Адрес: 355009, г. Ставрополь, пл. Ленина, 3а (корпус 6)Телефон: 8 (8652) 33-06-78; (8652) 33-06-62
- Учебная часть: каб. 201, 205, 206Телефон: 8 (8652) 36-08-69
- Новости Материалы прошедших мероприятий Графики пересдач задолженностей
В 2013 году в СКФУ создан Институт образования и социальных наук путем слияния Педагогического института СКФУ и социально-психологического факультета Гуманитарного института СКФУ.
В настоящее время в институте работают 266 преподавателей. Из них докторов наук – 43 чел., кандидатов наук — 179 человек, не остепененных – 44 человека. Средний возраст преподавателей – 44 года.
Количество студентов, обучающихся в институте, составляет 2250 человек.
- Миссией Института образования и социальных наук СКФУ является содействие повышению качества человеческого капитала и развитию северокавказского регионального сообщества путем подготовки высококвалифицированных кадров и наращивания интеллектуального потенциала региона, научного обеспечения реализации государственных интересов и укрепления позиций российской культуры и образования на Кавказе.
- В настоящее время ИОСН ведет подготовку по 9 направлениям подготовки бакалавриата, 11 – магистратуры, 6 – аспирантуры и 11 специальностям:
- бакалавриат
- 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
- 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
- 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
- 37.03.01 Психология
- 37.03.02 Конфликтология
- 39.03.02 Социальная работа
- 39.03.01 Социология
- 49.03.01 Физическая культура
- 44.03.01 Педагогическое образование
специалитет
- 37.05.01 Клиническая психология
- 37.05.02 Психология служебной деятельности
магистратура
- 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование
- 37.04.01 Психология
- 44.04.01 Педагогическое образование
- 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
- 39.04.02 Социальная работа
- 39.04.03 Организация работы с молодежью
- 39.04.01 Социология
- 49.04.01 Физическая культура
аспирантура
- 37.06.01 Психологические науки
- 39.06.01 Социологические науки
- 44.06.01 Образование и педагогические науки
- 49.06.01 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.
В Институте разработана и реализуется одна билингвальная магистерская программа «Экономика, право, организация и управление в социальной работе» по направлению 39.04.02 Социальная работа.
Также реализуется совместная с Гейдельбергским университетом (Германия) образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 «Социология» — магистерская программа «Менеджмент в некоммерческом секторе». Рабочие языки программы: русский и английский.
Сотрудниками Института совместно с итальянскими коллегами из университета «Ла Сапиенца» (Италия) разработана и реализуется магистерская программа «Педагогика и воспитательные науки» с выдачей двойных дипломов по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование. Рабочие языки программы: русский и английский.
В структуру Института входят:
В ИОСН функционирует две научные школы:
- Физическая культура и спорт в пространстве педагогической антропологии. Отличительной особенностью деятельности, известной своими учениками научной школы, является результативная разработка проблем и направлений, связанных с теоретико-методологическим обеспечением профессионального и общего непрерывного образования в области физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений.
- Инновационное развитие стратегий непрерывного образования в условиях социокультурной динамики. Деятельность школы ориентирована на современное состояние и перспективы развития образования и педагогики, а также на экономику, организацию, управление, планирование и прогнозирование образования.
В институте ведется активная научная деятельность по следующим направлениям:
- «Модернизация высшего и дополнительного профессионального педагогического образования».
- «Личностно-ориентированные модели воспитательно-образовательного процесса».
- «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в сфере безопасности личности, образования, социальной помощи, организации работы психологических служб».
- «Научно-методическое обеспечение психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ в контексте модернизации общего и специального образования».
- «Социальная структура, социальные институты и управление социальными процессами».
- «Социально-политическое и духовное развитие современного российского общества».
- «Технологии социально-педагогической работы с семьей и детьми».
- «Психолого-педагогические технологии развития личности в образовании».
- «Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде».
Исследования по основным научным направлениям ИОСН соответствуют приоритетному направлению развития науки, технологий и техники в Российской Федерации «Безопасность и противодействие терроризму».
В научную структуру института входят следующие подразделения:
Институт ведет системную работу по взаимодействию с работодателями, важным аспектом которой является привлечение их к реализации образовательных программ. Используя системный и процессный подход в своей деятельности, кафедры проводят постоянный мониторинг удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников.
Сотрудники кафедры практической и специальной психологии Института образования и социальных наук (и.о. заведующего кафедрой, доцент И.В. Белашева, доцент Д.А. Ершова, доцент M.Л. Есаян, доцент И.Н.
Польшакова) были выбраны в качестве экспертов телевизионного проекта «Буду студентом», в рамках которого осуществляют психологическое сопровождение участников, консультирование как участников проекта, так и их родителей.
В институте налажено активное сотрудничество в рамках академических обменов и научной деятельности со следующими международными образовательными и исследовательскими центрами:
- Римский университет «Ла Сапиенца» (Италия)
- Гейдельбергский университет (Германия)
- Университет Манитобы (Канада)
- Оксфордский университет (Великобритания)
- Ассоциация MitOst (Германия)
- Канадский центр по изучению инвалидности (Канада)
- Фонд Роберта Боша (Германия)
- Фонд БМВ (Германия)
- Университет Орегона (США)
- Силезский технологический университет (Польша).
Руководство института:
Заместитель директора по научной работеГапич Александр Эрикович, кандидат социологических наук, доцентАдрес: г. Ставрополь, пл. Ленина, 3а, корпус 6, ауд. 201Телефон: (8652) 95-68-00, доб. 44-12
E-mail: eversor@mail.ru
Заместитель директора по воспитательной работеАсатрян Светлана Сергеевна, кандидат социологических наук, доцентАдрес: г. Ставрополь, пл. Ленина, 3а, корпус 6, ауд. 303Телефон: (8652) 33-06-62, доб. 44-07
E-mail: asatryan_78@list.ru
Заместитель директора по международной деятельностиСимен-Северская Ольга Викторовна, кандидат педагогических наукАдрес: г. Ставрополь, пл. Ленина 3а, корпус 6, ауд. 402Телефон: (8652) 33-08-62, доб. 44-22
E-mail: osimen-severskaia@ncfu.ru
На нашем сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы остаётесь на нашем сайте, это означает, что вы не возражаете против использовании этих технологий.
Источник: http://www.ncfu.ru/university/institutes/osn/
Об институте
Воспитательная система НТГСПИ – динамичная и развивающаяся, быстро реагирующая на все изменения в обществе на современный момент и приобщающая студентов активно реализовывать поставленные цели и задачи. Многие современные вузы, в том числе и НТГСПИ, действуют как учебно-научно-практические комплексы, основной ресурс которых – СТУДЕНТЫ. На сегодняшний день в НТГСПИ сложилась следующая система управления и организации воспитательной деятельности: Ученый совет института; директор; Совет по воспитательной работе; студенческий совет; начальник управления воспитательной работы; Советы и деканаты факультетов; кафедры; заместители деканов по воспитательной работе; кураторы академических групп; кафедра безопасности жизнедеятельности и физического воспитания; кафедра художественного образования. Непосредственно в структуру управления воспитательной работы входят:
С целью координации воспитательной работы действует Воспитательный совет. На заседаниях Совета разрабатываются предложения и рекомендации по совершенствованию системы воспитательной деятельности, а также дается анализ проводимой в НТГСПИ воспитательной работы. Управление воспитательной работы тесно взаимодействует со студенческим профкомом института и научной библиотекой. Основные функции и задачи управления воспитательной работы:
Свою основную задачу коллектив НТГСПИ видит в создании оптимальных условий для самостоятельной интеллектуальной деятельности студентов, в целенаправленной работе по обеспечению культуры поведения, в организации досуга и свободного времени студентов, наполненного профессиональными и гуманитарно-ориентированными мероприятиями. Самой важной единицей воспитания выступает, как правило, мероприятие – их у нас множество, самых разнообразных и непохожих друг на друга – но главным для нас является целостность всего учебно-воспитательного процесса, его ориентированность на формирование высоких профессиональных и личностных качеств будущего учителя. Приоритетные направления воспитательной работы со студентами:
Одной из насущных проблем воспитательной работы остается проблема адаптации студентов первого курса. На основе ежегодного анкетирования студентов разработан комплекс мер, направленных на оптимизацию социально-психологической адаптации студентов первого курса:
Ежегодно проводится учебно-методический сбор по социальной адаптации к вузу первокурсников «Школа первокурсника». Цель – формирование общего представления о деятельности института у студентов первого курса и создание условий для их адаптации. Задачи:
Адаптационная неделя проводится в несколько этапов: I этап – проведение обзорных лекций по структуре института с презентацией нормативной документации, регламентирующей деятельность структурного подразделения II этап – Фестиваль творчества первокурсников «Давайте знакомиться!» III этап – спортивно-массовое мероприятие «Звездный поход первокурсников» Студенческая молодежь НТГСПИ вовлекается в реализацию социальных проектов города, региона, и вуз развивается как социальный кластер. Поэтому развитие молодежных инициатив – важнейшая задача, которую решает филиал в учебно-воспитательном процессе. В настоящее время институт продолжает свое формирование как центр молодежных инициатив. Телефоны
|
Источник: https://www.ntspi.ru/about_academy/the_structure_of_the_academy/upravleniya/extracurricular_activities/
Личность в современной педагогической науке
В рамках становления антропоцентрического подхода категория личности выступает одной из наиболее значимых и, вместе с тем, наиболее противоречивых категорий современных гуманитарных наук.
Истоки концепции развития личности своими корнями уходят в эпоху Возрождения, когда человек был поставлен в центр мироздания, однако, по сегодняшний день не существует единого подхода к дефиниции и понимаю сущности личности.
Подходы к дефиниции личности, личность в педагогике
Современное понимание личности как экзистенции, живого существа во многом обусловлено христианской мировоззренческой парадигмой, синтезировавшей семантику слова «лицо», которое в античности использовалось и для номинации юридического лица, и для обозначения театральной маски с категорией ипостаси, существования.
Определение 1
В современной научной литературе под личностью понимается психологическое, социальное образование, которое формируется в результате вовлеченности в социальное взаимодействие.
Особенностью понимания личности в педагогике выступает интерпретация феномена личности как главной ценности дидактики; высшего синтетического, интегрального понятия.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Акцент педагогов смещается на характеристики становления личности, постоянного изменения ее свойств в результате влияния образовательно-воспитательного процесса.
Личности в педагогике – экзистенция, которая находится в состоянии постоянных изменений, трансформаций под воздействием педагогического влияния.
В то же время, личность сама оказывает огромное влияние на реализацию образовательно-воспитательного процесса, выступая, таким образом, одновременно и объектом и субъектом педагогики.
Структура личности: дефиниция
Определение 2
Структура личности – то, что формирует исключительность, уникальность экзистенции; то, что отличает каждого человека от других, превращает его в «микрокосмос» (А.
Чижевский); вся совокупность мировоззренческих инсталляций, Я-концепции, особенностей восприятия себя и окружающих, интенций развития и саморазвития, устремлений и верований, жизненного опыта и интеллектуальных, душевных, волевых и физических способностей.
Компоненты структуры личности в психолого-педагогической научной литературе
В структуре личности выделяют следующие составляющие:
- направленность – мотивация деятельности индивидуума;
- личностные потребности как внутренний источник активности личности;
- способности – синтетическая особенность индивидуума, определяющая характер реализации деятельности;
- темперамент – динамическая характеристика особенностей протекания психической деятельности;
- характер – совокупность психологических свойств индивидуума, влияющая на реализацию поведенческих стратегий;
- эмоции – особенности восприятия личностью социально-природной окружающей среды;
- интересы как стимулы реализации активности индивидуума;
- идеалы и мировоззрение личности.
Указанные составляющие могут быть условно разделены на три основных класса компонентов, формирующих личность как интегральное, синтезное единство:
- личность как физическое существо, наша телесная сущность, которая во многом обуславливает особенности нашего мировосприятия, миропонимания; специфику нашей духовной и социальной составляющей;
- личность как часть социального взаимодействия. Выступая неотъемлемой частью сложной системы социальных взаимоотношений, личность неизменно принимает на себя многочисленные социальные роли, накладывающие свой отпечаток на формирование мировоззрения, духовную сферу индивидуума;
- личность как духовная экзистенция — синтез всех свойств, верований индивидуума. Максимально полная интеграция всех частей сознания.
Таким образом, в рамках педагогической науки личность интерпретируется как динамично меняющаяся исключительность, на которую направлено педагогической воздействие.
В структуре личности выделяют ряд компонентов физического, социального и духовного плана, развитие которых при реализации образовательно-воспитательного процесса способствует развитию личности в целом, формирует ее уникальность, неповторимость.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/lichnost_v_sovremennoy_pedagogicheskoy_nauke/
Личность в современной педагогической науке
Как педагогическая наука определяет личность
Составляющие личности
Подход к познанию мира, согласно которому особое внимание уделяется человеку как полноценной личности, называется антропоцентрическим.
Он берет свое начало в эпохе Возрождения, когда значительно возрос интерес к изучению внешнего и внутреннего мира индивидуума, и достиг расцвета в период Просвещения.
Педагогика не является исключением: многие специалисты пытались сформулировать определение ключевого понятия антропоцентризма – личности.
Как педагогическая наука определяет личность
Стоит сказать, что на становление восприятия индивидуума во многом повлияло христианство, которое привязало это понятие именно к живому человеческому существу. До этого в древнем мире под личностью понималась и государственная должность, и театральная маска, обозначавшая человека.
Дидактизм – поучение – одна из основополагающих характеристик образовательного процесса, влияющего на объект. Большая роль личности обусловливает то, что педагог, стремясь научить подопечного, отталкивается именно от характеристик ученика: меняет их к лучшему. Данный феномен непрерывен в течение всего образовательно-воспитательного процесса и даже является одной из его целей.
При этом обучаемый также может влиять на своего преподавателя и корректировать передачу знаний тем или иным образом. Соответственно, личность и образование оказывают взаимное влияние друг на друга.
Составляющие личности
Индивидуумом не может являться сущность, не имеющая существенных отличий от себе подобных. Мы знаем, что каждый человек – это набор уникальных качеств, который никогда не будет точно воспроизведен у другой особи. Сюда входит:
- 1. Особенности восприятия себя как части окружающего мира;
- 2. Отношения с другими людьми;
- 3. Жизненный опыт;
- 4. Жизненные цели;
- 5. Интеллектуальное развитие;
- 6. Физические способности;
7. Нравственные качества.
В совокупности эти составляющие формируют мировоззрение. Раскроем некоторые из них подробнее.
- • Мотивация – предпосылки выполнять какие-либо действия;
- • Иерархия потребностей, определяющих мотивацию;
- • Навыки и умения – то, как человек будет реализовывать деятельность;
- • Темперамент – особенности психики, обусловливающие реакции на внешний мир;
- • Характер – душевные качества субъекта, от которых зависит его поведение;
- • Эмоции – результат воздействия окружающей среды;
- • Мировоззренческий комплекс.
Таким образом, личность состоит из компонентов трех уровней: физическое тело, испытывающее различные ощущения и эмоции; духовность – восприятие себя, объяснение мира, жизненная философия; социальная составляющая – общение с другими людьми, их принятие или неприятие, выполнение общественных ролей («дочь», «жена», «мать», «подруга», «любовница», «коллега»). Все эти компоненты представляют собой уникальное единство.
Итак, мы можем дать определение личности, как она понимается в педагогике, – совокупность определенных и неповторимых характеристик, постоянно меняющихся под воздействием образовательного процесса.
Полноценная личность может сформироваться только при условии гармоничного развития всех трех групп компонентов: физических, социальных и нравственных.
Задача педагога – обеспечить это гармоничное развитие.
Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/lichnost-v-sovremennoy-pedagogicheskoy-nauke/
Сетевое издание «Проблемы современного образования»
06.06.2017 журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
«Проблемы современного образования» – сетевое издание – всероссийский междисциплинарный журнал, включенный в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Журнал осуществляет оперативное распространение результатов актуальных теоретических и практико-ориентированных исследований в области образования, философии, педагогики и психологии, а также организацию обсуждений и дискуссий по проблемам развития отечественной науки и образования.
Журнал основан в 2009 году на базе Научной педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского. С октября 2015 г. издателем и распространителем журнала является Московский педагогический государственный университет.
- ISSN 2218-8711
- Учредитель журнала – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет».
- Главный редактор журнала – Богуславский Михаил Викторович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный научный сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
- Миссия журнала состоит:
- во всестороннем и объективном освещении, оперативном и независимом информировании читателей об исследованиях в сфере отечественного образования, философии и психолого-педагогических наук;
- в опубликовании качественных статей по проблемам философии, педагогических, психологических наук и развития образования на всех его уровнях;
- в осуществлении коммуникации профессионального сообщества, члены которого специализируются в области философии, педагогических и психологических наук, а так же в сфере образования;
- в обеспечении широкого общественно-педагогического обсуждения наиболее актуальных проблем образования и науки;
- в поддержке инновационных инициатив в сфере образовательной политики, теории и практики педагогики, философии и психологии.
Редакция журнала в своей деятельности руководствуется принципами научности, объективности, профессионализма, информационной поддержки наиболее значимых профильных исследований, соблюдения норм издательской этики.
Журнал входит в Перечень ВАК по следующим научным специальностям:
09.00.00 – Философские науки:
Источник: http://mpgu.su/ob-mpgu/izdaniya-mpgu/problemyi-sovremennogo-obrazovaniya/
Факторы развития личности. Проблема соотношения факторов развития личности в современной педагогической науке
Развитие человека — очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте.
Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на необходимые и достаточные.
Необходимые условия — внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание.
Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития.
Биологическое развитие организма учащегося принято называть специальным термином «созревание», в ходе которого преобразуются анатомические структуры и физиологические процессы (нервная, эндокринная, дыхательная, пищеварительная и другие системы).
Согласно современным исследованиям биологическое созревание организма завершается к 25-ти годам, но некоторые физиологические процессы в головном мозге (связанные с мышлением, познанием нового, творчеством) развиваются всю жизнь.
Биологические системы организма развиваются неравномерно; это накладывает определенные ограничения на занятия физкультурой, режим, гигиену и питание.
Биологическое развитие и состояние организма оказывают существенное влияние на другие направления развития и в определенной мере детерминируют организацию учебно-воспитательного процесса и социализацию личности. Наиболее значимыми в этом влиянии являются два фактора: состояние центральной нервной системы (ЦНС) и наследственность.
Биологическое развитие организма служит основой для становления психических функций (воли, эмоций, интеллекта, памяти и др.
) ребенка, среди которых различают природные психические функции (общие у человека и животных) и культурные психические функции, возникающие благодаря абстрактной знаковой деятельности, в том числе речи; они присущи только человеку и подразделяются на простейшие и высшие. Развитие психических функций индивида относится к онтогенезу.
Психическое развитие (понимаемое как становление внутреннего духовного мира личности) и воспитание (определяемое как целенаправленное освоение воспитанником духовной культуры народа под руководством воспитателя) взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.
В процессе развития закономерно изменяются качества и характеристики личности, в соответствии с когорыми необходимо систематически обновлять содержание, методы, средства и формы воспитания. Изменения, совершенствование внутреннего мира личности может длиться всю жизнь; это непрерывный процесс, в котором можно выделить определенные стадии и закономерности.
Непрерывное психическое развитие ребенка можно делить на стадии по различным основаниям. В педагогических концепциях изложено различное количество стадий.
Удобным для практического пользования является выделение следующих стадий: раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возраст, юность. Этим стадиям соответствуют свои образовательные учреждения: детский сад, школа, университет и др.
Они выделены по критерию биологического (по паспорту) возраста. Однако, уровень развития ребенка определяется, как известно, не паспортным, а умственным возрастом.
Так, развитие ребенка младшего школьного возраста может соответствовать дошкольному уровню (в случае отставания), либо уровню подростка (в случае акселерации — опережающего развития). Воспитание эффективно тогда, когда оно соответствует уровню умственного развития.
Этому требованию соответствует классификация, в основе которой лежит критерий вида наиболее интенсивно развивающейся психической функции. Соответственно выделяются три стадии развития личности.
- От рождения до 2—3 лет — стадия развития природных психических функций.
- От 2-3 лет до 12—14 лет — стадия развития простейших культурных психических функций.
- От 12—14 лет до старости — стадия развития высших культурных психических функций. Основоположником данной классификации является Л.С. Выготский — автор культурно-исторической теории развития психики.
Между стадиями нет четких временных границ. Одна стадия плавно переходит в другую. Каждая более сложная функция появляется не сразу, а имеет некоторый подготовительный период развития в предшествующей стадии и свою базу — одну или несколько более элементарных функций.
Высшие функции «наслаиваются» на предыдущие. При этом более простые функции, вплоть до инстинктов, продолжают действовать и управлять поведением человека. Психика воспитанного человека имеет слоистое строение.
Продуктом воспитания на каждой стадии является очередной слой новых психических функций.
Факторы психического развития, имеющиеся в среде и в воспитании, одни и те же. Разграничение среды и воспитания относительно и имеет значение в теоретической модели, в которой учащийся рассматривается как объект воспитания (например, объект наказания и поощрения).
С позиции ребенка как субъекта деятельности воспитание есть составная часть его жизни наряду с самообслуживанием, играми и увлечениями. Условия воспитания для ребенка составляют часть среды обитания. Чтобы жить в культурных условиях, ему необходимо освоить культурные ценности. Ребенок осваивает культуру тремя путями.
Во-первых, путем подражания в референтной группе, которой может быть не только семья, но и школа, кружок и т.п. В ней личность воспринимает как свои личные, как эталон для подражания цели, культурные ценности, законы и нормы поведения, принятые в данной группе.
Во-вторых, культура народа может осваиваться по плану, в соответствии с целями и содержанием, определенным взрослым — воспитателем, а сам процесс в этом случае называется воспитанием. В-третьих, ученик может осваивать культуру по собственной инициативе, в плане самовоспитания и саморазвития.
Как правило, это случается с учащимися, находящимися на третьей стадии развития, когда рефлексия достигает существенного развития.
Социализация — третье социальное направление в развитии личности. Оно базируется на рассмотренных выше закономерностях биологического и психического развития.
В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования — высшие психические функции, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность. В социализации различают культурную и социальную подсистемы.
Активность личности, как и деятельность, имеет избирательный характер. Развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности.
Отечественная педагогика не отрицает влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводит ему решающей роли, как это делают бихевиористы.
Разовьются ли задатки, станут ли они способностями — это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т. е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями.
Этот тезис верен и в отношении индивидуальных различий, лежащих в основе индивидуальных способностей.
Таким образом, природные особенности являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание — продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей.
Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное.
Ни одна врожденная особенность не является нейтральной, так как она социализируется, пронизывается личностным отношением (например, карликовость, хромота и т.п.).
Роль природных факторов неодинакова на разных возрастных этапах: чем меньше возраст, тем в большей мере природные особенности сказываются на формировании личности.
В то же время нельзя переоценивать и роль социальных факторов формирования личности. Еще Аристотель писал, что «душа — есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена». Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском.
Воспитание пишет на этой доске, что ему заблагорассудится (tabula rasd). Французский философ К.А.
Гельвеций учил, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития и различия в психических особенностях объясняются исключительно различным влиянием среды и различными воспитательными воздействиями.
Социальная среда понимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.
Переоценка роли среды, утверждение, что развитие человека определяется средой (Гельвеций, Дидро, Оуэн), привело к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду.
Но среда — это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее.
Изменяя среду, человек тем самым изменяет самого себя.
Источник: https://magref.ru/faktoryi-razvitiya-lichnosti-problema-sootnosheniya-faktorov-razvitiya-lichnosti-v-sovremennoy-pedagogicheskoy-nauke/
Влияние коллектива на личность студента
Воспитательная роль коллектива.
В настоящее время роль собственного коллектива в воспитании студентов и регулировании их деятельности значительно возрастает. Создание коллективов, обладающих высоким уровнем сплочённости и самоуправления — важная задача воспитательной и организаторской работы преподавателей и актива учебных групп.
Большое влияние на воспитательные возможности студенческого коллектива может оказать разъяснение целей профессиональной подготовки, престижа и этики избранной студентами профессии, обоснование в учебно-воспитательном процессе ответственности будущих выпускников за успехи в труде, роли товарищества, дружбы, взаимопомощи, принципиальности, доброжелательности.
В целом для повышения воспитательных возможностей студенческого коллектива требуются:
- 1. комплектование учебных групп с учётом социально-психологических и других особенностей студентов;
- 2. создание целостно-ориентационного единства путём разъяснения значения профессии, учёбы в вузе, её целей и задач, стимулирования работы актива по сплочению коллектива;
- 3. развитие сознательности, товарищества и дружбы, понимания взаимоотношений в студенческом коллективе;
- 4. профессиональное ориентирование учебной деятельности студентов;
- 5. укрепление авторитета активистов, повышение их примерности, предупреждение и психологически оправданное разрешение конфликтов;
- 6. забота о студентах, учёт их запросов, интересов, нужд, желаний;
- 7. расширение студенческого самоуправления и непрерывное движение (рост) коллектива.
В развитом коллективе академической группы складываются благоприятные условия для воспитания студентов, раскрыть которые помогают основные функции. В современных условиях коллектив академической группы выполняет пять основных функций:
- 1. организаторская — студенческий коллектив есть саморазвивающийся «организм», он является организатором своей жизни и деятельности, студенты сами планируют, осуществляют свои планы, подводят итоги, анализируют собственную деятельность и руководят ею;
- 2. коммуникативную — одним из важных факторов жизнедеятельности коллектива является постоянное общение его членов, которое возникает в процессе и посредством организации разнообразных видов деятельности. При этом между судентами складываются избирательные личностные и деловые отношения, временные или более длительные, отношения ответственной зависимости;
- 3. воспитывающую — начинает проявляться уже на первом этапе становления коллектива, но наиболее отчётливо заявляет о себе в развитом коллективе, который создаёт свой нравственный микроклимат, становится носителем и пропагандистом политических, эстетических, нравственных ценностей и убеждений, благодаря чему оказывает воспитательное воздействие на студентов;
- 4. профессиональную — поскольку студенческий коллектив создаётся и действует в профессиональном учебном заведении, он не может не включаться в решение вопросов подготовки будущих специалистов. Профессиональная направленность деятельности академической группы проявляется в формировании у студентов интереса к будущей педагогической деятельности, в тематике групповых собраний, в шефской и волонтёрской работе с детьми и т.д.;
- 5. стимулирующую — обеспечивает формирование значимых для студентов стимулов к участию в деятельности, регулируют взаимоотношения и поведение студентов, стимулирует развитие их активной позиции.
Реализация названных функций даёт возможность коллективу оказывать воспитательное влияние на студентов. Этому помогает прежде всего атмосфера взаимопонимания, взаимного уважения и ответственнной зависимости.
На основе совместной деятельности и общения складываются деловые отношения между членами коллектива, на основе личных симпатий и привязанностей — личные.
Уже на 1 и 2 курсах обнаруживаются довольно устойчивые деловые и личные отношения между студентами, они являются стержнем коллектива.
Деятельность, общение и отношения способствуют формированию у студентов академической группы многих ценных качеств: коллективизма, гуманности, общественной активности, креативности, ответственности, организаторских качеств. Однако не у всех студентов академической группы складываются ровные благоприятные отношения с коллективом.
Возникновение межличностных конфликтов является важной проблемой для коллективов. В том числе и студенческих. Одной из важнейших задач анализа конфликтов является определение причин их возникновения. Субъективные причины в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.
) особенностей личностей, не имеющих порой прямого отношения к их действительным мотивам и потребностям. С точки зрения других людей они являются ничтожными, но в силу особенностей характера становятся непреодолимыми препятствиями для нормальных взаимоотношений.
Причиной конфликта может послужить чья-то раздражительность или дурное расположение духа, оборачивающееся пустыми придирками к другому человеку.
Как показывает практика, конфликты между людьми неизбежны. Вот почему важно использовать их как источники жизненного опыта, самовоспитания и психологического обогащения.
Воспоминание о каком-либо памятном конфликте, его причинах, способах разрешения и других моментах должны обеспечить лучшее познание самого себя, вовлечённых в конфликт людей (по-настоящему они проявляются именно в конфликтных ситуациях).
Это знание может помочь принять правильное решение в будущем, избежать повторного недоразумения, подумать о необходимости перемен в жизни, поступках.
Наиболее часто встречающиеся причины конфликта — неадекватность оценок и самооценок; конфликты, связанные с учебной деятельностью; подшучивание друг над другом; различия в ценностных ориентациях, взглядах, мнениях; несоответствие норм студента нормам группы, «неуживчивость» характера; бестактность в общении. Наиболее часто используемый стиль поведения в конфликте — стиль конкуренции, реже — стиль сотрудничества.
Те студенты, которые обладают коллективистскими наклонностями, находятся с коллективом в оптимальных отношениях, хорошо проявляют себя в коллективе. Студенты индивидуалистического склада малообщительны, предпочитают обособленный образ жизни.
У них взаимоотношения с коллективом не являются стабильно положительными. Если система ценностных ориентаций студентов соответствует суждениям, ценностям, традициям, сложившимся в коллективе, то включение их в эти отношения значительно облегчается.
Источник: https://studwood.ru/1846104/pedagogika/vliyanie_kollektiva_lichnost_studenta