди осмысливают, осознают, отражают только то, что так или иначе уже вошло в разряд практических проблем, т.е.мировоззрение не творит и не создает, а только выражает жизнь, развивающуюся по собственным законам. С другой стороны, только на практике может проверять мыслитель верность своих рассуждений.
Впервые эти мысли о роли практики Маркс изложил в «Тезисах о Фейербахе».
12 Первые шаги в сторону от рационализма к иррационализму были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше.. «Философия жизни» -всё, что существует, Артур Шопенгауэр ( ) понимает как волю, волю к жизни.
Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая сила в природе — как воля. Всякая телесность есть «объективность воли». Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна, а иррациональна. Разум вторичен по отношению к воле.
Мир есть воля, и воля борется сама с собой.
13 Так абсолютный рационализм был сменен крайним волюнтаризмом. -для Фридриха Ницше ( ) в основе всего находится не воля к жизни (как у Шопенгауэра), а воля к власти.
«воля к власти» пронизывает всё: вселенную, природу, общество, человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина, а множественна (т.к. много борющихся «центров» сил).
воля контролирует мир -продолжили развитие «философии жизни» Анри Бергсон ( ) Вильгельм Дильтей ( ) Георг Зиммель ( )
14
15 Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенциализм, религиозная философия. Позитивизм — философское направление, основанное на принципе, что подлинное «положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук. Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт ( ).
Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые Дж. Миль( ) и Г. Спенсер ( ). Лозунг позитивизма «Наука сама себе философия» Причины возникновения позитивизма: Бурный прогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий.
Доминирование в области методологии спекулятивных философских воззрений, не соответствовавших конкретным целям естествоиспытателей.
16 Основные направления современной западной философии: позитивизм, Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенциализм, религиозная философия. Эмпириокритицизм (махизм).
В конце 19 — начале 20 века австрийский физик и философ Эрнст Мах и швейцарский философ Рихард Авенариус, разработали субъективно — идеалистический вариант позитивизма — эмпириокритицизм (дословно критика опыта). Неопозитивизм Неопозитивизм существовал и существует как интернациональное философское течение.
Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так называемом Венском кружке, функционирующем в е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика ( ).
17 Неопозитивизм представляют: -последователи М. Шлика — Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах; -представители Львовско- Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К. Айдукевич; -английский логик, математик, философ Бертран Рассел; -основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л.Витгенштейн; -логик и методолог науки К. Поппер;
18 Философская антропология — это философское течение, возникшее в 20-х гг. 20 века в Западной Европе и поставившее перед собой задачу создания основополагающей науки о человеке. Религиозная философия занимает важное место в западной философии 20 века. Главной причиной этого всегда было и остается сегодня существование соответствующих религиозных организаций и объединений.
19 К числу наиболее известных религиозных философов относятся: -Николай Александрович Бердяев, Павел Александрович Флоренский -Карл Барт, Пауль Тиллих, Рейнгольд Нибур — протестантские философы; -Мартин Бубер — философ иудаизма; -Джемал ад-Дин ал Афгани, Скхаммад Инбал — исламские философы.
20 Введение в философию. В 2-х т., М., «Политиздат», 1989, т. 1. Гл. IV. А.Ф. Зотов, Б.К. Мельвиль. Западная философия XX века. М., «Проспект», В.А. Канке. Философия. М., «Логос», Гл Основы философии. Под ред. Е.В. Попова, М., «Владос», Философия. Курс лекций. Под ред.
Калашникова В.Л., М., «Владос», 1997 История философии. Под ред. Мапельмана В.М., Пенькова Е.М. М., «Приор»,1997, гл В.Г. Горбачев. Основы философии. Курс лекций. М., «Владос», 1998 Философия. Учебное пособие. Под ред. Кохановского В.П., Р/Дон., «Феникс»,1998.
Литература: Литература:
Источник: http://www.myshared.ru/slide/1315347/