Классификация методов воспитания в педагогике — студенческий портал

Классификация методов воспитания в педагогике - Студенческий портал Классификация методов воспитания в педагогике - Студенческий портал

М.: 2000. — 336 с.

В пособии раскрываются основные педагогические теории обучения и воспитания как целостного процесса формирования личности учащихся, сущность деятельностного, личностного, системного подходов в педагогической науке и практике.

Характеризуются средства воспитания, в качестве которых рассматриваются различные виды деятельности воспитанников — игра, общение, труд. Широко представлены идеи и достижения отечественных педагогов и психологов: К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П. П. Блонского и других.

Для студентов высших педагогических учебных заведений.

  • Формат: doc          
  • Размер:  12,4  Мб
  • Смотреть, скачать:   yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 2 Глава I. ПЕДАГОГИКА — НАУКА О ВОСПИТАНИИ 3 1. Я. А. Коменский — основоположник педагогики 4 2. Вклад западных педагогов в науку о воспитании 5 3. Вклад отечественных педагогов в науку о воспитании 6 4. Основные понятия педагогики 9 5. Философия – методологическая основа педагогики 11 6.

Учение о высшей нервной деятельности — естественно-научная основа педагогики 11 7. Связь педагогики с другими науками 12 8. Отрасли педагогической науки 14 10. Закономерности педагогического процесса 15 11. Педагогическое исследование и его методы 15 12.

Особенности использования различных методов в педагогическом исследовании 19

Глава II. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ 20 1. Изменения ребенка в процессе развития 20

2. Биологические и социальные факторы в развитии человека 21 3. Собственная преобразующая деятельность человека -важный фактор формирования личности 22 4. Взаимосвязь воспитания и развития человека в различные возрастные периоды 25 5. Индивидуальное и общее в развитии ребенка 28

Глава III. ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 29 1. Система целей воспитания 32

2. Всестороннее и гармоничное развитие личности — общая цель воспитания 34 3. Содержание понятия «всестороннее развитие личности» 35 4. Формирование у воспитанника научного мировоззрения 37 5. Цель воспитания в современных педагогических учениях Запада 38 6. Общая и индивидуальная цели воспитания 39 7. Цель воспитания и содержание образования и воспитания 40

Глава IV. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 43 1. Педагогический процесс — процесс продвижения к цели воспитания 44

2. Основные функции педагогического процесса 46 3. Структура педагогического процесса 47 4. Педагогический процесс — сложная социальная система 52 5. Педагогический процесс — динамичная развивающаяся система 54

Глава V. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ 58 1. Положение о социальной природе воспитательного процесса — теоретико-методологическая основа воспитания 58

2. Учение об условно-рефлекторной деятельности -естественно-научная основа процесса воспитания 58 3. Воспитание — процесс двусторонний 61 4. Отличие воспитания от других процессов, организуемых и осуществляемых человеком 64 5. Перевоспитание и самовоспитание 65 6. Противоречия как движущие силы воспитания 67 7. Оценка результатов процесса воспитания 68

Глава VI. СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 70 Глава VII. ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ 761. Социальная основа общения 77

2. Особенности педагогического общения 79 3. Педагогическое общение в разные возрастные периоды воспитанников 81 4. Реализация основных функций педагогического общения 85 5. Этапы (стадии) структуры процесса педагогического общения 88 6. Условия эффективности педагогического общения 90

Глава VIII. УЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ 92 1. Базовые компоненты учения 92

2. Учение как процесс целенаправленного освоения учеником природного и социального мира 94 3. Этапы учения 95 4. Виды учения 97 5. Обучение как процесс организованного и контролируемого учителем учения 100 6. Проблемное и программированное обучение 105 7. Условия эффективности учения как воспитательного средства 108

Глава IX. РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ 110 1. Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка 110

2. Дидактические игры 114 3. Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками 118 4. Условия эффективности игры как воспитательного средства 119

Глава X. ТРУД КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ 121 1. Труд — высший тип человеческой деятельности, имеющий общественный характер 122

2. Роль физического труда в воспитании 124 3. Интеллектуальный труд 128 4. Труд душевный 131 5. Сочетание различных видов труда как условие успеха в формировании личности 135

Глава XI. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 136 1. Методы воспитания как способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников. Классификация методов педагогической деятельности. 136

2. Проблемные методы как оказывающие наибольшее формирующее влияние на личность воспитанника 141 3. Условия педагогизации методов деятельности учителя (воспитателя) 145 4. Методы, используемые во внеклассной воспитательной работе — общие методы воспитания 151 Методы организации деятельности 153 Методы формирования сознания 155 Методы стимулирования 157

Глава XII. ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 159 1. Классификация форм организации педагогического процесса 160

2. Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе 162 3. Другие формы организации учебно-воспитательной работы 164 4. Формы внеклассной воспитательной работы 165 5. Принципы конструирования форм организации педагогического процесса 168 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 178 Содержание 181

О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»

  1.   Классификация методов воспитания в педагогике - Студенческий портал
  2. Астрономия
  3. Биология
  4. География
  5. Естествознание

.

Иностр. языки.

  • Информатика
  • Искусствоведение
  • История
  • Культурология
  • Литература
  • Математика
  • Менеджмент
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Педагогика
  • Политология
  • Психология
  • Религиоведение
  • Русский язык
  • Физика
  • Философия 
  • Химия
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция
  • Школа — и др.
  • Студентам — и др.
  • Экзамены школа
  • Абитуриентам
  • Библиотеки 
  • Справочники
  • Рефераты
  • Прочее
 Copyright  © 2006-2007   Alexander Vasiliev , St. Petersburg,   Russia,   info@alleng.ru

Источник: https://alleng1.org/d/ped/ped057.htm

Читать

Теоретическая педагогика

Читайте также:  Гиповолемический шок - какие признаки говорят о развитии болезни и правила лечения

ПРЕДИСЛОВИЕ

Профессиональная подготовка будущего учителя основывается на изучении целого ряда психолого-педагогических дисциплин.

Учебный курс «Теоретическая педагогика» занимает среди них одно из основных мест.

В процессе его освоения у студентов формируются базовые педагогические, общеметодические (дидактические) знания и знания, связанные с теорией и практикой осуществления воспитательного процесса.

  • Данное учебное пособие предназначено в первую очередь для студентов Педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, обучающихся по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования, 03130 Cоциальная педагогика, по направлению 540600 Педагогика, а также для студентов и исследователей других духовных и светских высших учебных заведений, священнослужителей и родителей, интересующихся проблемами педагогики в контексте Православной культурной традиции.
  • Содержание предлагаемого учебного пособия соответствует авторской учебной программе данного курса, составленной на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования, 03130 Cоциальная педагогика и по направлению 540600 Педагогика; расширено и дополнено рассмотрением некоторых вопросов с точки зрения православной педагогической мысли.
  • Цель данного издания — подготовить студентов к профессиональной педагогической деятельности через изучение теоретических основ общей педагогики в свете православного педагогического мышления.

Предлагаемое учебное пособие является одной из попыток систематизированного изложения общей педагогики в контексте Православной культурной традиции.

В нем нашли свое содержательное отражение такие задачи соответствующего курса, как: раскрытие духовного смысла профессии учителя; введение в круг основных понятий педагогики с позиций православного мышления; формирование православного понимания сущности педагогического процесса; ознакомление со структурой и состоянием современной секуляризованной педагогической науки.

Учебное пособие «Теоретическая педагогика» включает 4 основных раздела.

Первый раздел «Введение в педагогическую деятельность» посвящен общей характеристике педагогической профессии.

В содержании данного раздела анализируется сущность педагогической деятельности в свете православного мышления, раскрывается значение нравственных качеств и профессионализма педагога в учебно-воспитательном процессе, рассматривается вопрос о духовном смысле и ответственности педагогического служения.

Раздел выявляет предмет и функции педагогики как науки, обосновывает ее связь с другими науками, рассматривает современную систему педагогических наук. Здесь даны определения основным педагогическим категориям с позиций их православного понимания.

Необходимо отметить, что из данного раздела сознательно исключены традиционные для курса общих основ педагогики вопросы, связанные с методологией, методами педагогических исследований и развитием личности.

Указанные вопросы в настоящее время более подробно и основательно изложены в содержании таких учебных дисциплин как «Методология и методика психолого-педагогических исследований», «Возрастная психология», «Возрастная педагогика», «Педагогическая антропология», поэтому автор не видит оснований для краткого и менее профессионального их рассмотрения в одном из разделов своего учебного пособия.

Второй раздел «Теория и методика воспитания» раскрывает концептуальный взгляд автора на проблемы воспитания: рассматривается соотношение понятий свободы, воспитания и развития; определяются цель, задачи, сущность и структура воспитательного процесса; излагаются принципы его организации; анализируются методы, приемы и средства воспитания; выявляется содержание воспитательного процесса по различным направлениям. В данном разделе описываются методические основы организации воспитательного процесса, принципы его планирования, раскрывается роль семьи, классного руководителя в решении воспитательных задач.

Третий раздел «Теория обучения» рассматривает вопросы, связанные с выявлением структуры и содержания процесса обучения. Здесь излагаются известные принципы и правила обучения, его виды, формы, методы и средства. Раскрывается концептуальный взгляд православной педагогической мысли на сущность процессов обучения, учения, преподавания и образования.

  1. Четвертый раздел «Управление образовательными системами» посвящен выявлению сущности, основных принципов, функций и технологии управления педагогическими системами.
  2. В первую часть пособия вошли разделы «Введение в педагогическую деятельность» и «Теория и методика воспитания».
  3. Автор пособия будет признателен за любые замечания по содержанию и изложению материала и выражает глубокую благодарность руководству Православного Свято-Тихоновского Богословского Института за создание условий для подготовки этой книги.

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек, живущий в обществе, является своего рода воспитателем. Он воспитывает других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями. Через некоторое время его воспитательное влияние на других возвращается к нему снова через человеческие взаимоотношения и поступки.

Таким образом, каждый из нас выполняет в своей жизни одну из сложнейших общественных функций — функцию воспитания. Значит, каждый должен знать основы науки о становлении и воспитании личности — педагогики, чтобы давать другим то, что ожидает от них для себя, получить от них то, что отдает им сам.

В этом и состоит сущность процесса практического воспитания. Но при организации данного процесса важно не столько то, что отдаешь, а как отдаешь.

Педагогическая наука как раз и раскрывает такие пути и способы осуществления воспитательного влияния, которые обеспечат его наибольшую эффективность, она объясняет, как достигается нужный результат воспитания, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных затруднений.

Педагогика — сложная наука. Как и любая другая наука, она не сводится к описанию конкретных ситуаций, примеров или правил. Наука выделяет главное в педагогических отношениях, раскрывает причины и следствия педагогических процессов. Один общий вывод педагогики часто служит ключом для объяснения тысяч конкретных ситуаций.

Область педагогического творчества неимоверно сложна, здесь возникает бесконечное многообразие индивидуальных случаев, требующих каждый раз своего решения.

Однако не может быть сомнения в том, что в основе всех этих явлений и процессов лежат свои особые, совершенно определенные законы, раскрытие которых и составляет задачу педагогики как науки.

На сегодняшний день изучение педагогики в высшей школе характеризуется вариативностью программ и существованием огромного разнообразия учебников, учебных пособий и практикумов. Одни из них ориентированы на технологизацию обучения, другие характеризуются своей приверженностью к гуманистическим основам образования и т. п.

Читайте также:  Интернет-бизнес - разновидности и способы открыть свое дело в сети

Среди прочих, в современной педагогике существует направление, обращенное к духовно-нравственным основаниям образования и базирующееся на фундаменте Православных культурных традиций. Развитие этого направления педагогической мысли является, на наш взгляд, наиболее перспективным.

Это обусловлено сложившейся в российском обществе ситуацией, которая такова, что образование наше как никогда нуждается в духовно-нравственной основе. Православное направление педагогической мысли и ориентировано, прежде всего, на воссоздание и создание вновь опыта духовной жизни нашего общества.

Как и другие направления педагогической мысли, оно нуждается в теоретическом осмыслении и научном обосновании.

Религиозное обоснование педагогики, обращение современного педагога к православной точке зрения на нее является, как отмечает заведующий кафедрой православной педагогики Самарской Православной Духовной семинарии, прот. Евгений Шестун, не проблемой разума, а выбором сердца [31, с. 26].

Сегодня этот процесс во многом затрудняется боязнью всякого насилия над личностью, порожденного со времен тоталитаризма, а также почти двухсотлетней традицией поиска духовного опыта внецерковными методами. Особенность современной секуляризованной педагогики заключается в отрицании Бога при созревании ребенка.

Дело воспитания здесь сводится к ограничению только тем, что вмещает разум. Это традиция построения педагогики без религии, идущая еще со времени эпохи Просвещения, на место Бога ставит исключительно силу разума.

Однако опыт духовной жизни людей говорит нам о том, что человека нельзя сводить к сознанию, мышлению и рассудку. Забота только о развитии ума часто бывает источником душевных искривлений и заболеваний.

Педагогу необходимо проявлять внимание к воспитанию души в целом, поэтому православный подход к решению педагогических проблем предполагает прежде всего духовное и нравственное осмысление педагогический явлений и процессов, следование религиозным представлениям о человеке.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=284298&p=18

Сведения об образовательной организации

  • ства Средства обучения и воспитания обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
  • Специальные средства для обучения и воспитания инвалидов и людей с ОВЗ отсутствуют.
  • Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Типология средств обучения:1.

Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал, энциклопедии, словари) 2. Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.) 3.

Аудиовизуальные (презентации, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях) 4. Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски) 5. Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные) 6. Учебные приборы (компас, барометр, колбы, глобус и т.д.) 7. Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)

  1. В школе имеются следующие технические средства обучения, достаточные для организации образовательного процесса в соответствии с обязательными требованиями: • интерактивная доска – 2 • телевизор – 1• компьютер – 18 • ноутбук — 11 • мультимедийный проектор – 9 • музыкальный центр – 2 • принтер – 1 • многофункциональное устройство – 8• магнитофон –1 • фотоаппарат — 1
  2. Средства образования  включают в себя организационные формы, средства обучения, методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического взаимодействия и воздействия.
  3. Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения целей.
  4. Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.

Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).

Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

  • Выделяют 2 группы средств обучения:
  • а) средства, как источник информации;
  • б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.

Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.

Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Идеальные средства обучения Материальные средства обучения
1 уровень – на уроке:
Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке. Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.
2 уровень – учебный предмет:
Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету. Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету).
3 уровень – весь процесс обучения:
Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований. Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые и буфеты, медицинский кабинет, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.
Читайте также:  Учет расчетов с использованием векселей - студенческий портал

Воспитание — часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание, так или иначе, присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.

В самом широком смысле воспитание, как его трактует психологическая наука, есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, его интериоризация, т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер.

Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого.

В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.

Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.

  1. Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:
  2. §  определение целей и задач;
  3. §  разработка содержания воспитания, его основных направлений;
  4. §  применение действенных методов;
  5. §  формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

Выделяют:

§  воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;

§  воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;

§  воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

  • Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.
  • В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.
  • Методы и средства воспитания

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Средство воспитания — это совокупность приемов.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания:

§  Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.

§  Содержание воспитания.

§  Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.

§  Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

§  Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

§  Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.

§  Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.

§  Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.

§  Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.

§  Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Классификация методов воспитания

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

  1. По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
  2. По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:
  3. §  влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
  4. §  влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
  5. Классификация методов воспитания на основе направленности:
  6. §  Методы формирования сознания личности.
  7. §  Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
  8. §  Методы стимулирования поведения и деятельности.
  9. Оговорённые выше средства обучения и воспитания по возможности  и необходимости используются в нашей школе: различные формы организации, взаимодействия, контроля, мониторинга, индивидуальной работы; технологии обучения и воспитания, направленные на формирование УУД и личностного развития; ИКТ как средства  информации в образовании; связь с социумом; семьёй, как основным средством воздействия на процессы обучения и воспитания; различные психолого-педагогические приёмы в школьной среде; коммуникация со сверстниками и пр.

Источник: http://oo1211.edu22.info/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/rabochie-programmy/33-russkij-yazyk

Ссылка на основную публикацию