Усиление глобализационных процессов, масштабы современной экспансии приводят к нивелированию национальных культур, актуализируют проблему необходимости сохранения национальных культур, мотивируют к становлению культурологического подхода как приоритетного в современной системе образования.
Современные подходы к пониманию культурологического подхода
В современной научной литературе единый подход к определению культурологического подхода отсутствует.
Определение 1
- Ряд ученых понимает под данной категорией образовательно-воспитательный процесс как культурный процесс, протекающий в образовательной культуросообразной среде.
- Другие исследователи интерпретируют культурологический подход как совокупность теоретико-методологических положений и практических организационно-педагогических мероприятий, направленных на передачу и создание культурных ценностей в рамках образовательного учреждения.
- Третьи понимают под данным подходом изучение личности в тесном взаимодействии с культурной моделью, в контексте ее культурного существования.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Основные положения культурологического подхода в педагогике
- обучаемый воспринимается как актор, субъект обучения, способный к культурному развитию и саморазвитию;
- педагог выполняет роль посредника между обучающимся и культурной моделью, знакомит его с культурной спецификой, ее уникальностью, самобытностью, оказывает поддержку в самоопределении личности, формировании системы культурных ценностей;
- образование выступает культурным процессом, в формировании которого активное участие принимают личные смыслы, коммуникативное взаимодействие всех участников образовательно-воспитательного процесса с целью достижения культурного саморазвитии;
- учебное учреждение представляет собой единое культурно-образовательное пространство, в котором воссоздаются культурные образцы, культурные события, осуществляется дальнейшее развитие культуры;
- реализация культурологического подхода направлена на подготовку специалиста – носителя национальной и профессиональной культуры.
Замечание 1
В результате реализации данных положений осуществляется культурная идентификация личности обучающегося, осознание своей принадлежности к определенному этносу, культурной модели, принятие ее ценностей, встраивание в систему социальных отношений, специфика которых во многом обуславливается особенностями отдельных национальных культур.
Практическая имплементация данного подхода в образовательно-воспитательный процесс полностью меняет представление об обучении как процессе, направленном на приобретение исключительно информационно-знаниевый, познавательных ценностей, существенно расширяет культурные основы образовательного процесса.
Основные требования культурологического подхода
- на уровне формулировки образовательных целей требуется повышение уровня сформированности профессиональной культуры, которая всегда характеризуется национальной маркированностью;
- на уровне содержания образования необходимым представляется усиление культурологической составляющей;
- на уровне педагогических технологий требуется внедрение форм, методов педагогического воздействия, направленных на деятельностное усвоение культурных ценностей, идеалов, образцов поведения и пр.;
- на уровне образовательного пространства необходимым представляется создание культуросообразной среды;
- на организационном, управленческом уровне требуется формирование корпоративной, организационной культуры образовательного учреждения.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/kulturologicheskiy_podhod_v_pedagogike/
Культурологический подход в педагогике
По причине нарастания глобализационных процессов, увеличения масштабов экспансии в современных условиях происходит уравнивание национальных культур.
Именно по этой причине с годами более актуальной становится проблема целесообразности сбережения национальных культур.
Данные аспекты аргументируют дальнейшее развитие культурологического подхода как ключевого в современной образовательной системе.
Актуальные подходы к трактованию культурологического подхода
На сегодняшний день культурологический подход в современной научной литературе не представлен посредством единой формулировки.
Формулировка
- Многие ученые рассматривают культурологический подход в образовании как воспитательно-образовательную процедуру, культурный процесс, который происходит в образовательной культуросообразной среде.
- Прочие специалисты трактуют культурологический подход с точки зрения комплекса теоретико-методологических принципов, тезисов, организационно-педагогических практических мер, нацеленных на формирование, дальнейшую передачу культурных приоритетов, ценностей в ходе образовательного процесса.
- Остальные исследователи расценивают данный подход как постижение индивидуума в непосредственной связи с моделью культуры, в рамках его культурного развития.
Базовые принципы культурологического подхода для педагогики
- ученик рассматривается с позиции актора — своеобразного субъекта обучения, который имеет склонности к культурному саморазвитию, становлению;
- учитель выступает в роли посредника между рассматриваемой моделью культуры и учеником, ознакамливает его с особенностями культуры, с ее спецификой, оригинальностью, предоставляет помощь в самоидентификации индивидуума, развитии системы культурных приоритетов;
- образование является культурным процессом, в развитии и становлении которого особенное участие принимают персональные мотивы, коммуникативные связи всех членов воспитательного, образовательного процесса для приобретения культурного саморазвития;
- в свою очередь учебное учреждение – это общее культурно-образовательное пространство, где отстраиваются культурные факты, модели, реализуется последующее культурное становление;
- осуществление культурологического подхода нацелено на эффективную, разноплановую подготовку будущего специалиста – непосредственного носителя профессиональной и национальной культуры.
Примечание
По факту осуществления описанных принципов реализуется культурное определение индивида учащегося, он осознает свою принадлежность к конкретной модели культуры, к этносу, принимать ее ценности, закрепляется в системе общественных отношений, особенности которых, как правило, зависят от специфики конкретных национальных культур.
Посредством практической реализации анализируемого подхода в процессе воспитания, образования абсолютно изменяется общее понимание обучения с точки зрения процесса, нацеленного на получение познавательных, информационно-познавательных ценностей, в значительной мере углубляются культурные принципы процесса образования.
Ключевые требования культурологического подхода
- с точки зрения формирования целей образования необходим более высокий уровень развитости профессиональной культуры, для которой присуща национальная составляющая;
- с точки зрения содержания образования важным является интенсификация культурологических аспектов;
- с точки зрения педагогических технологий необходимо введение подходов, форм, способов педагогического влияния, нацеленных на активное постижение культурных моделей, принципов, ценностей и прочего;
- с точки зрения образовательного пространства важным аспектом является формирование культуросообразной среды;
- с точки зрения управленческого, организационного уровней необходима разработка организационной, корпоративной культуры учебного учреждения.
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход? Закажи свою оригинальную работу УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ
Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/kulturologicheskij-podhod-v-pedagogike/
Педагогический потенциал культурологического подхода к высшему профессиональному образованию
Колоницкая О. Л. Педагогический потенциал культурологического подхода к высшему профессиональному образованию [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 146-148. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10506/ (дата обращения: 19.03.2020).
Ключевые слова: гуманитаризация, культурологический подход, гуманитарная среда, конкурентоспособный специалист, культуроведческая социологизация
В условиях современного общества происходит объединение культурологического и образовательного аспектов образования.
Это связано с потребностями человека, которые базируются не только на получении знаний, а ещё и «на способах, придающих человеческой активности внутреннюю целостность» [1], то есть на культуре.
Образование является ключевым фактором вхождения человека в культуру как национальной и мировой, так и личностной. Обучаемые должны овладеть культурным достоянием, которое было создано человечеством.
Необходимо готовить конкурентоспособных специалистов настроенных на активную деятельность и творчество в сфере своей специальности, тонко чувствующих культурную среду. Наряду с общепринятыми аспектами, необходимо учитывать и то, что образование должно способствовать включению студента в национальную культуру, во-первых, а во-вторых, в общероссийскую и мировую культуру.
Для достижения поставленных задач в техническом ВУЗе необходимо создать гуманитарную среду (далее ГС).
Для создания ГС как один из основополагающих используется культурологический подход, который предполагает использование культуры в качестве ключевого понятия.
«Культурологический подход — это, прежде всего, принципиальная гуманистическая позиция, признающая человека субъектом культуры, ее главным действующим лицом, способным вмещать в себя все «старые» смыслы культуры и одновременно производить новые» [2, 37].
Итак, будущий конкурентоспособный специалист должен овладеть самой необходимой частью культуры, поэтому образованию присуща культуротрансляционная функция, которая в неязыковом вузе является чрезвычайно важной, потому, что выпускаемым специалистом необходимо иметь представление о разнообразии культур, их особенностях и основных чертах. Следовательно, технический вуз должен готовить высокообразованных конкурентоспособных специалистов, настроенных на активную деятельность и творчество в сфере своей специальности, тонко чувствующих культурную среду.
Очевидно, что личность живет и действует в условиях культуры, а культура, в свою очередь, является неотъемлемым фактором полноценного существования личности. Культурное развитие личности это, в первую очередь, непрерывный, целостный процесс.
Мы считаем, что высшее профессиональное образование должно помогать усваивать культуру и её реалии, прививать толерантное отношении к другим культурам, учить человека быть полноценным носителем культурных ценностей данного народа, так же как и учить творчеству и самореализации, то есть умению выражать себя, своё “Я” и быть субъектом творчества.
Всё больше и больше уделяется внимание культуре в системе профессионального образования. Довольно долго недооценивался очевидный факт: именно образование является наиболее важной частью культуры. Многие исследователи изучали культурные функции, присущие образованию, которые необыкновенно важны и представляют собой своеобразное триединство. Мы полностью согласны мнением Г. И.
Гайсиной, что образование реализует следующие культурные функции: гуманитарную − развитие гуманитарной культуры студента; культуротрансляционную — трансляция из поколения в поколение опыта, представлений, идеалов, культурных особенностей как исторически сложившихся, так и новых составляющих культуры; культуротворческую — обогащение культуры за счёт не только её изучения, но и переработки и понимания [3, 82].
Процесс гуманитаризации, затрагивающий сферу высшего профессионального образования, выражается во взаимосвязи культуры, личности и образования и выявляется в его культурных функциях.
Гуманитарная, культуротрансляционная и культуротворческая функции образования необходимо рассматривать при создании модели конкурентоспособного специалиста.
Поэтому в настоящее время происходит культуроведческая социологизация содержания высшего профессионального образования, которая предполагает, что образование — это средство передачи индивиду универсальных и национальных культурных ценностей на основе сопоставительного изучения цивилизаций и культур, разницы менталитетов, влияние культур друг на друга [4, 56]. Данное понятие лежит в основе создания ГС в техническом вузе. В свою очередь для достижения культуроведческой социологизации как основополагающий используется культурологический подход.
На наш взгляд, вслед за Н. Е.
Буланкиной важно заметить, что формирование культурологической компетенции личности приобретает в настоящее время первостепенную значимость для решения различных глобальных проблем развития современного общества.
В зависимости от того, насколько адекватно осознают люди ценности своей культуры и народа и сопоставляют их с другими, определяется благополучие данного народа и статус страны в мировом пространстве [5, 33–43].
Необходимо подчеркнуть, что культурологический подход представляет собой совокупность методологических приёмов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психологической жизни и деятельности человека через призму системообразующих культурологических понятий, таких как культура, культурные нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность и т. д.
Культурологический подход представляет собой совокупность различных технологий, направленных на развитие гуманитарной культуры будущего специалиста, его профессиональных и личностных качеств.
Более того, в контексте культурологического подхода представляется необходимым выделить ещё несколько задач высшего технического образования в дополнение к вышеизложенным: во-первых, овладение общей культурой, адекватной мировому уровню и, во-вторых, интеграцию личности национальную и мировую культуру.
Являясь методологической основой и методом проектирования личностно-ориентированного образования, культурологический подход, позволяет трактовать: культуру как гуманистически ориентрированное содержание образования; образование как процесс овладения культурой, направленный на развитие, целостное преобразование личности человека; познание мира, творчество и диалог как способы саморазвития и самореализации личности [7].
Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10506/
Культурологический подход в педагогике
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ
А.В.Шипова
- Академия Повышения Квалификации и Профессиональной Переподготовки
- Работников Образования, г.Москва, Россия
- Проблемы культурологического подхода к образованию изучались
- представителями различных наук: философами, социологами, психологами,
педагогами и другими — Платоном, М.М. Бахтиным, В.С. Библером, Б.М. Бим-
Бадом, Л.С. Выготским, М.С. Каганом, Н.Ф. Федоровым и др.
В современной педагогической литературе культурологический подход к
образованию отражен в трудах Г.С. Батищева. Л.П. Буевой, А.П. Валицкой, О.
С. Долженко, И.А. Ильина, Н.С. Розова и др. Вопросы воспитания с позиций
культуры освещаются в трудах Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, Н.Б.
Крыловой, Б.Т. Лихачева, Н.Е. Щурковой и др.[1]
- Культурологический подход представляет совокупность
- методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы
социальной - и психологической жизни (в том числе сферы образования
и педагогики) через - призму системообразующих культурологических понятий, таких
как культура, - культурные образцы, нормы и ценности, уклад, образ жизни, культурная
деятельность и т.д. Культурологический подход в корне изменяет представление
- об основополагающих ценностях образования как исключительно
- информационных и познавательных, снимает узкую научную
- ориентированность содержания образования.
- В зависимости от исследовательских целей, культурологический подход
- может применяться в контексте философской, культурной, психологической,
- педагогической антропологии, а также истории культуры и
искусствознания. С - одной стороны, культурологический подход может основываться на философии,
- антропологии, психологии, с другой, непосредственно реализоваться в
педагогике, что стало
ощутимо значимо только в конце
ХХ в. [8, с. 73]
- Культурологический подход к исследованию педагогических проблем
- осуществляется в контексте общефилософского понимания культуры,
- рассматриваемой на уровне обыденного и теоретического сознания. В
- обыденном сознании культура представлена неоднозначно: с одной стороны,
- она понимается как нечто нормативное, заданное как образец, на который
- должны равняться представители
конкретного общества или профессиональной - группы; с другой – отождествляется с образованностью, интеллигентностью
- человека; с третьей –
связывается с характеристикой места и образа жизни - человека [5, с. 6]
- Культурологический подход предполагает рассмотрение феномена
- культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении человека, его
- сознания и жизнедеятельности. В логике данного подхода различные аспекты
- сущности человека как субъекта культуры, в частности, сознание,
- самосознание, духовность, нравственность, творчество, понимаются в
- «иерархическом сопряжении», как грани целостного культурного человека.
- В педагогической литературе мы можем найти большое множество
- трактовок понятия «культура».
- Так, в Российской педагогической энциклопедии дается следующее
- определение культуры: «Культура (от латинского cultura – возделывание,
- воспитание, развитие, почитание) – исторически определенный уровень
- развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в
- типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их
- взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных
- ценностях» [9, с.486]
- Широта и многозначность научных подходов к изучению и
- интерпретации культуры и, как следствие, многообразие ее трактовок
- объясняется тем, что культура выражает глубину и неизмеримость
- человеческого бытия. «В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек,
многогранна, многоаспектна
и культура», — подчеркивает П.С. Гуревич [4, с.11]
Феномен культуры в педагогике трактуется как многомерное
многофункциональное и многоаспектное явление. Понятие культуры родилось в
Древнем Риме как оппозиция понятию «натура» — т.е. природа. Оно обозначало
- «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противовес
- «естественному», «дикому», «первозданному». Со временем слово
«культура» - стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий,
- общими свойствами которых были их сверхприродный,
- «противоестественный» характер, их человекотворное, а не божественное
- происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он
- рассматривался как творец себя самого, попадал в сферу культуры, и понятие
- приобретало смысл «образование», «воспитание» (например, немецкое
- Bildung).
- Определения «культуры», предложенные наиболее видными
- европейскими, американскими и отечественными учеными, условно
- разделяются на три группы.
- Первая группа представляет культуру как: комплекс, включающий знания,
- верования, искусство, законы, мораль, обычаи и другие способности и
- привычки, обретенные человеком как членом общества (Э. Тейлор);
- совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного
человека или - у группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной
с тем, что - можно назвать «памятью мира» и общества — памятью, материализованной в
- библиотеках, музеях и языках (А. Моль); комплекс знаний, позволяющих
- человеку устанавливать сквозь время и пространство связи между двумя
- схожими или аналогичными реальностями, объясняя себе одну из них на
- основании ее сходства с другой, хотя бы эта другая и существовала много веков
- назад (А. Карпентьер); наследственную память коллектива, выражающаяся в
определенной системе
запретов и предписаний (Ю. Лотман).
- Вторая группа содержит определения культуры как специфического
- способа мышления, чувствования и поведения (Т. Эллиот); реализации
- верховных ценностей путем
культивирования высших человеческих достоинств - (М. Хайдеггер); как «культа», культурных ценностей — производных
культа, как
бы отслоившейся шелухи культа (П.А. Флоренский); совокупности
материальных и духовных ценностей (Г. Францев); как идеала, духовной
настроенности, выражающейся в вере в постепенное и непрерывное
нравственное и умственное совершенствование человечества (С.Л. Франк); как
- диалога культур (В. Библер); в качестве системы производства духовных
- ценностей, их хранения, распределения и потребления, системы,
- обеспечивающей соответствующее конкретно-историческим социальным
- условиям духовное (интеллектуальное, эмоциональное, нравственное)
- формирование людей как деятельных членов общества и удовлетворение их
духовных потребностей (М.Б. Ешич); воплощение творческих сил общества и
человека в определенных культурных ценностях (Е.В. Боголюбова); как
творческой деятельности человека — как прошлой (зафиксированная,
«опредмеченная» в культурных ценностях), так и настоящей, основывающейся
на освоении, распредмечивании этих ценностей (Н.С. Злобин).
- Третья группа понятий раскрывает культуру в качестве единства всех
- форм традиционного поведения (М. Мид); общего образа жизни народа,
- социальное наследство, которое индивид получает от своей группы (К.
- Клакхон); формы поведения, привычного для группы, общности людей,
- социума, имеющие материальные и нематериальные черты (К. Юнг); способа
- человеческой деятельности (Э. Маркарян); деятельно-практического
единства - человека с природой и обществом, определенного способа его природно- и
- социально-детерминированного деятельного существования (В. Межуев);
- субъективной стороны знания или способ и технология деятельности,
- обусловленные разрешающими возможностями человеческого материала, некий
- единый срез, проходящий через все сферы человеческой деятельности (М.
- Мамардашвили); системы хранения и передачи социального опыта, основу
- которого составляет достигнутый
обществом уровень развития сущностных сил
человека (В. Конев).
- Первая группа объединяет определения культуры как системы знаний,
- способностей, «памяти мира», вторая объединяет определения, относящиеся
к - области ценностей, отношений, третья — к формам поведения, образа жизни.
- Такое условное разделение позволило выделить трехкомпонентный
- структурный состав общекультурной компетентности и форм присвоения
- продуктов культуры.
- Исследователи выделяют три самостоятельные вида культуры.
- Первый вид характеризуется тем, что понятие «культура» указывает на
- общее отличие человеческой жизнедеятельности от простой (или чистой)
- биологической формы жизни. Для этого описывают качества и своеобразия этой
жизнедеятельности (например, античная культура, русская культура1 и т.д.).
- Английский историк Эдвард Тайлор писал: «Культура, или цивилизация,
- слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности,
- законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных
- человеком как членом общества». Если следовать концепции Маргарет Мид, то
- можно выделить следующую классификацию культур: постфигуративная,
- кофигуративная и префигуративная. В постфигуративной культуре дети учатся,
- прежде всего, у взрослых. В кофигуративной и дети, и взрослые учатся у
сверстников. А в префигуративной взрослые учатся также у своих детей.
- Второй вид представляет достаточно узкое толкование культуры как
- сферы духовной жизни людей.
- Третий вид заключается
в том, что культура включает в
себя результаты - деятельности людей. Это могут быть материальные предметы: научные,
- технические произведения или сооружения, а также произведения искусства.
- Возможны интеллектуальные и этические (или духовные) продукты
- деятельности человека. К
первым отнесем теории, научные концепции, модели, - нормы права и др. Вторые связаны с наполнением духовно-эмоциональной
- сферы человека. Это этические, моральные, поведенческие нормы, ценностные
- ориентиры, имплицитные концепции
личности, идеи, витальные и ментальные - традиции этноса и др. Материальная и духовная составляющие культуры
- находятся в диалектической взаимосвязи, образуя единое состояние, которое
- культура проходит в своем воспроизводстве. Хотя культура исторически
- изменчива, но на каждом новом
этапе своего развития она наследует
все самое - ценное и полезное, созданное в прошлом. Видим, что культура представляет
- собой способ обеспечения, организации и совершенствования
- жизнедеятельности человечества, с необходимостью воспроизводимый
- сменяющимися поколениями. Ядро культуры состоит из общечеловеческих
- ценностей, гуманистических идеалов, а также исторически сложившихся
- способов их восприятия и достижения. Но являясь всеобщим явлением,
- культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком
- индивидуально, обуславливая его онтогенез.
- Характеристика третьего вида позволяет выделить общепедагогическую
- культуру, включающую в себя, в большей мере, продукцию интеллектуальную и
- духовную. Именно благодаря
ей происходит трансляция «глобальной» культуры - от поколения к поколению, которая включает освоение накопленного
человечеством опыта, т.е. социального
опыта. Но это не все, и даже не главное.
- Речь все-таки идет не только об утилитарном овладении результатами
- деятельности предшествующих поколений. [12]
- Практически каждый современный исследователь, занимающийся теми
- или иными проблемами образования, представляет свое осмысление понятия
- «культура». Так, в философии, психологии и педагогике анализируются
- различные сферы взаимодействия культуры и образования. К ним относятся:
- культура личности, культура воспитания, профессионально-педагогическая
- культура, культура жизненного самоопределения и самообразования, культура
- мышления, общения и поведения, интеллектуальная, физическая и
- эмоциональная культура, валеологическая культура, информационная культура,
массовая культура, культура труда и отдыха, и т. п.[1]
Немецкий философ И.Г. Гердер всю человеческую историю, процесс
воспитания рассматривает
как «культивирование человечности» [3, с.15]
Культурно-исторический подход Л.С. Выготского (в разработке
теоретических основ принимали
также участие А.Н. Леонтьев и
А.Р. Лурия; в
- западной психологии сходные идеи были высказаны В. Вундтом, который
- считал культурно-исторический метод наиболее адекватным изучению психики
- человека); в основе подхода — идея интериоризации ребёнком социально-
- символической, опосредованной знаками деятельности; процессы и результат
- такой деятельности составляют суть присвоение ценностей культуры, при этом
- психические функции становятся культурными; на этой основе была
- разработана модель «взращивания»
культурных знаков в структуру - психических функций ребёнка и сформулировано положение о зоне
- ближайшего развития как «поле» его совместной с взрослым опосредованной
- культурной деятельности, где и происходит переструктурирование психических
Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_16/kulturologicheskij-podhod-v-pedagogike/290750.2334751.page1.html
16.5. Роль культурологического подхода в понимании и решении новых педагогических проблем
16.5. Роль культурологического подхода в понимании и решении новых педагогических проблем
Культурологический подход – совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих культурологических понятий, таких, как «культура», «культурные образцы», «нормы» и «ценности», «уклад» и «образ жизни», «культурная деятельность» и «интересы» и т. д.
Культурологический подход в зависимости от условий и исследовательских, проектных или экспериментальных задач может применяться в контексте философской, культурной, психологической, педагогической антропологии, а также истории культуры и искусствознания.
С одной стороны, он может тяготеть к философии, антропологии, психологии, с другой – непосредственно реализоваться в педагогике (что стало ощутимо значимо только в конце XX века).
Культурологический подход использовался наиболее плодотворно в социологии и психологии. Однако теперь он начал широко использоваться и в педагогике.
Более того, можно с уверенностью сказать, что культурологический подход в педагогической деятельности повышает уровень культуры этой деятельности.
Формы актуализации культурологических идей, используемые в психологии и культурной антропологии, различны. Возможны решения педагогических задач средствами культурологического подхода в целом и его различными направлениями и модификациями.
Кросс-культурный подход – совокупность методов описания, сравнения и изучения культурных различий сообществ, особенностей влияний социокультурной среды (социокультурных ценностей, обычаев, институтов) на личность, а также индивидуального культурного опыта – на психику и деятельность (в частности, на особенности восприятия, интерпретации). В области образования кросс-культурный подход реализуется в сравнительной педагогике.
Культурно-исторический подход в развитии его теоретических основ принимали участие Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, затем В.П. Зинченко, А.Г. Асмолов. В западной психологии сходные идеи были высказаны В. Вундтом, который считал культурно-исторический метод наиболее адекватным изучению психики человека.
Этот подход применялся «культурно-исторической школой» – направлением в западной культурной антропологии, которое придавало наибольшее значение условиям проявления творческих начал в человеке, культурной динамике и распространению инноваций, влияниям и изменениям в культуре разных этносов.
В основе подхода на современном этапе лежат заложенные еще Выготским идеи интериоризации (т. е. присвоения) ребенком социально-символической (опосредованной знаками), деятельности.
Считается, что процессы и результат такой деятельности составляют суть присвоения ценностей культуры, при этом психические функции становятся культурными.
На этой основе была разработана модель «взращивания» культурных знаков в структуру психических функций ребенка и сформулировано положение о зоне ближайшего развития как «поле» его совместной со взрослым опосредованной культурной деятельности, где и происходит переструктурирование психических функций.
Разные формы и варианты культурной (культурно-исторической) психологии развивались благодаря исследованиям многих психологов и культур-антропологов и в разной мере ставили задачу «переместить культуру с периферии общей психологии в ее центр» (М. Коул, С. Скрибнер, Р. Шведер). Основные идеи М. Коула: прямая и опосредованная связь мышления и культуры, структурирование развития контекстами обыденной жизни, коэволюция деятельности и артефактов (материально-идеальных фундаментальных элементов культуры).
Интегративный культурфилософский подход: соединение идей культурологии и культурной антропологии с основными концепциями современных гуманитарных и естественно-научных дисциплин (П.С. Гуревич, Э.А. Орлова, А.А. Пузырей, В.М. Розин, А.Я. Флиер).
Неклассический подход: синтез идей общей психологии и культурной психологии, с одной стороны, и философской антропологии, с другой, и выявление их сложного влияния на современную педагогическую психологию и педагогическую антропологию. На этой основе – преодоление рамок традиционного психологизма и упрощенного культурализма, стремление соединить современную культурную антропологию и неклассическую психологию и педагогику (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков).
- Культурологический подход, междисциплинарный и разнообразный по своим формам, реализуясь в гуманитарных науках, приобретает черты самостоятельного научного подхода, использующего собственные методы.
- Перечислим функции культуры, которые являются наиболее важными при рассмотрении образования как культурного процесса:
- – наследование, развитие и изменение систем ценностей образования, обеспечение условий их постоянного обновления;
- – создание и обеспечение адекватных межпоколенных связей и взаимодействий в сообществе;
- – обеспечение качества жизнедеятельности сообществ и человека в них (в отношении образовательных учреждений речь идет о создании в них культурного уклада жизни и деятельности;
- – создание условий для социальной реализации и творческой самореализации человека, выявления и роста его индивидуальных особенностей, что особенно актуально для современного образования, в системе которого не полностью обеспечиваются права педагогов и учащихся.
В рамках культурологического подхода функции и задачи образования приобретают объяснение, отличающееся от того, какое обычно дается в рамках его сугубо педагогической интерпретации. Так, В.М.
Розин, анализируя особенности культурологического подхода, указывает на его многоаспектность, включенность в него исторических, социологических, социально-психологических сторон исследования. Применив разнообразные приемы культурологического анализа современного образования, В.М.
Розин делает вывод о том, что существующая знаниевая педагогическая парадигма себя исчерпала и необходимо существенное реформирование образования. В конечном счете это означает, что на смену существующей педагогической культуре должна прийти другая, определить которую можно только на основе культурологии образования.
Ее широкие аналитические и проектные возможности уже используются в исследованиях и на практике. Задача состоит в том, чтобы эти возможности открыли для сферы отечественного образования магистральное направление реформирования, были поняты и приняты педагогами, стали реальными факторами и основой их действий.
Культурологический подход изменяет представление об основополагающих ценностях образования как исключительно информационно-знаниевых и познавательных, снимает узкую научную ориентированность его содержания и принципов построения учебного плана, расширяет культурные основы и содержание обучения и воспитания, вводит критерии продуктивности и творчества в деятельность взрослого и ребенка. Это дает основания говорить о прямой необходимости использовать культурологический контекст в педагогике, которую называют своего рода практической философией.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://culture.wikireading.ru/46194
Культурологический подход к формированию педагогического мастерства
Идея образования как процесса становления «человека культуры» укрепилась в 90-ые годы XX века и связана с распространением тогда идей гуманизации и гуманитаризации педагогической теории и практики.
Между тем, принцип культуросообразности возникает в педагогике еще в первые десятилетия XIX века, и в этот же период зарождается современное представление о культурной первооснове педагогической деятельности.
Выделим несколько основных аспектов культурологического видения педагогической деятельности.
1) Ценность культуры. Необходимо отметить, что утверждение культуры, как самостоятельной ценности, более того, имеющей духовный статус относится к началу XIX века и обусловлено рядом исторических обстоятельств.
Так, во Франции, католическая церковь, активно поддерживающая королевскую власть в годы революции, в значительной степени утратила свой авторитет.
Этим, в значительной степени, обусловлен культ Древнего Рима и античного наследия в наполеоновской Франции, включавший имперскую политику и ценностное отношение к «культуре», противостоящей «дикости» порабощенных народов.
В Германии, «культурная политика» (культуртрегерство) в первой половине XIX века была обусловлена необходимостью объединения разрозненных земель.
Кроме того, в Германии практически наравне существовали две равнозначные религиозные общины – католиков и протестантов, в связи с чем, объединение страны под конфессиональными лозунгами было невозможно. Русское понятие «культуры» не только интегрирует возникшие во Франции и Германии смыслы, но также актуализировало и идею усвоения западных образцов человеческого бытия (в первую очередь, в литературе, музыке, повседневном быте). Так в большинстве модернизирующихся европейских стран возникает образ культуры, как объединяющей и возвышающей нацию реальности, включающей государственность, язык, достижения в искусстве и художественном творчестве и пр.
2) Концептуализация феномена «педагогическая культура». Понятие «педагогической культуры» возникает уже во второй половине XX века, как один из результатов секуляризации и фрагментации первоначального понятия.
Тогда же получают распространение представления о «молодежной культуре», «массовой культуре», «культуре быта» и пр.
В этом контексте, педагогическая культура совмещает множество разнородных, нередко, противоположных значений: обыденность и творчество, общественная значимость и глубокая индивидуализация, господство над индивидуальными проявлениями – и фактическая «неуловимость».
3) Актуализация понятия «педагогической культуры» в современных условиях. Оказалось, что понятие педагогической культуры адекватно пониманию множества проблем.
В частности, в течение последних десятилетий нормативно-правовая база образования обновилась практически полностью, между тем, изменения в способах деятельности большинства педагогов не столь значительны – это может быть объяснено относительной автономией и инерционностью культурных феноменов относительно внешних политико-административных воздействий. Кроме того, оказалось, что ряд «вечных» педагогических проблем (направленность педагогической деятельности, возможности индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, соотношение мотивов и принуждения в обучении, допустимые уровни самостоятельности) обусловлены культурной традицией в большей степени, чем индивидуальными пожеланиями и намерениями. Не менее важно и то, что в культурном феномене сопрягаются личностное и универсальное измерения образовательной деятельности.
4) Переосмысление в культурологическом подходе феноменов «субъекта» и «личности»: субъектность и личность не есть какое-то «внутреннее» (тем более, физическое) качество или субстанция присущее человеку в силу его природного происхождения (конституциональных факторов), но есть результат формирования «социального Я».
В культурологическом подходе – «Я» — результат очень сложного и никогда не прекращающегося процесса идентификации, самоидентификации, противостояния разноуровневых стратегий и тенденций, ролевых ожиданий, дискурсов, грамматических конструктов, метафор и пр.
Иначе говоря, «Я» неоднородно, включает множество слоев (идеологическое Я, коммуникативное Я, метафорическое Я), принадлежащих культурным порядкам, в которых оно формируется.
На практическом уровне, культурологический подход к процессу становления педагогического мастерства означает обращение к тем культурным прообразам, которые имеет в своей основе педагогическая деятельность.
В этом контексте, можно говорить о трех наиболее значительных культурных прототипах, сыгравших особую роль в теории и практике педагогического мастерства: священнослужителе, актере и психотерапевте.
Идея внутреннего единства священнослужения и учительства характерен для всех монотеистических традиций. Сам факт наставления детей раскрывается в свете исполнения заповедей. Соответственно, особую роль в становлении педагогического мастерства приобретают духовные усилия по самосовершенствованию, а также – изучение Писания.
Театрально-культурный архетип в педагогике возникает в 30-ые годы XX века под влиянием учений о формировании актерского мастерства К.С.Станиславского и М.А.Чехова.
Театрализация представляется в качестве универсального синтетического средства воспитания и самовоспитания педагога, а также – формы организации педагогического действия.
По аналогии с теорией Станиславского, любое педагогическое действие (высказывание, жест, молчание) начинает рассматриваться в логике решения некоторой образовательно-воспитательной сверхзадачи, раскрывающейся через совокупность коммуникативных ситуаций, импровизаций, этюдов.
Наконец, начиная со второй половины 80-ых годов XX века, в контексте интенсивного заимствования европейских и американских представлений о школе, широкое распространение получает ассоциация учителя – с психотерапевтом гуманистического толка (К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мэй и др.).
Сам феномен учения начинает рассматриваться в связи с глубинными и – одновременно – вершинными потребностями человека «стать самим собой», по отношению к которым, учитель должен занять позицию консультанта, но никогда – самоуверенного лидера.
Это, в свою очередь, требует от учителя открытости любому опыту во всей его противоречивости и неоднозначности, преобладание самооценки перед любыми видами внешней оценки, стимулирование свободного изъявления учеником своих потребностей и свойств.
Особое направление театральной педагогики связано с попыткой реализации всех основных образовательных и, в первую очередь, социально-воспитательных задач – через включение детей в деятельность театральной студии, обучении их «театральному языку», позволяющему проживать и проигрывать актуальные проблемы, конфликты и эмоции.
Источник: https://infopedia.su/17x7b13.html
Культурологический подход в воспитании
(В.И.Андреев).
В педагогике как науке, да и в самой педагогической практике, в последние годы все увереннее набирает силу культурологический подход, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющий системообразующую роль и для развития самой педагогики, и для совершенствования педагогической практики.
Сразу отметим, что суть принципа культуросообразности воспитания заключается в его опоре на следующую педагогическую закономерность. Воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации.
Итак, воспитание на основе принципа культуросообразности -это организация воспитания как процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры.
Действительно, если для российской ментальности характерна соборность, то для культурологического подхода в воспитании проектировать и всячески развивать у учащихся дух коллектива сопричастности ко всему тому, что делается в классе, школе, стране.
Другими словами, развитие духовной культуры подрастающего поколения может стать реальностью только в том случае если учащийся, будет непосредственным участником повседневной культурной, духовно-насыщенной жизни своей школы, лицея, своего города, страны.
Одним из перспективных направлений реализации культурологического подхода в воспитании можно считать идеи В.С.Биб (представленные в его концепции «Школа диалога культур»). Воспитательный процесс в рамках этой концепции строится на том, что жизнедеятельность человека в своей основе диалогична, и лишь свое духовное обогащение в процессе становления черпает как в условиях диалога культур.
Культурологический подход в воспитании ориентирует на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса.
Культурологический подход очень эффективен и осуществляется центральной идеей в развитии этнопедагогики,которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию
русских, так и татар, чувашей, башкир и многих других народов составляющих Россию. Этнопедагогика в последние годы стала предметом самых глубоких и тщательных исследований в работах Г.Н.Воц, Б.Е.Осовского, К.Ш.Ахиярова, Я.И.Ханбинова, Р.А.Низамова и других.
Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры — все это очень эффективно для воспитания трудолюбия, справедливости и взаимопомощи, т.е. тех качеств, которые несут в себе здоровье, нравственные основы каждого человека, каждой гармонически развитой личности.
- Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без народной педагогики, без воспитания уважения у подрастающего поколения к традициям, языку, культуре своего народа. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что проблемы
- межнационального общения, проблема преемственности взаимосвязей прошлого и настоящего, уважительного и
- Воспитание культуры человека в современных условиях в ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев и ценностей.
отношения к народной мудрости уходят своими корнями в этнопедагогику.
Действительно, воспитание — это не только результат деятельности профессионала-педагога, на чем акцентирует вниманиеЩуркова, но и то, что «воспитание активно осуществляется там, где ежедневно и ежеминутно происходит воссоздание жизни, достойной современного человека, современного. Ребенок читает, слушает музыку, чистит зубы, выражает свою любовь окружающим, проявляет заботу о слабых» Т.е. воспитание — это целенаправленная организованная жизнь ребенка в контексте конкретной культуры.
Разработке культурологического подхода о воспитании боа внимание уделено в исследованиях Е.В.Бондаревской, которая в развитии педагогической теории, и в совершенствовании педагогической практики рассматривает воспитание как процесс возрастания человека культуры.
В связи с этим она акцентирует внимание на том, что «воспитание, понимаемое как необходимое условие реализации личности, является экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранение, воспроизводство и развитие культуры; обслуживание исторического процесса смены поколений,_ формирование личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества».
В культурологическом подходе в педагогике, в том числе и воспитании, в качестве приоритетных могут быть выделены:
1) одной из приоритетных целей воспитания является развитие личности как человека культуры;
2) эффективность воспитания во многом зависит от уровня общей культуры (нравственной, физической, эстетической и т.д.) учителя, а также его профессионала культуры;
- 3) в воспитании в качестве базиса и приоритета должна быть национальная культура и соответственно этнопедагогика;
- 4)в воспитании необходимо учитывать социокультурную ситуацию;
- 5)уровень культуры родителей играет важную, а порой решающую роль в воспитании личности;
- 6) достижения мировой культуры должны быть выделены в контексте процесса воспитания.
Источник: https://megaobuchalka.ru/6/34817.html