К. Маркс и его философия — основные идеи и принципы, место человека в обществе

Карл Маркс всегда был сложным человеком. Он задавал вопросы, бросал вызов своим учителям, и в конечном итоге оказался политическим журналистом. Отец Маркса поощрял его изучать закон в детстве, и это, в сочетании с его взрослым опытом, создало то, что мы сегодня называем марксизмом.К. Маркс и его философия - Студенческий портал

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Деятельность Карла Маркса

В начале тысяча восемьсот сорок шестого года Маркс основал коммунистический корреспондентский комитет, пытаясь связать социалистов со всей Европы. Вдохновленные его идеями, социалисты в Англии провели конференцию и создали Коммунистическую лигу, а через год на заседании Центрального комитета в Лондоне организация попросила Маркса и Энгельса написать «Манифест Коммунистической партии».

«Манифест Коммунистической партии» был опубликован в сорок восьмом году, а вскоре после этого, в сорок девятом году, Карл был выслан из Бельгии.

Он отправился во Францию в ожидании социалистической революции, но был также депортирован оттуда. Пруссия отказалась от его ренатурализации, поэтому немецкий мыслитель переехал в Лондон.

Хотя Великобритания отказала ему в гражданстве, он оставался в Лондоне до самой смерти.

В Лондоне Маркс помог основать Немецкое общество работников образования, а также новую штаб-квартиру Коммунистической партии. Он продолжал работать журналистом, в том числе корреспондентом New York Daily Tribune с пятьдесят второго по шестьдесят второй год, но он никогда не зарабатывал прожиточный минимум и жил в основном за счет Энгельса.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  История возникновения маркетинга: ключевые концепции и развитие направления

Оценим за полчаса!

Карл стал уделять все больше внимания капитализму и экономической теории, и в шестьдесят седьмом году он опубликовал первый том «Капитала». Остальная часть его жизни была потрачена на написание и пересмотр рукописей для дополнительных томов, которые он не закончил. Оставшиеся два тома были собраны и опубликованы Энгельсом посмертно.

Основные идеи и принципы философии Карла Маркса

Идеология является центральной концепцией Маркса. Немецкий философ выделяет два уровня реальности для сознания индивидуума: инфраструктуру, которая означает реальный мир, материю, средства производства, и суперструктуру, обозначающую мир идей и иллюзий, в котором доминируют убеждения правящего класса и капиталистов.

По мнению Карла, буржуазное общество и идеология как таковые основаны на идеях буржуазного класса. Мир через сознание, живущего в таком обществе, — это мир фантазий, далекий от реальной жизни, полный идей, которые поддерживают буржуазный мир и угнетают рабочий класс.

Место человека в обществе

Карл Маркс считает человека, его природу, свободу и развитие неразрывно связанными с обществом. Отправной точкой его анализа является не индивид, а общество. Согласно марксизму, основополагающими и мотивирующими причинами действий народных масс и классов внутри них являются их экономические интересы.

Эти два момента – экономические интересы и принадлежность к классу, социальной группе – в конечном итоге определяют характеристики и поведение масс и формируют различные социальные типы индивида. Основываясь на сложившихся отношениях, возникают различные идеологические мотивы поведения людей.

К. Маркс и его философия - Студенческий портал

Плюсы и минусы философии Карла Маркса

В пользу марксизма можно выдвинуть следующие факты:

  • Он направлен на создание системы истинного равенства.
  • Он защищает права профсоюзов.
  • Он исключает финансовые задолженности.

Среди минусов марксизма можно выделить следующие положения:

  • Он отменяет конфессии (что является негативным положением для религиозных людей).
  • Он устраняет понятие частной собственности.
  • Он лишает возможностей перспективных предпринимателей.

К. Маркс и его философия - Студенческий портал

Как общественность отнеслась к философии Карла Маркса?

Демократические социалисты и социал-демократы критикуют и отвергают идею Карла о том, что социализм может быть достигнут только посредством классового конфликта и пролетарской революции.

Многие анархисты отвергают необходимость переходного государственного этапа.

Некоторые мыслители отвергли основы марксистской теории, такие как исторический материализм и трудовая теория стоимости, и стали критиковать капитализм и защищать социализм, используя другие аргументы.

К. Маркс и его философия - Студенческий портал

Некоторые современные сторонники марксизма утверждают, что многие аспекты марксистской мысли жизнеспособны, но все же являются неполными или несколько устаревшими в отношении определенных устоев экономической, политической или социальной теории. Поэтому они объединяют некоторые марксистские концепции с идеями других теоретиков, таких как Макс Вебер, и одним из примеров является Франкфуртская школа.

Марксистская философия довольно обнадеживающая из-за акцента на социальном и экономическом равенстве, но также можно заметить, что этой системой можно легко злоупотреблять. Карл Маркс видел эти проблемы и пытался их исправить, развивая собственные идеи до конца жизни.

Источник: https://SilaMira.ru/filosofiya-karla-marksa/

Философия марксизма: основные достижения кратко и понятно

Карл Маркс — основоположник марксизма: революционной идеи устройства общества. Философия марксизма базируется на принципах коллективного труда и отказа от иерархической системы общества. Мировая история марксизма неразрывно связана с ленинизмом — социально-политическим учением, направленным на борьбу с капитализмом.

Ключевые моменты биографии

К. Маркс и его философия - Студенческий портал

Карл Маркс родился в 1818 г, в семье потомственного раввина. Незадолго до рождения Карла его родители приняли лютеранство. Карл учился в гимназии, после поступил в университет. Он углубленно изучал историю, философию, языки. Во время учебы Карл присоединился к клубу гегельянцев — приверженцев философии Гегеля. Он собирался стать преподавателем философии, но изменения в политическом курсе Германии заставили его изменить планы.

Окончив университет, Маркс стал работать журналистом. В своих статьях он жестко критиковал власть и призывал к восстанию. Опасаясь ареста, он вынужден был вместе с семьей переехать в Париж.

Там он встретил много единомышленников среди радикально настроенных пролетариев, съезжавшихся во Францию со всего мира. После парижской революции Маркс уехал в Берлин, и начал выпускать собственную газету.

Чтобы подавить зарождающее восстание, философа снова выслали из Германии. Он переехал в Лондон и занялся разработкой новой экономической теории.

Карл активно участвовал в общественной деятельности, и вскоре стал известен далеко за пределами Франции. С ним стремились сотрудничать представители всех «левых» движений. В 1867 г. философ опубликовал свой главный рукописный труд — «Капитал».

В нем он изложил основные идеи относительно необходимости революции для становления социализма. К величайшему разочарованию мыслителя, его революционные идеи остались только теорией.

Его сторонники из разных политических движений не смогли прийти к компромиссу, постепенно большинство из них депортировали. Карл Маркс умер в своем доме в Лондоне в 1883 г.

Принципы марксизма

Главная идея марксистской философии — материалистическое понимание истории. Индивид определяет себя через материальные предметы окружающего мира и его главная цель — производство.

Фундаментальный принцип, по которому должны строиться отношения в обществе, — производство материальных благ. Люди воздействуют на окружающую среду, преобразовывая ее под свои нужды. Их задача — получение средств для существования в обществе: еды, полезных ископаемых, строительного материала.

Основные принципы идеологии марксизма:

  • человеческое общество сформировалось благодаря производству, виды которого отличались в зависимости от исторического периода;
  • социальная, политическая и духовная жизнь общества определяется материальным производством;
  • образ мышления людей определяется их материальными условиями.

К. Маркс и его философия - Студенческий портал

Согласно представлениям философа, расслоение общества происходит из-за отчуждения труда: правящий класс богатеет за счет отъема результатов производства у рабочего класса. Поэтому для создания социализма необходимо вернуть рабочим средства, которые они бы получили за свой труд, а для этого — искоренить буржуазию.

Место человека в обществе

Индивид и его деятельность заняли ключевое место в философии марксизма. Сущность складывается из результатов социальной деятельности. Возможности человека внутри коллектива не ограничены: он может наследовать и воспроизводить любую деятельность. Как часть коллектива, он обязан следовать общественным интересам.

Индивид, рассматриваемый отдельно от коллектива, не является полноценной личностью. Его сущность — результат работы коллектива. Нельзя описать личность, просто перечислив ее характеристики. Важно представить ее, как часть социума. Ценность личности определяется качеством его труда.

Концепция личности Маркса подвергалась постоянной критике. Сторонники индивидуализма считали ее несостоятельной, нивелирующей значение индивида. Философа обвиняли в стирании человеческой личности, стремлении подавить естественные индивидуальные потребности.

Практика в марксизме

По Карлу Марксу, философия должна быть направлена на улучшение условий жизни. Марксизм предлагает совершенствовать их с помощью практики. Производственная практика — это изменение субъектом (человеком) объекта (природы). В процессе изменения субъект руководствуется своими потребностями, используя навыки и знания, полученные в результате развития технического прогресса.

Проблема отчуждения

Понятие «отчуждение» Маркс взял из философии Гегеля. В своей работе «Философия истории» он писал, что сущность индивида отчуждена (отдалена) от его существования. Для марксиста главная проблема отчуждения — разрыв связи между человеком и результатом его деятельности, как главного маркера личности.

К. Маркс и его философия - Студенческий портал

Типы отчуждения:

  1. Отчуждение от процесса труда. Принуждение к трудовой деятельности вызывает у людей отвращение к самому процессу труда. Они отказываются от возможности реализации себя через приятные виды работы в пользу высокооплачиваемых, но в процессе труда испытывают неудовлетворение.
  2. Отчуждение от результата труда. Рабочий не может распоряжаться результатом деятельности. Он не обладает произведенным им товаром, не ценит его и не воспринимает как неотделимую часть личности.
  3. Отчуждение от сущности. Отчуждение мешает самореализации человека. Он лишается возможности на свободный творческий труд, к которому стремится его сущность.
  4. Отчуждение от мира. В процессе деятельности человек стремится взаимодействовать с природой и другими людьми. В процессе отчуждения труда он неизбежно отдаляется от других людей, видя в них либо конкурентов, либо инструменты производства.

Решить проблему отчуждения можно, избавившись от эксплуатации и разделения общества на классы.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/marksistskaya.html

Маркс о конфликте

К. Маркс и его философия - Студенческий порталК. Маркса по праву следует выделить как одного из первых исследователей, обративших внимание, что в основе общественной жизни лежит конфликт. Более того, в работах Маркса конфликтные отношения рассматривались как движущая сила истории. Тем самым Маркс положил начало новой парадигме в социологии и философии — парадигме конфликта, рассматривающей общественное взаимодействие как проявление конфликта между различными социальными силами. Таким образом, Маркс является основателем одного из ведущих направлений социологии конфликта и философия конфликта, которые признают главенствующую роль социальных противоречий и конфликтов в жизнедеятельности общества.

Основоположники марксистской парадигмы социальных и политических исследований — К. Маркс и Ф. Энгельс в своих наиболее известных трудах, таких как «Немецкая идеология» , «Манифест Коммунистической партии» , «Капитал» и других работах, заимствовали и переосмыслили многие идеи французских историков первой половины XIX в.

Читайте также:  Возникновение экологических правоотношений - нормы права и юридические факты

, а также воззрения популярного дарвинизма (вульгарного социального дарвинизма), перенесшего идеи Дарвина о борьбе видов в природе на общественную жизнь.

Ведь сам Дарвин применил к миру животных те общественные отношения, которые практиковались в современной ему Англии эпохи становления капитализма — выживание сильнейшего (капиталистическая конкуренция) и борьба видов (классовая конкуренция). Идея классовой борьбы как фактор исторического развития общества стала популярной в европейской социальной философии благодаря работе Ф.

Гизо «История цивилизации во Франции» (1840 г.), в которой он представлял историю Франции как перманентную борьбу между завоевателями Галлии ― германцами и их потомками — дворянством, с одной стороны, и порабощенными ими галло-римлянами и их потомками — третьим сословием, — с другой.

Гизо также утверждал, что основе классовых различий лежат имущественные отношения помимо политических. Поэтому французская революция 1789 г. рассматривалась им как решающая битва между дворянством и третьим сословием. Благодаря своей теории борьбы завоевателей и завоеванных Гизо вошел в историографию как один из создателей идеи решающей роли классовой борьбы в истории.

Используя материалистический подход к истории, К. Маркс утверждал, что «в общественном производстве люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производственных отношений»1.

Он рассматривал развитие продуктивных сил как движущий фактор истории и связанную с ней классовую борьбу. В определенном государстве эволюция производственных сил развивается так далеко, как это возможно при существующей экономической и политической организации общества, которые становятся барьером для дальнейшего развития производственных сил.

После периода социальной революции новая экономика и политические взаимоотношения приводят к расширению производственных сил.

В отличие от Маркса, Гегель видел историю человечества как история идей: «Всем великим, открытым взору революциям всегда предшествовала революция тихая и скрытая в Духе времени (Zeitgeist). Эта революция неприметна внешне, и ее современники сами менее всего замечают ее.

Ее трудно постичь, и столь же нелегко описать словами. Но тот, кто не учится узнавать такие революции, никогда не поймет и результатов их». Историзм Гегеля позволяет рассмотреть эволюцию абсолютной идеи.

По словам самого Гегеля, «Сова Минервы вылетает только ночью» («Основы философии права»).

Исторический материализм Маркса формулирует предположение, что экономическая база (инфраструктура) определяет политическую и идеологическую надстройку (суперструктуру) ― политические и культурные формы любого общества.

Политическая динамика, политические процессы и события, по мнению Маркса, есть не что иное, как выражение социальной динамики (борьбы классов), которую порождает экономический базис (инфраструктура). Маркс в экономических преобразованиях пытался найти объяснение преобразованиям социальным и политическим, а политику Маркс считал вторичной, зависимой от экономики.

Поэтому Маркс основными вопросами считал организацию производства и отношения между классами, а политический режим он считал обусловленным экономической структурой и порождением государства.

Государство в марксизме понимается как инструмент принуждения и подавления, используемый господствующим классом для сохранения своего господства. Господствующий класс — это класс владельцев средств производства, класс руководителей государственного аппарата.

Государство характеризуется Марксом как сила отчуждения и подчинения par excellence. Таким образом, государственные интересы (raison d`etat) и общее благо — всего лишь миф, а государство появляется как ярмо, как иллюзорное сообщество и как инструмент классового господства.

Буржуазное государство он рассматривал как орган подавления и господства, использующий закон, полицию и армию для усиления эксплуатации всех тех, кто вынужден продавать свою рабочую силу, чтобы выжить.

Поэтому права и свободы существуют только во благо единственного господствующего класса, а для остальных граждан ― это обман и ловушка, поскольку буржуазная демократия, по Марксу, носит чисто формальный характер.

Общество представляется Марксу как сложное, динамично развивающееся образование, основу которого составляет общественное производство. Маркс также утверждал, что распределение богатства стоит в центре общественной и внутриполитической жизни.

Общество, основанное на эксплуатации и разделении на классы, Маркс рассматривал как систему доминирования, в которой интересы класса или коалиции классов отражают основанные институты и образцы социального действия культуры.

Таким образом, все политические институты и социокультурные убеждения в обществе определены преобладающим экономическим устройством и обладателем средств производства — правящим классом, который эффективно поддерживает неравное распределение ресурсов.

Производственные силы контролируются меньшинством, которое использует свою экономическую власть с целью эксплуатировать массы трудящихся, присваивая экономические излишки для собственной выгоды.

Данная конфликтная ситуация придаёт импульс антагонизму между пролетариатом и буржуазией, проявляющемуся в классовой борьбе за контроль над частной собственностью и над средствами производства2. Поэтому революции следует ожидать тогда, когда материальные производственные силы вступают в конфликт с производственными отношениями.

Маркс в центре своего учения поставил противоречия современного ему общества: капиталистическое общество способно производить все больше товаров, но уделом большинства остается нищета.

Более того, собственность и деньги стали главными источниками богатства в одних руках и источниками лишений для других, производя всеобщую анархию и борьбу. Данное противоречие между ростом богатства меньшинства и нищетой большинства населения ведет к революционному кризису.

Поэтому он утверждал, что капиталистическая система производства иррациональна, подвержена кризисам, разрушительна и ее следует заменить социалистической системой производства3.

В учении Маркса социальная и политическая теория неразрывно связана с практикой пролетарской борьбы и создание «Манифеста коммунистической партии» (1848 г.) яркое этому подтверждение.

В данном программном документе современное ему общество Маркс считал миром стремительных перемен, которые могут привести к невиданным ранее результатам: «Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им, веками освященными представлениями и воззрениями разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть». По мнению Маркса, космополитичные, универсальные, материальные, технологические производственные силы влияют на все нации, особенно после распространения машин и капиталистического способа производства. Более того, универсальная буржуазная товарная экономика стремится смести все границы, все местные, традиционные, национальные способы производства, формы жизни и культуры, для того, чтобы превратить мир в одну мастерскую, единый рынок и мировую культуру, создавая при этом универсальный пролетариат, собственного могильщика.

В пролетариате Маркс увидел класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка и антагонистического характера общества. По его мнению, именно пролетариат превращался в класс, способный захватить политическую власть и преобразовать общественные отношения.

Он также полагал, что упразднение классов в результате пролетарской революции повлечет за собой исчезновение политики и государства, так как последние являются выражением общественных конфликтов.

В первоначальной стадии, при социализме, распределение услуг должно осуществляться, в первую очередь, в соответствии с вложением каждого индивида в общественное производство, а позднее станет возможно основание коммунистической организации общества с принципами «с каждого по способностям и каждому по потребностям».

Основной задачей коммунизма, по Марксу, являлось воплотить гуманистическую ценность человеческого существования, позволить ему осознать его человеческое предназначение во всей полноте человеческой природы, стать конечной целью вместо раба, орудия, одурманенного и угнетённого создания, находящегося под влиянием состояния вины и самоунижения.

Так как институт оплачиваемой работы распространяется на всех членов общества, каждый человек в капиталистической системе производства имеет отдельную, личную область деятельности, которая насаждается ему и которой он не в состоянии избежать.

И если в капиталистическом обществе трудовые отношения навязываются индивидам без учета их интересов и предпочтений, то в коммунистическом обществе, где никто не имеет исключительной области занятости, но может заниматься в любой отрасли, какой пожелает.

Общество же регулирует общее производство и, тем самым, осуществляет возможность каждого выполнять одну работу сегодня и другую завтра. В работе «Немецкая идеология» (1845 г.

) данное общество осмыслено следующим образом: «где никто не ограничен исключительным кругом деятельности, а каждый может совершенствоваться в любой отрасли, общество создает для меня возможности делать сегодня одно, а завтра другое, утром охотиться, после полудня ловить рыбу, вечером заниматься скотоводством, после ужина предаваться критике — как моей душе угодно — не делая меня в силу этого охотником, рыбаком, пастухом или критиком»4. На этом этапе царство необходимости сменяется царством свободы.

Таково будущее человечества, общества без отчуждения, без денег, без частной собственности, где свободное время для всестороннего развития каждой личности будет служить мерилом человечности.

Этим и другим утопическим воззрениям Маркса о бесконфликтном коммунистическом обществе присущи весьма существенные недостатки, воплощение которых в политической практике привело к тоталитаризму, массовым репрессиям и государственному террору, а также отчуждению производителей от средств производства.

Радикализацию западного марксизма можно объяснить двумя обстоятельствами: с одной стороны, впечатлением, которое произвела революция 1917 г.

— они восприняли её как доказательство тезиса, согласно которому не экономика, а именно революционное сознание, вносимое в рабочий класс извне, обеспечивает революционное преобразование общества; с другой — впечатлением, которое произвело на них распространение фашизма, которому не смогли противостоять западные марксистские партии традиционного типа.

Для России, которая стала на путь демократических реформ, развитие феномена общественного мнения приобретает важное значение. В конце 1980-х гг. монополия КПСС на односторонне освещение событий и зависимость СМИ от партийной номенклатуры постепенно прекратились.

В СССР в «эпоху гласности» под влиянием СМИ начали изменяться не только ориентации граждан, но и общественные оценки событий новейшей истории и национальных харизматических лидеров, например, октябрьской революции 1917 года, личности В.И. Ленина. «Развенчание» бывших кумиров нанесло мощный удар по тоталитарному сознанию советского человека.

Однако современные российские СМИ не выполнили всех тех надежд, которые связывались с ними и тех ожиданий, которые на них возлагались в самом начале процесса политических преобразований.

Источник: http://rustudents.com/polithistory/marxconflict/

Карл Маркс и его философия.

Карл Генрих Маркс (1818—1883) родился в небольшом немецком городке Трир на Рейне, в многодетной интеллигентной семье адвоката Генриха Маркса, еврея, выходца из семьи раввина, перешедших в 1816 г. из иудаизма в протестантизм. В 6 лет Карл был крещен и  воспитывался в немецкой культуре.

Отец Маркса заботился о духовном развитии и образовании сына.  В 1830-1835 г. Карл учился в гимназии города Трира. С 1835 г. на отделении права Боннского университета, а с 1836 по 1841 г. изучал право, философию и историю в Берлинском университете.

В 1841 защитил диссертацию «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» и получил степень доктора на философском факультете Йенского университета.

Затем Маркс стал сотрудником, а вскоре и редактором «Новой Рейнской газеты». Он определил программу печатного органа: ликвидация прусских и австрийских государств и создание единой республиканской Германии. В своих статьях призывал к борьбе за социальные преобразования. Вряд ли это могло понравиться монархам и в 1843 году газету закрыли «за радикализм».

В том же году Маркс женился на любимой им с 16 лет юной Дженни фон Вестфален, дочери барона. Обе семьи были против неравного брака, но Дженни тоже любила Карла, и их союз оказался прочным. И сразу переезд в Париж, где Маркс стал издавать журнал «Немецко-французский ежегодник».

В 1844 году — знакомство с Фридрихом Энгельсом, начало их дружбы и активной совместной работы. В те годы он писал знаменитые ныне «Экономическо-философские рукописи 1844 года», не закончил, изданы они была лишь в 1932 году.( Жаль.

что её не читал Ленин)  Написана была и небольшая, но популярная работа «Тезисы о Фейербахе» о сути и специфике философии.

В 1845 году переезд в Брюссель и выход в свет первой совместной с Энгельсом работы «Святое семейство», в которой обосновывалась решающая роль народных масс в истории. Там же ими написана «Немецкая идеология», в которой излагались принципы исторического материализма.

В 1848 году по просьбе деятелей рабочего движения написан «Манифест Коммунистической партии».

С 1849 года Маркс и Энгельс жили в Лондоне, Маркс работал над «Капиталом», а материальную поддержку он, болезненный глава уже многодетной семьи, получал от друга Энгельса, сына текстильного фабриканта.

Взгляды Маркса формировались под влиянием немецкой спекулятивно-идеалистической диалектики Гегеля и либеральных младогегельянцев, отрицавших одиозные мотивы его учения о становлении абсолютного «Духа» и подчеркивавших роль рационального активного личностного фактора в истории. Существенное влияние на Маркса оказал Л.Фейербах, с его диалектической критикой религии, особенно в  книге «Сущность христианства «.  Повлияли также и английская политическая экономия (Адам Смит, Давид Рикардо) и французский утопический социализм (Сен Симон, Фурье, Оуэн).

Марксизм действительно возник в ответ на реальные вызовы истории, его изучают в университетах всех стран. Без знакомства с ним трудно понять и современные социально-философские концепции и разобраться в нашей социальной реальности. Один из основателей теории постиндустриального общества Д. Белл сказал: «Все мы — постмарксисты».

Маркс не предназначал свои теории для России, более того, он был противником русской революции и резким критиком внешней политики Российской Империи, он считал русских жертвами Орды, Маркса называют русофобом, но именно марксизм оказал особое влияние на Россию 20 века.

Маркса следует рассмотреть непредвзято, без стараний оправдать или отбросить. Марксизм в современной России уже давно вернули из заоблачных высот непогрешимости в историю человеческой мысли, поставили в ряд с другими философскими и социально-экономическими теориями, перестали считать «подлинно научным» и «единственно верным».

Тем более что не всё научное верно, и не всё верное научно.

Уже в ранней статье «К еврейскому вопросу» Маркс раскрывает «торгашескую сущность еврейства» и выступает против утверждения младогегельянца Бруно Бауэра о том, что эмансипация евреев, как и всякого другого народа, есть в первую очередь освобождение от религии.

Вопрос о преодолении религии Маркс ставит в прямую связь с преобразованием общественного строя, поскольку религия – основа самоотчуждения человека, нечто принципиально враждебное подлинности человека. Её нельзя запрещать, она сама должна отмереть за ненадобностью в результате роста грамотности и образованности людей и социальных преобразований.

Читайте также:  А. Введенский и его философия - религиозно-философское мировоззрение и библиография

Её преодоление станет возможным только тогда, когда «… отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой».

Во введении к работе «К критике гегелевской философии права» Маркс пишет, что не религия создает человека, а человек создает религию, «религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял». Религия создается обществом, «превратный мир» создаёт превратное мировоззрение.

Маркс рассматривает религию как социальное явление и не сводит её к мифам и заблуждениям, обусловленных невежеством. Он рассматривает её как объективную общественную потребность в иллюзорном восполнении действительности.

Он пишет: «Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.

Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья». Часто искажают эти слова и говорят «опиум для народа». На самом же деле слова «Религия – опиум народа» взята Марксом у немецкого писателя- романтика Новалиса (1772-1801).

Эту фразу часто трактуют как признание наркотической роли религии, но опиум в те времена применялся как обезболивающее средство и продавался в аптеках без рецепта. Поэтому и написал: «опиум народа», а не для народа.

Основные черты философии Маркса

Во-первых, Маркс исходит из принципа деятельности, общественно-исторической практики. В практике человек творит себя и свою историю, практика является основой, источником, целью познания, критерием оценки истинности наших знаний.

Надо выкинуть из головы разную философскую блажь, говорит Маркс, и взяться за изучение позитивной реальности, разорвать завесу философии и увидеть реальность такой, какой она есть. Отсюда (а вовсе не из противопоставления общественного бытия и общественного сознания по схеме «что первично») возникает материалистическое понимание истории.

Не только производственная и экономическая деятельность, но и уровень культуры, участвующих в производстве людей определяют способы, которыми осуществляется материальное производство, определяют отношения между людьми, в которые они вступают в процессе производства. Особо важны отношения собственности.

И как только консервативные производственные отношения перестают соответствовать более динамичным производительным силам, между ними обостряются противоречия и назревает необходимость в смене общественно-экономической формации.

Во-вторых, Маркс и Энгельс объединили диалектику и материализм.  Дело в том, что диалектика как концепция связи и развития была в основном идеалистической, а материализм в гегелевско-марксистской терминологии – «метафизическим». Боюсь утверждать, что Маркс и Энгельс распространили материализм на общество.

Скорее наоборот, исследуя общественно-экономическую жизнь, они создали то направление философского мышления, которое было названо Энгельсом и Плехановым «диалектическим материализмом». Так стали называть и официальную философию господствующей в СССР идеологии «марксизма-ленинизма».

Термин фактически ввёл в советский официоз Сталин.

Маркс не писал систематических трудов по философской проблематике. Его философские мысли разбросаны в разных публикациях и письмах.

«Традиционную философию» как спекулятивную метафизику Маркс и Энгельс не жаловали: «Современный материализм является по существу диалектическим и не нуждается больше в стоящей над прочими науками философии… из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика.

Все остальное входит в положительную науку о природе и истории» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., Т.19. С. 207). Это похоже на формировавшиеся примерно в то же время позиции основателя позитивизма Огюста Конта, на позитивистское уважение к положительному и обоснованному знанию, избегающего надуманных фантазий. Это были идеи, которые носились в воздухе рационалистического XIX века.

Но ни Маркс, ни Энгельс не отрицали важной роли философии. Энгельс утверждает: «Естествоиспытатели воображают, что они освобождаются от философии, когда игнорируют и бранят её. Но так как они без мышления не могут двинуться ни на шаг, для мышления же необходимы логические категории, а эти категории они некритически заимствуют…

то в итоге они все-таки оказываются в подчинении у философии, но, к сожалению, по большей части самой скверной, и те, кто больше всех ругает философию, являются рабами как раз наихудших вульгаризированных остатков наихудших философских учений». (Там же, Т. 20, С. 524—525). Думается, оба высказывания не противоречат друг другу и подчеркивают важность логики и теории познания.

В-третьих, философия марксизма, пожалуй, впервые в истории заявила о себе как о философии социального критицизма. Аутентичному, неискаженному марксизму чужда созерцательность, абстрактное возвышение над жизнью, защита интересов власти.

Маркс отмечает, что философское сознание всегда втянуто в водоворот социальной борьбы, «но если конструирование будущего и провозглашение раз навсегда готовых решений для всех грядущих времен не есть наше дело, то тем определеннее мы знаем, что нам нужно совершить в настоящем, я говорю о беспощадной критике всего существующего, беспощадной в двух смыслах: эта критика не страшится собственных выводов и не отступает перед столкновением с властями предержащими (Там же, Т.1, С.379). Так Маркс приходит к идее единства теоретической критики и критической практики. .

В «Тезисах о Фейербахе» Маркс пишет: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». (Там же. Т.3. С.4).

Конечно, после того, что под флагом марксизма натворили уместнее сказать, что философ должен заниматься все же своим делом, мыслить и объяснять, а не перекраивать мир по умозрительным схемам.

На это Маркс и Энгельс могли бы резонно ответить: а мы и не провозглашали «раз навсегда готовых решений», и никто вас не заставлял лоб разбивать в фанатичном усердии. Да и само учение Маркса отнюдь не вылито «из одного куска стали», как утверждал Ленин.

Источник: https://maxpark.com/community/88/content/4986327

Философия Карла Маркса кратко

Карл Маркс совместно с Фридрихом Энгельсом создали систему марксисткой философии в середине 19-го века. Философия Карла Маркса базировалась на политэкономических исследованиях, социальных и культурных проблемах, которые вылились в такое философское течение, как научный коммунизм, а также на этической проблематике.

Философия Карла Маркса носит материалистический характер. Не обошлось без дополнений, поэтому философию, которую основал Карл Маркс в течении материализма, принято считать материалистическо-диалектического.

Кроме того, Карл Маркс ввел ряд нововведений: исторический материализм – никто до него не изучал прогрессию материалистической культуры (проявляется она в смене формаций) – но рассматривается он только, как часть диалектического материализма, а не отдельно функционирующие философские взгляды.

Суть философии Маркса заключалась социальной стратификации общества. Согласно его учению, люди, вступающие в общение, образуют определенные классы, или группы, по интересам – производственные отношения.

производственные отношения могут выявляться как между служащими из одного ранга, так и в критерии подчиненный-начальник. В этом плане характеристикой подчиненного или рабочего выступает его труд.

Карл Маркс ввел понятие отчуждение труда, что означает – результат работы человека не достается ему, он разъединён с продуктом своего труда, а значит отчужден от труда.

Существующие производственные отношения порождают экономику общества. Экономика является базисом для общественной структуры, то есть для институтов общества, порождаемых ими общественных отношений. Именно эти институты и общественные отношения называются понятием «надстройки» в философии Карла Маркса. Базис и надстройка поддаются взаимному влиянию друг друга.

Общественно-эконмические формации, о которых мы уже упоминали, задевая тему исторического материализма, формируются в зависимости от типа производственных отношениях и производственных сил. Например, первобытный уровень характеризовался незначительным развитием орудий труда, а социальная структура была на этапе своего зарождения.

Чем больше производственные ресурсы подвергаются развитию, чем совершеннее они стают, тем больше видоизменяются и производственные отношения, а значит базис, который является основой надстройки, начинает видоизменять последнюю. То есть, чем развитие труд, тем более развито общество со всеми его классовыми отличиями, социальными взаимоотношениями, общественными институтами.

Из философии Карла Маркса логичным выводом является то, что чем более развит уровень экономики, тем более развито материальное общество.

Именно производственные отношения регулируют курс развития общества, ведь являются связующим элементом экономики.

Кроме того, что они определяют курс развития общества, они еще и являются его движущей силой, то есть постоянно подталкивают ход истории вперед, заставляют видоизменяться общество.

С помощью труда преобразовывается и сам человек. Он развивается, поэтому практика настолько ценна и полезна в качестве движущей силы. Отчуждение труда, которое происходит сплошь и рядом, необходимо преодолеть, по мнению Карла Маркса, тогда человек не будет чувствовать себя потерянным, неполноценным.

Труд принадлежит человеку, который его создал, а не тем конгломератам, которые забирают и поглощают результат труда простого рабочего.

Развитие человека в рамках философских воззрений Карла Маркса является диалектическим: на единстве противоположностей, перехода от количества в качество (труд) строится и развивается понятие человека и, как следствие, производственных отношений, а значит и всего базиса, который влияет на надстройку.

Источник: https://www.konspekty.net/stati/filosofiya-karla-marksa-kratko.html

Социальная философия К. Маркса

Философия Маркса (марксизма) во многом была продолжением немецкой классической философии, но, кроме того, — и формирующегося в 40-е годы XIX в. общественного движения. Маркс задался целью разработать философское обоснование коммунизма. При этом он в значительной мере опирался на идеи антропологического материализма Л.Фейербаха.

Прежде всего — это идея человека как родового существа, с которой Людвиг Фейербах связывал будущее человечества. Это представление во многом совпадало с марксовым: Фейербах видел будущее как всеобщее братство людей, которое называл “коммунизмом”.

Фейербаховский коммунизм был основан на осознании всеми людьми их родовой общности. “Философия будущего” (у Л. Фейербаха, как уже говорилось, было произведение с таким названием: “Основные положения философии будущего”) казалась многим в те тоды весьма перспективной и даже революционной.

Гуманизм Фейербаха был построен на принципе освобождения человека от различных форм отчуждения (прежде всего — религиозного) и развитий его природной (родовой) сущности. У Фейербаха человек предстает как активное природное существо, стремящееся к счастью, душа, сердце и разум которого действуют в полной гармонии.

Такой человек, по Фейербаху, и есть цель развития природы и человеческого общества.

К. Маркс был теоретиком социальной философии, которую он построил на принципе соединения фейербаховского гуманизма с критическим социальным анализом. Достаточной иллюстрацией этому является его работа “Экономическо-философские рукописи 1844 г.” Основная цель работы — идея отчуждения человека в обществе частной собственности и преодоления отчуждения в коммунистическом будущем.

В чем состояла эта концепция отчуждения? Прежде всего, К.

Маркс показал сущность отчужденного труда, когда труд подневольный не приносит ни физического, ни нравственного удовлетворения, поскольку это труд не на себя, а на хозяина.

Результаты такого труда принадлежат не работнику, они для него (как и сам труд) как бы чуждые, посторонние. Труд для рабочего — только средство жизни, но не сама жизнь. Это первое.

Второе: у рабочего нет выбора — работать или не работать. Он должен работать, чтобы жить. Но это — не удовлетворение потребности в труде, а лишь средство для удовлетворения других потребностей.

Поэтому человек ищет пути своей жизненной реализации не в труде, а вне его. Чаще всего это примитивно — животные потребности — еда, питье, украшение жилища или самого себя.

Труд же из функции возвышения человека переходит в функцию его унижения.

В-третьих, отчужденный труд превращает человека в механизм. Человек, занятый таким трудом, не может быть свободным и ответственным человеком, это раб производства, “винтик” его. Как могут такие люди относиться друг к другу? Отношения между ними — это не отношения между свободными людьми, а отношения чужих, враждебных друг другу механизмов.

В этой марксовой схеме отчуждение труда занимает основное место. Оно порождает все другие формы отчуждения в обществе: политическое, правовое, экономическое, нравственное.

Отчуждение труда у Маркса напрямую связано с существованием частной собственности. В частной собственности Маркс усмотрел ключ к пониманию всей социальной жизни, изменения в которой связывал с ее отменой.

Концепция Маркса проста и рецепты кажутся самоочевидными. Идея построена на гуманистическом пафосе и коммунистическом энтузиазме. Рассмотрим ее с позиции современного опыта.

Уничтожение частной собственности (в нашей стране) привело ли к ликвидации отчуждения человека? Очевидно, что это породило как раз обратное: устранило заинтересованность в труде, превратило работника в условиях государственного плана и коллективной безответственности в безучастного наёмного исполнителя, получателя фиксированной зарплаты за отработанное время, без учета количества к качества труда. Произошло уравнивание работников. Все это привело на практике к дезорганизации производства, труда и самого работника. Основная причина такого исхода — отсутствие экономических стимулов, однообразие и производства и самого труда. Однообразие экономического развития сопровождалось однообразием в политике, праве, науке, культуре, что и привело к застою во всех структурах общественного состояния.

Значит ли этo, что проблемы отчуждения как важнейшей философской проблемы не существует? Конечно, нет. И разработки К. Маркса в этой области играют в современной философии немаловажную роль. Они легли в основу современной “критической теории” философов франкфуртской школы (Маркузе, Адорно, Хоркхаймера н др.), которые назвали свою концепцию неомарксизмом.

Итак, мы рассмотрели учения крупнейших немецких мыслителей XIX в. — Ф. В.Г.Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса. Их учения существенным образом связаны, взаимно обусловили друг друга и в значительной степени повлияли на последующее развитие мысли.

Метафизика Гегеля, с одной стороны, обусловила антропологический материализм Фейербаха, а с другой — идею Маркса о мировой реконструкции общества. В свою очередь философия (и практика) марксизма привела к рождению персоналистских и экзистенциалистских концепций как в Европе, так и в России. Русская философия XIX в.

Источник: https://students-library.com/library/read/18136-socialnaa-filosofia-k-marksa

Ссылка на основную публикацию