- Обратная связь
- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
- Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
- Как определить диапазон голоса — ваш вокал
- Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
- Целительная привычка
- Как самому избавиться от обидчивости
- Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
- Тренинг уверенности в себе
- Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
- Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
- Как научиться брать на себя ответственность
- Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
- Световозвращающие элементы на детской одежде
- Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
- Как слышать голос Бога
- Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
- Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.- Ощущение –это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Анализаторы (органы чувств) – это те каналы, по которым мы получаем все сведения о мире, как внешнем, так и собственно внутреннем. Отражая объективно существующие предметы и явления, ощущения, приблизительно точно отражают мир, существующий независимо от нашего сознания, независимо от нас. Таким образом, по своему происхождению и содержанию ощущения объективны. Но сами ощущения субъективны.
Рис. 2.1. Строение анализатора
Анализаторы в своей совокупности называют сенсорной системой (рис.2.1).
Ощущения зависят не только от особенностей мозга и анализаторов человека, но также от опыта, профессиональных знаний, интересов и других черт личности, а также от состояния человека (утомление, настроения и т. п.).
Так, при некоторых заболеваниях ощущения становятся иллюзорными. Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой.
Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные.
- Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды.
- Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
- Классификация ощущений
- Каждому анализатору соответствуют определенные виды ощущений.
В зависимости от расположения рецептора различают ощущения экстероцептивные (получаемые от рецепторов, расположенных на поверхности тела и отражающие свойства предметов и явлений внешней среды), интероцептивные (от рецепторов, расположенных во внутренних органах и тканях тела и отражающих состояние внутренних органов) и проприоцептивные (от рецепторов, расположенных в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела.). Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестезическими или кинестетическими (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Классификация ощущений
Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные рецепторы.
Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; таковы осязательный, вкусовой рецепторы.
Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантыми рецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные (см. рис. 2.2).
Во многих видах деятельности наибольшее значение имеют зрительные ощущения. Большую роль в трудовых действиях играют двигательные, или кинестезические ощущения, вызываемые раздражением нервных окончаний, заложенных в мышцах, суставах, связках и костях. Они обеспечивают поступление информации, необходимой для координации движений.
В понятие «кожные ощущения» входят ощущения прикосновения и давления – осязание, или тактильные ощущения, термические (холодовые и тепловые) и болевые ощущения. Неподвижная кожа улавливает только отдельные ощущения. Нужно перемещение предмета по коже и движения пальцев – ощупывание, чтобы отразить форму предмета путем гаптических восприятий.
Ощущения равновесия участвуют в восприятии пространственного положения тела. Роль слуховых ощущений связана в трудовой деятельности, с одной стороны, с обеспечением обмена информацией между совместно работающими и, с другой – с возможностью контролировать по звуковой характеристике рабочее состояние машины. Без обонятельных ощущений нельзя работать в пищевой промышленности.
Здесь также важны вкусовые ощущения, тесно связанные с обонятельными.
Ощущения, возникающие при раздражениях интероцепторов, позволяют устранить те или иные недостатки в функционировании различных внутренних органов и тем создают самочувствие.
В условиях «нормального самочувствия» отдельные интероцептивные ощущения не осознаются. Чувствительность анализаторов формируется и совершенствуется в ходе трудовой деятельности человека.
Все анализаторы студента могут повышать свою чувствительность, но для этого необходимы следующие условия:
1) систематическая упражняемость анализаторов, от которых требуется в производственной работе высокая чувствительность;
2) последовательное повышение требований к чувствительности упражняемых анализаторов;
3) создание наилучших условий ощущения слабых раздражителей (освещенность, окраска, контрастность и т. п.), встречающихся в производственной работе;
Но основное условие формирования ощущений у студентов – это обеспечение их бодрости, заинтересованности и активности в работе, повышающих чувствительность всех анализаторов, вовлекаемых в деятельность.
Свойства ощущений
Качество– это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.
Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.
При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых – 370 миллисекунд.
Вкусовое же ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя.
Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.
Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после того, как перестает действовать вызвавший его раздражитель. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы.
Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздражению. На инерции зрения, на сохранении зрительного впечатления в течение некоторого времени в виде положительного последовательного образа основан принцип кинематографа. Последовательный образ изменяется во времени, при этом положительный образ заменяется отрицательным.
При цветных источниках света происходит переход последовательного образа в дополнительный цвет.
И.
Гете в «Очерке учения о цвете» писал: «Когда я однажды под вечер зашел в гостиницу и в комнату ко мне вошла рослая девушка с ослепительно белым лицом, черными волосами и в ярко-красном корсаже, я пристально посмотрел на нее, стоявшую в полусумраке на некотором расстоянии от меня. После того как она оттуда ушла, я увидел на противоположной от меня светлой стене черное лицо, окруженное светлым сиянием, одежда же вполне ясной фигуры казалась мне прекрасного зеленого цвета морской волны».
Появление последовательных образов можно научно объяснить. Как известно, в сетчатке глаза предполагается наличие цветоощущающих элементов трех видов. В процессе раздражения они утомляются и становятся менее чувствительными.
Когда мы смотрим на красный цвет, соответствующие ему приемники утомляются сильнее, чем другие, поэтому, когда на тот же участок сетчатки затем падает белый свет, остальные два вида приемников сохраняют большую восприимчивость, и мы видим сине-зеленый цвет.
Слуховые ощущения, аналогично зрительным, тоже могут сопровождаться последовательными образами. Наиболее сравнимое явление при этом «звон в ушах», т.е. неприятное ощущение, которым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков.
После действия на слуховой анализатор в течение нескольких секунд ряда коротких звуковых импульсов они начинают восприниматься слитно или приглушенно.
Это явление наблюдается после прекращения действия звукового импульса и продолжается в течение нескольких секунд в зависимости от интенсивности и длительности импульса.
Подобное явление происходит и в других анализаторах. Например, температурные, болевые и вкусовые ощущения также продолжаются некоторое время после действия раздражителя.
Наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя.
Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.
Контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем тактильных.
Источник: https://megapredmet.ru/1-22345.html
Классификации ощущений и рецепторов — лекции на ПостНауке
ВИДЕО Ощущения в психологии определяют как субъективное отражение отдельных свойств объектов окружающей действительности, например цве́та, или высоты звука, или вкуса. И высказывается даже такая гипотеза, что ощущение как отражение тех свойств объектов, которые напрямую наши потребности не удовлетворяют, но сигналят о чем-то биологически значимом, было первой формой психического. Такую гипотезу выдвинул отечественный психолог Алексей Николаевич Леонтьев.
Но на самом деле в психологии и философии идея о том, что ощущение первично для нашего познания, постоянно возникала. В XVII–XVIII веках доминировало такое философское направление, как сенсуализм, где утверждалось, что на ощущениях в нашем познании основано все — это и Джон Локк с его идеей ребенка как чистой дощечки, tabula rassa, на которой записываются ощущения, и только потом разум научается направлять свою активность на эти ощущения, и французский просветитель Этьен Кондильяк, который описывал мысленный эксперимент с оживлением мраморной статуи — ее он поначалу наделил только обонянием и из этого обоняния произвел все, вплоть до мышления и абстрактных понятий.
Когда психология стала появляться как наука, ощущения, по сути дела, стали первым объектом исследования в ней, потому что психологи взялись изучать сознание и первым делом решили, что им нужно понять, из чего сознание состоит, то есть разложить его на клеточки или мельчайшие элементы. И в качестве таких элементов для первого научного психолога Вильгельма Вундта и выступили как раз ощущения, которые он обогатил простейшими эмоциональными переживаниями или чувствованиями.
Но ученик Вундта, английский психолог Эдвард Брэдфорд Титченер, поставил своей задачей описать все возможные виды ощущений с использованием так называемого метода аналитической интроспекции, то есть всматривания внутрь себя и расщепления сознания на мельчайшие элементы, при этом описывая только то, что находится в сознании, но не то, что находится снаружи, в мире. То есть, видя кружку, я не имела права сказать: «Я вижу кружку» — я имела право сказать: «У меня возникает ощущение синего, блестящего и так далее». Если я говорила про кружку, это называлось ошибка стимула и выбрасывалось психологами. Титченер описал 44 тысячи ощущений, студенты и аспиранты в его лаборатории чего только ни делали: подвешивали друг друга за ноги, опускали в желудок зонд, занимались аналитической интроспекцией, например целуясь с возлюбленной, и так далее. Но понятное дело, что путь этот был довольно-таки тупиковым, поскольку ничего, кроме добавления каких-то новых ощущений, он за собой не влек.
Когнитивная революция в психологии
И для того чтобы двигаться дальше, психологам потребовалось, естественно, строить классификацию, то есть сделать этот шаг от богатства феноменологии к выделению оснований для классификации. Основания могут быть самыми разными.
Например, тот же основатель научной психологии Вильгельм Вундт предлагал делить ощущения по тем видам энергии, которые воздействуют на рецепторы. Энергия бывает только световая, механическая и химическая.
Соответственно, Вундт выделял группы фоторецепторов, механорецепторов и хеморецепторов и соответствующие им группы ощущений.
Но, помимо этой структурной (содержательной) классификации, мы можем дать также классификацию функциональную, пытаясь ответить на вопрос, зачем ощущения нужны, и классификацию генетическую, исследующую, как они появляются и какими свойствами обладают на разных этапах развития.
Что касается функциональных классификаций, то самый яркий пример — это классификация отечественного физиолога Николая Александровича Бернштейна, который делил ощущения на основе того, для чего они нужны в регуляции нашего поведения, нашей активности.
С одной стороны, ощущения могут активность запускать, о чем-то сигнализируя: мы почувствовали горький вкус — что-то выплюнули; почувствовали, что руке горячо, — отдернули руку. Такую чувствительность Бернштейн обозначил как сигнально-пусковую.
Но очень часто ощущения нам нужны не для того, чтобы запустить активность, а для того, чтобы отрегулировать ее, приспособить к свойствам среды.
Например, если мы подняли какой-то тяжелый предмет, то с достаточной ли силой мы тянем его вверх, чтобы поднять на нужную высоту; если мы крутим педали велосипеда, то правильно ли крутится наша нога, для того чтобы мы ни за что не зацепились и ехали с нужной скоростью; если мы берем что-то со стола, то туда ли тянется наша рука? И такую чувствительность Бернштейн обозначил как контрольно-корригирующую, или корректирующую. Понятное дело, что это преимущественно те ощущения, которые возникают у нас в мышцах, они не всегда осознаются, но вносят вклад в правильное построение движения. Иногда в этой же роли может выступать, например, зрительная чувствительность, которая регулирует наши отношения со средой.
И наконец, если мы посмотрим на развитие ощущений, попробуем построить генетическую классификацию, то самая первая и яркая попытка подобного рода была проделана английским физиологом Генри Хэдом, который с этой целью специально перерезал у себя на руке веточку нерва и следил, как чувствительность восстанавливается.
Сначала он не чувствовал ничего, через некоторое время стала появляться чувствительность странного рода — она была очень диффузная, расплывчатая, неточная.
Например, когда он касался пальца кончиками штангенциркуля, он не мог понять: он коснулся одной или двумя иголочками, где именно он коснулся, зато он испытывал яркие эмоциональные переживания, она была очень сильно эмоционально окрашена. И постепенно чувствительность стала более точной, более локальной, и эта эмоциональная окраска уже была устранена.
То есть мы могли просто почувствовать, что к нам что-то прикоснулось, и нам необязательно от этого очень приятно или очень неприятно.
Соответственно, Хэд предположил, что все наши ощущения можно разделить на древние — он их обозначил как протопатические, то есть такое первострадание, — и новые, послекризисные или эпикритические, связанные с большей точностью и менее выраженной субъективно-эмоциональной окраской.
Если мы посмотрим на обычные наши модальности, то, конечно же, зрение и слух будут относиться скорее к эпикритической чувствительности, а обоняние и вкус скорее к древней, протопатической, потому что мы не всегда можем точно локализовать источник запаха и не всегда можем локализовать, где у нас во рту тот или иной вкус, но зато эмоциональная окраска — противный запах или приятный вкус — нам практически гарантирована. Осязание занимает здесь промежуточную позицию, оно ближе к новой чувствительности, но иногда там возникают кое-какие и древние компоненты.
И наконец, самая известная и большая классификация видов чувствительности, включающая в себя все три возможных основания: структурное, функциональное, генетическое, — была предложена опять же физиологом (замечаем, что психологи здесь активно опираются именно на физиологические классификации) Чарльзом Шеррингтоном, который предложил выделять виды чувствительности, с одной стороны, на основании того, где именно локализованы рецепторы, с другой стороны, на основании того, зачем эта чувствительность нужна. И оказалось, что эти выделенные им виды на самом деле могут быть выстроены и как ступеньки эволюции развития чувствительности. Прежде всего Шеррингтон предложил различать чувствительность так называемую глубокую, куда относятся рецепторы, которые прячутся в тканях, например в мышцах, и сигнализируют нам о том, в каком положении мышцы находятся, в каком положении находится наше тело и так далее, и, с другой стороны, чувствительность поверхностную — это рецепторы, расположенные по внешней и внутренней поверхностям тела. Соответственно, если мы говорим о внутренних поверхностях — это преимущественно желудочно-кишечный тракт, — то эту внутреннюю поверхностную чувствительность Шеррингтон обозначает как интероцепцию, а внешнюю поверхностную чувствительность как экстероцепцию, и, наконец, глубокую чувствительность он будет называть проприоцепцией, или собственной чувствительностью, — то самое положение тела, отдельных его компонентов и так далее. То есть у него получается три крупных вида чувствительности, ощущений: проприоцепция, интероцепция и экстероцепция. В последней группе он еще будет различать так называемые контактные рецепторы, когда необходимо непосредственное воздействие объекта на органы чувств, для того чтобы ощущение возникло, и чувствительность дистантную, или отдаленную, когда объект может находиться где угодно (типичный пример — зрение: я могу видеть вас, но при этом вы непосредственно не воздействуете на сетчатку моего глаза, а противоположный пример — вкус, где такое воздействие просто необходимо).
Когда Шеррингтон озадачивается вопросом «А не будут ли эти виды чувствительности различаться по функциям?», он видит, что на самом деле они нужны для разного.
Проприоцепция нужна для того, чтобы мы понимали, в каком положении мы в данный момент находимся, и могли начать двигаться, то есть дает нам сведения о строении нашего тела или схему тела.
Интероцепция позволяет поддерживать состояние гомеостаза, то есть равновесие со средой, дает нам сигнал о том, что нам не хватает таких-то питательных веществ, что сейчас необходимо нашему организму, чтобы дальше существовать, то-то и то-то и так далее.
И наконец, экстероцепция, внешняя чувствительность, обеспечивает наше взаимодействие со средой, наше поведение в среде, наши направленные реакции и так далее.
И если мы посмотрим на эволюцию, то прежде всего, естественно, организму, для того чтобы выжить, нужно понять, что баланс у него разладился, то есть нужны сведения о том, достигнуто или не достигнуто состояние гомеостаза, то есть интероцепция. Дальше организм должен иметь возможность начать двигаться в сторону источника поддержания существования — ему нужна проприоцепция, и экстероцепция появится последней и будет регулировать его движения, его взаимодействие со средой.
Но на самом деле в психологии сохранилась и интроспективная, субъективная стратегия исследования ощущений.
Освальд Кюльпе, один из учеников Вундта, пытался описать свойства отдельно взятых ощущений, выделил определенное качество, определенную интенсивность ощущения: бывают более слабые, более сильные, — определенную длительность во времени: они могут быть долгими, как, например, зубная боль, или очень краткими, как укол иголкой, — и определенный пространственный охват (вы, конечно же, отличите, когда я положу на вас всю ладонь или один палец). Но целое направление психологических исследований выросло именно из анализа интенсивности ощущений. Еще с середины XIX века и по нынешнее время психологи задаются вопросом: «А как интенсивность силы ощущения связана с интенсивностью воздействующего стимула?» Эти исследователи пытаются установить количественную связь, вывести математические законы связи между воздействием и ощущением, поэтому это направление получило название психофизики. И собственно психофизика занимается выстраиванием количественных законов зависимости интенсивности ощущения от силы воздействия.
Источник: https://postnauka.ru/video/52871
Классификация ощущений
Классификация ощущений
См. схему классификации.
Пороги чувствительности.
Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. Нельзя почувствовать прикосновение пушинки к телу. Если действует очень сильный раздражитель, может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой 20тыс. герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль.
Два вида порогов: порог абсолютной чувствительности и дифференциальный порог чувствительности.
Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение. называется нижним абсолютным порогом чувствительности.
Та наибольшая сила раздражителя, при которой ещё существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.
Чувствительность у детей развивается, достигая к юношескому возрасту высшего уровня.
В жизни мы постоянно замечаем изменение освещенности, увеличение или уменьшение силы звука. Это проявление дифференциального порога чувствительности.
дифференциальный порог чувствительности это наименьшее изменение раздражителя которое способен заметить человек.
, где DI изменение интенсивности раздражителя, I — интенсивность раздражителя. Эта закономерность носит так же название закон Вебера.
- Для света 8%
- Для веса — 2%
- Разница в частоте двух тонов 0,3%
Могут ли на нас воздействовать раздражители, слишком слабые, чтобы их можно было замечать? Последние исследования показывают, что при соответствующих условиях ответ на этот вопрос опять-таки может быть положительным.
В одном эксперименте его участникам показывали слайды, на которых были видны 9 человек.
Но перед демонстрацией этих слайдов перед участниками эксперимента мгновенно, сопровождая вспышкой яркого света, показывали либо эмоционально положительные :картинки (котята или влюбленная парочка, либо отрицательные (оборотень или труп).
Из-за вспышки света участники эксперимента не могли видеть, что изображено на картинках, они воспринимали их подсознательно, но тем не менее когда их потом просили охарактеризовать людей, которых они видели на слайдах, то показанные после невидимых котят люди на слайдах характеризовались более положительно, чем те, которых показывали сразу после оборотней трупов.
Но подтверждает ли факт существования подсознательного ощущения рассуждения о подсознательном внушении? Могут ли, и в самом деле, рекламодатели манипулировать нами через „замаскированные внушения»? Почти все ученые-психологи дают отрицательный ответ на этот вопрос
Вскоре после того как феномен „Ешьте поп-корн» сделался достоянием всей Северной Америки, канадская радио и телекорпорация использовала популярное воскресное вечернее телешоу для того, чтобы мгновенно пропустить информацию 352 раза Когда потом попросили около 500 телезрителей ответить в письмах, что это была за информация, никто из них ответить не смог. Почти половина из них однако, писала, что чувствовала голод и жажду, когда смотрела шоу. Но это был всего лишь какой-то удивительный эффект ожидания. А послание было таким «Звоните нам!»
- Некоторые характеристики сенсорных систем (для самостоятельного изучения)
- Адаптация
- Сенсибилизация
- Контраст ощущений
- Синестезия
Источник: https://studizba.com/lectures/61-psihologiya/966-pedagogika-i-psihologiya/17855-klassifikaciya-oschuscheniy.html
Общая классификация ощущений
- Изучение курса
- «Общая психология: психические познавательные процессы»
- Введение
«Общая психология» — раздел психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Учебный курс «Общая психология» включает изучение нескольких разделов, последовательно представленных в учебной программе студентов-психологов (см. Табл. № 1).
Таблица № 1
Структура общей психологии
Раздел общей психологии | Содержание |
Общетеоретический блок | Вопросы возникновения и функций психического |
Психология познавательных процессов | Ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание |
Психология регулятивных процессов | Эмоции, мотивация, воля |
Психология личности | Личность в отечественной и зарубежной психологии. Теории личности |
При освоении курса «Психические познавательные процессы» студенты опираются на знания, полученные в учебном курсе «Введение в психологию» (общетеоретический блок), а также знания анатомии и физиологии высшей нервной деятельности.
Основная задача учебного курса «Психические познавательные процессы» состоит в получении студентами знаний о перечисленных выше процессах, об их физиологических основах, об основаниях для их классификаций, об их свойствах и закономерностях, о классических и современных теориях в области общей психологии и т.д.
Психология сенсорных процессов
1. Общая характеристика ощущений.
Ощущение, сенсорные процессы, сенсорно-перцептивный уровень когнитивной сферы, Т.Рейд, качество ощущений, интенсивность ощущений, временная структура ощущений, пространственная структура ощущений, эмоциональный тон ощущений.
2. Физиологическая основа ощущений.
Орган чувств, раздражитель, рецептор, афферентные нервы, эфферентные нервы, латентный период ощущений, анализатор, мозговой конец анализатора, корковое ядро, периферические элементы, обратная афферентация.
3. Классификация ощущений. Характеристика видов ощущений (см. Табл. № 2, Ч.Шеррингтон, Х.Хед).
- Классификация по расположению рецептивных полей (интерорецепторы, экстерорецепторы, проприорецепторы).
- Классификация по времени возникновения в филогенезе (протопатическая чувствительность, или палео-, эпикритическая чувствительность, или нео-).
- Классификация по способу воздействия раздражителя (контактные ощущения, дистантные ощущения).
- Классификация по функции (констатирующие ощущения, упреждающие ощущения).
- Таблица № 2
- Общая классификация ощущений
Основания классификации | Тип ощущений | ||
По способу воздействия раздражителя | Контактные | Дистантные | |
По времени возникновения в филогенезе | Палео- | Нео- | |
По функции | Констатирующие | Упреждающие | |
По расположению рецептивных полей | Интерорецеп-тивные | Проприорецеп-тивные | Экстерорецептивные |
Классификация по модальности (органические, кинестетические, кожные, вкусовые, обонятельные, слуховые, зрительные ощущения,). Кожные ощущения (тактильная чувствительность, температурная чувствительность, болевая чувствительность), вибрационные ощущения (гипотеза Уевера). Вкусовые ощущения (хеморецепоры, порог вкусовой чувствительности).
Обонятельные ощущения (призма запахов Хеннинга, стереохимическая теория обоняния, порог обонятельной чувствительности). Теории слуха (теория места Г.Бекеши, временная теория (частотная, или телефонная теория)). Теории цветового зрения (трихроматическая теория цветового зрения Юнга-Гельмгольца, теория оппонентных процессов Е.Геринга).
4. Взаимодействиеощущений.
Сенсибилизация (десенсибилизация), синестезия, контраст ощущений (одновременный, или последовательный).
5. Адаптация ощущений
Время как показатель адаптации, теория адаптации Х.Хельсона.
6. Развитие сенсорных процессов в онтогенезе.
Механизм условнорефлекторной деятельности анализатора, роль второй сигнальной системы в развитии ощущений.
7. Нарушение ощущений.
Зрение: аномальный трихроматизм (протоаномалия, дейтераномалия), дихроматизм (протанопия, дейтеранопия, тританопия), монохроматизм, кортикальная цветовая слепота (ахроматопсия). Слух: понижение слуха, шум в ушах. Вкус: агевзия, или агестия, гипогевзия, гипергевзия, фантогевзия, дисгевзия. Обоняние: аносмия, избирательная аносмия, гипосмия, гиперосмия, дизосмия, фантосмия.
8. Проблема измерения ощущений, психофизика.
Пороговая психофизика Г.Т.Фехнера.
Абсолютный порог чувствительности, концепция дискретности сенсорного ряда, закон порога Фехнера, нижний абсолютный порог ощущений, верхний абсолютный порог ощущений, дифференциальный порог ощущений, пространственный порог тактильной чувствительности, временной порог тактильной чувствительности, закон Вебера-Бугера, основной психофизический закон.
Психофизика субъективных оценок С.Стивенса. Метод определения величины ощущения, степенной психофизический закон.
Психофизика обнаружения сигнала Д.Светса, Дж.Грина. Концепция непрерывности сенсорного ряда (Мюллер), теория обнаружения сигнала, компонент принятия решения.
9. Современные направления в психофизике.
Теория двух состояний (Luce), теория трех состояний (Atkinson), Высокопороговая теория (Blackwell), низкопороговая теория (Swets), Фурье-анализ сенсорных процессов, исследования критериев оптимальности (КО) решения, исследования сенсорно-перцептивной памяти и др.
Литература:
Березанская, Н.Б. Нуркова В.В. Психология (учебник). М., 2004. С.239-259.
Кимбл Дж., Джармези Н. Обнаружение пороговых сигналов и принятие решения // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 256-270.
Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004. С. 7-56.
Кравков С.В. Уровни чувствительности // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 56-59.
Ломов Б.Ф. Кожная чувствительность осязание // Познавательные процессы: ощущение, восприятие. Под ред.А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова, В.П.Зинченко. М., 1982. С. 45-66.
Макаров П.О. Об основном психофизическом законе // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 271-274.
Стивенс С.С. Психофизика сенсорной функции // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 283-290.
Ч.Шеррингтон. Интеграционная деятельность нервной системы. Рецепция раздражителей // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 47-55.
Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб, 2003:
— Глава 2. Психофизика. С. 56-90.
— Глава 3. Зрительная система. С. 92-150
— Глава 5. Цветовое зрение. Теории цветового зрения. С. 212-222.
— Глава 12. Слуховая система. С. 492-525.
— Глава 16. Кожные ощущения. С. 643-698.
— Глава 17. Восприятие вкуса: хеморецепторы вкусовых ощущений. С. 699-731.
— Глава 18. Обоняние: химическая теория восприятия запахов. С.732-770.
Эймур Дж., Джонстон Дж., Рабин М. Стереохимическая теория обоняния // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999, 307-321.
П
Психология восприятия
1. Общая характеристика восприятия.
Восприятие, перцепция, история исследований в области восприятия: интеракционизм, интроспекционизм, функционализм, конфигурационизм.
2. Свойства перцептивного образа.
Первичные и производные свойства перцептивного образа по Л.М.Веккеру. Пространственно-временная структура перцептивного образа, модальность перцептивного образа, интенсивность перцептивного образа, константность, предметность, целостность, обобщенность (Рис. 1 А,Б).
Структурность, осмысленность, избирательность перцептивного образа. Теории константности перцептивного образа (Г.Гельмгольц, Д.Гибсон). Апперцепция восприятия.
А. Первичные свойства
![]() |
пространственно-временная структура | модальность | интенсивность |
Источник: https://megaobuchalka.ru/6/3322.html
Классификация ощущений (2)
В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы.
К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.
Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.
К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях -проприорецептивные ощущения (от лат. «-собственный).
В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения.
- Общие психофизиологические закономерности ощущений
- Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности.
- Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.
Для возникновения какоголибо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения.
Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв.
мм поверхности кожи.
Верхний абсолютный порог ощущения -максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение. Например, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20000 Гц) -вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление 300 г/кв.мм вызывает боль.
Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность -чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения.
Порог различения, или дифференциальный порог, -едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.
Порог различения -это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.
Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение прибавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, т.е. 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя.
Относительный порог различения яркости света равен 1/100; силы звука -1/10; вкусовых воздействий -1/5. Эти закономерности открыты Бугером и Вебером (закон БугераВебера).
Закон БугераВебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фехнером.
Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера).
Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий.
- Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается.
- Находясь в накуренном помещении или в помещении с какимилибо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора).
- Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анализатора понижается.
- Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.
Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим -медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту.
Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, -один из примеров тактильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин.
После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации).
Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.
Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.
Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.
Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.
Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной слабый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей.
Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения.
Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.
У людей, лишенных какоголибо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).
Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях -к ее понижению, т.е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах » понижает зрительную чувствительность.
- Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений.
- Контраст ощущений -это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности.
- Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном -светлой.
Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Например, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет -ощущение кислого. Это явление называется синестезией.
Источник: azps.ru
Источник: https://hr-portal.ru/article/klassifikaciya-oshchushcheniy-2
Понятие и классификация ощущений
Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле.
Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной. Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного источника информации, впадает в сонное состояние.
Такие случаи: имеют место, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда сознательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом.
Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий. Такое состояние сначала вызывает сон, а затем становится труднопереносимым для испытуемых.
Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития.
Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенными слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным и они не будут самостоятельно развиваться.
Как будет описано ниже, высокая специализированность различных органов чувств имеет в своей основе не только особенности строения периферической части анализатора — “рецепторов”, но и высочайшую специализацию нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов, до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств.
Рефлекторная природа ощущений
Итак, ощущения — начальный источник всех наших знаний о мире.
Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением.
Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.
- Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами.
- Каждый анализатор состоит из трех частей:
- периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс);
- афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры (центральный отдел анализатора);
- корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии в коре головного мозга, так как определенным клеткам периферии (рецепторов) соответствуют определенные участки корковых клеток. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Анализатор — не пассивный приемник энергии. Это орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей.
Физиологические исследования показывают, что ощущение вовсе не является пассивным процессом, оно всегда включает в свой состав двигательные компоненты. Так, наблюдения с помощью микроскопа за участком кожи, проведенные американским психологом Д.
Неффом, позволили убедиться, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи.
В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что в состав каждого ощущения входит движение, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.).
Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами — они носят активный характер. В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений.
Источник: https://students-library.com/library/read/62358-ponatie-i-klassifikacia-osusenij
Классификация ощущений
На протяжении последнего столетия неоднократно предпринимались попытки классификации, упорядочения всего многообразия ощущений.
Известна, например, классификация ощущений Вундта, который предложил разделить ощущения на 3 группы, в зависимости от того, какие преимущественно характеристики внешней среды отражаются: пространственные, временные, пространственно-временные. Ухтомский предложил разделить все ощущения на 2 группы: высшие и низшие.
К высшим он относил те виды ощущений, которые дают наиболее тонкий разнообразный, дифференцированный анализ, например, зрительные, слуховые. К низшим — такие виды ощущений, которые характеризуются более грубой, менее дифференцированной чувствительностью (например, болевая, тактильная).
Однако наиболее общепринятой является в настоящее время классификация Шеррингтона, в основу которой положен «принцип отнесенности рецепторного органа к рецепторному полю», то есть учитывается место расположения рецептора и местонахождение источника раздражения. В соответствии с этим все ощущения делятся на 3 группы.
Экстерорецепторы — рецепторы внешней среды. Деятельность этих рецепторов направлена на распознавание воздействий внешнего мира, что имеет первостепенное значение для отражения в сознании человека объективной действительности. К этой группе относятся зрение, слух, обоняние, вкус, тактильные, температурные, болевые ощущения.
Вторая группа рецепторов носит название проприорецепторов и включает в себя органы чувств, отражающие движение и положение тела в пространстве. Она включает мышечно-суставные, или кинестетические, вибрационные, вестибулярные (ощущения равновесия и ускорения). Третья группа включает рецепторы, расположенные во внутренних органах, носит название интерорецепторов.
По характеру стимуляции все рецепторы внутренних органов независимо от их локализации делятся на несколько видов: хеморецепторы, терморецепторы, болевые рецепторы и механорецепторы, отражающие изменение давления во внутренних органах и кровяном русле. Механорецепторы принимают участие в формировании ощущений тяжести и положения тела в пространстве.
Пороги органической чувствительности изучены недостаточно, известно лишь, что условием возникновения органических ощущений является переход организма от одного состояния в другое (Ананьев).
Ощущения, идущие из внутренних органов, в норме человеком не осознаются, но предстают в сознании в виде общего самочувствия, ощущения здоровья или болезни, «смутного валового чувства» (Сеченов). Этот общий фон самочувствия создает органическую основу настроения человека.
Таким образом, три основные вида ощущений объединяются в зависимости от того, что они отражают: внешний мир, положение и движение тела в этом внешнем мире или деятельность внутренних органов.
Конечно, такая классификация относительна, поскольку многие из видов ощущений представлены рецепторами, имеющимися и на поверхности тела, и во внутренней среде организма, как, например, температурный, тактильный. Кроме того, на характер чувствительности практически всех органов чувств существенное влияние оказывает внутреннее состояние организма.
Особенно отчетливо это видно на примере вкусовой и обонятельной чувствительности, которые наиболее тесно связаны с обменными процессами. Экспериментально показано, что при голодании резко повышается чувствительность к сладкому, в меньшей степени к соленому; к горькому и кислому чувствительность, напротив, снижается.
Такое изменение чувствительности связано с изменениями углеводного и минерального обмена, влияющего на потребность в сахаре и соли и, соответственно, на чувствительность к сладкому и соленому. Общеизвестно изменение вкусовой и обонятельной чувствительности у беременных женщин, у которых имеется глубокая перестройка всех функций организма.
Показано, что у беременных особенно значительно повышается органическая внутренностная чувствительность и изменяется отношение к своему телу, как источнику жизни будущего ребенка. Собственное тело становится в этом случае предметом деятельности и познания, чем и объясняется повышение органической чувствительности.
Таким образом, ощущения (вкусовые и обонятельные) отражают не только химические свойства внешней среды, но и состояние организма.Исследованиями американских психологов установлено, что количество отвергаемых видов пищи повышается с увеличением вкусовой чувствительности.
Например, астеники, по классификации Кречмера, имеют более высокую чувствительность к горькому. Они отвергают большее количество видов пищи, чем их антиподы пикники. Избирательность вкуса и обоняния астеников и «всеядность» пикников определяется совершенно разной организацией всей живой системы этих типов и проявляется в организации поведения, создании определенного «жизненного стиля», характерного для каждого из этих типов.
Примером взаимодействия анализаторов является соместезия.Соместезия — комплексное образование, объединяющее все виды кожной рецепции, кинестезию, интерорецепцию и зрительные ощущения и формирующее схему тела.
Механизмы формирования схемы тела изучены пока недостаточно, но именно схема тела является «сенсорным источником личности» по выражению Сеченова. При изучении такого психологического феномена, как Я-человека и при определении его структуры к первичному уровню — ядру «Я» — относят чувство существования тела, включающее комплекс ощущений и эмоций.
Таким образом, очевидной является связь сенсорной сферы с субъективной стороной жизни человека, со становлением и развитием его самосознания.
Важнейшим фактором, влияющим на уровень чувствительности, является взаимодействие анализаторов. Все анализаторы функционируют не изолированно, они представляют собой единую сложную систему, все части которой теснейшим образом взаимосвязаны. Воздействие раздражителя на любой анализатор не только вызывает его реакцию, но и приводит к тем или иным изменениям всех других анализаторов.
Известно, например, что цветочувствительность повышается при одновременном воздействии на человека звука: чувствительность к красно-оранжевым цветам понижается, к зелено-синим повышается (данные Кравкова).
Слабое действие побочных раздражителей (например, обтирание холодной водой лица, рук, затылка или медленное разжевывание кисло-сладкой таблетки) повышает чувствительность ночного зрения (Кекчеев). Слабые болевые ощущения повышают чувствительность практически всех анализаторов. Таким образом, воздействуя на одни анализаторы, можно целенаправленно изменять уровень чувствительности других.
При этом общим правилом может быть следующее: сильные воздействия на какой-либо анализатор понижают уровень чувствительности других, слабые — даже подпороговые раздражители — повышают.
Одним из проявлений взаимодействия ощущений является синестезия. Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора. Этот феномен особенно ярко проявляется и используется в эффекте цветомузыки.
«Цветовым» слухом обладали такие известные деятели искусства, как Скрябин и Чюрленис. В современных исследованиях этот эффект изучается как кроссмодальное взаимодействие и его разновидность — кроссмодальный перенос. Наиболее полно он изучен в зрительно-осязательной модальности.
В исследовании зрительно-осязательных взаимодействий психологи столкнулись с ситуацией, которую можно расценивать как конфликтную. (С точки зрения когнитивной психологии конфликтной считают информацию, полученную от разных модальностей одновременно.) Указанный феномен может рассматриваться как внутриличностный конфликт.
При конфликтном взаимодействии осязания и зрения доминирующая модальность служит основным источником информации и подавляет конкурирующую модальность. Время обработки такой информации значительно увеличивается, а качество снижается, что и свидетельствует о наличии конфликта.
Причем этот конфликт касается не только познавательных структур, но и более глобального уровня личностных структур, так как возникает субъективный диссонанс в процессе освоения мира.
Суть кроссмодального переноса заключается в том, что информация, полученная с помощью одного из сенсорных каналов (например, зрительного), используется затем определенным образом в условиях функционирования другого сенсорного канала (например, тактильного). Механизмы, реализующие кроссмодальный перенос, имеют двойственную природу: базовую интермодальную интеграцию и связи, образующиеся в результате жизненного опыта.
Огромное влияние на изменение чувствительности оказывает практическая и познавательная деятельность человека. В частности, в процессе профессиональной деятельности происходит сенсибилизация,то есть повышение чувствительности органов чувств под влиянием упражнения.
Известно, что у шлифовщиков резко повышается острота зрения и они видят просветы до 0,0005 мм, в то время как нетренированные всего до 0,1 мм. Профессиональные красильщики различают до 40 оттенков черного цвета, а сталевары по оттенкам цвета горячего металла могут определить температуру плавки.
В процессе и под влиянием деятельности, прежде всего, изменяется разностная, дифференциальная чувствительность. Абсолютная чувствительность в меньшей мере поддается тренировке.
Источник: https://www.eurolab.ua/balance-and-stress/2850/3766/31189/
Классификация ощущений
Ощущения в зависимости от того, какие их свойства требуется подчеркнуть, классифицируют по признакам:
— по виду модальности различают зрительные, слуховые, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения;
— по уровню осознания ощущения подразделяют на осознаваемые (к ним обычно относят все вышеперечисленные ощущения) и неосознаваемые, или субсенсорные (например, ощущения равновесия). К субсенсорным раздражителям относятся инфразвуковые излучения во время магнитных бурь, о которых периодически оповещают население через средства массовой информации. Эти незримые раздражители оказывают возбуждающее или угнетающее действие на нервную систему человека, порождая состояния страха, агрессии, уныния;
— по месту расположения рецепторов ощущения подразделяют на интероцептивные, экстероцептивные и проприоцептивные.
Ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма и связанные с внутренними рецепторами, расположенными на стенках внутренних органов, называют интероцептивными. В этой связи их иногда называют органическими.
К ним относятся ощущения голода, жажды, боли и др. Эти ощущения вызывают эмоциональные переживания. Экстероцептивные ощущения обеспечивают человека сведениями из внешней среды.
Те из них, которые порождаются при непосредственном контакте с источником раздражения, называются контактными (например, вкусовые, осязательные и т.д.). Ощущения, порождаемые источником, находящимся на некотором расстоянии, называются дистантными (слуховые, зрительные и т.д.).
Обонятельное ощущение иногда относят к нейтральным между контактными и дистантными, утверждая, что, с одной стороны, источник запаха находится на расстоянии, но молекулы, несущие запах, имеют непосредственный контакт с рецепторами человека. Но если придерживаться такой точки зрения, то все ощущения следует отнести к контактным, так как носители информации всегда принадлежат какому-то предмету (включая волны света и звука).
Проприоцептивные ощущения дают информацию о положении тела в пространстве. Их роль велика в регуляции движений человека.
Иногда в отдельную группу ощущений выделяют те, которые трудно отнести к какой-либо модальности. Их и называют интермодальными. Таково, например, ощущение вибрации.
Существуют и другие классификационные схемы ощущений. Так, иногда в отдельные виды выделяются тактильные, статические, вибрационные, температурные, болевые ощущения.
Имеется гипотеза о существовании магнитного ощущения. Она рождена наблюдениями за способностью живых существ (болотные бактерии, пчелы, почтовые голуби, дельфины и некоторые виды обезьян) ориентироваться в магнитном поле Земли.
Предполагают, что магнитные ощущения человека локально управляются из области, расположенной под обонятельными долями мозга.
Цивилизация ослабила этот вид ощущений, но многим людям свойственны подсознательная ориентировка, например в пасмурный день в лесу.
Можно предположить также, что установленная связь между активностью Солнца и психическим состоянием людей порождается магнитным ощущением. Именно в эти периоды на 30% увеличивается количество дорожных происшествий (что характерно, во всем мире), в 4 раза увеличивается число суицидов, наблюдается рост заболеваний сердечно-сосудистой и пищеварительной систем организма.
Источник: https://psyera.ru/klassifikaciya-oshchushcheniy-1400.htm