Межличностные отношения в группе — студенческий портал

1 Антюшина Т.Ю. 1 1 МАОУ ВО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»

1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – М., 2003.
3. Андриенко Е.В.

Социальная психология. – М., 2000.
4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 2012.
5. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2011.
6. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды // под ред. А.А. Бодалева. – М., 1995.
7. Сапогова Е.Е.

Психология развития человека. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005.

Актуальность исследования. Становление личности не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором она живет, от системы отношений, в которые личность вовлекается.

Следовательно, социум влияет на личность и в значительной степени определяет то, каким она станет в будущем.

Взаимоотношение осуществляется в форме деловых и личных взаимоотношений и предполагает «взаимную связь». Оно реализуется в общении и в то же время накладывает отпечаток на общение, служит своеобразным его содержанием.

В студенческой среде складывается определенная система межличностных отношений, формируются малые (неформальные) группы.

Взаимоотношения в таких группах имеют свои особенности: небольшое количество людей, что даёт возможность проявления тесных личных контактов, непосредственных связей «лицом к лицу»; отношения складываются на основе чувства симпатии, единства интересов и увлечений, общих черт характера и поведения; в группе возникают традиции, правила, обязанности и санкции.

В общении человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом социальной жизни. Потребность в общении способствует установлению многообразных связей с людьми, стимулирует обмен знаниями и опытом, чувствами и мнениями и может проявляться в форме частной потребности в друге, дружеских связях на фоне коллективных взаимоотношений; является источником активности личности.

Общение студентов – это обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога личности как с «другими Я».

Современное образование не способствует в должной степени развитию между студентами сплоченности, характеризующейся высокой организованностью, ответственной зависимостью, богатством духовных отношений и интересов, что могло бы обеспечить повышение эффективности межличностного взаимодействия субъектов образования. Поэтому обращение к студенческому коллективу и сложившимся в нём взаимоотношениям является достаточно актуальным.

Часто в группах благоприятная атмосфера складывается лишь к последним годам обучения, и тогда возникает вопрос проведения целенаправленной работы над созданием группы как коллектива, в котором складываются доброжелательные отношения, взаимопонимание, взаимоподдержка и взаимопринятие, начиная с 1 курса обучения.

В трудах А.Н. Леонтьева, личность неотделима от ее деятельности – целеустремленной активности по удовлетворению потребностей. Личность выступает одновременно и как условие, и как продукт деятельности [4].

По Б.Г. Ананьеву, личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития [1].

Так как формирование и развитие личности Ананьевым Б.Г.

определено совокупностью условий социального существования, следовательно, сделаем вывод, что если студент большую часть времени проводит в учебной группе, она будет определённым образом влиять на развитие его личности.

Социальное взаимодействие является характерной чертой человеческой жизнедеятельности. Каждый наш день включает множество различных по форме и содержанию типов взаимодействия с другими людьми. Самым общим образом социальное взаимодействие можно определить как «процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других».

Г.М. Андреева интерпретирует взаимодействие как организацию совместной деятельности: в ходе совместной деятельности организуется коммуникация, именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий [2].

Основная идея В.Н.

Мясищева заключается в том, что такие фундаментальные потребности человека, как потребность в труде и потребность в общении, а также такие его личностные свойства, как характер и, в определенной степени, склонности и способности, активно проявляются и развиваются не столько в одностороннем воздействии человека на природу, на вещи и предметы, сколько в двухстороннем взаимодействии людей, накладывающем неизгладимый отпечаток на все стороны формирующейся личности [6].

В процессе взаимодействия люди оказывают влияние друг на друга, что отражается на результате совместной деятельности. В настоящее время описывают следующие феномены, возникающие в процессе взаимодействия: социальная фасилитация, социальная ингибиция и эффект Рингельмана.

Д. Майерс рассматривает социальную фасилитацию как тенденцию, побуждающую людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других, и как усиление доминантных реакций в присутствии других людей [5].

В переводе с английского facilitate означает «облегчать», «помогать», «способствовать».

Фасилитатором называют человека, положительно влияющего на общий настрой группы и способствующего эффективной деятельности каждого субъекта.

Социальная ингибиция описана Е.В. Андриенко как тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы [3].

Данный феномен возникает обычно в условиях негативного отношения субъектов взаимодействия друг к другу.

Сопровождается развитием патогенных психических состояний у одного или нескольких взаимодействующих и коммуникативными барьерами.

Эффект Рингельмана представлен в трудах С.С. Степанова и заключается в зависимости размера индивидуального вклада в общее дело от количества участников: чем больше людей участвует в совместной деятельности, тем меньше индивидуальный вклад каждого отдельного участника.

Студенческая группа является первой и основной ячейкой, где формируется личность будущего специалиста. Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности группы, в которой учится студент, особенности других групп и курсов, имеющихся в учебном заведении.

В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных, эмоциональных и деловых взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров, и все эти процессы оказывают сильное влияние на успешность студента в учебной деятельности и поведение.

Такие особенности студенческой группы, как однородность возрастного состава (разница в возрасте обычно не более 5 лет), обуславливают возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей, способствуют сплочению группы. Основной вид деятельности студенческой группы — учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается: каждый сам по себе.

По данным Е.Е.

Сапоговой, общение со сверстниками в студенческом возрасте продолжает выступать средством усвоения молодыми людьми статусов и ролей, отработки коммуникативных навыков и стилей общения в новой социальной среде. Данное общение выступает разновидностью эмоционального контакта, способствующей осознанию группой своей принадлежности, автономия, эмоционального благополучия и устойчивости [7].

Не будем забывать о том, что от характера, особенностей, успешности межличностного взаимодействия зависит самочувствие, психическое здоровье, продуктивность учебной и будущей профессиональной деятельности, степень самореализации студента, поэтому обращение к проблеме исследования является актуальным.

Библиографическая ссылка

Антюшина Т.Ю. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-4. – С. 593-595;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10588 (дата обращения: 20.03.2020).

Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10588

Межличностное взаимодействие студентов с учетом гендерного аспекта

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения.

Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.

Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). [18]

Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере.

Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т.

Лисовский отмечает, что 19-20 лет — это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Юность — пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с реальным.

Но идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «я» еще всесторонне не оценено самой личностью.

Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

Личность в процессе образования усваивает образцы поведения общества и социальных групп «по принадлежности к ним», либо соотносит свое поведение с их нормами и ценностями.

Одним из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования, является учебная группа, которая также представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов.

Такие особенности студенческой группы как «проводника» знаний и как личностно формирующей среды, детерминируют интерес к студенческой группе со стороны различных наук. [25]

Мы рассмотрим «студенческую группу» как группу, которая в социальной психологии относится к малым группам.

Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных социальных общностей. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов.

В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.

Малая группа — это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время. [20]

В нашем случае студенты объединены общей целью: получение знаний в вузе на протяжении пяти лет. Каждый день они встречаются на парах, общаются, взаимодействуют между собой.

Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные. [24]

Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т.д.

Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Естественные — это группы, реально существующие в обществе. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения.

Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру.

Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы — это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т.д.

  • Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
  • Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.
  • Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
Читайте также:  Учет расчетов с использованием векселей - студенческий портал

Студенческая группа относится к формальной группе, так как они подчинены одной структуре — уставу университета, в котором учатся. У студентов есть определенные обязанности и права, определенно установленное время, в которое происходит их взаимодействие и общение.

Система межличностных отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия или антипатия; безразличие или неприязнь; дружба или вражда и другие психологические зависимости между людьми в малой группе) складывается порою стихийно.

[26] Она в большинстве случаев организационно не оформлена, особенно в начальный период существования.

Между тем значение ее очень велико, поэтому следует изучать ее и осмысливать, поскольку на основе межличностных отношений формируются все остальные компоненты психологии малой группы: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствия; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение. Все они обусловливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы.

В ходе межличностных отношений осуществляются самоутверждение личности в группе, оценка своих достоинств в сравнении с достоинствами остальных членов группы с целью раскрыть свои возможности, проявить себя, определить свою роль в группе.

Характер развития межличностных отношений в малой группе может быть очень многосторонним, а порой и противоречивым. В них проявляется множество разнообразных коллизий, ситуаций, отражающихся на поведении, действиях, поступках, самочувствии и настроении не только того или иного члена группы, но и всей группы в целом, на ее сплоченности и результатах деятельности.

Могут, например, стихийно складываться неформальные микрогруппы, возникшие вследствие различных причин и предпосылок, носящие положительную или отрицательную направленность, имеющие ту или иную степень влияния на людей. В любом случае их появление является закономерностью развития межличностных отношений, которую всегда нужно принимать во внимание и учитывать.

[8]

Психологи рассматривают студенческую группу как социально-психологическую систему, обладающую специфическими особенностями, которые детерминированы многими факторами и подчеркивают значение создания комфортной среды для оптимального развития личности будущего специалиста и актуализации его скрытых возможностей, раскрытие потенциала, трансляции и приращения знаний.

Студенческую группу не следует представлять как однородную массу. Она делится на отдельные группировки, которые можно рассматривать в различных системах координат. Важна не сама дифференциация, а структура складывающихся и развивающихся связей, создающих целостную атмосферу межличностных отношений. [16]

Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенческой группы.

Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодежных возрастных группах.

Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студентов более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре, в частности увеличивается количество женщин. [1]

Студенты не занимают самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.

Студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

К числу специфических особенностей студентов следует отнести несколько типичных черт. Прежде всего, такую, как социальный престиж.

Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи.

Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда — учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студентов сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения — это специфическая черта студенческой группы.

Социально значимой чертой студентов является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором.

Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.

[5]

Подводя итог, отметим — малую группу необходимо рассматривать как особого рода психологический феномен, как промежуточное звено в системе «личность — общество». Изучение этого феномена, по мнению ученых, позволит объяснить не только законы формирования личности, но и законы общественного развития более высокого порядка.

Сплоченность малых групп, устойчивость их структуры, против воздействия сил, направленных на разрыв внутригрупповых связей, эффективность деятельности группы и зависимость ее от размера, от стиля руководства, конформность личности в группе и независимость ее от группы, а также другие проблемы межличностных отношений являются важнейшими элементами структуры коллектива и позволяют судить об успешности его функционирования. [6]

Источник: https://studwood.ru/1547465/psihologiya/mezhlichnostnoe_vzaimodeystvie_studentov_uchetom_gendernogo_aspekta

Особенности межличностных отношений в студенческих группах

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека, переходный от юности к зрелости. Юношеский («студенческий») возраст, юношеский период — это начало самостоятельной, взрослой жизни. В юношеском возрасте выделяются следующие возрастные периоды: 16–17 лет — ранняя юность, 17–20 лет — собственно юность, 20–21 год — поздняя юность.

Эти возрастные периоды имеют свою специфику, но, при этом, обладают многими общими характеристиками.

В исследованиях накоплен значительный эмпирический и теоретический материал, позволяющий говорить о том, что межличностные отношения студентов обуславливается, во-первых, возрастными особенностями данной социальной группы, во-вторых, особенностями присущей ей деятельности.

Профессиональная подготовка в вузе проходит на основе вовлечения будущего специалиста в такие виды деятельности как учебная, научно-исследовательская и общественная деятельность.

Учебная деятельность выступает основным видом деятельности студента, занимающим наибольший объем времени во всем процессе подготовки будущих специалистов. Научно-исследовательская деятельность исполняется в процессе участия в работе различных научных сообществ и объединений.

Общественная работа позволяет значительно обогатить социальный опыт студентов в сфере построения межличностных взаимодействий, сформировать у них позитивные личностные черты.

В период обучения в вузе студенты проявляют себя также в эстетической и досуговой видах деятельности, которые в случае их положительной направленности оказывают позитивное влияние на личностно-профессиональное развитие молодых людей, позволяют существенно обогатить содержание их межличностного взаимодействия.

Пестрота национального, социально-экономического состава молодых людей, обучающихся в вузе, присущего им интеллектуального, креативного потенциала, развитость профессиональных и общекультурных интересов и ценностных ориентаций и т. д. делает среду студенческой молодежи достаточно неоднородной.

Данная неоднородность проявляется на качественном и содержательном состоянии выстраиваемого ими межличностного взаимодействия. Среди множества факторов — экономических, политических, культурных и т. д.

— высоко значимой для построения и развития межличностных отношений студентов выступает среда, формируемая в рамках вуза.

Образовательная среда включает в себя ряд структурных единиц, оказывающих влияние на личность. она состоит: физическое окружение (архитектура здания вуза, размеры, находящихся в нем учебных помещений и т. д.

); человеческие факторы (личностные, статусно-ролевые, возрастные, национальные и иные особенности обучающихся); программы обучения (стиль преподавания, особенности контроля и оценки и т. д.).

Несмотря на прослеживающееся влияние всех обозначенных структурных единиц образовательной среды на межличностные отношения студентов, в качестве ведущих для их построения в психологии рассматривается человеческий фактор.

Студенческая академическая группа, которая является первой и основной ячейкой, где формируется личность будущего специалиста. Студенческая группа — сложное и многообразное социальное явление, которое развивается по объективно существующим законам, законам общения.

Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп.

В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных, эмоциональных и деловых взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т. п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Такие особенности студенческой группы, как однородность возрастного состава (разница в возрасте обычно не более 5 лет), обуславливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей, способствует сплочению группы.

Основной вид деятельности студенческой группы — учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается: каждый сам по себе. Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров, так и подвергаются определенным управляющим воздействиям со стороны преподавателя.

В студенческой группе проявляются такие социально-психологические явления, как: «коллективные переживания и настроения» ̶ эмоциональная реакция коллектива на события в коллективе, в окружающем мире;; «коллективные мнения» ̶ сходство суждений, взглядов по вопросам коллективной жизни, одобрение или порицание тех или иных событий, поступков членов группы; явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования — форма взаимодействия людей, которые эмоционально ревностно относятся к результатам своей деятельности, стремятся добиться успеха.

Межличностные отношения связывают, прежде всего, студентов с друг другом. Отношения типа «студент-студент» в вузовской среде относиться к горизонтальному уровню взаимодействия, которое характеризуется интенсивностью неформального общения, удовлетворением психологических потребностей, формированием черт характера и свойств личности.

Отношения между студентами представляют с собой форму взаимодействия со сверстниками, пропитанную специфическими задачами профессионализации. Как отмечает Е. Е. Сапогова, общение со сверстниками решает целый ряд специфических задач.

В трактовке автора, оно представляет с собой, прежде всего, важный канал специфической информации, которую нельзя или по каким-то причинам стыдно получить от взрослых. Кроме того, по данным Е. Е.

Сапоговой, общение со сверстниками в студенческом возрасте продолжает выступать средством усвоения молодыми людьми статусов и ролей, отработки коммуникативных навыков и стилей общения в новой социальной среде.

Важно также и то, что данное общение выступает разновидностью эмоционального контакта, способствующей осознанию группой своей принадлежности, автономия, эмоционального благополучия и устойчивости. Качество межличностных отношений студентов во многом определяется уровнем развития студенческой группы.

Читайте также:  Фактор Ланде - магнитный момент и векторная модель многоэлектронного атома

Являясь одной из разновидностей социальных групп, студенческая группа развивается по объективно существующим законам общества, но обладает и некоторым своеобразием и неповторимостью. Среди особенностей студенческой группы, влияющих на устанавливаемые в ней межличностные отношения можно выделить следующие: цель, состоящая из овладения знаниями, умениями, навыками и подготовки к профессиональной деятельности; учеба как основной вид деятельности; индивидуальные формы труда; отсутствие отношений «по вертикали»;относительная возрастная однородность; ограниченность периода существования. Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям. Второй курс — период самой напряженной учебной деятельности студентов.

В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.

Четвертый курс — первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

Пятый курс — перспектива скорого окончания вуза формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т. п.

Студенческий возраст, в котором пребывают члены группы — это пора достижений, стремительного накапливания знаний, умений, становления нравственности, обретение новой социальной позиции.

В это же время, юношеский возраст характеризуется потерей детского мироощущения и наступает пора сомнений в собственных силах, возможностях, утверждение собственного «Я« в обществе, и взаимоотношений с окружением.

На этой почве отношение к коллективу меняется по сравнению со школьными годами, наблюдается избирательность в межличностном общении, критичность по отношению к коллективу. Активность и процесс утверждения своего «Я» среди сверстников затрудняется тем, что он осуществляется на основе однотипных профессиональных интересов.

Становление личности студента происходит в академической группе, которая находится на определенном этапе своего развития.

Характер развития личности в значительной мере обусловлен уровнем развития группы, в которую личность включена и в которой она интегрирована.

В академических группах, которые достигли в своем развитии уровня коллектива, существуют благоприятные условия для формирования у студентов положительных качеств личности, необходимых современному специалисту.

Источник: https://cyberpedia.su/1x1ec1.html

Алгоритмы построения гуманных межличностных отношений в студенческой группе

Образовательный процесс в любом образовательном учреждении сопряжен с учетом, анализом и по возможности исправлением современных рисков.

Среди последних можно отметить кризисный переходный период отечественного образования на новые образовательные программы в соответствии с Болонским соглашением, сложности перестройки системы преподавания, ломки стереотипов в педагогическом сознании отечественных педагогов и преподавателей, а также неумении студентов и учащихся строить межличностные отношения с администрацией образовательного учреждения, преподавателями в рамках деловой коммуникации, не желание в группе сверстников доверяться и прочие риски.  Рассмотрим рабочие определения, активно используемые нами – это «гуманизация образования», «гуманизация межличностных отношений», «гуманные межличностные отношения», «малая группа».

  • Под гуманизацией образования мы будем понимать многоплановый социально-психологический процесс утверждения гуманистических ценностей, стимулов, мотивов поведения, очеловечивание целостной картины мира у ребенка и взрослого, развитие гуманистического мышления и мировоззрения через вариативность и дифференцированность обучения, многообразие программ и учебников при личностной центрации на обучаемом, обеспечивающих личностный смысл образования и личностный смысл изучаемых предметов [1-4].
  • Анализ понятия «отношение» зарубежной и отечественной психологией позволяет рассматривать понятие «отношение» как активную интегральную позицию, определяющую индивидуальный характер деятельности и поступков, возникающую в результате взаимодействия субъектов, отражающую ранее приобретенный опыт целостной системы избирательных взаимосвязей и их переживаний [5].
  • Предпринятый нами анализ философской, педагогической, психологической литературы показал, что проблема гуманизации образования имеет достаточно большое количество направлений своего решения за счет включения тех факторов, которые обеспечивают гуманизацию межличностных отношений, последние представляют собой систему внутренних связей личности с окружающей действительностью в виде переживаний, действий, поступков, позиций, которые стали ее мировоззрением и выражаются в уважении (неуважении) достоинства и прав человека, его ценностей, отзывчивости, гуманного отношения, эмпатии, ассертивности и прочих проявлениях как к самому себе, так и к другим людям [1-5].
  • Под гуманными межличностными отношениями нами будет пониматься результат позиции или диспозиции субъектов образовательной деятельности, возникающий в процессе педагогического взаимодействия, где конгруэнтно реализуются в вербальной коммуникации когнитивный, эмоциональный и волевой уровни развития личности [1-5].

Малая студенческая группа отличается динамичностью процессов становления, структурирования, изменения межличностных взаимоотношений, возрастная, а нередко и половая гомономность, так как происходит перераспределения групповых ролей, низвержение лидеров, статусное возвышение новых студентов и прочее.

Динамика малой группы зависит от групповых феноменов, напрямую определяющими личностными особенностями участников группы, например такими, симпатии, желание доминировать, межличностная ориентация, стремление к лидерству и прочее.

Поэтому в каждой малой группе существует определенная специфика межличностных отношений.

Так студенты негуманитарных специальностей (технари) к окружающим показывают следующие виды отношений как авторитарный, эгоистический, агрессивный, подозрительный. У студентов гуманитарных специальностей преобладают по типам отношения к окружающим показатели по зависимости, дружелюбию, альтруизму, подчинению.

Межличностные отношения в студенческой группе отличаются и развиваются в динамике от первого к пятому курсу.

Для студенческой группы первокурсников характерны такие типы межличностных отношений как внушаемость, зависимость, доминантность, подозрительность. К пятому курсу студенты в большей степени проявляют дружелюбие и альтруизм.

Нередко межличностные отношения в студенческих группах развиваются стихийно и этими процессами никто специально не занимается. Для их улучшения необходима гуманизация.

  1. Гуманизация межличностных отношений в студенческой группе — это определенный способ мышления его членов, строящийся на реализации принципов ненасилия, недискриминации, свободы выбора, которые становятся их мировоззрением, выражающееся в уважении достоинства и прав каждого участника трудового взаимодействия, его ценности как личности и как профеккионала, обеспечивающие ему систему межличностных отношений с данном коллективе, выражающуюся в чутком, отзывчивом, заботливом, терпимом, эмпатическом проявлении к людям и самому себе.
  2. Далее рассмотрим некоторые психологические рекомендации и алгоритмы построения гуманных межличностных отношений в малой студенческой группе.
  3. Рекомендации для администрации образовательного учреждения.
  1. Структурировать образовательный процесс, согласовывая его с преподавательским составом.
  2. Обеспечить комфортные условия для работы преподавателей и обучения студентов.
  3. Способствовать развитию профессиональной деятельности преподавательского состава.
  4. Создавать условия для повышения престижа учебного заведения и качества получения профессии студентами.
  5. Пресекать проявления нетерпимости студентов друг к другу, такие как травля, манипулирование, шантаж, табуированная лексика, психологическое насилие, преследование какого-то из студентов по возрастному, религиозному и иному признаку.
  6. Способствовать развитию гуманных и нравственных качеств студентов (доброты, милосердия, человечности, сочувствия) на собственном примере.
  7. В присутствии студентов не выяснять отношения с преподавателями, не давать комментарии и оценку личности и поведения своих коллег.

Рекомендации для преподавателей.

  1. Выстраивать межличностные отношения со студентами с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
  2. Разнообразить процесс образования студентов с применением новых проектных и иных инновационных технологий.
  3. Активизировать и стимулировать познавательные устремления студента, использовать степень его личностной активности, а также создавать условия для самодвижения и поощрения инициативных студентов.
  4. Повышать свой профессиональный, культурный, информационный уровень.
  5. Осознавать границы собственной некомпетентности и по возможности устранять ее.
  6. Находиться и поддерживать постоянный диалог между преподавателем и студентом, для получения обратной связи и корректировки успешности и эффективности образовательной ситуации.
  7. Рассматривать студента с позиций личностно-центрированного подхода.
  8. Объективно оценивать знание составляющую компетентности студента.
  9.  Установить личный контакт со студентами (обращаться по имени, зрительный контакт, поддерживающие и ободряющие жесты, доброжелательная улыбка).
  1. Установление связей сотрудничества преподавателя со студентом, с использованием новых средств связи, таких как интернет и прочие виды по договоренности сторон.
  2. В индивидуальных контактах (беседа, экзамен, зачет и прочее) выслушивать по возможности не перебивая до конца.
  3. Следить за собственной речью, высказываниями, интонацией, мимикой и пантомимикой в различных образовательных ситуациях.
  4. Анализировать свою деятельность, развивать способность признавать свои промахи и ошибки в общении со студентами, исправлять их.
  5. Ясно и понятно излагать материал, проявлять самообладание, выдержку, терпимость.
  6. Стараться решать проблемные ситуации в доброжелательном тоне, не повышая голос.
  7. Способствовать развитию гуманных и нравственных качеств студентов (доброты, милосердия, человечности, сочувствия) на собственном примере.

Рекомендации для студентов:

  1. Заниматься саморазвитием личности для раскрытия индивидуально-творческого потенциала и своих горизонтов.
  2. Учиться испытывать радость от процесса образования и осознания собственного личностного, интеллектуального и иного роста.
  3. Ответственно относиться к обучающему процессу.
  4. Уважительно относиться к себе, преподавателям, администрации образовательного учреждения, а также другим членам группы.
  5. Соблюдать этические нормы поведения в образовательном учреждении к сотрудникам, педагогическому и управленческому составу, членам своей учебной группы (обращаться по имени и отчеству, следить за собственной речью и интонацией).
  6. Проявлять вежливость, инициативу и самостоятельность в общении с преподавателем.
  7. Развивать гибкость реагирования на учебную ситуацию, уверенность в своих силах.
  8. Развивать собственные гуманные качества личности: доброжелательность, терпимость, выдержку, самообладание, самоконтроль, открытость, доверие, принятие и прочее.
  9. Проявлять доброжелательность и тактичность в общении со всеми участниками или субъектами образовательного процесса.
  10. Свободно и открыто выражать свои мысли в конструктивной форме.

Источник: https://e-koncept.ru/2016/56664.htm

Межличностные отношения в студенческом коллективе

  • Государственное автономное образовательное учреждение
  • Среднего профессионального образования
  • «Байкальский базовый медицинский колледж
  • Министерства здравоохранения Республики Бурятия»
  • Межличностные отношения в студенческом коллективе

Андреева Л. М.

  1. Оглавление
  2. Введение
  3. Глава І. Проблема межличностных отношений в психологии
  4. §1. Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии
  5. § 2. Особенности межличностного отношения в юношеском возрасте
  6. Глава ІІ. Эмпирическое исследование межличностных отношений
  7. § 1. Организация, методы и процедура исследования
  8. § 2. Исследования мотивации поступления в колледж

§.3. Анализ результатов исследования межличностных отношений по социометрии

  • § 4. Анализ результатов исследований самооценки в студенческой группе
  • § 5. Выводы и рекомендации по формированию межличностных отношений
  • Заключение
  • Список использованных источников информации
  • Введение
  • Актуальность

Система среднего профессионального образования в России переживает преобразование и адаптируется к новым рыночным условиям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специалистам сестринского дела. Сегодня лечебным учреждениям нужна не просто медицинская сестра, а специалист, способный творчески подойти к своей деятельности, хорошо образованный профессионал.

Идея целостности, единства личностного и профессионального развития студента легли в основу формирования будущего специалиста. В эталон модели выпускника заложены такие интегральные характеристики личности как компетентность, эмоциональная и поведенческая гибкость.

Читайте также:  Этапы проектирования - студенческий портал

В основу оценки этих качеств заложена совокупность ряда психологических методик, позволяющих отследить и сформировать эталон личности выпускника.

Искусство общения, умение строить отношение с людьми, находить подход к ним необходимы каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.

Юношество — это возраст, когда происходит значительное расширение круга общения. По окончании периода юности личность ориентирована на усвоение профессии. По утверждению авторов Мухиной В.С., Гамезо М.В., Петровой Е.А., Хухлаевой О.В., на юность приходится так называемый пик межличностного общения.

Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как норма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям.

Актуальность проблемы межличностных отношений в юношеском возрасте состоит в том, что в этом возрасте определяются особенности взаимоотношений личности с окружающими, которые влияют на ее формирование и развитие, а также на развитие индивидуальности; в действиях личности формируется совокупность норм, правил и форм поведения, личность утверждает свое место в обществе.

Проблему межличностных отношений рассматривали в отечественной психологии В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, Е.О. Смиронова. Мясищев В.Н.

разработал теорию отношений, в ней отношение личности всегда структурно и включает простейшие эмоциональные переживания; через включение оценочных отношений в связи с нормами и нормативными критериями формируются убеждения. Бодалев А.А. разработал закономерности формирования отношений. Коломинский Я.Л.

определяет общение как «такое информационное и предметное взаимодействие между людьми, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются их межличностные отношения».

Цель исследования: рассмотрение теоретических и практических аспектов проблемы межличностных отношений в студенческом коллективе

Задачи исследования:

1.Провести анализ отечественной и зарубежной литературы, освещающей межличностные отношения.

  1. 2.Измерить степень сплоченности в студенческой группе, выявить статус членов группы по признакам симпатии-антипатии, обнаружить микрогруппы
  2. .Проанализировать практические вопросы межличностных отношений студентов на примере студентов первого курса
  3. .Разработать рекомендации по формированию межличностных отношений
  4. Объект исследования — межличностные отношения
  5. Предмет исследования — формирование межличностных отношений
  6. Гипотеза: если будут проведены коррекционные занятия по формированию сплоченности коллектива, то уровень межличностных отношений повысится
  7. Методологическая основа исследования составляет совокупность философских, социально-психологических положений, раскрывающих сущность психологии межличностных отношений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет расширить и уточнить представление о межличностных отношениях юношеского возраста. Теоретические и экспериментальные результаты являются значимыми для психологии личности.

Практическая значимость заключается в том, что полученные в ней данные позволяют определить пути оптимизации проблемы межличностных отношений в социуме. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы психологов средних образовательных учреждений для диагностики особенностей межличностных отношений.

  • межличностное отношение студенческий коллектив
  • Глава І. Проблема межличностных отношений в психологии
  • Изучая индивида мы обращаемся к его ближайшему окружению, и через призму межличностных отношений, его микросоциума, начинаем глубже понимать проблемы личности и корни ее персонификации.
  • Если говорить об отношении, значит надо иметь в виду субъективную связь, которая устанавливается человеком, событием и проявляется в его эмоциональных реакциях и определенной деятельности.

В.Н. Мясищев дал классическое определение отношений личности: «Отношения — целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира» [25].

Определение «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. Межличностные отношения отличаются от таких видов как самоотношение, отношение к предметам, межгрупповые отношения.

Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени и анализ общения, поскольку при условии межличностной связи, путем непрерывного обмена информацией возникает зависимость вступивших в контакт людей друг от друга, и взаимная ответственность за сложившиеся отношения.

Взаимодействие человека с социальной системой осуществляется через совокупность связей, благодаря которым он становится личностью, субъектом деятельности и индивидуальностью.

Отношения, возникающие между людьми в процессе общения, совместной практической и духовной деятельности, определяются как общественные отношения.

Причинами таких отношений могут быть производственные, политические, правовые, нравственные, религиозные, психологические и другие.

Психологические отношения между людьми принято подразделять на официальные и неофициальные в соответствии с той организацией, где они формируются.

Официальные отношения санкционированы, оформляются документально и контролируются обществом или отдельными представителями.

Неофициальные отношения могут признаваться и даже поощряться формальными организациями, но они не регулируются документально.

Различают деловые и личные или (межличностные отношения). Деловые отношения связаны с учебной или трудовой совместной деятельностью и определяются ею. Личные отношения могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанными с взаимодействием), они обусловлены не столько объективными условиями, сколько субъективной потребностью в общении и удовлетворении этой потребности.

Н.Н. Обозов предлагает следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные. Данная классификация основана на нескольких критериях: глубине отношений,, избирательности и выборе партнеров, функции отношений.

Главным критерием по его мнению, является мера, глубина вовлечения личности в отношения, а дополнительные критерии — это дистанция между партнерами, продолжительность и частота контактов, участие ролевых клише в актах общения, нормы отношений, требования к условиям контакта. По данным Н.Н.

Обозова, разные виды межличностных отношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности [28]

Межличностные отношения в группе можно рассматривать в статике, в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, и в динамике, т.е. в процессе развития. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором — законы их преобразования и развития. Эти два подхода часто соседствуют друг с другом, взаимно дополняют друг друга.

Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относится друг другу), затем могут становятся конфликтными, а при благоприятных усл

Источник: https://www.studsell.com/view/77964/

Роль межличностных отношений в развитии интеллекта студентов — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1

В настоящее время проблема повышения качества образования и подготовки конкурентноспособных специалистов по-прежнему актуальна. Но до сих пор существует противоречие между использованием групповых форм учебной работы и недостаточным вниманием к психологическим механизмам межличностных отношений в студенческой группе.

Роль учебной группы для студента отмечает В.А.Якунин: «…обычно познавательная деятельность отдельного студента протекает не изолированно, а совместно и во взаимодействии с другими участниками учебного процесса.

Их индивидуальное развитие, интеллектуальное, профессиональное и социальное становление обусловлены совместной деятельностью и возникающими в ней способами взаимодействия и межличностными отношениями» [3, С. 335-336]. Познавательная деятельность студента, по мнению А.В.

Сидоренкова, служит и средством саморазвития учебной группы и ее структурных компонентов. Источником же саморазвития учебной группы служат внешние и внутренние противоречия, приводящие к изменению отношений внутри группы и отношений группы с внешней средой [2, С.209].

В группе возникают различные виды противоречий: межличностные, микро- и межгрупповые.

Особенности динамики развития личности студента и отношений в учебной группе исследовались нами ранее [1]. Данная работа посвящена изучению взаимосвязи особенностей межличностных отношений, выражающихся в различных противоречиях, и развитием интеллектуальных способностей студента.

Для этого в 2004-2008 гг было проведено лонгитюдное исследование (1-5 курс), в котором принимали участие 10 учебных групп (180 человек, из них 98 мужчин) студентов инженерных факультетов Самарского государственного архитектурно-строительного университета.

В исследуемых группах для выявления структуры проводился непараметрический социометрический опрос, также анкетирование по выявлению степени выраженности противоречий. Уровень общих интеллектуальных способностей оценивался с помощью Прогрессивных стандартных матриц Дж.Равена.

Результаты группировались по выраженности противоречий, и выявлялись различия (оценка достоверности по критерию Фишера).

В целом за время обучения в вузе положительная динамика развития интеллектуальных способностей отмечается у 60-65 % студентов, отрицательная — у 10-20%.

Наибольшие положительные изменения наблюдаются у студентов, имеющих межличностные противоречия: между членами разных подгрупп и между представителями подгрупп и «самостоятельными» членами группы.

При этом различия по численному составу подгрупп не значимы.

Меньше всего различается изменение общих интеллектуальных способностей у студентов, сгруппированных по таким видам противоречий, как между целями, потребностями членов группы и возможностями их удовлетворения в учебной группе и между возможностями членов группы и требованиями учебной деятельности к ним. Наиболее противоречивые результаты между членами группы и представителем административного персонала (преподавателями). Завышение или занижение требований преподавателя, непонимание с его стороны вероятно больше отражается на учебной мотивации студента в зависимости от его личностных качеств, и поэтому одни студенты повышают уровень интеллектуальных способностей, а другие — занижают. Отметим, что практически не свойственны студентам в исследуемых группах межгрупповые противоречия (с представителями других учебных групп).

Если расценивать общие интеллектуальные способности одним из параметров компетентности современного молодого специалиста, то мы должны отметить, что наибольшее влияние оказывает структура учебной группы. Т.е.

, когда с некоторыми из членов группы возникают напряженные, предвзятые отношения, это видимо обостряет конкуренцию, соперничество, которая выражается в осознанном или неосознанном стремлении умственно развиваться.

Сложность и непонятность учебного материала, затруднения в выполнении учебных заданий, скорее приводят к развитию коммуникативных способностей (студент просит объяснить непонятное товарищей в группе или преподавателя), чем умственных.

Таким образом, управляя противоречиями, в частности обостряя конкуренцию между представителями различных микрогрупп в учебной группе, преподаватель будет способствовать развитию интеллектуальных способностей студента.

При этом важно формировать у преподавателей и студентов умение вовремя эффективно разрешать или сглаживать возникающие противоречия.

Такое внимание к межличностным отношениям в учебном процессе и соблюдение баланса процессов дезинтеграции и интеграции в студенческой группе предполагает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Психолого-педагогическое обеспечение многоуровневого высшего образования: монография / Е.А.Геник, А.В.Капцов, Л.В.Карпушина, В.И.Кичигин, Е.И. Колесникова, О.А.Чаденкова. — Самара: СамГАСА, 2003. — 316 с
  • 2. Сидоренков, А.В. Динамика неформальных подгрупп в группе: социально-психологический анализ / Сидоренков А.В. — Ростов н/Д: РГУ, 2004. — 320 с .
  • 3. Якунин, В.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие/Европ. ин-т экспертов. — Спб.: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.

Библиографическая ссылка

Колесникова Е.И. РОЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1101 (дата обращения: 20.03.2020).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1101

Ссылка на основную публикацию