Культурологический подход в педагогике — студенческий портал

Усиление глобализационных процессов, масштабы современной экспансии приводят к нивелированию национальных культур, актуализируют проблему необходимости сохранения национальных культур, мотивируют к становлению культурологического подхода как приоритетного в современной системе образования.

Современные подходы к пониманию культурологического подхода

В современной научной литературе единый подход к определению культурологического подхода отсутствует.

Определение 1

  • Ряд ученых понимает под данной категорией образовательно-воспитательный процесс как культурный процесс, протекающий в образовательной культуросообразной среде.
  • Другие исследователи интерпретируют культурологический подход как совокупность теоретико-методологических положений и практических организационно-педагогических мероприятий, направленных на передачу и создание культурных ценностей в рамках образовательного учреждения.
  • Третьи понимают под данным подходом изучение личности в тесном взаимодействии с культурной моделью, в контексте ее культурного существования.

Культурологический подход в педагогике - Студенческий портал

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основные положения культурологического подхода в педагогике

  • обучаемый воспринимается как актор, субъект обучения, способный к культурному развитию и саморазвитию;
  • педагог выполняет роль посредника между обучающимся и культурной моделью, знакомит его с культурной спецификой, ее уникальностью, самобытностью, оказывает поддержку в самоопределении личности, формировании системы культурных ценностей;
  • образование выступает культурным процессом, в формировании которого активное участие принимают личные смыслы, коммуникативное взаимодействие всех участников образовательно-воспитательного процесса с целью достижения культурного саморазвитии;
  • учебное учреждение представляет собой единое культурно-образовательное пространство, в котором воссоздаются культурные образцы, культурные события, осуществляется дальнейшее развитие культуры;
  • реализация культурологического подхода направлена на подготовку специалиста – носителя национальной и профессиональной культуры.

Замечание 1

В результате реализации данных положений осуществляется культурная идентификация личности обучающегося, осознание своей принадлежности к определенному этносу, культурной модели, принятие ее ценностей, встраивание в систему социальных отношений, специфика которых во многом обуславливается особенностями отдельных национальных культур.

Практическая имплементация данного подхода в образовательно-воспитательный процесс полностью меняет представление об обучении как процессе, направленном на приобретение исключительно информационно-знаниевый, познавательных ценностей, существенно расширяет культурные основы образовательного процесса.

Основные требования культурологического подхода

  • на уровне формулировки образовательных целей требуется повышение уровня сформированности профессиональной культуры, которая всегда характеризуется национальной маркированностью;
  • на уровне содержания образования необходимым представляется усиление культурологической составляющей;
  • на уровне педагогических технологий требуется внедрение форм, методов педагогического воздействия, направленных на деятельностное усвоение культурных ценностей, идеалов, образцов поведения и пр.;
  • на уровне образовательного пространства необходимым представляется создание культуросообразной среды;
  • на организационном, управленческом уровне требуется формирование корпоративной, организационной культуры образовательного учреждения.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/kulturologicheskiy_podhod_v_pedagogike/

Культурологический подход в педагогике

По причине нарастания глобализационных процессов, увеличения масштабов экспансии в современных условиях происходит уравнивание национальных культур.

Именно по этой причине с годами более актуальной становится проблема целесообразности сбережения национальных культур.

Данные аспекты аргументируют дальнейшее развитие культурологического подхода как ключевого в современной образовательной системе.

Актуальные подходы к трактованию культурологического подхода

На сегодняшний день культурологический подход в современной научной литературе не представлен посредством единой формулировки.

Формулировка

  • Многие ученые рассматривают культурологический подход в образовании как воспитательно-образовательную процедуру, культурный процесс, который происходит в образовательной культуросообразной среде.
  • Прочие специалисты трактуют культурологический подход с точки зрения комплекса теоретико-методологических принципов, тезисов, организационно-педагогических практических мер, нацеленных на формирование, дальнейшую передачу культурных приоритетов, ценностей в ходе образовательного процесса.
  • Остальные исследователи расценивают данный подход как постижение индивидуума в непосредственной связи с моделью культуры, в рамках его культурного развития.

Базовые принципы культурологического подхода для педагогики

  • ученик рассматривается с позиции актора — своеобразного субъекта обучения, который имеет склонности к культурному саморазвитию, становлению;
  • учитель выступает в роли посредника между рассматриваемой моделью культуры и учеником, ознакамливает его с особенностями культуры, с ее спецификой, оригинальностью, предоставляет помощь в самоидентификации индивидуума, развитии системы культурных приоритетов;
  • образование является культурным процессом, в развитии и становлении которого особенное участие принимают персональные мотивы, коммуникативные связи всех членов воспитательного, образовательного процесса для приобретения культурного саморазвития;
  • в свою очередь учебное учреждение – это общее культурно-образовательное пространство, где отстраиваются культурные факты, модели, реализуется последующее культурное становление;
  • осуществление культурологического подхода нацелено на эффективную, разноплановую подготовку будущего специалиста – непосредственного носителя профессиональной и национальной культуры.

Примечание

По факту осуществления описанных принципов реализуется культурное определение индивида учащегося, он осознает свою принадлежность к конкретной модели культуры, к этносу, принимать ее ценности, закрепляется в системе общественных отношений, особенности которых, как правило, зависят от специфики конкретных национальных культур.

Посредством практической реализации анализируемого подхода в процессе воспитания, образования абсолютно изменяется общее понимание обучения с точки зрения процесса, нацеленного на получение познавательных, информационно-познавательных ценностей, в значительной мере углубляются культурные принципы процесса образования.

Ключевые требования культурологического подхода

  • с точки зрения формирования целей образования необходим более высокий уровень развитости профессиональной культуры, для которой присуща национальная составляющая;
  • с точки зрения содержания образования важным является интенсификация культурологических аспектов;
  • с точки зрения педагогических технологий необходимо введение подходов, форм, способов педагогического влияния, нацеленных на активное постижение культурных моделей, принципов, ценностей и прочего;
  • с точки зрения образовательного пространства важным аспектом является формирование культуросообразной среды;
  • с точки зрения управленческого, организационного уровней необходима разработка организационной, корпоративной культуры учебного учреждения.

Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход? Закажи свою оригинальную работу УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/kulturologicheskij-podhod-v-pedagogike/

Педагогический потенциал культурологического подхода к высшему профессиональному образованию

Колоницкая О. Л. Педагогический потенциал культурологического подхода к высшему профессиональному образованию [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 146-148. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10506/ (дата обращения: 19.03.2020).



Ключевые слова: гуманитаризация, культурологический подход, гуманитарная среда, конкурентоспособный специалист, культуроведческая социологизация

В условиях современного общества происходит объединение культурологического и образовательного аспектов образования.

Это связано с потребностями человека, которые базируются не только на получении знаний, а ещё и «на способах, придающих человеческой активности внутреннюю целостность» [1], то есть на культуре.

Образование является ключевым фактором вхождения человека в культуру как национальной и мировой, так и личностной. Обучаемые должны овладеть культурным достоянием, которое было создано человечеством.

Необходимо готовить конкурентоспособных специалистов настроенных на активную деятельность и творчество в сфере своей специальности, тонко чувствующих культурную среду. Наряду с общепринятыми аспектами, необходимо учитывать и то, что образование должно способствовать включению студента в национальную культуру, во-первых, а во-вторых, в общероссийскую и мировую культуру.

Для достижения поставленных задач в техническом ВУЗе необходимо создать гуманитарную среду (далее ГС).

Для создания ГС как один из основополагающих используется культурологический подход, который предполагает использование культуры в качестве ключевого понятия.

«Культурологический подход — это, прежде всего, принципиальная гуманистическая позиция, признающая человека субъектом культуры, ее главным действующим лицом, способным вмещать в себя все «старые» смыслы культуры и одновременно производить новые» [2, 37].

Итак, будущий конкурентоспособный специалист должен овладеть самой необходимой частью культуры, поэтому образованию присуща культуротрансляционная функция, которая в неязыковом вузе является чрезвычайно важной, потому, что выпускаемым специалистом необходимо иметь представление о разнообразии культур, их особенностях и основных чертах. Следовательно, технический вуз должен готовить высокообразованных конкурентоспособных специалистов, настроенных на активную деятельность и творчество в сфере своей специальности, тонко чувствующих культурную среду.

Очевидно, что личность живет и действует в условиях культуры, а культура, в свою очередь, является неотъемлемым фактором полноценного существования личности. Культурное развитие личности это, в первую очередь, непрерывный, целостный процесс.

Мы считаем, что высшее профессиональное образование должно помогать усваивать культуру и её реалии, прививать толерантное отношении к другим культурам, учить человека быть полноценным носителем культурных ценностей данного народа, так же как и учить творчеству и самореализации, то есть умению выражать себя, своё “Я” и быть субъектом творчества.

Всё больше и больше уделяется внимание культуре в системе профессионального образования. Довольно долго недооценивался очевидный факт: именно образование является наиболее важной частью культуры. Многие исследователи изучали культурные функции, присущие образованию, которые необыкновенно важны и представляют собой своеобразное триединство. Мы полностью согласны мнением Г. И.

Гайсиной, что образование реализует следующие культурные функции: гуманитарную − развитие гуманитарной культуры студента; культуротрансляционную — трансляция из поколения в поколение опыта, представлений, идеалов, культурных особенностей как исторически сложившихся, так и новых составляющих культуры; культуротворческую — обогащение культуры за счёт не только её изучения, но и переработки и понимания [3, 82].

Процесс гуманитаризации, затрагивающий сферу высшего профессионального образования, выражается во взаимосвязи культуры, личности и образования и выявляется в его культурных функциях.

Гуманитарная, культуротрансляционная и культуротворческая функции образования необходимо рассматривать при создании модели конкурентоспособного специалиста.

Поэтому в настоящее время происходит культуроведческая социологизация содержания высшего профессионального образования, которая предполагает, что образование — это средство передачи индивиду универсальных и национальных культурных ценностей на основе сопоставительного изучения цивилизаций и культур, разницы менталитетов, влияние культур друг на друга [4, 56]. Данное понятие лежит в основе создания ГС в техническом вузе. В свою очередь для достижения культуроведческой социологизации как основополагающий используется культурологический подход.

Читайте также:  Вторая пуническая (ганнибалова) война 218-201 гг. до н.э. - студенческий портал

На наш взгляд, вслед за Н. Е.

Буланкиной важно заметить, что формирование культурологической компетенции личности приобретает в настоящее время первостепенную значимость для решения различных глобальных проблем развития современного общества.

В зависимости от того, насколько адекватно осознают люди ценности своей культуры и народа и сопоставляют их с другими, определяется благополучие данного народа и статус страны в мировом пространстве [5, 33–43].

Необходимо подчеркнуть, что культурологический подход представляет собой совокупность методологических приёмов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психологической жизни и деятельности человека через призму системообразующих культурологических понятий, таких как культура, культурные нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность и т. д.

Культурологический подход представляет собой совокупность различных технологий, направленных на развитие гуманитарной культуры будущего специалиста, его профессиональных и личностных качеств.

Более того, в контексте культурологического подхода представляется необходимым выделить ещё несколько задач высшего технического образования в дополнение к вышеизложенным: во-первых, овладение общей культурой, адекватной мировому уровню и, во-вторых, интеграцию личности национальную и мировую культуру.

Являясь методологической основой и методом проектирования личностно-ориентированного образования, культурологический подход, позволяет трактовать: культуру как гуманистически ориентрированное содержание образования; образование как процесс овладения культурой, направленный на развитие, целостное преобразование личности человека; познание мира, творчество и диалог как способы саморазвития и самореализации личности [7].

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10506/

Культурологический подход в педагогике

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ

А.В.Шипова

  • Академия Повышения Квалификации и Профессиональной Переподготовки
  • Работников Образования, г.Москва, Россия
  • Проблемы  культурологического  подхода  к  образованию  изучались
  • представителями  различных  наук: философами, социологами, психологами,

педагогами и другими — Платоном, М.М. Бахтиным, В.С. Библером, Б.М. Бим-

Бадом, Л.С. Выготским, М.С. Каганом, Н.Ф. Федоровым и др.

В современной педагогической  литературе культурологический подход к

образованию отражен в трудах Г.С. Батищева. Л.П. Буевой, А.П. Валицкой, О.

С. Долженко, И.А. Ильина, Н.С. Розова и др. Вопросы  воспитания с позиций

культуры  освещаются  в  трудах  Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, Н.Б.

Крыловой, Б.Т. Лихачева, Н.Е. Щурковой и др.[1]

  1. Культурологический  подход  представляет  совокупность
  2. методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы 
    социальной
  3. и психологической жизни (в том числе сферы образования 
    и педагогики) через
  4. призму системообразующих  культурологических понятий, таких 
    как  культура,
  5. культурные  образцы, нормы  и  ценности, уклад, образ  жизни, культурная

деятельность и т.д. Культурологический подход в корне изменяет представление

  • об  основополагающих  ценностях  образования  как  исключительно
  • информационных  и  познавательных, снимает  узкую  научную
  • ориентированность содержания образования.
  • В  зависимости  от  исследовательских  целей, культурологический  подход
  • может  применяться  в  контексте  философской, культурной, психологической,
  • педагогической антропологии, а также истории культуры и 
    искусствознания. С
  • одной стороны, культурологический подход может основываться на философии,
  • антропологии, психологии, с  другой, непосредственно реализоваться в

педагогике, что стало 
ощутимо значимо только в конце 
ХХ в. [8, с. 73]

  1. Культурологический  подход  к  исследованию  педагогических  проблем
  2. осуществляется  в  контексте  общефилософского  понимания  культуры,
  3. рассматриваемой  на  уровне  обыденного  и теоретического  сознания. В
  4. обыденном  сознании  культура  представлена  неоднозначно: с одной стороны,
  5. она  понимается  как  нечто  нормативное, заданное  как  образец, на  который
  6. должны равняться представители 
    конкретного общества или профессиональной
  7. группы; с  другой – отождествляется  с  образованностью, интеллигентностью
  8. человека; с  третьей – 
    связывается  с  характеристикой  места  и  образа  жизни
  9. человека [5, с. 6]
  10. Культурологический  подход  предполагает  рассмотрение  феномена
  11. культуры  в  качестве  стержневого  в  понимании  и  объяснении  человека, его
  12. сознания  и  жизнедеятельности. В логике  данного  подхода  различные  аспекты
  13. сущности  человека  как  субъекта  культуры, в  частности, сознание,
  14. самосознание, духовность, нравственность, творчество, понимаются  в
  15. «иерархическом сопряжении», как грани целостного культурного человека.
  16. В  педагогической  литературе  мы  можем  найти  большое  множество
  17. трактовок понятия «культура».
  18. Так, в  Российской  педагогической  энциклопедии  дается  следующее
  19. определение  культуры: «Культура (от  латинского cultura – возделывание,
  20. воспитание, развитие, почитание) – исторически  определенный  уровень
  21. развития  общества, творческих  сил  и  способностей  человека, выраженный  в
  22. типах  и  формах  организации  жизни  и  деятельности  людей, в  их
  23. взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных  и духовных
  24. ценностях» [9, с.486]
  25. Широта  и  многозначность  научных  подходов  к  изучению  и
  26. интерпретации  культуры  и, как  следствие, многообразие  ее  трактовок
  27. объясняется  тем, что  культура  выражает  глубину  и  неизмеримость
  28. человеческого  бытия. «В  той  мере, в  какой  неисчерпаем  и  разнолик  человек,

многогранна, многоаспектна 
и культура», — подчеркивает П.С. Гуревич [4, с.11]

Феномен  культуры  в  педагогике  трактуется  как  многомерное

многофункциональное и многоаспектное явление. Понятие культуры родилось в

Древнем Риме как оппозиция понятию «натура» — т.е. природа. Оно обозначало

  • «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противовес
  • «естественному», «дикому», «первозданному». Со временем слово 
    «культура»
  • стало  вбирать  в  себя  все  более  широкий  круг  предметов, явлений, действий,
  • общими  свойствами  которых были  их  сверхприродный,
  • «противоестественный» характер, их  человекотворное, а не  божественное
  • происхождение. Соответственно  и  сам  человек  в  той  мере, в  какой  он
  • рассматривался как творец себя самого, попадал в сферу культуры, и понятие
  • приобретало  смысл «образование», «воспитание» (например, немецкое
  • Bildung).
  • Определения «культуры», предложенные  наиболее  видными
  • европейскими, американскими  и  отечественными  учеными, условно
  • разделяются на три группы.
  • Первая группа представляет культуру как: комплекс, включающий знания,
  • верования, искусство, законы, мораль, обычаи  и  другие  способности  и
  • привычки, обретенные  человеком  как  членом  общества (Э. Тейлор);
  • совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного 
    человека или
  • у группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной 
    с тем, что
  • можно  назвать «памятью  мира» и  общества — памятью, материализованной  в
  • библиотеках, музеях  и языках (А. Моль);  комплекс  знаний, позволяющих
  • человеку  устанавливать  сквозь  время  и  пространство  связи  между  двумя
  • схожими  или  аналогичными  реальностями, объясняя  себе  одну  из  них  на
  • основании ее сходства с другой, хотя бы эта другая и существовала много веков
  • назад (А. Карпентьер); наследственную  память  коллектива, выражающаяся  в

определенной системе 
запретов и предписаний (Ю. Лотман).

  1. Вторая  группа  содержит  определения  культуры  как  специфического
  2. способа  мышления, чувствования  и  поведения (Т. Эллиот); реализации
  3. верховных ценностей путем 
    культивирования высших человеческих достоинств
  4. (М. Хайдеггер); как «культа», культурных ценностей — производных 
    культа, как

бы  отслоившейся  шелухи  культа (П.А. Флоренский); совокупности

материальных  и  духовных  ценностей (Г. Францев);  как  идеала, духовной

настроенности, выражающейся  в  вере  в  постепенное  и непрерывное

нравственное и умственное совершенствование человечества (С.Л. Франк); как

  • диалога  культур (В. Библер); в качестве  системы производства  духовных
  • ценностей, их  хранения, распределения  и  потребления, системы,
  • обеспечивающей  соответствующее  конкретно-историческим  социальным
  • условиям  духовное (интеллектуальное, эмоциональное, нравственное)
  • формирование  людей  как  деятельных  членов  общества  и  удовлетворение  их

духовных потребностей (М.Б. Ешич); воплощение творческих сил общества и

человека  в  определенных  культурных  ценностях (Е.В. Боголюбова); как

творческой  деятельности  человека — как  прошлой (зафиксированная,

«опредмеченная» в культурных ценностях), так и настоящей, основывающейся

на освоении, распредмечивании этих ценностей (Н.С. Злобин).

  1. Третья  группа  понятий  раскрывает  культуру  в  качестве  единства  всех
  2. форм  традиционного  поведения (М. Мид); общего  образа  жизни народа,
  3. социальное  наследство, которое  индивид  получает  от  своей  группы (К.
  4. Клакхон);  формы поведения, привычного  для группы, общности  людей,
  5. социума, имеющие материальные и нематериальные черты (К. Юнг); способа
  6. человеческой деятельности (Э. Маркарян);  деятельно-практического 
    единства
  7. человека  с  природой  и  обществом, определенного  способа  его  природно- и
  8. социально-детерминированного  деятельного  существования (В. Межуев);
  9. субъективной  стороны  знания  или  способ  и  технология  деятельности,
  10. обусловленные разрешающими возможностями человеческого материала, некий
  11. единый  срез, проходящий  через  все  сферы  человеческой  деятельности (М.
  12. Мамардашвили); системы хранения  и передачи  социального опыта, основу
  13. которого составляет достигнутый 
    обществом уровень развития сущностных сил

человека (В. Конев).

  • Первая  группа  объединяет  определения  культуры  как  системы  знаний,
  • способностей, «памяти мира», вторая объединяет определения, относящиеся 
    к
  • области  ценностей, отношений, третья — к  формам  поведения, образа  жизни.
  • Такое  условное  разделение  позволило  выделить  трехкомпонентный
  • структурный  состав  общекультурной  компетентности  и  форм  присвоения
  • продуктов культуры.
  • Исследователи выделяют три самостоятельные вида культуры.
  • Первый  вид  характеризуется  тем, что  понятие «культура» указывает  на
  • общее  отличие  человеческой  жизнедеятельности  от  простой (или чистой)
  • биологической формы жизни. Для этого описывают качества и своеобразия этой

жизнедеятельности (например, античная  культура, русская  культура1  и т.д.).

  1. Английский  историк  Эдвард  Тайлор  писал: «Культура, или цивилизация,
  2. слагается  в  своем  целом  из  знания, верований, искусства, нравственности,
  3. законов, обычаев  и  некоторых  других  способностей  и  привычек, усвоенных
  4. человеком как членом общества». Если следовать концепции Маргарет Мид, то
  5. можно  выделить  следующую  классификацию  культур: постфигуративная,
  6. кофигуративная и префигуративная. В постфигуративной культуре дети учатся,
  7. прежде  всего, у  взрослых. В  кофигуративной  и дети, и взрослые  учатся  у

сверстников. А в префигуративной взрослые учатся также у своих детей.

  • Второй  вид  представляет  достаточно  узкое  толкование  культуры  как
  • сферы духовной жизни людей.
  • Третий вид заключается 
    в том, что культура включает в 
    себя результаты
  • деятельности  людей. Это  могут  быть  материальные  предметы: научные,
  • технические  произведения  или  сооружения, а  также  произведения  искусства.
  • Возможны  интеллектуальные  и  этические (или  духовные) продукты
  • деятельности человека. К 
    первым отнесем теории, научные концепции, модели,
  • нормы  права  и  др. Вторые  связаны  с  наполнением  духовно-эмоциональной
  • сферы человека. Это этические, моральные, поведенческие нормы, ценностные
  • ориентиры, имплицитные концепции 
    личности, идеи, витальные и ментальные
  • традиции  этноса  и  др. Материальная  и  духовная  составляющие  культуры
  • находятся  в  диалектической  взаимосвязи, образуя  единое  состояние, которое
  • культура  проходит  в  своем  воспроизводстве. Хотя  культура  исторически
  • изменчива, но на каждом новом 
    этапе своего развития она наследует 
    все самое
  • ценное  и  полезное, созданное  в  прошлом. Видим, что  культура  представляет
  • собой  способ  обеспечения, организации  и  совершенствования
  • жизнедеятельности  человечества, с  необходимостью  воспроизводимый
  • сменяющимися  поколениями. Ядро  культуры  состоит  из  общечеловеческих
  • ценностей, гуманистических  идеалов, а  также  исторически  сложившихся
  • способов  их  восприятия  и  достижения. Но  являясь  всеобщим  явлением,
  • культура  воспринимается, осваивается  и  воспроизводится  каждым  человеком
  • индивидуально, обуславливая его онтогенез.
  • Характеристика  третьего  вида  позволяет  выделить  общепедагогическую
  • культуру, включающую в себя, в большей мере, продукцию интеллектуальную и
  • духовную. Именно благодаря 
    ей происходит трансляция «глобальной» культуры
  • от  поколения  к  поколению, которая  включает  освоение  накопленного
Читайте также:  Архитектура руси xiii – xv вв. - студенческий портал

человечеством опыта, т.е. социального 
опыта. Но это не все, и даже не главное.

  1. Речь  все-таки  идет  не  только  об  утилитарном  овладении  результатами
  2. деятельности предшествующих поколений. [12]
  3. Практически  каждый  современный  исследователь, занимающийся  теми
  4. или  иными  проблемами  образования, представляет  свое  осмысление  понятия
  5. «культура». Так, в  философии, психологии  и  педагогике  анализируются
  6. различные  сферы  взаимодействия  культуры  и  образования. К  ним  относятся:
  7. культура  личности, культура  воспитания, профессионально-педагогическая
  8. культура, культура жизненного самоопределения  и  самообразования, культура
  9. мышления, общения  и  поведения, интеллектуальная, физическая  и
  10. эмоциональная культура, валеологическая культура, информационная культура,

массовая культура, культура труда и отдыха, и т. п.[1]

Немецкий  философ  И.Г. Гердер  всю  человеческую  историю, процесс

воспитания рассматривает 
как «культивирование человечности» [3, с.15]

Культурно-исторический  подход  Л.С. Выготского (в  разработке

теоретических основ принимали 
также участие А.Н. Леонтьев и 
А.Р. Лурия; в

  • западной  психологии  сходные  идеи  были  высказаны  В. Вундтом, который
  • считал культурно-исторический метод наиболее адекватным изучению психики
  • человека); в  основе  подхода — идея  интериоризации  ребёнком  социально-
  • символической, опосредованной  знаками  деятельности; процессы  и  результат
  • такой деятельности составляют суть присвоение ценностей культуры, при этом
  • психические  функции  становятся  культурными; на  этой  основе  была
  • разработана  модель «взращивания» 
    культурных  знаков  в  структуру
  • психических  функций  ребёнка  и  сформулировано  положение  о  зоне
  • ближайшего развития  как «поле» его совместной  с  взрослым  опосредованной
  • культурной деятельности, где и происходит переструктурирование психических

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_16/kulturologicheskij-podhod-v-pedagogike/290750.2334751.page1.html

16.5. Роль культурологического подхода в понимании и решении новых педагогических проблем

16.5. Роль культурологического подхода в понимании и решении новых педагогических проблем

Культурологический подход – совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих культурологических понятий, таких, как «культура», «культурные образцы», «нормы» и «ценности», «уклад» и «образ жизни», «культурная деятельность» и «интересы» и т. д.

Культурологический подход в зависимости от условий и исследовательских, проектных или экспериментальных задач может применяться в контексте философской, культурной, психологической, педагогической антропологии, а также истории культуры и искусствознания.

С одной стороны, он может тяготеть к философии, антропологии, психологии, с другой – непосредственно реализоваться в педагогике (что стало ощутимо значимо только в конце XX века).

Культурологический подход использовался наиболее плодотворно в социологии и психологии. Однако теперь он начал широко использоваться и в педагогике.

Более того, можно с уверенностью сказать, что культурологический подход в педагогической деятельности повышает уровень культуры этой деятельности.

Формы актуализации культурологических идей, используемые в психологии и культурной антропологии, различны. Возможны решения педагогических задач средствами культурологического подхода в целом и его различными направлениями и модификациями.

Кросс-культурный подход – совокупность методов описания, сравнения и изучения культурных различий сообществ, особенностей влияний социокультурной среды (социокультурных ценностей, обычаев, институтов) на личность, а также индивидуального культурного опыта – на психику и деятельность (в частности, на особенности восприятия, интерпретации). В области образования кросс-культурный подход реализуется в сравнительной педагогике.

Культурно-исторический подход в развитии его теоретических основ принимали участие Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, затем В.П. Зинченко, А.Г. Асмолов. В западной психологии сходные идеи были высказаны В. Вундтом, который считал культурно-исторический метод наиболее адекватным изучению психики человека.

Этот подход применялся «культурно-исторической школой» – направлением в западной культурной антропологии, которое придавало наибольшее значение условиям проявления творческих начал в человеке, культурной динамике и распространению инноваций, влияниям и изменениям в культуре разных этносов.

В основе подхода на современном этапе лежат заложенные еще Выготским идеи интериоризации (т. е. присвоения) ребенком социально-символической (опосредованной знаками), деятельности.

Считается, что процессы и результат такой деятельности составляют суть присвоения ценностей культуры, при этом психические функции становятся культурными.

На этой основе была разработана модель «взращивания» культурных знаков в структуру психических функций ребенка и сформулировано положение о зоне ближайшего развития как «поле» его совместной со взрослым опосредованной культурной деятельности, где и происходит переструктурирование психических функций.

Разные формы и варианты культурной (культурно-исторической) психологии развивались благодаря исследованиям многих психологов и культур-антропологов и в разной мере ставили задачу «переместить культуру с периферии общей психологии в ее центр» (М. Коул, С. Скрибнер, Р. Шведер). Основные идеи М. Коула: прямая и опосредованная связь мышления и культуры, структурирование развития контекстами обыденной жизни, коэволюция деятельности и артефактов (материально-идеальных фундаментальных элементов культуры).

Интегративный культурфилософский подход: соединение идей культурологии и культурной антропологии с основными концепциями современных гуманитарных и естественно-научных дисциплин (П.С. Гуревич, Э.А. Орлова, А.А. Пузырей, В.М. Розин, А.Я. Флиер).

Неклассический подход: синтез идей общей психологии и культурной психологии, с одной стороны, и философской антропологии, с другой, и выявление их сложного влияния на современную педагогическую психологию и педагогическую антропологию. На этой основе – преодоление рамок традиционного психологизма и упрощенного культурализма, стремление соединить современную культурную антропологию и неклассическую психологию и педагогику (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков).

  • Культурологический подход, междисциплинарный и разнообразный по своим формам, реализуясь в гуманитарных науках, приобретает черты самостоятельного научного подхода, использующего собственные методы.
  • Перечислим функции культуры, которые являются наиболее важными при рассмотрении образования как культурного процесса:
  • – наследование, развитие и изменение систем ценностей образования, обеспечение условий их постоянного обновления;
  • – создание и обеспечение адекватных межпоколенных связей и взаимодействий в сообществе;
  • – обеспечение качества жизнедеятельности сообществ и человека в них (в отношении образовательных учреждений речь идет о создании в них культурного уклада жизни и деятельности;
  • – создание условий для социальной реализации и творческой самореализации человека, выявления и роста его индивидуальных особенностей, что особенно актуально для современного образования, в системе которого не полностью обеспечиваются права педагогов и учащихся.

В рамках культурологического подхода функции и задачи образования приобретают объяснение, отличающееся от того, какое обычно дается в рамках его сугубо педагогической интерпретации. Так, В.М.

Розин, анализируя особенности культурологического подхода, указывает на его многоаспектность, включенность в него исторических, социологических, социально-психологических сторон исследования. Применив разнообразные приемы культурологического анализа современного образования, В.М.

Розин делает вывод о том, что существующая знаниевая педагогическая парадигма себя исчерпала и необходимо существенное реформирование образования. В конечном счете это означает, что на смену существующей педагогической культуре должна прийти другая, определить которую можно только на основе культурологии образования.

Ее широкие аналитические и проектные возможности уже используются в исследованиях и на практике. Задача состоит в том, чтобы эти возможности открыли для сферы отечественного образования магистральное направление реформирования, были поняты и приняты педагогами, стали реальными факторами и основой их действий.

Культурологический подход изменяет представление об основополагающих ценностях образования как исключительно информационно-знаниевых и познавательных, снимает узкую научную ориентированность его содержания и принципов построения учебного плана, расширяет культурные основы и содержание обучения и воспитания, вводит критерии продуктивности и творчества в деятельность взрослого и ребенка. Это дает основания говорить о прямой необходимости использовать культурологический контекст в педагогике, которую называют своего рода практической философией.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://culture.wikireading.ru/46194

Культурологический подход к формированию педагогического мастерства

Идея образования как процесса становления «человека культуры» укрепилась в 90-ые годы XX века и связана с распространением тогда идей гуманизации и гуманитаризации педагогической теории и практики.

Между тем, принцип культуросообразности возникает в педагогике еще в первые десятилетия XIX века, и в этот же период зарождается современное представление о культурной первооснове педагогической деятельности.

Выделим несколько основных аспектов культурологического видения педагогической деятельности.

1) Ценность культуры. Необходимо отметить, что утверждение культуры, как самостоятельной ценности, более того, имеющей духовный статус относится к началу XIX века и обусловлено рядом исторических обстоятельств.

Так, во Франции, католическая церковь, активно поддерживающая королевскую власть в годы революции, в значительной степени утратила свой авторитет.

Этим, в значительной степени, обусловлен культ Древнего Рима и античного наследия в наполеоновской Франции, включавший имперскую политику и ценностное отношение к «культуре», противостоящей «дикости» порабощенных народов.

В Германии, «культурная политика» (культуртрегерство) в первой половине XIX века была обусловлена необходимостью объединения разрозненных земель.

Кроме того, в Германии практически наравне существовали две равнозначные религиозные общины – католиков и протестантов, в связи с чем, объединение страны под конфессиональными лозунгами было невозможно. Русское понятие «культуры» не только интегрирует возникшие во Франции и Германии смыслы, но также актуализировало и идею усвоения западных образцов человеческого бытия (в первую очередь, в литературе, музыке, повседневном быте). Так в большинстве модернизирующихся европейских стран возникает образ культуры, как объединяющей и возвышающей нацию реальности, включающей государственность, язык, достижения в искусстве и художественном творчестве и пр.

2) Концептуализация феномена «педагогическая культура». Понятие «педагогической культуры» возникает уже во второй половине XX века, как один из результатов секуляризации и фрагментации первоначального понятия.

Читайте также:  Денежная реформа петра i - студенческий портал

Тогда же получают распространение представления о «молодежной культуре», «массовой культуре», «культуре быта» и пр.

В этом контексте, педагогическая культура совмещает множество разнородных, нередко, противоположных значений: обыденность и творчество, общественная значимость и глубокая индивидуализация, господство над индивидуальными проявлениями – и фактическая «неуловимость».

3) Актуализация понятия «педагогической культуры» в современных условиях. Оказалось, что понятие педагогической культуры адекватно пониманию множества проблем.

В частности, в течение последних десятилетий нормативно-правовая база образования обновилась практически полностью, между тем, изменения в способах деятельности большинства педагогов не столь значительны – это может быть объяснено относительной автономией и инерционностью культурных феноменов относительно внешних политико-административных воздействий. Кроме того, оказалось, что ряд «вечных» педагогических проблем (направленность педагогической деятельности, возможности индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, соотношение мотивов и принуждения в обучении, допустимые уровни самостоятельности) обусловлены культурной традицией в большей степени, чем индивидуальными пожеланиями и намерениями. Не менее важно и то, что в культурном феномене сопрягаются личностное и универсальное измерения образовательной деятельности.

4) Переосмысление в культурологическом подходе феноменов «субъекта» и «личности»: субъектность и личность не есть какое-то «внутреннее» (тем более, физическое) качество или субстанция присущее человеку в силу его природного происхождения (конституциональных факторов), но есть результат формирования «социального Я».

В культурологическом подходе – «Я» — результат очень сложного и никогда не прекращающегося процесса идентификации, самоидентификации, противостояния разноуровневых стратегий и тенденций, ролевых ожиданий, дискурсов, грамматических конструктов, метафор и пр.

Иначе говоря, «Я» неоднородно, включает множество слоев (идеологическое Я, коммуникативное Я, метафорическое Я), принадлежащих культурным порядкам, в которых оно формируется.

На практическом уровне, культурологический подход к процессу становления педагогического мастерства означает обращение к тем культурным прообразам, которые имеет в своей основе педагогическая деятельность.

В этом контексте, можно говорить о трех наиболее значительных культурных прототипах, сыгравших особую роль в теории и практике педагогического мастерства: священнослужителе, актере и психотерапевте.

Идея внутреннего единства священнослужения и учительства характерен для всех монотеистических традиций. Сам факт наставления детей раскрывается в свете исполнения заповедей. Соответственно, особую роль в становлении педагогического мастерства приобретают духовные усилия по самосовершенствованию, а также – изучение Писания.

Театрально-культурный архетип в педагогике возникает в 30-ые годы XX века под влиянием учений о формировании актерского мастерства К.С.Станиславского и М.А.Чехова.

Театрализация представляется в качестве универсального синтетического средства воспитания и самовоспитания педагога, а также – формы организации педагогического действия.

По аналогии с теорией Станиславского, любое педагогическое действие (высказывание, жест, молчание) начинает рассматриваться в логике решения некоторой образовательно-воспитательной сверхзадачи, раскрывающейся через совокупность коммуникативных ситуаций, импровизаций, этюдов.

Наконец, начиная со второй половины 80-ых годов XX века, в контексте интенсивного заимствования европейских и американских представлений о школе, широкое распространение получает ассоциация учителя – с психотерапевтом гуманистического толка (К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мэй и др.).

Сам феномен учения начинает рассматриваться в связи с глубинными и – одновременно – вершинными потребностями человека «стать самим собой», по отношению к которым, учитель должен занять позицию консультанта, но никогда – самоуверенного лидера.

Это, в свою очередь, требует от учителя открытости любому опыту во всей его противоречивости и неоднозначности, преобладание самооценки перед любыми видами внешней оценки, стимулирование свободного изъявления учеником своих потребностей и свойств.

Особое направление театральной педагогики связано с попыткой реализации всех основных образовательных и, в первую очередь, социально-воспитательных задач – через включение детей в деятельность театральной студии, обучении их «театральному языку», позволяющему проживать и проигрывать актуальные проблемы, конфликты и эмоции.



Источник: https://infopedia.su/17x7b13.html

Культурологический подход в воспитании

(В.И.Андреев).

В педагогике как науке, да и в самой педагогической практике, в последние годы все увереннее набирает силу культурологический подход, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющий системообразующую роль и для развития самой педагогики, и для совершенствования педагогической практики.

Сразу отметим, что суть принципа культуросообразности воспитания заключается в его опоре на следующую педагогическую зако­номерность. Воспитание будет тем эффективнее, чем в большей сте­пени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а вос­питанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации.

Итак, воспитание на основе принципа культуросообразности -это организация воспитания как процесса интериоризации (присво­ения) и развития личностью достижений культуры.

Действительно, если для российской ментальности характерна соборность, то для культурологического подхода в воспитании проектировать и всячески развивать у учащихся дух коллектива сопричастности ко всему тому, что делается в классе, школе, стране.

Другими словами, развитие духовной культуры подрастающего поколения может стать реальностью только в том случае если учащийся, будет непосредственным участником повседневной культурной, духовно-насыщенной жизни своей школы, лицея, своего города, страны.

Одним из перспективных направлений реализации культурологического подхода в воспитании можно считать идеи В.С.Биб (представленные в его концепции «Школа диалога культур»). Воспитательный процесс в рамках этой концепции строится на том, что жизнедеятельность человека в своей основе диалогична, и лишь свое духовное обогащение в процессе становления черпает как в условиях диалога культур.

Культурологический подход в воспитании ориентирует на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса.

Культурологический подход очень эффективен и осуществляется центральной идеей в развитии этнопедагогики,которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию

русских, так и татар, чувашей, башкир и многих других народов составляющих Россию. Этнопедагогика в последние годы стала предметом самых глубоких и тщательных исследований в работах Г.Н.Воц, Б.Е.Осовского, К.Ш.Ахиярова, Я.И.Ханбинова, Р.А.Низамова и других.

Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры — все это очень эффективно для воспитания трудолюбия, справедливости и взаимопомощи, т.е. тех качеств, которые несут в себе здоровье, нравственные основы каждого человека, каждой гармонически развитой личности.

  • Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без народной педагогики, без воспитания уважения у подрастающего поколения к традициям, языку, культуре своего народа. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что проблемы
  • межнационального общения, проблема преемственности взаимосвязей прошлого и настоящего, уважительного и
  • Воспитание культуры человека в современных условиях в ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев и ценностей.

отношения к народной мудрости уходят своими корнями в этнопедагогику.

Действительно, воспитание — это не только результат деятельности профессионала-педагога, на чем акцентирует вниманиеЩуркова, но и то, что «воспитание активно осуществляется там, где ежедневно и ежеминутно происходит воссоздание жизни, достойной современного человека, современного. Ребенок читает, слушает музыку, чистит зубы, выражает свою любовь окружающим, проявляет заботу о слабых» Т.е. воспитание — это целенаправленная организованная жизнь ребенка в контексте конкретной культуры.

Разработке культурологического подхода о воспитании боа внимание уделено в исследованиях Е.В.Бондаревской, которая в развитии педагогической теории, и в совершенствовании педагогической практики рассматривает воспитание как процесс возрастания человека культуры.

В связи с этим она акцентирует внимание на том, что «воспитание, понимаемое как необходимое условие реализации личности, является экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранение, воспроизводство и развитие культуры; обслуживание исторического процесса смены поколений,_ формирование личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества».

В культурологическом подходе в педагогике, в том числе и воспитании, в качестве приоритетных могут быть выделены:

1) одной из приоритетных целей воспитания является развитие личности как человека культуры;

2) эффективность воспитания во многом зависит от уровня общей культуры (нравственной, физической, эстетической и т.д.) учителя, а также его профессионала культуры;

  1. 3) в воспитании в качестве базиса и приоритета должна быть национальная культура и соответственно этнопедагогика;
  2. 4)в воспитании необходимо учитывать социокультурную ситуацию;
  3. 5)уровень культуры родителей играет важную, а порой решающую роль в воспитании личности;
  4. 6) достижения мировой культуры должны быть выделены в контексте процесса воспитания.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/34817.html

Ссылка на основную публикацию