Медицинская психология — как меняется стиль обучения и мышления? 

Какие люди идут учиться на психолога, и как они меняются после нескольких лет обучения на факультете психологии? К сожалению, именно таким вопросом исследователи еще не задавались (to the best of my knowledge).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Класс земноводные, или амфибии: общая характеристика и происхождение

Оценим за полчаса!

Однако в разных областях социальной психологии возникают исследования, в которых задается вопрос об изменении тех или иных характеристик личности во времени. Некоторые из этих исследований проводились на студентах факультетов психологии разных стран мира.Медицинская психология - Студенческий портал

Здесь мы собрали несколько исследований, в которых главными действующими оказались студенты «психфака».

Как меняется стиль обучения/мышления? 

Существует множество лонгитюдных исследований в области педагогической психологии (educational psychology), которые показывают, как меняются стили обучения или мышления студентов в годы пребывания в университете.

Однако большинство этих исследований объединяют студентов разных специальностей в одну большую группу, и узнать, чем же отличаются (если отличаются) студенты-психологи от других студентов, невозможно. В целом можно сказать, что с годами студенты начинают больше ориентироваться на смысл изучаемого материала (Vermetten et al.

, 1999). Однако все же нашлось лонгитюдное исследование, в котором выявлена одна особенность студентов-психологов (Nielsen, 2005, приведено по Nielsen, 2013): у студентов факультета психологии уже через год учебы значимо снижается Глобальный стиль мышления по Р.

Стернбергу, тогда как у студентов-социологов этого изменения не происходит. Это означает, что студенты начинают обращать больше внимания на детали, и меньше внимания на глобальный контекст.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  К. Маркс и его философия - основные идеи и принципы, место человека в обществе

Оценим за полчаса!

Как меняются личностные ориентации?

Долгое время считалось, что ориентация на социальное доминирование (SDO); это устойчивая личностная черта, мало подверженная изменениям. Однако исследования последних лет показывают, что все-таки это скорее социальная установка, подверженная изменениям. И эти изменения позволили обнаружить именно студенты-психологии. Сначала в исследовании 1994 года (Pratto et al.

, 1994) исследователи обнаружили, что к концу первого года обучения студенты факультета психологии имеют значимо более низкий показатель по уровню социального доминирования, чем студенты факультета права. А более позднее исследование 2003 года (Guimond et al.

, 2003) показало, что студенты, поступающие на разные факультеты (права и психологии) с одинаковым уровнем ориентации на социальное доминирование, заканчивают свое обучение, имея значимо различный уровень SDO: ориентация на доминирование у студентов-психологов за время обучения значимо снижается, тогда как у студентов факультета права незначимо повышается.

Учитывая, что ориентация на социальное доминирование тесно связана с предубеждениями (Pratto et. al, 1994), то можем также сказать, что «психфак» делает студентов более толерантными.;

Как меняются ценности?

Есть ряд исследований, которые показывают, что ценности людей соответствуют выбранным ими профессиям. Так, в исследовании Knafo & Sagiv (2004) были разработаны ценностные профили людей разных профессий.

Оказалось, что люди, занимающиеся социальными профессиями (в эту группу вошли такие профессии как психолог, социальный работник, медсестра, учитель), значительно большую важность придают ценностям благожелательности и универсализма, и меньшую важность ценностям власти и достижений (по Ш. Шварцу).

Однако в рамках этого блока профессий, ценность самостоятельности оказалась для психологов и социальных работников гораздо важнее ценностей традиции и безопасности, тогда как для других социальных профессий наоборот.

Читайте также:  Криминальная психология - преступные типы и описание направления

При всей очевидности соответствия ценностных профилей выбранным профессиям возникает вопрос: как же формируется это соответствие? Вариантов ответа на этот вопрос всего три: самоотбор (т.е.

люди с определенными ценностными предпочтениями выбирают подходящую им профессию), социализация (т.е.

профессия формирует ценностные предпочтения людей, выбравших её), или же сочетание самоотбора и социализации (люди выбирают профессию, подходящую им по ценностным предпочтениям, и с годами еще больше утверждаются в этих самых предпочтениях).

До недавнего времени фактически не было проведено ни одного лонгитюдного исследованияй, которое бы позволило разделить эти эффекты. Но в 2014 году в авторитетном журнале Journal of Personality and Social Psychology было опубликовано исследование Bardi et al. (2014), которое позволило дать ответ на этот вопрос.

В этом лонгитюдном исследовании изучались студенты факультетов психологии и бизнес-менеджмента одного из университетов Великобритании. Замеры делались в 1-й, 2-й и 3-й (выпускной) годы обучения в университете. Оказалось, что данные подтверждают скорее гипотезу самоотбора, чем гипотезу социализации.

Студенты-психологи по сравнению со студентами факультета бизнес-менеджмента уже на первом году обучения имели более высокие показатели по ценностям благожелательности, универсализма и самостоятельности, и более низкие по ценностям власти, гедонизма и стимуляции.

После 3-х лет обучения на факультете психологии студенты стали придавать большую значимость ценностям стимуляции и гедонизма, и меньшую важность ценности конформности.

Однако эти ценности трудно назвать соответствующими требованиям профессии психолога (кроме конформности, но этот эффект наблюдался также у студентов факультета бизнес-менеджмента, так что это скорее эффект получения образования вообще, а не конкретной специализации).

Так что пока нет других лонгитюдных исследований, можем сказать, что не «психфак» делает из студентов благожелательных и самостоятельных людей, а благожелательные и самостоятельные люди выбирают «психфак». А «психфак» их делает еще и более внимательными к деталям и толерантными!

Источник: https://www.hse.ru/ma/socpsy/ksp11

Учебник по медицинской психологии

Рецензируемая книга представляет собой первую попытку создания учебника по медицинской психологии, ориентированного на студентовпсихологов (педагоговпсихологов) высших учебных заведений.

Актуальность его создания несомненна, так как будущие психологи, педагогипсихологи, педагоги должны обладать достаточным объемом медикопсихологических знаний для успешного осуществления своей профессиональной деятельности, в том числе и по охране психического здоровья детей и подростков.

Учебник состоит из предисловия, главы «Введение в медицинскую психологию » и десяти основных глав, объединенных в две части. Предисловие освещает актуальность знания медицинской психологии студентамипсихологами/педагогамипсихологами высших учебных заведений.

  • Глава «Введение в медицинскую психологию » посвящена рассмотрению истории возникновения и развития медицинской психологии, особенностей развития медицинской психологии в России, предмета и задач медицинской психологии, патопсихологии как составной части медицинской психологии (ее
  • 145
  • особенностей, предмета и задач), патопсихологических синдромов, организации медикопсихологической службы в Российской Федерации и методов исследования в медицинской психологии.

Последующие пять глав объединены в первую часть рукописи — Учение о личности. Сюда входят главы: «Сознание. Понятие о бессознательном «, «Личность «, «Интеллект и способности «, «Деятельность. Воля. Психомоторика » и «Эмоции и чувства «.

Все они построены по единому плану и включают в себя рассмотрение соответствующих исторических сведений, физиологических механизмов, классификаций и т.п.

Помимо этого, в каждую главу включены параграфы, посвященные нарушениям рассматриваемых психологических категорий и методам их исследования.

Вторая часть рецензируемого учебника — Психические процессы и состояния — включает в себя также пять глав: «Внимание «, «Ощущения. Восприятие. Представление «, «Мышление и речь «, «Память «, «Воображение «. Построение их соответствует изложенной выше структуре первой части.

Необходимо отметить высокую информационную и фактологическую насыщенность учебника. Все излагаемые в нем данные соответствуют современному уровню развития науки. Приводимые примеры, схемы и рисунки, несомненно, будут способствовать более глубокому и прочному усвоению материала учебника.

Значительным достоинством рецензируемой книги является и наличие хорошего методического аппарата: в конце каждой главы приводятся контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов и темы для самостоятельной учебноисследовательской работы студентов (рефераты, курсовые и дипломные работы).

Учебник содержит обширный список рекомендуемой дополнительной литературы. Оценивая рецензируемый труд в целом, можно с полным основанием указать, что он полностью отвечает высоким научным и методическим требованиям, предъявляемым к учебникам для вузов, и станет полезным не только для студентов, но и для практических психологов.

Источник: https://hr-portal.ru/article/uchebnik-po-medicinskoy-psihologii

Ссылка на основную публикацию