Метафизический этап в позитивизме — студенческий портал

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Метафизический этап в позитивизме
Рубрика (тематическая категория) Гуманитарные дисциплины
Articles-ads

Метафизический этап в позитивизме - Студенческий портал

Термин ʼʼфилософия наукиʼʼ используется в отношении взглядов, которые формировались ещё в конце XIX — начале XX века. Только сейчас слово «наука» начинает означать спецефический род деятельности, который отличается от иных форм знания, а именно от философского знания. К завершению XVIII века ʼʼнаукаʼʼ означала достоверное познание.

Понятие 1

Позитивизм — очевидная реакция на произошедшие конфигурации в социальном статусе науки, которая, во-первых, заполучила огромный социальный авторитет и предназначение, а, во-вторых, стала ясно отделяться от философии в XIX веке.

Традиционно выделяют 3 основных стадии позитивизма:

  1. Первый позитивизм (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер) 30-60 годы XIX века;
  2. Второй позитивизм (Э. Мах, Р. Авенариус) до 10 -х годов XX века;
  3. Третий позитивизм (М. Шлик, Л. Карнап) 20-30 годы, до 50-60 -х годов XX столетия.

Закон трех стадий

Речь идет о стадиях умственного и культурного становления населения Земли.

Исследовав весь ход становления человеческой философской мысли, Конт выдвинул идею о том, что якобы есть неопределенный величавый закон, исходя из которого любое ᴎɜ наших основных знаний проходит поочередно через 3 установленных теоретических стадии:

  1. Теологическая (лживая, фиктивная, состояние вымысла) — необходимый, первичный пункт становления нашᴇᴦο мышления; всœе явления и феномены объясняются посредством религиозных представлений; человек придумывает необычные создания, которые несут ответственность за всœе, что происходит в природе и мире. Данная стадия хорошо отражена в работе М. Элиаде «Аспекты мифа», где миф — ϶то не простая сказка, а целостная картина мира, которая присуща этносу или племени, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ᴇᴦο создало.

  2. Метафизическая (отвлеченная, состояние отвлеченное) — стадия, при которой человек переходит данные представления. Он деантрополизирует создания, которые ранее выдумал, лишает очевидного гуманоидоподобного образа, трансформирует их в некие отвлеченные сути.

    Данный процесс носит название ʼʼпереход от религии богословия к абстрактнои̌ метафизикеʼʼ.

    Помимо всœᴇᴦο прочего, на даннои̌ стадии появляются и получают обширное распространение мысли социальности, положительнои̌ философии, альтруизма, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием науки и индустрии приводят к разложению и разрушению традиционных верований и старых порядков. Данный этап включает:

    • Реформацию,
    • Просвещение,
    • Революцию.
  3. Позитивная, или Научная (положительная, состояние положительного) — на даннои̌ стадии доминирующим рациональное знание. Так по социология и начинают исследоваться законы функционирования общественных систем; опираясь на позитивную философию, знания реорганизуются. На ϶том этапе ум отрешается от разъяснения всœех действий посредством абстракций и отвлечённых начал и рвется устанавливать взаимосвязь между явлениями и феноменами с помощью исследований и размышлений (не ʼʼпочему?ʼʼ а ʼʼкак?ʼʼ). На позитивнои̌ стадии вступает в действие закон неизменного повиновения воображения: всякое предложение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ труднодоступно воплощения в практическую действительность, не имеет смысла.

Реальность и метафизика

Действительность устроена аналогично, как формальный язык логики: есть ʼʼатомарныеʼʼ предложения, ᴎɜ которых, посредством закономерных вязок, кванторов и операторов, образуются трудные, ʼʼмолекулярныеʼʼ предложения. Всякое молекулярное предложение методно разлагаться на оформляющие ᴇᴦο атомарные предложения.

Дополнительный материал 1

Так, научное познание возымело бы эмпирическое объяснение. Данное намерение в итоге обрело характер утопии. Как результат, позитивизм в общем – поочередный эмпиризм и отрицание метафизики.

Метафизический этап в позитивизме — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Метафизический этап в позитивизме»2018-2019.

  • — Метафизический этап в позитивизме

    Философия позитивизмаТермин «философия науки» используется в отношении взглядов, которые формировались еще в конце $XIX$ — начале $XX$ века. Только сейчас слово «наука» начинает означать спецефический род деятельности, который отличается от иных форм знания, а именно от… [читать далее].

  • Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/26708_metafizicheskiy_etap_v_pozitivizme

    Огюст Конт — основные идеи (философия и социология)

    Метафизический этап в позитивизме - Студенческий портал

    Огюст Конт (годы жизни: 19 января 1798 года — 5 сентября 1857 года) — французский философ, основоположник социологии как самостоятельной науки, создатель позитивизма — философского учения и направления.
    Огюст Конт родился на юге Франции в городе Монпелье в католической семье. Его отец был сборщиком податей.
    Конт получил образование в Парижской высшей политехнической школе, где изучал математику, физику и астрономию.
    В период 1818-1824 годах становится личным секретарем социалиста-утописта, другого французского философа и социального реформатора Анри Сен-Симона (основоположника утопического социализма), от которого до некоторой степени перенял идеи о классификации наук, учение о 3-х стадиях развития общественного и познавательного, а также само понятие «позитивизм».

    К 40-50-м годам 19 века стали появляться теории, обуславливающие изменения в развитии науки и одной из таких был закон О. Конта о 3-х стадиях.

    Огюст Конт будучи основателем позитивизма в философии считал, что развитие миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе научного знания, проходит 3 стадии: теологическое мышление, метафизическое мышление и научное (позитивное) мышление. Этот закон согласно О. Конту определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

    Теологическая стадия — на ней человек стремится все происходящие явления объяснить вмешательством сверхъестесственных сил (богов, душ, ангелов и др.).

    Метафизическая стадия — для этой стадии, также как и для первой характерно достижения исчерпывающего абсолютного знания о мире. Отличие между первой и второй стадиями состоит в том, что объяснение явлений происходит с указанием на различных выдуманных первосущностей, которые находятся «за кулисами», позади мира явлений.

    Научная (позитивная) стадия — в этом случае человек отказывается от теологических и метафизических вопросов, и устремляется по пути накопления положительного знания, полученного частными науками.

    Поскольку О. Конт в основу науки ставил наблюдение, то научное знание по его мнению является преимущественно описательным. Главную функцию науки он видит в предвидении.

    Огюст Конт сформулировал энциклопедический закон классификации наук. Он отвергает принцип классификации, предложенный Фрэнсисом Бэконом, в зависимости от познавательных способностей человека (воображения, мышления, памяти, рассудка), и говорит, что все эти способности применяются одновременно и во всех науках.

    Принцип разделения наук по О. Конта происходит в зависимости от предмета науки, ее характера и содержания. Его основная классификация включает такие науки как: астрономия, физика, химия, математика, физиология, социальная физика и мораль.

    Для психологии не нашлось места. Конт отнес ее частично к метафизическим и даже несколько к теологическим наукам, и был убежден, что психология как наука не должна иметь такого статуса, что ее судьбы — это слиться с биологией и физиологией.

    Вместе с тем, Огюст Конт стремится построить позитивную науку об обществе — социологию, и в 1842 году становится автором этого термина.

    Социология по его мнению вмещала в себя 3 главных учения об обществе:

    • Учение об условиях существования общества (которое он также называет «социальной статикой») — в нем рассматривались социальные институты (семья, государство, церковь).
    • Учение об изменении социальных систем (также, «социальная динамика») — ведущим выделяется представление об общественном прогрессе.
    • Программа социального действия (или «социальная политика») — заключается главным образом в преобразовании «позитивной философии» в религию всего человечества.

    Источник: http://om-istina.ru/?p=6418

    Огюст Конт формулирует «Закон трёх стадий» о развитии научных представлений

    Огюст Конт выпускает последний, шестой том  Курс позитивной философии / Cours de philosophie positive, начатый им ещё в 1830 году.  

    1) Здесь О. Конт сформулировал «Закон трёх стадий», описывающий интеллектуальную эволюцию человечества (аналогичные мысли ранее высказывал его учитель Анри де Сен-Симон).

    Вот одно из авторских описаний «Изучая развитие человеческого разума  […] от первого его проявления до наших дней,  думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путём наших рациональных доказательств, так и путём внимательного анализа прошлого, историческую достоверность. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит, необходимым образом, три теоретически различных стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную, или позитивную…

    Читайте также:  Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками - студенческий портал

    Отсюда три типа философии, или концептуальных систем, обобщающих феномены, взаимно исключающих друг друга. Первая — начальный пункт, необходимый для человеческого понимания (intelligentia), третья — фиксированная и определенная стадия, а вторая уготована служить в качестве транзитного пункта».    

    Вот как это проявляется в познании:

    «Согласно этому закону интеллектуальное развитие людей неизбежно проходит последовательно через три различных теоретических стадии: теологическую, метафизическую и научную.

    По мнению Конта, теологическая стадия соответствует младенческому состоянию человеческого разума, который ещё не способен к решению даже простых научных проблем. Человек, находясь на первой стадии своего развития, стремится приобрести знание о сущности мира (в действительности для него недоступное), объяснить все явления, отыскать начала всех вещей.

    Подобная «примитивная потребность» удовлетворяется довольно простым способом: люди рассматривают явления внешнего мира, объясняя их по аналогии с собственными действиями. Таким путём наблюдаемые явления облекаются в человеческие образы, и возникает иллюзия того, что сущность мироздания вполне постижима и даже известна.

    Происходящие в природном мире события человек связывает с деятельностью особых сверхъестественных существ, во многом подобных людям, но неизмеримо превосходящих их. Согласно Конту теологическая стадия -необходимый этап в развитии человечества. Теологический способ мышления совершенно неизбежен в качестве исходной точки познавательного процесса.

    Чтобы убедиться в нелепости «теологических принципов», человеческий ум должен собрать достаточно фактов и познать реальный объем своих возможностей.

    Метафизическая (или абстрактная) стадия, так же как и теологическая, характеризуется стремлением человеческого ума к достижению абсолютного знания о первопричинах.

    Различие этих двух первых стадий состоит в том, что меняются сами принципы объяснения мироздания: место сверхъестественных сущностей теперь занимают абстрактные силы. Эти абстрактные силы изучает особая дисциплина — онтология, которая ставит своей задачей объяснение внутренней природы всех вещей.

    Типичная черта метафизической стадии — недостаточное внимание к наблюдениям и повышенный интерес к умозрительной аргументации, слабо подкреплённой фактами. Метафизическая стадия, согласно Конту, носит переходный характер: её назначение — постепенное разрушение теологического мышления и подготовка почвы для будущего триумфа научного метода.

    Эта вторая стадия столь же необходима, как и первая, ведь переход от теологии к науке не может быть слишком резок в силу того, что человеческий ум не терпит внезапных перемен, развиваясь последовательно и постепенно.

    Позитивная (или научная) стадия — это новая стадия в духовной эволюции человечества, в которой на первый план выходит деятельность отдельных наук, эмпирическим путём изучающих конкретные области действительности. Причём Конт полагал, что переход от одной стадии к другой определяет не только эволюцию человеческого мышления, но и развитие общества вообще, то есть движущей силой истории он считал прогресс знания.

    Итак, на место теологии и метафизики приходит наука. Истинная философия  — одна из научных дисциплин, которая стремится охватить все классы явлений и которая применима к любым объектам человеческого знания.

    При этом позитивная философия вовсе не тождественна простой совокупности наук.

    Позитивная философия делает своим содержанием только важнейшие результаты каждой из основных наук (оставляя в стороне многочисленные частности) и рассматривает только наиболее общие методы, применяемые в этих науках.

    Позитивная философия как особая дисциплина предназначена для роли некоторого общего вводного курса, с которым должны иметь возможность ознакомиться все учёные, независимо от избранной ими специальности. Такой порядок освоения знаний, по мнению Конта, является неизбежным следствием углубляющегося разделения труда и позволяет избежать негативных последствий этого процесса.

    Французский мыслитель не раз отмечал, что формирование позитивной философии ещё не завершено».

    Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C., Философия науки, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с. 257-259.

    Источник: https://vikent.ru/enc/321/

    Позитивизм

    Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — научное направление, доказывавшее, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие объективные методы, а не умозрительные рассуждения.

    Основная цель позитивизма — борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которым ничего не соответствовало в реальности.

    Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания.

    Позитивизм считает надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний является эмпирическое описание фактов.

    Основоположником позитивизма считается Огюст Конт, полагавший, что современной «научной» стадии развития человечества предшествовали «теологическая» и «метафизическая» стадии, причем характерной особенностью этого стадиального развития является то, что каждая последующая стадия менее обременена предрассудками, чем предыдущая. По мнению Конта, основная задача науки — описание, прогнозирование и контроль. Ученый начинает с точного описания наблюдаемых событий, из которого могут быть извлечены математические законы, описывающие естественные закономерности. А как только в распоряжении ученого оказываются законы, у него появляется возможность делать прогнозы. В конце концов подтвержденные научные законы делают доступным контроль над природой, поскольку выявленными причинно-следственными связями можно управлять, а значит, можно добиваться желательных и прогнозируемых целей. Хороший ученый должен избегать попыток объяснять причины тех или иных событий, особенно в тех случаях, когда речь идет о сущностях, наблюдать которые невозможно. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Постулирование невидимых причин связано с риском снова впасть в религиозные или метафизические предрассудки.

    Таким образом единственной формой знания при позитивизме становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) познания. Важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению.

    Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

    В психологии позитивизм оказал влияние на бихевиоризм и положил начало операционализму.

    Психолог-позитивист стремится убрать из научной психологии все ссылки на разум, поскольку считает, что только так психология может избежать скатывания к религиозным предрассудкам.

    В позитивизме понятие «разум» — ненаучное понятие, а психология должна описывать, прогнозировать и контролировать лишь то, что поддается наблюдению, т. е. поведение.
    Позитивизм (фр. positivisme, от лат.

    positivus — положительный) — научное направление, доказывавшее, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие объективные методы, а не умозрительные рассуждения.

    Основная цель позитивизма — борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которым ничего не соответствовало в реальности.

    Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания.

    Позитивизм считает надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний является эмпирическое описание фактов.

    Основоположником позитивизма считается Огюст Конт, полагавший, что современной «научной» стадии развития человечества предшествовали «теологическая» и «метафизическая» стадии, причем характерной особенностью этого стадиального развития является то, что каждая последующая стадия менее обременена предрассудками, чем предыдущая. По мнению Конта, основная задача науки — описание, прогнозирование и контроль. Ученый начинает с точного описания наблюдаемых событий, из которого могут быть извлечены математические законы, описывающие естественные закономерности. А как только в распоряжении ученого оказываются законы, у него появляется возможность делать прогнозы. В конце концов подтвержденные научные законы делают доступным контроль над природой, поскольку выявленными причинно-следственными связями можно управлять, а значит, можно добиваться желательных и прогнозируемых целей. Хороший ученый должен избегать попыток объяснять причины тех или иных событий, особенно в тех случаях, когда речь идет о сущностях, наблюдать которые невозможно. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Постулирование невидимых причин связано с риском снова впасть в религиозные или метафизические предрассудки.

    Читайте также:  Классификация ощущений - студенческий портал

    Таким образом единственной формой знания при позитивизме становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) познания. Важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению.

    Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

    В психологии позитивизм оказал влияние на бихевиоризм и положил начало операционализму.

    Психолог-позитивист стремится убрать из научной психологии все ссылки на разум, поскольку считает, что только так психология может избежать скатывания к религиозным предрассудкам.

    В позитивизме понятие «разум» — ненаучное понятие, а психология должна описывать, прогнозировать и контролировать лишь то, что поддается наблюдению, т. е. поведение.
    Позитивизм (фр. positivisme, от лат.

    positivus — положительный) — научное направление, доказывавшее, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие объективные методы, а не умозрительные рассуждения.

    Основная цель позитивизма — борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которым ничего не соответствовало в реальности.

    Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания.

    Позитивизм считает надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний является эмпирическое описание фактов.

    Основоположником позитивизма считается Огюст Конт, полагавший, что современной «научной» стадии развития человечества предшествовали «теологическая» и «метафизическая» стадии, причем характерной особенностью этого стадиального развития является то, что каждая последующая стадия менее обременена предрассудками, чем предыдущая. По мнению Конта, основная задача науки — описание, прогнозирование и контроль. Ученый начинает с точного описания наблюдаемых событий, из которого могут быть извлечены математические законы, описывающие естественные закономерности. А как только в распоряжении ученого оказываются законы, у него появляется возможность делать прогнозы. В конце концов подтвержденные научные законы делают доступным контроль над природой, поскольку выявленными причинно-следственными связями можно управлять, а значит, можно добиваться желательных и прогнозируемых целей. Хороший ученый должен избегать попыток объяснять причины тех или иных событий, особенно в тех случаях, когда речь идет о сущностях, наблюдать которые невозможно. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Постулирование невидимых причин связано с риском снова впасть в религиозные или метафизические предрассудки.

    Таким образом единственной формой знания при позитивизме становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) познания. Важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению.

    Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

    В психологии позитивизм оказал влияние на бихевиоризм и положил начало операционализму.

    Психолог-позитивист стремится убрать из научной психологии все ссылки на разум, поскольку считает, что только так психология может избежать скатывания к религиозным предрассудкам.

    В позитивизме понятие «разум» — ненаучное понятие, а психология должна описывать, прогнозировать и контролировать лишь то, что поддается наблюдению, т. е. поведение.

    Источник: https://syntone.ru/psy_lib/pozitivizm/

    Позитивизм — это… Что такое Позитивизм?

    Позитивизм

    Основные понятия
    Тексты
    Течения
    Люди
    Верификация, Опыт, Факт

    • Индукция, Конвенционализм
      Теорема о неполноте
      Тезис Дюэма — Куайна
    • Метаязык
    Основные начала
    Логико-философский трактат
    Эмпириокритицизм, Махизм
    Венский кружок, Неопозитивизм
    Львовско-варшавская школа
    Конт, Тэн, Милль, Спенсер
    Мах, Авенариус
    Пуанкаре, Дюэм, Рассел
    Шлик, Карнап, Гедель, Нейрат
    Витгенштейн

    Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат.

     positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

    История позитивизма

    Основоположником позитивизма является Огюст Конт (1830-е гг.).

    В программной книге «Дух позитивной философии» (Париж, 1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.

    Идеи Конта вдохновили двух английских мыслителей Милля[1] и Спенсера[2]. Этот позитивизм получил название Первого или классического. В России его последователями были Н. Михайловский, В. Лесевич.

    На немецких землях позитивизм впитал некоторые элементы кантианства и приобрел свою специфику. Поэтому его стали различать от первого позитивизма и называть вторым позитивизмом[3] или Эмпириокритицизмом. Его представителями были швейцарец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах.

    Согласно Ленину, к взглядам второго позитивизма были близки взгляды Пуанкаре и Дюэма[4]. В августе 1900 года Пуанкаре руководил секцией логики Первого Всемирного философского конгресса, проходившего в Париже. Там он выступил с программным докладом «О принципах механики», где изложил свою конвенционалистскую философию.

    В России ко второму позитивизму примыкает эмпириомонизм А. Богданова, а в США — прагматизм Ч. Пирса:

    Прагматизм — сугубо американская форма развития позитивизма[5]

    Со вторым «немецким» позитивизмом тесно связан неопозитивизм или логический позитивизм Венского кружка, поскольку его лидер Мориц Шлик был непосредственным преемником Маха[6]. Помимо Шлика центральными фигурами кружка были Карнап и Нейрат.

    Принимал участие в работе кружка и Людвиг Витгенштейн. Этот кружок нашел в Англии своего активного сторонника и пропагандиста в лице Айера, а в США в лице Куайна.

    С 1930 Венский кружок издает совместно с берлинской группой Рейхенбаха журнал «Erkenntnis» («Познание»), пропагандирующий идеи логического позитивизма.

    Неопозитивисты созвали ряд конгрессов: в Праге (1929), Кенигсберге (1930), Праге (1934), Париже (1935), Копенгагене (1936), Париже (1937), Кембридже (1938). В результате Второй мировой войны Вена перестала существовать как центр неопозитивизма, а его представители эмигрировали в англоязычные страны.

    «Англоязычный» неопозитивизм обыкновенно называют аналитической философией, поскольку англоязычная философия была уже подготовлена как многовековыми традициями номинализма и эмпиризма, так и непосредственно предшествующими идеям утилитаризма, прагматизма (Моррис) и неореализма (Рассел, Мур).

    Основное отличие аналитической философии от австрийского неопозитивизма в смещении внимания с логического анализа на лингвистический анализ естественного языка.

    Если философия логического позитивизма считала себя философией науки и представляла линию сциентизма, сторонники аналитической философии выступали против какого-либо культа научного знания и отстаивают «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке. Например, Людвиг Витгенштейн считается одновременно и австрийским неопозитивистом и представителем аналитической традиции.

    Под влиянием Витгенштейна находился британский философ Рассел, которого считают представителем не только неореализма, но и неопозитивизма[7]. Ключевыми представителями английского неопозитивизма были Гилберт Райл, Джон Уисдом и Джон Остин, американский неопозитивизм был представлен Гудменом, Дэвидсоном, Крипке и Сёрлем

    Читайте также:  Аудит расчетов с учредителями по выплаченным доходам и использованию прибыли - студенческий портал

    После Второй мировой войны в англоязычных странах появился Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

    Позитивизм Огюста Конта | Второй позитивизм:Эмпириокритицизм+Махизм | Неопозитивизм: Венский кружок+Львовско-варшавская школа ______________|_____________ | | Постпозитивизм Аналитическая философия

    Основные положения позитивизма

    Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов.

    Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки.

    Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа»[8].

    Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

    Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

    Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики[9].

    Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии.

    Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу.

    В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки[10].

    Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно О.Конту)

    • Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
      • Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
      • Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
      • Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
    • Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи».

      Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.

    • Позитивная — единственной формой знания становится научное знание.

      Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению.

      Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

    Идея эволюции с позиции позитивизма

    Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе — поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в.

    Одни считают, что идею эволюции раскрыл Чарльз Дарвин (1809—1882), другие полагают, что автором этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820—1903). Как бы то ни было, именно Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции.

    Эволюция — это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию. За иллюстрациями Спенсер обращался к различным наукам — к астрономии, биологии и социологии.

    Однообразная космическая туманность порождает многообразие небесных тел Солнечной системы; однообразная протоплазма — многообразие мира живых существ; однообразная первобытная орда — многообразие форм государства.

    Кроме того, эволюция характеризуется переходом от хаоса к порядку и постепенным замедлением в результате рассеяния энергии. Идея эволюции оказалась чрезвычайно плодотворной. Её заимствовали как материалисты, так и идеалисты и мистики.

    Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями

    Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания.

    Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов.

    Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально под „протокольными предложениями“ понимались — как это видно из самого наименования — те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо ещё, — факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в „протокольных предложениях“, без какого-либо искажения, то они станут, наверное, абсолютно несомненными отправными точками знания»[11].

    См. также

    • Логический позитивизм
    • Философия науки
    • Органицизм

    Примечания

    1. Индуктивистский позитивизм Джона Стюарта Милля
    2. Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера
    3. «Второй позитивизм»
    4. Материализм и эмпириокритицизм
    5. Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии
    6. Логический позитивизм («Третий позитивизм»)
    7. Неопозитивизм — Б. Рассел, Л. Витгенштейн
    8. Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. Научное миропонимание — венский кружок // Логос, 2005, № 2 (47). — С. 20.
    9. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. — М.: Гардарики, 2007, с. 15
    10. Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) — М.: Академический проект, 2008, с. 88
    11. Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия: Избр. тексты. — М., 1993. — С. 34.
    • Михаленко Ю. П. Философия Давида Юма — теоретическая основа английского позитивизма XX века. — М., 1962.
    • Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. — М., 1980. — 416 с.
    • Русский позитивизм. / В. В. Лесевич, П. С. Юшкевич, А. А. Богданов. Составитель, автор предисловия, обзорной статьи и указателей С. С. Гусев. — СПб., 1995. — 362 с.
    • Schlick, M. Positivismus und Realismus. In: Erkenntnis 3, 1932, S. 1-31.
    • Значение слова «Позитивизм» в Большой Советской Энциклопедии

    Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/22796

    Ссылка на основную публикацию